автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Применение принципов системного подхода в изучении этнических процессов на территории Казахстана в древности и средневековье

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Абилев, Еркин Аманжолович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Применение принципов системного подхода в изучении этнических процессов на территории Казахстана в древности и средневековье'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Применение принципов системного подхода в изучении этнических процессов на территории Казахстана в древности и средневековье"

казахский государственный национальный

УНИВЕРСИТЕТ им. МЬ ФАРАБИ

г.«.

. НА ПРАВАХ РУКОПИСИ

Сч

АБИЛЕВ ЕРКИН АМАНЮЛОВИЧ

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

07.00.07. - ЭТНОЛОГИЯ

АВТОРЕФЕРАТ

ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК

АЛЫАТЫ, 1996

Работа БУ^сгнепа ::s кафедре этнологии и археологии Казахстого государственного национального университета им. Аль-фараби

Научный руководитель: Официальные оппоненты: -

Ведущая организация:

доктор исторических наук, профессор А. Т.. Толеубаев доктор исторических наук профессор X, А. Аргынбаев кандидат исторических наук, доцент С. М. Сыэдыков кафедра эгнсгогни и археологии Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова

Защита состоится у февраля 1996 года в i4. GG часов на заседании Специализированного Совета К. 14. А. Ш. 26 по ващите на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.07. - этнология при Казахском государственном национальной университете им. Аль-Фараби. /480121, ул. Тимиряаева, 46./

С диссертацией можно оинакомтЬил в библиотеке ysinsepcirreTa.

Автореферат разослан "_"_1996 года

Ученый секретарь Специализированного Совета,

кандидат исторических наук, доцент А. Б. Калыоев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

История человечества в конечном счете является суммой историй народов, его составляющих, суммой процессов развития этносов,- суммой этногенезов. Не поняв и не изучив историю каждого этноса, мы не можем претендовать на полное знание об истории человечества в целом. Этногенез рассматривали до сих пор как второстепенный процесс, зависимый либо от антропогенеза (изменения морфологических признаков человека во времени), либо от социоге-неза (развития и изменения общественного устройства), либо от культурогенеза ( развития материальной и духовной культуры). Лишь в последние десятилетия этногенез стали рассматривать как самостоятельный процесс, подчиненный определенным закономерностям.

'актуальность теш определяется тем, что этническ^;! история казахов до сих пор остается одной из самых малоизученных проблем. Причина втого кроется прежде всего в методологическом подходе, основанном на причинно-следственных связях и сугубо механистическом понимании развития. Немалый урон исторической науке Казахстана нанес диктат марксистско-ленинской идеологии, подменявшей яее многообразие дивой истории жесткой схемой классового подхода и экономического детерминизма.

Несмотря на значительные усилия казахстанских историков в последние десятилетия, история и этнология Казахстана до сих пор находится лишь на этапе сбора и классификация фактов. В связи с •этим особо актуальной становится проблема применения новейших методов современной мировой науки при изучении исторических процессов на территории Казахстана.

Проблемы применения в изучении этнических и других социальных процессов в древности и средние века принципов системного подхода и самоорганизации выбраны в качестве объекта диссертационного исследования по следующим причинам:

1. Несмотря на широкое признание системного анализа в философии , естественных, экономических и других науках, он до сих пор не находит применения в в исторических науках при исследовании явлений и процессов, имеющих системную природу.

2. Традиционные методы исследования исторических феноменов позволяют нам анализировать лишь их форму, внешние проявления, не давая проникнуть в глубинное содержание сложных процессов, их

механизмы. Это происходит вследетвии отказа обществоведов от использования фундаментальных законов развития материи.

3. До сих пор нет ясного представления в науке о механизмах этнических процессов на территорий Казахстана, особенно в древности и средневековье, опирающихся на достижения современной зарубежной и отечественной науки.

4. Для изучения этнополитических процессов в Казахстане до оих 1к">р мгию использовался огромный пласт источников - данные фольклора, имеющие наиболее важное значение для анализа этнического самосознания в истории. Кроме того существующие работы по этногенезу казахов рассматривают его лишь в каком-либо одном аспекте, лингвистическом, археологическом," антропологическом или историческом, ни используя весь комплекс источников.

ИЗУЧЕННОСТЬ ТЕМЫ. Этнические и политические процессы древности и средневековья тесно взаимосвязаны. Частая смена этнонимов, постоянные изменения границ государств создавали иллюзию хаоса, перемещения и переселения племен, рождения и распада народов.

Именно так видели историю степи большинство русских дореволюционных исследователей. Наиболее четко эту точку зрения выразил Ч. Ч. Валиханов. Казахи, по его мнению, происходят от "Золотой и Джагатайской Орд, которые, вследствии смут и беспорядков в XV веке сдвинуты с коренных мест жительства и приведены в смутное,беспорядочное движение или бегство (босу) - современно раздробились на части и попали в разные места и земли в смешении с отдельными частями других племен... Соединение племен турецких кыпчаков и нргыноь. .. .ясно указывает на позднейшее происхождение казахов и на происхоадени* их от смещения тюрков и монголов, но со значительным перевесом монгольского племени".1 Примерно так же интепре-тирует этнические процессы на территории Казахстана А. Харузин, В. Рндлов, Л. Мейер, Ф. Красовский, Е Аристов.2

1. Валиханов Ч. Ч. Со^р. соч. , т. 2 - Алма-Ата, 1985, С. 157.

2. Харузин А. К. Вопросы происхождения киргизского народа //Этнографическое обозрение. N3, 1885; Мейер Л. Киргизская от^пь Оренбургского ведомства.-СПб., 1865; Красовский Ф. Область Сибирских киргизов. - СПб., 1868; Аристов Н. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. -СПб. , 1897.

особняком стоят мнения А. Левшина и X. Вамбери говоривших о до монгольском происхождении казахов.1 С точки зрения X Вамбери соглашался и казахский исследователь М. Тынышпаев.2 Он считал, что казахи как народ появились Х-Х1 вв были основным этническим ядром Золотой Орды. Недостатком его работы являлось то, что он рассматривал казахов, как пришельцев из южнорусских степей, а не автохтонов Казахстана.

В 20-30-е годы разработка проблем этнической истории Казахстана почти не проводилась, хотя в обобщающих работах С. Асфендия-рова и А. П. Чулошникова эти вопросы затрагивались.3

Новый подъем интереса к проблемам этногене.за народов Казахстана начинается в 40-х годах. Появляется ряд работ Бернштама А. Н.4 и Толстова С. П.5, посвященных этнической истории народов Средней Азии и Казахстана.

