автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Проблема синтеза искусств в романе Марселя Пруста "В поисках утраченного времени" в контексте психоаналитического метода
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Горбовская, Светлана Глебовна
Вступление---------------------------------------------------- I
1 глава Рубеж веков - время поиска
2 глава Психоанализ
3 глава Другое
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема синтеза искусств в романе Марселя Пруста "В поисках утраченного времени" в контексте психоаналитического метода"
Заключение Представим, что роман «В поисках утраченного временю) - это живое существо, обладающее телом и дущой, даром устной и внутренней речи - органический синтез.Пруст, в целях отразить процесс восприятия и познания объекта, осуществляющегося с помощью одновременного мыслительного потока синтеза (выстраивающего в нашем сознании
предмет) и анализа (подвергающего его «насилию», то есть допросу • Что это? Из чего это? Зачем это? Из чего состоит?) выстроил свое произведение как Синтез, воспр1Шимаемой им действительности, а свою мысль превратил в анализирование этого Синтеза.Безусловно, ему была необходима модель, которую, может быть не очень легко, но все же мог бы воспринять читатель. Можно разрозненно сказать - он выбрал Собор, он выбрал - живопись, он выбрал - музыку и каждая из этих моделей сочеталась с прозой. Но, кажется, это не совсем так. Каждый раз получается однобокость.«Поиски» - это не только Симфошм, не только Собор. Да, в общем, это и не собор и не симфония. Это книга, конструкция, составленная из разных арт- частей (на уровне сознания): архитектуры, музыки, живописи, театра, поэзии, прозы. Собор - это тело, скелет произведения. Музыка - Душа. Живопись - с одной стороны -
декорации, одежды, с другой - маршрут, карта, по которой движется тело. Литература и философия - мыслительный процесс. Театр -
движение тела. Бергот, Вентейль, Эльстир, Берма олицетворяют каждую часть данного соединения.Безусловно, вышеприведенное сравнение метафорично, но ведь сам Пруст насквозь метафоричен. Все его произведение - одна огромная метафора. М1Ш1ель Лери в журнале «Magazine litteraire» пишет: « Эта проза переполнена образами, потому что Пруст, который добивается универсальности, опережает ближайший момент и расширяет перспективу игрой в аналогии». Это абсолютно точное замечание, как уже говорилось выше, Пруст расширяет свою «Вселенную» до бесконечности, выстраивая аналогии и метафоры так, чтобы каждый литературный, исторический, мифологический образ порождал целые картины, перетекал в дрзтие образы. Это хорошо видно на рассмотренных нами выше примерах - реальный Агостинелли (со своим реальным миром) превращается в Альбертину (она же имеет свой мир, доступный нам и не доступный с какой-то другой стороны), Альбертина становится Левкотеей и уводит нас в Энеиду Вергилия (огромный мир, придуманный другим писателем, мир моря, путешествия), она же превращается в Мальчика с занозой, и мы все вместе отправляемся мысленно в Ватикан, где она хранится, она распадается на Андре, Жизель, Розамунду и т.д., как будто символизируя, с одной стороны детские пристрастия Пруста: Марию де Бенардаки, Жанну Пуке, Антуанетту Феликс-Фор и т.д., так как Пруст, если уж испытывал любовь, то обязательно ко всем вместе, как позже к Лоре Эйман и Луизе Морнан, которым он цосвяхцал стерси и писал восторженные письма, вызывающие по поводу их серьезности лишь усмешку у большинства исследователей его творчества. Таким образом появляется еще одна цепь Альбертин - их много и у каждой из них мужское имя, как то, с которого цепь Альбертины начиналась.Альбертина может играть с «дьяболо» и превращаться во фреску Джотто, может лежать на пляже и стать нимфой Рубенса или отправиться в мастерскую художника и превратиться в портрет, нарисованный Эльстиром - нам предоставлено понять - что это такое, какой за этим открывается мир, Пруст всегда интерактивен со своим читателем. Его создание живое, оно постоянно видоизменяется под тем ракурсом, под которым мы на него смотрим.Хотим слышать музыку - слышим музыку, хотим войти в храм -
