автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблема женских характеров в рассказах А. П. Чехова

  • Год: 0
  • Автор научной работы: Лукьянова, Людмила Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Б. м.
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Проблема женских характеров в рассказах А. П. Чехова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лукьянова, Людмила Владимировна

II. ГЛАВА. I Формирование чеховской гуманистической концепции: женские образы в рассказах

80-х годов.

1. "Женский вопрос" в общественно-'Дитературной жизни России 70-80-х годов XIX века,

2. Полемика А.П.Чехова по "женскому вопросу"•

III.

ГЛАВА II Идейно-эстетическая эволюция Чехова в рассказах 90-х годов.>.

1. "Женский вопрос" в общественно-литературной жизни России 90~х годов XIX века.

2, Проблема женских характеров в рассказах "Ариадна", "Душечка", "Дама с собачкой".

 

Введение диссертации0 год, автореферат по филологии, Лукьянова, Людмила Владимировна

Как в дореволюционном, так и в современном отечественном чеховедении накоплен значительный, исследовательский материал.

Среди, многочисленных, проблем, поставленных в критической литературе о Чехове, пожалуй, одной из самых спорных и малоизученных- можно считать проблему женского характера.

Прежде всего отметим, что в такой постановке проблема не рассматривалась ; предпринимались лишь отдельные, немногочисленные. попытки анализа "изображения женщин"„ "женских образов"♦"героинь в произведениях АЛ1. Чехова.

Автор одной из первых работ /"О женщинах в произведениях А.ДЛехова /Н.Мирович /З.Иванова/ ставила своей целью показать, как "окружающая среда", общественные отношения влияют на общий уклад женской жизни в произведениях Чехова. Именно современными общественными отношениями,, по мнению автора» определяются жизнь и судьба многочисленных героинь Чехова,, которые "так же» как и герои., распадаются на две резко отличные между собой категории. Одни - пассивные - сливаются с окружающей средой, идут по намеченному шаблону, другие. - натуры более, самобытные - удерживают свою нравственную физиономию,, так или иначе реагируют против око ружающего. К "первой категории" были отнесены Вера /"В родном углу"/» жертва "шаблонной педагогии и пошлой среды", Софья Львовна /Володя большой и Володя маленький"/, Маша Шелестова /"Учитель словесности"/ и другие жертвы "ненормальных условий воепи-*

Мирович Н- /Иванова'3./ О женщинах в произведениях А.П. Чехова//Вестник воспитания.-1905.-й 5.-С.130-147.

2 Там же.-С.132. тания и среды."1 Среди "более самобытных" были названы "рабовладелица—хищница" Ариадна /"Ариадна"/ и "артистка своего дела" Ольга Дмитриевна /"Супруга"/, "олицетворяющие собой торжество зла, довольные и счастливые."^ Среди "более самобытных" Немирович находила деятельных натур и другого плана /Саша Лебедева /"Иванов"/, Соня /"Дядя Ваня"//,, отзывчивых, чутких, с тонко развитым нравственным чувством. Все их душевные силы, как считала автор, были обращены на поддержку близкого слабого человека.

Новой стадией в развитии женского характера" Н.Мирошч была названа героиня рассказа "Невеста" Надя Шумина.

Подводя итог, автор в заключении своей работы еще раз подчеркивала "удушающее" влияние- общественной атмосферы, парализующей и ограничивающей сферу деятельности женщин.

Работа Н-Прович, как можно заметить по приведенным из нее примерам* при некоторых точных замечаниях сильно страдала схематизмом', ограничивающим таких разных героинь Чехова узкими рамками той или иной "категории".

Попытку расширить намеченную Немирович классификацию предо приняла другая исследовательница, Л.Лаврова. Обратив внимание на стремление многих российских женщин к образованию,, а потому и совершенно естественое внимание к "новвдл женщинам" русских писателей", в том числе и Чехова* она выделила еще один "женский тип" в чеховском творчестве -"тип ученой женданы". Ратуя за равноправие женщин, вовлечение; их в общественную жизнь, Л Лаврова факти

•г

Мирович Н. /Иванова &./ О женщинах в произведениях АЛ» Чехова//Вестник воспитания,-1905.5.-С.139.

2 Там же.-С.140. о

Лаврова Л» Чеховские типы ученых женщин// Женский вест-ник.-Т906.-Ж 1 .-С ЛО-15. чески сводила характеристику рассказов "Именины", "Хорошие люди" и т.п. к аргументам в пользу эмансипации женщин в России. Столь же. тенденциозному "анализу" были подвергнуты и героини этих рассказов» в которых Л»Лаврова увидела типичные черты новой "ученой женщины".

Совершенно иной на этом фоне /по характеру анализа и расставленным в нем акцентавд/ предстает любопытная и оригинальная книга НЛ*Абрамовича "Женщина и мир мужской культуры*. Мировое творчество и половая любовь"/1913/^. Главным в оценке: роли женщины в обществе;» по мнению автора, следует считать ее культурную роль - "непосредственное и сознательное участие" в общественном прогрессе» которое, как стремится доказать исследователь /что и становится главной темой книги/, совершенно ничтожно в сравнении с мужским. Иллюстрации этой мысли подчинено обращение к творчеству самых: разных: писателей и поэтов /А*С„Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф»М»Достоевского, А.Стриндберга, Данте * Гете и т»п»/, наряду с которыми немалое внимание уделено и изображению женщины в рас-сказах Чехова.

Женщина в произведениях Чехова /"Попрыгунья", "Ариадна", "Княгиня"/ часто ведет себя в мире мужской культуры как разрушительница , и это*, как полагает автор» определено ее природой, врожденными стихийными "плотско-почвенными инстинктами". Но и лучшие героини Чехова - воплощение неосуществленной в реальной жизни мечты - /сестры Прозоровы /"Три сестры"/, Анна Сергеевна /"Дама с собачкой"/, Мисюсь /"Дом с мезонином"// не более деятельны,. это "воплощенное бессилие, само себя связывающее чуво ством своей обреченности болоту и жизненной топи." Помимо этих

Абрамович Н.Я. Женщина и мир мужской культуры. Мировое творчество и половая любовь.-М. ,1913

2 Там же.-С.65. г» о — двух категорий чеховских героинь: разрушительниц, мужского культурного глира и женщин-иллюзий иных.'в творчестве писателя Н-Я* Абрамович не находит.

Любимой же героиней писателя совершенно необоснованно автор книги "Женщина и мир мужской культуры:" объявляет слабую женщину, "малое и бессильное существо, умирающее от тоски„ погибающее в болоте, без всякой надежды на спасение."

