автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Проблема влли в философии Иммануила Канта
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема влли в философии Иммануила Канта"
ШШСТЕРСТЕО НАУКИ, ШСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ш. А. М. ГОРЬКОГО
На правах рукописи
ЗАМЯТИНА Лвбовь Федоровна
ПРОБЛЕМА ЗСЙИ В ФИЛОСОФИИ ШЫЯПт КАНТА 09.00.03 - история философии
Автореферат . диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Екатеринбург - 1992
Рабата вшишена Б Уральском ордена Трудового Красного Эиямани государственном университете им.А.М.Горького на кафедре которая философии философского факультет
г
Научный рукоиодкгаль - член-корресиондонт Акадеши естественных наук России, доктор философски* наук, профессор К.НЛюбутш
Официальные оааоаенты - доктор философских наук, профессор
М.М.Шитиков
кандидат философских наук, доцент. Ю.К.Саранчин
Ведущее учреждение - Калининградский государственный университет, кафедра философии
Запита состоится ' ' ' ^ •/-1|Э92 г. в часов на заседании
специализированного совета Д.063.78.01 по защите диссертаций на соискание ученой отеиени доктора философских наук в Уральском ордена Трудового Красного Знамена государственном университете им. А.М.Горького /620083, г. Екатеринбург, пр.Ленина, 51, комната 248/.
■С диссертацией мояшо ознакомиться в научной библиотеке Уральского государственного университета им. А. 11.Горького
Автореферат разослан "/'•" , 1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета, доктор философских наук профессор
Орлов
V
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальности темн исследования. Феномен поли богат и сложен. Современное его исследование - по преимуществу достояние психологии. Между тем, история философии содержит большей опыт изучения категории воли, результаты которого ке всегда полно востребовали современными исследователями. Классическая морально-практическая философия Канта - и дно иа наиболее богатых яплесий философской мысли на зтот счет. Кента янгересовзла "чистая воля", обладающая траксиендентально-рациональки.ш характеристиками. Трансцендентализм бил обусловлен слеш^кчесхой немецкой ситуацией.
Изучая волю в качестве феномино, обладающего сошалынр.'и качествами в большей степени, чек йндквядуалыю-исихологическимк, Кант выразил либеральнс-гу^алистическке идеи формирующейся буряугзии в период ее революционности, наибольшей политической активности, но в идеализированной рорме. Назрейте сониалыго-экономмческг.о ироблеуы сн пшался изучить с помочу» трансцендентальной {илосо-фил, исследуя волн кек абстрактное, "чистое" понятие, превратит) катсриал/л-о котивированнно определения воли в чисто идеологические определения понятий и моралънкс постулаты.
Степень разработанности ¡леблегн в отечественной исторкко-^и-лософс'кой литературе невелика. Проблеме особого внимания не уделялось. D монографии Новикова К.А. кратко затрагивается представление Канта о воле в связи с изучением свободы. В монографии Люоути-на К.Н. ачализирустоя понятие еол;; параллельно с понятиями субъекта и объекта в классической немецкой философии. В сочинениях но истории |[илосо$ии Александрова Г,0., Асмуса В.Т. .Бакрадзе К.С., Гулн-ги A.B., Дкнмика М.А.., Карскогс И.С., Ойэермана Т.И. и других авторов, а также в ежегодных каиговских сборниках, выпускаемых Калининградским университетом, учение Канта о воле рассматривается в связи с иными постулатами кантовской филоесфии.
В немецкой' историко-философской литературе проблема воли не привлекала особого внимания. Это характерно датя авторов прошлого отолетия - Гайма Р., Иодля Ф., Фишера К., Эрдкана И., так и нынешнего века - Ашенбреннера К., Бура М., Виндельбанда В., Глокнера Г., Дильтея В., '.Мнеке Ф., Каульбаха Ф., Кронера Р., Прауса Г.
В советской кантианской литературе, изучающей этические вопросы, имеется исследования, о помощью которых можно составить схематичное представление Канта о воле. К ним относятся монография
3
Шишкова H.И., в которой рассмотрена неокантианская концепция вти-ческого социализма, и монография Скршхника А.П., исследующая кантов-ский категорический ишаратив. Интереоен коллективный труд авторов сборника "Этика и современностьу наметивший новые подходи в изучении кантовскorо наследия, особенно статьи Бородая Ю.Ы., Гайденко D.U., Кузькиной Т.А. Но проблема воли авторами затронута мимоходом.
