автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема времени в русской религиозной историософии XIX в.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Кунгурова, Ольга Фридриховна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема времени в русской религиозной историософии XIX в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кунгурова, Ольга Фридриховна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

1.1. Особенности исторического времени в качестве предмета историософского исследования.

1.2. Историческое переживание как способ постижения времени в его исторической реализации.

ГЛАВА И. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В КОНТЕКСТЕ САМОСОЗНАНИЯ НАЦИИ (П.Я. Чаадаев и ранние славянофилы).

2.1. Решение проблемы времени в историософии ранних славянофилов.

2.2. Историческое время и Вечность в философии П.Я. Чаадаева.

ГЛАВА III. ТЕМПОРАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИСТОРИИ:

Н.Я. ДАНИЛЕВСКИЙ И Вл.С. СОЛОВЬЕВ.

3.1. «Темпоральная монадология» и христианское восприятие времени в философии истории Н.Я. Данилевского.

3.2. Проблема времени как осмысление связи метафизического и исторического в философии Вл.С. Соловьева.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Кунгурова, Ольга Фридриховна

Актуальность темы исследования

История как процесс, в который с рождения включен человек, выступает в качестве условия, определяющего его отношения с миром. Любая попытка самоопределения вводит размышляющего в область философии истории. Отношение к историческому времени формирует многообразие нашего отношения к себе, к своей исторической судьбе. Грань XX-XXI веков стала для нашей страны началом сложного периода духовного самоопределения. Произошла утрата устойчивых ценностных ориентиров, в том числе исторических. Сохранение России как самобытной цивилизации настоятельно требует обращения к ее богатому духовному наследию.

В этой связи правомерно утверждение М.М. Бахтина, который считал, что смысловые явления могут существовать в скрытом виде, потенциально и раскрываться только в благоприятных для этого раскрытия смысловых культурных контекстах последующих эпох (25, с. 393). Сегодня мы переживаем именно тот рубеж, когда еще не произошло отмирание актуальных связей, но уже возникла потребность в обращении к опыту, накопленному отечественной философией. В современном российском обществе происходят своего рода «обратные процессы». В частности, идет речь о возвращении в интеллектуальную жизнь идей и понятий философской мысли прошлого, о возрождении ценностей православной культуры (157, с. 9).

Следует учесть и тот факт, что в настоящее время получили широкое распространение идеи «открытого общества», которое понимается как мир без национальной и культурной идентичности. Подобные идеи, как и идеи «конца истории» в связи с победой западных либеральных ценностей (186), не учитывают становящийся все более очевидным факт грядущей смены цивили-зационных основ европоцентристского западного мира. Некоторые исследователи определяют рубеж XX-XXI веков как второе осевое время (по К. Ясперсу). Однако, если в первое осевое время речь шла о втягивании в его орбиту различных народов, о взаимодействии культур по горизонтали (212, с. 38), то сегодня к этому добавляется задача взаимодействия по вертикали: в плане исторической преемственности (95, с. 146). Актуальным становится исследование исторического времени.

Современный этап научного познания обострил проблематику понимания законов пространственно-временного континуума. Существующие представления о пространстве-времени в большинстве своем являются порождением квант-релятивистской картины мира. Известно, что естественно-научное знание в этих представлениях является приоритетным. Вместе с тем, очевидно, что односторонний взгляд на вселенский поток бытия исчерпал себя. Особенно уязвимым в этом плане становится понимание исторического времени, духовное измерение прошлого, настоящего и будущего. Именно пространственно-временная проблематика становится полем взаимодействия естественно-научного и гуманитарного, научного и религиозного знания. Первое и второе осевое время, как взаимодействие культур и историческая преемственность, нуждаются в осмыслении, основанном на иных подходах, нежели сугубо естественно-научные. Актуализируется рассмотрение темпоральности как смысложизненной значимости времени для субъекта исторического процесса.

Еще один аспект связан с реализацией междисциплинарного подхода к изучению проблем исторического времени. Дело в том, что именно философам издавна принадлежала прерогатива осмысления истории как процесса, разработки основных исторических категорий, схем всеобщей истории. Однако, современная историческая наука сделала определенный шаг в теоретических разработках проблем исторического процесса. В обобщенном виде они представлены в работе И.М. Савельевой, А.В. Полетаева «История и время. В поисках утраченного» (147). В течение довольного большого периода развития исторической науки время интересовало историков только в плане определения хронологической последовательности возникновения и чередования каких-либо событий. Однако расширение поля исследования и переход к системному анализу исторической действительности требует изменения отношения ко времени. Данная монография является первым комплексным исследованием проблемы времени как категории исторического дискурса. В данном контексте справедливо высказывание О.Ф. Русаковой о важности «соединения достоинств философского и исторического стилей мышления» в современных исследованиях (146, с. 6). Сегодня мы имеем возможность изучения историко-философского наследия в новом ракурсе, с применением системы понятий, разработанной и философией, и исторической наукой.

Таким образом, актуальность темы диссертации обусловлена как ее социальной значимостью, так и внутринаучной потребностью.

Степень разработанности проблемы

Весь XX век, а также начало XXI века характеризуются пристальным вниманием к русской религиозной историософии со стороны историков философии. Отечественными исследователями была воспринята традиция историко-философского анализа, заложенная В.В. Зеньковским (71, 73, 72), Н.О. Лосским (109), Г.В. Флоровским (184). Как ее продолжение можно рассматривать исследования русской религиозной историософии в трудах С.И. Бажова (17, 18, 19), Б.П. Балуева (20), Т.И. Благовой (34, 35), И.В. Желтиковой (64), А.Ф. Замалеева (66), В.И. Керимова (84), С.А. Левицкого (100), А.И. Новиковой, И.Н. Сиземской (128), В.В. Сербиненко (154, 155), В.М.Хачатуряна (191), J1.E. Шапошникова (205, 206).

Наиболее изученной оказалась историософия B.C. Соловьева. Ее подробный анализ дается в монографии В.В. Сербиненко «Владимир Соловьев» (154), работе А.Ф. Лосева «Владимир Соловьев и его время» (106), статьях В.Ф. Бойкова (37), Н.Ф. Уткиной (180), В.И. Приленского (140), В.Ф. Шаповалова (204).

Историософия Н.Я. Данилевского также имеет опыт изучения. Он заложен в монографии С.И. Бажова «Философия истории Н.Я. Данилевского» (19). Разные аспекты философии истории, имеющие выход на темпоральную проблематику, находим в диссертационных исследованиях A.M. Плещеева (136) и А.Н. Пти-цына (141), работах Б.П. Балуева (20), В.М. Хачатуряна (191). Непосредственно анализу времени в теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского посвящены статьи А.Н. Павленко (132, 133). Он исследует времявосприятие философа, вводя понятие «темпоральной монадологии».

