автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проза Сабита Муканова 20-х годов (мировоззрение и творчество)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Турысбеков, Рахымжан Сагинбекович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Проза Сабита Муканова 20-х годов (мировоззрение и творчество)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проза Сабита Муканова 20-х годов (мировоззрение и творчество)"

ШЗШСТЕРШО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ССР

КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕШШ ПЕДАГОГИЧЕСКИ! УНИВЕРСИТЕТ имени АЕАЯ

Специализированный совет К 113,03.01

На правах рукописи

ТУРЫСБЕНОВ РАХШЖАН САГИНЕЕКОВИЧ

ПРОЗА САБИТА МУКАНОВА 20-х ГОДОВ /Мировоззрение и тсорчестпо/

10.01.02 ~ Литература народов СССР /советский период/

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой Степан?!

ЯСЦДЯДата фЗ!ЛОЛОГПЧЗСП1ЕС паут?

Алмз. - Ата - 1390

Работа выполнена г ft кн-Учщю коапхсоР лпт^рагурн Кчзах-акого органа Трудогого Красного ¡Зкагл-^ч! госуцнрстппгчого университета №. О.М.Кгрова.

Науччн" рукочодптол-ь

Официальные оппонент'! -

Ведущая органипппня

тючгор филологических наук, прогппоо]), зяолуггачтС дпятпль науки К"зС !Р К/Ш'ГЯЯ Т.Ч.

доктор ¡¡апологических нпук, ч«еи Ооюзя писптолпК 00 ЗР !!!АР"Ш0В Л, ш.

кандидат Т и л О.ПСГ; 1 ч отт н х чау:', доцент i,1 \'ШГНЭ 0.

Казахский .«егскиГ? педагогически!* институт

Защита диссортации состоится "¿Ц" t irvo г.

в "' »> " пасов на заседании специализированного сонета К 113,03.01 по присуждению ученой степени кач.тадата '-Типологических наук при Казахское ордена Трудового Красного Знамени государственно!" педагогическом унинерситете псени А^ая по адресу: 480100. г. Алма-Ата, ул. Советская, 30.

С диссертацией ».-ожно ознакомиться в библиотеки Казахского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета имени Абэя.

Автореферат рярослвн "AL." М90 г.

УчекмА секретарь ;г"?ииапйзягчзнзпчпгп совета, ;льгидат £и.я070Г»чл«к!1Х наук

ЖГА7Т М.М.

/

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Актуальность проблемы. В казахской советской литературе

водное место занимает творчество Сабита Муканова. Общеизвестно о разнообразии его литературного наследия. Однако, до последнего времени не все в его творчестве было предметом специального изучения. Сложные и противоречивые двадцатые годы, занимающие особое место в его творчестве, оказались иск-лючтаными из круга научных интересов ученых, из-за трудности и противоречивости творческого направления писателя и эпохи«.

Системный анализ рассказов, повестей, очерков, статей и романов позволяет говорить о самостоятельном значении этого периода не только в творчестве самого писателя» но и з развитии всей казахской литературы.

Важным ориентиром для диссертации явились труды известных ученых«литературовсдов М.Ауэзова, Г.Мусрепова, Т.Нурта-зшш, З.Шкловского, З.С.Кедриной, Е.Лизуновой, Ц.Хасенова, К.Жармагамбетова, М.Каратаева, Б. Шалабавва, А.Шарнпооа, З.Кабдулова, М.Дуйсенсеа, Т.Какклева, С.Кир&баева, А.Азнеза,

т

Р.Нургалиева и др.

I. Ауэзоэ М. Мысли разных лет. V1961); Кедрина З.С. Из живого источника. (1966). На языке дружбы. " 1У04); Лизуновь Современный казахский роман. (1У64); Г.Ыусрвпов. Долг художника. (1970); Вордкбьев Р. Роман * современность. (1967); Роман и история. (1970); Жармагакбетов К. н Сеи-Тов С. Сабит куканов. 11950); Кабдулов 3. Искусстзо слова. Ц97б); Какиаер Т. Плоды Октября П962). Путь критики. (1971); На гребне времена. (1986); Карага-эп Ц. Вору мну впереди. (1972). В духе роволоцкя. (197&): Ккрабачв С. Революция а литература, двухтомник. (1977}• Нургаяичв Р. ' Традиции и современный лчтературный процесс, и966); Нуртазин Т. Писатель н яизиь, 11960); Х&сензв П. Подоях-тельный герой н типизация. (1966): Ыиабаев Б. История казахской прозы. (1966); Шаршов А, Современность а проблемы развития казахской советской литературы. (1973): Р1КЛ0ВСКНЙ Б.В. Повести о прозо. (1966): &Яссноа М. Творческая биэграйшя И.Далнсугурова, (1966); Дакэв А. Каоахс-иая повесть. (1969) я др.

Необходимо отметить, что большинство исследование по-свящзио романам С.Мукачоса "Ботагоз", "Школа жизни" и "Светлая любовь". Хотя ксторико-худодоственная ценность его раннего творчества ныне некем не оспаривается, однако оно до сих пор не подверглось серьезному изучении. Между тем необходимость такой работы очесвдна, так как опыт работы ведающегося казахского писателя, указанного периода имеет непосредственное значение не только для истории, но и для современного сложного литературного процесса.

