автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Проблема ценности в демографии

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Анищенко, Василий Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Свердловск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Проблема ценности в демографии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема ценности в демографии"

ГОШАКЛВЬШШ KOit'HTBI FCiüP Г:0 ДЕШ НШИ И ШСШ üKOiti

УРАЛЬСКИЙ ОРДЕН/» ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГО'Т/ДМГТВКШШЙ УНИВЕРСИТЕТ ин.Л.М.ГОРНШГО

На правах рукописи

А КАЩЕНКО Василий Петрович

УЖ 314.172

IIFORFHA 1ШШОСТИ В ДЕМОГРЛЙШ

'•''» tn.i.:i диалектический и исторический патернализм

А ВТ 0РВ4ВРАТ писг:«:-ртацйи на соискание ученой степени кпндидпта философских наук

СВЕРДКОйСК -• 1991

Работа купилиспа на кофодро философии Свердаовгы>ги орлана йиок Почота государственного педагогического института п кафедре философии Ижевского механического института

Защита состоится 19 сентября 1991 г. в 13 часов на заседании специализированного совета Д 063.78.01 по завдте дис~ оортация на соиокание ученой степени доктора философских наук в Уральской ордена Трудового Красного Знамени государственной университете им. А.М*Горького (620083, г.Свердловск, пр.Ленина, 51, коин.2%8).

С диссертацией нохно ознакомиться в библиотеке Уральского чивероитёта.

Научный руководитель

- доктор философских наук, 'профосиор Г.М.Короотелеи

Официальные оппоненты - доктор филооофских наук,

профозсор Л.И.Антонов

- кандидат экономических наук, старанй научный оотрудник Л.й.Куаьмин

Ведущее учрокдение

- Удмуртский государственный университет им.50-летия СССР, кафедра философии

Автореферат разослав

1991 г.

Ученый секретарь опециазизиррванного оовота

доктор фглооофоких наук, профеооор Г{П.Орлов

0131'А Я ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТА

Актуальность тени исследования. Тема кандидатской диссертации "Проблема ценности э демографии" отражает специфику интересов современного обк^цтва, подчеркивает необходимость обращения к человеку как. субъекту ценностного отношения не только п сфере экономики, культура и т.п., но и демографии, где исследуется процесс воспроизводства человека. Наша попытка провести анализ демографических проблей с цокноетких позиций не случайна. Мм рассматриваем её как требование времени, обусловленное неблагоприятной демографической ситуацией з стране. Сразу отмстим, чга демографо-аг.сиологическая проблематика входит з разряд общечеловеческих и но имеет жесткой присязки к общественному строр. Об актуальности её можно гэзорить в рамках любой системы, но при этом необходимо учитывать специфику проявления проблемы в конкретных странах и'обществах.

В последние 20-30 лет аксиология стала настойчиво проникать во все общественные науки. Можно предположить, что успех в решении многих демографических вопросов будет определяться проникновением аксиологии в демографии, ибо ценностный подход важен для понкман. ? механизма формирования и удовлетворения демографических потребностей, позволяет более то^но раскрть репродуктивное поведение, супругов, найти достатэ^о эффективные стимулы, воздействующие на рождаемость.

Еяё недавно (60-70 годы) а нашей стране демографические проблемы интересовали диаь узкий крур специалистов и не вызывали особой озабоченности в обществе. Считалось, при социализме нет необходимости за^имат^ся демографичеркрч допросами, чт9 сама природа, объективные законы "работает" на социализм. Но ямзнь опровергла подобнее воззрения и заставила ученцх, политиков, общественность по-новому'посмотреть на противоречивые ситуации, связанные о воспроизводством населения.

В настоящее время, с одной стороны, происходит осознание ценности семьи и детей, с другой - наблюдается рост числа распадающихся семей и уменьшение количества детей«в семье. При снижении рождаемости повышается ценность детей для родителей, раотут материальные возмотаости семей, создаются луч^е уоювия для развития каждого ребенка. Вместе с тем в малодетных семьях,как правило, возникает определенная изолированность детей от сверстников что порождает пгоизм, кеиьшун коммуникабельность и другие нега- 3 -

тивные оттенки однодетного воспитания. Таким образом, снижение рождаемости вроде бы отвечает интересам оемьи, но вступает в . противоречие о интересами общества. Осмысление и разрешение подобных противоречий о аксиологических позиций является необходимым условием оздоровления демографической оитуации а стране.

Степень разработанности проблемы. Проблема ценности в демографии находится не. стыке двух обществоведческих наук: аксиологии и демографии. Первая изучает мир о точки зрения ценности, вторая - процессы воспроизводства народонаселения. Применение аксиологии к демогрофическим структурам и процессам позволяет по-новсму подойти к их исследованию.

Каким ке образом происходит соединение аксиологии и демографии? Доминирующи направлением, по нашему мнению, является проникновений аксиологии в демогрзфйЬ. Но можно говорить и об обратном гроиесоё. Так, демография оказывается "просвеченной" аксиологией, а аксиология поставлена на ¿семсгрзфичесяув основу. Это взаимопроникновение наук, соотнесенное о действительностью, позволяет выделить круг возйожкйх проблем для изучения.

