автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблематика и поэтика прозы В.П. Некрасова 1940- начала 70-х годов

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Скаковский, Владимир Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тверь
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Проблематика и поэтика прозы В.П. Некрасова 1940- начала 70-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблематика и поэтика прозы В.П. Некрасова 1940- начала 70-х годов"

На правах рукописи

СКАКОВСШ ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ

ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА «РОЗЫ 0.П.НЕКРАСОВА 1940-НАЧАЛА 70-Х ГОДОВ

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Тверь 1997

Работа выполнена на кафедре новейшей русской литературы Тверского государственного университета

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор А.В.Огнев

доктор филологических наук, профессор Б.А.Леонов

кандидат филологических наук, доцент М.М.Кедрова

Смоленский педагогический институт

Защита диссертации состоится "19 '■' июня_ 1997 г. в час.

на заседании диссертационного совета К 063.97.11 по русской литературе при Тверском государственном университете Адрес: 1730Э2, Тверь, проспект Чайковского, 70, корпус филологического факультета

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тверского государственного .университета

Автореферат разослан "_

мая

1997 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических.наук

Н.М.Дмитриева

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Творческая индивидуальность писателя прежде всего проявляется в самобытности взгляда на явления жизни и общественной значимости его художественных обобщений. Если перед нами действительный талант, стремящийся познать окружающее бытие, то сила и острота его видения мира характеризуется умением уловить, • открыть внутренние процессы жизни, показать характеры и типы, рисующие с новой стороны человеческую деятельность, психологию людей. С другой стороны, то новое, что вносят мастера художественного слова в сокровищниц/ литературного опыта, и определяет особенность их творческого облика, значение и место в литературе. В связи с этим индивидуальность писателя приобретает важное значение не в силу лишь несхожести с другими проявлениями собственной манеры изложения, а тогда, когда обогащает духовный мир человека, "культурные ценности" народа.

Виктор ПлатоНович Некрасов как художник - самостоятельная творческая личность и в литературный процесс входит в этом своем опре-- делящем качестве. Его произведения - это смелый, откровенный и правдивый разговор о пережитом, о насущных проблемах и вопросах бытия. Как справедливо писал Е.Эткинд» "личность В.Некрасова настолько обаятельна, противостояние бесчеловечному режиму настолько мужественно, литературные открытия и достоинства настолько поучительны и даже значительны, что читатель, от Которого он был насильственно отторгнут на почти полтора десятилетия, должен узнать творчество и его жизнь в как можно более полном объеме *

Главным объектом изображения у художника становится поколение "рядовых участников событий" 8 Великой Отечественной войне и в послевоенное время. Человеческое никогда не было чущцо В.П.Некрасову, и'это не могло не отравиться в его творчестве, проникнутом искренней любовью к людям, заставляющем задуматься о смысле жизни.

Искреннее уважение к читателю, индивидуальное отношение к тем или иным явлениям действительности - отличительная особенность художественного мастерства В.Некрасова, Хронологические границы писателя нами определяются с учетом двух важнейших этапов его жизни: литературной деятельности в нашей стране, на Украине, и аа рубежом, в Париже. В связи с. этим мы выделяй« два периода. Первый -Начиная с 1946 года, времени опубликования первого пронаведения -

^ МТК19$1*"' ^8Вда В»НеКРасова/7 Некрасов В.П. Записки веваки. -

повеет* "В окопах Сталинграда", р заканчивая 1974 годом - вынужденней эмиграцией, Второй - о 1974 года по 1987 год, когда создаются произведения э« границей,

В настоадее время отсугсмует целостное изучение творчества В.П. Некрасова, интересного, самобытного писателя. Кроме небольшого \ количества рецензий , существуй литературно- критические стать« об отдельных произведен««,, волешжесюм замет» представлен опыт сопоставительного анализа повестей В,Некрасова " В окопах Сталинграда", " В родием городе *, "Кара Георгиавна" о произведениями В. Кондратьева, В.Пановой, К.Симонова в других писателей; на отра-. вацах журнала " Литература в школа*/ 1395,*2/-учебно- методическая статье И.УгаыбрииоЙ "Опыт прочтения совести В.Некрасова "В окопах Сталинграда" в старшкх класоах",гдв прослеживается попытка,обратившись х тексту повести, выявить основные её проблемы.

Картина современного состояния литературы будет неполной без книг,созданных прозаХхом,

В связи с этим , задаче! . настоящего исследования являвтоя целостный анализ творчества Ь,п.Некрасова 1У4б-л^4 годов, выявление : закономерностей развитая особеннветей художественного шра писателя, определение места его прозы в обшей литературном процессе. Большое внимание в ходе анализа будет уделено проблематике и ка»-более значимым, на наш взгляд , особенностям поэтик* его произведений

МетадалеуичеекЦ и теоретической основой диссертации является труды нэвеотных литературоведов М.Бахтина, В.Виноградова, МДрап-чеяко и др., выдающихся русских философов И.Ильина,Н.Бердяева. .. Автор " опирается на ошт изучения ааврово- стилевых проблем« иакоп-ленный иа кафедре русской литературы XX века Тверского государственного университета. ^ Исследовательский метод совмещает системный, структурно- Тиноле- . гичеохий и идейно-' тематический Подходы к творчеству писателя. Изучение проблемы поэтики должно помочь понять авторский замысел, идейный смысл произведения и показать особенности книг В.1!.Некрасова,

Иаучяая яоввану и научно- практическая денносТь ьаботы опрвде-- лявтея тем, «¿орчвСТЙО В.П. Некрасова впервий исследуется мо-ноГрафичэски.Это позволяет выявить глубинные связи его произведений, созданных * иярйоп "йв вын}»д«йнай »миграции , с эштгщ^Й автор-

ского мировосприятия, верно взглянуть на трактовку характеров в произведениях писателя.

