автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Проблемы английского гуманизима в этико-политической концепции Томаса Элиота

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Бурганова, Вера Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Проблемы английского гуманизима в этико-политической концепции Томаса Элиота'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы английского гуманизима в этико-политической концепции Томаса Элиота"

о !',£.• и и,

^ШШ'РЛДСКИЙ ордена ЛЕШНА и ордена ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ' ГОСУДАРСТВЕННАЯ УНИВЕРСИТЕТ

На нраГ)ах: рукописи

Курганова Вера Николаевна

ПРОБЛЕМУ АНГЛИЙСКОГО ГУМАНИЗМА В ЭТЖО-ПОЖТМЕСКОЙ КОКЦЕЩМ ТОМАСА ЭЛИОТА

07.00.03. - Всеобщая история

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук

Ленинград - 1990

\

Работа выполнена на кафедре истории средних веков исторического факультета Ле1ШНградского государственного университета.

Научный руководитель: доктор искусствоведения, кандидат

исторических наук, проф. А.Н.Нсмилов

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, проф.

К.Б.Виноградов

кандидат исторических наук Й.Л.Григорьева

Р-здущая организация: Ленинградский государственный педагогический институт ни. А.И.Герцена,

Защита состоится " 26 " декабря 1990 г. в " " часов на заседании специализированного совета К 063.57.11 по присуждении учёной степени кандидата исторических наук в Ленинградской государственно« университете по адресу: 199034, Менделеевская линия, 5, ауд.70.

С диссертацией могно ознакомиться в научной библиотеке им. Л.М.Горького Ленинградского университета

Автореферат разослан " " _1930 I'.

Учёный секретарь специализированного совета кандидат исторических наук Шскочкоп .1.12.

■ I. ОБЩАЯ ХЛРЙГГЕРЛСТИлА РЛЕОТИ

жЯ Актуально аь тгаи. Развитие общественно;! пасли Англии первой трети Ш а. характеризуют такие два явления как ренессанс иый гуманизм и Ре^ортацля. проблема их ссотнсяепи. слояпа и шюгог'раь-на^ Одним из последствия эполиции гуманизма э условиях Реформации бил раскол гуманистического лагеря на её ч противников и сторонников. Среди последних был Томас Олиот / 1490?-1ь4б/, автор рлда гуманистических трактатов," знаток в области медицини к права, ценитель античной мудрости и переводчик. Его заслуги в развитии образования в Англии трудно переоценить: и пето его педагогические идеи впоследствии били полопенн в основу воспитания английских джентльменов,-били подхвачен:; и развиты многит»л1 его последователями. Он бил од-!-им из первых, кто, удеровав в приоритет родной речи, не только оценил её преимущества в возможности донесения информации до читателя, но и попытачел сделать английскую прозу адекватной ее новым задача«.

Катало литературной деятельности Элпота приходится на предрс^ормациотш'Г. период. Б его программном произведении, трактате "Правитель", опубликованном в 1531 г., камечени теш, стаюте есновннми в дальнейшем его творчестве. Кроме того, ото единственное произведение, позволяющее представить Элиота как политического мыслителя, так как здесь обозначена ¡1 получила своеобразна интерпретации тема общего блага, которая является ключом к пониманию многих вопросов в его творчестве, трактат "Правитель" даёт возможность ке только представить систему воззрений его автора, но л в значительной мере проследить эволюцию английского гуманизма. ибр&щение к исследовании основных идей гуманиста кауетсп важша и целесообразным.

Цель лисаертационной работа заключается ц том, чтобы иа основе исследования трактата "Правитель" расширять представления об идеях английского гуманизма начального периода Ре^орма-, ции и определить место Злкота в возникшем с её началом противостоянии сторонников концепции Мора и Эрззка, с одной стороны, п сторонников Ре-¡юрмации, с другой.

1 Этой проблеме била, в частности, посвядена Всесоюзная конференция 1У79 г. Материалы конференции опубликованы в с5<^адике: лультура :шохи Возрождения :: Реформации*. 7., 1979.

