автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Проблемы казахской фольклористики в трудах Г.Н. Потанина

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Сихимбаева, Сауле Желеповна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Диссертация по филологии на тему 'Проблемы казахской фольклористики в трудах Г.Н. Потанина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сихимбаева, Сауле Желеповна

ВВЕДЕНИЕ

I. Г.Н.ПОТАНИН - СОБИРАТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ КАЗАЖКОГО

ФОЛЬКЛОРА

1.1. Общая характеристика деятельности Г.Н.Потанина по собиранию и изданию казахского фольклора.

1.2. Значение экспедиций Г.Н.Потанина в деятельности по собиранию казахского фольклора

1.3» Методика Г.Н.Потанина по собиранию,записи и публикации казахского фольклора.

1.4. Г.Н.Потанин - пропагандист и организатор работы по собиранию,записи и публикации фольклорно-этнографических материалов,.

1.5. Г.Н.Потанин - издатель устного творчества казахского народа.

Выводы.

2. Г.Н.ПОТАНИН - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КАЗАЖКОГО ФОЛЬКЛОРА

2.1. Общая характеристика фольклористических исследований Г.Н.Потанина и методика их изучений.

2.2. Г.Н.Потанин о жанрах и сюжетах казахского фольклора,их составе,происхождении и особенностях бытования.

2.3. Разыскания Г.Н.Потанина в области казахско-тюркских,-русских и -западноевропейских фольклорных связей.

2.4. Этимология казахского фольклора в исследованиях Г.Н.Потанина.

2.5. Терминология в исследованиях Г.Н.Потанина 145 Выводы.

 

Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Сихимбаева, Сауле Желеповна

В истории отечественной науки, культуры и общественно-политической мысли второй половины XIX - начала XX века видное место принадлежит Григорию Николаевичу Потанину - неутомимому путешественнику, ученому энциклопедического склада, общественному деятелю, писателю, поэту, журналисту (1835-1920).

Несмотря на столь плодотворную деятельность ученого, в дореволюционной и советской науках наблюдался до недавнего времени несколько односторонний подход к изучению обширного научного и литературно-публицистического наследия Г.Н.Потанина, Внимание исследователей привлекала в основном его деятельность как ученого-путешественника. Вследствие этого широкую известность приобрели географические и естественно-исторические результаты многочисленных путешествий Г.Н.Потанина, заслуги его как исследователя Центральной Азии.

Обращает на себя внимание единодушие исследователей прошлого веке и сегодняшнего дня в оценке Г.Н.Потанина-путешественника: его энтузиазма, трудолюбия, добросовестности и бескорыстия, его эрудиции и личных качеств, а также в оценке мирного, будничного характера его экспедиций и их богатейших результатов. Так, П.П.Семе нов-Тяньшанекий писал: "Григорий Николаевич соединял в себе редкие для путешественника во Внутреннюю Азию качества: закаленное трудами и лишениями здоровье, неимоверную неприхотливость и выносливость, знакомство с местными языками, уменье ладить с туземцами, очень хорошие познания в области географии и естественных наук, обширное знакомство с географической литературой Сибири и Внутренней Азии, а всего более любовь к делу и полнейшую самоотверженную преданность науке11*. По мнению многих современников ученого, объективное, строго научное описание результатов путешествий Г.Н. Потанина "по богатству материале и художественной простоте изложения . следует признать классическим"^. В наше время академик В.А.Обручев, говоря об исследованиях Г.Н.Потанина, Н.М.Пржевальского и М.В.Певцова, приходит к выраженному в образной форме зна-' читальному выводу, что "все трое в совокупности создали ту основную канву географического лика Внутренней Азии, на которой позднейшие путешественники разных специальностей начали уже вышиввть узоры, т.е.' наносить детали общей картины"^. Действительно, заслуги Г.Н.Потанина как ученого-путешественника велики, и они были по достоинству оценены наукой прошлого века. В частности, Русское географическое общество" за деятельность на пользу географической науки" наградило его тремя золотыми медалями.

Между тем научно-исследовательская деятельность Г.Н.Потанина выходит далеко за пределы географической науки. Так, значительную часть его научного наследия составляют фольклорно-этнографические материалы многочисленных племен и народностей Центральной Азии, Сибири и нынешнего Казахстана. Настоящая работа посвящена изучению проблем, разрабатываемых Г.Н.Потаниным в его исследованиях по устному творчеству казахского народа. Собранные им материалы фольклора других народов используются в работе в качестве вспомогательных.

1 Цит.по ст.; Сидельников А.Н. Григорий Николаевич Потанин, -г Записки Западно-Сибирского Отдела ЕГО, Омск, 1916, т.38, с.7-8.

2 Сапожников В.В. Монгольский Алтай в истоках Иртыша и Кобдо. Томск, 1911, с.8.