Несмотря на отсутствие специального исследования интересующего нас вопроса, » советской кантианской литературе ыоуно выделить на-правд шил, в которых рассматриваются в опосредованной форме отдельный аспекты проблемы воли в философии Канта. Это историко-этические. исследования в собственном смысле этого слова / Дробнацкий О.Г., iyoeËHOB A.A., Юрченко C.B./, а танка интерпретация моральной метафизики Канта и правде всего - его учения о свободе /Библер B.C., Малахов В.А., Мамардашвили М.К., Мотрошилова Н.В., Нарский И.С./,
анализ нормативно-ценностной проблематики в трудах Канта по эстетике, антропологии и культурологии /Бочорашвили А.Т.,Гулыга A.B. Гирко Л.В., Чухша А.Т., Шестакова В.И./, изучение оригинальных философско-иоторических идой Канта и его взглядов на будущее человеческого общества /Андреева И.О., Булатов М.А., Калинников Л.А./, а также исследование государственно-правовых воззрений Канта /Бас-кин Ю.Я., Еиомкин Р.Н., Голиков Е.А., Дябло В.А., Мамут Л.С., Поликарпова Е.В., Соловьев Э.Ю."/
Ь советской кантиане накоплен серьезный багак исследований философии Канта, но пока нет обобщающей работы, содержащей анализ понятия воли в чистом и практическом разуме, в трансцендентальной системе в целом. Не изучено влияние кантовского учения о воле на движение проблемы в классическом немецком идеализме, преемственность его учения в иррационализме Шопенгауэра А., Гартмана Э..Ницше и в русской Хилосо^ии; Соловьева В., Бердяева Н., Лолатина Л. Досского II. .Козлова А. Требуется изучений вариантов решения проблема воли а исгорик»|нлс()0(1ской мысли в сравнении с канговским подт ходом к интересующему нао вопросу. U предлагаемом исследовали предпринята цопытка в какой-то море восполнить втот пробел.
11<ш. диссертации состоит в реконструкции кантонской концепции иолл. Для созлшшя целостной картина втой концепции необходимо било риншть нисколько апдпч:
- проанализировать кантовскоо понятие вода;
- исследовать кантонское представлений о взаимосвязи структуры воли и структуры сознания;
- выяснить мненио Канта о косто свободы в структуре воли и о ее роли в функционировании воли;
- научить кантсвскую онтологию свободной воли.
Методология исследования автора диссертации осиовивотся на "» 14адициях, на которых формировалось советское кантоведение.
Материалом для исследования служили сочинения Канта, особенно такие, как "Критика чистого разут,ш", "Критика практического разума", произведения, раскрывающие его этическую систому:"Основа мота-физики нравственности", "Метафизика нравов в двух частях.". Вспомогательным материалом Сипи сочинения, статьи, ассе немецких философов классического и позднего периодов XIX века, а также русская, советская и зарубежная ij'«лоси^ская литература.
Научная нопияна исследования состоит в том, что попятив воли в философии Канта стало предметом специального исследования. В теоретической системе бши выделены гносеологический, онтологический и /кратко/ аксиологический аспекты, освещающий представления Канта о воле в его целостности. На основе системного представления была предпринята попытка выяснить структуру воли и ее основную функцию. Из-за социально-психологической специфики содержания изучаемого понятия открывается своеобразное толкований других понятий, таких пак: "вещь в себе", "анриорнш формы", "трансцендентное" .выявляется более четкое дредставлекие о месте свободы в структуре социально-психологического феномена - воли и роли свободы в функционировании волн, lía основе анализа изучаемого ионятия била предпринята попытка систематизировать этическое учение Канта.
На защиту выносятся следующие результаты исследования:
- Кант создал трансцендентальную концепций, в которой представление о воле в пределах чистого разума ротируется на основе понятий "вещь в себе", "практический разум", "вещь для себя". Вещь в себе как элемент в структуре воли обозначает непознанное психическое явление. Практический разуы в качестве другого элемента воли есть регулятивный нришшп сознании, «дала будущей деятельности. Вещь для себя в ряду составляющих элементов воли тождественна понятии чистой волн. незав;!Г!,-.:.'<>1! от влияния внешней /природной, социальной и божественной/ причинности. Единство lyjt понятий дает основание
для определения воли в качество метафизической сущности бытия и »/ашления.
- Структура воли, по Канту, имеет тождество и различие со структурой сознания. Тождество достигается благодаря синтезу знаний о факте существования воли на трех уровнях сознания / в чувствах, рассудке к разума/ с помаиьв иоиятий "апостериорные мотивы","априорной принцип", "практические основопологения","ишератив". ■Под алостерлортгш; мотиваш Кант понимает желание и стремление к чшу-то, под априорными принципами он подразумевает социальные нормы поведения. Практические основоположения отрешат перевод психических и социальных детерминант в логику понятий, констатирующих формирование в сознании представления императивного пове-деп.1я. Императив представляет собой идеальный образ целесообразного поведения, разумно непрогиворвчящегс общепринятым социальным нормам.
- Боля отличается от сознания благодаря элементам, возникшим за пределами отрукогрних уровней сознания. Эти элементы Кант определяет как "дипакичоская способность", "свобода", "практические антино-ши"и"онто.погическое понятие совораенства".Динамическая способность представляет собой"технико-практический приеы" разули. Речь идет о коястктуироЕанаи представления о воле по принципу "как если бы", о "духовно-практической" деятельности, шеленно изменяющей "предметность" воли, о присутствии "практического смысла" в теоретическом, о способности воли исполнять регулятивную функцию разула в
цргжтическэ^сфере. Свобода - трансцендентальная идея- служит вне-рационаш-кк основанием для кисленного перевода воли из бытия в небито, кз небытия в бытие. Понятие бытия представляет собой иде-ель:ю преобразованную внезшш детершношш, понятие небытия есть автоноуаость, са-озаконность воли. Б качестве трансцендентальной идеи свобода "впадает в противоречие с собственными законами в трансцендентном применений воли". Практические антиномии - фено-уекы воли з социальном, основанные на принципе единства и проти-вополоенооти абстрактного и кошфетного. Антиномия - высшее благо и личное счастьз - характеризует социальное противоречие.при разрешении которого участвует регулятивная функция боли, антиномия должного и добровольного отражает противоречие, характерное для одного общественного отношения - нравственности. Онтологическое понятие созор::знства - элемент воли, возщжаявдй в рез^ г■■тате первого синтеза ьротавоиолоязш::. сторон аптиногай. Б итвге второго синтеза возникает понятие нравственного совершенства. То и другое,но Канту
6
есть мпком.'.а как положительный дли отрицательный критори:! отношения воли к будущему поступку.