Цель и задачи работы состоит в изучении специфики прозы С,Цуканова 20-х годов в художественной и исторической плане.

В соответствии с этими диссертации поставлены следующие задачи:

- проанализировать национальные и интернациональные истеки казахской советской прозы;

- раскрыть на основе изучения произведений 1920-30 годов процесс становления и развития профессиональной прозы;

- дать объективный анализ идейно-художественным, стилевым, жанровым и тематическим особенностям прозы С.Муканова 20-х годов в плане мировоззрении и творчества.

Научная новизна диссертационной работы заключается в теоретике- историческом изучении идейно-художественного, ¡ханрово- тематического своеобразия прозы С.Муканова 20-х годов. Поскольку до сих пор кет самостоятельного исследования ио данной проблеме диссертация представляет собой первую подобную попытку изучения с учетом последних достижений советского литературоведения.

Предметом исследования являются рассказы, очерки, художественная публицистика, повести и роман С.Муканова, написанные в 2922- 32-е годы. В процессе работы были использованы - 4 -

а сравнительном плане произведения советских писателей и труды критиков, литературоведов.

Теоретическая и методологическая осиояа исследования. Диссертационная работа строится на методологических принципах ыррксизма-ленинкзма по вопросам литературы и искусства.

Учтени и использованы программные документы, постановлю-ния Пленумов н съездов КПСС по вопросам идеологической работы, развития литературы и искусства.

Теоретической базой послужили исследования казахских советских ученых по важнейшим вопросам литературы.

Б основу исследования положен метод сравнительно-исторического анализа, позволяющего выявить обцие закономерности и специфические особенности развития прозы С.Муканова в 192030-е годы и раскрыть ее художественное своеобразие.

Практическая ценность работа. Основные теоретические выводы и наблвдения диссертации ыогут быть использована в лекционных курсах и специальных семинарах по истории казахской советской литературы. Опубликованнш материалы исследования могут быть рекомендованы в качество учебного пособия преподавателям и студентам филологических факультетов вузов, учителям средней школы, а также иирокоыу кругу читателей.

Апробация работа. Результаты проведенного исследоавлнл были доложены на конференции ыолодах ученых и специалистов Казахского государственного университета ¡м. С. Н. Кирова, посвященной 55-летиа университета (Алма-Ата,1569). Диссертация обсуждалась на заседании кафедра козахспоЯ литературы Казахского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им.С.Ы.Кирова й Казахского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета имени Абая.

- Б -

ОСНОВНОЕ СОДЕ-РУЛНИК ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется состояние ее научного освещения. Структура диссертации построена ъ соответствии с целями и задачам»! исследования и состоит кз сведения, трех глав и заключения.

Первая глава диссертации ("Художественные искания в малых жанрах") рассматривает вопрос о значении творчества С.Мукано-ва б формировании и утвервдеиии малых форм прозы а казахской советской литература.

В казахском литературоведении имеются ряд трудов, в которых освец&йтся те или иные вопроса, связанные с каиром очерки. Зго работы Б.Кенкеб&ева, Т.Нуртазина, Ц.Кманк&нова, Ж.думаха-

г

коза, А.Нуршаихова, Т.Идрисове., С.Ордалнева и других. Счерд - вид худокественнсй литература. Написанный по горячим следам событий, его отличает оперативность, актуальность, болъвое воспитательное значение. Бвднкй ученый Т.Нуртазии писал об очерке:"Очерк - один из вздоо художественной литература. В основу сижета берутся подлинные факты действительности,

2

2 них изображены действия конкретных гадей".

b диссертации анализируется очерки С.Муканова, написанные

в 20-е годи. Во жогше его очерках отражается новая нионь

казахского mapya (например:"Ignora" (1929),"В пустыне" (1929).

Б период индустриализации страны С.Муканов задается целью

,v.- s яизнь крупных промышленных коллективов и становления

I. ^¿адиев С. Сез зергер1. .1582; Идрисов Т. Шабыт кайнары. Jv/ô; Нуртаокн Т. л'лзушн коке емир. i960: Кенкебаев Ь. йсца iya бпетаган шага,- Жуэгдаэ» 1960, );•> I; Дансугу-И.l'en г;алай яаздда.- Иена едебиет, I93I.JP 6; Жуыаха-;,оь Ж. Окшау саз.- Н»зш> эдеоиети, 1973, II мая и другие.

t. Нуртткн Т. Яазушы коне омир. i960, с.363. _ б -

казахского пролетариата во второй половине 20-х годов посещает Дкэзказганокне медные копи, Магнитогорский рудник и Челябинский тракторный завод. Э результате этих поездок роя-дается очерк *В пустыне" (1929), "На пути я Кареакбао" (1929). В них с восторгом воспевается честный труд освобожденных от гнета людей и вскрываатся недостатки окруаающей действительности.

Очерки Муканова поднимают злободневные вопросы своего времени, в них автор не становится на позиций созерцателя, регистрирующего факты, а высказывает с.вой оуздекия, дает оценку тим или иным явлениям.