3 Обручев В.1.-Заслуги Г.Н.Потанина как исследователя Центральной . Азии.- В кн.: Потанин Г.Н. Путешествия по Монголии.М.,1948, с.15.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА. Необходимость специального исследования фольклористической деятельности Г.Н.Потанина диктуется, во-.первых, богатейшими фактическими материалами ученого, требующими ' научной систематизации и изучения* Во-вторых, что наиболее важно, уровнем современной науки о фольклоре, исторические перспективы развития которой закономерно связаны с постижением наследия прошлого. В этой связи необходимо упомянуть, что В.И.Ленин, определяя основные положения марксистского учения о социалистической культуре, писал:'1. только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру . Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которое человечество выработало Следовательно, актуальность данного диссертационного исследования заключается в выявлении в научном наследии Г.Н. Потанина всего рационального, прогрессивного, что находит или может найти свое плодотворное практическое применение в фольклористике сегодняшнего дня.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Деятельность Г.Н.Потанина как собирателя и исследователя казахского фольклора не была предметом монографического изучения. Следует отметить, что в настоящее время в науке, к сожалению, отсутствуют не только библиография работ о Г.Н.Потанине, но и библиография трудов самого ученого, что, как известно, в значительной степени осложняет проведение исследований. В дореволюционной науке о Г.Н.Потанине-фольклористе были даны некоторые сведения в рецензиях на его труды и в многочисленных статьях, посвященных общим вопросам жизни и деятельности ученого. За редким исключением эти сведения носили в основном конста

Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. - Полн.собр.соч., т.41, с.304. тирующий хзректер и не преследовали цели глубокого научного анализе

В советской науке деятельность Г.Н.Потанина как фольклористе в виде обзорных глав или отдельных замечаний была освещена в коллективных трудах и работах некоторых исследователей казахского фольклора и литературы5.

Среди названных исследований очерк Н.С.Смирновой, предваряющий публикации казахских фольклорных материалов в собраниях Г.Н. Потанине, является в нестоящее время единственной работой, посвященной денному вопросу, Огрениченнея возможностями очерке,Н.С» Смирнове все же сумела определить основные еспекты изучения дея

5 Джумалиев X. Казехский эпос и вопросы, истории казехской.литере-турьи Алме-Ате, 1958, р.6-8.(на кез.яз.); История казахской литературы. Алма-Ате,. 1960, т.1, кн.1, с.37-43 (на кез.яз.); Исто^ рия казахской литературы: В 3-х т.'Алма-Ате,' 1968, т*Т, с. 16-23; Смирнове Н.С.Потенин.- собиратель и исследователь казехской народной поэзии. - В кн.: Казахский фольклор в собрании.Г.Н.Потанине: Архивные метериелы и публикеции (Состевители Кэскэбасов-С.А.,-Смирнове Н.С., Турсунов Е.Д. Алме^-Ата, 1972, с.5-44; Кес- -кебесов С.А. Кезехскея волшебнея скезке. Алме-Ате1972, с.19-20; Турсунов Е.Д. Генезис казехской бытовой скезки: В еспекте связи: с первобытным фольклором, Алме-Ате, 1973, с.28,32 и др.; Гебдуд-лин М. Фольклор-кезахского нероде. 3-е изд., Алме-Ате, 1974, с.22-23 (на кез.яз.); Каратаев М.-Избранное: В 3-х т. Айме-Ата, 1974, т.2, с.96 (на каз.яз}; Уехетов Б. Кезахские народные песни. Алме-Ате,.1974, с.19,101,103. и др. (не кез.яз.); Сетпаеве Ш.К. Адибаев Х.А. Казахская литература. Алма-Ате, 1979, с.4,38,83 и ДР-; Керееве-Кенефиеве К.Ш. Русско-кезехские литеретурные отно- , шения:(Вторея половине XIX - первое десятилетие XX.2-е изд., доре<5.,'Алма-Ата, 1980,.с.9-^11,16,86. и др;;Бердибеев Р. Кледезь народной мудрости. Алме-Ате, 1983, с.69,162,215 и др. (не кез. яз.) и др. тельности Г.Н.Потанине как собирателя и исследователя казахского фольклора, показала развитие его фольклористической деятельности на фоне сложных взаимосвязей различных направлений дореволюцион

I ' ' 0 ной науки о фольклоре, а также указала не заслуги Г.Н.Потанине в собирании и изучении устного творчества казахов. Важно отметить, что в своем очерке Н.С.Смирнова не только впервые в истории казахской фольклористики обратилась к специальному изучению интересующего нас вопроса, но и особо подчеркнула назревшую необходимость дальнейшего монографического исследования деятельности Г.Н. Потанина по собиранию и изучению казахского фольклора, что еще раз служит подтверждением актуальности предпринимаемой нами работы*

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Настоящая диссертация ставит своей целью определить вклад Г.Н.Потанина в собирание и изучение казахского фольклора, а также значение его исследований для современной ему фольклористики и для советской науки о фольклоре.

