автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблема национального менталитета в литературе народов Якутии

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Пашкевич, Ольга Иосифовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Проблема национального менталитета в литературе народов Якутии'

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Пашкевич, Ольга Иосифовна

Отечественные ученые давно обратили внимание на важность изучения менталитета, но специальных исследований, посвященных проблеме национального менталитета в литературах народов Севера, в настоящее время нет. Сегодня на переломе XX и XXI веков, когда литературы народов Севера достигли своей подлинной зрелости, развитие современных форм и жанров позволяет проанализировать поставленную проблему.

Новизна диссертации заключается в изучении национального менталитета, выраженного в литературах народов Якутии, в привлечении к исследованию произведений, над которыми довлели внелитературные, конъюктурные оценки; в попытке рассмотреть их без идеологической цензуры.

Обратимся к истории вопроса.

Слово "менталитет" стало одним из наиболее употребляемых в последнее время. Этот термин давно уже вошел в терминологический обиход западной науки. Он ведет свое происхождение от латинского mens, mentis, т.е. ум, мышление, рассудок, образ мыслей и т.д. В английском научном языке термин "менталитет" употребляется с середины XIX в., в немецкой научной терминологии - со второй его половины. Менталитет в понимании зарубежных ученых включает в себя чувства, симпатии и антипатии, привычки, представления о человеке и его месте в мире. Все представления связаны не только с сознанием, сколько с подсознанием - если сознание регулирует мышление, то менталитет регулирует поведение. Как отмечает Пушкарев JI.H., "мышление - это познание мира, а менталитет - это манера мышления, его склад, его особенности, его своеобразие." /127, с. 159/.*

На протяжении длительного времени в философии преобладал принцип антропологического рационализма, согласно которому человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Но, начиная с нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Такие авторы, как Лейбниц, Кант, Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр, Ницше, с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком.

Здесь и далее ссылки на источники даются в тексте. Первая цифра означает порядковый номер источника в списке использованной литературы, вторая страницу.

Огромное влияние в разработке этой проблемы оказал З.Фрейд, утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Человек, по Фрейду, - это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Проблема бессознательного исследовалась и щвейцарским психиатром К.-Г.Юнгом. Однако он выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское "Оно". Юнг выделил в нем, помимо "личностного бессознательного", как отражение в психике индивидуального опыта, еще и более глубокий слой -"коллективное бессознательное", которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют, по нему, общечеловеческие первообразы - архетипы /например, образ матери - родины, народного героя, богатыря и т.д./. Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Таким образом, человек - это прежде всего существо архетипное. По Юнгу, коллективное бессознательное - результат жизни рода, хотя проявляется оно всегда через индивидуальную психику. "Оно присуще всем людям, является универсальным основанием душевной жизни каждого индивида. Юнг сравнивает его с матрицей, с грибницей /гриб -индивидуальная душа/, с пребывающей под водой частью айсберга или горы -чем глубже мы уходим под воду, тем более широким становится основание - от общего народу, расе, всему человечеству бессознательного мы переходим к наследию дочеловеческих предков."/132, с. 126/.

Проблема бессознательного и сознательного развивалась последователями З.Фрейда А.Адлером и Э.Фроммом, которые уточняли и вносили коррективы в его учение.

Социально-философская и историософская концепция Ф.М.Достоевского тоже связана с разработкой концепции архетипа и менталитета человека и народа, хотя он и не пользуется этими понятиями. Но еще задолго до Юнга и других мыслителей, занимающихся проблемами архетипа и менталитета, Достоевский сформулировал их суть, смысл и историческое значение. Как он отмечал, что есть идеи, невысказанные, бессознательные и только лишь сильно чувствуемые, таких идей много как бы слитых с душой человека. Есть они и в целом народе, есть и в человечестве, взятом как целое. Пока эти идеи лежат бессознательно в жизни народной и только лишь сильно и верно чувствуются, - до тех пор только и может жить сильнейшею живою жизнью народ. По мнению писателя, в стремлении к выяснению в себе этих сокрытых идей и состоит вся энергия его жизни. Чем непоколебимее народ содержит их, чем менее склонен изменить первоначальному чувству, чем менее склонен подчиняться различным и ложным толкованиям идей, тем он могучее, крепче, счастливее.

Разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. В этой связи необходимо обратить внимание на то, что под понятием менталитет имеется в виду глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания, включающий и бессознательное.

Однако, несмотря на довольно длительное употребление термина "менталитет" в разных странах ученые вкладывали в него отнюдь не одинаковое значение. В результате можно констатировать, что единого общепринятого определения менталитета нет. Об этом свидетельствует и обзор зарубежной и отечественной литературы по истории менталитета, сделанный доктором исторических наук Пушкаревым J1.H. В статье "Что такое менталитет? Историографические заметки" он пишет, что в зарубежной историографии пионерами в применении этого термина и изучении самого явления стали французские ученые, принадлежащие к школе "Анналов". Они ориентировались на анализ структуры духовной жизни общества, на поиск фундаментальных устойчивых структур сознания. "Менталитет для них -центральный узел, своеобразный стержень исторического процесса"/127,с.158/.

В начале 60-ых гг. в известном обобщающем труде "История и ее методы" Г.Дюби опубликовал главу "История менталитета", а в популярном журнале "Анналы" вышла статья А.Дюпрона "Проблемы и методы истории коллективной психологии", содержанием которой также было описание менталитета. Затем появились и в других странах работы, с разных сторон трактующие феномен менталитета. В дальнейшем исследователи все больше связывают понятие менталитета с социальной историей. Вскоре оно получает признание и в различных энциклопедических изданиях. И, наконец, в Германии, в серии "Карманное издание Кренера" вышел коллективный труд "Европейская история менталитета", как бы подводящий итог различных пониманий этого термина.

Пушкарев JI.H., обобщая литературу по данному вопросу, пишет, что ".для зарубежных ученых менталитет - это своеобразные установки сознания, неясные, невербализованные /т.е. не выраженные в словах понятия/ его структуры. Менталитет, по их мнению, включает в себя основные/по их терминологии, "базовые" / представления о человеке, его месте в природе и обществе, его понимание природы и Бога как творца всего сущего. При этом -и это-то и есть самое главное! - все эти представления не подвергнуты логической систематизации, не "пропущены" через логическое осмысление. Они связаны не столько с сознанием, сколько с подсознанием, регулирующим, однако, поведение /а не мышление/человека"/127,с. 159/.

В настоящее время, наряду с термином "менталитет", употребляются и производные от него термины. Широко стало применяться прилагательное "ментальный", а от него, в свою очередь, был образован термин "ментальность". Этот термин вначале применялся главным образом в психологии, физиологии и философии в таком значении: способность психики индивида хранить в себе те или иные данные либо структуры, характеристики и т.д., определяющие принадлежность данного индивида к определенному социуму или к тому либо к другому времени. Чуть позже и историки стали рассматривать ментальность как своеобразную личностную либо социальную память человека или коллектива, свойственную только ему и характеризующую только его и тот круг, слой, сословие, народ, к которому он принадлежит.

Так, профессор психологии У.Сперри замечает: "В прошлом полярные позиции в отношении сознания и материи, противопоставляющие ментальное и физическое, объединяются в промежуточном новом мировоззрении, для которого должны быть заново определены стандартные философские термины или изобретены новые." /149,с.21/.

По мнению Пушкарева JI.H., различие в употреблении терминов "менталитет" и "ментальность" в том, что менталитет "имеет всеобщее, общечеловеческое значение /как, например, "мышление", "сознание" и проч., ведь нельзя сказать "русское мышление", "немецкое сознание", но можно сказать "мышление русского человека", "сознание француза" и т.п./. В то же время "ментальность" может относиться к самым различным социальным стратам и историческим временам" /127, с. 163/.

Эту же мысль подтверждает Марков Б.В.: "Каждая эпоха дает свой тип героя - завоевателя, рыцаря, придворного буржуа, пролетария и т.п., обладающего не только определенной идеологией, но и ментальностью"/86,с.83/.

Однако употребление двух этих терминов еще не устоялось. Некоторые исследователи применяют их как равнозначные. Это можно проследить в материалах "круглого стола", проведенного журналом "Вопросы философии" в 1994 г., на котором речь зашла о "российской ментальности". Большая часть участников этого совещания подразумевала под нею некое духовное явление, обладающее качествами, свойственными только той или иной нации и тем самым определяющее ее лицо, ее роль в истории и современности. Один из участников, Пантин И.К., определил ментальность следующим образом: "Это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллиона людей." Пантин И.К. также выразил мнение, что понятие "менталитет" вводится "нестрого, слабо обосновано методологически, но как рабочая гипотеза понятие менталитет нации, думается, имеет право на существование." /131,с.30/.

