автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Проблема "политической истории" в современной историографии ФРГ

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Дворянов, Владимир Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Диссертация по истории на тему 'Проблема "политической истории" в современной историографии ФРГ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема "политической истории" в современной историографии ФРГ"

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Дворянов, Владимир Анатольевич

Современное состояние исторического знания характеризуется его растущим теоретическим, методологическим и организационным раздроблением. Такая дифференциация вызванамлением справиться с растущим количеством эмпирических данных о человеке и обществе. Свою лепту привносит разрыв между теоретическим научным знанием и практическими прикладными разработками. Но при всей дифференциации существуют отрасли знания, выражение своего отношения к которым является обязательной составляющей большинства научных направлений и подходов.

Одной из таких отраслей является политическая история, т.е. история государства и его политики. Как справедливо отметил П. Сорокин, любое совместное действие людей неизбежно ведет к возникновению иерархии, высшей формой которой является государство. Стихийное понимание этого обстоятельства, возникнув еще в древности, приобретало со временем все более систематизированный характер, и стало сегодня важным элементом теоретического багажа большинства исторических концепций. Наиболее сильный отпечаток оно наложило на научные школы стран, народы которых долгое время испытывали трудности в создании национального государства. Хорошим примером такой страны является Германия, историография которой не только сформировала классический вариант национально-государственного подхода к истории, но и повлияла на создание школ политической истории в ряде других стран, например, в США.

Современное состояние политической традиции в историографии ФРГ, к сожалению, до сих пор не получило должного освещения, хотя последнее могло бы послужить не только пониманию особенностей развития одной из наиболее влиятельных традиций историописания, но и раскрыть некоторые важные компоненты процессов второго объединения Германии и европейской интеграции. Реализация этой задачи требует углубленного и тщательного изучения работ германских историков различных направлений, имеющих политическую составляющую, и продумывания содержащихся в них концепций "в свете нашего опыта" (как говорил Томас Манн). Предлагаемая диссертация является частью этой большой и необходимой работы, чем и определяется, по мнению автора, ее актуальность и научная значимость.

Научные труды представителей политической традиции пользуются сегодня большой популярностью в Германии как среди интересующихся историей обывателей, так и в кругах политической элиты. Они чаще других работ становятся предметом не только научных, но и общественных дискуссий, их авторы приглашаются в качестве официальных и негласных советников представителями различных федеральных ведомств. Однако в отечественной историографии до сих пор не предпринималось попыток подвергнуть их более-менее детальному анализу. Исследователи касались лишь отдельных аспектов традиционного направления политической истории. Наибольший интерес здесь представляют аналитическая статья Н.И.Смоленского и ряд фрагментов его монографии о категориях немецкой национально-политической историографии 19 в., акцентирующие внимание на преемственности от последних категориального аппарата политической историографии ФРГ.1 Некоторые особенности творчества политических историков, принадлежащих к неолиберальному направлению, указывались в монографии А.И.Патрушева.2 Краткую характеристику направления по состоянию на середину 1970-х гг. можно найти в статье М.И.Орловой.3 Относительно полная картина его развития на уровне 1960-х гг. представлена в работах В.И.Салова, К.Д.Петряева и Н.И.Черкасова.4

1Н.И.Смоленский. Проблема "политической истории" в современной историографии

ФРГ.// Новая и новейшая история, 1980, N 5; Его же. Политические категории немецкой буржуазной историографии /1848-1871 гг./. Томск, 1982.

2А.И.Патрушев. Неолиберальная историография ФРГ. М., 1981.

3М. И. Орлова. Основные направления буржуазной и социал-реформистской историографии ФРГ.// Новая и новейшая история, 1977, N 6.

4В.И.Салов. Современная западногерманская буржуазная историография: некоторые проблемы новейшей истории. М., 1968; К.Д.Петряев. Мифы и 5

Существует литература, освещающая характерные для политических историков ФРГ трактовки крупных конкретно-исторических проблем, а также взгляды их оппонентов, но ее большая часть вышла в 1970-е гг. и не содержит новейшей информации.5 Современные дискуссии анализируются лишь в статьях А.И.Борозняка, Я.С.Драбкина, Н.С.Черкасова и А.М.Филитова.6 Последний, кроме того, пришел к выводу, что "в отношении господствующей, немарксистской историографии. требуется более дифференцированный подход". Но такой подход на сегодняшний день так и не сформировался.

Что касается политической составляющей концепций, не связанных с традиционным политическим историописанием, то она практически не подвергалась анализу в российской историографии, за исключением несистематизированных указаний на ее наличие в работах социальных и либеральных историков,7 а также упоминаний конкретно-исторических оценок последних в связи с их критикой неоконсерваторов. Некоторым исключением на этом фоне выглядят исследования ААФренкина и Н.С.Плотникова, посвященные представителям неоконсервативной философии истории. Однако последние интересовали их как действительность в "критическом пересмотре" прошлого: очерки буржуазной историографии ФРГ. Киев, 1969; Н.И.Черкасов. К оценке современного состояния западногерманской историографии. Томск, 1969.

5См.,напр.: А.Н.Мерцалов. Западногерманская буржуазная историография второй мировой войны. М., 1978; Л.В.Овчинникова. Германская империя 1871г. в буржуазной историографии ФРГ 60-70-х гг.// Ежегодник германской истории. 1975. М., 1976; А.М.Кольская, А.М.Филитов. Новейшая западногерманская буржуазная историография внешней политики СССР// История СССР. 1976, N 4.

6 А.И.Борозняк. Политическая история в ФРГ: преодоление наследия тоталитаризма.// Политическая история на пороге 21 века.М., 1995; Я.С.Драбкин. Тоталитаризм фашизм коммунизм? /к продолжению дискуссии/ /Яам же; Н.С.Черкасов. ФРГ: "Спор историков" продолжается?// Новая и новейшая история, 1990, N 1; А.М.Филитов. Историография ФРГ: проблемы и дискуссии.// Современная зарубежная немарксистская историография. М., 1989.

7Их можно обнаружить, в частности, в вышеобозначенной работе Патрушева, а также в его статьях: "Социальная история" в буржуазной историографии ФРГ.// Новая и новейшая история, 1976, N 4; Социально-критическая школа в историографии ФРГ. //Новая и новейшая история, 1976, N 4; Социально-критическая школа в историографии ФРГ.// Новая и новейшая история, 1986, N 6. 6 политические философы, а не историки, что отразилось на выборе привлекаемого для анализа материала.8

Определенные попытки систематизации знаний о политической истории ФРГ предпринимались историками ГДР, однако они стремились не столько проанализировать ее, сколько разоблачить ее буржуазный характер.9 Что касается освещения проблемы политической истории в историографии ФРГ, то здесь чаще всего анализируются связанные с ней конкретно-исторические проблемы в разрезе различных подходов к ним. Особенно много такого рода обобщений появилось в связи со "спором историков".10 На этом фоне выделяются взгляды ученых, анализирующих культурологическую составляющую исторического знания. Пример тому - Г.Глазер, считающий современную политическую историю ФРГ связанной не столько с политической методологией 19 в., сколько - с влиянием постмодернистской моды.11

В целом, можно говорить об отсутствии на данный момент комплексного систематизированного исследования проблемы политической истории в современной историографии ФРГ как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке.

Источниками представленного исследования послужили работы историков ФРГ историографического, теоретико-методологического и, в меньшей степени, конкретно-исторического характера. В первую очередь это - работы представителей различных вариантов консервативного направления (А.Хильгрубер, К.Хильдебрандт, Г.Шмидт, М.Штюрмер, Э.Нольте, Г.Манн, Г.Люббе, О.Марквард, Г.-М.Баумгартнер), либеральной

8А.А. Френкин. Западно-германские консерваторы: кто они? М., 1990; Он же. Феномен неоконсерватизма.// Вопросы философии, 1991, N 5; Н.С.Плотников. Реабилитация историзма. Философские исследования Германа Люббе.// Вопросы философии, 1994, N 4.

9Unbewaeltigte Vergangenheit. Berlin, 1977; Faschismusforschung. Berlin, 1980.

10 I.Geiss. Die Habermas-Kontroverse. Ein deutscher Streit. Berlin, 1988; Idem, Der Historikerstreit. Bonn, 1992; Wehler H,-U.Wehler.Entsorgung der deutschen Vergangebheit? Ein polemischer Essay zum "Historikerstreit". Muenchen, 1988; Hennig E.Zum Historikerstreit. Was heisst und zu welchem Ende studiert man Faschismus? Frankfurt/Main, 1988; Kosiek R.Historikerstreit und Geschichtsrevision. Tuebingen, 1987.

Х.-А.Якобсен, К.-Д.Брахер, В.Ветте, М.Функе), социолиберальной (X. и В.Моммзены, Ю.Хабермас) историко-философской традиции, различных вариантов социальной истории (Г.-У.Велер, Ю. Кокка, Й.Рюзен, Р.Козеллек, Г.Хедингер), Использовались материалы прессы, относящиеся к "спору историков", публикации в издании Aus Politik und Zeitgeschichte, в журналах Historische Zeitschrift, Geschichte und Gesellschaft, Zeitschrift fuer Geschichtswissenschaft, Vierteljahreshefte fuer Zeitgeschichte, Blaetter fuer deutche und internationale Politik, в серийных изданиях, выпускаемых Bundeszentrale fuer politische Bildung. Для анализа развития политической историографии от Древнего Востока до начала 1970-х и привлекались сочинения историков означенного периода и исследования их творчества.

Цель работы заключалась в комплексном исследовании состояния политической традиции в современной историографии ФРГ, т. е. такого видения истории, в рамках которого политика определяет экономику, а в реестре ставимых перед нацией задач на первом месте оказывается все, что связано с самосохранением государства, защитой его пространства и правящих в нем властных структур. Для ее достижения ставились следующие задачи:

-проанализировать современное состояние традиционного направления германской политической историографии;

-проанализировать политическую составляющую других направлений историографии ФРГ: социальной истории, консервативного, либерального и социолиберального историко-философских направлений;

-показать преемственность современной германской политической истории от предшествующих этапов ее развития, начиная с политического историописания Древнего Востока.

В работе над диссертацией использованы методы конкретно-исторического и системного анализа. Пользуясь положением Гегеля о том, что "суть дела исчерпывается не своей целью, а своим

11 См.: H.Glaser. Kleine Kulturgeschichte der Bundesrepublik Deutschland 1945-1989. Bonn, 1991. осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением",12 автор исследовал постепенное формирование современной германской политической истории, вобравшей в себя ряд достижений мировой исторической мысли, включая германскую историческую традицию, развивавшуюся с конца 18 века. При анализе теоретических и конкретно-исторических работ немецких исследователей автор исходил из того, что историки - особенно работающие в жанре политической историографии - стремятся в своих работах легитимировать приемлемые для них альтернативы будущего социально-политического развития страны. Для этого ими чаще всего используются конкретно-исторические разработки понятий идентичности (национальной, социальной, культурной) преемственности (исторической, политической). В ходе этой разработки определяется ключевой период истории, становящийся точкой отсчета для конструирования преемственности и избирается удобная для историка интерпретация этого периода. Этот же период становится смысловым стержнем предлагаемой историком концепции идентичности. После разработки конструктов преемственности и идентичности они становятся базовыми основами созданной историком историко-политической концепции, которую он - пропагандируя результаты своей работы - фактически предлагает осуществить в качестве своего рода историко-политического эксперимента, то есть воплотить в реальную политическую практику.

