автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему:
Проблема нации и национальной идентичности в социально-политической мысли русского зарубежья

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Кумыков, Ауес Мухамедович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.10
Диссертация по философии на тему 'Проблема нации и национальной идентичности в социально-политической мысли русского зарубежья'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кумыков, Ауес Мухамедович

Введение

Гл. I. Нация и национальная идентичность как объект социально-политического анализа

§ 1. Феномен нации в контексте современных отечественных исследований

§ 2. Национальная идентичность: основная функция, механиз- 26 мы действия

Гл. II. Социально-политическая концепция нации И.А. Ильина

§ 1. Нация, национальная культура и правосознание

§ 2. Национально-патриотическая идентичность русского народа

Гл. III. Реализация методологических поисков природы нации в творчестве П.А. Сорокина

§ 1. Методология исследования нации

§ 2. Образ русской нации

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Кумыков, Ауес Мухамедович

На исходе XX века назрела объективная потребность в создании новой парадигмы социального знания, важной составной частью которого является этносоциальная проблематика. Происходящие в современной полиэтнической России события, со всей очевидностью свидетельствуют о том, что происходит смена наших представлений о сущности и существовании нации, наших ориентиров в понимании этничности и национальных процессов. Нация как форма человеческого сообщества представляет собой сложный общественный организм, существующий и функционирующий в конкретных социально-экономических и политических условиях. Нация - феномен безусловно интересный и загадочный. Камень преткновения для решения этой задачи - в применяемой методологии, в подходе к анализу интересующего нас феномена. Современное представление о нации должно быть, по идее, отлично как от идеалистических, так и материалистических трактовок данного феномена. Понимая, что социальные науки в целом испытывают в настоящее время тягу к конвергенции можно ожидать преодоления односторонности той и другой концепции, появления в итоге синтетической теории нации, консолидирующей в себе позитивные стороны ранее противоборствующих точек зрения.

Слабость и ограниченность материалистической (в том числе и марксистско-ленинской) теории нации состояла, очевидно, в том, что она не придавала должного значения идеальной, духовной, субъективной стороне национальной общности. Слабость и ограниченность же противоположной теории заключалась в том, что она, наоборот, не уделяла должного внимания материальной, объективной стороне данной общности. Первая из этих теорий рассматривала нацию преимущественно как составную часть целого - социальной системы. Поэтому с позиции сегодняшнего дня был прав H.A. Бердяев, упрекавший марксистскую точку зрения за то, что ее интересовала нация как таковая, взятая сама по себе. Вторая из наших теорий, напротив, сосредоточивая главное внимание на субъективной стороне национальной общности, оставляла в тени или оттесняла на задний план ее объективную сторону. Каждая из этих двух теорий в отдельности в своей претензии на полноту объяснения феномена нации, надо полагать, несостоятельна. Но вместе с тем, в каждой из них содержится то, что должно несомненно войти в современную теорию. От материалистической концепции - представление о нации как составной части социальной системы, т.е. признание ее (нации) в качестве социально-этнической общности. Тогда как от идеалистической - взгляд, в соответствии с которым нацию можно рассматривать как отдельное воплощение общего, т.е. всего содержания полиэтнического, и в этой связи - как общность этносоциальную. Отталкиваясь от этого, в синтетическом аспекте, дополненном до целостного представления определения, нацию правомерно рассматривать как противоречивое двуединство социального (точнее, социально-этнического) и этнического (точнеее, этносоциального).

В качестве соцально-этнической организации людей нация является объек- " тивной формой человеческой экзистенции, одновременно её характеризуют и субъективные, идеальные компоненты. На наш взгляд, определяющим принципом нации, её доминантным свойством выступает духовность. Известно, что феномен духовность нации - сложное понятие. В русской религиозной философии понятие "духовность нации" использовалось, прежде всего, для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб нации. В советской научной литературе оно употреблялось редко и не нашло своего места в системе понятий, которые характеризовали содержание и уровни идеального в нации, структуру и функции сознания и самосознания нации, т.е. в исследованиях сферы её этнопсихологического существования.

Бытие нации не определяется и не исчерпывается ни расовой принадлежностью, ни языком, ни религией, ни экономикой, ни государственным суверенитетом, хотя каждый из этих элементов в той или иной степени важен для национально-этнического организма. Суть нации раскрывается, как нам представляется, в первую очередь в её духовном начале. Связывающий её духовный мир - это идеи, менталитет, представления, элементы этнической психологии, этническая идентичность, обычаи, традиции, в которые человек погружен с самого детства. Нация функционирует в определенном духовном пространстве, а духовное «живет» и проявляется только в конкретном человеке как представителе национально-этнической системы. Между нацией и духовностью существует глубокое в своей первооснове сращение, проявляется такая взаимозависимость, что разорвать эти два образования просто невозможно, поэтому нацию нельзя рассматривать вне контекста духовного, вне глубокой духовной реальности социума.

Духовное в национальном бытие личности образует более глубокие слои, чем социальные, политические оболочки. Нация в этом смысле отражает не только духовный уклад жизни предков и современников - в ней воплощены общечеловеческие ценности, через призму которых воспринимается прошлое, настоящее и будущее народа. Духовность есть особая форма жизнедеятельности людей, организованная на основе идей, идеологий, морали и служащая фундаментом для воспроизводства национально-психологических феноменов.

Духовное нации выражается через целую систему понятий и категорий. По меньшей мере, формами проявления духовного в конкретной национальной-этнической ситуации являются национальный дух и национальное сознание, национальная психология и национальный характер, национальное самосознание и национальная идентичность и т.д. Нация, в известном смысле - это постоянная и вечная загадка, и только раскрывая содержание элементов её духовности можно раскрыть тайну народа.

Национальная психология в системе духовной жизни нации занимает приоритетное место, детерминирует как сознательные, так и бессознательные аспекты национальной идентичности человека. Национальная психология представляет систему основных свойств нации, совокупность специфических норм этнического поведения и деятельности, системы этнической идентичности, типичных для представителей той или иной нации. Известно, что национальная психология - явление сложное, противоречивое, многоплановое, поиск его «субстанциональной клеточки» затрудняется ввиду недостаточной разработанности проблемы.