В это же время появляется ряд работ,посвященных вопросам этногенеза с точки зрения смежных научных дисциплин - антропологии и лингвистики, внесших определенный вклад в разработку проблемы.6

1. Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсадаих орд и степей. Ч. П. Исторические известия. -СПб., 1832.

2. Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казахского народа. -Ташкент, 1925.

3. Асфендияров С. Д. История Казахстана.-Алма-Ата,1935. Чулошников А. П. Очерки по истории казах-киргизского народа.-Оренбург, 1924.

4. Бернштам А. Н. Заметки по этногенезу народов Средней Азии. //Советская этнография, 1947, N 2; его же Проблемы древней истории и этногенеза Южного Казахстана //Извести АН КазССР, N 67. Сер. археолог. Вып. 2 1949; его же. Древнейшие тюркские элементы в этногенезе Средней Азии// Советская этнография, 1947, N 6-7.

5. Толетов С. П. Аральский узел этнического процесса //Советская этнография, 1947, N 6-7; его же. Основные проблемы этногенеза народов Средней Азии // Советская этнография,1947, N 6-7.

6. Мацулевич Л. А. Аланская проблема и этногенез Средней Азии //'Советская этнография, 1947, т. 6-7; Ошанин Л. Б. Этногенез народов Средней Азии в свете данных антропологии //Севетская этнография, 1947, т.6-7: Сауранбаев Н. Т. Некоторые черты древнекыпчакского языка// Вестник АН КазССР 1948. N 12.

- О -

историчес-

Широкое обсуждение проблемы этногенеза ™ов в кой науке Казахстана началось в 50-х годах. Дискуссия, прошедшая нас а«науГых журналов, высветила две основные точки зрения на воемя появленийказахского народа на исторической аренте.

шшо Г и Шахматов В. Ф. рассматривали этническую исторш Казахстан^начиная' с первобытно-об№нных времен и _я время

окончательного слоения казахской народности явТшс:

гереев X. М. считал, что непосредственными предк^ ^ахов являютс. усуни III в до н.э. - III в н.э. и средневековые кыпчаки, т.е. нас

Гал 1 домонгольском времени Армирования

^льтате дискуссии в науке утвердилась концепция о позднем происхож оультате дискуссии * n , , AvHHKaHOB и в / она основывается н дении казахов /Шахматов В.Ф., Ахинжанов иь./. он положениях советской этнографии о различных степенях видах этно ,а-род. племя, народность, нация и жесткой привязке этих видов к ол ределениям, социально-экономическим ^рмациям прочны^ ™ ^ Гозникнуть только ПРИ развитом Модальном обЩестве аки 0Р^ этнические процессы объявлялись зависимыми от оошал но ^оншичес В 1959 году в Алма-Ате была опубликована-работа А. Аманжолс посвященная истории казахского языка3 В ней анализируется и пробл, мы происхождения казахского народа, высказывается ряд положений важности фольклорных и других устных источников для при изучении и тории кочевых народов и необходимости изучения проиеховдени о дельных казахских племен и родов для ••удовлетворительно о^ е происхождения сакского народа».11 Вопросы этногенеза ^^ов за.раг BLiHcb также в языковедческих работах Ибрагимова^. IL и Зуева И А.

1 ~_Ахйнжанов~Б~К_вопросу об этногенезе казахского народа //Ученые записки Казахского государственного университета им. Кирова /Сер ист. , т. XXXI, вып. 3; Шахматов В. Ф. К вопросу об этногенезе казахского народа.// Известия Каз.ССР, 1950, вып.б. Адильгереев X М. К истории образования казахского народа

//Вестник АН Каз.ССР 1951, N 1.

3. Аманжолов С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка.-

Алма-Ата, 1959.

4. Там же, С. 20. Ä„„„MUU,

5 Ибрагимов С. К. , Хаковский B.C. Материалы из истории образовали.

казахского языка // Известия АН КазССР,1957, N5.

6. Зуев Ю. А. К вопросу о языке древних усуней //Вестник АН КазС

1957, N5.

После нового длительного перерыва в изучении проблем зтногене-дагерес к ним возродился в 70-х годах. Правда, специальных раз этот период не появлялось и авторы рассматривали вопросы этно-за в комплексе с другими проблемами. Так, Сенигова Т. Е в рабо-посвяшенной археологии Южного Казахстана утверждала, что сложе-казахского народа завершилось в XI-XII веках, но не привела в ту своей точки зрения никаких аргументов.1 Проблемы происхождения отдельных племен и родов казахов анали-тотся в работах М. С. -Мукановв.2 Вопросы этногенеза казахов рассматривала так же К. А. Пишулина в й работе "Юго-Восточный Казахстан в середине XIY - начале XYI »в". Она относит время образование казахов в XIY-XY векам, а сам iecc этногенеза рассматривает как итог социально-экономического дагия Де'лти- Кыпчака и Жетмсу3.

В 70-е годы появилась другая точка зрения, считавшая этногенез гственным процессом, независимым от социогенеза. Автором ее был Гумилев, считавший, что все этносы, несмотря на различное со-яъное устройство /племена.феодальное государство, буржуазные рес-лики/ по свое природе одинаковы и развиваются по единым законам, иально-экономическое развитие является параллельным процессом, ако JL Е Гумилев также придерживается точки зрения о позднем

схождении казахов, нричем в качестве их родины называет долину q

иса.

В настоящее время начался новый этап в изучении этногенетичес-процессов на территории Казахстана, вызванный общим усилением ереса к истории нашей республики. Появился целый ряд работ, пос-¡¡энных различным аспектам проблемы происхождения казахского наро-

Сенигова Т. Е Средневековый Тараз.-Алма-Ата,1972, С.212. Муканов М. С. Этнический состав и расселение казахов Среднего Жуза. -Алма-Ата,1974.

Пишулина К. А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIY - нач. XYI веков.- Алма-Ата,1977.

Гумилев JLE Этногенез и этносфера. // Природа, 1970, N 1-2, его же. О термине "Этнос" // Доклад Всесоюзного географического общества. вып. 3,- JL , 1967-, его же. Этнос-состояние или процесс? //Вестник ЛГУ. 1971, N 12 ; его же. Внутренняя закономерность этногенеза.// Вестник ЛГУ,1973, N б ; его же. Этногенез и биосфера Земли. -Л , 1989.