- Боля, ао Канту, - это добровольное подчинение свободы субъекта внутренней императивности, должному.
Практическая знпчукость работы связана с возможностью испо.пчзо-вания материалов диссертации в цреиодавании истории философии, и спецкурсах по философским проблемам социальной психологи:: г, в дал:.
нойшей научно-исследовательской работе,
Апробяту.я диссертанта. Основные идеи исследования наши стряпание в десяти публикациях и в выступлениях на научных конферендачх по проблемам современной философеи, а также на 1У и У Всесоэзлцх Кантовских чтениях /Калининград, 1988,1990гг./, посвященных историко-философским проблемам.
Структура и объем диссортппиг. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Содержание изложено на 110 страницах, в библиографию включено 236 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение включает в себя обоснование актуальности исследуемой проблемы, степень ее разработанности, форкуляровку целей и задач исследования, определение теоретических и методологических оснований работа и вытекавших: из них направлений исследования.
В глпче ыатгеой "Гносеологический аспект учения Канта о воле" определился диапазон теоретических вопросов, связанных с решением проблемы Кантом.
В кратком экскурсе в историю вопроса выясняется, что традиция включать учение о воле в этические учения , а этические отношения отождествлять с практическими отношениями - начинается с антично!» философии. Со времена знаменитой полемики 'мояду ¿длософок-гуманис-том йразмом и протестантским теологом Лютером /в 20-о годы ХУ1 века/ наблюдается попытка решить наметившуюся антитезу: с одной стороны, воля детерминировалась божественным провидением, абсолютизировалась и приписывалась богу, а с другой - натурализировалась и сводилась к психике.
Антитеза заострилась в эпоху рационализма. Змиирически-рацио-нальная картина воли сформировалась в картезианстве, сенсуалистически-рациональная - в имовской философии.
7
Антитеза волк человека и воли бога дополнилась антитезой воли и разума: с одной стороны, воля отождествлялась с натуралистическим и психологизированным представлением о материи, а с другой - с воснрЕШшачщим, страдающим, строящим логически непротиворечивые схемы разумом /в ¿плосо^ии Просвещения/,
В транш Го "Боля в пределах чистого разу)/,а" анализиру-
ется попытка Канта распутать сложный клубок вопросов с помощью трансцендентально Я :|шосо^ии.
Боля - один из феноменов, которые не обладают овоществлен-ностью, "катерией", не подаются непосредственному ощущению и осязают, познаваемые с покощыо разума, рефлексии.
Для Канта в случае с волей не имеет значение "предметность"
него
воли, ее вещественность, для ваяна ее данность, }акт ее существования, з-акт, который может быть отрален чувственно и интеллектуально. В первом случае наблюдается влияние на воло закономерностей природы и социальной среды, во втором - воля представляется абстрагированной от внешних детерминант: "Одну и ту же вола в ее проявлениях /в наблюдаемых поступках/ можно мыслить, с одной стороны, как необходимо сообразующуюся с закона™ природы..., с другой х:е стороны, как принадлежащую вещи в себе, стало быть, не подчиненную закону природы..? ^Воля в качестве предмета отражения дана опосредованно, как отражение не материального, а идеального мира, как свойство ыедхпкн и сознания. Вещь в себе материального мира обозначает, по Канту, непознанное явление природы, "черный ящик"; вещь в себе идеального мира представляет собой непознанное
свойство сознания и психики, начало формирования вола, один из первых элементов в ее структуре.
Но Канту, б понятии вещи в себе в качестве элемента воли интегрируются две возможности познания: чувственная и интеллектуальная. В нерпой возможности познания основную роль игрзит апостериорные мотивы, во второй - априорный принцип. На основе синтеза знаний, догсэзывелщих существование воли, ее "предметность", Кант определяет место этого элемента в структуре сознания: "Воля стоит как бы на рЕспутьа ыенду априорным принципом, который формален, и своим апостериорным мотивом, который материален" / 4/1/, 236/.
1/ Кант И. Соч.: В 6 т.М. :Л!ысль, 1963-1265. Т.З. С.94. Далее произведения 11анта цитируются с указанием тома и страницы в скобках.
8
Представление о вола, но Канту, формируется не только с иошцыз синтеза знаний, но и движения знания от существования к сущности, от чувственного к рассудочному и далее к разумному уровни сознания.
Б чувственности осуществляется синтез желаний, стремлений человека с осознанием предмета его желания. В рассудке "данность" воли становится понятием о ней. Рассудок конструирует волю и "вьиосит" ее вовне, так как "вообразить" - означает нреиоложить предмет в качестве внешнего, внепвложенного, в виде "образа" чистого разума. В пределах разума полученный образ, идеал испытывается на истинность и объективность.
