автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проблематика и поэтика духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблематика и поэтика духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо"
На правах рукописи
ТАЖУДИНОВА
Сакинат Шайихолисламовна
ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА ДУХОВНОЙ ПОЭЗИИ АЛИ-ГАДЖИ ИЗ ИНХО
10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (северокавказские литературы)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
1 7 ИЮН 2015
005570084
Махачкала - 2015
005570084
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный педагогический университет»
Научный руководитель -Официальные оппоненты:
доктор филологических наук Акавов Рашид Забитович доктор филологических наук, профессор Акамов Абусупьян Татарханович (ФГБУН «Институт языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы ДНЦ РАН»);
кандидат филологических наук, доцент Минатулаева Мадина Магомедшапиевиа (ГБОУ ДПО «Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров»)
Ведущая организация —
ФГБОУ ВПО «Дагестанский государствнный университет»
Защита диссертации состоится «8» июля 2015 г., в 14.00 часов, на заседании диссертационного совета Д 212.051.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата филологических наук в ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57, (ауд. 78).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57, www.dgpu.net
Автореферат размещен на сайте Министерства образования и науки РФ www.vak.ed.gov.ru и на сайте ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» (www.dgpu.net") « 8 » мая 2015 г.
Автореферат разослан: « Г » июня 2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук
Э.Н. Гаджиев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В настоящее время духовная поэзия как важнейший компонент религиозной литературы и культуры приобретает огромное значение. Она охватывает круг философских вопросов, который направлен на осмысление категорий жизни и смерти, добра и зла, пространства и времени, роли и места человека в мире. Современная российская гуманитарная наука активно разрабатывает проблемы, связанные с реставрацией исторической полноты национальных культур, с формированием целостного взгляда на художественный опыт, пересматривая при этом ценностные критерии. Период кардинальных перемен 90-х годов XX века определил новые тенденции взаимодействия с традицией, которая воспринимается не только как идея совершенства, но и как источник перспективных начал, определяющих живое, органическое развитие культуры. Установлено, что формирование коренных национальных культурных констант обусловлено мировоззренческим фактором, влиянием совокупности разно-характерных общественно-исторических и социально-экономических условий жизни общества на различных этапах эволюции. В последние годы издаётся множество работ, посвященных проблеме религиозности сознания и творчества поэтов-просветителей минувших столетий, упоминать о которых и, тем более, исследовать их произведения вплоть до конца XX века было практически невозможно в нашей стране.
Актуальность темы исследования определяется рядом причин: не изученностью литературно-духовной поэзии как особой жанровой формы; методологической неясностью подходов к текстам такого типа; не разработанностью единых категорий на стыке литературоведения и богословия; необходимостью обращения к неизученным вопросам поэтики духовных произведений дагестанских поэтов и писателей, просветителей XIX века, к анализу их духовных текстов в контексте проблемы «дагестанская литература и арабская культура». К тому же актуальность данного исследования приобретает особое значение в связи с тем, что духовность напрямую связана с нравственностью. С огромным сожалением приходится констатировать, что в настоящее время отмечается снижение уровня духовной культуры людей, а это, в свою очередь, диктует необходи-
з
мость конкретного осмысления бытия и таких категорий как истина, вера, самоопределение человека. Не случайно данная проблема остро стоит на всех уровнях воспитания детей и молодежи: в последнее время в образовательных учреждениях вводятся специальные дисциплины, призванные формировать у подрастающего поколения основы духовной культуры и нравственности. Решением этой сложной и ответственной задачи должны заниматься, в первую очередь, дисциплины гуманитарного цикла, в частности, литература, которая, в силу своей полифункциональности, не только дает знания, но и воспитывает. Государственным образовательным стандартом вводятся новые дисциплины, например, «Основы религиозных знаний и светской этики». В связи с вышеизложенным наш интерес к духовной поэзии вполне оправдан. Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена не только литературоведческими, но и насущными требованиями времени.
Рассматривая место духовной поэзии в дагестанской литературе XIX века - времени переломном в истории России и Дагестана -можно заметить, что тематика и проблематика религиозных текстов горских учёных-алимов становятся необычайно злободневными. Находясь в сложных социально-политических условиях, когда шла Русско-кавказская война, дагестанские поэты обретали нравственную основу в исламской религии. Взяв за основу для поэтических произведений коранический текст, каноны ислама, они стремились при этом выразить в духовных произведениях национальное и индивидуальное начало. Тем не менее, бесспорным остаётся факт: традиции арабской мусульманской культуры и литературы оказали значительное влияние на развитие дагестанской религиозной поэзии.
Степень изученности темы. Возникновение не только дагестанской, но и любой другой, в частности, древней русской литературы тесно связано с религиозной культурой. Всё более нарастающий интерес отечественных литературоведов к русской духовной поэзии, её мотивам, наблюдаемый в исследовательских работах конца XX - начала XXI веков, свидетельствует о недостаточной изученности данного вопроса. Однако вспомним, что евразийцы ещё в 30-е годы XX века считали защиту православия как пути творчества необходимым условием для возрождения России (ко-
нечно, наряду с другими факторами). Они справедливо полагали, что в России вызреванию масштабных творческих личностей в максимальной степени может способствовать только православная культура, соединяющая воедино разум и веру и опирающаяся на традиции евразийской культуры.
