автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Проблема языка искусства в эстетической концепции Н. Гудмана

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Арабова, Наталья Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Проблема языка искусства в эстетической концепции Н. Гудмана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема языка искусства в эстетической концепции Н. Гудмана"

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ШШЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И.ГЕРЦГ'А

На правах рукописи

Арабова Наталья Владимировна

Проблема языка искусства в эстетической концепции Н.Гудмана

А

Специальность 09.00.04 - Эстетика

09.00.11 - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петербург 1993

Диссертация выполнена на кафедре эстетики и этики Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

Научный руководитель - доктор философских наук, доцент -

A.А.Грякалов

Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент -

B.В.Прозерский

кандидат философских наук, доцент -

И.А.Третьякова

Ведущая организация - Санкт-Петербургский институт театра, музыки и кинематографии имени Н.К.Черкасова.

Защита состоится "ЛН&С:^ 1993 г.

в часов на заседании специализированного совета К 113.05.10 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Российском государственном педагогическом университете по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48, корп.20, аудитория

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского государственного педагогического университета

Автореферат разослан пМ " ЦС/иь£)ии< 199&г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук, доцент

Т.В.Цупко

.... '"I

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность т?уи исследования. При анализе состояния современной }нлооо}.ско-эстетическоЁ мысли возникает вполне' оправданная необходимость.выявить наиболее существенные направления и концепции эстетики, культурологии и художественной практики XX века. Зтп, требуаде осмысления учения, в значительной степени характеризуют самосознание культуры, формируя представления об основных жизненных ориентирах, и ценностях. '

Панорама американской эстетики второй половины нашего сто--летля образована самыми различными школами. Если в начале века становление эстетической мысли в СКА, по мнении Т.Уанро, осу- ■ ществлялось благодаря влиянии европейской эстетики, за счет заимствования зарубежных идей, то после второй мировой войны именно в Америке эта наука развивается особенно интенсивно,' претен дуя на "роль лидера в мировой эстетике".^ Одним из наиболее влиятельных и характерных направлений, связанных с самобытными традициями американской философии является аналитическая эстетика,' И особое место в разработке положений этого теоретического направления занимает концепция Нельсона Гудмана.

Изучение философско-эстетических воззрений Гудмана. выявляет показательные закономерности-в трансформации философствования IX вока. Длительные научные изыскания ученого соответствуют тем измененикл, которые претерпевает философия и эстетика. Швейцарский философ Г.Кзнг считает, что аналитическая -философия второй полоеины XX века в лице "Х.Паткэма, Д.Даммита, У.Куайна по' большей части просто пользовалась следствиями из открытий Гудмана. Гудман существенным образом предопределил дальнейшую разработку идей аналитической философии и эстетики,- в частности.-прагматического анализа, и привнес свое понимание в конструктивное исследование таких ванных фндософско-эстетическлх проблей как соотношение науки и искусства, поиск языковой структуры искусства, функционирование художественного произведения в культура и др.

, Критическое.рассмотрение, концепции Гудмана дает возможность объемней представить проблемное поле современной западной эстетики. .Актуальность.изучения воззрений американского эстетика свя-

1щпхо Т. Томата Soler.cc 1п АозИмуИсз.- Ло-« ТГогк, 1956. - Р.116.

зана во ыногом с тем, что он не только продемонстрировал пути развития аналитической эстетики, но и оказал ощути'/.оа воздействие на представителей других школ и напра.влений(феноменологии, структурализма, семитической эстетики и др.) , вбирающих в свой теоретический арсенал идеи аналитической эстетики и философии.

Эстетические воззрения Гудмана в значительной мере определяются его логическими идеями, соотносимыми с.проблематикой обоснования непротиворечивого базиса "единой системы описания процесса приобретенного знания", выработкой такого языка "конструктивной системы", на котором можно выразить основные истины логики и математики, факты и законы здравого смысла, науки и искусства. Современный исследователь американской эстетики М. Вейтц отмечает заслуги Гудмана в преодолении исторически сложившейся дихотомии логики и эстетики.^- Это связано с тем, что Гудман, с одной стороны, наглядно.продемонстрировал логический с\ысл многих эстетических проблем, а с другой - показал возможность поиска ответов на еще не достаточно разработанные вопросы логики в области эстетики. Он раскрывает родственность логики и эстетики в формально-логических и логико-математических понятиях, используя логику для того, чтобы "уловить" лингвистическую природу искусства. Начав с изучения формально-логических правил функционирования языка, Гудман.приходит к идее множественности и несводимости друг к другу различных языков культуры - науки, искусства, обыденной жизни,- религии и проч. Таким образом, мир выступает в его концепции как гетерогенное многоголосное пространство, где кавдый язык есть форма бытия специфического культурного опыта. . ..........

Осуществленный в диссертации анализ основных положений эстетической концепции Гудмана позволяет- более объемно представить проблемное поле современной эстетической мысли на примере-одной.из-ее-ведуших.теорий. .......

Степень разработанности теш.-Анализ теоретического наследия Нельсона Гудмана.в настоящее время представлен теми работами, в которых успешно рассмотрены отдельные эстетические, философские, логические проблемы. В этом отношении автор.опирается на.труда.отечественных и-зарубежных исследователей концепции

\iBitz и. Рго£еооог Боойаап оп Ше АовиюЗДсв. епс! АгЬ СГШСХея, 1971. Уо1. XXIX. - Р.