Разработка проблемы наций и национальной идентичности тесно связана с решением многих методологических, мировоззренческих, нравственных задач философии, социологии, культурологии, этнологии. В свою очередь успехи в различных областях современного гуманитарного знания, так или иначе, зависят от исследования этнонациональных процессов и явлений.

Одной из необходимых предпосылок дальнейшего обсуждения теорий ¡, наций и национальной идентичности следует считать социальную философию русского зарубежья, представленная в первую очередь когортой выдающихся интеллектуалов (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, И.Л.Солоневич, П.А.Сорокин, Г.П.Федотов и др), а вместе с ней, естественно, и написанные рядом названных мыслителей работ по проблемам теории нации и национальной идентичности - по тому самому вопросу, которому посвящено наше исследование.

Причину, побудившую обратиться сегодня к их взглядам, достаточно полно сформулировала проф. В.Г.Харчева: «Не одни лишь ностальгические мотивы, не только понятный интерес к еще недавно запретным книгам и суждениям, а именно современность, жизненность того, что было продумано и написано, оставлено нам в качестве своего рода духовного завещания представителями русского зарубежья, привлекает сегодня к их трудам и маститых ученых, и политических деятелей, и широкие общественные круги»1.

Воспроизведение идей национальной проблематики, поднятых в трудах наиболее видных представителей русского зарубежья, актуально и своей сопряженностью с нынешним состоянием нерешенности национальных проблем в Российской Федерации.

1 Харчева В.Г. Предисловие // Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Феномен нации и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. -М., 1998.-С. 3.

Все это обусловливает актуальность темы избранного исследования. В силу широты имеющегося материала мы ограничимся лишь рядом персоналий (конкретно анализируются воззрения И.А.Ильина и П.А.Сорокина), но это не имеет принципиального значения, так как по ее раскрытию можно составить общее представление о взглядах всей плеяды мыслителей по интересующему нас кругу проблем.

Степень изученности проблемы. Актуальность национальной проблематики в работах названных мыслителей, учет значимости их вклада в разработку модели национальной политики, адекватной реалиям межнациональных отношений в современной России, казалось бы, должны соответствующим образом освещаться в научной литературе. Но этого не наблюдается, если не считать ряда работ, имеющих прямое отношение к теме исследования.

В первую очередь это следующие публикации:

Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. - СПб,1992. Троицкий Е.С.О русской идее. Очерк теории возрождения нации. - М., 1994; Бессонов Б.Н. Судьба России, взгляд русских мыслителей. - М., 1993; Доронченков А.И. Российская эмиграция "первой волны" о национальных проблемах покинутого отечества. - С-Пб.,1997; Россия: опыт национально-государственной идеологии. - М., 1994; Сагатовский В.Н.Русская идея: продолжим ли прерванный путь? - С-Пб., 1994; Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. - М., 1998; Болотоков В.Х. Нация и ее национально-психологический мир (опыт исследования в философии русского зарубежья). -Нальчик, 1996 и др. Определенный интерес представляют и научные сборники статей Ассоциации по комплексному изучению русской нации. Укажем на некоторые из них: Русская идея и современность. - М., 1992; Русская нация и обновление общества. - М., 1990; Иван Ильин. Родина. Русская философия. Православная культура. - М., 1992; Питирим Сорокин. О русской нации. Россия и Америка. -М., 1992. В перечисленных исследованиях по-новому раскрываются вопросы русской идеи и русского сознания, русской культуры и русского характера. Анализ научной разработки темы исследования показывает, что проблематика нации и национальной идентичности в социальной философии русского зарубежья отражен в литературе фрагментарно. Как некое целое за исключением отдельных аспектов, она еще не была предметом специального внимания и поэтому она бесспорно, нуждается в дальнейшем исследовании.

Актуальность темы исследования. На исходе XX века назрела объективная потребность в создании новой парадигмы социально-политического знания, важной составной частью которого является этносоциальная проблематика. Происходящие в современной полиэтничной России события со всей очевидностью свидетельствуют о том, что происходит смена представлений о сущности и существовании нации, многих ориентиров в понимании этнич-ности и национальных процессов. Нация как форма человеческого сообщества представляет собой сложный общественный организм, существующий и функционирующий в конкретных социально-экономических и политических условиях. Нация - феномен, безусловно, интересный и загадочный. Камень преткновения для решения этой задачи, ее постижения - в применяемой методологии, в подходе к анализу интересующего нас феномена. Современное представление о нации должно быть, по идее, отлично как от идеалистических, так и материалистических трактовок данного феномена. Понимая, что социальные науки в целом испытывают в настоящее время тягу к конвергенции, можно ожидать преодоления односторонности той и другой концепции, появления в итоге синтетической теории нации, консолидирующей в себе позитивные стороны ранее противоборствующих точек зрения.

Разработка проблемы наций и национальной идентичности тесно связана с решением многих методологических, мировоззренческих, нравственных задач философии, социологии, культурологии, этнологии. В свою очередь успехи в различных областях современного гуманитарного знания, так или иначе, зависят от исследования этнонациональных процессов и явлений.

Одной из необходимых предпосылок дальнейшего обсуждения теорий наций и национальной идентичности следует считать социальную и политическую фи

•с лософию русского зарубежья, представленную в первую очередь когортой выдающихся интеллектуалов (Н.АБердяев, С.Н.Булгаков, Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, И.Л.Солоневич, П.А.Сорокин, Г.П.Федотов и др.), а вместе с ней, естественно, и работы, написанные рядом названных мыслителей по проблемам теории нации и национальной идентичности, которым посвящено наше исследование.

Анализ идей национальной проблематики, поднятых в трудах наиболее видных представителей русского зарубежья, актуален прежде всего своей сопряженностью с нынешним состоянием социально-политических и, в первую очередь, национальных проблем в Российской Федерации.

Все это обусловливает актуальность темы избранного исследования. В силу широты имеющегося материала мы ограничимся лишь рядом персоналий (конкретно анализируются воззрения И.А.Ильина и П.А.Сорокина), так как анализ взглядов этих мыслителей является ключом к раскрытию взглядов всей плеяды мыслителей по интересующему нас кругу проблем.

