автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проблема создания образа ученого в казахской советской художественной прозе
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Керейкулов, Камбар Калугулович
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС И СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗА УЧЕНОГО В
КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ ПРОЗЕ. 14
ГЛАВА П. ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ И СУДЬБА
ГЕРОЯ. 43
ГЛАВА Ш. ПСИХОЛОГИЗМ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА
УЧЕНОГО.,. 87
3 "А К Л Ю Ч Е Н И Е. 124
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Керейкулов, Камбар Калугулович
Актуальность и историография темы. В условиях развитого социализма созданы самые благоприятные возможности и предпосылки для интенсивного развития науки. Научный прогресс совершил невиданные преобразования во всех сферах народного хозяйства. Об этом в материалах ХХУ1 съезда КПСС отмечалось: "В большом значении науки убеждать никого не приходится. Партия коммунистов исходит из того, что строительство нового общества без науки просто немыслимо. наука должна быть постоянным "возмутителем спокойствия", показывая, на каких участках наметились застой и отставание, где современный уровень знаний дает возможность двигаться вперед быстрей, успешней" (15, 42-43)Так расценивается роль науки - "возмутителя спокойствия", - которая движет общество вперед, становясь его непосредственной производительной силой.
Благодаря науке, оказывающей влияние на все сферы социально-экономической жизни, литература обрела качественно новые сдвиги. И это закономерно. Так как литература, целью которой является реальное отображение жизни, не могла пройти мимо науки, мимо "исторической, движущей, революционной силы" (8, 351) общества и людей науки, преданных изучению неизведанных тайн природы. И без отображения лучших черт этих людей, их морально-этических качеств, стало невозможным показ рождения нового человека - человека коммунистических идей. Отсюда исходит и проблема исследования жизни и деятельности ученых, значения их борьбы за благо общества. Поэтому частое обращение писателей к образу ученого является необходимостью, продиктованной самой жизнью.
I Здесь и далее первая цифра указывает порядковый номер источника в библиографии, следующие цифры - страницы.
Образ ученого в нашей литературе шел место еще до Октябрьской социалистической революции. В рассказах "Поединок", "Скучная история" Чехова, в романе "Отцы и дети" Тургенева созданы одни из первых образов ученых в русской литературе. А в романах "Русский лес", "Скутаревский" Л.Леонов изобразил образы советских ученых через их отношение к революции.
Однако яркое отображение образа ученого приходится на долю последних десятилетий. В эти годы увидели свет произведения Д.Гранина, М.Слуцкиеа, С.Залыгина, Н.Амосова, Д.Данина, В.Каверина, Н.Рыбака, А.Крона, П.Загребельного, Я.Голованова, А.Кикнадзе, В.Бабанлы, И.Шамякина, С.Сака, Г.Панджикидзе, А.Чиладзе и других. Эти произведения открыли широкие возможности для создания образа ученого в советской литературе. Теперь, углубляясь в изучение темы науки, писатели особое внимание уделили раскрытию научных проблем и психологии научного творчества. Каковы же были причины возникновения этой тенденции в произведениях об ученых?
Это объясняется ускоренным развитием научного прогресса. В течении последних десятилетий в различных отраслях науки, в частности, в физике и химии, биологии и математике, биохимии и физиологии, психофизиологии были сделаны значительные открытия. Несравненно возросла роль науки в развитии народного хозяйства и производительных сил. На февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС о значении достижений науки Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко сказал: "Интенсификация, ускоренное внедрение в производств во достижений науки. в конечном счете должно поднять на качественно новый уровень производительные силы нашего общества" (16, 14). Как видим, в дальнейшем без знания запросов времени и закономерностей развития науки стало невозможным понимание поступательного движения общества. Появилась необходимость художественного осмысления достижений различных отраслей науки, психологии научного труда. Теперь перед литературой встала задача показа "героизма научной деятельности и трагизма научного мышления" (58, 280), как об этом когда-то мечтал М.Горький.
Сегодня в своих лучших произведениях советские писатели все чаще прибегают к образному осмыслению научных проблем. Скажем, Даниил Гранин в романе "Иду на грозу" пишет о том, как в одном из крупных научных учреждений страны решаются сложные процессы управления реактивными лучами, использования энергии молнии и других природных явлений. Также "одним из вопросов наиболее живо волнующих многих писателей, драматургов и поэтов, стал. вопрос о времени и пространстве в том его аспекте, в котором он выступил в теории относительности А.Эйнштейна" (79, 119). Не остался незамеченным и революционный переворот в биологии - учение о генах. Все это дало новую пищу для литературной мысли. Литература взяла курс на постановку крупных научных проблем, на показ драмы научных идей. И такая тенденция характерна для вышеназванных мастеров слова.
Традиция отображения жизни ученых показательна и для казахской литературы, в особенности для прозы. Для глубокого ускорения темы науки в современной казахской прозе особую роль сыграла литература братских республик, например, русская литература. Блеете с тем в исследовании жизни ученых казахские писатели обращаются к богатому наследию родной литературы. Если заглянуть на историю возникновения этой темы, то обращает особое внимание творчество казахских просветителей-демократов конца XIX и начала XX веков. И поэтому их произведения, призывающие народ к просвещению и науке, имели огромное прогрессивное значение для последующих поколений. Выход из социально-экономического отставания, из многовековой неграмотности они, главным образом, видели в одном - в русской культуре, в русской науке. Потому их произведения стали источником благотворной и актуальной темы - темы науки.
Вместе с пропагандой идей науки, просветители-демократы создали первые образцы образа ученого в казахской литературе. Если в рассказах И.Алтынсарина "Ученый человек", "Вежливость", "Гордость", "Как можно разбогатеть" в образе ученого видим вежливого, скромного и честного человека, то в поэме "Искандер" Абая знакомимся с ярким образом выдающегося мыслителя Аристотеля. Здесь мыслитель Востока выступает в роли гуманиста-добродетеля, борющегося против кровавых походов алчного царя, который жаждет покорить все другие народы. Словом, в произведениях просветителей-демократов образ ученого показывался в положительном плане. Такое изображение ученых характерно для всех произведений казахских демократов того времени.
