автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проблемы эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах"
На правах рукописи
Кочесокова Мадина Петровна
ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ И ТИПОЛОГИИ ЖАНРА ПОВЕСТИ В АДЫГСКИХ ЛИТЕРАТУРАХ (1920-1970 гг.)
Специальность 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (Литература народов Северного Кавказа)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Нальчик - 2004
Работа выполнена на кафедре русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор Мусукаева Анджелла Хамитовна
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор Бекизова Лейла Абубекировна
кандидат филологических наук Атабиева АсиятДаутовна
Ведущая организация:
Ставропольский государственный университет
Защита состоится " 15 " декабря 2004 года в 10.00 часов на заседании диссертационного Совета Д.212.076.04 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).
Автореферат разослан " У1 ноября 2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в диссертационной работе впервые предпринята попытка системного изучения проблем эволюции и типологии жанра повести в адыгских (адыгейской, кабардинской, черкесской) литературах.
Категория жанра — сложная, противоречивая, многозначная. Вопросы формирования, развития и типологии литературных жанров становятся все более актуальными в современном литературоведении. Вопросы эти ставятся как в историко-литературном, так и в теоретическом планах, при этом теоретический аспект предполагает учет всей полноты конкретного материала национальных литератур.
Процесс эволюции жанровых форм в литературе - достаточно продолжительный и диалектически сложный. В качестве примера можно привести истории литератур со сложившимися давними традициями и значительным опытом.
В литературоведении не раз отмечалось, что в период 19201940 годов, будучи следствием социальных преобразований в жизни народа, следствием культурной революции, стало реальной возможностью ускоренное развитие национальных литератур. При этом следует помнить, что подобное становление литературы являлось также и результатом культурного развития предшествующих периодов: фольклорное наследие, творчество адыгских просветителей, которые делали первые попытки создания письменности, публиковали свои художественные произведения в ХГХ-начале XX столетий и т.д.
Литература периода 1920-1940-х годов стала общенациональным явлением, реальной силой, которая внесла значительный вклад в становление жанров, в формирование национального самосознания.
Жанр повести в адыгских литературах периода 1950-1970-х годов был вызван острейшими проблемами современной действительности. Он ставил особо важные и актуальные проблемы эпохи, для художественного решения которых останавливал свое внимание на одном или двух наиболее драматических конфликтах, проецировал их на общественную жизнь и разрешал.
Жанр повести данного периода претерпевает значительные изменения: прямолинейное трактование событий или поступков героев, которые наблюдались в первых адыгских повестях, сменяется худо-
РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ I БИБЛИОТЕКА I
жественным обобщением, строгим отбором фактов, аналитическим подходом к ним. Одной из самых трудных задач адыгской повести 1950-1970-х годов является создание характера героя и обстоятельств, его художественно обусловивших.
В решении этих и других важнейших вопросов, выходящих на данную проблему, и заключается актуальность темы диссертационной работы.
Методологической основой диссертационного исследования стали принципы и методы, разработанные в трудах ведущих исследователей современного национального литературного процесса: Ю.Л. Ба-рабаш, М.М. Бахтина, Г. Гачева, Л.Я. Гинзбург, Н.С. Надъярных, К.К. Султанова, а также Х.И. Бакова, Л.А. Бекизовой, A.M. Гутова, Р.Г. Мамий, А.Х. Мусукаевой, А.А. Схаляхо, Ю.М. Тхагазитова, З.Х. Толгурова, А.Х. Хакуашева, Р.Х. Хашхожевой, Р.Я. Фидаровой, К.Г. Шаззо, Т.Е. Эфендиевой и других.
Работа построена по принципу историко-типологического изучения материала, продиктованного особенностями развития адыгской национальной прозы, в частности жанра повести. В основу диссертационного исследования положена современная теория целостного восприятия и закономерного развития литературного процесса.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является исследование адыгской повести в ее эволюционном развитии и типологических связях. Данная цель обусловила следующие задачи:
— изучить процесс формирования и развития жанра повести в адыгских литературах 1920-40-х годов;
— выявить истоки формирования жанровых особенностей повести;
— определить специфику типологических связей в адыгской повести 1950-70-х годов;
— изучить стилистические особенности творчества отдельных адыгских писателей;
— исследовать национальное художественное своеобразие жанра повести в адыгских литературах.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые анализируются проблемы эволюции и типологических связей в жанре повести в адыгских литературах. В работе нами предпринята попытка исследования национальных истоков зарождения жанра повес-
та, типологической общности жанра и художественной индивидуальности писателей, специфики адыгской прозы в отдельной жанровой форме. Решение данных актуальных проблем, на наш взгляд, имеет не только исто-рико-методологическое, но и художественно-эстетическое, а также типологическое значение, так как позволяет выявить своеобразие и специфику эволюции национальной художественной прозы как на примере жанра, так и творчества отдельного художника слова.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что исследуемая в ней концепция эволюции и типологии адыгской повести, определения истоков и особенностей формирования жанра могут способствовать дальнейшему комплексному изучению специфики жанрового развития адыгской прозы, как и в целом северокавказской. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в научно-педагогических целях, в преподавании курса «Литература народов Российской Федерации», а также для дальнейших разработок в области классификации прозаических жанров в адыгских литературах.
Материалом исследования послужили повести адыгских писателей периода 1920-1970-х годов: С. Кожаева, Дж. Налоева, X. Теуно-ва, Ад. Шогенцукова, X. Кочесокова, X. Каширгова, А. Налоева, А. Кушхаунова, Т. Адыгова и др. — в кабардинской литературе; Т.Керашева, И.Цея, А. Хаткова, А. Евтыха, Д. Костанова и др. — в адыгейской литературе; X. Абукова, М. Дышекова, С. Темирова, И. Амирокова, X. Гашокова и др. - в черкесской литературе.
Степень изученности темы. Жанр повести в адыгских литературах не подвергался специальному исследованию, хотя в главах монографий, а также в отдельных статьях, посвященных адыгским литературам, ему уделялось определенное внимание. Среди этих работ необходимо отметить монографии Л.А. Бекизовой «От богатырского эпоса к роману» (1974); Р.Х. Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (1999); Л.Н. Кашежевой «Кабардинская советская проза» (1962); Р.Г. Мамий «Вровень с веком» (2001); А.Х. Мусукаевой «Поиски и свершения» (1978), «Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология» (1993); А.Х. Мусукаевой, Р.А. Шетовой «Художественный мир Хачима Теунова» (2002); У. Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1987); А.Х. Хакуашева «Али Шогенцуков. Книга о
жизни и творчестве поэта» (2000); К. Г. Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) и др.
При всем многообразии научных мнений и значительном количестве работ по проблемам жанра в литературах Северного Кавказа нет специального монографического исследования, посвященного вопросам эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах.
Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедр русской литературы, кабардинского языка и литературы (июнь 2004 г.), а также на научном семинаре «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (Институт филологии Кабардино-Балкарского государственного университета, сентябрь 2004 г.).
Основные положения диссертации отражены в материалах научных конференций, а также в 3-х статьях (Пятигорск, 2003; Нальчик, 2004).
Структура работы. Цель и задачи определили структуру диссертационного исследования, которое состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Главы работы построены по теоретико-историческому и типологическому принципу развития жанра повести в адыгских литературах и охватывают материал от первых повестей 1920-х годов до 1970-х. Каждая глава имеет свою структуру и проблематику. Работа имеет целью сочетать историко-литературные характеристики с новыми тенденциями, которые формируются в современном литературоведении.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дается изложение теоретических и методологических принципов исследования, определяются научная новизна, цели и конкретные задачи работы, обосновывается ее актуальность, теоретическая и практическая значимость
Глава первая «Повесть как жанр. Проблемы эволюции и художественной типологии повести в русской литературе» анализирует основные этапы развития жанра повести в русской литературе, а также выявляет внутрижанровые разновидности повести.
Повесть как жанр имеет в русской литературе, вероятно, самую интересную и продолжительную историю: она появляется у истоков национальной художественной культуры, после определенных этапов
развития становится особым и самостоятельным литературным видом, переживает XVIII век со всей его спецификой формирования литературных жанров и вступает в XIX век жанром, «не терпящим соперничества» (В.Г. Белинский).
