автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Казахская историческая проза о людях искусства (традиции и новаторство)

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Хамзин, Мауэн Хамзинович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Казахская историческая проза о людях искусства (традиции и новаторство)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Хамзин, Мауэн Хамзинович

Введение.I-II

Глава I. Общество и герой .12

Глава П. Обогащение реалистических.традиций. 70

Глава Ш. Жанрово-стшшстйческие особенности историко-художественных'произведе-'■• * .ний о людях искусства.93

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Хамзин, Мауэн Хамзинович

Процесс формирования нового человека получил разностороннее освещение в советской литературе. Sa это время казахская литература оформилась как литература многожанровая. Казахский роман ныне по праву называется в числе зрелых, ведущих жанров казахской литературы, которую в последние десятилетия отличают стремление к философской глубине, психологизму, многогранному отображению внешнего и внутреннего облика персонажей, их мыслей и чувств.

Для советской литературы в целом и казахской - в частности, в последние годы характерен повышенный интерес к исторической те** матике. И это естественно. В свое время В.И.Ленин отмечал, что без знания прошлого, без освоения богатого опыта предшествующих р поколений невозможно построить общество будущего. Г.Ленобль линеал, что в западноевропейской литературе традиции исторического g романа были заложены В.Скоттом, а в русской - А.С.Пушкиным.

1.Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР - М.: Политиздат, 1982,с.7

2. Ленин В.И. Полн.собр.соч. т.41, M.t 1974

3. Ленобль Г. История и литература.~ М., I960.

Б русской советской литературе следует в первую очередь назвать имя М.Горького.

Сюда же примыкают ставшие классическими романы "Петр Первый" А.Толстого, "Радищев" О.Форш, "Кюхля", "Пушкин" Ю.Тынянова, "Степан Разин" А.Чапыгина, "Салават Юлаев" С.Злобина, "Цусима" А.Новикова-Прибоя, "Емельян Пугачев" Бяч.Шишкова, "Чингисхан", "Батый", "К последнему морю" В.Яна, "Дмитрий Донской" С.Бородина и др. Они обогатили советский исторический роман новыми качествами: показом роли масс в историческом процессе, борьбы прогрессивных и реакционных социально-политических сил, выведением подлинно типических ситуаций и героев,- и доказали многообразие жанровых возможностей исторического романа в современную эпоху. условиях казахской советской литературы активизация поисков в области .исторического романа непосредственным образом сопряжена с художественным опытом М.Ауэзова, создавшего роман-эпопею

Путь Абая". Б условиях современного этапа развития казахской литературы исторические романы явились одним из наиболее заметных факторов, определяющих специфику казахского литературного процесса. Для них характерно стремление к художественным обобщениям, поиски новых форм художественного отображения исторической действительности, усиления в -области расширения и углубления жанровых возможностей исторического романа.

Н.Добролюбов писал, что исторический роман рождается тогда, " когда народное сознание обращается к воспоминанию прошедшей I п своей жизни" С этой точки зрения появление "Пути Абая" в то время, когда казахское общество коренным образом трансформировалось

I. Добролюбов Н. Полн.собр.соч. т.1, ГИХЛ, М., 1934, с.528 б результате социалистической революции, социалистического строительства и достигло высот новой социально-экономической формации, является закономерным фактом, обусловленным необходимостью осмысления пройденного пути в новых исторических условиях.

Объектом настоящей работы является отношение романа "Путь Абая" М.Ауэзова к современной казахской литературе. Особенностью этого произведения явилось то, что М.Ауэзов не только сумел на примере жизни Абая показать широкую панораму жизни казахского общества второй половины прошлого столетия, но заложил основы казахского исторического романа, его традиции, ставшие образцом и школой мастерства для последующих художников слова. Он показал образец создания художественного образа исторического деятеля в соответствии с конкретными условиями эпохи, в которую тот жил, выведения индивидуально неповторимых характеров исторических лиц, соединения социального и психологического анализа. Все это в то время было ново для Казахской литературы, как и то, что М.Ауэзов показал конкретные пути и способы воссоздания исторической действительности в художественной форме, показа решающей роли народных масс в истории, через ^осредство обрисовки крупных, цельных характеров, выбора-дйнамически сложной исторической эпохи как наиболее удобной для целей социально-художественного и психологического анализа. Р.Бердибаев выделяет следующие моменты, характеризующие новаторство М.Ауэзова, оставившее след в казахской литературной традиции: во-первых, с его именем связано формирование глубокого реалистического и психологического качества казахской прозы; во-вторых,широкое использование пейзажа в целях воссоздания характера и конкретной ситуации, в которой он раскрывается; в-третьих, М.Ауэзов wtMr -V'' '' ^ внес огромный вклад в становление казахского литературного языка. По мнению исследователя, лишь тот художник слова может достичь высот М.Ауэзова, чей талант отвечает указанным трем моментам его творческого облика,^