Из произведений казахских прозаиков, созданных после Великого Октября, в образе ученого, в первую очередь, вырисовывается облик русского ученого. Причиной этому служит тот факт, что в то время национальная интеллигенция, в частности, научная, была в стадии становления. Дружба, складывающаяся между русской и казахской интеллигенциями, интернационализм русских ученых, вложивших много сил для развития науки Казахстана, сразу же были замечены казахскими писателями. Изображая образы русских ученых, как истинных друзей, гуманистов-интернационалистов, казахские писатели постигали секреты и тайны их творческого труда, набирали опыт для воплощения образа национальной интеллигенции, и таким образом, прошли великую школу. В этом плане образ академика Вознесенского в "Моих сверстниках" С.Ерубаева, профессора Боброва в "Стойком племени" М.Ауэзова - первые образцы русских ученых в казахской прозе. Эта традищя получила широкую дорогу в нашей литературе и внесла' в нее дух интернационализма. Свидетельством тому - образ профессора Преобреженского в "Докторе Дарханове" З.Шашкина, академика Вергинского в "Завещании" И.Есенберлина, Усова в "Сокровищах медного купола" и научного работника Лаврушина в "Эхе" М.Сарсекеева, профессора Антона Ивановича в "Порыве" С.Габбасо-ва. Эти произведения родились, как свидетельство дружбы ученых двух народов и их борьбы за решения сложных научных проблем.
В 1960-80 гг., в годы расцвета этой темы, образы ученых получили глубокое отображение в произведениях С.Муканова, З.Шашкина, С.Бегалина, И.Есенберлина, А.Алимжанова, С.Бакбергенова, З.Кабдулова, С.Шаймерденова, М.Дуйсенова, А.Нуршаихова, М.Магауи-на, К.Жумадилова, У.Канахина, М.Сарсекеева, Р.Тохтарова, Д.Досжа-нова, К.Исабаева, К.Найманбаева, Д.Исабекова и других. Эти годы явились расцветом казахстанской науки. В отчетном докладе на ХУ съезде коммунистов республики член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана тов.Д.А.Кунаев сказал: "Свыше 700 докторов и 10 тысяч кандидатов наук составляют ядро казахстанской науки. Ими разработан ряд важнейших научных направлений. Многие их исследования известны во всем мире" (19, 58).
Таков путь становления образа ученого в современной казахской прозе. Произведения этих писателей обогатили нашу литературу новыми образами и сюжетными линиями.
Вместе с тем, в казахскую художественную прозу явились образы крупных ученых, как Аль-Фараби, Чокан Валиханов, Каныш Сат-паев, живших и трудившихся в разных исторических эпохах. Это было весомым достижением казахской прозы. Казахские прозаики, начиная от пропаганды идей науки просветителями-демократами, до создания образа крупного ученого накопили богатый опыт и прошли большую школу постижения образа научной интеллигенции. Знакомясь с лучшими образцами русской литературы, они сделали крупный шаг в этом направлении.
Создание образа ученого - одна из малоисследованных тем в советском литературоведении. Монография Н.И.Черной "Ученый в современной советской прозе", где анализируется ряд современных романов и повестей, вносит существенный вклад в изучение этой темы.
Автора монографии интересует, как в сознании героев произведений воплотились черты нового, своеобразие морально-этических . проблем. "Художественная проза наших дней (роман, повесть) в области образного осмысления морально-этических проблем современной науки делает пока лишь первые шаги. Однако как чрезвычайная важность и актуальность данной проблематики, так и первые успехи, одержанные нашими советскими писателями, позволяют надеяться на то, что и на этом новом для нее направлении советская литература окажется на высоте требований времени" (160, 168),- пишет автор в своей работе.
По-новому к такой важной теме современной советской литературы, как роль науки и искусства в нашем обществе, теме ответственности ученого подходит известный критик и литературовед Ю.Суровцев в книге "Люди искусства и науки в современном советском романе". "В период НТР и в условиях развитого социализма, когда наука становится производительной силой. в этот период и в этих условиях возникает массовый общественный интерес и актуальная потребность в художественном, "человеческом" исследовании мира науки и мира искусства" (148, 12), - размышляет автор в своей книге. Потребность художественного осмысления мира науки и жизни ученых автор ставит как социально-эстетическую проблему всей советской литературы.
Немаловажный вклад в изучении этой темы в украинской литературе вносит работа В.Телехова "Наука и современный украинский советский роман". Данное исследование посвящено теоретическому рассмотрению вопросов научного прогресса и литературы, анализу социальной активности героев украинской литературы.
Названными работами не ограничивается круг исследований в советском литературоведении, которое изучает темы воплощения во^ просов науки и создания образа ученого.
Мысли об образе ученого встречаются и в трудах казахских литературоведов и исследователей. В монографиях и трудах М.Каратаева, Р.Бердибаева, Ш.Елеукенова, С.Кирабаева, М.Атымова, Ф.Ора-заева, Н.Габдуллина, К.Смаилова, Ш.Сатпаева, М.Хасенова, Р.Нур-галиева, А.Дербисалиева, Б.Майтанова и других встречаются отдельные высказывания об образе ученого. До сего времени в полном объеме и системно не изучена эта тема казахскими литературоведами. Рассмотрение образа ученого не ставилось до сих пор, как литературная проблема и не получило достойную научную оценку. Сегодня в исследовании образа ученого мы довольствуемся лишь отдельными высказываниями литературоведов (см.: 82, 256-258; 32; 132, 53-54, 110—112; 147, 183-184; 72, 150-153; 54; 121; 46; 70, 248-250; 127, 20-39; 154, 62-68; 125, 208-210; 122, 287-301; 84, 127; 83, 133-152; 93, 61-99; 94, 91-99; 45, 57-58; 95, 89*112; 73, 30, 3640) и материалами периодической печати (также см.: 34; 144). Но и в них создание образа ученого рассматривается наряду с другими проблемами литературы. Этот факт и определил выбор темы диссертации и необходимость специального рассмотрения образа ученого в современной казахской прозе.