Базовыми для понимания историософии П.Я. Чаадаева являются монография Б.Н. Тарасова «Чаадаев» (175), статьи З.А. Каменского (81, 82). Особого внимания заслуживает статья Л.И. Рудакова «Проблема времени в философии П.Я. Чаадаева» (145), представляющая серьезный анализ темпоральных проблем в философии истории мыслителя. Фундаментальное исследование Н.А.Бердяева «Алексей Степанович Хомяков» (31) имеет продолжение в современных исследованиях историософии ранних славянофилов. К ним относятся: работа В.И. Керимова «Философия истории А.С. Хомякова» (84), монография Б.В. Емельянова, М.В. Исаевой «Славянофилы: поиски идентичности» (60), диссертационные исследования А.Ю. Кузнецова (96) и С.А. Шпагина (208).

Однако следует отметить отсутствие в названных работах специального рассмотрения темпоральной проблематики в рамках философии истории. Исключением являются названные статьи Л.И. Рудакова и А.Н. Павленко, посвященные проблемам времени в философии Чаадаева и Данилевского соответственно. Также отсутствуют исследования, содержащие комплексный и сравнительный анализ темпоральных проблем в русской религиозной историософии XIX века.

Наряду с работами, посвященными индивидуальным историософским концепциям русских философов, анализу исследуемой проблемы способствуют, также, работы, дающие представления о сути христианской интерпретации времени. Они значимы в силу того, что необходимо различать традиционное христианское восприятие времени и то новое, что привносят представители русской религиозной философии. Принято считать, что христианская парадигма времени заложена в трудах Августина Аврелия. Идеи Св. Августина, высказанные им в произведении «Исповедь», анализируются в работах современных исследователей, а также показывается развитие этих идей в последующие эпохи. Это прежде всего философские очерки В.Н. Ярской «Время в эволюции культуры» (211), «Время как проблема гносеологии» Г.Г. Сучковой (174), монография И.М. Савельевой и А.В. Полетаева «История и время» (147), диссертационное исследование Г.С. Пак «Многомерное время истории как человеческой деятельности» (134, 135), работа А.Я. Гуревича «Категории средневековой культуры» (52). В зарубежной литературе эта проблема отражена в работах О. Кульмана (Cullmann) (216) и С. Брендона (Brandon) (214). Следует отметить, что в совокупности данных работ представлен достаточный материал для понимания специфики христианской интерпретации времени. Однако нами не выявлены исследования, делающие предметом специального рассмотрения религиозно-философские интерпретации.

Выделим также работы, тематика которых посвящена методологии изучения исторического времени. Отечественная философская мысль неоднократно обращалась к проблеме времени. Наиболее разработанным является анализ объективного времени. Время определяется как последовательность и смена состояний объекта. Характеристиками времени оказываются однонаправленность, необратимость, независимость от человеческих смыслов. В работах Я.Ф. Аскина (13), Ю.Б.Молчанова (117),

A.M. Мостепаненко (119) и др. ставятся и решаются такие проблемы, как взаимосвязь относительности, конечности и бесконечности, прерывности и непрерывности времени, времени и движения, времени и пространства и др. При всем теоретическом богатстве и важности этих разработок, в них наблюдается отрыв времени от человеческих смыслов, что превращает понятие времени в отвлеченную категорию.

Важным этапом в разработке проблемы времени стали работы Г.Е. Зборовского (69), А.Н. Лоя (102, 103), М.С. Кагана (79). В них время выступает главным измерителем социальных качеств людей и вещей. В работах Н.Н. Трубникова (178),

B.П. Яковлева (210) время становится мерой бытия и самореализации человеческих индивидов в обществе. Социальные аспекты времени отражены также в работах таких зарубежных исследователей, как Б. Филипкова (Filipcova), Д. Филипек (Filipec) (217), Д. Шекль (Shade) (222), X. Ноуотни (Nowotny) (220).

Значительно влияние на разработку темпоральной проблематики культурологических исследований М.Д.Ахундова (15), Л.М. Баткина (21, 22, 23, 24), B.C. Библера (33), А.Я. Гуревича (51, 52), С.С. Неретиной и А.П. Огурцова (124). Они показали смысловую нагруженность и историческую изменчивость категории времени, ее аксиологическую составляющую, связь с духовным опытом, с культурой. Тем самым время стало приобретать не абстрактный, а конкретный характер, связывалось с действиями человека, с событиями человеческой истории, ценностными аспектами.

Смещение интереса исследователей в плоскость историчности человеческого существования вызвало возрождение интереса к проблеме соотношения времени и Вечности. Разработки понятия Вечности в советской философии фактически не было. В постсоветский период появился ряд работ, связанных с анализом Вечности. Наибольших интерес представляет работа Л.Н. Когана «Вечность» (90). Также это понятие затрагивалось у М.Л. Ахундова (15), A.M. Бекарева (27), Ю.Б. Молчанова (117), Н.Н. Трубникова (178), В.Н. Финогентова (183). Из зарубежных исследований следует отметить работы Ф. Бребент (Brabant) «Время и вечность в христианском мышлении» (213). Однако следует отметить, что тема Вечности, в особенности в соотношении с историческим временем1, изучена достаточно слабо.

Несмотря на огромную научную и практическую значимость существующих исследований, входящих в проблемное поле дан

1 Часто употребляются как синонимы понятия «историческое время» и «время истории». Соглашаясь с Г.С. Пак в том, что «в логическом отношении более строгим является термин «время истории», поскольку отражает реальную зависимость представлений о времени от понимания предмета и сущности истории» (135, с. 16), мы предпочитаем использовать более распространенное в исследовательской литературе понятие «историческое время». Тем более, что именно этот термин характерен и для текстов представителей русской религиозной историософии. ной диссертационной работы, отметим отсутствие в них специального анализа и обобщения темпоральных взглядов представителей русской религиозной историософии XIX века.

Источники

Исследование проблемы времени в русской религиозной историософии XIX века базируется на определенном круге источников - текстах представителей этого направления.

Произведен анализ историософских работ, во-первых, П.Я. Чаадаева, и ранних славянофилов, во-вторых, Н.Я. Данилевского и Вл.С. Соловьева. Это объясняется как интересным полемическим противостоянием внутри каждой пары, так и, несмотря на некоторое расхождение во взглядах, приверженностью названных философов общей культурной традиции. Первое поколение философов-славянофилов представлено такими именами, как А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Мы рассматриваем их как целостное идейно-философское течение, оформившееся в 30-40-х годах XIX века. К середине семидесятых годов славянофильство как течение перестало существовать, но как направление русского идеализма оно дало импульс многим последователям (34, с. 21-23). Так, неославянофилами или поздними славянофилами называют Н.Я. Данилевского и Вл.С. Соловьева (73, с. 70; 66, с. 198; 110, с. 5). Включение в обозначенный ряд персоналий П.Я. Чаадаева объясняется двумя причинами. Во-первых, ранние славянофилы и Чаадаев формировали свою философию истории в полемике друг с другом. Можно говорить об их серьезном взаимовлиянии. Отмечено также влияние Чаадаева на Вл. С. Соловьева (49, с. 279). Во-вторых, важно отметить сложную духовную эволюцию мыслителя. Нам представляется верным вывод Б.В. Емельянова и М.В. Исаевой о том, что «несмотря на свой европоцентризм, идеи П.Я. Чаадаева - это форма национального самопознания в рамках русской православной культуры» (60, с. 30). Таким образом, речь идет об анализе историософских концепций славянофильского направления в русской религиозной философии.

