автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.15
диссертация на тему:
Проблема Святых мест в ближневосточной политике Российской империи XIX века

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Бушуева, Светлана Вадимовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.15
Диссертация по истории на тему 'Проблема Святых мест в ближневосточной политике Российской империи XIX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Бушуева, Светлана Вадимовна

Введение.

Глава 1. Проблема Святых мест в международных отношениях Российской Империи.

1.1.Святые места - узел противоречий между ведущими империалистическими державами.

К истории вопроса.

1.2.Обострение Восточного вопроса и активизация российской политики.Д.

Глава 2. Паломнический вопрос и его роль в общественно-политической жизни России.

2.1. Основные этапы русского паломничества.

2.2. К вопросу об истоках паломнического движения. Сущность паломнического вопроса.

2.3. Качественные и количественные оценки русского паломнического движения.

2.4. Мероприятия правительственных учреждений России по решению русского паломнического вопроса в 19 веке.

Глава 3. Образование и деятельность российских организаций в Палестине.

3.1. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и ее вклад в защиту Православия на Святой Земле.

3.2. Образование Православного Палестинского Общества и его роль в укреплении связей

России и стран Ближнего Востока.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Бушуева, Светлана Вадимовна

Возникновение проблемы Святых мест уходит своими корнями в глубокое прошлое. Со времен походов крестоносцев в Иерусалим и до XIX века Святая Земля Палестины всегда привлекала внимание как европейских правительств, так и простых людей, совершавших паломничество к Святым местам. Но лишь в середине XIX столетия борьба за обладание этими святынями достигла своего апогея.

Сама постановка проблемы Святых мест имеет в своем понимании узкую и широкую трактовку ее разрешения. Узкая - связанна с борьбой между мусульманами и христианами за обладание Гробом Господним и ключами от Вифлеемского храма, широкая - была связана с обострением Восточного вопроса, вставшего на повестку дня во второй половине XIX столетия, что было связано с упадком Османской Империи (в чьем ведении находилась Палестина) и обострением международных отношений между ведущими державами мира. Г'

Предметом исследования данной работы явилось изучение возникновения и динамики проблемы Святых мест во внешнеполитической деятельности Российской империи, а также влияние русского паломнического движения на принятие решений императорским правительством по отношению к ближневосточному региону. 4

Актуальность темы связана с насущной потребностью детального рассмотрения сложных проблем внешней политики России в XIX столетии.

XIX век для дипломатии Российской империи очень показателен и динамичен. Он не только ознаменовался радикальными изменениями в международной системе, но и модифицировал расстановку сил на Ближнем Востоке. Это было связано с обострением Восточного вопроса и заинтересованностью всех ведущих держав в разделе Османской империи. Россия, будучи в авангарде международной дипломатии, также не хотела отстать от общего натиска Запада на Восток. Но в своих конкретных устремлениях, она постоянно наталкивалась на противодействие просвещенной Европы, оставаясь к тому же постоянным соперником Османской империи при ярко выраженном стремлении оказать посильную помощь тем народам Востока, которые исповедовали Святое Православие.

Исторический опыт сбалансированной политики Российской империи для нынешнего поколения является весьма поучительным. Его правильная оценка с учетом проблемы Святых мест может положительно повлиять на стратегию ближневосточной политики обновляющейся России и разработку концепции применительно к новому мировому порядку.

Таким образом, довольно актуально и чрезвычайно важно рассмотреть динамику отечественной дипломатии прошедшего столетия, чтобы избежать ошибок в 5 принятии решений и разработке концепций государственной внешней политики России в третьем тысячелетии.

Цели и задачи работы были определены исходя из научной и практической значимости темы, степени ее изученности и имевшихся в распоряжении автора источников.

Цель данной работы состоит в том, чтобы дать комплексный анализ истории развития ближневосточной внешней политики Российской Империи с акцентом на проблему Святых мест и русского паломничества.