Цель и задача исследования. Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию генезиса и становления образа ученого в казахской советской художественной прозе, проблем, связанных с художественным конфликтом и психологическим анализом характера героя.
Генезис и пути становления образа ученого рассматриваются на фоне исторической действительности того времени, раскрывается значение произведений просветителей-демократов конца XIX и начала XX веков. Главное внимание уделяется особенностям постановки и решения центральной социально-этической проблемы, выдвинутой развитием НТР - проблемы нравственной ответственности ученого.
Целью диссертационного исследования является и выявление общих тенденций, наиболее типичных недостатков в процессе создания образа ученого. Исходя из этого, сделана попытка: проследить генезис и пути становления образа ученого в казахской советской прозе; проанализировать основные произведения современной казахской прозы об ученых, в сопоставлении с аналогическими трудами писателей братских республик; выявить основные виды художественного конфликта, дать их научную классификацию; раскрыть черты нового в сознании и психике героев, рассмотреть их морально-этические достоинства; показать основные тенденции в процессе создания образа ученого.
Методологической основой диссертации явились труды основоположников марксизма-ленинизма, их выводы и суждения о литературе, реализме и художественном творчестве, в частности, принципах и закономерностях художественного отражения действительности; материалы ХХУ1 съезда КПСС и последующих партийных Пленумов.
Источниковедческая база работы. Автор использовал многочисленные произведения современной казахской прозы об ученых, также дореволюционного и послереволюционного периодов казахской литературы. Кроме того, пользуется трудами советских писателей о научной интеллигенции, монографиями и исследованиями советских и казахских литературоведов.
Степень новизны. I) Диссертация является первой специальной работой, в которой систематически и в полном объеме рассмотрены генезис, пути становления и проблемы создания образа ученого в современной казахской прозе. 2) Впервые глубоко и системно анализированы основные произведения казахской советской прозы об ученых. 3) Выявлены основные виды художественного конфликта, дана их научная классификация. 4) Впервые в тесной связи с НТР рассмотрены морально-этические достоинства героев, черты нового в сознании ученого и психология научной деятельности. 5) Определено состояние психологического анализа в процессе создания образа ученого. 6) Прослежены основные тенденции и наиболее типичные недостатки современной казахской прозы об ученых и пути их решения.
Практическая ценность исследования вытекает из изложенного выше. I. Работа содержит полные и систематизированные сведения о генезисе, путях становления образа ученого в казахской прозе. Поэтому ее материалы могут быть использованы исследователями при анализе других аспектов казахской литературы. 2,. Материалы ее также могут быть применены в учебном процессе вузов по общим и специальным курсам советской литературы. 3. Основные результаты исследования могут быть полезны и для писателей.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры казахской литературы филологического факультета Казахского государственного университета имени С.М.Кирова и на кафедре казахской литературы Казахского педагогического института имени Абая.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема создания образа ученого в казахской советской художественной прозе"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научно-технический прогресс, играющий особую роль в развитии народного хозяйства - явление нашей жизни, реальная правда. Без науки нет прогресса, нет возможности строить новое общество. Наука - основа промышленности с большой потенциальной силой, ее кровная аорта, а "тесная интеграция науки с производством - настоятельное требование современной эпохи" (15, 44). Потому трудно оценить роль науки в решении глобальных проблем народного хозяйства и в развитии нашего общества.
Отсюда и родилась необходимость показа в литературе дыхания научного мира. Творческий труд ученых в различных отраслях науки, их борьбы за развитие народного хозяйства, неустанные поиски путей научных открытий не могли не заинтересовать современных писателей. Художественное изображение беспокойного труда ученых на благо общества имеет особое значение. Высокие моральные достоинства ученых, их активная жизненная позиция, преданность коммунистическим идеалам - пример для подрастающего поколения. Таким образом, углубленный интерес в науке, к жизни ученых в литературе - неслучайное явление, а необходимость, продиктованная самой жизнью, развитием общества.
Тема науки в казахскую советскую литературу пришла через творчество просветителей-демократов конца XIX и начала XX веков. Звавшие к просвещению, к науке Чокан Валиханов, Ибрай Алтынса-рин, Абай Кунанбаев, их поэзия и прозаические произведения - начало пропаганды науки, создания образа ученого, начальный этап досоветской эпохи нашей литературы. Выход из социально-экономического отставания, из многовековой неграмотности они главным образом видели в одном - в русской культуре, в русской науке.
Потому их произведения - произведения, имеющие огромное прогрессивное значение, которые подготовили благоприятную почву для расширения темы науки.
Вместе с пропагандой темы науки просветители-демократы создали первые образцы образов ученых. Если в рассказах И.Алтынса-рина "Ученый человек", "Вежливость", "Гордость", "Как можно разбогатеть" ученый показан воспитанным, скромным, трудолюбивым, то Абай в поэме "Искандер" и в "Словах назиданий" создал образы ученых-философов Аристотеля, Сократа и раскрыл их глубокие гуманистические достоинства. Основной конфликт этих произведений -конфликт между насилием и благородством, злом и мудростью. Абай через образы Аристотеля и Сократа в облик ученого вложил все лучшие достоинства человека, показал их, как больших гуманистов-борцов за счастье людей. И вообще, в произведениях демократов конца XIX и начала XX веков образ ученого создавался, как правило, в положительном плане. Такое изображение ученых характерно для всех произведений казахских просветителей-демократов.
