автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблематика и поэтика произведений Н. С. Лескова 1880-х годов

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Яндиев, Шахбулат Джемалдинович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Проблематика и поэтика произведений Н. С. Лескова 1880-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблематика и поэтика произведений Н. С. Лескова 1880-х годов"

ШХЖОНЖЙИ ОРДЕНА ШИШ. ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИЙ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГЭСУДАРСТВШНЫЯ УНИВЕРСИТЕТ вмени Ы.В.ЛОМОНОСОВА

ЯНДСЕВ Шкгбуяат ДдеиаждянсЕГИ

ПРОБШАТККА И ПОЭТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н.С.ПСКОВА

гбао-г годов

Сядаажмоо» 10.01.01 - Русская лвувраттра

. А а торе фора* ¡йоовргвцин яа оопскглнэ ученой атеяввя ваодвяз?» фиюяоппоают паук

ояяояогвгчоокяа факудь?«е

На аражзх рутсохшсш

Моовва - 1991

Padora выполнена на кафедре натори* руоокоЗ яотаратури лахоплаокого факультет* Мооховокого гооударотвеняого yHnejai та ш. U.В.Ломоносова.

Научный руховодитмь: доктор фидюлопгчмвшс says,

врофееоор П.Г.ПУСТОВОЙТ

Официальные «шзонвяты: доктор филохолпмша мук '

врофееоор Л.М.КРУШАНОВ, кандидат фиохогачеокхх наув Е.Ю.ШКША

Ведущая органввацяя - ЫооковоюШ государогвенянЭ ааочп пвдагвпшвоыЯ вкотнтут

Заката соотоетея " ^ " УлЬоу^Х 1991 г. в Л^а ча* ва даоедашш ояещадд&ядоанноге совета Д - 053,05,11 вря Ыее: веком государственном унюерожтвтв mi. И.ВДемовоеова m «а рвзу: 119 899, Москва, Лошшокже гора, МГУ, 1-й корвуе rjsaait тарша факультетов.

С дЕвоврзацма леэшв ееоахоиктмя а Научив! бмбиетеке до» A.M.Гордого Московского государственного уккверепета в» Ы.В.Ладаиоооаа.

¿вдгврвфзра? разослан и Ь " _1991 рода.

/

Учвяай секретарь /

евезхаягавров&шюго еовеуа А.М,Пмюв

Актуальность проблемы. 1880-э годы занимают в лятератур-деятельности Н.С.Лескова особенное место. Именно на этот од приходится наибольший расцвет недюжинного таланта писа-

достаточно веским свидетельством в подтвервдением чего ывается его художественное, публицистическое и эпистолярное ¡едяв. Поэтому вполне' закономерно, что яря всестороннем,пол-ювном азученни вершинных явлений, созданных Лесковым, появ-'ся насущнейшая необходимость так или иначе коснуться напрв-щей значимости данного творческого периода. Базуоаовно, )в высокохудожественное разностороннее понятие требует опасного научного исследования, более или менее подробного, полного представления о дэоковском феномене 1880-х годов, видно, невозможно проследить точное направление писательской йопии данного автора.

Как на парадоксально, но как раз "визитные карточки" знаете льного для Лескова - прозаика десятилетия снискали наимень-ясследовательское внимание. К разряду ыааоизученннх следует ести циклы произведена», интенсивная работа над которыми про-ала именно в 1880-е годы. В данном случае подразумеваются своеобразных авторских серая: "Рассказы кстати" а "Вязаятяй-е легенды". В вошедших свда повестях, рассказах, яанровнх аа-овках Лесков стремится новыми, более действенными, на его ляд, способами разрешить мучительнейшуи давнюю проблему ут-ядения идеального начала в повседневной жизни. 1880-а годы зались переломными я судьбоносными для самого писателя, пропевшего глубочайший идейный кризис и значительное переосмыс-ие собственного творческого кредо. Поэтому я обращение к воп-у о своеобразии проблематики я поэтики важнейших лубляцясти-!ках я художественных произведений 1880-х годов с цель» опре-

деления их места в общем литературном процессе обусловливает актуальность работы.

Степень изученности проблемы. Специальных объемных литер туроведческих работ, всецело посвященных изучению именно проя ведений 1880-х годов, в отечественном лесковедении пока еще н создано. В некоторых монографических исследованиях разных лет авторы останавливаются на анализе тех или иных рассказов и по вестей из упомянутых циклов ("Рассказы кстати", "Византийские легенды", но, как правило, это представлено в весьма сжатой $ ме и притом никоим образом не прочерчивается никаких связей между обеими сериями, ни между нямя и публицистикой тех лет. ще воего они просто упоминаются в ряду прочих творений 80-х I дов, причем упускаются из виду существенные для правильного г нимания авторской позиции темы, идеи в проблемы практически I произведений. Подавляющее большинство исследователей приходи* мнению о второстепенности, развлекательности, "обстановочное! "Рассказов кстати" в "Византийских легенд".

