автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Проблема творчества в отечественном социологическом позитивизме второй половины XIX - начала ХХ веков

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Фролова, Юлия Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Проблема творчества в отечественном социологическом позитивизме второй половины XIX - начала ХХ веков'

Текст диссертации на тему "Проблема творчества в отечественном социологическом позитивизме второй половины XIX - начала ХХ веков"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На правах рукописи

Фролова Юлия Сергеевна

Проблема творчества в отечественном социологическом позитивизме второй половины XIX - начала XX веков

Специальность: 22. 00. 01. — Теория, методология и история

социологии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научные руководители: - кандидат философских наук, доцент

Подвойская Н.В. кандидат философских наук, доцент Чернышева Л.Д.

Москва -1999 г.

Содержание.

Введение_2

Раздел первый

Сущность и специфика русского позитивизма_11

Раздел второй

Проблема социальной значимости творчества в исследованиях отечественных позитивистов рубежа XIX - XX веков._48

Раздел третий

Эволюция воззрений русских социологов-позитивистов на проблему творчества и историко-общественный резонанс их идей._97

Заключение_108

Список использованной литературы_113

На исходе XX века, в условиях коренных социальных изменений, происходящих в Российском обществе, идет активное переосмысление ценностей и складывается новое отношение к культурным традициям прошлого.

Следствием этого процесса является заметная трансформация направленности исследований современных учёных по вопросам истории отечественной социологии.

Длительное время развитие российской социологической мысли связывалось с советским периодом. В результате, научные достижения многих российских социологов, имевших мировое признание в конце XIX - начале XX веков, были либо забыты, либо (в лучшем случае), рассматривались поверхностно, подвергаясь идеологической критике.

Это привело к тому, что на какое-то время оказались почти утраченными исследовательские традиции прошлого столетия, наработанные талантливыми российскими обществоведами.

Логика развития любой науки, в том числе и социологии, строится на преемственности идей, что объективно предполагает изучение исторического наследия. В связи с этим, за последнее десятилетие заметно активизировалось исследование богатого опыта, накопленного русской социологией. Сегодня продолжает увеличиваться круг рассматриваемых проблем, вводятся в научный оборот малоизвестные теории, концепции, понятия.

В контексте данных процессов, представляется обоснованным привлечение внимания к исследованиям отечественных социологов второй половины XIX века, к роли их воззрений в судьбе российской общественной мысли. Это обуславливается тем, что для современной России и России конца XIX века оказались характерны как общий духовный кризис, так, соответственно, и поиски нравственной основы дальнейшего социального развития, шкалы ценностей и приоритетов, изучение механизмов взаимосвязи личности и общества, осмысление проблем духовного выживания в условиях кардинальной смены общественных ориентиров.

Понимание природы этих вопросов, предполагает глубокий анализ их идейных истоков и, в частности, российского позитивизма конца Х1Х- начала XX веков.

В названный период позитивизм стал одним из ведущих течений социологической мысли. В связи с чем, доминирующие позиции в изучении общества начинают занимать основные темы этого направления - тема социального прогресса и факторов общественного развития, проблема личности и ее взаимоотношений с общест вом, тема роли творческой личности, социальной значимости творчества и др.

Глубина исследований и обширность дискуссий по названным проблемам способствовали выделению в рамках отечественного позитивизма особого психологи ческого направления. Со временем оно стало лидирующим и во многом определило своеобразие русского позитивизма - его психологизм.

Именно это и обусловило, в некоторой степени, взгляды русских позитивистов на творческую деятельность. В самом общем виде она представлялась им одной из форм социального поведения, а рост числа творческих личностей воспринимался ярким показателем исторического развития.

Подобная ситуация обусловила специфический круг тем, которым отечественные социологи второй половины XIX - начала XX веков уделяли наибольшее внимание. Одной из тем и была проблема социальной значимости творчества, понимаемого как фактор общественного развития.

Выше изложенное проясняет, как именно попытки обнаружить "формулу" прогресса привели социологов того времени к поискам социально-психологического взаимодействия "индивид" - "масса" и к вопросу о роли творческой личности в истории.

Отличительной особенностью российского социологического позитивизма и, выделяемого в его рамках психологического направления, во второй половине Х1Х -начале XX веков, являлась приоритетность тем, связанных с человеком. Элемент' антропологии можно увидеть практически в любом российском социологическом исследовании второй половины XIX- начала XX веков. Отсюда - присущая тому вре мени тенденция зтизации социологии. Это, в свою очередь, объясняет появление идей о прогрессе и "новом" человеке, двоякость роли которых была осознана значительно позднее, когда эти прогрессивные и гуманные идеи были переосмыслены в кругах радикально настроенных общественных лидеров.