Творчество В.Некрасова является неотъемлемой часты) современного литературного процесса. В качестве сопоставительного материала нами привлекаются произведения прозаиков К.Симонова, В.Кондратьева и др., что позволяет, учитывая неповторимую индивидуальность каждого из них, выявить общие тенденции.

В своей работе ш обращаемся и к публицистическим выступлениям В.Некрасова по вопросам общественной и литературной жизни, стремимся обнаружить связь идей и обравов художественных произведений с общественно-политическими и эстетическими взглядами писателя.

Апробация полученных результатов и практическая ценность работа. Диссертация обоуждена на кафедре русской литературы XX века Тверского Государственного университета. По материалам диссертации сделано 4 доклада на конференции "Актуальные проблемы филологии в вузе и школе" (1992, 1993, 1994, 1995). Результаты исследования могут найти практическое применение при разработке курса лекций по современной русской литературе, использоваться в работе спецкурсов и спецсеминаров по проблематике и поэтике современной прозы.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Текст изложен на 185 страницах, список использованной литературы включает 316 наименований.

Содержание диссертации. Во введении дается обоснование темы, выявляется ее актуальность и научная значимость, представляются те теоретические положения, которые необходимы для решения вынесенной в название диссертации проблемы. Здесь же обосновывается периодизация творчества В.Некрасова, определяется объем работы и дается общая характеристика каждого этапа его деятельности и всего творчества в целом.

Первая глава диссертации "Повесть В.П.Некрасова "В окопах Сталинграда". Проблема автора" посвящена исследованию особенностей образа автора, способов и форм выражения авторской позиции. В данном исследовании мы отмечаем вслед за М.М.Бахтиил* неразрывную связь проблемы автора с проблемой героя, где первый должен находи-^ ться на границе создаваемого им мира, так как вторжение в него раз-] рушает эстетическую устойчивость произведения. Сознание героя, его чувство, предметная эмоционально-волевая установка_со всех схорон_ , охвачены воШНйвй Mtopa" о" йвм я его" шф»»

4,

- В.П.Нэкрасов добивается, чтобы рассеянные по повествовании характерные черти внешнего и внутреннего ойшш героев оказались содранными в целостный художественный образ.1

Действительность героя подчас воспроизводится писателем в совершенно иных ценностных категориях» чем он переживает собственно* бытие. сто связан» с реальной возможностью художника ааннмать определённое пространственно- временное положение по отиошвнию в изображаемым действующи лицам. В диссертации говорится о глубоком проник-¡'новении автора во внутренний мир человеческое души, когда голее пи-1 сателя передаётся субъективно организующим центром повествования. Это приводит к елгянию голоса автора и героя,Нередко обнаруживается звучание мыслей, определяющих сущность персонажа, передача чувств, , сопряжённых с прямо противоположной оценкой субъекта речи окружающими его лицами.В данном случае речь идёт о "дистантном расположе- . нии" голоса автора и героя по отношению друг к другу. Наконец, писатель учитывает и предвосхищает результат собственней жизни в её динамической предрасположенности. Поэтому обострённо чувственное восприятие происходящего постепекяе "нейтрализуется" к рамках енпирк-ческого сеэканкя, приобретая статус Типического. ~ Эта мысль находит овоё вошюявяио в авторском пок£мавиЕ небытия. В.Некрасов говорит о емвртв каядый раз о больп аа случившееся, испытывая потрясение от её повседневной обыденности.Повтому"важНбйлпе составляющие изображённого"! биологические изменения, касты, движение, как бы преломляясь через опосредованное сознание,-становятся характерным явлеккеи для определённого момента действительности, что сопровождается зрительной фиксацией. Подобные " превращения" играют немаловажную роль в статно- композиционной характеристике повествования и реализуются в рамках причинно- следственных связей, что енжде тельствуе* О джжашгчйсхом взаимодействии изображённых картин б объективно существующим для художника" миром.Эта общность становится цент- . ром пристального наблюдения писателя и обнаруживается в авторском понимании суяност* окружающего "фронтового бытия"¡/В.Некрасов рисует войну в её " прозаичеокоК Новеедневиест*", без напыщенности,"приукрашивания", "приподымаим", я Мв герой его проходит через войну, трафаретив мужая, а вовяа проходит через героя, затрагивая "важнейшие струны человеческих характеров.