Для ее достижения автор ставит следующие задачи:

- Определение места и роли проблемы Святых мест в международных отношениях России XIX века;

- Выявление специфики внешней политики Российской Империи в ближневосточном регионе;

- Характеристика паломнического движения в рамках общественно-политической жизни России XIX века;

- Классификация основных этапов русского паломничества;

- Конкретный анализ мероприятий российских правительственных учреждений по решению паломнического вопроса на Ближнем Востоке;

- Оценка деятельность церковных и гражданских организаций непосредственно на Святой Земле.

Хронология данной работы охватывает XIX столетие. Это не случайно. Рассматриваемый 6 исторический период является показательным в установлении и укреплении связи России и Палестины, русского и арабского народов в религиозном, научном, культурном отношениях, что отражено в решении императорским правительством проблемы русского паломнического движения и образованием, в этой связи, первых русских церковных и гражданских учреждений в Палестине.

Рассмотрение динамики внешней политики Российской империи в ближневосточной регионе начинается с политики Александра I, - : - : ^ который не чуждался заниматься решением проблем т.н. периферийных политических зон, которой и являлась Палестина. В последние годы своего царствования Александр I приступил к разработке внешнеполитической концепции присутствия России на Ближнем Востоке, применительно к вопросу о положении православных народов, но не успел претворить ее в жизнь. Этот период, по нашему мнению, и является нижней границей данного исследования.

Верхней границей - мы считаем последние годы XIX века царствования Николая II. После смерти Александра III, вступивший на престол Николай II, не только не продолжил внешнеполитическую линию отца, а, напротив, круто.повернул вспять, в сторону монархической солидарности и европейского концерта. При этом приоритетность приобрела не политика на Ближнем Востоке, а дальневосточная дипломатия. 7

Научная новизна данного исследования заключается, прежде всего, в том, что автором впервые предпринята попытка синтеза формального и неформального факторов международных отношений, а также их взаимовлияния, применительно к ближневосточной политике Российской Империи в XIX веке. Эта попытка прослеживается особенно в вопросе, связанном с русским паломническим движением, которое сильно воздействовало на принятие внешнеполитических решений российским правительством по отношению к Палестине и другим странам Ближнего Востока.

Кроме , того, автором дается собственная хронологизация российского паломнического движения.

В качестве методологической основы для написания диссертации нами использовалась «теория факторов» - социологическая концепция, объясняющая суть общественного развития воздействием на нее тех или иных факторов, таких как политика, экономика, культура, идеология, религия. «Теорию факторов» разработали известные ученые М.Вебер, Г.Моска, М.М.Ковалевский. При написании данной работы мы считаем, что этот концептуальный подход наиболее целесообразен, так как разработка внешнеполитической линии императорским правительством на протяжении XIX века находилась в прямой зависимости от политических, экономических, религиозных процессов. Для достижения основной цели данного исследования и решения, в этой связи, 8 вспомогательных задач нами были также использованы общенаучные методы, специальные исторические методы, методы других общественных наук, источниковедческие методы.

Общенаучные методы - анализ и синтез применимы в изучении специфики международных отношений на протяжении XIX века по отношению к ближневосточному региону, а для исследования межгосударственных связей вполне применим системный анализ.

Индуктивный метод, по принципу факт-факт-вывод применялся в каждой главе работы.

Применение специально-исторических методов, таких как хронологический, синхронный, диахронный (метод периодизации), прослеживается на примере конкретной истории изучения русского паломнического движения.

Настоящее исследование написано на основе анализа оригинальных источников, некоторые из которых до сих пор не вводились в научный оборот.