Цель диссертации состоят в том, чтобы выявить своеобраг в особенности публицистики я двух названных циклов художестве ных произведений Лескова я представить их единой гармоняческс взаимопроникающей оистемой для определения их подлинного мес как в творчестве великого писателя, так я в общем литературнс процессе конца 19-го столетия:

- выявить своеобразие мировоззрения я астатической пози1 Лескова, непосредственно отразившихся на его творческой эвол! Ции;

- рассмотреть идейно-тематическую основу прозы в публиш тики Лескова 1880-х годов, очертить круг социальных я нравственно-философских проблем, привлекавших писателя, попнтяться

знить пути я приемы создания Лесковым художественного овоеоб-ая его позднях произведений;

- проанализировать своеобразие художественных особенностей ванных циклов;

- попытаться определить непростую жанровую специфику произ-ений Лескова на позднем этапе творчества.

Научная новизна работа теснейшим образом связана с предметом адачамя ясследованяя. И важнейшие публицистические ироизведе-:, и "Рассказы кстати", а "Византийские легенды" рассматривая как единое эстетическое я художественное целое о точки зра-г идей, поэтики я проблематики. При этом обнарЗмвается тесней-г связь с эстетической, философской, нравственной позицией [.Толстого, но тщательно подчеркивается своеобразие и оригя-1Ъность собственно леоковской трактовки положательно-прекрас-■о идеала.

Методологической и теоретической базой для диссертации по-гжиля современные исследования по теории и истории литературы русской поэзии (М.Б.Храпченко, В.И.Кулашова, Л.М.Лотмана). В 5оте применяется историко-сравнительный метод для определения них закономерностей развития русской я западноевропейской про-19-го. столетия.

Апробация диссертации. Основные ее положения нашли отраже-1 в 2-х публикациях, изложены на Всесоюзной научно-практяче-эй конференции молодых ученых в УДН им.Патриса Лумумбы (1388).

Структура работы. Диссертация состоит из страниц ма-зописного текста, включая введение, три главы, заключение и асок использованной литературы, насчитывающей наимено-

яяй. .

. Во введения, обосновывается актуальность темы исследования,

анализируется степень ее изученности, определяются цеди в зад чи работы, ее научная новизна, практическая значимость и мето логические основы диссертации.

I гдава рассматривает своеобразие Лескова-дублишста 18 годов.

Публицистика Н.С.Лескова на зрелом этапе его творчества

имеет своим 'главнейшим ориентиром этическую я ыорадьно-нравст

венную проблематику» которая ореаде всего может быть вооприня

а истолкована как старательная попытка обнаружить вокруг себя и

идеальное начало, способное возродить в русском обществе проч забытые на современном этапе благородные-понятия о всеобщей с ведливоств, бескорыстной в братотвенной преданности ближних друг другу.

Ярко выраженная социальная в политическая направленное! отоль характерная для статей и заметок писателя в 1860-е года (а именно на них приходятся его самые первые публицистически« опыты), приобретает подчинительный, зависимый характер от наг яеннейшего нравственного пояска, признанного самим Лесковым I данный период литературно-критической деятельности доминируют Такая явреориенткронка акцентов становится очевидной уже из с мих заголовке® мсковских статей. В 60-е годы она заключали оебе ярко выраженный социальный я даже экономические аспект: "Очерка винокуренной промышленности" (1860), "О рабочем класс (1860) , "Специалисты по женской части" (1867), "Русские общее венные зачетки" (1869).

В заглавиях ке статей я газетных заметок 1880-х годов,кг .правило, отражена в сжатом виде та или иная проблема кравстве но-этячеокого толка, либо названы имена известных современна} автора9 много внимания уделявших моральным я поведенческим в<

ам жизня русского общества на нынешнем этапе развития: "Граф .Толстой и Ф.М.Достоевский как ересиархи" (1883), 0 Рожне. / г сынам противления" (1886), "Первенец богема в России" (1888), книжной премудрости. / В звщиту прописной морали" (1889).

Чрезвычайно важно поэтому при постановке вопроса о своеоб-яи публицистического да и всего художественного творчества ателя в заключительный период (1880-е - начало 1890-х годов) зыЕается выяснение литературно-эстетических я нравственно-ческих симпатий и антипатий Лескова в это время.

К 80-м годам в сознания Лескова происходят значительные >емены. Этот процесс затрагивает буквально все мировоззрение ¡ателя а довольно четко прослеживается я в статьях, и в худо-швейном творчестве, а в письмах тех лет. С глубоким прискор-ш Лесков отмечает, что основные тенденция в современном об-;тве, направлены на достижение узко личных интересов людей, дух ржувз-ют меркантилизма почта полностью вытеснял светлув ве~ в идеалы, характерную для эпохи 60-х годов. Собственно, созя-гельная атмосфера этого славного былого времени а массовая гремленность в обществе к достижении положйтельно-прекрасных чал в повседневной жизни я окрыляли писателя, вселили в него ру в непременное торжество идеала на всех уровнях русской йствительности.

Закономерен в этой связи одобрительный отзыв Лескова о роне II.Г..Чернышевского "Что делать?", помещенный в газете "Серная пчела" за 31 мая 1862 года. Писатель утверждает, что юман г. Чернышевского - явление очень смелое, очень крупное в известном отнопенла, очень полезное" (ГО, 14).

