автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Проблема наследия в новейшей арабской философии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема наследия в новейшей арабской философии"
Санкт-Петербургский государственный университет
На правах рукописи
РГ6 од
МОХАММЕД АВАД МОХАММЕД САЛЕМ
ПРОБЛЕМА НАСЛЕДИЯ В НОВЕЙШЕЙ АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Специальность 09.00.03 - история философии АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степфи кандидата философских паук
Санкт-Петербург 1997
Диссертация выполнена на кафедре современной зарубежной философии Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель:
доктор философских паук, профессор Корнеев М.Я., заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Мутагиров Дж.З.
кандидат философских наук Степанов Р.Н
Ведущая организация -
Санкт-Петербургская государственная академия культуры
Защита состоится "¿2." /Уд 4 .1997 г. в ¿¿._с_ на заседании
Диссертационного совета К.063.57.18 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата философских паук в Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, л. 5, философский
факультет, ауд. _.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им.А.М.Горького при СПбГУ.
Автореферат разослан "/|2 " 1997 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета,
кандидат философских наук, допент И.А.Тульпе
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы и степень ее разработанности. Можно выделить три аспекта актуальности данной темы. Во-первых, историко-философский; во-вторых - социально-философский и, в третьих, культурологический (общекультурный). Все эти аспекты взаимосвязаны, но важнейшим является историко-философский. Актуальность и историко-философском плане обусловливается той важной ролью, которую занимает наследие в историческом развитии любой национальной философии и тем местом, которое оно занимает в структуре историко-философского знания вообще. Непрерывное обновление последнего новой тематикой, методологическим и техническим инструментарием ставит во многом по-новому и вечный вопрос об отношении к наследию, оценке ее основных структурных элементов и их взаимосвязи. Это в полной мере относится и к арабской философии. Актуальность в социально-философском плане темы исследования связана с тем, что проблемы арабо-мусульманского наследия неразрывно связаны с новыми запросами развития арабского мира, для которого во многом еще остаются нерешенными задачи, выдвинутые в свое время зачинателями "арабского возрождения", а также требованиями развития современного мира в конце XX века, вызовами Запада арабскому миру, побуждающими арабов по-новому взглянуть на своё прошлое, истоки и индивидуальность, национальное и общемировое, искать в наследии то, что послужит новым импульсом для прогресса арабской цивилизации. Актуальность же в культурологическом (общекультурном) плане темы исследования кроется прежде всего в том, что арабская философия составляет один из главных элементов арабской культуры, хотя ее положение и роль в развитии арабской культуры не были одинаковыми в различные периоды истории арабского мира. . Сама же арабская .культура, имеющая великие достижения, составляет важную чр.сть мировой культуры.
Актуальность темы исследования обусловлена и недостаточной степенью разработанности ряда важнейших ее аспектов, хотя определенный теоретический задел в этом направлении имеется. Это труды таких известных западных ориенталистов и арабистов, как Л.Масиньон, М.Роденсон, Г.Грюнебаум, Ф.Роузентал и др., в которых проблемы философского наследия в странах арабского Востока включены в общее проблемное поле "исламского наследия". В отечественной литературе исследование арабского философского наследия шло в нескольких направлениях, которые можно условно сгруппировать
в два ведущих:" 1) это включенность отдельных проблем этого наследия в общее проблемное поле исследования истории и культуры ислама (Е.А.Крымский, В.В.Бартольд, Е.А.Беляев, И.Ю.Крачковский и др.) и 2) это специальные исследования, в которых арабское философское наследие анализировалось либо в контексте всей философской мысли в странах Среднего и Ближнего Востока (С.Н.Григорян, М.Т.Степанянц, В.Н.Чалоян, Н.С.Кирабаев, АА.Ишатенко и др.), либо персонифицировано и тематизировано (А.В.Сагадеев, М.М.Хайруллаев, Б.Г.Гафуров, А.Х.Касымжанов, А.В.Смирнов, Е.А.Фролова,
Г.Б.Шаймухамбетова, З.И.Левин и др.), либо, наконец, в виде отдельных коллективных монографий и сборников, посвященных мировоззренческим и методологическим вопросам изучения истории философии Зарубежного Востока. Однако во многих этих исследованиях, написанных значительное время тому назад, естественно, не могли найти отражения проблемы арабского философского наследия в том виде, в котором они ставятся в трудах таких представителей новейшего этапа арабской философии, как Аль-Джабири, Х.Ханафи, Т.Тизини, М.Хульми, А.Бадави и др.). В тех же исследованиях, в которых в той или иной мере фигугируют эти имена, анализ их взглядов на арабское наследие дается в основном фрагментарно.
