автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: Историко-культурная общность центральноазиатских народов в научном наследии Г.Н. Потанина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Историко-культурная общность центральноазиатских народов в научном наследии Г.Н. Потанина"
На правах рукописи
Рахимжанова Гульнара Хисматовна
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ НАРОДОВ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ Г.Н. ПОТАНИНА
Специальность 07.00.09 -историография, источниковедение и методы исторического исследования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
005531762
Барнаул -2013
005531762
Работа выполнена в ФГБОУВПО «Алтайский государственный университет», на кафедре документоведения, архивоведения и исторической информатики.
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор
Владимиров Владимир Николаевич
Официальные оппоненты: Шерстова Людмила Ивановна
доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», кафедра востоковедения, зав. кафедрой.
Кладова Нина Васильевна кандидат исторических наук, доцент ФГБОУВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», кафедра отечественной истории, доцент кафедры
Ведущая организация: БНУ РА «Научно-исследовательский ин-
ститут алтаистики им. С.С.Суразакова»
Защита состоится 4 июня 2013 г. в 13:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.005.08, при Алтайском государственном университете по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61, ауд. 416.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».
Автореферат разослан «.&"» апреля 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Горбунов Вадим Владимирович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Интеграционные процессы, заметно усилившиеся в последнее десятилетие на евразийском пространстве, способствуют росту интереса исследователей к становлению и развитию межкультурных связей этносов, проживающих на этой огромной территории. Новые государства на территории Евразии сначала начали стремительно отдаляться друг от друга, затем, осознавая свою историко-культурную общность и общие экономические интересы в условиях глобализации, снова начали сближаться, что привело к логическому результату — образованию Таможенного Союза.
В формировании историко-культурной общности двух народов—казахского и русского — большая заслуга принадлежит передовой научной интеллигенции, которая в процессе целенаправленного изучения Центральной Азии не только расширяла географические горизонты этой части ойкумены для научного сообщества, но и вносила значимый конкретный вклад в сближение двух народов.
В этой связи трудно переоценить значение научного наследия Григория Николаевича Потанина (1835-1920), ученого-путешественника, который одним из первых начал заниматься историко-географическим изучением Центральной Азии. Вплоть до второй половины XIX в. Центральная Азия оставалась для российских ученых-историков неизведанным краем. Целенаправленного изучения этого региона не было, если не считать одиночек-энтузиастов, зачастую не имевших серьезных научных знаний и подготовки. Несмотря на то, что Русское Географическое Общество (РГО) время от времени оказывало им помощь, результаты этих поездок были малоизвестными и незначительными. Отрицательную роль для изучения Азии сыграла европоцентристская концепция, отвергавшая наличие государственности и своей собственной истории у кочевых народов.
В середине XIX в. в российском научном сообществе все чаще стало высказываться мнение о необходимости проведения экспедиций в Центральную Азию. Поэтому РГО ставит одной из своих задач исследование Туркестана, Монголии, части Китая. Попутно снаряжались поездки в казахскую степь и в Среднюю Азию.
Одним из главных преимуществ Г.Н. Потанина перед коллегами-учеными, изучавшими Центральную Азию, было то, что он, сын казака, родился и вырос в этой среде, хорошо знал быт кочевого народа, его традиции и обычаи. Он свободно владел казахским языком, дружил с видными представителями степной элиты того времени, такими, как Чокан Валиханов, Муса Шор-манов и др., что не могло не сказаться на качестве собранных им источников. Даже позднее, будучи вдали от Казахстана, Потанин внимательно сле-
дил за переменами, происходившими в Степи. Внимание ученого привлекали торговля, скотоводство, песенное творчество, прикладное искусство и многие другие аспекты культурно-хозяйственной деятельности народа.
Научное наследие ученого обширно и многогранно. Однако, несмотря на то, что к нему уже на протяжении полутора веков обращаются исследователи разных отраслей знаний, оно все же изучено не в полной мере.
