автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблема прогресса в социальной философии

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Хлебников, Михаил Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Проблема прогресса в социальной философии'

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Хлебников, Михаил Владимирович

Актуальность темы исследования

Проблема прогресса занимает особое место в структуре философского знания. Следует отметить ее обращенность к различным аспектам: социальному, этическому, религиозному, онтологическому, - она по существу является самостоятельным предметом философской рефлексии. Особое внимание уделено формированию представлений о прогрессе в социально-философских концепциях русских мыслителей XIX века.

Исследование ставит своей целью анализ особенностей социально-философской парадигмы русской общественной мысли XIX века, выявление её типологического единства, степени ее близости концепции "прогресс", выработанной европейской философией на всём протяжении своего развития. Важнейшие проблемы общественной жизни России XIX века отражены именно в формировании представлений о сущности прогресса, его механизмах, определяющих во многом, вектор развития отечественной мысли, её па-радигмальную направленность. В силу важности осмысления современных с» тенденций российского общества, необходимо обратиться к отечественному философскому наследию, отражающему культурное своеобразие России и специфику её историко-социального развития.

В практическом плане, внимание к проблеме прогресса непосредственно связано с современной идеологической ситуацией в российском обществе, в нарастающем стремлении к своеобразной "самоидентификации", выбора собственного пути развития. Обращение к проблеме прогресса, в данном контексте, приобретает особую значимость.

В теоретическом плане, постановка проблемы и попытка её осмысления представляется актуальной в связи с тем, что существующие на сегодняшний момент отечественные исследования носят в значительной степени идеологизированный характер и, несмотря на свою безусловную ценность, не могут отражать всех сторон исследуемого вопроса.

Степень разработанности темы

В исследовании в качестве постановки проблемы выступает ряд аспектов, оставшихся незатронутыми в целом ряде работ по социальной философии, истории философии, социологии. Проводимые в последние годы изменения в гуманитарной системе образовании, реализуемые посредством разработки курсов по социально-философским, историко-философским дисциплинам, недостаточны, поскольку ориентированы преимущественно на одностороннее освещение рассматриваемой нами проблематики. Излагаются и рассматриваются либо исторические, либо социологические, либо этико-религиозные аспекты. Однако мы считаем важным с точки зрения исследовательской продуктивности, ориентацию на комплексный анализ понятия "прогресс", в котором интегрированы как социальные и философские, так и религиозные аспекты проблемы.

Исходя из этого, в представленной работе находит свое отражение широкий ряд исследований, научных направлений, которые, в силу своей естественной раз нон аправленн ости, делятся на две группы. Прежде всего, это работы, посвященные выявлению общей направленности социально-исторической процессу ал ьности, ее парадигмальной содержательности, таких авторов как М. Вебера, П. Сорокина, А.Дж. Тойнби, М. Хайдеггера, О. Шпенглера, Ш. Эйзенштадта, М. Элиаде, К. Ясперса.

Важным вкладом в изучении механизмов социального бытия, способов его интерпретации мы считаем создание концепций А С. Ахиезера, Г.С. Баранова, М.А. Барга, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдова, Л.П. Карсавина, К. Манхейма, П.И. Нов город цева, Т.И. Ойзермана, К. Поппера, П. Штомпки, В.П. Фофанова.

В особую группу выделяются работы изучающие феномен утопизма, его влияние на развитие общественного сознания и социальных механизмов. К числу подобных работ принадлежат исследования таких отечественных и зарубежных авторов как Ф. Аинса, Э.Я. Баталов, Э. Блох, P.A. Гальцева, Б. Гудвин, М.Дж. Ласки, Э. Шацкий, E.JI. Черткова, Г.В. Флоровский, Н. Фрай.

Социально-философские аспекты анализа проблемы прогресса в наиболее теоретически разработанном виде мы находим в исследованиях таких отечественных авторов как A.C. Богомолова, И.А. Гобозова, И.Я. Левяша, Н.С. Некрасова, Л.В. Николаевой, Л.Н. Самойлова, Ю.Н. Семенова, Л.В. Скворцова.