Но к 80-м годам все признаки благородного служения "нас->ящэ1 внутренней гармония взаимных отношений" были утрачены

полностью. И Лескова, как всякого неравнодушного к судьбам о' чества мыслителя, одолевают мучительные раздумья о погубленн: духовных началах в жизни. Писатель видел, что высокие нравст ныв принципы отодвигаются на задний план я постепенно забыва ся. В атмосфере угнетающей бездуховности только литераторы и дожники - люди особой нравственной направленности, по мнению Лескова, сохраняют в себе еще веру в идеал. Это и выделяет среди окружающего мира корысти и личной выгоды. Лесков с гор кой усмешкой писал об этом еще в 1869 году в статье "Русские общественные заметки": "Кто в обществе не ищет средств устрс ся лучше, выгоднее, обеспеченнее? - Все. Кому такая забота з няется в вину или осуждение? Никому. Эта забота не только сз отвенна всем, но она постояннее всего занимает всех, и всех небрежятельнее к ней относятся одни они, эти сварливые лите] ры всех закалов, всех иерстей в всех убеждений, в азарте св< чернящие один другого, и друг на друга на потеху людям кле:

т

щущие .

Но людей, стойко отстаивающих свои убеждения, к 80-ы г дам остается очень немного. И писателю претит утверждение в временном ему обществе буржуазных тенденций, направленных н разъединение людей. Разобщение и отчуждение закономерно при дят, по мысля Лескова, к сплочению сил зла. Но порочному на может быть противопоставлена некая "общая идея", которая, в горечью констатирует сам писегвль, еще недостаточно сильна: "Ведь у нас есть общая идея (имеется в виду идея общечелове ской братственной соединенности -Ш.Я.), в преданности ко1 есть наше "средство", я вот о способах служить этой-то яде(

Т

"Биржевые ведомости", 1869. 7 сентября, Я 242.

) "не говорить"... Какой ужас, мучительная, проклятая сторо-где ничего не объединяется, кроме элементов зла. Все желаю-зла - сплачивается, все любящее свет - сторонится от обще-в деле. Л.Н. много сделал, чтобы поставить это иначе, но я зь, что с ним это направление и пройдет..." /II, 526/.

Но силы бездуховности я эгоизма, несмотря на их могущэст-зость, по глубокому убеждению Лескова, обязательно пасуют непринципиальной твердостью в деле отстаивания истины, а также городной. преданностью великой идее справедливости. Долг пяса-художника да и просто цивилизованного человека ни при ка-обстоятельствах не поступаться правдой, не подменять ее ложью, есков наравне с Толстым и Достоевским был верен этому принпи-Он всегда стремился во что бы то ни стало (пусть даже самой огой пеной) отстаивать истину любого толка - в историческом резв или в современном. При этом писателя нисколько не заботя-оектантскиа "направленческяе" соображения, он подвергал нещад-у развенчаняю все, что казалось ему ложным, идущим в противо-ие с самым дорогим общечеловеческим идеалом - великим единени-всех лядеЯ, независимо от их "породы я веры".

Истина, по убеждению Лескова, для всех одна, и вое равны пе-дицом справедливости. Именно эта глубоко человечная мысль в вую очередь привлекает его в Новозаветном учении: "... в вдр-е-Христовом нет различия между эллином и иудеем, варваром и фон, мужчиной а женщиной, рабой и свободным".

Главное завоевание цивилизованного общества - это следова-гуманным принципам справедливости, защищенность человече-й личности от всякого рода посягательств на нее. Именно зтя-благороднымг побуждениями вызвано написание статей о петер-гскдх пожарах 1В62 года, где звучит настоятельное требование

найти подлинных виновников трагедии, чтобы снять ужасное под< зрение с непричастных к этому преступлению людей. Как извести» данное выступление в печати привело к самым драматичным для ш сателя последствиям - он был по существу изгнан яз литературы от него на долгие годы отвернулись и демократические, и охран] тельные круга, усмотрев в статьях предательские выпады против себя.

Из проведенного в главе анализа наиболее характерных ста тей и заметок Лескова 1880-х годов ("Иезуит Гагарин в деле Пу кина", "Граф Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как ересиархи","Пе венец богемы в России", "О рожне. Увет сынам противления и др становится очевидным то обстоятельство, что главным авторским критерием является четкая нравственная доминанта. Какой бы а пект на затрагивался писателем в его публицистических пооязе дениях - социально-политический, эстетический, ЗвлософскиЯ -неизменно перерастает в многоплановую морально-этическую константу* которая представлена с доступных эмпирических, а не I ' лых умозрительных позиций.

Принцип Лескова-публишста освещать ту или иную пробле!! сообразуясь с требованиями жизни, а не в угоду бесплодным те1 ям, безусловно, оказал значительное воздействие на поэтику ез •статей, способы их построения. По существу, оня больше тяготи к художественному творчеству: автор нарочито избегает научно! социально-политической терминологии, намного увеличивая теки разом читательскую аудиторию, изображает полнокровные характ (как правило широко известных исторических лип), вводит прос ные диалоги. Все это убедительно свидетельствует о том, что ; ков' никогда строго не разграничивал свое публицистическое в : ж.ественное творчество. Обе разновидности .литературного трупа

инимались им как гармонический синтез и осваивались параллель-|. Появление его программных статей происходило одновременно с кодом выдающихся рассказов н повестей, впоследствии признанных . деврами. Поэтому вполне закономерно, что в своих художествен-к произведениях автор продолжает псиск разрешения мучительных явственно-философских проблем, начатый в той или иной газет->й заметке, журнальной статье. Такая своеобразная взаимная об-:ловленность прозы и публицистики Лескова 1880-х годов без тру-I обнаруживается прежде всего в довольно крупном по объему в тожественно значимом цикле повестей и рассказов "Рассказы ¡тати".