Другой участник обсуждения вопроса Кантор В.К. полагает, что "речь идет о нашей самоидентификации, о том, какова наша ментальность, или, употребляя более старинное и точное выражение, каков "умственный и духовный строй народа" /131,с.39/.

Доктор филологических наук Гачев Г.Д. заменил понятие "ментальность" на "национальный космопсихологос": ". я вышел к понятию Космо-Психо-Логос, как структуре национального целого" /131, с.26/. В другой своей работе он замечает: "О национальной ментальности стало модно толковать - заемно-залетный, не проращенный у себя термин переняв, с латинского опять же вестернизованный. Мне по душе эллинские идеи - термины: Космос, Психея, Логос" /26,с.60/. Таким образом, вместо понятия "ментальность" Гачев Г.Д. использует определения "национальный космопсихологос" и "национальный образ мира". Пушкарев Л.Н., предприняв попытку найти в русском языке термин, аналогичный понятию "менталитет", приходит к выводу, что нет смысла переводить на русский язык данный иностранный термин. Его следует принять и "усвоить так же, как это произошло с терминами "суверенитет", "сюзеренитет", "муниципалитет", "иммунитет" и многими другими, прочно уже вошедщими в нашу научную терминологию" /127,с. 165/. Следовательно, мнение Пушкарева JI.H. расходится с точкой зрения Пантина И.К., который полагает, что научный статус понятия "менталитет" не стоит преувеличивать "/131,с.ЗО/.

Автор книги "О менталите саха" Новиков А.Г. дает следующее определение: ". есть нечто очень важное, которому подчинены и образ мыслей, и характерный определенному этносу уклад жизни, так сказать, сфера и ландшафт человеческого бытия. И эта неуловимая субстанция, составляющая дух народа, носит понятие "менталитета" /107,с.З/.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что абсолютного согласия о термине "менталитет" у ученых нет. В то же время большинство из них поддерживает мысль о необходимости изучения ментальных факторов.

Отечественные специалисты, в частности, по культурологии давно уделяют большое внимание исследованию менталитета, особенно успешно в этом направлении работает А.Я.Гуревич. По его определению, менталитет - это представления людей, заложенные в их сознание культурой, языком, религией, воспитанием, социальным общением. А.Я.Гуревич называет центральное понятие истории ментальностей "картиной мира" или "образом мира" /"видением мира", "моделью мира"/. Изучение концептуального и чувственного "оснащения " людей данного общества и данной эпохи, по мнению ученого, является обязательным условием понимания их поступков. "Только в этом контексте, учитывающем конкретную историческую целостность, и могут быть раскрыты, на мой взгляд, смысл художественных творений эпохи, их образный и символический язык и взаимодействие их со средой, в которой эти творения возникли или которой они адресованы'73 6,с. 161/.

Т.И.Волчок обращает внимание на воспитательный потенциал изучения менталитета учащимися. Она считает его одним из средств гражданского воспитания, так как неотъемлемую часть менталитета народа составляют общечеловеческие ценности, что заставляет учеников задуматься над смыслом жизни, опытом прошлых поколений, неразрывной связью между прошлым, настоящим и будущим. "В любой культуре, - поясняет она в этой связи, - присутствуют общечеловеческие ценности, но их значимость и соотношение у разных народов заметно различаются. Поэтому тема нравственных приоритетов исключительна важна для понимания менталитета той или иной этнической общности" /21,с. 110/.

Почему же именно сейчас общество испытывает такой пристальный интерес к менталитету? Авторы статьи "Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен " Е.А.Ануфриев и Л.В.Лесная, на примере ситуации, происходящей в России, называют следующую причину: "Изучение российского менталитета позволяет глубже понять смысл отечественной истории, истоки российской государственности, духовности, патриотизма, что имеет огромное значение для процесса возрождения России"/4,с.17/.

Пудов А.Г., размышляя о методологическом значении понятия "менталитет" в систематизации глобального кризиса современности, считает, что несмотря на удачное введение данного понятия в оборот, глубина существа его еще не раскрыта, но в будущем в связи с необходимостью решения возникающих проблемных ситуаций потребуется частое использование данного термина и заложенной в нем сути. Пудов А.Г. предполагает наличие двусторонней взаимосвязи понятий - глобальный кризис современности и менталитет. Он думает, что будет интересным в анализе этого "тандема" "теоретическое описание качественных процессов, лежащих между ними. Вызваны ли изменения в менталитете кризисом, а также - вызывают ли изменения в менталитете кризис?" /126,с.75/.

Необходимо признать, что советская наука долгие годы много сил и времени уделяла выяснению социально-экономических, классовых и партийных факторов, влияющих на поведение человека в тех или иных условиях. По поводу различий в западном и восточном мышлении была, например, такая точка зрения:".И на Западе и на Востоке были настойчивые попытки подчеркнуть принципиальные различия, почти "несовместимость" между восточным и западным мышлением: восточному - де свойственен фатализм, умозрительность, религиозно-мистический дух, а западному рациональный подход, тотальный рационализм и пр. На наш взгляд, это проекция /сознательная или бессознательная - в данном случае не имеет значения/ идеологий, нам чуждых." /109,с.81/.

Отечественной наукой мало изучено значение таких ментальных факторов, как чувства, симпатии, склонности, хотя порою именно они не только могут оказывать существенное влияние на ход исторических событий, но даже определять их. Следовательно, более глубокое изучение ментальных факторов будет способствовать обогащению нашей науки, позволит более широко представить историческую картину прошлого, что поможет предвидеть поведение человека в различных ситуациях.

Художественная литература имеет для исследования данного вопроса большие возможности. Западногерманский ученый Фредерик Мейер в своей статье "История литературы и история менталитета" /MEYER F. Literary history and the history of mentalities: Reflections on the problems a. possibilities of interdisciplinare corp. //Poetics.- Amsterdam, 1989, -N19.-P.85-92.//49/, опираясь на работы П.Арие, Р.Райхардта, Ж.Делюмо, М.Вовелля, Л.Стоуна и др., рассуждает об общих проблемах истории менталитета в ее отношении к истории литературы. В первой части статьи Ф.Мейер пишет, что в настоящее время филологи, обращаясь к истории менталитета, только выдергивают из нее отдельные темы, такие, как семья, работа, секс. Не придпринимается серьезных попыток соотнести историю менталитета с различными социологическими теориями. Во второй части Ф.Мейер выявляет формы взаимосвязи истории литературы и истории менталитета. Он называет следующие. 1/Литературные тексты используются как "документы" истории менталитета: а/они могут интерпретироваться при помощи данных истории менталитета, взятых из нелитературных источников, текстовая структура понимается как продукт определенных ментальных структур; б/ они могут сами по себе быть документами ментальной структуры, т.е. ментальная структура реконструируется из текстовой. 2/ Литературный текст рассматривается как "монумент", несводимый к ментальным структурам. Ф.Мейер полагает, что традиционно одностороннее направление связи -история литературы "пользуется услугами" истории менталитета - может быть изменено. "Литературные тексты, являясь источниками для истории менталитета, обладают неоценимыми преимуществами перед другими документами, ибо они не просто информируют об определенных ментальных структурах, но и показывают всю сложную взаимосвязь между ними. Так, погребальные церемонии сообщают об отношении к смерти, но сложная связь между этим отношением и его значением для других ментальных структур /проблемы собственности, семьи/ может быть извлечена только из литературы"/49, с.59-60/.

Писатель Виктор Конецкий записал в своем дневнике схожую мысль: ".раскрыться народы могут только через литературу. Никакая этнография здесь не поможет. Правда, мне кажется, литература показывает не само существо народа, а мечту о себе, но, быть может это синонимы?" /60, с.546/.

Однако, несмотря на очевидность таких возможностей, литературные тексты, размышления писателей в большинстве случаев служат только в качестве примеров, подтверждающих выводы исследователей, а не наоборот.

На этом фоне отрадно отметить работу Маркова Б.В."Разум и сердце: История и теория менталитета", в которой он прослеживает своеобразие русской литературы с точки зрения российской ментальности. Марков Б.В. видит следующие отличия русской литературы от европейской: "Рефлективный дискурс ориентирует героев европейской литературы на поиски истины, что не всегда приводит к открытию добра. Для русского менталитета характерно объединение истины и добра в понятии правды. После критических поисков истины, исследования, обличения и осуждения русские писатели нередко приходят к смирению, прощению и покаянию" /86,с.67/.