Исследование проблематики, обозначенной в данной работе, несмотря на её кажущуюся историческую удаленность, имеет большое научно-познавательное значение. Ведь проблема творчества, идея ее всестороннего изучения столь же неис-

черпаема, сколь и сам процесс развития личности.

Стоит также отметить, что переломные эпохи, к которым можно отнести как рубеж XIX - XX веков, так и наше время, часто выдвигают на первый план исследование проблем общественного развития и способствующих ему факторов, в том числе и творчества. В дайной ситуации актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:

во-первых, необходимостью выявления наиболее глубинных проблем в истории русской социологии в период её становления;

во-вторых, важностью анализа, российского позитивизма, исследовавшего проблему общественного прогресса, поскольку сам процесс зарождения отечественной социологии был тесно связан с этим магистральным течением в русской общественной мысли второй половины XIX века;

в-третьих, социальной потребностью выявления идейных параллелей конца Х1Х и конца XX веков в понимании проблемы социальной значимости творчества. Степень научной разработанности проблемы! исследования.

Исследование проблемы творчества имеет солидную традицию как в зарубежной, так и в отечественной науке. Плодотворную работу в этой области ведут представители философии, социологии, психологии и других общественных наук, рассматривая специфические аспекты творческой деятельности.

Работы о сущности творчества как о неотъемлемом свойстве духовного развития человека встречается у H.A. Бердяева, B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого, В.В. Розанова, Вяч. Иванова, СЛ. Франка и ряда других отечественных философов рубежа Х1Х - XX веков. 1

В новейшей исследовательской литературе различные вопросы творческой деятельности, например, такие как проблема механизмов творчества, различных уровней креативности, мотивов творческого процесса и т.п., рассматривают И. Акимов, А. Андреев, Г. Батищев, Д. Богоявленская, Н. Гнатко, Н. Гончаренко, Р. Грановская, Е. Громов, Е. Дмитриев, И. Калошина, El Клименко, Л. Коган , Г. Косова, О. Кривцун, Б. Лобанова, А. Матюшкин, И. Платонов, Я. Пономарёв, Б. Сафронов, Л. Столович,

' Бердяев Н.А.Фшюсофиа свободы. Смысл творчества.-М.Д 989.( М.Л990.Трубеикой Е.Н.Смысл жизни. (Мыслители XX вска.).-М.Л994.Иванов Вяч.Ив. Родное и вселенское. (Мыслители XX века)-М., 1994.Розанов В.В.Собранис сочинений. Мимолетное.-М.„ 1994.Франк СЛ. Духовные основы общества.-М.,1992.

Д. Угринович, А. Шумилин и др.2

Теоретико-методологическая значимость этих трудов очень высока. Их анализ позволяет составить представление о степени изученности проблемы творчества.

Значительный вклад в исследование этой проблемы внесли такие известные русские социологи второй половины Х1Х начала XX веков как П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Е.В. де Роберти, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, СЛ. Южаков, В.В. Лесевич, Н. IV!. Коркунов и др. Ими рассматривались различные аспекты проблемы творчества, но, прежде всего, внимание акцентировалось на вопросе его значимости для общественного развития. В их работах также получили отражение идеи о личности как двигателе общественного прогресса (П.Л. Лавров, Н.И. Кареев, С.Н. Южаков и др.), о взаимоотношениях лидера и массы (Н.К. Михайловский), о значимости творческого индивидуального начала и научных знаний в социальном развитии (Е.В. де-Роберти, П.А. Сорокин). Были заложены традиции в исследовании проблемы творчества в связи с теориями взаимодействия различных социальных факторов (П.А. Сорокин, М.М. Ковалевский), с теорией борьбы за индивидуальность (Н.К. Михайловский) и др.

Стоит отметить, что попытки русских социологов исследовать тему творчества

носили несколько специфический характер. Он обусловлен тем, что, во-первых, гюч.....

ти все они были известны как ученые профессионально специализировавшиеся в других отраслях обществозиания (юриспруденция, история, экономика и др.), что наложило отпечаток некоторой публицистичности на их исследования, а во-вторых, социологические воззрения этих ученых постоянно эволюционировали.

