автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Проблемы этнополитической истории Казахстана в V в. до н.э. - V в. н.э. (саки, юечши, гунны, усуни, кангюи по древнекитайским источникам)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Оразбаи, Мухтархан
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Проблемы этнополитической истории Казахстана в V в. до н.э. - V в. н.э. (саки, юечши, гунны, усуни, кангюи по древнекитайским источникам)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы этнополитической истории Казахстана в V в. до н.э. - V в. н.э. (саки, юечши, гунны, усуни, кангюи по древнекитайским источникам)"

АКАДЕМИЯ НАУК КАЗАХСКОЙ ССР

Институт истории,археологии и этнографии им.Ч.Ч.Валиханова Академии наук Казахской ССР

На правах рукописи

ОРАЗБАИ МУХГАРХАН

ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОИ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА В У в. до н.э. - У в. н.э. (САКИ, ЮЕЧБИ, ГУННЫ, УСУШ, КАНГШ ПО ДРЕВНЕКИТАЙСКИМ ИСТОЧШКАМ)

07.00.02 - История СССР

Диссертация написана на казахском языке

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степони кандидата исторических наук

Алма-Ата - 1991

Работа выполнена на (факультете языка, истории и географии Анкарского Университета и в Институте истории,археологии и этнографии имЛЛ.Валиханова АН КазССР

Научный руководитель - академик АН КазССР,

доктор исторических наук, профессор М.К.КОЗЫБАЕВ

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор АМАНЖОЖВ A.C.

кандидат исторических наук, КОБЛАНДИН К. И.

Ведущая организация - Институт уйгуроведения АН КазССР

Защита состоится "_" _1991 г. в "_" часов

на заседании специализированного совета Д 008.09.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории,археологии и этнографии им.Ч Л.Валиханова АН КазССР (480100, Алма-Ата, Шевченко,28)

С диссертацией можно ознакомиться в рукописном фонде Института истории,археологии и этнографии им.ЧЛ.Валнхансша АН КазССР.

Автореферат разослан "iL" OU&faH 1991 г.

Ученый секретарь /;

Специализированного совета ^ --С

кандидат исторических наук // Романов Ю.И.

ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Изучение роли древних народов: саков, юечжи, гуннов, усуней, кангюев в этнаполитической истории Казахстана и Центральной Азии важно,прежде всего,потому, что позволяет вскрыть этнические и культурные истоки современных народов Казахстана и Средней Азии. В этом отношении содержание работы связано - с исторической преемственностью и осмыслением этнокультурных процессов на территории Казахстана и прилегающих к нему земель Центральной Азии в древности и раннем средневековье.

Данное исследование, основанное на сведениях китайских источников по истории имеет как научно-познавательное, так и общественно-политическое значение. Саки,юечжи,гунны,усуни, кандзюй-кангюи сыли предками ряда народов.населяющих ныне Казахстан,Среднюю Азию,Монголию,Афганистан,Поволжье .Восточный Туркестан. По этой причине их история должна рассматриваться . и как часть истории СССР и как часть из тории сопредельных стран Востока. Таким образом.данное исследование актуально с точки зрения как истории Китая,Монголии,Афганистана, так и истории народов СССР, в особенности тюркских, в этногенезе которых указанные древние этносы сыграли заметную роль.

Политическая актуальность диссертации состоит в том,что исследование этой проблемы имеет научно-теоретическое значение в борьбе с расистскими теориями в национальном вопросе. Так, убедительно доказанное изысканиями советских и зарубежных ученых положение о том, что современные народы сложились из различных этнических компонентов, опровергает шовинистические концепции о "расовой чистоте", "национальной исключительности" некоторых народов. Автор ставил своей целью на основе имеющихся в его распоряжении китайских источников, сопоставив их данные с иноязычными некитайскими источниками, решить следующие задачи:

1) ввести в научный оборот сведения по этнополитической истории, географии саков, юечжш,. гуннов, усуней, канцзюй-кангюев;

2) систематизировать данные источников по истории указанных этнических образований, уровню развития социальных отношений древних этносов; раскрыть их связи с соседними на-

родами Центральной Азии; 3) провести научный анализ информации источников по этнографии, культуре и языку изучаемых, этносов. Определение хронологических рамок работы (У век до н.э. - У век н.э.) вызвало спецификой и ипформациошшми возможностями основных источников диссертации - древнекитайских.

Научная новизна работы состоит в том, что применительно к избранному периоду и с привлечением нового материала китайских источников решение этих задач предпринимается впервые в историографии.

Практическое значение диссертации соотоит в том,что приводимый в ней материал, ее положения и выводы могут быть использованы для научных исследований по древней'и раннесредневековой истории Казахстана и Центральной Азии, а также заполняют лакуны историческом прошлом этих регионов.

Методологической основой исследований послужили достижения советской и зарубежной науки в изучении Казахстана и Центрально] Азии.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в докладах на конференции по истории Центральной Азии и проблемам тюркологии в 1987 году в Пекине,,на международном симпозиуме, посвященном Ахмеду Ясави в 1990 г. в Казахстане Диссертация прошла апробацию на факультете языка, истории и reo-графии Анкарского университета (Турция), на факультете тюркологии Стамбулского университета (Турция),на отделении Средней Ази Гарвардского университета (США). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите отделом древней и средневековой истории Казахстана Института истории, археологии и этнографии им.Ч.Ч.Ва-лиханова АН КазССР. I

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и приложений (библиография и копии текстов). Во введении содержит ся общая характеристика работы, положений, выносимых на защиту. Основное внимание уделено здесь обзору использованных источников и литературы.

