автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Рудник, Нина Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА

РГБ ОД —.—

" ОПТ

Н<а правах рукописи

РУДНИК Нина Михайловна

ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОГО В ПОЭЗИИ 13. С. ВЫСОЦКОГО

10.01.01 — Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва, 1994

\

Работа выполнена на кафедре литературы Курского государственного педагогического института.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор филологических наук Новиков Вл. И.

кандидат филологических наук Иванова Н. Б.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

кафедра русской литературы XX в. Московского государственного педагогического университета.

Защита состоится 28 октября 1994 г. на заседании специализированного совета Д 053.05.12 при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.

Адрес: 117234, Москва, Ленинские горы,

1-й корпус гуманитарного факультета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ —

доктор филологических наук, профессор Кедровский А. Е.

Автореферат разослан

1994 г.

Ученый секретарь Совета

БУГРОВ Б. С.

"фо кончил жизнь трагичоскк, тот истинный поэт..." Катар-тон по&зии В.Быооцкого, написавшего эту фразу,- - чувство трагического. Подход к его творчеству о точки зрения одной гз важне:'£-тх онтологических проблем - проблемы трагического, поставленной в историко-литературном аспекте, - -- помояет в расрошении вопроса о границах и природа писательской оригинальности художника, определят втшд в историю рудокоЗ порзии, позволит установись литературоведческие причзва вго феноменальной популярности.

Поэзия Выседкого стала ьошющьнизм ищлачду&чьной формк трагизм, в которой обнаруживается аффектированное отражение пост-тогалитарного сознания как целого в его противоречивости. В йго творчестве нагота отратоние исступленные поиски идеала наряду Й юхранонкем традиционных представлений о нем. Романтическое стремление соединить в единое целое трагически разорванные представления о лире и человеке диктовало способ переживания бытия> Предполагающий напряженное сосуществование трагедии и фарса. Тип трагического мироощущения .чудояника оопоставллаюя в работе б романтической иронией как мировоззрением, со спас*ификой йзбб^а-женяя персонажей О.М.Достоевского, менталитетом* харш:¥арйом для авангарда 10-2С-Х г.г. XX века. В новых к&йфЗ'тнЬ-историче-йМк условиях поэтическое балансирование на а|йи №йлистической йрояьсти оказывалось результатизкым для раз{#йШия навязываемых дом й Литературе. Речевое зкстремалт.иой йййгьййиэ помогало * Й^йдоляйать йамкнутооть личностй й государственной оис-

Поа^бяеь НеКлаосичесйбЭ ЯразДОЗйксое "сознание наиболее соот-йзрстасё'ало "вмйёрамзнту йсМН Й «Шерэ, его желанию активного воздействия на слуша¥5ЯйЙ| ОйраДеляло повь'иэнную суггестивность используем« жанровых форм, их специфическую сеязь с категорией

трагического. Трагачоокое к настоящей работе рассматривается, таким образом, не только как психологическое состояние, но и как начало формообразующее.

Изучанип историй вопроса показаваят, -Что насколько несомненно ттгнчвское начало в гворчгсРвэ художника, настолько да ;.*алс обь.^шется его эстетическая сущность„ Трагизм мироощущения Высокого отмеча.та поэты и писателя (Д.Самойлов, А.Мажиров, 10.Трифонов, К.ЭЯдолъиин и др..), его собратья по актерскому цеху (А.Дег.кдова, В.Смахсв, В.Золотухин), театральные критики (Н.Кры-моза, А.Аликет, А.СмеляясКий-, Х> Рудницкий, Р.Крачетова, В.Гаев-ский, К.^ербаков и другие), Лит«рагуро1зедо поднимали вопросы о сущности конфликта, приведшего художника к трагическое финалу (Л.Яолгополов), об особой экспрессивности образа лирического героя (Д.Долгоио.'шв, К.Федина, Ы.Воронова, Н.Фисун, Л.Тсмеичук), о цанноотньа ориентирах поэзии Высоцкого (А.Скобелев и С.Шаулов, ВлЛТовкков, Л.Лолгополов, А„МакедоНов» В.Ияюмн» В.Щлшкв и О.Сгщрнов, А.Лосев и Г.Симагкн, М.Ку.димова), ко дажё столь зак-чоэ тхчожоте о свобода воли (Ю.Каряган, С.Чулркиин, Шг.Новиков, Ю.Андроэв, А.Скобелев и С.Шаулов, А.Назаров, Ак!0гоЁ а др.), со антиномиях поэтического мира Высоцкого как источнике внутренней свободы (Вл.Новиков) изучается в отрыве от понятия ''трагическое". Этим объясняется актуальность и научная новизна настоящего исследования: от анализа отдельных проблем, связанных к« или иначе с представлениями о трагическом, совершается переход к обоснованно цельной концепции формирования жанровой системы поэзии Еюоцкого, способов виражеьия авторской'позиции и т.д. в связи о проблемой трагического сознания автора.

