автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Проблемы эволюции и революции в социально-политической теории П.А. Кропоткина (политико-этический аспект)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Никульченков, Евгений Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
Автореферат по политологии на тему 'Проблемы эволюции и революции в социально-политической теории П.А. Кропоткина (политико-этический аспект)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы эволюции и революции в социально-политической теории П.А. Кропоткина (политико-этический аспект)"

скверо-западньй кадровый центр

П Г Г! Л П I 1 и 0.1

на правах рукописи

шжульчыжов евгешй Иванович

проблема эволюции и революции в социалню-голйтическоя

тзорш п.а.кропоткша /шлптжо-этический аспект/

Специальность 23.00.01. - теория а история политической

пауки

автореферат диссертации па соискание ученой степени кандидата политических наук

Санкт-Петербург 1993

Диссертация выполнена на кафедра политологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель: доктор философских наук,

профессор Кривушин Л.Т.

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор Баскии Ю.Я.

кандидат философских наук, доцент Осипов И.Д.

Ведущая организация: Санкт-Петербургская государствечная

Академия культуры

Защита диссертации состоится " " # м. 1994 г. в ^

часов на заседании Специализированного Совета К.174,02.01 по присуждению ученой степени кандидата политических наук в СевероЗападном кадровом центре по адресу: 193015, Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д.47, 3-й лекционный зал.

С диссертацией »южно ознакомиться в Научной библиотеке СевероЗападного кадрового центра. -Автореферат разослан " <Ю " о ерЯ 1993 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета к.ф.н., доцея?

Меркулов В.М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Происходящие в нашем обществе процессы реформирования политического и социально-экономического устройства вызывают глубокие изменения в жизни россиян. Развертывающаяся демократизация создает широкие лредг~силки для свободного самовыражения и самоопределения личности, реализации ее внутреннего потенциала. в то же время утверждение рыночных отношений по-новому стазит вопрос о взаимообусловленности и взаимодействии политики и нравственности. Развитие конкурентных начал, формирование гибкого рынка рабочей силы и связанная с этик угроза массовой безработицы, набираюгэе силу социальное расслоение общества стремительно изменяют не только объективные жизненные условия, но и психология людей. Есе болызее их число начинает испытывать гнетущее чувство неуверенности в завтрешнем дне, личной беспомощности и несостоятельности, оказывается неготовым приспособиться к новым условиям своего существования. Еще в больней степени ориентация на рыночную экономику сопряжена с тяязлыми испытаниями для нравственных чувств народа: утрачиваются привычные ценностные ориентиры /взаимопомощь к солидарность мевду людьми, чувство сострадания к ближнему, бескорыстное служение своему Отечеству и т.д./, растет отчуждение мезду индивидами, происходит утверждение культа денег, обезображивающего все человеческие отношения. Политич :кая и экономическая стратегия общества, сделавшего свой выбор в пользу демократии, плюрализма и рыночной экономики, при всей ее предпочтительности не является идеалом и поэтому требует критического отношения и нравственной экспертизы. Для нравственного возрождения общества нет другого пути кроме экономического а политического преобразования, раскрепощающего личность. Однако это преобразование обернется катастрофой, если будет покупаться ценой попрания морали. Моральное сознание индивида и общественная нравственность должны быть ограждены от неуместного наставничества со стороны политики. Формируя политически мыслящего и политически действующего гражданина, институты и право, призванные обеспечивать в обществе в том числе и необходимый минимум морали, но должки посягать на моральное ядро личности, предоставляя человеку свободу руководствоваться указаниями собственной совести в выборе путей и средств для нравственного самоопределения и личностного развития. В современных условиях отсу?с.зие программа духовно-нравственно-

го возрождения России при осуществлении преобразований социально-политического и экономического порядка может привести к дискредитации в массогом сознании курса реформ и отбросить общество назад, приблизить опасность социального взрыва. Исходя из принципа многофакторности исторического развития человеческого общества, необходимо помнить, что все сферы жизни человека'тесно взаимосвязанны между собой к требуют одновременного эффективного совершенствования.

В этой связи целесообразно обратиться к творческому наследию классика русского анархизма - П.А.Кропоткина. Как политический мыслитель, Кропоткин занимает видное место в истории социально-политической мысли России. Боль и страдание за Родину и народ, выяснение путей революционного и эролюционного преобразования общества, осмысленно нравственного прогресса - всс это отразилось в теоретических воззрениях русского анархиста, ¡'.схода из принципа историзма и многофакторности развития общественного бытия, Кропоткин сделал выеод о том, что осуществление на практике социально-политического и экономического преобразования социального организма невозможно бе -, его духовно-нравственной реорганизации, и наоборот. 2го теория взаимопомощи и солидарности между людьми и идеи о творческой созидательной деятельности народных масс в эволюционном развитии заслуживают особого внимания. Социально-политическое учение П.Л.Кропоткина неоднозначно. В нем содержатся как прогрессивные, так и утг ичзские идеи, но тем не менее обращен»^ к общечеловеческим проблемам /политическим, экономическим, социальным и духовно-нравствзнннм/, которые затрагиваются в его творчестве, необходимо именно сегодня, когда Россия переживает столь трудные времена.

Таким образом," актуальность темы диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

- необходимость» разработки сбалансированной концепции соотношения политики и этики в условиях социально-политического и экономического преобразования общества, которая выступала бы ступенью в общей структуре программы духовно-нравгтвенного оздоровления социального бытия;

- перспективностью подходов П.А.Кропоткина в своем творчестве к урегулированию общественных отношений с помощью общечеловеческих Нравственных ценностей в ходе эволюционного социального развития.

Степень разработанности темы. Основоположники русского анархизма - Ц.А.Бакунан и П.А.Кропоткин - были людьми высокой культуры, подлинными русскими интеллигентами. Их идеи были популярны.1«! как с России, так и за ее пределами в конце XIX и в первые два десятилетия XX века.