В повести * В окопах Сталинграда'' особое значение приобретает образ певеетвевателя - Керженцева, который выступает не только обь-

ектом авторской оценки, но 1* ее носителем, что выражается во внешнем повествовательной приеме - рассказе от имени героя. Каздий вое-; произведенный факт преломляется через ссанание персонажа, стано- ; вясь тем самым как бы результатом сложите мыслительных процессов, 1 что приводит к индивидуализации художественного образа, Саяаь локального принципа изображения действительности с личностным сознанием позволяет автору добиться точности и правдивости в воспроизведении окружающего мира. Восприятие действительности от лица героя способствует формированию взгляда персонажа на происходящее и воспринимается как Нечто подвижное, динамическое, позволяющее увидеть, почувствовать за определенным явлением возможность его изменения, трансформации в более приемлемое для рассказчика.

Динамическое начало в среде жизненных обстоятельств тесно связано с выражением духовйо-нравстввтт свойств личности, осознанием ее возможности качественного изменения действительности. По мысли В.Некрасова, любое позитивное движение & душе человека способно изменить картину окружающего бытий. Именно эту возможность писатель , ищет в обстоятельствах фронтового быта. И если становится очевидным духовная сплоченность, вера в лучшее, наличествует выражение собственной значимости, то ¡зто приводит к глобальным изменениям в окружающем мире. "

Боля возникает полнейшее безразличие,отсутствие янтереса, то это

свидетельствует об обпиотмнком рэгр&оса.

Предметы и явления окружающей действительности, преломляясь черев сознание повествователя* приобретают субъективный оттенок выражения, что приводит к варьированию объема отдельно взятых понятий. Дяя автора становится актуальной не только "фиаическай оболочка" фравы, но, прежде всего ее смысл* раскрывающий "общественную сущность" персонажа* Нередко объектом наблюдения у повествователя становится не только "слово" героя, но и его "динамическая реакция" йа происходящее? движение, жест, выражение лица и т.д.» что приобретает в тексте статус художественной подробности. Если же художественная подробность способна выкгвать е помощью мгновенной цепной реакции ощущение предмета или явления в целом, соответствующее ав-Мрскойу, то она возводится в произведении в ранг художественной детали, Она предстает в повести во Всех свокх многообразиях функциях, является средством выражения художественного пространства, живописного изобретения событий, средством выразительной и краткой характеристики-действующих лиц, раскрытия их внутреннего мира и сущ-

6Ч ,

' ности конфликта между ними, выражением авторской позиции. Детали не просто сохраняют свою чувственную конкретность, а используются для обозначения жизненных реалий, являясь фрагментарными фотоизображениями эпизодов военных будней, направляя читательское воображение на способ суцествования персонажа, В процессе обстоятельной детализации нередко обнаруживается сопряжение чувственного и рационального начале, определяющее психологическую мотивацию персонажа не только на возможность своего дальнейшего существования, но и являющееся интуитивным отражением сущности и возможностей человеческой натуры. Каждая отдельно взятая деталь не отличается большим внутренним содержанием: художественный эффект достигается писателем |именно сочетанием деталей, что позволяет ему быть в одно и то же время выразительным и лаконичным, передается ход размышлений или воспоминаний героя« Прибегая К этому приему, В.П.Некрасов опирается на законы человеческой психики, на способность мыслить абстрактно, обобщенными понятиями, вызывая & своем воображении Конкретный чувственный мир в его предцетной осязаемости. Психологический фактор нередко определяет и сам принцип детализации в выделении «ого или иного признака в предмете иди явлении, где типические черты соединяются со случайшМи, как бы выхваченными Наугад. В выборе этих случайных деталей проявляется субъективное начало, обнаруживается свободное "я" герой, глазами которого читатель смотрит на внешний мир и который может остановить свое внимание не только на главной, но и на второстепенном« на том, что вдруг ^росилось в глава« Таким образом, художественная деталь одновременно фиксирует и сам предмет (явление) как объективную реальность и Отражение &то1ю предмета в совнании героя; обретая Нередко и третью функции - указание . на душевное состояние персонажа. Умение придать детали эмоциональный характер - особенность художественной йанерн В.П.Некрасова.Деталь играет первостепенную роль в утверждении авторсКбй оценки изображаемого, концепции жизни ВЦейоМ. Фактический объектом детали-еацим становится солдат, офицер« "некрасовский сталинградский окоп". "Лжричесяай шас** в повествЗваййи *йнко чередуется 6 ч§тккм следованием Логике факте.. Это позволяет писателе умело сочетать художественные двтайй с многочисленными подробностями фронтовой кивни.

Символический смысл вырастает как бы внутри "физической ободочки Слова", очень емкого* сочетающего в себе чувственную наглядность, коккретность А обобщение. Определенные изменения происходят

в системе деталей, характеризующих духовный и физический облик человека. В повести отчетливо проступает тенденция автора подчеркнуть у отдельных персонажей неприятннй физический облик, направляя внимание читателей на их земное, плотское начало как свидетельство духовной ограниченности. Сами детали, характеризующие эту категорию лиц, отличаются материальной вещностью. Например, изображая помощника командира по тылу Калужского, Б.Некрасов упоминает о его коротких, жирных от масла, пальцах, о гладком лице с побритыми бровя-1 ми» которое красно и лоснится. Кроме попытки показать бесчеловечность через внешнюю непривлекательность героя, обнаруживается раскрытие этого свойства уже .изнутри, во время выполнения бойцами заранее. обреченного на провал приказа командира. Ответственный за операцию Абросимов внешне нормален, даже привлекателен, зато как чудовищны его принципы, заставляющие людей идти на верную смерть. И в то же время сама материальность деталей перестает быть свидетельством чего-то низкого, лишенного духовного начала. Неуклюжий, на го- . лову выше всех окружающих, моргающий близорукими глазами Фарбер, пользующийся несомненной симпатией автора, раскрывается именно с Помощью таких деталей, призванных вызвать у читателя чувство доверия и уважения к персонажу.