да. Опубликованы работы М. К. Козыбаева, посвященные постановке проб лемы казахского этногенеза.1 Автор считает, что казахи как этнос ста ли известны под именем кипчаков и изначально являлись ядром все тюркских племен.2 Кроме того в статьях М. К. Козыбаева отмечается этни ческая преемственность тюрков, кыпчаков и казахов.

Продолжает разрабатывать вопросы расогенеза в связи с зтничес кой историей казахов 0. Исмагулов.3 Он, на наш взгляд, совершенно вер но подчеркивает необходимость привлечения при исследовании зтничес ких процессов методов естественных наук, в частности биологии. Кро ме того автором сделана попытка создания диахронной периодизации ис тории Казахстана, в которой комплексно отражаются общеисторические глотогенетические, этногенетичеекие и антропогенетические процессы.4 Особое место среди работ по истории и этногенезу казахов зани мают работы зарубежных казахских исследователей К Кабышулы, Н. Мын жан, И. Мукаметканулы.5 Эти ученые продолжают традиции казахской исто рической науки начала века и ведут историю казахского этноса усуньских времен. Одним из достоинств этих трудов является широко применение китайских источников и данных фольклора - эпоса, генеало гических преданий и пр.

Анализу соотношения генеалогии с письменными источниками посвя ¡цена статья Е Мырзаканулы, в которой так же затрагиваются проблем

1. Козыбаев М.К. Откуда "есть-пошла" казахская земля //Мысль, N 1994. , его же. , Ата тарихы туралы сыр. //Известия HAH Республик Казахстан, сер. общественных наук. 1993, N1.

2. Козыбаев М. К. . Откуда "есть-пошла"... С. 80.

3. Исмагулов О, И. , Население Казахстана от эпохи бронзы до еовремен ности. - Алма-Ата, 1970; Его же. Этническая геногеография Казахст; на,- Алма-Ата, 1977; его же. Этническая антропология Казахстана ма-Ата, 1982. Исмагулов О., Сихимбаева К.Б. Этническая одонтолог: Казахстана- Алма-Ата,1989. Исмагулов 0. , Сихимбаева К. Б. , Исмаг; лова А. О. Антропологические аспекты происхождения казахского на рода//Известия HAH Республики Казахстан,сер. общественных на ук, 1993, N1.

4. Ысмагулулы 0., Казак тарихынын элпет! кандай болмак.//Казак тарихы. 1994, N4.

5. Кабышулы И. Керейлер KepyeHi.-С!лгий,1978; Мынжан Н. Казактын кыскаша тарихы.-Алматы,1994; Мукаметканулы R Тарихи зерттеулер. • Алматы,1994.

азахского этногенеза.1 Так, автор считает, что казахи как этнос об-азовались в результате объединения усуней, гуннов и аланов, кото-ле стали ядром трех казахских жузов, усуни-уйсун, сформировали гарший Жуз, гунны-аргыны Средний ЖУз, а аланы-алшыны Младший.2

Проблемы этногенеза казахов рассматриваются в ряде обобщающих збот по истории Казахстана. В книге "История Казахстана с древней-их времен до наших дней" этому вопросу посвящена отдельная глава, аписанная О. йсмагуловым и К. А. Пишулиной, которые считают ХУ век ременем завершения казахского этногенеза.3 Иной точки зрения придер-ивается А. Кузембайулы, ведущий историю казахов как этнос домон-эльеких времен. Согласно его точке зрения, кыпчакскую общность К-XII веков уже можно считать проказахским этносом, который в ходе зторического процесса сменил этноним на "ногайлы", а затем и "казах"?

Вопросы возникновения этнонима "казах" анализируется в работе , Г. Кляшторного и Т. И. Султанова. Из подробного анализа следует, что го слово обозначало определенный социальный статус и лишь в ХУ ве-э на исторической арене Средней Азии появились новые этносы: узбе-

5

л, кыргызы,каракалпаки, и казахи.

Этот краткий обзор убеждает нас в том, что проблемы этногенеза ззахов, в особенности этнических процессов, происходивших после энгольского нашествия, до сих пор являются слабо изученными. Отсут-гвует единый механизм изучения этого процесса, единый взгляд на эироду этноса, на соотношение этнического и социально-экономическо-з. Практически нет стыковки между историками, лингвистами, филоло-ами и этнографами при решении сложных вопросов этногенеза, не гово-? уже о привлечении таких наук, как биология и география.

Многие проблемы истории Казахстана XII1-ХУ1 веков вообще выпал из поля зрения советских ученых. Так, ничего не говорится об ог-эмных по масштабам передвижениях кочевников из Причерноморья, Еди-

Мырзаканулы Ж. Казак шежересшш, жазба тарихи деректершен байланысы жошнде. // Известия НАН Республики Казахстан, сер. общественных наук. 1993, N 1. Там же, С. 35. -

История Казахстана.-Алматы, 1993, С. 118-143

Кузембайулы А. История дореволюционного Казахстана -Алма-Ата,

1992.

Кляпггорный С. Г. , Т. И. Султанов. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. -Алма-Ата,1992.

ля, Сибири в Казахстан в Х1У-ХП веках, на которое обратил винима-ние.даже французский ученый Ф. Вродель. О единстве ногайцев и казахов говорят только казахстанские филологи.1 А ведь все эпосы казахов рассказывают о "ногайлинских" героях, все казахские жырау-поэты Х1У-ХП веков по происхождению ногайцы. То, что историки ни словом не обмолвились об этом, говорит лишь об одном-слабом знакомстве с фольклором, с историческими преданиями народа.

А ведь еще Е Бердяев в своей работе "Смысл истории" писал, что "отвлеченное пользование историческими документами никогда не дает возможность опознать "историческое". Оно не приобщает к нему. Кроме работы над этими историческими памятниками, работы, конечно, важной и необходимой, нужна еще и преемственность исторического предания, с которым связана историческая память, перенесенная в историческую судьбу... ".г

ПЕЛИ И ЗАДАЧИ. Целью данного исследования является выявление обшей картины этнических процессов на территории Казахстана в древности и средневековье при помощи методов .и принципов системного подхода и самоорганизации. Исходя из этого определяются следующие конкретные задачи:

1. Изучение степени разработанности общей теории систем и ее применения в общественных науках в целом, а также в истории и этнологии в частности.

2. Определение правомерности применения принципов самоорганизации и системного подхода при изучении политических процессов, социальных и культурных феноменов.

8. Привлечение данных фольклора для изучения этнического самосознания населения Казахстана в средние века.