Среди работ первой четверти нынешнего столетия, посвященных творчеству Л.А.Кропоткина, следует выделить работы В.Хрусталева "Анархизм как философия действия /По П.Кропоткину/", А.А.Борового "Анархизм", Л.Кульчицкого "Современный анархизм", И.Гроссмана-Рощика "Октябрьская рсволкам и тактика анархо-синдикалистов" к др. В 20-30-х годах большую работу по изучению творчества Кропоткина вела группа эитузнас тов, объединившихся вокруг Музея П.Л.Кропоткина и Комитета по увековечиванию его па-ляти. 3 этот период издаются такие работы русского анархиста как "Записки революционера", "Дневник П.А.Кропоткина", "Переписка Петра и Александра Кропоткиных". Предполагалось также издать собрание сочинений Петра Алексеевича в 27 томах. Однако после расформирования в 1939 году Музея П.А.Кропоткина эта работа надолго, почти на 30 лет, прерывается. В 40-50-е годы не существовало возможностей и перспектив для теоретической работы в русле идей классического русского анархизма. И только в 60-е годы возобнавляется публикация работ русского ученого и революционера. Выходят в зет "Записки революционера" с вступительной статьей и приме1чаниякл В.А.Твардовской, публикуется работа "Великая Французская революция 1789-1793". В это время возобновляется и исследование теоретического наследия П.А.Кропоткина", Среди работ 60-80-х годов можно выделить следующие: Р.А.Блюм "Взгляды Кропоткина на революцию", Н.М.Пиг'мавоЯ "Петр Алексеевич Кропоткин", Р.В.Петропавловского "Этика П.А.Кропоткина", С.Ф.Ударцева "Кропоткин" и др.

Философские воззрения П.А.Кропоткина наиболее полно и обстоятельно изложены в монографии А.А.Галактионова и П.Ф.Никандрова "Русская философия Х1-Х1Х веков", где рассматривается "синтетическая" философия русского анархиста и его теория взаимопомощи. Философские идеи Кропоткина в контексте идео-.лгин революционного народничества исследуются в работе В.А.Калинина "Философия революционного народничества". Социологические взгляда русского анархиста подвергнуты анализу в монографии И.Г.Лиоренцевича "Социологическая июль в России" и в книге И.Я.Щипаиова "Философия и социология русского народничества". Экономические воззрения М.А.Бакунина и П.А.Кропот-

шша исследуются в работе Ф.Я.Полянского "Критика экономических теорий анархизма". В исторической литературе интереснейшчми работами, где анализируется лшзненный путь и творчество русского анархиста, являются монография Н.М.Пирумовой "Петр Алексеевич Кропоткин" и книга В.А.Маркина "Петр Алексеевич Кропоткин /1842-1921/", посвященная исследованию научной деятельности русского ученого в области географии и геологии. В 70-80-е гг. защищаются диссертации по творческому наследию Д.А.Кропоткина, среди которых следует выделить работы А.И.Ракутова "Критика нравственных взглядов русских анархистов /М.Бакунин, П.Кропоткин/", Д.И.Пронякина "Революционно-анархическая доктрина П.А.Кропоткина /критический анализ/", В.Н.Данилова "Социологические воззрения П.А.Кропоткина", С.А.Мндоянца "Философия анархизма в России чторой половины XIX- начала XX веков. М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин /историко-критический англиз/".

Из зарубежных исследователей, подвергающих критическому анализу теоретические взгляды П.А.Кропоткина, необходимо выделить М.Миллера, П.Аврича, Д.Вудкокка, Р.Таккера и др. Заруоежные авторы особое внимание уделяют анархистскому решению дилламы, стоящей перед человечеством, той диллемы, которая проходит красной нитью через все творчество Кропоткина, - сзобода или власть.

Несмотря на появление научной литературы, исследующей творческое наследие Кропоткина, приходится констатировать, что значительная ее часть отягошена идеологическими стереотипами, затрудняющими про-никновен е в суть кропоткинской философской и социально-политической теории. Прежде всего это с-ереотипы ортодоксального марксизма, характеризующие русский анархизм как "утопическо-консервативное направление"*, а "учение Кропоткина, завершающее развитие "классического" анархизма XIX века" как учение, которое "содержит все основные методологические, теоретические и практико-политические недостатки, внутренне присущие противоречивой мелкобуржуазной теории анархизма этого исторического периода."-4 Такой подход отрицательно сказывался на изучении самобытности русского анархизма как философской и социально-политической теории, занимающей свое особое место в общем контексте русской философии, и на изучении теоретического наследия П.А.Кропоткина, как одного из выдающихся представителей русской анархистской мысли. В настоящий момент начинается новый этап в изучении анархизма. Взгляды и теоретические позиции М.А.Ба-

1. П^намарав Н.В. Критика анархистской концепции власти и современность. Казань. 1978. С.128.

2. Ударцев С.Ф. Кропоткин. М., 1939. С.124.

кунша, П.А.Кропоткина и других представителей русского анархизма пред- и послереволюционного периода в сегодняшней палитре мнений о настоящем и <5у цупием России дапт много "обильной питл" для плодотворных размышлений. позволяют провести исторэтеские аналогии. Этот этап будет безусловно характеризоваться новыми оригиналып "та науч-нк-ти идеями, открытием новых исторических фактоз и имен, что безусловно обогатит программу духовного и культур;-эго возрождения России.