Из зарубежных исследователей проблемы прогресса мы должны отметить работы Р. Арона, И. Валлерстайна, Д. Белла, Р.Дж. Коллингвуда, Р. Нисбета, Ф. Перру, К. Поппера, П. Штомпки, С. Хантингтона

В последние годы появился ряд интересных работ, посвященных проблеме прогресса, Д.Б. Бязровой, K.M. Кантора, A.B. Полетаева и И.М. Савельевой, Г. Шанина.

Ко второй группе исследований относятся работы по русской философии. В данной группе выделяются два направления. К первой относятся работы, рассматривающие, анализирующие парадигмальную сущность русской философии, место и значение проблемы социально-исторической процессуально-сти в контексте поднимаемых ею вопросов. Это работы В Н. Акулинина, H.A. Бердяева, В.В. Ванчугова, A.B. Гулыги, В.В. Зеньковского, И.А. Исаева, С.А. Левицкого, Н.О. Лосского, Л.Й. Новиковой и И.Н. Сиземской, C.B. Перевезенцева, Н.В. Синицыной, Г.Г. Шпета, Г.В. Флоровского.

Второй корпус работ посвящен персоналистическому анализу отечественной философии XIX века. К нему относятся работы Л.Р. Авдеевой, Б.П. Балуева, Т.И. Благовой, P.A. Гальцевой, В.Г. Джангиряна,

В.И. Керимова, А.А. Королькова, Ю.С. Пивоварова, Н.М. Пирумовой, Н.И. Сербенко и А.Э. Соколова, 3. В. Смирновой, С.Ф. Ударцева, В.И. Холодного, С.С. Хоружего, Л.Е. Шапошникова, В.Г. Щукина.

Цели и задачи диссертационного исследования:

Основная цель настоящего исследования - комплексный социально-философский анализ сущности, структуры, идеологических принципов организации и способов функционирования мировоззренческого феномена, обозначаемого понятием "прогресс", на материале русской философии второй половины XIX в. В соответствии с поставленной целью в работе намечено выполнение следующих задач:

- раскрытие содержания и объёма социально-философского понятия "прогресс" и исследование генезиса идеи прогресса;

- выявление и обоснование ценностно-рациональной и целерациональ-ной сущности прогресса;

- рассмотрение полифоничного характера, историко-цивилизационных уровней и социальных форм понятия "прогресс";

- анализ содержания идеальных моделей понятия "прогресс", социост-руктурной организации и способов их теоретического осмысления представителями русской философской мысли XIX в.;

- рассмотрение влияния социально-философских концепций прогресса отечественной мысли XIX века на формирование научного и общественного дискурса в России XX века.

Объектом исследования является анализ представлений о направленности социально-исторического процесса. Предметом исследования выступает рассмотрение парадигмальных составляющих понятия "прогресс". Теоретическая и методологическая основа исследования

Путём критического переосмысления теоретико-методологического материала, на котором базируется данная работа, в качестве основы выбраны идеи и принципы, попадающие в русло авторского исследовательского интереса и отвечающие требованиям объективности исследования. Исходя из этого, теоретическую и методологическую базу исследования составляют положения и принципы, теоретические понятия, разрабатывавшиеся в социально-философской мысли. Диссертационное исследование опирается на системно-структурный, генетический, социокультурный (компаративный) методы. При рассмотрении вопроса о генезисе понятия "прогресс" используется принцип иерархичности, то есть внутренней расчлененности и дифференцированности уровней объекта, при одновременном сохранении принципа целостного анализа. Использование принципа иерархичности обусловлено особенностями нашего понимания прогресса как сложной, динамической структуры.

При анализе сущностных особенностей понятия "прогресс" используются теоретические конструкции социологии Макса Вебера, его понятие "идеального типа" и классификация социального действия. Использование данных понятий представляется нам способом преодоления полифонизма, вполне естественного разнообразия и разнонаправленности в трактовке понятия "прогресс", что позволяет постигнуть феноменологическую сущность объекта исследования.

Кроме того, используется теоретический и фактологический материал, содержащийся в большом объёме философской, исторической, социологической литературы.