Вопрос об истинности и объективности знания - непростой для трансцендентальной философии. Трансцендентальная логика создает представление о явлении на основе знаний о возможном его существовании, что может быть тождественным его действительному существованию. Критерий соответствия знания о вещи в собе факту ов существования в трансцендентальной логике решается с помощью априорной чувственности. Введение априоризма в чувственность позволяет Канту построить непротиворечиво развертывающуюся систему знания о воле в целом.
Истинность образа "чистой" воли имеет опосредованный характер, так как воля, существует как предмет не материального мира, а в виде "данности? условности, как идеальная вещь в себе, истинность и объективность образа воли достигается соотнесением ее с умопостигаемой вещыз в себе, но не в чувствах, а в разума, в безусловности воли, р. вещью самой но себе. Трансцендентальная логика условную данность воли в' чувствах дополняет безусловной данностью воли в разуме, существованием воли как вещи в себе сопоставляет с образом "чистой" воли. Понятие "чистой" воли есть трансцендентальная идея, полученная' путем синтеза априорности чувственности и рассудка / 4/1/,176/. Это нематериальная сущность, чистый ноумен, элемент умопостигаемого мира.
Кант создает априорно-трансцендентальный идеал воли. Априорность служит основанием для консгнтуировакия вещи в себе как элемента воли, трансценденгальность - методом структурирования "чистой" во- " ли. Идеал воли, созданный Кантом, есть не просто понятие "чистой" воли, не просто некоторое соответствие венда в себе и вещи самой но себе, а метафизическая сущность воли как явления. Картина воли, построенная с помощью трансцендентального синтеза, дополняется представлением о воле как метафизической сущности. "Чистая" воля -трансцендентальная идея - есть понятии о метафизической сущности воли как вещи в себе. q
Кантонский идеал воли решает историко-философскую антитезу соотношения воли и разума, переосмысливает эмпирически-рациональный взгляд на волю Декарта и сенсуалистически-рациональный т. Юма. В послекантовскую эпоху намечается дивергенция в философских учениях о воле. Одна линия формируется философией Фихте, Шеллинга, Гегеля, отождествляя волю и разум, развивая трансцендентальную часть кантовского учения. Другая основывается на понятии метафизической сущности, ватном для учений Шопенгауэра, Гартмана, Нищие.
Во втором параграфе "Свобода как элемент в структуре воли" исследуется попытка Канта рошить проблему автономности воли.
В качестве элемента человеческой душ свобода стоит особняком от чувств, рассудка и разума, от условного в человеке, и не подчиняется абсолютной безусловности; но представление о ней можно составить с помощью транспендентальной философии, подобно представлениям о вещах в себе. "Свобода тт>актуется здесь только как трансцендентальная идея, благодаря которой разум полагает, что он безусловно начинает данной ряд условий в явлении посредством чувственно обусловленного..." /3, 495/. Следовательно, свобода ~ это трансцендентальная идея, которая имеет ввиду только "прообраз" реальности, воплощение которой зависит от индивидуальной готовности действовать во шя нее или вопреки сй.'Сь'.ысл действия в этом "прообразе" не содержится, для Канта это не важно.
Свобода и необходимость - разные условия поступка: "Свобода • может иметь отношение к совершенно ино;,у роду условий, чем естественная необходимость, и поэтому закон этой необходимости не влияет на свободу, стало быть и то и другое могут существовать независимо друг от друга и не препятствуя друг другу" /3, 494/. Необходимость
- естественная закономерность - и свобода - трансцендентальная иди
- составляет штиномш чувственного /в единства с нечувствзнянм, т, априорным/ и разумного уровней сознания в структуре воли.
За предела.?«-, разума свобода ему ке подвластна к деке противоположна. Свобода наделяет волю автономностью от внешней детерминации ■у одновременно законодательной способностью для себя. Свобода -источник диалектического взаимодействия причинной обусловленности внешними для воли условиями и автономности воли от вссзс условий, по Канту, свобода создает возможность перехода' волк из иира условности в мир безусловности, из бытия в небытие. Запредельное бктге
вещи самой ио себе в качестве элемента воли составляет внерациональ-ное ее существование. Возникает антиномия рационального и внерацио-нального.
Представление о внерациональности волн складывается благодаря описанию сущности воли в формальных условиях возможности бытия вообще: "В самом деле закон частой свободной боли полагает зяу волю совершенно в другой сфере, чем эмпирическая сфера, и необходимость, которую он выражает, так как она не должна быть естественной необходимостью, мояет, следовательно, состоять только в формальных условиях возможности вообще" / 4/1/, 351/. Вывод Канта таков: закон чистой, свободной воли есть необходимость, выраженная в формальных условиях возможности бытия вообще.Воля свободна, когда следует "форме". Свободное и формальное, по Канту, тождественны.
Воля свободна, если основшгаем действия является но изменявшийся, всегда разный, хотя и жестко детерминированный мир явлений, а вечные, "формальные" законы неизменяющегося умопостигаемого мира, поскольку время не является его определением, Формальное~значит вечное, следовательно, по Канту, свободное и вечное тождественны. Свобода как вечное, необусловленное, относится к ¡гнру трансцендентальному. Свобода, по Канту, может принадлекатъ воле только трансцендентального субъекта.