- ЛоигиаТ о! Acsthcti.cs

а-лерикз.чского философа: A.I.Андреева, А.С,Богомолова, A.i.rpas-нояа, !.'.3сйтпа, В.Ве'стара, Ч.Ватзтофского, Ч.Ьяэка, Д.Дэвидсона, X. Патина. Р.Рудяера, К.ТарозЗна и др. Богатый .материал для понимания кркиетд'и Гудмаяа даат работа, изучающие объемный крптяко-аналктический контекст, в котором зарождались и. развивались идеи этого мыслителя. Таковы труды 'Г.В.Балашовой, Е.Я. Васина, А.А.Грякалова, В.А.Гущиной, Ю.13.Дорохова, Ы.С.Козловой, М.К.Мамардаззили, В.В.Прозсрокого, К.А.Свасьяна, H.H.Сидорова, ¡«.Валлкза, Д.Калликотта, С.Лангер, А.Нагеля, А.Уайтхеда и др. При раскрытии специфических эстетических проблем ([соотношение искусства и реальности, выделения видов искусства, трактовки понятия символ и т.п.) были использованы работы Е.В.Волковой, t/1.С. Кагача, Б.В. Раущенбаха, ь.А.Успенского, 2.С.Степанова, A.A. Фарбштейна, Б.Боретца,Л..?оувэлла, H.Xappzca и др. Яри анализе проблем функционирования искусства в обществе-и взаимодействия искусства с другими формата культурного творчества использовалась труды Д.;л.£атк1ша, Ю.З.Перова, В.В.Селиванова, Ы.Шапиро и Др. .....

Паль и оснотшцй задачи исследования.-- Цель работы состоит в том, чтобы критически проанализировать зарождение, эволюции и конзчнке теоретико-методологические обобщения концепции Гудмана на примере анализа, ее основных понятий .и принципов-.. Тем самым достигается возможность создать целостное представление с фило» софско-эстетической концепции Гуд.маяа.' В езязи с этим в диссертации решаются следующие конкретные задачи:' - ..

- анализируется контекст.,, в котором сформировались философ-ско-эстетлческие воззрения Гудмана; выявляется теоретическая преемственность взглядов американского'философа и представителей прагматизма (Дьж, Джемс, Пирс, льше) и аналитической фи-лософик(Витгеклтейн) ; .....

- исследуется взаимоотношение науки а искусства,-'.объединен-, пых в оодем процессе познания и проблемами зацки. действительности;

- рассматривается предложенная Гудмаяом концепция'миросози-дания, охватываогдя множество способов и процедур конструирования реальности;

- определяется категориальны! объем понятия."сим?ол" -.ключевого для эстетики Гудмана, в контексте семантических представлений З.Кассирзра, А.Уайтхеда, С.Лангер;

- представляется трактовка феномена символа в концепции Гудмана как процесса актуализации символических функций - ре-' презентации, экземшшфикацш, выражения;

- анализируются воззрения Гудаана на природу языка искусства к выделяется специфика различных типов языков искусства в их отношении к нотационным системам;

- оцениваются практические выходы теории Гудмана в сферу художественной.практики« ........................

Н^учн^я новизна исследования. Положения, винооп-лые на зазди-Настоящая диссертация представляет cooois первое в отечественной литературе исследование эстетической концепции Гудмана, в котором комплексно рассматривается ее теоретико-*гетодолога-• веские истоки.а основания. Существо научных положений, разраоа-' тываемшс в диссертации, заклинается в установлении новых фактов и обосновании ряда вопросов эстетики.и философии на примере анализа теоретических воззрений Гудмана. Научная новизна, выноса-шх на защту положений состоит в следующем:

- предаокено целостное рассмотрение, эстетической концепции Н.Гудмана.на базе исследования его основных философско-эстетнчес-ких работ;

- определено .философско-эсхетическое-контекстуальное.пространство, позволяющее адекватно проанализировать логику формиро- ' вания и трансформации взглядов американского философа;

- показано влияние концепции Гудмана на формирование феномена постмодерна в. культуре;'......

- намечены перспективы.развития идей Гудмана, связанные с философско-аналитической интерпретацией традиционных для эстетски проблем (соотношение науки и искусства, искусства и реальности, копии и оригинала, выделение.признаков.эстетического,

разделение автографического и аллографического искусства, по' строение нотационной системы) , а также, показаны логические трудности.концепции заклачаэдиеся з переоценке роли.конвенции в искусстве, произвольном толковании понятий, традиционно используемых в. эстетике,-------------------------

ДО^трцодогня и источники исследования. Методологическими ¡идеями приработе над диссертацией слуааиш.фундаментальные положения, философии о преемственности историко-эстетического процесса,., непрерывном диалогизмз сознания и самосознания культура. В качестве источников, слуаивших.материалом диссертационного . исследования выступают философско-эстетические и культурологи-

ческие тексты II. Гудмана, а такхе работы современны! философов и эстетиков, изучаюздх его теоретическое наследие. В диссертации проанализирована соответствующая литература на английском языке, введены в критический контекст малоизвестные и не переводившиеся ранее материалы. .......

Научно-практическая значимость. ¡.'.аториалы и результаты диссертации могут оказаться полезными при исследовании современной ситуации в эстетике и художественной культуре, могут быть использованы в курсах лекций по философии, эстетике и культурологии. .

Апробация работа. Диссертация обсуздена на заседании кафедры эстетики й этики РШУ им. А.И.Герцена и рекомендована к затдаге. ... . -

Структура и объем диссертации. В соответствии с содержанием и логикой материала, текст состоит из введения, трех глав,-подразделяемых на параграфы, заключения и списка использован- ■ ной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ - ' '

5о введении обосновывается актуальность теш диссертации, характеризуется состояние исследования проблемы, формулируется задачи и цели работы, раскрывается еэ.новизна, указываются источники диссертационного исследования. . " . .

В первой главе "Философские основания эстетических идей Н.Гуд-дана" анализируется философский контекст,' повлиявший за. формирование эстетической.концепции Гудмана,. выявляются мето-. дологическая база и категориальный аппарат его философско-эсте-тическях воззрений.