Социальные аспекты проблемы творчества исследовались не только позитивистами. Соответствующее многообразие в определение этого понятия вносили представители разных течений в общественной мысли России второй половины XIX-

2 Акимов И., Клименко В. Путь к свободе или: повесть о мальчике, который умел летать.-М.,1994. Батк: те» Г.С. Введете в диалектику таоршапва-СПб.Л997.Богоявлшская Д^.Ииггедшжгуаиьвая активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону1983. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания.-М.. , 1994.Говчаренко Н.В. Гений в искусстве к науке.-М., 1991 .Грановская Р. М.. Крижавская ЮХ1Творчество и преодоление сгереоташов,-Спб.Л994.Громов B.C. Начала эстетических знаний.-М.,1983. Дмитриев Е.В. Социальная природа творческого мьшления.-М. J 989.Калошина. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности.-МЛ 983 .Лобанова Б. В. Философия и социология творчества.-Саратов 1983.Маношкин АМ-Загадки одарёнвости.-М.Л993. Платонов И. Оиыр творчества.-Минск 1997.Шумилин А.Т.Проблемы теории творчества.-М., ] 989. и др.

начала XX веков. В частности, сторонники неокантианства и религиозные философы3, представители юридической школы, марксизма, органицизма и ряда других на-

v ь/ 4.

правлении отечественной социологическом мысли, предлагали свое видение социальной значимости творчества.

Эти разнообразные и многоплановые исследования внесли существенный вклад в общекультурное развитие российского общества, а также обогатили представления самих позитивистов о творчестве.

Значение теорий и концепций творчества, разработанных первыми русскими социологами, для дальнейшего развития социологической мысли в нашей стране -бесспорно. В связи с этим, они заслуживают глубокого внимания и освоения, так необходимых для восстановления преемственности в развитии отечественной социологии.

Говоря о современных исследованиях, посвященных изучению социологических концепций прошлого, необходимо отметить то, что их можно условно разделить на две группы: 1) на работы общеметадологаческого характера, и 2) на литературу, рассматривающую собственно позитивистские подходы к решению тех или иных проблем.

К первой группе относятся фундаментальные по глубине и объему исследования, проведенные Н.И. Бочкаревым, A.A. Галактионовым, И.А. Голосенко, В.В. Козловским, В.П. Култыгииым, В.А. Калининым, П.Я. Мирошниченко, П.Ф. Никандро-вым, В.Ф. Пустарнаковым, М.Г. Фёдоровым, Б.А. Чагиным и другими.5

' Хвостов________В.И.Основы социологического учения о закономерностях общественных явле-

ний.М.Л92(Шов1Х>Р0Ш-гевП.И,ЛокговскийИ.А.О праве на существование. Социально-фи иогофские эподы. Спб. Л 91 ЦГйот Н.Я.Оиьгш нового определения понятия пр01ресс.М.Л884:ДшдашияшйИ.Я Россия и Европа .М. Л991 :КолосовЕ.Е.Очерки мнровоззрения Н.К. Михайловского.С116., 1912:Юдочевсквй _В.О.Сочинения: в 9-ти томахЛЧ . М.Л989; Бердяев Н.А.Опыты фшюсофские, социальные и лигературиые.М.'..Д907, Смысл исто-рии.М., 1990>Субъективизм и индивидуализм в общественной философии.Критический этюд о Михайловском. СПб., 1901..,Русская идея.Основные проблемы: русской мысли XIX - нач..XX веков./Сб.:0 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М .Л 990Дулг<ш)в С Д. Основные проблемы теории прогресса.//Соч. в 2-х тт.- М..,1993.

4 Кистяковский Б.А.Русская социологическая школа, /Сб. Проблемы идеализма,- М. Л 902;Радлов ЭЛ).Очврк истории русской философии.Пг., 1922;Шершеневич Г.Ф. Со1даология.М.^.910;Чщнов,ЛЗ.М,Философские и социологические эт10ды.М.,19()9'Личерин Б.Ы.Куре государственной науки.Ч.2.Содиология.М.Л896:Богданов

A.А.Из психологии общества. СПб., 1906;Милкжов ГЩ.Очерки по истории русской культуры. Ч.2.М., 1994; Со: рокин ПА. Основные проблемы социологии П.Л. Лаврова.СПб.,1905, Человск.Цнвилизаадя. Общесг-во.М., 1992,Система социологии.!'.2.М., 1993.