Несмотря на главный недостаток книги - очередную попытку ввести классификацию, систвщ, общие рамки* все же важно и другое — стремление автора преодолеть "змансипаторский подход" к проблеменаметить сопоставление мужских и женских характеров в творчестве Чехова. о

В статье В„Ермилова "Женские образы Чехова" допущен иной перегиб — стремление "улучшить" всех, без исключения героинь Чехова, представить их воплощением, лучших женских качеств. "Они мечтают о подвиге. Жизнь им кажется оправданной только тогда, когда она отдана самоотверженному служению правде* Их голоса музыкальны, их внешние и душевные движения изящны, безупречны. Они о полны доброты. Им свойственно тонкое и. чуткое внимание к людям;" В характеристике героинь автор не скупится на разного рода возвышенные определения: "душевная сила"» "женская грация", "цельность" * "нежность"» "творчество"Для любой героини Чехова у автора статьи, готова исчерпывающая характеристика, всякую он может "объяснить". И создается впечатление, что в художественном

Абрамович Н.Я- Женщина и мир мужской культуры. Мировое творчество и половая любовь.-М.,1913.-С.81. р

Ермилов В. Женские образы Чехова//Советская женщина.-3 Там же.-С*61 мире Чехова "живут" только такие героини., как Соня /"Дядя Ваня"/, Липа /"В овраге"/, Ольга /"Мужики"/, "чудесные три сестры" и, конечно же.г Надя /"Невеста"/, "уходящая от мещанской и пошлой свое-корыстной душной жизни.На возможный вопрос "недогадливого" читателя о том, куда же уходит Надя, В.Ермилов также дает ясный и четкий ответ:"Читателю вполне ясно то /имеется в виду "проницательный читатель",-Л.Л./, чего Чехов не мог договорить по тогдашним цензурным условиям:; его героиня становится участницей револю2 ционной борьбы за счастье народа."

Подобный подход, думается, не только сужает, но и вульгари-зует проблему женских образов, которая оказывается "прописанной" по заранее намеченной идеологической канве.

Среди работ, написанных: относительно недавно, назовем "Творо ческую эволюцию A „.EL Чехова" ?Л*В»Кузнецовой. /1978/ , в которой автор обстоятельно останавливается на женских образах, созданых в разные периода творчества писателя* Пытаясь проследить эволюцию женских образов, созданных. Чеховым, исследователь выдвигает гипотезу о некой закономерности в их изображении:"от героини юмористического плана, характерного для раннего периода творчества, Чехов постепенно шел к героине думающей и неудовлетворенной,. ищущей, жизни более достойной и осмысленной, чем существующая."^ Это положение исследователь, с одной стороны, стремится подкрепить сопоставительным анализом женских образов в творчестве Чехова и предшествующей, русской литературе /произведениях

Ермилов В» Женские образы Чехова//Советская женщина.-1946.-Я Т.-С.61.

2 Там же,-С.62.

Кузнецова М.В. Творческая эволюция А,П.Чехова.-Томск,Т978.

4 Там же.-С.145.

Душкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Некрасова/, а с другой -осмыслением традиционных, как считает М.В»Кузнецова, для русской литературы и творчества Чехова аспектов изображения женщины¡женщина и общество, женщина и поиск своего места в жизни, женщина и любовь. На основе полученных в результате анализа фактов М.В-Кузнецова делает вывод об отсутствии в творчестве: Чехова предпочитаемого женского типа/в отличие от страдающей таинственной лермонтовской; или готовой к борьбе за общественное дело тургеневской женщины/, об их "социальной разнохарактерности". Причем в ранний период творчества. Чехов, по мнению Кузнецовой, преимущественно изображает отрицательных героинь /"таких же анекдотически нелепых в своих стремлениях и поступках, как и юмористические герои, этого периода"/, не стремится проникнуть в душевный мир женщины, разобраться в причинах, обуславливающих ее поведение. Женские образы раннего периода, как правило, односторонне, крупным планом выделена и повернута к читателю какая-либо одна черта героини. Позже Чехов приходит к созданию "страшных своей вредоносной сущностью" героинь /"Супруга", "Ариадна", "Княгиня"/. Однако, как считает исследователь, уже в этотЩШД: пошляется образ женщины, "ищущей и неудовлетворенной" /"Верочка", "Рассказ неизвестного человека",. "Володя большой и Володя маленький" и т.п.-/. Традиционной для зрелого периода творчества Чехова является, по Кузнецовой, следующая ситуация:"с одной стороны сильная, готовая на все, любовь женщины, с другой - малодушие и трусость русского интеллигента, искреннее его стремление спастись бегством 1 от притязаний любимой женщины."

При всей противоречивости мнений, высказанных исследователя

1978 -С^596Ц°Ва ТвоРческая эволюция А.П* Чехова.-Томск, ми в разное время: по проблеме женских образов, все же можно уловить некую общность и даже закономерность. С одной стороны — стремление, "вписать" героинь Чехова в заранее установленные тесные рамки, избранной "программы" /чреватой односторонностью, схематизмом» а иногда и откровенной фальсификацией/ ; а с другой -размытость в осмыслении существенных черт, свойств, заключающих внутри себя скрепляющую и мотивирующую логику, то единящее начало, которое составляет сущность литературного характера и гуманистической концепции, писателя.

Однако наметившаяся в последние годы тенденция идейно-эстетического изучения ранних, произведений Чехова, малоизученных и спорных произведений, творческой эволюции писателя, поэтики в целом» на наш взгляд, во многом способствует преодолению сложившейся ситуации. Опираясь на архивные материалы, записные книжки писателя, биографические сведения о Чехове и т-п., ученые приходят к новому истинному пониманию произведений Чехова и его героев. В частности, A.C. Мелкова, изучавшая историю создания "Ду-Т течки" , убедительно доказала, что творческий замысел рассказа созревал долго, почти на протяжении десяти лет, а вместе с ним менялись и трактовка главной героини, и отношение к ней автора. 3►А»Полоцкая, исследовавшая разные источники образа другой героини Чехова, Ариадны, /"Ариадна"/ и пути, ведущие к фабуле рассказа, пришла к выводу о психологическом открытии новых возмож— р ностеЙ в изображении женщины-вампира.

В последнее время в чеховедении все настойчивее внсказыва—

Мелкова A.C. Творческая судьба рассказа "Душечка"// В творческой лаборатории Чехова.

-С , 1974.-С. 78-97» о

Полоцкая Э.А„ А.ПЛехов: Движение художественной мыс ли.-М., 1979.-С.97-116. ется мысль о специфике чеховского метода изображения человека»'' об особенностях:, связанных не столько с изображением героев, сколько с их художественным соотнесением, авторским взглядом на ? них.** Заострив внимание, на многих важнейших проблемах характерологии,, исследователи все же пока не уделили проблеме характера в чеховском творчестве того внимания, которого она заслуживает» о

Посвященные непосредственно этой проблеме работы И.Гурвича, 3. Полоцкой,^ А.Колобаевой^, И.Козловской6 не только не охватывают всех связанных с ней вопросов,'но, как правило» оставляют вне поля зрения существенный ее аспект - проблему женского характера /пишут преимущественно о человеке, личности, герое, имея в виду героя-мужчину, в произведениях Чехова,/.

Проблема женского характера* как мы полагаем, нуждается в серьезном и внимательном изучении, и одним из первых шагов в этом направлении мы считаем предпринятое: нами, диссертационное исследование.

Приступая к нашему исследованию, прежде всего мы считаем необходимым определить свою тояку зрения на литературный характер.