Наше внимание к исследованиям Г.Н. Потанина продиктовано стремлением представить свое видение некоторых исторических процессов, вошедших в сферу интересов выдающегося ученого. Другой важной задачей является более полное вовлечение в научный оборот казахской тематики в трудах Г.Н.Потанина. По-новому сегодня воспринимаются и вопросы, связанные со сравнительно-сопоставительным анализом этнических процессов казахского и монгольского народов, «евразийским» аспектом в научном наследии учёного и взаимоотношениями Г.Н. Потанина с представителями передовой казахской интеллигенции, степной элиты.
Нельзя не признать некоторую противоречивость фигуры Г.Н. Потанина. В советской историографии его упрекали в отходе от либеральных взглядов, в увлечении узкорегиональными идеями обустройства страны. Утверждалось также, что Г.Н. Потанин был непостоянен в выражении своих интересов, увлекаясь то политикой, то наукой. На многие годы он стал «фигурой умолчания». Понятно, что восстановление исторической памяти невозможно без объективного освещения и оценки места и роли тех ученых, взгляды которых шли вразрез с позициями официальной власти.
Г.Н. Потанин собрал образцы богатейшего фольклора тюрко-монгольских народов, позволившие выработать концепцию цивилизационного развития, основная суть которой заключалась в признании равноценности историко-культурного наследия азиатских и других народов. Восток воспринимался Г.Н. Потаниным как необходимое звено мировой культуры. Благодаря его путешествиям раздвинулись границы стран, и в русской общественной среде узнали о казахах, монголах и других народах Азии. Исследователь, используя метод сопоставления, выявлял определенные тенденции к взаимодействию народов и межэтнической интеграции.
Взаимоотношения Г.Н. Потанина с видными представителями казахского народа, о которых мы упоминали выше, — одно из значимых звеньев жизни и деятельности ученого. Благодаря контактам с казахской интеллигенцией, Г.Н. Потанину удалось собрать большой фактический материал по истории и культуре казахов. На наш взгляд, исследование темы в контексте русско-казахских отношений дает возможность еще раз проследить динамику их развития. Научное наследие Г.Н. Потанина отличается своим разнообразием, содержательностью и глубиной научного поиска. Комплексный анализ его научных и общественно-политических взглядов позволяет
подчеркнуть масштаб его уникальной личности и его выдающийся вклад в историко-культурное изучение Центральной Азии.
Г.Н. Потанин еще при жизни был особо почитаем в казахской среде, которая считала его своим. Особое отношение к ученому в Казахстане выражено в увековечивании его имени, открытии памятников и школ. В 20! 0 году общественность двух стран отметила 175-летие Ч. Валиханова и Г.Н. Потанина, при этом было акцентировано внимание на необходимости совместного изучения богатейшего архива ученого.
Степень изученности темы» В дореволюционной историографии труды Г.Н. Потанина обычно рассматривались в контексте изучения деятельности РГО. Безусловно, их ценность заключалась в абсолютной достоверности фактов, которые авторы получали, что называется, «из первых рук». Но современники Г.Н. Потанина, отдавая дань уважения его научным исследованиям, значительное внимание уделяли все же его биографии и общественному служению. Обращает на себя внимание определенная идеализация Г.Н.Потанина его соратниками по общественной деятельности. В 1894 г. в журнале «Восточное обозрение» вышла обширная статья Н.М. Ядрин-цева «Жизнь и деятельность Г.Н.Потанина», в которой его соратник по областничеству дал обстоятельную биографическую характеристику ученому. Правда, значительную часть статьи составляет описание общественной деятельности Г.Н. Потанина, включая его участие в студенческих выступлениях в 60-х годах и ссылку в Вологодскую губернию1. Среди современников Г.Н. Потанина следует назвать видного деятеля народничества М. Бакунина, который высоко характеризовал личные качества ученого и положительно отзывался о его прогрессивных взглядах2.
С выходом в 1899 г. в свет книги «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе», ставшей по сути революционной в российской научной среде, стали публиковаться статьи, содержащие критическую направленность в отношении автора «восточной гипотезы»3. Однако среди востоковедов находились и те, кто высказывался в защиту исторических взглядов Г.Н. Потанина. К примеру, В.А. Гордлевский считал допущенные Г.Н. Потаниным ошибки неизбежными в силу особого взгляда ученого на Сибирь: «Он представлял цельный и законченный образ: все для Азии, все — из Азии»4. По его мнению, Г.Н. Потанин является сибирским патриотом и его
1 Ядринцев Н.М. Жизнь и деятельность Г.Н.Потанина// Восточное обозрение. 1894. № 46. С. 2.