Академик Д.И.Лихачев также отмечает схожие черты русской литературы, например, неудовлетворенность настоящим, религиозные искания, поиски счастливого царства, "где нет притеснения начальников и помещиков", "взаимосвязанные склонности - сомневаться и учить" /80 /.

Долгое время над проблемой менталитета в литературе работает Г.Д.Гачев. Георгий Дмитриевич Гачев, как уже было сказано выше, вместо термина "менталитет" вводит понятие "космо-психо-логос" или "национальный образ мира". Свое видение данного вопроса ученый изложил в таких трудах, как "Национальные образы мира: Общие вопросы" /1988/, "Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос" /1994/, "Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией" /1997/, "Национальные образы мира. Курс лекций" /1998/ и других. В своих работах он опирается на тексты художественных произведений, полагая, что художественное произведение -"это как бы национальное устройство мира в удвоении". В предисловии к книге "Национальные образы мира" /1988/ автор отмечал, что исследование данной проблемы связано со многими трудностями как познавательного, эмоционального, так и практически-политического свойства. Он понимает, что "постичь особенности каждого народа трудно", и что это "деликатнейшая " материя и сюжет. Для выявления национального образа мира Г.Д.Гачев берет национальную жизнь в ее целостности: и природа, и стихии, и быт, и фольклор, язык, образность поэзии, соотношение пространства и времени и их координат. Так в главе "Киргизский образ мира" /по повестям Чингиза Айтматова/ автор делает попытку раскрыть менталитет киргизского народа, выяснить особенности отношения киргизов к космосу, животным, растениям, воде и т.д.

Анализ размышлений ученого дает основание полагать, что для исследования особенностей национального менталитета необходимо изучить отношение народа к окружающему миру, особенности поведения, склад мышления. Но делать выводы о чертах национального менталитета только по нескольким произведениям одного автора все-таки представляется не совсем верным. Только тщательнай анализ литературных текстов по таким аспектам, как индивидуум - семья - общество; сексуальность- любовь; религиозность; тело и душа; болезни; радость - счастье - страдание; работа и праздник; возрастные особенности; умирание и смерть; страхи и надежды; общение; чужое и собственное; власть; право; природа и окружающий мир; пространство, время и история даст возможность выявить особенности менталитета того или другого народа.

Работы Г.Д.Гачева были воприняты неоднозначно. Так, А.Ранчин, высказывая свою точку зрения на труды "Национальные образы мира" /1988/ и "Воспамятование об отцах. Документальное повествование" /"Дружба народов" - 1989. - N7/, отмечает как положительное то, что ученый свободен от культурной узости и пристрастности, чужое национальное мировидение близко ему и вызывает участие. У Гачева Г.Д. отсутствует прогрессистское отношение к культуре, распределяющего народы "выше" и "ниже" по лестнице истории, нет и предпочтения одного национального типа культуры другому. В целом же в работах Г.Гачева А.Ранчин видит недостатки. По его мнению, сверхзадачи - докопаться до национальной логики - Гачев Г.Д. не достиг. "Скорее в книге Г.Гачева, - полагает он, - следует видеть смелую попытку создания собственной мифологии, замаскированной под "мифы разных стран и народов" /128,с.259/. А.Ранчин упрекает Гачева Г., считая, что если его исследование - наука, то слишком веселая, "если философия - то вторичная и стилизованная, если мифология - то искусственная и непоследовательная." /128, с.260/.

По данному вопросу нам ближе точка зрения Евгения Сидорова, который отмечает оригинальность жанра работы и своеобразность стиля. Хотя он и чувствует,что в "целом остаешься неудовлетворенным самодовлеющими зигзагами авторской мысли", но не отбрасывает того, что причиной проблемы может быть личное восприятие, а не гачевский текст. Характеризуя метод Гачева Г., Е.Сидоров видит его особенность в том, что в его основе лежит не формальная, а художественно-философская интуиция. Книга Гачева Г. открывает перспективы для современной культурологии и для сравнительно-исторической поэтики. Е.Сидоров предполагал, что такая "демонстративная свобода" будет не каждому по душе, но даже, подходя объективно, считает он: " отрицать невозможно: в мечтательной гачевской патетике, в ее полетах и ассоциациях заключена обаятельная сила чистого и проницательного сознания, зовущего мир к полноте и совершенству."/147, с.6/.

Наверное,будет уместно заметить, что почти во всех работах об особенностях "российской ментальности" по существу речь идет не о российской, а о русской ментальности. А это разные вещи. Думается, что для того, чтобы более определенно говорить об особенностях российской ментальности, необходимо тщательно проследить ее проявление в художественной литературе и литературе не только прошлых веков, но и современной, а значит, принимая во внимание произведения писателей -представителей литератур народов Севера.

Из якутских ученых рассмотрением трактовки некоторых общих мифологических образов и понятий, символов, таких как образы коня, орла, огня, священного дерева, гор /скал/, синего /сивого быка/, которые в фольклоре народов Сибири имеют сходные функции, занимался В.Т. Петров. Он в сравнительном аспекте проследил одноименные и близкие по функции мифологические образы преимущественно на основе сибирских фольклорно-литературных материалов. В.Т. Петров не связывал свои исследования с проблемой менталитета, но он отметил, "что реликтовые, первичные значения традиционных образов очень устойчивы, они бережно сохранены в литературе"/121 ,с. 147/.

Н.З.Копырин одну из целей, которые ставит перед изучением своеобразия изобразительных средств в поэзии народов Якутии, определяет как необходимость познания не только эстетических взглядов, но уже и психологии, и миропонимания самих народностей Севера. В своей статье он делает вывод, что "молодая поэзия /письменная/ северных народов Якутии довольно богата образно-изобразительными средствами, рождающимися из всего окружающего материального и духовного мира /63,с.49/.

В 1989 году обратился к проблеме менталитета в эвенкийской литературе и сам Георгий Гачев. Его статья "Повесть эвенкини" о произведении эвенкийской писательницы Галины Кэптукэ "Имеющая свое имя, Джелтула-река" была опубликована в журнале "Литературная учеба", а позже в "Розовой чайке". Книгу писательницы ученый называет вратами в целую цивилизацию, потому что в ней представлены "уклад жизни народа охотников среди природы Севера, тайги, с оленями, их семейные отношения, верования; и как совершилась трагедия уничтожения народа и его натуральной культуры от нашествия чужеродной цивилизации горожан, - и потонул материк Атлантида" /29, с.57/. В статье довольно развернуто проаналировано данное писательницей мировосприятие эвенков.

Раскрытие национального образа мира юкагиров, идеи Г.Гачева и Н.З.Копырина получили развитие и в работе В.Б. Окороковой/117/. Она не просто проследила, как передает С.Курилов отношение юкагирского народа к оленю, птицам, но и к красоте, северному сиянию, радуге, но и подняла вопрос о национальном характере в литературе, который долгое время не получал достаточного освещения.

Аналогичного мнения о недостаточной изученности национального характера придерживался и Алексей Михайлов. Оттолкнувшись от отзывов В.Санги и Г.Гачева о творчестве Г.Кэптукэ, он исследует национальное самосознание эвенков, которое называет "чувствительной и тонкой материей". Внимание автора статьи "Новый этап в развитии литератур / о творчестве Галины Кэптукэ/" приковано в первую очередь к национальным особенностям, закодированным в героях Г.Кэптукэ "историей, народной жизнью, природой, фольклором.". А.Михайлов анализирует с этой точки зрения повести "Серебряный паучок" и "Рэкет по-тунгусски". Необходимость изучения национального характера А.Михайлов обосновал в работе "Проблема национального менталитета в литературе /на материале литератур народов Севера/" /90/. Он исходит из положения, что литература и фольклор любого народа - всегда национальны и потому дают благодатный материал для анализа проблем национального характера, национального образа мышления и жизни народа. Не являются исключением в этом отношении и литературы народов Севера. Несмотря на то, что во многих произведениях национальное начало растворялось в сторону "интернационализации" содержания, потому что творческая задача "диктовала" и пути воссоздания характеров, развивающихся под влиянием новой действительности, в произведениях есть художественные образы, несущие в себе черты подлинно народного характера. Среди них он называет таких, как Пиапон у Ходжера /"Амур широкий"/, Милюнэ у Рытхэу /"Конец вечной мерзлоты"/, Варов-Гриш у Истомина /"Живун"/, Саване у Ледкова /"Месяц Малой Темноты"/, Касказик у Санги /"Женитьба Кевонгов"/. А.Михайлов считает, что и писателей, и исследователей литературы народностей Севера можно упрекнуть за невнимание к национальному менталитету. Но, как и Г.Гачев, он предупреждает, что "говоря о национальном менталитете, выражаемом в литературном произведении, надо помнить, что он трудно уловим. И язык, и сюжет, и характеры, и этнографический, исторический, фольклорный материал, и сама форма произведения - все это вместе взятое в его органичных и опять же трудноуловимых связях составляет произведение, вызванное к жизни национальным самосознанием автора и народа." /90,с.109/. Таким образом, изучение менталитета в литературе, по мнению А.Михайлова, имеет в наше время важное научное и художественное значение.