Из произведений казахских прозаиков, созданных после Великого Октября, в образе ученого, в первую очередь, вырисовывается облик русского ученого. Причиной тому служит тот факт, что в то время национальная интеллигенция, в частности, научная была в стадии становления. Дружба и взаимоотношение, складывающиеся между русской и казахской интеллигенциями, интернационализм русских ученых, вложивших много сил для развития науки Казахстана, сразу же был замечен казахскими писателями. Изображая образы русских ученых, как истинных друзей, гуманистов-интернационалистов, казахские писатели постигали секреты и тайны их творческого труда, набирали опыт для воплощения образа национальной интеллигенции, и, таким образом, прошли великую школу. В этом плане образ академика Вознесенского в "Моих сверстниках" С.Ерубаева, профессора Боброва в "Стойком племени" М.Ауэзова -первые образцы образов русских ученых. Эта традиция получила широкую дорогу в казахской литературе, и образы ученых внесли в нее дух интернационализма. Свидетельством тому "Доктор Дарханов" З.Шашкина, "Годы возмужания" С.Муканова, "Завещание" И.Есенбер-лина, "Сокровища медного купола", "Эхо" М.Сарсекеева, "Порыв" С.Габбасова. Эти произведения родились, как свидетельство дружбы ученых двух народов и борьбы за решение сложных научных проблем.
Однако, в казахской советской литературе показ образа ученого получил свое развитие в последних десятилетиях. Если до этого образ ученого встречался лишь в отдельных произведениях, в маленьких эпизодах, то теперь казахские прозаики поднялись до уровня сложных образов, как Аль-Фараби, Чокан Валиханов, Каныш Сатпаев, взяли курс на изображение образов крупных ученых, живших в различных исторических и социальных эпохах. На самом деле, не могли быть незамеченными Аль-Фараби, анализировавший и исследовавший труды Аристотеля и Птолемея, Платона и Евклида, названный "Аристотелем Востока" или первый казахский ученый XIX века Чокан Валиханов, Каныш Сатпаев - первый казахский ученый -президент, организатор научной мысли республики. В произведениях С.Муканова, С.Бегалина, А.Алимжанова, С.Бакбергенова, Д.Досжано-ва, А.Машанова, М.Сарсекеева и других писателей, названные ученые показаны в тесной связи со своей эпохой, со своими положительными и отрицательными чертами характера, с конфликтами внутреннего мира. Поэтому эти три образа можно считать достижениями не только произведений, где созданы образы ученых, но и всей казахской прозы. Несмотря на то, что они являются представителями разных эпох и времен, в них есть несколько общих характерных черт. Это: I) гуманистические достоинства ученых; 2) интернационализм; 3) творческая их активность.
Велико их воспитательное и практическое значение для последующего подрастающего поколения. Молодежь, которая строит коммунистическое общество, в особенности, молодые ученые из этих произведений извлекают для себя много полезного: они проходят через большую школу воспитания, учатся честности в достижении своей цели, впитывают в себя лучшие моральные качества. В этом и заключается их значение.
Произведения казахских прозаиков, где созданы образы ученых, запоминаются не только своими особенностями художественного конфликта, но и правдивым изображением судеб героев в реальных жизненных ситуациях. Здесь художественные конфликты способствуют раскрытию образа ученого, к показу его в постоянном движении, росте, эволюции, говоря, другими словами, художественный конфликт дает возможность показать образ ученого в центре общественно-политической жизни, в тесной связи с трудовым коллективом, в решении научных проблем. В этой связи, в названных произведениях мы отмечаем три осноеных вида литературно-художественных конфликтов:
1. Конфликт, связанный с противоречиями научных идей и мировоззрений ученых;
2. Столкновение социалистического сознания с мещанской психологией;
3. Конфликт внутреннего мира отдельного героя.
Индивидуальные отличия этих художественных конфликтов связаны с противоречиями нового и старого, передового и изжившего в научном творчестве, различными моральными достоинствами отдельного человека.
Подобные литературно-художественные конфликты встречаются в прозе последних десятилетии, где глубоко художественно исследованы жизнь ученых, мир науки. Следует подчеркнуть, что эти три вида художественных конфликтов, раскрывающие взаимоотношения героев, особенности их характеров служат для создания яркого образа.
Вместе с тем, в этих произведениях можно заметить еще две особенности. Первая - редкое обращение казахских прозаиков к конфликту научных идей. Можно даже смело сказать, что это- еще не полностью находит отражение в казахской прозе. Не прибегая к конфликтам научных идей, невозможно изобразить проблемы сегодняшней науки, научные преобразования, достижения ученых, которые трудятся на благо нашего общества. Следовательно, казахские прозаики шесте с показом столкновений морально-этических достоинств ученых, не должны обходить и конфликты научных идей. Образ ученого должен получить свое реальное отражение в литературе путем их показа непосредственно через решение ими научных проблем.
Вторая особенность произведений казахских прозаиков - это построение литературно-художественного конфликта между одаренным и бесталанным учеными. Это приводит к тому, что талантливый ученый определяется в разряд положительных героев, а бесталанный - в разряд отрицательных. В результате этого мы получаем сюжетные и эпизодные повторы, а героев подразделяем на положительные и отрицательные. Поэтому такое построение конфликта приводит к односторонней тенденции. Напротив этого, в современной многонациональной советской литературе немало произведений, где художественный конфликт строится между двумя талантливыми учеными. Значит, такие примеры должны занять достойное место и в казахской литературе.
Путь к изображению внутреннего мира, радости и переживания, диалектики духовного мира литературного героя становится возможным только при полнокровном раскрытии его психологии. Без глубокого анализа психологии героя невозможно создать ни ярко выраженного образа, ни сложного характера. В этой связи следует подчеркнуть, что казахские писатели уделяют большое внимание показу внутренней душевной драмы героя, его взгляда на общество, на людей. Психологизм ученых встречается и в непосредственном повествовании, и в диалогах героев, и во внутренних монологах, и даже косвенным образом, в изображении поступков литературных персонажей. Среди них, конечно, особое место занимает внутренний монолог героя. Они включают в себя думы и чаяния героя, конфликты его внутреннего мира, эволюцию духовного развития. Подтверждением тому являются внутренние монологи героев произведений З.Шашкина, й.Есенберлина, А.Алимжанова, З.Кабдулова, Р.Токтарова, М.Магауина, Д.Исабекова и других писателей. Здесь эти монологи превратились в верный художественный инструмент для раскрытия психологии героя. К тому же, из них узнаем о специальности героя, об отрасли науки, где он трудится, психологии научной работы. Таким образом, читатель, постигая характер ученого, в то же время получает богатые сведения о научных проблемах, то есть расширяет свой кругозор, обогащает знания.