К первой группе источников относятся архивные материалы, которые включают документы:

-Государственного Архива Российской Федерации (г.Москва) (Фонд «Александр III" содержит материал о русской политике на Востоке);

-Российского Государственного Военно

Исторического Архива (г.Москва) ( Фонд «Русско-турецкая война 1877-78гг.», в котором хранятся копии докладных записок действующих генералов Обручева и Фадеева о политическом положении России 9 дают четкое представление о политическом положении Российского государства в период обострения русско-турецких отношений;

Центрального Государственного Исторического Архива (г.Санкт-Петербург) ( Фонд «Рукописи Синода» содержит обширный материал о путешественниках в Святую Землю и, непосредственно, воспоминания самих паломников, а также программу деятельности Русской Духовной Миссии в Иерусалиме;

Архива Внешней Политики Российской Империи (АВПРИ,г.Москва). Они составляют важную группу источников о деятельности протестантских и католических организаций в Палестине. «Материалы Палестинской Комиссии» содержат сведения о закупке земельных участков, постройке домов для паломников и улучшении их быта и т.д. Сюда же включается Фонд «Посольство в Константинополе», который содержит ценный материал о взаимоотношениях Консульства и Палестинского Общества и Фонд «Консульство и Духовная Миссия» - содержит сведения о деятельности РДМ в Иерусалиме.

К следующей группе источников относятся Отчеты и Сообщения Православного Палестинского Общества, начиная с 1881г. по 1916г., хранящиеся в Отделениях ИППО г.Санкт-Петербурга и г.Москвы (Данные документы дают полную информацию о русском политическом присутствии в Палестине, деятельности первых церковных и гражданских организаций на Святой Земле, а главное - сведения о российских

10 паломниках, их качественные и количественные характеристики).

Весьма ценным собранием неопубликованных документов являются материалы документального Фонда Маргариты Елизаровой и Фонда Нижегородского отделения ИППО, находящиеся в библиотеке Центра изучения проблем мира и разрешения конфликтов исторического факультета ННГУ. Автор имела непосредственное отношение к систематизации данных источников и введению их в научный оборот.

При разработке проблемы была изучена многочисленная мемуарная литература; (Воспоминания военного министра Д.А.Милютина, министра финансов С.Ю.Витте, дневники командующего войсками 187778гг. М.А.Газенкампфа, записки советника министра иностранных дел А.А.Гирса, Дневники министра иностранных дел В.Н.Ламздорфа, известного дипломата Н.П.Игнатьева, министра иностранных дел

А.Б.Лобанова-Ростовского). Данные материалы довольно субъективно освещают закулисную сторону принятия политических решений МИД России и деятельность различных министерств и ведомств Российской империи. Но без них обойтись невозможно, ибо личность в истории дипломатии внешней политики всегда играет особенную роль.

Обширную источниковую базу хорошо дополняют материалы прессы, прежде всего, церковной («Церковные ведомости», «Прибавления к церковным Ведомостям», издаваемые при Святейшем

11 правительствующем Синоде); гражданской («Русский Архив», «Северные цветы» приложение к Русскому Архиву издаваемые в г.Москве, «Русский вестник» изд. в г.Санкт-Петербурге, «Исторический вестник», изд. в г.С.-Петербурге).

Приступая к историографическому обзору литературы, следует отметить, что в отечественной историографии до сих пор не существует фундаментальных работ, посвященных непосредственно изучению роли палестинского фактора во внешней политике Российской империи. Тем не менее, историография общих вопросов внешней политики России XIX века - обширна. Нужно отметить работы В.М.Хевролина, А.В.Игнатьева, Н.С.Киняпиной

Балканы и проливы во внешней политике России в конце XIX века (1878-98гг.), И.С.Рыбаченка «Союз с Францией во внешней политике России в конце XIX века», К.Б.Виноградова «Мировая политика 60-80к гг. XIX века», М.Н.Покровского, А.Д.Новичева «История Турции», Г.П.Куропятника «Россия и США: экономические, культурные и дипломатические связи (18 67-81гг.)». Огромный фактический материал по разным направлениям внешней политики России содержится в пятитомнике «История внешней политики России», опубликованном и издательством

Международные отношения».

