автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Проблема взаимосвязи выразительности и технологии в прикладном искусстве
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Докучаева, Елена Евгеньевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ ДРЕВНЕГО МИРА.
1.1. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО.
1.1.1 .Художественный металл Кавказа и Закавказья.
1.1.2.Художественный металл Восточной Европы и Сибири.
1.1.3. Художественный металл Центральной и Западной Европы.
1.2.ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
1.2.1. Передняя Азия.
1.2.2. Древний Египет.
1.2.4. Доколумбовая Америка.
1.3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ АНТИЧНОСТИ.
1.3.1. Эгейский мир.
1.3.2. Древняя Греция.
1.3.3. Этрурия.
1.3.4. Древний Рим.
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ СРЕДНИХ ВЕКОВ.
2.1.ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ В ИСКУССТВЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.
2.1.1 Дороманский художественный металл
2.1.2. Романский художественный металл.
2.2.3. Художественный металл готики. 107 2.2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ ВИЗАНТИИ 112 2.3.ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ ДРЕВНЕЙ РУСИ.
2.3.1. Древние славяне.
2.3.2. Киевская Русь и отдельные художественные школы периода феодальной раздробленности.
2.3.3. Русский художественный металл 14-15 вв.
2.3.4. Русский художественный металл 16 века.
2.3.5. Русский художественный металл 17 века. 142 2.4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ ИРАНА ЭПОХИ
САСАНИДОВ.
2.5.ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ МУСУЛЬМАНСКОЕО ИСКУССТВА
2.6 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ ИНДИИ.
2.6. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ КИТАЯ.
2.7. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ ЯПОНИИ.
ГЛАВА 3.ВЛИЯНИЕ СПОСОБОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛА НА ЕГО ФОРМООБРАЗОВАНИЕ И ДЕКОРИРОВАНИЕ
3.1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОВКА ВЫКОЛОТКА ЧЕКАНКА 201 ТИСНЕНИЕ.
3.2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ.
3.3. ГРАВИРОВКА ЧЕРНЬ НАСЕЧКА НАВОДКА
3.4. ФИЛИГРАНЬ И ЗЕРНЬ. 238 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 245 БИБЛИОГРАФИЯ
Введение диссертации2000 год, автореферат по искусствоведению, Докучаева, Елена Евгеньевна
Как известно, на предметы материальной культуры накладывает отпечаток экономическая и социально-идеологическая обстановка своего времени, представления человека о мире и о его месте в нем. Так складываются определенные идейные устремления эпохи, уровень её духовной и материальной жизни, эстетические ценности. Все эти факторы определяют функциональное назначение изделий, их типы, формы, характер декоративного убранства. В конце этой цепочки причинно-следственных связей находится материал, в котором все умозрительные идеи воплощаются в конкретные произведения искусства. Поэтому не возможно говорить об их формообразовании и декорировании без понимания художественной природы материала и способов его обработки.
Осваивая различные материалы, человек оценивал их физические и декоративные свойства, по-разному воздействуя на них. Металл в этом отношении исключительно благодатный материал. Он предоставляет для художественного творчества огромные возможности. Его можно ковать, лить, резать, вытягивать проволоку, покрывать эмалью, чернью, инкрустировать различными материалами, сочетать с драгоценными камнями, стеклом, фаянсом. Пожалуй, ни один другой материал не дает такого полного представления о своей эпохи, как металл, поскольку необычайно многообразная сфера его применения определяется поистине безграничными конструктивными и художественными возможностями. Как написал в сое время М. В. Ломоносов в «Трактате о пользе химии»: «.ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может».
Искусство художественной обработки металла насчитывает более пяти тысяч лет своего развития. За это время, в разные исторические эпохи, разными народами были созданы замечательные произведения искусства их меди, бронзы, железа, золота и серебра. Освоены различные технические приемы его обработки и декорирования. Все металлы делятся на цветные, черные и драгоценные. К цветным относится довольно большая группа металлов, однако, для художественных работ в древнейших времен использовали медь и её сплавы (добавляя олово - получали бронзу, а если цинк - то латунь). Медные сплавы хорошо льются , диффуются, чеканятся, гравируются, штампуются, «держат эмали». Во времена Древнего мира и Средних веков из меди и бронзы отливали произведения мелкой пластики, монументальную скульптуру, решетки, элементы архитектуры, зеркала, детали конской упряжи, светильники, ювелирные украшения, монеты. Медными листами обивали каменную и деревянную скульптуру, мебель, архитектуру, реликварии.
