автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Проблемы английского гуманизма в этико-политической концепции Томаса Элиота

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Бурганова, Вера Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Проблемы английского гуманизма в этико-политической концепции Томаса Элиота'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы английского гуманизма в этико-политической концепции Томаса Элиота"

Ленинградский ордена лйшы и ордена трудового красного знамш

г0сударствеш1ш ж1версктет

На правах рукописи

Курганова Вера Николаевна

проблемы английского гуманизма В эшочюдотическоя концепции томаса элиота

07.00.03. - Всеобщая история

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук

Ленинград - 1990

Работа выполнена на кафедре истории средних веков исторического факультета Ленинградского государственного университета.

Научный руководитель: доктор искусствоведения, кандидат

исторических наук, проф. А.Н.Немилов

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, проф.

К.Б.Виноградов

кандидат исторических наук И.Л.Григорьева

Рвдущая организация: Ленинградский х'осударствешшй педагогический институт 1ш. А.Н.Герцена.

Защита состоится " 26 " декабря 1990 г. в «/-Г. часов на заседании специализированного совета К 063.57.11 по присуждению учёной степени кандидата исторических наук в Ленинградской государственно« университете по адресу: 199034, Менделеевская линия, 5, ауд.70.

С диссертацией модно ознакомиться в научной библиотеке им. Л.Н.Горького Ленинградского университета

Автореферат разослан " 1,10 Я ^у? 1990 г.

Учёшй секретарь специализированного совета кандидат исторических наук Шскочков Л.Б.

-II. ОЕЦАЯ XA PÁ1 CTEK-!CT!!aA РАБОТУ

Актуольнс ¡ib тeiai. Развитие общественно!! мысли Англии первой трети ХЛ ¡з. характеризуют такие два яелстая как рекес-сансный гуманизм и Реформаиш. проблема их соотнесшим. сложна и многогранна! Одни« из последствий эволпцин гуманизма s условиях Реформации бил раскол гуманистического лагеря на её противников и сторонников. Среди последних был Тоиас Олиот / i490?-It>46/, автор рлда гуманистических трактатов, знаток в области медицины к права, ценитель античной мудрости и переводчик. Его заслуги в развитии образования в Англии трудно переоценить: именно его педагогические идеи впоследствии били положил в основу воспитания английских джентльменов, были подхвачены и развиты многими его последователями. Он о'нл од-ir.iM из перЕых, кто, уворовав в приоритет родной рочи, не только оценил ев преимущества в возможности донесения информации до читателя, но и попитато? сделать английскую прозу едекват-íioil её новда задачам.

Начало литературной деятельности Элиота приходится на продрефорг.ационшП период. Б его программной произведении, трактате "Правитель", опубликованном в 1531 г., камечени теш, стаггг.ие оеиовшяд! в дальнеГлпем его творчестве. Кроме того, ото единственное произведение, позволяющее представить Элиота как политического шелителя, так как здесь обозначена и получила своеобразную интерпрптацию тема общего блага, которая является ключом к пониманию многих вопросов в ого творчестве, трактат "Правитель" даёт возможность не только представить систему Еоззренип его автора, но и в значительной мере проследить эволюцию английского гуманизма. обращение к исследованию основных идей гуманиста кажется важным и целесообразным.

Цель диссертационной работа заключается в том, чтобы иа осноеэ исследования трактата "Правитель" расширить представления об идеях английского гуманизма начального периода Реформации и определить место Элиота в возникшем с её началом противостоянии сторонников концепции Мора и Эразма, с одно tí стороны, и сторонников Реформащш, с другой.

Этой проблеме била, в частности, посвящена Всесоюзная конференция 1У,9 г. Материалы конференции опубликованы з сборнике: Культура тюхи Возрождения :: Реформации'. ?.'., 1979.

о

Поставленная цель определила задачи исследования: i/ выявить основные особенности английского гуманизма; 2/ дать характеристику той. среде, в которой формировалось мировоззрение Сига ста; 3/ дать оба^т) характеристику и показать направленность творчества гуманиста, рассматривая ото в контексте всей его деятельности;

4/ проанализировать педагогические и этико-лолитическне- идеи трактата "Правитель" с точки зрения типологии к ноеизнп их . для английского общества рассматриваемого периода; 5/' сравшпЬподход Элиота к вопроса*: пелитйки, отпкн педагогики с отношением к ним других гуманистов, определив, тем самым, 1.:есто Элиота в гуманистическом движении Англии.