Первый параграф "Идеи Гудмана". в контексте англо-американской философии XX века, (аналитическая философия, прагматизм)" посвящен изучении общефилософского контекста, .который во многом •повлиял на становление эстетической.теории Гудмана. Важно от-.-метить, что вплоть до конца XIX века философия в.Соединенных. Штатах не имела четко выравненной..единой.традиции, что объясняется молодостью и подвижность» американской-культуры..".Философ- -екая наука в СЯ1А складывалась под влиянием .различных воззрений.

.Одним из "наиболее прочно утвердившихся направлений, в £0- - .: 70-е годы стала аналитическая философия, идущая от-традиций" ■ учения позднего Витгенштейна. На сегодняшний день это влиятель- •

влиятельное и тщательно разработанное течение в философии США. Такие мыслители как Н.Гудман, Д.Даммит, Д.Дэвидсон, Х.Патнэм, У.Куайн считаются подлинны;® корифеями и классиками аналитической и постаналитической традиций.

Близость идей Гудмана и Витгенштейна явственно обнаруживается при сопоставлении их философско-эстетических концепций. Анализ пути научного поиска Гудмана выявляет параллели с эволюцией идей Витгенштейна. Как и Еитгенштейн, вначале Гудман был увлечен задачей формирования некоего "правильного", исключающего двусмысленности языка, но затем стал разрабатывать вопросы о множественности миров и их несводимости друг к другу, что свя-.зано с возможными процедурами кпросозидания. Именно эти проблемы существенным образом перекликаются с концепцией Витгенштейна о наличии разнообразных самодостаточных языков. Разумеется, речь идет, не о. простом заимствовании идей, а о единой логике

■ развития.мысли. И если Витгенштейн акцентирует внимание на разнообразии языковых выражений действительности, то Гудман яаде-

:■ ляет миры - замкнутые .конструкции - не столько языковой природой, сколько оцтологизирозаннкм статусом в культуре.

... В соответсвии с традициями аналитической .философии американский эстетик отказывается от. познания . конечных причин и сущностей и представляет—мир миров" как многообразие равноправных мыслительных конструкций.. Порождение форм ^изни у Витген-

■ штейна существенным образом.определяется соответствием "языковым играм" (правилам игры, лингвистическому и вне лингвистическому, контекстам). Гудман.ко больше сосредотачивается на общих процессах миросозидакая, в которых происходит своеобразная онтологизация культурно-исторической практики. Создаваемые в результате.этого:миры.'-."специфические картины мира" - пред-стазляютсобой формы мысльтельных конструкций.

. . - Идеи Витгенштейна о., самодостаточности "языковых иур", яв-лящкхся одновременно средством и целью упорядочения дейсгви-, тельности, о наличии в каждой "игре" 'собственных правил имеет много общего е_мыслью Гудмана об имеющихся законах построения '"миров". Он, как и Витгенштейн, считает, что природа выбора "языковой, игры" конвенциональна, но внутри кавдой их игр существуют вполне определенные правила. Гудман предлагает конвен цаонакьный, ..основанный на соглашении, принцип выбора сгстзмы,

■ в которой может быть сконструирован мир при соблюдении законов

каздого особенного процесса созидания.

Становление самобытного национального сознания в ОДА поро-. дило в XIX веке плеяду.замечательных мыслителей "золотого века" американской философии Пирса4 Даамса, Лызи -. теоретиков прагматизма,, сочетавших в своих учениях практическую ориентацию и стремление к их глубокому философскому обоснование. Идеи об избирательном характере сознания, индивида, очевидной зависимости познавательного процесса от объекта познания, процедур и.методов, отвечающие поставленным целям нашли свое отражение в прагматической ориентации исследовании Гудмана, разно как и в раз- . работках Дкемса и Дьви.

Явственно прослеживается'такке близость концепции Гудмана воззрениям теоретика концептуального прагматизма К.Льюиса. Прагматическая направленность исследований, взгляд на познание как конструирование мира, конвенциональная природа понятий и процедур, и вместе.с тем известные ограничения, основанные на надежности знания — -&ти идеи роднят теории Гудманаи Льюиса.

"лсль аналитической философии о равноправности сосуществования, различных языковых описаний.и деятельностный подход праг- ■ матизма - логично, укладывается в общую канву-рассуждений*Гудзона о путях, способах и природе зотросозидания. . .

Бторсй параграф, первой главы-"15иросозидание и его пути" , посвящен анализу тех положений Гудмана, которые связаны с исследованием общих з а к о н о м е р н о с т е.й познания реальности в.различных сферах.человеческой деятельности - науке, искусстве, обыденной жизни. ..............*

Гудман полагал,.-что не-существует универсальной и привила- . тированной базы для построения .теорий,.и.поэтому считал бесперспективной выработку единого аналитического языка,-так как .любое описание корректно лишь в строго определенной системе.

Основной.вопрос, рассматриваемый американским философом, за- -ключается в том, как конструируется мир в процессе дознания м искусстве и науке. Поскольку, по мнению Гудмана, нельзя воспроизвести картину мира, которая не зависела бы от миропонимания субъекта, то не-стоит рассуждать о природе реальности. Все определяется установкой, обусловливающей возможный вариант описа--ния мира. Каадй вариант соотнесен.с некоторой,.систдмой.,пред- . . ставлена действительности, ^следствии,того, что в любой, .сфере деятельности .(художественной, научной и т.п.) .люди, ограничены

имеющимися способами исследования, конструируемая реальность ' выступает, как совокупность представлений, соответствующих используемым методам анализа.

