автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Эмиционально-эстетические функции поэтического языка

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Эглите, Анита Яновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Эмиционально-эстетические функции поэтического языка'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эмиционально-эстетические функции поэтического языка"

Р Г о 0.! • ' '

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ " ' им. М. В. ЛОМОНОСОВА

Специализированный совет (Д.053.05.21) по философским наукам

На правах рукописи

Эглите Анита Яновна

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

Специальность 09.00.04 — Эстетика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

МОСКВА - 1993

Диссертация выполнена на кафедре эотетяки философского 4«куды-01а Московского государстаенного университета ИМ81И Ы.В.ЛОЩЩОСОВД

ЦедчныЙ руководитель:

Оддвдальше оппоненты:

доктор философски наук, профессор МИГУНОВ А.С.

Ведущая Организация:

доктор философских наук, профессор

РАШОШРГ С.Х. ________j

кшдидат философских наук; от. препод.

ЗОТШНА О.Я.

кафедра философии Государственной Академии сферы быта и услуг.

Задита соотситоя u£f * в часов

иа ьасаданиа Специалиаирсванного совета (Д 053.05.21) по философским наукам 9 Московском государственном университете одзда М.В.Лоыоносова по адрзсу; Москва, Ленинские горы,

I-й корцу о гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет,

II-й атак, аудитория 1167.

С даосартацаий мохно ознакомдться в читальном вале йвйдиотвки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ ни. И.В.Ломоносова,

Автореферат разослан " ^ J93 года

jMiewufl оэкретарь (¡педализированного совета

Т.В.Куянецова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Настоящая работа посвящена выявлению наиболее значительных эмоционально-эстетических образований в языке. В центр исследовательского интереса била поставлена проблема уточнения эстетически-поэт^еской разновидности выражения чувств в повседневном языке, фольклоре и литературе.

Актуальность предпринятого исследования определяется прежде всего тем, что до сих пор отсутствует общее определение эстетической функции языка, тем более определение ее содержательно-информативного аспекта, ¡основанного на изучении проблемы взаимосвязи эстетики и язш.. в историческом развитии.

В диссертации предпринимается попытка выведения проблемы форм эмок '.ональ"о—эстетической информативности языка на основе поэтического язшса как я дадовательной традиции употребления "языка" чувств в повседневно..» языке с нарастающей концентриро-ванностью и эстетической направленность» в языке фольклора и литературы.

Актуальность исследования сегодня обусловлена еще и тем, что отсутствие общего представления эстетически-содержательных процессов в языке обедняет Языкову» практику особенно в наше время, когда объективно наблюдается рост эстетичеоки-эмоционяль-ной информативности язык? в обуче,ши языкам устанавливается новая философия обучения, внедряются давне методы, учитывающие необходимость ог^ешя языку на эстетическом уровне. Б настоящее врема из-за отсутствия единого '"подхода и терминологии пред-стакиенио об активных эстетических процессах в языке сужается и на практике подменяется обсуждением отдельных художественных средств выражения.

Степень изученности проблемы п теоретическая база исследования.

Теоретическое обоснование даюгаго исследования потребовало изучения большого крута исс: довательских источников,посвященных своеобразию функций языка в гуманитарной сфере. Как пишет М.Бахтин, язык участвует в формировании целостного смысла гуманитарного текста и имеет отношение к истине, правде, добру, красоте, истории Своеобразие главной функции языка, как от-

^ Бахтин М.М. Проблема текста.- Опыт философского анализа. - Вопросы литературы, 1976, !е 10, с. 125-126.

ыо'ыи представители философской герменевтики, связано со спецификой познавательной ситуации: р гуманитарной сфере - эстетика, этике, искусства, литературе и т.п. наибольший и-терес представляют не столько объективное познание, сколько субъективное переживание и прояснение истины, истолкование сшсла существования всегда сопровождаешь живым человеческим чувством и эс^даонашюстыо. Мышление тут ^ самого начала сопряжено с аффектами*.

Для создания теоретической базы исследования привлечены авторы различнчх эпох, начиная о периода классической греческой философии и эстетики, занимающиеся . проблемой эстетической фупош языка в качестве "очеловвчивь.ля" чувств и аффектов, установление порядка, в котором развиваются с теткческие чувства. Известно, что да-тэатура является ло этической организованность^ аправленной на уравновешение, сс зршенствование к "разунение" эшвдй_, системой "переключения" познающего с объекта переживания на сами переживания. Однако следует помнить,что именно язык является реальной базой, не основе которой осуществляется вц± ление - концептуализация эыанотшрованного переживания.

В начале поэтическая организованность выражения чувств и цараживанда проходит в эмпирическом языке лак традиция образования и употребления "языка" чувстеРНоследсгв оно усиливается в фольклора, постепенно обретая самостоятельное смнслообра-зуадее эначеше в литературе.

Началом исследования эстетической эмоциональной информативности и психологических процессов в языке и литературе, связшшых с возникновением эстетического чувства как результата психг-готического процесса выравнивания и разумения чувств, следует считать работы Аристотеля, В.Асмус, как и честно, психологию Аристотеля причисляет к "великим страницам в развития науки о человеческой душе", осветившей человеку мне ое непонятное в его собот-цшшой цриродо, в том числе потребность к душевной гармонии, причиной которой является гармония мысли и чувства"*1.

* Ьцготский Л.С. Избр.пошол.исолед. - М., 1956, о.54.

^ Асмус В.ф. Трактат "О куш", Б кн. Аристотель. Сочинения й 4-х томах. М., 1975. Т.1, с. 61.