К черным металла относится железо и его сплавы с углеродом - сталь и чугун. Для художественной обработки железа применяется горячая ковка с использованием кузнечной сварки. Таким способом выковывали мечи, кинжалы, ножи, оконные решетки, ограды, оковки для мебели и деревянных створ ворот, осветительные приборы. Из листовой стали диффовкой (выколоткой) выполняли рыцарские доспехи, шлемы, щиты. Для декорирования железа и стали применяют насечку (таушировку), гравировку, дамаскирование, золочение, просечку, воронение. Чугун, благодаря своим высоким литейным качествам, стал применяться в художественном литье в эпоху Средних веков в Китае. Из него отливали скульптуру, орнаментальные плиты для облицовки архитектуры, ритуальные сосуды.
К драгоценным металлам относят серебро, золото, платину. Золото и серебро встречаются в природе в самородном состоянии. Они прекрасно поддаются любой обработке и известны человеку с глубокой древности.
Платина также встречается в самородном состоянии с небольшими примесями, но она очень неподатлива в обработке, она не изменяется на воздухе даже при самом высоком нагреве и с трудом растворяется в кипящей «царской водке». Поэтому она не получила широкого распространения в ювелирном искусстве Древнего мира и Средних веков, хотя платиновые таблички с иероглифами были найдены в Древнем Египте, а обрабатывать платину умели инки, сплавляя частички платины золотым припоем. И все же, золото и серебро на все времена оставались главными металлами ювелирного искусства. Существует сплав золота и серебра, (от 1 до 40%), называемый электрумом, из него выполнены многие древние украшения. Эти драгоценные металлы прекрасно льются, куются, чеканятся, гравируются. Из них можно вытягивать тончайшую проволоку для филигранных работ и выплавлять мельчайшую зернь. Высокая пластичность этих металлов способствовала тому, что во все времена из них делали драгоценную посуду, которую часто украшали чеканкой. Драгоценные металлы великолепно гармонируют с драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, перламутром, эмалями, чернью, фаянсом, стеклом, с ценными породами дерева, слоновой костью.
У многих народов золото ассоциировалось с солнечным божеством, а серебро - с лунным, поэтому из них в древности делали культовые и ритуальные вещи, статуи богов, а также знаки власти и украшения правителей, которые считались наместниками богов на земле. Со временем драгоценные металлы стали мерилом стоимости и богатства. Во все времена из золота и серебра делали ювелирные украшения.
Таким образом, богатые технические, конструктивные, фактурные, пластические и колористические возможности металла сделали его незаменимым материалом для архитектуры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Развитие человеческой мысли всегда проходи два необходимых этапа: вначале исследуются различные явления и отдельные предметы, накапливается исчерпывающая информация о них, затем осмысливаются связи между ними и разрозненные явления складываются в единую систему. Аналогичный процес наблюдается в изучении искусства художественного металла. За многие годы была создана обширная литература, в которой отражались отдельные исторические периоды развития этого вида декоративного искусства. В других работах больше внимания уделялось технологическим приемам и процессам обработки метала, в третьих, рассматривались отдельные виды изделий - оружие, ювелирные украшения, посуда и т. д. отдельных стран и народов.
Технологическим вопросам и истории технологий большое внимание уделяли такие авторы как М. Мишуков, А. Флеров, А. Лукас, Э. Бреполь, А. Петриченко, В. Трейстер. Обобщающие труды по отдельным видам художественного металла различных исторических эпох принадлежат Е. Черных, В. Даркевичу, А. Банк, Н. Кондакову, Д. Уильямсу и Д. Огену, Ф. Антону, Г. Мёллеру. Каталоги музеев, выставок, частных коллекций, также посвящены различным разделам художественного металла. Большой вклад в изучение русского художественного металла внесли Б. Рыбаков, Г. Бочаров, В. Василенко, М. Постникова-Лосева, Т. Макарова и др. Единственная работа по истории художественного металла Древнего мира принадлежит К. Соловьеву. В ней впервые был обобщен весь материал по этому периоду, выявлены основные памятники и характерные для этого времени приемы обработки металла.
В «Истории декоративно-прикладного искусства» А. Морана искусство художественного металла представлено очень кратко, наряду с другими видами декоративного искусства.