Поскольку время - одна из главных характеристик процес-суальности истории, то все историософские концепции в той или иной мере содержат проблематику времени. Необходимо ограничить и конкретный круг текстов, принятых к рассмотрению.

В определении источников для изучения историософской концепции Соловьева существует определенная традиция, в соответствии с которой следует назвать следующие работы философа: «История и будущность теократии» (160), «Россия и Вселенская церковь» (166), «Россия и Европа» (167), «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (170), «Чтения о богочеловечестве» (173). Нами были использованы также работы, в которых реконструируется темпоральная проблематика, такие как «Оправдание добра» (165), «Три силы» (172), «Тайна прогресса» (169), «Об упадке средневекового миросозерцания» (164), и ряд других.

Историософская концепция Н.Я. Данилевского достаточно полно представлена в сочинении «Россия и Европа» (55). В нем отражены и своеобразные темпоральные представления автора. Из публицистических произведений мыслителя использован текст статьи «Владимир Соловьев о православии и католицизме» (54). Другие статьи, напечатанные в сборнике «Горе победителям» носят сугубо политический характер и не представляют интереса с точки зрения философско-исторической проблематики.

Проблемы времени в историософском видении П.Я. Чаадаева сконцентрированы в двух его произведениях: «Философических письмах» (201) и «Апологии сумасшедшего» (200). Определенные идеи высказываются им также в письмах 30-40-х годов А.И. Тургеневу, графу Сиркуру, Ф.И. Тютчеву (203). По данным текстам прослеживается изменение темпоральных представлений философа в связи с его общей духовной эволюцией.

Наибольшую сложность представляет отбор источников для анализа представлений об историческом времени представителями раннего славянофильства. Традиционным с точки зрения историософии является обращение исследователей к «Запискам о всемирной истории» А.С. Хомякова (другое название - «Семирамида». Исследование истины исторических идей) (192). Данное произведение действительно является базовым. Однако в соответствии с исследуемым нами направлением в круг источников также включен ряд статей. Это, прежде всего, «О старом и новом» А.С. Хомякова (195), «В ответ А.С. Хомякову» (85), «Девятнадцатый век» (86) И.В. Киреевского, «По поводу мнения «Русского Вестника» о занятиях философиею, о народных началах и об отношении их к цивилизации» Ю.Ф. Самарина (151), записка Александру II «О внутреннем состоянии России» К.С. Аксакова (9), а также несколько статей, косвенным образом входящих в поле исследования (7, 8, 87, 88, 148, 149, 150, 152, 193, 194).

Все избранные источники являются традиционными для изучения религиозной философии истории XIX века, но они подверглись анализу в новом ракурсе - с точки зрения темпоральной проблематики как таковой, что еще не было предметом специального рассмотрения в исследовательской литературе.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования выступают историософские концепции русских религиозных философов XIX века.

Предметом исследования является проблема времени в русской религиозной историософии XIX века в ее историко-философском аспекте.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является историко-философское исследование осмысления времени представителями русской религиозной историософии XIX века. Реализация поставленной цели конкретизируется в решении следующих задач:

1. Выявить и систематизировать методологические основы осмысления времени в историософских концепциях, существующие в историко-философской литературе.

2. Определить темпоральную проблематику в историософских концепциях П.Я. Чаадаева, ранних славянофилов (А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина), Н.Я. Данилевского, Вл.С. Соловьева.

3. Провести системный анализ и сопоставление темпоральных представлений рассматриваемых мыслителей.

4. Выявить положения, характерные для осмысления времени в русской религиозной историософии XIX века.

Методологическая и теоретическая основа исследования

Философско-методологическим основанием диссертации является сравнительно-исторический анализ, позволяющий выявить общие положения, различия, взаимовлияния во взглядах представителей русской религиозной историософии.

В основу исследования положен принцип взаимопроникновения исторического и логического методов. Суть его состоит в наложении современной понятийной сетки на историософские материалы XIX века с целью реконструкции осмысления исторического времени в зависимости от изменяющихся исторических и социальных условий.

Специфика объекта исследования обусловливает применение социально-психологического метода, который исходит из факта связи философии с обыденным, религиозным сознанием, другими феноменами общественного сознания. Учитывается, что на идеи мыслителя оказывают большое влияние социально-психологические моменты сознания - переживания, аффекты, страсти.

Исходя из особенности исследуемого материала, характеризуемого как литературно-философские сочинения, в диссертации предпринимается попытка герменевтического анализа текста. Используются основные положения и требования, предъявляемые герменевтическим методом, а именно:

- предметом анализа является содержание текста, в котором фиксируется отражательная деятельность субъекта (автора текста), осуществляющаяся в определенных социокультурных условиях, зависящая от них и от субъективных намерений автора;

- в задачу исследователя входит как анализ внутренних взаимосвязей текста, попытка понять смысловое содержание, так и вскрытие субъективного компонента предмета исследования, учет существенной роли внеязыкового контекста (политического, социально-экономического, исторического);

- учитывается тот факт, что автор мог впитать некоторые идеи своего времени непосредственно в процессе воспитания, в ходе некритического усвоения существующих традиций; восприятие некоторых моментов, перевод их в личностный план могли осуществляться неосознанно; интерпретатор может понять то, что осталось неосознанным для автора текста;

- смысл текста всегда превышает авторское понимание, поэтому понимание является не только репродуктивным, но всегда также и продуктивным отношением.

Теоретическую базу настоящего диссертационного исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных философов XIX-XX веков. Особо выделим разработки в области философии времени, принадлежащие Я.Ф. Аскину, Ю.Б. Молчанову, A.M. Мостепаненко. В качестве методологических ориентиров были использованы идеи В. Дильтея, Н.А. Бердяева, А.Я. Гуревича, JI.H. Когана. В диссертации использованы результаты, принадлежащие И.М. Савельевой, А.В. Полетаеву, А.Г. Померанцеву.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем:

1. Выявлены и систематизированы методологические основы осмысления времени в историософских концепциях. Показано, что философско-историческое освоение времени представителями русской религиозной историософии осуществляется через историческое переживание, включающее эмоциональный (чувственный) и рациональный (мыслительный) компоненты.

2. Впервые историософские концепции П.Я. Чаадаева, ранних славянофилов, Н.Я. Данилевского и Вл.С. Соловьева исследованы с точки зрения содержащейся в них темпоральной проблематики. Предложено рассматривать осмысление времени в русской религиозной историософии в контексте формирования национального самосознания.

3. Проведен системный анализ и сопоставление темпоральных представлений представителей русской религиозной историософии в общем познавательном поле философии истории и философии времени.

4. Обобщены результаты осмысления времени в русской религиозной историософии XIX века и выявлены общие положения.

Положения, выносимые на защиту

1. В историософских текстах ранних славянофилов, П.Я. Чаада-ва, Н.Я. Данилевского, Вл.С. Соловьева, присутствует интерпретация истории как процесса, что позволяет осуществлять анализ осмысления ими этого процесса через ряд характеристик исторического времени: структурированность, целостность, векторность исторического времени, корреляция с Вечностью.