Повесть испытывает на себе влияние всех имевшихся в русской литературе течений, направлений, методов и школ, она, фактически, подготавливает зарождение жанра романа. В русской литературе второй половины XIX века повесть продолжает «идти» рядом с ним, дополняя его и в то же время испытывая на себе влияние жанра романа. И на рубеже XIX-XX вв. жанр повести вновь возвращает свое настоящее значение и занимает ведущее место в русской реалистической литературе.
Повесть как эпический жанр стремится сохранить событийную основу на протяжении всей истории своего развития, от древнерусских повестей до современных. Но необходимо подчеркнуть, что в психологических или нравственно-философских повестях, предметом изображения которых является по преимуществу субъективная, духовная сторона характера героя, событием, действием произведения становится развитие его переживаний, чувств, мыслей. Событийная основа повести позволяет отличить ее от записок, мемуаров, дневников, воспоминаний и т.д. В периоды классицизма и раннего романтизма эпические жанры уступают в своем значении лирическим и драматическим жанрам. В дальнейшем, когда литература начинает ориентироваться на историческую эпоху, на действительность, весьма возрастает и художественное значение повествовательной прозы в системе ее жанров. Как утверждают исследователи, повесть - по преимуществу жанр романтической литературы, жанр «поэзии действительности» (Бахтин М.М., Белинский В.Г., Добролюбов Н.А., Еремин И.П., Сидяков Л.С., Синенко B.C., Поспелов Г.Н., Хализев В.Е., Храпченко М.Б. и др.),
В реалистической литературе 30-х годов XIX века намечаются два различных ее течения, которые определяются как психологическое (изображение внутреннего мира человека) и социальное (социальные проблемы общества), нередко и\ еще называют по именам великих художников - пушкинское и гоголевское.
Основные художественные принципы творчества Н.В. Гоголя, его гражданский пафос, демократизм, гуманизм в дальнейшем развили писатели «натуральной школы». Но не следует всех принадлежащих к этой школе писателей относить к гоголевскому направлению.
Если некоторые писатели (И. Панаев, Я. Бутков, В. Соллогуб) обращались к гоголевской проблематике, то другие (И. Гончаров, А. Герцен, И. Тургенев, М. Салтыков-Щедрин) разрабатывали конфликты личности и общества. И в то же время, этих писателей, различных во многом по мировоззрению и художественным интересам, объединяло нечто общее, идущее непосредственно от творчества Гоголя.
Большинство повестей в русской литературе 40-х годов характеризуется ярко выраженной социальной направленностью. Именно в этот период повесть обретает в полной мере свои эпические свойства: в ней со всей определенностью утверждаются принципы объективированного изображения, сознание автора в них четко отграничивается от сознания героя. И именно из-за резко критического отношения к действительности, из-за тенденциозности и идеологичности литературы повесть 40-х годов в основном характеризуется ярко выраженной субъективностью повествования.
В повестях 60-х годов начинает утверждаться новый, нравственно цельный, уверенный в себе герой, носитель передовых идеалов эпохи. Но самое главное, герой этот представлял уже не передовое дворянство, а разночинную интеллигенцию. Это не было случайным явлением, т.к. повесть наряду с романом самым непосредственным образом отражала процессы социального переустройства общества. В повести 60-х годов раскрывается трагическая судьба крестьянства, процессы обнищания деревни, тема эксплуатации «рабочего люда» («Поликушка» Л. Толстого, «Подлиповцы» Ф. Решетникова, «Разоренье» Г. Успенского и др.) В целом повесть 60-х годов многими своими чертами как бы повторяет развитие среднего повествовательного жанра 40-х годов, но уже на другом, новом, уровне.
Повесть как жанр ввиду своих специфических особенностей может воплотить почти все проблемно-тематические аспекты содержания эпического рода: в ней может быть отображен как характер героя, так и окружающая среда или же взаимоотношения между характером и средой. Если попытаться кратко охарактеризовать основные этапы развития жанра повести в русской литературе XIX века, то заметим, что в 20-е, 50-е, 90-е годы XIX века, а также в 1900-е годы наблюдалось бурное развитие «романтической повести», в 40-е годы XIX века и 10-е годы XX века - «натуральной» повести. Русская повесть, пройдя большой и сложный путь развития
от древнерусской повествовательной традиции к произведениям
A. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, все более четко обретала свою специфическую структуру и стиль, выявляла национальные особенности и своеобразие художественных форм.
Жанр повести в силу своих специфических особенностей, способности живописать жизненные явления с какой-то одной важной стороны позволял художнику активно вторгаться в развивающуюся противоречивую действительность 20-30-х годов XX века. На первый план была выдвинута автобиографическая повесть (А. Грин, Б. Пастернак, И. Соколов-Микитов), а также нравственно-психологическая (А. Карцев, Б. Левин, С. Буданцев) и повесть, посвященная «оборонной» проблематике (Н. Тихонов, В. Лидин, А. Воронский и др.). Повесть 40-х годов была подготовлена успехами очерка, публицистики, рассказа, она воссоздавала определяющую роль народа в борьбе против захватчиков: В. Гроссман «Народ бессмертен», В. Василевская «Радуга», Б. Горбатов «Непокоренные», А. Бек «Волоколамское шоссе» и другие.
Русская повесть 50-60-х годов характеризуется прежде всего гуманистической направленностью, она приобретает большое значение в решении проблемы положительного героя (В. Некрасов «В родном городе», В. Тендряков «Не ко двору», «Тугой узел», В. Кожевников «Знакомьтесь, Балуев» и другие).
Особое место в литературе данного периода занимала художественная проблема новых процессов в деревне. В октябре 1955 состоялось совещание «писателей, пишущих на деревенскую тему», было много споров вокруг книг о деревне: очерки В. Овечкина, Ф. Абрамова, повести
B.Тендрякова, С. Залыгина, романы Г. Николаевой «Битва в пути», Д. Гранина «После свадьбы», В. Кочетова «Секретарь обкома»,
C. Крутилина «Липяги», П. Проскурина «Горькие травы» и другие.
Жанр повести 50-60-х годов характеризует стремление к глубокому исследованию и осмыслению действительности, к объективному анализу прошлого народа, настоящего и будущего. Но главное - в литературе 60-х годов заметно усиливается внимание к нравственным проблемам, что становится залогом интенсивного развития нравственно-философской прозы 70-80-х годов.
Для философского жанра становится весьма актуальным принцип соотнесенности сегодняшнего дня и прошлого. Творческие поиски и дос-
тижения русских писателей 70-80-х годов характеризуются глубиной разработки двух основных проблем: человек и природа, человек и война. Эпико-философское направление представлено в русской литературе 70-80-х годов созвездием замечательных имен: Ю. Бондарев, Ч. Айтматов, В. Быков, С. Залыгин, П. Проскурин, В. Распутин, В. Шукшин и другие. В эпико-философской прозе, как и в лирико-философской, происходит углубленное осмысление жизни. Русская философская проза конца XX века, постигая специфику общественного, социального, нравственно-этического развития, заметно эволюционировала от произведений Ю. Бондарева, С. Залыгина, В. Дудинцева до повестей В. Распутина, А. Виноградова, А. Битова, А. Алексина, И. Герасимова и других. Расширилось социальное пространство литературы, возросла историчность сознания.
Жанр повести в русской литературе конца XX века значительно расширил «горизонты» современности, изменил понятие «наше время» в принципе. Значительно возросла и общественная значимость литературы в целом, возросла роль «авторской», вольной прозы, «личных» жанров. Границы между «чистой литературой» и действительной жизнью исчезли. В то же время художественный уровень повести возрос, она победила сопротивление и укрепилась сама, разрабатывая самые злободневные вопросы современности.
Глава вторая «Формирование и развитие жанра повести в адыгских литературах периода 1920-1940-х годов»
В современном литературоведении проблемы эволюции и типологии того или иного жанра являются достаточно изученными и в то же время актуальными. Определилось множество научных концепций, исследующих как вопрос жанровой градации, так и самого понятия жанра: как категории художественного содержания произведения, как категории, связывающей содержание и форму, как соотношение структуры и композиции художественного произведения и т.д. В трудах X. Бакова, Л. Бекизовой, Н. Джусойты, А. Мусукаевой, 3. Толгу-рова, Ю. Тхагазитова, А. Хакуашева, X. Хапсирокова, Р. Хашхожевой, Р. Фидаровой, К. Шаззо и других убедительно доказывается, что на формирование и эволюцию системы жанров особое влияние оказала ярко выраженная социальная заостренность, а также отдельные приемы создания характеров и изобразительные средства устного народного творчества народов Северного Кавказа.