Однако нет исследования, в котором был бы собран, осмыслен, обобщен и систематизирован весь материал по искусству художественного металла Древнего мира и Средних веков, включая черные, цветные и драгоценные металлы. Актуальность нашего исследования заключается в том, что к настоящему времени возникла необходимость весь обширный материал по истории художественного металла древности и средневековья обобщить, систематизировать и представить в качестве неотъемлемой части единого культурно-исторического процесса.
В соответствии с этим определяется цель диссертационного исследования: развернуть целостную картину исторического развития художественного металла Древнего мира и Средних веков, рассматривая его как органичную часть единого эволюционного процесса декоративного искусства. Основываясь на представленном историческом материале, проследить, как стиль эпохи, функционирование вещи в определенной предметно-пространственной среде определяет выбор металла и способы его обработки и как, в свою очередь, художественная природа металла и технические приемы влияют на формообразование и декорирование произведений искусства.
Поставленная цель, выдвинула следующие задачи: 1. Обобщить имеющийся материал, расположить его в исторической последовательности, основываясь на принятой в искусствоведении периодизации.
2.Рассмотреть искусство художественного металла в контексте каждой исторической эпохи в связи с её мировоззрением, эволюцией художественных идей, особенностями стилевого развития.
3.Систематизировать фактический материал в единых хронологических рамках каждой темы таким образом, чтобы получилась целостная картина развития художественной обработки металла в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, включая черные, цветные и драгоценные металлы.
4.Выявить характерные стилевые черты, особенности технических приемов обработки наиболее интересных памятников и на их примере рассмотреть проблемы взаимодействия функции, формы и декора в художественном металле.
5.Установить преемственность художественных и технико-технологических традиций в художественном металле отдельных народов, регионов, исторических периодов. Показать их связь и взаимовлияние друг на друга.
6.Рассмотреть отдельные приемы художественной обработки металла, определить характерные для них средства художественной выразительности и выявить закономерности в формообразовании и декорировании произведений искусства.
Границы исследования. Хронологические и географические рамки диссертации довольно обширны, они охватывают время с начала включения металла в сферу художественного творчества ( Ш тыс. до н. э .), до эпохи Средневековья. География художественного металла включает практически всю территорию от Латинской Америки до Японии. Такой широкий временной и географический диапазон оправдан тем, что позволил проследить зарождение и динамику развития основных приемов художественной обработки металла, выявить стилистические, типологические и технологические связи и закономерности его развития.
Обширный и разнообразный материал, широкие границы исследования обусловили специфику использованной методики исследования. В основу работы положен комплексный подход, основывающийся на историко-искусствоведческом, стилистическом и технико-технологическом анализе произведений художественного металла. Использованы приемы структурно-функционального и сравнительного анализа отдельных памятников и метод системного анализа для установления межвидовых связей.
Научная новизна. Впервые весь огромный материал по истории художественной обработки металла, включая архитектурный металл, металлическую скульптуру, оружие и доспехи, бытовую и культовую утварь, посуду, ювелирные украшения, собран вместе, приведен в единую систему и рассматривается в историко-искусствоведческом и технико-технологическом аспекте. Основное внимание уделяется вопросам отражения в художественном металле характерных стилевых черт каждой эпохи, особенностям технических приемов и технологических операций в изготовлении и декорировании изделий. Впервые выявлены и проанализированы средства художественной выразительности основных технических приемов, определены закономерности их влияния на характер пластических и декоративных решений произведений искусства из металла.
Практическая ценность работы. Историческая часть диссертации является готовым материалом для учебника по истории художественного металла Древнего мира и Средних веков для студентов и аспирантов художественно-промышленных вузов. Теоретическая часть диссертации, посвященная вопросам художественной природы металлов, способов его
11 обработки и их влияние на формообразование и декорирование, может быть интересна художникам-практикам в их творческой деятельности. Данное исследование является основой для дальнейшего изучения искусства художественного металла Нового и Новейшего времени.
Апробация работы. Диссертация явилась итогом пятнадцатилетней педагогической деятельности автора, все эти годы читавшего курс по истории художественного металла в МГХПУ им. С. Г. Строганова. Поэтому отбор памятников, их группировка и анализ строился с учетом практического восприятия студентами изложенного материала. Вопросы технико-технического характера и особенности их влияния на творческий процесс обсуждались с художниками, работающими в различных областях художественного металла.