2. Для русской религиозной историософии XIX века, в рассуждениях об историческом времени, характерны следующие положения: а) Определение исторического времени имеет аксиологическую окраску. С одной стороны, оно предстает в негативном виде как неопределенная последовательность случайных моментов. С другой - играет положительную роль в движении к царству Божьему, и в этом смысле является формой внутреннего объединения, движения к будущему единству, а также условием становления абсолютного организма, которое осуществляется как процесс.; б) эпохальные события-символы лежат в основании структурирования исторического времени; в) векторность исторического времени включает три модели: прогрессивную, регрессивную и циклическую; г) историческое время имеет целостную структуру. Наиболее ярко это выражено в персонификации В. Соловьевым единения трех модусов времени в лице вселенского первосвященника, национального государя и пророка; д) корреляция между конечным историческим временем и Вечностью определяется философией всеединства и христианской эсхатологией.

3. Для представителей русской религиозной историософии характерно историческое переживание как способ осмысления времени. Их темпоральное сознание совмещает религиозно-диалектический и рационально-философский типы исторического переживания. Феномен исторического переживания рассматривается как один из способов постижения времени в его исторической реализации. Определить его можно как духовную дихотомию эмоционального (чувственного) и рационального (мыслительного) освоения человеком истории социума. Человеческая история для русских религиозных философов -явление духовного порядка. Историческое время нельзя постигнуть только на рациональном уровне. Необходимо логическую способность, чувство и эстетический смысл собрать в одну неделимую цельность.

4. Осмысление исторического времени в русской религиозной историософии XIX века тесно взаимосвязано с формированием национального самосознания в среде интеллектуально-философской элиты. Под влиянием исторических условий («встреч» России и Европы, как правило, конфронтационных, будь то война с Наполеоном или Крымская война) постоянно будировалась проблема места России во всемирно-историческом процессе. Историческое время воспринималось через призму самоидентификации русского народа, поскольку оценить собственное движение в Истории можно только сравнивая себя с другими.

Теоретическая и практическая значимость исследования Теоретическая значимость определяется тем, что идеи, материалы и результаты диссертационного исследования способствуют более глубокому пониманию темпоральной проблематики как самостоятельной области в русской религиозной историософии. Они позволяют рассмотреть время как способ конструирования исторического процесса и историческое переживание как способ осмысления времени в историософии. Открываются новые возможности в определении специфики религиозно-философского познания истории. Материалы диссертации, посвященные системному изложению темпоральных представлений русских философов XIX века, представляют интерес для историков философии.

Результаты работы могут быть использованы в учебном курсе по философии при освещении проблем времени, а также по истории отечественной философии, для проведения теоретических семинаров и практикумов в системе повышении квалификации учителей истории и обществознания.

Положения диссертации могут найти применение в практике философских и методологических семинаров, посвященных мировоззренческо-идеологическим вопросам современного российского общества.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации выносились на обсуждение при участии автора на следующих международных, всероссийских и региональных конференциях: Международном конгрессе «Жизненные силы славянства на стыке веков и мировоззрений» (Барнаул, 2000), Международной научной конференции «Евразийское мировоззрение и потенциал Сибири в XXI веке» (Барнаул, 2001), Всероссийской научно-практической конференции «Философия, методология и история знаний» (Барнаул, 2001), XII Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции «Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории» (Томск, 2001), V межвузовской научно-практической конференции «Текст: варианты интерпретации» (Бийск, 2000), научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал молодых ученых России» (Барнаул, 2001).

Результаты исследования выносились автором на обсуждение в теоретических выступлениях на кафедре философии БГПУ и использовались в работе аспирантского семинара. Основные положения научной работы нашли применение при чтении лекционных курсов и проведении семинарских занятий в Алтайском краевом ИПК работников образования.

Основные идеи диссертации освещены в публикациях 11 научных статей.

Диссертация обсуждена на кафедре философии Барнаульского государственного педагогического университета.

Структура работы

Диссертация изложена на 172 страницах и состоит из введения, трех глав (каждая из двух параграфов соответственно), заключения, библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема времени в русской религиозной историософии XIX в."

Результаты исследования можно представить рядом следующих положений:

В историософских текстах ранних славянофилов, П.Я. Чаадаева, Н.Я. Данилевского, Вл.С. Соловьева присутствует интерпретация истории как процесса. Концептуализация истории осуществляется с использованием таких характеристик исторического времени, как структурированность (членением на определенные эпохи), целостность (прошлое-настоящее-будущее), век-торность, корреляция с Вечностью.

Определение исторического времени имеет аксиологическую окраску. С одной стороны, оно предстает в негативном виде как неопределенная последовательность случайных моментов. С другой - играет положительную роль в движении к царству Божьему, и в этом смысле является формой внутреннего объединения, движения к будущему единству, а также условием становления абсолютного организма, которое осуществляется как процесс.

В основании структурирования исторического времени лежат эпохальные события-символы. История - особая сфера бытия, в которой сущность превалирует над явлениями. Отсюда особое понимание феноменального бытия исторического процесса. Центральным событием не только для христианских народов, но и для всего человечества признается Боговоплощение - явление в мире ипостаси Святой Троицы - Бога Сына Иисуса Христа. Не выделяет центрального события только Н.Я. Данилевский, однако признавая при этом христианскую перспективу для всех народов. Демаркации эпох служат и другие христианские события-символы (Грехопадение, Страшный Суд). Историческое развитие России также имеет свое эпохальное событие (понимаемое русскими философами как процесс). Это реформы Петра I, которые ранними славянофилами оцениваются негативно, как разрыв исторического времени и прекращение эпохи Святой Руси, П.Я. Чаадаевым, Вл.С. Соловьевым - как нереализованная возможность вступления в Историю.

Векторность исторического времени включает три модели движения человечества к Богу: прогрессивную и регрессивную, поскольку на этом пути существует проблема выбора и не все деяния людей органично ведут к приближению царства Божьего; а также циклическую, на этапе жизни культурно-исторического типа у Данилевского и как большой цикл христианской истории, который присущ времяпониманию всех русских религиозных философов XIX века.

Историческое время имеет целостную структуру, представляющую одинаковую ценность на всем его протяжении. В отличии от традиционного христианского восприятия, где настоящее воспринимается как профанное и не имеющее ценности, в русской религиозной историософии настоящее связано с важным процессом становления нового человека, собирания народов для будущего единения. Наиболее ярко это выражено в персонификации В. Соловьевым единения трех модусов времени в лице вселенского первосвященника, национального государя и пророка.

Корреляция между конечным историческим временем и Вечностью определяется философией всеединства и христианской эсхатологией. Временность человеческого существования, лишенная связи с Вечностью, рассматривается русскими философами только как безличный, анонимный мир. Время, человеческой жизни, не соотнесенное с высшим бытием, полагается «греховным» и несовершенным. Из исторического времени нельзя охватить полноту бытия, поэтому время здесь сопряжено с основой «вечного бытия». Корреляция между конечным временем и Вечностью обусловлена ософиением твари и со-творчеством Бога и человека в Богочеловеческом процессе (по Соловьеву).