В период 1920-30-х годов обращение к устному народному творчеству было вызвано необходимостью учебы молодых литератур у фольклора как у сложившейся эстетической системы, располагающей значительно большим, чем у них, художественным опытом, позже, в период 1950-70-х годов, литература строит свои отношения с фольклором иначе. Время учебы уходит в прошлое, хотя фольклор остается для литературы неисчерпаемым источником вековой народной мудрости, человековедения в самом высоком эстетическом и этическом смысле. Адыгские литературы генетически связаны с устным народным творчеством, и эта поистине кровная связь определяет их природу, место в типологии множества национальных литератур, они фольклорны по своему типу. Связь с фольклором может быть доказана не путем обнаружения аналогий, а путем раскрытия кровных связей: Именно фольклор давал начинающим, ищущим свои пути авторам платформу, первую ступень для перехода к конкретности в изображении действительности, событий и фактов, для насыщения их достоверностью, реализмом, художественностью.
Первые адыгские прозаические произведения характеризовались героико-романтическим воспроизведением действительности, берущим свое начало из фольклорной эстетики и политической позиции писателя. Первые адыгские повести (Дж. Налоев, С. Кожаев, Али Шогенцуков, Т. Керашев, М. Дышеков и др.) свидетельствуют о неоднозначном отношении начинающих прозаиков к устному народному творчеству: от прямого подражания до творческого осмысления. Особое влияние на развитие прозаических жанров в адыгских литературах оказала русская литература, в частности переводы на национальные языки произведений русской классики. Влияние это было постоянным и плодотворным.
Основными темами первых адыгских повестей были непримиримая классовая борьба и революционные преобразования в деревне, изображение дореволюционной жизни народа в перспективе исторического развития, создание образа нового героя, тема раскрепощения женщины, критика религии и представителей духовенства и т.д. Первые прозаические произведения были отмечены чисто внешней интерпретацией характеров и конфликтов, так как писатели еще не овладевали искусством отбора и анализа материала, искусством претворения жизненного факта или конфликта в художественный образ.
Немаловажную роль в становлении жанра повести в адыгских литературах сыграли очерк и рассказ. В очерках Т. Борукаева, Дж. Налоева, 3. Максидова, X. Теунова, Т. Керашева и других зримо воссоздавался процесс обновления, энтузиазма нового времени, ощущение закономерности исторического развития и т.д. Особый художественный интерес представляли очерки и статьи Дж. Налоева и X. Теунова.
Отдельно необходимо остановиться на том, что обилие в 192030-х годах публицистико-очерковых произведений в адыгских литературах было вызвано не только политическими, социально-экономическими и культурными изменениями в жизни народа. Молодым писателям необходим был конкретный подход к жизненным явлениям, отдельным событиям и фактам как к начальной ступени художественного постижения жизни. Очерки и заметки, которые были вызваны к жизни процессом первоначального развития адыгской литературы, запечатлевая отдельные, частные явления действительности, давали возможность будущим писателям приобщиться к настоящему литературному творчеству. Сотрудничество в газетах и журналах позволяло им определить дальнейшее направление их творчества, расширяло их художественный кругозор, давало возможность широкого выбора тем и их решений. И тогда же определялось в их будущем литературном творчестве конкретно-историческое направление, которое способствовало раскрытию сущности времени, конкретизации изображаемого. Начинающие писатели учились вникать в современный жизненный процесс, в глубоко внутренний смысл явлений, воссоздавать их в заметках, статьях, очерках, анализируя жизненные факты, часто весьма противоречивого характера и содержания, пытаясь проникнуть в эти противоречия и объяснить их. Конкретные жизненные факты становились базой для обобщения, выявления характерных, типических черт времени.
Первые повести были посвящены также проблемам воспитания нового человека. Они строились, как правило, на материале колхозной жизни («Новь» С. Кожаева) или гражданской войны («Начало» Дж. Налоева, «Прошлые дни Гисы» 3. Максидова). Сам процесс формирования и развития повести в целом проходил весьма неравномерно: и писатели, и сама литература делали первые шаги. Жанр повести обладал большими возможностями для широкого изображения жизни, чем жанры очерка, рассказа, так как на художественную структуру жанра мог воздействовать не только опыт русской литературы, но и
опыт национальной словесности (И. Цей, А. Шогенцуков и др.). Стремление к широкому охвату жизни, к художественному обобщению фактов новой действительности, углубление в реальность, попытки овладения методами психологического анализа - все это способствовало формированию жанра повести. Фактически, рождение нового повествовательного жанра из малых жанровых форм, из очерка и рассказа, было свидетельством развития национальной прозы в целом, фактом художественного отражения действительности. Из целого ряда адыгских повестей 1930-40-х годов повесть X. Теунова «Аслан» выгодно выделяет глубина реализма, идейно-психологического анализа. Но реализм вовсе не исключает использования элементов романтической повествовательности, романтической контрастности, обращения к фольклору.
В адыгской прозе 1920-40-х годов становление концепции нового героя характеризовалось следующими особенностями: постепенный переход от фольклорного черно-белого изображения действительности и характеров к углубленному изучению и воссозданию; отказ от восторженно-романтического изображения жизни и героев; переход от очерково-публицистического стиля, от малых жанров прозы к социально-психологической повести и роману. В то же время наблюдалось преобладание декларативности социальной проблематики в художественном изображении образов новых людей, отсутствие полноты реалистической художественности.
Анализ прозаических произведений адыгских литератур 1920-40-х годов дает возможность вывести некоторую общую закономерность: художественное осмысление и освоение прошлого в немалой степени способствовало процессу овладения молодыми писателями принципами нового искусства, помогало в художественном воссоздании современности. Этот период литературы не случайно привлекает внимание исследователей. Именно в литературе периода 20-40-х годов прослеживается переход на новую основу: от переосмысления известных тем и мотивов устного народного творчества - к реалистической прозе, от прямого противопоставления старого и нового - к художественному воссозданию и решению проблем, от абстрактности - к овладению принципами конкретного историзма, от описания отдельно взятых жизненных фактов — к развернутому повествованию, изображающему жизнь во всем ее многообразии и развитии. Кроме того, исследование
творчества адыгских писателей, как и всего процесса развития литературы, необходимо для более точного представления о путях становления отдельных явлений в современной литературе, для определения закономерностей развития этих явлений. Становление и развитие прозаических жанров в адыгских литературах шло сложными путями, но во многом по типологически сходным параметрам. Типологическая сходность прослеживается и в других северокавказских литературах.
Жанрово-типологическое многообразие в исследуемый период проявилось в адыгской прозе не так широко, но уже заметны были общие закономерности и основные тенденции развития трех родственных литератур, как и других национальных литератур северокавказского региона. Жанр повести во всем его многообразии и глубине утвердится позже, в период 1950-70-х годов, но в 1920-40-х годах были завоеваны первые вершины, определившие дальнейшее развитие жанра.
Глава третья «Адыгская повесть 1950-70-х годов. Типологическая общность и индивидуальное своеобразие»
Жанр повести весьма специфичен, он активизируется в наиболее ответственные и важные моменты общественной жизни. Повесть обладает особой способностью «публицистически заострять внимание массы на животрепещущие проблемы современности» (К. Шаззо). Развитие жанра повести в адыгских литературах 1950-70-х годов было вызвано острейшими проблемами современной послевоенной действительности. Повесть ставила вопросы особо важные и актуальные для эпохи. Для художественного решения проблем жанр повести останавливал свое внимание на одном или двух наиболее острых проблемах. При всей своей жанровой способности откликаться на актуальные жизненные вопросы, повесть выбирает одну линию или один сюжет, способный отразить множество аспектов.