В случае признания предлагаемой историко-политической концепции в качестве государственного или группового официоза, она формирует официальную идентичность, то есть образ мира и истории, определяемый основной историко-политической идеей, которой живет нация, социальная или этнокультурная группа в данную историческую эпоху. Этот образ одновременно является приемлемым для большинства людей, составляющих данную нацию или группу, ответом на вопрос о сущности той общности, к которой они принадлежат, ее

12 Г.-В.-Ф. Гегель. Феноменология духа. - Сочинения, т.4, М., 1959, с.2 9 месте, роли и задачах в мировой истории и идеальных формах ее существования.

В соответствии с этим, автор стремился рассматривать методологические и конкретно-исторические взгляды германских историков с точки зрения их роли и места в соответствующих историко-политических концепциях.

Свою метод исследования автор предлагает считать материалистическим, имея в виду заданность сознания опытом реальной жизни.

Хронологические рамки исследования - начало 1970-х - середина 1990-х гг. - определяются пониманием автором сущности проблемы политической истории в современной историографии ФРГ и недостаточной степенью изученности указанного периода ее развития в существующей литературе. 1970-е гг. стали временем формирования обновленной методологической программы традиционной политической истории и политических составляющих других научно-исторических направлений ФРГ. В 1980-е гг. происходит их взаимное столкновение в ходе "спора историков". 1990-е гг. связаны с обсуждением в германском историческом цехе теорий Фукуямы, Хантингтона и Гольдхагена, предложивших считать субъектами политической истории не государства, а - различные типы политической культуры.

Методологические программы немецкой и иных традиций политического историописания до начала 1970-х гг., не составляющие предмета специального изучения настоящей работы, - привлекаются автором в первой главе для демонстрации их тесной идейной связи с современной традицией политического историописания ФРГ.

Научная новизна работы заключается в том, что:

1.Показана преемственная связь современной политической истории ФРГ с предыдущими этапами развития политического историописания;

2.Впервые политическая история ФРГ проанализирована на материале не только традиционного направления политической

10 историографии, но и политических составляющих иных научно-исторических концепций;

3.Важнейшими категориями любого варианта политической истории рассматриваются понятия идентичности и преемственности;

4.Понятия политической историографии - идентичность, преемственность, национальное государство и др. - рассматриваются не как априорно заданные, а как проблемы, встающие на пути развития страны и требующие своего решения или хотя бы определенного соотнесения друг с другом в поисках их синтеза, - на что и направлена активность политических историков;

5.Показана тесная связь современной политической традиции в историографии ФРГ с возникшей после второй мировой войны "немецкой проблемой" и различными вариантами ее решения.

Научно-практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его основные выводы позволяют более полно представить тенденции развития современной политической историографии ФРГ в связи с основными проблемами, стоящими сегодня перед западным обществом. Оно является также первой в российской историографии работой, комплексно освещающей особенности постановки проблемы политической истории в современной историографии ФРГ. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов философии и методологии истории, спецкурсов, при написании специальных и обобщающих трудов и пособий.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема "политической истории" в современной историографии ФРГ"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет поставить под сомнение расхожую оценку политической истории как немодной, устаревшей, консервативной и априорно неэффективной научно-исторической программы. Политические реалии сегодняшнего дня говорят о том, что государство по-прежнему является доминантной силой в истории. Именно с осознанием этого обстоятельства связан переживаемый сегодня мировой исторической наукой ренессанс политического подхода к прошлому.

Современная политическая история ФРГ - особенно интересный вариант этого ренессанса, что связано как с богатыми традициями германского политического историзма, так и с масштабностью проблем, решаемых сегодня немецкими политическими историками. Период с 1945 г до конца 1960-х гг. был связан для этого направления с кризисом ориентации, вызванным как крушением самостоятельного германского государства, заменить которое в сознании историков ограниченно суверенная ФРГ не смогла, так и с подавляющим влиянием подходов американской социологии, часто излишне идеологизируемых. Возникшее под влиянием последних направление социальной истории объявило свою политическую конкурентку составной частью "истории общества", понимаемого как целое, имеющее три измерения - экономику, политическое господство и культуру. Однако конституирующей формой общества по-прежнему предлагалось считать государство, где политический процесс протекает "сверху вниз", а поведение и образ мыслей масс формирует государственная элита.

С начала 1970-х гг. исторический цех ФРГ столкнулся с невозможностью дать всестороннюю оценку таким явлениям, как европейская интеграция и формирование многополюсности в международной политике, используя лишь социологические методы. В 1980-е гг. к этому добавилась проблема поиска новых ориентиров национальной идентичности в преддверии грядущего объединения страны. Традиционная политическая история оказалась единственным научно-историческим направлением, способным дать адекватную оценку указанных вопросов, ориентируясь на интересы всей немецкой нации. В отличие от прежних вариантов традиционного политического историописания, современная политическая история ФРГ признает необходимость использования различных социологических методов исследования, что говорит о стремлении учитывать степень влияния различных социальных групп на процесс принятия политических решений. Это проявилось, в частности, в постановке проблемы причин выбора лидерами государства различных концепций политического поведения. Будучи сформулирована Хильгрубером и Шмидтом в 1970-е гг., в ходе спора о необходимости "политической истории современного типа", эта проблема отражала также и возросшее влияние рядовых бундесбюргеров на формирование внутри - и внешнеполитического курса ФРГ.

В 1980-е гг. социологическая модернизация политической истории ФРГ проявилась в постановке проблемы национальной идентичности как сложного социально-политического феномена, связывающего воедино индивидуальные и групповые социальные интересы и заданные национальным образом мира и национальной историей способы их реализации. Национальная идентичность, по мысли Штюрмера, Нольте, Хильгрубера и других политических историков ФРГ, является идеальным образом, сознательно формируемым государством. Вместе с тем это -обязательство государства перед своими гражданами воплотить в жизнь основную идею, которой живет нация в данную историческую эпоху, добившись для нее подобающего места в мировой политике. В ходе "спора историков" /2-я половина 1980-х гг./ политические историки смогли утвердить в общественном сознании ФРГ понимание национальной идентичности как важнейшего духовно-психологического механизма "вовлечения" человека в нацию и государство, происходящего в ходе его самоидентификации с определенными образами политического прошлого.

Несмотря на ряд заимствований из социальных наук, методологической основой традиционного направления политической истории по-прежнему является убежденность в том, что мировое историческое развитие продолжают определять противоречия между крупными и великими державами. Исходя из этого, родоначальник термина "политическая история современного типа" Хильгрубер предлагал конституировать ее как, прежде всего, историю внешней политики и международных отношений. Однако политические факторы часто доминируют над социально-экономическими и во внутренней жизни государства. Это убедительно доказал Нольте на примере европейских революций Нового времени, в ходе которых захват власти предшествовал проведению экономических реформ. Политическое влияние, по его мнению, гораздо чаще является гарантом доступа к материальным благам, чем экономический успех - к экономическому влиянию. Следствием стихийного осознания этого, согласно Нольте и Штюрмеру, стало формирование в 19 веке современных политических идеологий, борьба которых за власть предопределила трагичность истории 20 века.

Такая трактовка истории не означает принципиально нового взгляда на человека и общество, что не говорит, однако, об ограниченности ее возможностей. Эталоном научности является не новизна подхода сама по себе, а его соответствие реальной действительности. Человеческое общество и человеческая психология слишком мало изменились с момента возникновения исторической науки, чтобы можно было говорить о принципиальном устарении ее традиционных форм. Категории "структура" и "общество", пропагандируемые социальной историей ФРГ, не имеют, поэтому, принципиальной методологической новизны, поскольку за ними скрываются все то же государство и его институты социологизации, выбор социальной историей в качестве объектов исследования истории отдельных социальных групп или повседневной жизни людей и их ментальности также имеет больше идеологическое, чем методологическое значение. Ведь качественные сдвиги в этих сферах происходят, как правило, вследствие преобразований государственного строя, почти никогда не имея самодовлеющего значения.

Другой вариант ухода от "ограниченности" политического историзма связан со стремлением представить смыслообразующей категорией истории не государство, а "культуру". Европейская историография знает два классических варианта такого подхода - осмысление истории как процесса развития христианской культуры /средневековая патристика/ и -как процесса совершенствования общечеловеческой духовной культуры /историки эпохи Просвещения/. Их реликты заметны в мышлении современных германских сторонников исторического культурализма, хотя их основные положения заимствованы из американского литературоведческого структурализма. В соответствии с его канонами прошлое подразумевается несуществующим, а реальными объявляются лишь источники, содержащие различного рода "рассказы".

Одни из сторонников этой точки зрения /Люббе, Марквард/ открыто связывают такое представление с трансцендентальной верой в объективность рассказываемого, другие /Рюзен, Козеллек/ утверждают, что за рассказами скрываются социальные реалии. Международные дискуссии 1990-х гг., связанные с обсуждением концепций американских культуралистов Фукуямы, Хантингтона и Гольдхагена, демонстрируют, однако, что любые "рассказы" и представления о "культуре" имеют национально-государственную основу.

В основе любого культурализма лежит идея превосходства "идеальной" культуры над культурами "отсталыми". В силу этого культуралистский подход рано или поздно превращается в механизм легитимации культурной внешней политики того или иного государства.

Так, патристика выступала за объединение Европы в унитарное теократическое государство под властью римского папы, а историки французского Просвещения провозгласили Францию преемницей Римской империи, а французский народ - самым просвещенным в Европе. Современные германские постисторики находятся в процессе

280 эволюции от легитимации идеи атлантического единства под главенством США к признанию эталоном новой цивилизации единой Европы. Некоторые из них (П.Козловски) подчеркивают преемственность "общеевропейского дома" от Священной Римской империи германской нации. Но идея государственного национализма, лежащая в основе традиционной политической истории, для большинства из них неприемлема, что стало в 1980-е гг. причиной отрицательной оценки ими необходимости объединения Германии.

Таким образом, главным объектом исследования культуралистских и социоисторических теорий является все то же государство. Но, в отличие от политической истории, они переносят акцент с его реальной политики на структуру создаваемых им социальных фильтров, Историки объявляются хранителями и архитекторами этих фильтров, а их необходимость оправдывается борьбой с духовным кризисом современности (Люббе, Козеллек, Рюзен) или заботой о привитии германскому обществу ценностей западной модернизации (Кокка, Велер, братья Моммзены). Политическое в этих теориях переименовано в социальное, а "человеческую реальность (говоря словами Э.Фромма) замещают лишь слова, которыми управляет бюрократия, преуспевающая, таким образом, в контроле над людьми, в достижении власти и влияния".