входим в храм, хотим отправиться в прошлое - отправляемся в прошлое через какой-то предмет, пустяк, к примеру фонарь.«...Перед ужином к моей лампе прикрепляли волшебный фонарь, и подобно первым зодчим и художникам по стеклу готической эпохи, фонарь преображал непроницаемые стены в призрачные переливы света, в сверхъестественные разноцветные видения, в ожившие легенды, написанные на мигающем, изменчивом стекле...Поглощенный злым своим умыслом. Голо трусил па лошади; выехав из треугольной рощицы, темно-зеленым бархатом покрывавшей склон холма, он, трепеща, направлялся к замку Женевьевы Брабантской. Замок был криво обрезан - просто напросто тут был край овального стекла, вставленного в рамку, которую выдвигали между чечевицами фонаря. То была лишь часть замка, перед нею раскинулся луг, а на лугу о чем-то мечтала Женевьева в платье с голубым поясом...Понятно, я находрш прелесть в световых изображениях, которые, казалось, излучало меровингское прошлое, рассыпая вокруг меня блестки голубой старины»(138).Какое множество миров рождает эта небольшая картина, этот мираж, озарение маленького Марселя. По крайней мере мы можем обнаружить здесь четыре отправных пункта - Женевьева Брабанская, Голо, Меровинги, первые готические церкви, первые эксперименты с цветным стеклом и игрой света - все это перебрасывает читателя в глобальное историческое прошлое, в то время как оно находится в индивидуальном прошлом протагониста.Бинарность, наслоение одного временного отрезка на другой - это основной прием Пруста. Это восприятие времени, движущегося по спирали - в то время , как что-то происходит с нами в данный момент, на другом измерительном уровне происходит то, что было с нами двадцать лет назад, и что происходило с кем-то на земле 200 лет назад и т.д. Это бесконечный временной маршрут.Основной темой диссертации был психоаналитический элемент синтеза искусств, созданного Прустом. Обращение к прошлому, в данном случае, одно из основных понятий, одно из составляющих процесса «воспоминания». Естественно, что в эпоху атеизма, падения прежних традиций, когда все европейское общество жило по четким библейским законам, помогающим ориентироваться в поведении и за разрешением любой психологической проблемы люди направлялись к священнику, необходимо было найти замену тому, кто дает правильный совет. Человек стал обращаться к психоаналитику, психологу, психиатру. На протяжении столетия развилась целая наука, о которой в начале века Пруст Ш1сал только лишь как о странном, но безусловно интересном методе, может быть, еще не совсем осознавая, что вложил в свое произведение основные мысли психоанализа, развил их, создал нечто вроде собственной модели проьшкновения в самые отдаленные уголки сознания.Итак, можно сказать, что через понятия предметов, скрывающих наше прошлое, открывающих нам «потерянные миры», наши внутренние Атлантиды, Пруст показывал, что каждый человек представляет из себя цепь миров - в данном случае это не метафора, не красивое сравнение. Это определение, того, что храшгг наше бессознательное, сознание и надсознательное. Это бесконечности нашей памяти - провалы и отчетливые образы, вытесненные переживания и целые комплексы проблем, превратившиеся в болезнь и т.д. Человек, в понимании Пруста, это не просто двуногое существо, одетое в костюм или платье, это огромная конструкция, система, синтез (биологический и интеллектуальный). Его проблемы сложны и глубоки. Он зависим от исторического прошлого, от явлений природы, от других людей, от себя внутреннего, другого -
