автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: Проблема социальной революции в исторической концепции Алексиса Токвиля
Текст диссертации на тему "Проблема социальной революции в исторической концепции Алексиса Токвиля"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
На правах рукописи
05201352007
Веремчук Людмила Павловна
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АЛЕКСИСА ТОКВИЛЯ
07.00.09 - историография, источниковедение и методы исторического исследования
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора исторических наук
Научный руководитель -
доктор исторических наук, профессор
Б.Г. Могильницкий
Томск - 2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
1. ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСИСА ТОКВИЛЯ.........................................................21
1.1 Политические взгляды и политическая деятельность Алексиса Токвиля..................21
1.2 Философско-исторические и методологические основы научного анализа. Методика исторического исследования Токвиля.............................................................75
1.3 Концепция демократии как формы социальной организации общества в системе либеральных убеждений Токвиля..................................................................116
1.4 Концепция демократии как формы политической организации общества в системе либеральных убеждений Токвиля..................................................................138
2. ТРАКТОВКА ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТОКВИЛЯ 30-40-х гг...................................................................................171
2.1 Концепция Токвиля Американской революции XVIII века..................................171
2.2 Изучение Токвилем европейского революционного процесса..............................197
2.3 Революция 1848-1849 гг. во Франции в историческом анализе Алексиса
Токвиля..................................................................................................217
3. «СТАРЫЙ ПОРЯДОК И РЕВОЛЮЦИЯ»..........................................................238
3.1 Социальная революция как ключевая проблема французской историографии первой половины XIX века. Замысел и создание книги «Старый порядок и революция»......238
3.2 Проблема исторической обусловленности Великой французской революции: историко-социологический анализ Токвилем общества Старого порядка.............................258
3.3 Проблема исторической обусловленности Великой французской революции: историко-политический и историко-культурный анализ Токвилем Старого порядка...............315
3.4 Проблема исторической значимости Великой французской революции в решении Токвиля..................................................................................................343
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
409 .416
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Творчество выдающегося французского историка, социолога, политолога Алексиса Токвиля на протяжении двух столетий остается объектом живого внимания и научного интереса со стороны исследователей разных школ и направлений. Помимо таких важных факторов, как глубокий аналитический ум, умение увидеть проблему и найти варианты ее решения, тонкая политическая интуиция, чувство истории, неизменно ему присущих, этот интерес обусловлен тем, что ученый поставил и исследовал две глобальные проблемы, сохраняющие актуальность и сегодня, - проблему демократии и проблему социальной революции. Настоящая диссертационня работа посвящена изучению этой второй составляющей его историко-социологических идей.
Нужно ли писать о революции сегодня, когда в современной общественно-политической мысли отчетливо просматривается тенденция к возведению революции в ранг исторической ошибки, предпринимается абсолютное противопоставление революции как зла и реформы как блага? Исторический опыт показывает, что такое противопоставление чревато ошибочными выводами и ошибочными политическими действиями. Коренные революционные преобразования могут осуществляться эволюционным путем, а эволюция может приобрести революционные черты. Много примеров такого рода дала наша современность.
Жизнь и творчество Токвиля пришлись на время почти не прекращавшихся революционных потрясений. Он начал жить, когда во Франции и Европе слышались последние раскаты Великой французской революции. За его сравнительно короткий век совершились наполеоновские войны, Реставрация, Июльская революция 1830 г., Февральская революция 1848-1849 гг. во Франции, революционное рождение Второй республики, потрясения, связанные с ее крушением и утверждением Второй империи. Когда Токвиль уходил из жизни, на горизонте французской истории уже вырисовывались смутные силуэты Парижской Коммуны.
Общество его времени мучилось революциями, однако снова и снова осуществляло их. Как мыслители, жившие до него, его современники и те, кто пришел в мир значительно позднее, Токвиль питал надежду найти способ остановить революционный процесс, исключить борьбу классов из истории человечества, найти формулу сплочения социума.