Поставленная цель обусловила конкретные задачи работы: изучение деятельности Г.Н.Потанина как собирателя и издателя и как исследователя казахского фольклора.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ служат труды классиков марксизма-ленинизма о происхождении и развитии общества, его материальной и духовной культуры, документы и материалы КПСС и Советского государства по вопросам литературы и искусства, а также труды современных исследователей, посвященные историко-теорети-ческому и специальному изучению проблем устного творчества. Особое внимание уделяется в работе методологии историко-типологичес-кого изучения фольклора и теории фольклорных жанров.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. В настоящей диссертации впервые в истории -науки о фольклоре деятельность Г.Н.Потанина как фольклориста ств-' яа предметом специального монографического анализа. На основе опубликованных и архивных материалов в работе рассматриваются проблемы казахской фольклористики, разработанные в трудах ученого.

До последнего времени фольклористические исследования Г.Н. Потанина изучались в свете и с позиций его "восточной гипотезы", относящейся в общетеоретическом плане к "теории заимствования" в науке о фольклоре прошлого века6; Согласно этой гипотезе Г.Н.Потанин, сопоставляя устное творчество европейских народов с тюрко-монгольским фольклором, пришел к выводу, что в ранний период истории человеческого общества "степной эпос" оказывал значительное влияние на фольклор европейских народов.

Как известно, современная наука накопила достаточный материал, убедительно выявляющий в "теории заимствования" ее недостатки, главный из которых игнорирование конкретно-исторических условий возникновения фольклора и, как следствие этого, - ошибочность в определении генетической и типологической общности произведений устного творчестве разных народов. В этой связи вся

6 Коше лев Я.Р» Русская фольклористика Сибири (XIX - начала XX вв.). Томск, 1962, с.158-188; Азадовский М.К. История.русской фольклористики. М., 1963, т.2, с.275-279; Неклюдов С.Ю. Исторические взаимосвязи тюрко-монгольских традиций и проблема восточных . влияний в европейском эпоое. В кн,:. Типология и взаимосвязи, средневековых литератур Востока, и Запада, М.,-1974, с,192-274; Липец P.C. Идея о восточных влияниях в. былинвх:-(Книга'В.Ф.Миллера "Экскурсы в область русского, народного эпоса").--В кн. : Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. М., 1974, с.69-95 и др. кие попытки пересмотра "восточной гипотезы" и методики ее доказательств приведут исследователя к заведомо отрицательным или неопределенным выводам относительно теоретических разысканий Г.Н.Потанина в области фольклора.

Поэтому настоящая диссертация исследует не "восточную гипотезу" Г.Н.Потанина, ставшую ныне фактом истории фольклористики, а в целом его деятельность по собиранию, изданию и изучению казахского фольклора. В этом плане работа представляет собой попытку современного осмысления взглядов ученого на природу и функции фольклора, отдельных его явнров, особенностей их развития и т.д.

ПРАКТИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ настоящей диссертации в том, что она вносит определенный вклад в историю казахской фольклористики дореволюционного периоде, разрешает некоторые проблемы теории жэнров казахского фольклора, намечает дальнейшие перспективы его историко-типологического изучения. В этом плане материалы данного исследования могут быть использовэны при освещении общетеоретических вопросов сравнительной фольклористики, а также в спецкурсах и семинарах по русскому и казахскому фольклору в высших учебных заведениях;

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Настоящее исследование является частью плановой работы отдела фольклора Института литературы и искусства имени М.О.Ауэзова АН Казахской ССР на период с 1981 по 1985 гг. На его основе подготовлен раздел коллективного труда, посвященного казахской фольклористике XIX века.

Основные положения работы были доложены и получили одобрение на заседании Совете молодых ученых Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова АН Казахской ССР (г.Алма-Ата, 1982), на Республиканской конференции молодых ученых и специалистов на тему: "Актуальные проблемы общественных неук в условиях развитого социализме" (г. Алма-Ате, 1983), на объединенном заседании отделов фольклора, рукописи и фонозаписи Института литературы и искусства им. М.О.Ауэзова АН Казахской ССР (г.Алма-Ата,1984), на заседании кэ-федры казахской литературы Казахского ордена Трудового Крэсного Знамени государственного университета им.'С.М.Кирова (г.Алмэ-Ата, 1984). По результатам выполненных исследований опубликовано 4 научных статьи.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и 2 приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы казахской фольклористики в трудах Г.Н. Потанина"

ВЫВОДЫ

1 Г.Н.Потанин является не только собирателем,но и крупным исследователем фольклора.Обнаруживая значительное сходство некоторых положений своей фольклористической концепции с теоретическими позициями ведущих фольклористов прошлого века,он вместе с тем сумел сохранить и отстоять в науке о фольклоре только ему присущий взгляд на развитие устного творчества различных народов, в том числе и казахского.