Одной из самых трудных задач адыгской повести 50-х является создание характера героя, когда событийная и психологическая стороны повествования не всегда бывают согласованы. Известно, что своеобразие характера в произведении проявляется в его действиях, помыслах, которые должны быть не только психологически мотивированы, но и обладать собственной социальной основой. Характеры и обстоятельства, их обусловившие, в художественных произведениях должны рассматриваться в их единстве, так как если человека как личность создают определенное время и определенные обстоятельства, то это же время и эти же
обстоятельства в свою очередь находятся под влиянием человека. Фактически, это трудный, сложный и многоступенчатый путь художественного творчества, на котором уже многое было сделано адыгскими прозаиками, но и немало еще предстояло сделать.
Одной из основных тем послевоенной адыгской повести становится тема возвращения героя - фронтовика к мирной жизни: «Аул Псы-ба», «Возращение» А. Евтыха, «Две высоты» Д. Костанова и другие. Данная тема была ведущей и в русской литературе 50-х годов, достаточно вспомнить «Счастье» П. Павленко, «Возвращение» П. Платонова, «С фронтовым приветом» В. Овечкина, наконец, «Кавалер Золотой Звезды» С. Бабаевского. Основной художественной проблемой адыгской повести 50-60-х годов становится создание типического характера современника, чаще всего деревенского жителя, разрешающего насущные и острые вопросы послевоенного села. Но необходимо отметить, что фигура реального героя, новатора и борца нередко идеализировалась и «выпрямлялась». Одновременно в адыгской повести наметился новый подход к разработке исторической темы. Это проявлялось прежде всего в интересе к национальным истокам, к далекому и недавнему героическому прошлому народа, к примеру, повесть «Дочь шапсугов» Т. Керашева. Весомый вклад в развитие жанра повести в адыгских литературах внес X. Ашинов: «И зимой гром гремит» (1958), «Первый день» (1960), «Пойду вслед за тобою» (1962), «Камни на дороге» (1963), цикл повестей из книги «Калина» (1966) и др. Проблематика и поэтика адыгской повести 50-60-х годов вызывает немалый интерес у исследователей, так как жанр повесть значительно расширяет рамки повествования и приобретает черты романа. Повесть претерпевает значительные изменения: поверхностное, описательное изображение действительности, прямолинейная трактовка событий сменяется художественным обобщением, строгим отбором фактов и аналитическим подходом к ним. И, как отмечают исследователи, одной из самых сложных задач адыгской повести 50-60-х годов становится создание характера героя, согласование событийной и психологической сторон повествования.
В адыгской повести углубляются методы психологического анализа. Особое значение приобретают внутренние монологи героев, не только авторская характеристика героев, но и характеристика другими героями, психологические параллелизмы «человек-природа»,
портретная характеристика, жесты, мимика, речь и многое другое. Таковы повести Ад. Шогенцукова, X. Ашинова, Д. Костанова, Т. Кера-шева, А. Налоева, А. Евтыха и т.д.
Повести черкесских писателей - С. Хатуова «На рассвете» (1957), X. Гашокова «Отец и сын» (1959), М. Адамокова «Аслан и Мадина», С. Мисрокова «Девушка наших дней» (1963) - характеризуются многопроблемностью, объективностью повествования, эпической описательностью характеров и обстоятельств, психологическим анализом.
Анализируя жанр повести в адыгских литературах периода 50-70-х годов, необходимо отметить две тенденции его развития. Первое - стремление к разрешению проблем общественной активности героя, второе - усиливающееся внимание к личности, попытка художественно воссоздать все нюансы ее жизни, сложный и противоречивый внутренний мир, стремление к глубокому психологическому анализу. Особо следует отметить лиризм адыгской повести 50-70-х годов. В то же время нельзя сказать, что количественное увеличение прозаических произведений в адыгских литературах 50-70-х годов свидетельствовало о легком пути развития жанров или о том, что жанр повести, к примеру, развивался лишь по восходящей. В процессе формирования национальной прозы встречались порой и художественные неудачи (X. Каширгов «С любовью в сердце» и др.).
Определенный интерес вызывает жанр психологической повести, к которому можно отнести произведения А. Налоева: «Смена караула» (1967), «Тень пламени» (1973), «Там, за горой Кубати» (1973) и другие. Одним из отличительных художественных приемов А. Налоева является решение общенародных проблем сквозь призму судьбы отдельного героя. При этом сохраняется индивидуализация конкретных характеров, которая также подчеркивается авторскими обобщениями и размышлениями.
Анализируя адыгскую прозу 50-70-х годов, литературоведы отмечают, что она достигла немалых успехов, преодолевая декларативность и описательность (Л. Бекизова, А. Мусукаева, У.Панеш, А. Сха-ляхо, Ю. Тхагазитов, К. Шаззо). Жанр романа в адыгских литературах был обращен к историческому прошлому («Горцы» А. Шортанова, «Состязание с мечтой» Т.Керашева, «Вершины не спят» А.Кешокова, «Все началось весной» Ю. Тлюстена, «Род Шогемоковых» X. Теуно-
ва, «Сломанная подкова» А. Кешокова и др.), повесть же, в основном тяготела к темам современности, что означало актуальность, определенную злободневность поднимаемых проблем. Значительное расширение рамок художественного вымысла, подъем творческой фантазии, углубление психологического анализа, реалистическое воссоздание и решение современных проблем - все это характеризовало новые качества адыгской повести 50-70-х годов.
Жанр повести стал важным этапом в процессе формирования и развития адыгских литератур. Художественные особенности жанра позволили создать впечатляющие произведения, посвященные прошлому и настоящему народа. Художественное решение образа народа, образа героя в историческом развитии было принципиально новым явлением для адыгских литератур, оно стало возможным, прежде всего, в жанрах повести и романа. В целом, адыгская повесть 1950-1970-х годов характеризовалась стремлением к глубокому и всестороннему изображению значительных преобразований современной ей действительности, созданием реалистических, психологически разработанных конфликтов и характеров, отражающих эту действительность.
Жанр повести перетерпел значительные изменения. На первых этапах развития простое расширение повествовательных рамок рассказа, привнесение в него исторического сюжета служило достаточным основанием для формирования нового прозаического жанра. Но в современных условиях особый интерес к нравственным проблемам делает дальнейшее такое расширение «рациональным». Движение - от жанра повести к жанру романа - происходит прежде всего в исторической теме, современная же тематика предпочитает раскрыть себя в жанре повести.
Формирование и развитие прозаических жанров, требующих не только углубленного анализа характеров, но и художественного постижения закономерностей исторического развития, усиливающееся внимание к нравственно-психологическим проблемам - таковы основные тенденции развития адыгской повести 1950-70-х годов. Трудовой и военный подвиг народа, путь деревни к новой жизни, формирование новой личности, вопросы нравственности и морали - таковы актуальные проблемы, которые решает адыгская повесть.
В заключении диссертационной работы обобщаются результаты исследования, формируются основные выводы и положения, выносимые на защиту.
1. Исследование специфики жанровых форм в каждом отдельно взятом случае позволяет точнее определить общие закономерности системного процесса в целом. Прежде всего нас интересовали наиболее важные типологические черты жанра повести в адыгских литературах в его эволюционном развитии, специфике и принадлежности жанровой природе, поэтому мы старались охватить и полноту историко-литературного процесса периода 1920-70-х годов.
2. Специфическое и самобытное развитие жанра повести в адыгских литературах отнюдь не исключает типологической общности с аналогичными явлениями в литературах народов Северного Кавказа или в литературах народов Российской Федерации в целом. Адыгская повесть есть результат взаимодействия и взаимообогащения национальных традиций, литератур народов РФ, использования опыта русской классической и советской литератур.
3. Истоков, положивших основу адыгской прозе, было несколько, одним из них явился национальный адыгский фольклор. Почвой для развития адыгской прозы послужили легенды, нартский эпос, сказки, хабары, исторические предания, изображавшие народную жизнь, сохранившие наиболее важные исторические события в жизни народа и в то же время несущие в себе зачатки и первоосновы реалистической художественности. Адыгский фольклор не только содержит в себе значительный жизненный материал и духовный опыт народа, но и разнообразные жанровые формы. Художественные традиции, созданные народом в произведениях устного народного творчества, способствовали формированию новых жанровых форм.