Темпоральная проблематика является полем взаимодействия естественно-научного и гуманитарного, научного и религиозного знания. В силу этого существуют различные способы осмысления времени. Для представителей русской религиозной историософии XIX века таковым является историческое переживание.

Феномен исторического переживания рассматривается как один из способов постижения времени в его исторической реализации. Определить его можно как духовную дихотомию эмоционального (чувственного) и рационального (мыслительного) освоения человеком истории социума. Человеческая история для русских религиозных философов - явление духовного порядка. Историческое время нельзя постигнуть только на рациональном уровне. Необходимо логическую способность, чувство и эстетический смысл собрать в одну неделимую цельность. Соединение рационально-философского и религиозно-диалектического типов исторического переживания лежит в основе осмысления времени русскими религиозными философами.

Формирование национального самосознания в среде интеллектуально-философской элиты, к которой принадлежали представители русской религиозной философии, актуализировало проблему исторического времени в историософской тематике. Под влиянием исторических условий («встреч» России и Европы, как правило, конфронтационных, будь то война с Наполеоном или Крымская война) постоянно будировалась проблема места России во всемирно-историческом процессе. Историческое время воспринималось через призму самоидентификации русского народа, поскольку оценить собственное движение в Истории можно только сравнивая себя с другими.

Проблема времени в русской религиозной историософии не исчерпывается данным диссертационным исследованием и, безусловно, имеет большие перспективы. В первую очередь это связано с дальнейшей разработкой способов осмысления исторического времени в историософских концепциях. Гносеологический аспект может стать отдельной темой исследования.

Представляет интерес расширение круга историософских концепций, включенных в исследование. XIX век в отечественной истории философии чрезвычайно богат на религиозно-философские интерпретации исторического процесса. Можно выделить как светские, так и церковные религиозно-философские направления, занимавшиеся данной проблематикой. В их числе - теисты-«академисты», представлявшие религиозную философию (неортодоксальный православный теизм). В рамках нашей работы только отмечалось некоторое влияние «академистов» на взгляды рассматриваемых нами мыслителей. Интересным может оказаться сравнительный анализ осмысления времени в историософии теистов-академистов и представителей других направлений религиозной историософии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы времени в русской религиозной историософии XIX века, предпринятое в данной диссертационной работе, показало зависимость темпоральных представлений от общемировоззренческой позиции. Идеалистическое философское мировоззрение, обусловленное влиянием христианства (православного вероучения) содержательно определяет темпоральные построения в историософских концепциях представителей русской религиозной историософии XIX века.

Проблемное поле работы обусловлено двумя взаимосвязанными направлениями: методологическим и историко-философским, которые, обладая собственным содержанием, сходятся в интерпретации темпоральных оснований исторического процесса. Цель исследования состояла в выявлении и систематизации методологических основ осмысления времени и их применении в историко-философском анализе текстов представителей русской религиозной историософии. Все избранные источники являются традиционными для изучения религиозной историософии XIX века, но изучались они в новом ракурсе - с точки зрения темпоральной проблематики.

 

Список научной литературыКунгурова, Ольга Фридриховна, диссертация по теме "История философии"

1. Абидова В.Е. Историческое сознание нации (социально-философский анализ): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Ставрополь, 1999. - 22 с.

2. Абрамов А.И. Гегель и славянофилы об отношении философии к религии // Актуальные проблемы истории русской философии XIX в. М., 1987. - С. 48-81.

3. Абрамов А.И. Консервативная социальная утопия 2 пол. XIX в. // Русская философская мысль в 80-х годах XIX в. о будущем России. М., 1990. - С. 5-23.

4. Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. - С. 167-173.

5. Авдеева Л.Р. Русские мыслители: Ап.А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов (Философская культурология второй половины XIX в.). М.: Изд-во МГУ, 1992. - 198 с.

6. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №7. С. 210-220.

7. Аксаков К.С. Богатыри времен великого князя Владимира. По русским песням // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1995. - С. 230-287.

8. Аксаков К.С. Еще несколько слов о русском воззрении // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1995. - С. 317-325.

9. Аксаков К.С. Записка «О внутреннем состоянии России», представленная Государю императору Александру II // Очеркирусской философии истории. Антология. М.: Республика, 1996. - С. 154-166.

10. Аксаков К.С. Обозрение современной литературы (1857) // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1995. - С. 325-362.

11. Александрова JI.И. Н.Я.Данилевский как философ повседневности // Персонология русской философии. Мат. IV Всерос. науч. заоч. конф. Екатеринбург. Март-апрель 2001 г. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. - 300 с. -С. 6-11.

12. Аристотель. Метафизика. М.; JL: Соцэкгиз, 1934. - 347 с.

13. Аскин Я.Ф. Проблема времени и ее философское истолкование. М.: Мысль, 1969. - 199 с.

14. Аулова Е.П. Идеи философии истории в наследие И.В. Киреевского: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2000.- 22 с.

15. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. - 222 с.

16. Бабаев Ю.В. Основные проблемы русской философии 30-40 годов в XIX в.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Пенза, 1997.- 47 с.

17. Бажов С.И. Идейная борьба вокруг философско-исторической доктрины Н.Я. Данилевского в России XIX в. // Из истории религиозной философии в России. XIX- нач. XX вв. М.: Наука, 1990. - С. 39-66.

18. Бажов С.И. Концепции кризиса рационалистической философии в славянофильской доктрине (на материале творчества И.В. Киреевского) // Религиозно-идеалистическая фило

19. Бенедиктов Н.А., Пушкин С.Н., Шапошников JI.E., Шаталин Е.Н. Философия истории в России. XIX век. Книга в помощь учителю по курсу философии. Н.Новгород, 1994.- 222 с.

20. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон А. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Перевод с французского. М.: «Московский клуб». С. 50-155.

21. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Томск: Изд-во «Водолей», 1996. - 160 с.

22. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: «Мысль», 1990. - 175 с.

23. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность.- М.: Знание, 1990. 62 с.

24. Благова Т.Н. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М.: Высш. шк., 1995. - 352 с. (Философские портреты).

25. Благова Т.И. Соборность как философская категория у А.С. Хомякова // Славянофильство и современность. Сборник статей. СПб.: «Наука», 1994. - 261 с. - С. 177-191.

26. Бойков В.Ф. П.Я. Чаадаев // Чаадаев П.Я.: PRO ЕТ CONTRA. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - С. 657-668.

27. Бойков В.Ф. Соловьиная песнь русской философии // Вл. Соловьев: PRO ЕТ CONTRA. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - С. 7-40.

28. Бурлова Т.А. Социальная неодновременность: проблемы темпорального сознания в обществе и истории: Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Екатеринбург, 1997. - 26 с.

29. Вальденберг В.Е. Чаадаев и славянофилы // Чаадаев П.Я. PRO ЕТ CONTRA. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.- С. 375-381.

30. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

31. Власова В.Б. Актуализация понятия времени // Философские науки. 1997. №2. - С. 37-45.

32. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова.- М.: Прогресс, 1988. 704 с.