Цель работы: определить, в какой шрз трагическое шроозд-щашга обусловило Еанрово-отвлпсткчзскЕв осббаннортн поэзии Ш-соцгеото в процэооэ ее эволщш. Защгагсг

- вняветь в творчества художника усиление и"углубленцэ трагической тпшэдни в типологических нот ивах русской лирики, приводящее к изганешш жанровых форм;

- описать качественные преобразования баллада как способа выражения трагического в поэзия Высоцкого;

- установить факторы, свидатальотвующие о поисках гарыЬнии бытия и обусловившие закономерность создания цикла из малых форм (баллад„ стихотворений сгнатгюго характера я т.д.);

- увидать н, особэнноотях цяклообразования отраденио глубо- • чайнях внутренних противоречий авторского сознания;

- показать особенности трагического образе, лирического го-роя поэзии Высоцкого, его соотношение о героями ролевой лирика, ■авторской позицией, объяснить причины популярности подобного образа,

■Методология исследования: сочетание историко-литературного и структурно-типологического принципов анализа.

Нрактичеокоа значение; результаты диссертаций могут быть использованы при составлении вузовского лекцгоиного курса исгорил русской литературы XX века, спещсуроов и ойэцсемиааров по поэзия» 60-70-х годов.

Апробация полученных результатов работы проводилась в вида докладов «ш научно-педагогическах конференциях в Горском государственном педагогическом инотятутв (апрель 1992 г., апрель 1993 г.), на научной межвузовской конференции в МГЛУ нм.В.й.Ла-

вина (1-3 'февраля 1994 г.), на конфорэкции в КРЛИ (Цушкхкский Дом)■РАН (20-21 анрнля 1994 г.), на научной межвузовской конференции в Череповецком подагсгьтчоском института (май 1994 г.). Диссертация обсуздадась на заседании кафедры литература Куроко-го государственного педагогического института (I? марта 2994 г.-).-

Структура работы: диссертация состоит из введения^ двух глав и заключения. Во введении дается обоснование темы, аа актуальность и научная новизна, освещаются ооновные аспекты изучз-нил вопроса о трагическом к поэзии Высоцкого, определяется понятие трагического в историко-литературном аспекте» Формулируются цель и задачи работы, указывается метод исследования.

Беду щямя фор мадаг в тзорчестве. Высоцкого становятся баллада я цикл, наиболее соответствующие его общему романтическому настрою. В первой главе "Баллада как форма выражения трагического в поэзии Высоцкого" рассматриваются особенности баллады Высоцкого в коктокоте развития жанра в конце- 50-х-70-е г.г. Вследствие актуализации романтических тенденций в литературе этого времени и прежде всего в поэзии Высоцкого баллада становится устойчивым канром на протяжении всего творческого пути певца. Это своеобразная константа его поэтического облика, свидетельствующая об особенностях мировоззрения. Балладе посвящена большая часть настоящего исследования, во-первых, потому, что этот жанр ввиду своих специфических особенностей наиболее соответствовал художественному методу- Высоцкого» Зс-вторых, баллада оказалась адекватной скнкратйчэской природе дарования поэта, композитора, актера, певца в одном лице* В-третьих, ситуация относительной несвобода» условия, устного слова в сочетании со стремлением непосредственного влияния на публику привели к широкому использованию баллада как .танра высочайшей суггестивности.

_ / -

Распространенность балладе в поэзия Высоцкого свидетельствует о подхода к действительности о точки зрения поисков в нэй героического начала, острых драматических ситуаций/ тра гичоских противоречий. По мера зволю:да творчэства художяка нопвляются все новые модификации баллада: ''блатные",, "военные", "о поколении" или исторические, философские; сатирические, траглдарсовые, бздлада-аллэгорэд^ сщлладн-притчи» Столь разветвленной балладной снотегды нот нк у одного- современного поэта, Вь--соцж'1 - бач-ладняк по складу своего дарования:, создавая'! такие дедэвры, как

"Банька по-бзловд",, "Кони привередливые", "Тот, который на сгре-

ляд", "Разбойничья" и другие. Однако преобладание одной 'л той т худогеотвонко2 форш порой превращала ео-ъ окоди, вела к самоцитации, появлению образев-штемпов» ритмическому однообразии, поворхностностн л дидактичное™. Отсюда произведения вторичные, отмеченные печатью "усталости жанра". Внссцки& создал систему собственных клише, благодаря чему крепко обитые баллада . поэта быстро становилась принадлежностью кассовой культуры.