В этом отношении также представляет интерес исследование П.В. Максимовой о национальных художественных традициях в творчестве якутских поэтов, пишущих на русском языке /85/. Рассмотрев творчество Владимира Чагыла, Алексея Михайлова, Софрона Осипова и Августа Мурана, автор приходит к выводу, что "в целом эволюцию национального стиля в творчестве якутских писателей, пишущих на русском языке, следует определить как движение от тематического начала к художественному осмыслению особенностей поэтики национального стиха" /85,с.77/.

Проблема национального менталитета в произведених основоположника якутской литературы А.Е.Кулаковского освещена в трудах А.А.Бурцева, А.Иннокентьева и А.Н.Мыреевой.

Новизна исследования творчества Кулаковского А.Е. Бурцевым А.А., на наш взгляд, состоит в том, что он основное внимание, по сравнению с авторами предыдущих работ, уделил психологическому компоненту менталитета.

А.А.Бурцев, обозначая философские истоки творчества А.Е.Кулаковского, считает, что его философия как система складывалась постепенно из отдельных идей, разбросанных в разных произведениях. "Если их свести воедино, то получится целостное учение о некоем "правильном пути" человека в жизни" /14,с.37/. В этой системе отразились какие-то отголоски древних восточных верований, черты якутской мифологии.

В наиболее определенном виде, по мнению ученого, принципы "правильного пути" обозначены в стихотворении "Благословение по-старинному" /"Былыргылыы алгыс"/. Исходной точкой "правильного пути" является идея добра, потому что только оно в сочетании с любовью способно вызвать милость и покровительство богов и добрых духов. Представление о полном счастье дополняют дети, потомки, их благодарная память. "Правильный путь" предполагает заботу о ближних. Это тоже неотъемлемая черта якутского менталитета. Тогда человек будет окружен "почтеньем", дойдет "в преданиях до будущих поколений" и сможет "из текущих быстро прозрачных струй зачерпнуть жизни большое ведро".

А.А.Бурцев также выделяет идею связи человека с природным миром, выраженную поэтом в стихотворении "Заклинание Байаная", черты древнего анимизма в поэмах "Наступление лета" и "Дары реки".

А.Н.Мыреева тоже подчеркивает многоплановость философского осмысления природы Кулаковским А.Е. в поэме "Дары Лены". "С одной стороны, окружающий мир природы - "дом" народа саха, определивший особенности его менталитета" /102,с.39/. Ею рассмотрены как сквозные поэтические образы - символы в произведениях писателя, например, хозяйка природы Аан Алахчын Хотун. В статье отмечены и многочисленные сравнения, повторы, которые передают национально- определенное восприятие природы.

Менталитет народа саха и поэма "Сновидение шамана" стали предметом рассмотрения А.Иннокентьева. Он считает, что центральной идеей, пафосом произведения является обеспокоенность поэта за судьбу своего народа. Речь идет не о физической гибели, а об исчезновении национального самосознания. Понятие "перенятие культуры" означает, по мысли автора, перенятие технической культуры, "посредством которой можно как панцирем прикрыть свой менталитет и свое мировоззрение от ассимилирующего /поглощающего/ влияния большого народа" /53,с. 11/. Мы полагаем, что точка зрения А.Иннокентьева заслуживает внимания. Но в то же время, как уже было сказано выше, необходимо помнить, что понятие менталитета захватывает в сферу своего значения и понятие психологии о бессознательном- глубинных сторонах деятельности человеческого мозга. Изменение менталитета, таким образом, происходит медленно. Это подтверждает и исследование А.А. Бурцева поэзии Анатолия Старостина с точки зрения ментальности. В статье речь идет о сборнике поэта "Скошенная трава" /"Охсуллубут от" /, вышедшем в 1996 г. Уже само название сборника имеет свою семантику. Образ "скошенного сена" несет философско-временной смысл. В нем отражены зрелость, благодатное лето, оно напоминает поэту разгар сенокоса и далекое детство. Философия жизни А.Старостина, как видится А.А. Бурцеву, строится на нескольких незыблемых заповедях, и одна из них - любовь к священной земле предков. Лирический герой поэта мысленно возвращается к ней. "Символы родины для него - это опустевший "этех", покосившаяся сэргэ -коновязь, огонь жаркого камелька." /13,с.55/.

Авторское национально-своеобразное видение мира реализуется в системе образов, восходящих к народно-поэтической стихии, в частности, к их числу относится символический образ коня. Все это служит подтверждением того, что процесс изменения менталитета происходит медленно, тем более, когда есть влияние родной природы.

Очень точно сказал об этом Н.Н.Тобуроков. В очерке о жизни и творчестве Андрея Кривошапкина, описывая эвенское видение мира, он приводит следующие строки поэта, передающие такие черты национального характера эвенов, как вспыльчивость и обидчивость: И гнев его, скорей, похож на пламя, Что вспыхнуло и тут же угасает. Зато эвен в любом пути надежен, Погибнет сам, но не предаст другого.

Тобуроков Н.Н. поясняет слова поэта: "Если понятие "путь " расширить как путь в науку, медицину, технические знания, культуру, то лучше об эвенах не скажешь. Национальный характер эвена сохраняется в какой бы отрасли народного хозяйства он не работал" /158, с.41/.

Интерес в этом отношении представляет и статья А.С.Жулевой "Архетипы в ненецкой поэзии", в которой автор рассматривает, в частности, архетипы Матери-тундры, матери, отца, ребенка в творчестве Леонида Лапцуя, Василия Ледкова, Прокопия Явтысыя, Ивана Юганпелика /51/.

Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать, что проблема национального менталитета в младописьменных литературах изучена недостаточно. Имеющиеся работы в основном рассматривают данный вопрос в жанре поэзии, в частности, в творчестве А.Е.Кулаковского, А.Старостина, поэтов Севера Якутии. В ряде трудов прослежена проблема национального мировидения в произведениях Г.Кэптукэ, П.Ламутского, А.Кривошапкина, С.Курилова. Якутская проза в этом отношении остается "белым пятном". Поэтому целью нашего исследования мы ставим выявление особенностей национального менталитета, получившего отражение в художественных произведениях писателей- представителей литератур народов Севера. К задачам исследования относятся: изучение понятия менталитета в его отношении к литературе; рассмотрение способов изображения национального менталитета через сюжетно-композиционную структуру, характеры, этнографический, исторический, фольклорный материал и форму произведений; исследование эволюции национального менталитета и способов его воплощения с изменением исторических условий.

Объектом исследования являются преимущественно произведения художественной прозы писателей-представителей литератур народов Севера, а также привлекаются публицистические и этнографические труды авторов, помогающие глубже понять рассматриваемую проблему. В случае необходимости используется сравнительно-сопоставительный анализ с произведениями казахской, башкирской и нивхской литератур.

Авторские наблюдения и выводы, материал диссертации смогут быть полезными для исследования творчества каждого писателя, чьи произведения привлекаются для изучения. Материалы диссертационной работы смогут быть использованы в научно-популярных изданиях, в лекционной деятельности, в учебно-воспитательном процессе.

Структура нашей работы базируется на следующем суждении Г.Д.Гачева: "Подобно тому, как каждое существо есть троичное единство: тело, душа, дух - так и национальная целостность есть единство национальной природы /Космос/, национального характера /Психея/ и склада мышления /Логос/"./25,с.26/.