Металл - благодатный материал. Он многое дает художнику, но и много требует от него. Только любящим, трудолюбивым, упорным, понимающим и уважающим его, он откроет все свои тайны и секреты.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема взаимосвязи выразительности и технологии в прикладном искусстве"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Однажды познав технические и декоративные возможности металла, человек уже не представляет своей жизни без этого материала. Решетки-ограждения, ворота, фонари, фонтаны, дверные молотки, выполненные в одном стиле завершали создание единого архитектурного ансамбля. Художественный металл участвует в формировании предметно-пространственной среды каждой исторической эпохи. Разнообразные светильники - люстры, пристенники, подсвечники; мебель, иногда целиком выполненная из металла, или её детали; скульптура, посуда, фимиатерии -все несло на себе черты художественного стиля своей эпохи.
В мелкой пластике металлы, с самого начала их освоения, были незаменимым материалом. В Древнем мире и Средних веках металлическая скульптура чаще всего была вотивной или являлась составной частью функциональных изделий - зеркал, посуды, курильниц. Часто сами скульптурные формы брали на себя утилитаные функции, становясь сосудами, фимиатериями, реликвариями, подсвечниками, рукомоями и т.п.
Со времени Древней Греции металл становится полноправным материалом монументальной скульптуры, позволяя художнику реализовывать свои самые смелые пластические и композиционные замыслы.
В изготовление культовой утвари всех времен и народов приоритет металлов неоспорим (возможно только в Древнем Китае это первенство вместе с металлами разделяет камень нефрит). В представлении многих народов золото связывалось с солнечным божеством, а серебро - с лунным, являясь их материализованной сущностью. Культовые статуэтки, обрядовые сосуды, вместилища для хранения священных реликвий и другая ритуальная утварь выполнялась из бронзы и драгоценных металлов.
С началом выделения военной аристократии из родо-племенной среды, украшения одежды, оружия, боевого коня и доспехов, выполненные из металла, играли роль своеобразного символа, определяющего место человека в социальной структуре общества. Со временем, знаки власти правителя, придворный церемониал уже невозможно представить без сияющего великолепия драгоценностей.
Конечно, у всех народов ювелирные украшения являлись главной сферой приложения художественной выдумки, творческой фантазии и технической изощренности мастеров. Желание человека украшать и защищать себя от всевозможных дурных влияний, слилось воедино в древнейших амулетах-оберегах. Традиционные украшения многих народов сохраняют в своих формах и декоре древнюю благожелательную или охранительную символику. Со временем их магическая функция отходит на второй план, уступая место декоративной. Украшения, тесно связанные с костюмом своего времени, в своих формах и декоре чутко отражают веяния своего времени.
Все многообразие художественного металла и широкая сфера его применения, по сути, объединяются одним словом «металл» - материалом из которого они сделаны. Поэтому природа металла, его физические и декоративные возможности во многом влияют на художественное формообразование и декорирование выполненных из него произведений.
Металл, по своей сути многолик и неоднозначен. Он может быть текучим, плавким, охотно заполняя все пустоты подготовленной для него формы, а может быть упругим и звонким, сохраняя в себе воспоминание о точных ударах молота и чистых перезвонах наковальни. На протяжение многих столетий человек постигал «душу» металла, определяя для себя наиболее доступные и выразительные способы его обработки.
Рассмотрев и проанализировав художественную природу металла, возникновение и развитие различных приемов его художественной обработки и их влияние на формообразование и декорирование произведений искусства в Древнем мире и Средних веках, представляется возможным сделать следующие выводы:
1 .Говорить о включении металла в сферу художественного творчества можно, начиная с Ш тыс. до н. э. В это время формируются основные приёмы художественной обработки металла: холодная ковка, выколотка, чеканка, гравировка, насечка, филигрань и зернь.
2.Такие ручные приёмы обработки металла как ковка, выколотка, чеканка и штамповка основываются на одинаковом способе воздействия на металл -через удар, а также на свойстве металла вытягиваться и сжиматься под его воздействием. Металлический лист является для них исходной заготовкой, плоскость которого определяет пластическое и композиционное решение будущего произведения.
3.В технике выколотки металл следует за деревянной или каменной моделью, повторяя её объемы. Прокованная поверхность и в своей структуре, и визуально, и пластически всегда хранит воспоминание об ударах молотка, сохраняя ощущение натянутой упругой оболочки. На свойстве ковки -хорошо держать форму, освобождая внутреннее пространство, основано изготовление металлических сосудов, которые часто украшаются чеканным декором.