4. Исследование общих механизмов этнических процессов на терри тории Казахстана в древности и средние века в частности необходим изучить соотношение этнических обшностей кыпчаков, нагаев, каза хов,определить этнический состав Казахстана в период Х1У-ХУ вв, наи менее изученный в этом плане.

МЕТОДОЛОГИЯ. Говоря о методологических аспектах данной работ

1. Айдаров Г., Курышсанов Э., Гоманов М. Кене турк! жазба ескег ткштершш, тш.-Алматы, 1971; Суй1шшслиев X УШ-ХУШ гасырлг дагы казак цдебиен. - Алматы, 1989-, Магауин М. Гасырлар 6« дер2. -Алматы,1991.

2. Бердяев Н. Смысл истории,- М.,1989.

- И -

нельзя не сказать о тех изменениях, которые произошли в современно^ науке в последние десятилетия.

Уже в первой половине XX века классическая наука начала заходить в тупик. Накопление фактов в различных областях познания требовало их систематизации, выработки законов развития, особенно в биологических и социальных науках. Однако механистическое понимание процессов и сугубо механистические методы исследования не могли помочь выработке этих законов. Трудность заключалась в том, что классическая наука расчленяла явления на составляющие, исследовала эти части, затем вновь собирала в единое целое. При этом совершенно упускались из виду связи между частями, влияние которых зачастую были гораздо важнее самих частей целого.

Постепенно мировая наука подошла к тому, что необходимо выработать обще законы развития "организмов" - систем, тем более, что были замечаны аналогии или логические гомологии законов, когда законы, относящиеся к различным явлениям и даже дисциплинам были формально идентичны.1 Так в 60-70 гг. начала рождаться обшая теория систем.

Исследования, проведенные учеными многих стран, показали, что процессы организации и дезорганизации систем различной природы и порядка идут без контроля и управления извне, из окружающей среды, только благодаря внутренним силам. Это значит, что речь идет скорее о саморганизации, которая может протекать лишь в открытых системах,Находящихся достаточно далеко от точки равновесия, или же в точке неустойчивого равновесия.

Сегодня можно уже говорить о возникновении новой, неклассической науки, основанной на новой форме диалектики.2 Если для классической науки характерно резкое разделение живого и неживого новые подходы позволяют выработать принципы, обще для этих форм материи. Классическая диалектика трактует развитие как восходящий, поступательный процесс, неклассическая считает, что развитие представляет собой цикл самоорганизации и дезорганизация. Классическая наука считала неравновесные системы анамалие, отклонением от систем равновесных, стабильных. Новые же достижения науки говорят о том, что неравновесность системы - обязательное условие развития. Прежняя диалек-

1. Верталанфи Л. История и статус обшей теории систем '/ Системные исследования.-М. ,1973, с. 25.

2. Рузавин Г. И. Диалектика и современное научное мышление. //Философские науки. 1992., N2.

тика, базирующая на категориальном аппарате гегелевской философии не в состоянии объяснить процесс образования и развития материальны} систем.

Закон отрицания, сформулированный Гегелем для развития мысли. идеР не может адекватно отрзить все тонкости и нъюансы развития материального мира. Новая наука ориентированна на целостное, системное исследование объектов и процессов, изучения внутренних механизмо! самоорганизации, лежащей в основе всех процессов развития.1

Таким образом при изучении этногенеза мы будем опираться не принципы системного подхода и самоорганизации. В ходе анализа проблем этнической истории будут использоваться общенаучные методы синтеза и анализа,дедукции и индукции. Причем специфика системного периода требует больше применения дедуктивного метода - выяснения общих закономерностей развития и приложения их к конкретной исторической ситуации.

ИСТОЧНИКИ. При работе над данной проблемой использовался целы! комплекс источников. Традиционные для исторического исследованиу письменные источники привлекались в основном для освещения этноде-мографической ситуации в историческом времени. Для древнего периода это иранские источники, прежде всего "Авеста", китайские динаетий-ные хроники, работы Геродота, Плиния Старшего, Страбона и Птолемея, описывавшие народы, жившие в Казахстане в I тысячелетии до н. э. » начала нашей эры.

С VII века одним из основных письменных источников становятс? арабо-персидские географические труды. Это работы Ибн-Хордобека, Йбн-Русте, Ал-Истахари, Ал-Маеуди, Ал-Идриса, Ибн-Хаукаля, Ибн-Фад-лана, анонимное произведение "Худуд ал-Алам", работы Бируни. В этш трудах отражена этнополитическая ситуация на территории Казахстана I Х-ХП веках, перечееляются народы, ее населявшие. Особое место в ряду письменных источников данного периода занимает "Дивану лугач ат-тюрк" Махмуда Кашгари, дающий наиболее полную картину расселени$ тюркоязычных народов и содержащий ценнейшие сведения по тюркскому глоттогенезу.

В после монгольское время появляется ряд трудов историческогс характера, также содержащих информацию об этногенетических процессах на территории Казахстана. Это "Гарихи- и Джахагун тай" Джувейни,

1. Алтухов С. Л О становлении новой формы диалектики. //Философские науки,1982, N2.

Жами ат-Таварих" Рашид ад-Дина. Особый интерес вызывает работа Ра-ид ад-Дина, содержащая богатый информативный материал по трацидион-ой истриологии кочевых народов Евразии.

: этому же периоду относятся работы европейских путешественников [лано Карпини, Гильома Рубрука и Марко Поло.

Этнические процессы,протекавшие на территории Казахстана в XIV-ГШ1 веках нашли отражение в исторических трудах Искандера Мунши, "акими, Мукими, Хасан бека Румлу, ибн Араб Катагана,других восточных пзторов. Наиболее полные сведения о казахах содержат труды Мухамеда Гайдара Дулати "Тарих-Ришиди", Рузбехана "Михман-намэ-и бухара", Ха-эиза Таныша "Шараф-намени шахи", Утемиша-хаджи "Чингиз намэ", Кыдыр-'али Жалаири "Жами ат-Тауарих"., Абылгазы-бахадура "Щад-жарая-тюрк".