П глава посвящена анализу цикла "Рассказы кстати". Первые юизведения из данной серии появились в 1884 году, н в течение iyx последующих лет автор интенсивно над ними работает, перяо-1чески опубликовывая их в журнале Александра Вольфа "Новь".-1кл привлек к себе настолько пристальное внимание критики и чающей публики, что в 1887 году "Рассказы кстати" вышли отдель->й книгой, доказав таким образом свою злободневность я жизне-юсобность.

Практика написания какого-либо произведения (будь то худо-!ственный профиль или публицистический) "по поводу" конкретно-I события текущей действительности'или определенного колорятно-I человеческого характера весьма почиталась Лесковым: многие I eio воспоминаний, обретших жанровое воплощение в.повестях на ¡мых ранних и уже зрелых стадиях творческой деятельности, создались именно по такому принципу (что неоднократно подчеркивалось ¡тором в многочисленных письмах). К ним уместно отнести, напри-р, "Овцебыка"( 1863) и "Продукт природы" (1893).

Гармоническое вживание произведений в полную вопиющих про- '

тиворечий современную действительность, их приспособленность г фактам реальности и повседневности становится для писателя в данном цикле обязательным требованием поэтики. Как художник, Лесков собственную состоятельность усматривал прежде всего в полноценной реализации принципа соответствия и равновесия меш авторским вымыслом в правдой бытия. Следует заметить, что при этом автор основополагающим элементом поэтики рассказа "кстап считает некие характерные приметы текущей подлинной жизни, кот рые можно без труда распознать, а также броские памятные любо» человеку детали, путем сцепления образующие целостность того I иного житейского явления.

Писатель неизменно стремится изобразить хорошо знакомый ему внешний мир не бегло и поверхностно, а во всех возможных 1 робноотях, из самих глубин. Поэтому в данном цикле наиболее з: чимым в веским оказывается живое слово, произнесенное "кстати1 "по поводу" и воплощенное в тексте повествователем либо во мн( жества частных современных случаев, либо в стародавней легенд) либо в забавном анекдоте (причем, как правило; рассказчик дл. пущей убедительности выступает в роли непосредственного очеви. ца всего происходящего и ориентирует слушателей, а вслед за н и читателей на незыблемую истинность обсуждаемого факта).

Сам Лесков следующим образом охарактеризовал свое неодол мое стремление в повествовательной форме выразить злободневность того или иного наблюдения над действительностью: "Я люб между большою работою ловить мимолетный случай жизни, получив ложное освещение и толкование, с тем, чтобы дать ему освещен надлежащее в только по разуму и по совести"*.

г

Послесловие А.К.Лескова к очерку Н.С.Лескова "Лорд Уорониов ■ИРЛИ. 0.220, Л 8.

Зорко следящему за злобой дня автору, таким образом, пред-сывается в обязанность живо отзываться на мало-мальски примере льные факты общественной жизни, и реагирование должно стать »лниеносным - "по случаю", к месту и своевременным. Получается, •о в произведениях рассматриваемого цикла Лесков вновь и вновь юдолжает освоение в развитие собственной излюбленной траци-1Я 1880-ых годов: он творчески устанавливает теснейшую взаимо-шзь между журналистикой (литературно-критическим способом ана-1за действительности) и художественной практикой осмыоления и ¡общения различных привлекательных своей броскостью и колорит-хзтью случаев из жизни, как правило, достоверных. -

Именно эта особенность, столь характерная для-публицист я -!ских выступлений писателя на зрелом этапе профессиональной ¡ятельности, обусловила самобытность "Рассказов кстати" и парал-!льно ознаменовала четкую выработку индивидуальной творческой анеры в целом (конечно же, в пределах данного цикла). Упомяну-ая направленность, в первую очередь, выражается в том, что ос-звополагающим принципом повествования оказывается строго опре-зленная заданность: ВС8 изображаемое должно подаваться только кстати" и "по поводу".

В цикле "Рассказы, кстати" Лесков весьма умело и взвешенно зчетает авторскую фантазию о социально-конкретной реальностью, эи этом писатель целенаправленно отодвигает на второстепенный лая чисто эстетические поползновения создать то или иное худо-эственное произведение. Им в первую очередь движет неуклонное гремление досконально разобраться в совершенно определенном, э по какой-то причине затруднительном и оттого еще более при-етательном и интересном факте повседневности. Довольно часто та-ого рода анализ приобретает у Лескова ярко выраженную поламича-

скую направленность (например, "Интересные мужчины", "По поводу "Крейцеровой сонаты").

Лесковскяй анализ действительности в произведениях разбираемого цикла в еще большей степени далек от рассудочного, рационалистического принципа, нежели в публицистике. Интеллектуальный метод обобщения конкретных фактов или рассказов очевидцев совершенно исключается автором: всем построением данных своих произведений Лесков недвусмысленно дает понять, что художественное постижение окружающего мира (представленного как opi гинальный способ точного исследования действительности) - гораг до более эффективно и функционально, а главное - понятнее шир( чайшям читательским массам, чем научное обоснование в чистом т де (хотя бы уже потому, что у художественного метода обширнее возможности с эмоциональной точки зрения).