На сегодняшний день, по всей вероятности, коюю говорить только о начальном этапе синтеза аксиологии и демографии. К со» колени», философских монографических работ, посвященных проблеме ценности в дзнографНи, № пока не встречали. Однако многие ученые з той или иной степени рассматривает демографичеокую проблематику с аксиологических позиций. К ним можно отнести специалистов, занш&Ьцихся проблемами семьи и народонаселения. Это А.ИЛнтонов, В.Л,Белова, В.В.Бойко, В,А.Борисов, Д.И.Валентей, Э.КоВаоильева, А.Г.Вишневский, А.Г.Волков, С.И.Голод, В.Б4Голо-фаот, Л.В.Дарокий, З.В.Блиэаров, И.И.Елисеева, Н.В.Ззереза, ' П.ПвЗвидриньв,' И.П.-Кеткова. А.Я-Квагаа, Г.П.Ккселеза, Т,С;Кадибур, Г.М.Коростелоз, О.В.Лпркин, М.О.Мацковск'Тш, В.М.Медкоз, Н.А.Оо-колкоя, Б.С.Паллоп, А.А.Потракоо, С.Б.Рграков, А.БДЗичельников, ГД.Слеоарев, Н.Л.Соловьев, В.А.Сысенко, В.С.Степенко, В.Я.Тита-ренко, Б,Ц.Уряанио, А.ГДарчев, 1»В„Чуйко, Н.ГЛркевич, З.А;Яд-вова и другие.

Понятно, что создание концепции ценности в демографии додано прочно.спаратьоя на сксиологичэскпе работы советских и зарубежных авторов. Среди них следует назвать имена С.Ф.Анисимсва, ВЛЗвоинкь, РтА^ВаоиленКс, И.Витаньи,А';В;ГаЯДы, В.В^Гречаного, 0Л\Дробняцкого, Н¿В.Демина, А.Ф.Еремеева, А»Г*Здравомыслова,

Н.В.Иванчука, ^.А.^исгова, В.И.Коиалала, И.Е.Лойфмана, К.К.Лвбу-тина, И.С.^рскоро, Д.З.Пивоварова, С.И.Попова, И.М.Попову, З.Ф. Серкакгсвц, ^.А.^эдку, В.^.Туг&рйкоьа, Б.А.Вдова и других.

Анализ работ ^риографов и аксиологов дает фрагмонтирное представление о демографических ценностях. Вместе с том сама жцзнь "заставляет" специалистов заниматься изучением демографических реалий. Имеющиеся теоретические положения и потреоности общества в осмыслении демографических ценностей побудили нас вч» брать именно эту тому диссертации. Как нам представляет:ч, раскрыть проблему ценности в демографии - ато значит выделить в структуре общества наиболее важные элементы демографического характера, показать их во взаимосвязи и развитии, применив к ним аксиологический подход. .Последнее означает исследование относительно целостных структурных образований, именяих непосредственное отношение к воспроизводству народонаселения, и рассмотрение их с позиций потребностей и интересов социального субъекта, практической значимости для него. Уточним, что к демографичес: (и ценностям мы относим такие социальные ценности, которые непосредственно связаны с воспроизводством народонаселения.

Цель и задачи диссертации. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать основную цель данной работы; о философских позиций раскрыть онтологии демографических ценностей как важнейшего вида социальных ценностей, показать эвристические возможности ценностного подхода в демографии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следую-цне задачи:

- рассмотреть общее состояние теории ценности ц современных условиях;

- вписать категории "ценности" в систему философских категорий и обосновать концепцио ценности человека как методологиче-скуо основу для выделения демографических ценностей;

- на основе концепции ценности человека провести структурирование демографических ценнос^е(1;

- с диалектических позиций проанализировать специфику проявления конкретных демографических ценностей, о..лраясь при этом на теоретичес. 1е источники ^ результаты собственного социологического исследования.

Теорет! юской и методологической основой диссертации являются произведения классиков марксизма, философские сочинения со-

вотских й зарубежных авторов. В своем исследовании иы также опирались на принцип целостности, которая служит валным методологическим обоснованием ЛЛ'й йидолекйА й анализа дэмографических ценностей, й принцип конкрётностй ценйостй в демографии. Взаимосвязь акчиологии й ДейбЬ^ф'йй Осуществляется в работе с учетом требований диалектической логй'кй.

Научная новизна йсследований. В представленной к защите кандидатской диссертации впервые в советской научной литературе предпринята попытка диалектически соединить демографическая проблематику с аксиологическом и провести системный анализ демографических ценностей. Определенная научная новизна нашла своё отракение е следующих положениях диссертации:

- в методологическом обосновании концептуального рассмотрения демографических ценностей;

- в выборе связующего звена демографии и аксиологии, которым является Человек;

- в создании концепции ценности человека как методологической основы для выделения демографических ценностей;

- в выяснении места человека в иерархической системе социальных ценностей;

- в введении в анализ демографических компонентов аксиологических критериев й рассмотрение их (демографических компонентов) как ценностей с точки зрения различных социальных субъектов;

- в введении дифференциаций демографических ценностей для конкретных субъектов.