Диссертация осполана на китайских историчиских источниках с привлечением источников на тюркских и западноевропейских языках. Китайские источники представлены официальными династийными историями: " Иоторич1!(жио записки" ("Ши цпи") Сыма Няня, "История /династии/ Хань" ("Хань шу") Бань Гу и "История поздней Хань"

("Хоу Хань шу")1- Фань Е. Кроме того,к работе били привлечены китайские источники более позднего времени, например истории династий Цзипь, Суп, Южная Ци, Северная Вэй и Суй. Наибольший интерес из этих источников представляют "Ши цзи" и "Хань шу". Сима Цянь (145-86 гг. до н.э.) предпринял написание своего труда с целью "набросать историю всех дел, связать с началами концы, вникая в суть вещей и дел", т.е. проследить общие закономерности исторических событий прошлого. Бань Гу (32-92 гг. н.э.) значительную часть фактического материала заимствовал из труда Сима Цяня, однако многие исторические факты в "Хань шу" получили ~ иную сценку, нежели в "Ши цзи". Основными разделами в этих источниках являются "Анналы", посвященные изложению деяний правителей, и "Биографии" - жизнеописания наиболее выдающихся деятелей эпохи. Сыма Цянь впервые включил в официальную историю главы, посвященные соседним государствам и народам. Это нововведение превратилось в традицию и в большистве последующих официальных историях имеются аналогичные главы. Например, главы "О гуннах" в "Ши цзи", "Хань шу", "Хоу Хань шу". Разносторонние сведения по истории народов Центральной Азии можно почерпнуть из главы о "Западном крае", составленной на основе данных первого китайского путешественника в Казахстан и Среднюю Азии Чжан Цяня и отца автора Бань Чао. При работе над диссертацией били учтены переводы отдельных частей вышеупомянутых китайских источников на русский и другие языки2. Были привлечены также отрывки из китайских дипастийных историй, переведенные Н.Бичуриным, Н.В.Кю-нером и др.^ Материал древнекитайских источников автор стремижя использовать критически, а именно: с точки зрения времени написания (значительно позднее описываемых событий), а также традиций китайской историографии, отражающей отношение ХанНекого Китая к соседним кочевым этносам.

1 См.: Сыма Цянь. Ши Цзы (Исторические записки). В 130 томах. Шанхай,1937; Бань Гу. Зань шу (История династии Хань). В 70 томах.Шанхай,1937; Хоу Хань шу (История младшей династии Хань). В 120 томах.Шанхай,1937.

2 Сыма Цянь.Избранное.М.,1955; Сыма Цянь.Исторические записки. Т.1.М.,1972; Сыма Цянь.Исторические записки.Т.2.М.,1975; Та-кигава Камэтара,Шицзи Хуэйчжу каочжэн ("Исторические записки" со сводным комментарием),т.1-Ю.Пекин,1955; Синицын Е.П.Бань Гу - историк древнего Китая.М.,1975.

3 Бичурин.Н.Я, (Иакинф). Собрание сведений о народах,обитавших в Средней Азии в древние времена. Т.1-Ш. М^-Л.,1950^-1953; Кю~

Из исследовалий, имеющих отношение к теме диссертации назовем,прежде всего,труды С.П.Толстова, А.Н.Бернштама, К.А.йки-шева, Г.А.Кушаева, М.И.Артамонова, А.Д.Грача, Б.А.Литвинского4. Эти авторы на основе археологических данных сделали аргументи-ровашшо выводи по истории и культуре саков. В исследование истории гуннов, вечжи, усуней, каниой большой'вклад внесли Г.Е. Груш-Гржимайло, В.В.Бартольд, Л.Н.Гумилев, Е.Томсон, Э.Д.Пул-либлэнк, Г.Дерфер, А.Н.Бернштам, Ю.А.Зуев5. Из исследований последних лет назовем,прежде всего,труди М.В.Крюкова, JI,А.Боровков ой, О.Исмагулова .

1-я глава диссертации посвяцена племенному объединению саков, наименование которых варьируется в'источниках в, зависимости от лексических и фонологических особенностей древнекитайского языка: найболее раннее - "Сай Чжун" ( ^ ),, Шы Чжун ( ), Щи Mo ( .¿¡k )7- Так, судя по "Хань шу" (данные из текста "Биография My Тян Дзи") "племя Uta Мо" между У1Д-1У вв. до н.э. кочевало от северных отрогов Куньлуня ( ) до современной провинции Еань Су ( -й- # ' )

нер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири,Центральной Азии и Дальнего Востока.М.,1961; Таскин B.C. Материалы по истории Скину (по китайским источникам). М.,1968. Вып. I; М., -ЕГО. Вып. 2 и др.