Диссертация состоит из трех глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема национального менталитета в литературе народов Якутии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы национального менталитета в литературах народов Якутии позволило нам выявить определенные закономерности в их развитии. Писатели в своих произведениях в той или иной форме передают национальное мировосприятие. Во всех литературах в первую очередь прослеживается представление народов о происхождении мира и строении Вселенной. Сюжеты произведений, авторские отступления, описание обычаев, поведения героев способствуют раскрытию ментальных факторов.

Мы видим, что действительно определяющее влияние на "лицо народа" оказывает природа. Для всех северных народов в основном характерно представление о Вселенной как структуре, состоящей из трех миров, участие в жизни человека добрых и злых сил. Упоминание о структуре Вселенной чаще дано в схожих ситуациях, в основном при показе камлания шаманов, а в якутской литературе о ней нередко повествует олонхосут. Вера в божества, населяющие Верхний мир, например, у народа саха таких, как Танара и Айысыт, у эвенов Айыы, у эвенков Аин-Маин, также на отражение в соблюдении определенных ритуалов и обычаев. Достаточно полно раскрыты космологические взгляды коренных народов Севера по отношению к стихиям огня, воды, земли. Общим в национальном мировосприятии является сближающиеся понятия "Бог" и "природа", т.е. вся природа считается одушевленной и живой, что характерно для учений анимизма и панпсихизма. Сама природа, представленная в разные времена года, показана красочно, с использованием различных изобразительных средств. Чаще в текстах встречаются зимние и летние пейзажи.

Особенности менталитета находят отражение и в описании традиционных промыслов северных народов - охоты и рыболовства. Здесь представлены связанные с охотой и духи-хозяева леса, например, Баай Байанай, обычай кормления /поения/ убитых животных, отношение к оружию, а также охотничьи приметы и правила. Рассказывая об образе жизни своих народов, писатели поднимают и актуальные для нашего времени проблемы. Среди них и приобщение к охотничьим навыкам детей, оторванных на долгие годы от тайги в связи с обучением в интернате, нежелание молодых людей заниматься традиционными для народов Севера видами трудовой деятельности, остро ставятся и экологические вопросы.

Главными принципами, которыми руководствуется большинство северян по отношению к природе, можно назвать следующие: как уже говорилось выше, это одушевление природы, представление о том, что человек не хозяин ее, а часть, отсюда слияние с природой, почитание священных мест, озер, деревьев, птиц, животных. Многие охотники и рыболовы следуют правилу "довольствоваться малым", потому что необходимо думать и о будущих поколениях. Писатели через участие литературных героев в разных событиях показывают их любовь к родной, хотя и суровой, оторванной от центра, земле. Эта любовь передается из поколения в поколение. Немало страниц отведено показу исцеляющей силы, энергии, которою получает человек при общении с природой.

Раскрытию национального мировосприятия способствуют и такие авторские приемы, как показ окружающего мира глазами птиц /"Баллада о Черном Вороне" Н.Лугинова/ и животных /"Тынграй" В.Санги и "Кустук" Ю.Рытхэу/.

Национальную окраску имеет пространство и время. В художественных произведениях рассказывается о своеобразных мерах длины, к примеру, кес у якутов. Большие расстояния, суровые климатические условия и отдаленность проживания людей друг от друга оказывают влияние на развитие таких национальных черт, как гостеприимство и взаимовыручка, неприятие замкнутого пространства. Ограничение свободы, выразившиеся в насильственном объединении оленеводов в колхозы, проживание в больших поселках отрицательно влияют на психику северян. Как следствие этого у них начинают проявляться такие несвойственные им ранее черты, как агрессивность, пессимизм, неприспособленность к быстрому ритму, потеря смысла жизни. И в результате алкоголизм, нередки случаи суицида, преступлений на бытовой почве.

Время тоже носит национальный отпечаток. В романе "Весенняя пора" Н.Мординова подробно описывается устройство якутского календаря. Сопоставляется долгая зима и короткое лето. В произведения мастерски вводятся сказки, мифы, рассказывающие о происхождении различных явлений природы. На первый взгляд, может показаться, что одинаковые условия проживания должны породить и схожее мировосприятие. Однако, при многих общих чертах, описанных авторами, мы находим и отличия. Например, о таком природном явлении, как северное сияние, у юкагиров, чукчей, эвенков есть свои версии, трактующие по разному его происхождение, а следовательно и отношение к нему.

Верность космологическим представлениям и соблюдение в связи с этим определенных обрядов, к примеру, кормление огня, приношение даров духам местности, священным деревьям сохранилось и в наше время, хотя иногда, как показывают авторы, приходится приспосабливаться к современным условиям, изменились и сами приношения. Многие ритуалы исполняются и приезжими людьми.

Из психологических качеств, характерных для северян, необходимо отметить такое, как толерантность. Данная черта национального менталитета коренных народов Севера проявилась, как свидетельствуют тексты художественных произведений, в терпемости к другой вере, в частности, христианской.

Широкое освещение получило представление о смерти. Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что северные народы схожи в этом вопросе в отрицательном отношении к суициду, строгом исполении завещания покойного. Но поведение при совершении обряда захоронения, структура души имеют порой и существенные отличия. В произведениях также прослеживается влияние на погребальные обряды христианства и современных условий. Схожее у народов Севера и представление о том, что душа человека /или одна из душ/ отлетает после смерти в Верхний мир.

Для северян также свойственно стремление к мирному сосуществованию, разрешению конфликтов путем переговоров. Неприемлемость разрешения споров с помощью убийства, отрицательный взгляд на насилие, грабеж, войны присущ многим литературным героям.

Характерной чертой менталитета является гостеприимство и взаимовыручка. При чем эти свойства распространяются не только на своих земляков и родственников, но и на любого человека. Бескорыстную помощь оказывают в трудной ситуации красноармейцам /Н.Мординов "Весенняя пора"/, "белому пришельцу" Джону Макленнану /Ю.Рытхэу "Сон в начале тумана"/, беглецу из лагеря /С.Данилов "Сказание о Джэнкире" /. Подобных примеров встречается немало.

Взаимовыручка нашла выражение в разных формах совместного труда, описанных в произведениях. Это такие, как ловля рыбы /праздник неводьбы "мунху"/, общая охота на зверя, сенокос. Поддержка проявляется и в моральной, и в материальной помощи, отсюда в прежние времена внутри рода было немыслимо воровство, оно считалось страшным позором.

Писатели уделяют большое внимание описанию таких черт, характерных для психологии народов Севера, как открытость, доверчивость, наивность, идущие от душевной чистоты, безусловной веры в высокие начала, заложенные в природу человека. Осуждается хитрость, лукавство, скупость. Конечно, с изменением социальных и политических условий изменяется и характер. Необходимость приспосабливаться к новой обстановке заставляет вносить поправки в национальный космопсихологос, а следовательно и в психологию личности.

Если рассматривать психологию северных народов с точки зрения западного и восточного менталитетов, то в отношении к таким понятиям, как активность и пассивность личности наблюдается своеобразный "средний путь." В поведении, быту, даже в проявлении чувств, согласно художественным произведениям, люди стали более активными. Но что касается взаимоотношений с природой, то здесь четко прослеживается стремление к гармонии к ней, а не к ее покорению.

Сравнивая отношение к труду, можно сказать, что труд ради богатства, свойственный более западному менталитету, чаще всего не только не находит поддержки, а даже осуждается. Материальные стимулы не играют большой роли, хотя стремление к обеспеченной жизни и присутствует, но богатство, по мнению многих героев, должно быть достигнуто только честным путем. В работе ценятся аккуратность, несуетливость. Многие традиционные виды промыслов такие как рыбалка, охота требуют и физического здоровья, быстроты реакции в экстремальных ситуациях, терпеливости. Однако, хотя писатели и подчеркивают наличие подобных качеств у своих героев, но в то же время дают понять читателю, что обладают они ими не от рождения, а в результате накопления определенного опыта. Человек, разлученный на долгие годы с тайгой, особенно в детстве, может не только позабыть, но и не приобрести позже необходимых навыков. Отсюда такое внимание к детям. Воспитание детей, теплая забота о них - неотъемлемая особенность национального менталитета народов Севера, наличие у человека детей -неприменное условие счастья. В мировосприятии народа саха делается значительный акцент в сторону творческой и созидающей деятельности самого человека. Но главным творчеством человека считается его ребенок. В продолжении своего рода видят смысл и содержание жизни многие литературные герои. Кстати, пути достижения счастья, представление о нем выражено в размышлениях героев, народных преданиях и легендах, введенных в содержание художественных произведений. Для достижения счастья также избран "средний путь". В этом отношении мировосприятие народа саха более схоже с восточным менталитетом. На Востоке односторонняя ориентированность на божественный культ не является неизменной догмой. Наоборот, человек сам ищет и сам находит пути своего спасения. "Средний путь" превалирует и во взгляде на молодость и старость. Нельзя сказать, что опыт старых людей игнорируется, но и культ молодости в обществе тоже отсутствует, т.е. мы обнаруживаем стремление к гармонии молодого тела и мудрости старого ума.