Научно-практическая значимость работы. Данная работа, её методика и выводы могут быть использованы для дальнейшего, более глубокого изучения проблемы; при составлений программ по демографической политике; при подготовке и проведении новых социологических исследований с ценностно-демографической ориентацией; в преподавательской деятельности в качестве материала для спецкурсов; в лекционно-пропагавдистской работе по вопросам демографии и аксиологии.

Апробация диссертации. Основные идеи и результаты исследования отр жены в десяти публикациях. Автор выступал по теме диссертации на Уральских социологических чтениях, научных конференциях в городах Ижевске, Челябинске}, Свердловске (ИПК). Ряд теоретических положений использовались при подготовке и проведении учебных занятий.

Структура и объем работы. Актуальность теми, выбор методологических установок и принципов в реализации поставленной цели и задач исследования "подсказали" структуру диссертационного материала, его концептуальное оформление. Диссертация состоит иа введения, двух глаз, заключения, приложения и библиографии. Содержание изложено |Ц 172 страницах, библиография включает 267 наименований.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываемся актуальность тени диссертации, анализируется степень её разработанности, формулируется цели и задачи исследования, определяются теоретические и методологические основания работы, дается структура изложения материала.

• Первая глава "Ценность как философская категория" состоит из трех параграфов и посвящена общей разработке проблемы ценности в советской философской литературе, выяснению ^еста категории "ценность" в ряду других категорий, созданию концепции ценности человека.

3 §1 "Понятие ценности" выявляется ряд общеаксиологичес: их зопросов. Что является ценностью и какова её природа? Существует ли ценность реально, объективно, или она существует только в нашем сознании, субъективно? Какую роль играют ценности в жизни человека и общества? ЭДакое места в системе ценностей занимает сан челов^л? Анализ указанных вопросов идет через.сопоставление различных точек зрения философов-марксистов. В силу-специфики рассматриваемой темы диссертант опускает историю становления ак-счологии в западная философии и лишь кратко касается процесса формирования теории ценностей в нашей стране. Автор обращает внимание на то, что аксиология имеет философский характер, так как сама ценностная проблематика в значительной мере проистекает из предмета философии, её мировоззренческой функции. Если мировоззренческую проблематику можно назвать центральной а марксистской "«лософии, то аксиологическую - как одну из важнейших в системе мировоззрения.

Активная разработка аксиологических проблей в СССР на' лась сравнительно недавно, примерно с конца 50-х - начата 60-х годов. 3 ото время развернулась оотр^я дискуссия пс проблеме ценностей; одним мз зачинателей которой наступил З.СТ.Тугарлиов. Он считал, 411» понятие ценности возникает ,.з того алеиептарцого и повседн;;-йчого фйда, что а процессе кизнсдбЯ'Гельяозти ударяетзоряЯТ

свей разнооиразные потребности, используя предметы и их свойства, вещества и сил« природы, а также продукты общественной деятельности ледой. С точки зрения В.П.Тугаринова, 'ценности существуют диыь пра взаимодействии челозька с окружающим мурсм. Человек удовлетворяет потребности посредством потребления ценностей. В дальнейшем эта концепция получила развитие в работах О.Г.Дробницкого, К.Н.Лкбутипа и других авторов, сгязывавщкх возникновение ценности с практическим откогоешт* субъекта к объекту.

В советской философской литературе были представлены и другие взгляды на ценность. Так, например, О.М.Бакурьдзе откосит ценность к сфере долмного, которое ыцэ ие осуществлено в реальной жизни, ю янотупаст в качестве нормы, цели или идеала. К подобной точке зрения склоняются И.С!.Карский и Л.Г.Здравомислоз. На наш взгляд, подход к ценности как сфере доляного, сфере кдеала не л и иен основани.., хотя несколько сужает круг ценностей, а потоку более преенлемым мы считаем определение ценности С.И.Попова, согласно которому ценностями следует считат- предметы и явления (как материального, так и идеального порядка), а также их качества и свойства, котор: з обладает положительной значимоотьп для сб-воогна и личности, т.е. способны удовлетворять их потребности', служить их интересам. Н достатком этого определении является то, что оно не включает в себя человека. Эта ограниченность, как нам представляется, преодолена в определении ценности В.З.Гречаного, где ценность рассматривается как понятие, служащее для обозначения объекта в его отношении к субъекту оценки. Мн считаем, что этот вариант определения является наиболее абстрактным и философским, идущим в русле постановки и решения основного вопроса философии, а потому более приемлемы»? для нашей диссертации..

Изучение аксиологической проблематики предполагает рассмотрение категории "ценность" ао взаимосвязи с другими категориями. Этот материал излагается в §2 "Понятие ценности в системе философских категорий". Для раскрытия содержательного богатства категории "ценность" могут быть использованы понятия, которые раскрыва-и? аксиологический аспект овязи человека с окружающим миром, принадлежит к одному семантическому полю и выступают детерминантами человеческой деятельности.