Процесс восстановления разорванных научных традиций изучения духовной литературы начался с периода «возвращения имён», когда современные исследователи русской литературы, особенно молодое поколение, открыли для себя труды Д.К. Зеленина, Г.П. Федотова, E.H. Елеонской и др., ставшие библиографической редкостью. Началось издание «Золотой библиотечки», в которую вошли духовные произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Радищева, Н.М. Карамзина, Ф.И. Глинки, В.К.Кюхельбекера, И.А.Бунина и др., большей частью в XX столетии в России не переиздававшиеся. Сегодня, наконец-то, пришло осознание того, что нужна новая концепция литературы, которая учитывала бы подлинные национальные истоки и традиции. В последнее время активно формируется научное направление, изучающее биографический аспект творчества русских писателей в свете православия. В обозначенном векторе большой интерес представляют труды Ю.Барабаша «Загадка «Прощальной повести» (1993), ГЛесскис «Религия и нравственность в творчестве позднего Пушкина» (1992), Е. Есаулова «Пасхальность русской словесности» (2004), А.Худошина «Искусство и православие» (2004), И.Барышниковой «Стиль лирики иеромонаха Романа» (2006), Н.Лейдермана «Движение времени и законы жанра» (1982), Ю. Лотмана «Каноническое искусство как информационный парадокс» (1992), М. Дунаева «Православие и русская литература» (2001 - 2004) и мн. др.
Исследование биографии художника слова обозначило еще один, уже литературоведческий аспект проблемы: влияние религиозной идеи на поэтику произведений. Один из первых опытов обоснования данного литературоведческого подхода к проблеме предпринял И.Есаулов, отметивший, что «одной из актуальнейших проблем именно теоретического литературоведения является осознание христианского (а именно православного) подтекста русской литературы как особого предмета изучения».
Всего за последние десять лет в России издан целый ряд научных сборников, диссертационных, монографических и других исследований русской духовной литературы, в которых раскрывается «вечный» смысл религиозной культуры, понимание того, что всякий художник есть слуга Всевышнего, причём, независимо от своей конфессиональной принадлежности. Так, например, значительным фактом современного отечественного литературоведения является фундаментальное исследование Л.Ф. Луцевич «Псалтырь в русской поэзии» (2007). В названном труде исследователь пытается определить роль Псалтири в становлении и развитии русской лирики. И подобных работ, посвящённых изучению русской духовной литературы, достаточно много.
Однако в дагестанском литературоведении количество трудов, посвящённых исследованию духовной поэзии, весьма незначительно. Для дагестанской поэзии XIX столетия определяющим фактором было стремление к Всевышнему Аллаху, ощущение духовного мира и божественных основ мироздания. Прямые связи дагестанской поэзии с мусульманской культурой обусловили многие особенности поэтики произведений, созданных в XIX столетии.
Дагестанской духовной поэзии как части лирической системы повезло меньше всего, так как по идеологическим соображениям в нашей стране она изучалась чаще всего либо фрагментарно, либо в контексте общепринятой концепции. Прямые связи с исламом и арабской культурой и литературой, обусловившие многие особенности поэтики дагестанской духовной поэзии, игнорировались. Последние десятилетия кардинальным образом повернули дагестанское литературоведение к духовной литературе и культуре, к их истокам.
Данное диссертационное исследование является попыткой восполнить пробелы современного дагестанского литературоведения в рассматриваемом аспекте. Полагаем также, что оно откроет новые возможности в исследовании национальной специфики жанров дагестанской духовной поэзии.
Автор диссертации обращает внимание и на следующее обстоятельство: недостатком «религиозного» литературоведения часто становится подмена анализа художественного произведения исследованием «духовности» автора, а не художественного текста.
Безусловно, выявление авторского мировоззрения очень важно, особенно в том случае, когда оно направлено на сопряжение текста и жизни, выявление спорных вопросов поэтики, а не на смешение жизненной позиции и художественной реальности, чего мы попытаемся в данной работе избежать.
В связи с вышеизложенным аспектом внимание диссертанта привлекла личность разносторонне одарённого талантливого аварского поэта XIX века, учёного-арабиста Али-Гаджи из Инхо, чьё творчество пронизано религиозной тематикой, богато жанровыми формами духовной поэзии, яркой образностью, однако до сих пор, по вполне понятным объективным причинам, не нашедшего своего исследователя. Конечно, мы можем назвать труды ряда дагестанских литературоведов и историков, которые не обошли вниманием творчество Али-Гаджи из Инхо, например, Магомедова Б.М. «Очерки аварской дореволюционной литературы» (1971), Усахова М.-Р.У. «К1удияв шаг1ир ва г1алимчи» («Великий поэт и учёный») (2005), Юсуповой Ч.С. «Али-Гаджи из Инхо. Жизнь и творчество» (2005).