4 См.: Толстов С.П. Древний Хорезм.М.,1948- Бернштам А.Н. Памятники старины Талассксй долины. Алма-Ата,194I; Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины ;реки Или. Алма-Ата,1963; Акишев К.А. Саки азиатские и скифы европейские Общее и особенное в культуре//Археологические исследования в Казахстане. Алма-Ата.1973.С.43-58; Артамонов М.И. Сокровища саков.М.,1973; Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980; Литвинский Б.А. "Саки,которые за Согдом"//Памяти М.С. Андреева. Душанбе,I960.С.91-96;

5 См.: Груш-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский кра Исторический очерк этих стран в связи с историеи Средней Азии Л.,1926.Т.II.С.79-140; Бартольд В.В. Китайские источники о гуннах//Соч.М.,1968.Т.5.С.409-418; Бернштам А.Н. Очерки истории гуннов. JI..1951; Гумилев JI.H. Хунну.М.,I960; Он же. Хунны в Китае.М.,1974; Баскаков H.A. Введение в изучение тюркских языков.М., 1973; Пуллиблэнк Э. Дне. Язык С1онну//Зарубежная тюрк логия.Вып.I.M.,1986.С.29-71; Дерфер Г. О языке гуннов//Зару-бежная тюркология.М.,1986.С.71-135; Бернштам А.Н. К вопросу о узунь /кушанах и тохараг//Советская этнография.1947.№ 3; Рери Ю.П.Тохарская проблема/Д1ароды Азии и Африки.1963.Ж5 и др.

6 Боровкова Л.А.Запад Центральной Азии во Пв.до н.э.-УПв. н.э. /Историко-географический обзор по древнекитайским источникам/ М.,1989¡Крюков М.В.,Переломов Л.С..Софронов М.В..Чебоксаров H.H.Древние китайцы в эпоху централизованных империй.М.,1983, С.56-57; Исмагулов 0.Этническая антропология Казахстана (Соме тологическое исследование).Алма-Ата,1982,С.161—164 и др.

7 См.: Сима Цянь.Ши цзн...T.50.C.I029; Ёанъ 1у.Хчнъ Шу ...

Впоследствии (ок. 1У в. до н.э.) сакские племена под давлением племен юечжи сдвинулись на запад в районы современного Жетнсу®. Однако, судя в целом по китайским источникам отдельные сакские племена расселялись в этот период на огромной тер-^~";' ритории: в Прибалхашье, по берегам Иртыша, в Центральном Казахстане. Очевидно, некоторые племена саков, судя по "Бэй ши" кочевали и по р.Сыр-Дарье вплоть до Арала9.

Тем не менее,племена основного сакского массива во П в. до н.э. под давлением юечжи стали передвигаться на юг и, перейдя Памир, переселились в Бактрию".. ."Остальные же, разбежавшись, вошли в состав других народов", - сказано в "Хань шу". По всей видимости, исход саков из Жетысу произошел между 176 и 160 гг. до н.э.10

Таким образом, мы видим, что историческая география сак-ских племен, по данным древнекитайских рукописей была тесним образом связана с территорией Средней Азии и, в особенности, Казахстана. Это, естественно, дает возможность проецировать эти сведения на историю и культуру этносов, населявших эти территории в более поздние эпохи. Да и в самих китайских источниках неоднократно отмечается языковое, культурное родство саков с гуннами, юечжи, усунями, а также канцзюй-кангюй. Приводимые в "Ши цэи" и "Хань шу" сведения об антропологическом типе, этнических особенностях, обрядах саков в связи с этим имеюг первостепенное значение для изучения этногенеза не только вышеуказанных этносов, но и более поздних народов, в том числе казахов.

В диссертации особое внимание уделяется прослеживанию сходных черт в хозяйственной деятельности и культурной традиции сакских племен и тюркских народов казахстанско-среднеази-атского региона.

Сведения о сакских племенах в рассматриваемых источниках свидетельствуют, прежде всего о том, что это был кочевой народ.

Т.61.С.2692.

8 См.: Шун Чжи. Фо Чжау Дянь Гу... Шанхай, 1930. С.101

9 См.: Бэй ши (История Северной династии). Шанхай,1937.С.102

10 См.: Гун Хуэй Мин. Шанхай. 1952. С.360.

Отмечаются также особенности их социальной структуры. Так, например интересно сообщение в источнике "Гуан Цзы", написанном в эпоху Кань Го (между 475 и 221 гг. до н.э.), где. сказано: "Своих вождей саки, именуют (титулом) Ван".

Наиболее четко можно проследить этногенетические связи древних"сакских племен с современными тюркскими народами в этнонимах. Так, например среди казахских родов аргын и кыпшак название древнего этноса сохранилось в наименовании следующих родовых подразделений: "Сацтогалак,", "Бессац", "Сатэд^лы", "Борсац", "Карсащ" и др.

Помимо древнекитайских источников в диссертации использованы также и важные сведения античных авторов о саках: Геродота Страбона, Ксенофонта, которые подтверждают некоторые выявленные наш сведения. Кроме того, важное значение в сопоставительном плане со сведениям! древних китайских рукописей приобретают археологические материалы. Данные раскопок заполняют значительные лакуны в изучении хозяйства,, культуры, социальной структуры данного этноса. В этом отношении, например, особое значение имеет находка u 1970 г. в районе Ллма-Лты<и кургане Иссык захоронения сакского вождя, в котором можно видеть погребение "сакского Вана".

Таким образом, благодаря изучению древних китайских источников выявлены новые ценные данные по этногеографии, политической истории, социальной структуре племен саков. Обнаруживается близкое родстло сакской культуры с культурой современных тюркских народов казахстанско-среднсазиатского региона и, в особенности, казахов.