нет ничего более несчастного, чем человек. Он связан по рукам и ногам, и не способен увидеть и разорвать эти цепи.Пруст открывает первую страницу в европейской литературе Новой эпохи. Как говорилось в первой главе, по сути он не принадлежал ни к одному из существовавших на рубеже веков течений. На фоне всеобщего помешательства, сначала натурализмом, потом декадентством, он решил вернуться в своем произведении в прошлое, чтобы достичь Будущего. И это ему удалось. Основываясь на романтиках Нервале, Мюссе, Гюго • Рескине, (Гете, реалистах Флобере, Бальзаке, классицисте Расине, v античных, средневековых, древш1х авторах, он создает новый мир структурализма, экз^стенг^цализма, абсурдр з^ма ^ т.д., внося в свою концепцию понятие новой иррациональной интуитивной философии, психоанализа и воздействия на сознание человека новых технических достижений.Если для Пруста понятия Моцарта, Вагнера, Нерваля, Гомера, Бергсона, Вермейера, Моне и т.д. представляли из себя Миры, которые переместились в его «внутреннюю зону» и сыграли свою роль в его «обучении», то сам Пруст стал таким миром для огромного числа писателей XX века. Высказывания о Марселе Прусте можно обнаружить у русских поэтов начала века - у Пастернака, который «боялся читать Пруста»,у Мандельштама,Цветаевой, которая называла творчество Пруста «живьем», у В.Набокова, чей интерес к французскому писателю явно проявился в его произведениях «Лолита», «Истинная жизнь Себастьяна Найта», в литературно-эссеистических произведениях, среди наших современников у А.Битова. Среди зарубежных авторов, опирающихся на художественную концепцию Пруста, на его стилистику можно назвать норвежского писателя Ю.Боргена, чей «Маленький лорд», «Темные источники» и «Теперь ему не уйти» буквально передают прустовскую атмосферу, особенно романа «В сторону Свана». Г.Маркес - его «Сто лет одиночества», сама атмосфера безвременья, выстроена по модели маршрута «эпохи сновидений» и спиралеобразности происходящего в мире. Польский фантаст Лем многое почерпнул у Пруста и даже написал роман, который назывался «Неутраченное время» (1955г,) Во французской литературе Пруста считали своим учителем А.Камю, Ж.-П. Сартр, Беккет, Э.Ионеско, Ж.Дево, Натали Саррот, А.Роб-Грийе, Мишель Бютор, чьё «Изменение» просто пропитаны прустовской атмосферой, его манерой сопоставлять персонажи с персонажами карт1ш, впрочем, как и «Планетарий» Саррот (в плане кинематографического приема описаний интерьера). Хотя, на первых порах выдвигая Пруста одним из основных идейных предсказателей « нового нового» романа, позднее сама же Н.Саррот отказывалась от своих слов ( в этом нет ничего странного, так как кто бы ни находил новое четкое определение для Пруста, через какое-то время обязательно отказывался от своих предположений, так как трудно найти определение для бесконечного пространства времени, действия и места, например, для планеты во всех трех ее временных измерениях. Пруст создал подобие планеты, на которой есть все - и Африка, и Антарктида, и холод , и жара, и вода и суша.И все это разное, и, кажется, все это невозможно назвать ни одним словом, кроме Синтез).Недаром Пруст все время говорит о Мирах внутри человека. Он создает огромный Мир, планету - понять ее целиком невозможно.Ее необходимо разложить на элементы - на Африку, Антарктиду, Азию, Австралию, Европу, Америку - каждый континент на страны, страны на города, города на улицы , улицы на дома, дома на квартиры, квартиры на комнаты. Необходимо понять каждую часть, которая распадается на все меньшие - как атом. Познаш1е целого возможно только через расчленение, но не через тупое и бессмысленное разложение на части, а через анализ, способный добраться до сути, помочь. Зачем? Видимо именно сейчас, начиная с XIX века, настал момент, когда человеку нужно понять все до конца, не описывать, ведя что-то вроде статистики чувств, а вычерпывать проблему буквально до самого дна.