Однако в монографическом плане исследование духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо на сегодняшний день отсутствует. Данным обстоятельством продиктован выбор темы диссертационного исследования - «Проблематика и поэтика духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо». Существует ещё одна причина, по которой мы обратились к изучению творчества аварского поэта: полагаем, что духовная поэзия Али-Гаджи важна для понимания сущности самого понятия «духовный стих», а также для углубления представлений о закономерностях развития дагестанской литературы второй половины -конца XIX века.
Гипотеза исследования. Духовная поэзия требует несколько иного литературоведческого подхода, чем «традиционная» поэзия, что обусловлено особой связью между формой и содержанием: сакральная составляющая неизменно влияет на выбор формы. В дагестанской духовной поэзии последней трети XIX века встречаются жанровые образцы традиционной религиозной и философской лирики (молитва, проповедь, переложение, турки, элегия-плач, исповедь). Без произведений Али-Гаджи из Инхо трудно представить дагестанскую поэзию той эпохи, поэтому в данной работе мы попыта-
емся проанализировать духовную поэзию в идейно-тематическом ключе, объединяющем разные жанровые формы произведений дагестанского поэта.
Мы также убеждены, что при изучении духовной поэзии следует учитывать двойственную природу этого жанра. В процессе исследования важно учитывать сложный процесс взаимо-проникно-вения, взаимодействия духовного и литературного. Религиозные тексты и темы исследуемого периода притягивали к себе не только Али-Гаджи из Инхо, но и многих других дагестанских поэтов, которые, не находя ответов на интересующие и волнующие их вопросы, не справляясь с суровой действительностью, искали утешения в исламе. Среди них мы можем назвать Гасана из Кудали, Мухаммеда Тахира ал-Карахи, Хаджи-Мухаммеда из Согратля, Абубакара Ай-макинского, Магомеда из Карахи, Абдурахмана Кумухского, Му-хаммад-Бека из Гергебиля, Исупилава из Игали и др.
Объектом исследования диссертационной работы является духовная поэзия (мавлиды, проповеди, турки, элегии, поэмы, сатирические стихотворения, афоризмы) аварского поэта, учёного-арабиста Али-Гаджи из Инхо, большая часть которой вошла в сборник «Асарал» («Сочинения»).
Предметом исследования стало определение индивидуально-художественных особенностей поэтики духовной лирики, философской элегии, поэм, сатирических стихотворений и афоризмов Али-Гаджи из Инхо.
Целью исследования является изучение своеобразия поэтики, жанрового многообразия, проблематики и особенностей стиха духовной поэзии дагестанского поэта, просветителя и религиозного деятеля, учёного-арабиста XIX века Али-Гаджи из Инхо. Мы попытаемся также выявить природу жанров религиозно-духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо.
В рамках диссертационной работы предполагается решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть жанровое разнообразие духовной поэзии дагестанского поэта Али-Гаджи из Инхо;
- выделить наиболее характерные жанры духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо;
- выявить особенности языка и стиха духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо;
- проанализировать духовные произведения дагестанского поэта в идейно-тематическом ключе;
- систематизировать жанрообразующие факторы духовной поэзии, аргументируя их функциональность;
- описать элементы поэтики проповеди, мавлида, философской элегии, поэмы, сатирической лирики, афоризмов в текстах Али-Гаджи из Инхо;
- изучить духовную природу поэтической проповеди как основного жанрообразующего фактора;
- попытаться решить проблему грани между формами религиозно-духовной словесности и художественно-литературным жанром;
- раскрыть проблематику, основные образы и мотивы духовной поэзии Али-Гаджи;
- определить степень влияния поэтики идиостиля на становление качественно нового жанра в поэтической системе Али-Гаджи из Инхо.
Цели и задачи данного исследования во многом определяются намерением возвратить в национальную духовную культуру ранее не изучавшееся художественное наследие Али-Гаджи из Инхо в адекватной интерпретации, в его неразрывной связи с историко-культурным контекстом.
Методологическая основа работы. Цель и задачи исследования обозначили методологию работы. В предлагаемой диссертации применяются различные методы исследования, выбор которых определен характером текста и различными задачами анализа и интерпретации произведений духовного содержания аварского поэта. Мы использовали возможности семиотико-культурологического, структурно-семантического и других методов исследования, позволяющих учитывать и специфику литературного материала, и те языки культуры, контекст которых способствует пониманию духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо.
