автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Проблема понимания в творчестве В. В. Розанова

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Семенюк, Антон Павлович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Диссертация по истории на тему 'Проблема понимания в творчестве В. В. Розанова'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема понимания в творчестве В. В. Розанова"

Заключение

Подведем итоги диссертации.

Ранняя книга В. В. Розанова разрабатывает проблему понимания параллельно философской герменевтике.

Рассмотрение исторического аспекта "О понимании" необходимо для постижения книги в целом.

Розанов выступает против нигилизма, воспринятого в России через позитивизм. Российскому утилитарному мышлению XIX в. противопоставляется понимание и традиционалистичность розановского мышления. Молодой мыслитель стремится преодолеть свой юношеский нигилизм, производящий отвлеченное от жизни мировоззрение, и обрести полноту бытия - на смену депрессии, душевной пустоте должно придти радостное сознание существования. Розановское мышление это бытие между актуальной и потенциальной реальностями. С одной стороны, это не существование вещи и средства, но в тоже время это и не пассивность бездеятельности; это существование само по себе, независимое от вещей и в тоже время не пребывающее полностью в потенциальности, а ощущаемое, как нечто первично данное - как недифференцированная полнота. Розановское понимание носит бытийственный (онтологический) характер, являясь конститутивной частью человеческого существа.

Розанов выходит за рамки привычного для новоевропейского человека соглашательского мышления, границы которого были определены ветхозаветной догматикой как в восточноевропейском, так и в западноевропейском вариантах. Религия Христа, в розановском понимании, безбытийственна и ведет к нигилизму.

Мысль Розанова перекликается с мыслью Хайдеггера в борьбе с нигилизмом. Оба стремятся расширить горизонты европейского мышления: Хайдеггер также обращается к опыту греческой философии. Оба предсказывают новую метафизику, оба идут языковым путем и, наконец, оба используют термин понимание.

Это выход за рамки техницистского мышления, потерявшего за многообразием репродуцируемой жизни и интенсивностью темпов развития техногенной эпохи основные магистрали исторического движения, и попытка сблизиться с другими видами мышления. Подобное возможно только в пограничной зоне бытия и существования. "О понимании" -попытка Розанова вывести российскую культуру на простор всемирной мысли, вербализировать русский философский дискурс. Средневековая Русь молчалива, склонна к немотствованию, русская интеллектуальная элита выражалась языком иконографии. Столь пассивная позиция сложилась в экзальтированном православии. Русское бессловесное сознание патетично принимает западную терминологию позитивизма, что и порождает специфику российского нигилизма. Розанов осознает принадлежность к православному ощущению мира и старается внутри себя преодолеть пассивность русской традиции, пытаясь нащупать её потенциированные сущности.

Эти скрытые сущности, как и сущности европейской культуры в целом, происходят из раннего греческого мышления. Европейское человечество потенциально способно построить собственную метафизику взамен еврейских форм восприятия бытия, которыми пользовалось до этого. Главная черта чаемой метафизики - бытийственность.

В рассмотрении первой книги в полной мере открывается смысл дальнейших произведений Розанова. Все розановское творчество символически выступает в образе мистического древа познания и жизни, вырастающего из зерна, как из своей потенциальной возможности, предложенного мыслителем в раннем труде. Работа "В мире неясного и нерешенного", опираясь на историко-культурный материал, служит осуществлению замысленного в "О понимании" обоснования существования, которое фундируется здесь перманентно переживаемым чисто религиозным чувством веры в бытие, в здешний мир, безоговорочным восприятием существования таким, какое оно есть, и поклонением семье, как залогу вечности человеческой жизни. Однако это не теизм, а вариация того самого изначального воззрения на жизнь, где нет еще разделения на науку, философию и религию.

Уединенное" и "Опавшие листья" трактуются, как соединение теории художественного творчества, представленной в "О понимании", и практической поэзии. Согласно розановской поэтике, целью произведения искусства является красота сама по себе, как чистая грань бытия, подобно тому, как целью науки является понимание. Красота - это еще один равноправный способ явления истины, к которому прибег Розанов, считавший себя прирожденным философом, принужденным обстоятельствами стать писателем-публицистом. Искусство и познание, по Розанову, тесно переплетены с мечтой - действительностью высшего порядка, которая помещена в будущее и является промежуточным бытием между потенциальностью и актуальностью, позволяющим переживать потенциальную, скрытую реальность, не перенося ее в активную деятельность. Розанову в "Уединенном" видится возможность, задерживая мгновения, продлевая моменты озарения и понимания, вырваться из тисков времени, породниться с текучим бытием.