Центральное место в аксиологии занимают :атегории "ценность", "сценка", "ценностное отношение". Анализ ценностного отношения предполагает выяснение механизма действия социального субъекта,

который скрыт а субъектно-ибъектнкх отношениях. Познать -лот мч-хаьиун - значит проникнуть з тайну, дотериинант человеческой деятельности, выявить их еэаниосвазь. Оснивкымк: детерминантами деятельности человека келяйтся потребности, интересы, оценки, ценностные ориентации, социальные установки, цели, ценности. Приведенные понятия (детерминанты) образуют енэеобрагныи ¡.яд философ-оких категория, который начинается с потребности и заканчивается ценностью. Потребность побуждает человека к действиям, характеризует исходный акт деятельности субъекта, ценность ориентирует его на конкретную цель. Достигнутая цель является ценность» и слукит для удовлетворения потребности. Потребность в гнятом виде содержится п ценности, ценность предполагает наличие потребности.Соэ-динение ценности о потребностью приводит х удовлетворений потре-бноити и в то ке время дает импульс для новой потребности.

В тексте диссертации подробно рассматривается система аксиологических категорий и механизм детерминации человеческой дек« тельности, которые "работает" и в демографии, но приобретает там свою специфику. Например, категория "ценности" предстает как "ценность семьи", "ценность деятельности по делопроизводству", "ценность детей". Аналогичное Бвучание в демографической плоскости приобретает категории "потребность11, "интерес" и т.д. Осшс-лить истинной значение какдоз категории иоаио только в тон слу-чао, если зримо представляешь себе систему в целом. Рассмотренный механик детерминации челивеческой деятельнтти применительно к демографии срабатывает в разделе о деятельности семьи по детспроизводстЕу,

Включение в определение цепкости субъекта деятельности предполагает также анализ проблемы, человека как ценности. Этому посвящен §3 "Человек как ценность". Данный материал является, о одной стороны, логическим продолжением предзествувщзго, с другой -выступает методологической основой для видег.екия демографических ценностей, рассматриваемых во II глахо диссертации.

Проблема челозека была в центре вникания ранних произьедеш« К.Маркса и Ф.Энгельса. В их работах человек рассматривается ках часть природы, верга;на её эволюции, но, выделившись из природ посредством общественного труда, человек стал оуществои особого рода - частью обцестга. Кмзнио эта особенность человека лозводка* нам рассмотреть его с аксиологических по&ицщ.

Отчинным пунктом наией концепции «шлется полокрниз о той,

что каждый человек включен в систему отношения "человек - мир", конкретное развертывание которого имеет следующий вид: человек-природа, человек-общество, человек-человек. Соответственно трем уровням отношения можно выделить три уровня ценности человека: предметный, субстанциально-социальный и сущностный. Важную методологическую функцию в осмыслении уровней ценности человека выполняет категория "деятельности" и её модификации: опредмечивание, распредмечивание и общение.

В отношении "человек-природа" последняя предстает перед человеком одновременно и как целое (экологическая среда), и как состоящая из чаотей, конкретных веществ, выступающих в роли предметов труда. Человек как специфическое природное тело существует в неразрывной связи и взаимодействии с другими природными телами и опоообен ооздавать новый предметный мир только п тому,что сам ггляется ьредметным существом, имманентно содержащим в себе природные силы. Процесс создания нового предметного мира есть опредмечивание сущностных сил человека, е которо-" индивид осознает оебя как ценность через созданную им материальную культуру. Однако, полное осоэн лие оебя и других как ценноотей становитоя яэным для человека только в процессе распредмечивания, где субъект непосредственно оце.ивает и воспринимает потребляемый предмет как предмет своей потребности, а значит и как ценность, и в то же время постигает сущностные силы, заключенные в предмете. Через них он как бы "видит" и самого человека, создавшего этот предмет, но не в качестве конкретного лица, а в абстрактной форме. Таким образом, на уровне отношения "человек-природа" проявляется предметная ценность человека.

Ценность человека можно выявить и в процессе анализа отношений "человек-общество" и "человек-человек", которые выступают как человеческое общение, включающее в себя обмен деятельностью, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами этой деятельности. Для нас обшенио важно с точки зрения выявления- механизма осознания ценности человека для другого человека. Осуществление этого процесса происходило на основе самосознания, рождающегося не из самого человека, а прежде всего из его инобытия, гторым вначале является мир любого другого человека. Благодаря самосознанию человек осознает себя каи неповторимую индивидуальность. Он становится существующим не только для других,но и для себя. Итак, в процессе общения какдий человек испытывает

потребность з другом человеке и в то же время сам является предметом потребности другого человека» Эта взаимная потребность друг в друге как раз и означает, что один человек представляет ценность для другого, складывается своеобразная взаимоцешюоть людей в обществе, которую можно рассматривать как единственно возможннй способ существования человека.