Научная новизна диссертационного исследования

Научная новизна работы заключается в рассмотрении и анализе социально-философских аспектов прогресса как специфического способа отражения и осмысления социально - исторической процессуальное™ на базе отечественной мысли XIX века. Идея прогресса занимает видное положение в процессе развития европейской, затем и русской философии. При этом демонстрируется широкий спектр различных подходов, трактовок, систематизации в выявлении сущностных оснований данного понятия. Проблема общественного развития впервые поднимается в философии античности и получает своё продолжение на всех последующих этапах развития европейской философии. В русской философии XIX века проблема прогресса представлялась актуальной для мыслителей различных школ и направлений (A.C. Хомяков, А.И. Герцен, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Ы.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, JI.A. Тихомиров и др.), выступая в значительной степени в роли доминанты социально-философской рефлексии.

Некоторые аспекты проблемы прогресса уже получили освещение в работах отечественных и зарубежных исследователей, но к настоящему времени отсутствуют комплексные исследования, анализирующие представленную тему.

Основные положения диссертационного исследования

1. Раскрыто содержание и социально-философский объём понятия "прогресс" как рефлексивного восприятия и моделирования трансформационного потенциала общества. Общая парадигма прогресса включает, по мнению диссертанта, следующие элементы:

1) Признание в социально-историческом движении определенных закономерностей, которые могут быть рационально осмыслены и интерпретированы.

2) Признание позитивной направленности социально-исторического движения, его дифференцирующего характера.

2. Исследование генезиса идеи прогресса приводит к заключению, что в её основании лежат несколько онтологических уровней, представляющих собой сложное, диалектическое единство. К числу таких оснований мы относим идею мононаправленного исторического процесса, непосредственно связанную с христианской историософией. В качестве следующего компонента идеи прогресса выделяется хилиастическая доктрина, признающая поступательность исторического процесса. Важным моментом в функционировании понятия "прогресс" является присутствие в его парадигмальном ядре утопизма - специфического феномена западноевропейского социокультурного дискурса, заложившего основы рационалистического толкования природы социальных механизмов.

Концептуальное оформление идея прогресса получает в ХУШ-Х1Х вв., обнаруживая свою связь с эпохой Просвещения и классическим позитивизмом. Идея прогресса вырабатывает определенный тип отношения к миру, позволяющий говорить о возникновении особой рационалистической модели, теоретической схемы интерпретации эмпирико-фактической данности.

3. Осуществлена разработка методологического подхода к объективно-обобщающему анализу понятия "прогресс" на основе использования теоретических положений и понятий М. Вебера. Вследствие этого создан "идеальный тип" как априорно-рациональный конструкт понятия "прогресс". В функционировании идеального типа прогресса выделены две основные интенции: це-лерациональная и ценностно-рациональная, использование которых позволяют преодолеть принципиальную противоречивость, заложенную в самом понятии "прогресс", но не через механическое снятие подобного диалектизма, но путем его осознания, констатации и выведения в качестве основы типоло-гизации.

4. В качестве доминанты идеи социально-исторического развития в России Х1-ХУШ вв. выделена эсхатологическая направленность отечественной мысли, связанная с преодолением эмпирической действительности и поиском идеальных форм общественного устройства.

5. Бытование понятия «прогресс в отечественной социальной мысли XIX г в. непосредственно связано с его качественной дифференциацией, отражающей социокультурные, исторические особенности русского общества. Социальное развитие в данном контексе признается не как восполнение биологической недостаточности человека, но как трансцендентное -перерастание биологизма, утверждающего человека в качестве центра социально-исторической процессуапьности.

6. В русской социально-философской мысли XIX века идея прогресса, при всём разнообразии форм её представленности имеет ярко выраженный аксиологический характер, интенционально ориентированный на выявление в социально-историческом процессе ценностных аспектов. Критерием, при этом выступает, поиск и определение тех аксиолог ических характеристик, которые и устанавливают границы подлинного человеческого существования.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования

Теоретическая значимость исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, расширяют представления о феномене "прогресса", его генетических предпосылках, сущностных характеристиках, а также модусах бытования в отечественной социально-философской мысли. Полученные выводы позволяют рассматривать понятие "прогресс", в соответствие с объективными, строго научными критериями. Анализ исследуемой проблемы представляет собой теоретическую предпосылку понимания особенностей развития российского общества и возможность моделирования его будущего.

Практическая значимость исследования выражается в следующем.