Хронологические рамки работа .охватывают первне десятилетия ХУ1 века, когда п начальный период Реформации среди различав течений общественно-политической масли Англии наиболее видное ?.:есто занимает абсолютистское направлено, одним из представителей ксдорого был Т.Элиот.

Методологическую основу исследовании составили труди основоположников марксизма-ленинизма, посвицёшше оби;им проблемам Возрождения и Реформации. Прездо всего ото относится к работе Ф.Энгельса "Диалектика природа . Первостепенное значение имели его положения о прогрессивном характере идеологии заро:здаице"1Ся буржуазии и о тесной связи в првемстзенп.сги, .существующей между гуманизмом и Реформацией.

Степень ч-зученности проблема. До конца XIX века имя Томаса Злпота лкиь упоминалось в энциклопедических и обцнх работах, главна;.! образом, по истории английской литература. Изучение жизни и творчества этого гуманиста начинается с 80-х го"ов пролитого столетия.

Первым исследователем творчеств! Элиота и порви:.: его биографом по праву может бить назван Генрих Крофт. Внимание учёного сосредоточилось на трактате "Иравитель", которой и был опубликован им в 1330 г. Насколько ото било валшгм говорит тот факт, что практически все исследователи в дальнего:,! п-оль-зовались именно этой публикацией. Заслуга Кро.фта как первого

1 Энгельс Ф. Лиалоктика природы // Парке К., Энгельс Соч, . 2-е изд. Т.20.

иследователя трактата "Правитель" состоит в том, что он заметил основы текстологии, дав подробное описание прижизненного г. • . •-ния трактата и вил вив его отличия от последующих переиздан:;-;, я которых ряд пассажей и глав были выпущены. Оценивая тракта? 11. целом, Крофт делает, вывод, что в сео§ вревд: он мог затипть л-::-буп книгу, не. исключая и:"Утопии" Тошса Мора, Такое, заключение дало повод для дискуссии- о' степени значимости этих двух произведений для развития.'гуманистической'мысли в Англии.

Что касается биографического очерка, то исследователь не просто собрал обширну»-информацию о жизни Элиота и имеете с тем отметил отсутствие ряда сведений, но и обозначил наиболее ват;-- ■ ше вопросы, которые и спустя десятилетия привлекали и привлекают1 внимание исследователей.

" При всеЯ значимости- работа Крофта не лгсзена некоторых неточностей: в частности, в хронологическом анализе творчества гуманиста он упокпнает лишь о трёх прижизненных изданиях трактата "Правитель", в то^врегл как их было четыре. Кроие того, его отчёт дан как-Йт вне исторических событии того периода. •

В свОён отчёте арофт практически не коснулся теории воспитания 'Элиота, что впосл2дстеии восполнил Будворд, расс!,1атр'-!ь.'л её в общем контексте развития педагогической мисяи■периода Ренессанса. •

К концу 20-х гг. появляется несколько работ, посвяп.егг/хк исследованию трактата "Правитель'/ Иыенно' ото произведемте -' Ста становится предметом практически 'йсех дальнв'Йгях исследований, которые активизировались к концу 30-х гг., когда не только был признан гуманистический статус Злчота, но когда почти веб работы, включая небольшие по объему диссертации, сосредоточились вокруг исследования источкикоеоД базы трактата. Особенность этого периода заключается и в -ток, что пемиио работ англо-американских исследователей, наблюдается интерес -н трактату "Правитель" немецких учёных.

Й.Шлоттср и Э.Гретхер, спустя четыре столетия после создания трактата, наяли его тематику актуальной для .XX века, Счп исследовали различные аспекты, однако, обоих привлекает, лре: де всего, трактовка Элиотом роли лидера б-обществе и отрицание им уравнительных идеи. Важным такко представляетдг • « анализ идей Элиота о сословной организации общества, что с оссЗству-- -

•сохранению 'порядка.

Продолжение"анализа источников трактата "Правитель" мы находки"в диссертации Уоррена* Главная задача его исследования сводилась к тему, чтобы попытаться установить источники для всех частей трактата ?лиота.

S 30-е гг. трактат призлекает Еш^алие исследователей истории Английской литератур и, в частности, Д.Буша, который рассматривает его как продолжение длинной традиции европейских трактатов о воспитании христианского принца.

Следующий период в изучении творчества Элиота приходится >>а 50-70-е гг., когда зарубежные исследователи стали проявлять повышенный интерес к роли интеллектуалов в общественной и государственной жизни. Именно в этот период трактат "Правитель" был переиздан под редакцией профессора Яеьйерга, который так-яе написал биографию гуманиста,. где ^представил очерк профессиональной карьеры и. обзор его творчества в хронологическом порядке.