Цель и задачи исследования. Основной целью данного диссертационного исследования являются раскрытие многоплановости арабского наследия в интерпретациях наиболее известных представителей новейшей арабской философии, концептуальная оценка этого наследия с позиции современности и определение его роли для будущности арабской философии. Достижение данной цели предполагает решение следующих исследовательских задач: - показать место проблемы наследия в духовном обновлении арабского мира, ее включенность в перипетии идейной борьбы;
- раскрыть соотношение основных методологических и мировоззренческих подходов к изучению арабо-мусульманского наследия;
- проследить становление тенденции к переходу от во многом чисто идеологического отношения к западной ориенталистике-арабистике к ее теоретическому анализу;
рассмотреть динамику становления арабского философского наследия, выявить субординацию внутренних и внешних источников;
показать диалектику национально-особенного и общемирового в арабском философском наследии;
- выявить основные звенья связи между наследием и перспективами развития современной арабской философии;
- уточнить отношение современных арабских философов к проблеме "арабского разума" и ее роли в дальнейшем развитии арабской философии;
- раскрыть место человека и его жизненных ценностей как в структуре арабского философского наследия, так и в структуре новейшей арабской философии.
Методология исследования. Методологической основой данного исследования служит логико-концептуальный и исторический анализ различных подходов к арабо-мусульманскому наследию как западных ориенталистов, так и самих арабских философов. Использовались приемы текстологического анализа и компаративистского метода. Диссертант придерживается в ходе исследования проблемно-личностного (по персоналиям) подхода.
Научная новизна исследования состоит прежде всего в создании целостного представления о взглядах новейших арабских философов различных мировоззренческих направлений и теоретико-методологических подходов на национальное наследие. На основе анализа широкого круга источников, ряд которых вводится в процедуру исследования впервые, обобщения результатов, уже полученных другими исследователями как в арабском мире, так и вне его, по данной теме, диссертант получил следующие результаты, характеризующие различные аспекты научной новизны:
конкретизирован высказываемый отдельными современными арабскими философами тезис о наследии как проблеме "настоящего", прослежена сложная связь этой проблемы с современной арабской действительностью в различных формах ее проявления; подчеркнута необходимость различения наследия как культурно-исторического феномена (бытийственный аспект наследия) и как проблемы (логико-методологический, логико-гносеологический и аксиологический аспекты);
- осуществлена типология основных методологических и мировоззренческих подходов к изучению арабо-мусульманского наследия со стороны самих- арабских мыслителей, вскрыты социально-исторические и идеологические основы методологического плюрализма и предпринята попытка иерархизировать по значимости различные подходы;
-показано осознание рядом новейших арабских философов необходимости перехода от чисто идеологической оценки взглядов Гегеля, Ренана и некоторых других западных философов и ориенталистов на арабскую философию к более глубокому и
и ориенталистов на арабскую философию к более глубокому и всестороннему теоретическому анализу их взглядов в контексте в целом их философских и иных концептуальных структур. Раскрыть в целом противоречивое отношение западной ориенталистики к арабскому философскому наследию вплоть до недавнего времени;
- уточнены некоторые дискуссионные до сих пор моменты становления арабской философии, сделан акцент на необходимости учета особенностей перехода арабов от предфилософии к собственно философии и в этом контексте диалектики внутренних и внешних факторов (источников) ее становления;
раскрыт высказываемый отдельными новейшими арабскими философами тезис о "всемирной" универсальности арабской философии, ее "открытости" западному миру, о ее вкладе в мировую философию;
- обоснована идея о том, что проблема арабского философского наследия - это не только и не столько проблема прошлого и даже настоящего, но и проблема будущего арабской цивилизации. В этом плане намечены основные магистральные пути связи наследия с будущностью арабской философии;
- показана суть проблемы "арабского разума" в контексте нового прочтения арабского рационализма в мировой историко-философской науке, в том числе и в новейшей арабской философии;
- рассмотрена сложная структура жизненных ценностей араба в историческом аспекте с использованием приемов историко-философского анализа.