2 Значительное место в фольклористических исследованиях ученого принадлежит казахскому фольклору.Высказав ряд плодотворных и интересных мыслей о происхождении,составе и развитии жанров и сюжетов казахского фольклора,Г.Н.Потанин одним из первых в фольклористике прошлого века внес ценный вклад в теоретическое осмысление устного творчества казахского народа.

170 Потанин Г.Н. Отголоски сказки об Еруслане. - Этнографическое обозрение, 1900, Ш, с.I.'

3 Велики заслуги Г.Н.Потанина в области изучения международных фольклорных связей.Включая казахский фольклор в сложнейшую систему сравнений и сближений с фольклором различных народов и утверждая тем самым его высокую художественную полноценность, творческую самостоятельность,Г.Н.Потанин воспринимает устное творчество казахов как неотъемлемую часть мировой культуры.1

4 Особого внимания заслуживают этимологические разыскания Г.Н.Потанина в области собственных имен казахского фольклора.Выработав методологически верный подход своих поисков,ученый обогатил свои исследования рядом интересных и оригинальных этимологических толкований,не утративших своего значения до настоящего времени.

5 Своеобразной является терминологическая сторона фольклористических исследований Г.Н.Потанина.Обнаруживая общетеоретическое сходство большинства своих терминов с их современными понятиями, ученый вместе с тем впервые в истории отечественной фольклористики применил структурный подход в изучении эпических сказаний различных народов,в их числе и казахского.

6 Теоретические исследования казахского фольклора,осуществленные Г.Н.Потаниным,представляют собой ценность не только как научное наследие прошлого веке,но могут быть плодотворно использованы современными исследователями казахского устного творчества,особенно теми из них,кто занимается вопросами сравнительной фольклористики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вторая половина 19 - начало 20 веков является важным этапом в истории казахской фольклористики.В этот период казахский фольклор по существу впервые начинает собираться и изучаться широко, систематически,на научной основе.Результатом деятельности таких исследователей,как Ч.Ч.Валиханов,В.В.Радлов,А.А.Ливаев,А.В,Василь-ев и других явились значительные публикации образцов устного творчества казахов,а также многочисленные труды ученых,посвященные вопросам истории и теории казахского фольклора.

Особое место в истории науки о фольклоре принадлежит видному ученому и общественному деятелю Григорию Николаевичу Потанину.Малоизученное ть научного наследия этого неутомимого собирателя и крупного исследователя фольклора многочисленных племен и народностей Центральной Азии,Сибири и нынешнего Казахстана не позволяла до настоящего времени в полной мере оценить вклад,внесенный им в отечественную фольклористику прошлого века и сегодняшнего дня.

Результаты данной работы позволяют утверждать,что Г.Н.Потанин был выдающимся собирателем и исследователем казахского фольклора. В многочисленных путешествиях и специальных экспедициях,посвященных собиранию казахского фольклора,им были собраны богатейшие материалы устного творчества казахов,не потерявшие своей художественной и практической ценности до настоящего времени.В немалой степени этому способствовала выработанная самим Г.Н.Потаниным и активно используемая им в процессе работы методика собирания,записи и публикации фольклора,отвечающая основным требованиям,предъявляемым наукой к собиранию и записи образцов устного народного творчества.Материалы устной поэзии казахов,записанные по его методике,во всей полноте отражают жанровое и сюжетно-тематическое богатство казахского фольклора.Как справедливо отмечал один из современников ученого,"в трудах Потанина представлена жизнь человека в народном творчестве от колыбели до могилы"*.

Далекий от типа собирателя-одиночки,Г.Н.Потанин являлся видным пропагандистом и организатором работ по собиранию образцов устного творчества казахского народа.Ратуя за системное,основанное на научных данных собирание фольклора,за развитие национального интереса к памятникам устной старины,он составляет первые в истории казахской фольклористики программы по сбору фольклорно-этнографических материалов у казахского народа.Проводя неустанную работу со своими помощниками и корреспондентами,ученый сумел заинтересовать и привлечь к работе по собиранию казахского фольклора не только отдельных личностей,но широкие общественные массы.

Велики заслуги Г.Н.Потанина как издателя казахского фольклора.Огромное количество образцов устного творчества казахов вошло в отличающиеся высоким качеством фольклорные собрания ученого, в ряд его монографий,а также в многочисленные обширные статьи на страницах периодической печати.Опубликовав и введя в научный обиход исключительно богатый и многообразный материал устной поэзии казахов,он впервые в истории отечественной фольклористики издал казахский фольклор в виде комментированного сборника текстов.

Однако Г.Н.Потанин был не только неутомимым собирателем,но и крупным исследователем казахского фольклора.Видя в устном творчестве отражение жизни,быта и миропонимания народа,а также изучая

I Гордлевский Вл. Г.Н.Потанин-как.народословесник. ческое обозрение,1915,№3-4,с.71.