UaiEJM полным и детальным исследованием мировоззрения Элиота й точки зрения влияния на «его идей различных, в тон числе и древних авторов, прежде ъсгто иде;-: Платона, является работа Кэдкора. Главшм предыетом исследования трсдициошо стал трактат "Правитель", который рассматривается историком кш: единый по тематике и структуре при кажущееся разнообразии тем. Осо-

___бое вникание исследователь обратил на значение в трактате

примеров, которые, по его мнению, несут специальную смысловую нагрузку. Трактат рассматривается в раш<ах традиций prince's cirror /зерцало для принцев/ и courtesy book /курту-азная~книга/ . Мэджор отмечает, что практически до последней четверти ХУ1 века трактат Элиота оставался единственной работой такого рода.

•8агщ»1 вкладом в изучение творчества Элиота можно считать публикацию его писен под редакцией Угльсона, который не просто анализирует в предисловии к отоиу изданию Фактический материал, а пытается рассмотреть Элиота и как корреспондента, и как литературного автора, обращая внимание на стиль его пксыга.

Характеризуя в целом исследование вопроса.зарубежными утекли, .следует констатировать довольно хороэо разработать» ис-тоНннковую базу траитата. Однахо приходится, констатировать к ,

-О- -

'тот факт, что практически отсутствуют работы, кстсрыз бн'зат- • рагивали весь комплекс идей трактата с точки зрения их новизны для английского общества первой трети ХУ1 з. .

В отечественной историографии нет специальных работ об . Элиоте к его имя. редко упошнается в исследованиях общего характера. Отдельные аспекты, главный образок, политической тематики, рассматривались й.Н.Осиноьскии в связи с вопросом эволюции гуманизма в Англии накануне Реформации и Б.А, Каманецким а связи с исследованием идеологических аспектов генезиса капитализма. Но вместе с без анализа всего комплекса идей Элиота картину английского гуманизма нельзя считать полной»-

Используемые в диссертации источники, условно могут быть ■ разделены на несколько групп.

Помимо'основного источника-трактата "Прав:-:тель"-перзуп • • группу составляют материалы нарративного характера,. которые позволяют представить Элиота не только как человека* но и как автора и государственного деятеля, К таковым относятся письма . самого Элиота и писька Пальюи, посла Карла У в Англии, Кроме того использовалось предписание Генриха LU Элиоту при назначении последнего послом ко двору императора, написанмое в октябре 1531 г. Значительную информацию пб Элиоте содержат написан-ныл им предисловия к собственным сочинениям и переводам. Эти ' документы используются в отечественной историографии впервые.

Bi-opya группу составляют сочинения. античных авторов и гуманистов-, которые использовались в научной литература неоднократно. Мы привлекли их с целью не только установления исто- ' ков тех или иных идей гуманиста, но и для сравнительного анализа, что з конечном итог« позволяет определить место Элиота в истории английского'г^ианкзда. порвой трети ХУ1 в»

Основной источник данной работы-трактат "Правитель", который впервые бил опубликован в I53X г..и издавался при як ¿на автора четыре раза, что может стдат^льстЕ'жать о его популярности. В Ш1 и Ш вв. Трактат не переиздавала. В XIX з. он издавался дваяда; в 1834 г, под редакцией А.Злиотч и в 1680 г. под.редакцией Г.Крофта? Саксе, последнее переизда; :г-;;трактата

Т Яри аазни Элиота трактат издавался в I53X, 1537, 1544, -I546 г.

2 .

Как основной исто ты* нами использовалось издание 1880 г., • • хранящееся в БАН СССР.. . '

• било осуществлено в 1962 г!

Трактат включает три. Книги, каждая из которых посвящена определённой тепе? При всей несоразмерности и кажущейся изолированности тем, его мотно рассматривать как цельное и законченное произведение; хотя в настоящем виде.трактат представляет первий том, задуманного Элиотоа больного сочинения. О намерении напитать-ргоро:: том на тему политики автор неоднократно говорит в "Правителе". .'