?1пль и основш'о зрт^гчп ::ссл9дорячгп. Данное исследование пр-здстаз-ляет собой попытку анализа проблемы соотношения эволюционного я ре-волюционкого путей дсстжения социального прогресса в творчестве П.А.Кропоткина. Для реализации намеченной доли представляется необходимом ресониа следующих конкретных задач:

- рассмотрение основных этапов формирования социально-политических воззрений П.А.Кропоткина;

- анализ тесной связи и взаимодополняемости политической и этической проблематики в творчестве русского анархиста;

- раскрктко кропоткинского инварианта теории Ч.Дарвина;

- рассмотрение этической концепции Кропоткина, в которой нравственность предстает в качестве основания и критерия социального прогресса;

- анализ ссотнопонта эволюционных и роволюцкошшх способов социально-политического преобразовали,! общества в анархистской теории

П.А.Кропоткина;

- выяснение своеобразия учения русского мыслителя и его утопической конструкции идеала будуэего социального устройства. Кетололог^ и источники яоплеговяитт. Методологической основой

исследования выступают то принципы и методн, которно П.А.Кропоткин использовал в своем творчестве. Это прежде всего индуктивный и де-дуктив1шй методы познания природы и общества, метод сравнительного анализа, принцип единства прир->дного и социального бытия, принцип взаимосвязи исторического и логического в динамике становления человеческой цивилизащш, принцип многофакторности исторического развития. Важное методологическое зна'енпо в филосо$ско-этической и социально-политической теории Кропоткина имеет разработанный им биосоциологический закон взаимопомощи и солидарности в природном и социальном мире. Этот объективный закон выполняет в учении русского анархиста функцию свяэугаего звена между Лклософией природы и обшества. Внбор методологии ГГ.А.Кропоткина за основу исследования

неслучаен, т.к. для того, чтобы понять логику рассуждений русского ученого, основные постулаты и вывода его социально-политической и этической теории, необходимо "включиться" в образ мысль-л Кропоткина и шаг за шагом приближаться к намеченной цели - исследовать проблему соотношения эволюционного и революционного путей социального прогресса в творчестве русского анархиста.

Теоретически»™ источниками исследования выступают работа П.А.Кропоткина в области социальной философии, этики и политической науки, результаты научных изысканий отечественных и зарубежных авторов, непосредственно обращающихся к теоретическому наследию Кропоткина, а также к изучению исторических судеб анархизма.

Научная новизна работы. Научная новизна диссертации заключается в том, что. в ней:

- впервые специально поставлена проблема соотношении эволюционного и революционного способов социального прогресса в теоретических воззрениях П.А.Кропоткина;

- предпринята попытка по-новолу осветить этапы формирования социально-политических взглядов русского анархиста /реформаторский, революционни-демократическиЯ и анархистский этап/;

- в контексте многогранного творчества П.А.Кропоткина зволюционно-революционные идеи систематизированы в вице целостной концепции;

- показано, что в теории русского ученого толщин и революция суть взаимодополняющие друт друга способы развития общества по пути достижения социального идеала - безгосударственного анархически организованного сообщества лю-ей;

- обоснован тезис, согласно которому революционные преобразования соответствуют политической борьбе классов, а эволюционное развитие - социальному сотрудничеству и взаимопомощи людей /кропоткинский инвариант теории Дарвина/;

- выявчен и последовательно раскрыт концртуальннй притерли социального идеала, путей и способов его достижения в теории П.А Кропоткина - нравственная парадигма;

- в соответствии с этой парадигмой социально-пол. тическая теория Кропоткина интерпретирована как этика бытия и прогресса человеческого общества: в этом суть своеобразия анархистского учения и утопической конструкции мировоззрения мыслителя. Теоретическая и практическая значимость исслепования. Материалы

диссертации, разработанные в ней подходы и полученные результаты позволяют дополнить и расширить понимание социально-политической

и этической теория П.А.Кропоткина. Вывода работы могут бить использованы при разработке спецкурсов по история политических учений, историк этической июли, при. проведении лекционных и семинарских зшштий по курсу политология, этинл и социальной философии.

Апробация работы. Результаты выполненного испледованпя получали отракеняо в'двух научных публикациях. Дассертг дня обсущзка л получила положительную оценку на кафедре политологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура кослодо вон ня. Диссертация состоит аз введения, двух глав по два параграфа в ка"щои, заключена .1 списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность тем диссертация, раскри-ваатся степень ее разработанности, формулируются цела 2 задачи исследования, научная новизна к возможность практического применения результатов работы.

Глава первая "З^ичоски? основания соиталько-полптичрско"; теории Д.Д.Кропоткина" посвящена исследованию этической концепции Кропоткина, являющейся существенна.,! составной частью его учения о эвол!> цнон :о-роволгпциошюм становлении человечества.

Б перРО'/ лярчтр^о "Р.-.'бпр нравстрег'чо-гумят'стичзст'о:1. позиции » днзнн п тлорчес^ро" исслздувтса дгчноетине и теоретако-фэдософскиа предпосылки формирования позиции будущего русского анархиста.

Вступление Кропоткина в активную научно-теоретическую и революционно-практическую деятельность явилось результатом созпательпо-го нравственно-социального выбора. Образованность и нравственность -два эти момента представляют собо;5 основание самосознания русского интеллигента. П.Л.Кропоткин бнл но ..росто человеком эицпклолздичгс-кой образованности, он бил Личностью, человеком с ранимым а страдающим сердцем, русским интеллигентом, которому чуздо нравственное равнодушие к судьбам свои: соотечественников. Наличие высокой степени образованности и. воспитание в дворянских традициях, где важнейшими качества;.« человека считались честь, достоинство, верность слову, не могли нз повлия"", на формирующееся мировоззрение и миросозерцание Кропоткина. Вместе с тем. уже в молодые гс и. со всей определенностью заявила о себе необходимость преодоления определенных черт, отличавших представителей ичущах слоев, черт, далеких от принципов гуманности. Как вспоминал Кропоткин, подобно многим молодым людям иа ДЕоря_.ских семей он вступил в жизнь "с не-

кренним убеждением в том, что нужно командовать, приказывать, ... наказывать и тому подобное.Однако непосредственный контакт с людьми привел его к осознанию того факта, что наиболь,. эффективность приносит деятельность, базирующаяся "на началах взаимного понимания".

Гуманиста по убеждениям, Кропоткина, отличало уважительное отношение к простолюдинам, к добродетельным качествам русского крестьянина. Просветителъско-гуманистический пафос публичных выступлений Кропоткина был обращен прежде всего к тем русским интеллигентным людям, которые предприни!.лли попытки поднять культурный л образовательный уровень народа. Кропоткин был убежден, что крестьянин способен понять интеллигентного человека, если только последний избегает в своих объяснениях иностранных слов и отвлеченных понятий, если использует наглядные примеры.