Как уже говорилось в первой главе, одним из примеров современного синтеза. Мирового разума, созданного как бы в противовес средневековому готическому и алхимическому понятию Мировой Души, являеуся компьютер yi сцстема интернрт. Именно благодаря развитию психиатрии и конкретно гештальт-терашга и системы NLP, был создан этот «электронный мозг», способный запоминать и выполнять тысячи операций. Во время работы с солдатами, воевавшими во Вьетнаме, были применены определенные методики, позволяющие сглаживать некоторые моменты памяти, что-то устранять, что-то превращать в положительный опыт, не путем внушения, а путем механического движения глаз, или создания определенных образов, стали очевидны некоторые моменты работы мозга, которые помогали изобрести некую техническую модель, способную выполнять такие же функции. Все начиналось с элементарного - развилось до невероятных пределов (всего за какие-то 40-50 лет). Именно в Интернете мы можем обнаружить десятки сайтов, имеющих отношение к творчеству Марселя Пруста. Эти странички имеют различные тематики - библиографриескую, биографическую, мемуары ( безусловно, все в виде небольших резюме, только для поверхностного ознакомления), сайты институтов, исследовательских центров (например. Центра Исследований Колб -
Пруст),Общества друзей Марселя Пруста и Друзей Комбре и т.д., секретарем и организатором, которого является известный исследователь творчества Пруста Анна Боррель. Безусловно для серьезного изучения его творчества такой информации недостаточно • любопытно и всего лишь. Но для людей непосвященных - это прекрасный шанс ознакомиться и, может быть, всерьез заинтересоваться, прочитать его произведения от начала до конца. К тому же странички хорошо оформлены, содержат много фотографий и иллюстраций.Итак, под конец хочется сказать, что Пруст показывает нам не процесс разложения, а просто процесс смертности живого существа.Обыкновенную жизнь. Хотя и показывает момент гниения, распада человеческого общества, потерявшего основные ориентиры.Извращения губят душу человека, как и его тело, цинизм губит человека, атеизм - ry6irr человека. Но никогда не нужно забывать о том, что за чьей-то смертью приходит другая жизнь. Именно ради этой мысли Пруст, который безусловно является одним из Бессмертных (и может быть, бессознательно он и подзывал все время свою земную физическую смерть) дописывал свое произведеьше, в состояние которого он вошел, которым он и являлся. Эти слова, буквы, персонажи, пейзажи и есть Пруст. Как его предметы, содержащие «рефлекторную»память - он живет в деревьях, которые становятся бумагой, покрытой бесконечным количеством букв, из которых мы, открывая одну его книгу за другой, вызываем к жизни тысячи образов, названий и имен -
огромный Мир, делящийся на множество миров - одну из многочисленных внутренних Вселенных, имя которой Марсель Пруст.Подводя общий итог, мы хотим вспомнить о целях, которые поставили перед собой во введении в диссертацию. Каждая из них была рассмотрена и проанализирована.Итак:, мы пришли к следующим ключевым выводам:
1. Пруст сравнивает свое произведение с собором, так как он есть аллегория лабиринта, то есть безвремения, бесконечного поиска, символ всех искусств и символ сплоченности людей.Поиск нового синтеза и выхода из хаоса - одни из самых злободневных идей рубежа веков.Он находит схожие моменты между эпохой старого Средневековья и, как называл рубеж XIX и XX веков Н.Бердяев, Нового Средневековья.2. Пруст создавал синтез искусств, одновременно делая его психоаналитическим и вообще способным подвергаться анализу или дешифровке. "Тело" «Поисков» многослойно. За каждой композицией и сравнением всегда стоит Другое. Роман, как говорилось выше, - насквозь аллегоричен. Мы наблюдали это на примерах синтезированных конструкций, хранящих психоаналитический элемент.3. Наконец, Пруст впервые говорит в литературе о чистом психоанализе и превращает свое произведение в наблюдение за изменением сознания и психики человека на протяжении жизни, а также в психоаналитический сеанс, ведь даже само название «В поисках утраченного времени» говорит о поиске первопричины, давно забытой, вытесненной проблеме комплекса, которая рано или поздно выходит наружу и заставляет человека идти по ее следам.ПРИМЕЧАНИЯ