э

Ломимо классических сочиг ннй, объединяших вербальный л эстетически-,>удо зственшй уровень в изучения объекта поэтического языка, такса так, например, работы Э.Берка и Шеллинга, теоретическую базу диссертации сос шляют отдельные положения представителей эмотявной и новой эстетики и поэтики, как и эстетически ориентированного литературоведения и языкознания второй половины XX века (В.В.Виноградов, М.М.Бахтин, Р.А.Бу-дагов, ШОЯЗ и др.) и собственно эстетические ксследовагагя познавательных лрс .зссов современной русской эстетической июли. Следует отметить : :ботн таких авторов, как А.Я.Зись, С.Х.Раппопорт, С.С.Голздентрихт, М.С.Каган, Е.В.Воляова, А.С.Мкгунов, Л.И.Столович, Е.П.Иестаков и др., в -которых эстетически-познавательная природа языка не рассматривается отдельно, но в зофсе решения основных проблем эстетического познания,

В частности, в диссертации использованы воззрения о качественно новых оттенках эстетического познания, р качестве сопровождающей восприятие и переживания эстетически-эмоциональный информантами языка дознавательских форм в виде мысли -чувства*.

При написании - чс^ертаи I пришлэот столкнуться с малоизученными проблемами в эстетике. Кроме отмеченного выше отсутствия дефиниции эстетической функции языка в философских и эстетических словарях, что отражает малый исследовательский интерес к активным сегодня процессам язы г, следует говорить об отсутствии единого подхода терминологических определений в сфере эбширной литературы т.н. искусства слова, где эстетические явления з языке представлена в богатом наличествую безотносителъ-та к какой-либо эстетически теоретической системе. С другой стороны, определения эстетически познавательной ситуации в отношении языковой деятельности проводится без привлечения широкого ¡мгшрически-рефяекгавного материала, представленного иокусот-юм слова. Проблема эстетической функциональности языка не име-!Т активного решения, на наш взгляд, по причале недостаточной :оордшшровапностн теоретического т< эмпирического материала, от-

1 Шгунов A.C. ^lgar. Эстетика и искусство во второй оловине XX века. М., 1991, с. 62-63.

оухотвия объединяющего начала. Б качестве такого начала в определении эстетической эмоциональности в материале, представленном современным искусством слова,диссертанту послужило определён нио астатической функции языка, как использование языка, приводящее в движении познавательную энергию не только коммуникативного, но и чувственно-оценочного направления*.

Целт и аадачи исследования. Основной целью данного исследования стали анализ и систематизация различных творческих положений эстетической науки по вопросу об эмоционально-эстетической функциональности языка и наиболее предстоительных их форм, а такге соотнесс ле этих положений с практической деятельностью языка.

Общая цель кошфетязируется в следующих задачах:

- определить способ эстетического осмысления и выражения информации на базе поэтического языка как традиции употребления "языка" чувств;

- выявить поэтапное развитие принципов эстетической информативности языка-для обоснования методологии анализа актуальных форм эстетически-эмоциональной функциональности языка и литературы сегодня;

- раскрыть психологический механизм возникновения равновесной сиотеда мысли-чувства в качестве оснош развития эстетических чувств;

- изучать связь эстетической позиции языка и передачи духовного содержания информации;

. - дифференг'ровать формы эмоционально-эстетической функционально' -и языка в фольклоре и литературе, как и в более обширном контексте употребления языка сегодня.

Методологической основой диссертационной работа, способствующей реализации цели и конкретных задач данного ис.ледова-ния, послужил проблемно-исторический подход. Логико-историчеокое развитие обоз:ачанной проблемы связано, во-первых, с "Поэтикой", И "Матефязккой" Аристотеля, определение^ поэтического в системе ананий; во-вторых, интерпретацией эстетики Аристотеля Асмусом, Лооеыгм и др.; в-третьих, с гносеологическими принципами Локка

* См.: Грицютенко И.Е. Эстетическая функция художественного олова. Львов, 1ЭТ6,

и Берна о роли вторичных-атрибутивных свойств в выражении аффекишюсти как основы поэтического языка. В методологическую основу работе тайне нходят некоторые положения сонремэн-ного рационального бихевиоризма,- когнитивной психологии и культурной эмердаенсии, являющиеся логическим ра;.л!тием ставших > уже классическими допущений Локка-Берна об особ£& качествах чувствительности у существ, обладаниях сознанием, в отличие от физических систем, которым нельзя приписывать атрибутивные свойства.Атрибутивнш свойства, выявленные языком, указывает на псвхически-ментвлыые состояния я чувства. "Сырые чувства" проходят лингвистическую обработку в "зыке. Когнитивная психология под .еркквает стабильн :ть знаний образующихся на основа этих чувств. С другой с.лроны, по мнению Карнапа, Витгенштейна, Малкольиг. а др. слова связаны с естественны!.! выражением ощущений: вербальное вырази лэ подменяет крик, а не описывает его. Западной школой рецептивной „стетики (Яусс, Изер, Архейл) был ошечен эмоциональный герметизм произведений, принципиально меняющий понимание с$пг:зга поэтического языка в литературном произведении. Принцип эмоционального гермегнзма произведения делает поэтический язык "наречием" к воспринимающему, экспрессивной формой, ог-^чающей литературный вид искусства, вшзакенкеп единой эстетической интонации.

В-четвертых, для эстг ^ического анализа актуальной язнковсй деятельности привлечен принцип эмоциональной ритуальности фольклора, к в-пятых, принцип поэтически-эмоциональной последовательности эмпирического, фольклорного и языка татературы, отмеченного русской школой эстетики языка и фольклора.

Новизна диссертационного исследования связана с восстановлением цроблеш актуализации-высокой эстетической позиции языка в духовности и культуре общества. .Как известно, в 20-30 годы (X века русские языковеды, философы и эстетики языка прилагали Зольпше усилия в стабилизации объективно-деятельного подхода к 1знку, способствующего актуалис ции эстетической позиции языка з обществе, и вместе с тем повышения духовности его содержания. глсе в середине XIX века В.^умбгльдт выявил взаимосвязь внсокой юзиции и содержательности языка, как и особое значение подоб-гого качества языка для социального и психологического приобще-

пил к духовной культуре. Сегодня объективный подход к языку цольен углублять понимание возрас шцей эстетически-эмоциональной информативности языка, особенности его ре&тизац: t.