Другая группа исследований посвящена разработке восточного направления внешней политики России, ее взаимоотношениям с Османской Империей в период

12 обострения Восточного вопроса. Несомненно, нельзя не отдать должное фундаментальным трудам историков-восточников XIX века, таким как: С.Жигарев

Русская политика в Восточном вопросе (ее история в ХУ1-Х1Х веках, критическая оценка и будущие задачи)», Б.М.Данциг «Изучение Ближнего Востока в России», А.Дебидур «Дипломатическая история Европы», А.М.Зайончковский «Восточная война 18531856гг. в связи с современной ей политической обстановкой», С.С.Татищев; ученым (многие из них -члены ИППО), исследовавшим историю развития стран Ближнего Востока и их связи с Россией, таким как: архим.Порфирий Успенский, архим. Кирилл Наумов, архим.Антонин Капустин, А.А.Дмитриевский,

В.Н.Хитрово, Н.А.Медников, К.М.Базили, А.В.Елисеев, Д.Д.Смышляев А.Цагарели, И.Ю.Крачковский, Н.Я.Марр. Все эти работы имеют непреходящее значение, так как авторы были современниками и участниками происходящих событий в Европе и России в XIX веке, и, иногда, несмотря на довольно субъективную оценку тех или иных событий, являются серьезной научной литературой. Нельзя не отметить работы Ф.И.Успенского «История Византийской Империи», Чихачева П.А., Панченковой М.Т., А.А.Тюнина, В.Н.Виноградова, посвященные изучению механизма выработки внешней политики Российской империи с учетом влияния на нее различных сил в XIX веке.

Возрождение интереса к истокам Святого Православия в современном Отечестве, привело к

13 появлению отдельных исследований по истории русского паломнического движения, деятельности Русской Духовной Миссии, Императорского

Православного Палестинского Общества. Изучением этих вопросов занимались как церковные деятели, во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием и начальником Русской Миссии архимандритом Феодосием (Васневым), а также членом РДМ в Иерусалиме иеромонахом Марком (Головковым), так и ученые-историки, такие как: О.Г.Пересыпкин, В.Г.Солодовников, Н.Лисовой, Е.С.Евсеев. Особо хочется отметить научный вклад членов ИППО Нижегородского отделения - Е.В.Кузнецова, О.А.Колобова, А.А.Корнилова. Здесь же нужно упомянуть работы таких зарубежных исследователей различных культурно-просветительских и научных проблем взаимоотношений России и Палестины, как Дерек Хопвуд (Великобритания), Стефен К.Баталден (США), Сухейль Фарах (Ливан), д-р Ставроу (США). В целом историографический обзор динамики развития внешней политики Российской Империи по отношению к странам Ближнего Востока выглядит объемным, но разработок посвященных непосредственно проблеме Святых мест и роли русского паломничества во внешнеполитической деятельности России XIX века нет. Имеющийся пробел в какой-то мере восполняет настоящая диссертация.

14

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема Святых мест в ближневосточной политике Российской империи XIX века"

Заключение.

Проблема Святых мест, получившая свое начало еще во времена походов крестоносцев в Иерусалим, достигла своего апогея к середине XIX столетия и послужила отправной точкой в развязывании многих международных конфликтов в районе Ближнего Востока.

XIX век для международных отношений Российской империи был очень показателен и динамичен. Он не только ознаменовался изменениями в монархической европейской системе, но и коренным образом изменил расстановку сил на Ближнем Востоке. Это было связано с обострением Восточного вопроса и заинтересованностью всех ведущих держав в разделе Османской империи. Россия, как одно из сильнейших мировых государств также не хотела отстать от общего концерта. В этом своем желании она постоянно наталкивалась на противодействие со стороны Европы, а также Россия оставалась постоянным соперником Османской империи в своем естественном стремлении оказывать духовную помощь народам Востока.

