автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема соотношения телесности и социальности в человеке и обществе

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Медведева, Наталья Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Луганск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема соотношения телесности и социальности в человеке и обществе'

Текст диссертации на тему "Проблема соотношения телесности и социальности в человеке и обществе"

62 11/76

Луганский национальный педагогический университет имени Тараса Шевченко

На правах рукописи

Медведева Наталья Сергеевна

УДК 159.9.0161.1+141.7+316.61

Проблема соотношения телесности и социальности в человеке и

обществе

09.00.03

социальная философия и философия истории

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

I , Научный руководитель

11 г>1 4

IV * ' Кононов Илья Федорович,

кандидат философских наук, доцент

Луганск-2005

Содержание

Введение...............................................................................................5

Раздел 1 Философско-методологические основы изучения соотношения телесности и социальности.....................................................................25

1.1. Развитие представлений о соотношении телесного и социального

в истории философии...............................................................................25

1.1.1. Развитие представлений о соотношении телесности и социальности в античной философии......................................................................25

1.1.2. Тело и социум в философии Средневековья...................................34

1.1.3. Эволюция представлений о соотношении телесного и социального

в человеке в эпоху Возрождения.........................................................37

1.1.4. Эволюция представлений о соотношении телесного и социального

в эпоху Просвещения.....................................................................42

1.1.5. Соотношения телесности и социальности в философии XIX-го века...46

1.1.6. Социальное и телесное в философии XX века...............................55

1.1.7. Проблема соотношения телесности и социальности в современной российской и украинской философии..................................................63

1.2.Методологические принципы изучения соотношения телесности

и социальности.......................................................................................69

Выводы к разделу 1.................................................................................79

Раздел 2 Соотношение телесности и социальности в культуре и общественной жизни с древних времен до наших дней.....................................................84

2.1. Соотношение между телесностью и социальностью в Первобытном обществе.............................................................................................84

2.2. Соотношение телесности и социальности в ранних классовых обществах.......92

2.2.1. Телесное и социальное в космогонических мифах периода ранних классовых обществ...........................................................................92

2.2.2. Представления о влиянии социальности на телесность в ранних классовых обществах........................................................................94

2.2.3. Влияние телесности на социальность в мировоззрении людей ранних

классовых обществ............................................................................100

2.2.4. Телесность, как регулятор социальных норм в ранних классовых обществах; телесность как товар (вещь)...............................................104

2.3. Соотношение телесности и социальности в культуре Античности................107

2.4.Представления о соотношении телесного и социального в человеке

в эпоху Средневековья...........................................................................111

2.4.1.Тело, как моделирующая система средневекового общества..............111

2.4.2. Телесность и социальность в рыцарской и народной культурах

в сравнении с официальным мировоззрением........................................113

2.5. Телесное и социальное в культуре и общественной жизни

эпохи Возрождения........................................................................................................119

2.6. Социальное и телесное в культуре XVII-XVIII веков...............................127

2.7. Соотношение телесности и социальности в культуре

конца XVIII- XIX веков..........................................................................132

Выводы к разделу 2...............................................................................139

Раздел 3 Проблемы взаимодействия телесного и социального в современном обществе. Социальные функции телесности............................................143

3.1. Противоречие между телесностью и социальностью, как один из факторов развития человечества............................................................................143

3.2. Особенности соотношения телесности и социальности в современном обществе.............................................................................................156

3.3. Проблема тендерных отношений в современном обществе. Телесно-социальный аспект................................................................................................164

3.4. Телесность, как необходимое условие существования социума...................167

3.4.1.Телесность, как необходимое условие существования общественных отношений...................................................................................168

3.4.2.Телесные и социальные потребности, как следствие инстинктивных побуждений человека. Роль инстинктов в формировании общественных отношений и социума....................................................................173

3.4.3. Способы освоения человеческой смертности. Социальные функции смерти.......................................................................................181

Выводы к разделу 3...............................................................................192

Выводы..............................................................................................195

Литература..................................................................................................................203

Приложения.......................................................................................220

ВВЕДЕНИЕ

Проблема человека во всех разнообразных характеристиках его сущности и существования всегда выступала актуальной проблемой философии. Но в современное время проблема человека приобретает особую остроту.

Сейчас мы все чаще говорим о том, что современное общество переживает серьезный кризис. Современное время характеризуется как время небывалых по своим масштабам экономических, социально-политических, духовных потрясений, проявляющихся как конфликт между человеком и его социальной средой. Но также - это период бурного технического прогресса и фундаментальных научных открытий, переворачивающих представления о месте человека в мире. Современные ученые подчеркивают огромную разницу между темпами формирования конституции человека и революционных преобразований в ходе развития цивилизации. Уровень телесного развития современного человека значительно отстает от степени его социального прогресса. В этой связи актуализируется проблема соотношения телесного и социального, как важнейших составляющих бытия человека.