Новизна актуальной работы связана с выдвижением объекта исследование, которым является условная часть языка, более специфично выражающая человека его деятельность и шеи, ко-тор з оцениваются через эмоцаона. ьную призму. Представленную в динамике последовательного перехода от эмпирического языка К фольклор и литературу, ее можно условно обозначать традицией использования' "языка" чувств. Использование этой традиции для эи\ глки в первую очередь важно как процесс,связанный с "эман-<ж_адаей" чувств и переживший, и их поэтическим обозначением и выражением. Слагающаяся традиция поэтического выражения чунств в симвояичесьл формах языка одновременно является средой, в которой осуществляется эстетически-метафорические и 3ii£(r-jriiï6jK»iô процессы виравиивант, ТЬзвывааия s "оче-довечення" эмоций.

Сама идея эстетического щ добавления поэтического языка восходит к классическим исследованиям Аристотеля и, в частности , Эдмунда Берса, который восстаношл на заре нового времени философски-эстетический смысл древнегреческого учения о поэтическом в отношении языка и специфических знании. Как известноs предшественник Берка, Дкон Локк доказал связь и "братное духов-пс-астстичоское воздействие между субъектом и объектом отратонш, в связи о чем философ предлагает дифференциацию выражения^., Локк вводит в эстетику понимание участия человеческой чувственной и духовной организации з образовании разноплановых ид Я. В последствии Эдмунд Берк, одним из первых в эстетике Нового времени на базе человеческой аффектив..ости, начинает исследование проблей эстетически-эмоциональной информативности поэтического языка. Литература, пишот Берк, нвляется сильным выражением, в отличии от ноного выражения науки, где автор доказывает сшй талант представления вдей,"прямой", предмет которцх отсутствует в действительности, и аффекты должны восполшть то, в чг;м уступает описание*.

^ Берк 0. Й1лософское исследование о происхождении наших цг.ей возвышенного н прекрасного. M,, 1979, о. IS5.

Эстетическая актуализации проблем« эмоциональной информативности поэтического или "языка" чувств имеет прямое отношение к языково-^й.ературной ситуации современности, когда тенден--чи ее развития невозможно понять без применения эстоти -ческих критер1 в. 1'Ьс отсутствие в настоящее время ощутимо в разных областях языковой деятельности или дискурса в шчроком смысле. При 0ТОМ "поэтичнесть"яэыка в реальной ситуации сегодн-ч выродается наиболее многогранно.

Помимо йоменения природы эсгетически-эмоционплышх ппоцессов в литература, в языковой практике на более масштабном уровне в обществе образуется стиль, который условно можно обозначать концептуальным выражением эмоционального или эмоциональным выражением логического, суть которого-активгое участие аффективного и эмоционального в поиске выражения истины. Особо характерно это для современной журналистики и публицистики.

Автор диссертации предпринимает попытку практического применения обобщенной концепции эстетически-эмоциональной функциональности поэтического языка для анализа актуальной ситуация в той части Языкове .тихерату. .¡ой деяге;; кости, в которой, на ее взгляд, объективно вцдешаны эстетические критерии. В первую очередь, это фольклор .который ,как и дитер.чтуря, глубоко отр^к.т "эмоциональное содержание" ■ семени, живо откликается на его изменение, способствует духовном^ росту общества в смысле преодоления "эстетически-эмоционально безструктурного представления" (М.С.Наган) овоего времени. "Традиционнря культура, - подчеркивает М.С,Каган, - всегда представляет дополнение к ра~ циональному общению людей в виде особого раздела дискурса, на основе которого только и возможны систематические занятия но развитию способностей эстетического восприятия шра"*. Процесс формирования систеш ценное те ^ индивида осуществляется на основе пережигания, а не чисто национальным путем**.

Анализ эстетически-эмоциональной функциональности поэтического языка литературы романтизг", импрессионизма и потока

1 Каган М.С. Мир общения. М., 1988, с. 272.

2 Там яв, с. ЗСО.

ооьнаяия раскрывает прирост поэтической содержательности по-шшо раскрытия авторами данных литературных нр-фавлевдй новых способов формирования эмоционально-эстетического смысла произведений. Так усиленная эмоциональность является способом раскрытия мысли в 'романтичнской литературе, ассоциативность связи переживаний (вместо событий) являет идею импрессионизма в ■штературе. Литература потока сознания имитирует эмоциональный уровень до-речевой стадии мысли, характерной отсутствием равновесия интеллектуального и эмоционального. Новый французский роман актунлизует изображение подсознательных чувг чз, уровень, на котором реакции лвде:" теряют свои различия £ Следствии этого читатель оказывается вовлечен в могучую стихию аффектов и эмоций1, Новая поэтика середины XX века фиксирует общий цр: ост эмоционально-эстетического наполнения литературы, как и усложнения струк- три передачи поэтически-эмоциональной информативности. Проникновение в ядро духовного мпра проиг -адения становится зависшим от восприятия поэтической интонации языка произведения. Представляя ситуацию читателя поэзии Анны Ахматовой, Иос/ф Бродский отмечает момент "стереоскопического" соз-налш языка чувств произведения. Литература в наш ьек ввдвигает на . первый план авагогически-метафорические функций поэтического языка, чтобы подьять уровень ж>циональности. ¿^этический язык обосновывается эмотивно-выразительной формой современной литературы2.

В связи о объективным количественным и качественным приростом эмощональ' ч-эс^чтической информативности языка, литературы к тискурса в целом, впервые представлена идея дифференциации поэтического как нормы (идеала эстетической организованности "языка" чувств относительно реальной ситуации передачи »¡лотавншс состояли^.

Практическая значимость диссертации. Теоретические вызоди, оделашше в работе, как и фрагменты ее материала легли в основу разработки методики преподавания латышского язызса, истории и культуры Латвии в Рижском техническом униьерситете для латышс-

* Саррот Я. ара подозрений. Писатели Франции о литературе.

и., те; с.315.