При этом немалое значение, по мнению писателя, приобретав: человеческая интуиция, помогающая с еще большей тщательностью i достоверностью постичь сложнейшие противоречия окружающей дейс витальности. Для тех иля иных научных доказательств нередко тр< буются всевозможные цифровые выкладки и статистические наблюдения, столь нелюбимые Лесковым. Художественный же метод позволя автору достигнуть определенного вывода путем обобщения честиor житейского случая. Данный подход нисколько не претендует на пе; веиство и универсальность - допросту он казется писателю более продуктивным.

Основная задача Лескова в "Рассказах кстати" - таким обра зом представить фактический материал, чтобы из разрозненных эп зодов, каких-то фрагментаркнх упоминаний, объединенных рукой в файтазяей художника, четко проступила главная идея произведени в мысль автора приобрела путем повествовательного конструярова

1Я не меньшую доказательность, нежели при научном исследова-ш. Прячем, как рте отмечалось выша, по этому принципу созывались не только рассказы,повести, но и многочисленнее яур-зльныа статьи и газетные заметки (например, "Тургеневский бере-эк", "Заметки о браке", "О рожне" и другие).

Все произведения, объединенные в шиле "кстати", имеют ха-зктерную особенность: они занимательны, динамичны и нацелены з злобу дня. Не случайно сам Лесков, подразумевая именно "Рас-*азы кстати", говорил о них, как о "наблюдениях я заметках", эторые "под кадриль будут" газетным фельетонам я хроникам II, 323 /. Данный подход оказывается для писателя главенствую-зм. Он как бы размывает жанровую специфику, неразрывно объеди-зя журналистику я художественное творчество. Преданность Леско-з определенному случаю и достоверным жизненным реалиям лишний зз подчеркивает первооснову его писательского принципа: в сяю-знутних, чрезвычайно конкретных человеческих нуждах и чаяниях зматривать мощный, неостановимый ход всей мировой истории.

Факты, почерпнутые из действительности, становятся для Лес-з£э самими неопровержимыми доказательствами художественной зтянноста и подлинности изображаемого. Именно эти действительна бытовые эпизоды являлиоь для автора наиболее правильным риентяром, который подтверждал или, наоборот, опровергал какое-або умозаключение и приобретал характер своеобразного обобщения.

Другим неизменным элементом поэтики "Рассказов кстати" ста-о прямое соответствие изображаемых событий и героев историче-кому времени (текущему, либо уже истекшему). Лесков в своем овествовании указывает на те Или иные приметы, современной эпо-а. Именно с этих позиций автор выводят различные типы авантю-ястов: "компаньонки" Марья Мартыновны в "ПолуночникахV"благо-

частивого" вора-подового Марко из "Интересных мужчин" и так далее. Избранный Лесковым способ аргументации, основанный на подлинных событийных фактах, пожалуй, оправдал себя. Ведь все, о чем бы ни шла речь в произведении, подтверждается (за редкими исключениями) с непоколебимой достоверностью самой жизнью, и узи таким обрезом обнаруживается немалая практическая польза или зн( читальный вред определенного бытового явления, заинтересовавшее писателя.

Более того, Лескову^удалось во многих случаях с поразитель ной прозорливостью постичь явления будущего. Отталкиваясь от те кущих насущных вопросов бытия, Лесков целенаправленно продвига ся вперед к выработке излюбленной литературной формы, в которой частично сопрягались бы и художественный вымысел, я факты подлинной отечественной истории.

Вероятно, на первоначальных этапах собственных поисков автор сталкивался с определенными сложностями. В частности, он разделял некоторые сомнения Толстого касательно'уняверсальност Тех литературных структур, которые стремились к гармоническому синтезу измышленных я реальных обстоятельств, Ведь подчас автор окая фантазия могла возобладать над подлинными событиями,а кар тина мира в том или ином произведения оказывалась весьма да леке от действительности. Отсутствие взвешенности я соразмерности двух этих начал, излишйяя увлеченность каким-либо одним из них чреваты подменой истинности обычными внешними аналитическими щ омами, не сяоеобными глубоко осмыслить аричинно-следственныв а зя происходящих событий.

"Рассказы кстатя" ш оказались именно вполне гармоничным хз дожастванныы открытием, которое довольно дитеивов время юкв) . оам Лесков: без очевидных мудрствований писатель с легкостью

стремляется от хорошо узнаваемого настоящего к реальному прош-ому, изменяя в угоду собственной фантазии только лишь внешние тороны описываемых явлений. Это предпринимается им для того, тобы представить читателю в доступной занимательной форме иста-у в ее сущностных проявлениях, а не во внешних случайностях.

Группа произведений рассматриваемого цикла, вошедшая в пуб-икации журнала "Новь", отнюдь не равнозначна по художественному ;ачеству. Но, тем не менее, достаточная ее часть представляет со-ой наилучшие образчики завоеваний Лескова в области жанра. Не-:оторые из данных произведений вовсе не являются рассказами в ^непринятом смысла, это скорее статьи, написанные на определен-:ую тематику о явным преобладанием художественного элемента.Очень шогое из вошедшего в журнал впоследствии было исключено самим [втором из собрания сочинений.