Наряду с этим наблвдается явное обновление такса. Прежде всего это выявляется в разнообразии л рао.шкреклк тэ!«шда:, а такие в усилении трагической интонации типологических мотивов азебражэнкд в пс,эз.ип картины шра. Так» дорога становится сам-волом регламентированного битая ("Горизонт"), воплощенном парадоксального существования на грани лгпзни смерти, как единственно достойного человека. Своей лроттоополеэлюстьз обо:.^т.:зае?о« мотив дома. Используя классическую сгси.-.з нояг'зСяоЗ ок^зкл, почт показывает нарастание деотрухг.геных моттечгев, воцарение- в *иро мета$чз«чежо?о "бездомья" (бгллады "Очи -парша"). Анти-

номии язчтечил а лепсгх-апюс^-я ъ тг.оочастг.* £удсгггсса, сксз^г?-

ряваемые на примере оппозиции "дорога-дом" как основной пространственной модели в русской литературе, свидетельствовали о наличии разнонаправленных сил в мировоззрении Шооцкого, что закономерно .приводило к появлению обновленных мотивов и образов идеи "вечного возвращения" (образы слепой толпы, "человека без лица", обесцвеченного мира, замкнутого круга). Оообенно показательны в втом отношении образы стихий. Они получают в поэзии Васоцк.ого на только право на существование, утраченное в предшествующий период развития советской литературы, но и свой прежний фольклорный амбивалентный характер. Наличие образов стихий свидетельствовало о, катао^ро&шэ; авторского сознания. В соединении о образом "бвздодеш" возможно говорить о восприятии ьлра в балладах Высоцкого как хаоса ничем не сдергиваемых сил. Одновременно существование образов стихий давало возможность освобождения от принятых норм литературного творчества, обретения человеком ощущения "швей жизни". Так создавалась мифологизированная картина миро!. героя баллад Выооцкого.

Подобные содерзателыша изменения неминуемо приводят к качественным, сдаигам в структура баллада. Выооцкяй возвращает жан' ,Р? культ события: путь по натянутому канату, прыаок с парашютом, - ¿бадейке;в; рай; п т.д. Однако наряду со своей исключительностью трагический конфликт- истинная сущность зпичеокох'о начала в баллада -'¿мает характер общечеловеческий (выбор жизненного пути, ¡•прэсдоланиб собственных слабостей и т.д.), что определенным сб-

• разом воздействует на слушателя-читателя. Событие в балладе Вы' • Я. 1 1 • . .

осцаого обьеидарогаио по законам аанра (действие резьорг.тава-, » ©гея в юрах,, в кадрах зиада, в море, в аабасяых зросто^, а >' . п&кках больничной палдтн, рсповодюта, гирбарлр г т.д.), но к

подчеркнуто узнаваем?, 'поскольку ее героями становятся излюблеч-ные пороонаш сойотской 'ли^ёрйтуЁы. Возникает диалог мезду при-внчными лредотавленияйи о происходящем с такими героями и сюжетным поворотом стихотворения. Прием оотранэяия, особенно характерный для осужденного 'балладного сознакия 'и :дкк ;п6эзии Высоцкого в целом1, дает возможность увидеть 'рйзшйф 'мдлфу литературой официальной 'и 'сойрйгй^Ь 'рйзЛи^ные точки зрэ-Шйь р&зддШ^'^ь "öittitödMtäc'h Ъ 'бо'вётс'кой литературе шфологиче-'crärä ikoMbdii Wäfflätihk.

'СЬёрё'МоУЪ'ШШбоп 'бйЬ/йдй ШИЦко'го "йа ооновйом конфликте Ш^ЖеШ&п йбкйбзйций 'йро'йэ'ввдейий', чаиф йсе'го трехчастнузэ. Скок-Швт^к^ШШдоЛ фйфйг, 'ее ййШйв'ско'в ра^штие наряду со сш-цйфлческоа 'байлад|;о5 $р&Гйе'йт£рйооЛю-, очищение сгаата от побочных линий - подобные изменения эпического качала приводили к трансформации характера лирнзгла.