Последнее не означает, однако, методологической бесполезности указанных направлений для истории государства и его политики. Различного рода культуралистские и социоисторические методики могут в перспективе дополнить политический подход, объясняя разрыв во времени между структурными сдвигами и изменениями в политической стратегии, выявляя причины "отклоняющегося поведения" государств, а также объясняя политическое поведение в структурно неопределенной среде, когда государство сталкивается одновременно и с внешними, и с внутренними угрозами, или с их одновременным отсутствием.

Вышепроведенный анализ позволяет вынести на защиту следующие положения:

V с начала 1970-х гг. новый импульс исследованию прошлого как политической истории был дан в ФРГ ростом внешнеполитической самостоятельности страны, будучи дополнен позже необходимостью осмысления возникшего после окончания холодной войны многополюсного мира;

V кризис ориентации, свойственный традиционному направлению политической истории ФРГ, завершился нахождением новых объектов исследования (объединение Германии и Европы, внешнеполитическая многополюсность) и переходом к исследованию проблем, находящихся на грани политической и социальной историй в их классическом понимании (проблемы сценариев политического поведения, национальной идентичности и др.);

V в современной историографии ФРГ все более стирается граница между объектами политической и "неполитических" историй, что связано с пониманием принципиальной невозможности рассматривать "государство" и "общество" как абсолютно независимые друг от друга сферы;

V вопреки расхожему представлению о политической истории как исследовательской программе, неспособной дать новое знание, именно политические историки ФРГ инициировали в 1980-е гг. проведение так называемого "спора историков", дав в ходе него оригинальную трактовку истории Третьего Рейха; у основной методологический инструментарий современной политической историографии ФРГ является продолжением и развитием исследовательской программы, возникшей на предшествующих этапах развития политического историописания;

V анализ процессов, происходящих сегодня в "неполитических" направлениях историографии ФРГ, убеждает в том, что (говоря словами В. Конце) "при рассмотрении социальных явлений историческая наука столь же политична, как и при исследовании государственного устройства";

282

V не менее политичен и культуралистский подход к истории, соперничество которого с традиционным политическим в современной историографии ФРГ отражает не только методологический поиск, но противоречия между видениями истории, сориентированными, соответственно, на ценности американской и немецкой национальных идеологий.

283

 

Список научной литературыДворянов, Владимир Анатольевич, диссертация по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования"

1. У.д'Амброзио. 1942: встреча двух миров и динамика культур на примере развития научной мысли.//Импакт: наука и общество^ 3, 1993.

2. А.Амсден, Л.Тейлор. Рынок встретил достойного противника: реалии экономического перехода на востоке Европы, в: Рубежи, 1995, N4.

3. Аристотель. Афинская полития. Пер. А.М.Ловягина. СПб., 1895.

4. Аристотель. Политика. Пер. САЖебелева. СПб., 1911.

5. Р.Арон. Этапы развития социологической мысли. М.1993, с.519.

6. Ю.Н.Афанасьев. Историзм против эклектики. М., 1980.

7. М.А.Барг. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

8. Ю.Л.Бессмертный. Как же писать историю? Методологические веяния во французской историографии 1994-1997 гг.// Новая и новейшая история, 1998, N 4, сс.29-42.

9. Ю.Л.Бессмертный. Некоторые соображения об изучении феномена власти. Одиссей - 1995.

10. Ю.И.Бибо. Нищета духа малых восточноевропейских государств.// Венгерский меридиан, 1991, N 2, сс.39-82.

11. И.И.Бибо. Смысл европейского общественного развития.// Венгерский меридиан, 1991, N 2, сс. 11-38.

12. П.Бицилли. Наследие империи. Рубежи, N 8, 1996, сс.80-96.

13. А.Богданов. Вера и наука (о книге В.Ильина "Материализм и эмпириокритицизм").// Вопросы философии, 1991, N 12, сс.39-87.

14. Л.Вайнщтейн. Западноевропейская средневековаяисториография. М.-Л., 1964.284

15. И.Валлерстайн. Капиталистическая цивилизация.// Рубежи, N 8, 1996, сс.98-115.

16. М.Вебер. Избранные произведения. М. 1990.

17. И.П.Вейнберг. Рождение истории. М., 1993.

18. В.Виндельбанд. Прелюдии. СПб., 1904.

19. Х.-Г.Гадамер. Истина и метод. М., 1988.

20. П.П.Гайденко. Ю.Н.Давыдов. История и рациональность. М., 1991.

21. Д.Гайер. Насилие и история в посткоммунистическое время.// Вопросы философии, N 5, 1995, сс.26-32.

22. Гердер И.Г.Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

23. А.Гитлер. Моя борьба. Ашхабад, Т-Око", 1992.

24. Т.Гоббс. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936.

25. Г.Городецкий. Миф "Ледокола". М., Прогресс-Академия, 1995.

26. Ответы Г.Городецкого на вопросы журнала "Новая и новейшая история". // Новая и новейшая история, N 3,1995.

27. Г.Гроций. О праве войны и мира. М., 1956.

28. Лорен Р.Грэхэм. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.

29. Б.Л.Губман. Западная философия культуры. М., 1997.

30. Д.Даган. "Я не антисемит", - говорит профессор Нольте.// Окончательное решение. Тель-Авив, 1990, с.210-214.31 .Данте Алигьери. Монархия// Данте А. Малые произведения. М.,1970.

31. В.Дворянов. "Патриотизм достижений". //Губерния, N 1, 1997, сс.6-25.

32. Д.Дедни, Д.Айкенбери. После долгой войны. //Рубежи, N 7, 1996, сс. 122-133.

33. Д.Джолл. Истоки первой мировой войны. Ростов-на-Дону, 1998.

34. Зб.Т.Дзюн. Японская идеология. М., Прогресс, 1982.

35. Диалог со временем: историки в меняющемся мире. М., 1996.285

36. У.Дрей. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке. //Философия и методология истории. М., 1977, сс.7-71.

37. В.С.Дуров. Художественная историография Древнего Рима. СПб., 1993.

38. В.И.Ильин. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., Интрада, 1996.

39. Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., Высшая школа, 1990, сс. 142-143.

40. История и историки. М., 1998, 2 тт.

41. История философии в кратком изложении. М., 1997.

42. Ф.Капра. Уроки мудрости. М., 1996.

43. Катастрофа европейского еврейства. Часть 1-2. Тель-Авив. Издательство Открытого университета Израиля, 1995.

44. К.Каутский. Демократия и социализм: фрагменты работ разных лет. М., Знание, 1991.

45. П.Козловски. Культура постмодерна. М., 1997.

46. П.Козловски. современность постмодерна.// Вопросы философии, N 10, 1995, сс.85-94.

47. Р.Дж.Коллингвуд. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

48. И.С.Кон. История в системе общественных наук. //Философия и методология истории. М., 1977, сс.5-33.

49. Краткая еврейская энциклопедия, т.4, с.139; т.5, сс.650-658. (Иерусалим, 1988,1990.)

50. Т.Кун. Объективность, ценностные суждения и выбор теории.// Современная философия науки. М., Логос, 1996, сс.61-82.

51. М.Кучинская. Новая парадигма польской восточной политики.// Pro et contra, т.З, N 2, сс.18-38.

52. Д.Ландграм. Тринадцать мужчин, которые изменили мир. Ростов-на-Дону, 1997.

53. Лукиан. Избранное.//Как следует писать историю. М., 1962.286

54. Х.Люббе. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем.// Вопросы философии, 1994, N 4, сс.94-107.бб.Х.Люббе. Историческая идентичность. Вопросы философии, 1994, N4, сс. 108-113.

55. Просвещение и террор. Философско-исторические предпосылки тоталитарной демократии Х.Люббе.// Вестник МГУ, Серия 12, Социально-политические исследования, N 6, сс.51-62.

56. В.С.Малахов. "Война культур", или Интеллектуалы на границах.// Октябрь, N 7, 1997, сс. 149-156.

57. Н.Макиавелли. Избранные сочинения. М., 1982.

58. Макиавелли. История Флоренции. М., 1987.

59. К.Маннхейм. Диагноз нашего времени. М., 1994, сс.572-668.

60. А.Миллер. О дискурсивной природе национализмов.// Pro et contra, т.2, N 4.

61. В.Михеев. Потенциал вражды versus потенциал сотрудничества. II Pro et contra, т.З, N 2, сс.53-67.

62. Д.Михман, И.Вайц. /В дни Катастрофы. 4.4, Черновой вариант, Тель-Авив, 1993, сс.205-206./

63. С.Модестов. Уроки геополитической истории России. /Независимое военное обозрение, N 44, 1997.

64. С.Московичи. Век толп. М., 1998.

65. Н.А.Нарочицкая, Историческая Россия и СССР в мировой политике 20 в.// Новая и новейшая история, N 1, 1998, сс. 120-147.

66. А.И.Немировский. Рождение клио: у истоков исторической мысли. Воронеж, 1986.

67. Л.З.Немировская. Ницше: мораль "по ту сторону добра и зла". М., 1991.

68. Не упустить наших возможностей. Аспекты российско-германских отношений в 20 столетии. М., 1992.

69. Ницше Ф. Опыт самокритики.// Сочинения в 2-х тт.М.1997.

70. А.К.Оганесян. Социальная этика американского неоконсерватизма. М., 1990.287

71. Орлова М.И. Основные направления буржуазной и социал-реформистской историографии ФРГ.// Новая и новейшая история, 1977, N4.

72. Организация изучения новейшей истории в ФРГ и Западном Берлине. М., 1985.

73. А.И.Патрушев.Неолиберальная историография ФРГ.М.1978.

74. А.И.Патрушев. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992.

75. Ю.Пивоваров. На рубеже веков: новый социальный проект и "взросление" русской мысли. Очерк первый. "Русский марксизм".// Рубежи, сс.52-72.

76. Э.Питц. Исторические структуры.// Философия и методология истории. М., 1977.

77. Политическая история на пороге XXI века: традиции и новации. М., ИВИ, 1995.

78. К.Поппер. Логика социальных наук.// Вопросы философии, N 10, 1992, сс.68-70.81 .К.Поппер. Нищета историцизма.// Вопросы философии, NN 8-10.

79. К.Поппер. Открытое общество и его враги. В 2-хтт.М., 1992.

80. И.Пригожин, И.Стенгерс. Порядок из хаоса. М., 1986.

81. Л.фон Ранке. Об эпохах новой истории. М., 1998.

82. Б.Рассел. История западной философии. М., 1993, в 2-х тт.

83. Г.Риккерт. Границы естестственнонаучного образования понятий. СПб., 1903.

84. Россия и Германия в годы войны и мира. 1941-1995. М., 1995.

85. Г.Рормозер. К вопросу о будущем России.// Вопросы философии, N 4, 1993, сс. 15-23.

86. В.И.Рутенбург. Титаны Возрождения. СПб., 1991.

87. Н.И.Смоленский. К вопросу о природе исторических понятий.// Новая и новейшая история. 1976. - N 4.