Во 2 главе диссертации рассматривается этногеография,политическая история, культура, хозяйство народа юсчжи, материалы о котором в китайских исторических хрониках тесно связаны с гуннами. По Сыма Цяню до 160 г. до н.э. юечжи расселялись в районе между Дунхуаном и горами Чи Лянь Шань. К этой эпохе относится время наибольшего возвышения юечжи, от которых зависели даже гуннские шаньгой,, которые были вынуждены, зачастую, отдавать своих детей в заложники юсчжи11.

II См.: Сима цянь. Ши цзи... Т.50. С.1036.

Одагако со временем мощь последних упала и при шаньюе Лау Шале, видимо, основная масса юечжи ушла на запад - в Нетису, потеснив там сакские племена. Эта группировка получила в источниках наименование Больших, а восточная - Малых юечжи. Впоследствии Большие юечжи, испытывая давление объединенных военных сил гуннов и усуней продвинулись на юг (в среднее течение р.Аиу-Дарьи) затем еще южнее (захватив Бактрию) и образовали Кушанское царство.

Тем не менее, по источникам немалое количество юечжи осталось в Жетысу, Прибалхашье и постепенно влилось в состав усунь-ского народа .

Для нашей темы очень важной является этнографическая характеристика юечжи, которая обнаруживает разительное сходство с хозяйством и культурой казахского народа. Древнекитайские источники, отмечая, что в обычаях и традициях племя юечжи сходно с гуннами (Сима Цянь), заостряют внимание на их всаднической культуре, коневодческом хозяйстве. Тан, в "Хань шу" пишется, что это "конный народ". Наряду с этим в древнем китайском источнике - книге "Шанъ-Хай Чжинь" ("Повествование о горах и реках") описывается, что в "стране юечжи разводят до нескольких сот тысяч прекрасных верховых коней" и т.д. И вообще во многих древних китайских рукописях особо отмечается высокопородное скотоводство у племен юечжи.

Прежде всего, это курдючное овцеводство, о котором говорится в книге знаменитого китайского историка УП в. Шуи Суня "Примечания к разделу Хань шу о Западном крае" так: "У племени юечжи разводятся огромные курдючные овцы размером с осла"^. Придавалось также значение разведению крупного рогатого скота и, в особенности, верблюдов . Таким образом, скотоводческое хозяйство юечжи по составу стада было аналогично казахскому.

Хотя в китайских источниках ничего не говорится о происхождении юечжи, мы с большой долей вероятия, основываясь на известных сведениях о близости их с гуннами, можем предполо-

12 См.: Сыма цянь. Щи цзи...Т.64.С.1141: Бань Гу. Хань Шу... Т.66.С.2374.

13 См.: Шуй сунь. Хань шу Ситоо Бу Кау.Шанхай,1937.С.230

14 См.: Юань чжын цзи (Воспоминания о походах).Шанхай,1957, ы С.405; Бань Гу. Хань шу... Т.6Б.С.2370. "

- я -

хсить их тюркоязычность.

Наряду с этим следует отмстить, что народ юочжи, а именно "даюечжи" (т.е. . Большие юечжи)известен в историографии, как отождествляемый с массагстами Геродота. Это мнение было предложено выдающимся археологом Средней Азии С.П.Толстовым, вероятно, на основе формального сходства этнонимов: "глассагеты" - трактуемые, как "большие гети" и "даюечжи" - Большие юечжи. Исходя из логики древнекитайских источников вряд ли можно видеть между массагетами и даюечжи этногенетическую связь. Скорее всего, это была связь этнотерриториальная, когда в середине I в. до н.э. теснимые гуннами даюечжи (по данным "Бэй шу") заняли прежние земли массагетов в А рало-Каспии-^. В Китайских же источниках массагеты известны под именем "ма ша го" )16

3- глава диссертации посвящена изучению гуннов, известных по древнекитайским источникам под названием Сюнну и сыгравших весьма активную роль в социальной и политической истории цент-ральноазиатско-казахстанского региона до-первой половины прошлого тысячелетия. Эти "могучие кочевники", с которыми считались даже "Ведшие сыновья Неба", всегда были объектом пристального внимания дворцовых историков-летописцев древнекитайской империи. ■

Первые официальные сведения о них получили распространение в Китае начиная с 119 года до н.э., когда историк Сыт Цянь завершил свой знаменитый двадцатипятилетний труд "Шицзи", позволяющий получить разносторонне представления о гудком обществе.

Согласно сообщениям древнекитайских наррптивов,1 впервые гун дали о себе знать еще в XX веке до н.э., как локализуемые, Сыма денем "на северо-западе Китая времен династии Хуанли"-^.

Стремительный рост восшго-лолитическОй мощи гуннского государства связан с именем Модэ Тан Ли Куту18 шаныой (209-174

15 Бэй шу. Шанхай,1937.Т.50.С.351-357

16 Там же. Т.90.С.9704

17 См.: Сила Цянь. Шицзи. Т.50.С.29

18 Тан Ли Куту (ФШ'М^) - самый высокий в гуннейой должностной номенклатуре титул,предельно сакрализованной культурно-идеологической традицией кочевников; транскибируется как "сш1 Тепгри".Шаньюй-означает примерно "Его величество"-М.О.

гг. до н.э.)-выдающегося полководца и государственного деятеля

своего времени. В годы его правления политические границы гун-__

нов занимали обширную территорию: на востоке^верховенство вынуждены были признать сяньбийские и тунгусские племена^,на северо-западе - многочисленные этнические образования,жившие на Алтае, побережье озера Байкал,в предгорьях Саян,степной зоне Южной Сибири,а также на побережье реки Селенгэ^®.