В процессе изучения вопроса о роли ближневосточного фактора во внешней политике России, а также определения места и динамики проблемы Святой Земли во внешнеполитической деятельности Российской империи, автор сделал основные выводы:

172

1.Получив сильный импульс к развитию в начале XIX в ека, устоявшаяся система международных отношений к середине XIX века стала анахронизмом. Последним ее представителем оказался русский император Николай I. Годы его правления послужили своеобразным переломным моментом как в структуре взаимоотношений между ведущими державами, которые поддерживали относительную стабильность в Европе, при значительной свободе рук в других регионах, так и во внешнеполитической деятельности российского государства, динамика которой встает в прямую зависимость от международной ситуации.

2.Вторая половина XIX столетия знаменует собой обострение «Восточного вопроса», перенесение центра тяжести из Европы на Восток и в связи с этим вовлечение России в международные дипломатические и военные перипетии с европейскими государствами и Османской империей. Россия, занимавшая прочные позиции на Востоке, утратила их в результате борьбы с Европой, которая объединилась против русских, используя спор о Святых местах.

3.Политика Российской Империи на протяжении всего XIX века в целом, а во второй половине XIX века в особенности, была не более агрессивной, чем политика ведущих европейских держав. Своеобразие внешней политики России на Востоке в XIX веке заключалось в попытках преодолеть устойчивый антирусский компонент внешней политики стран Запада. Данные усилия получили непосредственное

173 отражение в экономическом росте государства российского и конкретизацией его имперских интересов, а также в политике расширения сферы духовного влияния Православной Церкви.

4.Немаловажное, а порой и решающее значение в принятии внешнеполитических решений в российском правительстве играл личностный фактор русских императоров и его окружения. Это обстоятельство характерно для всего XIX века.

5.Политика России на Ближнем Востоке в XIX веке определялась приматом религиозных мотивов над национальными интересами русского народа. Последовательная политика в защиту восточных православных христиан, проводимая российским государством, на наш взгляд не являлась защитой и и , -г- ' ч РПМ й отстаиванием правительство решало свои специфические ближневосточные задачи: регулярный сбор разведывательной информации на Святой Земле, формирование благожелательного к России общественного мнения в регионах Османской империи, борьба с влиянием держав-соперниц в Палестине, Сирии и Ливане, создание прочных структур российского присутствия по схеме РДМ - Консульство - ИППО.

Нередко задачи и деятельность учреждений правительства и РДМ-ИППО вступали в очень серьезное противоречие, однако, по нашему мнению, это противоречие не было антагонистическим. Разногласия были связаны с выработкой конкретных мер по

174 усилению влияния Российской империи, концептуальные же противоречия были в свое время разрешены упразднением Палестинского Комитета (Комиссии) МИД и созданием более эффективного ИППО. Следовательно, правительство использовало в политических целях естественные, закономерные процессы паломничества и поддержки Восточного Православия, но при этом оно оказалось не в состоянии свести деятельность РДМ-ИППО к осуществлению исключительно политических задач: мы определяем это неправительственное движение как самостоятельную устойчивую тенденцию ближневосточной политики Российской империи, проявившуюся в последней четверти XIX - начале XX веков.

6. На протяжении бОх гг. и до конца XIX столетия для достижения внешнеполитических целей российское правительство использовало все методы борьбы за свои интересы: - дипломатические комбинации (русские государственные деятели были известными дипломатами - А.Горчаков, Н.П.Игнатьев, А.А.Гире, А.Б.Лобанов -Ростовский,В.Н.Ламздорф и др.) ; силовое давление (демонстрация силы в ближневосточном кризисе 90х гг. Х1Хв.);

- войны;

-религиозное проникновение. экономическая экспансия (в отличие от западных держав, где

175 материальная сторона была приоритетной, Россия редко использовала данный метод).

В дополнение к основным выводам по работе, автор выделяет ряд вспомогательных заключений, которые являются важным дополнением к проделанному исследованию.

Рассматриваемый исторический период является показательным в установлении и укреплении связи России и Палестины, русского и арабского народов в религиозном, научном, культурном отношениях, что отражено в решении императорским правительством проблемы русского паломнического движения и образованием, в этой связи, первых русских церковных и гражданских учреждений в Палестине.