Степень изученности проблемы. Актуальность национальной проблематики и уровень ее разработанности в трудах названных мыслителей, учет значимости их вклада в разработку модели национальной политики, адекватной реалиям межнациональных отношений в современной России, казалось бы, должны соответствующим образом освещаться в научной литературе. Но этого не наблюдается, если не считать ряда работ, имеющих прямое отношение к теме исследования. В первую очередь это следующие публикации: Бессонов Б.Н. Судьба России, взгляд русских мыслителей. - М., 1993; Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. - СПб, 1992. Боло-токов В.Х. Нация и ее национально-психологический мир (опыт исследования в философии русского зарубежья). - Нальчик, 1996; Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. - М., 1998; Доронченков А.И. Российская эмиграция "первой волны" о национальных проблемах покинутого отечества. - С-Пб.,1997; Россия: опыт национально-государственной идеологии. - М., 1994; Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? - С-Пб.,

1994; Троицкий Е.С.О русской идее. Очерк теории возрождения нации. - М., 1994; и др.

Определенный интерес представляют и научные сборники статей Ассоциации по комплексному изучению русской нации. Укажем на некоторые из них: Русская идея и современность. - М., 1992; Русская нация и обновление общества. — М., 1990; Иван Ильин. Родина. Русская философия. Православная культура. - М., 1992; Питирим Сорокин. О русской нации. Россия и Америка. -М., 1992.

В перечисленных исследованиях по-новому раскрываются вопросы русской идеи и русского сознания, русской культуры и русского характера. Анализ научной разработки темы исследования показывает, что проблематика нации и национальной идентичности в социальной и политической философии русского зарубежья отражен в литературе фрагментарно. За исключением отдельных аспектов, она еще не была предметом специального внимания как целое и поэтому, бесспорно, нуждается в дальнейшем исследовании. Особенно актуальным этот анализ представлен с методологических позиций такой относительно новой отрасли философского знания в отечественной философии, каковой является политическая философия.

Цель и задачи исследования.

Настоящая работа ставит своей целью анализ и воспроизведение сущности взглядов представителей социальной и политической философии русского зарубежья на проблематику национальной идентичности на примере анализа работ И.А.Ильина, П.А.Сорокина. В соответствии с этим решаются следующие задачи:

- обосновывается продуктивность социально-политического подхода к изучению природы нации в контексте современных исследований;

- осмысливаются роль и функции национальной идентичности в социально-этнической сфере жизнедеятельности людей;

- выясняются сущность и контекст понятий нация, национальная культура и национальное правосознание в философии И.А.Ильина; -раскрываются природа и основные формы проявления национально-патриотической идентичности в работах И. А. Ильина; -дается характеристика философских поисков сущности и исторического существования наций в наследии П. А. Сорокина; -анализируются национально-специфические свойства и черты русской идентичности в трудах П. А. Сорокина. Предметом данного исследования служат проблемы нации и национальной идентичности и национальной идеи в социальной и политической философии. Его объектом являются произведения избранных мыслителей русского зарубежья, равно как и литература о них, в которой отражается отношение к взглядам последних в интересующем нас аспекте.

Теоретико-методологическая основа исследования. В широком смысле слова теоретико-методологической основой исследования являются принципы и подходы современной философии политики, находящие конкретизацию в зависимости от целей и задач исследования. В нашем случае приоритетным служат сравнительно-исторический подход, принципы социального детерминизма, единства сознания и деятельности, теоретического и практического, принцип личностного подхода. Анализируя феномен наций и национальной идентичности, автор опирался на труды Р.Г. Абдулатипова, Авксентьева A.B., Авксентьева В.А., Б.Н. Бессонова, Э.А. Баграмова, А.О. Бороноева, Ю.В. Бромлея, Г.В. Гачева, JI.H. Гумилева, А.Ф. Дашдамирова, А.И. Доронченко-ва, В.В. Ильина, М.В. Иордана, И.С. Кона, Ф.Х. Кессиди, A.C. Панарина, М.Н. Ро-сенко, Е.С.Троицкого, В.А.Тишкова, В.А. Ядова в качестве источников теоретико-методологических идей.

Научная новизна исследования нашла свое выражение как в выборе темы диссертации, которая в предложенной формулировке не была еще предметом специального исследования, так и в достигнутых по ходу анализа результатах.

Основными элементами научной новизны можно считать: во-первых, конкретизацию принципов социально-политического подхода к анализу феномена нации и национальной идентичности в их взаимосвязи; во-вторых, постановку вопроса о правомерности вычленения из социально-политического наследия русского зарубежья национальной проблематики не только как его составной части, но и как одного из его важнейших аспектов; в-третьих, выделение в работах избранных представителей русского зарубежья в качестве приоритетных полемических сюжетов, непосредственно касающихся интеграции понятий нации и национальной идентичности; в-четвертых, оценку затрагиваемых в трудах представленных мыслителей вопросов по теории нации как актуальных на историческую перспективу, на самом деле оказавшихся в русле современных дискуссий по этно-нацио-нальной проблематике.

В качестве положений, выносимых на защиту, формулируются наиболее дискуссионные выводы автора:

1. Нация является закономерным итогом развития человечества от первобытной коллективности ко все более высоким ступеням общественного прогресса, от одних, относительно примитивных форм общностей к другим, более сложным социально-дифференцированным и политически конституированным общностям. Социальная общность - это устойчивая форма коллектива и коллективности людей, объединенных общностью каких-то интересов, потребностей, необходимостей, которые удовлетворяются совместными усилиями членов конкретного коллектива; коллектив, при этом, может иметь, как институциональный (организационно-структурнооформленный), так и конвенциональный характер. Национально-этническая система в таком понимании - это совокупный опыт осуществления совместной жизнедеятельности людей, выраженный в различных формах и принципах социально-политической организации и регуляции, коммуникации, ценностных и экзистенциональных ориентациях, особых свойствах технологии и результатов жизнедеятельности, специфичных для данной нации, развивающийся и корректирующийся в процессе изменения исторических условий ее бытия и, особенно, политических факторов ее существования.