П.А.Кропоткин безгранично верил в доброту и порядочность человека, эта вера не была всего лишь декларацией, она проявлялась в повседневном быту, являлась побудительным мотивом для публицистических выступлений в прессе, в которых он восставал против существования смертней казни, против применения наказаний вообще. Имея возможность близко соприкасаться с бытом и представлениями народных масс /особую роль в этом сыграли путешествия Кропоткина в малоизученные районы Восточной Сибири, Амурской области и Северной Маньчжурии/, русский ученый с особым интересом наблюдал за фактами, свидетельствовавшими о том, что в своей повседневк^й жизни люд; смогли сохранить и продолжают нравственные традиции, унаследованные от предков. Важнейшими принципами совместного существования били и остаются взаимопомощь, сотрудничество, милосердие и сострадание, составляющие фундаментальное основание для нравственного совершенствования. Кропоткин обращал вню'эдие на то, что эта принципы не вписываются в широко пропагандируете в •"о время теорию орьби за существование, вачшейаиг постулаты которой использовались в качестве исходных посылок при создании различных политико-правовых концепций государственного устройства. Русский ученый возражал против стремлений видеть в эволюционной теории Ч.Дарвина только концепцию борьбы з". существование, тогда как в ее структуру была заложена вместе с тем и идея взаимной помощи и солидарности. Гипертрофирование принципа борьбы за существование, по мнению Кропоткина, :.:ог-ло привести к губительным последствиям, особенно в рамках осу^'е^-"-вления социальной революции. Усматривая в марксистской теории Сорь-

1. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М., 19Э1. С.371.

бы классов за политическую власть своеобразную интерпретацию дар-вшювой концепции борьбы за существование, Кропоткин пророчески предсказывал, что при подобном одностороннем использовании "социалистами-государственниками" теории Дарвина неизбежным результатом всех их попыток общественных преобразований будет яесточайпая военная диктатура.

Гуманизм л морализм представляются основным;; \ -ртами мировоззрения Кропоткина. Русский ученый, теоретически двигавшийся в русло антииндивидуалистической традиции русской философской мысли, г.гс-тупал против чу-дч.х русскому народу "буряуаяних" нравственных пед-ностей. Он подчерки/'"1:: "Эгоистический, т.е. неразумный, индивидуализм в материальных областях жизни неизбежно привел нас к индивидуализму, столь не эгоистическому к вредоносному, в области взаимных отношений меяду человеческими существами."* По гасли Кропоткина, только возвращение к подлинным нравственным ценностям, унаследованным от предков, взаимопомощи, солидарности, справедливости, готовности к самопожертвованию, мохет обеспечить стабильное и действительно нравственное су [.чествование общества. Важнейшие дга русского ученого-революционера этические категории - "взаимопомощь", 'сир .ведливость", "солидарность" - являлись в то же время и категориями его социально-политической концепции, продолжая и здесь юсти на себе значительную нравственную нагрузку. Таким образом, ч творчестве Кропоткина четко просматривается взаимосвязь и взаимозависимость этической и социально-политической проблематики. Нравственные проблем! всегда занимали важное место а теоретико-публицистической деятельности русского анархиста, однако только в кои-;а г'.изни он почувствовал неотлагательную необходимость в зыработ-•:е новой этики, отвечающей реалия;: ^временного мира и способной :тать фундаментальным основанием дгя анархистской теории.

Bojnßl^-ElParaiS "2Sig?e0KWt ?lQl|uc.'',_]:in: нравственность как крн-■ерий социального прогресса й ny^eii его постлан ля" исследуется ¡тпческая концепция П.Л.Кропоткина, в которой русский ученый сде-;ал попытку с помощью теории нравственности доказать возможность ¡уцествования справедливого обще-••аза, построенного на анархистских 1ачалах.

Свои этические рассуждения Кропоткин начинает с постановки проб-¡егап как и почему возникает нравственность? Исследуя исторические чти нравственности он пришел к выводу о том, что нравственность • сть результат биологической я социальной эволюции человечества,

. Кропоткин H.A. Зтика: Избранные труды. !«., 1991. С.350.

она представляет собой феномен, возникший из практики взаимосвязи и солидарной деятельности людей. При построении своей этической концепции Кропоткин принимал во внимание выводи Ч.Дар1-..»ш, который наряду с фактами взаимной борьбы прослеживал факты совершенно другого рода - взаимной поддержки внутри вида животных. Кропоткин подчеркивал, что факты взаимной поддарики являются более значимыми для эволюционного развития, т.к. работают на сохранение вида, на упрочение его существования как целостности. Он писал: "Тогда как борьба за существование одинаково ведет к развитию как прогрессивному, так и регрессивному, ...практика взаимопомощи представляет силу, всегда ведущую к прогрессивному развитию."*

В своей книге "Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса" Кропоткин определил взаимопомощь как инстинкт общительности. Потребность взаимодействовать, быть вместе важна для сообществ животных /например, при защите от врагов или добивании пищи/, но еще в большей степени "инстинкт общительности" важен для людей, которые в процессе общения вырабатывают привычки, нравы, обычаи и традиции, а также формы коллективного существования, формы общежития 'роды, общины, средневековые цехи и т.д./. Общительность составляет, таким образом, характерную потребность человека. С другой стороны, человек испытывает потребность поступательно развиваться: физически, умственно, нравственно /Кропоткин называл эту потребность стремлением к "большей интенсивности жизни"/. Обе эти сущностнкт потребности человека, по мысли Кропо- хина, должны быть положены в основание новой этики. Перед этой новой этикой стоит задача обнаружения в естественных проявлениях человеческого духа источников "равенственного самосдерживания", без которого невозможно соблюдение суверенных прав личности, без которого разрушаемся любая социальная целостность.

Кропоткин был убеаден, что государство, созданное людьм;, стало главным фактором, препятствующим развитию и совершенствованию "в-ловеческой солидарности. Он, как и многие его современники, осознавал несовершенство существующих общественных о-ношений. Кропоткин полагал, что буржуазные государства, стоящие на стране социальной несправедливости, усугубляют разобщенность людей, и следовательно, посягают иа первейшую потребность личности - стремление к общению и взаимопомощи. Вместе с тем русский анархист, основываясь на собственных наблюдениях, мог констатировать, что в повседнгнной жизни вопреки всем социально-политическим коллизиям сохраняю^с.-; и

1. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М., 1991. С.32.