При анализе конкретных текстов духовной поэзии Али-Гаджи нами использовались формальный (морфологический), сравнительно-исторический и культурно-исторический методы исследования,
позволившие выявить индивидуальные черты и общие тенденции дагестанской духовно-религиозной литературы.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых М.М. Бахтина «Эстетика словесного творчества» (1979), И.И.Виноградова «Духовные искания русской литературы»
(2005), Ю.И. Минералова «Филология и православное богословие о силе слова» (http: //www. mineralov. ru/.), B.B. Веселовского «Историческая поэтика» (1989), A.M. Панченко «Русская история и культура» (1999), Е.Э. Бертельс «Суфизм и суфийская литература» (1965), A.A. Потебни «Теоретическая поэтика» 1(990), Б .Я. Шидфар «Образная система арабской классической литературы» (1974), а также труды исследователей северокавказских литератур К.К. Султанова «Национальное самосознание и ценностные ориентации» (2001), Г.Г. Гамзатова «Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта» (1982) и «Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане» (1987), З.Н. Акавова «Диалог времён. История кумыкской дооктябрьской литературы в зеркале современности» (1995), С.-М.Х. Акбиева «Истоки» (1994), М.-З. Аминова «Тенденция развития дагестанского стихосложения» (1974), A.A. Ахлакова «Героико-исторические песни аварцев» (1968), К.И. Абукова «Разноязычное единство: обретения и потери» (1992), М.-Р.У. Усахова «Юудияв шаг1ир ва г1алимчи» («Великий поэт и учёный») (2005), Т.Ш. Биттировой «Религиозная культура и литература карачаево-балкарцев» (1999), Татарьсулова К.-М.Н. «Традиции духовной поэзии в художественной системе Исмаила Семенова» (2006), Ч.С.Юсуповой «Дагестанская поэма. Становление и развитие жанра» (1989) и «Али-Гаджи из Инхо: жизнь и творчество» (2005), М.А. Абдуллаева «Мыслители Дагестана XIX - начала XX в.» (1963) и «Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана XIX в.» (1968), С.М. Хай-буллаева «Поэтика аварской народной лирики» (1990), «Страницы аварской литературы» (1991), «О дореволюционной аварской литературе» (1974), «История аварской литературы XVII - XIX веков»
(2006) и мн.др.
Научная новизна данного исследования определяется тем, что в нем впервые в монографическом плане рассматривается творчество Али-Гаджи из Инхо как одного из ярких представителей дагестанского течения духовной поэзии XIX столетия. Нами проанализированы известные и малоизвестные широкому кругу читателей произведения Али-Гаджи не только как поэтический текст, но и как понимание и толкование канонических основ Корана, позволяющие судить о мировоззрении автора. Научная новизна работы заключается также и в том, что нами впервые поставлена задача исследования историко-культурных, национальных и конфессиональных истоков жанров духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо, обозначена роль поэтических традиций мусульманского Востока в эволюции художественного сознания и творческого опыта дагестанского поэта.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она существенно дополняет сложившееся в дагестанском литературоведении представление о духовной поэзии XIX столетия. Подробное изучение творчества Али-Гаджи из Инхо может содействовать более глубокому пониманию процесса развития дагестанской духовной литературы. Создание целостной картины идейно-тематического и художественного своеобразия произведений Али-Гаджи из Инхо способствует полноценному описанию духовного состояния дагестанской литературы.
Практическая ценность диссертации определяется тем, что в ней представлена сложная духовная жизнь поэта и учёного XIX века Али-Гаджи из Инхо, частично отраженная в его произведениях, а также проведён жанровый, идейно-тематический анализ, исследование языка и стиха его духовной поэзии. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по истории дагестанской литературы XIX столетия, спецкурсах по изучению дагестанской духовной поэзии, на практических занятиях по анализу произведений дагестанской литературы XIX века, а также при подготовке факультативов по аварской духовной литературе в практике вузовского и школьного преподавания.
Положения, выносимые на защиту: 1. Творчество Али-Гаджи из Инхо является важным звеном в эволюции художественной культуры Дагестана. Его творчество,
пропитанное высокой духовностью, отмеченное совершенством формы, разнообразием и богатством жанров, стиля, языка - это путь становления качественно новой традиции, в дагестанской литературе.
2. Поэзия Али-Гаджи носит интеллектуальный характер, она самобытна и оригинальна. Стих поэта упруг, энергичен, ёмок, благозвучен. Поэт опирается на народную и профессиональную культуру стиха, укрепляет ее традиции и сам прокладывает новые пути, доводит до совершенства различные формы параллелизма, характерные для композиции аварской поэзии. Он вводит динамичные одиннадцати - и семисложные размеры, в которых наблюдается четкая цезура, симметрия полустиший, скрепленных между собой богатой аллитерацией.
3. «Мавлид» Али-Гаджи из Инхо отличается возвышенно-патетической лексикой и стилем, эмоциональной насыщенностью, ярким метафорическим языком, красочными сравнениями и эпитетами, активным использованием гиперболы и символики. Автор «Мавлида» первым в аварской литературе даёт не только морально-нравственную, но и портретную характеристику Пророка Мухам-мада (с.т.а.в.).
4. Наиболее характерным жанром духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо является плач-причитание. В плачах поэта мы находим отражение событий, связанных с Кавказской войной и восстанием горцев в 1877 году.
5. Проповеди Али-Гаджи из Инхо разрабатывают общую для мусульманской духовной поэзии тему сущности и природы ислама. Проповедям дагестанского поэта присущи нарастающая эмоциональная напряженность, побудительные интонации, восклицательные и вопросительные синтаксические конструкции, прямое обращение к душе человека.