Неслучайно А.Нурпеисов, создавший наиболее значительное после "Пути Абая" произведение исторического жанра - трилогию "Кровь t-f и пот", - много учился у традиции М.Ауэзова и творчески перенял многое из ее достижений. И здесь нет ничего удивительного. Случаи,ког-да традиция выдающихся произведений находит своих последователей и продолжателей - не исключение, а правило в истории литературы. Известно, например, что А.Твардовский продолжил и развил не только традиции поэзии А.Некрасова, но учился и у Л.Толстого, Ф.Достоевско-v- го, А.Чехова. Точно так же казахские поэты, учась у поэзии Абая, следуют и традициям творчества М.Ауэзова.

Любой из казахских прозаиков, воспитанных на традициях М.Ауэзова - будь то А.Нурпеисов или Х.Есенжанов, А.Абишев или З.Акишев, С Жунусов или Т.Алимкулов, А.Алимжанов, С.Бакбергенов или Д.Абилев(с)тем не проходит мимо традиций и других замечательных художников слова - Л.Толстого, Э.Хемингуэя, М.Шолохова, Ф.Достоевского, Л.Леонова, К.Федина и др. Так вырастает и встает во весь рост проблема традиции и новаторства как большая философская проблема.

По мнению М.Каратаева и Е.Лизуновой, вышедшие в последние годы произведения "Молния" (Найзагай") А.Абишева, "Мечта поэта"

Акын арманы") Д.Абилева, "Стрела Махамбета" А.Алимжанова,"Акан сери" ("Акан cepl") С.Жунусова, "Жаяу-Муса" ("Жаяу Муса") З.Акишева

Добрая мама моя" ("Кайран шешем") С.Бакбергенова непосредственным

1.Бердибаев Р. Казахский исторический роман.-Алма-Ата;1азуши, 1979, с.85-108 (на казахском языке) образом связаны с учебой у М.Ауэзова, у его опыта создания романа-эпопеи "Путь Абая"."^ Можно распространить это замечание еще шире: историко-социальные и историко-революционные романы казахских авторов, увидевшие свет в последние два десятилетия,написаны под влиянием и в связи с творческой учебой у традиции М.Ауэзова.

Все же необходимо отметить, что указанные выше произведения обогатив диалектический процесс взаимодействия традиции и новаторства, не смогли достичь уровня романа-эпопеи "Путь Абая". Вместе / с тем каждый из авторов в меру своих возможностей старался внести свой вклад в раскрытие идеи и темы своего произведения, в развитие Г , жанра исторического романа, в углубление его психологизма и лиризма. Каждый из них в должной мере проявил свой писательский талант, с^ Особо следует отметить, что вслед за традицией, заложенной М.Ауэзо-вым, эти авторы стараются показать судьбу своих персонажей в русле сложных драматических коллизий, проследить нити, связывающие изображаемую ими эпоху с сегодняшним днем. Все это свидетельствует о значительном движении вперед по сравнению с предшествовавшим периодом развития казахской литературной традиции, о закреплении и распространении элементов новаторства, заложенных М.Ауэзовым.

Подавляющее большинство романов казахских авторов составляют ныне исторические романы. Это, как указывалось выше,составляет одну из особенностей современного казахского литературного процесса. Другой его особенностью является то, что значительное боль шинство этих романов - о жизни и творчестве людей искусства, выда ющихся представителей казахской литературы и культуры прошлого.

В последнем обстоятельстве также нетрудно увидеть влияние

I«Каратаев М, Диалектика традиций и новаторства в казахской литераторе. -Вкн: Традиции и новаторство в литературе.-Изд.Наука,1980> с.15-16 Сна каз.языке); Лизунова Е.М.Ауэзов и мировая литература-Жулдыз,1977, № 9. * v J * •

С Г традиции М.Ауэзова. В частности» к числу таких произведений относятся "Молния" А.Абишева, "Жаяу-Муса" З.Акишева, "Акан-сери" С.ЗКунусова, "Стрела Махамбета" А.Алимжанова, "Бедная моя мама" С.Бакбергенова, "Мечта поэта" Д.Абилева. Произведениями об исторических личностях - представителях казахской культуры прошлого являются также повесть "Серый кречет" (Кек каршыга") и рассказы "Осеннее пастбище" ("Сарыжайлау"), "Кокейкести" ("КвкейкестГ1), "Тельконыр" ("Телконыр"), "Кара-Ой" ("Караой"), "Племянник" ("1и-ен"), "Старый кобыз" ("Кара кобыз") Т.Алимкулова, повесть А.Ке-кильбаева "Кюй" ("Куй"), а также увидевшую свет гораздо ранее повесть С.Муканова "Балуан-Шолак" ("Балуан Шолак"). Это перечисление наглядно свидетельствует о том, что значительная часть современной казахской исторической прозы больших и малых форм составлена произведениями о людях искусства. Зто одна из наиболее популярных в казахской литературе тем.