1. Мамардашвили М. Эстетика мышления. М., 2000. 34
2. Таганов А.Н. Формирование художественной системы М. Пруста и французская литература на рубеже XIX - XX вв. Иваново, 1993. 3
3. Пруст М. В поисках за утраченным временем \\ В сторону Свана.Время, Л-д, 1934. 12
4. Лопатин Л. Современное значение философских идей кн. Н. Трубецкого \\ Вопросы филологии и философии. М.,1916. Кн.131.С. 2 -3
5. Модернизм. М.,1980. 17
6. Мир философии. М., 1991. 375
7. Там же. 375
8. Бергсон А. Индивидуальность и тип. СПб, 1914. 178-179
9. Pierre-Quint L. Marcel Proust. P., 1935. P. 354
10. Пруст М. В поисках за утраченным временем \\ В сторону Свана.Л-д, 1935. 11
11. Там же. 11
12. Любимов Л. Искусство западной Европы. М., 1976. 11
13. Там же. 25
14. Сопоцинский О. Искусство западного средневековья. Л-д, 1975.15. Любимов Л. Искусство западной Европы. М., 1976. 25
16. Там же. 28
17. Фулканелли Тайны готических соборов. М., 1996. 105
18. Там же. 44
19. Там же. 45
20. Там же. 47
21.Тамже. 45
22. Там же. 191
23. Там же. 220
24. Там же. 45
25. Там же. 171
26. История всемирной литературы. Т. 6, М., 1989. 17
27. Там же. 18
28. Там же. 18
29. Пруст М. Памяти убитых церквей. М., 1999. 140
30. Мориак Ф. Не покоряться ночи. М., 1986. 291
31. Пруст М. Памяти убитых церквей. М., 1999. 24
32. Пруст М. В сторону Свана. Л-д, 1934. 72
33. Fraisse L. L^euvre Cathedrale. P., 1990. P. 36
34. Аникин Г. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М., 1986. И
35. Там же. 122
36. Ruskin J. Stones of Venice. - in: Ruskin J. Works N. Y., 1887, v. 6.37. Proust M. Correspondance. P., 1970 - 1993. T. XYl 11. P. 464
38. Лясовская О. Французская готика. М., 1973. 49
39. Пруст М. Памяти убитых церквей. 113-115
40. Clermont-Tonnerre E. De. Robert de Montesquiou et Marcel Proust.P., 1925. P. 15-16
41. Мориак Ф. Указ. Соч. 300 - 301
42. Мир философии. 280
43. Фулканелли Тайны готических соборов. 209
44. Тамже. 207
45. Proust М. Pastiches et melanges. P., 1925. P. 194
46. Proust M. Du cote de chez Swann. P.,1988. P. 180
48. Мифы народов мира. М., 1982. 354
49. Таганов А. Указ. Соч. 28
50. История всемирной литературы. М., 1983. 26
51. Угринович Д. Искусство и религия. М., 1983. 78
52. История всемирной литературы. 28
53. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989. 317
54. Дикманн X. Юнгианский анализ волшебной сказки. М., 2001.
55. Кессиди Ф. От мифа к логосу. М., 1972. 44
56. Deleuze G. Critique et clinique. P., 1993. P. 83
57. Фулканелли Указ. Соч. 41
58. Пруст М. Германт \\ Рыкова И. На последнем этапе буржуазного реализма. Л-д, 1936. 7
59. Флетчер Б. История архитектуры. СПб, 1911. 252
60. Вундт В. Миф и религия. СПб, 1911. 47
61. Луначарский А.В. Собрание сочинений: в 8 томах. М., 1965. Т.6.С. 271-272
62. Пруст М. Германт. 19
63. Там же. 20
64. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. 346
65. Брилл А. Лекции по психоаналитической психиатрии.Екатеринбург, 1998. 14
66. Пруст М. Под сенью девушек в цвету \\ Днепров В. Пруст художник. М., 1976. 9
67. Фрейд 3. Указ. Соч. 355
68. Там же. 430
69. Мориак Ф. Указ соч. 294
70. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 240
71. Мамардашвили М. Эстетика мышления. М.. 2000. 84
72. Пруст М. Германт. 393
73. Пруст М. Памяти убитых церквей. 128
74. De Botton А. Comment Proust peut changer votre vie. P., 1997. P. 21
75. Владимирова А.И. Проблема художественного познания во французской литературе на рубеже двух эпох. Л-д, 1976. 90
76. Мориак Ф. Указ. Соч. 294