Ш,эя ценности человека прослеживается и на уровне отношения | "человек- общество". Человек представляет ценность для общества , в двух аспектах: во-первых, как его предпоонг а, как основная отруктурная единица, которая своими отнопениями к другим людям создает общество; во-вторых, он является ценность?) для общества в той мере, насколько сумел приовгчть себе общественные отисше-йия, сформировать свою сущность, а значи- - стать человеком. Общество же ценно для человека тем, что оно есть единственный производитель и хранитель человеческой сущности, которая уопаивается человеком в виде совокупности общественных отношений. Другими словами, без человека невозможно общество, а вне общества нет чо~ мвеческой оущности. Здесь человек и общество предстают как цен: нооть друг для друга через овоё взаимное системообразующее.оуб-. отанциально-ооциальное начало. Именно в ото:, смысле мы говорим о оубстанциально-социальной ценности человека и общества.

Несколько сложнее выделить и охарактеризовать сущностную ценность человека, т.к. она тесно соприкасается, а порой и накладывается на предметкуи и субстанциально-социальную ценности.В об" щем мы связчваем сущностную ценность с отношением "человек-человек", где деятельность приобретает межличностный характер, а ценность человека для другого человека выявляется э процессе обмена оущностныни силами. Но в действительности процесс может выглядеть несколько иначе. Дело в том, что сущностная ценность человека проявляется двояко: 1)как ценность супностных бил; 2)как ценность сущности человека. В первом варианте сущностная ценность находит овоэ завершение в опредмечивании сущностных сил человека. Если последние направлены на предмет, то в результате мы имеем иатсри«* альные ценности. В данном случае оушлосгнаа ценность прэдстает • как предметная ценность человека. В процесса общения реализация оущноотных сил несколько модифицируется и приобретает своя специфику: она проявляется кал обмен сущностными силами между взаимодействующими субъектами. Во втором варианте ^щногтная ценность пр'здстгот как субстанциально-социальная, что ознзчяат: сущэтсть

- II -

человека находится за его пределами, ъ общества; ко присвоил со человек но станет челоаокои. В силу этого сущность чзловека представляет для него величайшу» ценность. Однако и сан человек становится ценность» для других именно благодаря тому, что он обретает человеческую оущнооть.

Сущностные силы и сущность человека взаимн" проникает друг в друга. Сущностные силы индивидуальны по своему происхождении, ко социальны по своей направленности. Сущность человека, наоборот, социальна по своему происхождению, но индивидуальна по направленности. Здесь налицо взаимопероллотенио сущностных сил и сущности в отдельном человеке.

Соответственно трок уровняй ценности человека мокно выделить три разновидности ценности в демографии. Каж, ;я ценность играот: свои роль в воспроизводство человека и народонаселения в целом. Предметная ценность человека трансфо{ шруется в демографии в цек-нпть деятельности сомьи по деточроизводстау и ценность детей, но ещё а природном оадсле как представителей рода "человек". Детей можно рассматривать как результат оародыечиЕания (объективации) половых отношений ме&ду мужчиной и женщиной. Специфика проявления ценности человека применительно к демографии наблюдается и в других случаях. Боли о точки зрения концепции ценности человека исходным структурнцм элементом общества является от." "¡льнкй человек, то в демографии - семья, т.к. отдельный человек но может производить себе подобных; это по силам только представителям противопо-ложаих полов, чаще всего объединенных в семьи. В этом смысле можно говорить о трансформации субстанциально-социальной ценности человека в демографии в ценность семьи. Семья сомтавляет оснозу, субг-анциа воспроизводства человека и'населения в целом и именно в этом смысле она астЬ субстанциально-социальная ценность. Сущностная ценность человека в демографии, как и в концепции ценности человека, сохраняет свою двойственность. Сущностные аилы человека проявляется как прародныз силы (половые чувства, потребности, влечения, способности, стремления мужчин и женщин, реализующиеся в процессе репродуктивного поведения), а производство предметного мира выступает как воспроизводство себе подобных природных предметных существ. Ценность сущности человека модифицируется в ценность детей и ценность оемьи как социального института. В лице ах сущность находит материального носителя. Детей можно рассматривать как субъекта, оторый присваивает ceóú человеческую сущность, ста- 1% ~

йоаясь полноправным членом сем^и и обществе, О, семью - как объекта, который хранит, воспроизводит и передает ету сущность де-Ьяи ?1 процессе социализации.

Ценность человека можно рассматривать таете п контексте Иерархической системы социальных иетюстер, где висггай ценностью является человек, а все другие ценности предотапт лис о в виде деятелг гссти, либо в виде результатов отой деятельности. По ана» ' логии в демографии этой системе будет соответствовать оемья как | ведущая демографическая ценность, деятелъност по дзтопроизвод-ству и дети как результат отой деятельности. Сама концепция ценности человеке, и иерархическая система социальных ценностей в диосертации зыполняюг методологическую функций в обосновании концепции демографических ценностей, которая дана во II главе.

■ Вторая глава ".Демографические ценности" структурно состоит : из четырех параграфов, в которых проводится классификация демо-: графических ценностей и каждая ценность находит конкретное воплощение в 'эмпирически фиксируемых реалиях общественного бытия.