Впоследствии были покорены усуни.а также 26 племен,живших в то время в области южных и северных предгорий Тянь-Шаня^.

Судя по источникам,образовавшиеся вследствие завоевательных походов политические границы гуннского государства практически не изменились вплоть до конца Пв. до н.э. Однако,в начале 1в. до н.э. в связи с усилением междоусобиц внутри гуннского союза, а также резким ростом сопротивления со стороны покоренных племен -усуней,юечжи,хучже Скыпчак?),чжянь кунсй (кыргыз?) и др. гунны испытывают острый военно-политический кризис.

От этого кризиса они так и не могли оправиться вплоть до своего политического заката. Самым серьезным последствием многолетних и глубоко зашедших распрей явилось разделение в 50-х годах до н.э. этого некогда монолитного образования на две враждовавшие между собой этнополитичсские группы - северных и южных*^ гуннов.

Как сообщают источники,шные гунны признали себя вассалами "великого сына Неба" окончательно,что привело к растворению их в чужеродной этнокультурной среде. Судьба северных гуннов сложилась иначе: начиная с 91г. до н.э. они через северные склоны Тянь-Шаня двинулись в Джунгарию,спустя некоторое время - в степи Прииртышья и Сары-тАрку.

Значительная часть этих племен откочевала на территорию, граничившую с побережьем среднего течения Сыр-Дарьи,где гунны сумели заключить временный военно-политический союз с канцзюй против союзника китайской империи-усуней. Однако,усилившиеся к середине П в. до н.э. усуни (не без помощи своего сюзерена -китайской империи) вынудили гуннов откочевать на запад.

19 Сима Цянь. Ши цзи.Т.50.С.Ю29

20 Там же. С.1030.

21 Там же. Судя по археологическим данным,покоренные этносы подвергались мощным влияниям гунной культурной традиции:См;Ко-

новалов П.В.Некотоше итоги и задачи изучения лтану//Древние культуры Монголии.М.,1985.С.41-50.См. также С.12-33,34-10, 51-86.Линь Хан.Сюнну Ши (История Сюнну).Хохот,1988 и др.

22 Сыма Цянь.Ши цзи.Т.50.С.Ю29-1031

К содалошш, дрошекптайскио данастиШшо хроники по нозвол проследить отпографичосю/ю и этнокультурную картину расселении гуннских племен на ношх территориях. Том не монсо, ослабление : концу И пека i;оо11но—нолнтпчос;ur>ij мощи гуппои не щинюло к существенному снижению их прежней этномосшшзующей и итноконсолидуго щей роли в с011;ииш10-0Т1Н1ческих процессах, протекавших в огромном историко-культурном пространстве цснгралшюазиатско-казахст; ского региона.

Отношения гуннов со "странами западного края", особенно с j извечида врагом - китайской империей в это ьрегля протехзалк весы драматично.

L.дисссртацки на основе обобщения данных древнекитайских да настийных хроник охарикт орпзована сложившаяся в политическом пр< страистве "страны западного края" ситуация, показали взаимоотношения гуннов с соседними относами - усуншп, оста;, елльби, уху-ань л др. Особое ыиилапис при этом уделялось процоссу обострепш и возникновения острых коийуицачшх ситуации в отношениях гуннов

II KIWOiiCKOÍi HMIIOPUH, ЩЯШОДШТиШ 1ЮР0ДК0 К КруННШ ВОиШШМ СТ0Л1 новошшм и кровавым сражениям.

Ъторая половина 1 и.до и.о. от,'лечена далыюйгиш ослабло идеи былого воишш-иолнтичоекого MO.iyin.ccTm гуннов голюдоткио уоилош карательной окспсдгащи китайской империи, суыошой к тому же мобилизовать ycyueü, доглп, юсчлеи в борьбе против своего''основногс врага'.

Источшнш сообщают, что нуодводатель северных 'гугшов - хут$ юз Тан Лу Куту шапьюН гол против Китай и других илеглеи долгую и мучительную борьбу. L некоторых случаях гуннам удавалось кремень: приостанавливать воешю-карательиие устремления китайских войси В одном из таких наступавших затиший они иокорнли обитателей севера - хакасов н хуке (кнпчак?) и превратили расположенный на восточном побережье озера Л'обиор хакасский город Jiy JLniib в свое столицу .

Однако, вновь усчлпшиеся наступления кптоИскпх войск вынудили гуннов переселиться па территорию современного, Самарканда, где их предводителя - хутузоза настигла смерть, исходившая от рур

Хоу лань Шу... Т.7У. G.X18; Но иосточиом ио(5«тш>е озора сохранились остатки этого города: Иын Чжань Дзопь Ш. I-том. Ур 1986.

китайского палача .

Оставшаяся часть северных гуннов через восточные склоны (Богда) Тянь-^аня откочевала в Дкунгарскую степь, послужившую своего рода перевалом па пути в глубинные районы Джетысу, Центральный п Северо-Восточный Казахстан*^. !

Исходя из наиболее исторически значимых фактов и событий в жизнедеятельности гуннов, оказавших существенное влияние и на общественную жизнь "стран . западного края", мы разделили этно-политическую историю гуннов на 6 органически г>зашосшзашпгх между собой этапов:

I этап охватывает период с древнейших времен до Iii в.до н.э.