2. Трактовка нации в качестве социально-политико-этнической общности позволяет раскрыть специфику, механизмы и функции национальной идентификации. Процесс национальной идентификации выступает способом взаимной поддержки, механизма внутригруппового, внутриобщественного, духовно-идейного, этнопсихологического и потестарно-по логического отношения людей. Раскрытие механизма и функций этнонациональной идентификации позволяет объяснить этносоциальную, нравственно-политическую связь с Россией, с русским народом, которые сохранили на протяжении многих лет русские мыслители политического зарубежья.

3. В социально-политической мысли русского зарубежья парадигма нации и национальной идентичности имеет непосредственное отношение к творчеству многих русских мыслителей, оказавшихся за пределами России. В силу глубоких политических, социальных потрясений, определивших на десятилетия действительно особый, неизвестный еще мировой истории и практике, политический путь развития России, были разрушены объективные механизмы и факторы этнополитиче-ской идентичности. Главной особенностью социально-политической философии русского зарубежья является следующая тема как предмета всех видов философских, политических дискуссий и аналитических исследований: проблема России, русскости, которая традиционно поднималась как фундаментальный вопрос об исторической, политической, культурной, этнопсихологий, метафизической идентичности. Эта проблема определяет и главную оппозицию, присутствующую во всех "жанрах" философского, религиозного, политического осмысления мира и самого процесса познания (историософии, антрополомги, этики, культурологиии и т.д.) -оппозицию Россия и Запад, характерную практически для всех русских мыслителей, в том числе и для И. А. Ильина и П. А. Сорокина.

4. Традиционная для русской социально-политической мысли зарубежья парадигма русскости связана с представлением об особом предназначении России, в котором реализуются и материализуются западные поиски абсолютного мирового Духа. Новые формы русской жизни подвергались ими суровой и часто беспощадной критике, а желаемая "идеальная" Россия рассматривалась либо в доисторическом прошлом, либо в утопическом аспекте и перспективе. В этом проявляются для русской социально-политической философии Х1Х-ХХ вв. искания и поиск своей национальной, потестарно-политической идентичности.

5. Исследование национальных проблем русского зарубежья напрямую связано с вопросом возрождения духовности, нравственности, толерантности -факторов огромного этнополитического значения обновления полиэтничной России, гармонизации межэтнических связей и отношений.

6. Категории нации и национальной идентичности, расмотренные в социально-политической мысли русского зарубежья, должны быть широко использованы в современных отечественных исследованиях в области философии политики, политологии, этнологии, этносоциологии, этнополитологии, этно-конфликтологии для анализа характера и динамики взаимоотношений современных национальных коллективов в полиэтнических сообществах.

7. Историческая судьба нации зависит от ценностных свойств национального менталитета. Смена мировоззренческих парадигм и переоценка существующей системы ценностей требуют обоснования новой системы воззрении на сущность нации не только как на социально-этническую, но, в первую очередь, как на конкретную этнопотестарно-политическую общность. В национальном менталитете важную роль занимают проблемы национальной государственности и национального суверенитета. В этом аспекте представляется особенно важным формирование нескольких взаимосвязанных уровней патриотического мировоззрения: патриотизм как любовь к своему народу, своей нации, собственной национальной государственности и общероссийский, гражданский, наднациональный патриотизм.

15

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость проведенного в работе анализа определяется его прямой связью с современными разработками по философии политики, этнологии, "нациологии", этнической политологии, этнической конфликтологии, этнопсихологии. Конкретно речь идет о том, что эффективность этих разработок во многом будет определяться опорой на достигнутое раньше, в том числе, актуализированное и в настоящем исследовании, что нуждается в выносе из забвения. Практическая значимость работы заключается в возможности восполнить те пробелы в тематике лекционных курсов в вузе, которые пока характерны для целого ряда дисциплин социогуманитарного профиля. Это, в частности, относится к различным разделам в отечественной истории, философии, политологии, социологии и культурологии.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова; ее основные положения и выводы изложены на научно-практических конференциях в г. Нальчике (1996, 1998), Черкесске (1996), выступлениях на теоретическом семинаре лаборатории синергетических проблем этноса Кабардино-Балкарского научного Центра РАН; отдельные разделы диссертации использованы при чтении спецкурсов «Этническая антропология», «Нациология: история и теория».

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема нации и национальной идентичности в социально-политической мысли русского зарубежья"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет подвести некоторые итоги, дает основание сделать некоторые обобщения.

Ведущей закономерностью исторического процесса является развитие человечества от локальных, региональных к всемирно-историческим формам общественного развития, от ограниченных форм социально-культурного общежития людей к универсальным типам социального общения.

Социально-этнические общности людей, к высшей форме которых и относятся нация, обладает длительной исторической устойчивостью. Нация закономерный итог развития человечества от первобытной коллективности ко все более высоким ступеням общественного прогресса. Прогрессивная и историческая роль нации в социальной статике и динамике проявляется в следующих основных параметрах: а) она усиливает социальную сплоченность общества, увеличивая его коллективную мощь в результате позитивного воздействия национальной формы на экономическую, социальную, политическую и духовную жизнь народов; б) она стимулировала невозможные в прошлом дополнительные возможности раскрытия потенциальных способностей личности; в) нации выступают в качестве одного из основных субъектов утверждения таких определяющих форм социального прогресса, как новый тип межнациональных и межличностных отношений, образование многонациональных общностей.

Нация представляет собой специфическую синкретическую общность с имманентными себе определенными признаками, обусловленными как своеобразием формационного и цивилизационного этапа развития общества в целом, так и уникальностью всех нациообразующих компонентов в сферах ландшафт-но-территориальной, экономической, социальной, языковой, культурно-психологической деятельности людей, формирующих данную конкретную эт-нооциальную целостность.