4.Широкий диапазон художественной выразительности чеканки строится на богатстве её пластических, фактурных и линейных возможностей, создающих «живописные» эффекты и тонкую свето-теневую моделировку. Такое соединение пластического и живописного начала способствовало тому, что интерес к этой технике возрастал в те эпохи, когда искусство обращалось к окружающему миру, желая передать его многообразие, динамику и красоту.
5.Техника тиснения нашла широкое применение в ювелирных украшениях в качестве основы для филиграни, зерни, черни, эмали, а также рельефного и миниатюрного скульптурного декора, благодаря своей экономичности, возможности тиражирования и лёгкости готовых изделий. Штампованный рельеф часто использовали как обрамление или фон в украшении деревянных изделий. Декоративный эффект тисненого рельефа строится на легких, сглаженных контурах ритмично повторяющегося орнамента.
6.В технике горячей ковки, спресованный стихией огня технологический процесс,а также твердость и упругость самого материала, предопределили напряженную и динамичную работу линии кованого металла. На этом качестве основывается художественная выразительность оконных решеток,ворот, мебельных и дверных оковок.
7.Отлитая форма всегда содержит в себе воспоминание о пластичной массе расплавленного металла, поэтому художественная природа литья более всего связана с пластикой. Именно в пластике малых форм раньше всего и повсеместно осваиваются новые приёмы скульптурного формообразования. Литой металл открыл для неё широкие возможности. Он позволил передавать весомую, осязаемую пластику форм, а также создавать сложные объёмно-пространственные композиции со множеством сквозных отверстий, передавать разнообразные движения и повороты фигур.
8.Литая металлическая скульптура «не боится пространства», она свободно впускает его, не теряя при этом своей самоценности. На таком качестве в малой бронзовой пластике формируется понятие скульптурной группы.
9.Для монументальной круглой скульптуры, помимо раскованного, широкого движения и свободного взаимодействия с пространством, бронзовое литье открыло возможности её существования под открытым небом, в природном окружении. Бронза помогла скульптуре без увеличения масштаба, не потеряться в нём. Четкий контур удерживал форму, а яркие отраженные блики выявляли и обогащали пластику объёмов.
10.Пластические возможности литья часто использовались для выражения вечных, вневременных, божественных истин, идеалов гармонии, стабильности и незыблемости мирового порядка. Культовые ритуальные предметы, отлитые из бронзы и драгоценных металлов, своими весомыми формами, цельными и наполненными объёмами наглядно выражали эти идеи.
11 .Большие возможности художественной выразительности техника бронзового литья предоставила рельефу. Он мог отливаться разной высоты, причем в одном произведении иногда присутствовал барельеф и горельеф, переходя порой в круглую скульптуру. Такой широкой градации пространственного выноса не позволял рельефу ни один другой материал. Обычно рельеф отливался вместе с изделием, но существовал прием накладного рельефного литья. В этом случае, рельеф отделяется от фона, концентрируя пластическую энергию в себе. Иногда такое обособление подчеркивается и декоративными приемами: фон золотится или покрывается одноцветной эмалью.
12.Техника литья позволяла передавать тонкие декоративные детали скульптуры и рельефа: ювелирные украшения, атрибуты божеств, разработку складок одежд, пряди волос и п. д. Скрупулезная и точная детализация в бронзовой пластике удачно сочетается с обобщенными сглаженными поверхностями.
13.Такое свойство литого металла как пространственная проницаемость, способствовало созданию тонких, ажурных вещей, художественная выразительность которых строилась на красоте силуэта, четкости контурной линии и линий внутреннего прорезного рисунка, гармоничном соотношении металлического ажура и образованного им пространственного узора. Но линии сквозных литых произведений, в отличие от кованых, лишены напряженности, они остаются плавными и текучими, как сам расплавленный металл. Даже если черновая отливка проковывается она все равно не теряет той внутренней наполненности и равномерной силы давления пластической массы изнутри - наружу, которая свойственна только текучей и плотной структуре литого металла.
14.В декоративной отделке металла гравировка является единственным приемом, который человек освоил ещё не зная металла, поэтому первые известные нам гравированный изображения на металле тематически и стилистически близки резьбе по камню и кости.
15.В художественном металле Древнего мира и Средних веков искусство гравировки по металлу тесно связано с живописью, так как линия в живописи доминирует над цветом, а главным средством выразительности в гравировке является тоже линия. В некоторых случаях эта связь была непосредственной, так как художники-живописцы размечали рисунок для гравирования.