88. Н.И.Смоленский. Объективный характер и социальная функция исторических понятий.// Вопросы методологии истории, историографии и источниковедения. Томск, 1980.288

89. H.И.Смоленский. Политические категории немецкой буржуазной историографии (1848-1871 гг.). Томск, 1982.

90. Н.И.Смоленский. Проблема «политической истории» в современной историографии ФРГ. //Новая и новейшая история, 1980, №5.

91. Н.И.Смоленский. Проблемы теоретического плюрализма.// Новая и новейшая история, N 1,1998, сс.6-18.

92. Ч.Сноу. Две культуры. М., Прогресс, 1973.

93. П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

94. В.Суворов. Ледокол. М., 1993.

95. В.Суворов. День-М. М., 1994.

96. В.Суворов. Последняя республика. М., 1997.

97. В.Суворов. Очищение. М., 1998.

98. Ю1.Титаренко Л.Г. "Технократический детерминизм": концепции, идеологические функции. Минск, 1981.

99. Ф.Том. Российские элиты.// Губерния 1995, N 2.

100. ЮЗ.Э.Трельч. Историзм и его проблемы. М., 1994.

101. Ю4.Х.Фельфе. Мемуары разведчика. М., 1988.

102. Ю5.Философия и методология истории. М., 1977.

103. А.А.Френкин. Западногерманские консерваторы: кто они? М., Международные отношения, 1990.

104. Л.Фридман. Россия в современном мире: геополитические выводы из геоэкономической ситуации.// Рубежи, 1996, N 5, сс.84-91.

105. ФРГ глазами западногерманских социологов. М., 1989.

106. ЮЭ.М.Фуко. Воля к истине: по ту сторону знания, власти исексуальности. М., 1996.

107. ИО.Ф.Фукуяма. Конец истории?// Вопросы философии, N 3, 1990, сс. 134-148.111 .А.Фурсов. Социальный универсум.//Рубежи, N 3,1996.

108. Б.Хазанов. Век Юнгера.// Рубежи, N 7,1996, сс.134-159.

109. ИЗ.М.Хайдеггер. Время и бытие. М., Республика, 1993.289

110. С.Хантингтон. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка (отрывки из книги). // Pro et contra, т.2, N 2, сс.114-154.

111. У.Херстер-Филиппс. "Спор историков" в ФРГ.// Новая и новейшая история, N 3, 1988.

112. Иб.И.Хоффман. Подготовка Советского Союза к наступательной войне. 1941 год.// Отечественная история. 1993, N 4.

113. И.Шафаревич. Социализм как явление мировой истории.// Ю.Шафаревич. Есть ли у России будущее. М., 1991, сс.5-387.

114. Г.Шельген. Страх перед силой. Немцы и их внешняя политика. М., 1994.

115. Г.Шидер. Различия между историческим методом и методом социальных наук. М., Гл. редакция восточной литературы. 1970.

116. У.Эко. Заметки на полях "имени розы".// Иностранная литература. 1988, N 10, сс.88-104.

117. Энциклопедия Третьего Рейха. М., 1996, сс.38-41.

118. М.А.Юсим. Этика Макиавелли. М., Наука, 1990.

119. К.Ясперс. Куда движется ФРГ? М., 1969.1.. На иностранных языках.

120. T.W.Adorno. Wozu noch Philosophie? //Eingriffe. Neun kritische Modelle. Frankfurt am Main, 1963.

121. Adorno T.W., Dahrendorf R., Pilot H., Albert H., Habermas J., Popper K.R. Der Positivismusstreit in der deutschen Soziologie. Hermann Luchterhand Vlg., Darmstadt und Neuwied, 1969,1972.

122. T.W.Adorno. Vorlesung zur Einleitung in die Soziologie. Frankfurt am Mein, 1973.

123. K.Acham. Neuere angelsaechsische Theorien zur Geschichte.// Geschichte heute. Positionen, Tendenzen und Probleme. Goettingen, 1973.

124. Anatomie SS-Staates. Bde. I 2, Ölten/ Freiburg, 1965.290

125. P.Anderson. Zum der Geschichte. Berlin, 1993.

126. T.G.Ash. Post Diktatur Demokratie.// Kulturchronik, Num.3,1998, S.29-33.

127. R.Augstein. Die neue Auschwitz-Luege.// Der Spiegel, 6.10.1986, S.62f.

128. U.Backes/ E.Jesse. Politischer Extremismus in der Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 1996.

129. Baumgartner H.-M.Erzaelung und Theorie in der Geschichte.// J.Kocka und T.Nipperdey(Hrsg.), Theorie und Erzaelung in der Geschichte. Muenchen, 1979, S.259-289.

130. H.-M.Baumgartner. Kontinuitaet und Geschichte. Zur Kritik und Metakritik der historischen Vernunft. Frankfurt am Main, 1972.

131. W.Benz, M.Mueller. Geschichtswissenschaft. 1973, Carl Habel Verlag, Damstadt.

132. M. Berger. Vorurteilsfreie Geschichtswissenschaft? Anmerkungen zu einem Vortrag A.Hillgrubers.// Freiburger Universitaetsblaetter, Heft 32, Juli 1971, S.33-41.

133. V.Berghahn. Geschichtswissenschaft und Grosse Politik.// Aus Politik und Zeitgeschichte, Bd.ll, 1987, S.25-37.

134. E.Bernheim. Lehrbuch der historischen Methode. Leipzig, 1908.

135. Homi K.Bhabha(Ed.), Nation and Narration. London, New York, 1990.

136. Pierre Bourdieu im Geschpraech mit Lutz Raphael, lieber die Beziehungen zwischen Geschichte und Soziologie in Frankreich und Deutschland.// Geschichte und Gesellschaft, 1996, Heft I, S.62-89.

137. J.B.Bossuet. Discours sur l'histoire universelle.Paris, 1700.

138. K.-D. Bracher. Die Aufloesung der Weimarer Republik. Eine Studie zum Problem des Machtverfalls in der Demokratie. Ring-Verlag, Stuttgart und Duesseldorf, 19572(1955).

139. Bracher K.-D./Funke M./Jacobsen H.-A.(Hg.), Nationalsozialistische Diktatur 1933-1945. Eine Bilanz, Dusseldorf, Droste Verlag, 1983.

140. Bracher K.-D. Die totalitaere Erfahrung. Muenchen-Zuerich, 1987.

141. Bracher K.-D. Wendezeiten der Geschichte. Deutsche Verlagsanstalt. Stuttgart, 1992.291

142. K.-D.Bracher. Zeit der Ideologien. Eine Geschichte politischen Denkens im 20. Jahrhundert. Stuttgart, 1982; Ders., Geschichte und Gewalt. Zur Politik im 20. Jahrhundert. Berlin, 1981.

143. S.Brandon. History, Time and Deity. N.Y., 1965.

144. M.Broszat/ S.Friedlaender. Um die "Historisierung des Nationalsozialismus". Ein Brietwechsel.// Vierteljahreshefte fuer Zeitgeschichte , 36 (1988), S.339-372.

145. M.Broszat. Wo sich die Geister scheiden. Die Beschwoerung der Geschichte taught nicht als nationaler Religionsersatz.// Frankfurter Allgemeine Zeitung, 31.10.1986.

146. J.W.Bruegel. Erstaunliche Behauptungen.// Frankfurter Allgemeine Zeitung, 31.10.1986.

147. Brunner. Land und Herrschaft. Grundfragen der territorialen Verfassungsgeschichte Oesterreich im Mittelalter. Wien, 1965.

148. Jacob Burckhardt. Gesamtausgabe. Hrsg.von Emil Durr, Werner Kaegi, Samuel Merian, Albert Oeri, Hans Trog, Felix Stahelin, Heinrich Wolfflin, 14 Bde, Stuttgart/Berlin/Leipzig, 1929-1934; hier Bd.7, Bd.8.

149. J. Burckhardt. Aus "Ueber das Studium der Geschichte".// Ueber das Studium der Geschichte. Muenchen, 1990, S.118-152.

150. Burckhardt Jacob. Weltgeschichtliche Betrachtungen. Frankfurt am Main-Berlin. 1963.

151. Conze W.Moeglichkeiten und Grenzen der liberalen Arbeiterbewegung in Deutschland. Heidelberg, 1965.

152. W.Conze. Sozialgeschichte.// Moderne deutsche Sozialgeschichte. Hrsg.von H.-U.Wehler, Koeln-Berlin, 1968.

153. Conze.W. Die Structurgeschichte des technisch-industriellen Zeitalters als Aufgabe fuer Forschung und Unterricht. Koeln, 1957.

154. G.Deborg. Comments an the society of spectacle. London, 1990.

155. L.Dehio. Deutschlands Griff nach der Weltmacht? Zu Fritz Fischers

156. Buch ueber den Ersten Weltkrieg.// Monat, Nr. 161, Februar 1962, S.65-69.292

157. L.Dehio. Ranke und der deutsche Imperialismus.// Ders., Deutschland und die Weltpolitik im 20. Jahrhundert. Muenchen, 1955, S.39 ff.

158. A.Demandt. Endzeit, Die Zukunft der Geschichte. Berlin, 1933

159. A.Demandt. Mommsen zum Niedergang Roms.// Historische Zeitschrift, Bd.261, 1996, H.I., S.23-49.

160. Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. Stuttgart, 1979, Bd.!, S.11-17, Bd.4, Stuttgart, 1983, S.1079.

161. A.Diemer. Elementarkurs Philosophie: Hermeneutik. Dusseldorf-Wien, 1977.

162. H.Diwald. Geschichtsbewusstsein und Selbstbehauptung.// Die Zukunft der Vergangenheit. Muenchen, 1975, S. 18-19.

163. J.G.Droysen. Briefwechsel. Hrsg.von R.Hubner, 2 Bde, Stuttgart/Berlin/ Leipzig 1929=Deutsche Geschichtsquellen des 19.Jahrhunderts, Bde 25/26(Droysen, Briefwechsel l,ll).

164. J.G.Droysen. Historik. Vorlesungen über Enzyklopedie und Methodologie der Geschichte. Hrsg. von Rudolf Hubner, 5., unveränderte Auflage, Darmstadt, 1967.

165. J.G.Droysen. Vorlesungen über die Freiheitskriege, 2 Bde, Kiel, 1846.

166. H.Duchhardt. Geschichtskultur und Wissenschaft. Muenchen, 1990.

167. H.von der Dunk. Wertfreiheit und Geschichtswissenschaft.// Historische Zeitschrift, Bd.214, H.I., S.1-25.

168. U.Eco. Ueberdie Krise der Vernunft.//Merkur, Heft 436/1985, s, 531ff.

169. G.EIey & D.BIackbourn(Ed.), Mythen deutscher Geschichtsschreibung. Frankfurt am Main, 1980.

170. G.R.Elton. Political History. Principles and practice. London, 1970.

171. J.Elvert. Nationalsozialismus, Nationalbewusstsein und deutsche Identitaet.//Zeitschrift fuer Geschichtswissenschaft, Num.l, 1997, S.47-62.