Поставленная цель определила задачи исследования: А Л. выявить основные особенности английского гуманизма; 2/ датьдзролтернстику той среде, в которой формировалось шро-

ноззрзнне Элиста; ■ -

3/ дать v6s;yv> характеристику и показать Направленность творчества гуманиста, рассматривая ото и конгекстс всей сто деятельности ;

Л/ проанализировать педагогическис и етико-яолигичесяне яде» трактата "Правитель" с точки зрения типологии г, новизны их . длл английского общества рассматриваемого периода; 5/ сравнитьподход Элиота >: вопроса!.: политик;:, отпкк и педаго-. гики с отношением к ним других гуманистов, определив, тс:.« самым, место Элиота в гуманистическом движении Англии. 'лронологичеекке тайки работы .охватывают первие дедятиле-tkíi ХУ1 vera, когда в начальный период Реформации среди раз-• личнух течений общественно-политической мысли Англии наиболее видноо место занимает абсолютистское направление, одним из представителе!! которого был Т.Элиот»

Методологическую основу исследования составили труди основоположников i-api; с и з ма-л е н я пи з'ма, посвяцёпше обдим проблема;, i Возрождения н реформации." Преаде всего ото относится к работе Ф.Энгельса "Диалектика природу"! Первостепенное значение имели его лолояенпя о прогрессивном характере идеологии зароздащеПся буржуазии и о тесной связи и прискствень.сти, существующей между гуманизмом и Реформацией.

Степень изученности проблеш. До конца XIX века им То-i.:aca Элиота лшь. упоминалось в эгедпслопедическнх и сб^лх работах, главна:,: образом, по история английской литератури. Изучение жизни и творчества этого гуманиста начинаете/: с 80-х — то-ов прошлого столетия.

Первым исследователем творчества Элиота и первым его биографом по праву кокет бйт.ъ «азпаи Генрих -Крсфт. Внимание учёного сосредоточилось па трактате "Правитель", которой и бил опубликован им d 1380 г. Насколько ото било кзяш« говорит тот факт, что практически все исследователи в дгльнз.'жгем пользовались икегаю этой публикацией. Заслуга l'porj-та гак первого

1 Энгельс <J>. Диалектика ишроди // í.iap:-:c К., Энгельс £>. Соч. . 2-е кзд. Т.20.

иследозателя трактата "Правитель" состоит в том, что он залепил основы текстологии, дав подробное описание прижизненного ::'•./--ния трактата и выявив его. отличия от последующих переиздан:!:'., s которых ряд пассажей ii глав были вцпэденн. Оценивал трактат v целой, Крофт делает вывод, что в своё вреь'д он мог затеить- л-.-був книгу, ¡ю исключая и "Утопии" Томаса Уора. Такое заключение дало- повод для дискуссии о степени значимости этил двух произведений для развития гуманистической млели в Англии.

Что касается биографического очерка, то исследователь но просто собрал обширную информацию о жизни Элиота и вместо с тем ответил отсутствие ряда сведений, ко и обозначил наиболее вал;--гае вопроси, которые и спустя десятилетия привлекали и привлекают вшшат'.е исследователей.

" При всей значимости- работа Крофта не лииеиа некоторых неточностей: в частности, в хронологическом анализе творчества гуманиста он упокинает лтпгь о трёх приязненных изданиях трактата "Правитель", в то вреь'л кок их было четыре. Кроме того, его отчёт дан кад-бвг вне исторических событий того периода. •

В срОём отчета hpo$T практически ив коснулся теории воспитания 'Элиота, что впоследствии восполнял Вудворд, рзссглтта^л её в общем контексте развития педагогической :ислн периода Ренессанса.

К концу 20-х-гг. появляется несколько работ, посвя^ёшозс исследованию трактата "Правитель'.' Иаэнао' это произведение Элиота становится предметом практически Всех дальнейших исследований, которые активизировались к концу 30-х гг., когда-не только бкл признан гуманистический статус Злчота, но когда почти во с работы, включая нзбольете по ойъьщ диссертации, сосредоточились вокруг исследования источкиковоЗ базы трактата. Особенность зтого периода заключается и з той, что псетмо работ англо-американских исследователей, наблюдается интерес к трактату "Правитель" немецких учёных.

й.Шлоттср ц Э.Гретхср, спустя четыре столетия после сог-дания трактата, капли его тематику актуальной д?я .XX века, исследовали различные аспекты, однако, обоих привлекает, лре де всего, трактовка Элиотом роли лидера в обществе и отрицание им уравнительных идея. Важный таккв представляете,- • « анализ идей Элиота о сословной организации общества, что < -^ccCctbv--

•сохранению .порядка.

Продолжение анализа источников трактата "Правитель* мы находки з диссертации Уоррена. Главная задача его исследования сводилась к тагу, чтобы попытаться установить источники для всех частей трактата .?лиота.

В 30-е гг. трактат привлекает ммишз исследователей нс-торки английской литературы и, в частности, Д.Буша, который рассматривает его как продолжение длинной традиции' европейских трактатов о Еосшггатгл христианского принца.

Следующий период в изучении творчества Элиота приходится на 00-70-8 гг., когда зарубежные исследователи стали проявлять потаенный интерес к роли интеллектуалов в обцественмой и государственной жиани. Именно в отот период трактат "Правитель" бил переиздан под редакцией профессора Леьйерга, который так-написал биографию гуманиста,, где представил очерк профессиональной карьеры и обзор его творчества в хронологическом Порядке.