В диссертации особое яиимакиа уделеко акалиау дайра рассказа. Как и в других литератур«, элемента кадетского художественного рассказа вызревали еще а недрах фольклора и з дореволюционной литературе,

Удачнка огогец создания малых форм прозы мы находкм у Ибрал Алткнваринь, в назкд&аках Абаа Куигнбаена, а 'гаже на, страницах газет "Туркстаи уалалту", "Дала угитаяти","Айкал" к "Казах", Разнкэ веды малой форкщ проза встречались на, страницах рукописного иогрнапй "Седак", издавшийся в Уфе 191518 годы.

Подлинный расцвет национального рассказа наступил о сс~ вмекуа опоху, Казахский художественный рассказ а сроем станов» пеккн плодотворно использовал опыт ггерозоП, особенно рузелой «кторатуры. .

Казахское литературоведение обратило пчниаикз ни ото н засияркло объем исследования итого шц»ры кационадькой явтвра-гуры. Существует ряд работ, пссспцешая аънру рассказ иго теоретическим проблемам в казахской литвдодоо. Наибольшей штерзс по этой проблематике вызвали хн;т» и исследования - 7 -

ученых З.Кабдулоаа, Б.Неурызбаева, Х.Адибаева, Б.Байтанаева

т

и другие."

Большой вклад в становление жанра рассказа внес писатель Спбит Мукааов. 2 рассказах "Во сне" (1922),"Асия" (1925), "Проклятый" (1928), "Труд" (1929) и в других своих произведениях сгшсьгаел хиэнь бедняков, пробуждение самосознания казахского и; ару а и классовую борьбу в ауле. Подменное знание юани и быта аула, тонкая наблюдательность помогли автору достичь заметных успехов в отражении характера достоверной психологической мотировке.

Своим идейно-художественным совершенством вццеллетсн рассказ "Асия", Где образ казахской кемцшы дооктябрьского периода показан с особой реалистичностью.

Рассказ "Асня" по своей тематкке перекликается с рассказами М.Ауззова "Барьгмта", Б.Майлина "Кулпаш".

Во многих рассказах С.Мукакова, написанных в 20-е годы, наводим правдивые отражения современной действительности. Галерзя персонажей многообразна: всех его героев вне зависимости от их социального положения и уровня сознания объединяв' одно качество - их обыкновенность, простота. Источником творчества Нукымва была повседневная иизнь. Секрет успеха Мука-нова у читателей кроется в '.сом, что его произведения повествуй? о простых лцдяз£ простым людям. Это ие парадокс, не игра слов: через образ героя мы постегаем действительность того временя.

X. Кабдулов 3. Жанр сыры. 1964; Шурызбаев Б. Беймбег Май-линиич эпикалын вшгодып шатан турлери. 19631 Адибаев X. Талант, талгам, тагдыр. 1971; Байтанаев Б. Устно-поэтические истоки жанра рассказа в казахской литературе. Автореферат, 1974.

Романтическая окрыленность прозы начала 20-х годов сказалась прекде всегс я манере показа героического характера народной борьбц за светлое будущее. Восторженный пафос, революционный энтузиазм черпался из самой жизни к расцвечивал романтическими красками образу в рассказах ''Пст-зргоф" к "Во сне" Муканова. Кго симпатии неизменно на стороне тех, кто через темноту, оцулья аел к свету, больно ушибался, убеждаясь на собственном опыте, с кем ему идти дальше. 3 рассказе "Во сне" описывая кадность, грубость, жестокость баев, писатель правдиво изображает революционные настроения бедняков, их справедливую борьбу, хотя а развитии еюнета. встречаются некоторый алементы схематичности, штампа.

Произведения С.Муканова имеют бользое воспитательное и познавательное значение, ибо в них запечатлены горести и радости народа, его борьба за лучшую жизнь. Небольшие по объему, простые по сшету, доходчивые по языку рассказы писателя пользуются большой популярностью у народа.

Главное содержшие рассказов С.ЫукакоЕа, которое органически вливается в мощный поток советской литературы, повествуют о величайших переломах народного самосознания в его трудной, но постоянном двииении к светлому будущену-

В 20 годн в Казахстане особое распространение полнило печатное издание. Все известные поэты-писатели свой путь начинали с газет и пурналов.

Йурналистская школа научила С.Муканова зорко присматриваться к окружающему, выбирать наиболее алтуальну» тему, ли-сатв точно и скаго о существенных событиях и явлениях, вносить весомое содержание в малуэ ферму. С.Муконоя работвл в газетах "Бостандык туы", "Енбеюии Казах". Работа в газетах

кмелг. благотворное влияние для глубокого сопершзкствоаания таланта публициста СЛиукокоза.

В публицистических заметках "Прошлое и современное состояние казахского бедняка", "Старая привычка и обязанности казахского бедняка" и в других С.Куканов говорит о несправедливости, неравноправии, пробуадеяии классового самосознания забятсК подкеволъгшм трудом бедняков. В таких, как "Существование зхекцин". Берите пример с артели "Касколъ" и в других зауисаэкчх, автор показывает артолькун жизнь, преимущество коллективного ведения хозяйства, превращение бедногы в надежна опору советской власти в ауле, культурно-просветительной работе.

