автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Проблемы философии истории в русской просветительской идеологии XVIII в.
Текст диссертации на тему "Проблемы философии истории в русской просветительской идеологии XVIII в."
/ / , О ( / ;:/:■;/
ь' , :• 1 .. / / ( 1 /!
/■ /
Санкт-Петербургский государственный университет
На правах рукописи
Малинов Алексей Валерьевич
ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ В РУССКОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИДЕОЛОГИИ XVIII в.
Специальность 09.00.03 - история философии
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель
доктор философских наук, профессор
А.Ф. Замалеев
Санкт-Петербург 1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
ГЛАВА I
ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ИСТОРИИ.......................................31
§ 1. Теория естественного права и русская историческая наука XVIII в......................31
§ 2. История и природа.................................. ................................................44
§ 3. Теория состояний........................... ...... ...................................................54
§ 4. Польза и «общее благо»...........................................................................73
§ 5. История и нравоучение..........................................................................82
ГЛАВА II
ИСТОРИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЦИОНАЛИЗМА................................................92
§ 1. История и здравый смысл.........................................................................92
§ 2. История и разум....................................................................................116
§ 3. Порядок истории....................................................................................137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................166
БИБЛИОГРАФИЯ......................................................................................170
ВВЕДЕНИЕ
Се едино истинно, что у нас, за скудостию учения, совершенная История не бывает и по тому скудоумнии человецы, чего не знают, было ли, помышляют, что оное никогда не бывало.
Феофан Прокопович «Правда воли монаршей»
Актуальность исследования. Русское Просвещение, охватывающее период с середины XVII до начала XIX в., «создало самобытную национальную философию, которая по сущности своих идей, по своей духовности стояла на уровне общемировой философии»1. Ее характеризовало прежде всего утилитарное, прагматическое отношение к наукам, «светским художествам». Она вся была пронизана сциентизмом, осознанным стремлением к пропаганде и популяризации знаний, гуманитарных ценностей. Особенную черту русской философии XVTII в. составлял идеологизм, обусловленный ее тесной сращенностью с политикой, властью. На почве идеологизма зарождается установка на историзм, философское осмысление прошлого. В орбиту философии входит всемирная и отечественная история. Формируется новая система философско-исторических представлений, которая включает проблемы структуры и методологии исторического познания, отразившие рост и становление российского менталитета. Все это еще находится в зародыше, развитии. Отсюда определенная фрагментарность, незавершенность их теоретических построений. На первом месте — поиск новых идей, принципов, концептуализаций. Тем не менее русские мыслители XVIII в. проделали значительную работу по систематизации и обобщению методологических и эпистемологических аспектов философско-исторического знания. Этим они подготовили почву для расцвета философии истории в России XIX-XX вв., чем и определяется в первую очередь актуальность исследования их творчества в широком ракурсе истории русской философии.
Степень разработанности темы. Первые опыты освоения философско-исторических идей русского Просвещения относятся к середине XIX в. Усилиями историков, прежде всего литературы и общественной мысли (А.Н. Афанасьев, A.A. Куник, А.М. Незеленов, П.П. Пекарский, H.A. Попов, А.Н. Пыпин, A.B. Старчевский, М.И. Су-
хомлинов, И. А. Чистович и др.), в научный оборот был введен большой источниковедческий материал, позволивший в новом свете представить духовное развитие послепетровской России.
Большую роль в разработке русской просветительской философии сыграли представители оппозиционных движений. В работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, НА. Добролюбова, П.Л. Лаврова осмыслены общие тенденции формирования радикального сознания, его историософских и политических идеалов. В этом контексте особое значение имела их полемика с лагерем славянофилов.
В второй половине XIX в. намечается новый взлет интереса к наследию русских мыслителей XVIII в. На первый план выдвигаются теоретические и методологические проблемы. От просветительской идеологии отпочковывается историография, которая подвергается самому тщательному и всестороннему анализу. Общее признание получают обзорные труды С.М. Соловьева, К.Н. Бестужева-Рюмина, B.C. Иконникова, В.О. Ключевского. В них впервые со всей полнотой прослеживаются мировоззренческие и категориальные принципы зарождающейся русской исторической науки, показывается их связь с политическими и культурными реалиями просветительской эпохи. В конце XIX в. четко обозначились два основных подхода в интерпретации философско-исторических представлений в русской мысли XVIII в.: консервативно-традиционалистский (М.О. Коялович) и либерально-западнический (A.A. Кизеветтер, A.C. Лаппо-Данилевский, П.Н. Милюков). Это содействовало профессионализации историко-философских штудий, уяснению представлений о духовно-мировоззренческом статусе русского Просвещения.
В советское время взгляды русских просветителей на историю рассматривались первоначально под углом зрения литературных и общекультурных традиций (П.Н. Бер-ков, Ю.М. Лотман, Г.П. Макогоненко, Г.Н. Моисеева, И.З. Серман, Ю.В. Стенник и др.). Одновременно с этим, начиная с 40-х годов, зарождается историографическое направление, представленное трудами Н.Л. Рубинштейна, А.М. Сахарова, Л.В. Черепнина, А.Л. Шапиро. В них главное внимание уделялось сюжетно-тематической конкретизации основных учений и школ русской исторической науки, раскрытию методологических приемов и форм обоснования исторического знания. Вершиной этой исследовательской традиции стали фундаментальные монографии С.Л. Пештича и М.А. Алпатова, посвя-
1 ЗамалеевА.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. С. 143.