Саши полным и детальным исследованием шровоззрения Элиота с точки зрения шкяш'Я на него идей различных, в том числе и древних авторов,., прежде везго идег; Платона, является работа Кэджора. Главным предметом исследования традиционно стал трактат "Правитель", который рассматривается историком как единый по тематике и структуре при кажущееся разнообразил тем. Особое шикание исследователь обратил на значение в трактате примеров, которые, по его шеет, несут специальную смысловую нагрузку. Трактат рассматривается в рамках традиций prince's Kirxor /зерцало для принцев/ и courtesy book /куртуазная книга/ . Мэджор отмечает, что практически до последней четверти ХУ1 века трактат Этюта.оставался единственной работой такого рода. . -

■Виним вкладом в изучение творчества Элиота мозшо считать публикацию его писен яод редекцией Укльсона, который не просто анализирует в предисловии к о сому издании Фактический материал, а латается рассмотреть Элиота и как корреспондента, и как литературного автора, обращая вшш&ние на стиль его письма.

Характеризуя в целом исследование вопроса зарубежными учё-нтйда, следует констатировать довольно хороао разработаннув ис-то^шковую базу трактата; Однако приходится констатировать к ,

'тот факт, что практически отсутствуют работы, которые бн затрагивали весь комплекс идей трактата с точит зрения их новизны для английского общества первой трети У31 в. .

В отечественной историографии нет специальных работ-об . Элиоте к его игл редко упоминается в исследованиях общего характера. Огдельшо аспекты, главный образок, политической тематики, рассматривались «.Н.Осиновским в связи с вопросом эволюции гуманизма в Англхя накануне Реформация и В,А, Каменец;««* в связи с исследованием идеологических аспектов генезиса капитализма. Но Бресте с тем, без анализа всего комплекса идей Элиота картину английского гуманизма нельзя считать полной.':.

Используемые в диссертации источники, условно могут быть ■ разделены на несколько грулп.

Помимо основного источника-трактата "ПраЕ1'.тельп-первугг группу составляют материалы нарративного характера, -которые позеолямт представить атаота не только как человека* но и как автора и государственного деятеля, К тгхошу. относятся письма самого Элиота г. письма Пал^ш, посла Карла У в Англии. Кроме -того использовалось предписание Генриха 1ЯП Элиоту при назначении последнего послом ко двору императора, написанное в октябре 1531 г. Значительную информацию об Элиоте содержат нагшсан-ныэ им предисловия к собственны;.! сочинениям и перевода. Эти документы используются в отечественной историографии впервие.

Вгоруа группу состааллот сочинения античных авторов и гуманистов-, которые использовались в наукой литература неод- ■ нократно. Мы привлекли их с целью'не только установления исто.-" ков тех или иных идей гуманиста, по и для сравнительного анализа, что в конечном итоге позволяет определить место -Элиота з истории английского г^танизиа первой трети ХУ1 в. -

Основной'источник дашгай работы-трактат "Правитель", чо-торий впервые был опубликован в 1531 -г.;и издавался при гсгзни автора четыре раза, что мо.?.ет свидетельствовать о его популярности. В Ш1 и ОТ вв. трактат не переиздавался.- В XIX а. он издавался"дважды: в 1834 г. под редакцией А.Элиотг и в 1630 г. под редакцией Г.Крофта? Самое гиймедаев перекзд*= трактата

J ., ! II .¡.-.

При кизил .Элиота 'трактат издавался в 1531, 1537, 1544, 154о г

2 Как основной источник нпггл использовалось издание IS80 г.. . • хранящееся в БАН СССР. . '

• било осуществлено в 1962 г?' , • . ,

' Трактат включает три Книга, какдая из которых посвящена определенной тепе? При всей.несоразмерности и какуцейся изолированности тсы, его мотно рассматривать как цельное и законченное произведение, хотя в настанем виде-трактат представляет первиЗ .том,-, зачтенного-Элио?см,.боль>.1гого сочинения. О покере-. ■ ш'.и каппоать гтороЛ :тон на тему политики автор неоднократно ^—

говорит в "Прас/.-еле". •....._ •

Первая Книга посажена¿вопросам-¡педагогики, за исключением первых трёх глав, которые посвящены'политической тематике. Часть глач Книга.I-касаются вопросов интеллектуального образования /главк 1У-ХУ/ включая рассуждения Элиота о начальном воспитании, о занятиях музыкой, яиволись» и скульптурой. Другая часть затрагивает.вопросы физического воспитания / гла--ва ХУ1-ХХУП/ , включая большой раздел о танцах. Книги II и В.посвящены вопросам этики: пр* этом вторая-вопросу о природе власти, который сводятся к -обсуждению качеств, способствую-, щих её завоеванию и упрочению, е. третья написана в <^юрме пособия по моральной философии» рассматривает главные добродетели?- Трактат написан на английском языке, б ианере, как писал -сам Элиот, привычной для него,.т.е. при помощи многочисленных примеров. . . : '

Ко!4плекспое использование основных и параллельных источников даёт всзиоаиость объективно- оцагать роль Элиота в развитии я эволюции гуманизма в .Англии.