1 Чудаков А.П. Поэтика Чехова.-М.,1971.-С.228-243. Катаев В.Б» Чехов и его литературное окружнние//Спутники Чехова. -М., 1.982 .-С ,.45 о л Сухих И,Н. Проблемы поэтики А.ДЛехова.-Л. ,1987.-0.154-о -156

Гурвич И.А. Проза Чехова /Человек и действительность/.-М.,1970. Полоцкая Э.А. Человек в художественном мире. Достоевского и Чехова//Достоевский и русекие писатели.Сб., ст.-М.И971 С.Т84-246. к

Колобаева А. Концепция личности в русской реалистической литературе; рубежа- Х1Х-ХХ веков.-М.1987. Козловская И. Повести А.П.Чехова 90-х годов /поэтика характера/. -Горький, 1990.

- 11

До сих пор еще остается справедливым замечание С»Бочарова о том» что несмотря на актуальность,"положение характера в кругу литературоведческих терминов очень неясное: он еще все-таки здесь не принят."1 Действительно, хотя на сегодняшний день в литературоведении существует множество определений литературного о характера,* все же они не отличаются достаточной четкостью» научной конкретностью.

Не считая возможным претендовать на собственное решение вопроса о сущности и границах, литературоведческого термина, мы полагаем возможным в качестве основополагающего избрать рабочее определение литературного характера, выделив лишь наиболее существенные его признаки.

Литературный характер - психологическая сущность художественного образа человека» исторически и социально детерминированная ; обладающая двусложной эстетической природой, характеризующаяся единством психических: черт личности и своеобразием их художественного воссоздания в литературном образе»

Пытаясь осмыслить проблему женского характера на материале созданных в разное время рассказов Чехова, мы не ставим перед собой цели дать исчерпывающий анализ проблемы. Основная цель диссертационного исследования будет достигнута при реализации следующих задач:

Бочаров С. Характеры и остоятельства//Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер . -М» , 1 9Б2»-С »313. р

Словарь литературоведческих терминов„-М.,1974.-0.443.

Тимофеев Л Ж. Основы те.ории литературы.-Изд.5оМ., 1976.

С.Т52.

Шаталов С.Е. Время-метод—характер.-М.,1976.-0.3,

Краткая литературная энциклопедия.-М.,1975,т.8.-С.215,

Йазбург Л.Я. О литературном герое. -М. ,1979»-СЛ25.

Литературный энциклопедический словарь.-М.,Т987.-С.481.

Поспелов Г.Н.Введение в литературоведение.ЙЗд.3.4,, 1988.—С.188.

- во-первых, определить специфику чеховского изображения женщины, проявляющуюся, как в мотивировке поведения»поступков и проч., так и в системе авторских оценок и отношений в рассказах 80-х годов,

- во-вторых, рассмотреть принципы создания и своеобразие женских характеров /в сопоставлении с мужскими/ в произведениях позднего периода творчества /"Ариадна", "Душечка", "Дама с собачкой"/.

Исследование проблемы женского характера именно в этом направлении, способствующем расширению представлений о художественном методе писателя, особенностях его подхода к миру и человеку, в конечном итоге и определяет актуальность данной работы.

Научная новизна диссертации определяется как её целями, так и методикой исследования, опирающейся на анализ дискуссии по "женскому вопросу" 70-90-х годов XIX века, которая и оказала , на наш взгляд, решающее влияние на постановку и решение проблемы женского характера в творчестве Чехова.

В связи с этим мы полагаем необходимым особенно выделить /во многом близкие нам и в типологическом аспекте/ приоритетные исследования в области "женского вопроса" 60-70-х годов XIX века А.В .Поповой*, на выводы которой мы с благодарностью опираемся в ходе нашей работы.

Намеченные цели и поставленные задачи определяют структуру Попова A.B. Женский вопрос в романном пятикнижьи Ф.М.Достоев-ского/"Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы"/: Автореф. дис. . канд. фил. наук.-М., 1993.

Попова A.B. Женский вопрос в русских журналах 60-х годов XIX века // Взаимодействие творческих индивидуальностей русских писателей XIX-начала XX века.- М.Д994.-С.151-160. диссертация, состоящую из 2~х глав /каждая из которых открывается историко-культурным введением с характеристикой дискуссии по "женскому вопросу"/» введения, заключения и списка основной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема женских характеров в рассказах А. П. Чехова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В октябре 1888 года Чехов писал А.Н.Плещееву: "Я боюсь тех, кто между строк ищет тенденции: и кто хочет видеть меня непременно либералом или консерватором. Моя святая святых - ¡это человеческое тело,, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная. свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние не выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником." /II.,т.3,с. 11/. Свою "программу" писатель продолжал отстаивать и позже: "Буду держаться той рамки, которая ближе к сердцу. Рамка эта - абсолютная свобода человека, свобода от насилия, от предрассудков, невежества, черта, свобода от страстей и проч."/П. ,т.3,с Л86/ Эти и подобные им высказывания с достаточной убедительностью свидетельствуют о том» что Чехов сознательно уходил от проповеди и поучения, от любобо рода "учительства" , утверждая свое; право быть прежде- всего художником.

В отличие от дореволюционной критики, ограничивающейся преимущественно негативными оценками, современные исследователи много и часто пишут о подлинной свободе Чехова-художника, о его новаторстве, влиянии на литературу XX века /нередко ссылаясь на уже приводимые нами высказывания писателя, ставшие "общим местом" в работах подобного плана/. Но как показывают наблюдения, нередко между "программой" Чехова и его художественными произведениями в сознании некоторых исследователей существует некое непреодолимое "препятствие". Обращаясь к анализу конкретных произведений,, иные исследователи все еще пытаются взглянуть на них с прежних, "дочеховских" позиций. Это касается оценки многих. элементов художественной системы писателя, но в первую очередь - чеховских героев.

Невнимание к специфике чеховского метода изображения человека, примерение к Чехову категорий и мерок, выработанных при изучении изображения человека у других писателей, часто приводило к тоцг, что в центре чеховского творчества ставились вещи, на самом деле ни центральными, ни даже характерными для Чехова не 1 являющиеся" - писал более двадцати лет назад А. П. Чудаков. Это утверждение, на наш взгляд, и по сей день остается справедливым в отношении чеховских героинь.

Рассматривая проблему женского характера в рассказах Чехова, мы убедилась в укорененности ошибочных мнений о понимании и оценке. Чеховым "женского вопроса" и женского характера, настойчивых, если не сказать навязчивых, стремлениях ввести социальную или. нравственно-этическую меру возможной иерархии персонажей. В то же время вне поля зрения продолжает оставаться по-настоящему заслуживающее; внимание, художественное открытие Чехова: выход писателя к совсем иной, новой конкретности, человеческого существования. В частности, за доступными так или иначе нашев^у восприятию проявлениями женщины, Чеховым была вскрыта и некая особая сфера ее внутренней жизни. Художественное творчество вело писателя к новому пути исследования человека, предвещая грядущие революционные открытия в области психологии пола /О.Вейнин-гера/ и психоанализа /З.Фрейда/.