Любой вариант описания 4version! я представления (vision) прад-определэн языком конкретной науки, искусства, ситуации. Таким образом, истина, в понимании Гудмана, есть процесс постижения, познания - перехода от смутного представления к ясному, уточненному знанию.^ Процесс познания одинаково свойствен как научной, так и художественной области. Наука и искусство творят различные, но равнозначные миры, ценность которых заклинается в уникальности и непереводимости запечатленного в них опы-. та.-. -

: Гудман различает вариант описания мира (версиа)и соответст-

вующий .этому варианту, "мир". Версия-описание может иметь собственные характеристики,, на присущие "миру". Формы мысли не тождественны содержанию мысли: в зависимости от актуализации мыслительной, форма .возникают, разные версии отображения реальности. Именно поэтому , душ. Гудмана столь же правомерно существование "шипения в картинах"(ta pictures).., как и "мышления в словах" ' • (in «ordo). . Если.-существуют.мысли.баз.картин, .то вполне логич-. но» считает американский, .эстетик, предположить^ многообразные ' форш невербального-мышления, частным случаем которого и явля-; ется "шшдение в картинах",

■ Аналдзпруя способы конструирования реальности, Гудман вскрывает определенные процедуры - пути созидания реальности. Пр этом.выделяются следующие из них: соединение/разделение отдельных операций анализа; акцентация - заключающаяся в доминировании той или иной установки при исследовании объекта; упорядо-. чение -.предполагающее процедуры группирования элементов; стирание/добавление - демонстрирующее способности восприятия и по- 'знания; деформация - намеренное искажение объекта, широко используемое в карикатуре, пародии, шарад.

- ...•-■■ Гудман'не настаивает на полноте предлозщнной классификации "■" и полагает, что перечень мажет быть дополнен другими шюмента-ш. Отметим, что выделение и классификация Гудманом элементов, ■ достаточно условны и произвольны. При этом остаются неясными критерии деления, а предложенная схема - предельно открытой.

Ооойаад 11. Lsnsiagos of Art. - Indianapolis, 197б. - P.263.

С отрицание« представлений о существовании единой "трансцендентальной" картины яира снимается вопрос об адекватной системе описания и представления действительности. Можно сказать, что в данном пункте своеобразно проявляется интерес Гуд-мана к диалсгизму форм культуры, что характеризуй! общую ситуацию в философии и эстетике последней четверти XI века. .

Концешшя Гудмана о шросозидании - о наличии всеобщих процедур конструирования миров, о гетерогенном пространстве культуры, о мосте искусства в культурном универсума - дает представление о формировании'новых воззрений и взглядов в современной эстетике. Обосновывая место искусства в воспроизведении и воссоздании структур реальности, американский исследователь опирается на обои разработки в области логики и философии. Этот процесс есть проявление усилившейся ориентации философского знания на эстетику. Проблема с&мореаиазацаи человека в процессе конструирования миров, псиск гармонии и упорядоченности внутри каждой из предложенных систем описания одинаково актуальны для эстетики к философии.

Третий параграф "Наука и искусство как модели возможных шров" посвящен вопросу соотношения науки и искусства, занимающему одно из ваздых иест в эстетике Гудмана.

Гудмаи справедливо полагает, что искусство как н наука включено в процесс конструирования миров. Эти области человеческой деятельности имеют много общего, а главное, что их объединяет - процесс познания, открытия ранее невыраженных фор! тазни. Правомерно утверждение Гудмана о познавательной природе всех сфбр человеческой активности. "Познавательная" общность" предотвращает, во-первых, разрыв и противопоставление форм сознания, во-вторых, разрушение целостности личности.

. Познание - фундаментальное отношение человека к мару, осуществляемое не только в понятийной, но я образной формах. Понимание в науке п в искусстве означает для Гудмана выявление но-' • еых форм и отношений: наука ищет "релевантные, значимые принципы", а искусство "подмечает неожиданные сходства и контрасты, разры- -вает с устаревшими системами для того, чтобы создать новые взгляды на мир, в котором мы живем".1

Гудман отрицает общепринятые критерии разделения науки ж

1 йоосЬаап N. Он ¿Пий еяй (Шюг Ыа1Лэг». - ЬопЦоп, 1384. — Р.5.

искусства, полагая, что отличие науки от искусства скрывается не в разделении ощущения и факта, интуиции и логического вывода, синтеза и анализа, истины и красоты, а в доминировании специфических для этих сфер характеристик символов.

Нельсон Гудман - один из представителей современной западной эстетики, отстаивавщих познавательную природу искусства. У науки и искусства нашлись общие точки соприкосновения в той Сфере, где они объединены творческо-преобразовательным отношением к действительности* Мысль Гудмана о неразрывном единстве когнитивного и эмоционального в искусстве позволяет избежать разрыва - противопоставления рациональной и чувственной сторон человеческой активности и сохраняет целостное представление о личности. Кроме того комплексное изучение науки и искусства дает . возиоиность выделить основные черты интеграционных процессов в творчестве и знании. Выявление глубокой общности науки и искусства приводит ко все более показательным взаимосвязям способов познания и представления реальности.

Во второй главе "Символ как система символических функций" рассматриваются основные концепты эстетической теории Гудмана: репрезентация, выражение, экземплификация, метафора, символ, символические функции.

Первый параграф второй главы "Проблема символа и символической формы в семантической эстетике" посвящен выявлений традиции европейско-американской эстетики, на фоне которой осуществляюсь становление воззрений Гудмана на природу символа.

Особое место в атом контексте занимает вопрос об отношении сстегики Н.Гудмана к философии символических форм Э.Кассирера, в .которой было .значительно расширено представление о символе, а само понятие приобрело принципиальный категориальный статус. В теории Кассирара символ выступал в качестве посредника между субъектом и физической реальность». Это связано с тем, что чело-вех настолько погружен в "универсальное царство символов": лингвистические формы, художественные формы, мифические символы и религиозные ритуалы, что не мохет ничего делать и знать без этого искусственного посредника.

Искусство т одна из форм, организующих человеческое позна-нае. Посредством интуиции, используя чувственные формы, искусство конструирует мир. субъекта. Форш, произведенные художником, но изобретается произвольно, а'вы-щшштся в своем "истщшом ви-

дэ" как самодостаточная реальность,которая обусловливает творческую активность человека. Таким образом, творчество фора -есть одновременно и их познание.