2 Arnhclm П. Towards feycholcgy of Ar t. tic rkley, '19ob, p. 1;C0 .

кях, русских и англоязычных студентов, сяотеттизацшг и подготовки учебно-методической литературы. Полояения дпосертянм-олной работы были использованы в курсе разработки мероприятий, сшзашшх с проведением государственного закона Латвии о государственном языке, издании ряда материалов, например, "Vaistc valoda, vësturs un imitera" BTOt HlGA, 1993. ("Государственный язык, история, культура"). Fa данном этапе идеи я материалы диссертации внедряется в методику образования систем! ыяжяу-* йярдеюго обучения иностранным языкам и культу ре.

Апробация работы. Выводы диссертация нашли свое отражение в докладах автора на научно-теоретических и методических конференциях: ''Проблемы обучения в техническом вузе" - 1991 (Рига-Лиепая, 30 мая); "Вопросы преподавания национального лзнка и культуры" {Уфа, 17-20 декабря IS9I г.); Международной научной конференции "Обучение культуре -• усвоение культуры" (Московская область.?-1) октября 1992 г.). Идеи таюке ксполъьоваш в работе Научп-методического совета по проблемам обучения языку и культуре национального я межнационального сбщения при Государстгешои комитета по народному образований и осуждались на заседании 18 июня 1991 г. (Мэсияа, Институт русского языка km.A.C.ÏÏj лшяа), и деятельности Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков (AC0EI). Диссертационная работа обсуддалаоь на кафедре эстетики философского факультета £!ГУ им.М.В.Ломоносова и была рекомендована к защите,

Структура работы. Диссертация достоит из введения, дцух глав и заключения. Структура работы отряжает план исторического развитая понятий эотетичэскоЛ информативности и духовной целенопраазешгости на базе эмпирического, фольклорного языка и языка литературы, кис и план анализа актуальной эмоционально-эстетической функциональности поэтического языка.

В главе I рассматривается история шатанного развития эс-тотячзского осмысления и выражения информации на базе поэтй-чоского языка кьк традиции употребления "языка чувств".

Первая глава - "Проблема эстетической информативности поэтического языка (история вопроса)" определяет три этапа: антично греческий период выявления философского смысла эстетически эмоциональной информативности языка как поэтического принципа;

иирцод Просвещения и классической эстетики с разработкой проблемы различия образования теоретической и поэтически-эстетической икфорыазда ¡¡а уровне идей и языка (идеадии), г-сличающейся духоылш смыслом. Отмечена роль воззрений В.Гумбольдта для дальнейшего развития в Новейаее врема исследования и актуализации объективного подхода к языку, повышения эстетических критериев о .гзиковой деятельности, В перигл Бовейшэго времени звделено зиачешга эстетически ориентированной русской филолотаческой ыт/ли конца ХВ и XX веков для повышения культурного "порога" языщ. осуществляющего духовно-эстетически уровень знаний, как а разработки теоретического базиса для определения эстетичес-к! >: критерии языковой деятельности, л частности, ввдвшеение В.Ь,Виноградовым понятия эстетического обра: языка.

Вторая глава - "Поэтическая и эмоТи<?на£с . формы эмоцио-налъно-эо отической направлешости фольклор 1 к литературы" ¿юсьящшс- проблеме актуализации эмоционально-эстетической ин-дрр.лативностк в языковой деятельности сегодня, в частности, определению поэтической и эмогтвно."! форм эстетически-эмоциональной функциональности языка.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность избр; :;ной теш, дана }:и:,а1.теристкка степени разработанности проблеш и определена научная новизна данного исследования, определены его цель и задачи. _

В первом параграфе первой главы "Определение поэтического в ешзи с языком и знанием у Аристотеля" раскрыты воззрения Аристотеля в отношении определения поэтического принципа и его реализации в поэтическом языке и знантях.

Язык обеспечивает связь о мышлением и осуществляет допол-цамлыюе воздействие. Связь шшлен"ч, языка и искусства, как полагал Аристотель, поатично-энергетична. Эстетические закономерности этой сг-.Еи рассматриваются им в "Поэтике". Поэтические, обладая "знанием причишюсти", имеет эстетически-педагоги-чьскуи н,и1,!юсть. Эстетически-эмоциональные доминанты "снимают" 1!Т|;яцмел..ное влияние дцпактачности, воздействует ни разум чщ'-сз чуаатьа.

К поэтическим знаниям Ари готель причислил знания о снмш! языковой деятельности на уровне поэзии. Эти специфичные знании составляют предает "Поэтики". Диссертант отмечает высокое нанковое сознание в качестве метода ф.:,;осо$ии Аристотеля. Это <;or¡ нание является результатом обогащения народно-традициошш, яреческих и прогофнлософских подходов к языку, как и составит! частью социолингвистической и культурной ситуации . эпохи Аристотеля. В частности, национальный язык в это время возводится в ранг государственного и превращается в инструмент влил ния на государственные <-. общественные дола*.

Развитие мышления и культивирование языка в античный пери од стали основными принципами в области духовно-эс"' ;тическсго воспитания и педагогики в школе. Ораторское искусство соперничает с музыкой и зодчеством, ваянием и эпосом, лирикой, драмой и претеццуег па звание "царицы всех искусств".

Бее это является дополнительным стимулом к разштию философии языка, как и анализу экспрессивности языка и выражения. Следует отмета..., что у Аристотеля еще эстетика не является самостоятельной дисциплиной, но у«ето осуществлен эстетический анализ выражения, в гасшоса» ', дается 6r--.ee глубокий анализ ее ъ сфере риторики.

"Риторика Аристотеля есть нейтральная эстетика, которая оперирует областями, средние меяду бытием и небытием"2.

Реиавдвм фактором впечатлительности риторического вираже-ния по Аристотелю является стиль выражения как техника аффективного воздействия на слушателя. '•'

В сфере выражения, как полагал Аристотель, освобоядаогон цуховная энергия - энтелехия. Конечной целью выражения явукл -зя освоение сшсла.