Особая, скрытая внутренняя жизнь /зачастую заявляющая о себе, наиболее ярко в физиологическом проявлении/ не подчиняется рациональному объяснению, фиксации во всех подробностях, оставаясь до конца неизвестной не только, самому человеку, но и писателю. Чехов открывает обезоруживающе привлекательную тайну человеческой личности, задает мучительные для любого человека "вечные"

1 Чудаков АЛ- Поэтика Чехова.-М. ,1971.-0.243. вопросы» но,, в отличие от многих своих предшественников, принципиально отказывается отвечать на них, расставлять все точки, над "и". Вероятно этим и объясняются противоречивые мнения исследователей /каждый из которых судит на основании своего опыта, знаний, мировоззрения и т.п./ не только о поступках и характерах многих чеховских героинь, но и о рассказах в целом. В "Душечке", например, видят и "механизм психического паразитизма" , и предоо стережение общества от закабаления "ветеринарами** ; пишут как о перерождении главной героини на протяжении рассказа3 так и о все большей ее личностной несостоятельности и о многом другом. Ведутся споры и об истинном отношении Ариадны /"Ариадна"/ к Шамо-хину, причинах, влияющих на поведение героини, и о сущности ее характера. Хотя именно этому и. посвящена "исповедь" главного героя рассказа, и читатель получает сведения,, что называется из "первых рук". Безусловно точно особенность чеховского видения мира определил И-К.Сухих: "Этим ощущением тайны, скрытой совсем рядом в обыденности, в человеке, который прошел мимо, и жив ху с; донественный' мир Чехова,

Мир охватывается у Чехова с небывалой широтой. Писатель, доходит до множества прежде не обращавших на себя внимание подробностей, и не; только в окружающей действительности, но и в самом

Невзглядова Е. С женщин, у него иной спрос // Аврора.-1985.-$ Т.-СДЗО. 2

Бройде 3. Чехов. Шгслитель. Художник.-Франкфурт,1980 3

Кубасов A.B. Рассказы А.П.Чехова: поэтика жанра.-Свердловск, 1990.-С.35-36,

Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М. ,1989.

С.72, к

Сухих И.Н. Проблемы поэтики Чехова. Л. ,1987.-С.176. человеке. Его интересует не только типическое, но и случайное, не только вечность, но и мгновение. А.Белый, сопоставляя художественную манеру Чехова и русских символистов, писал: '"Чехов, исходя: из реального образа, утончая и изучая самый образ видимости, рассматривал его как в микроскоп. Вслед за определенным и длительным он останавливался, на неопределенном, мимолетном, из которого слагается всякая определенность и длительность., И сам по себе взятый момент жизни при углублении в него становится дверью в бесконечность."1

Осмысление новаторства прозы Чехова А.Белым - результат действительно глубокого анализа характера литературного процесса, сложных и существенных видоизменений русского критического реализма конца XIX начала XX" века и вместе с тем факт понимания той значительной роли, которую сыграл великий писатель в его развитии. Новаторство Чехова еще более точно и емко определил М. Горький, в характеристике "Дамы с собачкой": "Читал "Даму" Вашу. Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм. После самого незначительного Вашего рассказа - все кажется грубым, написанным не пе ром, а точно поленом."

Чеховское художественное видение мира и. человека, опирающееся на силу фактов и широкую мотивацию — сплав образного, философского и научного познания, позволивший писателю показать такие грани, такие нюансы характера, психологии героя, какие были немыслимы в литературе предшествующего этапа. Как нередко отмечалось исследователями, ата стадия развития реализма /связанная в русской литературе конца XIX века прежде всего с именем

Белый А. Чехов // Арабески. Книга статей.-М.,1911.-С.401. О

Горький М. Письмо А.П.Чехову после. 5 января 1900 г. // Собр. соч.: В 30 т. М.Т954. Т.28.-С.113.

Чехова/ существенно отличается от так называемого критического реализма. "Поздний реализм" уступает прежнему в эпическом размахе., в объемности и силе типических образов, однако показывает более: тонкие, и значимые связи с миром, которые недоступны были классическому реализму. Это суждение, основываясь на сопоставительном и ассоциативном анализе, на материале выполненного исследования в целом, разделяет и автор диссертации.

Рассматривая проблему женских характеров в рассказах Чехова, мы пришли к мнению о ее тесной связи с общественной дискуссией по "женскому вопросу" 70—90-х годов Х1Х века в контексте общегуманистичеокого осмысления природы человека и социального прогресса, проявившегося и в новом качестве реализма, насыщенного приметами импрессионизма. Несмотря на то, что в современном отечественном литературоведении неоднократно отмечалось творческое взаимодействие реализма Чехова и импрессионистическим способом художественного осмысления жизни, все. же факт наличия импрессионистических тенденций в русской литературе конца ХТХ века общепризнанным не является. Это, вероятно, оказывает существенное влияние на то, что тема "Реализм А.П.Чехова и проблема л импрессионизма" на сегодняшний день является малоизученной и снабженной разного рода заверительными оговорками об истинной и незыблемой реалистичности Чехова.

В ходе нашего исследования мы убедились, что осмысление проблемы женских характеров Чеховым, непосредственно идущее от самой жизни, вместе с тем поддерживалось и той литературно—художественной традицией., которая складывалась в это время, а потому Исключение составляют работы Р.Кулиевой Реализм А.П.Чехова и проблема импрессионизма: Автореф. дис. канд. фил. наук. -М, Д973.- и В.Т.Захаровой Импрессионистические тенденции в русской'-прозе .начала XX века: Автореф. дис. докт. фил. наук.-до!»)19Э5» вероятно, и является целесообразной актуализация творческого взаимодействия реализма Чехова с разными типами художественного мышления, рожденными на новом витке эотетико-философского осмысления жизни, и, в частности, с импрессионизмом. Данный аспект исследования / без преувеличения исключительности его роли/, на наш взгляд, даст новые возможности изучения поставленной проблемы, обогатит представления о развитии русского реализма конца Х1Х начала XX века в целом.

 

Список научной литературыЛукьянова, Людмила Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Абрамович Н.Я. Женщина и мир мужской культуры. Мировое творчество и половая любовь.- М.,1918.-122с.

2. Абрамович С.Д. Концепция личности у Чехова-повествователя в контексте идейно-эстетических исканий русского реализма: Дчебное пособие/.-Киев.:УМКД ВО.«1990.-86с.

3. Авсеенко В. Письма о женщинах.~СПб.,1888.-163с.

4. Альбов В. Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова // Мир божий.~1903.-Ж.-£.84-116.

5. Астафьев П.Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки.-М.,1882.-154с.

6. Бакунин П. Запоздалый голос сороковых годов /По поводу "женского вопроса"/.-СПб.,1881,-458с.

7. Балухатый С . Неизданные материалы чеховской комнаты в городе Таганроге //Литературная мысль. Альманах II,-Пг.,1923,1. С.206-222.

8. Барковская А.Ф. "Драма на охоте" и её герои // Проблема характера в художественной литературе,-Минск,1984.~С.26-37.

9. Барлао Л Л. Язык повествовательной прозы Чехова. Проблемы анализа.-Ростов-на-Дону :Р0У, 1990 .-.206с.

10. Ю. Барон Бибершгейн А. Заграничная хроника //Артист.-1889.-М.-С.215-216.

11. Безобразов П.В. О современном положении женщины.- М.,1892.-36с.

12. Белозерский Н. "Женский вопрос". Исторические очерки //Женское дело.-1899-С.3-24; ^.-^С.29-50.

13. Белый А. Арабески. Книга статей.-М.: Книгоиздательство Муса-гет,1911.-501с.

14. Бердников Г.П. "Дама с собачкой" А.П.Чехова. К вопросу о традиции и новаторстве в прозе Чехова.-М., ¡Художественная литература,1976.-96с.