Показательным является тот факт, что именно неформальный фактор в лице народного паломничества к Святым местам подтолкнул официальные правящие ч круги к принятию ответственных решений по отношению к ближневосточному региону.

Таким образом, фактор Палестины во внешнеполитической деятельности России играл больше культурно-просветительскую роль, чем политическую. Защита интересов Российской империи на Востоке была представлена тремя аспектами русского присутствия на Земле обетованной: - дипломатическим - в лице Генерального Российского Консульства в Иерусалиме; - духовным - в лице Русской Духовной Миссии; общественным - в лице Императорского Православного Палестинского Общества. Эффективная деятельность

176 всех этих учреждений отражала заинтересованность российского правительства восточными делами и поднимала престиж страны не только на Востоке, но и в мире. Исторический опыт ближневосточной политики Российской империи, безусловно, приобретает особое звучание в конце 1990х гг. Возвращение России в регион Ближнего Востока происходит сложно и не приобрело пока каких-либо устойчивых форм. На наш взгляд процесс возвращение способен стать более динамичным, если существенным элементом политики окажется конкретно выраженный интерес к Святым местам. Фокусирование интереса к Святой Земле окажет достаточно быстрое воздействие как на концепцию и стратегию ближневосточной политики, так и на оперативно-дипломатические шаги правительства РФ. Опыт прошлого в таком случае может подсказать оригинальные формы проецирования государственного и общественного влияния; именно такой оригинальной формой осталась в истории система российский учреждений РДМ - представительства МИД Палестинское Общество.

177

 

Список научной литературыБушуева, Светлана Вадимовна, диссертация по теме "История международных отношений и внешней политики"

1. Балансовый отчет // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 765, Д.З, Л.140.

2. Балансовый отчет // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 765, Д.З, Л.180.

3. Донесение российского консульства в Иерусалиме о деятельности Палестинского Общества // АВПРИ, Ф.517/2, Оп. 7610, 10 Л.

4. Консульство и Духовная Миссия // АВПРИ, Ф. 180,1. Оп.517/2, Д.3344, 241 Л.

5. Копия с Инструкции начальника Духовной Миссии нашей в Иерусалиме о.Архимандриту Леониду от 4 февраля 1864г. // АВПРИ, Ф.180, Оп.517/2, Д.3344, ЛЛ.24-26.

6. Копия с отношения г.Обер-Прокурора Св.Синода к г.Министру Иностранных Дел от 2 6 апреля 1858г. за № 2709 // АВПРИ, Ф.180, Оп.517/2, Д.3344, ЛЛ.6-15.

7. Новый скандал в Миссии. Иерусалим. 17 января 1898г. // АВПРИ, Ф.180, Оп.517/2, Д.3344, ЛЛ.164-169.

8. О Духовной Миссии и положении русских паломников //АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 765, Д.З, Л.32.20190 местных доходах // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 7 65, Д.З, Л.84.

9. О перерасходе денежных средств консулом и о злоупотреблениях русских поклонниц // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 765, Д.З, Л.87-91.

10. О пожертвованиях в фонд Палестинской Комиссии // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 765, Д.З, Л.49.

11. О прекращении распрей между Генеральным Российским Консульством, Русской Духовной Миссией и Палестинской Комиссией // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 765, Д.З, Л.46.

12. О разграничении земельных участков между Духовной Миссией и Консульством // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 765, Д.З, Л.161.

13. О расходах и доходах // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 765, Д.З, Л.102.

14. О содержании госпиталей // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 765, Д.З, Л.110.

15. О частных пожертвованиях // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 765, Д.З, Л.57.

16. Об отделочных работах собора Святой Троицы // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 765, Д.З, Л.81.

17. Об уплате . // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 765, Д.З, Л.79.