В балладе Высоцкого преодолевается лирическая замкнутость яанра. Пространство оаллада становится сродня открытости мифа, столь разные герои - представители всех социальных слоев - действуют и утверждает самое себя здесь. Каждый из чих обретает сбой голос наряду о голосом автора. Возникает "поэтачэсхое многоголосье" (Б.О.Корман), поддерживающиеся самим салладным диалогом или драматизированным монолегом, предполагающим собеседника, чуЕоа сознание, что наблюдается ужо в первой песне поэта "Татуировка" (1961"). В балладе Высоцкого происходит дальнейшее развитие полифонической структуры русской поэзик, начатое H.A.. Некрасовым и Ф.И.Тютчевым. Складывается сложный кошлок.с выражения авторской позицич, появляется ноьые типы сказовых персонажей, лирического героя.

- :оо -

В области, "ролззой:' лирики открытием Высоцкого становится город, представлящий собой гибрид (термин А.Жолкозского) персонажа "Слитной" баллады с возвнсеншж романтиком, "примитивный романтик". Подобный тип героя без особых представлений об идеале, кгавствснннх данностях оказывается наиболее соответсивую-в ловой действительности балладе как демократическому искусству. Лади, отчужденные в советское время от исторической и &#лв;гурнс2 традиция, стал? щюобразаш! многих персонажей В^сод-лого, получивших возмовность утверждения собственной личности в хода балладного действия. Автор проводит своих герсез через • .сложную эволюцию обретения нравственных ценностей путам личностного ксиыгания» ьыявяквде^о суть пх человеческой природы. Для этой жз цели з интонационное поле "блатной" баллада вводятся .и?ор&1урт№ формулы, теш и образы, ой не свойственные и приводящие к 09 эстетизации. Тем не мойоа гарой "криминальных" пе-- одиночка, не получагашй Бо'зшмяоотй бооссединения о другими щыж. Поиски путзй преодоления трагкЧйгзкогс одиночества персонажи обусловим появление новой гуукш Заллай Г'воанаш*'), стрэулечло найти утраченный идеал определяло Изйейо&йа жанровой тематики и з дальнейшем творчестве поэта»

Первой попыткой обрести целостность шра становился йера-осзмсление тшгслох'кческого мотива осознания существования другого человека рядом с собой. Отдана гармония ощущается через отсутствие, снасть Другого ("Он не вернулся из боя", "Тот, который йэ стрелял"). В "Боеккых" балладах Высоцкого появляется полнокровный лирический герой'Сс 1967-196'..1 г.г.).

Следующий способ преодоления разобщенности с лэдьш - путь зоссоодияешя с культурой, аахокдоиш в ней аналогий поводэния

героев бачлад как возможности преодоления трагизма1 существования. Б наотояшой работе не призере целостного анализа отшютао-рения "Купола" показывается, как композиция, ритмика, строфика, образны?! строй, насыщенность текста аддшияи* к режкисцэвдяя--мя -- »се средства организации стиха - создшот сл.мзсличоснк2 образ мученика, гибнущего за Россию. Ык&у официальной литературы о "стальном человеке" поэт лротшзспоотавляот собственный миф о гэрое-жертзе, основанный на архетипе национального христианского сознания, равно притягательный для интеллигенции и широких касс, о чем писал еще ".Булгаков в ,1Взхах".. Поэтому миф, созданный Высоцким, быстро утверздаатся в шссьеой культуре. На пересечении этих двух мифов ««является установка лето рек ого со:--каиия, определяющая образ лирического героя всего корпуса произведений поэта, - идея сбрэхэнля ктазствс-нксго абсолюта чэроз страдания, выраяэнкая. с- необычайной, силой бла: здаря поэтике Высоцкого как поэтике, аффекта.. Отсюда аосоцяацкя автора с его героем, ощущение., целостности восприятия.- бйтия характерного признака романтизму о. глцогдаолоокег-.! цсозик Бксоцкого. Мир в его творчестве предстает одновременно.и з постоянном изменении, к в едгшотве, как хорошо поставленный спектакль.

