автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблемы формирования экологического сознания

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Якубов, В.А.
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Проблемы формирования экологического сознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы формирования экологического сознания"

рг6 ,да0($'ерство еыоьего и СРЕДОЕГО специалы-'зго ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ГОаДАРОГЬЕШЙ УЬЙЙРСГГЙТ

На правах ру..;. лгу.

¿ОБОВ ДАЕШ2Г ЯДОДОЮШК

пробяеш формирования зкологичетго (ЯЗИИ*

й* 00. Н

АВТОРЕФЕРАТ

зигсвртсцют ка соискание ученой отстоит. 5санди^тя философских наук

Ташкент - 1993

нйшяерство "высшего к саддвго сшщшюгог

ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

- - - .. ТАШШТиШЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи ВСУБОВ ДШЕГ ЩЯШИЮВШ

ПРОБНШ ФОЕШРОВАШ ШОШГИШЮПЗ С02ШЖ Специальность 09.00,11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ-

диссертаций ид соискание ученой степени кандадага философских наук

■Ташкент--.1993

Работа выполнена на кафедре философии философского факультета Ташкентского государственного университета.

Научный руководитель: Официальные оппоманяы:

доктор философских наук, профессор ХАЙ С.М.

доктор философских наук

дадшов A.M.

кандидат философских наук, профессор САТТАРОВ D.G.

Ведущая организация - кафедра философии Ташкентского

электротехнического института связи

Защита диссертации состоится у " цуа9. 1993 г. а 14.00 час. на заседании специализированного Совета да 067.02.09 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата фи- . досовских наук в Ташкентском государственном университете (700000, г .Ташкент, ул.Аыира Те мура, 60а, философский факультет ТашГУ, аудитория 203).

С диссертацией можно ознакомиться в- научной библиотеке университета (Вузгородок, 4),

Автореферат разослан " .»•/Л " -1993 г.

Ученый секретарь специализированного Совета ' // доктор философских наук, //' ' i ь

профессор ^¿Y-^ Гайдаров У.Ж.

Актуальность те?.та обусловливается тем, что проблем! экология ttl'tio приобрели планетарный, глобальный характер, Экологический кризис, -СВЙЭ-ЙПКЛ с К^руШНЛЭ:Л рПВНОВЭСИЯ в биосфоро Зетлли, охватил весь современна* икр и грози? гябалью жрзвол даькл::з"-ци;г. Or является результата?"пн?сн?пвиого.вмеи&аальояза '¡олог:с;<а з пркроднув срезу, к&торэо особенно 2 рэпо-

приобрс-тлст ««одгданнв масштаба, a т-^кко oicy^o;2.o: тинного механизма узравдапия социагано-зкологшюсшдк процессами.

вгего человечества сегодня однол из ззла зоэтрокердтик. •"а^*: жзггтея аоисг. зЯФ-^тяаша. пухо* пггада кз экологического кризиса, восстановления саьковлсня а оястекз "аркрод^-общестзс", негативных поолвдетвлй антропогенного искательства б spzpozy. й.А.2арс»з г сво&й «нгге "Узбекйотан.Свой путь обновления и прогресса" подчеркивает: "Нел: обтай долг, оставить планету нашим детям и внукам благоустроенной и пригодной .для достойной и счасшхивой жизни".1'

Выход из экологического кризиса во многом зависит от соответ-стзувдэго уровня экологического сознания, иоо развитиз человека-един из факторов, определяющих рациональное природопользование ш зргг-лоехр&нкуа деятельность, оказывающих влйянио на рятшизй-г) •хт зз&гплэЪачэгк природу а обпасхва. %оби* управлять . эффекта?:- . но этг лрс^еосоа»ггзобхед&го прежде всего-обьактиьл-j н ворно отра-,-лть £ оозяаазш явления природа.

"ого прогноза "обрйт?-;? регзкцив" 'иркридкол ср^'-л; на

нее вмешательство, научно обосновегойл методов сценки донусетто?

етазенз такого вкзпатаяьстзз и расащрегш среде давлений с сушкосхз

противоречий, возникающих мвэду задачами охраны природа и акген-сиЕнаа использование« ос ресурсов. А это требует.более глубокого госледовакия цройяек аэашодейстЕкя общества и природи, зрнравэ-нин экологических знаний и повышения еяодогагееского сознания, ориентированного на охрану окружающей среда и рациональное еснользз-,.

1 Каоткоз И.А. Узбекистан. Свой дуть обновления ж прогресса.- :.-

Талкент; Узбекистан, 1992. С.6л. ...

2 Герасимов И. Г. Методологические проблемы экологизации созрзгген- -poii нагки. В ^Фило^щзл, естествознание, совсэмекпость.

вание природных ресурсов.

Особое значение приобретает широкая экологическая ориентация людей, в частности хозяйственных руководителей при испсльзс аании достижений современной научно-технической революции в прс изводстве, которое должно строиться с учетом экологической неоС ходимости, нейтрализации негативных последствий антропогенного вмешательства з природу-. А это невозможно без реиительного отке за от традиционного потребительского подхода к природе, коренного изменения стиля ¡экологического мышления и экологической деятельности.

Актуальность темы исследования обусловливается и необходимостью конструктивной дискуссии с западными оппонентами, кото-рне не всегда объективны в интерпретации экологической ситуации нередко искажают факты, допускают предвзятые суждения (религио; ные направления, алармисты и др.). Это не способствует сотрудничеству, а наоборот, толкает на конфронтацию в подходе к решению экологических проблем. В этой связи нужна аргументированная критика ненаучных взглядов, используя при этом положительные мс менты для исследования экологического сознания,конструктивного диалога.

Степень разработанности темы. За последние годы ученые CHI к зарубежные ученые, философы, экономисты, экологи, естествоведы, социологи, юристы, психологи все больше внимания уделяют проблемам экологического сознания.