Сегодня проблема соотношения телесности и социальности актуализируется так же глобальными кризисными проявлениями современного общества, такими как проблемы демографии, голода, войн и насилия и т.д. Эти глобальные проблемы человечества, будучи порожденными социумом и оказывая непосредственное воздействие на телесность, приводят к возникновению серьезного противоречия между телесностью и социальностью. Помимо этого, в современном обществе именно тело выступает объектом манипулирования для решения социальных и политических противоречий. Свидетельством тому не прекращающиеся войны и масштабы распространения терроризма. Тело становится носителем и, возможно, агентом внедрения в общество болезней социального характера (СПИД, болезнь Эбола, атипичная пневмония...).

Очевидной тенденцией, характеризующей процесс взаимодействия тела с социумом, является его всевозрастающая зависимость от многочисленных факторов социального характера. В современном обществе соотношение телесного и

социального проблематизируется не только в сферах социального бытия непосредственно затрагивающих тело, таких как, например, медицина, экология и т.п., но и фактически во всех сферах социума. Но и эти два момента сегодняшней социальной реальности, как ни когда ранее, демонстрируют возрастающую зависимость телесного от социального. Медицина и прогресс биотехнологии в целом, открывая новые возможности ( гетеропластика, аутопластика, трансплантация органов, сурагатное материнство, регулирование пола ребенка, клонирование, возможность на клеточном уровне воздействовать на соматические и психологические особенности человека,...), актуализируют не только ряд этических проблем связанных с телом, но и ставят под угрозу само существование естественного тела человека, делая возможным превращение последнего в некий цивилизационный артефакт. Экологическая проблематика также наглядно демонстрирует важность рассмотрения проблемы соотношения телесного и социального, поскольку уже сегодня мы наблюдаем неспособность человеческого тела противостоять экологическим изменениям (озоновые дыры, кислотные дожди, потепление, и т.п.), которые вызваны социальными факторами.

Что касается других сфер социальной реальности, актуализирующих проблему соотношения телесности и социальности, то необходимо выделить производственную сферу, для которой характерно функционально-ориентированное отношение к телесности. В результате, телесность внедряется в производственную структуру деятельности, как элемент внешней, технологически заданной системы и используется по технологическим законам. Подобный инструментальный подход характерен не только для производства, но и является преобладающим во всех сферах человеческой деятельности. В результате, человек воспринимает себя чем-то абстрактным, отчужденным от своей телесности, выполняющим определенную функцию в социальной системе.

Изменения, происходящие в структуре социальных отношений, так же проблематизируют соотношение телесного и социального. В частности, это касается тендерных отношений. Например, пересмотр мужчинами и женщинами своей

гендерной идентичности влечет за собою и пересмотр социальных ролей последних, которые не укладываются в исторически сложившиеся социальные системы.

Помимо этого, устойчивость традиции разъединения телесного и социального, повсеместно воспроизводимая в важнейших социальных институтах, таких как семья или школа, порождает существенные социальные проблемы, среди которых мы можем выделить отсутствие подлинной культуры здоровья, рост девиантного поведения среди подростков и молодежи, закрепление представлений в соответствии с которыми телесное развитие оторвано от других аспектов становления личности (прежде всего интеллектуальных и нравственных).

Таким образом, проблема соотношения телесного и социального затрагивает не отдельные сферы социального бытия, а охватывает все стороны существования современного человека и общества. Сложившаяся ситуация заставляет вновь и по-новому обратить свое внимание на человека в неразрывном единстве его телесности и социальности.

К числу актуальных вопросов при осмыслении особенностей соотношения телесного и социального в человеке и обществе относится выявление особенностей взаимодействия телесности и социальности в исторической ретроспективе, а так же выяснение конкретно-исторических условий, приведших к формированию, характерных для каждой эпохи, соответствующих представлений. Особое значение, в этом смысле, приобретает изучение особенностей соотношения телесности и социальности на этапе социоантропогенеза. Данное исследование, согласно нашим представлениям, позволит пролить свет на причины, приведшие к глубокому кризису современного общества.

Но, поставленная нами задача актуализирует еще ряд существенных для современного общества проблем. Так, на первый план выходит проблема сущности человека, как телесно-социального образования.

Эта проблема в науке решалась по-разному. Она выступала с позиции соотношения природного (биологического) и социального, или телесного и духовного, а также с точки зрения отношений на уровне Я - Ты, в которой человек выступает как воплощенный субъект в его взаимоотношении с социальным

окружением. Но, как показывает время, всякие попытки истолковать человека с какой-либо одной позиции малоэффективны, поскольку они не способны полностью отобразить сущность человека во всей полноте его содержания. В результате возникает необходимость осмысления человека в единстве всех аспектов его телесного и социального бытия.