Эти источники частичного переведены и опубликованы в сборниках 1 отдельных изданиях.1

1. Иакинф /Бичурин/. Собр. сведений о народах, обитавших в Средней Азии и древние времена.-=СПб, 1851; Тизенгаузен В. Г. Сб. материалов, относящихся к истории Золотой орды.-СПб, 1884; Прошлое Ка--гахстана в источниках и материалах /У в до н.э. - ХУШ в н. э;/-М., Алма-Ата, 1935; Геродот. История в девяти книгах.-Л., 1972; Материалы по истории казахских ханств ХУ-ХУП1 вв.// Извлечение из персидских и тюркских сочинений/.-Алма-Ата, 1969; Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. //' ТШ АЗ АН КазССР.-Алма-Ата 1960; Абусеитова М. X. "Ахсан ат-таварих" Ха-оан бека Румлу как источник по истории казахских ханств// Письменные памятники и проблемы истории культуры народов востока. -М. , 1977; она же. "Мусаххир ал-балид" Мухамиди бек Араб Катагана, как источник по истории Казахстана ХУ1 в. //Письменные памятники востока. -М. ,1979; Ибрагимов С. К. Некоторые источники по истории Казахстана ХУ-ХУ1 вв.//Вестник АН КазССР 1956 N9; он же. К истории Казахстана ХУ1 в. //Вопросы филологии и истории стран советского и зарубежного Востока.-М. , 1961; Юдин В.П. "Тарахи -.и Шайбани", как источник по истории казахского и каракалпакского народов // Вопросы историографии и источниковедения казахского народа.- 'Алма-Ата, 1988. Сыздыкова Р. Г. Язык "ЗХами ат-Гаурих" Жалаири,- Ал-ма-Ата,1989; Угемиш-хаджи. Чингиз-наме.-Алма-Ата,1992; Эб1лгазы. Тур1к шеж1ресь -Алматы 1991.; Ращид- ад Дин. Сборник летописей. -М,- Л, 1952; Путешествия в восточные страны Плане Карпини и Рубрука. -М. , 1957.

- 14 -

Несмотря на большое количество письменных источников-чится ими при анализе этногенетических процессов нельзя. Эти сы освещаются в трудах средневековых и древних авторов очень в качестве попутных сведений к основному изложению, очень влияние субъективного фактора. Многие специфичные проблемы э за вообще не нашли свое отражение в письменных источниках, немаловажное значение для нас имеют другие виды источников.

Материальная культура любого народа носит на себе отпеч нического, так как является способом адаптации этноса к он •^реде. Поэтому изучение материальной культуры поможет нам дить преемственность хозяйственно-культурных типов, а черег этнических общностей на территории Казахстана.

Материальная же культура в историческом прошлом отражена ном в археологических источниках. Кроме того, данные археол< воляют как проанализировать некоторые аспекты духовной кул: частности, погребальный обряд, отражающий этнокультурную а 1Ь сути, археологическая культура и есть отражение этнок, общности через вещественные памятники.

Непосредственное отношение к этногенетичееким процесс процессы расогенеза, т.е. формирования морфологических п характерных для данного этноса. Антропологические неточна чают в себя как данные исследования физического облика д средневековых насельников Казахстана,в чем смыкаются с г группой источников т.е. археологических, так и результаты с ния современного населения республики, что позволяет ант проследить преемственность населения в данном регионе, I пути, время и масштабы миграции, этапы расогенетического щ территории степного пояса Евразии.

Следующая группа источников-данные лингвистики. Этнич« цессы тесно связаны о процессом глоттогенеза, т. е. происх( развития языков. Язык является одним из характерных призна! оа и историю языка так или иначе можно использовать для из; тории этноса-носителя этого языка. Часть сведений по глотт можем получить из письменных источников, часть доступна н через изучение топономики. антропономики и этнонимики.

Основным признаком этноса является самосознание, т. е. тификация субъекта в этническом плане, соотношение с оп этносом. Изучить же самосознание народов в ходе историчес цесса можно лишь через изучение фольклора, устного творчес

отавителей этноса. Именно поэтому основным источниковым материало для данной работы является казахский фольклор, в частности героичес кий эпос и произведения жырау ХГУ-ХУ вв. Без них невозможно изучат этническое самосознание населения степей этой эпохи, а значит и хо этногенеза. Особый интерес в этом плане вызывают такие эпосы, ка "Кобланды-батыр", "Камбар-батыр", цикл "Кырымнын кырык батыры", "Ка рабек" и другие исторические эпосы Х1П-ХУ1 веков. Произведения я Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы, Казтугана, Шелкеза и других жырау, отра .тающие этнодемографическую ситуацию в Казахстане , являются момен тальным отпечатком этнического самосознания насельников казахеко степи в определенный промежуток времени.

Таким образом проделанный небольшой обзор убеждает нас в том что этнические процессы в Казахстане нашли свое отражение в цело ряде источников, тщательный анализ которых позволит нам адекватн осветить ход зтногенетических процессов, приведших к образованию ка захского народа

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ Применение принципов системного подхода изучению этнических процессов позволяет реконструировать процесс развития этносов древности и средневековья,,..выделить определеннь этапы, внести коррективы в существующие концепции этногенеза каза хов, по-новому интерпретировать некоторые известные факты историчес ких источников, ввести в оборот новые научно-исторические факты. Сс вокупность результатов исследования представляют собой новый подхо к изучению проблем этногенеза казахов. Конечно же, мы в полной мер осознаем, что многие из выводов находятся в прямой зависимости о достигнутого современной исторической наукой уровня, состояния ис точниковой базы и носят постановочный, а иногда и дискуссионный ха рактер.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования связана с задачей дальней шей разработки проблемы применения новейших общенаучных методов изучении этнических процессов, в применении его результатов в про цессе подготовки специалистов-этнологов историков.

АПРОБАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные результат исследования изложены на всесоюзных, региональных и республикански научно-теоретических конференциях. Итоги исследования использованы процессе чтения лекций по общим и специальным курсам на историчес ком факультете Костанайского государственного университета, други учебных заведениях Костаная, Караганды, институтов усовершенствова ния учителей ряда областей республики.

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ. Работа состоит из введения, трех глав у заключения. В первой главе анализируются общие проблемы применена ■ принципов системного подхода и самоорганизации в общественных науках. Во - второй главе рассматриваются вопросы этнической преемственности населения Казахстана. Третья глава посвящена реконструкции этногенеза - казахов на основании выкладок, сделанных в предыдущих -главах.

В ходе исследовательской работы диссертант составит и решае' следующие научные проблемы.

1. Изучение общих проблем системной теории и механизмов самоо ганизации и самодезорганизации в сложных нелинейных структурах.

П. Проблемы применения системных методов в общественных науках - экономике, культурологии, социологии, политологии,, определе ние правомерности применения подобных общенаучных методов.

3. Проблемы применения системных методов в этнологии, опыт их пользования в советской и российской этнологической науке.