Появились статьи, в которых специально разрабатываются прс блеми экологического сознания'1'. В них рассматриваются понятие экологического г.ознания, его структура, роль в оптимизации вsai ыодейстзия общества и природы. Однако в этих статьях недостач но уделено внимания процессу формирования экологического сознания, его объективным и субъективным факторам.

I. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы. //Философские пооблеш глобальной экологии. - М.: Наука, 1933; Кацура А.Б1 0 структуре экологического знания. //Философские проблемы глобальк< экологии. - М.: Наука, IS83', Кочергин А.И. Экологическое сознание как элемент ноосферы //Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. - Иваново, 1984; Жизнь земли Экологические проблема и природоохранное образование. Сб.научи, трудоа /под ред.С.А.Ушакова. - М.: изд-во МГУ, 1291 и

др.

5 '

Заслуживает внимания монография А.Н.Кочергина, D.Г.Маркова, И.Г.Васильева*, в которой рассматриваются сущность экологического знания, проблемы экологического воспитания и экологической культуры. Вместе с тем в ней недостаточно обосновывается специфика экологического сознания и других форм общественного сознания.

Усилилось внимание к исследованию проблем экологического-об— разованкя и воспитания» пропаганда! экологических анан'ий^.

Ряд работ посвящены нравственным аспектам экологических проблем"^.

йыезтся обпирная экологическая и социологическая литератураs в которой наряду с общими вопросами взаимоотношений общества в природа s той или иной степени ¡затрагиваются проблемы отологического сознания". ■ " *

Большой вклад в изучение проблем апология, в той числе» экологического сознания, вносят ученые Республики Узбекистан. В этой связи хотелось бы выделить работы ЭЛ.Шадиметова®, в'которых исследуется широкий круг глобальных и региональных зко-

1. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев И.Г. Экологическое знание и сознание. - Новосибирск, 1987. • ■ ,

2. Казначеев В.П., Яншин А.Л. Научно-технический'прогресс, зког, яогия и экологическое образование //Экологические проблемы

современной глобалистики. - H.j Знание,- 1986:-Назарова И.С. Охтзана окружающей среда и экологическое воспитание студентов.

- 12.: Высшая школа, 1989; Миронов A.B. Содержание экологического образования будущего учителя //Изд.Казанского ун-та, 1989; Данило Ж., Маркович А. Социальная экология. - К.: Просвещение, 1991 и др-.

3. Гусейнов A.A. Отношение к природе как нравственная проблема// философские науки. 1975. № 5; Василенко"П.Й.-Поиски оснований й источников экологической этики //Вопросы философии. 1986.

№ £ и др. " ' "

4. Одум Ю. Основы экологии. - М.: Мир, 1975; Сен-Марк Социализация природы. - М.: Прогресс, 1977; .Галеева ПЛ., Курок М.Е. Методологические аспекты взаимодействия общества и природы. -М.: Московский рабочий, 1973; Соломина С.И. Взаимодействие общества и природы. - М.: Мысль, 1983; Огородник И.В., Киселев Я.Н., Крисаченко B.C., Стогний И.Т. Социально-философские проблемы экологии. - Киев: Высшая школа, 1989: Социально-экологические системы как объект управления. - Новосибирск: Наука, 1990: Методика преподавания философии;, проблемы перестройки.

- М.: Высшая школа, 1991; Петрова E.H. Экология индивидуальности: (билосойско-социологический аспект //Изд-во Урал.ун-та, . 1992 й др. " < \

5. Шадим'етов D.S. Человек: социально-экологические аспекты здоровья. - Таякект: Узбекистан, 1990; его же: Региональные проблемы социальной-экологии. - Ташкент: Узбекистан, 1992: его же: Введение в социоэкологию, — Ташкент: Укнтувчи, I99S.

ó

логических проблем, особенности экологической ситуации в Узбекистане, причини экологического кризиса и пути его преодоления, уделяется особое внимание формированию экологического сознания и экологической культуры, обосновывается необходимость совершенствования экологического образования и воспитания.

Интересной является работа З.Абдуллаева^, которая посвящена исследованию диалектики экологических откозенлй и экологического сознания, Автор аргументирует введение в научный обиход понятия "экологические отношения", рассматривает сущность экологического сознания, его социальную роль, процесс формирования окологической культуры и организации экологического воспитания.

Вилли работы и других ученых Республики Узбекистан, в кото-при исследовании общих зопросов экологии, охраны природы и рационального использования природных ресурсов подчеркиваются мпчзние экологического сознания и образования в оптимизации взаимодействия природы и общества*".

Новый импульс к дальнейшему исследовании экологических проблем дает создание научно-координационного совета Фонда экологии и здоровья Узбекистана (ЗКОСАК), под его эгидой создан также научно-производственный центр по сбору необходимой экологической информации (ЭКОСАНШОРМ). Созданы отделение ЗКОСАНа в СЛА я б других странах. В июне 1993 г. на заседании Совета обсуждался проект врогра?,!}!« экологического воспитания и с?розсв&::::.£ -з Узбекистане. В хода его обсуждения подчеркиоаязсь н;обход$п.!ссть формирования экологического сознания в людях с сг»:огс ж^го эос-растя. создания строчной сигтс;*:: пгопагп*ц.у-

1. Абдуллаев 3. Экологические отношения и экологическое сознание. - Ташкент; 1990.

2. Саттаров 10. Ссцизлыю-бмлссошскке аспекты экологических проблем.Ташкент: Фан, 1985; Хашиьсоъа И. Диалектике сестнглз-ния глобального и зонального в экологии. - Ташкент: Фан, 1986; Чухамздванов М.В., йарафутдпкова 5.Х. Охрана и сацас-начькоо использование природных оесурссз. - Ташкент: 5ан. 1939; Алимов Т. А., Рафиков A.A. 5кологик ха-толик сабоклаии. - Тошкент: 1991; Турдцкулоэ З.А. Экологическое сйсазование к воспитание. - Ташкэнт, 1991; ¿танов С, Ахлок ва экология. -Топгкен-т, 1992; Куйлиев Т. Экологическая ответственность как ценностная ориентация //Независимость и мировоззрение: реальность и философские проблем» возможностей развития. - Ташкент, 1993; Пулатов XlX. Взаимодействие социально-политически с институтов в процессе воспитания экологической культуру трудящихся //Независимость и мировоззрение: реальность"и Философские проблемы возможностей развития. - Ташкент, 1993

п др.