Здесь Кант пытается разрешить запутанность традиционного понятия метафизики из-за слияния двух видов вкеполояенности /"кета"-/: свех^увственно сущего и ночувствешшх бытийных характеристик сущего. Рассуждения Канта об априорных основаниях воли, которые формальны, представляют собой возможность проследить возникновение нечувственных бытийных характеристик сущего, попять один аспект в кантонском нетрадиционном понимании метафизики как учения о сущностях. Нечувсвенное Кант представляет в качество связи человека и его воли с историческим опытом человечества через формализованную цепочку понятий, складывающуюся на трех уровнях сознання.
Сверхчувственное представляет собой необусловленность воли трансцендентального субъекта и в то же время его связь о неземным миром через практические постулаты бессмертия, свободы и бытия божьего / 4/1/,466/. Глубокий пласт евангельской доктрины, рационализированный Кантом, раскрывается непредопределенностью будущего и личной ответственности га содеянное - такова те одна грань проблемы свободы воли. С од:го2 атохюшг, трансцендентальный разум, с другой - ззора в гачные и неизменные истины н ценности. Возникает антиномия трансцонденталпшго разума и: веры.
Кант защищает волю не только от естественной необходимости, но и от божественного предопределения. Воля свободна от естественной и божественной фатальности, а значит, автономна. Принцип автономности в кантовском понимании раскрывает способность воли осуществлять трансцендентальную идеи, отражающую реальность в мыслительных формах, в деятельности трансцендентального субъекта, автономность - это способность воли к самореализации, к самовоплощению за пределами разума, в реальности, в бытии.
р третьем парагрр^е "Воля и регулятивный принцип разума" исследуется становление регулятивной функции воли и ее значение для самореализации воли.
Априорно-транснендентальный идеал создает представление не только о метафизической сущности боли в качестве явления, это -прообраз реально существующей воли. Прообраз складывается, по Канту, из иерархии схем, отражающих. соподчиненность чувственности, рассудка и разу ма: "Рассудок служит- предметом для разума точно так же, как чувственность служит предметом для рассудка. Задача разума - сделать систематическим единство всех возможных эмпирических действий рассудка, подобно тому, как рассудок связывает посредством понятий многообразное содержание явлений и подводит его пол эмпирические законы" / 3, 566-567/.
Иерархия структурных уровней сознания представляет собой в то же время иерархию понятий по степени прогрессирующей общности и единства. Прогрессирующая общность и единство завершаются наиболее общим и единым знанием - схемой о сущности изучаемого явления: "Следовательно, идеал разума представляет собой аналог схеме чувств енности"/3, 1)67/, Такой процесс формирования категорий Кант называет конститутивным применением разума.
Конститутивный нркнцик разума имеет две возможности: первая состоит в фиксировании полученного знания об изучаемом явлении в виде логических оснований, понятий для следующих умозаключений, вторая возможность раскрывается способность» сознания к дистанцированию лонягий.Первая возможность конститутивного принципа разума состоит в получении основания для логического следствия, вторая возможность служит "динамической связью" понятий, осуществляя "синтез многообразного" /3, 237/.
Заменяя логические основания на*понятие "максимы", а динамическую связь на понятие "катод", Канту удается представить две возможности как две стороны другого принципа разума - рсгулятивно-
го:"Метод, каким следует искать ло такому принципу порядок в природе, и максима, согласно которой такой порядок рассматривается как имеющий.свою-основу в природе вообще,... составляют... правильный и превосходный регулятивный принцип разума" /3, 569/. Диалектичес-. кое единство максимы и метода разума эксплицируют схему регулятивного принципа.
Воля представляет собой частный случай единства максиг/ы и метода, поэтому, по-мнению Каита, "зга трасцендентальная вещь есть лишь схема того регулятивного принципа, посредством которого разум, насколько это в его власти, распространяет систематическое единство на весь опыт" /3, 578/.
Чистая воля остается в пределах возмояного опита и наделяется "основоположениями, которые доляны выходить за эти предела" /3, 338/. Кант назвал это трансцендентностью, Трансцендирование обозначает возможность "выхода" воли из безусловного, трансцендентального мира в мир человека, в бытие, в котором доминируют законы не природной необходимости, а 'законы свободы. Боля в качестве регулятивного принципа представляет собой трансцендентное применение свободы.
Свобода же как трансцендентальная идея, по Канту,"впадает в антиномию со сводки законами" /3,495/ в трансцендентном их применении, но антиномия видимая, источник видимости кроется в том, что воля реализуется в разных образах.
Во второй главе "Онтология свободной воли" реконструируется практическая сторона кантовской модели воли.
В первом нагаграТе "Приоритет практического начала в решении .проблемы вола" осуществляется попытка выявить практические основания в теоретическом моделировании воли.
Конструирование образа воли - это методологическая установка чистого разума 4 цель его не сводится только к построению дедуктивной схемы. Главная задача чистого разума состоит в том, чтобы установить основания, из которых развертывается дедукция. Они отыскиваются,благодаря мысленному эксперименту, который формируя предмет, оказывается в известном смысле "практическим действием", так как дело касается построения предмета чувственного созерцания. Конструирование является, таким образом, аналогом практического действия, дающего предмет для теории и начало собственно теоретическому движению мкслп о воле.
