автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Проблема развития западноевропейского средневекового города в послевоенной истории ФРГ

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Хряков, Александр Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Диссертация по истории на тему 'Проблема развития западноевропейского средневекового города в послевоенной истории ФРГ'

Текст диссертации на тему "Проблема развития западноевропейского средневекового города в послевоенной истории ФРГ"

о /;

■9

/Ус

омскии государственный университет

г

на правах рукописи

V

Хряков Александр Васильевич

Проблема развития западноевропейского средневекового города в послевоенной историографии ФРГ

07.00.09- историография, источниковедение и методы исторического исследования.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

Научный руководитель кандидат исторических наук, доцент Садретдинов Г. К.

ОМСК 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение......................................................................................................3

ГЛАВА I:

Общая характеристика послевоенной историографии ФРГ.

11

§ 1. Соотношение новации и традиции в историко-научном знании

послевоенной Германии..........................................................................23

§2. Социально-историческая традиция в немецкой исторической

науке...........................................................................................................48

ГЛАВА II:

Изучение средневекового города в западногерманской исторической науке в 40-50-е годы.

§ 1. Монокаузальные теории развития европейского города

средневековья............................................................................................68

§2. Изучение средневекового города в рамках

локально-региональной истории...........................................................99

ГЛАВА III:

Изучение средневекового города западногерманской урбанистикой в 60-80-е годы. § 1. Становление медиевистической урбанистики

Западногерманские центры городских исследований........................126

§2. Неаграрные раннесредневековые поселения

в европейском урбанизационном процессе.........................................159

§3. Европейский город классического средневековья........................182

Заключение...............................................................................................217

Список источников и литературы..........................................................222

Список сокращений.................................................................................249

ВВЕДЕНИЕ.

Тч U V U

В современных условиях, когда перед российской историческои наукой встала проблема выбора путей своего дальнейшего развития, повышается значение историографии, теории и методологии исторического исследования. Присутствовавшие еще десятилетие назад стенания по поводу охватившего отечественную гуманитаристику кризиса сменились сегодня продуктивной работой в области расширения предметного поля эпистемологических поисков.

Констатация самой «болезни» заставляет максимально сосредоточиться на методах и способах ее излечения. В подобной ситуации не обойтись без обращения к достижениям мировой исторической мысли нашего столетия. Только их органичный синтез позволит применить имеющиеся наработки для решения наиболее важных и фундаментальных проблем. Обращаясь к опыту мировых образцов, мы получаем 'хорошую возможность избежать ошибки и преграды, что встречались на их пути. В то же время необходимо помнить о собственной научной исторической традиции, сделавшей чрезвычайно много, особенно в области изучения средневековой истории Европы.

Уже достаточно четко определились два подхода к проблеме научной преемственности советской и современной российской науки. С одной стороны, полное неприятие, обвинение историографии в догматичности, антинаучности, необъективности, оторванности от мировой общественной мысли1.

1 Колосов Н. Е. Советская историография, марксизм и тоталитаризм (к анализу ментальных основ историографии) // Одиссей. Человек в истории. 1992. М., 1994. С. 51-68.

С другой, традиционалистской, точки зрения - следует признание определенного вклада, который внес марксизм в разработку целого ряда аспектов исторического развития. По мнению традиционалистов, отечественная наука развивалась по тем же законам, что и западная гуманитарная мысль, а замкнутое существование марксистского и немарксистского направлений приводило к ущербности обеих сторон .

Резкое неприятие традиции, демонстрируемое со стороны многочисленных ниспровергателей, основывается на ошибочном мнении, что главным в науке является «непрерывное продуцирование нового знания

' г

и отрицание сложившихся стереотипов мышления», а также «дух новаторства и перманентного научного прогресса, связанного с критикой и

о

отрицанием наличного знания» . Объяснение научных достижений и открытий, исходя только лишь из творчества ученого - одиночки, без оглядки на предшествующее и наличное состояние знания, отказавшись при этом от разрешения проблемы соотношения старого и нового знания, революционности и консервативности в науке выглядит малоубедительно.

Стремясь обрести достойное место в мировом научном сообществе, необходимо постоянно соотносить сделанное в современной науке с собственными наработками. Только так возможно выявить степень новаторства или отсталости национальной исторической школы. Для того, чтобы двигаться вровень, или даже с опережением, требуется анализ глобальных проблем, где есть возможность сравнить и оценить собственный вклад. При этом не нужно бояться признавать свои ошибки и

2 Ковальченко И. Д. Сущность и' особенности общественно-исторического развития (заметки о необходимости обновленных подходов) // Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Вып. 1. (119). М., 1993. С. 23-53.

3 Зеленков А. И. Научные революции и стабилизирующие функции культурной традиции // ВФ. 1985. № 8. С. 80.

использовать опыт ведущих специалистов, заимствуя и синтезируя все лучшее. '

Одной из таких областей исследования, где в последнее время происходит апробация всех новейших достижений гуманитарной мысли, является проблема развития западноевропейского средневекового города. За последние 50 лет и без того немалый интерес к городской проблематике возрос неимоверно. Этот всплеск городских исследований объясняется как изменениями, происходящими в самой исторической науке, так и возросшим интересом общества к процессам урбанизации4.