77. Moriac Proust. P., 1959. P. 185 - 188
78. Пруст M. В сторону Свана. Л-д, 1934. 183
79. Пруст М. Германт. 349
80. Там же. 350
81. Там же. 353
82. Там же. 354
83. Там же \\ Рыкова Н. На последнем этапе буржуазного реализма.84. Пруст М. Беглянка. М., 1993. 5
85. Пруст М. Под сенью девушек в цвету. 533
86. Пруст М. Там же \\ Днепров В. Пруст-художник. 8
87. Мамардашвили М. Указ. Соч. 88
88. Рыкова Н. Указ соч. 21
89. Lagarde А., Michard L. Moyen Age. P., 1964. P. 195
90. Proust M. Le temps retrouve. P., 1991. P. 349
91. Deleuze G. Critique et clinique. P. 11
92. Roi С Defanse de la litterature. P., 1968. P. 35
93. Большой энциклопедический словарь. М., 1980. 1223
94. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескрша и английская литература XIX в. 11
95. Мамардашвили М. Указ. Соч. 16
96. Там же. 34
97. Proust М. Le temps retrouve. P. 895 - 896
98. Moriac Proust. P. 143
99. Пруст M. В сторону Свана. 50 В дальнейшем ссылайтесь на указанное сочинение.100. Moriac Proust. Р. 54 101. Proust М. Jean Santeuil. 2 v. P., 1959. P.278 102. Moriac Proust. P. 58 103. Proust M. Correspondance. 5 v. P. 161 104. Proust m. Ibid. P. 165 105. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. 966 106. Moriac М. Ibid. Р.82 107. Le Pichon Y. Le musee retrouve de Marcel Proust. P., 1990. P. 20 108. Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980. 103 109. Кулаков В.А. Клод Моне. М., 1989. 20 ПО. DeBottonA. Ibid. Р. 21 111. Пруст М. Памяти убитых церквей. М., 1999. 140 112. Бердяев П. О назначении человека. М., 1993. 63 113. Magazine litteraire. Notes sur la Recherches. 1997. P.25 114. Moriac С Ibid. P. 21 115. Пруст M. Под сенью девушек в цвету. 31 116. Moriac М. Ibid. Р.20
17. Пруст М. Под сенью девушек в цвету. 47
18. Делез Ж. Пруст и знаки. СПб, 1999.
19. Вергилий. Бутсолики. Георгики. Энеида. М., 1979. 420
20. Пруст М. Под сенью девушек в цвету. 534
21. Там же. 533
22. Там же. 533
23. Тамже. 532
24. Там же. 532
25. Тамже. 532
26. Botton А. Ор. Cit. Р. 29
27. Фрейд 3. Очерки о психологии сексуальности. М. 55
28. Haddad-Wolding К. Proust. Р., 1992. Р. 6
29. Пруст М. Пленница. М., 1990. 395
30. Там же. 387
31. Proust М. Le temps retrouve. P. 140
32. Op. Cit. P. 141
33. Magazine litteraire. Janvier, 1997. P. 31
34. Mopya A. Литературные портреты. М., 1971. 201-231
35. Моруа А. В поисках Марселя Пруста. СПб, 2000. 85
36. Magazine litteraire. P.32
37. Пруст М. Беглянка. М., 1993. 116
38. Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973. 40
Список научной литературыГорбовская, Светлана Глебовна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1.Пруст М. В поисках за утраченным временем//В сторону Свана. Л-д, 1934
2. Пруст М. Под сенью девушек в цвету. Л-д, 1935
3. Пруст М. Германт. Л-д, 1936
4. Пруст М. Содом и Гоморра. Л-д, 1938
5. Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973
6. Пруст М. Под сенью девушек в цвету. М., 1976
7. Пруст M. У Германтов. M.,1980
8. Пруст M. Содом н Гоморра. М., 1987
9. Пруст М. Плснннца. М., 1990
10. Пруст М. Беглянка. М., 1993И. Пруст М. Утехн и дни. СПб-М., 1999
11. Пруст М. Портреты художников и музыкантов. Грааль, 2000
12. Пруст М. Памяти убитых церквей. М., 1999
13. Пруст М. О вкусе//Пнсатели Франции о литературе. М., 1978
14. Пруст М. О чтенни//Вопросы литературы. 1970. № 7
15. Proust M. A la recherche du temps perdu// Du côté de chez Swann// A Tombres des jcunnes filles en fleurs. Editions Robert Laffont, P.,1987
16. Proust M. Du côté de chez Swann. Classique Larousse, P.,1955
17. Proust M. A Pombre des jcunnes filles en fleurs. Maxipoche, P., 1995
18. Proust M. La prisonière. Gallimard, P.,1989
19. Proust M. Le temps retrouvé. Gallimard, 1990
20. Proust M. A la recherche du temps perdu, édition reprenant le texte établi sous la direction de J.-Y. Tadié pour "Biblioteque de la Pleiade, Gallimard, 1988-1990, 8 vol.