4. Проблема применения фольклорных источников при решении вог росов этнической преемственности населения Казахстана в средние ве)

5. Проблемы расогенеза и глоттогенева'на территории Казахст» в древности и средние века в связи с проблемами этнической прее1 етвенности населения.

6. Проблемы реконструкции общей картины этногенеза на террит рии Казахстана в древности и раннем средневековье, происхождения развития этносов эпохи бронзы, саков, сарматов, хунну, древнетюркс этносов.

'' 7. Возникновение и ранние фазы развития кыпчакского этноса, е происхождение, структура, этническая территория.

3. Проблемы возникновения казахского субэтноса, смены этною ма кыпчакским этносом, поздних этапов развития казахского этноса.

В первой главе, " Общие проблемы применения принципов систем} подхода и самоорганизации в общественных науках", диссертант рассмг вает вопросы возникновения общей теории систем, механизм самораз! тия сложных систем, в том числе этнических, а также проблемы при нения .системных принципов в общественных науках.

3 диссертации строится следующая вербальная модель механи саморазвития открытой системы. В некоей первоначальной совокупи под воздействием внешней среды действие принципа обратной связи с мулирует возникновение структурной иерархии, усложнение котор приводит к образованию системной целостности. Назовем этот пер

развития системы как латентный,скрытый период. Затем начинается развитие и усложнение структуры,которое можно охарактеризовать как рост системы. Однако любая система имеет свои границы развития, обусловленные конкретными параметрами и природой системной целостности. При достижении этих границ система переживает кризисный период, в ходе которого изменяется морфофункциональная структура и принципы регулирования, либо система вовсе разрушается. При преодолении кризиса начинается в стабильный период развития, когда все качественные' свойства системы остаются неизменными. Исчерпание инерции развития »следствии сопротивления внешней среды приводит к преобладанию девинтеграционных процессов и система входит в период распада, обскурации (вторичного процесса). Недостаточно» высокая интенсивность факторов внешнего воздействия может привести к консервации системы гоместазу, неустойчивому равновесию системы с окружающей средой.

В работе анализируются различные подходы в науке к применению системных методов в изучении культурных феноменов. Диссертант считает, что суть проблемы состоит в том, что понимать под словом"культу-ра". Если это совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством, то сравнения с биологическими процессами необоснованно, т.к. биосфера есть живой взаимосвязанный организм, а культура в этом понимании является лишь механически накапливаемой массой продуктов жизнедеятельности человека. Можно понимать под словом "культура" систему адаптации общества к окружающей среде, вклю-чаущую в себя материальную сторону - субсистему выполняющую функции адаптации к окружающей среде и духовную сторону, выполняющую функции обмена информацией, горизонтального, между членами общества, и вертикальную, между поколениями. Б этом случае культура представляется в виде сложного организма, главную роль в котором играют не все процессы накопления, а процессы обмена информацией. В виде системы можно рассматривать также политические структуры, социальные организмы, что позволяет реконструировать процессы их развития, выработать закономерности развития структур человеческого взаимодействия.

Диссертант считает, что этнос, как и многие другие объекты материального мира, является системой. Характеристика этнических процессов, данная Кузеевым Р. Г.1 определяют этническую систему как от-

1. Кузеев Р. Г. Этнические результаты присоединения тюркских и финно-угорских народов Волго-Уральского региона к Русскому государству. -Уфа, 1990 с. 15

крытую. Этнос как систему анализировал в своих работах Л. Н. Гумилев, со многими выводами которого автор в делом согласен. Этнос представляет собой системную целостность открытого эквифииальиого типа, обладающую этническим полем, возникающим за счет биохимической энергии живого вещества. Этногенез - инерционный процесс, где первичный импульс энергии раходуется вследствии сопротивления среды, что ведет к общему снижению напряженности поля и равновесия этноса с окружающим ландшафтом и другими этносами.1

Во второй главе диссертации,"Этническая преемственность населен? Казахстана в древности и средневековье", рассматриваются глоттогенетк чеокие и расогенетические процессы, а также проблемы этнического самосознания населения Казахстана в ХЛП-ХУ1 веках по фольклорным источникам. Диссертант считает, что этнос, как система, многомерен. Яго о8ннчн^т, что этносе одновременно сосуществует несколько иерархических структур. Их можно выделить по различным критериям. Этнос разделяется на субэтнические единицы как социоэтнические ''сословия,, касты), так и культурно-этнические (конфессиональные группы'). Субэтносы могут иметь >|юрму хозяйственно-культурных групп и планово-родовых об'ьединений.

Кроме того, подсистемы этноса можно разделить и по выполняемым функциям. Материальная культура в этом случае представляет собой подсистему, выполняющую функции адаптации к окружающей среде, а духовная культура, в том числе и язык - функции обмена информацией как вертикально (между поколенями), так и горизонтально /между современниками') .

;">бмен информацией, как мы уже говорили, играет роль управления в сложной самоуправляемой системе, каковой является этнос. Поэтому немаловажное значение в исследовании этноса имеет изучение глоттогенетических процессов. Конечно же, язык - лишь средство общения и не является определяющим фактором этногенеза, но процессы развития языка и этнические процессы тесно переплетены. Ошибочные концепции и смешивание этнических и языковых процессов привели к множеству неверных представлений об истории тюркских народов в. целом и казахов в частности. Для этнической истории казахов особо важную роль играет проблема времени возникновения, история развития & состав кыпчакской группы языков.

На основании ряда выладок в работе реконструируется процесс

1. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. -М. , 1993.

гогенеза на территории Казахстана. Автор приходит к выводу, что в лемонгольское время значительных миграций из кыпчакских степей не э, а кыпчакоязычность этносов Поволжья и Кавказа - результат бо-ранних процессов. Это не противоречит и данным антропологии.1

Таким образом, анализ двух параллельно идущих процессов, глот-гнеза и расогенеза, показан, что на протяжении средневековья ьших переселений из Центральной Азии в Казахстан не было и насе-ие XI11-XIУ веков антропологически и лингвистически преемственно элению предыдущих периодов.

Диссертант считает, что ни язык, ни антропологический облик, политическое или хозяйственное единство не являются основными знаками этноса. Единственным и основным таким признаком может ь только самосознание, этническая самоикдентификация, противопос-ление "мы" и "они". Единственным же источником об этническом са-эзнании народа в историческом прошлом может быть лишь эпос и цру-памятники устного жанра. '.Хюбенно это касается казахов.