15. Бердников Г.П. Социальное и общечеловеческое в творчестве Чехова //Вопросы литературы.-1982.-С.124-152.

16. Бердников Г.П, А.П.Чехов Жизнь и творчество //Избранные работы: В 2 т.-М,Художественная литература, 1986.-T.I.-526с.

17. Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Собр. соч.- Изд.3,-Париж: YMCA PRESS t I99I,-T,2.-45Ic,

18. Бердяев H.A. Эрос и личность: Философия пола и любви:/Сб./.-М.:Прометей»1989.-156с.

19. Бертенсон В .Б. Из воспоминаний о К.А.Скальковском //Исторический вестник .-I9II .-№11.-С. 511-529.

20. Билинкис Я.С, Непокорное искусство: 0.процессе художественного развития,- Л.Советский писатель,1991,-336с.

21. Боборыкин П.Д. Жертва вечерняя" //Собр. соч.:В 12тт.- СПб.» 1886,-Т.5.-370с.

22. Бокль Г.Т, Влияние женщин на успехи знания: Пер. с англ. Г. Душмина.-СПб.,1864.«32с.

23. Бориневич-Хабайцева 3,А. Роман А.П.Чехова "Драма на охоте"// Труды Одесского гос, ун-та. Серия филол. наук.-Вып.5.Т.146.-Киев,1956.-С.23-41,

24. Бройде Э.Л. Чехов и юмористическая литература 80-х годов: Автореф. дис. . канд, филол. наук,-M.,1970.-19с,

25. Бройде Э.Л, Чехов. Мыслитель. Художник.-Франкфурт, 1980,-208с.

26. Будилова Е,А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке второй половины XIX начала XX века.-М.: Издательство АН СССР,1966.-345с,

27. Булгаков Ф.И. Беседы о литературе: А,П.Чехов //Книжки Недели. 1891 .-JÊ5 ,-С .195-220.

28. Буренин В. "Мертвая нова". "Роман в Кисловодске".Изд.5., СПб.,1897.-С.85-284.

29. Бьернсон Б. Единобрачие и многобрачие, призыв к северной молодежи: Пер. с норв.-СПб.,1891.-55с,

30. Вялый Г,А, Чехов и русский реализм. Очерки.~Л.:Сов. писатель, 1981.-400с,

31. В,П./Острогорский В.П./ Женщина и её роль в жизни.-Оренбург. 1895.«136с.

32. Вендт Ф.М. Душа женщины. Опыт женской психология: Пер. с нем. С,- СПб.,1892,-364с.

33. Вялькошевский П.В. Судьба "Крейцеровой сонаты" Л.Н.Толстого// Труды Самаркандского гос. пед, ш-та им, А.М.Горького,Т.2. Вып.I.-Самарканд, I940.-С,1-28.

34. Виноградова K.M. Страница из черновой рукописи рассказа "Дама с собачкой" // Литературное наследство*-М. .'Издательство АН СССР,i960,-Т.68.~С.133-140.

35. Владиславлев М, Психология. Исследование основ душевной жизни.-СПб. ,1881.-406с.

36. Волков H.H. Цвет в живописи.- М.Искусство,1984,-320с.

37. Волынский А. Литературные заметки. "Мимочка на водах" //Северный вестник.-I89I.-M,-С.I7I-I87,38. ^уколов Л.И. Чехов и газетный роман /"Драма на охоте"/// В ¡творческой лаборатории Чехова.Сб.ст. Ред. кол.:Л.Д.Опульская и др. Наука,1974.-С.208-218,

38. Гайдебуров П. А. Из литературного мира // Книжки Неде ли.-1892. -Ji2,-С .231-232.

39. Гачев Г. Русский Эрос // Опыты, Лит.-фил, сб,-М.:Сов. писатель ,1990,^С,210-248.

40. Гегар А. Половое влечение.-Одесса,1895,-15с.

41. ГеЙдеко В. А. Мотивировка характеров // А .Чехов и Ив .Бунин. Изд,2,-М.:Сов. писатель,1987.-С,322-340.

42. Гершаяик А.Н. Раннее творчество А.П.Чехова /Некоторые дискуссионные вопросы творческой эволюции писателя/:Автореф. дис. канд. филол. наук.-Л.,1986.-16с.

43. Гинзбург Л.Я. Структура литературного героя // 0 литературном герое.-Л,:Сов. писатель,1979.-С.89-150.

44. Гливенко И.И. Мопассан и Чехов.-Киев,1904,-29с.

45. Головин К. Русский роман и русское общество.-СПб,1897.^4 72с.

46. Гольцев Е. На старую тему // Друг женщин.-1884.-ЖЗ.«С.67-73,

47. ГородцевП. О браке и со временном-упадке семейной жизни. По поводу "Крейцеровой сонаты".-СПб.,1891.-89с.

48. М.Горький и А.Чехов. Сборник материалов. Переписка. Статьи. Высказывания.-М.:Гос. изд. художественной лит-ры,1951.-285с.

49. Гофф И, Двух голосов перекличка // Новый мир.-1981.-№12,-С.165-174.

50. Громов М.П. Книга о Чехове.-М.Современник, 1989.-384с.

51. Громов М.П. Чехов.-М.:Молодая гвардия,1993.~394/6/с.

52. Грот Н.Я. О значении философии Шопенгауэра //А.Шопенгауэр. Очерк его жизни и учения./По поводу столетней годовщины со дня его рождения/.-М.,1888.-С.75-114.

53. Гурвич И.А. Проза Чехова./Человек и действительность/.-М.: Художественная литература,1970.-183с.

54. Гурвич И.А. Русская классика XIX века как литературное явление. Учебное пособие.~М.:Р0У,1991.-71с.

55. ДерманА. Антон Павлович Чехов. Критико-биографический очерк. М.-Художественная лит~ра,1939.

56. Добин Е.С .Искусство детали. Наблюдения и анализ.^П.:Сов. писатель ,1975.-191с.

57. Дневник А.С .Суворина./Ред.,предисловие и прим. М.Кричевского/. -М.-Пг.,1923.-407с.

58. Дюринг Е. Любовь и половая жизнь,-М.,1898.-61с.

59. Ермилов В.Я. Женские образы Чехова //Советская женщина.-1946.-№1 .-С.61-62.

60. Есин Б.И. Русская журналистика 70~80-х гг.Х1Хвека.-М.:МГУ, 1963.-192с.

61. Ефименко А.Я. Крестьянская женщина //Дело.-1878.-№3.-С.67-84.

62. Женщина. Мысли и изречения известных писателей. Сост. А.В.Кострома ,1898.-110с.

63. Женщины ученые и учащиеся.-М.,1880.-107с.

64. Жирарден Э. Мужчина и женщина. Мужчина властелин, женщина подвластная: Пер. с фр. О.Мильчевского.-Одесса,1873.-Ю6с.

65. Записка по "женскому вопросу".-СПб.,1879.-58с. «

66. Захаркин А.Ф.Антон Павлович Чехов.Очерк жизни и творчества.-М.:Сов. писатель,1961.-159с.

67. Захарова В.Т.Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века: Учебное пособие.-М,:Моск. пед. ин-т,1993.-162с.