Результаты исследования понятия "прогресс" зафиксированные в диссертационной работе, могут быть применены для дальнейшего исследования основных закономерностей развития общественного сознания. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в практике преподавания курсов "Философия", "Социальная философия", "История философии", "Социология". Апробация работы

Отдельные аспекты данной работы представлялись на XXXVIII и XXXIX Международных научных студенческих конференциях, проходивших в Новосибирском государственном университете, на Летней Философской школе "Бурмистрово-2000", на региональной молодежной научной конференции "Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации" (Новокузнецк), обсуждались на кафедре философии и культурологии ИППК при Новосибирском Государственном Университете. Концептуальные положения диссертационного исследования были использованы при проведении семинарских курсов "Введение в философию", "Социальная философия" на физическом факультете Новосибирского государственного университета.

Структура диссертационной работы

Структура диссертационного исследования обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема прогресса в социальной философии"

Заключение

Таким образом, идея прогресса, как особый социально-философский феномен, достаточно широко представлена в сфере общественной мысли. В её основании лежат несколько пластов, уровней, онтологически связанных с различными этапами развития общественного сознания. К числу таких оснований мы относим идею мононаправленного исторического процесса, непосредственно связанную с христианской историософией. В качестве следующего компонента идеи прогресса мы выделяем хилиастическую доктрину, базирующуюся на признании поступательности исторического процесса. Важным моментом в функционировании понятия "прогресс" является присутствие в его парадигмальном ядре утопизма - специфического феномена западнноевропейского социокультурного дискурса, заложившего основы рационалистического толкования природы социальных механизмов.

Концептуальное оформление идея прогресса получает в ХУШ-Х1Х вв., обнаруживая свою связь с эпохой Просвещения и классическим позитивизмом (О. Конт, Г. Спенсер), являясь по существу феноменом европейского социокультурного дискурса. Идея прогресса формирует определённый тип отношения к миру, позволяющий нам говорить о возникновении особой рационалистической модели, теоретической схемы интерпретации эмпирически-фактической реальности.

Необходимо отметить важную особенность бытования объекта нашего исследования. Может показаться, что определенные элементы, составляющие парадигмальное ядро, в ходе социально-исторического развития "вытеснены" на перифирию понятия или даже утратили свою статусность в его функционировании. Но подобная внешняя снятость под воздействием той же динамики социально-исторического движения сменяется периодами актуализации, подтверждая тем самым сложную диалектическую природу понятия прогресс".

Примером сказанному может служить концепция "конца истории" Ф. Фу-куямы, получившая широкий общественный и научный резонанс. Основное положение концепции заключается в провозглашении наступления эпохи "постистории", трактуемой как "триумф Запада, западной идеи"1. Не пытаясь оценить правильность или неправильность воззрений Фукуямы, отметим те их стороны, которые напрямую связаны с нашей проблематикой. Объявление универсальной и непреходящей ценностью современного западного либерализма, несомненно, выходит за рамки анализа политических реалий. Фактически, утвержается наступление эпохи, в которой "решены все прежние противоречия и удовлетворены человеческие потребности"2.

Тем самым, концепция Фукуямы отсылает нас к хилиастической доктрине, говорящей о приходе тысячелетнего "царства божьего", установление которого есть также снятие всех противоречий. Подобная концептуальная близость подверждает то, что и современные интерпретации прогресса сохраняют свою генетическую связь, оказываются сопряженными с теми социокультурными, научными и религиозными предпосылками, которые и определяют возниковение понятия "прогресс".

В бытовании идеи прогресса выделяются две основные интенции: целера-циональная и цённостнорациональная, определённая внутренняя антиномич-ность которых обусловлены диалектически сложным характером развития идеи прогресса, в ходе которого проявляется момент внутренней дифферен-цированности. Возникнув, как уже об этом было сказано, в качестве парадиг-мального выразителя западноевропейского социокультурного опыта, понятие "прогресс" становится универсальным критерием, применяющимся и к иным (не европейским) историко-цивилизационным образованиям. Степень же по

1 Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопрсы философии. 1990 № 3. С. 134.