Научно-теоретическое и практическое значение диссертации определяется значимостью проблемы концептуальной оценки самими арабскими мыслителями наследия в понимании места и роли арабской философии не только в духовном наследии арабского мира, но и всего человечества. Содержащийся в диссертации материал и выводы будут способствовать не только более адекватному представлению о современном состоянии арабской философии, но и позволяет в какой-то мере заглянуть мысленно в ее будущее. Работа может быть использована при подготовке общих и специальных курсов по истории философии, в разделах Арабского Востока.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры современной зарубежной философии Санкт-Петербургского государственного университета. Материал диссертации был использован ее автором в ходе подготовки и чтения лекции по истории философии в Йемене, а также в
выступлениях на теоретических семинарах и конференциях в Йемене и России.
Структура работы. Диссертация объемом 193 машинописных'страниц "состоит из .введения, трех глав (восьми параграфов), заключения йсписк^лите^атуры.
II. Основное содержание диссертации/ '
Во1 введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается состояние ее исследования в зарубежной и отечественной литературе, определяются цель и основные задачи диссертации, ее методологические основания, новизна полученных результатов, а также их практическая и научная значимость.
.. Глава_первая "Теоретико-методологические и
мировоззренческие аспекты исследования арабского духовного наследия" состоит из трех параграфов. В первом - "Духовное наследие в контексте современной арабской действительности" -анализ ведется на трех уровнях: концептуальном, историческом и социально-политическом. Наследие в новейшей арабской философской литературе (Хасан Ханави) определяется в самом общем виде как все, что дошло до нас из того, что оставили первые авторы идей и произведений в письменной печатной или рукописной форме, хранящихся в библиотеках, мечетях и т.д., составляющий духовных запас народа и играющих роль ориентира в поведении людей в их повседневной жизни. Условно в духовном наследии выделяются материальный и духовный уровни. Далее в параграфе дается разбор предложенной Тайиб, Тизини типологии подходов к исследованию наследия с точки зрения их отношения к принципу историзма. Подчеркивается, что. наследир в своей основе составляет объективный исторический материал для исследователя, который он изучает в направлении . охвата его основных внутренних законов, отражающих взаимопроникновение и переплетение прошлого и настоящего, а . также - в специфической форме и будущего. Показывается эвристическая 1 ценность ' суждений современного арабского ученого Мухаммеда ' Аммара об основных требованиях, предъявляемых: к сторонникам нового взгляда на наследие, среда ; которых наиболее важные - это рассмотрение арабо-исламского наследия в единстве всех его составных элементов в исторической .. динамике.
Во втором параграфе "Плюрализм методологичеких подходов" предпринята попытка дать развернутую характеристику различных философских направлений (течений), с разных, а порой прямо противополбжных позиций подходящих к изучению и трактовке арабо-мусульманского философского
наследия. Религиозное направление в своих теоретико-методологических подходах к проблеме арабского наследия не является однородным, оно варьируется от традиционализма до своеобразного мусульманского модернизма. Общим почти для всех них является стремление выяснить рационалистическое в мусульманской религии, открыть доступ к новым толкованиям законов ислама с целью примирения их с требованиями современной эпохи, примирить дошедшее наследие с новым мышлением, исконную религию с современной культурой. Наиболее ярким представителем этой тенденции в религиозном направлении был Мухаммед Абдо, ныне это Хасан Ханафи, Мухаммед Аммара и некоторые другие, представляющие просветительское национально-религиозное направление. Так называемое национальное философское направление в своем отношении к арабскому наследию также варьируется от волюнтаристического подхода (Мишель Афляк и др.) до реалистического, академического (Абдаррахман ар-Рифан, Рузейн и др.). Позитивно-логическое направление представлено в трудах египетского философа Заки Наджиб Махмуда, который в своем подходе к наследию исходит из веры в разум, считая, что установка на разум вывела Европу из состояния депрессии в средние века к возрождению, прогрессу и что утверждение веры в науку и знание у арабов поможет им догнать ушедший вперед Запад. Но эту свою установку он пытается реализовать через критику "метафизики". В марксистком направлении (Хусейн Мурувва и др.) подход к арабскому наследию строится на принципах материалистической диалектики через выявление материалистических тенденций в арабо-мусульманской философии. Одновременно подчеркиваются и некоторые издержки в подходах представителей этого направления к оценке наследия,, в частности в некотором прямолинейном применении понятий "материализм" и "идеализм" - к средневековой арабо-мусульманской философии. Своеобразным подходом к арабскому наследию характеризуются представители эволюционной диалектики (Шибля Шамиль, Саляма Муса), исторической диалектики (Абдалла Аль-Урии), реалистической диалектики (Насиф Нассар), социальной диалектики (Анвар Абдель Малик).