Вс^ письменные источники, относящиеся к ХШ-ХУ1 векам составы представителями других этносов и по ним трудно судить о процес-, происходивших в общественном сознании населения казахских сте-этого периода.

Единственным источником, реально отражающим эти процессы яв-гся эпические поэмы казахов, возникшие в ХШ-ХУ векахи произве-ия певцоь, жырау, живших в это время. Анализ их позволяет утвер-гь, что население Казахстана этого периода считало кипчаков свои-предками, в то ле время нагаи и казахи не отделяли себя друг от га в этническом план?.

В ряде песен жырау отразилась память народа об этническом кри-каких-то тяжелых событиях, повлиявших на целостность кып-- китайского этноса. Эти события тесно связаны с именем Орман--хана, которого можно отождествить с Орыс-ханом. Кроме того, лиз ряда исторических преданий казахов позволяет предположить,

Исмагулов 0. И. Население Казахстана от эпохи бронзы до современности. - Алма-Ата,L97Q; <?го же. Этническая геногеография Казахстана,- Алма-Ата, 197"; его же. .Этническая антропология Казахстана. -Алма-Ата, 1982; Иемагуяив О. , Оихимбаева К. Т. Этническая одонтология Казахстана.-Алма-Ата,1989; Исмагулов 0., Оихимбаева К. Т. , Ис-магулова А. 0. Антропологические аспекты происхождения казахского народа <v Известия HAH PK. сер. обществ. Наук, 1993, N 1. 0.13-34.

•что Орыс-хан также выступает под именем легендарного Алаша-хана. Скорее всего в истории было несколько лиц, носивших имя Алаша, один из которых -Орыс-хан.

Диссертант делает вывод, что казахи связывали начало своей государственности о вполне определенным лицом- Орые-ханом, которого народной историографии называли Алаша-ханом и Орманбетом. По ег< имени народ называл себя первоначально ""Алаш-мыны", а позднее "Уш апаш" или "Алты алаш". Со смертью Орыс-хана и его -сыновей связан] легенды казахов,, раскалывающие о кризисе кылчак-ногайского этноса, "Он сан ногай булгенде". Видимо это время (конец ХТУ-ХУ вв), с смерти Бердибека до возвышения Казахского ханства, являются определенным кризисным этапом в этногенезе казахов, фазой надлома этнического поля.

Таким образом, доказывается положение о том, что кипчаки XII века, ногайцы и казахи ХУ века считали себя одним и тем же этносом 1 объединились именем "алаш", унаследованным от державы Орыс-хан; основателя могущества ногайлы-казахов.

Третья глава диссертации,"Опыт реконструкции этногенеза казахи! посвяшена проблемам развития этнических процессов на территории Казахстана в древности и средние века. На основании выкладок, сделанных в предыдущих главах, диссертант реконструирует эти процессы еле дующим образом. Около 4*1'III века до н.*. на территории Казахстан; образуется ряд этносов, принадлежащих к индоевропейскому кругу народов. Это носители ерубной и андроновской культур, п XII века до н. э. на территории Центрального Казахстана продвигаются с востока предположительно тюркоязычные карасукские племена, сформировавшие р.деа бега^ы-данднбаевекую археологическую культуру.

В Х-У111 веках до н. э. начинается новый процесс этногенеза, результате которого появились этносы о общим самоназванием "сака" и. "шака". Это скифы-- "щкуда", дахи-массагеты, тиграхауды или саки-р; ка и пазырыкиы—юэчжи. Кроме того в Центральном Казахстане продолжали кочевать потомки бегазиншв-иеседоны. Кризис этих этносов приводит к тому, что в ГII веке скифы и массагеты распадаются, на Сы] дарье образуется этнос кангаров, а в Семиречье - усуни.

В это же время образуются этносы сорматов и хунну. В II веке н.э. хунну теряют единство и распадаются на четыре части. К Y-Y¡ веках три из них вновь объединяются и образуют тюркскую державу. В на; ке принято считать тюрков и уйгуров разными, хотя и родственными народностями. Также этносами считают карлуков, басмылов и другие этнз

юкие группы. Однако диссертант считает, что называть их эносами ¡правомерно. Скорее всего эти племена были не этническими, а субэтни-■скими единицами. Общего же самоназвания у хунно-тюрского этноса не то, поэтому возникает ощущение множества мелких этносов.

Этническую идентичность хунну и тюрков подтверждают и истори-■ские предания последних, в частности легенда об Огуз-хане, анализ »торой позволяет диссертанту утверждать,, что у тюрков была своя южившаяся историческая традиция, восходящая к временам Моде.

В Ш1 веке начинается новый процесс этногенеза на территории ■нтральной Азии. В Центральном Казахстане формируется этнсх' кыпча->в, на Алтае-найманов, в Северной Монголии - кереитов. На протяже-1И УГП-Х1 веков происходит усложнение структуры этносов, т^ррито-шльная экспансия и ассимиляционные процессы. Однако уже в еереди-■ XI века происходит смена фаз этногене&н. роет этнической и иоли-!ческ(.«й д-еинтеграции, что приводит к подчинению монгольским ханам. Шако монгольское господство изменило лишь политическую систему, не тронув основных параметров этнической. Произошел "гстнотв^нный про--сс изменения этнической структуры, который не выходил за рамки це-ютности системы. В иерархию субэтносов были инкорпорированы новые шпоненты, прежние были трансформированы, мносие из них вошли в ютав новых объединений, получивших названия по названиям пришлых юментоь, возглавивших их - найман,, керей, мангыт, конраг и т.п. шако, как мы уже говорили, общий этноним "кыпчак" сохранился, как «ранилось и этническое самовнание. Акматическая фаза этногенеза, шавшаяся в XI веке к середине Х1У века переходит в (фазу надлома, 13у этнического кризиса. Незначительные в общем политические колли-пи сразу повлекли за собой образование целого ряда новых субэтни-;ских единиц, пытающихся уничтожить друг друга и обособиться в эт-юы. Бурные этнические процессы, грозящие распадом системы, закончись сменой этнонима и сокращением этнической территории. ?нический кризис, начавшийся в середине XIУ века завершается в седане ХУ1, во времена Хак-Назара. Он протекает в несколько этапов. 1 первом этапе, во второй половине XIУ века - начале ХУ века окла-лвается субэтное "ногай". Вначале это консорация сторонников динас-1И Тукай-Тимура. Затем, с закреплением стереотипа поведения в пос-;дуюших поколениях она превращается в субэтнос. С победой Орыс-ха-1 субэтнос "ногай" становится преобладающим и во времена .Едиге пе-'дает свое название всему этносу. На втором этапе кризиса образует-[ еще три консорции, постепенно превратившиеся в субэтносы. Это