Научная новизна состоит и. том, что впервые в отечественной историографии предпринята попытка комплексного изучения становления гухиимстических зс политических взглядов Т.Элиота, а такхе попытка дать характеристику основных особенностей английского гуманизма» отличающих его от классического итальянского. Данное исследование вводит в научный оборот истопник по истории английского гуканйэка,1.прежде практически не привлекавший внимание советских учёных, что позволяет заполнить яе-

* ■ ■' 1 '"

Это издание трактата петвлекалось нами для сгявнительнбго _анализа. * .--.'.

•-Трактат состоит из 71 главы и посвящения Генриху УШ. '

"Вторая Книга включает-14 глав, третья-30. .

которме из су^ест^ущих пробелов в изучении социально-политической гасли /«-глин'указанного периода и углубить представления об оволрций англиГ.сного гуманизма в отой стране з начальный пери-од Реформации. .

Практическая .'значимость работы. Содержащиеся а дисеертанди материм и шводи могут бить использована при подготогкз статей по проблемам культура Англии ХУГ- века, при чтении об'.цнх: и специальных курсотз, прогеденни спецсеминаров по истории обществе;-:;;©;1. • шсли Англии рассматриваемого периода на исторических факультетах университетов н п-зди.чстнтутоз.

Аггообацпя рабо-тн. Диссертзидя обсуждалась на ка-едре "сто-рин средних веков ЛГУ- / октябрь 1520 г,/. Основные полбкекпя а выводы диссертационного исследований докладывались и обсуждались па исторногра]нчзской ксн'эренции / ЛГУ, 1908 г./ и на ежегодной научной сессии исторического факультета / ЛГУ, апрель-1У90/.-

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глаз, заключения, списка источников и литературы,

ОСНОВНОЕ СО.ЦЕЕЕАШЕ РАБОТУ

Во ыяопаттки обоснована актуальность теш, дан нсториогра-фичеекид.обзор, охарактеризованы источники, определены цель и задачи псследоваггкя.

Первая глава "юмас Элиот и его' время" посвяцена рассмотрению особенностей английского гумшизыа и той среды, в которой формировалось мировоззрение Элиота.

Исследуя особенности ренессаяаного гуманизма в Англии, аь-- тор исходил из того, что рассматривал его как составную часть так называемого' "северного гуманизма". Критическое рассмотрение, главным образом, работ зарубемшх исследователей позволил выделить следующие особенности английского' гуманизма первой трети ХУ1 в! Перзая и, еозмо;шо, одна из главных заключается в его связи с Реформацией, следствием чего стал раскол гуманиста-, ческого лагеря па её сторонников и противников к изменение, а не просто замедление, гуманистической доктрины. Последнее било

р——-- - .

приходится отметить весьма ограниченное количество литературы по данном теме в отечественной историографии.

характерно для творчества так назыв&емых "мяадаих гуманистов",' чья деятельность представляла абсолютистское направление общественно-политической- же ли Англии. Это напло выражение в ¡»•¿витии концепций навдочального самосознания и патриотизма, а также о секуляризации икпления.

Для истории развития английского гуманизма на всем его протяжении'било характерно то, что его представители всегда были связаны с королевской властью и зависимы от неё. Б условиях Реформации именно гуг'.анпстк были прнзг.анн обосновать новую политику короля в откагогли Рима.

Тесная се:;зь г'т,а.нистоп'с университета:",г и коллсд--а.\:и бьг ла третьей особенность», которая отличала гуманизм в Англии от классического итальянского. Это проявилось в том, что многие из г,'/>.:ап;:етоз преподавали риторику к гра^/атшеу, а :/.пог;ю баи; озабочены юлрос&\а составления трогра!.-;.; обучения /утя ич:ол и университетов я совершенствованием лриёкол и методов обучении.