Национальный склад мышления, Логос по Г.Гачеву, тоже имеет свои особенности. Для народов Севера больше свойственно образное мышление, которое играет огромную роль в общем процессе познавательной деятельности. К индивидуальным свойствам мышления можно отнести самостоятельность и быстроту мысли. Для народов Севера больше характерен в стиле мышления диалог, а также интуиция. В экстремальной обстановке мы обнаруживаем у героев быстроту мысли, но когда есть время на обдумыние вопроса то характерно спокойное взвешивание ситуации, принятие решения в результате совета с другими.

Во многих произведениях для раскрытия ментальных факторов авторы используют образы представителей другой народности или нации. Через общение или наблюдение они отмечают отличия в мировосприятии своего и другого народа или народов.

Национальное видение мира накладывает отпечаток на поэтику произведений, в первую очередь на стиль повествования. Его отличает неторопливость изложения, привлечение богатого этнографического материала. Возможно, поэтому в литературах народов Севера пока не получили широкое распространение такие жанры, как детектив, приключенческие книги, фантастика, которые требуют большой смены событий и меньше описаний.

Анализ образно-изобразительных средств в творчестве народных писателей Якутии и в романе Ю.Рытхэу "Конец вечной мерзлоты" показывает, что в поэтике произведений нашло отражение национальное мировосприятие. Долгая северная зима, связанные с ней природные явления наиболее часто используются для создания образов. Холод, лед, снег, туман, взятые для сравнений, передают в зависимости от контекста не только внешний вид предмета или человека, но и его психологическое состояние. Вообще необходимо заметить, что несмотря на изменившиеся условия жизни, вхождение в повседневный обиход достижений науки и техники, появившихся на севере экзотических фруктов и овощей, неведомых здесь ранее, для образотворчества они практически не применяются. В то же время, если сравнения в ранних прозаических произведениях якутских писателей использовались чаще для описания природы, то со временем они нашли широкое распространение для выражения душевного состояния людей.

Космологические представления народа саха отразились и в том, что наиболее употребляемыми в изобразительных средствах являются животные, обитающие на Севере, и домашние животные. В якутской литературе это конь, бык, корова. В эвенской и эвенкийской олень, в чукотской олень, но уже добавляется к нему нерпа, морж, кит, т.е. обитатели моря. Птицы, рыбы, деревья, травы также играют в образотворчестве весомую роль, как и стихии огня и воды, которые почитаемы северными народами. Нередки сравнения, связанные с верованием в шаманов. Национально-образное мышление писателей выражается и в постоянном обращении к якутскому героическому эпосу олонхо, его сюжетам и героям и к олонхосутам. Предметы быта, национальная одежда, обувь, музыкальные инструменты находят отражение в ярких метафорах, эпитетах. Следствием анималистического представления народа саха стало широкое употребление в поэтике особого вида метафоры -олицетворения, когда признаки живого существа перено - сятся на явления природы, предметы и понятия.

Отличительная черта менталитета северных народов - особое отношение к детям - также нашла отражение в поэтике.

Возможно, более присущее северянам образное мышление сказалось на том, что в образотворчестве редки сравнения с отвлеченными понятиями.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: космологические и психологические составные национального менталитета нашли отражение и в поэтике литератур народов Якутии. Космос и Психологос взаимосвязаны, но ведущая роль принадлежит Космосу. Для изучения проблемы менталитета потребовалось привлечение материала из разных областей знаний, в частности, этнопсихологии, философии, истории и даже биологии.

194

Особенности ментальных факторов представлены в творчестве всех писателей. Но в произведениях одного автора мы находим более подробное описание космологических представлений, у другого психологических факторов, у третьего особенности национального Логоса. Следовательно, использование для исследования проблемы менталитета большого количества произведений оправдало себя.

Литературы народов Севера отразили не только традиционный национальный менталитет, но и изменения происходящие в нем под влиянием новых условий.

 

Список научной литературыПашкевич, Ольга Иосифовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Алексеев А. А. Забытый мир предков /Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-Западного Верхоянья/. - Якутск: КИФ "Ситим", 1993. - 96 с.

2. Алексин А. Как всходило солнце // Слово русской критики о якутской литературе. Якутск: Кн.изд-во, 1986. - С. 169-170.

3. Абель И. Тревожный северный ветер // Полярная звезда.- 1991.- N4. С. 174-175.

4. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. -1997. -N3.-C.16-27.

5. Ауэзов М. Путь Абая. В 2 т. Т. 1. Алма-Ата: Жазуши, 1982. - 608 с.

6. Башарина З.К., Башарина А.К. Проблема "человек и природа" в современной якутской литературе // Человек и Север: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития. Часть I. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992.- С.140-144.

7. Бирюков Г. Северное сияние. Московские гастроли Якутского драматического театра имени П.А.Ойунского //Литературная Россия. -1985. 23 августа.

8. Болот Боотур. Весенние заморозки. -М.: Сов.Россия, 1982.- 335 с.

9. Болот Боотур. Пробуждение. М.: Современник, 1978.- 352 с.

10. Болот Боотур. Пробуждение. Часть 2. М.: Современник, 1984.- 319 с.

11. Бондаренко В. Нить жизни // Слово русской критики о якутской литературе. Якутск: Кн.изд-во, 1986. - С. 140-142.

12. Бурцев А.А. "В поэтическом аласе" Моисея Ефимова // Полярная звезда. -1997.-N5.-С.51-58.

13. Бурцев А. А. Ментальная глубина поэзии А.Старостина- Сиэн Кынат// Полярная звезда. 1998. - N 1. - С.53-55.

14. Бурцев А. А. Философские истоки творчества А.Кулаковского //Литературные традиции и преломление их в Якутии. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995.-С.33-49.

15. Васильева Д.Е. Народные писатели Якутии. Якутск: Бичик, 1995.-160 с.

16. Васильева Д.Е. Образы современников в якутской прозе /Романы Софрона Данилова "Бьется сердце" и В.Яковлева "На водоразделе"/ // О современной якутской литературе. Якутск: Кн.изд-во, 1977. - С.44-73.

17. Васильева Д.Е. Связь времен.- Якутск: Кн.изд-во, 1991.- 120 с.

18. Васильева Д.Е. Человек и Север в произведениях Софр. Данилова // Человек и Север: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития. Часть I.- Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992,- С.137-140.

19. Винокурова У.А. Философия духа и развитие народов Якутии // Человек, общество, культура. Материалы Первых нерюнгринских философских чтений. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1998. - С.53-57.

20. Власенко А.Н. Юрий Рытхэу: Литературный портрет. М.: Сов. Россия, 1988.- 160 с.

21. Волчок Т.П. Гражданское воспитание на уроках общественных дисциплин в связи с новым менталитетом //Народное образование Якутии.- 1997. -N3. С. 109-112.

22. Воскобойников М. Колыбель новописьменных литератур // Полярная звезда. 1976. - N4. - С. 100-105.

23. Вуколов Л. Владимир Санги. М.: Сов.Россия, 1990. - 152 с.

24. ГаврильеваВ. Маленькие повести. -М.: Современник, 1987.- 160 с.

25. Гаврильева В. Страна Уот Джулустана. - М.: Современник, 1977. -238 с.

26. Гачев Г.Д. Национальный Космо-Психо-Логос // Вопросы философии. -1994.-N12.-С.59-78.

27. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов .писатель, 1988. -448 с.

28. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Изд. центр "Академия", 1998.-429 с.

29. Гачев Г.Д. Повесть эвенкини // Розовая чайка. 1991. - N1. - С.57-66.

30. Герасимова А.Е. Изучение текста художественного произведения на неродном языке //Народное образование Якутии. 1996. -N3. - С.122-125.

31. Гоголев А.И. История Якутии /Обзор исторических событий до начала XX в./ Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999.- 201 с.

32. Гоголев А.И. Якуты /проблемы этногенеза и формирования культуры/. -Якутск: Изд-е журнала "Илин", 1993. 200 с.

33. Гоголев И. Месть шамана. Последнее камлание. М.: Сов.писатель, 1992. -416 с.