Однако в психологизме ученого заметны два типичных недостатка. Первый - построение психологизма героя на мелкотемии, елабость его социальной ориентации, что приводит к неполному отражению жизненной правды. Подобнее монологи, которые не поднимаются выше интимных взаимоотношений, до уровня глубоких размышлений о человеке, об обществе, свидетельствуют об узости писательского видения, мышления.
Второй - передача психологизма ученого вне жизненных обстоятельств, оторванность героя от конкретной психологической ситуации. Психологизм героя, показанный вне конкретной реальной ситуации, легко превращается в ложь. Такой психологизм не в состоянии передать мысли и духовный мир героя. Словом, показ героя вне объективных ситуаций приводит к ложным размышлениям. Значит, создание полнокровного образа ученого достигается путем глубокого изучения научных открытий, достоверных художественных конфликтов, правдивой передачи психологизма героя в конкретных жизненных ситуациях. К тому же, герой должен быть в тесной связи с научным коллективом, где он сам трудится и участвует в решении актуальных научных проблем. Это и есть самая главная проблема, стоящая перед казахскими прозаиками.
Следует обратить внимание и на то, что героями исследованных произведений, в основном, являются представители гуманитарных наук. А представители естественных наук, которые вносят огромный вклад в развитие социалистического общества, в прозе встречаются крайне редко. Думается, казахские писатели не должны забывать об ученых-естественниках.
Подводя итоги исследуемых материалов диссертации, подчеркнем, что образ ученого - это тот самый сложный образ, имеющий глубокие исторические корни, генезис и пути становления, который берет свое начало из произведений просветителей-демократов конца XIX и начала XX веков и имеет достойное продолжение в современной казахской литературе. В создании яркого образа ученого весомы успехи сегодняшних казахских прозаиков. И в то же время перед ними лежат актуальные проблемы, о которых говорилось в диссертации. Решение их и является главной задачей казахской художественной прозы, тесно связанной с жизнью.
Список научной литературыКерейкулов, Камбар Калугулович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Маркс К. О Прудоне. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.16, с.24-31.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология, гл.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.З, с.15-78.
3. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.13, с.5-9.
4. Маркс К. Письмо П.В.Анненкову, 28 декабря 1846 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.27, с.401-412.
5. Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль. К истории немецкой культуры. Против Карла Гейнцена. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.4, с.291-321.
6. Энгельс Ф. Письмо М.Гаркнесс, начало апреля 1888 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.37, с.35-37.
7. Энгельс Ф. Карл Маркс. "К критике политической экономии". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.13, с.489-499.
8. Энгельс Ф. Похороны Карла Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.19, с.350-354.
9. Энгельс Ф. Диалектика. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.20, с.384^390.
10. Ленин В.И. Роза Люксембург и польский "Партия форстанд" по следам Мартова. Полн.собр.соч., т.54, с.361-366.
11. Ленин В.И. Письмо А.М.Горькому, 16 ноября 1924 г. Полн. собр.соч., 5-ое изд., т.47, с.219-220.
12. Ленин В.И. Философские тетради. Из конспекта книги Гегеля "Наука логики". В кн.: Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. М.: Худож. лит-ра, 1979, 827 с.
13. Ленин В.И. Философские тетради. М.: Политиздат, 1978. ХХ1У, 752 с. с илл.
14. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм: Критические заметки об одной реакционной философии. М.: Политиздат, 1979, 384 с. с илл.
15. Брежнев Л.И. Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики: Доклад ХХУ1 съезду КПСС 23 февраля 1981 г. В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с.3-80.
16. Черненко К.У. Речь на внеочередном Пленуме ЦК КПСС 13 февраля 1984 года. В кн.: Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС. М.: Политиздат, 1984, с.7-22.
17. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 14 июня 1983 года. В кн.: Черненко К.У. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1984, с.574-601.
18. Тихонов Н.А. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года. Доклад ХХУ1 съезду КПСС 27 февраля 198I г. В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с.131-205.
19. Аврелий М. Наедине с тобой. Размышления. М., 1914.
20. Айтматов Ч. Ответь себе. В кн.: Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою. Очерки, статьи, беседы, интервью. (Авт.предисл. В.Левченко). 2-ое изд. Фрунзе: Кыргызстан, 1979, с.102-107.
21. Ауэзов М. Жизнь и произведения. В кн.: Ауэзов М. Сочинения в 12-ти томах, т.12 (на каз.яз.). Алма-Ата: Жазушы, 1969, с.150-156.
22. Ауэзов М. Требование времени. В кн.: Ауэзов М. Собр.соч.: В 12-ти томах, т.12 (на каз.яз.). Алма-Ата: Жазушы, 1969, с.493-499.
23. Ауэзов М. З.Ыашкину. Казах адебиети: Орган правления Союза писателей Казахстана (на каз.яз.), 1961, 30 июля.
24. Ауэзов М. Мысли разных лет. По литературным тропам. Алма-Ата: Казгослитиздат, 196I, 542 с.
25. Ауэзов М. Время и литература (на каз.яз.). Алма-Ата: Казгослитиздат, 1962, 428 с.
26. Ауэзов М. Традиции русского реализма и казахская дореволюционная литература. В кн.: Ауэзов М. Мысли разных лет (по литературным тропам). Алма-Ата: Казгослитиздат, 1961, с.153-174.
27. Ауэзова Л.М. Исторические основы эпопеи "Путь Абая". Алма-Ата: Наука, 1969, 314 с. с илл.
28. Алтынсарин И. Письмо Н.И.Ильминскому. 31 августа 1871 г. -В кн.: Алтынсарин И. Избр.произведения. Алма-Ата: Изд-во Академии наук Казахской ССР, 1957, с.326-327.
29. Аристотель. Поэтика. В кн.: Аристотель и античная литература. М.: Наука, 1978, c.III-163.
30. Алимжанов А. Уроки Мухтара Ауэзова. Простор, 1977, 12.