21. Proust M. Correspondance. P.,1970-1990,18 vol.
22. Proust M. Jean Santcuil précédé de Les plaisirs et les jours. P., 1982
23. Proust M. Contre Sainte-Beuve précédé de Pastiches et melanges. P.,1978
24. Proust M. Pastiches et mélanges. P., 1925
25. Proust M. Les plaisirs et les jours. P., 1924
26. Андреев Л.Г. Марсель Пруст. M., 1968
27. Андреев Л.Г. Импрессионизм. M., 1980
28. Бочаров С.Г. Пруст и «поток сознания» //Критический реализм XX века и модернизм. М., 1967
29. Быозин. А. Пруст: Атмосфера реальности \\ Иностр. Литература. 1993
30. Владимирова А. И. Проблема художественного познания во Французской литературе на рубеже двух эпох. Л-д, 1976
31. Делез Ж. Пруст и знаки. СПб, 199933. Делез Ж. Ницше. СПб, 1997Евнина Е.М. Современный французский роман. М., 1962
32. Мамардашвнлн М.К. Введение в философию, или То же самое, но в связи с романом Пруста «В поисках утраченного времени»//Искусство кино. 1993. № 2
33. Мамардашвнлн М.К. Психоаналитическая топология пути: М.Пруст «В поисках утраченного времени». СПб, 1997
34. Мамардашвилн М.К. Лекции о Прусте. М., 1995
35. Мамардашвнлн М.К. Эстетика мышления. М., 200038. Мориак К. Пруст. М., 1999
36. Моруа А. В поисках Марселя Пруста. М., 2000
37. Моруа А. Литературные портреты. М., 1971
38. Мориак Ф. Не покоряться ночи. М., 1986
39. Сучков Б. Лики времени. М.Д976.2 т.
40. Таганов А.Н. Формирование художественной системы М.Пруста и французская литература на рубеже Х1Х-ХХ веков. Иваново, 1993
41. Таганов А.Н. Формирование эстетической концепции Марселя Пруста. М., 1996
42. Толмачев М. Марсель Пруст. К вопросу о кризисе французского модерннсткого романа 1920-х гг. М., 1965
43. Albaret С. Monsieur Proust. P., 1973
44. Abraham P. Proust. P., 1971
45. Bouchard F.-X. Les paysages Proustiens.BuIletin de la Sosiété des Amis de M.Proust et des Amis de Combray n 25,1978
46. Borrel A. Les plaines du temps perdu. Bulletin de la Sosiété des Amis de M.Proust et des Amis de Combray n 43,1993
47. De Botton A. Comment Proust peut changer votre vie. P., 1997
48. Bellemin-Noel J. Psychanaliser le rêve de Swann. Poétique n 9, 1972
49. Bibesco M. Au bal avec Marcel Proust. P., 1928
50. Blanche J.-E. Mes Modèles. P., 1928
51. Curtius E.R. Marcel Proust. 1928
52. Chardin Ph. Le roman de la conscience maleureuse. Généve, 1982
53. Doubrovsky S. La place de la madeleine. Ecriture et fantasme chez Proust. P., 1974
54. Dodet L. Autour de quarante letters de Marcel Proust. NRF, 1928
55. Dreyfus R. Souvenirs sur Marcel Proust. P., 1926
56. Deleuze G. Critique et clinique. P., 1993
57. Erman M. L'oeil de Proust. P., 1988
58. Fraisse L. L'oeuvre cathédrale. Proust et l'architecture médiévale. P., 1990
59. Fraisse L. L' esthétique de Marcel Proust. P., 1995
60. Fraisse L. Le procéssus de la création chez Marcel Proust. Le fragment expérimental. P., 1988
61. Ferre A. Géographie de Marcel Proust. P., 1939
62. Florival Gh. Le désir chez Proust. A la recherche du sens. P., 1971
63. Fernandez R. A la gloire de Marcel Proust. P., 1944
64. Genette G. Figure 11. P., 1996
65. Grasset B. Mon amitié avec Marcel Proust. P., 1958
66. Gautier Y. G. Les chemins du Mithe. P.,1988
67. Hier FI. La musique dans I'oeuvre de Marcel Proust. New York, 1938