172. K.-D.Erdmann.Bethmann Hollweg, Augstein und die Historiker-Zunft.// Die Zeit, Nr.39, 28.09.1964.

173. Epochen der deutschen Literatur.Stuttgart, 1989.

174. K.-D.Erdmann. Geschichte, Politik und Padagogik. Stuttgart, 1970.293

175. Erdmann K.-D.Schulze H.(Hrsg.)Weimar-Selbstpreisgabe einer Demokratie. Koelner Kolloquium der Fritz Thyssen Stiftung. Juni 1979. Duesseldorf.

176. K.-D.Erdmann.Die Oekumene der Historiker. Bukarest, 1980 (Konferenzmaterialien).

177. R.J.Evans(Ed.), Society and Politics in Wilhelmine Germany. London, 1978.

178. K.-G.Faber. Theorie der Geschichtswissenschaft. Muenchen, 1972(2 Auflage).

179. J.C.Fest. Hitler, eine Biographie. Frankfurt am Main Berlin(West)-Wien.1973.

180. F.Fischer. Griff nach der Weltmacht. Die Kriegspolitik des kaiserlichen Deutschland 1914/1918. Duesseldorf, 1961.

181. F.Fischer. Hitler war kein Betriebgunfall. Aufsaetze, Muenchen, 1992.

182. K.Fischer. Totalitarismus als komparative Epochenkategorie. Zur Renaissance des Konzepts in der Historiographie des 20. Jahrhunderts.// A.Soellner u.a.(Hg.), Totalitarismus. Eine Ideengeschichte des 20. Jahrhunderts. Berlin, 1997, S.287.

183. M.Foucault. The subject and power.// Dreyfus N.L., Rabinow P., M.Foucault. Beyond Structuralism and hermeneutics. Chicago, 1982, pp.211-212.

184. M.Frantzioch-lmmenkeppel. Die Vertriebenen in der Bundesrepublik Deutschland.//Aus Politik und Zeitgeschichte, B 28/96, S.3-13.

185. Freising, Otto, von. Chronik oder die Geschichte der Zwei Staaten/ Hrsg. W.Lammers. Berlin, 1960.

186. F.Fukujama. Das Ende der Geschichte. Wo stehen wir? Muenchen, 1992.

187. F.Gaeta. Lorenzo Valla. Filologia e storia nell'umanismo italiano. Napoli, 1955.

188. L.Gall. Das Argument der Geschichte.// Historische Zeitschrift, Bd.264, H.l, S.I-20.294

189. Bismark. Der weisse Revolutionaer. Frankfurt am Main u.a.1980 (als TB Berlin, 1983).

190. L.Gall. Bismark und Bonapartismus.// Historische Zeitschrift, Bd.223, H.3, S.618-637.

191. L.Gall. Bismark. Ein Lebensbild. Bergisch Gladbach, 1991 Europa auf dem Weg in die Moderne. 1850-1890. Muenchen, 1984.

192. L.Gall.Die Bundesrepublik in der Kontinuitaet der deutschen Geschichte.//Historische Zeitschrift, Bd.239, H.3, 1984, S.603-613.

193. C.Gasteyger.Europa von der Spaltung zur Einigung. Bonn, 1997, S.459-462.

194. C.Geertz. Thick Description: Toward an Interpretive Theory of Culture.// Idem, The Interpretation of Cultures. Selected Essay. New York, 1973, pp.3-30.

195. A.Gehlen. Moral und Hypermoral. Frankfurt am Main, 1969.

196. J.Geiss. Der Histirikerstreit: ein unpolemischer Essay. Bonn-Berlin, 1992.

197. J.Geiss. Studien ueber Geschichte und Geschichtswissenschaft. Frankfurt am Main, 1972.

198. Geiss J. Weltherrschaft durch Hegemonie. Die deutche Politik im.!nach den Riezler-Tagebuechern.// Aus Politik und Zeitgeschichte, Nr.50,1972, S.3-22.

199. Geschichtsbewubtsein empirisch. Hrsg. von B.von Borries, H.-J.Pandel, J.Rusen. Pfaffenweiler, 1991.

200. G.Gillessen. Der Krieg der Diktatoren. Wollte Stalin im Sommer 1941 das Deutsche Reich angreifen?// Frankfurter Allgemeine Zeitung, 20.08.1986.

201. H.Glaser. Deutsche Kultur. Ein historischer Ueberblick von 1945 bis zur Gegenwart, Bonn, 1997.

202. H.Glaser. Kleine Kulturgeschichte der Bundesrepublik Deutschland 1945-1989. Bonn.-1991.

203. G.-J.GIaessner. Sozialistische Systeme. Einfuehrung in die Kommunismus- und DDR-Forschung. Oplagen, 1982.295

204. D.J.Goldhagen. Hitlers Willing Excecutioners. Ordinary Germans and Holocaust. New York, 1996.

205. Daniel J.Goldhagen. Hitlers willige Vollstrecker. Berlin, 1996.

206. D.Groh. Kritische Geschichtswissenschaft in emanzipatorischer Absicht. Stuttgart (W)-Berlin - Koeln - Mainz, 1973(Urban Taschenbuecher, 846).

207. Grundmann H.Studien über Joachim von Floris.Leipzig, 1922.

208. Grundwissen Deutsche Literatur. Stuttgart, 1976.

209. J.Habermas. Eine Art Schadensabwicklung.// Die Zeit, 11.07.1986.

210. J.Habermas. Die nachholende Revolution. Kleine Politische Schrifften VII. Frankfurt am Main, 1990.

211. J.Habermas. Der philosophische Diskurs der Moderne. Zwoelf Vorlesungen. Frankfurt am Main. 1985.

212. J.Habermas. Der philosiphische Diskurs der Moderne. Frankfurt am Main, 1989.

213. J.Habermas. Protestbewegung und Hochschulreform. Frankfurt am Main, 1969.

214. J.Habermas. Theorie des kommunikativen Handelns. 2 Bde., Frankfurt/Main, 1985.

215. J.Habermas. Lieber den oeffentlichen Gebrauch der Historie. Blaetter fuer deutsch und internationale Politik, Num.4,1997, S.408-416.

216. George W.F.Hallgarten. Imperialismus vor 1914. Die soziologischen Grundlagen der Aussenpolitik europaeischer Grossmaechte vor dem Ersten Weltkrieg. 2 Bde., Muenchen, 1963.

217. W.Hardtwig Geschichtskultur und Wissenschaft.Muenchen, 1990.

218. W.Hardtwig. Geschichtsschreibung zwischen Alteuropa und moderner Welt. Jacob Burckhardt in seinerzeit. Gottingen. 1974.

219. H.-W. Hedinger. Subjektivitaet und Geschichtswissenschaft. Gruendzuege einer Historik.Berlin, 1969.

220. Hegel G.W.F.Politische Schriften.Berlin, 1970.

221. H.Henderson. Creating Alternative Futures. New York, Putnam 1978.296

222. H.Henderson. The Politics of the Solar age. New York, Anchor/ Doubleday, 1981.

223. F.Hertz. The development of the German public mind. London, 1957.

224. H.Herzfeld. Zur deutschen Politik im Ersten Weltkriege. Kontinuitaet oder permanente Kriese? // Historische Zeitschrift, Bd.191, 1960, H.l, S.67-82.

225. Hexter J.H. The vision of politics on the eve of the Reformation: More, Machiavelli and Seyssel. N.Y., 1973./

226. K.Hildebrandt, Der deutschen Eigehweg.11 M.Funke u.a.(Hg.), Demokratie und Diktatur., Festschrift K.-D.Bracher. Zum 65. Bonngeburtstag Duesseldorf, Droste Verlag 1987.

227. K. Hildebrandt. Deutscher Sonderweg und "Drittes Reich".// W.Michalka(Hg.), Die nationalsozialistische Machtergreifung. Paderborn, Schoeningh Verlag 1984.

228. K.Hildebrandt. Geschichte oder "Gesellschaftsgeschichte"? Die Notwendigkeit einer politischen Geschichtsschreibung von der internationalen Beziehungen.//Historische Zeitschrift, Bd.223,1976, H.2, S.328-357.

229. K. Hildebrandt. Wirtschaftliche Zusammenhaenge in Geschichtsbuechern.//Bestandaufnahme Geschichtsunterricht. Stuttgart, 1973.

230. H.Hoffacker/ K.Hildebrandt.Bestandaufnahme Geschichtsunterricht. Programmatik, Materialien, Perspektiven, 1973, Stuttgart.111 .A.Hillgruber. Deutsche Geschichte 1945-(1972) 1982. Die "deutsche Frage" in der Weltpolitik. Berlin, (1974) 19852.

231. A.Hillgruber. Europa in der Weltpolitik der Nachkriegszeit 1945 -1963. Muenchen, 1979/19873.

232. A.Hillgruber. Gedanken zu einer politischen Geschichte moderner Praegung./ Freiburger Universitaetsblaetter, Heft 30, Dezember 1970, S.33-43.

233. A.Hillgruber. Hitlers Strategie. Politik und Kriegsfuehrung 1940-1941. Frankfurt am Main, 1965.297

234. A.Hillgruber. Die gescheiterte Grossmacht. Eine Skizze des deutschen Reiches. 1871-1945. Duesseldorf, 1980.

235. A.Hillgruber. Juergen Habermas, Karl Heinz Janssen und die Aufklaerung Anno 1986.// Geschichte in Wissenschaft und Unterricht, Num.12, 1986, S.725-739.

236. A.Hillgruber. Politische Geschichte in moderner Sicht.// Historische Zeitschrift, 1973, Bd.216, H.3, S.529-552.

237. A.Hillgruber. Riezlers Theorie des kalkulierten Risikos und Bethmann Hollwegs politische Konzeption in der Julikriese 1914.// Historische Zeitschrift, Bd.202, H.2, S.333-351.

238. A.Hillgruber. Der Zweite Weltkrieg. Kriegsziele und Strategie der grossen Maechte. Stuttgart. 1982/19854.1230.Hintze. Gesammelte Abhandlungen, Bd.l, Goettingen, 1962.

239. E.Hobsbawn. Die Erfindung der Vergangenheit.// Die Zeit, 9. Sept. 1994.

240. J.Hoffman. Die Sowjetunion bis zum Vorabend des deutschen Angriffs. In: Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. Bd.4; Der Angriff auf die Sowjetunion. Stuttgart, 1983.

241. J.Hoffman. Stalin wollte, den Krieg.// Frankfurter Allgemeine Zeitung, 16.10.1986.298

242. P.Hoffman. Generalstaboberst Ludwig Becks Militaerpolitisches Denken.// Historische Zeitschrift, Bd.234, H.l, S.101-121.

243. Horkheimer. M., Adorno T.Dialektik der Aufklarung. Frankfurt am Mein, 1969, S.15,12,53 u.a.

244. M. Horkheimer. Traditionelle und kritische Theorie.// Zeitschrift für Sozialforschung, 1937, Jahrgang 6, Num.l

245. G.Hornius.Brevis et perspicua introductio ad universalem historiam. Leyden, 1665.

246. S.Huntington. Clash of Civilizations?// Foreign Affairs, Summer 1993, pp.22-49.

247. Kampf der Kulturen. The Clash of Civilisations. Die Neugestaltung der Weltpolitik im 21. Jahrhundert. Muenchen/Wien, 1996.