18. Об устройстве гостиницы для русских поклонников // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 7 65, Д.З, Л.158.202

19. Палестинская Комиссия при Азиатскомдепартаменте МИД 18 64-187 4 гг. //АВПРИ, Ф. 3 3 7/1, Оп. 765, Д.З.

20. Составление смет // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп.765, Д.З, Л.63.

21. Составление смет по строительству собора // АВПРИ, Ф. 337/1, Оп. 765, Д.З, Л.54.

22. Киевского мещанина Владимира Смирнова (183638гг.) // РГИА, Ф. 834, Оп.4, Д. 930, Л.13.

23. Легенда о путешествии к святым местам Ефросиньи Полоцкой (1173г.)// РГИА, Ф. 834, Оп.4, Д. 930, Л.16.

24. Путешествие М.Г.Нечаева (1720-21гг.) // РГИА, Ф. 834, Оп.4, Д. 930, Л.11.

25. Паломничество Григория священноиннока (1547г.)// РГИА, Ф. 834, Оп.4, Д. 930, Л.14.

26. Похождения во землю Святую» в русском переводе князя Радзивила (1582-84гг.)//РГИА, Ф. 834, Оп.4, Д. 930, Л.7.

27. Путешествие Иоанна архиепископа Новгородского (1185г.),сохранившееся в списках ХУ1-ХУ11 веков. // РГИА, Ф. 834, Оп.4, Д. 930, Л.17.

28. Путешествие Новгородского архиепископа Антония (1200г.). Сказание мест святых в Царьграде // РГИА, Ф. 834, Оп.4, Д. 930, Л.1.

29. Путешествия в Иерусалим иеромонахов Макария и Сильвестра (1704г.) // РГИА, Ф. 834, Оп.4, Д. 930, Л.10.203

30. Путешествия в Святую Землю священника-старообрядца Иоанна Лукьянова (1400-1402гг.)// РГИА, Ф. 834, Оп.4, Д. 930, Л.5.

31. Путешествия по святым местам Варлама иеромонаха (1712-14гг.) // РГИА, Ф. 834, Оп.4, Д. 930, Л.11.

32. Путешествия по Сирии, Палестине и Заиорданью Фадлалла Абу-Халкаха» в 18 92г. в русском переводе // РГИА, Ф. 834, Оп.4, Д. 930.

33. Хождения Стефана Новгородца (1350г.) и Александра дьяка (1390г.)», сохранившиеся в списках XYII-XIXbb. // РГИА, Ф. 834, Оп.4, Д. 930, Л.18-19.

34. Записка М.Каткова Александру III о необходимости ограничить влияние Пруссии на ход Балканских дел и на русскую политику на Востоке // ГАРФ, Ф.677, ОП. № 1, Д. 477.

35. Докладная записка генерала Фадеева о положении в Турции // ГАРФ, Ф.677, ОП. № 1, Д. 455.

36. Копия записки генерала Обручева 7.02.1877г. о плане компании 1876г. // РГВИА, Ф.485, Д.596.

37. Отчеты и Сообщения Императорского Палестинского Православного Общества

38. Отчет Православного Палестинского Общества за 1882-1883гг. С.-Петербург, 1883.

39. Отчет ППО за 1884-1885гг. С.-Пб.,1885.

40. Отчет ППО за 1885-86гг. С.-Пб., 1886.

41. Отчет ППО за 1886-87гг. С.-Пб., 1887.

42. Отчет ППО за 1887-88гг. С.-Пб., 1888.204б.Отчет Императорского Православного Палестинского

43. Общества за 1889-1900ггГС.-Пб.,1900. 7.Отчет ИППО за 1901-03гг. С.-Пб., 1903 8.Отчет ИППО за 1903-04гг. С.-Пб., 1904. 9.Отчет ИППО за 1905-06гг. С.-Пб., 1906.

44. Отчет ИППО за 1907-08гг. С.-Пб., 1908.

45. Отчет ИППО за 1908-1910гг. С.-Пб., 1910.