Автор склонен согласиться с те;.'« исследователг.ш, которое полагает, что г^/аннзи б Англии иу.ел на религиозно-педагогическую, а скорее педагогическую направленность с социальна-/,и и политическими акцентами. Гуманиста, даяе будучи л:одьга реаигк-озша'и, что било вполне естественно, не видя противоречий тл-ду учешем Библии и Евро;; в огромнее возможности человека дал достижения конечно!', цели, которая состояла а нравственно;: реконструкции социального порядка, были озабочеш в первую очередь жизнью земной. От итальянского севера 3 гупапизм отличался тем благочестивым ре*орг.з1з!.:ом, который направлен на реконструкцию идеального, социального и политического поведения.

Изучение творческой биографии Т.Элиота позволяет говорить о влиянии на формирование его мировоззрения, с одной сгоронн, Т Линакра, Эразиа п ТЛ.'ора, а с другой, Т.Крагасля.

Мокко говорить со .геем основанием, что влияние Лннакра проявилось в уплечешп; Элиота дрзшаки языками н «здимио?.. Уг;е а первой своей работе ."йраиятель" /15X2 г./ йскот касаот-ся гопросоз дпеты я трезвости, -которые наиболее полно разр-лбо-таш и;.! I! специальном трактате "Замок адерояьл", гд*- с» поступает пропагандистом медицину в сювЛ схраче.

.Влияние Эрасчи, ;:;ля~::оторого упож-аотся в г:!ра::тсле", прегпидось ь вопросах воспитания. Их сСдп.-ппло то, 'ао кс^счну* '

'цель 01ш видели в воспитании грагвдашна, способного служить государству честно и мудро.

Специальное внимание в гла^е уделяется. вопросу о влиянии Т.Кора на творчество Элиота. Изучение именно итого вопроса позволяет представить последнего но только как литературного автора, но и как деятеля. Подчёркивал н>: различие в вопросах политики, диссертант'отмечает общность гуьЖтстичесюас соглядов . по~шюгпм вопросам. Обращение диссертанта к вопросу откслешт Элиота к отставке и казни Мора позполило сделатн вывод, что, если *!ор остался верен до конца- своя« идеалам, то Элиот сгре-шлся приспособиться к пзмештккгся условиям. Кроне того, здесь кокно говорить и о различии двух гумлнкстсв в понимании общественного долга. _ . ~ у

Наиболее определённо ьтокно судить о характере отнесений Т.Элиота и Т.Кромвеля. Лналпз писем Элиота к Кронее.то позволяет сделать вывод,, что ош-1 находились в дружеских отношениях г Ото не !.:огло па ноло.т.нть отпечаток из только на карьеру Элиота как государственного деятеля, но и па творчество Уянста-гуттагиста. Их сближение могли предопределить следу'пцно обстоятельства: оба защитись право» и состояли на службе кардинала Уолсп, после падения которого переадк па сторону Лнш БолеГ:н; общ-_ кость взглядов из вопросы общественного'устройства / идеал сильного монарха, чувство национального самосознания, и единства/ ; обпрю интересы к политическим трактата« итальянских авторов, что назло выражение в скетском характере многих их идсП.

Касаясь вопроса о причастности Кромвеля к создании "Правителя", автор полагаетчто, если трактат ¡1 ко был написан по прямому указанию Кромвеля, то такие идеи как патриотизм, абсолютизм и нациокглизм, лазяг,ис в основе котделдог -Элиота, 'отчасти отра-лопт политические идеал« Кромвеля. Кап подтверждение благосклонного отношения Кромвеля :г предприятия? Злиота годе? свидетельствовать тотч£ахт, что в столь критическое врег-'я трактат бет иапочгген королегекпм петашяксм П-эртслотсм.

Льплнз яородеккя Элиота поел? пар::;; клнцзера пояроякд

)!?::■ :: Кгс--." Г:;;- к слу-^с с.Элис:' гг.\:-,::о--:5л

Во втот?о"; главе "Педагогические цдег. в трактате "Правитель" предпринята попытка не просто изло7.йть педагогические идеи Элиота, о показать насколько они били нови дл.ч педагогической мысли Англии того периода. Одну из своих ьадач-автор видел в сравнении идей и подходов Элиота'к тем или иным дисциплина,'.: с отношением к ним гуманистов "круга Мора". ,

Исходя из мысли самого Элиота, что формирование будущего правителя долглю начинаться буквально с самого рождения, значительное место в главе отводится вопросам раннего.воспитания / первые семь лет/,' При этом отмечается, что концепция Элиота о необходимости правильного воспитания с раннего детства мо:.:-но рассматривать как относительное нововведение в Англии ХУ1 ] В частности,ото можно видеть ?. подробном описании обязанностей и внешнего вида кормили?-!, в предписании удаления лиц мук-ского пола из детской, в мкели об обязанности родителе;"' обеспечить ребёнку друзей детства и т.д.