И этап: Ш в. - 49 г.до н.э., т.е. начиная со времени правления шаньыйси Tan Jüi Куту Туманя п Модэ до разделения гуннского союза на две этнополитические группы; '

UJ этап: 49 - 160 гг. - время переселения гуннов на запад;

1У этап: приблизительно 160-260 гг. - время расселения гуннов на территории Средней Азии и Казахстана;

V этап: 260-350 гг. - время откочевки гуннов с территории Средней Азии п Казахстана jia побережье Азовского моря;

VI последний этап: ;Г>0-374 гг. - г/чнпшо подходы и псресодо-uue части гуннов в Европу.

Такая хронологическая рубрикация истории гуннов образует наиболее оптимальный принцип отношения к объекту исследования, поскольку позволяет более детально и систематически изложить суть социально-политических событий г, необходимом ипучно-познава-телыюм русле.

Ii диссертации рассматривается ряд гачннх в научном отношении— проблем, касающихся этнической структуры, хозяйственно-культурной деятельности, отчасти языковой принадлежу)ости гуннских племен. На основе данных древнекитайских дннастншшх хроник нами установлены следующие роды, входившие в этнический состав гуннов:

Бэй Hin É? Ееш-гур (Баш-гур?илн Бел-гур?)

Ачлси Щ ЗЕ . Ас-гур (т.е.Ас-кар?)

Ди -6'К ч Ди-гур.

Си Рун ¿П? Д Сп-гур

24 См.: Фын Шын Ьун. Сноу Ин Сянь Дунь у?ань (Распространение и влияние "Запада" на Восток).Пекин, I'J5¡5.

2 П .Хоу Хлнт. Illy... Т.7П. С. ЗИМ J.

Да ли Чуал Рун

Рун КУ

И Чуй Бо Чапь Чонь II Слан Шуи Хунт, Гун

Линь лу-У iiiu Си Гун

Дп

Шапь Гун Дул Ху Jjy <1>ан Члу Ху Lu IlliJ Чул Иль Бэл ,)!,л Чи Дл

V

"Л Д fé> ш

У±Г/1 Vk

t4 "¿4

M А:

Ж

Ht , 1М Ф

0L Jzj M

^ А ^

Тмл-гу р Hion-ryp

Оп-гур (мо;::.от быть "Он ок", входи:

jiiiiii в состав Босгочпотюркского ка-

гапата?)

Aii-ryp

Гасен-гур

Кутьтрн-гур

Шсн-гур

ii.vii-i'j'p

Кл-гур Ок-гур

Cap-i'yp (предки современных

сары улгуров?)

Taii-ryp

Сал-гур

Тон-гур

Улпан-гур

Торыз-гур

Уш-гур

Чуй-гур

Eo:iTÏ~ryu

liaii-ry р^6

I; диссертация сила предпринята попытка определить семантику этлоншла "х-уиа", этшлологазируемого яши как "человек", "народ"; что восходит к тунгусско-молгольскол языковой среде. Поскольку названия гуннских родов даются через окончание "гур"; не ипклю-чено, что иорвоначалышй вариант этнонима "гунн" такке звучал, как "гунгур" или "гунгар". Окончания ".тар" л "лур" л данном случае по отношении к лслссемо . "гун" выполняет роль усялптеля-опроделителя, что достаточно надеаио подтверждается соответствующими данными лз казахского л других тюркских языков,(напр.: Ас + кар. - высокий; шал + кар - просторный, сал + кар - широкий и т.д.).

Практически coo тюркские, л особенности казахские слова с

26 Си.: Сила Нянь. Ши л;.-л1. Т.150. C.T029-I0:î7 ; Голь l'y. лань ray, Ï.6G. C'.i;otM-~ô7-l; л'оу Халъ шу. T.7LÎ.

аналогичными окончаниями означают собой особо совершенное качественное состояние обозначаемого предмета или явления. Так что предлагаемый первоначальный вариант "рунгур" или "гунгар" и его трансформировавшийся дериват "гунн" по все!! вероятности, этимологизируется как "сильный, могучий народ". Такая смысловая-нагрузка этнонима "гунн" июли о соответствует той выдающейся роли гуннов, которую они сыграли в этногенетической и этнокультурной истории централыюазиатско-казахстанского региона эпохи "великого переселения пародов".

Б диссертации приводятся также данные из древнекитайских нарративов о хозяйственно-культурном типе, отчасти языке данного этнического образования. Это позволило диссертанту сделать вывод о кочевой характере хозяйственно-культурной деятельности гуннов, так сказать, классической стадии.

Пет сомнения и в том, что данные по гуннскому языку (из сохранившихся в Шк Цзы 31—11 лексеш большинство - II - оказались элементами тюркского происхождения) подтверждают 'существующие в науке мнения таких научных авторантов, как А.Н.Бернштам, Ба-

рп I

паддпн Огел о гуннах как о тюркоязычном этносе .

4-я глава диссертации посвящена усуням, сыгравшим важную роль в этногенезе и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. Самые ранние сведения об усунях встречаются в китайских источниках И1и Цзы, лань Шу и др. , где говорится, что усуни до второй-половины ГГ в.до н.э. жили на севере Китая в провинции Гань Су, однако в 70-х гг. II в,до н.э. под напором гуннов усуни были вынуждены переселиться в районы Семиречья и Северной Киргизии. Территория усуней простиралась от долин р.р.Чу и Таласа до восточных отрогов Тянь-Шаня (Тенри-Тау) и от Балхаша до Иссык-Куля2^.