2 Бакунин М.А. О молодом Потанине: Из письма // Бакунин М.А. Собрание сочинений и писем, 1828-1876. Т. 4. М„ 1935. С. 298-299.
3 Азадовский М.К. История русской фольклористики. М.: 1963. Т. 2. С. 275-276.
4 Гордлевский В.А. Г.Н. Потанин как народнословесник. // Этнографическое обозрение. 1915. № 3 С. 69-77.
увлеченность «восточной гипотезой» определялась огромным интересом к азиатскому Востоку и его представителям — тюркам, монголам и сибирским народам.
Значительное количество статей было посвящено Г.Н. Потанину в связи с его юбилейными датами — 70-ти, 75-ти, 80-летием со дня рождения5. В 1915 г., общественность страны откликнулась выпуском юбилейных статей, посвященных Г.Н. Потанину6. Стоит отдельно упомянуть очерк современника Г.Н. Потанина, крупного российского востоковеда С.Ф. Ольденбурга «Не довольно», который дал высокую оценку деятельности юбиляра и выступил в защиту его научных взглядов. Он отметил, что огромная исследовательская работа и экспедиционная деятельность ученого дают ему право на выработку своей точки зрения о «восточных влияниях Верхней Азии», и надо с уважением относиться к мировоззрению Потанина7.
Вплоть до середины XX в. научная и общественная деятельность Г.Н. Потанина не становилась предметом историографии. В 1950-е гг. началось преодоление тенденции замалчивания ученого, появляются публикации, отражающие его научно-экспедиционную деятельность8. В эти годы увидели свет наиболее фундаментальные исследования о Г.Н. Потанине, принадлежащие академику В.А. Обручеву: «Г.Н. Потанин. Жизнь и деятельность»9 и «Путешествия Г.Н. Потанина»10.
В 60-70-е гг. XX в. публикуются первые очерки, посвященные лидерам областничества. Историк М.Г. Сесюнина определяет ведущую роль Г.Н. Потанина и Н.М. Ядринцева в развитии наиболее активного периода областничества. В то же время она ошибочно полагает, что целью областников
5 Пыпин А.Н. Г.Н. Потанин. // Пыпин А.Н. История русской этнографии. СПб., 1892. Т. 4: № 4. С. 157-158.; Фарафонтова Т. Г.Н. Потанин: (По поводу 70-летия со дня рождения) // 1905. № 10. С. 293-300.
6 Ватин (Быстрянский) В.А. Юбилей Потанина и Молодая Сибирь // Сибирский архив (Иркутск).1915. № 7. С. 16; Вологодский П. Г.Н.Потанин — публицист Сибири и общественный деятель // Право и и фин.-пром. жизньСибири.1915. Тетр. 1-ая (ноябрь). С. 2-12; Илимский Д. Григорий Николаевич Потанин (21 сентября 1915 г.) // Северные записки. 1915. № 9. С. 206-211 и др.
7 Ольденбург С.Ф. Не довольно. // Русская мысль.1915. № 11. С. 1-11.
8 Кошелев Я.Р. Фольклорные материалы в архиве Г.Н. Потанина. // Учен. Зап. Том. гос. пед. ин-та, 1958. Т. 17. С. 375-379; [Шишков В. Я.]. Неопубликованные письма В.Я. Шишкова [к Г. Н. Потанину, 1921—1915 гг.] / В. Я. Шишков; Публ., пре-дисл. и коммент. Н. Бабушкина и Я. Кошелева // Сиб. огни. 1959. № 2. С. 174-180.
' Обручев В.А. Г.Н.Потанин. «Жизнь и деятельность». Москва, Ленинград, 1947. 287 с.
10 Обручев В.А. «Путешествия Г.Н.Потанина». М., 1953. 191 с.