6. Лирические произведения Али-Гаджи отражают основу религиозного мировоззрения поэта. В элегиях поэта отражены мусульманские просветительские идеи эпохи, современной автору. Для них характерна четко проявляющаяся назидательность, направленная на улучшение морально-нравственного облика человека и общества.
7. Поэмы Али-Гаджи из Инхо носят лиро-эпический характер. На фоне исторических событий в поэме «Лъабавго имам» («Три имама») раскрываются образы имамов Дагестана. Идеализация образов трёх имамов создаётся возвышенным слогом, синтаксическими конструкциями с риторическими вопросами, художественно-изобразительными средствами, основными из которых являются метафора и гипербола.
8. Образ Пророка (с.т.а.в.) в поэме Али-Гаджи «Макка бахъиялъ-ул турки» («Взятие Мекки») раскрывается в двух аспектах: он и Посланник Всевышнего на земле, правитель, и олицетворение нравственного идеала поэта. Художественной реализации образа Мухам-мада (с.т.а.в.) как посланника Всевышнего поэт достигает использованием аллегории и символики.
9. Поэма Али-Гаджи «Макка бахъиялъул турки» («Взятие Мекки») выявила новые жанровые возможности аварской поэзии. Автор создаёт широкое эпическое полотно, вобравшее в себя как достижения устного народного творчества, так и опыт арабской духовной и исторической литературы.
10. Сатирическая лирика Али-Гаджи из Инхо направлена, прежде всего, не против мусульманского духовенства вообще, а против отдельных его представителей, пренебрегающих нуждами простого народа, компрометирующих религиозные заповеди и предписания ислама.
11. Афоризмы Али-Гаджи тесно связаны с национальными традициями, с жанром народных поговорок, пословиц, притч, но в то же время отличаются от них своей поэтичностью и возвышенным слогом. Автор отшлифовывает художественное слово, придаёт ему изящную форму, вследствие чего афоризмы аварского поэта выполняют не только этическую, но и эстетическую функцию. Значительное влияние на афористические изречения Али-Гаджи оказала арабская лирика, выработавшая жанр мудрых изречений — «хикма».
12. Али-Гаджи из Инхо вводит в аварскую поэзию конечную рифму, не характерную для нее, и развивает звучные аллитерации, повторяющиеся в начале, середине и конце стихотворной строки.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического
университета, отражены в виде докладов на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, а также на ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета, что нашло отражение в восьми научных статьях, в том числе три статьи опубликованы в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертационной работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и источников. Объём диссертации - 156 страниц, список использованной литературы насчитывает 144 источника.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении определены актуальность, степень изученности, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, цели и задачи, изложены положения, выносимые на защиту и др.
В первой главе «Жизнь и творчество Али-Гаджи из Инхо» дан обзор биографических справок и дошедших до нас произведений дагестанского поэта и учёного-арабиста, собраны сведения об истории его публикаций, систематизированы труды отечественных литературоведов и историков, занимавшихся изучением культурно-исторического контекста и поэзии аварского художника слова.
Параграф 1.1. «История публикаций и изучения творчества Али-Гаджи» посвящён исследованию печатных произведений Али-Гаджи из Инхо, начиная с 1905 года в журнале, издававшемся в Те-мир-хан-Шуре, до наших дней, и вопросу степени изученности творчества поэта. Автор опирается на труды отечественных литературоведов, историков и философов Б.М. Магомедова У.Б. Далгат, Ч.С.Юсуповой, P.M. Магомедова, М.А. Абдуллаева, К.Д. Султанова и др., в которых в той или иной степени исследовано творчество Али-Гаджи из Инхо. Диссертант основывается на положения и выводы исследователей, согласно которым светская поэзия и религиозное благочестие - разные грани многосложного творчества дагестанского поэта. В творчестве Али-Гаджи проявился общий для всей дагестанской литературы конца XIX века процесс гуманизации, движение к духовным началам человека и зарождение новых просветительских и гуманистических идеалов.
В параграфе 1.2. «Жизненный и творческий путь Али-Гаджи из Инхо» автор диссертации, несмотря на отсутствие достаточно полных и достоверных биографических сведений о жизни Али-Гаджи из Инхо, а также сколько-нибудь определенных датировок его произведений, опираясь на кропотливо собранный материал, делает попытку восстановить этапы жизни и творчества поэта в историко-хронологическом порядке в контексте политической и литературной жизни Дагестана второй половины XIX века.
В параграфе 1.3. «Обзор творческого наследия Али-Гаджи из Инхо. Традиции арабской поэзии в творчестве дагестанского поэта» рассматривается вопрос о влиянии арабо-восточной литературы и культуры на творчество не только Али-Гаджи, но и его современников Гасана Кудалинского, Абубакара Аймакинского и др. Автор обосновывает тезис, что поэзия Али-Гаджи из Инхо, несмотря на влияние образов и жанровых моделей арабской литературы, приобретает самобытный характер и оригинальность. Идейно-тематическое содержание и художественно-эстетический строй поэтической речи, богатство художественно-изобразительных средств берут начало, прежде всего, из устного народного творчестви горцев, достижений арабо-восточных и дагестанских поэтов-импровизаторов и поэтов-письменников. Большой интерес представляет исследовательская работа по установлению авторства стихотворений «Хъах1аб чаба чурарай» («Белый платок постиравшая») и «Хвалиде» («К смерти»), приписываемых Али-Гаджи из Инхо.