Таким образом, актуальным становится построение новой концепции человека, которая оказалась бы способной охватить все сущностные характеристики человека. Подобная концепция может быть построена только с применением многомерного подхода. Согласно нашим представлениям, осмыслить целостность человека, как телесно-социального образования, можно только обозначив основные измерения его телесности и социальности. Гармония существования, как конкретного человека, так и социума в целом, возможна при условии гармонии взаимодействия между всеми измерениями телесности и социальности человека. Выделение этих измерений и выяснение характерных для них особенностей взаимодействия, позволит не только создать адекватное представление о человеке, но и эффективно решать важные для социума проблемы с целью гармонизации социального бытия.

Помимо этого, необходимо отметить, что для современных исследователей проблемы соотношения телесного и социального, характерно рассматривать телесность преимущественно как социокультурное образование. Такой подход, как правило, оставляет в стороне ценностно-значимые характеристики телесности для человека и общества. Поэтому, на наш взгляд, необходимо выделить те социальные функции телесности, которые являются необходимыми для существования общества и остаются постоянными и неизменными, независимо от уровня развития социума. Выделение социальных функций телесности во всей полноте своего состава, не только способствует осознанию ценностного содержания человеческой телесности, но и представляет собой важнейшее условие преодоления обострившегося противоречия между телесностью и социальностью, а, следовательно, и условием преодоления кризиса современного общества.

Степень разработанности проблемы. В истории философии проблема соотношения телесного и социального решалась посредством обоснования ряда концепций, каждая из которых, имея единый стержень, приобретала различные модификации в зависимости от исторического периода.

Так, одной из самых древних является универсальная концепция, которая складывается уже в Античной философии. Согласно этой концепции, тело человека выступает моделирующей системой общества и несет в себе основы социопорядка. Это положение получает свое дальнейшее развитие в эпоху Средневековья, затем в эпоху Возрождения (Н. Кузанский, Пьетро Помпонацци, Пико дела Мирандолла) и даже в XIX веке, в частности, в концепции Г.Спенсера, который рассматривает общество как организм, возникший и развивающийся естественным путем. С подобными представлениями мы сталкиваемся и в современной философии, в концепции Кули Ч.Х..В современной украинской философии концепцию социума, как социального тела, формирует Бех В.П.

Согласно организмической концепции, социальность человека предопределяется его телесной организацией. Эта концепция, как показало наше исследование, является самой распространенной. Она берет свои основы в философии Древней Греции (Гераклит, Демокрит) и со временем приобретает все более натуралистический характер, в частности в философии Просвещения (Ламетри, Руссо, Вольтер, Гельвеций..). Свое отражение эта концепция получила и в философии русских революционеров - демократов, таких как, например Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов, а затем в социобиологических теориях XIX-XX веков (Г.Спенсер, А.Гелен, Э.О.Уилсон,).

Связь инстинктов и рефлексов, как функций человеческого тела, с социальными качествами человека устанавливают ученые У. Джеймс, У. Мак-Дугал, Дж. Уотсон, Б. Скиннер. Этот подход нашел свое отражение также в работах З.Фрейда, согласно которому, социальность человека - есть результат подавления биологических инстинктов.

Позже, натуралистические представления получили широкое распространение в западной философии 20-го века. Так, значительное число

философов сциентистского направления видели основу нравственного и социального поведения человека в его природе - в его биологически обусловленных желаниях и чувствах (К. Льюиз, И. Бентам, Дж. Ст. Миль, Дж. Смарт), или рассматривали нравственное поведение, как обусловленное естественным отбором, отождествляя его с биологическими качествами (К. Льюиз, В. Блекстоун, А. Леопольд, Л. Трайб, X. Стоун, Дж. Флетчер и др.). В современной философии также начинают выделять социальные функции тела, предписываемые, последнему, обществом (Б. Тернер).

Концепции, выделяющие чувственность (чувствительность) телесности в качестве определяющей для социальности, так же берут свою основу в Античности, в частности в учении философов средней классики. Так, например, согласно представлениям софистов, в основе социальности человека лежит его чувственность, как функция его телесности, в частности, органов чувств. Это положение получило свое дальнейшее развитие в философии Средневековья. В учении Августина, мы впервые сталкиваемся с положением о важности чувственного восприятия для включения человека в окружающий мир. Свое продолжение это положение получило в трудах И.Фихте, который подчеркивал важность эмпирической функции телесности для познания себя и других. Положение софистов нашло свое развитие в философии Л.Фейербаха, с