в «инородческом» вопросе являлось использование «инородцев» для улучшения жизни сибиряков.
Особое место в исследовании научной и общественной деятельности Г.Н. Потанина занимают работы Г.И. Пелих, которая впервые обратила внимание на взгляды ученого о цивилизованном развитии человечества через такую стадию общественного развития, как община".
Фольклорным исследованиям Г.Н. ПоганинапосвященаработаН.С. Смирновой «Казахский фольклор в собрании Г.Н. Потанина». Автором проведена огромная работа по систематизации фольклорного материала, собранного Потаниным в поездках по Казахстану12.
В историографии постсоветского периода новый этап в потаниноведе-нии знаменовала работа A.M. Сагалаева и В.М. Крюкова «Г.Н. Потанин: Опыт осмысления личности»13, в которой авторы рассматривают становление его мировоззрения на фоне общественной и научной жизни Сибири и страны в целом. Авторы пытаются «защитить» Потанина от упреков исследователей в колебаниях и заблуждениях, а позже и в отказе от либеральных идей 60-70-х гг.
Наиболее значительный, на наш взгляд, вклад в изучение биографии Г.Н. Потанина внес сибирский исследователь М.В. Шиловский, который в монографии «Полнейшая самоотверженная преданность науке» прослеживает этапыжизниученогоирассматриваетего вклад визучение Центральной Азии (Сибирь, Казахстан, Монголия и Китай)14. Заслуживает особого внимания определение роли Г.Н. Потанина в общественно-политической и культурной жизни Сибири второй половины XIX — начала XX вв. как идеолога сибирского областничества. Автором было отмечено, что Г.Н. Потанин первым сформулировал основные подходы к обоснованию регионо-ведения. Книга М.В. Шиловского является наиболее полным описанием научной биографии ученого, основанной на широкой источниковой базе.
В вопросах исторических взглядов Г.Н. Потанина нельзя обойти вниманием монографию Е.П. Коваляшкиной «Инородческий вопрос в Сибири. Концепции государственной политики и областническая мысль». Инородческая политика занимала ключевое место в программе областничества,
11 Пелих Г.И. Г.Н. Потанин о роли общины в истории человечества [Электронный ресурс]: Вестник Томского государственного университета, 1998. Т. 266.
12 Смирнова Н.С. Потанин — собиратель и исследователь казахской народной поэзии // Казахский фольклор в собрании Г.Н. Потанина. Алма-Ата, 1972. 452 с.
13 Сагалаев A.M., Крюков В.М. Г.Н. Потанин: опыт осмысления личности. Новосибирск: Наука, 1991. 228 с.
14 Шиловский М.В. Полнейшая самоотверженная преданность науке: Г.Н.Потанин. Биограф, очерк: Новосибирск: ИД «Сова», 2004. 244 с.
поэтому автор рассматривает роль народов Сибири с позиций эволюционизма, который первоначально преобладал в позициях лидеров движения15.
Касаясь вопросов развития казахского общества, Г.Н. Потанин значительное внимание обращал на изменения в Степи, вызванные реформами Российского правительства. Для анализа вопроса о трансформации этнокультурной системы казахского общества были привлечены работы казахстанских историковН.Э.Масанова16,Ж.Б.Абылхожина|7,К.А.Берденовой18, привлекавших материалы Г.Н. Потанина.
Представляют несомненный интерес и статьи казахстанских исследователей С. Селиверстова и Ж. Кузгумбаевой «Один день из жизни Г.Н. Потанина»19, «Потанин и "граждане Алаша"»20. В работе «Потанин и "граждане Алаша"» казахстанские исследователи рассматривают взгляды Г.Н. Потанина и лидера движения «Апаш» А. Букейханова на региональную ориентацию казахской степи в евразийском пространстве.
Наиболее компетентные выводы и обобщения о культурном и общественно-политическом наследии Г.Н. Потанина были сделаны в работе А.Л.Заха-ренко «Общественно-политическое и культурное наследие Г.Н. Потанина». Автор осветил вопросы становления и развития демократических взглядов ученого и представил свое понимание его просветительской миссии21.