Сказанным выше обусловлено и то обстоятельство, что предметом настоящего диссертационного исследования являются произведения казахской исторической прозы о людях искусства.

Тема эта достаточно нова и мало разработана в казахском литературоведении. Достаточно сказать, что произведения казахской исторической прозы о людях искусства, написанные под непосредственным влиянием традиции эпопеи М.Ауэзова "Путь Абая", до сего времени не были объектом специального анализа. Правда, в разное время в романах газетно-журнальных статей эта проблема затрагивалась рядом авторов,* однако в монографическом аспекте она еще

I,Каратаев М.о романе "$аеу-Муса"-1улдыз,1979,№ 9

Бердибаев Р. Современность исторической правды.-Йулдыз,1979. №12,с.203; Нургалиев Р. Проза,1978,Жулдыз,1979,№ 6,с,208-209; Тарази А.Проза-1977.1улдыз,1978,$6,с.190; Магауин м. Караван в пути.-1улдыз,№ Ч, с.201, и др. статьи. Примечание:названия статей с казахского на русский язык переведены диссертантом. не изучалась. Вместе с тем появление после выхода в свет "Пути Лбая" М.Ауэзова целого ряда произведений казахской исторической прозы о людях искусства, явившее собою целое направление в казахском литературном процессе, недвусмысленно свидетельствует о необходимости и актуальности исследований такого рода. Следует заметить, что в других республиках, в частности в Узбекистане, такие исследования монографического плана уже имеются. Достаточно,например, назвать кандидатскую диссертацию С.Панченко "Образ Алишера т

Навои в узбекской советской литературе, в которой подробно анализируются прозаические, поэтические и драматические произведения узбекских авторов, воссоздающие образ одного из основоположников узбекской литературы. Вопрос о казахских произведениях исторической прозы о людях искусства затрагивается и в кандидатской диссерр тации Ж.Дадебаева , однако, во-первых, в связи с более общей проблемой влияния традиции М.Ауэзова на казахскую историческую прозу в целом, во-вторых, лишь на материале отдельных исторических романов.

В нашей диссертации анализируются исторические романы "Молния" А.Абишева, "1аяу-Муса" З.Акишева, "Акан-сери" СДунусова, а также в связи с отдельными проблемами, возникающими попутно, в ходе рассмотрения этого материала,- романы Д.Абилева "Мечта поэта" А.Алимжанова "Стрела Махамбета" и С.Бакбергенова "Бедная моя мама" Кроме того, диссертант счел необходимым охватить и повести и рассказы Т.Алимкулова, для которого одной из основных тем является воссоздание художественного облика представителей дореволюционного казахского искусства.

1. Панченко С, Образ Алишера Навои в узбекской советской литературе Дисс .кандидата филол.наук.- Самарканд, 1964

2. Дадебаев К. Традиции М.Ауэзова в современном казахском историческом романе. Дисс.кандидата филол.наук.-Алма-Ата, 1982

Указанный материал рассматривается в диссертации в русле проблемы соотношения традиции и новаторства. Иначе говоря, в задачи диссертации входит анализ того, насколько отмеченные выше авторы сумели освоить достижения М.Ауэзова в области художественного мастерства и каким образом претворилась в произведениях каждого из них традиция М.Ауэзова. А разговор о традиции в литературе - это разговор о прошлой/литературы и о судьбах ее в целом. Л.Новиченко писал по поводу новаторства, не отделимого от понятия традиции: "Новое и новаторское в литературе, в творчестве того или иного писателя - понятия серьезные и ответственные, нельзя говорить о них, не обладая высокими идейными и художественными критериями, умением пристально и всесторонне соотносить художественное произведение с жизнью, с движением истории, с предшествующими художественными достижениями".*

В связи с этим возникает еще ряд задач, неизбежно встающих перед исследователем, а именно, по мере возможности выявить: в or насколько тесной связи с современными им социальными противоречиями, характером эпохи изображено время, когда жили и творили герои произведений казахской исторической прозы - поэты и композиторы XIX века Мади, Жаяу-Муса, Акан-сэри, Махамбет, Курмангазы; как решены в этих произведениях проблемы создания образа человека искусства и соотношения правды жизни с художественной правдой.