щенные историографии русского Просвещения . В них отчетливо наметился уклон в сторону изучения философско-исторических проблем и типов их теоретического воплощения.
Очередной этап в изучении русской истории XVIII в. обозначился в трудах Е.В. Анисимова, Т.В. Артемьевой, А.Б. Каменского, Н.И. Павленко, Д.Н. Шанского. В них последовательно вскрывается социально-политический фон, на котором произрастал русский просветительский историзм, складывались базовые категории просветительского сознания, такие как «общее благо», «патернализм», «утилитаризм», «просвещенный абсолютизм» и т.д.
Таким образом, можно констатировать, что в современной российской науке не только осознана необходимость всестороннего изучения философско-исторических идей русского Просвещения, но и показана их неразрывная связь с общим генезисом и становлением отечественного любомудрия. Однако работа должна быть продолжена, и прежде всего в ключе целостного осмысления истоков и форм развития просветительской философии истории в России, ее ведущих тем и методолого-теоретических обобщений.
Цель и задачи исследования. В соответствии со сказанным определяется и цель диссертации: теоретическая систематизация и обобщение философско-исторических представлений русских просветителей XVIII столетия. Достижение данной цели включает решение следующих задач:
1. Выявление общего состояния и тенденций развития русской просветительской идеологии XVIII в., ее тематическая и хронологическая конкретизация.
2. Исследование идеологической специфики русского Просвещения, его политических, правовых, культурных и философско-теоретических трансформаций.
3. Определение круга важнейших источников, их анализ, рассмотрение основных путей и форм проникновения западноевропейских философских и исторических концепций в Россию в XVIII в.
4. Обоснование системообразующей роли рационалистической философии и теории естественного права в формировании теоретико-методологических проблем философии истории.
2 Пештич СЛ. Русская историография XVIII в. Ч. 1. Л., 1961; Ч. 2. Л., 1965; Ч. 3. Л., 1971; Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVII — первая
Методологические и теоретические основы диссертационного исследования.
В основе диссертации лежит метод ретроспективного анализа проблем философии истории, что позволяет выявить, зафиксировать, а затем реконструировать философско-исторические воззрения отечественных просветителей. В качестве вспомогательного метода используется прием эмпирико-исследовательского описания политического, культурного, теоретического и юридического контекстов бытования философии истории.
Из совокупности философско-исторических представлений русского Просвещения выделяются проблемы исторического знания, его структуры и функций.
Базовым структурирующим элементом исследования являются произведения русских философов, историков, правоведов, ученых, мыслителей, XVIII в. При этом, активно используются результаты, достигнутые в изучении эпохи русской европеизации в смежных гуманитарных науках.
Диссертант всесторонне учитывает достижения историков отечественной философской, общественно-политической и правовой мысли (М.Т. Белявский, Г.С. Васецкий, М.Т. Иовчук, A.A. Галактионов и П.Ф. Никандров, П.С. Грацианский, А.З. Каменский, В.И. Моряков, В.Н. Орлов, С.А. Покровский, П.С. Шкуринов, М.М. Штранге, В.Я. Щи-панов), а также работы сотрудников кафедры истории русской философии СПбГУ (А:И. Бродский, A.A. Ермичев, А.Ф. Замалеев, B.C. Никоненко, И.Д. Осипов).
Научная новизна диссертации заключается в оригинальном подходе к разработке и систематизации философско-исторических представлений в идеологии русского Просвещения XVIII в.
1. В диссертации показано, что просветительская философия в России XVIII в. тесно связана с традицией секуляризма. В то же время русское просвещение секуляризировалось не до конца. Указаны основные формы и пути секуляризации, ее влияние на становление проблематики философии истории.
2. Отмечено, что философия истории существовала в синкретическом единстве с другими формами осмысления истории, прежде всего с историософией и историей культуры. Русскими просветителями философия истории осознавалась прежде всего как рефлексия над научной формой истории. Ее главными понятия становятся «исторический факт», «историческая закономерность», «причинность». Основные вопросы философии
четверть XVIII века) М., 1976; Русская историческая мысль и Западная Европа (XVHI — первая половина XIX века) М., 1985.
истории в русском Просвещении концентрируются вокруг проблем исторического знания.
3. Указаны основные характеристические черты как просветительского мировоззрения, так и просветительского движения (утилитаризм, публицистичность, морализм, сциентизм, идеологизм) и прослежено их отражение во взглядах отечественных просветителей на историю.
4. Обстоятельно раскрыты философско-теоретические истоки формирования проблематики философии истории в России XVIII в.: теория естественного права и рационалистическая философия. При этом если теория естественного права представляла собой заимствованную концепцию (произведения С. Пуфендорфа, Г. Гроция, X. Томазия и др.), то рационализм в России помимо заподноевропейского влияния (X. Вольф) опирался на автохтонную традицию рационалистического философствования.