В параграфе подвергнуты специальному анализу взгляды на арабское наследие Taxa Хуссейна на основе его "Бесед по средам" (1976), в которых он с рационалистических позиций доказывал тезис, что нет пользы от настоящего, если нет внимания к прошлому, что нельзя отделить арабское наследие от современной цивилизации, так как между ними глубокая взаимосвязь: с одной стороны, возрождение, с другой - обновление. Отмечается особая
роль современного египетского философа Абдаррахмана Бадави в разработке научного подхода к исследованию арабского философского наследия и его места в мировом философском наследии, движение его мысли от увлечения экзистенциализмом к строгому историко-философскому методу.
Параграф третий "Отношение к западным интерпретациям арабской философии" призван завершить рассмотрение теоретико-методологических и мировоззренческих аспектов исследования арабского духовного наследия и проследить причины и динамику тех изменений в западном востоковедении, которые наметились в последние десятилетия. По сравнению с господствовавшими в XIX и в первой половине XX века "европоцентристскими", взглядами на восточную философию вообще, арабо-мусильманскуго в частности. Показывается в целом нигилистическое отношение Гегеля к исламу и арабо-мусульманской философии, которую он рассматривает всецело в контексте ислама, а также дается критический анализ утверждений Э.Ренана о том, что семитская раса, к которой он относит и арабов, "не оставила никакого самобытного философского следа", и Шмёльдерса, утверждавшего, что у арабов "не было самобытной философии, разработанной на национальных и методологически обоснованных принципах, они таковых не создали". Одновременно диссертант находит определенные "рациональные зерна" в суждениях Гегеля и Ренана относительно отдельных течений в арабо-мусульманской мысли. На основе анализа трудов таких видных западных востоковедов XX века, как Поль Масон-Орсель, Ричард Фальтзер, Франц Роузентал, показывается отход от "европоцентризма", хотя он и осуществляется зачастую в противоречивых формах. Одновременно отмечается и параллельная тенденция в отношении ряда современных арабских философов к западным интерпретациям арабо-мусульманской философии, выразившаяся в частности в отходе от чисто идеологического подхода к более углубленным и взвешенным теоретическим анализам, основанным на достижениях современной мировой историко-философской науки (Абдаррахман Бадави, Махмуд Амин Аль-Алим и др.).
Глава вторая. "Арабское философское наследие в его истории" состоит из двух параграфов. В первом - "Становление арабо-мусульманской философии: от предфилософии к философии" - рассматриваются основные этапы в эволюции арабо-мусульманской мысли вообще, философской в особенности, внутренние и внешние источники и факторы становления философии как самостоятельного и специфического вида духовной деятельности в странах арабского Востока, отношение
арабо-мусульманской философии к древнегреческой философии, а последней - к древневосточной науке и философии.
Анализ обширной литературы, посвященной истории материальной и духовной жизни арабов доисламского периода, позволяет сделать вывод о том, что арабы-язычники обладали некоторой суммой знаний об окружающем их мире, их богатый фольклор был представлен легендами, пословицами, мудрыми изречениями, стихами, в которых содержались зачатки философского мышления, составляющими суть арабской предфилософии. Переход же от предфилософии к философии был длительным процессом, обусловленным рядом факторов, одним из важнейших которых явилось возникновение ислама как религии, оставившего неизгладимый след в арабском сознании. Разработка проблем разума в комментариях к Корану привела к возникновению многочисленных философских школ, течений, каждое из которых отличалось от другого в соответствии с позицией комментатора. В период раннего ислама становление арабо-мусульманской философии происходило во многом еще в рамках широких раннеисламских мировоззренческих течений (кадаритов, джабритов, мугазилитов). Разбирая внутренние факторы становления арабо-исламской философии, диссертант показывает, что эпоха деятельности Мухаммеда была временем унификации языка, идей, богослужения, политической и юридической концепций.