Этот поиск продолжается и сегодня, как продолжаются сами революционные преобразования. Изменив свой облик, обратившись в «бархатные», они, тем не менее, вновь и вновь колеблют, дестабилизируют, меняют общество. Осмыслить содержание революционных трансформаций, выявить их глубинные основы, понять сущностный смысл, найти им реальные
альтернативы - в этом ученый видел возможность управлять этим процессом, надежду его изменить, средство нейтрализовать его негативные следствия. В таком смысле его исследование проблемы социальной революции актуально и сегодня.
Степень разработанности проблемы. При всем огромном внимании научного сообщества к творчеству Токвиля, исследований, содержащих анализ его концепции социальной революции, сравнительно немного. В российской историографии устойчивый интерес к ней сформировался в последней четверти XIX столетия, когда в условиях нарастания социальной нестабильности в самом российском обществе конца XIX - начала XX вв. интеллектуальная элита обратилась к поиску средств предотвращения революционного взрыва, возможностей направить развитие социума по пути эволюционных трансформаций и реформ. Предпосылки и содержание такого интереса обстоятельно изучены в исследованиях Б.Г. Могильницкого, Е.В. Гутновой1.
Этот интерес с очевидностью обнаружил себя в работах В.И. Герье, И.В. Лучицкого, М.М. Ковалевского, Н.И. Кареева, П.Г. Виноградова, В.А. Бутенко. Они хорошо знали и высоко ценили «Старый порядок и революцию», признавали научную значимость этого выдающегося произведения, понимали и разделяли его основной тезис, состоявший в утверждении, что революция - это не только разрыв, но и преемственность, что корни нового и его элементы формируются в недрах старого; с большим вниманием относились к поставленной Токвилем проблеме крестьянской земельной собственности во Франции эпохи Старого порядка.
В отличие от либералов российские революционные демократы, рассматривавшие либеральное движение как враждебное революции, давали творчеству Токвиля негативную оценку. Н.Г. Чернышевский писал о нем и об историках, близких ему по убеждениям, как о людях, у которых «под либерализмом скрывается обскурантизм», а образ мысли «нелеп и дурен»2. Он обвинял Токвиля в тяготении к «реакционной децентрализации», остаткам феодализма и феодальной раздробленности3. Эти оценки оказали устойчивое воздействие на последующую историографию.
Победа советского строя в СССР оставила творчество Токвиля как носителя враждебной идеологии невостребованным. Когда в конце 1940-х гг. к нему обратились вновь, его оценка всецело определилась жесткими мировоззренческими установками эпохи. Наиболее полное воплощение она получила в очерке М.А. Алпатова «Политические взгляды и историческая теория А. Токвиля», помещенном в его книге «Политические идеи французской буржуазной историографии XIX века»4. М.А. Алпатов отразил многие действительные черты взглядов
'См.: Могильницкий Б.Г. Политические и методологические идеи русской либеральной медиевистики середины 70-х годов XIX в. - начала 1900-х годов. Томск, 1969; Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М., 1974.
2Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. М., 1950. Т. 5. С. 661, 666.
3Там же. Т. 4. С. 822-823.
4Алпатов М.А. Политические идеи французской буржуазной историографии XIX в. М., 1949.
французского ученого. Вместе с тем он в значительной степени исказил его общий политический облик и его исторические воззрения, всецело отождествив их с идейными установками «дворянской «деревенщины», не желавшей уходить с авансцены буржуазной Франции»1.
Близкие этим суждения выразил другой советский исследователь - Б.Г. Вебер2.
Более сдержанную трактовку идей французского историка оставили А.И. Молок3, J1.A. Бендрикова4 , хотя и они, в целом, акцентировали «дворянскую антибуржуазность» и «дворянские тенденции» политического облика Токвиля.
Перелом в осмыслении идей Токвиля советской наукой начался с исследований его творчества В.М. Далиным5 и A.M. Салминым6, которые в значительной степени восстановили заложенную в дореволюционной российской историографии, и затем надолго прерванную, тенденцию анализа научно-значимых сторон его творчества, поставили под вопрос трактовку политических идей мыслителя как выражения дворянского консерватизма.