• В данном разделе диссертации рассматриваются сложные взаимоотношения усуней с народами западного края и Китаем. В отличие от других народов, политические взаимоотношения усуней с давними врагами кочевников - китайцами сложились более удачно. Возможно поэтому они долгое врет не попадали в зависимость от гуннов. Об

27 Берштам А.Н. Очерки'цсторш гуннов.. С.9,17: ОоеЬ баЬа-Ип)..

Хйгк КйНйгйпй Ье^ргл«. С|лдсаг| , 15А 107/

28 См.: Сима Цянь Шн цзи. Т.50. С.1029-1036; Бань Гу. Хань шу. Т.С6.

С.2370-3376; Хоу Хань шу. Т.78. С.3814-3820.

29 Бань Гу. Хань-шу. Т.66. С.2372-2374.

этом"Шн цзи"соаощаит, что "Усунн поначалу зависели от гуннов. Но впоследствии усилившись, стали сами управлять собою и отделились от гу)ШОн"°и. впоследствии у сума сыграли значительную роль по внешней политике Китая, j) ci'о бирьоо с могущественным противником - гуннами.

Первыми, кто нанес поражение усупям были юечжи. Однако, усу ни с помощью гуннов сумели потеснить юечжи с ¿унхуапа (ныне провинция Гапьсу) в район Котису.

Захшт уеунями Гитису создал условии для ииздеишл '.ими государственного ооразо] гишя, а татссо покорения отдолышх племен саков н юечжи.

Ь IOO-SO-e гг. до н.э. усунп с помощью Китая совершили похо, против гуннов. "Вождь усуней Кунь Мо возглавил 50-титысячное вой ско и просил помощи Китая, и император Ханси выделил в помощь 150 тысяч войск" - сооощается в "Ханьшу"31. Возвышение усуней вследствие падения ryiinoi! иршюдит к возрастанию их влияния и на "страны западного крал". При прашюшш Кунь гло (Ш в.до н.э.) у усуней бил внедрен трнальянП принцип правления.По сведениям источников Кунь Мо выделил двум сыновьям по улусу е правой н левой стороны и по 10 тыс.воинов в каждом. Сам он находился в цент ро с 10 тис.иоиипшт, одиот.ромошю оставаясь глаг.ой государства

Li 33-21) п.'.до n.:i. л рииультпто внутренних. г.шгдуус'иОин,, усуньское государство раскололось и попало в зависимость от сянь а позднее аваров (жужаной). Усупп занимались скотоводством, земледелием, у них была развита городская культура, ремесло, что подтверждается археологическими материалами33. Хотелось бы отметить, что политическое устройство усуней,■т.е. триальный принцип в известной мере наног.шнаст и деление казахов на три жуза.

О происхождении ycyuoii в диссертации приводится известная легенда о вскармливании младенца, сына усунь'ского вождя, спрятанного в камышах, ножом и вороной и впоследствии воспитанного гунньским шаныоем Чжы (Шоггс)04. Эта легенда послужила,' основанием к выводу советского ученого 10.Л.Зуева к лионского исследователя

30 Сима Цянь.~Шн цзи. 'Г.50. С.1036; Бань.IV. Хань шу. Т.66.С.237

31 Бань Гу. лПШ) шу. Т.04. С.232У; Т.66. C.23G4.

32 Там жо. Т.6(3. С.237'5-237о.

33 См.: Лкыиов К.Л., Кушаев Г.Л. Указ.работа.

34 См.: Сьма Цянь. Шп цзи.Т.50. С.1032-1033: Бань Гу. Хань шу.

Т.66. С.2374.

Сиратори о генетическом родстве усуней с тюркоязычными племенами,

35

с чем автор согласен .

При текстологическом анализе, по мнению Сиратори, в китайской транскрипции часть имени вождя усуней Кунь Мр "Мо" означает "Бек. бий, оай", что является подтверждением тюркоязычности усуней35.

Б качестве вывода хотелось бы отметить, что в изучении политической, этнической истории и культуры древних усуней, по информативности, репрезентативности китайские источники являются исключительными.

J] 5-й главе диссертации на основе древнекитайских источников рассматриваются этногеография, политическая история и хозяйственная жизнь канцэюй-каягюйцев. Первые сведения об этом этносе встречаются в главе "Происхождение Давань" в Ши цзи: "%емени канглов обитают на северо-западе Даваня в 2 тыс.ли (I ли = 450500 м - И.О.). Их обычаи и жизнь похожи юечяш. Численность воорукс .37

конных войск 80-9и тыс." При внимательном изучении источников можно заметить, что капцзюй-кангюйские племена жили в среднем течении р.Сырдарьи, вплоть до Каратау, а н Давани (современная Фергана) - юечжи, гунны, авары, усуни. Известные в науке археологические культуры такие, как: "Жетыасар", "Алтынасар", "Каунчи" и др. являются, по мнению ученых, следами культуры древних каН-цзюй-каниойцев. Вместе с тем следует заметить, что этногеография канцзюй-кангюйев, также как и других этнических образований "западного края", изменялась в зависимости от политической ситуации, в особенности, по отношению к Китаю.

В период Китайской династии Вэй (220-280 гг.н.э.) часть канц-зюй-кангюев жила в Прибайкалье, позднее - на западной стороне р. Тула ( река, впадающая в Орхон) и в местечке Бурылтогай на Алтае^? Переселившиеся на запад канцзюй-конгюйцы жили на совере Илийской долины, а ('также в предгорьях Алатау и Тарбагатая, Их в источниках называли западными канцзюй, а оставшихся в Прибайкальев - северными.