248. Hureoder Muse? Stenogramm der wissenschaftlichen Konferenz. Klio in der DDR. Berlin, 1994.

249. H.-A.Jacobsen und M.Tomala(Hg.), Bonn Warschau 1945-1991. Die deutch-polnische Beziehungen. Koeln, 1992.

250. H.-A.Jacobsen u.a.(Hg.), Bundesrepublik Deutschland Volksrepublik Polen. Bilanz der Beziehungen. Probleme und Perspektiven ihrer Normalisierung. Frankfurt am Main - Warzawa, 1979.

251. H.-A.Jacobsen. Nationalsozialistische Aussenpolitik 1933-1938. Frankfurt am Main Berlin, 1968.

252. Jacobsen H.-A.(Hg.), Misstraurische Nachbarn. Deutsche Ostpolitik 1919-1970. Dokumentation und Analyse. Duesseldorf, 1970.

253. H.-A.Jacobsen. Der Weg zur Teilung der Welt. Politik und Strategie 1939-1945. Koblenz-Bonn, 1978.

254. E.Jaeckel. Die elende Praxis der Untersteller. Das Einmalige der nationalsozialistischen Verbrechen laesst sich nicht leugnen.// Die Zeit, 12.09.1986.

255. H.James. Vom Historikerstreitzum Historikerschweigen. 1993, Berlin, 1993.

256. E.Jesse. Die Totalitarismusforschung und ihre Repraesentanten.//Aus Politik und Zeitgeschichte, B 20/98, S.3-18.299

257. H.James. Vom Historikerstreitzum Historikerschweigen. Berlin, 1993.

258. K.H.Jarausch. Normalisierung oder Re-Nationalisierung?// Geschichte und Gesellschaft, 1995, H.4, S.571-584.

259. D.Junker. Lieber die Legitimitaet von Werturteilen in den Sozialwissenschaften und der Geschichtswissenschaft.// Historische Zeitschrift, Bd.211, H.l, 1970, S.1-33.

260. D.Junker und P. Reisinger. Was kann Objektivitaet in der Geschichtswissenschaft heissen und wie ist sie moeglich?// Historische Zeitschrift, 1974, Beiheft 3. Methodenprobleme der Geschichtswissenschaft. Hrsg. von Th.Schieder, S.4-34.

261. Ch. Kiessmann. Die doppelte Staatsgruendung. Bonn, 1991.

262. Ch. Kiessmann. Zwei Staaten, eine Nation. Bonn, 1997.

263. J.Kocka. Gegenstandsbezogene Theorien in der Geschichtswissenschaft: Schwierigkeiten und Ergebnisse der Diskussion.// Theorien in der Praxis des Historikers. (Geschichte und Gesellschaft, Sonderheft, 1977).

264. J.Kocka. Revolution und Nation 1989. Zur historischer Einordnung der gegenwaertigen Ereignisse.// Tei Aviver Jahrbuch fuer deutsche Geschichte, 19(1990), S.479-499.

265. J.Kocka. Theorien in der Sozial- und Gesellschaftsgeschichte. Vorschlaege zur historischen Schichtungsanalyse.// Geschichte und Gesellschaft, H.l, 1975.

266. J.Kocka. Zurueckzur Erzaelung?// Geschichte und Gesellschaft, 1984, Heft 3, S.395-408.

267. R.Konetzke. Der Entwicklungsgedanke in den Naturwissenschaften des 20. Jahrhunderts.// Historische Zeitschrift, Bd.223, H.2, S.265-327.

268. R.Koselleck. Begriffsgeschichte und Sozialgeschichte.// Historische Semantik und Begriffsgeschichte. Sprache und Geschichte.-Stuttgart, Klett-Gotta, 1978, S.19.

269. Koselleck. R.Future's Past. On Semantics of Historical Time. Cambridge, 1985.300

270. Lamprecht Karl. Der Ausgang des geschichtswissenschaftlichen Kampfes.// Die Zukunft. 1987.Bd.20, S.195 u.a.

271. H.-J.Lieber(Hrsg.) Politische Theorien von der Antike bis zur Gegenwart. Bonn, 1993.

272. Lipset, Seymour M., Political Man. The Social Basis of Politics, expanded edition, London 1983.

273. Theodor Litt. Die Befreiung des geschichtlichen Bewubtseins durch Herder. Leipzig, 1942.

274. H.Luebbe. Fortschritts-Reaktionen ueber konservative und destruktive Modernitaet. Graz, 1987.

275. H.Luebbe.Geschichtsbegriff und Geschichtsinteresse, Analitik und Pragmatik der Histirie. Basel, 1977.

276. H.Luebbe. Der Nationalsozialismus im deutschen Nachkriegsbewusstsein.// Historische Zeitschrift, Bd.236, H.3, 1983, S.579-599.

277. H.Luebbe. Politischer Moralismus. (West) Berlin, 1987.

278. H.Luebbe. Religion nach der Aufklaerung.-Graz, 1986.

279. H.Luebbe. Wer kann sich historische Aufklaerung leisten?// Wozu noch Geschichte? Hg.von W.Oelmueller, Muenchen, 1977, S.310-329.

280. N.Luhmann. Gesellschaftsetruktur und Semantik.Frankfurt am Main, 1980, Bd. 1.

281. H.Lutzt. Braudels La Mediterranee. Zur Problematik eines Modellanspruch.// Formen der Geschichtsschreibung/Hrsg.von R.Koselleck, H.Lutzt, J.Ruesen. Muenchen, 1982.

282. G.Mann. Geschichte als Ort der Freicheit. Ein Gespraech mit Adelbert Reif.// Geschichte zwischen Ojestern und morgen. Muenchen, 1974, S.41-72.

283. G.Mann. Ohne Geschichte leben.// Carl J.Burckhardt(Hrsg.), Geschichte zwischen gestern und morgen. Muenchen, 1974, S.22-40.

284. Karl Mannheim. Konservatismus. Ein Beitrag zur Soziologie des Wissens. Vollständiger Text hrsg. von David Kettler/ Volker Meja/ Nico Stehr. Frankfurt/Main. 1984.301

285. H.Marcuse. Counterrevolution and Revolt. Boston, 1972.

286. H.Marcuse.Die Gesellschaftslehre des sowjetischen Marxismus. Neuwied-Berlin, 1964, Kapitel 3 u.a.

287. H.Marcuse. Kultur und Gesellschaft. Frankfurt am Mein. 1968.

288. Geisteswissenschaften.//Almanach: Ein Lesebuch. Bd.l, Bonn, 1987.1770.Marquard. Verspaetete Moralistik. Bemerkungen zur Unvermeidlichkeit der Geisteswissenschaften.// Fankfurter Allgemeine Zeitung, 18.3.1987.

289. T.Mason. Arbeiterklasse und Volksgemeinschaft. Opladen, 1975.

290. T.Mayer. Prinzip Nation. Dimensionen der nationalen Frage, dargestellt am Beispiel Deutschlands.Opladen, 1987.

291. Mehran J.Theorien in der Geschichtswissenschaft: Die Diskussion ueber die Wissenschaftlichkeit der Geschichte (Kritische Studien zur Geschichtswissenschaft. Bd.66). Goettingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1985.

292. Ch.Meier. Verurteilen und Verstehen.// Frankfurter Allgemeine Zeitung. 28.06.1986.

293. Ch.Meier. Die Welt der Geschichte und die Provinz des Historikers.// Geschichte und Gesellschaft, 1989, H.2, ss, 147-163.

294. F.Meinecke an G.Below. 4.14.1992.// F.Meinecke. Ausgewählter Briefwechsel. Hrsg.von L.Dehio und P.CIassen. Stuttgart, 1962.

295. Meinecke Friedrich. Die Entstehung des Historismus. Hrsg. von Hinrichs. München, 1959.

296. F.Meinecke. Die Idee der Staatsräson in der neueren Geschichte. Hrsg.von W.Hofel. München, K.OIdenbourg Verlag, 1957.

297. Meinecke Friedrich. Johann Gustav Droysen. Sein Briefwechsel und seine Geschichtsschreibung.// Historische Zeitschrift, 1929, Bd.141, Heft I.

298. F.Meinecke. Kausalitaten und Werte in der Geschichte.// Uber das Studium der Geschichte. Hrsg.von W.Hardtwig. München, 1980, S.262-286.

299. F.Meinecke. Politische Schriften und Reden. Darmstadt, 1958.

300. Meinecke. Fr.Zur Theorie und Philosophie der Geschichte. Hrsg. von E.Kessel. Stuttgart, 1959.

301. K.Metz. Grundformen historiographischen Denkens. Muenchen, 1979.

302. M.Meyer. Ende der Geschichte. Muenchen. 1993.

303. W.J.Mommsen. 1848 Die ungewollte Revolution. Die revolutionaeren Bewegungen in Europa 1830-1849. Bonn, 1998.

304. W.Mommsen. Gesellschaftliche, Bedingtheit historischer Aussagen.// Die Function der Geschichte in unserer Zeit. Stuttgart, Hg.von E.Jaeckel und E.Weymar., 1975, S.208-224.

305. H.Mommsen. Hitlers Stellung im nationalsozialistischen Herrschaftssystem.// G. Hirschfeld/ L.Kettenacker(hg.), Der "Fuehrerstaat", Studien zur Struktur und Politik des Dritten Reichs. Stuttgart, 1981, S.43-72.

306. H.Mommsen. Die Last der Vergangenheit wird weitgehend ausgeklammert.// Frankfurter Rundschau, 8.04.1986.

307. Max Weber, Geselschaft, Politik und Geschichte. Frankfurt am Main, 1974.

308. W.Mommsen. Nation und Geschichte. Ueber die Deutschen und die deutsche Frage. Muenchen, 1990.

309. H.Mommsen. Neues Geschichtsbewusstsein und Relativierung des Nationalsozialismus.// Blaetter fuer deutsche und internationale Politik, Num.10, 1986, S.1200-1213.

310. W.Mommsen. Der perspektivische Charakter historischer Aussagen und das Problem von Parteilichkeit und Objektivitaet historischer Erkenntnis.// Objektivitaet und Parteilichkeit in der303

311. Geschichtswissenschaft. Hg.von R.Koselleck, W.Mommsen, J.Ruesen. Muenchen, 1977, S.441 -468.

312. H.Mommsen. Suche nach der "verlorenen Geschichte"?// Merkur, Sept./Okt. 1986, S.864-874.

313. H.J.Morgenthau. Politics among nations: the struggle for power and peace. N.Y., 1949;, CM.TaioKe: Ders.Internationale Politik: Der Kampf um die Macht.// Hrsg von D.Frei. Theorien der internationalen Beziehungen. Muenchen, 1973, S.60-70.