С этими задачами связаны рассматриваемые в работе вопросы претворения принципов реализма в произведениях казахских авторов о людях искусства, стилистических и жанровых особенностей их произведений. ■

I, Новиченко JI. Не иллюстрация - открытие! М., 1969, с.5

Диссертация состоит из трех глав. Б первой из них, озаглавлен ной "Общество и герой", романы "Акан-сэри", "Молния", "Жаяу-Муса" с привлечением и других произведений казахских прозаиков о людях искусства рассматриваются с точки зрения того, насколько раскрыты образы главных героев, их борьба, отношения героя и общества, действительность изображаемой эпохи, психология главного героя хо-; ,де создания им произведений искусства и в ходе борьбы с противосто ящими ему социальными силами. Ведь известно, что и Акан-сэри, и Мади, и Жаяу-Муса, и Курмангазы, и несколько позднее - Султанмах-мут Торайгыров, будучи выдающимися представителями казахской литеру ратуры и искусства, выступали последовательными защитниками интересов народных масс и потому находились в состоянии постоянного противостояния с представителями господствующих слоев современного им казахского общества. И не только они, но и такие видные пред-ij^) ставители казахской литературы и искусства прошлого,как Сейтек, Ихлас, Мухит, Еиржан-сал, неизменно проводили в своем творчестве демократические, народные идеи, обличая существовавшие порядки, насилие и произвол власть имущих. Эта их борьба проливает дополнительный свет на историю социально-политической борьбы казахского народа в дореволюционный период.

Во второй главе - "Обогащение реалистических традиций" -^ идет речь об особенностях использования реалистического метода авторами рассматриваемых произведений казахской исторической про, зы при отображении народной жизни и быта, об обогащении„традиций ^реализма на современном этапе развития казахской литературы. Безусловно, что между реализмом пятидесятых годов и реализмом казахской исторической прозы последних лет имеются значительные различия. Это различия не только в характере претворения принципов ре алистического творчества, а в общем характере литературы, в ее художественном качестве и содержании. Одной из качественных особенностей казахской литературы последних лет является усиление ее реалистического облика. Метод социалистического реализма был и остается основным методом национальной по форме и социалистической по содержанию советской литературы. Но метод этот - не прокрустово ложе схемы, он постоянно обогащается новыми достижениями, каждый последующий этап в жизни советского общества обнаруживает новые грани метода социалистического реализма, каждый раз подтверждая его жизнеспособность и актуальность. Так, в числе особенностей казахской исторической прозы последних лет можно назвать более верное и глубокое отображение действительности, разносторонность анализа внутреннего мира персонажей, их мыслей и переживаний, более углубленное изображение диалектики социальной жизни, интерес к психологическому анализу и пр.

Содержание третьей главы строится на рассмотрении материала всех названных выше произведений казахской исторической прозы о людях искусства с целью выявления их жанровых и стилистических особенностей. Особенностью произведений современной казахской исторической прозы является то, что рамки и степень разработки поднимаемых в них проблем неизмеримо расширились и усложнились. В резуль тате возникает необходимость говорить не просто об исторических романах, а об исторических романах-хрониках, историко-биографичес-ких романах, историко-революционных романах и т.д. Б третьей главе романы "Жаяу-Муса", "Акан-сери" и "Молния" рассматриваются в этом аспекте.

Таким образом, значительную часть произведений казахской исторической прозы составляют произведения о людях искусства.

Значительность их удельного веса в рамках казахской литературной традиции представляет одну из основных особенностей последней. Стало быть, отсутствие социальных исследований в этой области определяет актуальность и степень новизны настоящей диссертационной работы.

К 1

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Казахская историческая проза о людях искусства (традиции и новаторство)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, продолжение традиций казахской исторической прозы о людях искусства сказалось прежде всего в следовании основным моментам, получившим отражение в опыте создания романа-эпопеи "Путь Абая" М.Ауэзовым, а именно:

1. в области изображения отношений главного героя и общества продолжение традиции сказалось наиболее полно в изображении, а) эмоционально напряженных конфликтов, б) столкновений сильных характеров, в) в сочетании авторского повествования, изображения конфликтов героя и среды и оценки всего этого самим героем в процессе создания поэтических творений;

2. в области обогащения реалистических традиций - в углублении психологического анализа;

3. в области жанрово-стилистических особенностей - в соответствии стиля повествования характеру главного героя как творческой личности, воспринимающей действительность в форме поэтического мировидения.

Новые явления проявились, главным образом, в том, что многие достижения реалистической исторической прозы из единичных явлений превратились в массовые, характерные для казахской исторической прозы в целом. Б частности:

1. довольно четко проявила себя тенденция выделения ведущих чер характера или личности главного героя, вокруг которых и строится повествование;

2. стала повсеместной тенденция к психологизации, особенно проявляющаяся в отображении процесса творческого вдохновения, процесса создания художественных творений основным персонажем; зачастую, особенно в повестях и рассказах, эта тенденция становится ведущей и повествование строится главным образом на изложении событий, так или иначе связанных с появлением того или иного произведения, созданного главным героем, а также на отображении самого этого процесса в сознании и чувствах героя;

3. обогащение реалистических традиций казахских исторических романов происходит, в основном, а) за счет раскрытия разносторонних отношений героя и окружающей его социальной среды, поисков различных способов и приемов адекватного художественного отображения реальной исторической действительности; б) углубления внимания к соответствию логики развития художественного образа и характера героя логике повествования и расстановки персонажей в структуре сюжета, характеру изображаемой эпохи; соответственно более чуткой стала рефлексия индивидуального авторского стиля, сопряженного с авторской позицией по отношению к изображаемому материалу, на жанровую характеристику и композиционное построение произведений исторической прозы.