Проблема формирования экологического сознания и образован»-: стала предметом неоднократного- обсуждения на международных си'.'.-тзкумг-х. в ООН, на научно-теоретических конференциях. На них

сссбсе вкп-лаг-из уделялось совервгнствованпо зоологического ясгаквя к-воспитания, ¿сьединсни'.о усилив по тол:.кс у jc.-.-;,-.. г.;л'.'. "•леил дулг^лзл - ."частников экологических.дьи/ксиг..*: ' принятия м-зр, дь kk v. ллеедллеиле лк.ук луулу-- у. •

оОр^а^л, усилиями ученыу ',¡ü н дру~их с; pul ■калитулы-уи матерная по проблемам злолегичоснслс со у; , :-уу у- ууг^ьл^с ; .„лтнук.- i есретическу.ъ сглюпу для далььиыЫл научных изысканий з этой uc&scin.

""ичпо ^ дрл"" уяяшботка проблем экологического uí— .находится ял птпдий. ei-o c»cp:i!r' «"»плолоз.'».:^':

недостаточно, требуют более углубленного иемыслоддл " ■ зации на основе обобщения новых явлений и фактов. Зполсга-«;г./'«:г сктуацкя з мире и регионе постоянно меняется, в соотсетсузин с этим выдвигаются новые проблемы адекватного ее отражении в сознании людей, принятия безотлагательных мер для практического решения новых задач.

Ьсе с-тиечеркой и определило выбор теш и' направление прове-ул-у::;1;: ¡:сг.;.е-,гг,въкия, осчойньп/! сОь-зктом ""торого является Фзр.'и-ууууу экололичеоксго лопнууя

,_уль :: зал?--':: исследования. дуль исследования сос:е,у .ve." "'тсс'ь: деть уусулуй сглдиадъно-дилолотууиу уулиь ;.уу;у-и оорегич-ееккх проедем формирований укол;.::: ^

узнуду каг угрууудногс элемента ote;', укенногс ссеку:, у

уунсу ууу ир'уДууудслилу необходимость деления слупл- ' л задач исследования.

- 'Г'оСдлть сояг/вменное состояние разработки »¿обл.'-;.: уил у гнческуо лулунля, ,..iib t.Kt-.л иг его су „у. ост::;

• - вскрыть природу ¿дсдстдчдегого сознания,, едг усуго s структуре общественного сознания;

- показать процесс формирования экологического сознания, егс объектизнке к еубъектшш® факторы;

- раскрыть диалектику экологического ссек.лпия и экологической деятельности:

- обосновать необходимость формирования такого экологичес-• кого сознания, которое было он ориентировано ка признание пенс-

ритета общечеловеческих экологических ценностей.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней:

- обосновывается положение о том, что экологическое сознание является отранением материально-общественных экологических отношений* составляющих единство отношений людей к природе и друг к другу по поводу природы;

- показывается, что экологическое сознание, отражая ссци-ально-естественше и материально-общественные экологические отношения, выступает и как естественнонаучное, и как оСщественнсе сознание;

- углублено понимание специфики экологического сознания, его социальной 'функции;

- рассмотрена мало исследованная проблема взаимодействия экологического сознания с другими формами общественного сознания;

- дается свое решение вопроса о влияни объективных и субъективных условий на формирование экологического сознания;

Апробация работы. Диссертация обсуз*дена и рекомендована к защите кафедрой философии и Советом кафедр социально-политических наук высшей школы МВД Республики Узбекистан, а также кафедрой философии философского факультета ТашГУ. Результаты исследования опубликованы в печати.-

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения:

- могут способствовать углублению работы по выявлении факторов формирования экологического сознания, их региональных особенностей;

- будут полезны б организации экологического образования и воспитания;

- имеют значение для совершенствования подготовки и перепоя готовки кадров для экологической службы, а так-е при прогнозировании и планировании охраны окружающей среды;

- могут быть использованы в курсе философии при чтении лекций по вопросам природы, общественного сознания и культуры,глобальным проблемам современности, а также в экологической просве-

•тительной и пропагандистской деятельности среди населения.

Методологические основы исследования. 3 процессе исследования диссертант руководствовался методологией научного подхода

к анализу взаимодействия природы и общества, влияния окружающей' среды на духовную низнь общества-.

При разработке общих вопросов, связанных с темой исследования, -автор, опирается на достижения отечественной и зарубежной науки экологии.

Ь работе использован больпсп фактический материал, почерп- " нутый из опубликованных работ, результаты конкретно-социологичс-ских исследований, проведенных диссертантом в различных регионах Республики Узбекистан, периодическая печать, статистические данные .

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССДВД0ВШЯ .

Ьо введения обоснована актуальность теш, степень ее разработанности е научной литературе, формулируются цели и задач:: исследования .

Первая глава - "Экологическое сознание, его специфика и социальная роль в обществе" -состоит из двух параграфов.

В первом параграфе - "Экологическое сознание как отражение материально-общественных апологических отношений"' - исследуется социальная природа экологического сознания. При. этом диссертант искосит кз методологической предпосылки о том, что генезис,функционирование и развитие экологического сознания можно правильно пенять, руководствуясь положением научной философии о единстве природе и общества, о неразрывной связи духовной жизни общества как с природной, так и социальной материей.'