Таким образом, несмотря на довольно большое числе работ о Г.Н. Потанине, в оценке его деятельности имеются определенные расхождения, которые определяют необходимость дальнейшего изучения его научного наследия. Кроме того следует отметить, что такие фигуры снова и снова привлекают к себе внимание с развитием науки, накоплением знаний и пересмотром методологических позиций.
15 Коваляшкина Е.П. Инородческий вопрос в Сибири. Концепции государственной политики и областническая мысль». Томск. 2005. 326 с.
16 Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. (Основы жизнедеятельности номадного общества). Алматы - Москва, 1995. 318 с.
" АбылхожинЖ.Б. Традиционная структура Казахстана: социально-экономические аспекты, функционирования и трансформации. 1920-1930 гг. // Ж.Б. Абылхожин. АН Каз. ССР. Алма-Ата: Гылым 1991. 240 с.
18 Берденоза К.А. Общая и экономическая история Казахстана. Алматы: Экономика. 2000. 335 с.
19 Селиверстов C.B., КузгумбаеваЖ.С. «Один день из жизни Г.Н.Потанина»(12 января 1905г.) /Селиверстов C.B., Кузгумбаева Ж.С. // Журнал Нива. 2002. № 6. С. 105.
20 Кузгумбаева Ж.С., Селиверстов C.B. Потанин и «граждане Алаша» // Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2005. № 3. С. 137-147.
21 Захаренко A.JI. «Общественно-политическое и культурное наследие Г.Н. Потанина» // Учебное пособие для студентов исторических специальностей. Павлодар: Изд-во ПГУ, 2009. С. 5.
Цель настоящей работы заключается в системном рассмотрении научных и общественно-политических взглядов Г.Н. Потанина и определении его вклада в историко-этнографическое изучение Центральной Азии и становление национального самосознания казахского народа. В соответствии с данной целью, автор ставит перед собой следующие исследовательские задачи:
_рассмотреть вклад Г.Н. Потанина в историко-этнографическое исследование Центральной Азии;
_выявить особенности формирования историко-культурных и общественно-политических взглядов ученого;
_показать роль и участие Г.Н. Потанина в становлении казахского национального самосознания.
Объектом исследования явилось литературное и эпистолярное наследие Г.Н. Потанина научного, культурного и общественно-политического характера, в котором отразились его мировоззрение и основные взгляды, рассматривающиеся в контексте развития науки и общества в России.
Предметом исследования стали научно-исследовательская и общественно-политическая деятельность Г.Н. Потанина и ее результаты. Особое внимание обращается на связь интересов исследователя с казахской тематикой —состояние и перспективы развития казахского народа, его быт и культура, казахско-русские взаимосвязи, казачье население Прииртышья.
Хронологические рамки исследования охватывает период наиболее интенсивной научной и общественной деятельности Г.Н. Потанина, начиная с 60-х гг. XIX в. до его смерти, последовавшей в 1920 г.
Территориальные рамки исследования охватывают Сибирь, СевероВосточный Казахстан, Монголию и Северный Китай — регионы, где проходила общественная и научная деятельность Г.Н. Потанина.
Методологическая основа исследования включает ряд принципов, подходов и методов. К основным принципам мы относим принципы историзма и научной объективности. Первый принцип обусловил рассмотрение всех событий в тесной связи с историческими условиями их появления. Второй принцип позволил провести непредвзятый анализ использованной литературы и выявить общие закономерности исторического развития, опираясь на конкретные историографические источники.
Системный подход дал возможность, с одной стороны, определить взаимосвязи историко-культурных исследований ученого с развитием дореволюционной исторической и этнографической науки, с другой, рассмотреть отдельные концепции и взгляды Г.Н. Потанина в их связи и влиянии друг на друга. Междисциплинарный подход основан на синтезе данных истории, этнографии и философии. Цивилизационный подход к анализу исторических процессов позволяет раскрыть культурно-исторические особен-
ности Сибири как территории, являвшейся фронтирной зоной с ее культурным своеобразием исторической перспективностью22.