16.Техника черни генетически связана с гравировкой и существовать без неё не может. В свою очередь, использование черни, а также позолоты значительно расширило диапазон художественной выразительности гравировки, позволило контрастно выделять изображения и орнаменты, передавать объёмы и ощущение пространства, не нарушая общего декоративного строя произведения.
17.Единая природная стихия объединила различные металлы в таком приёме декорирования как насечка. Хотя он и основывается на агрессивном вторжении одного металла в другой, но для этого материала такой способ
251 воздействия является привычным, поскольку изменение его физической и художественной природы происходит в основном под воздействием удара. 18.Древнейшей и любимой техникой украшения золотых и серебряных изделий являлась филигрань. Она создавала богатые пластические и декоративные эффекты, сочетала плоскостные решения и объёмные, четкие геометрические и причудливые растительные мотивы. Филигрань прекрасно сочетается с другими материалами - эмалями, цветными камнями, стеклом, а также с другими техниками — скульптурным декором, чеканным рельефом. Богатые технические, цветовые, фактурные возможности металла, его прекрасная «уживаемость» с другими материалами, сделали металл незаменимым в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Всесторонний и комплексный подход к искусству художественного металла позволил обобщить весь имеющийся фактический материал, систематизировать его и рассмотреть в контексте каждой исторической эпохи, в связи с её мировоззрением, эволюцией художественных идей и особенностями стилевого развития, установить преемственность технических приемов отдельных регионов и их взаимовлияние. Таким образом, история художественной обработки металла предстаёт перед нами как неотъемлемая часть единого, целостного культурно-исторического процесса.
Список научной литературыДокучаева, Елена Евгеньевна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1. Авдиев В. И. Производства и художественные ремесла в Древнем Египте. М. ,1930.
2. Античная торевтика. Сб., JL. 1986.
3. Античная художественная бронза. Каталог выставки. Л., 1973.
4. Античное художествнное серебро. Каталог выставки. Л., 1985.
5. Арапова Т. Б. Китайские расписные эмали. М., 1988.
6. Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов. Л-Прага, 1966.
7. Артамонов М. И. Сокровища саков. М., 1973.
8. Асмолов К. В. История холодного оружия. Т. 1-2, М., 1993-94.
9. Банк А. В. Византийское искусство в собрании Советского Союза. Л-М., 1966.
10. Банк А. В. Прикладное искусство Византии. 1Х-ХП вв. Очерки. М., 1978.
11. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага, 1982.
12. Бех Н. И. , Васильев В. А. , Петриченко А. М. Мир бронзового литья. М,. 1997.
13. Випер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М. , 1985.
14. Бочаров Г. Н. Художественный металл Древней Руси. М., 1984.
15. Василенко В. М. Русское прикладное искусство. М., 1977.
16. Веймарн Б. В. Искусство арабских стран и Ирана VTT-XVTI веков. М., 1974.
17. П.Воробьев М. В., Соколова Г. А. Очерки по истории, технике и ремесла Японии. М., 1976.
18. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. Санкт-Петербург, 1993.
19. Гольберг Т. Г., Мишуков М. Ф., Платонова Н. Г., Постникова-Лосева М. М. Русское золотое и серебряное дело XV-XX веков. М., 1967.
20. Государственная оружейная палата Московского Кремля. М,. 1954.
21. Гурин М. Ф. Кузнечное ремесло Полоцкой земли 1Х-ХШ веков. Минск, 1987.
22. Гусева Н. Р. Художественные ремесла Индии. М., 1982.
23. Гущин А. С. Памятники художественного ремесла Древней Руси. JI-M. , 1936.
24. Даркевич В. П. Путями средневековых мастеров. М., 1972.
25. Даркевич В. П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе (Х-Х1У вв.). М., 1966.
26. Даркевич В. П. Художественный металл Востока VKI ХШ веков. М.,1976.
27. Доманский Я. В. Древняя художественная бронза Кавказа. М., 1984.26.Древнее золото. М., 1975.
28. Древнее золото Казахстана. Алма-Ата. , 1983.
29. Иванов А. А., Луконин В. Г., Смесова Л. В. Ювелирные изделия Востока. М, 1984.
30. Иванов В.В. История славянских и балканских названий металлов. М., 1983.
31. Иллиада, перевод Н. Гнедича. М., 1986.
32. Искусство Византии в собраниях СССР. Каталог выставки, т. 1-3. М.,1977.