Рассматривая различные точки зрения с природе экологического сознания, имеющиеся з научной литературе, диссертант считает, что исходным в этом вопросе является выяснение объекта его отражения. В этой связи нужно различать содержание понятий "отношение людей к природе" и "отношение людей друг к другу по поводу природы". Нам представляется, что понятие "отношение людей к природе" воплощает в себе социально-естественные отношения, основанные на действиях как природных, так и общественных закономерностей, а понятие "отношение людей друг к другу по поводу природы" - материально-общественные отношения, основанные на социальных закономерностях.

В диссертации обосновывается положение о том, что социально-философский подход к экологическому сознанию как к структурному

элементу общественного сознания позволяет рассматривать его объектом материально-общественные экологические отношения, под кото рнми имеются в виду, по-первых, произзодственнс-трудовые отношения людей друг к другу по поведу природы, в ходе которого осуществляется обмен веществ между обществом и природой с учетом экологической необходимости, закономерностей взаимодействия природы и общества; во-вторых, производственно-экологические отношения людей друг к другу в процессе производства, связанные с рациональным использованием природных ресурсов, эколегизацией производства (малоотходные, безотходные проилводства и др.). материальной деятельностью по охране природы, оптимизации ее взаимодействия с обшеством,

Б диссертации общественное экологическое сознание определяется как совокупность взглядов, теории и соответствующих умонастроений (чувств, мыслей и волевых побуждений), отражпклих материально-общественные экологические отнозения, объективные закономерности системы "природа - общество'--, обуслсвлекнке определенных! способом производства и способствующие оптимизации взаимодействия природной и социальной материи..

Во втором параграфе - "Взаимодействие экологического сознания с|другими бермами общественного сознания. Социальная роль экологического с. знания в обществе" - на основе научного анализа процесса антропогенного воздействия на окружающую сред;/ в эпоху научна-технической революции, приведшего к экологическому кризису гею цивилизацию, подчеркивается,- что в современных условиях во всеусяиггикс заявило с себе эксяс: пческое соэнаниэ, пронизывая все сферм жизнедеятельности человека, все формы общественного сознания. Зта тенденция является одной из главенствующих в духовной хизни общества и носит всеобъемлющий характер. Поэто»<у выяснение сущности связен и ззакмодейстзия экологического сознания с другими формами общественного сознания имеет как теоретическое, так к практическбё"значение.

Рассматривая связь и взаимодействие экологического и поли--тического сознания, в диссертации отмечается, что в современных условиях в фокусе мировой политики находится экологический вопрос. Его решение в решающей степени зависит от. существующих экономических отношений, вместе с те" оно во многом определяется политикой того или иного государства, классов и партии, а

также участие« в зкологическо« движении народшх vacc.

~ условиях с настоятельной необходимостью возникает

гребле-»«. s/сд гг каш;ии политики, псм.кткчоскс.гс сознания, прини»«а-

политических., решений, л.'веления окслогичьсксгэ «(.онйния к окг-лст:"!^оfсй л. > тури гол;;з и сллГотррмччх- руководителей.

Ь диссьр^очии пг'казийылся, "то 1<бстс,Я'ХОльс'.-Ег игнори-рог-ал.сь о порисд y,y;:L/:a r'nrw: и господства административно-ко».с;;;д:с:"! сгот?'«.!. имело --осто ;;роноСрексн>:е реальность» около-гкчйсусЛ ситуации, гнт>»:?1«*члееся в принятии «могил пояитическкх и хо:.т.>;т:г1-,.:!",.:х :: удо; О по/роде (оиу^ания болот,

переброски вод сибирских рек и 2ре,уп» «оно, строительс-йо гиг адт-гг г»!!г»йсс.^ч.'2:с::и'* к т п.). Все это явилось следствие« идеологизации поли'1 икк и п:.-и">и,?чскогй с^зиок:." : ненмиц&ш: остро"4* _неблагоприятных последствий антропогенного ьмешателпсьза z природу.

Одна из важнейших и актуальных задач сегодня заключается в то«, чтобы снять экологическую напряженность, деидеологизкроБать межгосударственные отношения в области экологии, стимулировать политическое сотрудничество в решении экологических пробле«.

5кол~тло;о^кое дознание таено связано и с правовь:" созна-

Объелти^лол основой ел ого являемся то, "-го поазевде няг'йя-

--- - :

ды об отлольл-пях к лрлр.,до, "ооау л?:дь"л по поводу природа

дят воптодолло в лрлдичеоклл, оахслодатслвных актах, носящих о0~ •деобкзат®а. кия характер. Однако в силу низкого уровня правосознания лк;дей: особенно хсоннохеоннкл руководителей, не соблюдались "исг'ие закочл, -ор"£-ту.внь:е акты по вопроса»- охран-,* окружное^ суедь;, рационального использования природных ресурсов. Жизнь требует повышения правосознания людей по Еопросам природоохранной делт&льнос-.'и с те»», чтобы правотворческая и правоиспоякитедьная л-г/тельносп с сулее"клялась с учето« окологичесхгас требований, вести решительную борьбу с беззаконие*» и произвело« з охране средь* обитания человека.

Экологизация правосознания людой является важньи» фактором улонениг необходимости правовой сценки того вреда, который наносит природе антлокологические действия ведомств, хозяйственных руководителе:". капрк>'ирк«оЗ борьба с ?а*<к, кто отравляет онру-я&кгаз'к; сред:/, делает се невкноси«яй для киэни.

В диссертации анализируется сэязь акояоготеского и нрзвет-

венного сознания. Эта связь обусловливается тем, что техническс вмешательство в природу, вызывающее отрицательные социальные по следствия, выдвигает на передний план вопрос о социальной и нравственной ответственности человека за состоянием окружающей среды. Сегодня остро ощущается необходимость в этически сориент рованном контроле над антропогенны" вмешательство» в природу.