К этому же времени относятся первые статьи Л.П. Веремчук (Кустовой)7. Ей удалось, в определенной степени, уточнить идейно-политический облик Токвиля, показать его приверженность либеральным политическим ценностям, включавшим консервативный элемент; акцентировать внимание на содержании теоретико-методологических основ его творчества, на анализе им проблемы социальной революции.
Новые возможности для изучения творчества французского историка сложились в конце 1980-х - начале 2000-х гг. Горбачевская «перестройка», последовавший за ней слом советской системы и отказ от марксизма как единственной методологической основы исторического знания повлекли за собой глубокие трансформации в исторической науке, открывшие новые возможности в осмыслении идей Токвиля. Появилось место для широкого изучения доктрин либерализма и консерватизма, что составило необходимое общее условие углубления знаний об идейно-политической основе мировоззрения ученого. В новом контексте стала разрабатываться проблематика революционных процессов и социального протеста. Смена вех произошла в
'Там же. С. 166, 199.
2Вебер Б.Г. Историографические проблемы. М., 1974. С. 234.
3 Молок А.И. Развитие исторической мысли и исторической науки во Франции первой половины XIX в. // Историография нового времени стран Европы и Америки. М., 1967. С. 119.
4См.: Бендрикова Л.А. Французская историческая наука 50-60-х годов XIX в. // Историография нового времени стран Европы и Америки. М., 1967. С. 273; Она же. Французская историография революции 1848-1849 годов во Франции. М., 1969.
5Далин В.М. Историки Франции Х1Х-ХХ веков. М., 1981.
6Салмин А.М. Идейное наследие А. Токвиля и современная политическая традиция Запада. М., 1983. С. 9.
7См.: Кустова Л.П. Политическая концепция Алексиса Токвиля: Матер, межвуз. науч. конф., посвященной 50-летию образования СССР. Томск, 1972. Вып. 4; Она же. Алексис Токвиль в современной французской буржуазной историографии // Вопросы методологии истории и историографии: Докл. науч. конф. Томск, 1974. Вып. 3; Она же. Об идейно-политических взглядах Алексиса Токвиля // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск, 1982. Вып. 15; Она же. Концепция буржуазного общества в системе исторических взглядов Алексиса Токвиля // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск, 1983. Вып. 17.
реконструкции событий Великой французской революции. В трудах З.А. Чеканцевой, Е.М. Мягковой, JI.A. Пименовой, A.B. Чудинова, Д.Ю. Бовыкина, A.B. Гордона обозначились новые подходы к изучению ее истории1.
Изменились аспекты научной разработки проблем американской и европейской истории эпохи позднего средневековья и начала Нового времени, нашедшие отражение в работах В.В. Согрина, H.H. Болховитинова, Н.П. Таныпиной, Т.В. Лабутиной, М.И. Романовой2.
Новая гносеологическая ситуация создала благоприятные предпосылки для более глубокого изучения Токвиля - его мировоззрения, политических убеждений, исторических идей; актуализировала его концепцию социальной революции.
В 1989 г. была защищена диссертация И.Г. Шаблинского, посвященная рассмотрению ключевых моментов политической философии Токвиля3 . Автор исследовал восприятие французским ученым принципов либеральной демократии, равенства, политической свободы, соотнес трактовку им этих явлений с ключевыми идеями современной Токвилю и предшествовавшей политической науки.
В 1990 г. появилось диссертационное исследование С.А. Исаева, сосредоточившего главное внимание на изучении книги «О демократии в Америке» как источника по истории политической мысли XIX в.4 Исследование нашло продолжение в монографии «Алексис Токвиль и Америка его времени»5.