68. Захер-Мазох Рабы и владыки. Сценический фельетон в 4-х действиях.:Пер. с нем. М.В.Карнеева.«СПб.,1876.-46с.

69. Зеландт Н. Женская преступность.-СПб.,1899,-40с.

70. Зинченко Н, 0 женщинах. Мысли, факты и афоризмы.-Севастополь, 1891.-31с.

71. Золотарев Л .А. Устои семьи. Гигиенические и психологические условия брака./М.,1896.-75с.

72. Золя Э. Экспериментальный роман //Собр. соч.:В 26ттЛер. с фр.Под общ. ред. И.Анисимова/и др./.-М.:Худ. лит-ра,1966,-Т.24.-С,271-293.

73. Измайлов А. Чехов. 1860-1904. Биографический набросок.-М., 1916.-592с.

74. Из дневника Н.А.ЛеЙкина //Литературное наследство.~М.:Изд. АН СССР,1960.Т.68.-С.499-511.

75. Из иностранных изданий. Проповедник целомудрия //Книжки Недели. -1893, -И. -С .247-265,

76. Из иностранных изданий. Скандинавский моралист//Княжки Недели . -1893. -Н. -С. 250-260.

77. Ильюхина Т.Ю. Вопрос о романе в раннем творчестве А.П.Чехова: Автореф. дис. . канд. филол. наук.«СПб.,1994.-18с.

78. Йогеш Ч.Б. Жанровое своеобразие прозы А.П.Чехова /Чехов и роман/: Автореф. дис. канд. филол. наук.-М.,1971.-27с.

79. Каган М. Литература и человековедение //Вопросы литературы.-1972.-ЖЗ. -С .152-176.

80. Камянов В.И. Время против безвременья: Чехов и со времени ость.-М.:Сов. писатель,1989.-378с.

81. Каптерев П.Ф. Душевные свойства женщин. Публичные лекции,-СПб.,1895,-157с.

82. Катаев В.Б. Литературная предыстория "Дамы с собачкой "//Чеховские чтения в Ялте:Чехов в Ялте.-Сб.науч.тр.-М.:Мин.культуры СССР и др.,1983.-С.12-20.

83. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации.-М.:М1У, 1979.-327С.

84. Козловская И.С.Повести А.П.Чехова 90-х годов:/Поэтика харак~ тера/:Автореф. дис. . канд. филол. наук.-Горький,1990.-14с.

85. Колоколова Л.И,Имена собственные в раннем творчестве АЛ,'Чехова /Литературно-художественная антропонимика/.-Киев:КИУ, 196I.-75с.

86. Краснов П.Н. Осенние беллетристы.II.АЛ,Чехов //Труд.-1895.м.-с.гомю.

87. Краснов П.Н. Вершина натурализма /Собрание сочинений Гш де Мопассана/ //Книжки Недели.-1895.-№1.-С. 153-162.

88. Крафт-Эбин Половая психология.-Харьков,1887,~28с.

89. Крепац А. Опасные стороны полной женской эмансипации. Очерк по "женскому вопросу ".«Л893.-63с.

90. К решению "женского вопроса".-СПб.,1888.-315с.

91. Кубасов A.B. Рассказы А.П.Чехова:поэтика жанра.-Свердловск: СГПИ,1990.-71с.

92. Кузнецова|М.В. Творческая эволюция А.П.Чехова.-Томск:йзд. Томского ун-та,1978,^262с,

93. Кулиева Р.Г.Релизм А Л.Чехова и проблемы импрессионизма.-Баку:АН Аз.ССР,1988.-186с.

94. Кулишер М.И. Развод и положение женщины.-СПб., 1896.-288с.

95. Кульюс С.К. Гофайден М.А. Идеи Шопенгаувра в русской литературе XIX века//Литературный процесс и развитие русской культуры ХУШ-Х1Х веков.-Таллин, 1975.-С. 100-103.

96. Курдюмов М./Каллаш М.А./ Сердце смятенное. О творчестве А Л. Чехова 1904-1934.-Париж: У/И CA P№SS , 1934.-209с.

97. Кусков П.А, Наши идеалы./Разговор на палубе/ // ¡Русское обозрение . -1893 .-J^. -663-680.

98. Лаврова Л. Чеховские типы ученых женщин //Женский вестник.-1905. -JSI.-C. 10-15.

99. Лазаревич И.П. Деятельность женщин.-Харьков, 1883.-138с.

100. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов» Изд.2.-М.:Сов. писатель,1975,-456с.

101. Легуве Э. История духовной жизни женщин. Семь избранных глав из "Истории нравственного положения женщин".,1896.-153с.

102. ЮЗ. Линков В.Я. Художественный шр прозы А.П.Чехова. Персонаж и фабула в прозе Чехова.-М.:ГО",1982.-128с.

103. Линков В.Я. К проблеме идейного обобщения в прозе А.П.Чехова // Филологические науки,-1969.-Jé6.-С.48-58.

104. ЛомброзоЧ.тФерреро Г. Женщина преступница и проститутка.-С таврополь,1891. -£23 с.

105. Лурбе Ж. Женщина перед судом современной науки.41г.,Б.г.-142с.

106. МамедювМ.Н. Философско-психологические взгляды В.М.Бехтерева. -Алма-Ата,1971,* 21с.

107. Мантегацца П. Физиология женщины: Пер. с фр, Н.Федоровой.-СПб.,1894.~408с.

108. Маркевич Б.М. "Марина из Алого Рога" //Полн. соб. соч.:В Пт .-СПб., 1885 .-Т .3. -256с.

109. НО. М.З. /Загоскин МД^Идеал женщины .-СПб. ,1882.-14с,

110. Меве Е.Б. Медицина в творчестве и жизни А.П.Чехова.-Киев: Здоровья,-1989.-77с,

111. Медведский К.П. Современное русское миросозерцание я его отражение в литературе // Наблхщатель.-1892.-$9.-С.169-195.

112. Мейлах Б.С. Два решения одной темы //Вопросы литературы и эстетики.-Л.:Наука,1958.486-499.

113. МелковаА.С. Творческая судьба рассказа "Душечка" // В творческой лаборатории Чехова. Сб. ст. Ред. кол. :Л.Д.Опульскаяи др.-М,:Наука,1974.-С.78-97.

114. Мелкова A.C. Литературная полемика середины 1880-х годов и "толстовские." рассказы Чехова //Чехов и его время.-М.:Нау-ка,1977, -С .301-321.

115. Меньшиков М.О.О любви.-СПб.,1899.-228с.

116. Меньшиков М.О. Думы о счастье.-СПб.,1898.-Г78с.

117. Мережковский Д.С. Старый вопрос по поводу нового таланта// Северный вестник.-1888.-№11.-С .77-99

118. Микулич В. /Веселитская Л,/ "Мимочка"1. "Мимочка-невеста".П "Мимочка на водах".-СПб. ,1892.-160с,

119. Милль Д.С, Подчиненность женщины.:Пер. с англ, Н.МихаЙловс-кого.-СПб.,1869,-255с.

120. Минералова И.Г. Проза Чехова и проблема реалистического символа:Автореф. дис, . канд. филол. наук.- М.,1985.-16с.

121. Мирович Н,/Иванова 3./ О женщинах в произведениях А.П.Чехова // Вестник воспитания.-1905,-С,130-147.