4. Адыгские литературы периода 20-30-х годов выработали подражательное отношение к произведениям русской литературы, период же 50-70-х годов отличает творческое использование опыта русской классической и советской литератур, а также собственных национальных традиций. Именно под влиянием русской литературы адыгские писатели постепенно освобождаются от упрощенного, схематического изображения человека и действительности, а в прозе начинают преобладать реалистические, аналитические начала, она все больше приближается к многомерному анализу и воспроизведению действительности. Однако основное завоевание прозы послевоенного периода, на наш взгляд - овладение художественным методом историзма.
5. Адыгская проза периода 50-70-х годов характеризуется углублением конфликта и усилением его драматической насыщенности, что в итоге приводит к расширению жанрово-стилистических границ адыгской прозы, яркому проявлению творческих индивидуальностей в ней. В этот период выделяются два типа повести: первый прослеживает этапы формирования характера героя, изображая его в острых столкновениях с социальными, национальными, психологическими проблемами. К этому типу относится повесть «Весна Софият» Ад. Шогенцукова, «новеллы-повести» Т. Керашева «Дочь Шапсугов», «Месть табунщика», «Абрек». Второй тип повести - многопроблемный, многотемный, с острым драматическим сюжетом, художественно исследующим определенный период исторического времени. К этому типу можно отнести повесть А.Охтова «Камень Асият», построенную на драматических социально-нравственных конфликтах.
6. В адыгской прозе особенно в структуре ее отдельных жанров и в целом в системе жанровых образований в период 50-60-х годов произошли существенные изменения. Значительные перемены, эволюцию претерпело и художественное осмысление социальных конфликтов в обществе. Простая фиксация фактов, изображение событий социальной несправедливости путем прямого противопоставления старого и нового уступило место многостороннему изучению и анализу социальных противоречий в обществе. Жанр повести 50-70-х годов характеризуется многосторонним, аналитичным подходом к изображению действительности, глубиной психологического анализа в решении проблемы характера.
7. В адыгской прозе 50-70-х годов наблюдается стилевое многообразие, стремление писателей найти свою художественную манеру и почерк. Изменения, происшедшие в литературе, отражают в той или иной степени движение жизни, этапы ее эволюции, а также процесс обогащения духовного мира современного человека. В целом, литература освобождается от иллюстративности и схематизма, в ней нарождается новый, глубокий, художественно обоснованный характер. Таковы произведения X. Теунова, А. Шортанова, X. Гашокова, С. Мис-рокова, Т. Керашева и др.
8. Адыгская проза 50-70-х годов позволяет делать выводы о поступательном, эволюционном развитии жанра повести, ее философской и нравственно-психологической насыщенности, типологической
общности и своеобразии творческих индивидуальностей, о глубине поэтической художественности. Постановка значительных общественных проблем, эпическое изображение народной жизни, углубление принципов психологического анализа, создание индивидуализированного образа современного человека - с этими и другими задачами успешно справляется жанр повести в адыгских литературах, укрепляя и совершенствуя реалистический метод.
Библиография содержит список научной и критической литературы, оказавшей определенное влияние на формирование и решение предлагаемой концепции.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Кочесокова М.П. Об истоках жанра повести в адыгских литературах // Вестник. ПГЛУ. - Пятигорск, 2003. 0.5 п.л.
2. Кочесокова М.П. К вопросу зарождения кабардинской прозы // Перспектива-2004: Материалы Северо-Кавказской региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. -Нальчик, 2004. 0,3 п.л.
3. Кочесокова М.П. О психологической прозе Ахмедхана Налоева // Ошхамахо (на кабардинском языке). - Нальчик, 2004. 0,5 п.л.
4. Кочесокова М.П. Фольклорные мотивы и приемы в адыгской прозе 1920-1930-х годов // Материалы научной конференции. - Нальчик: КБГУ, 2004. 0,3 п.л.
5. Кочесокова М.П. Проблемы эволюции жанра повести в адыгских литературах. Сборник статей молодых ученых. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2004. 0,5 п.л.
В печать 09.11.2004. Тираж 100 экз. Заказ № 4250 Полиграфическое подразделение КБГУ 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173
№22 7 1 9
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кочесокова, Мадина Петровна
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ПОВЕСТЬ КАК ЖАНР. ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТИПОЛОГИИ ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Кочесокова, Мадина Петровна
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в диссертационной работе впервые предпринята попытка системного анализа проблем эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах.
Проблемы формирования и развития литературных жанров в современном литературоведении всё чаще привлекают внимание исследователей. Проблемы эти ставятся как в историко-литературном, так и в теоретическом планах. При этом теоретический аспект предполагает учёт всей полноты конкретного материала национальных литератур.
Категория жанра - сложная, противоречивая, многозначная. Жанр повести в адыгских литературах (адыгейской, кабардинской, черкесской) не подвергался специальному исследованию, хотя в главах монографий, отдельных статьях, посвященных адыгским литературам, ему уделялось определённое внимание. Среди этих работ необходимо отметить монографии JI.A. Бекизовой «От богатырского эпоса к роману» (1974); Р. Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (1999); JI.H. Кашежевой «Кабардинская советская проза» (1962); Р. Мамий «Вровень с веком»
2001); А.Х. Мусукаевой «Поиски и свершения» (1978); «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1993); А.Х. Мусукаевой, Р.А. Шетовой «Художественный мир Хачима Теунова»
2002); У. Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1990); А. Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгских литератур» (1988); X. Теунова «Литература и писатели Кабарды» (1958); Ю.М. Тхагазитова «Адыгский роман» (1987); «Эволюция художественного сознания адыгов» (1996); А.Х. Хакуашева «Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта» (2000); Т.Н. Чамоков «В защиту человека» (1992); К.Г. Шаззо
Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) и другие.
При всём многообразии научных мнений и значительном количестве работ по проблемам жанра в литературах Северного Кавказа нет специального монографического исследования, посвящённого вопросам эволюции и типологии жанра повести в адыгских (адыгейской, кабардинской и черкесской) литературах.
Эволюция жанровых форм в литературе - достаточно продолжительный и диалектически сложный процесс. В качестве примера можно привести истории литератур со сложившимися давними традициями и значительным художественным опытом.
В литературоведении не раз отмечалось, что в период 1920-30-х годов, будучи следствием социальных преобразований в жизни народа, следствием культурной революции, стало реальной возможностью ускоренное развитие национальных литератур. При этом следует помнить, что подобное становление литературы являлось также и результатом культурного развития предшествующих периодов: фольклорное наследие, творчество адыгских просветителей, которые делали попытки создания письменности, публиковали свои художественные произведения ещё в XIX столетии, их культурно-просветительская работа отмечена высокими достижениями.
Литература только в период 1920-40-х годов стала общенациональным явлением, той действительно реальной силой, которая внесла значительный вклад в процесс формирования национального самосознания.
Методологической основой диссертационного исследования стали принципы и методы, разработанные в трудах ведущих исследователей современного национального литературного процесса: Ю.Я. Барабаш, М.М. Бахтина, Н.С. Надъярных, К.К. Султанова, а также Х.И. Бакова, JI.A. Бекизовой, Р.Г. Мамий, А. Схаляхо, Ю.М. Тхагазитова, З.Х. Толгурова,
А.Х. Хакуашева, Р.Х. Хашхожевой, Р.Я. Фидаровой, К.Г. Шаззо, Т.Е. Эфендиевой и других. Работа построена по принципу историко-типологического изучения материала, продиктованного особенностями развития адыгской национальной прозы, в частности жанра повести.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является исследование адыгской повести в её эволюционном развитии и типологических связях. Данная цель обусловила следующие задачи:
• изучить процесс формирования и развития жанра повести в адыгских литературах 1920-40-х годов;
• выявить истоки формирования жанровых особенностей повести;
• определить специфику типологических связей в адыгской повести 1950-70-х годов;
• изучить стилистические особенности творчества отдельных адыгских писателей;
• исследовать национальное художественное своеобразие жанра повести в адыгских литературах.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нём впервые анализируются проблемы эволюции и типологических связей в жанре повести в адыгских литературах. В работе нами предпринята попытка исследования национальных истоков зарождения жанра повести, типологической общности жанра и художественной индивидуальности писателей, специфики адыгской прозы в отдельной жанровой форме. Решение данных актуальных проблем, на наш взгляд, имеет не только историко-методологи-ческое, но и художественно-эстетическое, а также типологическое значение, так как позволяет выявить своеобразие и специфику эволюции национальной художественной прозы, как на примере жанра, так и творчества отдельного художника слова.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что исследуемая в ней концепция эволюции и типологий адыгской повести, определения истоков и особенностей формирования жанра могут способствовать дальнейшему комплексному изучению специфики жанрового развития адыгской прозы, как и в целом северокавказской. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в научно-педагогических целях, в преподавании курса «Литература народов Российской Федерации», а также для дальнейших разработок в области классификации прозаических жанров в адыгских литературах.