В 2004 г. была завершена диссертация И.О. Дементьева «Политическая теория А. де Токвиля и французский либерализм первой половины XIX века»6. Его автор сформировал облик мыслителя как одного из создателей французской либеральной доктрины, сыгравшего значимую роль в процессе её генезиса; дал содержательный анализ его политической теории.
В целом можно утверждать, что рубеж XX-XXI столетий стал временем наибольшего внимания к наследию Токвиля со стороны советских/российских исследователей. На настоящий
'Чеканцева З.В. Порядок и беспорядок: протестующая толпа во Франции между Фрондой и Революцией. Новосибирск, 1996: Мягкова Е.М. «Необъяснимая Вандея»: сельский мир на западе Франции в XVII -XVIII вв. М., 2006; Пименова JI.A. Дворянство накануне Великой французской революции. М., 1986; Она же. Партии при дворе Людовика XVI глазами современников // Одиссей. М., 2004; Бовыкин Д.Ю. Термидор, или Миф о конце Революции // Вопросы истории. 1999. № 3.;Чудинов A.B. Французская революция. История и мифы. М., 2007; Гордон A.B. Великая французская революция в советской историографии. М., 2009.
2См.: Согрин В.В. Конфликт и консенсус в американской истории // Новая и новейшая история (далее - НиНИ) НиНИ. 2003. № 3; Он же. Образование североамериканского государства: новое прочтение // НиНИ. 2002. № 1; Он же. Война США за независимость как социально-политическая революция // НиНИ. 2005. № 3; Он же. История США М., 2003; Таньшина Н.П. Орлеанистская Франция и «европейский концерт». 1830-1848 гг. // НиНИ. 2005. № 3; Лабутина Т.В. Культура и власть в эпоху Просвещения. М., 2005; Романова М.И. Парламентская реформа 1832 г. в Англии и ее последствия // НиНИ. 2005. № 4.
3Шаблинский И.Г. Концепция демократии в политической философии А. де Токвиля: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1989.
4Исаев С.А. Трактат А. де Токвиля «О демократии в Америке» как источник по истории политической мысли XIX
века»: Автореф. дис.... канд. ист. наук. Л., 1990.
5Исаев С.А. Алексис Токвиль и Америка его времени. СПб., 1993.
6Дементьев И.О. Политическая теория А. де Токвиля и французский либерализм первой половины XIX в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Калининград, 2004.
момент достаточно полно и непротиворечиво изучены мировоззренческие основы его творчества, его вклад в разработку либеральной доктрины, понимание им таких её ключевых элементов, как демократия, политическая свобода, гражданское равенство; раскрыто содержание взглядов ученого, связанных с осмыслением политической системы и политической реальности Америки его времени.
Вместе с тем в историографии советского и постсоветского научного пространства практически остается неизученной разработанная Токвилем теория социальной революции, не ставшая до настоящего времени предметом специального системного монографического анализа.
Отношение к творчеству Токвиля в западной историографии складывалось заметно иначе. Внимание к его идейно-политическому наследию то возрастало, то ослабевало, однако в целом являлось постоянным на протяжении последних двух столетий. Оно было высоким при жизни Токвиля и оставалось таковым до конца XIX века. Его идеи либеральной демократии сохраняли популярность и в последние годы Второй империи, когда во Франции усилилась оппозиция режиму Наполеона III, и во время становления государственного строя Третьей республики.
В начале XX в. эта популярность упала и, как политический мыслитель, Токвиль был забыт почти на половину столетия. Генезис и торжество авторитарных режимов в Европе того времени не способствовали вниманию к либеральным политическим ценностям, заложенным в его работах.
После Второй мировой войны, в 50-60-е гг., интерес к его творчеству поднялся на новый, весьма высокий уровень. Немаловажную роль в оживлении внимания к идейному наследию мыслителя сыграла содержащаяся в нем полемика с социализмом и коммунизмом, которая в условиях «холодной войны» была использована ее идеологами, в качестве антитезы марксизму, строилась на противопоставлении мировоззренческих установок Токвиля и Маркса1.
Рост интереса к политическим иде