2 Замошкин Ю. А. "Конец истории": идеология и реализм. // Вопросы философии. 1990 добного неотрефлексированного уподобления может породить неприятие, отрицание понятия "прогресс". Как отмечает по этому поводу Б.А. Парахонский: "Оценка может быть верной с точки зрения прогресса человеческой цивилизации, но она не может быть принята в качестве ведущей установки исследования и понимания иной культуры, иного мировоззрения, которое в себе замкнуто и семантически цельно"1. С этой точки зрения, исследование бытования понятия "прогресс" в русской общественной мысли приобретает особое значение, ценность, ибо одновременно помогает как раскрытию механизмов, природы функционирования собственно понятия, так и специфичности понимания сущности социально-исторической процессуаль-ности в отечественной мысли XIX века.

Особенность восприятия и бытования идеи прогресса в России оказались обусловлены иной культурной, религиозной, исторической, общественной средой по сравнению с Западной Европой. Для русской философии характерно особое понимание сущности и критериев роста прогресса. Она отклоняет мысль о том, что прогресс заключается в увеличении господства над внешним, окружающем миром (научно-техническое развитие, военная и географическая экспансия). В этом аспекте показательна мысль Л.П. Карсавина в "Философии истории" о неизбежном аксиологическом характере идеи прогресса в русской философии. По его замечанию, парадоксально соединение, сближение " сферы идеальной" (как главной интенции движения прогресса) и сферы "ограничено-эмпирической" как области приложения, воплощения идеального.

Отношение к прогрессу в русской социальной мысли XIX века было весьма неоднозначным, колеблясь от его полного приятия до отрицания. Так, М.А. Энгельгардт в своей книге "Прогресс как эволюция жестокости" дока

3. С. 152.

1 Парахонский Б. А. Формы рациональности и коммуникативные отношения в культуре // зывает, что развитие науки, технический рост, повышение благосостояния отнюдь не сопровождаются прогрессом в этической сфере. Автор, приводя обширные примеры из истории Европы и Северной Америки ХУ1-Х1Х вв. демонстрирует всю степень жестокости "цивилизованного мира" по отношению к "отсталым" народам, обреченным на гибель, в прямом смысле этого слова, вследствие "неуклонной поступи прогресса". Автор делает крайне пессимистический вывод: "Прогрессируя умственно, человечество регрессировало нравственно"1.

Этой же точки зрения придерживались многие деятели народнического направления, видя в прогрессе, в его западноевропейском варианте, обезличивающую силу, которая нивелирует, низводит до уровня "статической единицы" индивидуальность. Уже рассматриваемый выше, в контексте герценов-ской социальной философии, Н.К. Михайловский, один из столпов народничества, писал: "Пусть общество прогрессирует, но поймите, что личность при этом регрессирует .Общество самим процессом своего развития стремится раздробить личность, оставить ей какое-нибудь одно специальное отправление"2.

Несомненно, что мы можем говорить о присутствии утопического элемента, важной составляющей парадигмы прогресса, в социально-философских построениях русской мысли XIX века. Но данная представленность, в целом соотносимая и вписывающаяся в контекст идеи прогресса, имеет всё же, на наш взгляд, некую существенную, качественную особенность. В первой главе диссертационного исследования мы уже обращались к проблеме утопизма и утопического мышления, к их основным характерологическим моментам: статичности, регламентации социальных, общественных, индивидуально

Общественные науки. 1987. № 4. С. 83.

1 Энгельгардт М. А. Прогресс как эволюция жесткости. СПб., 1899 г. С. 30.

2 Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность И Полн. собр. соч. СПб., 1906-1909. Т. 4. С. 477. бытовых норм и правил. Следствием этого является элемент механицизма в понимании и объяснении природы социального развития, который был в определённой степени воспринят и развит позитивистской установкой, отразившейся в её интерпретации идеи прогресса. Природное начало, согласно данной трактовки, выступает в роли коррелята сознания, в определённой мере, становится его выразителем. "Известный идеал человека изображался как данный, как тождественный единственному природному порядку, а предлагаемая система межчеловеческих отношений - как тождественная необходимости природного типа"1.

Характерно отношение к позитивистской трактовке прогресса двух достаточно противоположных направлений русской философии: религиозно-идеалистического и революционно-радикального. Оба эти направления родственны в неприятии позитивистской идеи прогресса. Так, русская религиозная философия достаточно критически относится к эвдемоническому характеру понимания сущности социального развития, отождествлению естественно-природных и социальных механизмов. Отечественные религиозные мыслители (B.C. Соловьёв, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, E.H. Трубецкой и др.) отстаивают версию о катастрофичности земного бытия человека, невозможности в его рамках решения социальной проблематики.