Вторая глава диссертационного исследования «Жанровое многообразие и поэтика духовной лирики Али-Гаджи из Инхо» решает вопрос о том, какие произведения следует относить к духовной поэзии. Автор диссертации, опираясь на положения исследователя Ю.А. Шрейдер [1993], акцентирует внимание на двух важных составляющих духовной поэзии: эстетической (художественной) и мистической (религиозной), на пересечении которых рождается феномен духовной лирики. В данной главе диссертации уточняется также вопрос об особенностях жанрового, тематического и образного состава дагестанской духовной литературы.
В параграфе 2.1. «Жанр мавлида в творчестве Али-Гаджи» рассматривается один из самых распространённых и высокочтимых жанров духовной поэзии, удовлетворяющий этические, эстетиче-
ские и художественные запросы мусульман; в ней дана классификация жанра мавлид как системы художественных памятников, среди которых преобладают поэтические жанры. Автор диссертации, анализируя «Мавлид» Али-Гаджи из Инхо, приходит к выводу, что для создания образа Пророка Мухаммада (с.т.а.в.) поэт использует возвышенно-патетический стиль, эмоционально насыщенную лексику, яркую метафоричность, гиперболу, символику. Автор «Мавлида» первым в аварской литературе даёт не только морально-нравственную, но и портретную характеристику Пророка Мухаммада (с.т.а.в.).
В параграфе 2.2. «Художественные средства и поэтический синтаксис жанра проповеди (турки) в творчестве Али-Гаджи»
рассматриваются произведения аварского поэта, разрабатывающие общую для мусульманской духовной поэзии тему сущности и природы ислама. Поэт пропагандирует основы мусульманской религии доступными языковыми средствами, используя приёмы добрых советов и мудрых предостережений. В проповедях Али-Гаджи использует поэтические размеры, не встречающиеся в светской поэзии: шестнадцатисложные, пятнадцатисложные, тринадцатислож-ные, десятисложные, восьмисложные размеры, которые симметрично делятся цезурой на пропорциональные части, что облегчает исполнение их речитативом, нараспев. Художественной выразительности проповедей аварского поэта подчинены все формы поэтического синтаксиса: инверсия, умолчание, различные формы параллелизмов. Она также достигается при помощи различных глагольных форм повелительного и условного наклонений с их побудительной, поучающей интонацией. Учить, воспитывать на добрых примерах через их утверждение - основная установка проповедей, в результате чего в них мало поэтических метафор и других художественно-изобразительных средств. Чаще других тропов в своих проповедях Али-Гаджи из Инхо использует сравнение, поскольку оно в большей степени отвечает народному мировосприятию. Основные требования к проповеди - понятность и доступность, поэтому мысли поэта облечены в четкую формулировку и выражены кратко и лаконично. Проповедям Али-Гаджи присущи также возвышенный стиль и нарастающая эмоциональная напряженность,
восклицательные и вопросительные синтаксические конструкции, непосредственное обращение к аудитории.
В параграфе 2.3. «Поэтика философской элегии Али-Гаджи из Инхо» исследуется своеобразие указанного жанра в творчестве поэта. Как известно, в мировоззрении поэта переплетаются глубокая вера в силу народа и эстетические положения Корана, которые и лежат в снове авторской концепции устройства общества. В философской элегии Али-Гаджи из Инхо они обретают политическое осмысление при решении вопросов общественного и политического устройства. Данным обстоятельством обусловлены структура элегий, поэтические приемы, интонация, динамичность, экспрессивность, подчинённые формированию социального призыва. Сложен и синтаксис стиха элегий Али-Гаджи, подчёркивающий основные нюансы проповедуемой мысли. Элегии поэта отличаются наличием в ней полифонии. Динамическим центром большинства элегий Али-Гаджи из Инхо становится переживание по поводу социального несовершенства окружающего мира. Художественно-изобразительные и лексико-синтаксические средства помогают поэту воссоздавать в элегиях объективную картину современного ему общества. В данном параграфе автор диссертации впервые вводит в оборот философскую элегию из личного архива потомков Али-Гаджи из Инхо «Бит1изин дуде квер г1ассияв лагъас...» («Протянуть бы к тебе руку ожесточившемуся рабу...»), не вошедшую в ранее изданные сборники поэта.
В параграфе 2.4. «Язык и стих духовной поэзии Али-Гаджи» продолжается исследование творчества поэта в аспекте художественных достоинств и поэтической формы. Поэт совершенствует такой фольклорный композиционный прием как художественный параллелизм в аварской литературе. Многие стихотворения поэта, выявляя полярность человеческой природы, выстраиваются в стройные антитетические пары с открыто выраженными положительными и отрицательными знаками. Али-Гаджи из Инхо пытается ввести в аварскую поэзию конечную рифму, нехарактерную для нее, и развивает звучные аллитерации, повторяющиеся в начале, середине и конце стихотворной строки. Язык произведений поэта богат и разнообразен. Он отличается четкостью, образностью, лако-
ничностью. Стих произведений Али-Гаджи из Инхо наполнен глубоким смыслом и свидетельствует об остром уме аварского поэта.