34. Гоголев И. Пляска стерхов //Социалистическая Якутия. 1990.- 18 января.

35. Гоголев И. Черный стерх. М.: Сов. Россия, 1990. - 272 с.

36. Гуревич А .Я. Вопросы культуры в изучении исторической поэтики // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. -С.153-167.

37. Далан. Глухой Вилюй. Якутск: Бичик, 1993. - 336 с.

38. Далан. "Отчество исправим." // Полярная звезда. 1991. - N4. - С.69-112.

39. Далан. Тыгын Дархан. Якутск: Бичик, 1994. - 432 с.

40. Данилов С.П. Лиственница. М.: Сов. писатель, 1978. - 320 с.

41. Данилов С.П. Красавица Амга. Бьется сердце. М.: Сов. Россия, 1986.-656с.

42. Данилов С.П. Сказание о Джэнкире.- М.: Сов. писатель, 1991.- 544 с.

43. Данилова В. Герои не умирают /размышления по поводу повести Н.Мординова "Беда"/ // Хальархад. 2001. - N1. - С.36-40.

44. Данчикова М.Д. Художественная картина мира в литературе Бурятии 1960-1990 гг. /пространственно-временная архетиктоника/: Автореферат дис. канд.филол.наук/ Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.- Улан-Удэ, 2000. 17 с.

45. Дементьев В. Летописец жизни народов // Слово русской критики о якутской литературе. Якутск: Кн. изд-во, 1986. - С. 106-115.

46. Дементьев В. О тех, кого ждали // Молодая гвардия. 1988. - N11. - С. 258-267.

47. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Роман в четырех частях с эрилогом. Части III, IV. Эпилог. М.: Современник, 1981. - 542 с.

48. Ефимова Т. Круговорот жизни /Восточные реминистенции в творчестве Н.Неустроева / //Полярная звезда. 1999. - N3. - С.88-91.

49. Жожикашвили С.В. Мейер Ф. История литературы и история менталитета // РЖ, серия "Литературоведение" 1990. - N3. - С. 58-60.

50. Жукова Л.Н. Религия юкагиров. Якутский пантеон. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996.-92 с.

51. Жулева А.С. Архетипы в ненецкой поэзии // Хальархад. 2001. - N1. -С.198-206.

52. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Минск: НТООО "ТетраСистемс", 1998.- 368 с.

53. Иннокентьев А. "Сновидение шамана" и менталитет народа саха //Илин. -1997. N3-4.- С.10-11.

54. История и культура эвенов. СПб: Наука, 1997. - 180 с.

55. Карим М. Долгое-долгое детство. Коня диктатору! Пеший Махмут.- М.: Известия, 1984. 368 с.

56. Карим М. Помилование. Повести. М.: Известия, 1989. - 304 с.

57. Карим М. Собрание сочинений. В 3-ех т. T.l. М.: Худож. лит-ра, 1983. -558.

58. Колпаков А. Где течет Индигирка // Слово русской критики о якутской литературе. Якутск: Кн.изд-во, 1986.- С. 125-128.

59. Кондаков В.А. Тайны сферы шаманизма. Часть третья: шаманизам -древняя культура и религия.- Якутск: ГУП "Полиграфист", 1999.- 214 с.

60. Конецкий В. За Доброй Надеждой. М.: Сов.Россия, 1987.-740 с.

61. Коптяева А. Северное сияние // Новые горизонты якутской литературы. -Якутск: Кн.изд-во, 1976. С.51-57.

62. Копырин Н.З. О влиянии русской литературы на развитие якутской национальной образности // Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1983. - С. 143-147.

63. Копырин Н.З. Своеобразие изобразительных средств в поэзии Севера Якутии // Литература народов Севера Якутии. Якутск, изд-во ЯНЦ, 1990. - С.33-51.

64. Кривошапкин А. Белая дорога. М.: Современник, 1986. - 223 с.

65. Кривошапкин А. Берег судьбы // Полярная звезда. 1993.- N3. - С. 10-76; N5-6. - 7-44.

66. Кривошапкин А. Евразийский союз.-Якутск: Бичик, 1998. 240 с.

67. Кривошапкин А.В. Истоки и современность эвенской литературы. -Якутск: Сахаполиграфиздат, 1993. 20 с.

68. Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов. Якутск: Кн. изд-во, 1923.- 108 с.

69. Кулаковский А.Е. Якутские пословицы и поговорки. Якутск: Кн.изд-во, 1945.- 100 с.

70. Курилов С. Ханидо и Халерха. М.: Сов. Россия, 1988. - 624 с.

71. Кэптукэ Г. Душа-судьба МАИН в мировоззрении шаманов // Полярная звезда. 1996. - N2.-С.75-83.

72. Кэптукэ Г. Имеющая свое имя, Джелтула-река. Якутск: Кн.изд-во, 1989.- 120 с.

73. Кэптукэ Г. Рэкет по тунгусски // Полярная звезда. 1990. - N3. - С.14-45.

74. Кэптукэ Г. Серебряный паучок // Розовая чайка.-1991. N1. - С.22-50.

75. Ламутский П. Запретный зверь // Полярная звезда. 1994. - N3. - С.5-52; N4. - С.54-95; N5. - С.65-102.

76. Лебедева Ж.К. Мифологический генезис эвенского эпоса // Мифология народов Якутии. Якутск, Як. филиал СО АН СССР, 1980. - С.33-40.

77. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. -М.: "Ключ-С", 1999.-224 с.

78. Ленская А. Завещание//Полярная звезда. 1988. - N1.-С.52-53.

79. Леханов Б.И. Алкоголизм: его причины и пути устранения // Человек, общество, культура. Материалы Первых нерюнгринских философских чтений. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1998. - С.96-99.

80. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире // Новый мир. -1991. N1. - С.3-9.

81. Ломидзе Г. Творческая окрыленность и братское единение // Слово русской критики о якутской литературе. Якутск: Кн.изд-во, 1986. -С.29-31.

82. Ломунова М.Н. Мустай Карим: Очерк творчества. М.: Худож.лит-ра, 1988. - 208 с.

83. Ломунова М.Н. Софрон Данилов. М.: Сов.Россия, 1985. - 160 с.

84. Лугинов Н. Дом над речкой. М.: Современник, 1988. - 286 с.

85. Максимова П.В. Национальные художественные традиции в творчестве якутских поэтов, пишущих на русском языке // Литературные традиции эпохи и преломление их в Якутии. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995. - С.68-77.

86. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1993. - 229 с.

87. Менеджмент /Автор-составитель Г.Б.Казначевская / Ростов н/Д: "Феникс", 2000. - 352 с.

88. Михайлов А. Новый этап в развитии литератур /о творчестве Галины Кэптукэ/ // Полярная звезда. 1993. - N2. - С. 159-164.

89. Михайлов А. От утренней звезды и до звезды вечерней. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1993. - 64 с.

90. Михайлов А. Проблема национального менталитета в литературе /на материале литератур народов Севера/ //Литературные традиции эпохи и преломление их в Якутии. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995. - С. 104-113.

91. Михайлов А. Художественная летопись народа // Полярная звезда. 1980. - N1. - С.104-112.

92. Михайлов Т.М. О некоторых параллелях в мифологии бурят и тюркских народов Сибири // Мифология народов Якутии. Якутск, Як.филиал СО АН СССР, 1980. -С.5-11.

93. Михайлова М.Г. Высоких судеб ясный свет. Якутск: Кн.изд-во, 1986. - 72 с.

94. Михайлова М.Г. "Как будто жизнь пролог в повествованье свыше." // Полярная звезда. - 2000. - N5. - С.75-80.

95. Михайлова М.Г. Очерки русской литературы Якутии. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1995. - 184 с.

96. Михельсон М.И. Ходячие и меткие слова.- М.: ТЕРРА, 1997.-624 с.

97. Мординов Н. Беда. М.: Сов.писатель, 1972. - 319 с.

98. Мординов Н. Весенняя пора. М.: Сов.Россия, 1978. - 544 с.

99. Мординов Н. Друзья-товарищи.- Якутск: Кн.изд-во, 1976.- 488 с.

100. Мыреева А.Н. Зрячее сердце Мастера // Якутия. 1999. - 22 декабря.

101. Мыреева А.Н. Многонациональный роман 1960-1980-х годов. Типологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1997. - 159 с.

102. Мыреева А.Н. "На великой родительнице Земле." // Полярная звезда. -1998.-N2.-C.38-43.