Далее автор подробно останавливается на вопросах пачальн го обучает в концепции Элиота, ■ отмечая, что в данном вопросе он исходил у.э положения, что ребёнка нельзя заставлять учитьс смой. Отсюда и то.методы обучения, которые им предлагается: устная форма обучения, учёт возрастных особенностей и наклонностей ребенка, опосредованное обучение на раннем этапе и ч.р . Новой для читателя трактата монет показаться ц идея Элиста о необходимости, узе в отсм возрасте изучения- древних языков..

Особое внимание уделено изложению взглядов Элиота на такие отрасли художественного Еоспитаюш, как музыка, живопись, ваяние и поэзия.'Отмечается, что рассуждения Элиота о музыке и живописи носят скорее доктршалышЯ характер, хотя и просматривается попытка гуманиста оценить их с точки зреш:я эстетики.

Трактовку .Элиотам литг?ратур!шх занятий диссертант склоп< рассматривать не столько как продолжение темы художественное воспитания, сколько началом его размышлений о курсе интеллек туального обучения джентльмена^- -Гуманист не. только излагает -программу литературного обучения, но и выступает в качестве

1 Это-начало'первого этапа обучения, который продолжается с 7 до лет.

зшцктника поэзии.как предмета полезного и необходимого. Если . тринять во внимание, что слова "поэт" и "поэзия" произносились з Англии времён Элиота с презрением, то отстаивание права знатного человека на занятия'живопись», скульптурой и поэзией, ьклвчая авторов 'комедии и сатиры, можно считать смелым шагом.

При изложении программы второго отапа обучения джентльмена диссертант стремился классифицировать предмета по их значимости. Так, можно говорить, что у Элиота логика играет вспомогательную рол'> ио отношение к риторике, а космография / т.е. география / по. отношению к истории. Последняя, как и поэзия, выполняет дидактическую функции. То, что Элиот обратил особое внимание на изучение истории, мозно считать его большой заслугой. Если далее классифицировать предметы, то классификацию заммхает моральная философия, к постижению которой нацелены в конечном итог'? все.занятия. В изложении взглядов на изучение моральной философий-особенно видно, что Элиот, как и многие северные гунашетн, ставил авторитет Библии наряду с трудами античных н современных ему ааторов.

Особое взимание уделяется Элиотом выявлению причин упадка образованности и эрудиция в Англии. Первую причину этого он видит б недостаточном количестве хороших педагогов в стране, другую - з гордости, жадности и невежестве родителей. Элиот стремился изменить традиционные представления современников об отношении родителе?, к воспитательному процессу. При. этом иы подчёркивается особая важность личного примера в процессе воспитания, что относилось как к родителям, так и к наставнику.

Считая, что всякому специальному знании должно предшествовать знание ебцее, Элиот отмечает необходимость реформирования аок формального образования, так и такой области специального знания как юриспруденция. Плаз?, предложенный Элиото:/, сводился к с л едущему: изучение права предлагалось после завершения курса изучения гуманитарных нарт, при выборе профессия следует руководствоваться природными наклонностями, необходима кодификация законов. Говоря переформировании закола, Элиот но настаивал, и ото необходимо подчеркнуть, на использовании римского законодательства, как делали многие его современники, а предлагал отобрать лучшие законы всех страд. К самому

\

'кону он предъявлял практически все требования, что йредья»--лялись членами "круга Мора". Пожелание Элиота, чтобы законы писались в том числе и на английским язяке может свидетельство пять о новаторстве автора "Правителя?

Составной частью процесса воспитания будущего правителя является физическое воспитание. При атом отмечается» что в' подходе к этим вопросам Элиот был ближе к позиции итальянских, нежели заальпийских гуканистов, которые или бит равнодулны к ним, или высказывали негативное отношение к некоторый упражнениям. .

- Автор считает, что как и программа воспитания р целом, эта часть подчинена. главной цияи - воспитан;;» совершенного человека, которой мокет- стоять во главе общества. Элиот, чьи советы были предназначены для представителей правящего .класса, рекомендует только то упражнения, которые их достойны и приносят пользу. В их рекомендациях гуманист заботится не только о ...развитии тола, но и души» которые в его представлении не только взаимосвязаны, но к взацховлиятельны. Советуя упражнения, которые, главным образом, связана с военными действияшС Элиот постоянно напоминает о необходимости учёта индивидуальных особенностей и соблюдения принципа уверенности. В рекомендации плавания 01£ предвосхитил порви?. трактат на эту тему, написанный на английском языке только в конце века.