33. Гайдадым Э.Л. Феникс или забытая статуя Галатеи? Философия истории русского неортодоксального теизма XIX -начала XX вв. Донецк: Облполиграфиздат, 1990. 250 с.

34. Гайденко П.П. Проблема времени в философии М. Хайдеггера // Философия марксизма и экзистенциализм.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 240 с. - С.98-113

35. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - 527 с. - С. 5-25.

36. Гачев Г. Русская драма. Портреты русских мыслителей.- М.: Изд-во «Новости», 1991. 272 с.

37. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000.- 495 с. (Серия «Памятники философской мысли»).

38. Гершензон М.О. П.Я. Чаадаев. Жизнь и мышление // Чаадаев П.Я. PRO ЕТ CONTRA. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. -С.246-286.

39. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992. №1. - С. 52-60.

40. Гуревич А.Я. «Что есть время? // Вопросы литературы. 1968. №11. - С. 151-175.

41. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. - 350 с.

42. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии (1913). М.: Лабиринт.- 110 с.

43. Данилевский Н.Я. Владимир Соловьев о православии и католицизме // Данилевский Н.Я. Горе победителям / Вступ. статья, примеч., приложение А.В. Ефремова. М.: «АЛИР», ГУП «Облиздат», 1998. - 416 с. - С. 336-383.

44. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.- 574 с. (Историко-литературный архив).

45. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 496 с. - С. 108-135.

46. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. - №4. - С. 135-152.

47. Дроздова А.В. Экзистенциальное время как взаимосвязь вечности и повседневности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. -Екатеринбург, 1996. 17 с.

48. Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVIII-XX вв.). Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. - 226 с.

49. Емельянов Б.В., Исаева М.В. Славянофилы: поиски идентичности (Фонд творческой педагогики). Екатеринбург, 1999. - 195 с.

50. Емельянов Б.В., Томилов В.Г. Русские мыслители. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. - 200 с.

51. Ермичев А., Златопольская А. П.Я. Чаадаев PRO ЕТ CONTRA. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - С. 7-40.

52. Ефремов А.В. Стезя Николая Данилевского // Данилевский Н.Я. Горе победителям. М.: «АЛИР», ГУП «ОБЛИЗ-ДАТ», 1998. - С. 5-17.

53. Желтикова И.В. Специфика историософии в русской религиозной философии (конец XIX начало XX вв.): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 1999. - 21 с.

54. Заклинский П.А. Историческое время и историческая память: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1999. - 18 с.

55. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Изд-во Магистр, 1996. - 352 с.

56. Замалеев А.Ф. Лепты: Исследования по русской философии. Сборник. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996.- 320 с.

57. Замалеев А.Ф. Три лика России // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб.: «Наука», 1991.- 364 с. С. 98-113

58. Зборовский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск: Сверд. юрид. ин-т, 1974. - 223 с.

59. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 1.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 544 с.

60. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 2.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 544 с.

61. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Канон, 1997. - 560 с. - (История христианской мысли в памятниках).

62. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997. - 368 с. - (Мыслители XX века).

63. Зимин А.И. Европоцентризм и русское культурно-историческое самосознание: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2000. - 38 с.

64. Иванов А.В. Уровни русского самосознания // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12: Социально-политические исследования. 1993. - №6. - С. 56-63.

65. Иванов А.В. Философско-богословская идея Софии: Современный контекст истолкования // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 1996. - №2. - С. 3-18.

66. Иванов-Разумник. Западники и славянофилы // Чаадаев П.Я.: PRO ЕТ CONTRA. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ. - С. 385-400.

67. Исаев А.А. Экзистенциальные измерения исторического бытия в отечественной историософской традиции XIX нач. XX века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 1996. - 22 с.

68. Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. 1982. - №10. - С. 117-124.

69. Калиниченко В.В., Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея // Вопросы философии. 1988. - №4. - С. 128-135.

70. Каменский 3.А. Парадоксы Чаадаева // Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избр. письма. М.: «Наука», 1991. - Т. 1. - С. 9-85.

71. Каменский З.А. Урок Чаадаева (П.Я. Чаадаев в 40-50-х годах XIX в.) // Вопросы философии. 1986. - №1. - С. 111-139.

72. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. -Соч.: В 6-ти томах. М.: Мысль, 1966. - Т. 6. - С. 335-588.

73. Керимов В.И. Философия истории А.С. Хомякова (По страницам одной полузабытой работы) // Вопросы философии.- 1988. №3. - С. 88-102.

74. Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: «Искусство», 1998. - С. 152-163.

75. Киреевский И.В. Девятнадцатый век // Русская философия 1 пол. XIX в. Хрестоматия. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. - С. 208-228.

76. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: «Искусство», 1998. - С. 314-355.

77. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России (Письмо к гр. Е.Е. Комаровскому) // Киреевский И.В. Критика и эстетика.- М.: «Искусство», 1998. 463 с. - С. 266-314.

78. Князев В.М. Метафизика духа в русской религиозной философии конца XIX начала XX века: Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. - Екатеринбург, 2000. - 262 с.

79. Коган JI.H. Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1994. - 208 с.

80. Конева JI.А., Конева А.В. Антропологические идеи в русской религиозной философии. Самара: Изд. «Самарский университет», 1995. - 122 с.

81. Копалов В.И. Метафизические основания философии истории Вл. Соловьева и проблемы наступающего века (к 100-летию со дня смерти): Материалы Всероссийской научнойконференции: В 2 ч. Омск: Омск. гос. ун-т, 2000. - Ч. 1.- 224 с. С. 119-128.

82. Корольков А. Русская духовная философия. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - 576 с.

83. Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова // Хомяков А.С. Сочинения. В 2 т. М.: Медиум, 1994. - Т. 1. - 590 с. - С. 3-14.

84. Крапивенский С.Э. Осевое время как социально-философская проблема // Философия и общество. 1998.- №4. С. 134-149.

85. Кузнецов А.Ю. Философия соборности как обоснование концепций российской идентичности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Екатеринбург, 1999. - 24 с.

86. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 192 с.

87. Кузнецов Д.П. Проблема социально-антропологического финализма в русской религиозной философии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2000. - 22 с.

88. Кузнецов П.В. Метафизический нарцисс и русское молчание: П.Я. Чаадаев и судьба философии в России // Чаадаев П.Я. PRO ЕТ CONTRA. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.- С. 729-752.

89. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996. - 496 с. - (История философии в памятниках).

90. Левич А.П. Научное понимание времени // Вопросы философии. 1993. - №4. - С. 115-124.

91. Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». Киев: Наукова думка, 1978.- 135 с.

92. Лой А.Н., Шинкарук В.И. Время как категория социально-исторического бытия // Вопросы философии. 1979. - №12.- С. 73-86

93. Лолаев Т.П. О некоторых методологических принципах исследования исторического времени // Философия и общество. 1998. - №6. - С. 144-160.

94. Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб.: Алетейя, 2000. - 256 с.

95. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс,1990. 720 с.

96. Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - С. 3-32.

97. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 525 с. - (Мыслители XX века).

98. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк.,1991. 559 с.