Социалистические идеалы новой эпохи вдохновляли С.Ыукано-ва призывать казахских писателей глубке вникать в сущность оснознкх процессов жизни, научиться и сквозь тление старого различать и типизировать в своих произведениях то, что растет, развизается, утверждается как непобедимая суетность правда зе'йзии.

С.Муканов один из боевых полемистов 20-х годов. Его острые и страстные стать-', защищающие принципы партийности литературы и классового подхода к явлениям не раз слупили объектом ожесточенного критиш и нападения. Но это нисколько не испу-гядо молодого защитника, так называемой пролетарской литературы.

С.Муканов вел полемику с лэдьми с иными миропонимании««.

Налршер, Н.Турекулоь в своей рецензии о "Неукротимом тулпаре0

и "Тернистом пугн"* вместо раскрытия недостатков произведений, »

I. Турсхулов Н. "Тар кол, тайга!{ яещу" турачы б1р=ек1 сэз.-"Енбекш! казац", 1928 , 24 желтснсан; *Тем1р цазщ", 1923, ■ № I.

- Ю -

обрушился с упреками в адрес основоположника казахской советской литературы С.Сейфуллина. Таких явлений в критических суждениях было не мало, что выпытывало ответные реакции. Стремление защиты классовых понятий, как и не аргументирозан-ные их опровержения привели к вульгарному социологизму, что уводило восторгом от самого худояестзанного творчества.

В серьезной статье "Казахская литература и Ибрэй" С.Му-канов рассуждал о значении роли литературы з истории культуры. Он четко различал два зада литературы: устное народное творчество и письменную литературу. Писатель, выделяя специфические свойства устной и письменной литературы, останавливается на творчестве а:«мов. С особой любовью отмечая творческих взлетов акынов Арыстанбая, Шал, Шоле, Оршбая, Бкрхвяа, Аквна рассматривает с большим пошивкяем творчество йбрал Сандыбайулы. Его песни "Гакку", "Каракат коз" (Черноглазая), "Макпал", "Мац-мацгер" имея в народе особую популярность, доказывали своеобразия ксшозитора=песешшка. С.Муканов стремится к полному анализу стихов, поэм Ибрая, написанных на разные темы после революции.

В работе "О художественной литература" автор статьи утверждает подлинный рассвет национальной литературы после Октябрьской революции, к поднимая вопрос о партийности литературы, говорит об огромной ответственности возлагающейся на писателя перед читателем и обществом. В статьях ''Мои некоторые заключительныэ иысли о литературе" дает ответ на критические суздения о литературном процоссе К.Квмецгерова, опубликованной в газете "Екботаи Казах". Если а первой статье С.Муканов чрезмерно нашшая на классовый подход к худсгестзем-ныи явления», то во второй, г» пылу полемики, гис1'аа»даш1> нк-

гилистические суждения п отношении национального художественного опыта.

Статьи "Пусть будет конференция писателей", "Улучшить н:1знь писателей", написанные во второй половине 20-х годов, посвящены, как видно из названия, консолидации творческих сил и быту писателей. С.Муконов верно и точно выразил в своих статьях еден времени, мысли и чувства трудящихся тех лет.

Ми далеки от утверждения, что произведения и публицистика С.Суханова созданные т в 20-ые годы, в идейно-художественном отношении равнозначны, идеальны. Были субъективные и объективные причины. Естественно, что молодой писатель, во-первых, не обладал достаточный художественным опытом лепки характера, во-вторых, общий образовательный уровень был не на высоте, что безусловно отразился на мировоззрении. И самое главное, в период строительства новой советской жизни искусственно обострилось классовое понимание, что требовало аесткого классового подхода к описывуемоц/ явлению действительности. С.Му-кянсв поверил в непогрешимость идейной платформы пролеткульта, где кал раз и проявились явные перекосы в политике, идеологии, культуре и в частности в литературе. Отдельные ошибки его были обусловлены общественно-политическими, социальными условиями и атмосферой того периода, с которой творчество ксателя было тесно взаимосвязано и переплетено. Б 20-ые годь С.Мук&нэв считал многих классиков казахской литературы Абая, Шокана, современных ему крупных деятелей, как А.Байтурсунова, М .йумабаева, Ы.Дулатова, й.Аймаутова по ту сторону баррикады.

Еши стремлэния писателя поззз исправить свои левые суа-денил, признавая больной вклад Абая и других, а такие определенной прогрессивной роли партия "Алеш орды" в судьбе казахе- 12 -

кого народа. Но общие партийные установки тех лет не дг.эали ему возможности и э "Школах жизни" и других работа;: и критических выступлениях снять резкостей предвзятых оценок творчества некоторых представителей казахской дореаосюционной и современной литературы. Во исбеяание новых епкбок а оценке литературного мировоззрения С.Муканова необходимо исходить из контекста того времени.

Публицистика С.Муканова была органически связана духом эпохи. Она несет на себе стпечаток характерной художественной манеры писателя, особенностей ого стиля. И в своих статьях С.Муканов ¡«ступает как мастер эпчческой манеру письма; '¡увст-вуется тяготение его к эпическим описаниям, к создания болыв;сс развернутых картин и правдивых образог.

Яркий отпечаток национального колорита искусно зыдерк/.зает-ся С.Мукановым в подборе всех используемых км изобразительных средств и э самом языке.