Понимание социально-исторической сущности нации является достаточно иллюзорной и в теоретическом, и в методологическом аспектах и, конечно, в реальной практике. Если в теоретическом плане интерес вызывают вопросы сравнительно-описательного анализа феномена нации, выявление ее отличия с одновременным учетом определенной ее идентичности с иными этническими образованиями по ряду социально-значимых элементов, когда методологический аспект проблематики нации позволяет использовать приобретенные знания в качестве познавательного инструментария в исследовании различных общностных структур, то практическая значимость обобщенно-теоретического нациеведения значительно облегчает институционализированным учреждениям, различным структурам власти принимать адекватные решения в сфере социально-этнического и этнополитического развития.

Социально-философский анализ феномена нации сопряжено с исследованием взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, материальной и духовной культуры, роли и значения объективных условий и субъективного фактора в их историческом развитии. Определенный научный интерес представляет собой тот аспект анализа специфики национальной коллективности, который связан с восприятием и пониманием ее как активного "мыслящего" субъекта исторической деятельности, какой бы сферы развития социума она не касалась - от социально-экономической до этнопсихологической.

Трактовка нации как особой формы совместной жизни и продуктивной деятельности людей, объединенных на основе комплекса признаков, при наличии общих интересов и целей позволяет раскрыть механизмы и функции национальной (этнической) идентичности. В современной научной литературе понятие идентичности чаще всего трактуется как отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое), с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, социальной ролью, образцом, нормой, культурой, менталитетом, психологией и т.п.). В современной социальной теории различают несколько типов идентичностей: социальную, культурную, этническую, национальную и др. Национальная идентичность не миф, она реальна. Только ее реальность дает знать о себе, когда она приоритетна по отношению ко всем иным идентичностям, особенно в экстремальных ситуациях, когда национальный патриотизм выходит на передний план.

Проблема национальной идентичности является центральной темой в творчестве многих русских философов, социологов и историков, оказавшихся за пределами России. Образ России, который понимается как фундаментальный вопрос об исторической, экзистенциальной идентичности определяет содержание, направленность всех "жанров" философского и религиозного осмысления мира и самого процесса познания (историософии, антропологии, этики, гносеологии и т.д.). Парадигма национальной идентичности в русской мысли зарубежья связана с представлением об особом предназначении России.

Русское зарубежье, сложившееся в результате великого революционного исхода, крайне болезненного разрыва старых и налаживания новых социальных связей, было не только повторением и воспроизведением той, канувшей в небытие, России. Здесь, в эмигрантской среде, шла неустанная культурная работа по сохранению унаследованных и созданию новых ценностей. Классические для русской интеллигенции вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?" волновали лучшие умы оторванных от родины людей. Разумеется, и ответы на эти злободневные, насущные вопросы давались разные, в зависимости от того, в каких условиях (социальных, экономических, политических) формировались они как мыслители, какие факторы повлияли на их идейные и мировоззренческие позиции. Поскольку такая постановка вопроса весьма широка и многопланова, мы решили ограничиться анализом национальной проблемы в социальной философии. Кроме того, в контексте заявленной темы мы проанализировали концепции не всех, даже самых выдающихся, представителей социологической, социально-психологической и философской зарубежной мысли, а только двоих из них: И.А. Ильина, П.А. Сорокина. К этому нас вынуждали как сложность и недостаточная научная разработанность избранной темы, так и сравнительно не большой объем предложенной работы.

Исследование загадочной русской души ("Умом Россию не понять, аршином общим не измерить."), русской идентичности, русской идеи, русского характера названные авторы ведут с разных методологических позиций и концептуальных подходов (тонкий, одухотворенный И.А.Ильин, тяготеющий к абстрактным схемам П.А.Сорокин) предложили разные социально-философские системы, но у них есть одна общая существенная черта, которая их объединяет. Это патриотизм. Любить родину, считает И.А.Ильин, - значит любить её дух, понимаемый им как сверхнациональная общечеловеческая сущность. В "душе" народа проявляется духовность его национального характера и национальный характер его духа. В свою очередь, национальное единение людей возникает из их духовной однородности. "У каждого народа, - делает вывод он, - особая национально зарожденная, национально вложенная и национально выстраданная культура. А Россия есть прежде всего великий народ". Внутренняя жизненная связь, отмечает И.А.Ильин, выражается в чертах, свойственных русскому характеру и русскому духовному складу. Таковыми мыслитель считает душевный простор, содержательность, творческую легкость, склонность к дерзанию, опьянение мечтою, щедрость и расточительность, умение понимать страдания людей. В концепции П.А.Сорокина социально-психологический аспект национального сводится к формам духовной культуры, а саму культуру он не считает отличительным признаком нации, утверждая, что если из культуры выбросить язык, религию, право, нравственность, экономику и т.д., то от "культуры" останется пустое место. Верный своей методологии рассечения целого на части. П.А.Сорокин настаивает на том, что если выкинуть из национального фактора религиозные, сословные, профессиональные, имущественные, бытовые и т.д., то из "национальных" ограничений не останется ничего. Если на заре своей творческой деятельности П.А.Сорокин отказывался давать определение нации, находя немыслимые аргументы против тех, кто пытался это сделать, то теперь, к концу жизненного пути (1967 г.), он считает возможным назвать нацию своеобразной социальной системой и осмыслить важнейшие ее признаки, включая те из них, что ранее им отвергались как малоубедительные. Русская нация, с точки зрения П.А.Сорокина, "состоит из трех ветвей русского народа - великороссов, украинцев и белорусов", а также "из русифицированных и ассимилированных этнических групп". Раскрытие основных черт русской нации и русской идентичности П.А.Сорокин ведет через призму свойств единой социокультурной системы, выделяя такие ее качества, как огромная жизнестойкость, стремление к расширению территориальных границ, энергия, упорство и изобретательность народа, проявляемые им при защите своего суверенитета и национальных ценностей. Сопоставляя российскую национальную политику с американской, П.А.Сорокин отдает предпочтение политике России, утверждая, что именно благодаря ей империя сравнительно мирно расширяла свои границы. Нерусские национальности образовали национальные республики или автономные группы, наделенные широкими правами.