99. Малинин В.А. Отечественная философия истории в контексте русской идеи // Вест. Москов. ун-та. Серия 7. Философия. - 1994. - №4. С. 3-8.

100. Мандельштам О.Э. Петр Чаадаев // Чаадаев П.Я.: PRO ЕТ CONTRA. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.- С. 401-406.

101. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. 1994. - №4. - С. 74-86.

102. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии. В: Е.М. Мелетинский (ред.). Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 634-640.

103. Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли // Чаадаев П.Я.: PRO ЕТ CONTRA. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - С. 216-234.

104. Милюков П.Н. Разложение славянофильства // Знание сила. - 1992. - №2. - С. 56-62.

105. Молчанов В.Н. Феноменология учения о времени // Вопросы философии. 1982. - №12. - С. 138-144.

106. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке.- М.: «Наука», 1990. 132 с.

107. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М.: :Наука, 1977. - 192 с.

108. Мостепаненко A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. JL: Наука; Ленингр. отд-ние, 1969. - 229 с.

109. Муравьев В.Н. Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - 320 с.

110. Нагорная Л.К. Богочеловечество в русской религиозной философии (сер. XIX нач. XX вв.): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук.- М., 1995. 49 с.

111. Некрасова Е.В. Время как предмет психологического исследования. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - 128 с.

112. Ненашев М.И. Проблема свободы в русской философии XIX в. (П.Я. Чаадаев, B.C. Соловьев, Ф.М. Достоевский): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2000. - 40 с.

113. Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 344 с.

114. Нестик Т.А. Историко-культурные предпосылки оправдания времени в христианской патристике II—IV веков: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2001. - 28 с.

115. Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ веков.- СПб.: Изд-во «Лань», 1998. 320 с.

116. Новиков Н.А. Концептуальные особенности темпоральной референции в конструировании исторического процесса: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Таганрог, 2000. - 21 с.

117. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории.- М.: Магистр, 1997. 328 с.

118. Носков А.В. Онтология времени и онтология пространства как основания различения фундаментальных ориентаций в философии: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Томск, 1996. - 182 с.

119. Олейник М.М. Метафора истории в русской философии всеединства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Екатеринбург, 1998.- 24 с.

120. Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. Минск: «Наука и техника», 1989. - 220 с.

121. Павленко А.Н. «Темпоральная монадология» и времявос-приятие Н.Я. Данилевского // Философия и культура в России: методологические проблемы. М.: ИФРАН, 1992.- С. 64-76.

122. Павленко А.Н. Прошлое и настоящее теории Данилевского // Россия и Европа: опыт соборного анализа. В 2 ч. М.: «Наследие», 1992. - С. 436-460.

123. Пак Г.С. Многомерное время истории как человеческой деятельности. Монография. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1998. 182 с.

124. Пак Г.С. Многомерное время истории как человеческой деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Екатеринбург, 2000. - 44 с.

125. Плещеев A.M. Проблема исторического развития: концепция Н.Я. Данилевского в контексте философской культурно-исторической традиции: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Екатеринбург, 1996. - 22 с.

126. Померанцев А.Г. Историческое переживание как способ осмысления времени: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб., 1997. - 16 с.

127. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

128. Приленский В.И. Проблема времени и субъекта в мировосприятии Ф.М. Достоевского (Атемпоральные и интерсубъективные моменты) // Актуальные проблемы истории русской философии XIX в. М., 1987. - С. 81-105.

129. Приленский В.И. Эпизод из философской полемики конца XIX в. в России (Б.Н. Чичерин contra B.C. Соловьев) // Религиозно-идеалистическая философия в России XIX начала XX вв. - М., 1989. - С. 33-55.

130. Птицын А.Н. Концепция «славянской цивилизации» Н.Я. Данилевского: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ставрополь, 1999. - 22 с.

131. Пушкин С.Н. Очерки русской историософии. СПб.-Санкт-Петербургский госуниверситет, 1996. - 92 с.

132. Пыпин А.Н. Проявления скептицизма. Чаадаев // Чаадаев П.Я.: PRO ЕТ CONTRA. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - С. 166-183.

133. Рашковский Е. Владимир Соловьев: метафизика человеческого достоинства // Страницы. 1996. №1. - С. 53-62.

134. Рудаков Л.И. Проблема времени в философии П.Я.Чаадаева // Философские аспекты проблемы времени. Межвузовский сборник научных трудов. Л.: Ленуприздат, 1980.- С. 130-152.

135. Русакова О.Ф. Философия и методология истории в XX веке: школы, проблемы, идеи. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2000. - 354 с.

136. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М.: «Языки русской культуры», 1997.- 800 с.

137. Самарин Ю.Ф. Два слова о народности в науке // Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М.: РОССПЭН, 1996.- 608 с. С. 483-493.

138. Самарин Ю.Ф. О мнениях «Современника», исторических и литературных // Самарин Ю.Ф. Избранные произведения.- М.: РОССПЭН, 1996. 608 с. - С. 411-482.

139. Самарин Ю.Ф. Письмо члену камеры депутатов г. Могену. Сентябрь 1840 г. // Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М.: Терра, 1997. - С. 151-156.

140. Самарин Ю.Ф. По поводу мнения «Русского Вестника» о занятиях философиею, о народных началах и об отношении их к цивилизации // Самарин Ю.Ф. Избранные произведения.- М: РОССПЭН, 1996. С. 529-549.

141. Самарин Ю.Ф. Чему должны мы научиться? // Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М.: Терра, 1997.- С. 74-88.

142. Сапронов П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб.: «Церковь и культура», 2000.- 396 с.

143. Сербиненко В.В. Вл.С. Соловьев. М.: Изд-во «НИМП», 2000. - 240 с.

144. Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век).- М.: Изд-во РОУ, 1996. 112 с.

145. Серебренников Н.В. Датировка «И.и.и.» Хомякова и опыт раскрытия аббревиатуры // Хомяковский сборник. Т. 1.- Томск: Изд-во «Водолей», 1998. С. 274-282.

146. Симуш Л.П. Развитие темпорального многообразия в изменяющемся обществе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1997. - 20 с.

147. Соловьев B.C. Данилевский. Статья из энциклопедического словаря // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990.- Т. 2. 822 с. - С. 406-414.

148. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона // Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. Т. 2. - М.: Мысль, 1988. - С. 582-625.

149. Соловьев B.C. История и будущность теократии (Исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни) // Соловьев B.C. Собр. соч. 2-е изд. Т. 4 (1883-1887). СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение». - 658 с.- С.241-639.

150. Соловьев B.C. Немецкий подлинник и русский список // Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. Т. 1. - М.: Правда, 1989.- С. 561-591.

151. Соловьев B.C. О духовной власти в России // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М.: Правда, 1989. - Т. 1. - С. 43-58.

152. Соловьев B.C. О подделках // Соловьев B.C. Соч. в 2-х т.- Т. 2. М.: Правда, 1989. - С. 305-316.

153. Соловьев B.C. Об упадке средневекового миросозерцания // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990. - С. 339-350.

154. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1988. - Т. 1.- 892 с. С. 47-580.

155. Соловьев B.C. Россия и Вселенская Церковь // Соловьев B.C. Россия и Вселенская церковь. Мн.: Харвест, 1999.- 1600 с. С. 233-524.