33. Искусство стран и народов мира. Краткая энциклопедия. Т. 1-5, М. , 196261.
34. История искусства народов СССР, т. 1, М., 1971.
35. Искусство Японии М., 1985.
36. Классическое индийское декоративное и ювелирное искусство. Л., 1987.41 .Кирпичников А. Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-ХШ веков. М., 1973.
37. Кнабе Г. С. Рим история и повседневность. М. , 1986.
38. Колчин Б. Л. Техника обработки металла в Древней Руси. М., 1953.
39. Колокола: история и современность. М., 1985.
40. Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886.
41. Кондаков Н. П. История и памятники византийской эмали. Спб. , 1892.
42. Корзухина Г. Ф. Русские клады 1Х-ХШ веков. Л-М., 1954.
43. Косцова А. Художественное олово в России ХУП века. Научный каталог. Л., 1982.
44. Лапковская Э. А. Прикладное искусство средних веков в Государственном Эрмитаже. Изделия из металла. М., 1971.
45. Ледзинский В. С., Теличенко А. А. Зверев А. В. Художественная ковка и литье Москвы. М., 1989.
46. Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Искусство Этрурии и древней Италии. М., 1988.
47. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. М. , 1958.
48. Луконин В. Г. Искусство Древнего Ирана. М., 1977.
49. Мардер А. П. Металл в архитектуре. М., 1980.
50. Марфунин А. С. История золота. М., 1987.
51. Макарова Т. И. Черневое дело Древней Руси. М., 1986.
52. Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975.
53. Мартынова М. В. Драгоценный камень в русском ювелирном деле ХП-XVIH веков. М., 1973.
54. Маршак Б. И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. М., 1971.
55. Монгайт А. Археология Западной Европы. М. , 1974.
56. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982.
57. Николаева Н. С. Декоративное искусство Японии. М., 1972.
58. Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976.
59. Никулина Н. М. Искусство Ионии и Ахеменидского Ирана. М. , 1994. 65.Оборин В. А., Чагин Г. Н. Чудские древности Рифея. Пермь, 1988. бб.Орбели И. А., Тревер К. В. Сасанидский металл. JI-M., 1935.
60. Очерки по истории техники Древнего Востока. JI. -М., 1940. 68.0черки по истории древнейших производств. Сб. статей. М., 1975.
61. Павлов В. В., Ходжаш С. И. Художественное ремесло древнего Египта. М., 1959.
62. ПавловВ. В., Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. М., 1988.
63. Пиотровский Б. Б. Искусство Урарту VII1-V1 веков до н. э. JI., 1962.
64. Петриченко А. М. Книга о литье. Киев, 1972.
65. Плешанова И. И., Лихачева JI. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. Д., 1985.
66. Попов Г. В. , Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери Х1У-ХУ1 века. М. , 1974.
67. Постникова-Лосева М. М., Русские золотые и серебряные ковши. М., 1953.
68. Постникова-Лосева М. М., Платонова И. Г., Ульянова Б. Л. Русское черневое искусство. М., 1972.
69. Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XV 1-ХIX веков. М., 1974.
70. Постникова-Лосева М. М., Платонова И. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX веков. М., 1983.
71. Постникова-Лосева М. М. Русская золотая и серебряная скань. М., 1981.
72. Разина Т. М. Русская эмаль и скань. М., 1961.
73. Русское декоративное искусство. Т. 1-3. М., 1962-65.
74. Русское прикладное искусства ХШ- нач. XX вв. из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 1982.
75. Русское золото XlV-начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля. М., 1987.
76. Русское серебро XlV-нач. XX веков из фондов Государственных музеев Московского Кремля. М., 1984.
77. Русское медное литье. Вып. 1, 2. М., 1993,.
78. Русское художественное серебро XVII начала XX веков в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1977.87.1000-летие русской художественной культуры. Каталог. М. , 1988.
79. Русская эмаль ХП начала XX веков. Л., 1987.
80. Русские ювелирные украшения 16 20 веков из собрания Государственного Исторического музея. М., 1994.
81. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.
82. Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство Х-ХШ веков. Л., 1971.
83. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
84. Рындина А. В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь X1V-XV веков. М., 1978.
85. Рябинин Е. А. Зооморфные украшения Древней Руси. X-X1V веков. Л., 1981.
86. Свирин А. Н. Ювелирное искусство Древней Руси X1-XVTI веков. М., 1972,.
87. Седова М. В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв. ). М., 1981.