- Этнографифольклор в тесной связи с историей,археологией и этнографией,ученый внес ценный вклад в теоретическое осмысление казахского фольклора.В результате своих исследований Г.Н.Потанин пришел к ряду интересных и плодотворных выводов о жанрах,сюжетах,образах казахского фольклора,их составе,происхождении и особенностях бытования. Высоко оценивая устную поэзию казахов,он с уверенностью заключал, что "духовное наследство казахского народа достаточно для того, чтобы казахская жизнь нашла в нем поддержку

Важно подчеркнуть,что в исследованиях Г.Н.Потанина впервые в истории казахской фольклористики устное творчество казахского народа было представлено в сложных взаимосвязях с тюрко-монгольским фольклором,с одной стороны,с фольклором русского и западноевропейских народов,с другой.В результате сравнительно-сопоставительного анализа,производимого ученым в своих работах,он приходит к типологически верным выводам о сходстве сюжетов,мотивов и образов казахского фольклора с фольклором различных народов в ранний период их развития.Несмотря н8 отдельные ошибки и недостатки,обусловленные общими пороками компаративистики прошлого веке,в целом своими теоретическими исследованиями Г.Н.Потанин утвердил высокую художественную полноценность и творческую самостоятельность казахского фольклора,который играет значительную роль в сотворчестве народов и является неотъемлемой частью мировой культуры,той, по словам ученого,"огромной мастерской .,в которой ни Восток,ни Запад не имеют приоритета"3; •

2 Потанин Г.Н. В юрте последнего киргизского царевича:(Из поездки в Кокчетавский уезд). - В кн.:Валиханов Ч.Ч. Собр.соч.:В 5-ти т. Алма-Ате,1968,т.4,с.298.

3 Потанин Г.Н. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. М.,1899,с.З.

Исследования Г.Н.Потанина в области международных фольклорных связей явились первой попыткой сравнительно-исторического изучения казахского фольклора.Важность их заключается в том,что ". сравнительно-историческое изучение выводит фольклористику из замкнутого круга местных проблем в область более широких общих закономерностей и аналогий исторического и литературного развития и культурных взаимодействий между народами,обогащая и углубляя в конечном счете и самое изучение национально-исторической специфики народного творчества" .

Своеобразными являются разыскания Г.Н.Потанина в области этимологии собственных имен казахского фольклора.Являясь одним из компонентов теоретических исследований ученого,они при всех своих недостатках представляют собой определенную ценность как одна из первоначальных в науке прошлого века попыток решения сложных вопросов казахской фольклорной этимологии.'

В терминологии,используемой ученым в своих исследованиях,отразились элементы структурного подхода в изучении эпических сказаний казахского народа,чцо также явилось новым словом в науке о фольклоре.

Деятельность Г.Н.Потанина по собиранию и изучению казахского фольклора не представляла собой изолированного явления в науке, напротив,она развивалась в постоянной и глубокой связи с деятельностью других собирателей и исследователей устной поэзии казахов, в особенности же Ч.Ч.Валихэнова.Научные и общественно-просвети

4 Жирмунский В.М.' Сравнительно-историческое изучение фольклора. -.В кн.: Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение.^.,1979, с. 191.' тельские интересы,объединявшие его с Ч.Ч.Валихановым,дэяи Г.Н.Потанину возможность достигнуть намеченных ими целей и тем самым до конца выполнить свой долг перед памятью друга и единомышленника.

Проблемы казахской фольклористики,разработанные в трудах Г.Н. Потанина,имеют большое значение не только для науки прошлого века, но и для фольклористики сегодняшнего дня.Многие выводы и предположения ученого на новой научной основе были плодотворно развиты и развиваются современными исследователями казахского фольклора, в особенности же теми из них,кто занимается вопросами сравнительной фольклористики.

Значительную ценность представляют собой фольклорные собрания и теоретические исследования Г.Н.Потанина и для широкого круга читателей,интересующихся историей культуры и литературы казахского народа.

Уровень современной науки о фольклоре и исторические перспективы ее развития должны,на наш взгляд,способствовать дальнейшему творческому освоению богатейшего научного наследия выдающегося ученого прошлого века Григория Николаевича Потанина.

 

Список научной литературыСихимбаева, Сауле Желеповна, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Маркс К* и Энгельс Ф. Об искусствен 2-х т. 4-е изд.,доп. -М.¡Искусство,1983,т.I. - 605 с.

2. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.соч.,т.39,с.64-84.

3. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч.,т,41, с.298-318.

4. Официально-документальные мате риалы

5. Центральный государственный архив литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ СССР),ф.381,оп.1,д.142,л.1-2.

6. Архив АН СССР (Ленинградское, отделение),ф.208,оп.3,д.480, л.10-23; ф.722,оп.1,д.66,л.1; ф.722,оп.52,д.1-12,л.1-18.

7. Ученый архив Географического общества,ф.46,оп.1,д.4,л.I-I22.

8. Архив Центральной научной библиотеки.Томского государственного университета, (архив ЦНБТГУ),фонд Г.Н.Потанина,тетр.21,52,76, 79,95,97,140,148,149,151,153.1. Книги

9. Азадовский М.К. История русской фольклористики. М.¡Учпедгиз, 1963,т.2. - 362 с.

10. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.¡Наука, 1982. - 372 с.

11. Академические.школы в русском литературоведении. М.¡Науке, 1975. - 515 с.1.* Ауэзов М. Мысли разных лет.-Алма-Ата^азгослитиздат, I96I. -542 с.

12. Афанасьев А.Н. Народные русские скэзки.СПб.,1855-1863,тт.1-3.

13. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды.М.,1859. 228 с.

14. Банзаров Л. Собрание сочинений. М.:йзд-во АН СССР,1955. -375 С.

15. Белоелюдов А. Киргизские сказки. -.Записки Западно-Сибирского отдела РГО,Омск,1916,т.38. 125 с.

16. Бердибаев Р. Казахский эпос:(Проблемы.жанре и стадиальности).- Алма-Атэ:Нэуке,1982. 231 с. - Квз.

17. Бердибаев Р. Кладезь.народной мудрости. Алма-Ата:Мектеп, 1983. - 248 с. - Каз.

18. Бессонов Ю.Н.Якубович В.Я. По Внутренней Азии:Ч.Ч.Вэлиханов и Г.Н.Потанин. М.:Геогрефгиз,1947. - 80 с.

19. Валиханов Ч.Ч. Сочинения. ^ Записки РГО по отделению этнографии, СПб.,1904,т.29, 158 с.

20. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений:В 5-ти т. Алма-Ата:Науке, 1961-1968, т т • 1-5.21* Васильев A.B. Образцы киргизской народной словесности. -Оренбург,1898-1900,вып*1-2.

21. Веселовский А.Н. Из истории литературного общения Востока и Зэпада:Славянские сказания о.Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине. СПб.,1872. - 365 с.

22. Вирс8Л8дзе Е.Б. Грузинский охотничий миф и поэзия. М.:Наука, 1976. - 360 с.

23. Гзбдуддин М. Фольклор казахского народа. 3-е изд. - Алма-Ате: Мектеп,1974. - 320 с. - Каз.

24. Гебдулдин М.Сыдыков Т. Казахский героический эпос. Алма-Ата: Наука,1972. - 338 с. - Каз.

25. Гацак В.М. Восточнороманский героический эпос Исследования и тексты. М.:Наука,1967. - 470 с.

26. Далгат У. Героический эпос чеченцев и ингушей:Исследования и тексты. М.:Неук8,1972. - 420 с.

27. Дэмдинсурен П. Исторические корни Гэсэриеды. М.:Наука,1957.- 240 с.

28. Ижумелиев X. Казахский эпос и вопросы истории казахской литературы. Алме-Ате:Кезгослитиздет,1958,т.1. - 404 с. - Каз.

29. Дивэев A.A. Этнографические материалы. Сборник материалов для.статистики Сыр-Дарвинской области,Тешкент,1891-1907, вып.1-3.

30. Дюмезиль 1. Осетинский эпос и мифология. М.:Наука,197б. -277 с.

31. Дюсенбаев И.Т. Казахский лирический эпоо. Алма-Ата:Наука, 1973. - 150 с. - Каз.

32. Емельянов Н.В. Якутские.пословицы и поговорки. Якутск:Якут-книгоиздат,1962. - 96 с.34.- Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л.:Наука,1974. -727 с.

33. Жирмунский В.М. Сравнительное.литературоведение:Восток и Запад. Л.:Наука,1979. - 493 с.

34. История.казахской литературы. Алма-Ата:Наука,I960,т.I,кн.I. - 737 с* - Каз.

35. История казахской литерэтуры:В 3-х т. Алма-Ата:Нэукэ,1968, т.1. - 452 с.

36. История Казахской ССР с древнейших времен до.наших дней: В 5-ти т. Алма-Ата:Наука,1979,т.2. - 423 с.

37. Казахские сказки о животных:Легенды,предания,бытовые рассказы,сказки и басни /Составители Каскабасов С.А.»Костюхин Е.А., Смирнова Н.С.,Турсунов Е.Д. Алма-Ата:Наука,1979. - 271 с.

38. Казахский фольклор в собрании Г.Н.Потанина:(Архивные материалы и публикации) /Составители Каскабасов С.А*»Смирнова Н.С., Турсунов Е.Д. Алма-Ата:Неука,1972. - 382 с.

39. Каретеев М.,Избрзнное:В 3-х т. Алма-Ата:Жазушы,1974,т.2. -410 е.- Каз;

40. Каскабасов С.А. Казахскея волшебная скезка. Алма-Ата,Наука, 1972. - 260 с.

41. Кереева-Канафиеве К.Ш. Русско-казахские литературные отношения: (Вторая половина XIX-- первое десятилетие XX в.). 2-е изд.,дорзб. - Алма-Ата Казахстан,1980. - 279 с.