Историческая мысль Розанова приобретает стройность и актуальность в свете проблемы понимания.

Значительную роль в формировании исторического самосознания народа Розанов отводит языку. Розановский язык бытийственен. Его разработка начинается еще в "О понимании". Розанов предлагает иную форму мышления в противоположность утилитарному мышлению России XIX в. Мышление в понимании не системно, поэтому и книгу нужно воспринимать не через силлогизмы, а как стилизацию метафизиков XVII в. и особенно Ф. Бэкона, приспосабливая чтение к авторским тавтологиям. "О понимании" и продолжающее его последующее творчество - новое слово, новая ситуация для русской мысли, которая осталась незамеченной.

Розановская историософия основана на изображении и понимании. Розанов выдвигает художественную историю. Его мышление не систематично, но содержит единство гения. Историк должен быть таким гением, запечатлевающим образ прошлого в памяти и сознании народа. Гениальный историк способен достигать высших ступеней понимания.

Проблема понимания истории делает ближайшим розановским собеседником В. Дильтея, который, разрабатывая герменевтику, является историком и философом одновременно. Отчетливо видны общие черты двух мыслителей: поиск целостного исторического мировоззрения, зиждущегося на ощущении вечности, связи времен, полноты бытия, радостном сознании существования, которые оба автора находят в поэтическом мире Гете. Розанов идет дальше Дильтея в осмыслении понимания. Немецкий мыслитель исходит из искусственно образованного понятия жизни, которое разлагается у его последователей Хайдеггера и Гадамера. Дильтей интерпретирует историческую реальность, исходя из восприятия жизни. Розановская интерпретация исходит из отношения к бытию - его понимание бытийственно, подобно хайдеггеровскому.

В главе "О целесообразности", раннего труда, содержится набросок розановской истории. Согласно этой схеме, с теми или иными расхождениями, построены все исторические наблюдения мыслителя. Розанов убежден, что подлинный историзм дело будущего и что он будет основываться на присущем изначально человеческому существованию сознании цели, самом по себе, как чистой форме бытия, не привязанном к вещам, понятиям и явлениям. И в понимании этого историзма разворачиваются розановские интерпретации исторической действительности.

Розановское понимающее мышление особенно отзывчиво к мышлению греков, прерванному в период христианской догматики, вытесненному новозаветной апологетикой Ветхого завета.

Открытость розановскому пониманию мышления далеких эпох возможна благодаря форме становления, присущей сознанию мыслителя. Мышление в понимании как бытийственная структура придает историческому обзору Розанова широкий диапазон, поскольку представляет собой всегда становящуюся сущность. Строгая повторяемость и возвращение к древним временам неизбежны для всякого мышления, так как оно имеет дело с одним и тем же - с бытием.

Розановское творчество отмечено острой полемикой с эпохой. Мыслитель пытается преодолеть апокалиптический момент русской культуры. Для мышления Между дискретная эпоха столь же целесообразна, как времена становления. Цель нигилизма - не создание справедливого государства, но разрушение старого строя, проистекающее из самой сути отрицания, тоски и стремления к смерти.

Литературная критика Розанова наполнена историческими характеристиками. Историческим наблюдениям Розанова присуща акцентуация на философские и художественные тексты и их авторов, как и в немецкой герменевтике. Исследуются главным образом продукты духа, невидимого мира. Истолковываются великие произведения русской литературы, прежде всего Достоевский. Розанов воспринимал Достоевского как гения с апокалиптическим мирочувствованием, выразившим в слове эпоху слома старого строя, момент разрыва традиции, увековечившим целесообразность разрушения и духовное странничество и тем самым повлиявшим на всю историю XX века.

Достоевский оказывает на Розанова ощутимое влияние. Розанову близки мировоззренческие проблемы писателя, он даже ассоциирует себя с подпольным героем и с "русскими мальчиками". Он существенно расширяет значение понятия "русских мальчиков" Достоевского, утверждая, что эти

132 литературно-исторические персонажи принадлежат не только нигилистической эпохе конца XIX-XX вв.: они отражают вечный метафизический тип, являясь лишь эпизодом исконного русского странничества.

Таким образом, розановское творчество представляет очевидный интерес для исторической науки, особенно благодаря проблеме понимания.

Источники

Розанов В. В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. - СПб.: "Наука", 1994.

540 с.

Розанов В. В. Литературные изгнанники: Воспоминания. Письма. - М.: "Аграф", 2000. - 368 с.

Розанов В. В. Люди лунного света: Метафизика христианства. - М.: Дружба народов, 1990. - 304 с.

Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития. - М.: Искусство, 1990. - 605 с.

Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. - М.: Республика, 1992. - 399 с. Розанов В. В. Собрание сочинений. Во дворе язычников. - М.: Республика, 1999.-463 с.

Розанов В. В. Собрание сочинений. В мире неясного и нерешенного. - М.: Республика, 1995. - 462 с.

Розанов В. В. Собрание сочинений. В темных религиозных лучах. - М.: Республика, 1994. - 476 с.

Розанов В. В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. - М.: Республика, 1997. - 704с.

Розанов В. В. Собрание сочинений. Мимолетное. - М.: Республика, 1994.

541 с.

Розанов В. В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях. - М.: Республика 1995. - 734 с.

Розанов В. В. Собрание сочинений. Среди художников. - М.: Республика, 1994.-494 с.

Розанов В. В. Цель человеческой жизни. - М.: Прогресс-Культура, 1994 //http// www. wco. ru / biblio/ books/ rozanov 1/ main, htm Розанов В. В. Уединенное. - М.: Политиздат, 1990. - 543 с.

 

Список научной литературыСеменюк, Антон Павлович, диссертация по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования"

1. Аристотель. Сочинения в 4-х т. - Т.1., 1975. - 550 с.

2. Барабанов Е.В. В.В. Розанов // Розанов В.В. Сочинения В 2 т. М.: Правда, .1990.- Т.1. Религия и культура. С.3-16.

3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Издательская группа "Прогресс" "Универс", 1994. - 616 с.

4. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 5-е изд. - Киев: NEXT, 1994-511.

5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - И.: Искусство, 1986.-444 с.

6. Белокоскова Е. Розанов и Бергаков. Предисловие к публикации. // Логос 1996, №7-С. 184-190.

7. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528 с.

8. Бибихин В.В. Время читать Розанова. // Сочинения: О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. М.: , 1996. - с. IX-XXV.

9. Бибихин В.В. Ионеско. // Самосознание культуры и искусства XX века. -СПб.: Университетская книга, 2000. С. 484-514.

10. Бибихин В.В. К метафизике Другого // Начало 1993, №3.- С.52-65.

11. Бибихин В. В. Мир. Курс, прочитанный на философском факультете МГУ весной 1989 года. Томск: Водолей, 1995 - 144 с.

12. Бибихин В. В. Нищета философии // http: //rema. ru: 8100/itaka/sobytie/ beggary, html

13. Бибихин В. В. Собственность. Первая философия (философский факультет МГУ. Весенний семестр 1993) 123 с.

14. Бородин В. Ю. "О схолиях Бахтина к Розанову".// http: // www. philosophy, ru/library/borod/shol .html

15. Быстрицкий E. К. Научное познание и проблема понимания. Киев: Наукдумка 1986. 132 с.

16. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода)/Е. К. Быстрицкий, В. П. Корговский, С. В. Пролеев, В. А. Малахов; Отв. ред. Е. К. Быстрицкий Киев: Наукова думка, 1992 - 176 с.

17. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1971 - Т. 1.- 596 с.

18. В. В. Розанов: Pro et contra. В 2 т. СПб.: РХГИ, 1995. Т.1.-512 е.; Т.2. -576 с.

19. Волошин М. А. История моей души. М.: Аграф, 1999. - 480с.

20. Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. М.: "Искусство", 1991. - 367 с.

21. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. Прогресс, 1988-699 с.

22. Гадамер Г.-Г. Последнее стихотворение Целана // Иностранная литература 1996 №12 С.205-211.

23. Гадамер Г.-Г. Хайдеггер и греки //Логос 1991 №2 С. 58-68.

24. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997. 495 с.

25. Герменевтика: история и современность. (Критические очерки); Редкол. Бессонов Б. Н., Нарский И. С. М.: Мысль, 1985. - 303 с.

26. Галковский Д. Бесконечный тупик. М.: Самиздат, 1998. -710 с.// http://www. Samisdat. Ru 3/31 bt. htm

27. Голлербах Э. В. В. Розанов. Жизнь и творчество. Paris: YMCA press, 1976.- 110 с.

28. Громов М. Н. Вечные ценности русской культуры: К интерпретации отечественной философии // Вопросы философии 1994 №1 - С. 48-62.

29. Гурьева И. Ю. Проблемы исторической реальности в творчестве Вильгельма Дильтея // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 21,- Томск: Изд-во. Том. ун-та., 1994. 224 с.