3 §1 "Классификация демографических цекиздтей" автор, ана-! лизируя имеющуюся литературу, пытается найти теоретическое обоснование для выделения демографических ценностей. В качество ио-! ходкого момента предлагается взять концепцию "Потребности в де-: тях", предложенную А.И.Актоновкм, которая при её логичосвом раз--• витии с неизбежностью ведет к созданию концепции "ценности детей". При аргументации высказанного положения диссертант опирается на ! идеи З.В.Гречаного, считающего, что проблематика, обсуждаемая в терминах "потребностей", полностью входит в проблематику общей философской теории ценностей. Логически обосновав ценность детей/автор делает выход на рассмотрение семьи и ее деятельности по детопроизводству с аксиологических позиций; В самом общем смысле систему демографических ценностей составляют семья, её деятельность по детопроизводству и дети. Предложенная система представляет своего рода относительно замкнуткй цикл воспроизводства поколений лвдей и населения в целом. Из неё нельзя изъять ни одного элемента, не нарушая демографического цикла, й все ке вся система держится на семье как материальной основе, субстанции воспроизводства народонаселения. С отсутствием семьи система прекращает своё существование, в то время как отсутствие других элементов делает систему неполноценной в демографическом плаье. Естественной предпосылкой для функционирования демографа*

чоских ценностей является разделение людей по половому признак; на мужчин и женщин. Важное место б этом параграфе отводится выделение субъектов демографических ценностей, в качестве которых выступают мук и жена (родители), дети и общество. '

В §2 "Ценность семьи" дается общр« характеристика семьи как социального феномена и рассматривается её ценность для конкретных субъектов о привлечением социологического материала, собранного автором в г.Ижевске. Результаты исследования показали высокую ценность семьи для большинства мужчин и женщин, что можно объяснить целым комплексом причин. Семья дает возможность мужчине) и иенадше выотупить в качественно новой социальной роли - э роли мужа и жены. Иначе построить свои взаимоотношения в хозяй-ствекно-экч.ноническом, битовом, психологичг-ком и сексуальном; плане: иметь общую квартиру, бюджет, мебель, другие предметы семейного пользования, совместно проводить свободное время, обсуждать интересующие супругов вопросы и, наконец, ощутить себя единим целостным образованием с близким человеком, не ограничивая овбя во времени, по-новому строить с ним сексуальные отношения, сознательно допуская их переход в репродуктивные. Однако многие супруги, высоко оценивая семью как социальное явление, не удовлетворены своими семьями, что подтверждается результатами социологического опроса. Причины неудовлетворенности «головно делятся автором на две группы I) материальные, связанные с отсутствием элементарных условий человеческого существования (низкий доход на одного члена семьи в месяц, плохие жилищные условия и т.д.); и 2) духовные, обусловленные процессом социализации личности: недостаточной общей культурной подготовкой мол^дежи к семейной жизни, неумением удачно, со знанием дела выбрать будущего спутника жизни, правильно строить взаимоотношения в созданной семье. В конечном счете причины неподготовленности молодых людей к супружеству, отцовству, материнству кроится в недостатках воспитания их с стороны родителей, иколы и общества. Частичное или полное преодоление названных причин значительно повысило бы удовлетворенность браком у супругов и способствовало бы укреплению семьи. В отом должны быть заинтересованы как сами супруги, так и общество в целом.

Семь/} представляет ценность не только для родителей, но и дня детей. Запрос о цешюсги семьи длд детей ¡южно разделить на Лвс чг.сти: IVценности родителей дил детой,* ¿) ценность *ггей

для других детей внутри семьи. Прежде всего отметим; что своим появлением на свет ребенок обязан родителям. Жизнь ребейка начинается в семье, а потому определенное зремя понятия "Пуф" и "семья" для него тождественны. Семья выступает оптимальной формой реализации физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей ребенка. В семье закладываются основы трудового и нравст-вс шого воспитания детей, начинает формироваться мировоззрение личности. Будучи частью общества, семья служит по отношению к детям проводником социального влияния. Внутрисемейные отношения становятся для ребенка специфическим образцом общественных отношений. в них как бы фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, ? стало быть создастся возможность раннего включения ребенка в их систему. Значимость родительской семьи по отношении к детям сохраняется и тогда, когда дети становятся взрослыми. Семья родителей во многом оказывается примером для молодых при создании своей собственной семьи и ориентиром в демографическом поведении. Всё это говорит о высокой ценности семьи для детей.

3 семьях, где более одного ребенка, можно говорить о- ценности детей для других детей. Общаясь, дети создают семейный детский коллектив, который дает определенные преимущества каждому члену коллектива по отношению к единственным детям. Более подробно этот аспект мы рассматриваем в четвертом параграфе.