Изображая своих героев, простых незаметных ладей, пкеатель подчеркивает в них горячее чувство любви к Родже, г. родной земле. Лейтмотивом проходит через ряд эт»гс рассказов, очерков искреннее, глубокое ьосхицение автора огромными силами, богатством натура человека.

Народ в изображении С.Муканова - это неисчерпаемей источник энергии, ума и таланта. Писатель стремился избе!кать в своем повествовании множества устарелых, мало понятных читателю слов и выражений.

20-е годы - время напряженных поисков носогс твсрчесгого метода. Революция поднииаад забитое, угнетенные, тетые массы. Путь о х осознанно^ участию в революции бад нередко трудным и противоречивым, как показывает в лучеих рагсха:..«х Б.Изйлина, М.Ауоэова. Именно отин и определялся п«фсс лучзчх - 13 -

соядений прозы 2С-Х ГОДОВ:

Одна из существенных особенностей прозы этих лет - сложно? переплетение возвышенной революционной символики, эффектной условности, эмоциональной окрашенности ситуаций, образов с реалистически конкретным раскрытием жизненных конфликтов.

И форма малого какра особенно успешно оттачивалось ис-кусгзэ наблюдения жизни, навыки краткого и точного письма. Так, рассказ и очерк становились не только действенным средством познания нового в быстротекущей современности, а вместе с тел л перьой попыткой генерализации ведущих ео тенденций, но и лабораторией художественно-публицистического мастерства.

Обилие и оперативность малых яанров позволяли широко охватить все стороны жизни.

Особенность публицистики С.Ыуквнова заключается в интонации необыкновенной убежденности, страстности.

Публицистика С.Муканова основана на киьых актуальных фактах социалистического опыта, хогорш позволяли писателю пропагандировать новые человочегкиз отношения.

Композиционное построение и с слет прозы С.Муканова просты, без внешних украсший. В них нет неожиданных ситуаций, Жизненные явления, поступки героев списываются рельефно, предельно точно.

Глаза вторая называется "Сцены новой жизни" /Повести/. Отчетливо заметен цдейно-худодественний рост писателя в конце 20-х годов - от персонажей - страдальцев в ранних рассказах С.Муханов приходит к созданию образов борцов, раскрывает народное движение за свободу. От рассказов, очерков, публицистики едет к широким эпическим полотнам - повестям и романам.

Со становлением казахской советской литературы утверждаюсь новые темы и литературные жанры, в частности, прогресси-- 14 -

розол .т.аяр повеет:;. В совершенстпованяи этого scmpa s казахской прозе огромная доля труда и С.Куканова. Благодаря творческому мастерству С.Мукансва i? казахской повести появились новые мотивы и трактовки картины "osoít яизни, кардинальные изменении а судьбе казахской гекщины.

Важно отметить, что С.Нуканов создавая образы ковш героев, обогацая казахские поЕести различными худохсствекними формами к приемами продолжал разработку казахского советского романа. В этой связи повести С.Муканова, написанные е 20-ые годы снесли весомуп лепту а развитие романного .мышления, маситабностьв материала, изображающего революционные преобразования в казахской степи.

Романтическая охрыяенность прозы начала 20-х гедсэ сказалась прежде всего а манере показа героического характера народной борьбы, двияеиия масс~в революционных преобразованиях. Восторженный пафос, революционный энтузиазм черпался из самой жизни и расцвзчивал роьанткчзскиых красками образы и псз« тику и повестей С.Сейфуллияа, Я.Аймаутдова, Б.Майлина, М.Ауэ-зова, С.Садвакасова, Г.Мусрепсва, А.АЛсарина, Ж.Тлепбергено-ва, А.Асылбекова, Е.Бзкенова, С.Муканова, С.Еаркпсва к .других.

Повести С.Муканова язлгштся логическим продолжением его творческих исканий и в то se время новой ступенью идейно-художественной прелости.

Если в рассказах перед наш быки лишь фрагменты из зкзни героев, то в повестях "Исповедь Акбоие", "Светлым путем", "Смерть Акар" мир предстает в движении, ггреаде acero связанном с эволюцией психологии героев.

Эти произведения совершенно различны и по тематике к по *удожественноыу воплощении замысла. Но сии свидетельствует - 15 -

о том, что наизмарими выросло реалистическое мастерство автора, завершившего переход от отдельных прозаических эскизов к развернутому изображении за- чи.

"Испсзедь Акбопе" - писал Т.Нуртазин,- явилась для писателя игжиой векой на пути к больной прозе".*

Цру.обцениа народа к социалистическим идеям шло сложным и трудна.! путей. Б этом отношении исклячительно типичен характер Акбопс.

.Чужбн был талант подлинного художника, чтобы реалистически зржо показать существенные стороны новой кизни и эе гума-нльу.. Ь повести в широком реалистическом плане представлен образ народа, воздействующего па. формирование взглядов героев.

й поьсо-л: автср с большой психологической убедительностью рисует внутренний мир своих героев.

В отличие прежних рассказов в этой повести С.Муканов изображает на только внешние действия персонажей, но и психологически убедительно раскрывает внутренние переливания героев.