103. Мыреева А.Н. Человек и природа в эвенском романе 80-ых годов// Полярная звезда. 1994. - N4. - С. 148-150.

104. Николаев К.Б. Голоса новой Чукотки: Литература народностей Крайнего Северо-Востока. Магадан: Кн. изд-во, 1980. - 222с.

105. Новиков А.Г. О менталитете саха. Якутск: Изд-во Аналитического центра, 1995. - 147 с.

106. Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос олонхо. -Якутск: Кн.изд-во, 1975. 432 с.

107. Огрызко В.В. О Севере без экзотики // Наш современник. - 1993. - N1. -С.181-191.

108. Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Библиографический справочник. Часть I. М.: Концерн "Литературная Россия", 1998. 536 с.

109. Огрызко В.В. Под полярными созвездиями // Север. 1989. - N8. - С.114-120.

110. Одулок Тэки. Жизнь Имтеургина старшего. На Крайнем Севере. Николай Тарабукин. Моя жизнь. Джанси Кимонко. Там, где бежит Сукпай. Якутск: Кн. изд-во, 1987. - 432 с.

111. Окорокова В.Б. Поэмы как вершина творчества поэта // Хальархад. -2001. - N1. - С.16-23.

112. Окорокова В.Б. Развитие прозы в литературах народов Севера Якутии // Литература народов Севера Якутии. -Якутск: Изд-во ЯНЦ, 1990. С.7-32.

113. Окорокова В.Б. Юкагирский роман.-Якутск: ЧИФ "Ситим", 1994.- 136 с.

114. Осипов С.С. Шиповник. Якутск: Кн.изд-во, 1988. - 80 с.

115. Павлычко Д. Свет совести // Карим М. Собрание сочинений. В 3-ех т. Т.1. М.: Худож.лит-ра, 1983. - С.5-20.

116. Парфенова О. Конь и харизма Тыгына в преданиях якутов // Илин. -1999. N1-2.-С.26-28.

117. Петров В.Т. Взаимодействие традиций в младописьменных литературах. -Новосибирск: Наука, 1987. 240 с.

118. Петров В.Т. Опыт русской классики в советских младописьменных литературах // Развитие реализма в литературах Якутии. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО АН СССР, 1989. - С. 17-25.

119. Попов Б.Н. Человек в детстве // Айсберг. 1991. - N2. - С.72-79.

120. Портнягин И.С. Кто он, человек солнечного улуса айыы? //Илин. 1999. - N1-2. - С.8-10.

121. Пошатаева А.В. Литература и фольклор /к проблеме взаимодействия/ // Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока. -Новосибирск: Наука, 1983. С.135-142.

122. Пудов А.Г. Методологическое значение понятия "менталитет" в систематизации глобального кризиса современности // Философско-методологические вопросы современной науки. Выпуск 1. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999. - С.74-79.

123. Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки // Отечественная история. 1995. - N3. - С.158-166.

124. Ранчин А. Национальный космос и личная мифология // Новый мир. -1990. N2. - С.257-260.

125. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. -336.

126. Романова Е., Слепцов П., Колодезников С. Жизненный круг якутов// Илин. 1992.-N1.-C.64-73.

127. Российская ментальность /материалы "круглого стола" / //Вопросы философии. 1994. -N1. - С.25-53.

128. Руткевич A.M. К.Г.Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. -N1. - С.124-133.

129. Рыжов С. Чорон поэта//Полярная звезда. 1984. - N6. - С.99-101.

130. Рытхэу Ю. Дорога в Ленинград. Полярный круг. Л.: Лениздат, 1986. -460 с.

131. Рытхэу Ю. Конец вечной мерзлоты. М.: Современник, 1977. - 415 с.

132. Рытхэу Ю. Магические числа. Л.: Сов.писатель, 1986. - 432 с.

133. Рытхэу Ю. Остров надежды. -М.: Современник, 1987.-303 с.

134. Рытхэу Ю. Перешагнув через века.// Вопросы литературы. 1977. - N6. -С. 3-16.

135. Рытхэу Ю. Сон в начале тумана.- М.: Современник, 1986.- 496 с.

136. Самсонов Н.Г. Два языка два родника. - Якутск: Бичик,1993.- 176 с.

137. Санги В. Месяц рунного хода.- М.: Сов.писатель,1985. 512 с.

138. Санги В. Поэзия охотников и оленеводов // Новые горизонты якутской литературы. Якутск: Кн.изд-во, 1976. - С.146-151.

139. Сборник якутских пословиц и поговорок. Якутск: Кн. изд-во, 1965. -242 с.

140. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования.- 2-е изд. -М., 1993.- 736 с.

141. Сивцева Н.С. Явление двуязычного художественного творчества в современной поэзии Якутии // Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1983. - С. 135-142.

142. Сидоров Е. О Георгии Гачеве и его книге // Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов.писатель, 1988. - С.3-6.

143. Сидоров Е. Таланта яркого звезда // Илин. 1999. - N3-4. - С.76-81.

144. Сперри Р.У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения // Мозг и разум. М.: Наука, 1994. -С.2-44.

145. Спиридонов И. Талант яркий, самобытный /к 60-летию Ивана Гоголева/ //Социалистическая Якутия. 1990. - 18 января.

146. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. М.: Агентсво "ФАИР", 1997.-400 с.

147. Сыромятникова А. Дорога жизни. Якутск: Кн.изд-во, 1992. - 128 с.

148. Сыромятникова А. Кыыс-Хотун. М.: Современник, 1981.-287 с.

149. Сыромятникова А. Подруги. Якутск: Якуткнигоиздат, 1965.- 196 с.

150. Тайные знания. Шаманизм / Авт.- сост. А.Е.Польской. Минск: Харвест, 1998.- 576 с.

151. Твардовский А.Т. О литературе. М.: Современник, 1973. 445 с.

152. Тидор С. Размышления о северной ментальности // Север. 1997. - N11-12. - С.108-113.

153. Тобуроков Н.Н. Андрей Кривошапкин /Очерк жизни и творчества/Якутск: Изд-во "Северовед", 1999. 76 с.

154. Турсункулов К. Пароль: "Здравствуй, Якутия!" Якутск: Кн.изд-во, 1984.-288 с.

155. Укачин Б. Голос снега. М.: Сов.писатель, 1978. - 150 с.

156. Улуро Адо. Семен Курилов. Юкагирские костры. Якутск: Кн.изд-во, 1965. - 72 с.

157. Урнов Д.М. Национальная специфика литературы как предмет исторической поэтики // Историческая поэтика. Итоги и перпективы изучения. М.: Наука, 1986. - С. 168-187.

158. Уткин К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии. Якутск: Бичик, 2000. - 224 с.

159. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1988.-496 с.

160. Федоров В. Автограф души. Якутск: Кн. изд-во, 1986.- 80 с.

161. Федоров В. Радушная хозяйка Бакалдына // Якутия. 2001. - 23 марта.

162. Федосеев И. Берестяная лодка. М.: Современник, 1986.- 63 с.

163. Федосеев И. Имен немеркнущая память. Якутск: Кн.изд-во, 1987. - 144с.

164. Хазанкович Ю. Имеющая свое имя Галина Кэптукэ//Полярная звезда.-2001. N4. - С.84-89.

165. Хазанкович Ю. Национальный мир северной прозы // Полярная звезда. -2000.-N5.-C.81-86.

166. Хазанкович Ю. Пути и путы критики / о современном состоянии изучения литературы народов Севера/ // Полярная звезда. 1999. - N4. - С.63-66.

167. Чертова Н. Якутская эпопея // Мординов Н. Весенняя пора. М.: Сов. Россия, 1978.-С. 527-538.205

168. Шишков В.Я. Угрюм река. Роман в двух томах. T.I - М.: Худ. литература, 1987.-461 с.

169. Шолохов М. Тихий Дон. Роман в четырех книгах. Книга I. М.: Русская книга /Сов.Росия/, 1992. 352 с.

170. Шукшин В. Собр. соч: В 5 т. Т.З. Екатеринбург: ИПП "Уральский рабочий", 1992.-480 с.

171. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974.- 403 с.

172. Эрилик Эристин. Молодость Марыкчана. М., Современник, 1974.-190 с.

173. Якименко JI. О поэтике современного романа //Дружба народов.- 1971. -N6. С.242-253.

174. Якутский Н. Алмаз и любовь. М.: Сов.писатель, 1971.-176 с.

175. Якутский Н. Искатели алмазов.- М.: Сов. Россия, 1989.-144 с.