Необходимо еще раз подчеркнуть важность и актуальность высказанных "будителями русского национального сознания" (П.Е.Ковалевский) идей для анализа современной российской действительности и прогнозирования будущего нашей страны. В условиях, когда западная политическая система, западные ценности и образ жизни становятся чуть ли не объектом фетишизации и идолопоклонства со стороны ряда российских политиков и властных структур, неплохо было бы вспомнить предостережение И.А.Ильина: "Русский народ может освободиться только сам", а русские люди "не имеют ни основания, ни права ждать спасения от Запада. "Советский Союз, по-прежнему ведомый русской нацией, может с надеждой смотреть в будущее", - писал П.Л.Сорокин. Советского Союза сегодня уже нет, но русский народ не потерял в России своей интегрирующей и консолидирующей роли. Необходимо особо подчеркнуть, что концепции философов русского зарубежья по национальной проблематике, при всех присущих недостатках, глубоко патриотичны и будут способствовать росту национального сознания, укреплению национальной идентичности, национального духа и характера в процессе модернизации современного российского общества.

Проведенное исследование позволяет прояснить в изучаемой проблеме следующее. Стало ясным, что актуальность исследования проблемы нации и национальной идентичности вызывается, по меньшей мере, двумя основными моментами.

146

Во-первых, необходимостью заполнения бреши в истории и теории социальной философии, в которой все еще отсутствуют историко-философские и систематические представления о природе нации и национальной идентичности. Создание развернутой теории нации позволит приблизиться к постижению самой ее сущности, а главное - осмыслить современную роль, которую нация играет в полиэтничном социуме.

Во-вторых, потребностями практики этносоциальных отношений и связей, требующей дальнейшей их стабилизации и гармонизации в процессе модернизации российского социума.

 

Список научной литературыКумыков, Ауес Мухамедович, диссертация по теме "Философия политики и права"

1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. - М.: Политиздат, 1991. - 224 с.

2. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Россия. В чём суть твоего бытия?: Ист. -филос. размышления М.:РеспубликаД994. - 320 с.

3. Авксентьев В.А., Авксентьев A.B., Этнические проблемы современности и культура межнационального общения: Учеб. пособие. Ставрополь / СГПИ, 1983.-222 с.

4. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. Ставрополь / СГУ, 1997.- 75 с.

5. Агаев А.Г.Нациология. Философия национальной экзистенции. Махачкала /ДГУ, 1992.-220 с.

6. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. - СПб: Университетская книга, 1997. - 736 с.

7. Андреев А. Очерки русской этнопсихологии. СПб: Тропа Троянова, 1998. -254 с.

8. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. Исторические формы общения народов: Мировые культурные контакты, многонациональное государство. Спб.:1994. 224 с.

9. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука,1989- 246 с.

10. Ю.Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоко лов A.A. Этносоциология. М.: Аспект-Пресс, 1998. - 271 с.

11. П.Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России) / Отв.ред И.А. Беседин: В 3 т. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. - Т.1: От прошлого к будущему. - 804 с.

12. Бабаков В.Г., Семёнов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М. / ИФ РАН., 1996. - 70 с.

13. Баграмов. Э.А. Нация и национальная психология (в поисках новых концептуальных подходов) // Евразия (Народы. Культуры. Религии) М., 1993. С. 8-14.

14. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур М.; РГГУ, 1998.-241 с.

15. Белогрудов O.A. Культурология. -М.: ГЙС, 1997.-416 с.

16. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. - 224 с.

17. Бердяев H.A. Новое средневековье. М., 1994.

18. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с.

19. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.

20. Бердяев H.A. о русской философии. Свердловск: Изд-во Уральск, ун.-та, 1991.-Ч. 1.-288 с.

21. Бердяев H.A. О русской философии. Свердловск: Изд-во Уральск, ун.-та, 1991,-4.2.-240 с.

22. Бердяев H.A. Самосознание. М.: Дом, 1990. - 336 с.

23. Бердяев H.A. Смысл истории. -М.: Мысль, 1990. 175 с.

24. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. - 346 с.

25. Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире. М., 1994. - 356 с.

26. Бердяев H.A. Философия неравенства. М.: Игна-Пресс, 1990. - 285 с.

27. Бердяев H.A. Философия неравенства. М.: Има-пресс, 1990. - 285 с.

28. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480 с.

29. Бессонов Б.Н. Судьба России. Взгляд русских мыслителей. М.: Луч, 1993. -252 с.

30. Бацилули П.М. Нация и государство. (Ст.1929) // Вестник. Рос. АН. 1984. -Т.64. - №6. - С.524-533.

31. Болотоков В.Х. Нация и ее национально-психологический мир (Опыт исследования в философии русского зарубежья). Нальчик: Логос, 1996. - 272 с.

32. Болотоков В.Х., Суншев З.Ш. Этнопсихологические теории в России. -Нальчик: Логос, 1997. 178 с.

33. Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М.: Логос,1998. - 264 с.

34. Болотоков В.Х., Иордан М.В. Синтетическая теория нации // Докл. Адыгской (Черкесской) международной академии наук. Нальчик, 1997. - Т. 2. - С. 116123.

35. Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу: трагедия человеческого сознания,-М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996 . 416 с.

36. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология, СПб.,1994. - 165 с.

37. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьба страны. Спб., 1992. - 105 с.

38. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.:Наука, 1983 . - 412 с.

39. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983.-231 с.

40. Булгаков С.Н. Свет невечерний. -М.: Республика, 1994. 415 с.

41. В поисках парадигмы нации (Нациологические очерки) / Под ред. В.Х. Бо-лотокова и В.М. Семенова. М.; Нальчик, 1997. - 260 с.

42. В раздумьях о России (XIX век) / Отв. ред. Рудницкая E.J1. М.: Археографический центр, 1996. - 444с.

43. Валицкий A.A. По поводу русской идеи в русской философии // Вопросы философии. -№ 1. 1994.

44. Василенко В.В. Историко-культурный анализ в трудах П.А. Сорокина: Ав-тореф. канд. дисс. Ставрополь, 1998. - 28с.

45. Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. - 607 с.

46. Витте С.Ю. Воспоминания. Таллин, 1994. - Т. 1.

47. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. М.: Рос-спэн, 1998.-326 с.