В сфере риторики намечен переход к поэтике: Аристотель сн ■ звязывает с приростом выраже1~я вероятного, в сфэре поэзии и ipai.üi переходящего осознаваемую границу.

Поэтическое как эстетическая категория свое определение юлучило в ХУШ веке, но как эстетический принцип приобретение-

^"Кессиди Ф.Х. оилосоДш, диалог и дпалектика&рзвнзй Греши классического нишода//Проблегсн античной культуры. - .М., KJ6V с. tS.

2 Лосев Л.Ф. Исторяя античной эстетики.Аристотель и позд-!Я:1 классика, - У., 1075, с.эЗЯ.

го ошиотьа душ разумно-творческого настроя выявлено Аристотелем, Он дает "схему" эстетического воздействия поэтического искусств. в аспекте эстетического восполнения: и упорядоченности аффектов. В "схему" входят теория этоса, катарсиса и теория цроявланин общепоэтического воздействия искусства на основа встетическн-ашционалыю восаолнамого удовольствия хсак оазы развития эстетических чувств.

Аристотелю свойотзен психологический подход к рационально-созерцательным и эмоционально-аффективным процессам. Философ выявляет связь поэтического с развитием эстетических чувств в процессе "выравнивания" аффективности на примерах словденого искусства и музыки.

Слово в драматическом искусстве позволяет достичь правдоподобия мысленным образам и аффективным представлениям. Удо-во истые от восприятия поэтического в искусстве специфично и отличается от созерцательных радостей философа шш поэта, обожающего процесс творения и сочинения, как свое дитя. У Аристотеля вырисовывается эстетическая теория эмоционально восполняющего удовольствия в овладении разумной эффективностью как связью эстетического восприятия с удовольствием в поэтических видах искусства. Например, в музыке поэтическая среда "непосредственна", звуки, ритм и гармония дрямо воздействуют на состояние души, наиболее "приближают" к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и уверенности и всех противоположи« им свойств, а также прочих нравственных качеств. Когди ш воспринимаем нашим умом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное надтроение.

Нравственное чувство как предмет изображения наиболее доступно цс}<усстьу олова. Б трагедии есть то, что и в эпоса, но дополнительно "изображены" эмоции.

%зына чувствошо, динамично и непосредственно воспроизводит душевное состояше, изобразительное искусство обращается, к зрению, пока искусство слова наиболее подаю воспроизводит деячеьшй аспект человеческого характера, передает ход его мыслей, чувств и эмоционального состояния. В этом смысле драма обладает большой самоценностью структуры, учитшзалиой само-8ЕКОШЩЙ поэтический строй.

Философ считает, что через художественное познание совер-шено.вуются ум и нравственное чувство зрителей и слушателей драмы.

Поэтическое как эстетически-эмоциональная разумность имеет особое значение в воспитании молодели. Произведения, на которых воспитывается молодежь, должны быть лучшими образцами поэтического искусства, оберегающими молодость "от соприкосновения с дурным", "низменным" или "разжигающим ненависть"*.

образом, освещение духовного и эстетического является особенностью психологии, только эстетика приводит к испытанию удовольствия или неудовольствия в душе человека, то есть сосредоточение чувстл вовлекает ум в жизненную практику2.

В параграфе втором "Аф^ективность как принцип поэтического языка у Э.Берка" рассмаариваогся определение Берном поэтически-аффективного языка.

В Повое время наблккаетсл дифференцированный подход к воп-росшд языковой деятельности. Он обусловлен распространением философских, научко-техничегаии и гуманитарно-просветительских вдей в индустриальную эпоху. Роль языка в просветительский духовной культуре характеризуется не т лько его формированием, но И способом "вращения" идей. К тому не литера? ра занимает достойное место среди других видов искусств и теоретическое раздвоение модусов теоретического и поэтического мшлешш и выражения, то есть появляется кс щепцпя "двух языков". Теоретический язык разрабатывает понятийно-виразительше росурсы, поэтический язык развивается в качестве авторского стиля литературы.

Воледствие рефлексии языка логическая координация в языка зависит от общей целенаправленности выражения э; ¡ирического, теоретического и поэтичеогэго. Рефлексия языка Нового времени обосновывает рационализм" шрожения. Точность и конкретность анализа оказали влиянии на уровень дальнейшей рациональной рефлективности языка.

Философии характерно снижение-интереса к проблемам эстетических качеств дискурса, .Шесте с тем пояпляютол проекты од~

* Аристотель. Сочинения л 4-х т. - М., 1975-1984, о.¿¿¿-¿е'/

2 Асмус В. Метафизика Арпстотоля//Аристотвл». Сочинения» У 4-х т. - М., 1975, т.1, с.67.

постороннего нормирования литературного языка для приспособления его функционал.лости в теоретическом выражении.

Английский сенсуалист Э.Берк доказывает, что в подобных "понятийных" языках отсутствует гю&тичегк^ сила,

В определении поэтического языка Берк исходит из следующего:

Госте;:ше абстрактных идей: добродетель, честь, убеждения - могут быть словесно обозначены ц варежек^ объективно посто-яшшми аффектами души, обладающими определенностью впечатлительности. Задушевность языка и литературы является поэтически орудием. Сильное выражение (литература) в отличие от ясного, выражения (наука) проявляет татант представления идей, предмет которых отсутствует в действительности, и где аффекты должны восполнить то, что уступает описании?.

Аффективная структура языка строится на тпех уровнях: семантическом, синтаксическом и прагматическое. кроме грамматического употребления языка следует говорить о^его эстетическом использовании в поэтических произведениях. При переводе поэтического произведения поэзия может ферять согласованность о внешними объектам, но структура аййективного воздействия как эмоциональная "открытость" и соотнесенность с человеческими проблемами как принципа поэтически-эмошюнальното языка со н е

В параграфе третьем "Немецкая классическая эстетика о духовной целенаправленности знашй" раскрывает значение классической немецкой эстетики в определении понятия эстетической направленности и духовности выражения. Немецкая классическая эстетика (Кант, Гегель, Шеллинг и 1Умболь№$рассматривают взаимосвязь поэтически-эмоционального языка и э.гетической направленности духовного выражения. У Канта проблема систематической передачи морально-эстетического ошта посредством языка выражается через ырмы и традиции внутри культуры. Эстетический вкус рейдирует поэтическое воображение в сшсле определен!«! границ вероятного, плат/цоподобного и эмоционально достойного.