Особо следует отметить в этой связи работу В.Ф. Эрна "Идея кастрофиче-ского прогресса", в которой предпринята попытка синтезирования христианской историософии с прогрессивистской парадигмой: ".не может быть и реч чи о враждебной противоположении христианства и прогресса" - утверждает отечественный мыслитель. Главной проблемой для Эрна выступает определенное противоречие между тотальным посылом христианства и квантифи-кационной позитивистской версией прогресса, которая, по его мнению, реду

1 Baczko Br. Filozofia fraacuskiego oswiecenia. Warszava. 1961. S. 45.

2 Эрн В.Ф. Идея катастрофического прогресса / Сочинения. М., Правда. 1991. С. 199. цирует сущность прогресса, сводя ее к субъективно выделяемым "улучшениям", "росту" и т. п. Это является следствием отсутствия в позитивистских концепциях, апеллирующих к анализу единичных, частных процессов ценностного, атемпорального содержания, потери той объективной системы координат, при наличии которой и можно говорить о прогрессе, как пишет по этому поводу философ: "Нет Абсолютного, так нет и прогресса. Логическим продолжением мысли Эрна выступает созданная им концепция катастрофического прогресса.

В ее рамках происходит отказ от версии непрерывного, поступательного социально-исторического движения, не дающего тех результатов, которые можно воспринимать как индикатор истинного развития: "Конечное может расти без конца, но никогда от бесконечного увеличения конечной величины л не получится актуальной положительной бесконечности" . Сущность прогресса, таким образом, выявляется лишь в момент дискретно-ноуменального "взрыва", находящегося за границей феноменального, эмпирически постижимого мира. Подобный "качественный скачок" непосредственно связан со "снятием" сферы количественного, то есть с идеей "конца мира", имеющей явный эсхатологический характер. "Катастрофическая картина взрывов" как завершение, изживание прогресса есть одновременно вхождение человечества в иной эон бытия, "начало Нового, Вечного, Абсолютного Царствия Божия"1.

Социальное развитие в отечественной идеалистической мысли признаётся не как восполнение биологической недостаточности человека, но как трансцендентное перерастание биологизма, освобождение от природной зависимости. На этих полюсах одним из центральных моментов становится понятие "свобода", которому мы можем дать некое усреднённое толкование. Свобода

1 Там же. С. 207.

2 Там же. С. 214. есть выход за рамки естественно-эмпирических законов. Именно свобода оказывает позитивное влияние на утверждение социального статуса человека как центра социально-исторического процесса, его уникального и единственного субъекта, наделённого трансисторическим значением. В этом аспекте соединяются и русская религиозная философия и радикальные социальные проекты конца XIX— начала XX века.

Общей интенцией русской социальной мысли выступает стремление к преодолению, преобразованию эмпирических законов бытия, к устройству мира на принципиально иных началах. Причём в центре такого понимания прогресса оказывается человек с его моральным, этическим потенциалом, выявление и реализация которого непосредственно связано с сущностной характеристикой прогресса. Так, П И. Новгородцев, говоря о предмете "общественной" (социальной) философии, подчёркивает необходимо антропологический характер её построений, устремлённость к гармоничному синтезу индивидуального и общественного: "личность представляет ту .нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема .как источник и цель у прогресса" . При этом следует отметить, что данный потенциал может иметь как религиозное, так и чисто антропологическое начало. Так, исходя из данной интенции (ценностно-рациональной ориентации), можно говорить об особом понимании марксизма в России, для которого система социально-экономического уклада есть не только проекция общественно-политических изменений, но и всеобъемлющий, общеобязательный, конечный идеал, реализуемый в его абсолюте. Подобно иудео-христианской традиции история мыслится как процесс, который имманентно содержит в себе неизбежность своего завершения, воплотившего весь потенциал в виде определённой стадии. Наступление этой стадии характеризуется разрешением всех противоре

1 Там же. С. 218.