Мысленный экспериг/снт или конструирование в учении Канта - эквивалент практической деятельности, он понимается 1:илосо-рсм как
13
"технически-практический" прием разума по ириципу "как если бы". Дик осуществления мысленного эксперимента необходима ''практическая данность" воли, определение ее места во внешнем мире. Кант обнаруживает "практическую данность* волн между апостериорными мотивами и априорными формами в сознании / 4/1/, 236/.
Основой для аиостериорных мотивов служат чувства. Кант классифицирует чувства в новой, нетрадиционной для его времени взаимосвязи. Апостериорные котивы воли формируются из трех видов чувственных задатков; инстинкта, способности оценивать, способности практически действовать. Другую сторону "практической данности" воли формируют априорные формы, которые наполняются апостериорным содержанием, придавая знанию о социальной стороне жизни характер всеобщности и необходимости. Априорные формы "практической данности" воли обозначают знание о социальных нормах поведения, сложившихся исторически и усвоенных человеком.
Категория "возможность" переплетается с другими категориями в логике Канта. Возможность - априорная категория, отражающая вероятные условия бытия. С помощью возможности выстраивается логическая цепочка понятий, иллюстрирующих эволюцию практических ситуаций, формирующих поведение: априорное знание об условиях возможного поступка - практическое основоположение - практическое правило поступка - императив. Логическая цепочка исследована Кантом в соч! нении "Критика практического разума".
Завершается логическая цепь понятий императивом, отражающим закономерности "социальной детерминации. Таким образом, императив -ото необходимый и общезначимый закон бытия, обусловливающий деятельность трансцендентального субъекта.
Императив - это не только необходимый и общезначимый закон бытия, ото основание для деятельности. Воля же представляетдсобой отношение к основанию, определявшему поступок: "¡¡та'с, воляТ?в отличие от произвола/ способность желания не отолько по отношению к поступку; сдаа воля, собственно, не имеет своего определяющего основания; поскольку она способна определять произвол, она сама практический разум" / 4/2/, 11Э-120/.
Практическая сторона, открываясь "практической данностью" воли. духовыо-практичоской деятельностью и технико-практическим приемом Разума, ^-одолжается в отношении волк к своему основанию. Воля, костктуиронавшись, "выходит" за продели теоретического в виде
14
"практического действия" трансцендентального субъекта, воплощая регулятивную функцию в мире, обуловленяном свободой. Противоречие между свободой как трансцендентальной идеей и ее трансцендентным применением, между абстрактной идеей свободы и ее конкретным воплощением переводится Кантом в плоскость несоответствия теоретического и практического, общественно згачкиого и личност-но значимого, абстрактного идеала о должном поведении и конкретным поступком, Все это предполагает изучение "являемости" воли в социально-практической сфере.
пторог парагтогз "Воля в пределах практического разума" рассматривается кантовскал онтология свободно!* воли з социальном.
Учение о золе Кант создает на основе "онтологизированного со-знакия? практического разума, практической философии, представления о практическом действии. Иод понятием "практическое действие" философ имеет ввиду поведение, а под "практической философией"-наусу, крторач "дает нам правила использования свободы во благо"1/ В кантовском видении практическая философия строится на основе категории воли, систематизирующей все понятия, отражающие конкретные стороны жизнедеятельности общества, и делится на теоретическую и практическую части.
Теоретическря часть базируется на БПрнсрно-траясценденгальном идеале воли, а конкретная часть определяется разнообразием проявления воли в общественной деятельности, алтпнокичво между собой взаимосвязанных. Теоретическая часть вювзчаег "объективные правила свободного поведения. Каждое объективное правило говорит, что следует делать., если да^е его никогда и не будет сделано"2^ Практическая философия, по Канту, "есть, таким образом, наука об объ-тивном законе свободного выбора, философия объективной /разумной - 1.З./ необходимости свободных поступков или долженствования.7.^ Практическая философия как наука об объективном /разумном/ долженствовании определяет свои задачу в <?орл?ализации процесса свобод-
1/ Кант 1!. Лекции об эгако // Гусейнов A.A., йррлкц Г. Краткая
история этики. П.: Мысль, 1987. 562-578 C.-C.55S. 1/ Таи же, с.578. .]/ Там же, с.567.
ного выбора с помощью категорического ряда, отражающего детерминацию поведения внешними факторами. Категории "априорное знание об условиях возможного поступка"-"практическое основоположение"-"практическое правило "поступка"-"императив- можно доиолнкть~*не названными Кантом, но предполагающимися его практической философией: "социальные норщ"~"иерархия социальных институтов".
Другая сторона, субъективная, процесса долженствования складывается из оценки самого действующего субъекта, личного критерия выбора императивного поведения, личного отношения к долгу и социальным нормам, из значимости будущего результата деятельности- для субъекта. Здесь Кант обнаруживает мотивационную зависимость воли от психологической и социальной сфер общественной жизни, которую позднее определят в терминах "потребности? "мотивы? "интересы", "ценностные ориентации? "социальные установки".