Переход от предфилософии к философии у арабов характеризуется возрастанием роли древнегреческой философии в становлении арабо-мусульманской философии как наиболее важного внешнего источника по сравнению с персидскими, ассирийскими, индийскими и иными влияниями. Диссертант выделяет условно три этапа, тесно связанных друг с другом, в развитии философии, вошедшей в жизнь раннего мусульманского государства: 1) этап переводов древнегреческих философских сочинений на арабский язык; 2) этап их изучения и 3) этап взаимодействия или идейной борьбы между становящейся философией (фалсафа) и традиционной мусульманской мыслью. Подчеркивается в данном параграфе дух терпимости и открытости, на который оказала влияние теория души Платона, имевшая своей целью создание правильного представления о связи между человеческим разумом и метафизическим миром. Такие известные арабо-мусульманские философы, как аль-Фараби и Ибн Сина, занимаясь этой теорией, дали свои комментарии к идеям Аристотеля о действенном разуме.
В параграфе анализируется вопрос о роли влияния древнегреческой философии на становление арабо-исламской
философии, дается широкая панорама взглядов на этот вопрос таких известных современных арабских философов, как Мухаммед Ибрагим, Мустафа Хульми, Закария Ибрагим, Тауфик Аф -Тавиль, Абдаррахман Бадави, а также западного историка науки Сартона и делаются следующие выводы: 1) арабская философская мысль в период раннего ислама уже существовала до ее непосредственного знакомства в середине IX века с наследием древних греков; 2) философия и идеи Востока нашли для себя почву в молодом исламском государстве, которое несло немалые финансовые затраты для перевода на арабский язык философских сочинений; 3) влияние наследия древнегреческой философии на становление арабо-мусульманской философии является важным и значительным, но не единственным и решающим; 4) сама древнегреческая философия, равно как и наука в своем становлении и развитии многое почерпнула из древневосточной науки и философии, но все эти достижения Древнего Востока были обобщены, творчески переработаны и в таком виде вошли в сокровищницу оригинальной древнегреческой философии и науки, составившей важное звено в истории мировой культуры, наряду с достижёниями других цивилизаций.
Второй параграф "Всемирное и национально-особенное в арабском философском наследии" является логическим продолжением предшествующего параграфа, но имеет и самостоятельное смысловое значение, ибо акцентирует внимание на двух вопросах, а именно, во-первых, на отношении арабов к мировому философскому наследию и, во-вторых, на их отношении к своему наследию, в том числе и философскому,, рассмотренному на анализе трудов таких современных арабских философов, как Мухаммед Абид Аль-Джабири, Заки Наджиб Махмуд, Абдалла Аль-Урви, Махмуд Амин Аль-Алим. Касаясь вопроса об отношении арабов к философскому наследию других народов, диссертант выделяет здесь четыре момента: 1) открытость арабского разума (менталитета), арабской философии к миру, склонность к восприятию чужой философской культуры; 2) целенаправленность и непрерывность этого процесса; 3) избирательность на основе определенных культурных норм и ценностей, выразившаяся в том, что осуществлялись переводы и происходил отбор тех памятников чужой культуры, которые соответствовали мусульманской цивилизации, се идейной сущности; 4) стремление гармонизировать отношение к чужому (инонациональному) философскому наследию с отношением к своему национальному философскому наследию, действуя по принципу: не только брать из мирового философского наследия,
но и давать, внося свой вклад в сокровищницу мировой философской мысли.