Общественно-социальную конкретность обретают даже те герои, в образах которта писатель стремится раскрыть прежде всего страдающее человеческое "я", не подводимое, по мнению писателя, под тот или иной общественный тип. Изображая их, автор отбирает детали, запечатлевающие самое существенное, типичное, характерное для поведения героев, пытающихся определить свою общественную позиция.

Таким образом, восприятие окружающей обстановки в произведении происходит как через "предметно-событийные*1, так и речевые составляющие, являющиеся источником формирования писательского взгляда и активного познания действительности. Это' такие особенности выражения авторской позиции, как внутренний ионолог, внешнее монологическое выскавыванив и диалог.

Во внутреннем монологе перед читателем воссоздается не процесс вовникновения мысли, а представляется определенный итог размышлений героя. Именно здесь повествователь, отвлекаясь от хода событий, говорит или о том, что его волнует ("Вот он - Мамаев - плоский, некрасивый. Й точно прыщи, Два прыща на макушке - баКи... Ох, намучили они мае. Даже противно смотреть"), или ейорит сам с собой ("Величайшая русская артиллерия... Парализована... Ну и дурак! В нескольких домах сидят русские. Пусть сидят. Это их яичков дело"), или

оценивает высказывания героев ("Эх Чумак, Чумак, матросская тэоа душа, ну и глуше вопроси ты в ада ешь, и ни черта, ни черта та не понимаешь.,."), Внутренние монологи непосредственно связаны с Конкретными событиями, позволяя автору еще рев возвратиться к волнующему его вопросу» еще раз ваострить витание на каком-то событии, помогая читателю глубже понять смысл'происходящего.

Диалогическая речь, в отличие от монологической, в меньшей степени представляется целенаправленными размышлениями, являющимися как бы своеобразным проявлением творческого акта. Это связано с -кратким времена» промежутком, отпущенным на формирование мысли говорящего, непредсказуемостью тематики разговора и "скрытостыо" непосредственного восприятия его собеседником. Краткость, сжатость, отрывистость, фрагментарность, как в кадрах кинофильма, - характерные особенности реллиК в диалоге. Писатель обращается к читателю-собеседнику, не высказывая резкой оценки, но лишь намекая на Нее, не претендуя на знание истины. В произведении имеет место влж прямой ответ, ши его отоутстме, что вызывает активность читательского восприятия.

Таким образом, лаконизм, "сдержанность тона", провозглашенные автором в качестве основополагающего художественного принципа,проявляются не только а содержательной стороне произведения, но и в его художественной форме, прежде всего в "языковом обрамлении",где разговорность речи (короткая фраза, преобладание простых предложен ний, "иэустнос?(> оборотов") отлично уживается с " обстоятельностью * повествования. - Военные термит вплетаются в свободный разговор. Специальная лексика общедоступна. Командирский лаконизм не противопоказан "по-штатейи" свободно построенной фразе, не-допускающей кривотолков. Для сравнения В.Некрасов предпочитает самые обиходные слова и не страшится их очевидности. Подбитый "хейнкель" похож на "злую раненую птицу", припавшую к земле и "вцепившуюся, в нее когтями" I А немецкие самолеты летят треугольником, "как перелмнче гуси", очень низко, и видныкелтые "Концы крыльев"... н т.д.

Выражение авторской повицйи проявляется и без участия героя -рассказчика, где определимою роль играет " сюжет но-компо зицио нн а я органквация произведений"-» воспроизводящая развитие действия, где основные ее части«. аайяаКа (*артины°оготуШ1екИя-|, развитие действия (оборона Сталинграда)» Кульминационный момент (ночная атака на •аданный рубежЧ-связаЯЫ с"в£¥0рсКВИ тесом" .раскрывающем те Ибтвлн, которые оказали непосредственное Влияние на исход сражения.'-'Однако

выражение позиции писателя через спжетно-композиционную организации произведения не является типичным для художестветой манеры В.П.Неярасова., Но сосредоточие "авторского акцента" на личности, через которую "проходят окружающие обстоятельства", способствовало созданию "некой психологической заданности" в повести. И этот факт будет йэят ва основу в более поздних произведениях, характеризую- / щихся прежде всего углублением психологического анализа.>

В связи о этим аторая-глава настоящего исследования "Особенности Психологического анализа fl повестях В.Некрасова родном городе" й "Кира Георгиевна" - посвящена выявлению особенностей.психологического анализа.' '