5. Предпринята одна из первых попыток выделить те естественно-правовые и рационалистические представления и понятия, которые определяли содержательную и концептуальную специфику формирующейся просветительской философии истории. В рамках естественно-правовой доктрины это представление о «природе» и «природе человека», теория состояний и ее различные модификации, представление о пользе истории и концепция «общего блага», морализаторское воззрение на историю. В рационалистическом подходе различаются два понимания разума: разум как здравый смысл и разум образованный и просвещенный, т.е. методичный разум науки. Следствием истолкования истории с точки зрения разума явилось представление о порядке истории, которое проявилось в различных вариантах классификации истории, в схеме русского исторического процесса, в идее исторической закономерности и в языковом (алфавитном) упорядочивании исторической фактичности, что характерно преимущественно для истории «наук и художеств».
6. Подробно проанализированы взгляды не только таких крупных деятелей русского Просвещения, как Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, Я.П. Козельский, С.Е. Десниц-кий, Н.И. Новиков, но и менее известных мыслителей, деятелей «второго плана», которые редко входят в орбиту историко-философских исследований: Г. Бужинского, В. Зо-лотницкого, Ф. Штрубе де Пирмонта. Детально рассмотрена рационалистическая концепция Г.Н. Теплова, содержащая широкую концептуализацию исторического познания, онтологии истории.
Философия истории — особая тема в истории русской философии. «Русская литература не богата специальными исследованиями по философии истории, но интерес к этим вопросам в ней проявлялся очень живой», — указывал Э.Л. Радлов3. Особенно верно это наблюдение для русской философии XVIII в. Из-за отсутствия сочинений, непосредственно посвященных философии истории, круг источников необычайно широк. Это произведения разных авторов, выполненные в различных жанрах. «Историософская мысль, — пишет Т.В. Артемьева, — не нашла своего выражения в специальных наукообразных трактатах. Она была рассредоточена в "текстах культуры" и выражалась в формах "политического романа", "восточной повести", "письма к приятелю", комментированного перевода, маргиналий, социально-политической утопии и т.д. Для современного исследователя интересны и насыщенны историософскими идеями художественно-публицистические жанры, государственные документы и правительственные манифесты, мемуары и пр. Наиболее важным источником являются прежде всего исторические сочинения, представляющие собой творческое осмысление исторических событий, и преамбулы к ним, где обосновывалась теоретическая позиция историка, поэтому в первую очередь должны быть рассмотрены они»4. В течении XVIII столетия в России ни у одного автора не было выработано целостного философского взгляда на историю. Впрочем, это не оценка, а лишь констатация факта. Русские историки, писатели, юристы, ученые, переводчики, проповедники этой эпохи дают лишь фрагменты такого взгляда. Теоретическое и философское осмысление истории необходимо восстанавливать, реконструировать, складывать из разрозненных фрагментов, из разобщенных мыслей, наблюдений, замечаний. Получающийся результат — не авторская позиция, которую можно было бы сопоставить тому или иному русскому мыслителю XVIII в. Философское представление истории не удается персонифицировать. Это, скорее, типичное, усредненное, расхожее представление истории. Отдельные его фрагменты соответствуют взглядам конкретного автора, но в целом — нет. Более того, это представление складывается, создается и закрепляется на протяжении всего XVIII столетия, поэтому разные его выразители и разные аспекты принадлежат разным эпохам внутри самого этого века. В России XVIII в. не
3 Радлов Э.Л. Очерки истории русской философии //Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 192.
появилось оригинальных суждений по поводу назначения, смысла и философской ценности истории. Даже такие крупные мыслители как Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов руководствовались в своих взглядах тем или иным западноевропейским образцом (соответственно, Г. Гроций и С. Пуфендорф, X. Вольф, Д. Юм). В этой связи особый интерес вызывают менее значительные авторы, например, такие как Г. Бужинский, Ф.Г. Штрубе де Пирмонт, В. Золотницкий и др., чей подход к проблемам истории еще более определенно демонстрирует типичное отношение к истории. Распространенное, типичное представление истории, конечно, не лишено противоречий и непоследовательностей. Еще однозначно не определен предмет истории и доступные ей методы. Многие понятия, необходимые для философского осмысления истории еще только формируются в XVIII в. Идет терминологическая работа, нащупываются концептуальные формы. Завершение этого процесса уже не принадлежит XVIII столетию.
Сложность историко-философской реконструкции усиливается тем, что в XVIII в. в России не было философии истории в строгом смысле слова. Ее проблематика еще только вызревала, еще только начинала принимать определенные, различимые очертания и существовала в комплексе, в синкретическом единстве целого ряда проблем, из которых параллельно возникали близкие философии истории, но по своему самостоятельные и независимые формы осмысления истории — историософия и история, а затем и философия культуры. Свое завершение и смысловую определенность они также получают лишь в веке XIX, а пока сосуществуют рядом с философией истори