етрчют паяную роль в жизни людей традиции взаимопомощи и сотрудничества, поступки, продиктованные чувствами сострадания и милосердия. Все ото укрепляло уверенность Кропоткина з том, что только анархистское безгосударственноо самоуправление может устранить ннд/плдуалкстнческйо и эгоистические тенденции во взаимоотношениях людей, а также способствовать углублению тенденций взаимовыручки и взаимоуважения.

Создавая свою этическую концепцию, Кропоткин не ограничивался исследованием феномена "взаимопомощи". "Взаимопомощь" является у русского ученого только первой ступенью при восхождении к истинной человеческой нравственности."Инстинкт общительности", по мысли Кропоткина, дает импульс движения к Справедливости. Он подчеркивал, что признание справедливости первоосновой нравственности было бы признанием политического и общественного равнопрагля людей и, следовательно, вело бы к отрицанию всех классовых подразделений. Взаимопомощь и Справедливость, по представлениям Кропоткина, на исчерпывают еще всей истинной нравственности, "в нее входит еще третья составная часть, которую можно назвать... готовностью к самопожертвованию. великодушием."* Русский мыслитель указывал, что без готовности людей к самопожертвованию, без самоотверженности человечество не могло бы развиваться. Самоотверженность не является "обменом равного на равное", она выше требований типа: "не делай другому того, чего бы сам не хотел получить взамен", поэт чу она прэдетавля-эт собой нравственность будущего. Способность человека нравственно действовать, не думая о выгодах того или иного поступка, в конеч-юм счете составляет, по замечанию Кропоткина, высшее удовлетворено продуманных и взвешенных требований своей собственной природы. Сообщества животных и людей идут к неминуемому упадку и лечэзнове-шю, если не выполняют необходимых условий прогрессивного развития • движения по линии восхождения от Взаимопомощи, к Справедливости [ далее к Самопожертвованию или собственно Нравственности. Ни поли-■ика, ни экономика, по мысли Кропоткина, не в состоянии заменить ¡равственность. Без нее общество погружается в хаос, теряет элас- ' ичность, и уже никакая власть не может остановить губительного аморазрушения отдельных личностей и общества в целом.

П.А.Кропоткин неоднократно подчеркивал ту мысль, что государст-енное воспитание и образование служат власти и делают все, ч~обы бедить людей, что эта власть необходима. Это происходит "потому •»•о, если люди начнут сомневаться в необходимости насаждения нрав-

. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М., 1901. С.275.

стаенных начал силою власти, они скоро потеряют веру в высокую миссию своих правителей."1 Воспитание /религиозное, юридическое, историческое/ проповедует мысль, что человек, над которым не стоит правитель, становится диким зверем, что о. "толпы" нельзя ожидать ничего кроме "животности" и "войны всех против всех". Эту толпу избранник;! /священники, законодатели, полицейские.../ усмиряют и, не допуская всеобщей драки, воспитывают в уважении к закону к в страхе перед наказанием; только это и может сдерживать звериные инстинкты, лишенной мысли толпы. Однако строго научное изучение развития человеческих обществ и учреждений привело Кропоткина к млению, что подобные утверждения охранителей власти представляют собой миф, который власть создала сама о себе. Русский ученый подчеркивал: "Обычаи и приемы, созданные человечеством в целях взаимной помощи, защиты и мира вообще, были выработаны "толпой" без имени. К именно эти обычаи позволили человеку, как и существующим в наше время животным видам, выжить в борьбе за существование."^ ' Принципы равенства, взаимопомощи и уважения прав другого могут обеспечить благополучие и в небольшом коллективе /напр., семье/, и они же, как свято верил в это Кропоткин, способны облагородить общество в целом, превратить ого в такую целостность, которая не будет нуждаться "ни в кнуте, в прянике" властей. Анархистское общество, о котором говорит Кропоткин, делает указанные выше важнейшие этические принципы своими сущностными атрибутами. В анархистском обществе, полагал русский мыслитель, сила ли .лссти должна заявлять о себа, противостоя ужо не власти, а "противообщественным, буйным" страстям другой личности: необходимо учиться противопоставлять эти;., недостойным человека страстям сбои столь же сильные, "нравственные страсти". В анархистски организованном общество отношения между членами определяются не законами, декларируемые: разными властителями, а взаимными соглашении«! свободных личностей, " таюко свободно признаваемыми обычаями и привычками, которые, как полагал эволюционист Кропоткин, не должны застывать в своих формах л превращаться в нечто незыблемое, "они должны постоянно развиваться, применяясь к новым требованиям жизни, к прогрессу науки и изобретений

к развитию общественного идеала, всс более разумного, все более возвышенного.""*

Социально-политическая теория Кропоткина представляет собой кон-

1. Кропоткин П.А. Хлеб и водя. Приложение к журналу "вопросы философии". :.!., 1990. С.276.

2. Там же, С.277.

3. Там же, С.287.

епцаи достижения социального идеала - безгосударственного анар-истского сообщества людей, построение такого общества, по мысли усского ученого, невозможно без принятия за основополагающее на-ало и критерий социального прогресса нравственности. Таким обра-ом, существенной и своеобразной особенностью утопической конструкции Кропоткина является давлеющая над всем нравственная пара-ягма, заставляющая мысль развиваться в направлении построения гики бытия.

Вторая глава "Теория социально-политического развития общества" зсвящена выяснению своеобразия анархистской концепции Кропоткина, которой эволюция и революция выступают как взаимодополняющие зуг друга способы социально-политического преобразования общества. В параграфе первом "Формирование социально-политических воззре-ш П.А.Кропоткина" прослеживаются основные этапы-становления Кро-)ткина, как ученого л революционера-анархиста; характерной особен-)стью этой эволюции било превращение его из "государственника" в [нтигосударственника".