Изкечония эпического и лирического кэчал неминуемо пртао-дили к усилению драматического элэмента. па стш<е литературных родов - лирики к драмы - появляется в хворчзствч Еиссцг.ого лада-грагедня, игаваал вкладом цоэта в исторет -г^н. ОоролоЛ сотета гакос произввдвклй дашаяся характер;»« &чн лглги'а'.'^п психологические соото.т-пя, залечатд^кш«« рличз с руссгсоЗ лкг^- . рагу ре, но моахенн&е по-ноьо^у ?. гюезлг йьссоцкс'.'с луч г.елсад традациоЕких фдтклорик;: 4ор:лул, ггумт* 'ко:глс'.и;ггГг.1;ч- ¿».-я

(например, чувство тоски, маетн, попытки преодоления которого связаны о быстрым движением, пьянотвом, фольклорным мотивом избывания горя ("Моя цыганская")).:. Это,могут быть события общенародные, общенациональные, нуадаявдерд, ^ед^н^и и покаянии, ("Банька по-белому"). Чрезвычайно интересен. найдедч^й,Ецдоцким статный ход бс лла;¡ы-т раге дии, когда срзщщщ>: исключительный сличай, невероятное происшествие, о^дад^ся истинным отклеванном о человеке и мире ("Тот, которой, на стрелял"), От общенационального, общенародного к конкретным явлениям в низни отдельного 'человека, а от них, в свою очередь, к глубокий философским к психологическим обобщениям - таков путь Высоцкого в балладе-трагедии. .

Для определения этой поэтической формы"рассматривается яанрообразующая роль катарсиса. Катарсис стал воэмояен в баллада Выссцгссго вследствие одновременного действия в ней закона объективации* отчужденного балладного сознания л лирической стихли, полифонизма. Создаьалря энутренкий диглог между страдающим героеч и хером голосов осталышх персонажей или тем Другим, к. которому обращено балладное повествование. Наряду с этим существовал диалог внешний между гороямк стихотворения л слушателяш-зрятоляли Так возникащ: условия дад необходимого признака трагедии - эффекта "'очищения". А^зыкальисз начало, полистилистика (А.Шнитке) которого соответствовала "мозаичному" балладаощ стдлв Высоцкого, поадэр-'хивало и углубляло катарсис, способствовало увеллчашло суггестивности. Клтареио в балладйх-трагедчях Г'ысоцкогс позволял сов1ем9Нн:!1^ ощутить себя в ситуации иошга-иия, в худозюптонной форме нейтрализовать страх - кеобхсякчуя соотгвляа^'ю ащэы* чзтоаека тоталитарное обшеств^ - и обрести

хотя oij на время чувство приобщения к утраченным иранатпенянм ценностям.^Вели же вспомнить и проиоховденяи катарсиса из погребального обряда,- ■яо.н^ед, сдаэатъ,, ча?о, балхади-трагедки Высоцкого, образ самого автора, ассоциирувд'.йоя j мпом его гороя--мученика, выполняли почти релнглознул функцию. В песнях лоэта нашло выражение общественное страютание к искупительной .«ергвн, характерное для пориода стагнации. К г ому яэ поэт иногда дано форсирует иаденв, высокие чувства, ориентируясь на потребности цу блики.

Структурные изменения баллада наряду с обилиям внутркгаиро-внх модификаций приводила к поискам (?орда, могущей тгапта'гь всо разнообразно окрунавдэго дара. Существование много'пю^оп.чц:: сквозных мотивов (дорога, дом, двоНиачоотво, судьба, тары.<а, оуиасиодшй дом, баня, охота и т.д.), тег/лулчеспоо объэтшокке отдельны:: бзллад ("блатныэ", "военные", "шуте нь/о" {сатярнчосхсх) и т.д.) создавал! единый контакт гаорчееета, что било необходимо для появления циклических осразований. Так закономерно :.-оз-никает вторая глава диссертации: "В -доасках гар:«'»:ки:. проблем цикла". Но сути, поэзия Высоцкого - so »него« кохйй герончиокП эпос советской .тля ни, создание которого непременно сопроггевдаиг-ся продавцами циклизации. Никлы Зыооцхого склады »эито: из отдельных лиро-эпических произведений (балке.';, пограччч^ту с ияма ааировых образований, стихотворений сшатногс ;<араг.тлра). ¡¡за:;--ыодеЬотвиэ "малы/: $ор:л" в сиотеке. цикла еы^чьпло ctvimm-/ рог?-дроЗлвпнооти сопреиэнноЛ жизни «.зряду с пои г-« ом пут с, . гсегозла-нкя оа целостности, что приводило ¡fucovyxvo, го ацатгг/s: з воякотада рубэаы ХИ-ХХ л.л., л ссмькмбя».» з улзс "я.п-г.гаг-pratnoi нолсютносм". £„.«ч тою. г/а-'.д ■•;»•;лоз с'.'.ст .«-.-егчед-ьд