2 Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Новгородцев чий (социальных, национальных, культурных), утверждением абсолютной гармонии, что ведёт к уже упомянутой "исчерпанности", "ненужности" истории. Данную тенденцию М. Элиаде охарактеризовал как "эсхатологическую надежду на всеобщее обновление, которое осуществит победа одного класса, или даже политической партии или персонажа"1. Обозначенное качество отечественной мысли: "религиозный имманентизм"2, как его определяет современный исследователь, задаёт парадигмальный уровень отечественной социально-философской мысли, позволяет нам приблизиться к созданию целостной картины развития не только русской философии, но и социально-исторических метаморфоз нашего общества. Определённое ценностное выражение, модальность интерпретации идеи прогресса интерсубъективны в своём значении, характерологически приложимы как к области научной, философской, так и к обществу в целом.

Эсхатологическая" тенденция отечественной социальной мысли может и не иметь религиозной, христианской направленности, но проявляться в секуляризированном варианте (Герцен, Бакунин, русский марксизм), что свидетельствует о достаточно прочной связи, преемственности русской мысли и отечественных традиций даже в скрытой, имманентной форме. Такие понятия как "социальная революция" Герцена, "бунт" Бакунина оказываются типологически и характерологически сопряженными с эсхатологической доктриной, акцентируя внимание на качественном преодолении социальных противоречий.

Для русской философии оказалась характерна установка на поиск критерия сущности прогресса в сфере этических ценностей, рассматриваемых в качестве самоценных (абсолютно связанных с изначальными условиями возмож

П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 369.

1 Элиаде М. Мефистофель и андрогин /У Азиатская алхимия. М.: Янус-К, 1998. С. 437.

2 Черткова Е.Л. Специфика утопического сознания и проблема идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.,РОССПЭН. 1996. С. 181.

 

Список научной литературыХлебников, Михаил Владимирович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абраме М.Г. Апокалипсис: тема и вариации // Новое литературное обозрение 2000 № 6.

2. Абелинскас Э.Ю. Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология. Екатеринбург. 1999.

3. Агамбен Д. Apostólos // Новое литературное обозрение 2000 № 6. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии № 2 1989.

4. Аинса Ф. Реконструкция утопии. М., 1999.

5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

6. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта, т. 2. Теория иметодология. Словарь. Новосибирск. 1998.

7. Бажов С.И. Идейная борьба вокруг философско-исторической доктрины Н.Я. Данилевского в России XIX -нач.ХХ вв., М., 1990. Бажов С.И. Философия истории Н Я. Данилевского. М., 1997. Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М., 1987.

8. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга "Россия и Европа" М., 1999.

9. Баранов Г.С. Понятие и образ в структуре социальной теории. Томск. 1991.

10. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987. Баталов Э.Я. В мире утопии. М., 1989.

11. Бердяев Н А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999.

12. Бицилли П.И. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. A.C. Хомяков и И.В.Киреевский. М., 1995.

13. Бязрова Д.Б. Проблема прогресса в социальной философии XX века // Философия и общество. 1999. № 4.

14. Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысли. М., 1991. Герцен А.И. Былое и думы. Т. 1,2. М. 1969.

15. Герцен А.И. Письма из Франции и Италии // Собр. Соч. в 9 т. Т. 3. М., 1956.

16. Герцен А.И. Развитие революционных идей в России // Собр. соч. в 9 т. т. 3. М., 1956.

17. Герцен А.И. С того берега // Собр. соч.т. З.М., 1956.

18. Гобозов И.А. Смысл и направленность исторического процесса. М., 1978.

19. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М., 1991.

20. Данилевский Н.Я. Горе победителям. М., 1998. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

21. Давыдов. Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998.

22. Джангирян В.Г. Критика англо-американской буржуазной историософией М.А. Бакунина и бакунизма. М., 1978. Дугин А.Г. Абсолютная Родина. М., 1999.

23. Керимов В.И. Историософия A.C. Хомякова. М., 1989. Коллингвуд. Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. Кондерсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

24. Корольков A.A. Константин Леонтьев и его эстетическая картина эгалитарного прогресса // Философские науки. 1991. № 11. Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. СПб., 1907.

25. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990.

26. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.

27. Лазарев В.В. Чаадаев. М., 1986.

28. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

29. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.

30. Леонтьев К.Н. Византизм. Славянство. Россия. М., 1996.

31. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

32. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

33. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

34. Макаровский A.A. Общественный прогресс. М., 1970.