Необходимо обеспечить единство нравственного и экологического сознания с тем, чтобы и то и другое было ориентировано на оерекное отношение к природе, утверждало любовь к ней, требовало сохранения и утюжения природного богатства как общественного достояния. Поэтому нравственность личности должна быть рассматриваема и в контексте ее отношения к природе, ее поведения в биосфере.

В этой связи первостепенное значение приобретает экологиза ция оценочно-волевой стороны нравственного сознания, которая предполагает осознание и соблюдение общественных требований бережно относиться к природе, так как забота о сохранении среды обитания есть по существу и забота о человеке.

Анализируя связь мехду экологическим и эстетическим сознанием, диссертант акцентирует витание на ту особенность эстети -ческого сознания, состоящей в тс", что оно пронизывает все виды человеческой жизнедеятельности. Занимается ли человек производственной и научной деятельностью, созерцает ли он природу, сева ивает ли космос - всюду он сознательно или бессознательно зыга-кает свои эстетические чувства, восхищается красотой содеянного увиденного или услышанного.

Но эстетическое созерцание природа на должно быть чисто ге доиистическим; с точки зрения экологической необходимости важно не просто получать наслаждение от эстетического созерцания природы, а чтобы ото созерцание имело социально-нравственный резул тат. Ведь человек монет получать истинное наслаждение от красоты природы, но в то х:е время варварски относиться к ней. Для ликвидации этого противоречия необходимо, чтобы единство эстети ческой выразительности и около'гической необходимости в сознании было вплетено в кровь и плоть каждого человека, тогда восприятие прекрасного в природе будет органически сочетаться с желание" и практическими действиям сохранить ее для людей, для общества, для всей цивилизации.

Б диссертации всесторонне рассматривается вопрос о социальной роли экологического сознания. Экологическое сознание выполняет преаде всего познавательна £ункци;о. Суть ее состоит в то«, чтобы празйльнс -с?ра*ать бытие ..системы "природа - общество", познавать закономерности развития природной и социальной материи _ s их взаимодействии и взаимообусловленности. Б этой сьязи анализируется обыденный и теоретический уровень экологического сознания и делается вывод о тс, что экологическое сознание в своих ::сслёл£икях может оить одфехтизпим, если оно основывается на данных науки.

Пресссазсвателйная функция экологического сознания напрае-

на природа с ^одьз удовлетворения потребностей

человека. Она осуществляется в процессе труда, з процессе опосредствования, регулирования и контроля обмана веществ («жду человеком и природой. Эта функция экологического сознания может быть конструктивной и деструктивной. Последняя имеет место тогда, когда экологическое сознание основано на недостаточно»' знании объективных законов природы и общества, на группово«, эгоистическом " интересе, на чисто потребительском подходе к природ-ресурсам , на организации производства без учета негативных олслогических последствий.

Экологическое сознание зьполкяег также п н ост : > о-о ~мен та .-.к.ко т;.~:ч-пи.<1. она х^рз-люриз., £ г сознание с точка

грзньд сцс-::к;: значения г.рпрсды для чвЛиоеке и Одаства, удовлетворен;1;: их потребностей, слу>.агл.я и'пте.. .-.¿¿'ераэлегл на гыяснение общественно;! значимое!., .(¿еддетьв и явлений природы через посредство потребностей и кнюрееов ..о^.нивак.-цоео су1ъек-та. Поэтому выработка соответствующе»! ценностной ориентации .:.»2от лоинципналеиое значение для экологического сознания. А это осущосггдязтся па основе сознательно г - ¿нооре еуО'ъеко ом жизненно важных и значимых для его жизнедеитеяонисг«; обьекюь, объективного знания их свойств как важного условия их правильного использования.

Одной из глазных социальных функций экологического познания является оптимизация взаимоотношений в системе, "пшпода- оОцест-зо". Суть ее состоит в то , чтобы способствовать упорядочению взаимодействия социальной и внешней среды, обеспечению сознательной регуляции обмена веществ между обществом и средой с тем ,

чтобы сохранить равновесие в природе и жизнеспособность биосферы. Это предполагает повышение экологического сознания всех людей и на этой основе переделку самого человека, его знутрекнегс мира, гуманистическую ориентацию всей его природолреобразсваге; ной деятельности, выработку высокой ответственности за посслед-стзия своего вмешательства в природную среду.

Б этой связи а диссертации подчеркивается, что решение проблемы оптимизации взаимодействия природы и общества предъявляет особое требование к повышению экологической грамотности специалистов и ладей, занятых в управленческом аппарате. Речь идет о том, чтобы, совершенствуя экологическое сознание люден, от руководителя до рядовых тружеников, избавиться от стихийности в решении проблем оптимизации природы и общества, подчинит; его сознательному научному регулировании и управлению.

Вторая глаза - "Объективные и субъективные Факторы фср^ирс вания экологического сознания" - состоит из трех параграфов.

Б перво;/: параграфе.-- "Влияние объективных условий на фор-. мирозание экологического сознания" - обосновывается положение о том, что процесс формирования экологического сознания находит ся в непосредственной зависимости от изменений материальных условий жизни общества. Человек преобразует природу е соответствии со своими потребностями, в результате она становится "антрс пологической природой", приобретает социальное качество. Именнс в процессе очеловечивания природы, ее приспособления к нуждам и интересам человека изменяется его собственная природа, формир^ ется сознание вообще, в том .числе и экологическое сознание.

В диссертации подробно прослеживается влияние материальны) условий на процесс формирования экологического сознания в первобытно-общинном. строе, в посяеаитичный период, в эпоху средневековья и в капиталистическом обществе."

Процесс осознания природы, ее связи с обществом находится в непосредственной зависимости от характера способа производства, который поровдает соответствующие материально-общественные экологические отношения, отражением которых является экологическое сознание. Поэтому источник экологического сознания надо искать прежде всего в способе производства, б материально-общестаенных экологических отношениях людей. Чтобы экологичес-

кое сознание развивалось в нужном направлении, надо так совершенствовать способ производства, материально-общественные экологические отнесения, лтедь: он;; о г л о чили объективным тенденциям об-• вественнсн-о. раззятия, пстгооносгл:.; л >:к-.еряслм лллолгдла.