88. Сергеенко М. Е. Ремесленники Древнего Рима. Очерки. М., 1968.
89. Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. M-JI., 1964.
90. Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М., 1972.
91. ЮО.Сидорова Н. А. Новые открытия в области античного искусства. М., 1965.
92. Смерак Г., Богман К. Художественная ковка и слесарное искусство. М., 1982.
93. Скиндер В. А. Бронза, ее природа и история с древнейших времен. Спб., 1908.
94. Соловьев К. А. История художественного металла древнего мира. М., 1962.
95. Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976.
96. Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана. Каталог. М. , 1996.
97. Старинное оружие. Из собрания Государственного исторического музея. М., 1993.
98. Ю7.Тревер К. В., Луконин В. Г. Сасанидское серебро. М., 1987.
99. Тюляев С. И. Искусство Индии Ш тыс. до н. э. VTI в. н. э. М., 1988.
100. Тюляев С. И. Искусство Индии. Архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло. М., 1968.
101. ПО.Уильямс Д. , Огден Д. Греческое золот. Ювелирное искусство классической эпохи У-1У века до н. э. Каталог. С-Петербург, 1995. 111 .Украшения Востока. Из коллекции Патти Кадби Берч. Каталог. Париж, 1999.
102. Уткин Т. И. Русские ювелирные украшения. М., 1970.
103. Флеров А. В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М., 1981.
104. Хазанов А. М. Золото скифов. М., 1975.
105. Художественное литье из драгоценных металлов. Л. , 1988.
106. Художественный металл в России XVII -начала XX веков. Каталог. Д., 1981.
107. Черных Е. Н. Металл -человек -время. М., 1972.
108. Шилов Ю. А. Прародина ариев. История, обряды и мифы. Киев. 1995.
109. Шлиман. Петербург. Троя. Каталог. С-Петербург, 1998.
110. Ювелирное искусство и материальная культура. Спб, 1996 97.
111. Anton F. Alt-Peru und sein Kunst. Leipzig. 1962.
112. Anton F. Die Kunst der Goldlender zwichen Mixiko und Peru. Leipzig. 1974.
113. Baur V. Kerzenlenchter aus metall. Geschichte formen. Techniken. Munchen. 1977.
114. Benda K. Mittealterliche Schmuk. Praha, 1966.
115. Brephol E. Theori und Praxis des Goldschmieds. Leipzig, 1978.
116. Brephol E. Kunsthandwerkliches emaillieren. Leipzig. 1981.
117. Chinesische Kunst Bronze, Jade, Sculptor, Keramik. Wurzburg und Wien, 1960.
118. Diesner H. -J. Die Volkerwanderung. Leipzig. 1976.
119. Deydier P. Les bronzes chinois. Le guide dunmconnaisstor. Fribourg. 1980.
120. Dixon P. Britek, frankok, vikingek. Helikon. 1985.
121. Hoffmann E. und Freide B. Schmukt fruher Zeiten, ferner Volker. Leipzig, 1976.
122. Joailleri "le livre". Chefs d'oeuvre de l'art du bijou de l'antigute a nos jours. 1990
123. Jisl Z. Japanische Schwertzierate. Prague, 1967. 133.Kuntzsch I. Glanz und Zauber des Schmucks. Leipzig, 1978.
124. Kutzsch I. Eslat et charme des parures. Une histoire de la civilisanion. Leipzig, 1979.
125. Kuhn F. Eisen und Stahl. Leipzig. 1988.
126. L'art des etrusgues. Paris, 1955.259
127. L'ars de la Chine, t. 1-2. Fribourg. 1980.
128. Legner A. Deutsche Kunst der Romanik. Munchen, 1982.
129. Metallkunst von der Spatantike bis zum ausgehenden Mittelalten. Berlin, 1982.
130. Moller G. Die Metallkunst der alter agypten. Berlin, 1952.
131. Rusische Silberschmiedekunstwerke des 15. dis 20. Jahrhunderts aus Jaroslawl undMoskau. Hanau, 1995.
132. Schilling M. Glocken: Gestalt Klang und Zier. Dresden. 1988. 143.Steingraber E. Antike jewellery. Its histori in Europe from 800 to 1900. London, 1957.
133. Vilimkova M. und Ablul-Rahman M. H. Altagiptische Goldschmiedekunst. Artia. 1969.
134. Zhan R. Werke antiker Kleinkunst. Goldschmuk, Glaser, Tonfiguren, Tongefusse. Berlin, 1929.