Первая Книга.посвящена вопросам педагогики, за исключением первьгх трёх глав, которые посвящены политической тематике. Часть г лап Клята I касаются вопросов интеллектуального образования /главы 1У-ХУ/ , включая рассуждения Элиота о начальном воспитании, о занятиях музыкой, яиволись» и скульптурой. Другая часть затрагивает.вопросы физического воспитания / гла--ва ХУ1-ХХУП/ , включая большой раздел ó танцах. Книги II и. Ш.посвящены вопросам, этики: при этом вторая-вопросу о природе власти, который сводится к обсуждение качеств, способствую-, врос е§ з&воеваииюк упрочении, е третья написана в форме пособия по моральной философии и рассматривает гл&тие добродетели?- Трактат написан на английскоы языке, в манере, как писал сам Элиот, привычной для него,.т.е. при помощи многочисленных прямёроЕ.

Комплексное использование основнцх и параллельных источников. даёт возможность объективно оценить роль Элиота в развитии я эволюции гуманизма в Англии. -

Научная новизна состоит в той, что впервые в отечественной историография предпринята попытка комплексного изучения становления гуманистических к политических взглядов Т.Элиота, а таксе попытка дать характеристику осноенцх особенностей английского гуманизма, отличащих его от классического итальянского. Данное исследование вводит в научный оборот источник по истории английского гуианйзиа, прежде практически не привлекавший вникание советских учёных. Что позволяет заполнить не-

АЭто издание т]рактата привлекалось нами для сравнительного анализа.- * - , - . . . "

^Т^актат состоит из 71 глада и посвящения Генриху УШ. '

"Бторая Ккига включает 14 глав,третья-ЭО. .

которые из существущих пробелов в изучения социально-полити- • ческой ьысли /»тл!?и указанного периода и клубить представления об эволюции английского гуманизма з этой стране в начальный период Реформации.

Практическая значимость работы. Содержащиеся■в диссертации материал и выводы могут быть-использована при подготогкз статей по проблемам культей Англии ХУГ- века, при чтеши 'общих и специальных курсов, проведении спецсеишаров по истории общественной мысли Англии рассматриваемого периода па исторических факультетах университетов и пединститутов.

Апробация работы.. Диссертация 'обсуждалась на кафедре истории средних секов ЛГУ / октябрь 1590 г./. Основные полй:-?.ения и. гнводц диссертационного исследования докладывались и сбсуэда-тпсь па историографической конференции / ЛГУ, 1983 г./ и на ежегодной ¡мучной сессии.исторического факультета / ЛГУ, апрель 1У90/.-

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы,

ОСНОВНОЕ С0ДБШ1ПЕ РАВ0Ш

Во введении обоснована актуальность темп, дан историографический обзор, охарактеризованы источники, определена цель и задачи исследования.

Первая глава "а о мае Элиот и его время" посвящена рассмотрев;:;) особенностей английского гуманизма и той среды, в которой формировалось мировоззрение Элиота.

Исследуя особенности ренессансного гуманизма в Англии, автор исходил из того, что рассматривал его как составную часть так называемого "северного гуманизма". Критическое рассмотрение, главки образом, работ зарубежных исследователей позволил выделить следующие.особенности английского гуманизма первой трети ХУТ в! Первая и, возможно, одна из главных заключается в его связи с 1'еформацией, следствием чего стал раскол гуманистического лагеря па её сторонников и противников к игменекие, а не просто замедление, гуманистической доктрины, последнее было

Приходится отметить весьма ограниченное количество литературы по данной теме в отечественной историографии. •

характерно для творчества так называемых "шшдоих гуманистов",' чья деятельность лредсгйвляла абсолютистское направление общественно-политической- мксли Англии. Это лезло выражение в {развитии концепций национального самосознания, и патриотизма, а также ь секуляризации шилення.

Для истории развития английского гуманиаш на всём его протяжении б'.сло характерно то, что его представители всегда били связаны с королевской властыо я зависимы от неё. Б условиях Реформации именно гуг.амистк были призваны обосновать посую политику короля в отксяении Рима,

Тесная сеязь гууаинстов с университета:",; и коллед-~а;л! была третьей особенностью, которая отличала гуманизм в Англии от классического итальянского. Это проявилось б то;/., что нногпс из гуманистов преподавали риторику к грам/лглку, а ьногпо били озабочены вопросам составления -porpavi.i обучения для теол и университетов и ссверазнстрэЕанием ¡токекоа и нс-тодов обучения.