31. Атымов М. Поэтика казахских романов (на каз.яз.). Алма-Ата: Наука, 1975, 312 с.
32. Атымов М. .И настало время полнокровных образов (Ири галым-дар бейнеси жасалса.). Научно-популярный журнал "Билимжане енбек" (на каз.яз.), Алма-Ата, I982-, 9.
33. Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности. Вопросы литературы, 1978, № 12.
34. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож.лит-ра, 1975, 504 с.
35. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1947 года. -Полн.собр.соч.: В 13-ти томах. М.: 1953-1959, т.10, с.279-358.
36. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Полн. собр.соч.: В 13-ти томах. М.: 1953-1959, т.5, с.7-67.
37. Белинский В.Г. 0 русской повести и повестях Гоголя. Полн. собр.соч.: В 13—ти томах. М.: 1953-1959, т.1, с.100-147.
38. Белинский В.Г. Литературные мечтания. Элегия в прозе. -Полн.собр.соч.: В 13-ти томах. М.: 1953-1959, т.1, с.10-14.
39. Белинский В.Г. Письмо Н.В.Гоголю. Полн.собр.соч.: В 13-ти томах. М.: 1953-1959, т.10, с.212-220.
40. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. Л.: Худож.лит-ра, 1978, 222 с.
41. Бушмин А.С. 0 художественных формах в литературе социалистического реализма. В кн.: Бушмин А.С. Наука о литературе. М.: Современник, 1980, с.277-320.
42. Бондарев 10. Из выступления участников УП съезда писателей СССР. Литературная газета, 1981, 8 июля.
43. Бердибаев Р. От легенды к роману. Алма-Ата: Жазушы, 1976, 223 с.
44. Бердибаев Р. В главном направлениии. В кн.: Писатель и время. Восьмая книга (на каз.яз.). Алма-Ата: Жазушы, 1981, с.57-58.
45. Бердибаев Р. Казахский исторический роман (на каз.яз.).
46. Алма-Ата: Наука, 1979, 240 с.
47. Благой Д. Литературный процесс и его закономерности. В кн.: Благой Д. От Кантемира до наших дней. 2-ое изд., т.1. М.: Худож.лит-ра, 1979, с.9-25.
48. Валиханов Ч.Ч. Смерть и поминка Кукетая хана. В кн.: Ва-лиханов Ч.Ч. Избранные (на каз.яз.). Алма-Ата: Жазушы, 1980, с.164-194.
49. Валиханов Ч.Ч. Отрывок из дневника. Трактация о романах вообще, о романах, написанных е.п. самим. В кн.: Валиханов Ч.Ч. Собр.соч.: В 5-ти томах, Алма-Ата: Изд-во Академии наук Казахской ССР, 1964, т.З, с.42-45.
50. Валиханов Ч.Ч. 0 состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-лу. В кн.: Валиханов Ч.Ч. Избранные (на каз.яз.). Алма-Ата: Жазушы, 1980, с.335-337.
51. Вайман С. Бальзаковский парадокс. М.: Сов.пис., 1981, 368 с.
52. Василев С. Теория отражения и художественное творчество. Пер. с болг. гл.: Прогресс, 1970, 496 с.
53. Боровский В.В. Леонид Андреев. В кн.: Боровский В.В. Литературно-критические статьи, to.: Гос.изд.худ.лит., 1956, с.269-310.
54. Габдуллин Н. Облик современника (на каз.яз.). Алма-Ата: Жазушы, 1972, 224 с.
55. Гинзбург Л. 0 психологической прозе. Ji.: Худож.лит-ра, 1977, 448 с.
56. Гинзбург Л. 0 лирике. 2-ое изд.доп. Л.: Сов.пис., 1974, 408 с.
57. Горбунова Е. Эстетическое богатство литературы и проблемы взаимодействия. В кн.: Живое единство. 0 взаимовлиянии литератур народов СССР. Сборник. М.: Сов.пис., 1974, с.45-97.
58. Горький М. Письмо А.Д.Сперанскому. 17 января 1933 г. В кн.: Горький М. Собр.соч.: В 30-и томах. М., 1949-1955, т.З, с.280-282.
59. Горький М. Письмо начинающим литераторам. Собр.соч.: В 30-и томах. М., 1949-1955, т.25, с.116-145.
60. Горький М. Литературные забавы. Собр.соч.: В 30-и томах. М., 1949-1955, т.27, с.242-276.
61. Гранин Д. Два крыла. "Правда", 29 мая 1978 г.
62. Гранин Д. 0 времени и о человеке. В кн.: Литература и современность. Сб. Jfc 17. Статьи о литературе. М.: Худож. лит-ра, 1980, с.37-60. .
63. Громов П. 0 стиле Льва Толстого. Становление. "Диалектика души". Л.: Худож.лит-ра, 1971, 390 с.
64. Джумалиев К. Вопросы истории казахской литературы и язык поэзии Абая (на каз.яз.). Алма-Ата: Казгослитиздат, I960, т.2, 364 с.
65. Джумалиев К. Абай первый поэт-психолог. - В кн.: Джумалиев К. Вопросы истории казахской литературы и язык поэзии Абая (на каз.яз.). Алма-Ата: Казгослитиздат, I960, т.2,с.303-312.
66. Джусойты Н. От сказителя к писателю путь далекий. - Вопросы литературы, 1971, 9.
67. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л.: Сов.пис., 1980, 596 с.
68. Достоевская А.Г. Знакомство с Достоевским. Замужество. — В кн.: Достоевская А.Г. Воспоминания. Серия литературных мемуаров. М.: Худож.лит-ра, 1981, с.59-120.
69. Добролюбов Н.А. 0 русском историческом романе. Собр.соч.: В 9-ти томах. М., I96I-I964, т.1, с.89-99.
70. Дербисалиев А. Родники (на каз.яз.) Алма-Ата: Жазушы, 1982, 254 с.
71. Егоров А. Проблемы эстетики. М.: Сов.пис., 1977, 464 с.
72. Елеукенов Ш. Духовный мир современника. Литературная критика (на каз.яз.). Алма-Ата: Жазушы, 1977, 298 с.