Творчество В.П.Некрасова 50-х годов характеризуется прежде всего повышением уровня аналитического мышления и исследованием историко-пся-хологических коллизий эпохи. Объединяющим началом созданных в. этот период повестей "В родном городе" (1954), "Кира Георгиевна" (1959) .является правдивое раскрытие человеческих характеров, сокровенных тайн внутреннего мира, духовной жизни людей на "изломе жизненных обстоятельств". В.П.Некрасов ставит перед собой двуединую задачу: осмыслить,, обнажить послевоенное время, указав на обманчивость мира и спокойствия; и обновить внимание к неизменно вечному предмету литературы - подробному и объективному исследованию человека в самых разнородных и предельно обостренных конфликтах. К гражданской тематике В.НеКрасов обращается, имея за плечами, военный .опыт. Однако писатель остается верным своим основным эстетическим ж фнлософско-нравстййннвд установкам изображения , - в частности, прямоте, непримиримости ко всему фальшивому, бесчеловечному, верности жизненной прайде. Психологический реализм уберегает писателя от геометрической йнвереиности поступков и настроений героев, от шаблонного их распределения по признаку "положительных и отрицательных". Психологизм такого рода несет в своей глубине столкновение, внутренний конфликт.персонажа, неудовлетворенность, самим собой, борьбу, поиск в Душе -сомнение, отчаяние, утверждение, рожденные конфликтами об-ществённо-политичесКими* Писателй крайне важно дойти до самых Коренных нравственных истоков человеческого поведения* будь то поступки, продиктованные Корыстью и злобой, завистью и-лицемерием. Он иссле-дуёт Человека не теоретически направленным разумом, не как раз и навсегда данное и неизменяющееся. Художник измеряет реалы!ую жизнь зйчнчЧа переменчивыми чувствами. От этого, исходит дч-хание человечности, сама правде, вина перед чувдй боль*), Ces чего нет и "е нонет .

быть истинного таланта. Для самого В.Некрасова единство трагического и оптимистического, личностного и общего - всегда единство подвижное, живое, внутренне противоречивое, ищущее связей, постижения сути в динамике и диалектике взаимодействия. Не случайно условием полноты раскрытия характеров писатель полагает "предельное обострение" нравственной коллизии, "взрыв чувств", "принятие решения" В экстремальных ситуациях.

Творческая работа В.Некрасова по созданию характеров связана с интенсивным вживанием, перевоплощением в изображаемую личность,что является одним, из основных критериев определения правдивого изображения. Писатель говорит о героях повестей "В родном городе", "Кира Георгиевна" как о живых людях. Он видит их фигуры, наблюдает за их действиями, интересуется их состоянием и делится своими наблюдениями с близкими. Автор является как бы рабом, своего творчества, оно поглощает все его силы духа, все его внимание, х-". ДиалектикаГчеловеческого духа, поиск собственного "я" в

^ сложном, противоречивом, порой непонятном мире является в произве-\ дениях важнейшей психологической доминантой. '

Главный герой повести "В родном городе" Николай Митясов как бы заставляет переживать читателей вместе с-собой прежде всего потому, что пытается сначала .понять себя сам, а потом через себя - других людей. Некая растерянность перед неизвестными, неопределенными обстоятельствами в 'самом характере героя связана с несовместимостью его жизненных принципов с моралью окружающих, для которых оказывается более важным - жить для себя, безбедно, практически бесконф-' ликтно, пропуская подлость и иизость. Центральный персонаж предстает в процессе трудных поисков истины и приходит к ней только после того, как выстрадал на собственном опыте и проверил ее на своей судьбе.

В этом произведении В.Некрасов фиксирует малейшее психологичес- . кое изменение через внешние детали, через речь. При создании литературных персонажей используются способы и 'прямых форм психологического раскрытия / внутренняя я внешняя речь /, и опосредованные / ав*брско$~

описаа'не 7 психологический жест/. _ ........

В^Нёкрасова интересуют идейно- нравственные поиски личности,, ёй пере живанга, соыненкя, ошибки.В этом аспекте диссертация рассматривается I проблематика повести " В родном городе" .и более позднего про»в!юдвв*я-: "Кира Георгиевна"» воплетташвго очистительный дух,времени, борьбу

за человека, призванного в труде и борьбе утверждать высокую правду, - "правду искусства". Это свидетельствует о расширении "авторского диапазона" в освещении окружающего бытия. Если "В окопах Сталинграда" выбранная автором манера изложения от лица героя способствовала заострению внимания читателя в подавляющем большинстве на картинах настоящего, то в "Кире Георгиевне" отсутствие должной связи между прошлым и настоящим приводит к нравственной неполноценности как отдельной личности, так и общества в целом. В.Некрасов "не дает" прямых картин жизни человека "в полный накал". Действие "Киры Георгиевны" составляет лишь пролог к такой жизни. Но мысль о ней - это главный ориентир впереди: "Что нужно человеку, чтобы быть необходимым, и что противопоказано", - таков поворот темы служения людям у писателя.