Автор склонен согласиться с to.vji исследователями, которое полагает, что г^/анизк в Англии ш.:ел не релнгисека-педагсгичес-ку<о, а скорее педагогическую направленность с социальными и политический: акцептами. Гуманистн, дане будучи лэды/и религиозными, что било ьполне естественно, не видя протиБоре«йй мел-ду учением Библии к верой в огромные возможности человека для достижения конечной цели, которая состояла в нравственной реконструкции социального порядка, были озабоченц в первую очередь £изнью земной. От итальянского севердай гуманизм отличался тем благочестивый- ре';ор«!змогл, который бкд направлен на реконструкцию идеального, социального и политического поведения.

Изучение творческой биография Т.Элиота позволяет гоъ&рить о влиянии на формирование его мировоззрения, с одной сторон», Т Линакра, Зразма и "Г."Opa, а с другой,'Т.Крокволи.

Можно говорить со все;.; основанием, что влияние Линакра проявилось и увлечении Элиста древними явдпаш и медициной. Ухе а первой сгзоеД работе "Правитель" /1531 г./ Элиот касается гопроссв диета п трезвости, -которые наиболее полно разработаны им. в специальном трактате "Замок здоровья", где он выступает пропагандистом ыздицшаг в ctoeR стране.

Влияние Эразма, ¡«/я которого ушжкиаогся в "«фаьгтеде", ппсяшлосъ ъ вопросах воспитания. Их -ебли-ало го, чгз г.гл:сч»ул •

'цель 01Ш видели в воспитании гражданина, способного служить государству честно и мудро.

Специальное внимание в глазе уделяется. вопросу о влиянии Т.Нора на творчество Элиота. Изучение именно этого вопроса позволяет представить последнего не только как литературного автора, но и как деятеля. Подчёркивая их различие в вопросах политики, диссертант отмечает общность гумзттстических взглядов по многим вопросам. Обращение диссертанта я вопросу откслегтя Элиота к отставке и г.'.г-гл Мора позволило сделать вывод, что, если *'ср остался ворон до конца своим идеалам, то Элиот стремился приспособиться к изменившимся условиям. Кроме того, "десь можно говорить и о различии двух гума.чнстсз в поши/ании сбксст-венного долга.

Наиболее определённо мокко судить о характере отнг.:яг.ни>! Т.Элиота и Т.Кромвеля. Анализ писем Элиота к Крсшел;) позволяет сделать вмвод, .что оггл находились в дружеских отнесениях» Это по могло не нало.т.пть отпечаток нз только на карьеру Элиота как государственного деятеля, но и па творчество Элиста-гуманиста. Их сближение могли предопределить следу:-ц::о обстоятельства: оба занимались правом и состоял;! па слугбе кардинала Уояси, после падения которого перейди на сторону Аннз: Еолек.т,. общность взглядов на вопросы общественного устройства / идеал сильного монарха, чусство национального самосознания.и единства/ ; общие интересы к политическим трактатам итальянских авторов, что назло выражение в светском характере многих их идеН.

Касаясь вопроса о причастности Кромвеля к ссзданкэ "Правителя", автор полагает; что, если трактат и нй бил написан по прямому указания Крокваяя, то такие идеи как патриотизм, абсолютизм и шцкокзлизм, дожег.ке в основе кошудодп Элиота, 'отчасти отратапг и .политические идеал» Кромвеля. Как подтверждение благосклонного отнозстм Крогасля к предприятие Элпота уоксТ • свидетельствовать тот <}а:-:г, что л столь критическое премл трактат бвя напечатан королегски.м печагпкксм Псртолотсм.

повод;'-;:";! Элиота пегяо :;апцчард позволкл

под: еггнуть г-;;---:гг.;:.т.- кскропнссть дгукееккх чугсгп Элк-зга по >';:■--::о:-: К| гт.:г:-:>. ¡"а.-: и случг-о с "ер?'! Элког пгакнс-'''!;,"! преданн; с:;, гортем ч короле> о::." елук.бу.

Во г.торо'Г. главе "Педагогические идеи в трактате "Прави- • . тсль" предпринята попытка не проста изложить педагогические идеи Элиота, о показать насколько они были нови для педагогической мысли Англии того периода. Одну из своих задач автор г-идел в сравнении идей и подходов Элиота к тем ил;: идам дисциплинам с отношением к ним гумашетов "круга Мора".

Исходя из мысли самого Элиота, что формирование будущего правителя должно начинаться буквально с самого рождения, значительное место в главе отводится вопросам раннего воспитания / первые семь лет/. При отом отмечается, что концепцию Элиота о необходимости правильного воспитания с раннего детства мокло рассматривать как■относительное нововведение в Англии ХЛ £ В частности,это .¡.южно видеть г. подробном описании обязанностей и шеипего вида кормилицы, в предписании удаления лиц мук-ского пола из детской, в масли об обязанности родителей обеспечить ребенку друзей детства и т.д.