68. Henrot G. Délit, délivrance, thématique de la névrose. P., 1991
69. Hahn R. Notes. Journal d'un musicien. P., 1933
70. Hayman L. Lettres et vers de Marcel Proust à Mesdames Laurc Hayman et Louisa de Mornand. P., 1928
71. Kristeva J. Le temps sensible. Proust et I'experience littéraire. P., 1994
72. Larousse. Les auteurs de la littérature française. P., 1994
73. Mauriac CI. Proust. P., 1959
74. Mannin-Horming Proust et la peinture. P., 1951
75. Miguet-OIlornier H. La mythodologie de Marcel Proust. Annales de l'Université de Besancon, 1982
76. Meunier CI. Le jardin d'Hiver de Madame Swann, Proust et les fleurs. P., 1995
77. Margerie D. Le jardin secret de Marcel Proust. P., 1994
78. Montesquiou R. Les pas effaces, 3 volumes. P., 1923
79. Magazine littéraire. Janvier, 1997
80. Pierre-Quint L. Marcel Proust. P.,1935
81. Le Pichon Y. Le musée retrouvé de Marcel Proust. P., 1990
82. Roberge Y. Illustration du Chemin de fer. Marcel Proust, la vie du rail n 400,1954
83. Roi C. Défence de la littérature. P.,1968
84. Revel J.-F. Sur Proust. P., 1960
85. Ruskin J. Stones of Venice. in: Ruskin J. Works N.Y. 1887
86. Robichez J. Précis de littérature française du XX siccle. P., 1985
87. Tadie J.-Y. Proust. P.,1983
88. Tadie J.-Y. Marcel Proust. P., 1996
89. Seguin-Fontes M. L'herbier de Marcel Proust. P., 1995
90. Ushiba A. Le thème de Peau dans "A la recherche du temps perdu". Tokio, France Tosho, 1979
91. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М., 1986
92. Бердяев H.A. О назначенни человека. М., 1993
93. Брилл А. Лекции по психоаналитической психиатрии. Екатеринбург, 1998
94. Брокгауз, Эфрон. Эпциклопедический словарь. СПб, 1-82 т., 1893-1904
95. Вундт В. Миф н религия. СПб, 1911
96. Да Винчи Л. Избранные произведения. М.,2 т.,1935
97. Вопросы филологии. СПб, 1999
98. Вопросы филологии. СПб, 2000
99. Дикманн X. Юнгнаискнй анализ волшебной сказки. М., 2001
100. История всемирной литературы. М., 7 т.,1983 1988
101. История искусства. М.,1980
102. Канке В. Философия. М., 2000
103. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972
104. Крючкова В.А. Антиискусство. М., 1985
105. Кулаков В. Клод Moue. М., 1989
106. Лясновская А. Французская готика. М., 1973
107. Любимов Л. Искусство западной Европы. М., 1976
108. Метелинский Е.М. Поэтика мифа. М.,1976111. Модернизм. М., 1980
109. Малахов Н. О модернизме. М., 1975
110. Мифы пародов мира. М., 2 т., 1982
111. Ницше Ф. Сочинения 1 том. М., 1990
112. Проблема человека в западной философии. М., 1988
113. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М.,1955
114. Раздольская В. Искусство Франции второй половины XIX века. JI-д, 1981
115. Сопоцинский О. Искусство западного средневековья. Л-д, 1975
116. Советский энциклопедический словарь. М., 1980
117. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989
118. Угринович Д.М. Искусство и религия. М., 1983
119. Флетчер Б. История архитектуры. СПб, 1911
120. Фулканелли Тайны готических соборов. Ваклер, 1996
121. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989
122. Фрейд 3. Я и Оно. Тбилиси, 1991
123. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989
124. Философский энциклопедический словарь. М., 1980РОССИЙСКАЯгосудагсг^ШАПБЕБЛИО?.^//Ъ*ЬОЬ ~ \ оь