73. Елеукенов Ш. Герой нашего времени. Б кн.: Писатель и время. Четвертая книга (на каз.яз.). Алма-Ата: Жазушы, 1976, с.21-55.
74. Елеукенов Ш. Коль тебя назвали Человеком. В кн.: Елеукенов Ш. Духовный мир современника. Литературная критика (на каз.яз.). Алма-Ата: Жазушы, 1977, о,131-165.
75. Елеукенов Ш. С думой проникнув. В кн.: Елеукенов Ш. Духовный мир современника. Литературная критика (на каз.яз.). Алма-Ата: Жазушы, 1977, с.271-298.
76. Елеукенов Ш. История и художественная правда. В кн.: Елеукенов Ш. Духовный мир современника. Литературная критикана каз.яз.). Алма-Ата: Жазушы, 1977, с.82-130.
77. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977, 320 с.
78. Ермилова Е.В. Лирическое "я" и поэт. В кн.: Проблемы художественной формы социалистического реализма. В 2-х томах. М.: Наука, т.1, с.363-384.
79. Ивашева В. На пороге XXI века. М.: Худож.лит-ра, 1979, 318 с.
80. Исмаилов Е. Взаимосвязь и взаимодействие братских литератур. В кн.: Исмаилов Е. К новому рубежу (сборник критических и исследовательских статей) (на каз.яз.). Алма-Ата: Казгослитиздат, 1962, с.83-86.
81. Каратаев М. В семье единой. Алма-Ата: Жазушы, 1976, 388 с.
82. Каратаев М. В духе революции (на каз.яз.). Алма-Ата: Жазушы, 1978, 414 с.
83. Каратаев М. Академик из народа. В кн.: Вершины впереди. М.: Сов.пис., 1977, с.133-152.
84. Каратаев М. Увиденное и пережитое (на каз.яз.) Алма-Ата: Жалын, 1982, 276 с.
85. Каратаев М. Становление социалистического реализма в казахской прозе (на каз.яз.) Алма-Ата: Наука, 1965, 408 с.
86. Каратаев М. От эпоса к эпопее (на каз.яз.) Алма-Ата: Жазушы, 1969, 443 с.
87. Кабдулов 3. Искусство слова (на каз.яз.) Алма-Ата: Мектеп, 1976, 376 с.
88. Катаев В. Святой колодец. Собр.соч.: В 9-и томах. М.: Худож. лит-ра, 1972, т.9, с.218-219.
89. Кедрина 3. Социалистический реализм и развитие многонациональной советской литературы. В кн.: Социалистический pea*лизм на современном этапе его развития. М.: Наука, 1977, с.53-95.
90. Кедрина 3. Роман и время. В кн.: Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука, 1978, с.54-89.
91. Кедров Б.М., Есенов Ш.Е., Касымжанов Х.Х. Философские мировоззрения Аль-Фараби. В кн.: Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1973, с.10-51.
92. Кенжебаев Б. Казахские писатели-демократы начала XIX века (на каз.яз.) Алма-Ата: Казгослитиздат, 1958, 306 с.
93. Кенжебаев Б. Вопросы истории казахской литературы (на каз. яз.) Алма-Ата: Наука, 1973, 166 с.
94. Кереева-Канафиева K.lu. Русско-казахское литературные отношения. Алма-Ата: Казахстан, 1975, 276 с.
95. Кереева-Канафиева К.Ш. Ч.Ч.Валиханов и Ф.М.Достоевский. -В кн.: Русско-казахское литературные отношения. Алма-Ата: Казахстан, 1975, с.89-112.
96. Кирабаев С. В поисках правды (на каз.яз.) Алма-Ата: Жа-лын, 1981, 251 с.
97. Китайгородский А. Несколько мыслей физика об искусстве. -Вопросы литературы, 1964, № 8.
98. Ковский В. Мысли и сердце. В кн.: Литература и современность. Сб. }£ 17. Статьи о литературе. М.: Худож.лит-ра, 1980, с.60-85.
99. Кон И.С. Моральное "Я" и жизненная позиция. В кн.: Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978, с.349-366.
100. Конрад X. Лирико-психологический литовский роман. В кн.: Современный советский роман. Философские аспекты. Л.: Наука, 1979, с.163-177.
101. Кисилева Л. Об особенностях психологизма в прозе. В кн.: Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма. М.: Наука, 1980, с.160-194.
102. Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе (1920-е годы). Л.: Наука, 1980, 112 с.
103. Косенко П. Иртыш и Нева. Алма-Ата: Жазушы, 197I, 260 с.
104. Косенко П. Казаков сад. В кн.: Косенко П. Иртыш и Нева. Алма-Ата: Жазушы, 197I, с.41-56.
105. Косенко П. Не исключая родного брата. В кн.: Косенко П. Иртыш и Нева. Алма-Ата: Жазушы, 197I, с.57-65.
106. Левитов Н.Д. Психология характера. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Просвещение, 1969, 424 с.
107. Лизунова Е.В. М.Ауэзов классик мировой литературы. Вестник АН Казахской ССР, 1977, В 9.
108. Лизунова Е.В. Современный казахский роман. Алма-Ата: ■ Наука, 1964, 360 с.
109. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974, 208 с.
110. Лейзеров Н.Л. Опережающее отражение и художественное творчество. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: Прогресс, 1980, с.193-203.
111. Ломидзе Г. Ленинизм и судьбы национальных литератур. М.: Современник, 1974, 328 с.
112. Ломидзе Г. Единая, разноязычная. В кн.: Ломидзе Г. Чувство великой общности. Статьи о советской многонациональной литературе. М.: Сов.пис., 1978, с.5-62.
113. Ломидзе Г. Новаторство советской многонациональной литературы. В кн.: Великий Октябрь и литературный процесс современной эпохи (I9I7-I977). М.: Наука, 1979, с.39-61.
114. Ленинская теория отражения и современная наука. Теория отражения и обществознания. София. Наука и искусство, 1973, 370 с.