Далее автор подробно останавливается на вопросах началык го обучения в концепции Элиота,•отмечая, что в данном вопросе он исходил из положения, что ребёнка нельзя застаатять учитьс; смой. Отсюда и то.методы обучения, которые иы предлагается: устная форма обучения, учёт возрастнцх особенностей » наклонностей ребенка, опосредованное обучение на раннем этапе и т.д . Новой Для читателя трактата монет показаться и идея Элиота о необходимости уло в отом возрасте изучения древних языков.

Особое внимание удалено изложения взглядов Элиота на такие отрасли художественного воспитания, как музыка, живопись, ваяние и поэзия. Отмечается, что рассуждения Элиота о музыке и живописи косят скорее доктриналышй характер, хотя и просматривается попытка гуманиста оценить их с точки зрения эстетики .

Трактовку .Элиотом литературных занятий диссертант склон* рассматривать но столько как. продолжение тега худонествешюи воспитания, сколько началом его-размышлений о курсо интеллек' туального обуче;гля джентльмена^- Гуманист не. только излагает программу литературного обучения, но и выступает в качестве

Это начало первого этапа обучения, который продолжается с 7 до 14 лет. •

защитника поэзии.как предмета полезного и необходимого. Если . принять во внимание,, что слова "поэт" и "поэзия" произносились в Англии времён Элиота с презрением, то" отстаивание права знатного человека на занятая" живопись«), скульптурой и поэзией, включая авторов комедии- и сатиры, можно считать смелым шагом.

При изложении программы' второго отапа обучения джентльмена диссертант стремился классифицировать ггредметы по их значимости. Так, можно говорить, что у Элиота логика играет вспомогательную роль по отношению к риторике, а космография-/ т.е. география / по отнотешм к история. Последняя, как и поэзия, выполняет дидшстическу« функции. То, что Элиот обратил особое внимание на изучение, истории, можно считать его большой заслугой. Если далее классифицировать предметы, то классификацию за'ллсает моральная Философия, к постижению которой нацелены в конечном итоге все занятия. В изложении взглядов на изучение моральной философии- особенно видно, что Элиот, как и многие северные гуъамсты, ставил .авторитет Библии наряду с труда® античных и 'современных ему авторов.

Особое ег/мание уделяется Элиотом выявления причин упадка образованности и эрудиции в Англии. Первуто причину этого он видит б недостаточном количестве хороших педагогов в стране, другую - з гордости, жадности и невежестве родителей. Элиот стремился изменить традиционные представления современников об отноиении родителей к воспитательному процессу. При. этом им подчёркивается особая годность личного примера в процессе воспитания, что относилось как к родителям..так и к наставнику.

Считая, что всякому специальному знашл должно предшествовать знание об.цее, Элиот, отмечает необходимость реформирования как формального образования, так и. такой области специального знания как юриспруденция. План, предложенный Элиотов, сводился к следущему: изучение права предлагалось после завершения курса изучения гуманитарных наук, при выборе профессии следует руководствоваться природными наклонностями, необходима кодификация законов. - Говоря о реформировании закона, Элиот но настаивал, и это необходимо подчеркнуть, на использовании римского законодательства, как делали многие его современники, а предлагал отобрать лучшие законы всех стран. К самому .за-

е

''ко11у он предъявляя практически все требования, что предьяв-лялись членами "круга Мора". Пожелание Элиота, чтобы законы писались в том числе и на английском язккв может свидетельствовать о новаторстве автора "Правителя?

Составной частью процесса воспитания будущего правителя является физическое воспитание. При атом отмечается,. что в' подходе к этим вопросам Элиот был ближе л позиции итальянских» нежели заальпийских гуманистов, которые или бш$и равнодушны - к ним, или высказывали негативное отношение к некоторый упражнениям. .

Автор считает, что как и програм;.са воспитания в целом, эта часть подчинена главной цели - воспитанию соверщешого человека, которой может стоять во главе общества, Элиот, чьи советы были предназначены .для представителей правящего класса, рекомендует только то упражнения, которае их достойш и приносят пользу. В их рекомендациях гуманист заботится но только о развитии тола, но и дуик, кото-рае в его представлении не только взаимосвязаны, но к взанмовлиятельш. Советуя упражнения, которые, главным образом, связаны с военными действиямиЭлиот постоянно иапоиии&ет о необходимости учёта индивидуальных особенностей и- совйюдения принципа умеренности. В рекомендации плавания он предвосхитил первый трактат на эту тему, н&пкегшшй : на английском языке только в конце века.