314. Adam Mueller. Elemente der Staatskunst. Hrsg.von Jakob Baxa, Jena 1922.

315. Adam Mueller. Die Lehre vom Gegensatze.// A.Muller. Kritische/ astetische und philosophische Schriften. Hrsg. von Walter Schröder/ Werner Siebert. Neuwied-Berlin 1967, Bd.2.

316. Adam Mueller. Philosophische Miszellen.// Idem. Kritische/astetische und philosophische Schriften,Bd. 2,-Newwied-Berlin, 1967.

317. K.-H.Mueller. Militaerpolitik, nicht Militaeropposition! Eine Erwiderung.// Historische Zeitschrift, Bd.235, H.2, S.355-371

318. K.-J.Mueller. General Ludwig Beck. Studien und Dokumente zur politisch-militaerischen Vorstellungswelt und Taetigkeit des Generalstabschefs des deutschen Heeres 1933-1938. Boppard am Rhein, 1980.

319. R.Muller. Menschenbild und Humanismus der Antike. Leipzig, 1980.

320. L.Niethammer. Ist die Geschichte zu Ende? Reinbek, 1989.

321. L.Niethammer unter Mitarbeit von W.Trapp (Hg.), Lebenserfahrung und kollektives Gedaechtnis. Die Praxis der "Oral History". Frankfurt am Main, 1980.

322. O.L.Niethammer (unter Mitarbeit von Dirk van Laak). Posthistoire. Reinbeck bei Hamburg, 1989.

323. T.Nipperdey. Die antropologische Dimension der Geschichte.// Geschichte heute. Positionen, Tendenzen, Probleme. Hg.von G.Schulz. Goettingen, 1973, S.225-255.

324. T.Nipperdey. Geschichte als Aufklaerung.// Die Zeit, 22.02.1980.

325. Thomas Nipperdey. Die Utopia des Thomas Morus und der Beginn der Neuzeit.// Ders., Reformation, Revolution, Utopie(Kleine Vandenhoeck-Reine 1408), Gottingen, 1975.

326. E.Noelle-Neumann. Eine demoskopische Deutschsturide. Zuerich, 1983.

327. E.Nolte. Das Ende der Geschichte?// Jahrbuch Extremismus & Demokratie. Bonn, 5. Jahrgang 1993, S.271-274.

328. E.Nolte. Der Faschismus in swiner Epoche. Muenchen, 1963.

329. E.Nolte. Der Faschismus. Von Mussolini zu Hitler. Texte, Bilder, Dokumente. Muenchen, 1968.

330. E.Nolte. Die Faschistische Bewegungen, Muenchen, 1966.

331. Nolte E.Hitlers willige.// Jahrbuch Extremismus & Demokratie, 9.Jahrgang 1997, Baden-Baden, S.299-303.

332. E.Nolte. Die Krise des liberalen Systems und die fashistische Bewegungen, Muenchen, 1968.

333. E.Nolte. Martin Heidegger, die Weimarer Republik und die "Konservative Revolution".// Rehabilitierung des Subjektiven. Festschrift fuer Hermann Schmitz. Bonn, Bouvier Verlag, 1993, S.505-520.

334. E.Nolte.(Hrsg.), Theorien ueberden Faschismus. Koeln, 1967.

335. E.Nolte. Ueber das Verhaeltnis von "buergerlicher" und "marxistischer" Geschichtswissenschaft.// Carl J.Burckhardt(Hrsg.), Geschichte swischen gestern und morgen. Muenchen, 1974, S. 103-129.

336. E.Nolte. Vergangenheit, die nicht vergehen will.// Frankfurter Allgemeine Zeitung, 6.06.1986.

337. E.Nolte. Was ist buergerlich? und andere Artikel, Abhandlungen, Auseinandersetzungen. Stuttgart, 1979.

338. P.Nolte. Der Markt und seine Kultur ein neues Paradigma der amerikanischen Geschichte?// Historische Zeitschrift, Bd.264, 1997, H.2, S.329-360.

339. Novalis(Friedrich von Hardenberg). Die Christenheit oder Europa.// Idem. Werke und Briefe. Hrsg. von Alfred Kelletat, München, 1953.

340. Persoenlichkeit und Struktur in der Geschichte. Duesseldorf, 1977.305

341. B.Pietrow. Offensive Militaerkonzeption.// Frankfurter Allgemeine Zeitung, 3.09.1986.

342. B.Pietrow. Stalins Politik bis 1941 .//Frankfurter Allgemeine Zeitung, 13.11.1986.

343. J.G.A.Pocock. The Machiavelian Moment. Florentine Political Thought and Atlantic Republican Tradition. Princeton, 1975.

344. J.G.A.Pocock. Politics, Language and Time. Essays on Political Thought and History. Chicago, 1989.

345. D.Pohl. Die Holocaust-Forschung und Goldhagens-Thesen.// Vierteljahreshefte fuer Zeitgeschichte, H.l, 1997, S.l 48.

346. H.J.Lieber. Politische Theorien von der Antike bis zur Gegenwart. Bonn, 1993. Probleme der Geschichtswissenschaft. Duesseldorf, 1973.

347. Leopold von Ranke. Samtliche Werke., Bd. 14, S.V.// Leipzig, 1870., Bd.24, S.40./Leipzig, 1872.

348. RankeL.von. Weltgeschichte. Vollstanding in neun Teilen. Leipzig, 1881-1888./ Bd.IX.

349. S.Riezler. Die Literarischen Widersacher der Papste. Leipzig, 1874.

350. K.Riezler. Tagebuecher, Aufsaetze, Dokumente. Eingl. und hrsg.von K.-D.Erdmann. Goettingen, 1972.

351. G.Ritter. Eine neue Kriegsschuldthese. Zu Fritz Fischers Buch "Griff nach der Weltmacht".// Historische Zeitschrift, Bd.194, 1962, H.3, S.646-668.

352. G.Ritter. Geschichte als Bildungsmacht. Ein Beitrag zur historischpolitischen Neubesinnung. 2-eerweiterte Auflage, Stuttgart, 1947.

353. Gerhard A.Ritter. Hans Rosenberg, 1904-1988.// Geschichte und Gesellschaft, 1989, Heft 2, S.282-302.

354. G.Ritter. Karl Gordeler und die deutsche Widerstandsbewegung. München, 1954.

355. G.Ritter. Das Problem des "Militarismus" in Deutschland.// Historische Zeitschrift, Bd.177,1954.

356. G.Ritter. Staatskunst und Kriegshandwerk.In 4 Bde., München, 19541968.306

357. M.Ritter. Studien über die Entwicklung der Geschichtswissenschaft. Die christlich-mittelalterische Geschichtsschreibung, Kap.3// Historische Zeitschrift, Bd. 107,1911.

358. J.Ritter. Das buergerliche Leben. Zur aristotelischen Theorie des Gluecks.// Ders Metaphysik und Politik. Frankfurt am Main, 1988, S.57-105.

359. V.Rittner.Zur Krise der westdeutschen Historiographie.// Ansichten einer kuenftigen Geschichtswissenschaft. Hg. von J.Geiss, R.Tamchina, Muenchen, 1974, Bd.l, S.43-74.

360. H.Rothfels. Die Bewältigung der Gegenwart und die Geschichte.// Carl J.Burckhardt. Geschichte zwischen Gestern und Morgen. München, 1974.

361. H.Rothfels.Die deutsche Opposition gegen Hitler. Frankfurt am Mein, 1969.

362. H. Rothfels. Friedrich Mainecke. Ein Ruckblick auf sein wissenschaftliches Lebenswerk. Berlin-Dahlem. 1954.

363. G.Rothfels.Zeitgschichtliche Betrachtungen. Vortrage und Aufsatze. Gottingen, 1959.

364. J.Rusen. Begriffene Geschichte. Genesis und Begründung der Geschichtstheorie Johann Gustav Droysens. Paderborn, 1969.

365. G.Ritter.Europa und die deutsche Frage. München, 1948.

366. J.Ruesen. Geschichtsbewusstsein und menschliche Identitaet.// Aus Politik und Zeitgeschichte, B 41/1984, S.3-10.

367. J.Ruesen.Geschichtsdidaktische Konsequenzen aus einer erzaehltheoretischen Historik.// Historisches Erzaehlen. Formen und Funktionen./ Hrsg. von S.Quandt und H.Suessmuth. Goettingen, 1982, S.129-170.

368. J.Ruesen. Historische Aufklaerung im Angesicht der Post Moderne: Geschichte im Zeitalter der "neuen Unuebersichtlichkeit".// Streitfall Deutsche Geschichte. Geschichts und Gegenwartsbewusstsein in den 80-er Jahren. Essen, 1988, S. 17-38.307

369. J.Ruesen. Historische Erinnerung: Zweideutig-eindeutig. Zum 5.Jahrestag der Deutschen Wiedervereinigung.// Schulverwaltung, Num. 9,1995, S.239-240.

370. J.Ruesen. Historische Vernunft: Grundzuege einer Historik l:Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft. Goettingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1983.

371. J.Ruesen. Den Holocaust erklaeren aber wie? Eine geschichtstheoretische Kritik von Daniel Goldhagens These.// Kulturwissenschaftliches Institut im Wissenschaftszentrum Nordhein -Westfalen: Jahrbuch 1996. Essen, 1996, S. 18-30.

372. J.Ruesen. Lebendige Geschichte: Grundzuege einer Historik 3. Formen und Funktion des historischen Forschung.- Goettingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1986.

373. Ruesen J.Rekonstruktion der Vergangenheit: Gruendzuege einer Historik 2.Die Prinzipien der historischen Forschung. Vandenhoeck & Ruprech. Goettingen. 1983.

374. J.Ruesen. Trauer als historische Kategorie.// H.Loewy, B.Moltmann(Hg.), Erinnerung, Gedaechtnis, Sinn.Authentische und konstruierte Erinnerung. Frankfurt/Main, 1996, ss, 57-78.

375. J.Ruesen. Die vier Typen des historischen Erzaelens.// Theorie der Geschichte: Beitraege zur Historik.-Bd.4, Formen der Geschichtsshreibung. Muenchen, Deutscher Taschenbuch Verlag, 1982, S.535-586.

376. Ruesen J.Die vier Typen des historischen Erzaehlens./ Ders.Zeit und Sinn. Strategien historischen Denkens. Frankfurt am Main, 1990, S.153-230.

377. J.Ruesen. Wahrheit und Methode in der Geschichtswissenschaft.// Philosophische Rundschau, Num. 18,1972.

378. J.Ruesen. Werturteilss treit und Erkenntnisfortschritt. Skizzen zur Typologie des Objektivitaetsproblems in der Geschichtswissenschaft.// Historische Objektivitaet. Hg.von J.Ruesen, Goettingen, 1975.308

379. G.Ritter. Wissenschaftliche Historie, Zeitgeschichte und "politische Wissenschaft". Heidelberg, 1959.

380. J.Ruesen u.a., Die Zukunft der Aufklaerung. Frankfurt am Main, 1988.

381. M.Sahlins. Islands of History. Chicago, 1987.

382. T.Schieder. Bismark und Europa. Ein Beitrag zum Bismark-Problem.// Deutschland und Europa. Historische Studien zur Volker und Staatenordnung des Abendlandes. Festschrift für Hans Rothfels, hrsg.von Werner Conze. Dusseldorf, 1951, S.29-32.