35. Мамут М.М. Этатизм и Анархизм как типы политического сознания.1. М., 1989.

36. Маркович М. Маркс об отчуждении // Вопросы философии № 9 1989. Михайловский Н.К. Что такое прогресс? / Герои и толпа. Т. 1. Спб., 1998.

37. Нахов И.М. Лосев и марксизм. Свободная мысль 1991. №15. Некрасов С.Н. Социальный прогресс и проблема фетишизма. Свердловск. 1989.

38. Николаева Л.В. Типы социального прогресса. М., 1967. Нисбет Р. Наша эпоха. Прогресс и анархия в современной Америке // Современные зарубежные теории социальных изменений и развития. Вып. 1. М., 1992.

39. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.

40. Новиков А.И. История русской философии. СПб., 1998.

41. Новикова Л.И. Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.,1997.

42. Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы философии. 2001. № 2.

43. ПирумоваН.И. Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1972. Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина. М., 1990. Понятие развития и актуальные проблемы теории социального прогресса. Пермь. 1987.

44. Розанов В.В. Алексей Степанович Хомяков / О писательстве и писателях. М., 1995.

45. Русский консерватизм XIX столетия. М., 2000.

46. Савельева И.М., Полетаев A.B. История и время. М., 1997.

47. Самойлов Л.Н. Глобальные проблемы общественного прогресса. М.,1985.

48. Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен (в концепциях Н. Данилевского, О. Шпенглера, П. Сорокина) // Философские науки. 1990. № 7.

49. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998.

50. Семёнов Ю.Н. Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии. М., 1965.

51. Скворцов JI.B. Социальный прогресс и свобода. М., 1979.

52. Славянофильство и современность. СПб., 1994.

53. Смирнова З.В. Социальная философия А.И. Герцена. 1973.

54. Соловьев B.C. Оправдание добра / Собр. соч. в 2 т. Т. 1. М., 1988.

55. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

56. Социокультурные утопии XX века. М., 1979.

57. Сохряков Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX начала XX вв. М., 2000.

58. Старченко Н.И. Славянофилы и классическая немецкая философия // Философские науки. 1989. № 4.

59. Сухов А.Д. Прогресс и история. М., 1983.

60. Сухов А.Д. Русская философия: Пути развития (Очерки теоретической истории). М., 1989.

61. Сыров В.Н. Расцвет и закат европейской философии истории. Томск. 1997.

62. Теория социального прогресса и актуальные проблемы совершенствования социализма. Пермь. 1988.

63. Тихомиров JT.A. Критика демократии. М., 1997.

64. Тихомиров JI.A. Монархическая государственность. М., 1998.

65. Тихомиров JI.A. Религиозно-философские основы истории. М., 1998.

66. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. 1994.

67. Тгорго А.Р. Избранные философские произведения. М., 1937.

68. Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. Алматы. 1994.

69. Уинч П. Идея социальной науки. M., 1996.

70. Ушков A.M. Утопическая мысль в странах Востока: традиция и современность. М., 1989.

71. Философские проблемы общественного прогресса. Горький. 1982.

72. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М., 1998.

73. Флорский И. Книга о согласии Нового и Ветхого Заветов // Философия истории. Антологии. М., 1995.

74. Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. Новосибирск. 1986.

75. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии 1990. №3.

76. Холодный В.И. Аксиологическое творчество Алексея Степановича Хомякова// Философские науки 1992. № 1.

77. Хомяков A.C. Соч.: в 2 т. М., 1994.

78. Чаадаев П.Я. Поли. собр. соч. и избр. письма: В 2 т. М., 1991.

79. Шанин Г. Идея прогресса // Вопросы философии. 1998. № 8.

80. Шацкий Э. Утопия и традиция. М., 1990.

81. Шапошников J1.E. Философия истории ранних славянофилов // Философские науки. 1985. № 1.

82. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков. 1994.

83. Элиаде М. Азиатская алхимия. М., 1998.

84. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1998.

85. Эрн В.Ф. Идея катастрофического прогресса / Сочинения. М., 1990.

86. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

87. Aron R. Les desillusions de progrès. P., 1969.

88. Baczko Br. Filozofia francuskiego oswiecenia. Warszava. 1961. Nisbet R.A. History of Idea of Progress. New York. Basic Books. 1980.