Материалом исследования послужили повести адыгских писателей периода 1920-1970-х годов: С. Кожаева, Дж. Налоева, X. Теунова, Ад. Шогенцукова, X. Кочесокова, X. Каширгова, А. Налоева, А. Кушхаунова, Т. Адыгова и др. — в кабардинской литературе; Т. Керашева, И. Цея, А. Хаткова, А. Евтыха, Д. Костанова и др. - в адыгейской литературе; X. Абукова, М. Дышекова, С. Темирова, И. Амирокова, X. Гашокова и др. - в черкесской литературе.
Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедр русской литературы, кабардинского языка и литературы (июнь 2004 г.), а также на научном семинаре «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (Институт филологии Кабардино-Балкарского государственного университета, сентябрь 2004 г.). Основные положения диссертации отражены в материалах научных конференций, а также в 4-х статьях.
Структура работы. Цель и задачи определили структуру диссертационного исследования, которое состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии. Главы работы построены по теоретико-историческому и типологическому принципу развития жанра повести в адыгских литературах,
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование специфики жанровых форм в каждом отдельно взятом случае позволяет точнее определить общие закономерности системного процесса в целом. Прежде всего, нас интересовали наиболее важные типологические черты жанра повести в адыгских литературах в его эволюционном развитии, специфике и принадлежности жанровой природе, поэтому мы старались охватить и полноту историко-литературного процесса периода 1920-70-х годов.
Специфическое и самобытное развитие жанра повести в адыгских литературах отнюдь не исключает типологической общности с аналогичными явлениями в литературах народов Северного Кавказа или в литературах народов Российской Федерации в целом. Адыгская повесть есть результат взаимодействия и взаимообогащения национальных традиций, литератур народов РФ, использования опыта русской классической и советской литератур.
Истоков, положивших основу адыгской прозе, было несколько. Одним из них явился национальный адыгский фольклор. Почвой для развития адыгской прозы послужили легенды, нартский эпос, сказки, хабары, исторические предания, изображавшие народную жизнь, сохранившие наиболее важные исторические события в жизни народа и в то же время несущие в себе зачатки и первоосновы реалистической художественности. Адыгский фольклор не только содержит в себе значительный жизненный материал и духовный опыт народа, но и разнообразные жанровые формы. Художественные традиции, созданные народом в произведениях устного народного творчества, способствовали формированию новых жанровых форм.
Адыгскими литературами были восприняты от фольклора художественные национальные черты, многие поэтические средства и приемы, особенно на начальных этапах развития литературы. К примеру, стремление начинающих литераторов изображать новую жизнь народа в эпических формах, в приподнятых романтических, поэтических тонах было вызвано не только требованиями времени, но и ориентиром на фольклорные традиции. Аналогично и поэтика прозы, воссоздающей новую действительность и нового человека, опиралась на эпические традиции адыгского устного народного творчества. Если в период 20-30-х годов использование фольклорных традиций и опыта развитых литератур происходило не всегда творчески, то в дальнейшем адыгские литературы постепенно освобождались от прямого и непосредственного воздействия, как фольклора, так и переводной литературы. Адыгская проза становится «самостоятельной», она справляется с задачами изображения действительности уже своими силами и художественными средствами. И к концу 30-х годов в адыгских литературах уже складываются все основные формы письменного художественного творчества. Кроме поэзии, которая занимала доминирующее положение на первых этапах развития литературы, начинают определяться контуры жанров художественной прозы и драматургии, что свидетельствовало о жанровом разнообразии литературы в целом. Определенную подготовительную роль в истории возникновения прозаических жанров в адыгских литературах сыграли газетные жанры, получившие развитие в период 20-30-х годов - жанры очерка и документального рассказа.
Адыгские литературы периода 20-30-х годов выработали подражательное отношение к произведениям русской литературы, период же 50-70-х годов отличает творческое использование опыта русской классической и советской литератур, а также собственных национальных традиций. Именно под влиянием русской литературы адыгские писатели постепенно освобождаются от упрощенного, схематического изображения человека и действительности, а в прозе начинают преобладать реалистические, аналитические начала, она все больше приближается к многомерному анализу и воспроизведению действительности. Однако, основное завоевание прозы послевоенного периода, на наш взгляд, — овладение художественным методом историзма. Какова жанровая картина адыгской прозы 50-70-х годов? Основное место в ней по-прежнему занимает повесть, в которой происходят существенные изменения. Если в довоенной повести (Дж. Налоев «Начало», А. Евтых «Мой старший брат», Ю. Тлюстен «Путь открыт», С. Кожаев «Новь» и др.) сюжет однолинейный, локализованный, связан с жизнью одного или нескольких героев, то в повести 50-70-х годов существенно расширяются рамки избранного жанра. В повести преобладает публицистическое начало, преобразования послевоенной действительности свободно входят в повествование, вместе с тем повесть приобретает черты реализма, психологического анализа, лиризма.
Реалистическое воссоздание жизни в адыгской прозе 50-70-х годов предполагало рождение художественных образов большой эпической силы, характеров, воплощающих в себе нравственно-эстетический идеал эпохи. Новый герой предстает как человек, обогащенный большим историческим опытом войны и возмужавший в годы великих испытаний страны. За плечами этого героя была борьба за свое отечество, драматизм страданий и утрат, торжество побед. Таковы герои произведений А. Кешокова, Д. Костанова, А. Евтыха, Ю. Тлюстена и других. Решая проблему положительного героя своего времени, то есть создавая образ человека, способного вынести тяготы послевоенного времени, писатель несомненно достигает успеха там, где представляет героя в сложном движении времени, в единстве сложных противоречий героя, событий, времени (Д. Костанов «Две высоты», А. Евтых «Превосходная должность», «Аул Псыбэ» и др.)
В качестве одной из основных тенденций адыгской прозы 50-70-х годов следует назвать формирование крупных прозаических жанров (повесть, роман), требующих создания народных характеров, их глубокого психологического анализа, художественного постижения закономерностей исторического развития народной жизни, постановки актуальных нравственных проблем. Все это было связано с более интенсивным использованием ранее не известных в литературе художественных приемов, средств: панорамное изображение исторических событий, введение в художественную ткань произведения исторических лиц, использование внутреннего монолога, разнообразная характеристика героев, речевые характеристики, использование детали, подтекста, приемов психологического анализа и многое другое.
Начинающим писателям легче удавался принцип прямого и резкого противопоставления, так как подобная форма позволяла нагляднее показать преимущества новой жизни, новых явлений действительности, создавать острые, непримиримые ситуации и конфликты. Позже прием прямого противопоставления изжил себя, писатели использовали более реалистические, многомерные и разнообразные формы художественного отображения действительности.
Адыгская проза периода 50-70-х годов характеризуется углублением конфликта и усилением его драматической насыщенности, что в итоге приводит к расширению жанрово-стилистических границ адыгской прозы, яркому проявлению творческих индивидуальностей в ней. В этот период выделяются два типа повести: первый прослеживает этапы формирования характера героя, изображая его в острых столкновениях с социальными, национальными, психологическими проблемами. К этому типу относится повесть «Весна Софият» Ад. Шогенцукова, «новеллы-повести» Т. Керашева «Дочь Шапсугов», «Месть табунщика», «Абрек».
Второй тип повести - многопроблемный, многотемный, с острым драматическим сюжетом, художественно исследующим определенный период исторического времени. К этому типу можно отнести повесть А. Охтова «Камень Асият», построенная на драматических социально-нравственных конфликтах.
В адыгской прозе, особенно в структуре ее отдельных жанров, и в целом в системе жанровых образований в период 50-60-х годов произошли существенные изменения. Значительные перемены, эволюцию претерпело и художественное осмысление социальных конфликтов в обществе. Простая фиксация фактов, изображение событий социальной несправедливости путем прямого противопоставления старого и нового уступило место многостороннему изучению и анализу социальных противоречий в обществе. Жанр повести 50- 70 годов характеризуется многосторонним, аналитичным подходом к изображению действительности, глубиной психологического анализа в решении проблемы характера.