Процесс формирования социально-политических воззрений молодого юпоткина начался в "эпоху реформ", которая наступила в России в р.50-х годов XIX века с вступлением на престол Александра II и одлилась 10-15 лет. В коренных преобразованиях нуждались все сфе-яизни /экономика, политика, образование л культура/, однако глав-м тормозом в проведении реформ по-прежнему оставались пережитки епостного права. Инициаторы социальных перемен, среди которых ли члены кабинета министров л сам Александр II, не могли осущест-ять их в одиночку, они испытывали необходимость в активных про-дниках реформ в жизнь. И таких людей было довольно много. Кропот-и отмечал: "Среди дворянства не было недостатка в молодых людях, горыз искренне работали для полного освобождения крестьян."* Од.! из таких людей был П.А.Кропоткин, который, закончив Пажеский зпус, отправился в Восточную Сибирь, чтобы активно заняться ре-зматорской деятельностью, в том числе и подготовкой проектов двух ¡юрм /тюрем и системы ссылки и городского самоуправления/. Одна-, подготовленные к весне 1363 года к отправленные в Петербург про-:н нз наалл там одобрения. Бюрократические проволочки в цо.ч:: •• : местах ставили реформы под удар, а после покупеи'м на ::с..: II, совершенного Дм.Каракозовым, правительство, по закоч-Шй» -•к:ша, окончательно порвало с реформаторскими м-зропрлг -".мл. "тс •1-я стало для будущего русского ученого и револ^цген-ра Ъ\

Кропоткин П.Л. Записки революционера. , 1990. С.123.

разочарований в силэ централизованной политической власти, он убелялся в неэффективности реформирования сверху, проводимого государством в лице его бюрократического аппарата управления. В то же время этот период стал временем осознания зак зов общественного бытия, обнаружения "скрытых пружин общественной жизни", понимания важнос-ти"созидательной работы неведомых касс". С этого момента отношение Кропоткина к революции приобретает положительный характер, что ознаменовало окончание реформаторского этапа в становлении его соци-' ально-политичаских воззрений.

В 1872 году П.А.Кропоткин отправился в Европу. Поездка сыграла значительную роль в становлении его социально-политических взглядов. Это был период изучения различных течений социально-политической мысли, знакомства с европейским рабочим движением, с деятельностью Юрской Федерации I Интернационала и ее лидеров /М.Бакунина, Дж.Гильома, А.Швицгебеля, М.Сажина и др./. Так начался для Кропоткина этан революционно.'о демократизма, этап самоопределения в широкой палитре революционных идей.

По возвращению в Россию Кропоткин активно включается в русское революционное движение 70-х годов, которое носило народнически;! .. характер, становятся членом наиболее влиятельного среди револвциогк них объединений народнике« кружка "чайковцев". Большинство членов кружка был;', по убеждениям "лавринистами", они уделяли болькоа внимание "книжному долу", т.е. распространению революционной и прогрессивной литературы, пропагандистской деятельности среди рабочих и крестьян. Уже в начале 70-х годов Кропоткин принимал основные ¡¡ч" тулаты анархистской теории А.Бакунина, пытался приспособить их : к реалиям освободительного движения в России. В кружке "чапковцил" сторонники теоретических воззрении Бакунина принадлежали к влия"-ной левой группе. Однако позицию Кропоткина в этот период нельз;: считать определенно анархистской, 051 разделял идеи революционною народничества, в частности, идеи о необходимости широкой пропаял ды среди крестьянства, составлявшего 90$ населения страны, в кото рой своего решения ждал прежде всего земельный вопрос. Он вспоминал: "Мы понимали, что для успеха крестьянской революции нельзя л л/ться в деревню со своими идеалам, почерпнутыми из книжек, хот); бы и самых умных. Нужно проникнуться теми началами, которые вира;:' тались самим историческим развитием народа."!

Осе ¡ью 1873 года Кропоткин подготовил программный документ кру?" ка "чайковцев" - "Записку" /"Должны ли мы заняться рассмотрением

1.См. Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А.Бакунина. М. 1990

С.292-293.

щеала будущего строя?"/. Важнейшим/ пунктами "Записки"'стали идеи штиэтатизма и федерализма, социальной революции I. революционной »рганизацил, представления о будущем социальном идеале, путь к но-•орому, по мысли Кропоткина, пролегает через поэтапное создание об-[ества на принципах "казарк. ^ного коммунизма" и уравнительного рас-[ределения. Пройдя школу реформаторства, столкнувшись с бюрократи-[ескими препонами российской государственности, П.А.Кропоткин осоз-[ал никчемность борьбы за политические права и свободы в рамках бур-уазного государства и сделал вывод о необходимости социальной ре-юлюпии. важнейшими, этапам;! которой должны стать: 1/ этап полити-геской революции, в рамках которой осуществляется ликвидация старой :олитической власти и государственности и 2/ э^ап. народной револю-.ии, который характеризуется огромной построительной работой народ-ых масс по формированию социалистического безгосударствэнного строя достижению всеобщего равенства. Подготовка к осуществлению соци-льной революции,по мысли Кропоткина, необходимо подталкивает к ор-анизации в России революционной партии, которая должна иметь своей елью на "будоражение" народа призывами к восстании, а постоянную аботу по формированию адекватного понимания необходимости револо-ионного действия в народной среде, т.к. успех социальной революция озможен только в том случае, если потребность в ней будет осознана рестьянами и рабочими России.

Революционная деятельность Кропоткина в кружке "чайковцев" окон-ательно определила судьбу русского революционера, приверженца ра-икалышх общественных изменений. После ареста П.А.Кропоткинй в 374 году и заточения в Петропавловской крепости, а затем удачного эбега из Николаевского военного госпиталя, для него начинаются дол-яе годы эмиграции. Именно эти ..оды жизни вне России окончательно. 7ределили облик Кропоткина как разностороннего ученого и революци-10ра-анархиста.