122. Михайловский Н.К. "Марина из Алого Рога" и г.Маркевич о дар-винищме //Поли. соб. соч.416.,1906.-Т.I.-С.921-932.

123. Михайловский Н.К. Забытая азбука //Отечественные записки.-1882.-№11,-0.102-121.

124. Мопассан Ги.де.Эмиль Золя. //Поля. соб. соч.:В 12т.: Пер.с фр. Под общ. ред. Ю.И.Данилина.-М,гПрадца, 1958.-Т.Н.-С.153-170.

125. Мопассан Ги де. Ответ Франсиску Сарсэ //Полн.соб. соч.:В 12 т.;Пер с фр. Под общ. ред. ЮД,Данилина.-М.:Правда,1958.-T.II.-C.139-144.

126. Мопассан Ги де. Гюстав Флобер //Полн. соб. соч.:В 12т.:Пер. с фр. Под общ. ред. Ю.И,Данилина./-М,:Правда,1958.-Т.Н.-С.5-12.

127. Мниховская ЯД 0 влиянии женщин на успехи знания.-СПб,,1888,-32с.

128. Никанор Беседа о христианском супружестве. Против графа Льва Толстого.-Одесса,1890.-56с.

129. Новополин Г. Равнодушие к добру и злу. А.П.Чехов //В сумерках литературы и жияни,-Харьков,1902.-С.131-147.

130. Нордау М. В поисках за истиной /Парадоксы/.-СПб.,1891.-246с.

131. Нордау М. Вырождение.41ер Р.И.Сементковского.-СПб.,1894.-543с,

132. Окулова Т.Н. Пути развития "женского вопроса" в России во1. половине XIX века на материале журнала "Дело'ЧчАвтореф. дис. канд. филол, наук.-М.,1990.-15с.

133. Орловский Н. Забытые рассказы А.П.Чехова //Русская мысль,-1901.-чКн.6.-С.40-62.

134. О поэтике А.П.Чехова: Сб.науч. тр./Ред.:А.С.Собенников/науч. ред/ и др./.-Иркутск:Изд. Иркутского ун-та,1993.-298с.

135. Ошарова Т.В. Библиография литературы о А.П.Чехове.-Саратов: Изд. Саратовского ун-та,1979.-261с.

136. Пактовский Ф.Е. Современное общество в произведениях А.П. Чех ова. -К аэань,1901.-42с.

137. Паперный З.С. Записные книжки Чехова.-М.:Gob. писатель, 1976.-391с.

138. Паперный З.С. "Сюжет должен быть нов.'7/Еопросы литературы . -1976 .-т. -С. 169-189,

139. П-ский И.И,/Преображенский И.В./ Трагедия (чувства. Критический этюд/По поводу последних произведений Чехова/,-СПб., 1900.-25с.

140. П-ва А./Погожева A.B./ История 'ТСрейцеровой сонаты" //Кни-жки Недели.-I89I.-№6.

141. Письма А.С.Суворина к В.В .Розанову.--СПб.; Новое время, 1913. 183с.

142. Полоцкая Э.А. А,П.Чехов:Дшжение художественной мысли.-М.: Сов. писатель,1979.-123с,

143. Попова A.B."Женский вопрос" в роман ном пятикнижьи Ф.М.Достоевского :Автореф. дис. канд. филол. наук.-М,,1993.-17с.

144. Попова A.B. 'Женский вопрос" в русских журналах 60-х годов XIX века //Взаимодействие творческих индивидуальностей русских писателей XIX начала XX века. Межвуз. сб. науч. тр.-М.,1994.-0.151-160.

145. Преображенский Ф. Христианский брак. Несколько слов о сущности и условиях христианского брака. По поводу воззрений графа Л.Н.Толстого всочинениях:"Крейцерова соната" и "Послесловии" к ней.-М.,1891.-54с.

146. Протопопов М. Беллетрист-публицист /Романы и повести г.Бобо-рыкияа/ //Русская мыс ль.-1892. ~№П.-С .131-153.

147. Протопопов М. По поводу одной сердитой книжки//Русская мысль. 1899.-Я2.-С.150-162.

148. Протопопов М. Жертва безвременья./Повеоти г.Антона Чехова/ // Русская мысль.-1892,-Ж5,-С.95-125.

149. Прудков Н,И. Об одной параллели /"Анна Каренина" Толстого и "Дама с собачкой" Чехова/ //Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы.-Л.;Наука, 1974,1. С.177-192.

150. Рейнгардт Н.Б. Женщина перед судом уголовным и судом истории .-Казань,1890.-80с.

151. Ришер Л. Свободная женщина. О "женском вопросе" и свободе женщин.-М,,1879,-511с.

152. Родионова В.М.|"Дама с собачкой" А.П.Чехова /Дченые зашски Московского пед, ин-та им. Б .И .Ленина.Т ,243 ,-М. :Про свещение, 1966,-0.333-359,

153. Розанов В.В. Заметки о важнейших течениях русской философской мысли в связи с нашей переводной литературой по фило-софии//Вопрооы философии и психологии.-1890.«ЖЗ,-С. 1-36,

154. Розанов В.В, Семейный вопрос в России,«Т.I,-СПб.,1903.-468с.156»Розанов В.В. Религия и культура.Сб.от.-СПб.,1899.-272с.

155. Розанов В.В.Темный Лик. Метафизика христианства.-СПб.,1911. -301с.

156. Рубакин И.А. Зтюды о русской читающей (публике //Избранное: В 2тт,-Киев:Книга,1975.-Т.1.-С.35-104.

157. Салтыков-Шедрин М.Е. По части "женского вопроса'У/Отечест-венные записки.-1873.-ЖЕ.-С.1-32.

158. Салтыков-Щедрин М.Е."Кузина Машенька" //Отечественные записки . -1875 .-№1.-С. 145-178.

159. Салтыков-Щедрин М.Е. "Непочтительный Коронат" //Отечественные записки. -1875. -Ш. -С,231-266.

160. Салтыков-Щедрин М.Е. Новаторы особого рода //Отечественные записки.-1868.-№11.-0.33-44.

161. Сегедов В,Д. А.П.Чехов в восьмидесятые годы.-Ростов-на-До-ну:Книжное издательство,1991.-174с.

162. Семанова МД. "Крейцерова соната" Толстого и "Ариадна" Чехова //Чехов и Лев Толстой./Сб.ст./ /Редкол,:Л.Д.Опульская и др./.-М,:Наука,1980.-С.225-254.

163. Семанова МД. Чехов-художник.-М,просвещение,1976,-224с.

164. Семенова С.Г. Любовь это стремление к бессмертию,,,//Философия любви./Под ред, Д.П.Горского/,-М.:йзд. политической литературы,1990,-С.162-206.

165. Севдерович С.Я. Чехов с глазу на глаз. История одной одержимости А.П.Чехова. Опыт феноменологии творчества.-СПб.,: Дми трий^уланин, 1994. -287с.

166. Серов Н.В. Хроматизм мифа.-Л.:Вас. остров, 1990.-351с,

167. Сибирь и Сахалин в биографии и творчестве А.П.Чехова.-Сб. науч, ст,-Южно-Сахалинск:Дальневосточное книжное издательство, Сахалинское отделение,1993.-192с.