5 Чагин Б.А.Очерк истории социологической мысли в СССР.Л.,1971;Голоссшсо И. А., Козловский В.В.Исгория русской социологии Х1Х-ХХ вв.М.Л995:БачкаревН.Й. Методолгвческие проблемы исследования социологических учений.М.,1 986.Федоров М.Г. Русская прогрессивная мысль XIX ».Новосибирск 1972:Куяташв

B.Д.История российской социологш.М'., 1994;Малишш В. А.Осковные проблемы критики идеалистической истории русской филскх>фш.М.Л%3:Мнропадиче»ко П.Я.Вознккновение утопического социализма в Рос-сяи.Киев1976:Галшстаонов.....А. АРусская философия 1Х-Х1Х вв. Л., 1989; Галактионов А.А^ю<акщ)ь

Однако большинство исследований названных авторов носит обзорный характер, в связи с чем, проблема-понимания творчества в русском позитивизме анализируются в них очень кратко, либо вообще лишь упоминается.

Ко второй группе можно отнести монографии Л.А. Журавлева, А.П. Казакова, И.С. Кона, Н.Ф. Уткиной, П.С. Шкуринова и других.6

Работы этих исследователей объединяет идея изучения эволюции российского позитивизма, и, соответственно, эволюции воззрений русских позитивистов на проблемы социального прогресса, роли личности в истории, на вопросы социальной значимости творчества, на представление о взаимосвязи личности и общества.

В последнее десятилетие, в связи с изменениями, происходящими в российском общественном сознании, интерес к проблемам отечественной социологии заметно возрос. Подтверждением тому служит растущее число многоплановых публикаций, дающих возможность составить более глубокое представление об исследуемой теме.

Так, среди работ, вышедших в 90-е годы XX века можно отметить серьезные исследования ВА Алексеева, А.Н. Аринина, В.Н. Бессонова, В.В. Богатова, A.A. Гри-цанова, А.Ф. Замолеева, А.Г. Здравосмыслова, В.В. Козловского, Л.П. Лащука, М.А. Маслина, А.Н. Медушевского, Б.М. Михеева, С.С. Новиковой, В.И. Овчаренко, Л.Д. Чернышовой и ряд других публикаций, включая периодику последних лет/

Отдельные вопросы истории русской социологии, такие как проблема эволюции русского позитивизма, процесс формирования психологического направления в отечественной социологии, различные аспекты социально-философских концепций ПЛ. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева и других российских социологов второй пол.XIX - нач. XX веков, весьма обстоятельно исследуются в ряде диссертационных

П.Ф.Идеолога русского народничества. Л., 1966; Пустарнаков В. Ф."Капитал"К. Маркса и философская мысль России (кц. Х1Х-нач ,ХХ)-М., ) 974.

6 Уткина Н.Ф.Позитивизм:., ашропологический материализм и наука в Россия.(втор.

п,ол.Х1Хв)М, 1975;Ковй. С. Позитивизм в социологии Л,] 964:. Казаков А. П. Теория прогресса в русской социологии кцХ1Хв.ЛЛ969;Журавлев Л А.Позитивизм и проблемы исторических законои.М.Л980;Шкуриноо П. С.Позитивизм в РоссивХХХв.М, 1980.

' Мсдушсвский АЛ. История русской социологии.М.., 1993„Чернымова Л. Д.История российской социологической мысли во втор. no.iLXiX-jm.XX вв.М...1994;,ЫовюсоваС.С. История: развития социологии в Рос-ши.М.Л996:АдексееШ.А..Маслив]У1А.Русская социальная философия кц.Х1Х-кан.ХХ веков: психологеяеская школа.М., 1992:Овчаренко В.И.Хрииавов А.А.Социолошческий психологизм: критический анализ.Минск 1990; Бессонов Б.М.Судьба России: взгляд русских мькшигелей.М.Л993:АрииинА.И.гМихсс» Ь М I (рошяое настоящее.. будущее. Исторшсо-фшюсофская ¡мысль России Х1Х-ХХвв.М.,, 1995;Лащук Л II В) еда мс ь ис торию со-диологии.М., 1977;3амалеев А.Ф.Курс истории русской философии.М.Л995;Вогатов В.В.Философия П.Л.Лаврова.М.,1972. Здравосмыслов А.Г. Социология в России: прошлое и настоящее. /Сб.Российскал социология: исгорико-социологичсские очерки.М.,1997.

работ:8

Материалы указанных исследований представляют несомненную научную ценность. Однако, подчеркивая положительные результаты исследований современных историков российской социологии, можно все-таки сказать, что