- -

шибанцы, мангыты и казахи. Возникли они в первой половине XY века, на протяжении всего столетия между ними шла упорная борьба, закончившаяся в первой половине XYI века, когда к казахским ханам подчинились сибирские роды и узбекские i кипчакско-ногайские") роды, населявшие среднее течение Сырдарьи. В начале XYII века, с переходом пол власть казахских ханов ногайцев Поволжья и Приуралья, процесс объединения казахского народа в рамках одной политической системы завершился. Однако это было не только политическое, но и этническое ообитие, так как в его результате изменилась структура этноса, была выработана система разделения на три жуза. Заключая главу, диссертан приходит к следующим выводам:

Этногенетический процесс, приведший к. образованию казахского этноса, начался в YIII век«. В это время ь Сары-Арке сформировался кыпчакский Спротоказахский) этнос, на Алтае - найманы, восточнее их-кереиты. В монгольскую эпоху кыпчаки стали основной силой Улут Улуса, а кереиты и найманы - улуса Угедея. 1аза надлома этих этносов, протекавшая в XIY - XY веках привела к емене кыпчаками этнонима, вначале на "ногайлы", а затем на "казак". Кереиты и найманы в этс время распадаются и входят в состав западных монголов - ойратоь. Инерционная фаза развития этноса в период XY-XYIII веков известно нам как собственно казахи.

Таким образом, применение системных принципов к изучению этнических процессов пизволнет рассматривать их как динамичные дискретные процессы, процессы развития целостных систем. Данная работа затрагивает лишь часть проблем, связанных и системной природой этноса.

В заключении хочется отметить, что данная работа Не претендует на полное исчерпывающее освещение всех проблем, ^н^анных ч применением системных принципов в этнологии. Это лишь начальный ^тап работы, скорее постановка проблемы, чем ее разрешение, которое требует от исследователей нового научного мышления, отказа от устаревших теорий и концепций, применения новых подходов и методой цля исследования сложных нелинейных процессов.

Выводы, научные положения и фактический материал, чн основе которого написана диссертация, получили апробацию ь следующих научных работах автора:

1. Этногенетические связи казахов с ногаями. • ■' Межнациональные отношения и национальная политика в СССР. / Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции.-Омск,1990, 0,1 п. л.

2. Алаша -хан и этническое самосознание казахов • • Этническая

'орин и культура народов советской страны /Тезисы докладов военной научной конференции молодых ученых. - Омск 1991, 0,1 п. л.

3. Фольклор, как источник по этническому самосознанию населе-[ Казахстана ХШ-ХУ вв. // Тезисы докладов тюркологической конфе-щии молодых ученых "Проблемы духовной культуры тюркских народов Т*. -Уфа, 1991, 0,1 п. л.

4. Применение принципов системного подхода в изучении проблемы диокально-освободительного движении казахов // Национально-освобо-гельное движение в Казахстане: история, методология, иоторикогра-1. / Об. научных статей.-Костанай, 1994, 0,3 п. л.

5. Применение принципов системного подхода самоорганизации в пологии. // Валихановские чтения -2. / Материалы научно-практичес-й конференции. Часть 1.-Кокшетау, 1994, 0,3 п. л.

о. Казахстан в древности и средневековье. / Учебное посо-э.—Костанай, 1995, 10/3 п. л. с в знаменателе указаны авторские лис-

Казахстан в XYIII -начале XX века./Учебное пособие. -Коета-й, 1995, 10/3 п.л.

,4v

су/

РЕЗЮМЕ

"Казахстан хершдеп кене дау1рде кэне орта гасырлардагы этникалык катынастарды зврттеу барысында жуйешк принциптерд! Крлдану" атты ЭБ1ЛЕВ Ершн Аыанжалулыныд 07.00.07. /этнология/ мамандыгы бойьшша кандадаттык дисоертациясында халыктнц шыгу теп н аныктауда гылшныц жада эдц стер1 н пайдалану; кене замавда кане орта гасырларда республика жвршде болтан этникалык процвс-ствргв талдау жасалады.

Автордац пайымдауынша этнос материлдик элэмшц баска да обьектх лер1 сиякты ашык хтйеге жататын Kepi неда. Жазба, заттай.эирвсе фольклор дврвктврхнв стйвнв отырып. автор XIII-XV гасырлардагы Цазакстан жерхн меквздеген тайпалардвд сабактастыгын дэлелдейда. Казак этносын калыптастырган . этникалык процесс VIII гасырда Capí Аркада кщшак этносы пайда болтан сэттв бастаяшты. М?нгыл дэу! pi ццэ кдшаактар Улыг Y лыс мв«лвквт1шц неиз1 бола ттра XIV-XV гасырларда алдымен "ногайлы" кейн кале "казак" этнонишнв айналган.

Кушстыц ней эй кортындаларнн "казак" этногенез1 ш в мэселер1 н о дан epi варттеу жэно кыЛашекте maman Tspszss хадрлзрга дайынау барысында пайдалану мумганшлпч бар.

Resume

The dissertation of Erken Amanzholovlch Abilev for a history sc ence candidate's degree is devoted to the theme:

" The application of system approach principles to study ethn: processes at the territory of Kazakhstan in Ancient times frx! tl Middle Ages" on speciality 07.00.07 (ethnology).

The problems of application the lstest scientific research mel hods of ethnogenesls are analysed in the dissertation. Besides th; thesis has made an attenpt lo reveal the general picture of ethn: processes at the territory of Kazakhstan in Ancient times and tf Middle Ages".

The author considers that ethnos is the open system, like mar other objects of material world. On the grounds of analysis from *rit ten, material, and especially, folk-lore sources this dissertation he irawn a conclusion about ethnic continuity of Kazakh population in XI II-XV centuries.

Ethnogenetlc process began in XVIII century and had put in forme ■-ion Kazakh ethnos, and at that time Kipchak ethnoshad formed i >arl-Arka, which became the base of the Great Ulus at Mongolian epoch ;risis in XIV-XV centuries had changed ethnonym for Kipchak, at th »gining for "Nogaily", and then for "Kazakh".

The principal propositions of the dissertation may be used fo "urther investgation ethnogenesls problems at the territory of Cevtra isia, and besides,- in the process for training of specilists-histori ms and ethnologists.