- %

поэтическому дару Ваооцваро о; eco, пвейдаее.твадаО) ромшдаческой окрашещоот.ьп., Отсвет рогланм?зма. всегда, црсет цикл^ воздавший в. результате трансформации романтической поэмы», поскольку' желание воплотись, целостный взгляд, на, мир пришло именно с романтизмом. В данном исследовании принимается за основу контекстное определение, цикла, дащее возможность рассматривать это художественное. явление на фоке всей поэтической стетош художника. Предметом анализа стащ авторские циклы как сознательно сформированные, обладающие особой целостностью и наиболее показатель-чые для самой природа шклизации в творчества .Высоцкого. В циклах поэта, в отличир от отдельных баллад* чаще всего основанных на антиномиях авторского сознания, выявляется стремление к разрешению противоречий, диалектике отношений человека и мира. Особенно явственно вто наблюдается,на примере романтической оппозиции "материальное-духовное,,вещь-человек". Автор стремится показать два взгляда, два разнонаправленных отношения к миру, заставить их взаимодействовать и,выявить таким образом глубокие внутренние противоречия.. Ука в первом,произведении "Два письма" (1967 г.) - пародии на "сельский',"щацн;русской и оовагокой литературы - за комическим ктеддер^зедской идиллии проступакг признаки разрушения, предаестниди,- будупил. циклов трагической окрашенности ("Очи чоркые" (1974)),,

Диалектика отношений человеку ц: м^мржального юра, руэтогг на примере цикла "Два. ц^сд^йс^, одном воздушном бое'1, (19$8 год\ где лейтмотив горения язляатсяасак средством создания образов друзей-летчиков, так к шрамиком противостоял; ея человека и машины. лункпи. преображены человеческой природы Uoivike п]1ввра'цгхтоя з елгелоя, хранителей. проро::он), зелоханная в ар-

Х0МШ9 огня з славянской и индоевропейской мифологии, актуализируется и распространяется даже на н&одушевленныв предметы в цикла Высоцкого. "Новое слово", сказанное поэтом в области проблемы "человек и вещь", заключается в открытии возможности не только воспарить над материальным миром, но пусть даже ценой жизни героя заставить вещь служить людям, изменить ее сущность.

Структура исследуемых циклов строится на тематическом сопоставлении и противопоставлении двух баллад. Диалог произведений приводит к однозначности решения, несмотря на существующие внутренние противоречия, поскольку в цикла в отличие от отдельных стихотворений предполагается накопление фактов, кроются возможности достижения'единства. Однако все же циклы в жанровом отношении воссоздают облик баллады вследствие не только остроты конфликта между духовным и материальным, единства лирического чувотва, но а характерной балладной фрагментарности. Возникают циклы преимущественно комического или трагического характера;

На пути к циклам, приближающимся по урогзню обобщения представлений о человеке.и мирз к поэме, Еасоцкий приводит во вз'ай-модэйствиэ комедию, фарсовые пркош и трагедию в рамках одй'ого произведешь Йоэт показывает процесс превращения человека в вещь» одйойр'ёгшйо намечая возможности освобождения от эо влйстй; В рйёулвтагй пй^аосшсленйя традиционной для русской и запай&я йй^бйёйййой ¡йй!Р8]й$зфй тймЫ Ызййкае'К новое рэшание пробламУ ' протйшстонййй -йЬШб'тй й бёзлйксй иабоы» поэта и толпы ("Йёойя ай!гозазисТникй" - "Пй'сия автомобилиста" (1971-1972)): Композй-)(ил произведшим протру точная г-ёжд^ циклами балладного облика, и поэмоо^разной структурой} Мз,Ы9в уШшюаюГбя ассоциативные связи между стихотворениями» йбра^юЩйш цикл* складывается сю-зегяо-коштозицпонная: схёпШ 8 ШйЩвйательнни развитием действия.

Впервые это происходи» ;в трагифарсевогл цикле "История болезни" (1975-1576). '3?о найбоЛОе показательное произведение .для миро-воззроч.чя й.'соцкот\>, лозкольку создается в период расцвета таланта зсудоиснйка к 'йвяяе*гся •преддверием яаключитального этапа творчества.. -Здос'ь получай? свое новое зыражояке циклообразующие обжи, характерные длй •кой'.гекеФа поэзии 'Высоцкого в целом, находится я ной., щм в ояд&й'ФК балладах* тутъ поиокйз йрйодоления трагического одиночества лйрйческого герой-.