Включение Элиотом интересного и весьма оригинального.' раздела о таныах в первую Книгу трактата, как считает диссертант, нельзя считать случайным, так как именно эта тем,а позволила. Элиоту логично завершить изложение воспитательной программы, представив танец как сочетание интеллектуаль 1 шх занятий и физических упражнений, а; Ео-вторих, перейти непосредственно к вопросам этики, так как танец, по мнению Элиота, можно рассматривать ;введением в первую нравственную добродетель - благоразумие.

Третья глава "Этико-политическая концепция Т.алиота1' пос-вяце;:а анализу вэпросоз этики'и политики в трактате "Правитель'.'

Несмотря на то, что раздел трактата о полигике небольшой • / только 3 главы, из ?! /, анализ его представляется не только интересным, но и валким для понимания сущности всей концепции Элиота. Отважен ещё к потому, что в дальнейшем своём творчйст-

;е Злиот не обращался к политической тематике. Диссертант рас-' матривает политически теорию Элиота как продолжение темы об-;его блага в гуманистической литературе. Обращение гуманиста к той теме-нельзя считать случайным, тая как в работах акглийс-их авторов ХУ1 в. она становится едва-ли не обязательной.

Анализ псрвцу. глав трактата позволяет говорить о том, что :онимание идея общего блага Элиотом значительно отл',¡чается от ютшзния Т.Морем. Можно говорить о противопоставлении автором 'Правителя" споей концепции совершенного государства "Утопии" iopa. Так, Элиот не только вводит собственный термин "publike weal " / общественное благо /, но и аргументирует его. Для того он обращается к этимологии латинских слов, пытаясь подо-!ра?ь их боле« точные эквиваленты па английском. Указывая на >азное значение слов publik© / общественный / и оомшае

общий /, первое он связывает со слозсм рапЯил. / народ /, а [оследнее со оловом ploba / простой народ, плебс /. Таким об->азом, он укапывает на разнитзу мекду " сошип» weal " / общее лаго / « ."publike weal " / общественное благо /, В отличии it Мора и от радикальных -реформаторов, ратующих за равенство, !лиот полностью отвергает идею о социальном равенстве, которое ie только противоестественно, но и противоречит социальному орядку. Он о гстаивает общественное / но никак но общее I/ бла-

0 или достояние. Под этим термином им подрэпуменас-тся_ группа лдей, состоящая из представителей разных сословий и положений.

1 качестве критерия, который определяет место человека в иерар-ической структуре общества, Элиот выдвигает разу?.? человека.

В определении обязанностей правителя Элиот затрагивает и нтеллектуальные, и экономические аспекты. К последним отно-ится идея об обязательности труда, вочроо, к которому гума-ист подходит дифференцирогэнно.

Из всех форм праачения Элиот предпочитает аристократическое государство во главе с верховным правителем, считая такую орму но только самой древней, но и самой естественной. Как и ругие английские гуманисты, за исключением Мора, Элиот не был забочен абстрактными размышлениями об иде&чьком государстве, стремился к совершенствовании существующего.

Диссертантом отмечается, что, не оказав практически ни-

-i'i-

'чего нового о монархической форме правления, Элиот Еернулся к этой банальности именно в то время, когда в ней особенно нуждалась королевская власть. Затрагивал, - главном образом, вопроси, относящиеся к светской политике, Элиот не коснулся вопроса о церковной политике короля. Это позволяет заключить, что он принял королевскую Реформацию не сразу и не без внутренней борьбы. В пользу этого говорит и тот факт, что Элиот Еыразил публичную поддержку религиозной политики короля лишь в 1535 или 1536 гг., тогда как "Акт о верховенстве" был приачт ь 1534

Этическая проблематика трактата сводится к вопросам, кото рые связаны, главны;,; образом, с общественным предназначением человека и которые выдвигаются на первый план самой жизнью. ОД' ним : я главных вопросов, поднятых в трактате,.является вопрос < моральной ответственности перед обществом не просто человека, г правителя.

Важным для.понимания сущности всей этической концепции Элиота является раскрытие им понятия "добродетель" / virtue -смысл которого сводится к активному применению в мире божественного добра, созерцаемого человеком. В раскрытии механизма проявления добродетели для него вакнее деятельность, чем созерцание. Как гуманист он отдаёт приоритет разуму в процессе постижения добродетели.