168. Скальковский К.А. О женщинах. Мысли старые и новые.-СПб., 1886. -408с.

169. Скабичевский A.M. История новейшей русской литературы. 1848-1908, Изд.7,СПб.,1909.-487с,

170. Соболев Ю. Чехов.-М.:Журнально*-газетное объединение,1934,-386с,

171. Соловьев Н, Милль, Конт, Бокль о "женском вопросе". Из сочинения "Искусство и жизнь".-М,,1870,-62с,

172. Соловьев Н. Женщины и дети1869,-52с.

173. Соловьев B.C. Смысл любви.-Киев:Лыбидь,199Х.-63с.

174. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое ,-Спб.,1877.-360с,

175. Спутники Чехова:/Сборник/.~М.:М1У,1982.-479с.

176. Стокгэм А. Токология, или наука о рождении детей. Книга для женщин.41зд.2.М,,1892.-335с.

177. Страхов Н. Критика. "Женский вопрос" //Заря.-1870,-J&2,-С.107-149.

178. Стриндберг А. Предисловие к драме "Фрекен Юлия" //Полн. соб. соч.Т.1.-М.,1910.-С.27^49.

179. Стриндберг А."История одного брака" и другие рассказы:Пер. с швед.-СПб. ,Б.г.~63с.

180. Стриндберг А. "Конец мира":Пер. с швед. //Маленький альма-нах.-М.,Б.г.-С .1-7,

181. Стриндберг А. 'Трафиня Юлия" //Научное обозрение.-1903,-№5,-С,253-288.

182. Сухих И.Н, Проблемы поэтики А .П.Чехова .-Л, : ЛГУ ,1987.-180с.

183. Таравов И.Т. Об уважении к женщине.-Ярославдаь,1880.-32с.

184. Твердохлебов И.Ю. Чехов и "Новое время" Сувприна /Эпизод 1886 года. Рассказ "О женщинах"/ //Чехов и его время.Сб. ст. /Редкол.:Л.Д.0пульская и др./.-М.:Наука,1977.-С.284-300.

185. Тимофеев Л.И. Характеры //Основы теории литературы:Изд5.-М. просвещение, 1976. -С. 152-155.

186. Толстая Е, Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х-начале 1890-х годов.-М.;Радикс,1994.-400с.

187. Толстой Л.Н. Дневники и зап# книжки 1895-1899гг.//Полн.соб. соч. Репринтное воспроиз, издания 1928-1958гг.М.:Терра, 1992.-Т.53.-560с.

188. Толстой Л.Н. Послесловие к рассказу "Душечка"//Полн,соб. соч. Репринтное воспроиз. издания 1928-1958гг.-М.:Терра, 1992.-Т.41.-С.374-388.

189. Турков A.M. Разногласия по "женскому вопросу" //Чехов и Лев Толстой.-М.:Наука, 1980.-£.264-270.

190. Турков A.M. А.П.Чехов и его время.-М.:Сов. Россия,1987.-528с.

191. Тюпа Б.И. Художественность чеховского рассказа.-М.:Бысшая школа,1989.-133с.

192. Успехи естественных наук в России //Отечественные записки. -1867.-Ш.-^С. 93-97.

193. Феллинг Женщина, её назначение, положение в семье и призвание .-Киев,1893.-39с.

194. Филиппов А. Женщина в крестьянской семье /Друг женщин.-1883.-№4-5.

195. Фирсов В. Шведский беллетрист-отрицатель // Книжки Недели.-1892.-№3. -С.159-183.

196. Флоренский П. Столп и утверждение истины.-М.,1908.-490с.

197. Фортунатов Н.М. "Душечка" Чехова в "Круге чтения"Тшгстого // Лев Толстой и русская литература.-Горышй:Изд. Горьковского ун-<га, 1976.-С.71-75.

198. Фортунатов Н.М, Архитектоника чеховской новеллы./Спецкурс/.-Горький: Изд. Горьковского ун^та,1975.-309с.

199. Фофанова Р. Из стороны в сторону //Друг женщин.-1883.-№2.-6.

200. Хиггинсон Т. Здравый смысл и "женский вопрос".-М.,1895.-304с

201. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30тт.-М.: На ука, 1974-1983.

202. Чеховиана: Статьи, публикации, э сс е.'-М.: Наука, 1990.-276с.

203. Чеховиана: Чехов и Франция:/Сборник//,-М.:Наука,1992.-278с.

204. Чеховиана. Мелиховские труды и дни. Статьи, публикации, эссе. -М.:Наука,1995.-393с.

205. Чехов в культуре XX века: Статьи, публикации, эссе.-М.: Наука, 1993. -286с.

206. Чехов и его время:/Сб.ст/.-М.:Наука,1977.-359с.

207. Чехов и его среда.-М.-Л,:Академия,1930.-466с.

208. Чехов о литературе.-М.:Гос.изд. худ. лит-ры,1955.-403с.

209. Чистович И. Курс опытной психологии.-СПб.,Изд.4,1889.-25Ос.

210. Читатель в творческом сознании русских писателей. Межвуз. сб.науч. тр.~/0тв. ред. Г.Н.Ищук/.-Калинин, 1986.-168с.

211. Что говорят о женщине.-СПб.,1885.-128с.

212. Чудаков А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение.-М.: Сов. писатель,1986.-379с.

213. Чудаков А.П. Поэтика Чехова.-М.:Наука,1971.-291с.

214. Чуйко В, Современные женщины-писательницы //Наблюдатель.-1889.-№4.-С.23-51.

215. Шаврова-Юст Е.М. Мои встречи с Антоном Павловичем //Сборник статей и материалов. Литературный музей А.П.Чехова в Таганроге.-Ростов-на-Дону »Ростов, Книжное издательство,1963.-Вып.3.-С.267-309.

216. Шарыпкин Д. Чехов о Стриндберге //Русская литература»-1966. -ЖЗ.-С.162-166.

217. Шелгунов Н, Внутреннее обозрение //Дел о,-1870.-№5.-С. 119.* 125.

218. Шестов-Л. Начала и концы. Творчество из ничего./А.П.Чехов/ .-СПб.,1908.-69с.

219. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Дальнейшие доказательства основ положений пессимистической доктрины: Пер.с нем. Н.М.Соколова.-СПб.,1893.-788с.

220. Шопенгауэр А, 0 женщинах //Афоризмы и максимы: Пер. с нем. Ф.В.Черниговца.-СПб.,1886.Т.I.-С.137-157.

221. Щебальский П.К. Джон Стюарт Милль //Русский вестник.-1870,-JB5.-C .327-354.

222. Эренбург И.Г. Перечитывая Чехова.-М.:Гослитиздат»I960.-II1с.

223. Юбилейный чеховский сборник,-М.:Заря,1910.-158с,

224. Яфимович И. Об отношении психологии к физиологии./Письмо к д-ру С окольскому/.-СПб.,1862.-24с.

225. Языковое мастерство А.П.Чехова.-Ростов-на-Дону,Р0У, 1988.-138с.

226. Языковое мастерство А.П.Чехова.-Ростов-на~Дону,РОУ,1990.-143с.

227. I./Кигн В Д./ Беседы о литературе :А .П.Чехов //Книжки Недели. -I89I.-J&5. -С .195-220.