Включение Элиотом иьтсреского и весЫга оригинального раздела о танцах в нерву» Книгу трактата, как считает диссертант, нельзя считать случайным, так как именно ота тек,а позволила. Элиоту логично завершить изложение воспитательной программы, представив танец как.сочетание.интеллектуальных занятий и фи-кмчееких упражнений, а- во-вторых, перейти непосредственно к вопроса« этики, так как танец, по кнедага Элиота,, можно рассматривать 'введением в первую нравственную добродетель - благора-зу:яе. ^ ' ' - '

Третья глава "Этико-политическая концепция Т.Элиота" пос-■ вяцека анализу вопросоз чгики'и политики в трактате "правитель? Несмотря на то, что раздел-трактата о политике небольшой'- , / только 3 главы нз р! I, анализ его представляется не только интервент, но и валким для понимания сущности всей концепции Элиота. Он га-жен ещё к потому, что в дальнейшем своём творчест-

е Злиот не обращался к политической тематике. Диссертант рас-' матриваот политическую теорию Элиота как продолжение теш об-его блага в гумагаютлческоП литературе. Обращение гуманиста к той теме нельзя считать случа-лдан, так кате в работах английс-их авторов КУ1 в. o;ta становится едва-ли не обязательной.

Анализ первых глав трактата позволяет говорить о том, что онкмание идеи общего блага Элиотом значительно отличается от снимания Т.Морем. Могло говорить о противопоставлении автором Правителя" своей концепции совершенного государства "Утопии" !ора. Тол, Элиот не только вводит собственный термин " publiko veal общественное благо /, но и аргументирует его. Для того он оброцается к этимологии латинских слов, пытаясь подо-рать их более точные эквиваленты на английском. Указывая на ■азное значение слов publiko / общественны!4 / и ооглате общий /, первое он связывает со словом populvin / народ /, а оследнее со оловом ploba / просто!*! народ, плебс /. Таким образом, он указывает на разницу меяду " commune weal " / об;цее лаго / и " prbiikc weal " / общественное благо /. В отличии т Мора и от радикальных реформаторов, ратующих за равенство, )лиот полностью отвергает идею о социальном равенстве, которое ie Только противоестественно, но и противоречит социальному ¡орядку. Он огстшсавт обцестэенкое / но никак но общее t / бла-'о или достояние. Под этим термином им подразумевается группа :ядей, состоящая из представителе)! разных сословий и положений. ( качестве критерия, который определяет место человека в иерар-ическо." структуре общества, Элиот выдвигает разум человека.

В определении обязанностей правителя Элиот затрагивает и пгеллектуальные, и экономические аспекты. К .последним отно-ится идея об обязательности труда, вопроо, к которому гума-кст подходит дир£еренпйроганно.

Из всех форм правления Элиот предпочитает аристократиче-кое государство во главе с верховным правителем, считая такую орму но только само," древней, но и самой естественно!}. Как и ругие английские гуманисты, за исключением Мора, Элиот не был забочен абстрактными размылениями об идеальном государстве, стремился к еовергенствова'гию с^тцестлущего,

.Диссертантом отмечается, что, не сказав" практически ни-

'чего нового о монархической форме правления, Элиот вернулся к этой банальности именно в то время, когда в ней особенно нуждалась королевская власть. Затрагивая, главнкм образом, вопро си, относян'иесп к светскоГ.-политике, Элиот не коснулся~ьопрос! о церковной политике короля. Эго позволяет заключить, что он принял королевскую Реформацию не сразу и не без внутренней борьбн. В пользу этого говорит и тот факт, что Элиот выразил публичную поддержку религиозной политики короля лишь в 1535 или 1536 гг., тогда как "Акт о г.зрховенствё° бил принят ь 153^

Этическая проблематика трактата сводится к вопросам, ко?< pue связаны, главным образом, с общественным предназначением человека и которые выдвигаются на первый план самой хизиь». 0; ним : л главных вспросоЕ, поднятых в трактате, является вопрос моральной ответственности перед обществом не просто человека, правителя.

I ~ Важным для понимания сущности всей этической концепции Элиота является раскрытие км понятия "добродетель" / virtui-смысл которого сводится к активному применению в мире божественного добра, созерцаемого человеком. В раскрытии механизма проявления добродетели для него гакнее деятельность, чем coaej цание. Как гумашет он отдаёт приоритет разуму в процессе постижения добродетели.

Такой дискутируемый гуманистами философский вопрос как ве прос о природе истинного благородства решается- Элиотом с позиций, свойственных скорее итальянским гуманистам. Соглашаясь, что благородство зависит от знания и добродетели, как считали гуманисты "круга Кора", Элиот не отрицает я его зависимости от происхождения. Такой подход говорит о стремлении автора "Прави теля" примирить новое дворянство с традиционной аристократией, которая при условии сочетания в себе знания и добродетели, пре почтительнее для него.