Философ пытается выделить в общественном сознаний детерминанты, влияющие на формирование воли, и проанализировать их на основе социальных противоречий: императивность /эксплицирующих требования социальных норм и социальных институтов/ и добровольность /определяемая нравственными установками личности/. Первую детерминацию Кант- исследует на примере права, формализующего отношения людей с вещами, вторую - на примере нравственности, констатирующей субь^-ективные регуляторы поведения: "Всякое законодательство ... может. . раличаться по мотивам. То законодательство, которое делает поступок долгом, а этот долг также мотивом, есть,этическое законодательство; то законодательство, которое .'.. допускает и иной мотив, а не самое идею долга, есть юридическое законодательство" / 4/1/, 126/ Антиномичлость нравственности и права отражает антиномию внутренних и внешних детерминант со стороны общественных отношений, обусловливающих поведение. Боля оказывается соцкально-норматийным регулятором противоположных влияний. Структуру воли Кант достраивает антиномиями практического разума, которые есть не только развертывание законов свободы в их трансцендентном применении, но и феномены воли, с помощью которых обнаруживается ее "являемость" и откры вается возможность ее познания. Поэтому трансцендентность воли, по Канту, обозначает не только "выход" за пределы трансцендентального. в практическую с$вру, но и возможность мыслить волю без Факта ее созерцания.
Антиномию практического разума Кант исследует на примере понятий высшего блага к личного счастья. Оба понятия поддаются анализу трансцендентальной рефлексии так же, как антиномии чистого ¡шума, то есть анализу с точки зрения отношения представления к познавательной способности. Но так как в данном случае Кант рассматривает процесс познания в меньшей степени, а реализацию идеала в болыгей степени, то антиномия высшего блага и личного счастья исследуется им с точки зрения отношения представления к практической способности, отношения трансцендентальной идеи к практическому ое воплощению. Безусловная целокупность предмета чистого практического разума под именем высшего блага /4/1/, 439/ и есть трансцендентальная идея, имеющая положительный смысл. Счастье,как "состояние разумного существа в мире, когда все в его существовании происходит согласно его воле и желанию", когда "оно основывается на соответствии природы со всей его целью и с главным определяющим основанием его воли" - и есть практическое воплощение блага.
Синтез противоположностей завершается утверждением субъективного принципа уважения закона - максимы, осуществляя перогод одной Детерминации в другую. В итоге синтеза формируется онтологическое понятие совершенства, которое, по Канту, бессодержательно, неопределенно, ег,у невозможно найти подходящий максимум в неизмеримом поле реальности / 4/1/, 2В6/. Оно представляет собой "прогрессирующую) общность и единство понятий", в которых сктаишается иерархия, ценностей, основанных на онтологическом совершенстве. Иерархия ценностей разворачивается в ряда антиномий.
С тождеством противоположных сторон антиномии связывается ценностный аспект учения Канта о воле. Теоретическая сторона в учении философа о вола раскрывает конституирование и познание сущности воли. Практическая - констатирует влияние социальных норм на формирование императивов, с помощь» мысленного эксперимента воссоздает "предметность" воли. Ценностная т сторона фиксирует идеалы, программы поведения, ориентиры человеческой деятельности, основанные на регулятивной функции воли.
В третьем параграфе "Учение о воле и этика Канта" анализируется этическая система, созданная фшгосором на основе понятия воли.
Кант не посвятил изложению этической системы специального произведения, но целостное представление о воле дает возможность г.ос • создать систоиу этики Канта. Зта система включает описание обыденного морального, формально-логического и трансцекяогаигмюго у.-с:.-
17
ней сознания и достраивается антиношей нравственности.
Обыденный уровень морального сознания включает в себя апостериорные мотивы воли /стремление к чему-то, желание/ и априорные формы восприятия, сформированные на основе усвоенных социальных норм поведения. Кант полагает, что в обыденном моральном сознании проявляются две детерминации: внутренняя и внешняя, которые опре- • делгат конфликт двух подсистем сознания: индивидуальной и общественно?.. Формально-логическая часть этики состоит из общих понятий, которые логика переводит с уровня личной значимости в уровень общезначимости, утверждая тем оамым формирование нравственного императива. Трансцендентальная часть содержит принципы и закон в виде категорического императива морали, частого от эмпирических зависимостей. Здесь констатируется идеал общепризнанного поведения.
Воля присутствует во всех частях этики..В "Основах метафизики нравственности" /1785/ воля описывается сначала в обыденном моральном сознании, затем с точки зрения предполагаемых формально-логических операций и трансцендентальных оснований воли, что соответствует изложению этики в виде моральной философии, метафизики нравственности и чистого ¡фактического разума. В "Критике практического, разума" /1788/ этическая система начинается с трансцендентальных основоположений волн и завершается общими понятиями. В "Метафизике нравов в даух частях" /1797/ этика исследуется Кантом одновременно с ьравом, формальные- и трансцендентальные основания выступают имманентно. Воля служит ключевой категорией, связывающей остальные этические понятия.
Кант не только пытается определить взаимосвязь этики с практической философ:.ой, не подменяя одну теорию другой, но и отыскать место этическому противоречию среди других противоречий, а таете изучить на примере этики возможность воли как социального регулятора . Механизм регул!'рования Кант изучает на основе нравственной антиномии: должного р. добровольного.