30. Гурьева И. Ю. Герменевтическая традиция и историческая мысль Германии //К новому пониманию человека в истории: Очерки развитиясовременной западной исторической мысли. Томск. 1994. 225с.

31. Дильтей В. Введение к " Критике исторического разума " // Вопросы философии. 1988, №.4. С.135-141.

32. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. Москва - Иерусалим: Университетская книга, Gesharim, 2000. - 464 с.

33. Дильтей В. Описательная психология. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 1996. -156 с.

34. Дильтей В. Сила поэтического воображения. Начала поэтики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX веков. Трактаты, статьи, эссе.-М.: МГУ. С. 135 - 152.

35. Дильтей В. Сон. Воображение поэта. Элементы поэтики. Литературные архивы и их значение для изучения истории философии// Вопросы философии. 1995, №5 - С. 112-137.

36. Достоевский Ф. М. Об искусстве. Отрывки из "Дневника писателя". Письма. Из записных тетрадей и записных книжек. Из художественных произведений. М.: Искусство, 1973. 632 с.

37. Достоевский Ф. М. Записки из подполья //Собрание сочинений в двенадцати томах. М.: Правда. - Т.2. - 559с.;

38. Достоевский Ф. М. Идиот //Собрание сочинений в двенадцати томах. -М.: Правда. Т.7. -317с.

39. Достоевский Ф. М. Подросток //Собрание сочинений в двенадцати томах. -М.: Правда. Т.9. - С. 217 - 418.; Т. 10. - 383 с.

40. Ерофеев Виктор. Розанов против Гоголя // Вопросы литературы.- 1987. №8.- С.146-175.

41. Зеньковский В. В. История русской философии. Л.: Эго, 1991. - Т. 1, часть 2. - С. 266 -278.

42. Иванов В. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. - 428 с.

43. Ионин Л. Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ. М.: Наука, 1979.-207с.

44. Кон И. С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли. (Критические очерки философии истории эпохи империализма). М. Соцэкгиз, 1959.-604с.

45. Критика герменевтических концепций общественных наук/под ред. В. У. Бабушкина. М.: ИНИОН, 1984. 74с.

46. Крюков, В.М. Вокруг России: Синтаксис В. Розанова // Вопросы философии. 1994 №11.- С.63-80.

47. Латынина А. " Во мне происходит разложение литературы " ( В. В. Розанов и его место в литературной борьбе эпохи ) // Литературное обозрение. N.2.1975.-C. 169-205.

48. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. М.: Республика, 1996. - 799с.

49. Леонтьев К. Цветущая сложность. М.: Молодая гвардия, 1992. 318с.

50. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. 1997. 217с.

51. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Лабиринт, 1994. 92с.

52. Мамардашвили М. К. Стрела познания: Наброски естественно исторической гносеологии. М.: Языки русской культуры, 1996. 303с.

53. Мандельштам О. Э. Сочинения в 2-х т. М.: Художественная литература, 1990. - Т.2. - 464 с.

54. Махлак К. А. Тема времени у В. В. Розанова. // Начало № 10. 2000. -http://ibif/ nm./ru/articles/mahlak 02.htm

55. Малахов В. Возможна ли философия по-русски? //Логос, 1996 №8. С. 117-131.

56. Малахов В. // Герменевтика и традиция.//Логос, 1999 №1 С. 3-10.

57. Медведев, А.А. Эссе В.В. Розанова о Ф.М. Достоевском и Л.Н. Толстом (проблема понимания). Дис. на соиск. ст. канд. филолог, наук. - М., МГУ, филологический ф-т, 1997. 222 с.

58. Между метафизикой и опытом / под. Ред. Разеева Д. Н. Спб.: Издательство Санкт-Петербургского Философского Общества, 2001. - 238с.

59. Николюкин, А.Н. Голгофа Василия Розанова. М., Русский путь. 1998. -503 с.

60. Николюкин А. Н. Розанов. М.: Молодая гвардия, 2001. - 511 с.

61. Носов С. Н. В. В. Розанов. Эстетика свободы. СПб.: "Logos"; Дюссельдорф: "Голубой всадник", 1993. - 208 с.

62. Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 1998. 415 с.

63. Палиевский П.В. Розанов и Флоренский (Доклад, прочитанный на симпозиуме, посвященном П.А. Флоренскому, в Бергамо) // Литературная учеба,- 1989. №1.-С.111-115.

64. Пишун, В.К., Пишун, С.В. Религия жизни В. Розанова. Владивосток, Изд-во Дальневосточного университета, 1994. 208с.