;Дллл.'/олллн ^зуирования_эколог;:чесг: ло сос-лшил

йода»;гея и .'-околи ¿о-аимедеп :•". г-,/я. л.л.родл л оДоло.: ьл . незнание " л г:■..:..■)■„? лг лллод-'лстли» природы и оощестл- д;л"?лол ..олои лз прг-■щн лоихиллого елнеоунил люден л л. сиро до.

:.- лс ррруя правильное _.рл.:елле лдойкти-ллх лаколеглэрно-■ л ук лоло/лил лллрелл л .л.лс-ллл. делает экологическое со-

знание компетентным, йаушы'м г. ; л:лл.чолл:о рационально с'Т.окгг

и природоохранную деятельность, глуЗско разсира. «с.-; л сл-яррмумпиЛ исслсги'"»«.«,,,! «и.петь ее нега-

тивные стороны и тенденции развития в бу.

На основе данных конкретных социологических исследований, проведенных диссертантом э разных областях Республики Узбекистан, констатируется^ что у ¡¿зегих респондентов еще нет глубоких знаний о закономерностях взаимодействия природа и общества, и это мешает им увидеть предметно связь между взаимодействием -д:лр-:д; к и развитием личности, ее экологического со-

..ллил. -р.- л-л'- :л> л.;: - , аругие

'.'ЛЛ""'.1 •' п-'ллл.пий '-лпоглло л 'л'л'л - .

'■ллг'л ч ли ,">..:/' л- - -л,.---,л . ■ у лд'ол--

зезакия для удоллдтсо^-.-л.-л' -л..: . .и _у . л л:

-- ..::. гч^гупает не как среда обитания, а как объ«дх, .-.о.оу.-л-у л;лу л: про о драг- -л до. ,дл -л.-;-.' . - самого чело-

века, его жизньделтол:д-.о :л: .

В связи с этим в диссертации подробно рассштуиоао-ад отрицательнее злияние на формирование ехслогаческего сознания пред-ллллглллл с "иоиол.'.лл.л-..;.,соси" У^сиеостазе'' (т.е. непсдзтагос-:и) л;ироды и деле.л: лт ыл;с:_ ,, лл..Д',.одллсо :д ориоллнлллло.^ оке-лолнчоочов сознание на то. чтобы по то.^до о^лль о: лрироддд но и делать все воз'<о;лное для ос раолирениого лоспрскззодства, сохранения биосферного равновесия.

В диссертации раскрывается вредное влияние административно-командной систеш на формирование экологического сознания. Око состоит, во-первых, в том, 'что экологическое сознание было подчинено порочному стилю экологического мышления, сориентированному на быстрое достижение экономического роста "любой ценой"; во-вторых, в экологическом сознании преобладал узковедомственный подход, не способный отражать негативные социальные последствия вмешательства в природу; в-третьих, государственная монополия на собственность, приведшая к отчукдению человека от нее, способствовала тому, что в экономическом сознании утвердилось представление о ничейной, бесхозной общественной собственности. Отсюда и бесхозяйственное, расточительное отношение к природе, ее ресурсам, антигуманное отношение к человеку, выразившееся в использовании выше дозволенного в сельскохозяйственно производстве ядохиьмкатсв, гербицидов, пестицидов и др. Достаточно сказать, что дозы применения пестицидов и минеральных удобрений в хозяйствах республики были самыми высоки и в бывшем Союзе^; в-четвертых, произошла тотальная идеологизация экономических и экологических отношений, следствием которой явилось преувеличение роли социализма в решении экологических проблем, конфронтации капитализма и социализма в их решении.

Преодоление этих негативных последствий предполагает выработку нового экологического мышления, основанного на признании приоритета общечеловеческих ценностей, на научных экологических знаниях, решительный отказ от старых .представлений о неисчерпаемости природных богатств и их бесхозяйственной эксплуатации, глубокое понимание всеми, особенно хозяйственными.руководителями объективных законов взаимодействия природы и общества, приведение в соответствие с ними природопользоьательнув и природоохранную деятельность.

Во втором параграфе - "Образование и воспитание как важные Фактооы сторнирования экологического сознания" - обосновывается положение о- т-оы , что в современных условиях овладение широкими слоями населения экологическими знаниями выступает как

I. С»«.: Правда Востока, 1991. 25 октября; Шадиметов Ю.1Д. Региональные проблемы социальной экологии. - Ташкент, 1992. С.57.

важный фактор современного научного и социально-исторического

развития, оптимизации взаимодействия природа и общества.

- данные_конкретно-социологических исследований показывают, что только 47,4 процента опрошенных-осознают необходимость^а экологических знаниях,, а 10 .гроцентов опрошенных расопих, 16,э процента ¿ГГ? и 3,3 процента научных работников считают, что экологические знания требуются только по роду произэодстзенной деятельности.

J,p¡-:тральная задача экологического образования - дать ладям преяда всего экологические знания с структуре среда обитания человека, ее неразрывной связи с биосферой, об охране природы и рациональном использовании 1.-сй£,од:п~с ресурсов, иослсдстзияг антропогенного вмешательства в природу, закономерностях развития природа, ее взаимодействия с обществом, необходимости организации производства с учетом экологических потребностей, разумном управлении состоянием окружающей среды.

Б диссертации анализируются меры совершенствования экологического образования в вузах, ставится вопрос о необходимости по-гилиэкйя экологической направленности всего учебного процесса, привития будущим специалистам навыков таорчееяпги яокмвттэнкз научно.! методологии ао вопросам веа^одейстьид :5р»:рода и общества л облагораживания среды обитания человека.

