автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.03
диссертация на тему:
Проблематика отечественной кинодраматургии в период формирования новой реальности, 1986-1998 годы

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Фолиянц, Каринэ Альбертовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.03
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Проблематика отечественной кинодраматургии в период формирования новой реальности, 1986-1998 годы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Фолиянц, Каринэ Альбертовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

СТИЛИСТИКА ГИПЕРРЕАЛИЗМА В ДРАМАТУРГИИ ФИЛЬМОВ КОНЦА 80-Х НАЧАЛА 90-Х ГОДОВ

ГЛАВА ВТОРАЯ

ВЛИЯНИЕ АМЕРИКАНСКОГО КИНЕМАТОГРАФА НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНОДРАМАТУРГИИ (НА ПРИМЕРЕ КРИМИНАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ)

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ТЕНДЕНЦИИ ДЕГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ им

1. Деструктивизм. Проблемы смерти и исхода

2. Проблема человека в современной кинодраматургии 118 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148 БИБЛИОГРАФИЯ 155 ФИЛЬМОГРАФИЯ

1 .Молодежный герой как предвестник перемен

2. Российская волна «черного кино»

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по искусствоведению, Фолиянц, Каринэ Альбертовна

Нынешняя эпоха в жизни нашей страны - это время великих общественно-политических потрясений, трансформации ее уклада, формирования новых представлений и ценностей. Безусловно, что нынешнее время это и новый этап в истории развития отечественной культуры и отечественного кинематографа как части этой культуры.

Кинематограф всегда подвергается тем же болезням и реакциям, что и сама действительность. Разрушение империи, разрушение, которого никто не предвидел, глубоко потрясло людское мировоззрение. Оно имеет как созидательные, так и деструктивные последствия. К числу последних можно отнести смятение умов , неспособность интеллектуальной элиты осмыслить возникновение новой универсальной реальности в мире. Переход от черно-белой гаммы социального мышления («наши - не наши») к новой картине социума, где все правы и все неправы одновременно, где процессы трансформации затрагивают сами основы бытия, где понятие прогресса предельно снижено - все это требует от интеллектуалов нового мышления.

Сегодня кинопроцесс вцелом перестал быть упорядоченным, логичным. Прежде он представлял определенную целостность, складывающуюся в силу так или иначе упорядоченного художественного сознания, опиравшегося, в свою очередь, на упорядоченную систему ценностей. «Опоры рухнули, целостность распалась и мы получили раздробившийся на мелкие ручейки, разбившийся на мелкие осколки кинематограф. Собрать сознанием из этих осколков хотя бы какой-то крохотный , внутри себя упорядоченный и обнаруживающий связи сегмент весьма затруднительно» - считает критик А.Трошин.*

С этим утверждением трудно не согласиться. Однако основная задача данной работы попытаться определить объективные тенденции развития нынешнего отечественного кинематографа в период формирования новой реальности.

Переоценка всех ценностей- вот лозунг нашей эпохи» -** считает Питирим Сорокин. Эта эпоха переоценки ценностей, формирования новых нравственных идеалов, новых моделей в отечественной экономике и политике, активизации информационных процессов, трансплантации жизненных ориентиров на новую ценностно-смысловую основу и называется нами в данном исследовании «новой реальностью».

Следует сказать, что в первые же годы перестройки( а именно с этой точки отсчета начинается наше исследование) произошло разрушение государственного монополизма в области кинематографа, что выдвинуло немало трудных проблем и тревожных вопросов. Кинематограф практически сразу вынужден был стать на рельсы тотальной коммерциализации. Произошла деидеологизация кино.

Бесспорно, достоянием прошлого стали фильмы, утверждавшие идеологию командно-административной системы, покинули экран официозная парадность, бездумно розовый казенный оптимизм. Кинематограф повернулся в сторону резкой, нелицеприятной критики, проявил

Трошин А. Я приду к тебе в другое время//Киноведческие записки.-"! 992.-№15,с.72 Сорокин П. Принципы и методы современной науки о нравственности.// Этическая мысль. Научно-пуб;шцистические чтения. -М.,1990.-с.324. устойчивый интерес к раннее запретным для искусств^ сферам жизни, в том числе к личной, интимной жизни человека, к белым пятнам нашей недавней истории. В то же время , демократизация общественной жизни, расширение гласности, отсутствие административно-командных заслонов на пути талантливых творческих замыслов способствовали появлению совершенно новых для нашего кино произведений, исследующих самые острые проблемы современности и истории с гражданской страстью и художественным талантом».*

Переход от 80-х к 90-м годам - это своего рода рубеж, позволяющий увидеть ряд новых тенденций, особые подходы к материалу действительности , новые способы экранного претворения, особые формы контактов, складывающихся между произведением искусства и кинозрителем. Разумеется, осветить все эти аспекты в одной, сравнительно небольшой по объему работе практически невозможно. Поэтому в данном исследовании речь идет, прежде всего, о новых тенденциях в современной отечественной кинодраматургии.