В ткань философско-эстетичоских рассувдэний Гудмана логично входят положения Кассирера о символической природе культуры, об искусстве, как самостоятельной сфере, существующей наряду с другими феноменами, о доминировании познавательной функции искусства, о художественной деятельности кал деятельности конструирующей. Но в отличии от Кассирера, Гудман сосредотачивает внимание на аналитическом изучении типов я функций символов - на выявлении внутренних существенных связей символа, кэханизмах его образования и на взаимоотношениях символов в символической системе .

Если Кгссирер повлиял на формирование общей проблематики й, в известном смысле, на типологию символов концепции Гудмана, то неореалист А.Уайтхед, разрабатывавший идеи о существования "социального символизма", оказал значительное воздействие на рэшэ-ние Гудмансм вопроса о конвенциональной природе языка искусства. Уайтхед исходит из общего для символической философии положения, согласно которому символизм играет решающую роль в формировании образа жизни людей. Таким образом, символизм укоренен в социальном б.чтяи я нзотъеЙяеи от человеческой хизяя. Именно салолы дают возможность самовыражения личности. Любая социальная система опирается, справедливо считает Уайтхед,. на сознательно выстроенные символы и на культурную традицию - обширную сеть "унаследованного символизма".

Идеи Гудмана о конвенциональной природе языка искусства я . символов сущ&ственяни образоц перекликаются с воззрениями. Уайт-хеда о социальном символизма и символической интерпретация произведения искусства. Эта близость проявляется а в пристальном внимании к культурной традиции, в которой укорэнан всякий худо-; явственный текст а где всегда осуществляется реальное восп^щ- . тие художественного произведения. Для Гудааиа, как и для Уамт-хеда, столь хо ваяна идея о символической природе социума* мысль о том, что различные концепции шрссозидания связаны со специфическим разделением типов символов.

Особую роль в фийсофяи искусства Гудмана сыграли идеи С.Лая-гер. Признавая вслед за Кассирзром и Уайтхедом символический ха» *-рактер духовной деятельности человека, Лаягер полагает, что пр&»

цесс символизации неоднороден и соответствует различным сферам духовной деятельности. Так, науке свойствен дискурсивный символизм, а искусству - презентативный, направленный на структурирование чувственного опыта.

Для презентация чувственного опыта необходим особый язык искусства, дающий возможность непосредственно С в отличии от опосредованного - ментального языка) передать эмоции. Строго го-поря, Лангер полагает, что язык есть определенная система символов с некоторыми правилами их сочетания и присущими конкретными значвнаяма, поэтому было бы некорректным именовать искусство языком - то есть символизмом. Гудман, как и лангер, отстаивает идею о необходимости анализа специфического языка искусства ж полагает, что существенной че^яоЗ искусства является познание. Но предает а направленность познания в концепциях указанных авторов различаются коренным образом. Если Лангер считает, что худогествоннов произведение призвано "выяеить внутреннюю жизнь чувства"1, то Гудаан развивает мысль о познании как процесса активного конструирования реальности в искусстве. Кроме того, ое роиателъно отвергаем те воззрения в эстэтике, которые противопоставляют познание в науке и искусства, рациональную а лнеуигявкую сферы, ибо убежден, что в любом познаватель-еом процессе участвуют и разум, и интуиция.

Рассмотренные поеииии представителей семантической эстетики -З.Кассярара, Д..Уа2?хеда, С. Лангер. - с достаточной полнотой определяю? тот теоретико-методологический контекст, в котором был осуществлен переход Гудмака к эстетической проблематике.

Во втором параграфа "Репрезентация и проблема реализма" .исследуется символическая функция, именуемая Гудманом репрезентацией, а такао связанная с ней проблема реализма, в искусстве.

' Рассуждая о битш ■ худсеественяого творения, Гудкан использует специфические понятия репрезентации, экзем-п л и ф и к а и и е, а ы р а ж о н и я. По его мнению именно выделение символических функций способно представить сущностные характеристики произведения искусства. Эти функции, с одно!. стороны,' подчеркивают значимость эстетического знака-образа, а с другой - акцентируют:внимание на вещности художественного произведения. В данном случае Гудман обращается к класси-

йЬвасег SJC. The Probleas ci Art. - К. Г., 1257. - P.t>6.

ческой для эстетики проблематике соотнояения "природного" и "сотворенного" в искусства1, интерпретируя ее в категориях "философии языка". Именно это позволяет ему выявить внутреннюю напряженность и динамичность произведения искусства, а такяе особенности символического Функционирования искусства в культура.

Репрезентация - одна из символических функций, обосновываемых Гудманом в его эстетической теории. Она рассматривается им как специфический вид представления реальности, для которого . свойственно специфическое обозначение предмета или явления и именуется денотацией idcnot«tion) . Наиболее ярко репрезентирующая функция символа раскрывается в пикторианьной денотации (pictorica denotntiou) , так как именно в ней в наглядной (визуальной) форме представлено изображение реальности.

Гудман полагает, что репрезентация - есть классификация объектов. Картина, с одной стороны, определяет соответствующий ей "класс объектов" ( т.е. устанавливает связь мзвду изображением и предметом изображения), а с другой - "выбирает" "класс картин"4 т.е. соотносит конкретнее изображение с опрэделенным типом образов >. Таким образом, репрезентацияне зеркальное отражение, а символическое отноаеиие, не имеющее ничего общего с пассивным сообщением и имитацией.

Гудмая убозден, что задача художника заключается в умении . но-нсвому взглянуть па действительность а представить уникаль-. ннз аспекти.личностного проникновения в реальность. Конструирование и раскрытие "неведомых !.ероз" предполагает такую трактовку понятия реализм, при которой оп понимается как способ постижения реальности.