Среди использованных нами методов исследования прежде всего можно выделить общенаучные (анализ, синтез, описание, индукция). Нами использованы описание и анализ, позволившие наиболее адекватно оценить вклад Г.Н. Потанина в развитие науки и уточнить оценку его деятельности исследователями на протяжении его жизни и до современного периода. Использовались и традиционные исторические конкретно-научные методы: историко-генетический, историко-сравнительный и историко-типологический.
В методологии исторической науки значительное место занимает отношение к исторической личности. Исходя из этого, нами была поставлена задача познания мира личности и мира общественного социума в их органическом единстве. В работе использованы также приемы историографического и источниковедческого анализа.
Источниковая база диссертации включает, прежде всего, комплекс историографических источников, содержащих информацию об объекте изучения. К ним можно отнести как исследовательские работы, так и научно-популярную и публицистическую литературу, а также некоторые воспоминания, написанные с широким привлечением документальных материалов. Отдельную источниковую группу составили материалы самого Г.Н. Потанина. В первую очередь это работы самого ученого — дневники и путевые заметки, составляющие 12000 листов (187 пачек). Они составляют архив Г.Н. Потанина и хранятся в Отделе рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета23. Сюда включены этнографические и географические наблюдения, письма и биографические материалы, фотографии, рисунки и визитные карточки. При работе с путевыми заметками и дневниками Г.Н. Потанина, составлявшими раздел его научной и общественной деятельности, наблюдалась определенная сложность в выявлении текстологических и лингвистических особенностей материала вследствие неразборчивости почерка ученого. Фольклорный материал (сказки, легенды, песни и поговорки), присылаемый Г.Н.Потанину со всей Сибири и Центральной Азии, насчитывает около 2000 листов и составляет следующую группу источников.
22 Резун Д. Я., Шиловский М. В. Сибирь, конец XVI — начало XX века: фронтир з контексте этносоциальных и этнокультурных процессов. [Электронный ресурс]: Сибирь капиталистическая. Новосибирск: ИД «Сова», 2005. Режим доступа к книге: http://history.nsc.ni/kapital/project/frontier/intro.
23 Отдел рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета (ОРКГ1НБ ТГУ): Архив Г.Н. Потанина. Оп. 1.
Большой научный интерес представляет раздел переписки Г.Н. Потанина. Здесь сосредоточены его письма к М.Г. Васильевой24, Н.В. Ядрин-цеву, А.С.Гацискому25, Н.И. Веселовскому и В.В. Радлову, Д.А. Клеменцу, Н,М. Мендельсону, A.B. Григорьеву и др.26 В наиболее объемной по количеству писем переписке Г.Н. Потанина с М.Г. Васильевой содержатся интересные сведения об алашординцах А. Букейханове и А. Ермекове. В личном архиве Г.Н. Потанина сохранились письма казахского общественного деятеля Ж. Акпаева, у которого ученый останавливался в поездке в Центральный Казахстан27. Нами также привлечена переписка с Потаниным сына Мусы Шор-манова — Садвокаса, которая представляет несомненный интерес в контексте изучаемой проблематики28.
Отдельную группу источников со ставили опубликованные работы самого Г.Н. Потанина. Интерес к его научному наследию практически никогда не иссякал. РГО содействовало выпуску сборников и периодических изданий с материалами ученого. Еще при жизни Г.Н. Потанина результаты его путешествий были опубликованы в «Очерках Северо-Западной Монголии»29.
Другим важнейшим источником по изучению путешествий Г.Н. Потанина стала его работа «Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия»30. В 1983 г. увидели свет «Воспоминания» Г.Н. Потанина, в которых автор дает ретроспективный анализ своей деятельности, описывает встречи с представителями научных кругов и общественности страны31. В 1986 г. «Воспоминания» вышли под редакцией H.H. Яновского уже в переработанном виде32.
Значительный массив источников, использованных в ходе работы над диссертацией, составляют архивные материалы. Автором был извлечены значительные материалы о социально-экономическом развитии казахеко-
24 Потанин Г.Н., Васильева М.Г. «Мне хочется служить Вам, одеть Вас своей любовью». Переписка. / сост. Н.В. Васенькин, Г.И. Колосова. Томск: Изд.-во Томского университета, 2004. 418 с.