В ъчоТг связи cíocHofet»'b¿é7c« rieoúxv/wsccvi, разработка и внедрения з учебныЗ процесс комплексной целевой программы непрерывного экологического образования и воспитания как органлчас-.-.Оя Части азвк& подготовки сг.ецун-лиотии. 2а объективная необходимость обусловливается, зо-пйрзых. тем, что формирование эко-готических взглядов осуществляется как общественными наукам, так и всем комплексом дисциплин общеобразовательного и профилирующего цикла, изучаемого в вузе; во-вторых, задача экологической подготовки студентов не может бить решена в рамках какой-либо одной кафедры, так как она носит "ыендасциплинарный" и "межведомственный" характер; в-^летьих, необходимостью более четко учитывать конечные цели управления экологической подготовкой студентов - формирования системы научных взглядов о закономерностях взаимодействия природы и общестза.

В третьем параграфа-'Диалектика экологического сознания и экологической деятельности" - исследуется взаимодействие экологического сознания и экологической деятельности, направленной

на охрану окружающей средь:, разумное природопользование, минимизацию вредного влияния производства на среду обитания человека.

Данные конкретко-социодолгаеских исследований показывают что из числа опрошенных только 19,9 процента представляют сут] нового экологического мыалекия, а ^,4 процента находятся еде ; плену старого стереотипа экологического мышления. с>ти данный ] ворят о назревшей необходимости формирования такого экологического сознания, которое бк способствовало преодолению конесрв; тизма, в частности устаревших методов хозяйствования, наносящих невосполнимый вред окружающей среде.

Процесс формирования экологического сознания дрлнен быть ориентирован на воспитание у каждого человека таких соаиаль» психологических качеств, как 'бережливое, экономное, разумное отношение к природе, ее ресурсам, а также ответственности за сохранение равновесия в окружающей среде...

Речь идет о том, чтобы исключить такую" человеческую деят' ность, которая бы противоречила законам природа, приводила к нарастающему нарушению экологического равновесия и ухудшению среда обитания человека. Сегодня нельзя допустить того, чтобы деятельность человека строилась- на созидании общества за счет разрушения природа.

В диссертации рассматривается взаимосвязь Биологического сознания и экологической деятельности, понимаемой как определенный тип целесообразного отношения к систеые "природа-сбде во" с целью ее оптимизации на основе познания и использования объективных законов социальной к природной материк.

Наличие соответствующего экологического сознания позволяет целенаправленно осуществлять экологическую деятельность, делать ее осознанной в интересах общества. Б то ке Бремя имен но в процессе экологической деятельности кристаллизуется экологическое сознание, проверяется истинность экологических знаний, приобретаются ноЕке знания об экологически:; закономерностях.

На основе данные конкретно-социологических исследований в диссертации делается вывод о необходимости решения ряда орг. кизационных вопросов вовлечения людей в экологическую деятельность, ее стимулирования. Н-ужно поставить дело так, чтобы как-дый человек проникался пониманием того, что формирование эко-

огичйсг'.то сознан:'.? активная экологическая деятельность явля-

тон ноослогжлг;! условием

••"В- г""лвртаояя ооосноБыьас;тс.ч -»лсхежс о то:-:, "'-о -ос.-. V-с.),<',логдчесж:?. ч- ."¡о." •• г' т: : о не;" "Г-.!?'**?1 •ряяч-азгсо-:уа оощечеловачоскуа О!:'!'^:::":;^ ;•

ооо:.: ггсот.-:хеккк зу.-ге-тэс-тяыг классовых фошацяп

яланэту, отделенной ■тч;о."-. ; — -•. ■ " ,о.:огу.ч-зс"":? багь^гпр.. лля людей раз;^ с;;.--:' з '.о^пм до, е о.-; осе':

Позитивное решение экологических пообле* •л'р^ус. ' -

'■"■и от ггтого откойи^,;::: ^.г""11?"". ппотивопостазлязш-

•с природу и общество, зсзйо^.-»...- „ .Г;"гг-

:алььый способ отношения к миру, лчдей .друг к другу по к^зоду грироды, что таило потенциальную угрозу утраты человечности, ¡ринвсенал ее в жертву классовому интересу. Приоритет общечел^.-¡еческих ценностей в экологическом сознании означает удсвлетво-)енке интересов социальных груап в экологичоскшс вопросах пу--ем взаимных уступок, компромиссов и совместной борьбы за ее-с битая:'я ~ яб^гзпв «вис спсм у.счтабв.

1уО"у'лК£иилА. автор-; :

. уг.. /■''■" -¡п Узбекп-

С. биологическое сознание. - Ташкент: Знаете, 1991. -[ а.л.

• "о г'--.:-, политика, ' /.Туэн.чо: -'"тст^.лт-зо УабекйСд-а:^'; I. - е.З л./:.

4. «оргирозьчиг экологического сознания !'

гормироьание л/чьсгти будущего слзю^алнета осг!Д.:;:т г:-.-;г;ешй*...

дел. - Таакзнт: Высзая школа МВД Республики Узбекистан, 1992. - 0,7 п.л. .

5. "Ички ишлар идоралари ходимларинк касб зтикаси ва эстетик маданият фанини укитишдд узбек халк ыиллиП ахлокий кадрият ларнинг урни", ыакола. "Иаггимоий - сиёсий фанларни узбек тили да укитишнинг баъзи муашолари" туплаыида. - Тошкент: Узбекис-тон Республшсаси ИИВ Олий ыактаби, 1993. - 0,2.б»т.

АННОТАЦИЯ

Диссертация экологии онг иаклланипишгаг методологии ва ' назарий-муаммолариня тезшш рсзизда* иатимоиЯ-фалсафий ну^так ьезарлан ургаьчшга баршзлаигак. Экологик онг"йятимонй~«Ш)логиа.. муносабатларнлнг ми:-якоси зканлиги етарла э.часлигши асослаэ бплан бирга уки »г/ралкаб ио^иятга ога экаклиги, яъни табиий -илмнй ходлсалиги *амда иятююий онг шатсли эканл-лгл ?урсаткладп.