В этом контексте в диссертации на основе анализа работы Аль-Джабири "Наследие и современность" (1991) раскрывается тезис о "всемирности" арабо-мусульманского наследия как важного элемента наследия мировой цивилизации, наследия человечества в определенный период его истории и тезис об его "универсальности", в смысле всеобщности, т.е. охвата всех сторон коллективной и индивидуальной, материальной и духовной жизни арабов. Арабо-мусульманская мысль была всемирной в эпоху своего расцвега и до сих пор сохраняет некоторые элементы всемирности. Далее в этом же параграфе диссертант выявляет специфическое и общее в подходах двух известных современных арабских философов различных мировоззренческих ориентаций Заки Наджиба Махмуда и Абдалла Аль-Урви к арабо-мусульманскому идейному наследию вообще, философскому в особенности. По мнению Заки Наджиба Махмуда "Позиция по отношению к наследию прошлого всегда является позицией по отношению к настоящему и будущему..." и поэтому он предлагает "взять из наследия древних то, что мы можем применить сегодня практически, и соединить это с современными методами и способами действия... культура древних и культура современная -это способы жизни, и если что-то из способа наших предков нам подходит, мы берем это в нашу жизнь, и это та сторона наследия, которую мы приветствуем. Если же что-то мы не можем практически использовать, то без сожаления от этого отказываемся. Такова же должна быть наша позиция по отношению к современной культуре Европы и Америки" (Заки Наджиб Махмуд. Обновление арабской мысли, С. 192). В своей концепции соединения древнего арабского наследия и современной жизни он исходит из своего тезиса о дуализме арабского менталитета между создателем и его творением, наукой и верой, материей и духом, небом и землей, абсолютным и относительным. Диссертант подчеркивает противоречивость теоретико-методологической позиции Заки Наджиба Махмуда по отношению к наследию, колеблющемуся между позитивизмом и религиозным экзистенциализмом, рационализмом и иррационализмом. Позиция Абдалла Аль-Урви к арабскому наследию также двойственна', но в другом ракурсе: с одной стороны, утверждает он, "возврат к теориям прошлого и сохранение самобытности лишены смысла, и только затрудняют прогресс", а с другой, по его мнению, "исключение традиционалистской мысли из нашей культурной Среды требует от нас смирения и согласия на то, что мы будем отличаться от
других только внешними чертами, но не содержанием" (Абдалла Аль-Урви. Современная арабская идеология, С.299). В целом же он отвергает застывший, освящающий традиции подход к наследию. В заключительной части параграфа формулируются основные требования к всеобъемлющему историческому критическому отношению к наследию в контексте "прошлого-настоящего" и "настоящего-прошлого".
Глава третья "Наследие как фактор развития современной арабской философии" состоит из трех параграфов. В первом -"Наследие и будущее арабской философии" - прослеживаются позиции школ Аль-Джабири и Тайиб Тизини на проблему соотношения наследия и новизны в арабской мысли вообще, философской в частности, а также анализируются трудности, встающие перед современным арабским исследователем своего наследия и его роли в развитии арабской философской мысли. На основе анализа трудов известного арабского ученого и философа Мухаммеда Абид Аль-Джабири в параграфе раскрываются суть и структура его идейного и культурного проекта, в котором он и сторонники его школы, именуемой условно западной, пытаются соединить традиционализм с модернизмом в трактовке исторического процесса формирования арабской мысли вообще, философской в особенности и наметить контуры будущности арабской философии. Школа Тайиб Тизини считает искусственными и неэффективными попытки школы Аль-Джабири прочесть арабское наследие сквозь призму западной методологии и понятийного аппарата западной философии. Диссертант отмечаем, что, несмотря на определенные ограниченности концепций обеих школ, диалог между ними в целом следует считать плодотворным. В параграфе рассмотрение проблемы наследия как фактора развития современной арабской философии завершается экскурсом в ее историю через раскрытие сложных, порой трагически завершавшихся жизненных. судеб .многих арабских мыслителей, а также характеристикой трудностей, встающих перед ней на основе рассмотрения взглядов Суфейля Фараджа и Махди Амиля. Эти трудности сводятся в основном к трем: 1) традиционалистические запреты на постановку и обсуждение ряда важных' философских тем и проблем; 2) недостаточность разработки методологического и технического инстументария наследия и проблемы "отсталость - прогресс" 3) определенная отрешенность ряда современных арабских философских концепций от реалий арабского мира и разобщенность философских течений, направлений и школ на Востоке и Западе обширного арабского региона. В качестве определенной трудности отмечается также недостаточное
осознание необходимости налаживания равноправного диалога с западной, шире — современной мировой философией.