Семья представляет ценность и для общества в целом. В чем это проявляется? Если родители испытывает потребность в детях, то общество - в воспроизводстве населения. Само же общество непосредственно такое воспроизводство обеспечить не может, т.к.дети рождаются в конкретных семьях и от конкретных родителей. Возможность семьи обеспечивать непрерлвную смену поколений, осуществлять производство самого человека, продолжение рода можно рассматривать как. одну из главных ценностей семьи для общества» Однако ценность семьи нельзя ограничивать только физическим возобновлением поколений, производством потомства. После .рожденнл ребенка на первый план выдвигается задача по его воспитанию. К здесь спять незаменимую роль играет семья. Ранее мы отмечали, что в процессе социализации ребенка наличие семьи предотавляет ценность для малы г*. Видимо, не в меньпей мере семья представляет ценность и для общества. Без семьи ребенок многое тзрьвт как личность, общество же не noj./чит полноценного гражданина

своей ограни. Лоспитанив реиенка вне семь, приводит к онижению качественного оостава общества и потенциальных возможностей социального прогресса. Можно говорить о влиянии озмьи на воспроизводство трудовых ресурсов и развитие производительных оил общества. Семья выполняет функцию охраны здоровья своих членов и осуществляет контроль за сексуальным поведением людей, состоящих „в браке. Велика роль семьи в пототовке молодели к браку и будущей семейной жизни. Всё'это делает семью одной из важных социальных ценностей общества.

В §3 "Деятельность по детолроиззодству как демографическая ценность" рассматривается процессуальная сторона производства но^ вой человеческой жизни. Чтобы иметь более или менее четкое представление о деятельности семьи по детопроизэодстзу, надо рассмотреть структуру репродуктивного поведения, которое имеет рнд особенностей. Когда речь идет об "естественном" поведении человека, то исходным моментом любого поведения называют потребности. Это верно, но по отношению к непродуктивному поведению требуется небольшое уточнение: оно еоть не только естественное природное, но и социальное поведение. Последнее же начинается не сразу с потребности, а с формирования этой потребности. Период социализации -это и есть время, когда формируются демографические потребности человека. Итак, репродуктивное поведения начинается с освоения репродуктивных норм и ценностей. В этот же период происходит достижение физиологической и социальной зрелости индивида, по завершению которой у нормально развитого молодого человека независимо от по-ча появляется потребность ъ семье, в деятельности по детопро-. нзаодству, в дотях и т.д. Вот здесь-то и вступает в силу рассмотренная нами в I главе система детерминант человеческой деятельности: потребность порождает Интеле, который осознается и ориентирует индивида на определенную ценность; так задается'ценностная Ориентация, в рамках которой формируется установка и целеполага-ние, переводящие субъекта в практическую деятельность. В тексте диссертации рассматриваются различные варианты деятельности семьи по детопроизводству.

Автор также предпринимает попытку выделения субъектов, для которых деятельность по детопризкодотву является ценностью.Субъ-1 ектаыи ьдевь выступапт (как и в случае анализа семьи) муж и жена, дети и общество в целом. Для супругов деятельность по детопроиз-."водству представляет цшшесть ц. как процесс, и как результат,

з ней муж и жена реализуют себя и как представители пола, и как личности, стремящиеся воплотить себя з потомстве, передать детям свои лучшие.качества, оставить после себя жизнь. Говорить о ценности деятельности семьи по детопрои^водстэу для других детей' иояно чисто условно, с позиций взрослого человека. Сами дети будучи маленькими этого не осознают, но вместе о тем они могут стимулировать репродуктивную деятельность, которая представляет для них ценность как результат, с точки зрения создания семейного детского коллектива, наличия близких родственников, а не как процессуальная сторона. Хотя деятельность по детопроиззодотну есть вроде бы чиото интимное семейное деле, но он; представляет ценность и для общества, ибо пополнять свою численное.ь, форки-ровать количественный и качественный состав общество моя:ет только через репродуктивную функцию семьи. В овязи ц этим общество должно создавать все условия для нормального протекания деятельности семьи по детопсоизводстзу.

Система демографических ценностей будет страдать незавершенностью, если выпустить чз поля зрения такой её элемент как дети. ЭтоМу посвящен §4 "Ценность детей". В диссертации выделяются субъекта, для которых дети представляют ценность. 3 качестве субъектов выступаат муж (отец) и жена (мать), другие дети в семье и общество. Особое место автор уделяет ценности детей-для родителей, опираясь на социологический материал, что позволило выявить количественный и качественный аспект ценности детей. Количественная сторона ценности детей для родителей фиксируется в установках на число детей и связана с конкретным их числом. Так, например, для семей г.Ижевска наибольшую ценность составляет двое детей (отметили 39,5Ъ% опрошенных мужчин и 41,972 женщин). На втором месте стоит трехдетная семья (указали 37,29% иу-жей я 35,05% жен). Наименьшую ценность имеет один ребенок (обозначили 0,76^ мужчин и 1,47$ женщин). Ценность четырех и пятя детей несколько выше одного, но незначительно. Фактически же супруги имоют одного или двух детей, три и четыре бывает очень редко, а более четырех детей нет вообще, разрыв между фактическим числом детей и количеством, представлявшим наибольшую ценность, указкрнет на возможности увеличения детности о змей в г.ИжвйСкг.

Как бы глубоко ни была изучена количественная сторона ности детей она не дает ответа на вопросы: за что ценя! рослая* дэтей? Какую функции, главным образом, выполняют. дста В самьо?

Чтобы получь\-ь информации на поставленные вопросы, автор обратился к анализу качественной стороны проблемы ценности детей, которая скрыта в мотивах, побуждающих супругов иметь детей. В процессе анкетироьания все репродуктивные мотивы были разделены на три типа: психологические, экономические и социальные, а каждому мотиву поставлена в соответствие определенная ценность с тем же названием. В итоге были получены ^ледуищив результаты. Первое место заняла психологическая ценность детей, второе - экономическая и третье - социальная. Подробный анализ каждой ценности дается в тексте диссертации.