Такой дискутируемый гуманистами философский вопрос как вопросу о природе истинного благородства решается- Элиотом с позиций, свойственных скорее итальянским гуманистам. Соглашаясь, что благородство зависит от знания и добродетели, как считали гуманисты "круга Кора", Элиот не отрицает и его зависимости от происхождения. Такой подход говорит о стремлении автора "Правителя" примирить новое дворянство с традиционной аристократией, которая при условии сочетания в себе знания и добродетели, npe,i почтительнее для-недю. ' '

Раздел о дружбе, которую Эдкот считает добродетелью, является той частью трактата, где связь этики и политики особенно очевидна. Такое требование для возможности возникновения дружбы, irai', необходимость одинакового положения в обществе, замыкало круг людей о точки зрения социальности. Так, политическая тезрия "уровня к порядка" отразилась на этической концепции Элиота,

В трактате "Правитель" дай порвий в английской литературе эбзор главных добродетелей / справедливость, стоГкость, умеренность, т.удрость /. При описании их Элиот даёт довольно тради-ционнне определения, проявляя оригинальность суэд^пгл в последних разделах об опите, сотого и согсдатап, что относится им к практической ггудрести.

При обсуждении справедливости Эчнот говорит о связи это;: добродетели с законом, яеяацжл в основе всякой спраесгтагости. С точки зрения права он признаёт равенство все;: перед законом. Что же касается сс'длачыго-гзконог.^^'сского аспекта, то дтя него не встаёт вопрос о причинах социальной несправедливости, так как она предопределена изначально.

Добродетели стойкость и умеренность рассматриваются гуманистом во взаимосвязи. При -этом, лоеледне:: уделено в трактате незначительное место, поскольку умеренность менее всего привлекала современников Элиота.

Диссертант считает, что, если рассматривать главно": добродетелью с точки зрешя интеллекта мудрость, а с точки, зрз-шя социэльности-справедливость, то о противоречим Элиота в определении главной добродетели / на что указпвадт некоторое зарубе~лие исследователи / говорить но пр;кодится. Само понятие "мудрость" определяется Элиотом как знание, проявляющееся в мудром действии, и источником которой является мудрость.-Этот раздел трактата позволяет окончательно раскркть еммел,-вкладоваошЯ автором в понятие "правитель": 1. верховной правитель, т.е. суверен; 2. магистрат, главная обязанность которого помогать суверену вершить справедливость; 3. советник верховного правителя.

В заключении годведени итоги исследования. Диссертантом, в частности, отмечается, что анализ источников по теме позволяет говорить о Томасе Элиоте как о типичном представителе абсолютистского направления общественно-политической мысли Англ::;; указанного периода. У;:;е в своём первом трактате "Правитель" он выступает не просто как сторонник, но и как апологет абсолютизма. Восхв-зляя форму правления с- верхов;мм правителем го гласе, он отстаивает, таким образом, форму праятодая, слокикщтея п Англии к тему времени.

/•ислиз ого этической концепции позволяет заключить,. что .

предписание быть добродетельным звучит в устах гуманиста как предупреждение против крайностей, т.е. против тирании. В отличии от практики его дней, когда английски" парламент скорее создавал видимость участия в грзш страны. его призыв к активизации совета и совещания в управлении обществом звучит с особо" силой.

Исследование содернания трактата "Правитель", который является источником по истории интеллектуального развития Англии, позволил автору работы сделать заключение, что многие идеи Элиота, презде всего педагогические, били не только новы и выдвинуты самой гдтзнью, но и дают представление об общей направленности творчества Элиота как одного из "младших гуманистов".

В условиях акглнКского пути общественного развития разделение гуманистов, неизбежно происходившее везде, где начиналась Реформация, происходит как активно выраженная группировка сторонников ^е]юр!.ации и национального пути развития в лице "коло-дых гуманистов", приверженцев абсолютизма Тюдоров, в противовес космополитическим абстрактный идеалам общественного развития, оставшихся уделом старлего поколения гуманистов группы Мора-Эразм-.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях :

I/ Гуканистичоскке идеи б системе взглядов Т.Элиота // Лен. гос ун-т. 1990. II м.с. Дел. в ИНКОН АН СССР. 12.04о90. Г.°41544. 2/ К вопросу об отношении гуманистов к Реформации: Т.Элиот к Т.Кромвель // Леи.гос.ун-т. 19S0. 10 м.с. Дел. в ИШШ АН СССР. 12.04.90. H? 41545.