В адыгской прозе 50-70-х годов наблюдается стилевое многообразие, стремление писателей найти свою художественную манеру и почерк. Изменения, происшедшие в литературе, отражают в той или иной степени движение жизни, изменения, происходящие в ней, а также процесс обогащения духовного мира современного человека. В целом, литература освобождается от иллюстративности и схематизма, в ней нарождается новый, глубокий, художественно обоснованный характер. Таковы произведения X. Теунова, А. Шортанова, X. Гашокова, С. Мисрокова, Т. Керашева и др. В произведениях этих писателей наблюдается поворот к интенсивной проблемности, новой ступени художественности, разносторонней эмоциональной окрашенности характеров. В исторических повестях Т. Керашева «Дочь шапсугов» (1951), «Абрек» (1957), «Месть табунщика» (1959) в основе сюжетно-композиционного строя произведений лежит основополагающая мысль о соотнесенности человеческой судьбы с народной судьбой, об органическом единстве жизни личности и общества. В то же время художественное осмысление проблемы в условиях 50-70-х годов требовало существенных изменений в области жанровых и стилевых форм.
В то же время в адыгской прозе встречаются произведения, в которых поверхностно изображаются серьезные явления действительности, в них нет аналитического художественного мышления, не подчеркнута творческая позиция автора.
И в повести 50-70-х годов можно встретить схематические, поверхностно разработанные образы, одностороннее декларирование социальных и нравственно-психологических концепций. В итоге некоторые произведения страдают узостью художественных обобщений, описательностью, надуманностью конфликтных ситуаций. Следствием этого является неумение подчинить все основные компоненты произведения художественному воплощению главной проблемы, теряется композиционная стройность произведения.
В жанре повести периода 50-70-х годов наблюдается разнообразие принципов сюжетно-композиционных связей событий и характеров. Соединение, переплетение различных сюжетных линий, соотнесенность их с человеческими судьбами становятся основными в организации сложной эпической композиции жанра. В свою очередь, художественное решение сложных жизненных проблем помогало писателям воссоздавать основы нравственно-психологических поступков людей. Указанные факторы развития адыгской прозы подтверждают эволюцию ее идейно-эстетических особенностей и глубины, укрепление ее методологических принципов, а также свидетельствуют о возникновении значительных творческих индивидуальностей: А. Кешоков, А. Налоев, Т. Керашев,
А. Охтов, Д. Костанов, Ад. Шогенцуков, X. Теунов, А. Евтых, И. Машбаш, X. Ашинов и другие.
Адыгская проза 50-70-х годов позволяет делать выводы о поступательном, эволюционном развитии жанра повести, ее философской и нравственно-психологической насыщенности, типологической общности и своеобразии творческих индивидуальностей, о глубине поэтической художественности.
Постановка значительных общественных проблем, эпическое изображение народной жизни, углубление принципов психологического анализа, создание индивидуализированного образа современного человека -с этими и другими задачами успешно справляется жанр повести в адыгских литературах, укрепляя и совершенствуя реалистический метод.
Список научной литературыКочесокова, Мадина Петровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1.Абаев В.И. Нартский эпос осетин // Нарты. Осетинский героический эпос. Кн. 1. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. С. 432.
2. Абитова С.Д. Герой литературы Октября. Черкесск, 1997. С. 148.
3. Авидзба В.Ш. Абхазский роман. Сухуми, 1997. С. 268.
4. Агрба В.Б. Абхазская поэзия и устное народное творчество. — Тбилиси: Мецниереба, 1997. С. 159.
5. Азадовский М. Литература и фольклор: Очерки и этюды Л.: Художественная литература, 1938. С.293.
6. Актуальные вопросы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения. Нальчик: Эльбрус, 1986. С. 175.
7. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. — Махачкала, 1968. С. 290.
8. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман. — М.-Л.: АН СССР, 1962. С. 165.
9. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. С. 654.
10. Ю.Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. — Махачкала, 1996. С. 271.
11. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. С.251.
12. Бальзак об искусстве. М.-Л., 1981. С. 370.
13. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1973. С. 320.
14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 444.
15. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1995. С. 502.
16. Бекизова JI.A. От богатырского эпоса к роману. — Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн. изд., 1974. С. 288.
17. Бекизова JI.A. Черкесская советская литература. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1964. С. 200.
18. Белинский В.Г. Полн. соб. соч. в 13-ти т. T.l. - M.-JL, 1964. С. 559.
19. Бешнибова А.Х. Художественно-эстетическое своеобразие прозы Тем-бота Керашева. Автореферат диссертации. Нальчик, 2000. С. 22.
20. Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. М.: Советский писатель, 1983. С. 239.
21. Благой Д.Д. Национальные особенности русской литературы. М., Наука, 1978. С. 280.
22. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. С. 228.
23. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. С. 406.
24. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. — М.: Наука, 1976. С. 511.
25. Вопросы истории адыгейской советской литературы: в 2-х книгах. -Майкоп. Кн. 1. - 1979. 176 с. - Кн. 2. - 1980. С. 204.
26. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1987. С. 397.
27. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис. Краснодар: Книжное издательство, 1967. С. 422.
28. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000. С. 280.
29. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996. С. 651.
30. Гамзатов Г.Г. Преодоление, становление, обновление: на путях формирования дагестанской литературы. Махачкала, 1986. С. 460.
31. Гачев Г. Неминуемое: Ускоренное развитие литературы. М.: Художественная литература, 1989. С. 431.
32. Гей Н. О художественности. М.: Наука, 1967. С. 364.
33. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. — Л.: Советский писатель, 1979. С. 420.
34. Гинзбург Л.Я. о психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. С. 464.
35. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1967. С. 319.
36. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. М.: Советский писатель, 1988. С. 429.
37. Дагестанская литература. Закономерности развития (1965-1985). — Махачкала, 1999. С. 340.
38. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981. С. 303.
39. Добролюбов Н.А. Полн. соб. соч. в 6-ти т. — Т.1. М.: Наука, 1955.
40. Дремов В. Образ нашего современника в советской литературе. — М., 1963. С.318.
41. Дюришин Д. Систематика межлитературного процесса. — Братислава, 1988. С. 320.
42. Ершов Л.Ф. Русский советский роман (национальные традиции и новаторство). Л.: Наука, 1967. С. 339.
43. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. Сборник. - М.: Советский писатель, 1974. С. 396.
44. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Художественная литература, 1973. С. 535.
45. История адыгейских литератур. Майкоп: Меоты — (АРИГИ). — Т.1., 1999. С. 522.
46. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. I.-M., 1995. С. 240.
47. История русского советского романа. — M.-JL: Наука. В 2-х томах. — Т. 1.- 1965. 715 с. - Т. 2. - 1965. С. 483.
48. История русской литературы. В 4-х т. T.l JL: Наука, 1981. С. 816.
49. История советской многонациональной литературы. В шести томах. — М.: Наука, 1970-1974.-Т. 1.- 1970.-562 С.-Т.2. 1971.-511 с. Т.З. - 1970.- 631 с. Т.4. - 1972. - 664 с. - Т.5. - 1974. - 840 с. - Т.6. - 1974. - 744 с.
50. Камбачокова Р. Адыгский исторический роман. Нальчик, 1999. С. 116.
51. Караева А.И. Обретение художественности. М.: Наука, 1979. С. 176.
52. Кашежева J1.H. Кабардинская советская проза. — Нальчик, 1962. С. 147.
53. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов: (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы). М.: Наука, 1983. С. 336.
54. Кожинов В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк. — М.: Советский писатель, 1963. С. 439.
55. Кузнецов Ф.И. Советский роман. М., 1963. С. 330.
56. Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987. Советская энциклопедия. С. 752.
57. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л., Наука. 1984. С. 209.
58. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1971. С. 370.
59. Мамий Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы II половины XX века. — Майкоп. 2001. С. 338.
60. Мамий Р.Г. Пути адыгейского романа: На адыгейском языке. — Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1977. С. 176.
61. Машитлова Е.М. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. Нальчик: Эльбрус, 1977. С. 130.