• %вотва героев повести богаты оттенками, сложными переходами,но ' из их сферы начисто исключена страстность гнева или восторга, не-, нависти или влюбленности. Внутренние отношения мекду ними, нигде не дорастают до конфликта.(в отличие от повести "В родном городе"),не рождают острого драматизма и разрешаются либо "джентльменским" расставанием, либр прощением "без слов". В предшествующих произведениях писатель был далек от этого (официальный суд чести над подлецом Абросимовым.'- "В окопах Сталинграда", или стйлкновение Митясова с Чекменем - "В родном городе").

Человеческая доброта, деликатность, столь ценимые В.Некрасовым, не мешают героям быть непримиримыми к' низости, моральной нечистоплотности. А между тем от людей, нравственна чутких, какими заявлены герои повести, обстоятельства часто требуют большой энергии внутреннего движения. Нй вдаваясь в подробности жизни героев, читатель многое узМает о ней: видит мир глазами персонажей, следит эа изменениями нас»роений, определяет внутреннее состояние и .йнешнее их поведение, слушает внутренние монологи, даже проникает в тайны слов. Эта форма помогает с одинаковой степенью глубины создать.широкую картину.психологического воздействия, приобретая подчас характер лирического отступления.

В.Некрасов умеет создать и так называемый психологический климат, то есть предлагает читателю описание вваимодейстбий психологического состояния героя с привлечением диалогической речи (разговор Юрочки с-Вадимом о прошлом). В повести встречается психологический пор- \ трет с используемым часто "психофизиологическим параллелизмом" (картина "Юность" и изобретение на ней). Внутреннее состошшр ппр- у

сонажей воспроизводится автором с учетом.цвета, звуков, света, запахов. Повесть построена так, что в ней люди с достаточным постоянством проявляют себя. Автор, углубляясь в чувства, пытается выявить человеческие качества героев, их ценность как личностей. Таким образом, обнаруживается тесная связь психологического аналигч с тематикой произведений, начиная еще с повести "В окопах Сталинграда" (военное и послевоенное время, проявление человеческих чувств в самых разнородных конфликтах и ситуациях), проблематикой произведений (проблема индивидуального нравственного поведения, личной ответственности за совершенные поступки; проблема взаимодействия человека и среда, личного и общественного в диалектическом единстве противоположных начал, в изображении динамики души в борьбе с окружающими обстоятельствами; проблема нравственного выбора и решение •,врчного философского вопроса осмысле человеческой жизни).В диссертация' устанавливаются"традиция Л.Н.Толстого в раскрытии шдасологи персонажей, В.Некрасов связывает ее с поступками, настроениями, переживаниями, поисками, ошибками, нравственными обретениями людей, что ложится в основу не только внешнего конфликта его Произведений, но и внутреннего, среди самих героев. Идейная сущность повестей также . связана с такими важнейшими нравственно-психологическими понятиями, как справедливость, человечность, правда, ложь, цинизм, демагогия /'"и т.д. Психологический колорит в повестях В.Некрасова создается 5 через речь - важнейшую сферу раскрытия сути человеческой личности,

демонстрирующую различные типы мировосприятия (общественная ее стог 1 рона) V вторгающуюся в нравственную сферу бытия.

Основополагающим методом психологического анализа у писателя является движение "потока сознания" героев, связанное не Просто с размышлениями, оценкой происходящих событий, но и определением внутреннего состояния персонажей, которое передается через внутренний монолог, портретную характеристику, художественную деталь,собственно и несобственно-прямую речь.

Таким образом, важнейшие "составляпщие"психологического анализа оказываются тесным образом связанными с "идейно-художественной стороной" произведений, чему посвящается третья глава настоящего исследования "Идейно-художественное своеобразие "малой прозы" В. Некрасова".

Индивидуальная авторская манера письма В.Некрасова проявляется п его рассказах, небольших очерковых воспоминаниях о Василии Гроссмане, с которым Виктор Плптояов^ч встретился после войны в тихсм,

еще не популярном Коктебеле, в Доме писателей; об Андрее Платонове, с кем В.Некрасова "свела судьба" в конце 1947 года после того, как известный в то время литературный критик В.Ермилов обвинил его "в клевете" на советскую действительность; о Константине Сергеевиче Станиславском, для которого Виктор Платонович оказался последним человеком, пришедшим на прослушивание для набора в театральную студию И др.

• Каждое мгновение в его произведениях отражает целую жизнь и представляет богатые возможности для выявления важнейших форм бытия и мышления, изображения характеров, ситуаций, жизненных исканий героев, В пространстве и времени исследуемых произведений представлены основополагающие параметра существования и непрекращающегося движения объективного мира. В.П.Некрасов, как никто другой из писателей-фронтовиков, ярко передает читателю свое чувство кровной принадлежности не только к послевоенному настоящему. В большей степени автор выражает не разрушающуюся временем связь с экстремальными ситуациями прошлого.