* Берк Э. Филосо&ские исследования о происходцении идей возвышенного и прекрасного. - М., 1979, с. 186-195.

В настоящее время эстетические принципы философии языка, изложенные немецкими йигасофамн и особенно Гумбольдтом, могут помочь в впборе критерия структурализации материала для обучения языку как существенному кошту духовной культуры.

Учитель, обучающий язш<у, должен стремиться к тому, чтобы у обучаемого слагалось внутреннее чувство языка как опыт, его исследования для вгтраяения определенного. стиля эстетически эмоционального поэтического и ассоциативного восприятия мира, свойственного дачной этнолингвистической традиции. Гумбольдт раскрывает содержание этнолингвистического аспекта категории ментальнооти. определяющей духовно-содержателышй план поэтического языка и понимаете эстетической целенаправленности выражения. Ментальноеть есть совокупность особенностей языка и мышления, определяющая самобытность духовной ориентации, особенно в поэтическом языке мифологии, религии, фольклора и литературы. Центром поэтического языка является народ! е искусство слова Таким ибразом заслуга Гумболздта состоит э том, что он определил к 1туры идеального, метаэмпирического в формах поэтических языковых структур.

Это вагчо в данный момент времени в нашей стране, так как закрепление за национальными языками статуса государственного языка приводит к необходимости разработки новых методик обуча-1шя и прежде всего определения "эстетического обр^а" языка и с-х» места в культурном обмене.

Параграф четвертый посвящен раскрытию связей духовности и эстетической направленности дискурса.

Рациональный язык должен развивать внутренние возможности поэтического и эстетически направленного выражения. Б латышском языке имеются богатые традиции поэтического языка, и здесь проявляются своеобразные эстетические нормы "фольклорно-лэыко-вого поэтического дознания", 'влияадие на литературу и искусство.

Язык употребляет самые разные средстве выражения "живых" настроений и чувств. Отмечая некоторую агЭД.ктшшую направленность, выявляем разные акценты эмоционально-духовного и эстетическую цоленаправлешюсть двух типов выпатания. жэтического ц эмотишого, Эстетическа-эмотивдан направленность языка с его акцентом, интонацией, стилистической вариабельностью "проворк~

ется" критериями качества дискурса (поштийностью, ясностью, определенностью, актуальностью и жизненностью). Поэтические ресурсы языка придает силу ж энергии дискурсу. Практическое значение объективного подхода к эстетической позиции языка -в преподавании языка в школе и вр.сшем учебном заведении, где язык является и предметом преподавания, и способом и средой научения, просвещения, воспитания и духовного развития. '

"Если для облекая идей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык. культивированный как особое искусство, язык нотмгруешй"'*'.

Объективный подход к языку с эстетической позиции особенно необхода! сейчас, коцца в дикурсе властвует "нивелирован-ность", фразерство, в литературных текстах - "благозвучие" или "красота языка", наблкдается искоренение частоты эстетического чувства.

Философско-объективный подход и эстетическая позиция языка расширяет наши знания в содержательном плане языка: выражении понятий и идей относительно вещей, явлений и отношений жизненно эмпирического п*ена, выявлении природного и трансцендентального. В работах русских языковедов решалась проблема в связи с конкретными социолингвистическими и ляте-ратурчцш потребностями ловыиеаа общего уровня культуры широких масс.

В 20-е годы проблема эмоционально-эстетического отношения к яз^ изучалась эстетикой эмотишзма - "Человек, хочет того ели нот, всегда т .ключей к вложившимся стереотипам поведения как образца!« чувствования и переливания. Даяе самоо зБвдые истгаш, црадставляшциеоя сознании непосредственно им самим выработанными, оказываются состоящими из готовых блоков мышления и языка. Не сознавая этого, личность пользуется этими данными духовных орудий"^.

Параграф 1штый "Русская икола языковедов об эмоиионально-

1 Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения па язык//0сшвы культуры речи. - М., 1934, с.¿Ьб.

2 Прозерский В.В. Критический очерк эстетики эмотишзма, - М., 1933, с. 153.

эстетической функциональности поэтического языка".

В XX веке все большее значение приобретает .лтегрирован-¿ость человека в языковый дискурс. Новая эстетика языка приближает проблемы дискурса к проблемам искусства. Исследование художественного языка приобретает новый смысл. Виноградов считает, что язык функционирует на уровне общественного мировоззрения и его истории. Ученый указывает на то, что кроме эстети-чески-змотивкых представлений и акцентов в мироощущении и духовном совершенствовании существует определенно^ чувственное восприятие .

Русские лингкгсты выдвигают понятие эмотивного баланса слоЕа в контексте дискурса и отмечают его подвижность. С развитием идей в обществе меняется и язык. В-дественное отношение и з' 1чеи:е слова могут расходиться в ходе развития процессов речевой коммуникации. Я. ж как "живая1 система осуществляет наиболее етзнепю важные для общества и человека мысли и чувства . 1

Б.Эйхенбаум, Б.Томашевский, В. Шклов<уши выявили разнообразие эстетической (|уккцпональностц языка в системе дискурса в выражении индивидуального, социальное о, культурно-исторлчег.лэ-гс аспекта человеческой деятельности.

Глава вторая - "Поэтическая и эмотивная формы эмоционально-эстетической направленности фольклора и литературы" посвящена углублению понимания эстетической информативности языка в эстетике Новейшего времени.