42. Конрад Н.И. Запад и ВостокгСтэтьи. М.:Нзука,1972. - 496 с.

43. Кор-огпы Х.Г. Огузский героический эпос. М. :Наукэ,1976. -239 с.

44. Кошепев,Я.Р. Руссквя фольклористика Сибири (XIX начала XX вв.). - Томск:йзд-во Томского ун-та,1962. - 349 с.

45. Лауобер Б. Очерк монгольской литературы. Л. :йзд-во Ленинград. восточ. ин-тэ,1927. - 150 с.

46. Липец P.C.Образы бетырэ- и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.:Наук8,1984. - 264 с.

47. Литературное наследство Сибири.- Новосибирск:3ап.-Сиб.кн. изд-во,1983,т.6. Григорий Николаевич Потанин.Воспоминания /Составитель Яновский H.H. 336 с.

48. Максетов K.M. Каракалпакский эпос. Ташкент:ФАН,1976. -179 с.

49. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.:Наука,1976^ - 407 с.

50. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса:Ранние . формы.и архаические памятники. М.:Изд-во вост.лит.,1963. -462 с.

51. Мелетинский Е.М. "Эдда" и ранние формы эпоса. М.¡Наука, 1968. - 364 с.

52. Миллер.В.Ф. Экскурсы в область русского народного эпоса. М., 1892. - 470 с.

53. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских нэродов:Устные и литературные традиции. М. :Наука,1984. - 309 с.

54. Обручев В.А. Григорий Николаевич Потанин:$изнь и деятельность. М.,Л.:Изд-во АН СССР,1947. - 288 с.57• Петросян A.A. История народа и его эпос. М.:Науке,1982. -216 с.

55. Потанин8 A.B. Из путешествий по Восточной Сибири,Монголии, Тибету и Китаю. М.,1895. - 296 с.

56. Потанин Г.Н. Письма:В 4-х т. /Составители Грумм-Гржимейло А.Г. и др. Иркутск:Вост. - Сиб.кн.изд-во,1977,т.1. - 200 с.

57. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.¡Гос.изд-во худ.лит., 1958. - 603 с.

58. Пропп В.Я. Фольклор, и действительностыйзбранные статьи. М.: Наука,1976. - 325 с.

59. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен. -СПб., 1866-1904, тт. 1-Ю.

60. Рифтин Б.Л. От мифа к роману¡Эволюция изображения персонаже в китайской литературе. М.¡Наука,1979. - 400 с.

61. Русская наука о литературе в конце XIX начале XX в. - М.: Наука,1982. - 304 с.

62. Сапожников В.В. Монгольский Алтай в истоках Иртыша и Кобдо: Путешествия 1905-1909 г. Томск,1911. - 408 с.

63. Сатпаева Ш.К.Адибаев Х.А. Казахская литература. Алма-Ата: Мектеп,1979. - 280 с.

64. Сесюнина М.Г. Г.Н.Потанин и Н.М.Ядринцев идеологи сибирского областничестве¡(К вопросу о классовой сущности сибирского областничества второй половины XIX в.). - ТомскШд-во Томского ун-та,1974. - 138 с.

65. Стеблин-Каменский М.И. Историческая поэтика. Л.¡Изд-во ЛГУ, 1978. -174 с.

66. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.^Нэука,1976. - 104 с.

67. Типология казахского фольклора. Алма-Ата¡Наука,1981. -308 с. - Каз.

68. Типология народного эпосе. М.¡Наука,1975. - 327 с^

69. Токарев С.А. История русской этнографии^Дооктябрьский период) Наука, 1966. 453 с.

70. Турсунов Е.Д. Генезис казахской бытовой ск8зки:В аспекте связи.с первобытным фольклором. Алма-Ата¡Науке,1973. -216 с.

71. Турсунов Е.Д. Типы создателей и носителей казахского фольклора. Алма-Ата¡ Наука,1976.-200 с. - Каз.

72. Уахатов Б. Казахские народные песни. Алма-Ата:Наука,1974.-288 с. - Каз.

73. Уахатов Б. Типология обрядово-бытовой песни казахов. Алма-Ата: Наука ,1983. - 160 с. - Каз.

74. Уланов А. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ:Бурят.кн. изд-во,1963. - 220 с.

75. Фольклор: Поэтическая система. М.:Наука,1977. - 343 с.79с Фрейденберг P.M. Миф и литература древности. М.:Наука,1978, - 605 с.80* Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелун-гэх. М.:Наука,I960. - 308 с.

76. Худяков.И.А. Великорусские загадки. Этнографический сборник, СПб; ,1864,вып.6. - 116 с.

77. Худяков И.А. Материалы для изучения народной словесности. -СПб., 1863. 150 с.

78. Чадоян В.К. Восток-Запад:Преемственность в. философии античного и средневекового общества. М.:Наука,1979. - 213 с.