Время реальной жизни героев рассказов связано с цепочкой последовательно происходящих событий и находит точки пересечения с исторически! временем и временем жизни одной личности ("Сенька", "Случай на Мамаевом кургане"'*. Писатель четко осмысливает жизнь'в ее взаимосвязи с общественной историей. То, что В.Некрасов судит о прошлом с высоты послевоенного времени, помогает воссоздать события во всей их конкретно-исторической неповторимости и позволяет более глубоко, мудро взглянуть на достижения и завоевания и в какой-то степени помочь людям избежать уготованной участи в будущем. Все персонажи у автора - жмвые люди. Они отмечены печатью своего времени, и с их помощью писатель пытается разобраться в самом себе, в судьба своего поколения. В.Некрасов стремится изобразить многообразные и сложные взаимоотношения героев с окружающим миром, пытается рас -крыть основные мотивы, побудившие личность на совершение того или иного поступка, иногда просто неосознанного из-за животного страха (собственной увечье героя из рассказа "Сенька") или же моменты личной ответственности за происходящее в ситуациях нравственного выбора (самостоятельно принятое решение лейтенанта Ильина в целях выполнения задания и сохранения человеческих жизней из'рассказа "Судак"!. Именно поэтому данные произведения прбдсТяйляют огромный интерес с точки зрения характеров и типов героев. Кроме того, в персонажах ээппчатленя жизнь души писателя. Они являются кяк бы шгоскяэя-

нием автора о. самом себе. Их чувства, настроения, помыслы созвучш и близки В.Некрасову. Читатель чувствует, как постепенно накапливается внутренняя энергия героев: от непротивления обстоятельствам, пассивного испытания своей участи к мужественному шагу раскаяния, В каждом рассказе писатель видит в своем герое прежде всего человека с присущими ему достоинствами и недостатками. Он доказывает,что в труднейших жизненных ситуациях оступившемуся нужно прежде всего помочь разобраться в самом себе, в мотивах совершенного поступка,а не давить на него "печатью проклятия".

"Малая проза" В.Некрасова проникнута оптимизмом, несмотря на некую беззащитность персонажей, отчуждение их от окружающих. В данных произведениях совершенно оказывается в стороне "предыстория героев", где должно явно прослеживаться, как рос и формировался человек. Герои некрасовских рассказов появляются накануне центрального события, не успевая привлечь ничьих симпатий, действуя так решительно, что сразу читатель оказывается как бы в плену непредсказуемых действий, алогичности совершенных в дальнейшем .поступков. Постоянно присутствует взрыв, вспышка острых, вмиг накаляющихся событий. Писателя волнует момент схватки героев со своей внутренней сущностью, вступающей в определенные моменты в противоречивую несовместимость с окружающими характерами и обстоятельствами.

Начиная с повести "В окопах Сталинграда", в творчестве В.Некрасова намечается мотив "отчуждения" героя, что представляет собой синтез огромного количество разных ситуаций, где человек оказывается лишним, ненужным, отторгнутым другими пли же выделяющийся своим ■ внешгтим видом, речью, манерами общаться с окружающими. Одиночество; боль потери и вновь обретение - вот основные грани втого мотива. В связи с этим пронзительное звучание приобретает утверждение самоценности личности, оп^ущение себя как чести огромного, бесконечного, мира. Столкновение отжившего и нового в моменты внешнего проявления человеческой натуры, глубинные' процессы в сознании героев становятся объектом пристального внимания писателя.

Автор стремится раскрыть и показать все многообразие и сложность внутреннего мира личности, с чем неразрывно связано искусство психологического анализа, который занимает центральное место в некрасовских рассказах, несмотря на суженность жанрового пространства, лаконичность психологических характеристик героев.

Писатель показывает человека, его внутренний мир в потоке стремительно развивающихся событий.с помощь» предельно емких подтекста

и художественной детали, которые, "существуя самостоятельно" в тексте произведений, своеобразно соединяются в "закрытой концовке" рассказов: на фоне подобранных с фотографической точностью художественных деталей, связанных с жизнью персонажей, становится виден подтекст, определяющий заключительную сторону жизни героев ("Рядовой Лютиков" и др.).

Если "В окопах Сталинграда" фактическим объектом детализации становятся "внешние приметы" окопного бита, облика героев, переданные через восприятие центрального персонажа в его активной познавательной деятельности, и лишь отдельные штрихи к визуальным портретам позволяют обратить внимание на их внутреннее психологической состояние, то в более поздних произведениях, повестях и рассказах, происходит эстетическое осмысление не только "вещных", "материальных" подробностей, но объектом авторского внимания становится духовная сфера человеческой личности с ее непосредственной реакцией на .такие "художественно-выразительные составляющие бытия", как осязаемые и обоняемые образы, цветовые и световые гаммы'. Сосредоточение авторской мысли происходит не только в сфере непосредственно увиденного, но и воспринятого через органы чувств. В настоящей диссертации , наш выделяются; и "языковые приемы", обогащающие возможности психологического анализа. Это прежде всего внутренняя и внешняя речь, воспроизведенная как от имени повествователя, так и от лица персонажей, и выраженная в часто используемых.писателем формах - внутренних монологах и диалоге. В целях максимальной выразительности, экономии художественшх средств В.Некрасов Насыщает речь повествова теля словами и выражениями, характерными для того героя, о котором идет речь. В результате этого происходит слияние."авторской речи" с / внутренний монологом, и образуется несобственно-прямая речь, кото- ^ рая позволяет совмещать авторскую характеристику с речью героя, переплетать авторскую речь с речью персонажа. Писатель строит свое повествование так, что фраза, сказанная вслух персонажем, Всегда должна идти от жеста - внутреннего Психологического состояния, "внутренней подготовленности" с учетом сложившейся мыслительной работы героя. Как и в более ранних произведениях, в рассказах В.Некрасова ■ внутренний монолог является средством раскрытия духовного облика человека. Кардинальных изменений в статусе этого художественного приема в .рассказ-эх не наблюдается. Можно-лишь отметить использование в большей степени в повестях "В родном городе" и "Кирч Георгиевна" йнутренник монологов.героев, а "В окопах Сталинграда" и "малой пгс-