В третьей главе «Поэмы Али-Гаджи из Инхо» автор диссертации обобщает результаты исследований отечественных литературоведов по проблеме становления и развития жанра поэмы в дагестанской литературе. Огромное влияние на развитие литературы народов Дагестана второй половины XIX века оказала Кавказская война (1829-1859). Тема и идеи борьбы за независимость стали центральными и в поэмах Али-Гаджи; в них разрабатывается героический сюжет, прославляющий национальных героев и опирающийся на реальные события эпического масштаба.
В параграфе 3.1. «Художественная структура и проблематика поэмы Али-Гаджи «Шамилиде» («Посвящение Шамилю»)» представлен литературоведческий анализ поэмы в единстве содержания и формы. Во введении к поэме «Шамилиде» поэт даёт общую характеристику национально-освободительной борьбы, затем переходит к конкретизации истории мюридизма, изображению её в последовательном развитии. В поэме Али-Гаджи выражено глубокое почтение к памяти трёх имамов, он передаёт печаль за судьбу народа и родного края. В художественную структуру поэмы органично вплетается жанр плача: обращение к умершему, горестные сетования и т.д. Идеализация образов трёх имамов Дагестана создаётся возвышенным слогом, синтаксическими конструкциями с риторическими вопросами, художественно-изобразительными средствами, основными из которых являются метафора и гипербола. Особая музыкальность поэмы Али-Гаджи «Шамилиде» создается использованием отточенной внутренней рифмы, придающей стиху стройность, целенаправленность и стремительность.
В разных аспектах раскрывается образ главного героя в параграфе 3.2. «Историзм и образ Пророка в поэме Али-Гаджи «Макка бахъиялъул турки» («Взятие Мекки»)». В основу поэмы легли исторические события, связанные с одним из завершающих этапов борьбы за становление ислама — падением главного центра язычников — Мекки. Сохраняя взятие Мекки в качестве главной задачи изображения, Али-Гаджи существенно дополняет его: религиозная мотивация выступления Мухаммада (с.т.а.в.) в военный поход отступает в поэме на задний план, а на первый план выступает, ско-
рее, мирская причина - отмщение зла и несправедливости, обретая, тем самым, более идеальное звучание — защита слабого, месть предателям. Тяготение к новым просветительским идеалам обнаруживается в структуре образов поэмы. Образ Пророка в поэме реализуется в двух аспектах: он и посланник Всевышнего на земле, и олицетворение нравственного идеала поэта. Художественной реализации образа Мухаммада поэт достигает условными, аллегорическими и символическими художественно-изобразительными средствами; автор использует яркие аллегории, патетическую интонацию, сравнения. Пророк Мухаммад (с.т.а.в.) наделен исключительными способностями: он ясновидец, обладает даром проникать в тайные мысли людей, постоянно общается с Аллахом, с ангелами, которые сопровождают его. Символ святости лежит на самой его внешности, излучающей божественный свет и сияние.
Поэма Али-Гаджи значительно превосходит по объему все, что было написано до нее, это широкое эпическое полотно, вобравшее в себя достижения устного народного творчества и опыт арабской духовной и исторической литературы.
Поэма «Макка бахъиялъул турки» («Взятие Мекки») имеет сложную и богатую композицию. Помимо сквозной линии в развитии сюжета, в поэме имеются дополнительные ответвления, имеющие свой самостоятельный сюжет. Значительное место в поэме занимают лирические отступления и вставные элементы, в которых автор выступает со своей оценкой происходящего. Поэма «Взятие Мекки» отличается также своим поэтическим языком, возвышенной лексикой, красотой эпического повествования. Образы экспрессивны, аллегоричны, наблюдается богатство и разнообразие поэтических тропов (эпитетов, сравнений, метафор), основанных на материальных образах и ассоциациях. В поэме «Макка бахъиялъул турки» («Взятие Мекки») Али-Гаджи решил важную задачу, стоявшую перед национальной художественной мыслью: создание большой стихотворной формы на родном языке. Дагестанский поэт сумел искусно соединить в поэме традиции восточной поэзии с национальным дагестанским словесным искусством.
В четвертой главе «Сатирические произведения и миниатюры Али-Гаджи из Инхо» рассматриваются место и роль сатиры в творчестве поэта, а также обширный свод афоризмов - итог наблю-
дений, жизненного опыта, размышлений над основными вопросами бытия.