3 ко логик онгкикг ихтимоий табиатини, уникг табиат за жа» мият иуносабатларикк яхтлалда.г-ч уз яга хос хуеусиятк сисатидаги тушунча янада чугогрлаштирилгак. Нисбатак хам урганилган экологи:; отггки оигикнг боп^а шакллари билан м/иосабати нуамнэск -.уриз чиклгда» Муалл?иго акологкк. онг сгглланишига объектив иароитларнинг тадсири масаласага уз фикрини биддиради» Етарли дарааада урганилкаган узлуксвд экология таалим->тарбия„ уни такокиллаптириддаги иа^садли - дастур уоули масалалари ти-* ^иыла раэиада нтдаб чикилгак. Экологик онг, тафаккур ва экологик фаодиятнинг диалектихаси очиб берилмо^да, Зкологик снгдаги умуминсоний к.адриятларни тушуниб олиага йуналтирилган экологик талаккурня вакдлаптарию эапурдиги асоолаб берилган«

Издании нзтнкалари около"«« онг тяккял*тяг. за

суб'ълкляз омнлларини очиига --галалил^аь- тддтчдолллрлс , алрод иухиг»и хнчолпло 5аслия?ккз „ У-лл: дудрдлР

оусилтлдринн / злгроф «ухолил думол -<\> „ х/.-г.алнд.

^ддла'и адолнклчг г!»г?ло гну '"¡"^-'лсн'-д'. то.""' у отилд,:-.. '/л '.дл'л

хуг'лд *г.олндти мулим лузмилтгл ого ¡'улоотгу л:г.;лсги:'' лорул-л-нн хиообга олг.'и; долда луналтдрибелое "3>"соу5огл:л1,гп: л у:ллл шароитида фойдали булади; дддлат хулат-ч: :сдорил»,о/!^ичг- тлей ллдач ^оГ'даланнп ва табиатни химоялаш $аолиятида8 экологик хплкат учун ладрларни тглёряааг.а, лу '>:ло.л ¿ирга гтрсЬ-му^чтни Химояласки рекшш^тиркд да оьлосуо у л;д лдллл-у" Ур; -Ь.л-сафа, социология, маданиятшунослик, сйёеатшуносликс этика» зо~ тетика, оаэлогия» дазлат за хучук назарияси факдаридзн маъруза-ларда, слузл'л ячида околохчя: тагИия вч ташикот иашарида данип мумкин.

Дкссептапт табиат ва гамнат нувоилбатдара, гтоо^гу^ни за лгамилтн.ккг магналий даёгн муаммолари устяааа азданяш л:ара-

ёнида ихмкй усулни ^длаган, Навзу билан борлик уыуний мае ларни кидаб чщквда ыуаллиф маилакатикиз ва чет маклакатла околотая фа ни вту^ларига таянгак. Диссертацияда м&ыяахатин чет ол муаллифларининг и ш придан оликган магериаллар, газе ва нурааллардан,^збекисток Республикасининг турли регионла утказилган куайян социология изланишлар катижаларидак /лис такт томонидан утказилгав/, статистик ыаълукотлардан фойда налган.

Лиссертацияда ¡сишларнинг экологии онгини шкллзнти га царатилган исларни текомиллапгиришга акалий т&всиялар б гаи.

s u ;j :: 2 H Y

: aieaertation is devoted to the sooio-pailosopicnl lave rr-i^rr' cs a-jthodolosial -and., theoretical probless of foraataon d." ecol • -:ci cn:;ne:;s Showing insufficiency or conel.'er-.tior.' -r-«M«»3.07y •— -sciousnesa £ia fallsction or? social ecolo„iccl rcl. .-'.:r. . Lr cinr.ru. s .'jenge '.ot.i i-.' '.t"a c^: . nceial " «?» . si-

.. o? " -.1 ;• • tc • colonic.-.! con.ciouors3:3t -t "ivcu- : role in c-tiniip.tion of interaf>tioa of naturs and society

Littie-known problcn c.f Interact ion of ecologicccl conco .jt:.-. . szanined. The author gives his own decision of problem or.

ox' objective conditions on forsution of ecological sciousners » It's realizsd the sysrtewatic elaboration Little -rned points as inatant ecologio edugation and training, of jranne - aim nisthod in their organization. The dialectics of logical.consciousness, mentality and ecclodical activity ia cofered.

Ihe necessity of formation of nesi ecological thought which is ed on rpiority of values common to all manknd in ecological

sciousasss is nhovin.

As a result, these investigations can proaote oi tarther ¿cc-ing of work on revealing of objectiye and sunective factors of cation of ecological consciousness , tneir regional perculiaritie.s. y will ce useful in organization of ccologic-1 education, both

economic guidanga and population %n general, in prepairing their ' ustrial activity, theat under ths nem conditions of transitions market econoay has paramount importance, they h-vo icportcnoe for ta and economic organs in nature - using and nature - orotoctin-ivity; in training a-ii retraining 3?>2ai,li3t:3 for acologic

als:> in -yrognosis and planning of protection of irvironmentj y can be uaad in. lectures on philosophy, sociology, politology, ics, aesthetics, ecology, as wall aa in ecologic instructive ivity and in propaganda among population.

Is. ths process of investigation the author usee dislectico -eriaiistic methodology of approach to the interaction of natire society, environnsnt and spiritual , life of society,

Shile elabor3ting general problem, connected with the then-", investigation the author"learnt achievenents of our and fcrsgia logosts.

In this dieaertpt ion til© i£»C tivc J&st&rigl, TfhlCh i£

-taken from tlie worka of our foregin authors, Judicial press, the. restate of concrete sociological inyetigatioas, which the authcr got in different regions of Uzbekistan, statiBtics fcct3, are used., Many practicBl recoxsnendations ere formed in this dissertation. All of them are directed to the perfect of work on forming of ecological consciousness of people«