Разграничивая семантические поля применения понятия "реализм" в искусстве, Гудман отмечает, что:смысловые оттенки этого терми-' на постоянно изменяются, что соответствует действительным тран-, сфориацияц отношений культура. Поэтому реализм, по мнении Гуд~ мана, есть не только определенней к с га; ре тн о-п с т ораче ский способ конструирования реальности, но и система конвенциональных норм

2 Этот вопрос поднимался еще Кантом в его'"Критике способности сугденля": "Природа прекрасна, еелл она в то хо время походят на искусство, а искусство монет быть названо прекрасным только в том случае, если m сознаем, что оно искусство и тегл на ыеиое кажется нам-природой". Кант. И. Критика способности суждения. Соч. ..в.6-12 'Г. 3. - M., 1S66., - С.322..

обусловливающих "общение" с художественным произведением. Следовательно, реализм -"есть некий стандарт культуры!

Обобщая взгляда Гудмана на природу реализма, можно сказать, что его подход предполагает две возможные линии анализа: психофизиологическую, где выявляются особенности человеческого восприятия, и социальную, иод которой подразумеваются конвенциональные норш и традиции.

Возможное построение основных типов реализма, по Гудману, характеризуется следующими чертами. Во-первых, реализм выступает как показатель динамичности принципов худохестненной деятельности и способов постижения продзведения искусства. Это наиболее широкий взгляд на реаллзм. Во-вторых, Гудман говорит о реализме как культурной позиции, в которой актуализируется противопоставление раадазма фантазии и вымыслу. На основании исследований Гудагана могао выделить третий семантический аспект понятия реализм, езязашшй с онтологизацизй результата художественного творчества. В этом сшсле на первый план выходит обоснование сфера реальности особого мара искусства, существующего наряду с другими шраш.

Объяснение Гудааном природа репрезентации отличается от , градационных воззрений и подходов к изучению данного феномана. .. В его концепции репрезентация выступает как. способ формирования реальности произведения искусства, не имеющий непосредственной связи с информативностью. Однако динамический процесс репрезентации: Гудман исследует лишь в еиводисн, оставляя без внимания литературу, цузыку,, архитектуру с т.д. Подобное ограничение облаете функционирования репрезентации сказывается на результатах общего анализа искусства.

Нз получает целостной разработки вопрос о взаимоотношении репрезентации и реализм.. Как представляется, выделение, типов ■ рсалиааа делтло ,бшо ба основываться на разграничении типов рз- . презентации. Репрезентация и реализм - два взаимосвязанных, феномена. Доманирувдий тна репрезентации предопределяет к тип рэа-лазш: это происходит, во-первых, при рассмотрении реализма как привычка, тогда репрезентация обнаруживается как поиск традиционной опори - глюча к постшсеш» произведения; во-вторых, при трактовке реализма-как созидания новой реальности, где репрезентация выявляется как классификация объектов; в-третьих, при противопоставлении реализма фикции, в которой репрезентация есть процесс конструирования фантастической действительности.

В третьем параграфе второй главы "Экземплификация, выражение, метафора" анализируются такие символические функции как экземплификация, выражение, а также метафора как модус выражения.

Экземплификация - второй тип референциалышх отношений, присущих искусству. Это специфическое понятие, введенное Гудманом, не получило еще должной разработки как в западной, так и.в отечественной эстетике. Экземплификация выявляет качества непосредственно свойственные наличному оытию художественного произведения. Реальное обладание определенным свойством, которое произведение-символ иллюстрирует - есть обязательное условие экзекшга-фикации.

Особым модусом экземплификация является выражение, охватывающее "метафорические значения", которые не буквально, а "фигурально" принадлежат произведению. Метафора выступает как един из способов познания, ибо позволяет увидеть в ином свате привычную действительность. В процессе образования метафоры происходит . "сдвиг" ~ изменение строгой системы соответствий различных символов-ярлыков друг другу. Цель метафоры, по Гудману, заключается в очерчивании новых границ значения1. Метафора предстает как состояние внутреннего напряжения, конфликта, динамизма. Для ее .. адекватной интерпретации необходимо знание традиционного контекста употребления выражения и умение обнаружить внутреннюю сеязь - закон, формирующий сам феномен метафоры.:'

Обозревая множество проявлений символических фор« в культу- . ре, Гудман делает вывод, что'всякий случай отношений между символом и реальностью может быть отнесен или к денотации, или г . экземплификация. Таким образом, символическое взаимодействие явлений культуры строится как на процессе обозначения, обусловленного конвенцией, так и на экземшшфнкации, непосредственно вняв- -, лящей определенные свойства и качества,..

Логическое завершение воззрений Гудмана на природу симво- ■ лических функций можно представить как комплексное триединство . символа, отдельные части которого воссоздают динамическую структуру художественного произведения и выступают в то же время как его зэаимообусловливающие связи. В кавдой систолической функции воплощаются содержательные а формальные моменты, выступающие в неразрывном единстве. Репрезентация, с одной стороны, представ-

•1 Гудман Н. Метафора - работа по совместительству. - Теория метафоры. - и., 1990. - С.196,

ляет художественное творение как реальность, сконструированную художником, уникальную по своей сути, а с другой? дает возможность субъекту выбрать систему репрезентации. Экземплификация "помогает^ -произведонив проявиться в его живой конкретно-исторической событийности.

Заключая рассмотрение эстетических взглядов Гудмана на природу ишзола, мокно сделать следующие выводы: символ трактуется как динамический синтез сил, направленный на построение художественной реальности. Однако Гудман не учитывает, что конвенциональная природа символа требует обращения к проблеме внутреннего соответствия структуры художественного символа и объекта. Учет этих факторов способствует раскрытию более широких возматаостей диалога мезду различными традициями в эстетике. Это позволило бы, в частности, понять возможности и смырл русской эстетики, зкцен-ьзруыдай вникание на онтологической укорененности символа в кулъ-Г/РО.

Осознавая недостаточность чисто конвенционального подхода, Гудман обращаотся к анализу символических систем - языков искусства, подчнноннкх специфическим правилам.