Все это свидетельствует о качественном подъеме в области казахской исторической прозы, о новом этапе ее развития и сложении новой традиции казахских исторических произведений о людях искусства.

Путь казахской художественно-исторической прозы к новым вершинам мастерства сопряжен не только с удачами, но и с моментами отставания или даже застоя, что вполне согласуется с известным положением марксистско-ленинской философии о диалектике как процессе, характеризующемся единством и борьбой противоположностей. В частности, акцент на ведущих чертах характера или личности главного героя как на факторе, стимулирующем структуру повествования, порою ведет к односторонности в изображении главного героя и его противников. Кроме тог, в изображении представителей прогрессивного русского общества довольно заметно проявляется схематизм, коррелирующий с достижениями пройденных этапов развития казахской исторической прозы.

 

Список научной литературыХамзин, Мауэн Хамзинович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Ленин В.И, Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч.М,:Политиз-т.41,

2. Маркс К,,и Энгельс Ф. Об искусстве, т.1. М.Политиздат,1957

3. Ленин В.И, Задачи союз< дат,1974, т*41, 305 с.

4. Ленин В,й, О литературе и искусстве (изд,3«е,доп,),М,:худ,лит. 1967, 822 с.

5. Ленин В.И. Философские тетради. М,'.Политиздат, 1978, 752 с.

6. Ленин В.й. Об идеологической работе. М.:Политиздат,1964,435 с.

7. Андропов Ю. Шестьдесят лет СССР, М.:Политиздат,1982, с.7

8. Андреев Ю. О социалистическом реализме. М.:худ.лит.,1978,103 с

9. Акимов В.В. В спорах о художественном методе.-Л:худ.литература Лен.отд.,1979, 376 с.

10. Андроникова М. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и кино.-м,:Наука,1974, 302 с.

11. Андреев Ю. Революция и литератуpa.-М.:худ.литература,1975,

12. Адибаев X. Горизонт.-Алма-Ата.:1азушы,1980,с.75 (на каз.яз.)

13. Атымов М. Поэтика казахских романов,-Алма-Ата,:Наука,1975, 312 с, (на каз.яз.)

14. Атымов М. Идея и композиция. -Алма-Ата.:Наука,1970, 231 с. (на каз.яз.)

15. Ауэзов М, Мысли разных лет.-Алма-Ата,1959, 398 с.

16. Ауэзов М, Абай Кунанбаев.Статьи и исследования.-Алма-Ата,1967,

17. Ауэзова Л. Исторические основы эпопеи "Путь Абая".-Алма-Ата,: Наука,1969, 315 с.

18. Ахметов 3. Современное развитие и традиции казахской литературы.-Алма-Ата. :Наука, 1978, 328 с.

19. Ахметов 3. Некоторые итоги и перспективы развития литературоведения в Казахстане. В кн.:Наука Советского Казахстана,1920-1980.-Алма-Ата,1981., 217-224 с.

20. Ашукин Н.,Ашукина М. Крылатые слова.Литер.цитаты.Образ выражения. -М. : худ .литература, 1966, 822 с.

21. Базарбаев М. Эстетическое богатство нашей литературы.-Алма-Ата 1азушы,197б, 308 с.

22. Базарбаев М. Литература и эпоха.-Алма-Ата.:1азушы,1966,272 с. (на каз.яз.)

23. Белеев А. Идеологическая борьба и литератуpa.-М.:Сов.писатель., 1975, 374 с. F

24. Бердибаев Р. Казахский исторический роман.-Алма-Ата.:1азушы, 1979, 85-108 с. ( на каз.яз.)

25. Бердибаев Р. Роман и современность.-Алма-Ата.:1азушы,1967, 280 с. (на каз.яз.)

26. Бердибаев Р. От легенды к роману.-Алма-Ата.:1азушы,1976,224 с.

27. Бердибаев Р. Современность исторической правды.-Жулдыз,1979, № 12., 203 с.

28. Бердибаев Р. Становление казахской советской литературы.-Алма-Ата. :Мектеп,1971, 200 с. (на каз.яз.)

29. Бочаров А, Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе.-М,:худ.литература,1977, 365 с.

30. Бурсов Б. Критика как литература.-Л.:Лениздат,1976, 320 с.

31. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы,2-е изд.доп.-л:худ.литература,1978, 224 с.

32. Буханцов Н. Герой современной многонациональной прозы.-М,Знание, 1979, 64 с*

33. Варфоломеев И. Типологические основы жанров истрической романистики.-Ташкент. : Фан, 1979, 168 с.

34. Великий Октябрь и литературный процесс современной эпохи, I9I7-I977: (со.статей).-if.:Hayка, 1979,375 с.

35. Воровский В. Литературная критика.-М.:худ.литература,1966, 822 с,

36. Воробьева Н.,Хитарова С. На новых рубежах. О многонациональной прозе наших дней,-М.:Сов.писатель,1974,222 с,

37. Воробьева Н. Принцип историзма в изображении характера.Клас•L X ' X X «| т« X Тг\Г70 /"Ч /«осические традиции и советская литература.-М.:Наука,1978,263 с.

38. Герцен А. О литературе.-М.:худ.литература,1962, 648 с.

39. Гёте. Простое подражание природе,манера,стиль.-Собр.соч.ХШ т., т.Ю. Гослитиздат.-М.,1937, 403 с.

40. Гинзбург Л. О психологической прозе.-Л.,1971, 356 с.

41. Гинзбург Л. О литературном герое.-Л.:Лен.отд.Сов.писатель,1979,

42. Гринберг И. Полет стиха и поступь прозы.-М.:Современник,1976, 192 с.

43. Гусейнов Ч. Формы общности советской многонациональной литературы. -М.: Мысль, 1978, 181 с,

44. Гусев Б. Современная советская проза и классическая традиция: (разм.писателя о пробл.стиля).-М,:Знание,1979, 64 с.

45. Дадебаев Ж. Традиции М.Ауэзова в современном казахском советскс историческом романе.-Автореферат канд.дисс.,Алма-Ата,1982

46. Добролюбов Н. Полн.собр.соч.,т.1. ГИХЛ, М; 1934, 528 с.

47. Досжанов Д. и др.авторы (Коллективное обсуждение обеих книг СДунусова "Ахан-сэри").Казак эдебиет1,1978, 19 мая, № 20

48. Дубровин А. О партийности художественного творчества.-М.Просвещение, 1977, 160 с.

49. Евдокимов Н. Реальность и воплощение.-М.:Советская Россия,1976, 72 с.

50. Елеукенов Ш. Казахский роман и современность.-Алма-Ата,1азушы, I96B, 220 с.

51. Елеукенов Ш. Духовный мир современника.-Алма-Ата.:1азушы,1977, 300 с. (на каз.яз.)

52. Есембекова Т. Гордое чувство современника (о творчестве прозаика и драм.А.Абишева).-Простор,1982, № 10, 178-179 с.

53. Жирмунский В. Теория литературы.Поэтика.Стилистика,-Л.:Наука,

54. Жирмунский В. Сравнительное литературоведение:Восток и Запад. Избр.тр.-Л.:Наука,1979, 493 с.

55. Жумалиев К. Теория литературы.-Алма-Ата.:Мектеп,1969, 244 с.

56. Жумалиев К. Стиль особенность искусства.-Алма-Ата,1966, с.23-24, (на каз.яз.)

57. Журбина Е. Повесть с двумя сюжетами. О публицистической прозе. Г.:Сов.писатель,1974, 295 с. \

58. Золотусский И. Час выбора.-М.:Современник,1976, 319 с.

59. Иванова Т. Проблемы жанра исторического романа и творчество Василия Яна. Автореф.канд.дисс.-М.,1979

60. Ивашева В. На пороге XXI века :(НТР и лит.).-М:худ.литература, 1979у 318 с«

61. Исмайлов Е. В поисках нового.-Алма-Ата,Жазушы,1967, 240 с.

62. Исмайлов Е. Акыны.-Казгосиздат.:худ.литература,1957, 88 с.

63. Кабдолов 3. Стрела. Литер.разм.и разборы.-Алма-Ата.:Жазушы, 1977, 185 с. (на каз.яз.)

64. Кабдолов 3. Основа теории литературы.-Алма-Ата,1972, 408 с. (на каз.яз.)

65. Каратаев М. Становление социалистического реализма в казахской прозе.-Алма-Ата.:Наука,1965, 410 с. (на каз.яз.)

66. Каратаев М. О романе "Жаяу Муса".-1улдыз,1979, № 9, 218-221 с.

67. Каратаев М. Вершины впереди.-М.:Сов.писатель,1977, 376 с.

68. Каратаев М. От домбры до книги.-М.:Сов.писатель,1969, 400 с.