По мнению автора. Кропоткина можно считать сложившимся*теоретиком ирхизма с 00-х годов XIX века, когда появляются его основные со-шения по социально-политической и этической тематике. С этого вре*-гни начинается собственно анархистский этап его творчества. В этот период интенсивной научной и публицистической деятельности 1ХОДЯТ в свет такие его раооты, как "Речи бунтовши"а" /1385 г./, Слеб и воля" /1392 г./, "Современная наука и анархия"/1-392 г./, 5заимная помощь среди животных я людей как двигатель прогресса" :902 г./, "Великая Французская революция" /1909 г./ и др. 'в его со-[ально-политических работах красной нитью проходят идеи соотношения

социальной эволюции и революции, политическая палитра дополняется этическими представлениями о зависимости исторических типов нравственности от социально-политического устройства общества. Учений все более продвигается' к идее спасения европейской цивилизации посредством инноваций в нравственной сфере, он подчеркивает," что человечество уже ищет новые формы политической жизни, которые согласовывались бы с современными! воззрениями на права личности и равенство в обществе. Необходима такая революция, которая не только смогла бы пере-'делать хозяйственный строй основанный "на хищничестве и обмане", не только разрушила политические учреждения, "но также расшевелила бы всю умственную и нравственную жизнь общества, вселила бы в среду мелких и жалких страстей животворное дуновение высоких идеалов,честных порывов и великих самопожертвований."1 _,2олько*ш 74-летнем возрасте в 1917 году Кропоткин смог вернуться на Родааусг События, развернувииеся в стране, давали много фактического материала для корректировки его социально-политической концепции, и в частности теории революции. Русского интеллигента и гуманиста .приводили в отчаяние ужасы гражданской войны, "красного террора", института заложничества и т.д. Анархист Кропоткин был потрясен разрастанием чудовищной бюрократической системы управления. Он неоднократно обращался с письмами к высшему партийному руководству страны, с горечью пророчески писал о тогл, что "уничтожение вольного почина во всей хозяйственной и политической деятельности сраны, и даже в выражении мысли, неизбежно роковым обр^ом ведет если не к полной реставрации до-революционного режима, то к злой к, увы глубокой реакции на несколько десятилетий."^ Все конкретные предложения Кропоткина по поводу корректировки построительной работы в ходе осуществления революции оставались невостребованными. ДаЕал о себе знать и возраст русского ученого, поэтому Кропоткин видел в теоретической деятельности единственную возможность участия в преобразованиях. В конце жизни он берется за создание фундаментального труда, "Этики". Кропоткин, как ему казалось, Обнаружил основной недостаток всех предшествующих революций. Он сделал вывод о том, что всякую революцию начинать надо не с разрушения старого общества, каким бы несовершенным оно не было, а с воспитания нового человека на принципах нравственности, который и будет только способен построить новое общество, основанное на принципах справедливости, взаимопомощи и свободы.

1. Кропоткин П.А. Речи бунтовщика. Пг.- М., 1921. С.20.

2. Кропоткин П.А. Письмо С.Л.Мильнеру от Б фев. 1919 г. // Вопросы философии. 1991. №11. С.56.

Этапы становления социально-политических воззрений Кропоткина /реформаторский, революционно-демократический а анархистский/ свидетельствуют о том, как реформатор-государсъзенник постепенно превращался в антигосударственника, противника государственных учреждений, законов, санкций, направленных против личности, против естественных условий взаимосуществования людей - равенства и соучастия з делах других.

Во втором параграфе "Эволюционные и революционные способы социально-политического преобразования общества" предпринята попытка систематизировать в виде целостной концепции эволюционно-революциончые идеи П.А.Кропоткина.

Проблема соотношения социальной эволюции и революции занимала одно из центральных мест в социально-политической теории русского анархиста. Кропоткину представлялось чрезвычайно важным выяснить движущие силы поступательного движения цивилизации, необратимость качественных изменений в общественном развитии, ведь только на основе этих знаний становится возможным прогнозирование будущего и выстраивание социального идеала.

По мнению Кропоткина, величайшим приобретением науки XIX века явилась эволюционная теория Ч.Дарвина. Заложенная в ней идея "непрерывного развития", т.е. эволюции, и постепенного приспособления особей и сообществ животных к новым условиям по мере того, кат» они изменяются, находила широкое приложение. Как отмечал Кропоткин: "Когда она была введена в изучение природы вообще, а также людей, их способностей и их общественных учреждений, она открыла новые горизонты и дала возможность объяснить самые непонятные факты в области всех отраслей знания."1 Высоко оценивая учение Дарвина в целом, Кропоткин критически подошел к тем теоретическим положениям его учения, где затрагивался вопрос о борьбе за существование в растительном и животном мире, и эта борьба выступала в качестве определяющего фактора эволюционного развития. На основе полученных научных данных русский ученый сформулировал биосоциологический закон взаимопомощи, который являлся ни чем иным, как законом прогрессивного развитая животного мира и человеческой цивилизации. Прогрессивный вектор эволюционного развития, по мысли Кропоткина, зависит от степени организованности и сплоченности животных и людей на началах взаимно:: помощи и солидарности.

В человеческом обществе универсальный закон взаимопомощи, согласно Кропоткину, имея объективный характер, проявляется на всех ста-

1. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. Приложение к журналу

"Вопросы философии . М., 1990. С.263.

дкях исторического развития, начиная с первобытного общества и кончая современностью. Жизненные условия вынуждали людей объединяться уже на заре каменного века. Такое объединение сил я специализация в выполнении определенных социальных функц. л позволяли людям наилучшим образом избегать разрушительных тенденций. Те социальные группы, которые были способны организовать жизнь на максимально солидарных началах, оказывались в наиболее благоприятных условиях для существования и саморазвития. В результате эволюционного развития ' человечества инстинкт солидарности все более и более закреплялся в отношениях между людьми и превращался в цементирующий фактор общества.