Итак, гшкл "Рассказы кстати" становится заметной вехой на •ворческом пути Лескова. Зрелый этап писательской деятельности [евозможно осветить полностью, обойдя данную серию произведений, юскольку она во все более и более возрастающей степени свидетельствует о стремлении автора полнев познать реальный мир в Iстенных его проявлениях, увязывая эту непростую задачу с соб-!твеннымя литературными принципами: как видно, в цикле преобла-[ающим оказывается художественный элемент, а публицистический шстепенно нейтрализуется. Даже те произведения, которые по транши определены как статья и заметки, имеют весьма незначятель-ше публицистические признаки. Лесков - зрелый мастер делает еще 5ольший упор на художественную сторону, неуклонно им развиваемую I совершенствуемую. Многие произведения из этого цикла сделались 'визитными карточками* всего лесковского творчества я начали са-юстоятельную жизнь в русской литературе (к ним следует отнестя

рассказы - "Интересные мужчины", "Совместители", "Дама а фефела Параллельно с "Рассказами кстати" писатель кропотливо работает над еще одной оригинальной серией уже в чистом виде художествен них произведений, хотя и с некоторыми вкраплениями теоретическ! рассуждений эстетического порядка. Имеется в виду никл "Византийских легенд".

В Ш главе анализируется цикл "Византийские легенды". В щ язвбденяях "византийского" цикла без труда прочитывается не менее энергичная попытка автора осмыслить действительность с точки зрения морально-нравственной проблематики. Именно этой разновидности художественного творчества на всем протяжении I880-: годов сам писатель отводил значительное место. Источником, из которого Лесков черпал сюжеты-для данных повестей, был главным образом древнерусский печатный Пролог. Долгое время в отечественном литературоведении (как дооктябрьском, так я в советском] онй воспринимались как стилизация под античность, имевшая свое1 основной целью утверждение дидактического пафоса. Иными словам 'задача цикла определялась следующим образом: склонить читател. к постижению важной о авторской точки зрения, истины о пользе праведническях устремлений я пагубности следования сиюминутным страстям, причем характер поучительности по многим аспектам пр равнивался исследователями к основным идеям Л.Н.Толстого (подчас, как и в случае с публицистикой, ice просто сводилось к практически полным совпадениям, а о самобытности, авторской ин дявидуальностя Лескова в данном цикле даже и не упоминалось).

Доля истины в таком подходе к Этой группе произведений, очевидно, есть. Невозможно составить целостного, законченного представления о повестях "Гора", "Прекрасная Аза", "Скоморох Памфадон", "Аскалонский злодей", "Невинный. Пруденций", не при-

1имая во внимание, дидактической направленности: близкие автору 1деи о подлинной и мнимой вере, о возможности ь невозможности зоблюдения христианских заповедей среди развращенного языческого мира проходят красной нитью через все данные сочинения, что

в определенной степени и роднит их с "народными рассказами" Тол*

отого. Кроме того, как уже отмечалось, именно в 1880-х годах Песков ведет оживленнейшую переписку с общепризнанным колоссом современности, неоднократно в своих письмах и статьях выражает собственное сочувствие многим толстовским этическим, Философским и эстетическим воззрениям. Ко ограничиваться только лишь перечисленаем внешних, лежащих на поверхности, сторон, своеобразного явления, как легенды на проложные сюжеты, - следование принципам филооофиа Толстого, стилизация под древность, дидактизм - значило бы упустить чрезвычайно важную проблему, составлявшую основу самобытности собственного лесковского мировоззрения и мироощущения на заключительном этапе его творчества. Ведь работа над "византийскими легендами" очень привлекает писателя именно в период глубочайшего разочарования в успехе преобразований российского общества на разумных, справедливых началах, когда он мучительно ищет пути прихода положительно-прекрасного идеала в повседневность. Поэтому вполне закономерно, что в этих повестях в полной мере выразились философско-эстетические я нравственные аспекты мировоззрения Лескова, Я тогда на первый план в изучения цикла выдвигается вопрос не о его экзотической красочности, а преемственности с "Очарованным странником", "Запечатленным ангелом", хроникой "Соборяне" в другими произведениями, которые общепризнанно почитаются важнейший этапами на пути поиска писателей идеала и гармонии.

Причины же, :ю которьм автор именно в 1880-« годы прибег

к помощи жанра легенды и древнерусского печатного Пролога, доста точно разнообразны, я попытка ях выявления я объяснения будет предпринята ниже.

Итак, 38 исходную точку отсчета следует принять тот. факт, что "византийские" повести Лескова являются закономерным продолжением его мучительны» раздумий над судьбами России, которые однозначно выявляются.в его шедеврах, перечисленных выше. Но в своих проложных легендах писатель не ограничивается пределами одной только России, а стремится постичь ход развития всего общечеловеческого "взаймоверия", дух которого и является, по мысл« самого автора, гарантией утверждения положительно-пре{фасных начал в жизни.