69. Каратаев М. Мировоззрение и мастерство.-Алма-Ата.1азушы,1965,

70. Кедрина 3. Главное человек.-М.:Сов.писатель,1972, 408 с,

71. Кедрина 3. Правда жизни и правда искусства.-М.:3нание,1966,32 с

72. Кереева-Канафиева К. Русско-казахские литературные отношения (вт.пол.XIX первое десятая.XX в.), 2-е изд.дораб.-Алма-Ата, -Казахстан,1980, 279 с.

73. Кирабаев С. Сакен Сейфуллин.-Алма-Ата.:!азушы,1968, 432 с.

74. Кирабаев С. Революция и литература в 2-х т. Т.1,2.-Алма-Ата, 1азушы, 1977, 159-160 (на каз.яз',5

75. Кирабаев С. В поиске правды. Лит.критика,статьи.-Алма-Ата.:1а-лын,1981, 252 с. (на каз.яз.)

76. Кирабаев С, В постоянном поиске.-Жулдыз,1977, № 10, 213 с.

77. Кожинов В. Происхождение романа.-М.:Сов.писатель,1963

78. Косенко П. След.Биограф.повести и лит.портрет,-Алма-Ата.:Жазу-шнД980 , 280 с.

79. Крамов И. В поисках сущности,-Алма-Ата,:Жазушы,1980, 310 с.

80. Кузнецов М. Пути развития современного романа.-М.:Знание,1971, 1Б0 с.

81. Кузнецов М. Советский роман. Пути и поиски.-М.:3нание,I98Q , IoO с.

82. Кузьменко Ю. Советская литература вчера,сегодня, завтра.-М.: Сов.писатель,1981, 440 с.

83. Лавров В, Человек, время,литература.Конц.личн.в многонациональной литературе.-Л.:худ.литература,Лениздат отд,1981, 222 с,

84. Ленобль Г. История и литература.-М.Д960

85. Лизунова Е, Современный казахский роман.-Алма-Ата.:Изд.АН Каз. ССР,1964, 361 с.

86. Лизунова Е. Братство наших литератур. К 250-летию добровольного присоединения Казахстана к России. Партийная жизнь Казахстана, 1982, № 3 , 81-85 с.

87. Лизунова Е. М.Ауэзов и мировая литература.:1улдыз,1977, № 7

88. Лисаковский И. Реализм как система.-М.:Искусство,1982, 334 с.

89. Ломидзе Г. Ленинизм и судьбы национальных литератур.-М.,1975

90. Ломидзе Г. Интернациональный пафос в советской литературе.-М. Сов.писатель,1967

91. Лукин Ю. Б.И.Ленин и формирование идейно-эстетических принципов советской литературы.-М.Просвещение,1977, 208 с.

92. Магауин М. Караван в пути.-1улдыз,1976, № 4 , 201 с.

93. Мацкевич 0. Я Советский Союз. О казахской советской литературе.-Казахстанская правда,1982, 13 августа.

94. Мендельсон М. Роман США сегодня.-М.:Сов.писатель,1977, 400 с.

95. Михайлов А. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе,- М,:Наука,1976, 351 с.

96. Мотылева Т. Глазами друзей и врагов.Сов.литература за рубежом. -М.:худ.литература,19ь7, 136 с.

97. Мухтар Ауэзов классик советской литературы * Матер.юб.торж.посвящ.80-летию со дня рождения М.Ауэзова.-Алма-Ата.:Наука,1980 188 с.

98. Мухамеджанов К. и др.авторы (Коллективное обсуждение о проблемах жанра многотомных романов).-Казак эдебиет1,±978, 28 апреля, № 17.

99. Навеки вместе. К 250-летию добровольного присоединения Казахста на к России.-М.-.Наука, 1982, 207 с.

100. НадЪярных Н. Рожденная историей.-М.:Знание,1976, 64 с.

101. Нестеров М. Язык русского советского исторического романа.-Киев Вища школа,1978, 191 с.

102. Нефедов В. Творчеству всю жизнь: Об индивидуальности писателя -Минск:Изд.БГУ,1978,135 с.

103. Новиченко Л. Не иллюстрация открытие! -М.,1969, 5с.

104. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества.-М. Сов.писатель,1971, 400 с.

105. Новиков В. Писатель и его творчество,-М.:Сов.писатель,1956, 524 с.

106. Новиков В, Движение истории движение литературы. Наследиеи стилевое богатство современной советской литературы,-М.:Сов.1. ТАПА I, ПА A i УХ*писатель,1979, 479 с,

107. Нурпейсов А. Лучшая доля:0 развитии казахской советской литера туры к 60-летию образования СССР,:Юность,1982, № 6, 83-84 с,

108. Нургалиев Р. Высокое чувство.Преемственность в художественном р'азвитии*-Алма~Ата.:Мектеп,1979, 192 с.

109. Нургалиев Р. Проза-1978.:1улдыз,1979, № б ,208-209 с.