В параграфе первом дается определение эстетической эмоциональности современной наукой и актуальной практикой искусства слова. На наш взгляд, следует координировать и поняти!Ью взаи-мосблгогать эстетически ориентированные теории и воззг чкя. Тр-кло, как, например, словесность и теория искусства слова. С цельв эстетического воспитаний предлагаются опре, эл пш осте-тическо: функции языка. Например, "под эстетической функцией языка надо понимать такое его использование, которое приводит в движение познавательную силу (энергию) не только коммуникативного, но и чувственно-оценочного направления"*. Сегодня пред-

* Грицютеико И.Б. Эотетпческол фу-'кдпя х; ;ояесп'исшюго слова. - Львов, .

латается более детальное рассмотрение содержательной реализации эстетического в ;3ыке, в частности фольклоре и литературе.

Человек всегда жаждет успокоения, организованности чувств. Однако "физиономика чувств" надгго напряж шого политизированного времени не обновляет лоэтический тип эстетической целенаправленности языка и выражения, Имаш Аузиньш пишет . "Беспощадный анализ укрывает на к'¡сой-то непоэтический вид нашей сегод11Ки;-ней поэзии, . . которг:", однако, та же 1 же? являться существенным отражением человеческой душ. Оно заставляет задуматься о наыей судьбе, о нашем душевном'состоянии".

Воспитание чувств, их гармонизация для каждого индивида является самостоятельной сферой эстетической педагогики . (М.Кагак).

Сегодня приходится говорить о вульгарном понимании поэтического: оторванного от общей эстетической гносеологии, либо как универсальный эстетически-эмоциональный др^нцип в воздействии всякого искусства.

Параграф второй исследует общие поэтические закономерности эмпирического языка,-фол,..лора и литературы.

"Язык пока шшет в народе, никогда не утратит своей гиз-ненной силы, и всякое значительное в литературе явление есть как бы новая политика творчества в языке, есть возрождение той. самой силы, которая первоначально двинула язык к образованию^. Исследуя эстетическую эмоциональность языка и фольклора, А.Л.По-тебкя связывает к с историей поэте .зских структур, раскрывающих взаимосвязь языка и искусства. Ученый доказ. лет, что поэтическая образность эмпирического язцка связана с национальной традицией аккуыулящш эстетического опыта.

В мире фольклора под действием поэтического языка человек включается в систему осмысления эшкрическк-битового и духовного. 11а эс етическом уровне, свойственном позиции поэтического языка, воспринимающий не только "видит" и "олцшит" •предмет, но и чувствует и перекивает. При этом он получает фонетические, семантические и синтаксически-метрические стимула для эстетического переживания.

^Диг^оТеория литературных стилей. - М., 1982} с, '¿6.

Магической формуле/. проникновения во внутренний ¡дар чувств, переживаний и эмотпвлых состояний в народной традиции, например, служит повторный мотпв-припев, который сохраняет семантику ритуального внушения определенного чувства. Припев "лито" в латышской народной обрядовой песне (обряд логкего солнцестояния) прививает эстетические чувства восприятия и гармонии с природой в момент солкцеворота.

В «стории литературы развитие и направленность эстетически-этвдо зальной информативности как основы поэтичности текста хорошо прослеживается во всем развитии печатного слова уже с начала ХУ века.

В середине XX века новой поэтике свойственно амоционально-здиетическое наполнение литературы и усложнение, структур выра-асгамя поэтичеоки-эмощо.нальной информативности.

Человек в поэтическом не уходит от самого себя ради объекта познаг'Ч, от субъективного, .эмоционального, а при передаче психи"еского состояния используется эффективность глубокого содержания.

Поэтическая тотальность проявляется через переживание. Поэтическое переживание, свойственное мысли-чувству, закрепляет эс'етическа-эмотивное состояние.

В параграфе третьем раскрывается проблема функций поэтического языка в художественной литературе.

Интеллектуальное и эстетически-эмоциональное возвышение функции языка изучается философской эстетикой романтизма конца ХУТН и начала ИХ века и феноменологами XX века. В языке и мышлении формируются понятийные наполнения, разнородные по содержанию и эмотивной направленности. Ю.С.Степанов считает, что язык создает трехмерное пространство для мысли и чувства. Лро-странственность языка является существенной характеристикой функционалыюоти л зыка в конкретном культурчо-исюрическом развитии общества. Язык является мерой научных, теоретических и философских идей, чувств и чаяний. Литература становится само-оознанием человеческой духовности.

Просветленный образ Богоматери в живописи блгюк поэтизации матери в латышском фольклоре, образ ее гармонически сляпан о природ! ми начали?,я.

Пг этический язык формируется как своеобразная форма духовности, в том числа пантеистически-языковой и фольклорной.

Поэтический язык Шеллингом трактуется как самый выразительный элемент формы в искусстве слова. Дифференцированный подход к проблемам языкового дискурса лг - в основу теории идеа-ции (Локк, Берк, Кант).

согласно теории номинализма ра?тгм, используя с эвесные знаки, обозначает мысленные концепты. Номиналисты перенесли на природу термина весь дискурс.

Основываясь на типах ^бьектов языка (Г.Фрзге) - суб~танци-онных, теоретических и воображаемых, предлагаем деление дискурса по признаку смыслового употребления языка (номинативный. понятийный и безобъективно-поэтический).

Поэтическое присутствует как эмоциональный сверхтон произведения, возншший на апагогической функции языка, проникает и выливается в "мелодию' чувств.

Поэтячески-алагогич°ское в языке поэзии утверждает добро, справедливость, и тшность и является гармонией морали и прекрасного.

Эмпирический язык имеет потенциал выражения чувственности к духовности - метафору.

"Выразить невыразимое", то есть выразить чувства, затаенные в человеке и природе, - цель романтической и постмодернистской лптп; атуры. Метафоризация формирует эстетическое отношение в виде чувства здинения эстетического переживания в мире и поэтического способа выражения.

Поэзия шире, чем теоретическое науки, охватывает жизненность и полноту бытиь. человека. Метафорическое мышление помогает поэтическому мышлению приблизиться к эстетическом^ во взаимодействии реального мира с эмоциональным 1,шром души человека.