Лесков.вошел в историю мировой литературы как выдающийся ' художник слова. Для него не было характерно теоретическое обобщение собственных воззрений (в том числе философских и эстетических), в он не создал сколь-нибудь крупного научного труда, в котором бы подробным образом изложил свою нравственную и этическую позицию. Как известно, Лесков оставался художником ив пуб' Ляцистике и в письмах. Поэтому его нравствекро-фидосовская сис тема может быть воссоздана только при непосредственной опоре на художественное творчество, а также на сочинения современных мыс лителей, содержаниях взгляды и-установки, которые оказались близ кя писателю и сняскаля его сочувственные отзывы. Цикл "византий скях" легенд как раз в значительной степени помогает проникнуть в суишость лесковской эстетики в философии. Именно в данных про изведениях отчетливо проступает и взаимодействие писателя с ирг отвенно-эстетическоЯ доктриной Толстого. С.большим вниманием ок читает важные мировоззренческие трактаты, появившиеся в конце

-х - начвле 9С-х годов: "0 жизни", "Царство божяе внутри нг

другие. Известна Лескову и точка зрения Толстого на искусство данное обстоятельство чрезвычайно важно для правильного толкова-1ия основной идейной направленности повести "Гора" - художник я !го истинное признание).

При углубленном прочтении произведений "византийского" цик-1а становится очевидным главное стремление автора - приспособить 1ег8вды.к философским, этическим, эстетическим и морально-нрав-¡твенным интересам современности. Для этой цели Лесков нисколь-со не ограничивает себя в способах и вариантах художественной 1ереработки оригинального сюжетного материала, с тем, чтобы сд8-1ать его, во-первых, удобным для восприятия рационального читательского сознания 80-х годов 19-го века - эпохи становления и штенсификапии буржуазных отношений и, во-вторых, посредством творческой переработки достигнуть искомого результата - убедить зовременнлков в первичности духовных начал бытия.

В. данном отношении, как уже отмечалось, оказывается важной этнесенность изображаемых событий в далекое прошлое. Легенда, повествуя о противоречивых столкновениях героев, обрамляет действие непередаваемым своеобразием древней эпохи, кроме того, она главенствующий упор делает на неоспоримость баснословного предания, выдержавшего испытание временем в течение многих столетий и, таким образом, укрепляющего читателя в истинности выводов морально-нравственного порядка. Поэтому вполне закономерно обоснование Лесковым собственной творческой задачи при создании легендарного произведения как "не совсем обстановочное и идейное... я отчасти художественное" (из письма к И.Е.Репину) /'П, 415 /.

Подтверзздая свою авторскую нацеленность на животрепещущие проблемы современности, Лесков заостряет конкретное внимание на понести Тора" - весьма показательной в этом смысла: "Гора" тре-

бовала труда чрезвычайно большого. Это можно делать только "по любви к искусству" я ко уверенности, что делаешь что-то на пользу людям, усиливаясь подавить в них инстинкты грубости и ободрить дух их к перенесению испытаний и незаслуженных обид" / II, 460 /.

Таким образом, целью легендарного жанра оказывается его ориентация на злобу сегодняшнего дня. Сам же автор постигал закономерности исторического прошлого человечества я ях влияние на современность при помощи обширных научных познаний (я собственно научных, к преломляемых в художественных произведениях на историческую тему), К взвешенному я вдумчивому осознанию давно минувших событий писатель направляет я читателя собственных исторических сочинений) (в основном из жязнй печальной Николаев' ской поры). Авторская задача по сутн дела нисколько не язменя-лаоь яри интенсивном освоения ям легендарного жанра, сделавшего оя в коктаксте творчества Лескова закономерным продолжением вс торическях повестей и рассказов.

Творчески перерабатывая тог или иной проложный сюжет, паса гель прежде всего догружает читательское сознание в разнообразный мир народных представлений я ядеалов, действительно помогаю щих критически осознать а опенять всевозможные явления совреме ной социальной действительной действительности, а также образ ух щих а пределах конкретного произведения существенный зламант народности. Поэтому древний источник, ставший средоточием подлинник животворных общечеловеческих ценностей, столь гармонячнс а гегастванно газ салея в рамка реалистического метода второй пс домны' 19-го столетия.

Безусловно, Лесков не просто пересказывал современным языком материал древнерусского печатного Пролога. Автор в большей

¡танана уовлял критическую направленность оригинальных сюжетов, зодчао доводя ее до подлинного протеста (например, в повести Тора" появляются отсутствующие в Прологе антипатрааршьи наст-роеняя, а в "Прекрасной Азе" вообще ставится под большое сомнение необходимость церковных институтов).

В "византийском" цикле, как нигде ранее, Лесков усиливает ароповедь действенной любви к ближнему. Здесь, вероятно, проявл-аооь aro самое тесное взаимодействие с истинными народными воз-зренаямя на смысл человеческих взаимоотношений. Связя Лескова о такого рода концепциями были прочнее я ближе, нежели даже у Толстого. В частности, в данном цикле широко представлена традв-цяонио-народная точка зрения о том, что чаще всего праведный, преяополяенный всевозможных добродетелей герой страдает от полного непонимания со стороны общества, обрекается им на одиночество а нищету (героиня "Прекрасной Азы* прямо говорит об этом). Идеалом же, к которому отрематся такой человек, становится многоплановая гармония мара, задуманного богом как безупречное царство взаимопонимания людей без разделения их по религиозному, нацвонадьнону ала имущественному принципу.