Параграф второй "Разум и его сущностные силы: судьбы арабского разума" посвящен в основном рассмотрению взглядов современных арабских философов на проблему разума в ипостаси рационализма и его места в арабо-мусульманской философии, а также в общественном и индивидуальном сознании современного араба, в системе образования и просвещения. Показывается этимологическое родство понятий "разум" и "рационализм", и в'; то же время их неполная тождественность. На'основе кн&лиза взглядов современного арабского философа Мухаммеда Абйд аль-Джабири раскрывается смысл понятия "арабский разум" как всего того, "Что присутствует в арабской культуре", как "разума всех,' кто принадлежит этой культуре и мыслит на ее языке и в существующих в ней формах" (Мухаммед Абйд Аль-Джабирй. Наследие и новизна, С. 130-133). Это определение "арабского, разума" даенм но аналогии с тем, которое давалось еще в XIX веке на Западе немецкому разуму, французскому разуму и т.д. Раскрывается смысл утверждений Хасана Ханафи о разуме как одной из сил души и о разуме, у которого нет национальности (Хасан Ханафи. Философия и наследие, С. 102), но который специфически проявляется в каждой национальной культуре, в частности арабо-мусульманской. Дается анализ взглядов известного арабского философа Антона Саада, сторонника кантовской концепции практического разума, на проблему разума и его функций, важнейшей из которых он считает определение конечных целей, исходя из познания объективных возможностей, для "действования в бытии", имея в виду прежде всего бытие арабов. Антон Саад связывает практическую функцию разума с двумя другими сущностными характеристиками природы человека - со свободой и ответственностью, перенося свои теоретические рассуждения в плоскость арабской действительности, в которой светская и религиозная (теологическая) рациональность всегда находились в сложной связи; Проблема судеб арабского разума раскрывается в параграфе также через обращение к истории рационализма на арабском Востоке, через показ острой полемики по этой проблеме между двумя выдающимися средневековыми арабо-мусульмаискими философами Ибн-Рушдои и Аль-Газали, а' также рассмотрение вклада в утверждение рационализма в различных его формах таких крупнейших арабских мыслителей эпохи арабского Возрождения, как Рифаа ат - Тахтави, Джамаль эд - дин Аль - Афгани, Мухаммед Абдо, Абдаррахман Аль -Кавакиби.
Параграф третий "Человек и его жизненные ценности", . являющийся завершающим в диссертационном исследовании, раскрывает многоаспектность проблемы человека как одной из важнейших в истории арабо-мусульманской философии, по которой идут оживленные дискуссии среди современных арабских философов. Показывается на основе результатов исследований прежде всего российских востоковедов и арабистов (М.Т.Степанянц, Е.А.Фролова, Г.Б.Шаймухамбетова, А.В.Сагадеев, Н.С.Кирабаев, А.А.Игнатенко и некоторых других), что проблема человека и его ценностей, проходя красной нитью через всю историю арабской философии, выступала своеобразной исламизированной формой двух восточных концепций: 1) "совершенного человека" и 2) "добродетельного человека добродетельного города", выступая на трех уровнях: онтологическом, гносеологическом и аксиологическом. В трактовке ценностных аспектов исторического бытия арабов современные арабские философы особо выделяют счастье как высшую этическую ценность и права человека в реальном проявлении в арабо-мусульманском мире. Специальному анализу в параграфе подвергаются трактовки любви и ее связи с проблемой счастья, даваемые с самых различных мировоззренческих и теоретико-методологических позиций многими известными арабскими мыслителями как прошлого, так и современности в сопоставлении со взглядами древнегреческих мыслителей (Пифагор, Диоген, Платон, Аристотель, Птолемей), подчеркивается специфика взглядов арабских мыслителей на любовь, их более возвышенное этически-эстетическое ее восприятие и отражение в своих произведениях. Опираясь на исследования Ахмеда Абида и некоторых других, диссертант анализирует проблему любви как ценности человека на трех уровнях:* психологическом, философском и социальном. Завершается параграф рассмотрением места прав и обязанностей человека в структуре его основных ценностей, увязывая эту проблему с проблемой социальной справедливости в современном арабском обществе, с выяснением тех трудностей, которые встают на пути их реализации в свете материалов симпозиума, посвященного "Всемирной декларации прав человека в арабских странах" (1988).
В кратком заключении подводятся общие итоги и показывается, что исторически интерес к культурному наследию в целом возвращается к началу эпохи с середины XIX века, именуемой "арабским возрождением", но приобретает во многом новое звучание в конце XX века, когда еще многие идеи основателей этого движения оказались нереализованными, а также
появились новые проблемы с изучением национального наследия, которые на заре "арабского возрождения" не стояли и не могли стоять и на которые современный уровень историко-философской науки как в самом арабском регионе, так и вне его позволяет дать более или менее адекватные о тветы и решения.
По теме диссертации опубликовано:
Разум и его сущностные силы: судьбы "арабского разума" // Проблема интеграции философских культур в свете компаративистского подхода. Материалы межвузовской конференции 25 - 26 апреля 1996 г. С. - Петербург, 1996, С. 23-28.