Объединение трах баллад уточняет смысл каждого йроййв^Дйнин и длкда ь целом. Возникает ощущение "дурной повторяемости.'" гяя, подцвряяващоося ош» тко-коггпозициоишш параллелизмом !й зпстмшгющез вспомнить образы" круговорота е творчестве Высоцкого. Ем/ соответствует поведение героя, трижды предпринимающего отчаянны* попытки слаоечяя. Два. первых способа широко использовалась в балладах. Это, прежде всего, возможность воссоединения р культурной традицией. Так, например, заглавие цикла воспринимается в историко-литературном контекста эпохи, пооколысу многие другие худо;лщкк в ото же время пытаются определить диагноз недуга, поразившйго сгра.чу ("Раковый корпус" А.И,Солженицына, сопоставление И.Бродским Советского Союза с Римской империей периода упадка и т.д.). 3 творчестве самого Вссоцкого мотив "историк болезни" становится одним из сквозных (см.стихотворения "А ш кггвогл в мертвящей пустоте"). Кроме того, заглавие "История болезни" ориентирует на огромный культурно-исторический пласт, представителем которого становятся не только отдельные тексты, но к традиция в целом. Безумие в литературе, всегда было источником откровений о человеке, от "Записок сумасшедшего" К.В.Гоголя до романа Достоевского "Идиот", от булгаковекого "Частота

и Маргариты'-' до "Шагов командора" В.Ерофеева, не говоря ужо о западно-европейской литература XX века о ее исследованием пограничных состояний. Таким образом, цикл Выооцксго невольно ставится по отношению к этоку типу культуры в позицию взаимодействия, сходства и различия. Обращение к литературным традициям позволяет найти культурные аналогии поведения х'давного героя, что уже ость возможность преодоления трагдзма суцество-взлия.

Пользуясь приемаш сказа,' Еасоцкий. создает облик героя, воплощающего в себе и маосоьоа сознание, р. возвдаакиый романтизм, лзрс.оцажа, уащрр.дгя ярш и фарса. По-,дскЗрый характер определяет трагифарсов пряроду цдкла "История болезни".

Герой произведения стремится к восстановлению утраченных связей с шром. Зто правдоискатель, чувствующий ответственность • не только за свою судьбу, -но и за жизнь Другого,'за мир в целом (см.стихотворение "Купола", "Он не вернулся из боя" я др.). Отсюда обращение к невесть .откуда взявшейся "сестренке", крик-завещание "Скажите всем,, кохря знал: я шд остался братом!". Однако ранее испробованные пути,рбротония гармсшш окаэы^ются недостаточным!. В стдхкЗкых ^поисках истины поэт обрадэетзя к огшту народной смеховой культуры, где определяется направленна ноеого вектора исканий героя, лишь нашчанного а нопногочяолон-ных трагифарсовтс балладах.

В цикле прослояиваэтся,Гротескная конвдпцда; тела. К долыой открктсстк , вплоть до разрыта йязкческой оболсч>;к {те;ш, намеченная :? ооээкк й.Пветаезт.!; еквозкой (йгткз таорчло Ьнсоиу.ого), стра.дагся геес^ цдхл?.. Ис- 'лкйэьг^чзтся, что

бесполезна, попытки разорвать заколдованный круг вселенского безумия тщетны. Героя спасают, зашивающего тело, останавливата-кровь и предписывают покой извечный. рецепт для всех безумцев, от Дон Кихота до булгакоьского Мастера. 1Дут 1&соцкого проходит гамлетовский путь исканий,,и он оказывается замкнутым кругом. Так возникает ощущение .трагедии, бессмысленности героическогоs кертваннического_ иоващцщ, в^щшс,дсторических условиях.,.Безвыходность, за^^.тдо^рсоДе^но .рщущ^ются в стихотворениях Вы-, ооцкого 1975-1276 г,г., предвестием которых и бия цикл,'.'Истерия болезни". Однако сосуществование трагического и фарсового тонов и в образе героя, и в.цшае в щлрм, которое .можно найти по аналогии лишь в балладах $,ВзДон.а,. щоцднинжуся в работе как вы-' ранение авторской позиф1{1.му£0,с.$ва,перед судьбой, насмешки над слоим положением. Обращение i; традиции вагьнтов, жонглеров, русского скоморошества позволяло, увидеть существование двух миров: официального, с устойчивыми,.связями и .отношениям, и противоположного ему шутовского мира, .оказывающегося истинным.. Неблагополучие дара преодолеваемо смехом,, взрыващим застойные* структуры сознания. Сшх в творчестве Еысоцхого восстанавливает утраченные звенья в сатиричеокол традиции русской литературы, насильственной оборванной в советское время. Балагурство, буффонада, кроме того, оберегала поэта, как всегда смех оберегал ¡гута. Сосуществование смеха i: отчаяния, трагедии и фарса давало ' надэкду ча обретоше идеала^.рбуслозившего. противоречивую целостность художественного сознания Высоцкого. По ото;' причине соединение трагедии к фарса,, лирики и иронии усиливается по мепо

исолэоцш тцщвотза поэта наряху с постулированием кравстяен^о-го абсолюта,- Путь. гарцонш: Л'г:ит через разрушение.