46. Сообщения ППО за 1882-1884гг., Т.1-3. С.-Пб., 1884 .

47. Сообщения ИППО, Т.II, сентябрь1890г.-февраль 1891г. С.-Пб., 1991.

48. Сообщения ИИПО, Т.ХУ11. С.-Пб., 1906.

49. Сообщения ИППО. Приложения к ХУ11 и ХУШ тт. С.-Петербург, 1907.

50. Сообщения ИППО, Т. XXII, Вып. 1У (октябрь-декабрь). С.-Петербург, 1911.

51. Палестинский Патерик 1899-1900гг., Вып. 10-11. С.-Петербург; тип.Киргибаума, 1900.1. Мемуары.

52. Бисмарк О. Мысли и воспоминания /под ре.А.С.Иерусалимского/, Т. 1. М., 1940.

53. Витте С.Ю. Воспоминания. Царствование Александра II и Александра III. (1849-1894гг.) . М.; Изд-во соц.-эконом, литературы, 1960.

54. Воспоминания Милютина Д. А. // Дневники. Воспоминания Александра II. С.-Петербург, 1995.205

55. Дневник 1877-78гг. Газенкампфа М.А. // Дневники. Воспоминания Александра II. С.-Петербург, 1995.

56. Ламздорф В.Н. Дневник 1891-1892гг./под ред. Ф.А.Ротштейна/. М.-Л.; «АКАДЕМИЯ», 1934.

57. Ламздорф В.Н. Дневник 1894-96гг. М., 1991.

58. Переписка императора Александра II с великим князем Константином Николаевичем / / Дневник Великого князя Константина Николаевича. М., 1994.1. Периодические издания.

59. Apx. Киприан (Керн). Памяти архимандрита Антонина (Капустина).// Журнал Московской патриархии, № 5. М., 1997.

60. Арх.Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме // Богословские труды, № 20, 1979.

61. Дашков Д. В. Русские поклонники в Иерусалиме (отрывок из путешествия по Греции и Палестине в 1820г.) // «Северные цветы» /приложение к Русскому Архиву/.М.,1881.

62. Заозерский Н. О средствах усиления власти нашего церковного управления // Богословский вестник, Изд-е Московской Духовной Академии, Т.1, апрель,1903.

63. Иеромонах Марк (Головков). Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история учреждения, цели и задачи // Журнал Московской Патриархии, № 5, 1997.206

64. Крачковский И.Ю. Арабский вопрос и русские симпатии // Санкт-Петербургские новости, 3.¥11.1909.

65. Марков Е. Очерки Палестины // Русский вестник, август, 1888.

66. Марков Е. Очерки Палестины // Русский вестник, сентябрь, 1888.

67. Меры к прекращению противозаконного сбора пожертвований на Святые места // Церковные ведомости, № 7, 1892.

68. Михайловский Василий, протоирей. О современном отношении русского народа к Святой Земле // Прибавление к церковным ведомостям, № 5, 1906.

69. Михайловский Василий, протоирей. О современном отношении русского народа к Святой Земле // Прибавление к церковным ведомостям, № 5, 1906.

70. О занятиях четвертого Всероссийского миссионерского съезда в г.Киеве // Прибавления к церковным ведомостям, № 31. С.-Пб.; Издание при Святейшем правительствующем Синоде, 1908.

71. Палестина. Вып. 17. С.-Петербург, 1916.

72. Палестина. Вып.1. (Бесплатное приложение к журналу «Русский паломник»). С.-Петербург, 1916.

73. Палестина. Вып.10. С.-Петербург, 1916.

74. Палестина. Вып.11. С.-Петербург, 1916.

75. Палестина. Вып.12. С.-Петербург, 1916.

76. Палестина. Вып.13. С.-Петербург, 1916.

77. Палестина. Вып.14. С.-Петербург, 1916.

78. Палестина. Вып.15. С.-Петербург, 1916.20721 2223