115. Леонов Л. По координатам жизни. Вопросы литературы, 1966, JS 6.
116. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-ое изд. -М.: Политиздат, 1977» 304 с.
117. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии (общ.ред., вст.статья и комментарии Г.М.Фридлендера,. М.: Гос. изд-во худож.литературы, 1957, 519 с.
118. Лессинг Г.Э. Гамбургская драматургия. Под общей редакцией Мих. Лифщица. М.-Л.: Академия, 1936, 459 с.
119. Лилов Л. Природа художественного творчества. Перевод с болгарского А.Атанасовой. М.: Искусство, 1981, 479 с.
120. Маргулан А. Жизнь и деятельность Ч.Ч.Валиханова. В кн.: Чокан Валиханов. Избранные (на каз.яз.) Алма-Ата: Жазушы, 1980, с.5-103.
121. Майтанов Б. Образ современника в казахской прозе (на каз. яз.). Алма-Ата: Наука, 1982, 148 с.
122. Майтанов Б. Образ современника в казахском романе. В кн.: Традиции и новаторство в литературе (на каз.яз.) - Алма-Ата: Наука, 1980, с.278-315.
123. Майтанов Б. Психологизм новое направление в прозе. - В кн.: Писатель и время. Книга седьмая (на каз.яз.). Алма-Ата: Жазушы, 1980, с.189-207.
124. Мотылева Т. Внутренний монолог и "поток сознания". Вопросы литературы, 1965, № I.
125. Нагметов А. Повесть и герой. В кн.: Традиции и новаторство в литературе (на каз.яз.) - Алма-Ата: Наука, 1980,с.178-235.
126. Нургалиев Р. Роль социально-эстетического в романе. В кн.: Писатель и время. Книга седьмая (на каз.яз.). А.лма-Ата: Жазушы, 1980, с.238-250.
127. Нуркатов А. Продолжая традиции (на каз.яз.). Исследования и критические статьи. Алма-Ата: Жазушы, 1980, 309 с.
128. Нуркатов А. Сын века. В кн.: Продолжая традиции. Исследования и критические статьи. Алма-Ата: Жазушы, 1980,с.20-39.
129. Овчаренко А.И. М.Горький и литературные искания XX столетия. 2-ое изд. доп. М.: Сов.пис., 1978, 512 с.
130. Оганов А.А. Диалектическое снятие объективного и субъективного в художественном творчестве. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: Прогресс, 1980, с.180-192.
131. Османова 3. Взаимосвязи литератур и проблемы изображения личности. В кн.: Взаимосвязи литератур и художественная культура развитого социализма. М.: Наука, 1977, с.82-106.
132. Оразаев Ф. Рулевые (на каз.яз.) Алма-Ата: Жазушы, 1973, 128 с.
133. Плеханов Г.В. Письма без адреса. В кн.: Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства. - В 2-х томах. М.: Искусство, 1978, т.1, с.144-261.
134. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. Изд-во МГУ, 1976, 208 с.
135. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. Редколлегия: М.Ф.Овсянников (пред.) и др.сост., вступ.статья и примеч. И.В.Иван, А.И.Колодкой. М.: Искусство, 1976, 614 с.
136. Преемственность в казахской поэзии. Монография (на каз.яз.) Алма-Ата: Наука, 1981, 320 с.
137. Проблемы психологизма в советской литературе. Л.: Наука, 1970, 396 с.
138. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. -М.: Наука, 1957, 328 с.
139. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1940, 516 с.
140. Савостьянов Е.И. Теория отражения и художественное творчество. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: Прогресс, 1980, с.159-167.
141. Садыков Т. Психологический анализ и характер. В кн.: Писатель и время. Книга шестая (на каз.яз.) Алма-Ата: Жазушы, 1978, с.258-268.
142. Сериккалиев 3., Сериккалиева Э. Мерой разума. Исследование по литературе и эстетике. Особенности научного и художественного познания (на каз.яз.) Алма-Ата: Жазушы, 1976, 304 с.
143. Сент-Экзюпери А. Сочинения. М.: Худож.лит-ра, 1964, 695 с. с илл.
144. Смайлов К. НТР и ее отражение в казахской литературе. -Литературно-художественный журнал "Жулдуз": Орган правления Союза писателей Казахстана (на каз.яз.), 1979, ,№ 4.
145. См. итоговой материал "Литературной газеты" за 19 сентября 1973 г.
146. Стасов В.В. 0 значении Брюллова и Иванова в русском искусстве. В кн.: Стасов В.В. Избр.соч. в 3-х томах. М.: Искусство, 1952, т.1, с.44-47.
147. Сатпаева lii. Литературные связи (на каз.яз.) Алма-Ата: Жазушы, 1974, 215 с.
148. Суровцев Ю. Люди искусства и науки в современном советском романе. М.: Знание, 1976, 63 с.
149. Тынянов Ю. Литературный факт. В кн.: Тынянов Ю. Поэтика.
150. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977, с.255-270.
151. Традиции и новаторство в художественном освоении действительности. Алма-Ата: Наука, 1981, 148 с.
152. Традиции и новаторство в литературе (монография на каз.яз.)-Алма-Ата: Наука, 1980, 367 с.
153. Фадеев А. О недостатках литературы и о литературной критике. Собр.соч.: В 7-и т-х. М.: 1971, т.6, с.99-115.
154. Хасенов М. Народность литературы и продолжение традиции. -В кн.: Традиции и новаторство в литературе (на каз.яз.) -Алма-Ата: Наука, 1980, с.62-68.
155. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 3-е изд. М.: Сов.пис., 1975, 408 с.
156. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М.: Сов.пис., 1963, 664 с.
157. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов.пис.', 1976, 368 с.
158. Чернышевский В.Г. 0 прекрасном, художественности и искусстве. М.: Худож.лит-ра, 1980, 188 с.
159. Черная Н.И. Ученый в современной советской прозе. Киев: Наукова думка, 1976, 172 с.
160. Якименко Л. На дорогах века. Актуальные вопросы советской Литературы. М.: Худож.лит-ра, 1973, 368 с.