Возникнув на заре цивилизации, город стал олицетворять собой разрыв со старым родовым обществом, являясь по сути образцом нового исторического мира, вечно развивающегося и изменяющегося. Залогом подобной динамичности стала полифункциональность городского организма, сосредотачивающего в себе все разнообразие свойств. Явившись результатом процесса всеобщего разделения труда, город постоянно его регенерирует, создавая тем самым необходимые условия для общественного прогресса. Присутствующая здесь полнота культурных обменов, повышенная плотность населения, как правило, многонациональной состав, способствуют возникновению каждый раз неповто-

11

римой социокультурной городской среды.

Город складывался там, где создавались необходимые для этого условия, где в нем испытывали объективную потребность. Но возникал он не сразу, а постепенно, выкристаллизовываясь из традиционного сельского окружения, вбирая в себя отделившиеся от земледельческой сферы структурные элементы. На всем протяжении существования города его социальная сущность, его функции менялись кардинальным образом. Подобные процессы затрагивали как внешний облик городов и

' I

4 Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995.

их топографию, так формы и типы распространения урбанизма. Являясь, наряду с деревней, одной из основных форм существования человека в обществе, город изменялся не только сам, он трансформировал все, с чем вступал в контакт, урбанизируя в целом всю культуру.

Средневековая эпоха в данном случае не является исключением. Город здесь являлся неотъемлемой частью феодальной общественной системы, неся в себе все характеризующие ее составляющие. Являясь наиболее динамичной структурой своего времени, средневековый город передал эту динамичность всей западноевропейской цивилизации. Самоуправляющийся город Западной Европы стал местом формирования европейской демократии, парламентаризма, именно здесь зародились представления о правах чёловека, ориентация на личную свободу, светскую культуру. Городская система Западной Европы легла в основу складывания национальных централизованных государств и представительных органов власти. Залогом подобного состояния стало сосредоточение в городе товарного производства и промыслов, а также товар-

~ 5

но-денежных отношении .

Но подобное состояние средневекового города не есть «вызов» феодальной формации: то, что сегодня неразрывно связывается с европейским городом, являлось составной частью феодализма. Антагонизм

| /

же города и окружающей его сеньориальной действительности стал явью лишь в момент кризиса самой системы, подчеркивая собой итог ее развития. Классический город средневековья по своей социальной сущности являлся феодальным, в котором все выше перечисленные прогрессивные элементы были органично вплетены в живую ткань феодального общества.

5 Сванидзе А. А. Генезис феодального города в раннесредневековой Европе: проблемы и типология // Городская жизнь в средневековой Европе. М., 1987. С. 9.

Являясь неотъемлемой частью той социальной среды, в рамках которой он развивается, город функционирует по общим системным законам. Этим же законам подчинен и сам процесс развития города, процесс его трансформации. На протяжении своей многотысячелетней истории городская среда не оставалась чем-то неизменным: изменялось общество, изменялись и все его составляющие. Десять веков истории средневековой европейской урбанизации как нельзя лучше фиксируют изменчивый характер города и его социального окружения.

Изучение европейского средневекового города, закономерностей процесса урбанизации, характеристика особенностей его функционирования на разных этапах общественного развития, - все это стало составной частью современных социально-исторических исследований в медиевистике. Городские' исследования совершили тот же путь, что и вся историческая наука в целом, а их нынешнее состояние представляет собой своеобразную сумму и итог всех новейших достижений междисциплинарного гуманитарного знания. Совершенно новый облик изучению городов придало формирование так называемой «большой науки», характеризуемое прозрачностью границ внутри мирового научного сообщества.

Историки Англии, Франции, США сделали очень многое для пои Ч/ V/ г*

знания такой историческои реальности, как средневековый город; собранный ими материал чрезвычайно обогатил наши представления6. Но первенство в области изучения развития западноевропейского города, по признанию многих, принадлежит немецкой историографической традиции. «Самое существенное по этому основному вопросу, - писал

6 Тушина Г. М. Проблематика и методика исследований по средневековому городу в современной французской медиевистике (60-70-е гг. XX в.) // Актуальные вопросы истории и историографии всеобщей истории Х1Х-ХХ вв. Вып. 2. Горький, 1975. С. 81-104; Репина Л. П. История и социология: Основные тенденции в современной англо-американской урбанистике // История и историки. 1980. М., 1984. С. 88-112.

Д. М. Петрушевский еще в нач. XX в., - было сделано именно ее представителями как в смысле его научной постановки, так и в смысле методологической ценности усилий, направленных ими к его разрешению»7.