62. Машитлова Е.М. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. Автореферат диссертации. — М., 1971. С. 21.
63. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. — М.: Наука, 1986. С. 297.
64. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Мысль, 1976. С. 406.
65. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. 2-е издание. — М.: Большая Российская энциклопедия; Олимп, 1997. — Т. 1 А-К — 671 с. — Т.2.К-Я. С. 719.
66. Многонациональный советский роман. Закономерности развития советского романа. Сборник статей. — М.: Мысль, 1966. С. 308.
67. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем: Литературоведческие статьи. Нальчик: Эльбрус, 1987. С. 168.
68. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. — Нальчик: Эльбрус, 1978. С. 131.
69. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман: художественная и этнокультурная типология. Нальчик: Эльбрус, 1993. С. 192.
70. Мусукаева А.Х., Шетова Р.А. Художественный мир Хачима Теунова. — Нальчик: Эльбрус, 2003. С. 190.
71. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. М.: Наука, 1972. С. 246.
72. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. — М., Советский писатель, 1971. С. 360.
73. Оскоцкий В.Д. Богатство романа. М., 1976. С. 320.
74. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока (традиция и современность). — М.: Наука, 1972. С. 266.
75. От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятилетия Е.М. Мелетин-ского. М.: Российский университет, 1993. С. 352.
76. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. С. 303.
77. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп: Адыгейский научно-исследовательский институт, 1990. С. 275.
78. Писатели Кабардино-Балкарии (XIX конец 80-х гг. XX в.). Нальчик: Эльбрус, 2003. С. 441.
79. Писатели Кабардино-Балкарии. М., 1935. С. 89.
80. Поспелов Г. Проблемы исторического развития литературы. М.: МГУ, 1972. С. 328.
81. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп. — Вып. 2. 1979.- 168с.-Вып. 3. 1981. С. 180.
82. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 1. Майкоп, 1977. С. 151.
83. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Статьи. — М., 1976. С. 325.
84. Роль фольклора в литературах народов СССР. Сборник статей. — М., Наука. 1975. С. 248.
85. Русская повесть XIX века. JL: Наука, 1973. С. 370.
86. Русская советская повесть 20-30-х годов. Л.: Наука, 1976. С. 453.
87. Русский советский роман. Философские аспекты. Л., 1989. С. 261.
88. Сарбашева A.M. Формирование историзма мышления и балкарский роман. Нальчик: Эльбрус, 2001. С. 147.
89. Судьбы русского реализма начала XX века. М.: Наука, 1988. С. 372.
90. Султанов К.К. Динамика жанра (особенное и общее в опыте современного романа). М.: Наука, 1989. С. 152.
91. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы.-Майкоп, 1988. С. 280.
92. Схаляхо А. Очаг национальной памяти. Майкоп, 1999. С. 190.
93. Теппеев A.M. Балкарская проза. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 174.
94. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3-х т. Т.З. М.: Наука, 1965. С. 530.
95. Теунов Х.И. Литература и писатели Кабарды. М.: Советский писатель, 1955. С. 383.
96. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности: Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1991. С. 208.
97. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 234.
98. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман /Национально-эпическая традиция и современность/. Нальчик: Эльбрус, 1987. С. 110.
99. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов.(Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман) Нальчик: Эльбрус, 1996. С. 256.
100. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Очерк истории жанров в балкарской литературе. — Нальчик: Эльбрус, 1972. С. 174.
101. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик: Эльбрус, 1978. С.258.
102. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта. -Нальчик: Эльбрус, 2000. С. 352.
103. Хапсироков X. Пути развития адыгских литератур. — Черкесск: Карачаево-черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1968. С. 266.
104. Хашхожева Р.Х. Адыгские писатели-просветители XIX-начала XX в. -Нальчик: Эльбрус, 1983. С. 244.
105. Хашхожева Р.Х. Адыгские писатели-просветители XIX-начала XX в. — Нальчик: КБГУ, 2003. С. 172.
106. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.-М.: Наука, 1990. С. 370.
107. Чамоков Т.Н. В защиту человека. Майкоп, 1992. С. 190. 108.Чамоков Т.Н. В ритме эпохи (О литературе адыгских народов).
108. Нальчик: Эльбрус, 1986. С. 184.
109. Чеченский и ингушский роман: Проблемы жанра. — Грозный, 1986. С.118.
110. Шабанова Е. Тембот Керашев. Майкоп, 1959. С. 143.
111. Шаззо К.Г. Живое слово. Майкоп, 1989. С. 230.
112. Шаззо К.Г. Ступени. Исхак Машбаш: жизнь и творчество. — Майкоп, 1991. С. 238.
113. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 238.
114. Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. Л.: Наука, 1989. С. 247.
115. Якименко Л.Г. На дорогах века: Актуальные вопросы советской литературы. -М.: Художественная литература, 1978. С. 494.
116. Бекизова Л.А. по законам взаимодействия и художественной самобытности // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука, 1978.
117. Бикмухаметов Р.Г. Роман и литературный процесс // Вопросы литературы, 1971.-№9.
118. Блюм С. Писатели Кабардино-Балкарии // Литературная учеба, 1936. — №6.
119. Вопросы осетинской литературы и фольклора // Сборник статей (СО НИИ). Орджоникидзе, 1984.
120. Гадагатль А., Шаззо К. Аскер Евтых // УЗ АНИИ. Т. 6. - М, 1968.
121. Герасименко А.П. Искусство слова: О художественности литературы // Русский советский роман 60-80-х годов. — М.: МГУ, 1989.
122. Гоффеншефер В. Кабардинская художественная проза // Заря над Эльбрусом. М., 1956.
123. Гоффеншефер В. Об Адаме Шогенцукове и его повести // Весна Софият. М.: Советский писатель, 1961.
124. Гречнев В. Рассказ послевоенных лет // Русский советский рассказ. — Л., 1970.
125. Джусойты Н. Все начинается с размышления. // Вопросы литературы, 1976.-№5.
126. Капиева Н. Сердечная книга // Новый мир, 1953. — № 3.
127. Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Т. 2. — М.: Наука, 1964.
128. Кожинов В. Художественный образ и действительность. // Теория литературы. — Т. 1. М.: Наука, 1962.
129. Корзун В.Б. Литература народов Северного Кавказа. // История советской национальной литературы в 6-ти т. Т. 1. - М.: Наука, 1970.
130. Костанов Д. Некоторые вопросы становления и развития адыгейской советской литературе // УЗ АНИИ. Майкоп, 1964. - Т.З.
131. Либединский Ю. Дочь советской Кабарды. // Литературная газета, 1955, 25 июня.
132. Мальбахов Э. Творчество Адама Шогенцукова // Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1968.
133. Мамий Р. Юсуф Тлюстен // Вопросы истории адыгейской литературы. — Майкоп, 1989.
134. Миф фольклор - литература: Сборник статей // АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). — JL: Наука, 1978.
135. Надъярных Н.С. Время перечтений. // Способность к диалогу. — Часть I. -М.: Наука, 1993.
136. Налоев Дж. От мертвого к живому // Кабардино-Балкария (Литературно-художественный альманах). Вып.1. — Нальчик, 1933.
137. Налоев Дж. Поэты Кабардино-Балкарии // Революция и горец. — Ростов-на-Дону, 1933.-№5.
138. Пархоменко М. Рождение нового эпоса // Вопросы литературы, 1972. — №5.
139. Преодолеть отставание драматургии // Правда, 1952, 7 апреля.
140. Революция и горец. Ростов-на-Дону, 1932. - №1.
141. Рза Р. О современной литературе // Литературная газета, 1967, 17 мая. С. 7.
142. Синенко B.C. Русская советская повесть 40-50-х годов // Проблемы жанра и стиля. Уфа, 1970.
143. Соболев Л.С. Советская литература и воспитание нового человека // Литературная газета, 1965, 4 марта.
144. Теунов X. Больше внимания кабардинской литературе // Революция и горец. Ростов-на-Дону, 1931. - №8.
145. Теунов X. Национальное и интернациональное в литературе // Дон. — Ростов-на-Дону, 1959. №8.
146. Тхагазитов Ю. Щедрый талант // Кабардино-Балкарская правда, 1987, 30 апреля.
147. Храпченко М. Типологическое изучение литературы и его принципы //