Третья глава, "Языки.искусства как логические типы симзоли-4SCEES .систем" поевзщада рассдатрзгаш вопроса о построении еоз-Ы'»ноЗ типологии стгаолцческих систем - языков искусства в концепции Гудмана, что .особенно bssho для понимания коммуникатив-ниг составлядах современной культуры. .

Б первой Еараграфа • "Проблема логических типов языков .искусства" акалиспруются общи принципы язшеов .культуры, а . также вы-явмогся сдвцЕфгтеские характеристики многообразных языков ис-.куссгва.

Гудман создает классификацию искусства, принципиальным мо~ пашои которой, язлазтоя, разделение художественных .произведений на асгогра^гческйо {илоегцрше art) и алдографические (aiio^ra-phio art)» -разлачаздкеся по формам и модусам прерывания. Спацкфн-.чгс&ой чергой гагографлчзсках искусств является предельная вы-рвазпнооть авгорского начала. "Незримое присутствие" автора об-ргасаен? ка неудачу попытки подделать художественное творение. С с*сЗ гс^ка зреуяя, наарикер, лгвопасъ - безусловно автографична, Таи как не моие-т быть точной копии картины: каздый элемент аиво-шеного полотна неповторим в уникален.

Решая задачу прояснения категориального аппарата эстетики,

Гудман строчится показать ошибочность сложившихся воззрений на проблему соотношения понятий "подлинность" и "эстетическая значимость", полагая, что неправомерно смешивать _га термины.

Б произведение искусства включается существенные элементы, конституирующие структуру л целостность творения и элементы несущественные, отсутствие которых никак не сказывается на подлинности художественного произведения. Так, в литературе не являются принципиально существенные на фактура использованной бумаги, ни цвет типографской краски, ни количество страниц, ни очертания букв и проч. Для процесса установления подлинности, а данном случае, важны другие признаки - точное соответствие букв, абзацев, знаков препинания.х Кавдое литературное произведение, по Гудману, есть определенная нотация (notation) хх _ то есть система знаков, соединенных особым образом друг с другом. Эта система создает необходимые средства, разграничивающее основные и неосновные свойства творения и фиксирующие степень его допустимых вариаций. В живописи не существует подобного "алфавита" знаков, и зсе качест-. ва картины являются одинаково значимым. .

Расширяя сферу анализируемого материала, Гудман обращается к другим видам искусства - музыке, архитектуре, танцу. Тем самым . его рассуждения о нотации выходят на обобщения эстетического и культурологического уровней. С точки зрения классификации видов, искусства, предложенной Гудманом, скульптура, графика - автогра-фичны как.и живопись, а драматическое искусство, архитектура, музыка - аллографичны как и литература. Искусство, аллографячно, по определению Гудоана, если, .подчинено ноташм...

Моано указать две основные'причины необходимости введения понятия "нотацяя" для анализа видов искусства:, во-первых, нотация обеспечивает подлинность произведения посредством следования авторскому замыслу, воплощенному в партитура, сценарии, тексте, проекте; во-вторых, она создает условия для синхронного и четко- . го взаимодействия мэвду исполнителями в тех искусствах,, где художественное творение вос-создается многими людьми Ссимфоническая музыка, хоровое пегом) . При этом следует учитывать, что степень

х Разделение Гудманом элементов произведения искусства на существенные и несущественные представляется излишне категоричным. В современной культуре усиливается интерес к графическим способам построения текста.

х Нотация - термин, широко используемый в музыке, означает "письменную фиксацию музыки".

подчинения нотации меняется в зависимости от вида искусства, и что нотация не диктует жесткую связь мезду конституирующими ка-юствами произведения и привносимыми исполнителем, не елшшдими в значительной мере на подлинность произволения искусства.

Осуществляемая Гудманом типология видов искусства открывает новпе возможности для анализа сферы художественного творчества. Можно согласиться о тем, что в известном смысле каждая копия живописного произведения является относительно самостоятельным аено-мзном, а потому справедлива мысль о разруаенаи жесткой связи между подлинностью и эстетической значимостью. Идея о соотношении коции и оригинала интерпретируется Гудманом достаточно узко, так как дэдцелкс моаэт быть подЕегнуто ке только целостное произведение искусства, но и манера автора, стиль эпохи, замысел художественного творения. Зти случаи "копирования" остаются за пределами интересов Гудмана, но они реально свойственны автографическим и аллографическим видам искусства..

Всякая нотационная система состоит из "алфавита'-, задаваемого автором художественного произведения. Этот алфавит подчиняется се-манткческам и 'синтаксическим правилам. В общем виде Гудман так формулирует эти правила:"система нотационна тогда и только тогда, когда зсо предметы, соответствующие знакам одного логического класса, принадлежат к одному и тому ке классу объектов и мокно теоретически установить, что кавдый зкак и каждый объект соответствуют одному логическому классу".Выделенные правила, полагает Гуд мая, позволяют избзкать ошибок при воспроизведении текста, основан ного на нотации.

Нотация не является обязательным условием существования языка искусства и роль ее различна в многообразных видах искусства: в музкко,- партитура содеряшт в себе элементы нотации и определяет художественное произведение, в живописи - художественное полотно вообще на является нотацией, в литературе - текст одновременно нотационен и выходит за рамки нотации. Следовательно, произведения искусства по-разному локализуются в зависимости от вида искусства: в живописи это индивидуальный объект, в графике - класс объектов, в музыке - совокупность представлений-исполнений, соответствующих партитуре, в литературе - произведение суть воспроизводимый з раг личных вариантах авторский текст.

Goodaf.ii N. Ьаадаазов oí Аг1. - 1пй1апаро11Е, 1У76. - Г.150.