Развитие городских исследований в Германии отразило на себе весь ход эволюции немецкой историческои науки, со всеми ее «взлетами» и «падениями». Возникнув в XIX в., научное осмысление истории средневекового города не оставалось неизменным. Городским исследованиям Германии на всем протяжении их существования была присуща динамичность. Последним значительным подтверждением их подобного состояния стало формирование в 50-е гг. новой исторической дисциплины - медиевистической урбанистики. Подобная форма существования городских исследований Германии не была задана изначально. Реальная исследовательская деятельность есть нечто, более неопределенное, нечто порождающее каждый раз новые возможности, никогда не совпадающая ни с одной из них (бифуркация). Мы не можем представить себе развитие любой из научных дисциплин как итог целенаправленной деятельности, подчиняющейся неким единым правилам. Чтобы достигнуть своего нынешнего состояния медиевистика Германии, как и вся историческая наука, постепенно трансформировалась. Причем, в процессе этой трансформации, периоды плавного развития сочетались с поистине революционными изменениями, которые нельзя разрывать и рассматривать в отдельности. Являясь зеркальным отражением общественного сознания, историческая наука несет на себе отпечаток того социума, в рамках которого она функционирует и развивает-

7 Петрушевский Д. М. Возникновение городского строя средних веков. Очерк теорий // Белов фон Г. Городской строй и городская жизнь средневековой Германии. М., 1912. С. ЬХУП.

ся, где наряду с целевыми установками и рациональными действиями присутствует ориентация на привычку, то есть традицию.

Предметом данной работы является изучение западноевропейского города немецкой послевоенной исторической наукой, рассматриваемое в динамике как составная часть более общих социокультурных и историографических процессов.

* I

Несмотря на длительное существование немецкой историографии города, несмотря на возникновение в последние десятилетия нового образа её существования, новых форм и способов функционирования, она не стала предметом специального осмысления ни в отечественной, ни в зарубежной историографии.

Российская урбанистика, долгое время находившаяся в тени истории аграрных отношений, своим рождением обязана собственно интересу к немецкой историографии города. Д. М. Петрушевский, интересуясь проблемами аграрного развития Европы эпохи средневековья, и, формируя общую концепцию генезиса феодализма, не мог пройти мимо такого интересного сюжета европейской истории, как средневековый город и его изучение8.

Октябрьская революция первоначально не сыграла большой роли в развитии отечественной медиевистики. Разрыва со старой традицией не произошло. Мы можем констатировать наличие все того же круга проблем и использование старых методов их изучения. Многие из историков продолжали напряженные поиски, что нашло отражение в их работах, посвященных эпистемологическим проблемам истории. В трудах медиевистов 20-30-х гг., прошедших дореволюционную школу, можно наблюдать повышенный интерес к новым веяниям в западной историо-

8 Петрушевский Д. М. Указ. соч.

графии. Рассматривая теории М. Вебера9, Г. Белова, К. Бюхера10, советские историки «избегали прямо противопоставлять свои взгляды воззрениям историков буржуазного толка, многие из которых были их учителями и вплоть до начала 30-х гг. стояли в стороне от острой идейной борьбы»11.

Создание собственной марксистской концепции западноевропейского феодализма и осознание необходимости продуктивной полемики с буржуазной исторический наукой позволило в 50-60-е гг. вновь обратиться к изучению западной историографии города. Именно в таком полемическом духе написаны статьи Б. И. Рыськина, С. М. Стама, Т. С. Никулиной. Внимание данных авторов сконцентрировано либо на отдельных немецких историках, либо на отдельных проблемах, связанных с историей средневековых городов, рассматривавшихся ими.

Б. И. Рыськин, рассматривая в ряде научных статей западногерманскую урбанистику, строил свои выводы преимущественно на основе анализа теории «топографического дуализма». Но, увидев основу этой концепции в континуитивизме и приверженности формально-юридическим схемам, он счел уместным распространить ее на подавляющее большинство западногерманских урбанистов, сведя воедино совершенно противоположных по взглядам историков. Оценивая данную концепцию как «новую», он, в то же время, видел и сохранение «старых», во многом, по его мнению, реакционных теорий, одной из ко-

19

торых, как он считает, была вотчинная

9 Неусыхин А. И. Социологическое исследование Макса Вебера о городе // Макс Вебер. Избранное. Образ общества. М, 1994. С. 658-692.

10 Стоклицкая-Терешкович В, В. Очерки по социальной истории немецкого города в XIV-XV веках. М., Л., 1936.

11 Гутнова Е. В. Пятьдесят лет советской медиевистики // СВ. 1967. Вып. 30. С. 3.

12 Рыськин Б. И. Вопросы происхождения средневекового европейского города в современной западногерманской буржуазной историографии // СВ. 1963. Вып. 23. С. 238-245; он же. Топографический метод и попытки возрождения вотчиной теории происхождения средневековых городов Германии // СВ. 1964. Вып. 26. С. 155-162.

Аналогичным образом построено исследование С. М. Стама, посвященное проблеме возникновения городского строя в Западной Европе. Являясь сторонником признания раннесредневекового этапа феодализма безгородским периодом, С. М. Стам с этих же позиций освещает работу немецкого историка Э. Эннен - сторонницы континуитета. Определение «континуитивист» в отечественной исторической практике было синонимом всего самого реакционного, антинаучного и, поэтому, заслуживающег