'Торкировенкь представления о должном яиАософ исследует на трех уровнях этической системы. Первый эта: формирования должного начинается о результата синтеза двух детерминаций: внешней /на основе гш^лорних форм/ ¡1 внутренней /на основе апостериорных мотивов/. В результате синтеза формируются практические основоположения, кото рые, по Канту, "сеть всегда продукт разума, потоку что он нредпи-сыипст поступок в качестве средства для достижения результата как цолн" /'1/1/,'-оЗ/. или - другое определение Канта - "суть положенш
1В
содержащие в себе общее определение воли, которому подчинено много практических правил" /4/1/, 331/.
Следующий этап - формирование императивов, отражающих в логических формах социальные требования к возможному поступку: это "правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку" /4/1/, 332/. Из них выделяются императивы, определяющие волю. Это значит, что "поступок должен был бы неизбежно быть совершен по этому правилу" /4/1/,332/. Такими императивами, по мнению Канта, являются "категорические или исключительно практические законы". Далее философ поясняет: "Практические законы относятся только к воле независимо от того, что создается ее причинностью, и от этой причинности /как относящейся к чувственно воспринимсвщалу миру/ можно отвлечься, чтобы иметь эти законы как чистые законы" /4/1/, 333-334/. В чистом практическом законе разу!/; определяет волю непосредственно, минуя чувства, это "делает для него возможным быть законодательствувдим разумом" /4/1/,339/.
Последний этап формирования доляного - переход от чистых практических законов к чистой воле: "Понятие чдстой воли возникает из практических законов..." /4/1/,346/. "Воля мыслится как независимая от эмпирических условий, стало быть, как чистая воля, как определенная одной лишь формой закона..." / 4/1/, 347-348/. Здесь, в сфере трансцендентального, безусловного, воля отражена в понятии чистого практического закона: "Этот закон должен дать чувственно воспринимаемому миру как чувственной природе /что касается разумных существ/ ферму умопостигаемого мира, т.е. сверхчувственной природы, не нанося ущерба механизму ч)вственно воспринимаемого мира" /4/1/, 362/. Кант прихода? к системе тождества этических понятий на основе практического законодательства, определяющего волю: "воля есть способность выбирать только то, что разум независимо от склонности признает практически необходимым, т.е.добрым" /4/1/, 258/. Наблюдается тождество противоположных сторон антиномии: должного в виде категорического императива и доброго в виде добродетельного, добровольного.
Синтез противоположностей создает представление о ценности практического закона, о ценности результата будущего поступка в понятии максимы, которая характеризует ка только отношение к поступку абстрактной воли, но к отношение человека к споему поступку:
19
"Максима есть субъективный принцип воления" или "чистое уважение ...к ...практическому закону" /4/1/,236/. Максима как "уважение рассматривается как действие закона на субъект,..есть представление о ценности..." 74/1/,237/. В качестве ценностного критерия отношения воли к поступку максима разделяет поступки на добрые и здно. При отрицательном ценностном критерии возникает конфликт должного к доброго, злая воля противо стоит чистой - по своим намерениям - воле. При положительном цешюстном критерии формируется тождество представлений о должном и добром, что ведет к добровольному исполнению поступка человеком. Следовательно, доброе, по Канту, означает добровольное подчинение свободы поступка внутренней императивности - должному.
В заключении подводятся основный итоги, раскрывается научная новизна исследования и определяются перспективы развития теш.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях;
1. Интенсификация как единство экономического и волевого аспектов трудовой деятельности // Интенсификация производства на современном этапе 1ГГР в СССР: Тез.докл. Свердловск,1985. С.25.
2. Направленность социальной воли личности в условиях развитого социализма //Социально-экономические проблемы совершенствования развитого социализма в исследованиях молодых ученых Урала: Тез. докл. Свех>дловск,1985. С.42,
3. Влияние классовой позиции на теоретическое обоснование власти как волевого отношения // Социально-экономические проблемы ускоре шш 1ГГ11 в свете решений ХХУП съезда И1СС: Тез. докл. Свердловск, 1900. С.36.
4. Место воли в' общественных отношениях // 1У Московские философские чтения молодых ученых: Теоретико-методологические проблемы совершенствования социалистического общества: Тез. докл. М. ,1986. Выи. 2. С. 116-113.
5. Боля социального субгекта // Глрксисгско-лешшская концепция человека и ШТ1: Тез. дохл. Свердловск, 1987. С.03.
0. Регулирующая .{ункция социальной воли // Человеческий ректор: сущность, закономерности развития и пути активизации: Тез.докл. М. ,Г.'87. С.110-114.
7. Струкчура социальной воли // Молодежь и творчество: социально-цплосг^слаш нроблег,.и: Тел.докл. М. ,1988. 4.1: Голь и место фшю-со|г;| г, ,№нп обмоотпа. С.50-54.
:о
8. [Рецензия] //Философскио науки, 19В9.Я5. С,127. Ген. на кн.: Философия Канта и современный идеализм/ отв. ред. К.А.Андреева, Б.Т.Григорьян. М. ,1987 /в соавт. с Куликовым В.Б./.
9. Общественная ценность разумной воли в философии Н.Канта //Человек и духовные ценности: Тез. докл. Кишинев, 1990. С.61-65.
10. Воля как метафизическая сущность в философии Канта и Вл.Соловьева // Человек и духовные ценности: Тез. докл. Тирасполь, 1991.
С. 144-148.