110. Современный советский роман:$илос.аспекты (Сб.статей).-Л.:Hayкг 19*79^262 с*

111. Панченко С. Образ Алишера Навои в узбекской советской литерату ре. Автореф.канд.дисс.Самарканд,1964

112. Певец народа (К 80-летию Мухтара розова. Сб.сост.предисл.и примеч. Л.м.Ауэзовой).-Алма-Ата.:Наука,1977,151 с.

113. Петров С. Социалистический реализм.-М.:Просвещение,1977, 272 с

114. Петров С. Советский исторический роман.:Сов.писатель,1958

115. Проблема стиля (под.ред.Каратаева М.).-Алма-Ата.:Наука,1974, 14 с. (на каз.яз.)

116. Проблема Жанров казахской литературы (под.ред.Каратаева М.). Алма-Ата.:Наука,1971,271 с. (на каз.яз.)

117. Пустовой П. Слово и образ в художественном произведении.-М.: Знание,1963, 32 с.

118. Сатпаева Ш. Грани темы.Литературные исследования.-Алма-Ата,: Жазушы,1977, 144 с. (на каз.яз.)

119. Сатпаева Ш. Казахская литература и Восток : Из истории литературных связей.-Алма-Ата.:Наука,1982, 200 с. .'.

120. Сахариев Б. Образ борца.Лит.крит.статьи.-Алма-Ата.:Жазушы,1979

121. Сборник произведений казахских акынов,поэтов конца ХУШ и XIX веков (под общей ред.И.Т.Дюсембаева).-Алма-Ата, изд.АН Каз.ССР 1962, 421 с.

122. Семанов^С. "Тихий Дон" литература и история.-М.«.Современник,

123. Сергалиев М.Дттымов, Еердибаев Б. Многотомный роман.:Жулдыз, 1978, № 10, 189-209 с. *

124. Сидоров Е. Время,писатель,стиль.-М.:Сов.писатель,1978, 264 с.

125. Сыдиков К. Акыны-импровизаторы. Ответств.ред.И.Дюсембаев.-Ал-ма-Ата.Изд.:Наука Каз.ССР,1974, 240 с. (на каз.яз.)

126. Смольнякова И. Советская мемуарная-автобиографическая проза семидесятых годов. Автореф.канд.дисс.-Л.,1982

127. Сулейменов Т. Судьба людей искусства.-Жулдыз,1976,№ 2, 209-213 с.

128. Суровцев Ю. Люди искусства и науки в современном советском романе. -М.: Знание ,197о, 63 с.

129. Сюншалиев X. Великий Октябрь и казахская литература.-Алма-Ата. Общество Знание,1978, 35 с.

130. Талжанов С. Следы прошлых лет. Воспоминания,статьи,очерки. Алма-Ата, 1азушы,1979 ,347 с. (на каз.яз.)

131. Тарази А. Проза-1977.:Жулдыз,1978, № б ,190 с.

132. Твардовский А. Статьи и заметки о литературе.~М.:Сов.писателе 1961, 224 с.

133. Тимофеев JI. Основы теории литературы.-М.,1959

134. Толстой А, 0 литературе. Сб.статей.-М.; 1956, 324 с.

135. Токбергенов Т. Аккорд (статьи, порт.).-Алма-Ата.:1азушы,1981, 284 с. (на каз.яз.)

136. Традиции и новаторство в литературе (под.отв.ред.Каратаева М.) Алма-Ата.:Наука,1980, 15-16 с. (на каз.яз,)

137. Фадеев А. О литературе.-М. Собр.1982, 336 с.

138. Филатова А. Русский советский исторический роман конца 50-х середины 70-х годов. Автореф. докт.дисс.-Л.1980

139. Храпченко М. Художественное творчество, действительность,человек. -М. : Сов. писатель, 1976, 366 с.

140. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.-М.:Сов.писатель,1975, 105с.

141. Чичерин А. Возникновение романа-эпопеи.Изд.2-е,М.:Сов.писатель 1975, 375 с.

142. Шалабаев Б. История казахского романа.-Алма-Ата.:Мектеп,1975, 208 с.

143. Щербина В. Ленин и вопросы литературы.-М.:Наука,1967

144. Шухов И. Время открытий.Изд.2-е.-Апма-Ата,:1азушы,1980,287 с.

145. Эльешевич А. Многообразие стилей в литературе социалистическо-го^еализма. (Проблема стилевых течений).Автореф.докт.дисс.-Л,

146. Эстетика, искусство, человек (о судьбе буржуазного искусства). Наука, 19"77, 343 с.

147. Эсалняк А. Своеобразие романа как жанра: М.:Изд.МГУ,1978, 79 с

148. Якименко Л. На дорогах века. Актуальные вопросы советской литературы. Изд.2-е доп.-М.:худ.литература,1978, 494 с.