Отсюда в такая широкая географическая разбросанность про-яэваданяа "византийского" паяла: Египет, Сирия, Рим, Малая Азия. Именно через подобный охват автор о больше® убедительностью вно-казывает уверенность в осуществление своей сокровенной мечты о царотве божьей на замда. ■, ,

ПозаауЭ, одним из самых важных вдеоаогячвокях аспектов данной■серия произведений становятся оценка в трактовка Ласковым христианской традиций. Ззгияды писателя ва подлинное христианство, как яраоноречнво доказываю? авторские легенды, аа знают ничего общего о догматяческямз доктринами, которые знра-

батывались на Востоке в на Западе в мрачную средневековую эпоху. Воззрения Лескова на новозаветное учение зиждятся на исконно-народных представлениях, воплощающих естественное стремление конкретного человека к бескорыстной любви и всесторонней реализации его внутренних недюжинных возможностей для гармонизации реального внешнего мира.

Таким обрезом, в своем цикловом единстве проложные легенды Лескова предлагают весьма непростую многоплановую нравственно-философскую программу на позднейшем этапе жизни и творчества автора. Данные сочинения адресуются автором современной читающей публике о целью увлечь конкретными примерами праведничества, столь необходимого для зарождения подлинной самоотверженности в истинных созидательных-патриотических настроений, способных продвинуть российское общество вперед по пути общечеловеческого про гресса. Но вместе с тем цикл, очевидно, не следует воспринимать как безусловное художественное завоевание автора. Располагая стя диетическим разнообразием, легенды, тем не менее, являют чрезмерную дядактичность, иногда доходящую до абстрактного морали-ваторстза. Нередко героя я персонажи отрадвют ох некоторой 'схематичности, они лишены естественного развития в роста, а в их действиях напрочь отсутствуют психологические мотивировки. Но пр этом "византийский* цикл сделался важной вехой всего лесковского творчества, так как на закате жизни писателя лишний раз убедятел но доказал его яотинную художественную оряентщяю. Как нягае, Лесков в дродожннх легендах опирается, в первую очередь, яа мя ровую народную культурную традицию,, в ему.удвется маотерскя увязать духовные завоевания предшествующих эпох со вкусами и запросами рационального читателя второй половины 19-го века.

- В заключении диссертации подведены итоги и сделаны обвде

ыводы. Выделяя я углубленно исследуя специфически неповторимую ригянальность Лескова-публициста и прозаика в контексте его ридцатипятилетней творческой деятельности, невозможно обойтись ез пристального взгляда на заключительный этап жизни и писаталь-кой практики, без подробного аналитического разговора относи-ельно его значительных публицистических и художественных творе-ий 1880-х годов. Причем, для правильного, истинно научного раз-ешения данной задачи необходима выработка качественно нового сследовательского подхода к такому непростому эстетическому фе-оыену, как литературное наследие позднего Лескова. Такой подход, ероятно, заключен в целостном систематическом анализе.всех жан-овых разновидностей, появлявшихся в творчестве писателя в В80-а годы: публицистика и собственно художественных произведа-ий, поскольку с точки зрения идей я с точки зрения поэтики они :вляют нерасторжимое гармоническое единство.

Как показало проведенное язучение, мироощущение писателя, го трактовку личности, искусства и культуры невозможно опреда-лть верно и более яля менее полно вне российских, общеевропейских эстетических и социальных тенденций. Для привлечения все большего и большего числа современников к напряженнейшему духовому поиску Лесков стремится сделать собственные произведения ¡олее мобильными, динамичными, более удобными для восприятия :ак всесторонне образованными, так я недостаточно преуспевшими ) постижении грамоты русским читателями. Особенно явственно :арактерныа черты данного подхода проявляются в рассмотренных ¡татьях в двух художественных циклах. Основной принцип осзэеща-!яя я пропаганды той или иной фундаментальной нравотвенно-фяяо-¡офсной проблемы, оказавшейся дорогой я близкой Лескову, с'ос-гоят в нарочитой простоте я доступности авторского изложения

(в публицистике), а также в конкретности а яркой образности (в художественном творчестве).

Писатель постоянно опирается на повседневный опыт своих читателей, никоим образом не подразделяя их на интеллектуальную элиту и малообразованную чернь. Поэтому главные темы его програм мних статей, затрагивающих важнейшие основы бытия, логически про должают развиваться в динамических, захватывающих сюжетах "Рассказов кстати" и "Византийских легевд" а прочитываются о немань-швм интересом я занимательностью. Лесков-публицист и Лесков-прозаик по сути дела являют собой нерасторжимое единство е призывают современную читающую публику к основательному нравственномз и духовному очищению. Основа подобного возрождения виделась автору в некоей "общей идее" (в этом он совпал о Л.Н.Толстым), заключающейся в устремленности к положительно-прекрасному идеалу всеобщего братства, любви а бескорыстия. Естественно, что питательной средой для всех значительных благородных созидательных начал служила великая неродная культура, из лона которой вышел сам Лесков я все дорогие его сердцу героя. Именно в следовании лучшим традициям духовного наследия предшествующих эпох, а не в увлечения умозрительными теори чя современности видит автор гарантию установления "царства божия на земле".

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Проблема истины в статье Н.С.Лескова "Иезуит Гагарин в деле .Пушкина. - Сб. Вопросы сравнительного изучения нашонздьш языков и литератур. / Университет Дружбы народов им.П.Лумумбы. М,, 1989. Рукопись депонирована в ШОП 1989 г. К 40183 от

21. II .82.

2. Тема искусства в творчестве Н.С.Лескова 1880-х годов. ■ Утро гор. 1582,'К 3. С. .