Раздел о дружбе, которую Элиот считает добродетелью, явля стоя топ частые трактата, где связь этики и политики особенно очевидна. Такое требование для возможности возникновения Дружбы, ггак необходимость одинакового положения в обществе, замыкало крут людей о точки зрении социальности. Так, политическая теория "уровня к порядка" отразилась на этической концепции Элиота,

-1а-

В трактате •'Правитель" дал первый а аш'лийсхог! литературе зор глаипгх добродетелей ! справедливость, стойкость, умерен-зть, мудрость /. При опиезд?:» '.у. Этот даёт довольно тради-опше определения, проявляя осигнколькость су.-дсиия и после-пх раздела;! сЗ опхге, сог-зго я оогст.гт:!;, иго отпссптс.-т мм омической мудреет;;.

При сбсузде-'вп! справедливоетп Этаот гоГ-орп? о связи это;"! ;бродегсли с законом, ле:™;м ссного г.сяко:; с«рагст:и»"остн. точки зрения права он признаёт равенство вссл перед законом., го хо касается соцпально-эксномкчсского аспекта, то дчя него а встает вопрос о причинах со^альной нэснсапедлнгГсстл, так ак она предопределена изначально.

Добродетели стойкость и умсрспностъ рассматривается гума-. истом по взаимосвязи. При ото.м, послодне!: уделено э трактате »значительное место, поскольку унесенное?:. менее вссго прш-■екала современников Элиота. -

Диссертант считает, что, если рассматривать главно"; добродетелью с-точки зретя интеллекта мудрость, а с точки зре-яш социальности-спрашдливость, то о противоречии Элиота з эпределсичи главной добродетели / на что указывают некоторое зарубеллие исследователи / говорить не приходится. Само понятие "мудрость" определяется Элиотом как знание, проявляющееся . в мудром действии, и источником которой является мудрость. Этот раздел трактата позволяет окончательно раскрнть емнел,-вкладпвас.'.шй автором в понятие "правитель": 1. верховш" правитель, т.е. суверен; 2. магистрат, главная обязанность которого помогать суворс-ну верапть справедливость; 3; совсклк: верховного правителя. ,

В заключении годведены итоги исследования. Диссертантом, в частности, отмечается, что анализ источников по теме позволяет говорить о Томасе Элпоге пак о типичном, представителе ■* абсолютистского наиравлеищ общественно-политической м.оз.гл /.нглки-'указгняого периода. Хг.е в своё;.! кервсы трактате "¡Тга-г.ктоль" с:г внетутет не просто ::а:с сторонник, по п как алоло-гст абсолютизма. Восхваляя ¿орму крепления с верков:*:::.; правителем го главе, он отстаивает, гообрезе«, ?орму пр-авле;:".::;, н Англ:::! к тому вра-мски.

с: э отпчсскоп ¡:о:;:;с;:ц;:.; гсз;.ол;';-ат закл: гпяь. что \

\

предписание бить добродетельным звучит в устах гуманиста как предупреждение против крайностей, т.е. против тирании. В отл! чип от практики его дней, когда английский парламент скорее создавал видимость участия в ::шзни стра1ш-, его призив к активизации совета и совещания в управлении обществом' звучит с ос бол силой.

Исследование содеряания трактата "Правитель", кигсрый я: ляется источником по истории интеллектуального развития Англ» позволил автору работи сделать заключение, что многие 'идеи ота, презде всего педагогические, били не только нови и выдву нути самой :а;знью, но и дают представление об общей шлравле: ности творчества Элиота как одного из "t/ладших гуманистов".

Б. условиях английского пути обцественного развития разде лсино гуманистов, неизбежно происходившее везде, где начинала Ре'орцацзя, происходит как активно выраженная группировка сто ронников Реформации и национального пути развития в лице "кол дих гуманистов", приверженцев абсолютизма Тюдоров, в протиьов космополитически!* абстрактны.,! идеалам общественного развития, ооташнхся уделен старпего поколения гуманистов группы Lio'pa-Эразк^.

Основное содержание диссертации отражено в следуицих г.уб лккацмх:

I/ Гуманистические идеи в системе взглядов Т.Элиота // Лен. г ун-т. 1990. II м.с. Деп. в ШПОН АН СССР. i2.04o9Q. !;°41544. 2/ К вопросу об отношении гуманистов к РеТоркауии: Г.Элиот и Т.Кроивель // Лен.гос.ун-т. i990. 10 м.с. Деп.'в 'ЛИОН All ССС] i2.04.90. S? 41545.