383. T.Schieder, Begegnungen mit der Geschichte. Gottingen, 1962.

384. Th.Schieder. Das historische Weltbild Leopold von Rankes.// Geschichte in Wissenschaft und Unterricht, Jg.1(1950), S.138-153.

385. T.Schieder. Nationalbewubtsein und europaische Einigung.// I dem, Nationalismus und Nationalstaat. Studien zum nationalen Priblem im moderner Europa. Gottingen, 1991, S.363.

386. T.Schieder. Otto Hintze und die moderne Geschichtswissenshaft.// Historische Zeitschrift, Bd.239, 1984, H.3, S.615-620.

387. T.Schieder. Strukturen und Persoenlichkeiten in der Geschichte.// Historische Zeitschrift, 1962, Bd.195, S.265-296.

388. T.Schieder. Typologie und Erscheinungsform des Nationalstaates, in: H.A.Winkler. Der Nationalismus. Konigstein/Ts.1985, S.122.

389. T.Schieder. Wandlungen des Staats in der Neuzeit.// Historische Zeitschrift, Bd.216, 1973, H.2.

390. H.Schieder. Der traditionelle Historismus und die Strukturgeschichte.// Das Argument, Num.75,1972, S.64-66.

391. G.Schmidt. Deutscher Historismus und der Uebergang zur parlamentarischen Demokratie. Untersuchungen zu den politischen Gedanken von Meinecke-Troeltsch-Max Weber. Luebeck und Hamburg, 1964.

392. G.Schmidt. Deutschland am Vorabend des Ersten Weltkrieg, in: M.Stuermer(Hrsg.) Das kaiserliche Deutschland.Politik und Gesellschaft 1870 bis 1918, Duesseldorf, 1970.

393. Carl Schmidt. Politische Romantik.Munchen, 1919.309

394. G.Schmidt. Wozu noch"politische Geschichte"? Zum Verhaeltnis von Innen- und Aussenpolitik am Beispiel der englischen Friedensstraetegie 1918/1919.//Aus Politik und Zeitgeschichte, Bd.17, 1975, S.21-45.

395. H.Schnaedelbach. Geschichtsphilosophie nach Hegel. Die Probleme des Historismus. Freiburg-Muenchen, 1974.

396. D.Schoenbaum. Die braune Revolution. Eine Sozialgeschichte des Dritten Reiches. Koeln-Berlin, 1968.

397. H.-D.Schultz. Deutschlands "natuerliche" Grenzen.// Geschichte und Gesellschaft, H.2,1989.

398. F.Seibt. Utopica, Dusseldorf 1972.

399. F.Seibt. Utopie im Mittelalter, in: Historische Zeitschrift 208, 1969, S. 555-594.

400. Seminar: Geschichte und Theorie. Umrisse einer Historik. Hrsg. von H.-M.Baumgartner und J.Ruesen. Frankfurt am Main. 1976.

401. I.SIeidanus. De quator summis imperiis babilonico, persico, graeco et romano. Strassburg, 1556.

402. Q.Skinner. The Foundations of Modern Political Thought. The Renaissance. 2 vol., Cambridge, 1978.

403. K.Sontheimer. Maskenbildner schminken eine neue Identitaet.// Rheinischer Merkur/ Christ und Welt, 21.11.1986.

404. Sorokin P.Social and Cultural Dynamics.N.Y., 1937, W.3.

405. Spaeman R., Loew R. Die Frage Wozu? Geschichte und Wiederentdeckung des teleologischen Denkens. Muenchen, PiperVerlag, 1981.

406. Sporl Johannis. Grundformen Hochmittelalterischer GeschichtsansGhauung. Studien zum Weltbild der Geschichtsschreiber des 12. Jahrhundert. München, 1935.

407. P.Steinbach/ J.Tuchel(Hrsg.) Widerstand gegen den Nationalsozialismus. Bonn, 1994.

408. Streit ums Geschichtsbild: die "Historiker-Debatte"; Darstellung, Dokumentation, Kritik. R.Kuehnl (Hrsg.), Koeln, 1987.

409. M.Stuermer. Bysmark-Mythos und Historie.// Aus Politik und Zeitgeschichte, Bd.3, 1971, S.3-30.

410. M.Stuermer Ende der Geschichte ist nicht in Sicht.// Stiftung Wissenschaft und Politik Pressearchiv. Ausgabe vom 10.03.1997, S.6-7.

411. M.Stuermer. Geschichte in geschichtslosem Land.// Frankfurter Allgemeine Zeitung, 25.04.1986.

412. M.Stuermer. Kein Eigentum der Deutschen: die deutsche Frage.// W.Weidenfeld (Hrsg.), Die Identitaet der Deutschen. Muenchen, 1983, S 83.

413. M.Stuermer. Millenium oder nur das Ende des Jahrhunderts?// Mil.doc. Файл исследовательского института международной безопасности.

414. M.Stuermer. Nationalstaat und Klassengesellschaft im Zeitalter des Buergers ein Versuch.// Merkur, 1981. Num.5, S.465-477.

415. M.Stuermer. Revolutionsfurcht und ueberseeische Expansion im Zeitalter Bismark.// Neue Politische Literatur, 1970, Nr.2, S.188-198.

416. M.Stuermer. Staatsreichgedanken im Bismarckreich.// Historische Zeitschrift, Bd.209, 1969, H.3, S.566-615.

417. M.Stuermer. Suche nach der verlorenen Erinnerung. Das Parlament, 17.-24.05.1986.

418. M.Stuermer. Was die Waehrungsunion der Politik abfordert. Memorandum.// Распечатано с файла Wuni.doc. Исследовательского института международной политики и безопасности.

419. M.Stuermer Welche deutschland-politischen Zielsetzungen sind aus dem Brief zur deutschen Einheit abzuleiten. Hannover, 1985.

420. M.Stuermer. Wie modern ist der moderne Mensch?// Wissenschaftlichtechnischer Fortschritt als Aufgabe in einer freiheitlichen Kultur. Muenchen, 1986, S.28-30.

421. Enrico Syring. Intentionalisten und Strukturalisten. Von einem noch immer ausstehenden Dialog.// U.Backes/ E.Esse/ R.Zietelmann(Hg.),311

422. Die Schatten der Vergangenheit. Impulse zur Historisierung des Nationalsozialismus. Berlin, 1990, S. 169-194. 31 O.Heinrich von Treitschke. Deutsche Geschichte im Neunzehhten Jahrhundert. Leipzig, 1879/94.

423. G.R.Ueberschaer. Hitler, nicht Stalin war Agressor.// Frankfurter Allgemeine Zeitung, 31.10.1986.

424. V.Ulrich. Hitlers willige Mordgesellen. Ein Buch provoziert einen neuen Historikerstreit: Waren die Deutschen doch alle schulding?// Die Zeit, 12.04.1996.

425. Unbewaeltigte Vergangenheit. Kritik der buergerlichen Geschichtsschreibung in der BRD. Hrsg.von G.Lozek/ W.Berthold/ H.Heitzer/H.Meier/W.Schmidt, Berlin, 1977.

426. R.Vierhaus. Ranke und die soziale Welt. Muenster, 1957.

427. F.Voltaire. Oeuvres Completes, vol.11-13,//Ed.L.Molland.Paris, 1878.

428. F.Wagner. Der Historiker und die Weltgeschichte. Freiburg/Muenchen. 1965.

429. Weber M.Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre.//Hg.von Marianne Weber. Tubingen, 1951.

430. M.Weber. Soziologie Weltgeschtliche Analysen - Politik. Stuttgart, 1956.

431. M.Weber. Wirtschaft und Gesellschaft. 5.Auflage mit Erlauterung-band von Jahannes Winckelmann. Tuebingen, 1976.

432. Weber M.Wissenschaft als Beruf// Ueber das Studium der Geschichte. Hrsg. von W.Hardtwig. Muenchen, 1990, S. 197-227.

433. Wehler H.-U.Anwendung von Theorien in der Geschichtswissenschaft./ Theorie der Geschichte.Beitraege zur Historik. Muenchen, 1977.

434. H.-U.Wehler, Bismark und der Imperialismus. Koeln Berlin, 1969.

435. H.-U.Wehler. Entsorgung der deutschen Vergangenheit: ein polemischer Essay zum "Historikerstreit". Muenchen, 1988.

436. H.-U.Wehler. Geschichte als historische Sozialwissenschaft. Frankfurt am Main. 1973.

437. H.-U.Wehler. Geschichte von unten gesehen.// Die Zeit vom 3.05.1985, S.64.

438. H.-U.Wehler. Kritik und kritische Antikritik.// Historische Zeitschrift, Bd.225, 1977, H.2, S.349-384.

439. H.-U.Wehler. Moderne Politikgeschichte oder "Grosse Politik der Kabinette"?// Geschichte und Gesellschaft. Zeitschrift fuer Historische Sozialwissenschaft, H.2-3,1975, S.344-369.

440. Wehler H.-U.Preussen ist wieder chic. Politik und Polemik in 20 Essay. Frankfurt am Main. 1983.

441. H.-U. Wehler. Theorieprobiene der moderner deutschen Wirtschaftsgeschichte (1800-1945).// Entstehung und Wandel der moderner Gesellschaft. Festschrift fuer H.Rosenberg zum 65. Geburtstag, hrsg. von GARitter, Berlin, 1970.

442. B.-J.Wendt. Tendenzen und Ergebnisse der englishen Sozialgeschichtsschreibung zum 19.und 20.Jahrhundert.// Archiv fuer Sozialgeschichte. 1984, S.495-554.

443. R.von Weizsaecker. Liebe Masstab politischer Ordnung.// Die deutsche Geschichte gent weiter.Bonn, 1983.

444. W.Wette. Friedensforschung, Mititaergeschichtsforschung, Geschichtswissenschaft. Aspekte einer Kooperation.// Aus Politik und Zeitgeschichte, B 7/74, S.3-24.

445. H.A.Winkler. Auf ewig in Hitlers Schatten? Zum Streit ueber das Geschichtsbild der Deutschen.// Frankfurter Rundschau, 14.11.1986.

446. Woerterbuch der marxistisch-leninistischen Soziologie. Koeln und Opladen, Wesdeutscher Verlag, 1969, S.520.

447. Woerterbuch. Staat und Politik. Bonn, 1996.

448. K.Woycicki. Zur Besonderheit der deutsch-polnischen Beziehungen.// Aus Politik und Zeitgeschichte, B 28/96, S. 14-20.

449. B.Yack. The Myth of the Civil Nation.// Critical Review, vol. 10, Num.2, pp. 193-211. Zeitgeschichte und politisches Bewusstsein. Koeln, 1986.

450. M.Zuckermann. Perspektiven der Holocaust-Rezeption in Israel und Deutschland.// Aus Politik und Zeitgeschichte, B 14/98 S. 19-29.