Актуальность работы и ее научная новизна состоят в том, что она, одна из немногих, обращена к практике сегодняшнего кинематографа, его взаимоотношениям с предшествующим этапом.

В киноведении и кинокритике есть много работ, исследующих тематику современного российского кинематографа, анализирующих основные особенности становления драматургии, поиски и обновление выразительных средств. Однако это один из первых аналитических трудов, обобщающих весь материал и Власов М. Киноискусство и эпоха застоя// в сб. Советское кино 70-х-первой половины80-х юдов.-М.:В ГИК, 1987.-е. 13. обращенных к тому критическому моменту кинопроцесса, который существует сегодня и нуждается в обстоятельном изучении.

Целью данного исследования является анализ процесса освоения кинодраматургами действительности и постижение методов этого освоения. Прежде всего; нас интересует определение основных тем сегодняшней кинодраматургии, рассмотрение проблемы трансформации образов героя и антигероя , смоделированных временем под воздействием меняющихся социальных обстоятельств. Немаловажно также проследить новые принципы формирования художественного образа в фильмах последних лет. Интересно сопоставить поток новых картин с произведениями предшествующего этапа - не только в плане художественной ценности, но и с точки зрения развития общих закономерностей.

Исчерпал ли себя классический критический реализм с его пафосом познания действительности? Как формируются сегодня принципиально новые эстетические установки в кинематографе? Процессы, происходящие сегодня в отечественном кино, рассматриваются в работе вкупе с процессами , происходящими в действительности. Ибо ни одно значительное явление в художественном творчестве не может быть верно и до конца понято вне своего общественно-исторического контекста. Только в сопоставлении с сегодняшней общественной практикой , с реальными процессами общественной жизни и ее морально-психологическим климатом можно оценить социальную значимость темы нравственных исканий человека в современном кино, выявить предпосылки и идейно-эстетическое содержание ее эволюции, последние десять лет протекающей особенно динамично.

Материал данного исследования составляют киносценарии и фильмы последних 12 лет (1986-1998г.) Несмотря на то, что эти произведения находились в центре внимания нашего киноведения и кинокритики, материал является малоизученным. Явления, происходящие в российской кинодраматургии конца 80-х -90 годов чрезвычайно разнообразны и заслуживают дальнейшей систематизации и обобщения.

В качестве материала исследования^ нами взяты картины разных художественных уровней, а не только выдающиеся произведения крупных мастеров экрана. За каждым проанализированным фильмом стоит целый ряд картин, ведущих поиски в этом же направлении . Поэтому обращаясь к отдельным фильмам, оценивая их порознь, можно говорить об отказе от традиций, отрицании сегодня культурного наследия, об увлечении кинематографа коммерческой стороной, забвении собственных истоков.

Повторимся, что мы рассматриваем данные картины с точки зрения драматургии, анализируя положенные в их основу сценарии.

Весь отобранный для диссертации материал подчинен системе анализа кинопроцесса сегодняшнего дня.

Методологической основой данной работы являются общеэстетическая и киноведческая концепции художественного образа, роли образа-характера в художественном познании и отображении действительности. А также основные положения теории кинодраматургии, изложенные в трудах российских и зарубежных исследователей кинематографа.

Список литературы, позволяющей исследователю глубоко изучить данную тему, открывается работами классиков отечественной и зарубежной философии и психологии, трудами современных философов, психологов, культурологов. *

Чрезвычайно важны и труды по истории советского кино, теории кинодраматургии известных современных ученных и исследователей.

Огромное место занимают также публикации в периодической печати, газетах и журналах, так как с начала девяностых годов выходит мало книг, посвященных проблематике современного российского кинематографа. С особенной тщательностью изучались публикации в журналах «Киноведческие записки» и «Искусство кино», альманахе «Киносценарии» . Текущая кинокритика позволила передать атмосферу творческих поисков и разнонаправленности авторских суждений о действительности, отраженной на современном экране.

Практическая значимость работы состоит в том, что она обращена к реальным дискуссионным кругам , рассматривающим крупнейшую кинематографию в сложнейший для нее момент перестройки и переформирования. Она представляет интерес для сегодняшних кинодраматургов, стремясь помочь их реальной практике. Исследование позволяет выявить основные тенденции развития современной кинодраматургии, указать практически темы, исчерпавшие себя на сегодняшнем экране, В работе над диссертацией использованы и цитируются груды Г-В.-Ф. Гег еля, Ф.Достоевского, Н.Бердяева, Л.Выготского,З.Фрейда, Э.Фромма, Х.Ортеги-и-Гассета. Изучение этих трудов открыло возможности постижения проблем различия менталптетов, объяснения концепции героического в искусстве, помогло осмыслить глубоко происходящие в обществе процессы смены культурных пластов. обозначить темы и сюжетные конструкции, которых ждет от создателей кинолент зритель.

Цели исследования и характер материала определили структуру работы, основное содержание которой изложено в трех главах.