Озфссу пробуждавшейся к активной жизни народной массы сопутствовал пафос освобождения человека от рабского прошлого. Многогранность этих жизненных процессов еще не воплощалась

в кругаж человеческих характерах. >

Повесть "Ударник" С.Муканова, названная з перериботанном варианте "Светлы:«! путем", состоит из шести глав, в композиции ном и смысловое плане имеет две четко очерченные части, каждая из которых соответствует новому этапу развития характера Умит.

Но в садах "мрачных" рассказах о прошлом мы ощущаем, как

I. Куэтаэин Т. Сабит Муканов. Критико-биографический очерк.

¿Уоо, с.из.

писатель словно высвечивал светом поэзии прекрасное человеческое лицо, поступки, деталь характера персонала, чтобы раскрыть то новое, что пробивалось через гибель, кровь, унижение навстречу солнцу новой лизни. В начале классовых бос-в, в конфликтах героев, в неотвратимости победы революционных начал движется новый мир людей.

С.Муканову всегда было присуще острое чувство современности, и если теперь уы оглянемся на его прозу, то увадкк, что изображение новых людей - его страсть, его художническая гордость. Нет, не просто было показать новый народный характер, всю сферу его проявлений, чтобы он был полнокровен, реалистичен, силен своей правдой. Таковы Акбопе и Умит.

Повести "Исповедь Акбопе" и "Светлым путем" намечают главные направления стиля Сабита Муканова. Система образов отличается широтой психологических градации, воссоздающей с большой реалистической глубиной яизнь в первые годы Советской власти. Именно в больших прозаических кадрах наиболее полно раскрывазтся дарование С.Муканова. В своих повестях он развертывает сложнейший процесс пробуждения сознания народа после Октября.

Повесть "Смерть Ахар" затрагивает судьбу кенщин, борьбу против старого, костного.

Трагическая гибель /шап, принимается читателем как сильный протест против старых феодальных порядков. Личность становится субъектом социального анализа, происходящих перемен п обществе, и анализ этот, схватывая главный конфликт времени, соотносит изобрапениз судьбы отдельного человека с судьбой общества. Ажар со своей ыачтой, устремлениями, наконец, со своей печальной судьбой одна заполняет всю трагедим. Читатель, приковенный к стремительному развитию событий, забывает все, - 17 -

его внимание всецело поглощено столкновениями, действиями основных персонажей.

Б третьей главе диссертац л "Заблудившиеся" и проблемы романа" рассмотрены вопросы закономерности становления крупной форш прозы в казахской литературе в 1920-е годы.

В казахском литературоведении немало трудов, посвященных проблемам жанра романа.* На основе последних разработок научно-теоретического характера, особенно работ М.Бахтина, Л.Ершова, '¿.Кузнецова, В.Кожикова рассмотрены проблемы становления аанра романа, двуединства к диалектики содержали: и формы худокестаенкого произведения.

На основе анализа литературного процесса модно сделать вывод, что уае в двацатыо и в начале тридцатых годов роман уверение прокладывал для себя дорогу в творчестве К.Аймаутова, М.Ауззсса, Б.Майлина, К.Дшюугурова и многих других.

I. Агсшов М. Казак ромондарнныц, поэтлкасы. А. ,1975; Ахыетов 3. Современное развитие и тоадиции казахской литературы. А., 197В; Бердибаев Р. Роман кэне заман. А.,1967; Казак тарихи роуаны. А.,1979; Ерлов Я.$. Русский советский роман. .Г., 1957; Днепров В.Д. Черта романа XX века. К.-Л., 1965; История и литература. И,, 1960; Искусство романа XX века. М., 1973; Диэунова Е. Современный казахский роман. А'. ,1964; Кдратаэз М. Социалиста« ^еализмнГн, казан прозасызда капып-тасуы., А. ,1965; Кедрина 3. Из ¡щвого источника. Д..1966; Кузнецов и.И. Пу^« развития советского романа. М.,1971; Поспелов Г.И. Проблемы исторического развития литературы. }«.,4.972; Проблема современной советской прозы. М. ,1972; Чуковский К. Высокое искусство. М. ,1963; Шалабаев Б. История казахской гтпчгт А . ТФГ^А' Кп<»<г ГЛШШПМ! л».г«ч нэп

калыптасу тарюсы, А, ,1983; Шарипов А, Наз1рг1 доуХр кэне совет эдебист1н1ц даму проблематары.

- 18 -

Крупный вклад в становление жанра романс внес Сабит Ну-канов. Обзоры и исследования прозы, особенно романеи Сабита Муканова содержатся в работах Г.Тогдалоза, Е.йсмаилова, З.Шаш-кина, А.Нуркатова, Т.Нуртазина, З.Кедриной, З.Кабдулоьа, Т.Какишева, Р.Бсрдибаева, Н.Гебдуллина, м.Хасопова * и других.

Советский роман определился в 1920-е годы как роман "синтетического охвата действительности" больших социальных кон(|>~ яиктов и человеческих характеров. Широта охвата действительности сочеталась с глубоким проникновением зо внутренние процессы истории и преломлением их в художественно индизидуолизи-[юванньк человеческих характерах.

