автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему: Проблема "стихийности" в творческом опыте Александра Блока
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Чугунова, Елена Евгеньевна
ВВЕДЕНИЕ. «Стихийнь» как теоретико-литературная проблематика творчого недия Алендра Блока
1 ГЛАВА I. ПРИРОДА БЛОКОВСКОЙ «СТИХИЙНОСТИ» В ОБРАЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ СТРУКТУРЕ ПЕРВЫХ СТИХОТВОРНЫХ ЦИКЛОВ («ANTE LUCEM». «СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ»).С.
1.1 Обование понятия ихийни» в ранней поэтике Блокапозиций неоплатонизма
1.1.1 «Предавленная хаокичая гармония» Мировой Души как один из овополагающих тезв переения Блоком эманационномволичой доктрины Плотина
1.1.2 Соотнннь «мировой драмы» из плотиноого ученияблокоой интерпретацией ихийно» - игрового начала в лирике первого периода
1.2 Актуализация идейловьева в формировании «когоничойстемы» «Ante Lucem» и «Стихов о Прекрой Даме»
1.2.1 Мичий «унивелизм» Вл. Соловьева в контее творчогомоопределения Блока
1.2.2 «Стихийный» дуализм образовмволов первой блокоой книгиихотворений как оппозиция нтезу»ловьеого «едива»
2 ГЛАВА II. ТРАНСФОРМАЦИЯ «СТИХИЙНОСТИ» В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА ПЕРИОДА «АНТИТЕЗЫ» (СБ. «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ». «СНЕЖНАЯ МАСКА». СТАТЬИ 1906 - 1908 ГГ.)
2.1 Полигенетичнь блокоого вриятия «музыки» (вагнероое и ницшеаое начала)
2.1.1 Отражение вагнероой мифопоэтики вановлении блокоой концепции «музыки»
2.1.2 «Дионая» етика Ницше в «Рождении трагедии из духа музыки» как эквивалент апологии ихийного» у Блока (1906)
2.2 Проявление ницшеаого духовного радикализма во втором томе «лиричой трилогии» Блока
2.2.1 Трагедийный характер «втановления мерии» в дионзме лиричого цикла «Снежная Ма» (1907)
2.2.2 «Стихийная» атология драматичого набра «ДионГипербореий» и критичой прозы Блока как преломление «катрофичого недия» Ницше («Народ и Интеллигенция». «Ирония». «Стихия и Культура»)
3 ГЛАВА III. «ПАНСТИХИЙНОСТЬ» БЛОКОВСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ЭТАПОВ «ТРИЛОГИИ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ»
3.1 Модификация ницшеаой мифологемы «вечного возвращения» в лирике, прозе и драматургии Блока 1906-1912 гг
3.1.1 Претворение мотива ихийного» круговорота ватье «Безвременье» (1906).ихотворных циклах «Нечаянной Ради». «Снежной Ми». «Страшного Мира»
3.1.2 Тема нипшеао-вагнероой amor fati в рядеихотворений 19071912 гг. в лиричой драме «Роза и Кр»
3.2 По Блоком путей для выражения «паихийни»: от «дегуманизации» «Страшного Мира» и «Возмездия» - к ориому концептуализму «Арф и Скрипок». «Родины» иатьи «Крушение гуманизма»
3.2.1 Инфернальнь и амбивалентнь блокоого «De profundis» в ерхциклах» «Страшного Мира» и «Возмездия», а также ватье «Овременномстоянии ркогомволизма» (1910)
3.2.2 «Дионзм» «народнойихии» циклов «Арфы и Скрипки» и «Родина»
3.2.3 «Метаисторизм» «Духа Музыки» в блоковской статье «Крушение
3.3 Поэма «Двенадцать» «панстихийности».