Эволюционное развитие человечества привело к организации таких форм жизни и учреждений, которые, в одном случае, максимально соответствовали закону взаимопомощи и солидарности, а в другом, шли с ним вразрез, и, как подчеркивал Кропоткин, способствовали регрессу социального бытия. К прогрессивным формам совместного существования русский мыслитель о.носил роды, племена, сельские общины, гильдии ремесленников и средневековые вольные города-общины. Последние прекратили свое существование в течении 15-16 веков, с появлением централизованного государства - этого, как отмечал Кропоткин, вновь возникшего тройственного со .за между военным, судьей и священником, этими тремя силами, которые соединились ради взаимного обеспечения своего господства над обществом с помощью государственной и политической власти. Русский анархист так писал о г^ ;езисе государства: "Масса факторов способствовала появлению государства: желание меньшинства воинов, законоведов, ученых к священников, которые хотели господствовать над массами; необходимость обезопасить себя против нашествия чужестранцев; церковь, которая требовала повиновения власти... Все прошлое человечества соединилось против его будущего."*

Анализируя сущность государства, Кропоткин определял ее через структурно-функциональную определенность последнего; к ней он относил: 1/ централизацию власти; 2/ ее пирамидальную структуру; 3/ эксплуататорское предназначение государства. Классовость же Кропоткин рассматривал, как изменчивую черту государства, а потому несущест-в'чную. По млению русского ученого, государство призвало удерживать трудящегося человека в материальной и духовной нищете, для этого оно монополизирует систему образования и воспитания, создает целую систьму институтов и законов, работающих в пользу имущ-х. Имея в целом негативное отношение к государству, Кропоткин все хе не отрицал

1. См. Ударцев С.Ф. Кропоткин. 1939. С.49.

необходимость выполнения государством ряда социальных функций: зашиты интересов граждан, наказания виновных, заботу об образован;;:., защиты от внешних врагов. Однако он подчеркивал, что монополизация государством данных функций, которые раньие до появления государства выполнялись обществом, повлекла за собой негативные последствия, главным среди которых является отчуждение народных масс от участия в общественных делах.

Для теоретических рассуждений Кропоткина характерно резкое противопоставление гражданского общества и государства. Он не смог рассмотреть той исторической миссии, которую было призвано сыграть государство в ходе эволюционного социального развития. Само становление институтов как гражданского общества, так и государства щло параллельно к лишь на определенной стадии исторического развития произошло их вычленение, ознаменовавшее собой разграгпчение гражданского общества я сферы политического пространства общества, как двух взаимодействующих и взаимодополняющих структурных образований. Гражданское общество и государство объективно взаимосвязаны между собой и функционирование одного не может осуществляться без другого. Между ними существует некая "нейтральная" зона, в которой осуществляется процесс взаимообмена и взаимосвязи структурных компонентов гражданского общества и государства.

Исследуя взаимообусловленность эволюции и революции в ходе циви-лизационного развития, Кропоткин сделал вывод о том, что в соответствии с законом взаимопомощи формы социальной жизни, препятствующие прогрессу человечества, р'ано или поздно объективно реорганизуются и перестраиваются. Это осуществляется либо с помощью реформирования общественного организма, что представлялось Кропоткину в условиях капиталистического общества утопичным, либо с помощью революции. Инстинкт солидарности, лежащий в основе закона взаимопомощи, по мысли Кропоткина, живет в людях даже в саше мрачные периода истории. Русский ученый писал: "Даже тогда, когда в силу временных условий: подчиненности, рабства, эксплуатации, это великое начало общестпеп-ной жизни начинает приходить в упадок, оно все-таки живет в и?сллх ' большинства и в конце концов вызывает протест против худых, эгоистических учреждений - революцию. Оно и понятно: без этого общество должно было бы погибнуть."* Таким образом, эволюционная теория Кропоткина связана с его теорией революции.

Историческое развитие человечества, согласно Кропоткину, рсть ни что иное, как его эволюционно-революционное становление. Эволюция

1. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М., 1991. С.299.

подготавливает почву для революционных бурь, а последние выступают в роли координаторов поступательного движения цивилизации. Революции являются своеобразными катализаторами и средствами изменен™ общественных отношении. Зто не ряд восстан/-"1 в деревнях и городах, не простая смена правительства, "революция - это быстрое уничтожение, на протяжения немногих лет, учреждений, устанавливавшихся веками и казавшихся такими незыблемыми, что даже самые пылкие рефор-

„1

маторы едва осмеливались нападать на них.

• Взаимообусловленность эволюции и революция в ходе исторического развития объективируется в обозначенном Кропоткиным законе социального прогресса. Этот закон описывает медленные и постепенные эволюционные изменения и резкие скачки революционных переходов. Революции представляются необходимыми этапами социальной истории, проявлением общественной целесообразности. Для Кропоткина, резолюции соответствуют политической борьбе классов и групп, в то время как з эволюционном развитии главная роль принадлежит социальному сотрудничеству и. взаимопомощи людей. Кроме того, революция является для Кропоткина еще к явлением нравственного порядка. Именно в революционные моменты истории происходит ломка стереотипов поведения к. мышления, человечество прощается с устаревшими традициями и привычками, происходит переоценю ценностей, зарождается новая нравственность. Так, через формулирование и расшифровку закона социального прогресса, Кропоткин показал в своей социально-политической теории динамику развития человечества, взаимосвязь и взаимообусловленность социальной эволюции и революции, как ступеней соц, льного бытия. Особо следует подчеркнуть тот факт, что, для Кропоткина, социальная революция призвана в первую очередь разрушить безнравственность; единственно оправданным итогом революции может быть создание безгосударственного /анархистского/ строя, в котором результатом долгой постро-ительной работи народных масс будет достижение социального равенства и истлнно нравственных отношений между людьми.

В заключении подводятся основные итоги исследования и определяются перспективы развития данной проблематики.

По теме диссертации имеются следующие авторские публикации:

1. Пробисма социальной эволюции и революции в теоретических воззрениях П.А.Кропоткина.//Деп. в ИНИОН РАН. 14.07.92. № 4Б780.

2. Гуманизм П.А.Кропоткина.//Деп. в ИНИОН РАН. 18.01.93. № 47570.

^Кгопоткин II.А. Великая Французская революция. М., 1979. С.8.

Подписано к печати £9.44. 93 г. Формат бОхРЧ^/16.

Печать оесетная. Об-ем 1.1 печ.л. Заказ . Тирак 100 Экз.

Респлатно. ПО-З "Ленупризла;".