Особая роль Гудмана в анализе феномена нотации определяется тем, что он, во-первых, выявил применимость нотации в различных видах искусства, выделив аллографические искусства, использующие нотацию как обязательное условие сохранения подлинности произведения, и автографические - принципиально ненотационные. Во-вторых, Гудман рассмотрел внутреннюю структуру нотации и выделил ее специфические правила.

Таким образом, в концепции американского эстетика предложен новый вариант подхода к анализу символических систем, именуемых им языкаст искусства, изложенный с логической точки зрения.

Во втором параграфе третьей главы "Проблема языка искусства в современном философско-эстетическом контексте" рассматривается эстетическая концепция Гудмана в сзете философско-эстетических тенденций конца XX века.

Проблема языка, трактуемая в широком философском контексте, приобретает особую значимость в XX веке. Традиционные установки и принципы классической метафизики на рубеже Х1Х-ХХ веков подвергаются значительным метаморфозам. Это нашло свое отражение в отказе от притязаний на достижение абсолютного знания и в признании исторической изменчивости форм человеческого разума. Таким образом, возможный спектр философских направлений предстает как многообразие сосуществующих форм рациональности.

Мысль о диалогической множественности философских систем прочно укрепилась в философии второй половины XX века. Сегодня, полагает Г.Кюнг, ученые опасаются.не скудости.знания истины, а его избытка. Подобная ситуация в современной философии предопределила появление многоцветной иалитры философско-эстетических умонастроений: .от .идей о "смерти философии" (л.Ф.Ревель) и.концепций признающих фактичную наличность плюрализма в философии, в чем выражена неуверенность в перспективах развития философского процесса ( А.Гуйе, П.Рикер, Р.Рорти), до теорий оптимистично решающих о будущем философии (А.Яник, Н.Рэсчер X. К числу последних относятся и теоретические разработки К.Гудмана, в которых он последовательно отстаивает мысль о возможности познания реальности и множественности путей и способов осуществления познавательного процесса.

Все вышеперечисленные философские позиции, включая и теорию Гудмана, в той или иной мере объединяет общность историко-философской ситуации постмодерна в философии, эстетике и всей современной культуре. Можно выделить ее наиболее общие черты: отказ от лризна-

ни я единственной и универсальной систем! описания мира; стирание аксиологической проблематики во всех областях культуры (I философии, эстетике, искусстве, науке и т.д.); сомнение в определенности и однозначности любого рода символов, в возможности сказать о чем-либо с известной далей уверенности.

В сфере художественной культуры постмодерн, выступающий как освоение опыта художественного авангарда, уловил коренные изменения в сознании современного человека. Это проявилось в отрицании доминирования одной художественной системы, в отказе от использования в творчестве устоявшихся норм, принципов, методов. Стремительные изменения в художественной практике второй половины XX зека существенным образом определили и современное состояние эстетики. "Классическая эстетика", впитавшая в себя традиционные принципы к методы анализа искусства, оказалась в растерянности перед вновь возникшими способами и формат,® художественной выразительности. Современная западная эстетика, в том числе и эстетическая концепция Гудмана, разделяющая ее умонастроения, со всей решительностью отвергает, что мимесис - воспроизведение действительности посредством подражания ей - служит истинной цели открытия подлинного лица реальности. Выявление внутренних основ мира, его динамизма, напряженности - вот что волнует современное искусство и что теоретически обосновывает эстетика.

"Новая" эстетика стремится выработать специфические категории для анализа художественной практики второй половины XX века, т.к. традиционные "классические" категории ке соответствуют художествен ному опыту, а поэтому "мертвы". Эта тенденция явственно прослеживается и при изучении эстетических воззрений Гудмана. Новые концепты 1напр. такие как "экземолификация", "нотация", "аллографи-ческие и автографические искусства" и др.) , используемые при исследовании искусства, по его мнению, способны более точно охарактеризовать художественный "текст".

С середины нынешнего столетия нарастает и стремление эстетики включить в свой теоретический арсенал методы других наук - логики, психологии, лингвистики, информатики и др. В эстетической теории Гудмана широко используются логические категории и методы логического анализа," данные психологии, .что позволило Гудману предложить новый вариант подхода к анализу символических систем - языков искусства, своеобразное решение проблемы реализма в искусстве и др.

Современная эстетика приобретает направленность на коиструиро вание онтологической картины мира. Одним из проявлений этого про-

цесса, в частности, можно считать тот факт, что реальность описывается в терминах эстетики 4"метафора", "игра" и др.) , а эстетика вбирает в себя традиционную проблематику логики, эпистемологии, эвристики. Эти устремления близки теоретическим построениям Гудмана. Пройденный путь от логики к эстетике и от эстетики к общим вопросам философии позволил ему создать целостную систему эстетики, логики и онтологии.

Эволюция философско-эстетических воззрений Гудмана высвечивает реальный контекст функционирования современных представлений эстетики и. философии, который, в свою очередь, помогает более полно и глубоко осмыслить теоретическое наследие американского эстетика. Рассмотренная близость" идей Гудмана тем тенденциям, которые традиционно были далеки от аналитической эстетики, могут трактоваться как безусловное достижение его разработок, ибо именно это раскрывает суть многоголосия современной культуры.

В .Заключении диссертации подводятся основные итоги, формулируется ряд выводов и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Списокработ, опубликованных автором ио теме исследования:

1. Язык и самоопределение человека в концепции Нельсона Гудмана.-Челозек как предмет философского познания. С.-Петербург; ВШУ им. А.И.Герцена, Образование, 1992. - С. 19-23.

2. К проблеме преодоления дегуманизации современной философией Запада. - Диалоги о гуманизме. С.-Петербург: РШУ им.А.Й.Герцена, Образование, 1992. - С. 73-79.

3. Трансформаций феномена 'молодежной контркультуры. - Молодежь: Цифры. Факты. Мнения . № 2, 1992. Б печати.

БЕСПЛАТНО

14-. 12.92,тип. Киров, з-да,зах.0/304,тир.100