Исследованию обличительной сатиры, направленной против духовенства, посвящен параграф 4.1. «Сатирическая направленность духовной лирики Али-Гаджи». Юмористические произведения, созданные на основе нелепых, смешных, комических ситуаций, вызывают смех и сочувствие к героям. Но есть и другой пласт поэзии Али-Гаджи из Инхо, где беспощадная сатира направлена против священнослужителей, чьи высокие слова о Боге и морали не соответствуют их образу жизни, поведению, поступкам, компрометируя тем самым религиозные заповеди и предписания ислама. Художественным словом поэт борется за чистоту ислама, запятнанного нечестными, жестокими и корыстными представителями мусульманского духовенства. В сатирической духовной лирике поэт не прибегает к иносказаниям и намекам, он открыто выражает свое полное презрение к носителям пороков. Структура сатирической лирики Али-Гаджи обусловлена тем, что в большинстве его произведений данного цикла перечисления человеческих пороков чередуются с проклятиями в их адрес. Автор диссертации обращает пристальное внимание на рифму, ритм и музыкальность стиха сатирической духовной лирики Али-Гаджи из Инхо.
В параграфе 4.2. «Идейно-художественное своеобразие афоризмов Али-Гаджи» автор диссертации рассматривает малые литературные формы - четверостишия и двустишия поэта, в которых простота и ясность выражения мысли сочетаются с яркой образностью, емкими сравнениями, метафорой, иносказанием и афористичностью. Афоризмы Али-Гаджи тесно связаны с национальными традициями, с жанром народных поговорок, пословиц, притч, но в то же время отличаются от них своей художественной образностью и возвышенным слогом, поскольку авторская задача состояла в максимальной отшлифовке поэтического слова, придании ему изящной формы. В то же время на афористические изречения дагестанского поэта оказала влияние арабская лирика, выработавшая жанр мудрых изречений — хикма. Вследствие этого художественного синтеза афоризмы Али-Гаджи из Инхо выполняют не только этическую, но и эстетическую функцию.
В Заключении обобщенно резюмируются наиболее существенные результаты исследования.
Али-Гаджи из Инхо — один из ярких представителей плеяды дагестанских поэтов второй половины XIX века, который открыл новую страницу в истории культуры своего народа, сменил традиции арабоязычной литературы на художественные традиции дагестанского народа и тем самым положил начало развитию аварской литературы на родной языковой основе.
Творчество Али-Гаджи из Инхо, анализируемое нами в аспекте традиций мусульманской духовной поэзии, является важным звеном в эволюции художественной культуры Дагестана. Его творчество, пропитанное высокой духовностью, отмеченное совершенством формы, разнообразием и богатством жанров, стиля, языка - это путь становления качественно новой традиции в дагестанской культуре.
Поднятая нами тема диссертационного исследования, безусловно, нуждается в дальнейшей разработке. Нам представляется важным вопрос о стилистических особенностях духовных произведений при выражении субъективных черт автора. Предпринятая в работе попытка рассмотрения поэзии Али-Гаджи в религиозном аспекте позволила нам продемонстрировать зарождение форм выражения субъективности авторского сознания. Жанры религиозной поэзии, определяя основу «духовного текста» дагестанской литературы XIX века, воспринимались Али-Гаджи из Инхо не просто как источник поэтического вдохновения, но и служили основой для постановки и решения важных этико-эстетических проблем современности.
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях автора:
Статьи, включенные в Перечень научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Тажудинова С.Ш. К проблеме типологии жанра «мавлид» в творчестве Али-Гаджи из Инхо: историко-литературный аспект.
Статья // Современные проблемы науки и образования. № 6. URL: www.science-education.ru/120-16211. 2014.
2. Тажудинова С.Ш. Художественная структура и проблематика сатиры Али-Гаджи из Инхо. Статья // Гуманитраные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал, www.online-science.ru. №11 часть 2. 2014. С.249-251.
3. Тажудинова С.Ш. Образ Пророка Мухаммада в «Мавлиде» Али-Гаджи из Инхо. Статья // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. № 1. 2015. С. 113-115.
Статьи, опубликованные в других изданиях:
4. Тажудинова С.Ш. Диналъул чирахъ г1адав г1алимчи. Статья // Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Гьудуллъи». № 3. 2003. С.77-81.
5. Тажудинова С.Ш. Проблемы просветительского реализма в аварской литературе. Статья // Вузовская наука и модернизация педагогического образования. Тезисы докладов научной сессии преподавателей, сотрудников и аспирантов Даггоспед-университета. Выпуск IX. Махачкала. 2004. С. 128-129.
6. Тажудинова С.Ш. «Макка бахъи» абураб поэмаялъул х1акъалъулъ чанго раг1и. Статья // Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Гьудуллъи». №1. 2006. С.67-71.
7. Тажудинова С.Ш. Гражданские патриотические мотивы поэзии Али-Гаджи из Инхо. Статья // Материалы III Международной молодежной научной конференции. Махачкала, 2010. С. 178-181.
8. Тажудинова С.Ш. TIaca лъугъа Аллагь, хат1аялдаса. Статья // Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Гьудуллъи». №6. 2013. С.91-95.
Формат 30x42 '/4. Бумага офсетная.
Гарнитура "Times New Roman". Печать ризографная. Тираж 100 экз. Тиражировано в типографии ИП Гаджиева С.С. г. Махачкала, ул. Юсупова, 47 RIZO-PRESS