Параграф четвертый. Поэтический язык как эмотивно-Еырази-тельная форма указывает на особенное, i языка, стимулирующие сознание. Феноменологическая сущность символически-поэтического языка состоит в преобладании метафорических процессов мышления и выражения.

Метафоричность проявляется как персп. .:тива духовной пространстве нности мысли и чувства, реализуясь как анагогически-эс-

татическая фушсция языка в виде соотношения предметов и явлений с "двпгсенглми" души.

Метафорическое мышление лучше всего осознается в фольклоре и выражает чувства, настроения в их дингчике.

Поэтическое метафорическое восприятие всегда аффективно. В народных сказках часто встречаются ^гуацип разгадывания загадок, решающих судьбу героя, загадка же - процесс метафориза-щш фольклоризованного сознания.

По этически-ме тафорический опыт разв^ваь.ся в языке, фольклоре и литерату! .

Литература, особенно в XX столетии, использует анагогичсо-ки-метафовические свойства языка и его эстетически-поэтический потенциал для повышения уровня эмоциона. ьности в вираже гаги ду-уовт">го.

Писатели первыми с. лли указывать .л эмотивный характер гармонического дискурса, например М.М.Пришвин.

Просветительская эстетика выделила эстетически-воспитательную ф5ушщию искусства и поставила вопрос о возможности о помощью эстетической критики изучать эстетическую гносеологию.

Содержание эстетической гносеологии ориентировалось на "г :сокое искусство" и публику с воспитанным эстетическим вкусом.

В философии и эстетике исследуется и субъективная сторона эстетического как восприятия и переживания прекрасного. №эрой красоты становится человек.

Выразительная форма искусства имеет разную интенсивность поэтической кшмуникатпта, В разные культурные эпохи наблюдаются разные модели поэтического воздействия выразительной формы: для античности - эпос и драма, для романтизма - лирика.

Романтизм, модернизм и постмодернизм характеризу :оя становлением эстетической упорядоченности в самых противоречивых, парадоксам чюс или даже драматических восприятия. .

В ( гтуации возрождения народного словесного искусства в Латвии проиоходит переосмысление его о точки зрения эотетичоо-ких акцентов выразительности народного творчества. Так, скульптор И.Ранка, создавая скульптурный оад, задался парадоксальной целью: в камне выразить эотетический смысл песен народа, имеющих тысячелетнюю историю, Камень - поэтически!* язык!

Мзто^иричность народной песни нири.«нщ в "каменных метафорах".

Параграф ПК^ЫЧ Зотетические функции поэтического и эмотивного языка в -чтературе.

Эстетизация эмоций как основная функция поэтического восприятия жизни и литературы (Каган) связаг с духовными процессами на уровне человечеоз й психики.

3 Новейшее время исследование поэтического >обенно актуально из-« а прироста эстетической информативности эмоционального в литературе, из-за поляризации ;.начг тй мысли-чувства.

Эстетика эмотишзма (Огден, Ричарде), пересматривая взаимоотношения эстетики и языка, концентрирует внимание на аффективных и эмоциональных аспектах чувственного познания, изучает вопрос совершенствования дискурса на основе символически поэтического языка современности.

Эстетика эмотинизма исследует особенности эстетизации пе-резивания с повышенной эмоциональностью.

Сегодня эмотивко-эстетическую целенащ. .в,.лтооть последовательно реализует литература.

Чтобы передать эмотивный смысл литературы, надо выделить воображаемую линию в язь. .з лих-оратуры, по одну сторону которой располагается техническая часть произведения, а по другую -эмоциональная эффективность как эстетическая определенность набора чувств, вызванного ею.

Эстетическая определенность раскрывается:

1) уровнем визуального восприятия языка как чувствекно-эмоционалызого вг чатленкя от пего,

2) уровнем свободно-индивидуальных шечага шй от мыслей и ассоциаций, возникающих в связи с референциями;

3) уровнем эмоций и аффективно-эмотивр-'х установок.

Отход от представлений о поэтическом "наборе чувств" как

эотетической модели в литературе наблвдается в работах модернистов, предл 'ающих кроме "классических" традиционных поэтических систем ярко выраженные системы поляризации поэтических •и эмотивных эстетических моделей в литературе (Вирджиния Чульф, Джойс, Лоренс, Конрад).

Канадский философ эстетической школы мифологии Нортон Зрай ввделяет эстетическую функции мифологии, которую, по его мне-

нио, наследует литература Новейшего времени, которой свойственно выражение эстетической идентичности своего времени в таких эстетических понятиях, как драматическое, трагическое, комическое, романтически-поэтическое и эмоттвное.

Заывчение содержит основные резюмирующие выгоды из работы,

ib теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Valodas estëtiskâs funkcidas Sodienas dtskursâ /Latvijas vesture, kultüra un valets valoda. Zin. rakstu krâj. RTU, Lstvieâu valodas un kultüx-as katedrb.Rîga, I993--0»5iesp.l.

2. Kultûrvss-'-ure ka lingvodidaktieka problëma//L- '-vijaa vêatu-re( kultûra un vslsts valoda. Zin,rakstu krâj. RTO, Lat-vieáu valodaa un ¡culturas katedra. Riga, I995.-0» 5 iesp.l.

3. Valodas eatatiekâ pozlo^a kâ gara kultûraa apKÛàanaa j roblen a // Zin.rakstu krá¿. RTU, Latvieüu vaiodua ua kultûraa katedra, Hïga, I993.-0,5 iesp.l.

4 levada latvieáu poëtiekajâ folklorâ.-Riga,1992.-I iesp.l, 5. Язык и духовьость. Эстетические прблемы. - Научная конференция мекдународаой ассоциации коллективного содействия обучэнию языкам "Обучение культуре - усвоение культуры". Московск. обл. 2-5 октября 199£ годч. Тезисы докладов (готовится к печати) - 0,1 п.л.