Возникает вопрос об особенностях художественного метода Вйсоцкого.-* Е&Ь'" ^^Ш^вШкйв^ЙЙоЛ'Чйспользованив "подруч-

лЬе^ту^ного У'^льМоркогО''ьшУриШ, 'клише массовой к$льтуры, пропагандистских лозунгов к штампов) таит под собой монолитное основание - поиски идеала, достижения единства с лкйбда и миром» Роиадаячесйая ^шнность' ййей'" переплавляет в себе,' какаткх'де,'разнородные о¥№стйебкие кускя и обломки, сЙособсЫуя увй'оамйй рк'э^'знШ''грШид 'между официальной и неофициальной Лй!гера^Ъо,й>' куйь;турой и субкультурой. Образуется ойЬеобра3110о Целое' - художественный метод Высоцкого, могущий назвейййм рбШйиЧеской эклектикой в позитивном смысле. Крьмд Ьйерирование фольклорными и литературными образагж

и приемами, укорэкенныг.я в национальном сознании, определяла? особую узнаваемость и популярность поэзии барда.

В заключении подводятся итоги работы, определяется эстетическая ценность творчества Высоцкого. Благодаря типу трагического сознания художника стало возможным в условиях вновь возникшего диалога с культурой России в 50-70-в г.г., появления "рыночного спроса" на литературу восстановить утраченные связи в чрезвычайно доступной, популяризованной форма наряду с существованием элитарных способов в творчестве других художников. Поэзия Высоцкого, поддерживаемая ее музыкальной основой, стала символом полноты жизненного существования, реализацией массовой потребности в свободном человеке, выраженной в суггестивных формах искусства, е образах, наиболее соответствующих национальным архетипам. Таким образом выясняется место поэзии Высоцкого в историчо-лптерату'рном процессе конца 50-х-70-х г.г. Творчество певца с его поисками гармонии в хаоса бытия,- неустойчивость

го -

худо ::acTBGHHoro сознания есть признак изменчивости, брожения, Переходного этапа в развитии культуры. Высоцкий определил hsiííí ' рпохи, яродолтгаицейси по сой день /см, индекс цитирования в средствах Массовоай информации/.' Очевидно» и наша вреая tía иа-pscíMt» ¿(ужДатЬсй в трагических ¿¿роях Высоцкого,

Список публикаций tía Téiib ДйЬеép^aüiiif#

J.s Об едком стихотворёнЫ // Вагалт* - 1УШ; - К? 3,- - 0,5 п.л. 2i Диалог с традициями /ойыт аййлизз: б&к&.'С.Высоцкого пКу-noÁk'7 // Традиции в литёратуре.- - Кгре&ШЙ; 1993.-I и.л. 3i 0 некоторых истоках балладаб'^о' жаЩ& в Поэзии В.С.Высоцкого// Научный поиск:Исследования моЛодык ученых. Курск: КГПИ, 1993. -0,3 п.л.

4. Проблема трагического сознаний в поэзии В.С,Высоцкого // Тезисы научной .межвузовской конференции "Проблемы эволюции русской литературы XX века". МГПУ им.В.И.Ленина А - 3 февраля 1У94 г./-0,с п.л. - / в печати/. .

5. В поисках гармонии: цикл В.С;Высоцкого "История болезни" И Тезисы конференции молодых ученых ti бпеццёлйстВв "Проблемы изучения рузской литературы XI - XX Beíiütí'': WM /%шкШсКий Дой/ РАК / ¿0-21 апреля 1У94 года/.-СПб., iü94¡

6. Поэзия. а.С.Высоцкого и массовая культура '/'! ^ёДйЦш в контексте русской культуры. Сборник статей и материалов. Часть 2. ИРЛИ /пушкинский Дом/ РАН, Череповецкий государственный педагогический институт. - Череповец, 19УЗ. - Ü '3 п.л. . _