J5 оуон 1U.А. Тимги лошидий и а шчсплышх. ктш.ости//Иоит) матирии'ш

по древней и средневековой истории Казахстана.Алма-Ата,I960: Cut* ^атори. Сие Янь Шу(Изучение западных стран).В 2-х т.Токио,1980. ' i'. I • С. 524 I

30 Сиратори. Указ.работа.

37 См.: Сима цянь. Ши цзи.Т.50. С.1032.

38Линь Хан. Туцзюе Шы.(История тюрков). Хохот,1988. С.15.

По данным источников племена канцзюй .-кангюй были ~ .-.ороших отношениях с Китаем, а также со странами "западного края", в особенности с гуннами, В диссертации прослеживается своеобразие-и ■направленность развития политической ситуации в "странах западого кда*

При династии Северной Бэй (389-390 гг.н.э.) во главе с императором То Бо Еан, китайские войска, напав на канцзюй-кангюев в местечке Еурылтогай,нанесли им поражение , Потерпели поражение и восточные канцзюй-кангш, потеряв при этом до 100 тыс. чел.40

Б середине У в. канцзюй-кангюйцы попытались организовать сопротивление Китаю, которое окончилось неудачно. Им пришлось также вести борьбу против сильного объединения - аваров (жужаней). Только к началу У1 в. канцзюй-кангюям удалось, используя обострение отношений медцу Китаем и аварами, объединиться в сильное государственное образование.

По данным китайских источников, особенно Вэй Шу (I в.н.э.) канцзшй-каягюйцы состояли из 6 племен, 12 родов, показанных на таблице:

Де щи

Сонь Хы

Ч*в лук Дже Пи Ху IV и Чи Ч;;иш

Ли ^у Ли Ту лу ¿'1 Чжаиь да Лен О Хы Да Бу А лун Мо 1ун Ай шын *у Бо Лы

39 Вэй шу. Т.91, С.9714,

40 Там же.

Племена:

Тел Он-ок Жел1 Небе

Кори немесе Ку Ай-шешкен немесе Айшешен

Бл-бер1

Таулы или довалы

Ыген

Таран

Ок

Табу

Арын

Мурын

Айбан

Байбер!

Чи Юань ¿и Киян

Ю Шу Фи Ф*- '"'г взбй

Особенно часто в источниках упоминаются племенные названия БайСори (Фу Фу Бо Лы), Тотери (Ту Ту Лин), Кери (Чже Ру), Досын (Ду Шын),Желы (чие Луи) и др., которые входили в большой племенной союз. У казэдо.ю племени были свои вожди, беки, Оии. В китайских источниках вожди кангюев называются "Жун Жан", и при анализе этого термина мы обратили внимание на семантическую эквивалентность казахского слова "шошсар" (собирательное - социальная элита казахского общества - М.О,).

Конечно, для выяснения и уточнения этимологии названия указанных племен и родов нужны совместные исследования синологов и тюркологов. Но, при определении этимологии названий Се Луй

Дже Пи фгк- , Юань Хы

можно их транскрибировать по-тюркски, как //Жели//, Жебе, Он-ок. Это подтверждает выводы китаиских, советских, американских ученых о тюркоязычности кангюйского этнического образования^.

В источниках сохранились также значительные сведения о хозяйстве, культуре, традициях кангюй-канцзюй. В период северной династии Вэй (220-280 гг.н.э.) кангюйские послы преподнесли китайцам множество луков, соболиных мехов, верблюдов, лошадей, мул. Интенсивно развивались также ткацкие и кожевенные промыслы, а производство телег достигло наивысшего уровня,за"что их 'южные народы называли "страной высоких повозок"^.

Б работе, кроме того, рассмотрены сведения о социально-политической структуре кангюйского оощества, являвшегося во П в.до н.э. крупным политическим объединением.

В заключении диссертации подводятся общие итоги исследования, обобщенно отражающие основные концептуальные положения диссертационной работы.

41 Линь Хань.Туцзюе Ши. С.21: Фын .Чын Чжунь. Фу Рын Шуе Шы. 1942. Т.10; 'Вернштам А.Н. Проблемы древней истории... С.95-98 и др.на англ.яз.

42 Вэй Шу. Т.102. С.1312-1326.

По теме диссертации опубликованы следующие работы

1. Хонго ли ши лау (исследование китайских летописей)// Наследие.(Ьын ши).1966.д° 3. 87с (на китайском языке).

2. Тарихи белг1лер (намятники письменной истории)//

Тарих араштизмаларн, I99l, № 50 . 50с (на турецком языке).

3. Из истории казахского искусства//Казак тюрисанаты ис Баниаси яаинлари .Альманах,«1 1.70с.(на турецком языке).

4. Lynro ши шу жан ди касакы ву ло (значение казахских, племен в китайской истории)//Бэй шл Яан Iy,i9b6,№ 7.51с. (на китайском языке).

5. Ши лу у сун кау (усуни в китайских источниках)//Мин зу янь жу,1985, № 10.57с.(на китаиск'ом языке)

Подписано к печати 7.07.1991г. Заказ № 404. Тираж 100 экз.

спечатано на пр

ротопринте .Ленина,38

Казинформ ГАПК,