зе" писателя - внутренних монологов повествователя. Восприятие происходящего от народных истоков - под таким углом зрения представлено происходящее в рассказах В.Некрасова, и это находит свое выражение в частом использовании разговорной лексики, жаргонизмов, профессиональных слов, диалектизмов, просторечных слов.

Для раскрытия внутреннего мира человека В.Некрасов использует портретную живопись, где в динамике отражается его состояние в разные периоды жизни. Особенно ярко это выражается в очерках. В.Некрасов ищет в портрете героя "главную мысль лииа", старается увидеть черту, доминирующую во внешности персонажа. Это прежде всего вчра-' кение глаз, которое всякий раз меняется в зависимости от движения .психологического чувства. Например, "грустные", "задумчивые" глаза Гроссмана умели и улыбаться, быть "мягкими.и ироничными". Художественная деталь - "ироничные глаза" - является сквозной для очерков и свидетельствует об огромных интеллектуальных возможностях персонажей ("Ироничными" глаза Гроссмана становятся в моменты перехода в незаметное для собеседника "наступление" или "маленькие", "ироничные" глаза Станиславского возникают в наиболее ответственный для повествователя период - во время прослушивания для набора в театральную студию). У В..Некрасова внешние, но имеющие внутренний смысл портретные черточки, несмотря на их устойчивость, каждый раз видоизменяются, даются в новом контексте. Писатель ограничивается вначале воспроизведением нескольких главных социальных и психологических моментов, а предварительный набросок портрета героя, экспози^-ция в характеристиках знакомят с их главными чертами. Например,набросок портрета В.Вишневского возникает из действий героя и отражает не только внешность, но и "Намек на события, в которых ему пришлось участвовать (Нюрнбергский процесс год военными преступниками). Динамика портрета В.Некрасова создается и теми новыми гранями, которыми автор поворачивает своего героя в зависимости от восприятия его разными людьми в различной обстановке. Портретные зарисовки в очерках выполняют функцию "психологической характеристики" (портрет В.Гроссмана, раскрывающий его как застенчивого человека, что выражается в негромкой, "без пышных слов" речи,- в "угрюмо-молчаливом" облике).

Таким образом, "малая проза" В.Некрасова обладает магией непосредственного обращения не только к уму, но и чувствам человека.Поэтому и герои его произведений - люди, исполненные страстей, подчиняющееся как голосу инстинкта, так и голосу разума. Основополагаю-

щей сущностью творческого метода писателя является изображение героя, Который, "находясь под действием какого-нибудь необоримого чувства, совершает определенный шаг". Мотивы поступков во многом перекликаются между собой, а персонажи произведений переживают подчас не только внешнюю (социальную), но и внутреннюю (личную) драму.

Исследование рассказов и очерков 1953-начала 70-х годов позволяет выявить магистральный путь развития творчества прозаика в направлении ко все большему углубленно психологизма, усилению и обострению ситуаций нравственного выбора, перенесении акцента при изображений этой ситуации с объективных факторов, ее определяющих, на субъективные.

В заключении подводятся итоги исследования. Подчеркивается значение творчестба'В.П.Некрасова, определяется его место в современном литературном процессе, намечаются перспективы дальнейшего изучения его творчества.

0 ком и о чем бы ни писал В.П.Некрасов, в его произведешь просматривается неиссякаемая любойь к Отечеству, вера егд в лучшее будущее. "Некрасов вше, Некрасов чище, чем кто-либо из всех'нас.., - он был старше нас... и живее... был больше всего человеком среди писателей, а человек - не с большой, а с маленькой буквы - это много дороже стоит"^.

По теме диссертации опубликованы следующие работа:

1.Жанровое своеобразие "Маленьких портретов" В.Некрасова//.Актуальные проблемы филологии а вузе и школе. - Тверь, 1992.

2.Идейно-художественное своеобразие повести В.Некрасова "В окопах СталиНграда"//Актуальнме проблем« филологии В вузе и школе. -Тверь, 1993.

3.Авторская позиция в повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда"// Актуальные проблемы филологии а вузе и школа. - Тверь, 1994.

4;В художественном мире В.Некрасова// Актуальные проблемы филологии в йузе и школе. - Тверь, 1995. В печати :

1.Нравственно-философские проблемы воеиннх рассказов В.Некрасова.

2."Портретная живопись" героев в очерках В.Некрасова.

* Синявский А.,Розанова М. Прижизненный некролог// Некрасов В.П. По обе стороны океаня. Записки зеваки. Саперлипопет. - М., 1991. - С.397. :

/: I