Вопрос о ценности детел не исчерпывается только их ценностью для родителей. Ребенок в семье, как уже отмечалось выие, предстанет ценность также для другого ребенка. В этом смысле кровнородственные отношения "брат-сестра" имеют и аксиологическую направленность, являясь благоприятной основой ¿ля физического развития и духовного общения детей, становления их как личностей. Основная оообеннооть ин л>детных и среднедетных семей состоит прежде всего в более сложной структуре внутрисемейных отношений, включающей в себя детей различного возраста, а зачастую и различного пола. Это имеет важное значение' для подготовки подрастающего поколения к самостоятельной взрослой жизни. По нашему мнению, дети в семье представляют друг для друга психологическую, социальную, а становясь взрослыми, и экономическую ценность.

В диссертации также рассматривается вопрос о ценности детей для общества. Наиболее отчетливо эта ценность проявляется в со-ци£ .ьной и экономической областях. Рассмотренные аспекты ценноо-ти догей для различных субъектов убеждают нас в значимости и актуальности изучаемой проблемы.

В Заключении формулируются основные выводы, раскрывается научная новизна исследования, практическая значимость работы, определяются перспективы изучения проблемы. В приложении даны таблицы результатов социологического исследования.

Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в следующих работах:

I. Проблема адаптации кадров в условиях промышленного пред-приятия//Шестые Уральские социологические чтения: ХХУЦ съезд КПСС и проблемы развития советской социологии: Тез.докл. Челябинск, 1986. 4.1. С. 153-15% £в ооавт.). . ...... _______

■>.. ХХУТ ! -.i - ¡: Ш1"'; учрг!И"м!я с . '¡и ч условиях научно -(••- -иь» 1 i• |-i»rpo-;tr»//jíX-Ttl я*«.-! WO: 'Î.iiumstwî и исход«-■'u í:■ í • ,./!■•■ чрбгрии ьну »«••> • гдхкячг-^яою npreeeou: Т-г'.докл -пу<. ¡riKí.'cri'ij,. /отшпг, Г905. Я. 152. '

J. í>j•■(iriiMcju-.i:- жонвдтг г.»э рзпр» дуйгиь.чо) и «озодсниа -yin.;-:rvr.4 - '!чр//Сечл»«чо Урляю^и" аоиислсгичеякио чте:пц: По-р.ч'" t4iriK.r. Tiîra-ibiic-cT-rnwtrncr.ca ч??ии ТС-З? и гг!Д"-тл соииодп« :•«»: Го->. v.r.-л. Î'-^k, 79S9. ГЛ. .ZW-WZ.

h. fc:ífCM/xTiw¡nn мотивация яич1;осги//06и*а?ь9 н явчнзот. Ноксторч» поповтн вьпчноаеЯствчя: Сб.ст. M,, С.Ч-ЗЬ, Гук. дек. -1 iïTîïïOII АН \ГЛ.F 3.03.07. Ь ¿6531 Ь соаит.),

Ъ. Сб'-ая г.опг.спиил 1ПНЧ00ТИ • •< • ловег.-э //Чело в о к и иго средь. 1робл<\"ы :г»г»инодеяетти: Сб.сг. П. • I9EC. СЛС-13. Рук. деп. ЯШИ! АН СХР I0.ÏJ.68. » "6И7.

6. 7прадение воспроизводством парогонзе1.'петя на ос но г; выделения тмпоэ ci»'a.«.»!ux иемноя гей/'/Научио-гсх "'k-c-.j::«; «por ресс 51 у г. ров г с mm оощ«1личи:и np4-.<w«u: Тез.докл.ипуч.-ггор "ОНГ. Ижевск, Ï9B6. С.П5-1Г6.

7. Проблема ч.-. л о ¿с-, к а кчк ni'cru^iî цо1.»остя/AîwTema /■.ói.'/j--ство и судь';ч ooir.w.-:!:»'"' • Т^т.пг.ял.гг vi ■ . ". тЪ. Ч»1» «;$:«» j 7.. 1990. 4.II. С.21-22.

8. f актор! : }.т»яя~чоо гл <•. лу. i:o:r*v.-•:'>.!•!'« ьлиягпя ¡«i воонро -нзводство тсудопч?. р".сурспя /'T!f.o6semi n.-v'wjawreHm трудового коллектива: Тез. докл.:'г.уч. -icop.vnwj. Чгтэок, 1990. 0,5-6.

9. Ценность с^мт>ч//1 Ч;лт5пиообластян** соцчологичэскис чтения: Обновлении зо!Г aun" политики о ит'чх условиях хозяйствования: Тез.докл. Ч^ляб'.пГс:, 1990.

10. Человек вчк впопад иопиооть л пчят^^ч рггчнодг-йстзмя со средой/'/Средп '"-^оп'.-ч: : т.-.-чти'-"1. и?'»«»:«:»* ItitOBSK, 1990. C.S-I5.

'I