В диссертации особое внимание уделено анализу романа С.Муканова "Заблудившиеся" (1931). Писатель сосредоточивается на раскрытии "внутреннего человека", на тех ситуациях, в которых {аждый из героев предстает во всей реалистической цельности 1 психологической мотивированности его социсльно-нравстзенноа ¡зпцности. О тематике, содержания, структуре, форме, сюжета, гооблематике и о взаимоотношениях героев романа наглсэно ноыа-ю трудов.^

Топчанов F. Здсбкет кзне сын мзселэлер1. Кыз1Иордял1929; Ысмайылов Е. Еелестен белеске.- Казак эдебиет1,1усЧ), 3 мау-сш: Нуркатов А. Сэбит Муцановтын, тзорчестволк; ;коли. А., 19Ь6; Нуртазин Т. Казушы язно он1р. А.,19о0; Кедрина 3. О сильных и смелых.-"Правда",1949,17 мая; Смирнова В. Свет из России.-"Литературная газета",1949,14 мая: Ьабдулов 3. Жанр сиры. А.,19о4; Кэкишев Т. ДзуГр дидары.А.,Itio5: Пашкин 3. Сэбит poMdHrmDH туралы о йл ар.-Казак эдебизтГ 15 таыыз; Хасенов М/Уиаады образ вэне тиатендхру.д. ,J9fco, т.б.

Кенхебаев Б. Здебкет белестер1. Исследования,статьи. Л., 1986,с.ЗбВ-ЗбУ; Муспепоа Г. Суретнер паризы.-Литерагурпо-крнтичвехие статья."А..1970, с.224: Баратаев а, ГчтскХсяз-дер1. А.,1984, с.204; Йабдолов 3. Йанр сиры. A.,I964,c.I4tí-Ш: ^ирабаеэ С. <Mei eplcl. А. ,1971,с.IBÜ: К&якзев Í. Дэу!р дидарц. А.. 1985, с. 165-167:Еерд1баев Р. Гасыщлар тол-■гаук. А. ,1977.с.<40; Наоымбетоз А. махеббат гп/ры.-^окмунизн таны, I9o0, II июня; Шалайаев Б. Кдзш> рсманкиыц тууы кем цалыптасу тарихы. A. ,I9fc3,c.I22; Елеукенив Щ. От фольклора до романа-эпопеи. А. ,1987.с.139; Нургллиов Р. Казаз рево-лециялык поозиясы. А, ,1987,с.59; Сахариев Б. Ушгнт ткнысы. А. ,1965,0.110-123».Нургалимов С. Адаскандар калай ;гол талты. -Коммунизм нуры,1966, 20 февраля; Кей1пкврмен кездесу.-Социалистия Цазахстан,196о, ¿ марта.

Б работе предпринята попытка анализировать историю появления рсмань "Заблудившиеся". В диссертации также уделено боль-еоэ внимание работам литературно критиков.

В статЛ "Вот как была написана ''Светлая любовь"^ и в три-р

логик "^кода клзпк, С.Мукыюв раскрывает внутреннюю прукину тех социслько~о5щественных причин, которые стали основой романа "Заблудившиеся".

Ромен "Заблудизшиеся" увидел свет в Москве под названием "Сын бая" (азрезодчики Б.Ь'алдыбаев и 0.-¿ре л их, 1935 год). Он был не только пераым казахским романом, переведенный на русский язык для всесоюзного читателя, но и первым произведением, выэввгагдм общесоюзную дискуссию на страницах "Комсомольской

3 и

правды': "Литературной газеты" других.

Рсмьн "Сын бая" вызвал осуждение республиканской критики,

которая обвинила автора в идейной невыдержанности, и этим

4

наложили социально-эстетический запрет на его издание.

Этот роман, ставший объектом дискуссии, одновременно был показателем художественного уровня казахской литературы перед всесоюзной литературной общественностью.

Однако успех романа "Заблудившиеся" оказался кратковременным. Но заключении официальной комиссии он якобы не соответствовал принципам социалистического реализма, становление и формирование которого в казахской литературе происходили на годы

1. Ыуканоь^С. "Вот как была написала "Светлая любовь",- Казш? гдебиен, 1У59, 23 октября.

2. Муг.аиов С. 6м1р мектеб1, 1970, с.262.

3. Шпунт ?. Адвокаты кулачества.-„Комсомольская правда'; 193Ь,

, и окткбря:Тевкели В. Повесть об обреченных.-.литературная газета",, 193;., 13 октября.

4. Утепел К. "Удебиет образцндагы кемшШктар! ".-"Социалистик , Казахстан", 1936, 12 апреля; "Большев1кт1к сынды оз ара

ер1стетей1к".-"и0циалист1к Казахстан",1937, 16 июля;пТагы да Ддаскандар турала немесе Сабит Ыукановтщ, эдебиеттеги байлылдыгн".- "Лениншкл кас",1937, 1о иоля: Абдда.одиров К. ¿дебкегтог! троискишид-бухариншид ултшыл-фавшет зиянкесте-р1н яорХнс кэте ¡гурту нерок*.-^зах эдебиети",1937,13 ввгус-

Т6 Г» уСуР»

создания романа. Сталинские репрессии 1937 года не обозли стороной и Сабита Муканова. Он был исключен из партии и отстранен от работы, а его рома:! решением Союза писателей Казахстана подвергся инсинуации.