48. Вьюгов (псевдоним Сорокина. П.). Национальность, национальный вопрос и социальное равенство // Народная мысль. -1915. №1.

49. Гарднер Клинтон. Между Востоком и Западом. Восстановление даров Русской Души / Пер. с англ. М.: Наука, 1993. - 125 с.

50. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура, 1995. - С. 480с.

51. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998. - 432с.

52. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. - 320 с.

53. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии. XIX-XX вв. -М.: Онега, 1995.-288 с.

54. Гулыга A.B. Русская идея и её творцы. М.: Соратник, 1995.- 310 с.

55. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1990. -278 с.

56. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Танаис Дидик, 1994. - 544 с.

57. Гуревич П. С. Культурология. Учеб. пособие. М.: Знание,1996. - 288 с.

58. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 448 с.

59. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574 с.

60. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку: Элма , 1976. - 226 с.

61. Джунусов М. С. Национализм: Словарь-справочник. М.: Славянский диалог, 1998. - 286 с.

62. Доронченков А.И. Российская эмиграция первой волны о национальных проблемах покинутого отечества. СПб., 1997. - 78 с.

63. Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. - 428 с.

64. Иванова A.A. Русская классическая философия. От Ф.М. Достоевского к И.А. Ильину. -М.: Диалог-МГУ, 1999. 110 с.

65. Ильин В.В., Панарин A.C., Бадовский Д.В. Политическая антропология. -М.: МГУ, 1995.-254 с.

66. Ильин В.В., Солнцев Н.В, Чалов Н.М. Русская философия в лицах. М.1998.

67. Ильин И.А. Основы христианской культуры: Собр. соч. в 10 т. М.: Русская книга, 1993.

68. Ильин И.А. За национальную Россию // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории российской общественной мысли XX и XIX веков. М.: Наука, 1994. - С. 207-218.

69. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948 1954 годов: Собр. соч. в 10 т. - М.: Русская книга, 1993.

70. Ильин И.А. О путях России // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: В 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 2. - С. 234-240.

71. Ильин И.А. О русской идее. М., 1993. - Т.1-3.

72. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1999. - 431 с.

73. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. - Т. 1, 2, 3, 6.

74. Ильин И.А. Соч: В 2 т. М.: Медиум, 1993. - Т. 1. - 510 с.

75. Ильин И.А. Соч: В 2 т. М.: Медиум, 1993. - Т. 2. - 575 с.

76. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. -СПб.: Наука, 1994. 542 с.

77. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие. М.: Логос, 1998. - 280 с.

78. Иордан М.В. Национальный вопрос в социологии Питирима Сорокина (До-зарубежный период) // Национальные процессы в СССР в условиях перестройки. Вопросы теории и практики. М., 1990. - С. 72-94.

79. Иордан М.В. Этнос на стыке двух парадигм // Этносоциальные процессы накануне 21 века. Ставрополь, 1997. - С. 83-85.

80. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М,. 1996. - 255 с.

81. История теоретической социологии / Отв. ред. Ю.Н. Давыдов. М.: Канон, 1997. Т.1.- 496 с.

82. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии, русской истории и культуре. М.: Правда, 1989. - 653 с.

83. Кара-Мурза А.А. "Новое варварство" как проблема российской цивилизации. М. : ИФ РАН, 1995. - 211 с.

84. Кара-Мурза А.А. Между "империей" и смутой. Избранная социально-философская публицистика. М.: ИФ РАН, 1996. - 173 с .

85. Карсавин Л.П. Философия истории. Спб: АО "Комплект", 1993. 351 с.

86. Касьянова К.А. О русском национальном характере. М., 1994. - 367 с.

87. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1987.-366с.

88. Контор В. ".Есть европейская держава". Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки." М.: Росспэи, 1997. - 480с.

89. Корнилов C.B. Философия самосознания и творчества. Портреты русских мыслителей. СПб: СПГУ, 1998. - 224с.

90. Культурология XX век: Энциклопедия. Т. 2. Спб: Университетская книга; ООО Алетейя, 1998. - 447 с.

91. Культурология. М.:Центр,1996. - 400 с.

92. Культурология. XX век: Словарь. Спб: Университетская книга,1997 - 640 с.

93. Культурология. XX век: Энциклопедия. Спб.: Университетская книга; ООО Алетейя, 1998. - Т. 1. - 447 с.

94. Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. - 703 с.

95. Культурология: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 576 с.

96. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие. М.: Старый сад,1998. - 316 с.

97. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-480 с.

98. Лурье С. В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект

99. МалюгаЮ.Я. Культурология. Учеб. пособие. М., 1998. - 333 с.

100. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России) /Под общ. ред. И.Г. Дубова. -М.: РАОПИ "Имидж-контакт", 1997. 477 с.

101. Мигранян А. Россия: В поисках идентичности. М.: Международные отношения, 1997. - 416 с.

102. Мир России Евразия: Антология; сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. -М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

103. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М.,1998. — 115 с.

104. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты.- М. : АНКИЛ, 1998.- 186 с.

105. Момджян K.X. Введение в социальную философию. М.: Высшая школа,1997.-448 с.

106. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Паука, 1990. - 528 с.

107. Овсянников-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Л.: Время, 1992.-32 с.

108. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. -М.: Норма, 1998. С. 276.

109. Осипов Г.В. Россия: национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М., 1997. - 208 с.

110. Основы социальной антропологии. Спб: Лань, 1997. - 192 с.

111. Очерки социальной философии / Под ред. К.С. Пигрова. СПб: СПГУ,1998.-292 с.

112. Панарин A.C. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. -М.: Логос, 1998. 392 с.

113. Панарин A.C. "Вторая Европа" или "Третий Рим". М.: ИФ РАН, 996. - 154 с.

114. Панарин A.C. Философия политики. М.: Новая школа, 1996. - 424с.

115. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М.: Прогресс, 1995. - 128 с.

116. Политическая антропология / Ильин В.В., Панарин A.C., Бадовский Д.В. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 254 с.

117. Поляков Л.В. Как Россия нас обустраивает. Избранная социально-философская публицистика. М. 1996 - 160 с.