65. Пишун, С.В. Социальная философия В.В. Розанова.- Владивосток, Изд-во Дальневосточного университета, 1993. 152с.

66. Ремизов А. М. О понимании// Алексей Ремизов: Исследования и материалы. СПб., Дмитрий Буланин, 1994. С. 224-230.

67. Рикер П Время и рассказ. Интрига и исторический рассказ. М.: Университетская книга, 2000. Т. 1. - 313с.

68. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: "Медиум", 1995.-415 с.

69. Риккерт Г. Философия жизни. Киев. Наукова думка, 1998. - 508с.

70. Розанова Т. В. "Будьте светлы духом". М.: "Blue apple", 1999. - 183 с.

71. Сартр Ж.- П. Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857. СПб: Алетейя, 1998.-647с.

72. Сербиненко В. В. Русская религиозная метафизика (XX век): Курс лекций. М.: Изд-во РОУ, 1996. 113с.

73. Синявский А. Д. Опавшие листья В. В. Розанова. М.: Захаров, 1999. -317с.

74. Слонимский Л.З. Рец. на кн.: Розанов В.В. О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. М., 1886.// Вестник Европы.- 1886 №10.-С.850-857

75. Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991. - 414 с.

76. Страхов Н.Н. . Рец. на кн.: Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. М., 1886.// Журнал министерства народного просвещения.- 1989, № 9.- С.124-131.

77. Сукач В. Г. Загадка личности Розанова.//Розанов В. В. О себе и жизни своей. М.Московский рабочий, 1990. С. 7-30.

78. Сукач В. Г. Розанов//Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1996. - С. 448 - 452.

79. Тамарченко, Н.Д. М. Бахтин и В. Розанов // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб., 1995. - С.171-178.

80. Турбин В. Розанов // Смена 1990, N11// http: // www. philosophy, ru/library/borod/shol .html

81. Фатеев, B.A. В.В. Розанов: Жизнь. Творчество. Личность. Л.,1991. - 368 с.

82. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. СПб.: София, 1991. - Т. 1. - 352с.

83. Федякин, С. Жанр, открытый В.В. Розановым // Розанов, В.В. Когда начальство ушло. / Сост. П.П. Апрышко и А.Н. Николюкин. М., Республика. 1997.- С.597-602.

84. Федякин С. Р. Жанр "уединенного" в русской литературе XX века. — Автореф на соиск. учен. степ, канд филологич. наук. М., 1991. 47 с.

85. Федякин, С.Р. О, мои горькие опыты. (Жанровые изыскания Розанова и Зощенко) // Лицо и маска М. Зощенко: Сб. статей. М.,1994. - С.291-302.

86. Федякин С. Р. Розанов//Русская философия: Словарь. -М.: Республика, 1995.-С. 417-418.

87. Философия Хайдеггера. Круглый стол // Логос. 1991., №2. С. 69-108.

88. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989 - 4.1. - 576 с.

89. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.:, 1991. - 190с.

90. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика,1993.-447 с.

91. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. -464 с.

92. Хайдеггер М. Язык. СПб., 1991. - 22с.

93. Хмылев JI. Н. Проблемы методологии истории и русская буржуазная историография к. XIX нач. XX вв. - Диссертация на соискание степени доктора исторических наук. Л., 1985. - 412 с.

94. Честертон Г. К. Эссе. Вечный человек. М.: Правда, 1990 - 510 с.

95. Шперк, Ф.Э. Рец. на кн.: Розанов, В.В. Красота в природе и ее смысл. М.1895. // Новое время.- 8 янв.- 1896.- С.8.Рец. на кн.: Розанов, В.В. Красота в природе и ее смысл. М.,1895.

96. Шпет Г. Г. Герменевтика и ее проблемы. // Контекст 1989 С. 231-268; 1990 - С.219-260; 1991 - С. 167-215; 1992. - С. 221-251.

97. Эткинд А. Содом и психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века.: М.: "ИЦ Гарант", 1996. - 413 с.

98. Эткинд А. Хлыст: Секты, литература и революция. М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 685с.

99. Crone Anna Lisa. Rosanov and the End of Literature: Polyphony and the Dissolution of Genre in Solitaria and Fallen leaves. Wurzburg. JAL-Verlag, 1978. 176 P.

100. Jackson R.L. Two views of Gogol and the critical synthesis: Belinskij, Rosanov and Dostoevskij // Russian literature. Amsterdam, 1984, vol. 15, n. 2, p.223-242.

101. Stammler Heinrich A. Vasilij Vasil'evic Rozanov als Philosoph. Biessen: Shmitz/ 1984. 90 S.