В 1953-54 годах С.Муканов вновь попадает в ополу. Но несмотря на превратности судьбы, писатель остается верен своему замыслу и приступил к переработке романа. В 1959 году С.Мука-нов на основе решения XX съезда, со значительными изменениями публикует свой прежний роман "Заблудившиеся" под новым названием "Светлая любовь". Если сопоставить худохюственнчй уровень двух вариантов, то предпочтение все не на стороне романа. "Заблудившиеся". Это объясняется тем, что названный роман выделяется острым, реалистическим показом лизни казахского общесг-• ва в 20-ые годы, отточенностьп языка, воспринимаемого читателем, как дастш о лэбви, Очевидно, что именно художественная сторона романа "Заблудившиеся" определили ей почетное место в сокровищнице казахской советской литературы как один из пер-пых романов в полном смысле этого слова. И в связи с этюд возникает проблема о переиздании первого варианта романа "Заблудившиеся", как наиболее гвдакщяйся произведение, отвечавшего духовным запросом читателей не только начала 30-х годов, по л современных.

В диссертации анализируются разные научные шенчя и рецензии критиков а дается оценка этим работам с позиции современных требования.

Сравнивал три рэдащзгз романа, изданные п 1931, 1935 и 1959 годах, диссертант ставят задачу проследить творческие искания писателя, выявить системы идейно-выразительных средств.

Произведение "Заблудившиеся" сыграло большую роль в становлении яанра романа казахской прозы. Писатель чутко улавливает суирость общественного быт. I и необходимость борьбы за прогресс.

Диссертант в анализе романа постоянно уделяет внимание характеру, типу повествования, композиции и с «жету.

Роман "Заблудившиеся" знаменует дальнейший вдейно-художест-венный рост» Муканова С., поднимает на новуо ступень его мастерство.

В "Заключении" подведены итоги исследования и обосг >вана перспективность дальнейшей разработки проблемы. Рассматривая вопросы ранней прозы С.Нуканова необходимо отметить о формирующемся крупном эпическом таланте писателя, об оригинальности его стиля а всей художественной системы.

Ничавлшй свой творческий путь с поэзии, писатель ввел в казахскую литературу свою оригинальную художественную манеру. Руководствуясь революционными идеями, он показал борьбу нового со старым, стремления народа к лучшему.

СЛуканов внес крупный вклад в развитие новой национальной литературы. Анализ романов "Школа нкзни", "Бэтагоэ", "Метеор" и др. подтверждает, что опыты 20-х годов были глубокими истоками творчества писателя ,

В диссертации сделана попытка исследовать своеобразие композиции рассказов.очерков, статей, повестей и романа С.Мукано» ъг\, созданных в 20-х годах.

• Про^зввденлл С.Муканова утверждают красоту жизни. Почти всех его героев объединяет одна благородная и возвышенная цель - сделать жизнь человека еще болеа прекрасной. Его горои-это лед« благородные, с твердой волой, боротиеся ва победу справедяивостн, .правда, добра. Они пшут трудом миркнм.соэя-

- 22 -

дательным, даршцим счастье. Тонкими психологическими штрихами С.Мукынов создает выразительные человеческие характеры, запоминающиеся образы.

Произведения Куканова жизненны потому что главнее для писателя - правда, как Си ее не принимали последующие поколения читателей. Оь делает предметом своего анализа общечеловеческие проблемы, проявляя страстное отношение к тому гаи иному общечеловеческому вопросу, часто дает на них ответы г> классовой дозировке. Произведения писателя проникнуты искренней тревогой о времени ¡1 человеке.

Творчество С.Муканова пронизано духом патриотизма и дружбы народ,ое, что дают его произведениям высокое общественно-политическое звучание.

Основа творчества С.Муканова- партийность и народность. Чувство повьЕг.енной ответственности перед временем, ответственность перед народом - вот ведущий принцчп С.Муканова - писателя и грмудошна.

Исследование истории прозы С.Муканова 20-х годов еще раз убезщает насколько сложен был путь формирования новой литературы и критики, как и через какие трудности 1/ришлоеь пройт.5 тгм, кто стоял у истоков нового искусства.

Мастер литературной формы, вдадездкй всекн богатствами казахского языка, С.Мукпнов прошел длительный, сложны? творческий путь и занял почетное место п ряду классиков, казахской советской литературе.

- 23 -

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Себит Му^анов эцг1иелер1н'ч керкемдГк элем1 туралы.-¡{аэак т1;Д мен адебиетХ /жтэя>/. КазМУ, 1985, с. 104-105.

Горизонты жанра,- Тезисы научной конференции, посвященной 90-летию академика-писателя Сабита Цуканова. 1990, 16 мая.

Противостояние./К 90-летию со дня ровдения академика -писателя Сабита Нуканова/.-"Простор", 1990, № 6, с.149-150.

Сэбит Му^анов жене наза1{ совет вдебиет1.- Цазач РА хабсрашсы. (Вестник АНКазССР), 1990, » 7, с.83-85.

Шыгарма жене уачыт тынысы.- Казак т!л1 - голым т1л1. (Казахский язык - язык науки. Научное издание). 1990, с.53-64.