118. Поляков Л.В. Путь России в современность: Модернизация как деархаизация. М.: ИФ РАН, 1998. - 202 с.

119. Поршнев Б.А. Социальная психология и история. 2-е изд. - М.: Наука, 1979.-232с.

120. Потебня A.A. Из записок по теории словесности. Фрагменты. // Слово и миф. М.: Правда, 1989. - С.201-235.

121. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. -М.: АО "Правда Интернэшнл", 1996. С. 464, 576.

122. Российская ментальность //Вопросы философии, 1994, № 1. С.25 53.

123. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн / Ред.-сост. Л.И. Новикова, H.H. Сиземская. -М.: Наука, 1993.

124. Россия: Опыт национально-государственной идеологии / Ильин В.В., Па-нарин A.C., Рябов A.B. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 231 с.

125. Русская идея. М.: Республика, 1992. - 496 с.

126. Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб: Алетейя, 1997. - 398 с.

127. Русские философы. Конец XIX-серед. XX в. Антология. М.: Книжная палата, 1994. - 433с.

128. Русские философы. Конец XIX-серед. XX в. Антология. М.: Книжная палата, 1994. - 367с.

129. Русские: этносоциологические очерки. М., Наука, 1992. - 464 с.

130. Селиверстов A.B. Национальный характер русских и его влияние на становление современной российской государственности: Автореф. канд. дис. -М., 1997.-22 с.

131. Семенко В.Н. Чаяния православного рыцарства. Проблема русского возрождения в трудах И.АИльина. // Россия и Европа: опыт соборного анализа. М., 1993.-С. 461-463.

132. Семенов Ю.И. Россия: что с ней происходит? Что ее ожидает в будущем. М., 1995.-76 с.

133. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк): Учеб. пособие. М.: Механик, 1996. - 208 с.

134. Скворцов Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. СПб / Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. - 184 с.

135. Смирнов А.Ф. Питирим Сорокин о русской нации // Актуальные проблемы истории общественной мысли. М., 1974. - Вып.З. - С. 44-70.

136. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России: Соч. в 2 т. М.: Правда, 1989.-Вып. 1.-Т. 1.

137. Сорокин П.А. Автономия национальностей и единства государства. СПг., 1917.

138. Сорокин П.А. Вечный мир и всемирное единение народов. Пг.,1917.

139. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ. М.: Наука, 1997.-352 с.

140. Сорокин П.А. Система социологии // Социальная аналитика. 4.2. Чтение о строение сложных социальных агрессоров. Пг., 1920.

141. Сорокин П.А. Существенно важные черты русской нации в двадцатом столетии // Молодая гвардия. 1990. - № 3. - С. 45-76.

142. Социальная антропология на пороге XXI века. М.: Союз, 1998. - 432 с.

143. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. -М.: Изд-во Ин.-та социологии РАН ,1998. 388 с.

144. Социология и социальная антропология. СПб: Алетейя, 1997. - 433 с.

145. Среда и культура в условиях общественных трансформаций. М.:АИРО-XX, 1995,-264 с.

146. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. М.: ИФ РАН, 1996. - 175 с.

147. Степун Ф.А. Россия накануне 1914 года. // Вопросы философии. 1992. - №3.

148. Сусоколов A.A. Русский этнос в XX в.: этапы кризиса экстенсивной культуры (гипотезы этноэкологической модели) III Мир России (социология, этнология, культурология). -М.: Нацала-Пресс, 1994. С. 3-53.

149. Сухов А.Д. Столетняя дискуссия. Западничество и самобытность в русской философии. М.: ИФ РАН, 1998. - 198 с.

150. Сухонос С.И. Россия в XXI веке: Проблемы национального самосознания. -М.: Агры, 1997.-186 с.

151. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: ИЭиА РАН, 1997.- 528 с.

152. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. -1997.-№3.-С,3-20

153. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории / Пер. с англ. "Прогресс" "Культура"; сост. Рашковский Е.Б. -1996. -480 с.

154. Торукало В.Н. Нация: история и современность. М., 199. - 312 с.

155. Троицкий Е.С. О русской идее // Очерк теории возрождения нации. М., 1994.

156. Трубецкой E.H. Смысл жизни. -М.: Республика, 1994. 432 с.

157. Федотов Т.П. Судьба и грехи России. СПб: София, 1991. - Т. 1. - 351 с.

158. Федотов Т.П. Судьба и грехи России. СПб: София, 1992. - Т. 2. - 349 с.

159. Филонова JI.B. Лев Платонович Карсавин. Религиозно-философские сочинения. М.: Ренессанс, 1992. - Т.1.

160. Философия истории в России: Хрестоматия; сост. Т.К. Овчинников. М.: Логос, 1996.-272 с.

161. Франк С.П. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511 с.

162. Хабермас Ю. Гражданство и национальная идентичность // Демократия. Разум. Нравственность. М.: АО "KAMS" Изд. центр АСА DEMSA, 1995. - С. 209-245.

163. Хабибуллин К.Н. Этническое самосознание в современном национальном движении России // Этничность. Национальные отношения. Социальная практик: Сборник статей. СПб: ТООТК "Петрополис", 1995. - С. 178-182.

164. Хомяков A.C. Работы по историографии: Соч.в 2 т. М.: Московский философский фонд: Медиум, 1994. - Т. 1. - 589 с.

165. Чертихин В.Е. Этнический характер и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1996. - № 4. - 78 с.

166. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М.:Гардарика, 1998. - С. 400.

167. Шер Я. Три русских вопроса: Размышления западного наблюдателя (Виновата ли Россия? Россия Восток или Запад? Есть ли третий путь? - М.: Рос-спэн, 1998. - 126 с.

168. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: (Очерки русской философии и культуры). М.: Владос, 1995. - 208 с.

169. Этнические процессы накануне XXI века. Ставрополь, 1998,- 172 с.

170. Этнопсихологические сюжеты (Из отечественного наследия); сост. Иордан М.В., Семенов В.М. М., 1992. 201 с.

171. Язык культура - этнос // С.А. Арутюнов, А.Р. Багдасаров, Б.Н. Белоусов и др. - М.: Наука, 1994. - 233 с.