156. Соловьев B.C. Россия и Европа // Соловьев B.C. Соч. в 2 т.- М.: Правда, 1989. Т. 1. - 688 с. - С. 333-396.

157. Соловьев B.C. Русская идея // Соловьев B.C. Россия и Вселенская церковь. Мн.: Харвест, 1999. - 1600 с. - С. 161-207.

158. Соловьев B.C. Тайна прогресса // Соловьев B.C. Соч. в 2 т.- М.: Мысль, 1990. Т. 2. - С. 556-557.

159. Соловьев B.C. Три разговора // Соловьев B.C. Избранное. -М.: Сов. Россия, 1990. С. 231-423.

160. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990. - Т. 2. - С. 289-329.

161. Соловьев B.C. Три силы // Соловьев B.C. Избранное. М.: Сов. Россия, 1990. - С. 41-60.

162. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об антихристе. СПб.: Худож. лит., 1994. 528 с.

163. Сучкова Г.Г. Время как проблема гносеологии. Изд-во Ростов. ун-та, 1988. С. 274-282.

164. Тарасов Б.Н. Чаадаев. М.: Молодая гвардия, 1986. - 448 с.

165. Тарасов Б.Н. Этические взгляды П.Я. Чаадаева (Из цикла «История этических учений»). М.: Знание, 1989. - 64 с.

166. Трофимов С.Н. Взаимодействие философской и религиозной традиций понимания истории в русской духовной жизни: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тюмень, 1998. - 17 с.

167. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия / Отв. ред. В.А. Лекторский. М.: Наука, 1987. - 255 с.

168. Трубников Н.Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни: через смерть и время к вечности // Философия науки. 1990. - №2. - С. 104-115.

169. Уткина Н.Ф. Вл. Соловьев: Россия на пути создания богоче-ловечества // Русская философская мысль в 80-х годах XIX в. о будущем России. М., 1990. С. 74-90.

170. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа: Изд-ние Башкир, ун-та, 1992. - 222 с.

171. Финогентов В.Н. Понятие одновременности в свете развивающейся научной картины мира // Научная картина мира: основания, формирование, развитие. Межв. науч. сб. Башк. ун-т. Уфа, 1987. - С. 37-57.

172. Финогентов В.Н. Темпоральность бытия (философский анализ): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Екатеринбург, 1992. - 35 с.

173. Флоровский Г. Пути русского богословия. Paris: УМСА-PRESS, 1983. - 600 с.

174. Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VTII веков. М.: МП «Паломник», 1992. - Репринтное издание. - 260 с.

175. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. - №3. - С. 134-148.

176. Хабермас Ю. Модерное сознание времени и его потребность в самоудостоверении // Философские науки. 1997. - №2.- С.46-54.

177. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина.- М.: AD MARGINEM, 1997. XI. - 451 с.

178. Хайдеггер М. Время и бытие // Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. Перевод. М.: Высшая школа, 1991. - 190 с. - С. 80-101.

179. Хасанов И.А. Философско-методологические основы измерения времени: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2000. - 30 с.

180. Хачатурян В.М. Н.Я. Данилевский и В. Соловьев о всемирно-историческом процессе и локальной цивилизации // Цивилизации. Выпуск 2. - М.: Наука, 1993. - 237 с.- С. 166-172.

181. Хомяков А.С. «Семирамида». Исследование истины исторических идей // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. - М.: «Медиум», 1994. - 590 с. - С. 15-446.

182. Хомяков А.С. Замечания на статью г. Соловьева «Шлецер и антиисторическое направление // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. - М.: «Медиум», 1994. - 590 с. - С. 519-533.

183. Хомяков А.С. Несколько слов о философическом письме (Напечатанном в 15 книжке «Телескопа») // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. - М.: «Медиум», 1994. - 590 с.- С. 449-455.

184. Хомяков А.С. О старом и новом // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. - М.: «Медиум», 1994. - 590 с. С. 457-470.

185. Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского // Полн. собр. соч. Изд 4-е. - М., 1911. - Т. 1.

186. Хорос В.Г. Из неопубликованного наследия П.Я. Чаадаева// Вопросы философии. 1983. - №12. - С. 123-135.

187. Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 269 с.

188. Цимбаев Н.И. Ю.Ф. Самарин // Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М.: РОССПЭН, 1996. - С. 3-14.

189. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1987. - 365 с. - С. 134-146.

190. Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989. 621 с. - С. 38-146

191. Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1987. - 365 с. - С. 33-132.

192. Чаадаев П.Я. Цена веков. М.: Молодая гвардия, 1991.- 253 с.

193. Шаповалов В.Ф. Философско-исторические воззрения

194. B.C. Соловьева // Философия и общество. 1997. №4.1. C. 93-112.

195. Шапошников JI.E. Русская религиозная философия XIX-XX веков. Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1992.- 222 с.

196. Шапошников JI.E. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.- 200 с.

197. Шаховской Д.И. Письма и заметки // Чаадаев П.Я. PRO ЕТ CONTRA. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.- С. 517-553.

198. Шпагин С.А. Ранние славянофилы: у истоков «русской идеи»: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Томск, 1997. - 17 с.

199. Экономцев И. Исихазм и Возрождение (Исихазм и проблема творчества) // Православие. Византия. Россия. Сборник статей. М.: «Христианская литература», 1992. - С. 167-196.

200. Яковлев В.П. Социальное время. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1980. - 158 с.

201. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры: Философские очерки. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. - 152 с.

202. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - 527 с. - С.28-286.

203. Brabant F. Time and Eternity in Christian Thought. L.: Longman, Green & Co., 1937.

204. Brandon S.G.F. Time and Mankind: A Historical and Philosophical Study of Mankind's Attitude to the Phenomena of Change. L., etc.: Hutchinson & Co., 1951.

205. Copleston Frederick C. Russian religions philosophy: Sel aspects. Search press. Notre Dame, 1988. - XII. - 158 p.

206. Cullman O. Christ and Time. Philadelphia: The Westminster Press, 1964.

207. Filipcova В., Filipec J. Society and Concepts of Time // International Social Science Journal, 1986, no. 107, p. 19-32.

208. Greg Gaut. Can a Christian Be a Nationalist? Vladimir So-lov'ev's Critique of Nationalism // Slavic Review. 1998. -№1. - Vol. 57. - P. 77-94.

209. Mc. Nally R.T. Chaadayev and his friends. An Intellectual history of Peter Chaadayev and his russian Contemporaries. The diplomatic press Tallahassee, Florida, 1971. 315 p.

210. Nowotny H. Time Structuring and Time Measurement: On the Interrelation Between Timekeepers and Social Time. In: J.T. Fraser, N. Lawrence (eds.). The Study of Time. Vol. II. N.I., etc.: Springer-Verlag, 1975, p. 325-342.

211. Pomian K. The Seculan Evolution of the Concept of Cycles // Review. Spring, 1979. - V. 2. - No. 4. - P. 563-646.

212. Shackle G.L.S. Decision, Order and Time in Human Affairs. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1961.g УМ!'-*