79. Шаракшинов8 Н.О. Героический эпос о Гэсэре. Иркутск;Иркутск, кн. изд-во,1969. - 208 с.1. Статьи

80. A.C. и.свящ.Герасимов Б. Из истории Ямышевского поселка родины Г.Н.Потанина. - Записки Западно-Сибирского отдела ЕГО, Омек,1916,т.38,с.281-284.

81. Буслаев Ф.И. Странствующие повести и рассказы. Русский вестник,1874,№4,с.80-96; №5,с.ПО-125.

82. Географическое общество. Исторический вестник,1900,№4, с.373-375.

83. Гордлевский В. Г.Н.Потанин как народосяовесник. Этнографическое обо зре ние,1915,№3-4,с.б 8-76.

84. Дюсенбаев И.Т. О казахском социально-бытовом эпосе¡(Варианты "Козы-Корпеша ^ Баян-Сулу"). В кн.¡Труды отдела народного творчества Института языка и литературы АН Казахской ССР, Алма-Ата, 1955, вып Л, с. 44-50;

85. И-ский Ал. Тангутско-Тибетскэя окраина Китая и Центральная -Монголия¡Путешествие Г.Н.Потанина 1884-1886 гг. - Этнографическое обо зрение, 1894, N22,0.188-189;

86. Катанаев Г.Е. Н.И.Потанин и. его русские предшественники по., разведкам в киргизских степях и Средней Азии. Записки За-пэдно-Сибирского отдела РГО,Омск,1916,т.38,с.192-200.

87. Катанов Н.Ф. Предания присэянских племен о прежних делах и людях. Архив РГО по отделению этнографии,1909,т.34,с.264-268.

88. Крубер А* Г.Н.Потанин. Естествознание и география,1916, № 1-2, с.56-58.

89. JL. Г.Н.Потанин.Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. Исторический вестник,1899,№5,с.711-713.

90. Липец P.C. Идея о восточных влияниях в былинax¡(Книга В.Ф. Миллера "Экскурсы в область русского народного эпоса"). В кн.¡Очерки истории русской этнографии,фольклористики и антрополог ии.М. ,1974, с. 69-9 5.

91. Максимов Л. Рецензия на книгу Г.Н.Потанина "Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе". Этнографическое обозрение ,1899,ШЗ,с.188-189.

92. Маргулан А.Х. О характере и исторической обусловленности казахского эпоса. Известия Казахского филиала АН СССР.Серия ис ториче с ка я, 1946 ,№2, с.42-47.

93. Масанов Э.А. Труды Г.Н.Потанина важный источник по этнографии казахского народа. - Известия АН Казахской ССР.Серия истории, археологии и этнографии,I960,вып.3,с.70-79.

94. Ю1. Неклюдов С.Ю. Исторические взаимосвязи тюрко-монгольских . традиций и проблема восточных влияний в европейском эпосе.-В кн.¡Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада.М.,1974,с.192-274.

95. Ю2. Обручев В.А. Заслуги.Г.Н.Потанинэ.как исследователя Цент-, ральной Азии. -.В кн.¡Г.Н.Потанин.Путешествия по Монголии. М.,1948,с.II-18.

96. Ольденбург С. Не довольно:(К восьмидесятилетию Григория Николаевича Потанина 21 сентября 1915 года). Русская мысль, 1915,№11,с.2-1I.

97. Попов Ю.Новиков В. Последнее путешествие Григория Потанина. Индустриальная Караганда,1969,17,18,19 сентября.

98. Потанина A.B. Театральные представления и религиозные празднестве в Китае. Литературный сборник,СПб.,1885,с.10-15.

99. Потанина A.B. О китайской женщине. Русское богатство,1887, №7, с.115-117.

100. Потанина A.B. Среди широнголов'. Русские ведомости, 1888, № 140-144.

101. Потанина A.B. Из наблюдений над жизнью бурят Верхнеудинского округа. Сибирский сборник,1890,вып.I,с.17-21.

102. Потанина A.B. Монголия и монголы. Читальня народной школы, 189I,№11,с.7-12.

103. ПО. Потанина A.B. Буряты. Труд,1891,кн.4-6,с.25-33.

104. I. Потанина A.B. Из странствий по Урянхайской земле. Сибирский сборник,189I,вып.2,с.12-16.1.2¿ Сидельников А.Н. Григорий Николаевич Потанин. Записки За-пэдно-Сибирского отдела РГ0,0мск,1916,т.38,с.6-П.

105. Смирнова Н.С. Потанин -собиратель и исследователь казахской народной поэзии. В кн.¡Казахский фольклор в собрании Г.Н. Потанина¡(Архивные материалы и публикации) /Составители Кас-кабасов С.А.,Смирнове Н.С.,Турсунов Е.Д. Алма-Ата,1972, с.5-44.

106. Стасов B.B. Происхождение русских былин. Вестник Европы, 1868,Ä 2,3,4,6.

107. Степаненко H.H. Из воспоминаний о П.В.Засодимском. Голос минувшего,1913,№5,с.150-157.