25 Письма Г.Н. Потанина. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. Т.1. 275 с.
26 Письма Г.Н. Потанина. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. Т.4. 423 с.
11 Отдел рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета (ОРКП НБ ТГУ): Архив Г.Н. Потанина. Оп.1, № 338.
28 Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в 5 т. Алма-Ата: Наука, 1968. Т. IV. 782 с.
" Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып.И. Материалы этнографические. СПб: Тип. В. Кишбаума, 1881. 272 с.
30 Потанин Г.Н. Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия». 2-е сокр. изд. / Под ред. с коммент. и предисл. В.В. Обручева. М., 1950. 652 с.
51 Литературное наследство Сибири. Т. 6. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. 336 с.
52 Литературное наследство Сибири.Т. 7. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1986, Т. 7. 339 с.
го общества во второй половине XIX в. из Центрального Государственного архива Республики Казахстан: Ф. 64. «Канцелярия степного генерал-губернатора (1868-1917)», Ф. 15 «Семипалатинское Областное правление (1854-1919)». В работе использовались архивные данные из Исторического архива Омской области. В частности, в работе был использован фонд 3 -— Главное управление Западной Сибири, фонд 67 — Войсковое хозяйственное правление Сибирского казачьего войска, фонд 86—Западно-Сибирский Отдел Императорского Русского Географического Общества.
К работе привлекались также документы Государственного архива Алтайского края. Использованы фонд 81 — Алтайский подотдел ЗападноСибирского отдела Русского Географического Общества, фонд 164 — Алтайская духовная миссия, фонд 239 — Каракорум-Алтайская уездная земская управа.
В Госархиве Томской области изучались сибирские торгово-промышленные календари, в которых публиковались перечни наиболее знаменательных событий в Сибири33. В работе использовались также материалы Павлодарского областного краеведческого музея им. Г.Н. Потанина34. Материалы, собранные с середины 20-х гг. XX в. павлодарскими краеведами, включают различные сборники сведений об ученом, его книги и брошюры, переписку с музеями Томска и Иркутска.
Научная новизна исследования состоит в том, что вперв ые на основе историографического анализа широкого круга исследовательской литературы, было обосновано и проведено системное изучение наследия Г.Н.Потанина, что позволило дать научную оценку исследовательской и общественной деятельности выдающегося ученого, его роли в развитии научных знаний о традиционной культуре тюркских и монгольских народов Центральной Азии.
В научный оборот введен ряд источников (труды дореволюционных, советских и современных историков, дневники и эпистолярное наследие, архивные документы), ранее не привлекавшихся к исследованию научной деятельности Г.Н. Потанина. Впервые системно рассмотрены вопросы истории Казахстана в трудах ученого, раскрыта роль Г.Н. Потанина в развитии русско-казахских отношений и формировании казахской интеллигенции; определены место и роль выдающегося ученого в развитии востоковедческой науки. Рассмотрены дискуссионные моментыего историко-культурных взглядов и формирования «евразийского» мировоззрения. Впервые осуществлен филологический анализ фольклорных текстов и прослежены ма-
" Государственный архив Томской области (ГАТО). Сибирский торгово-промышленный календарь 1900 г. Хронологический перечень. Томск, 1900.
34 Павлодарский областной историко-краеведческий музей им. Г.Н. Потанина. Фонд Г.Н.Потанина.
лоизученные аспекты этнографической деятельности Г.Н. Потанина в Центральной Азии.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по истории России, Сибири и Казахстана. Результаты исследования могут быть использованы для комплексного исследования культуры народов Центральной Азии, анализа и разработки национально-регионального компонента истории и этнографии Казахстана, для написания обобщающих работ по истории исторической науки и историографии.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре документоведения, архивоведения и исторической информатики Алтайского государственного университета. Результаты исследования были представлены также на международной конференции молодых ученых «VII Сэтпаевские чтения» (Павлодар, 2007), научно-практической конференции «Этапы модернизации государственно-правовых систем стран СНГ (опыт, реалии, перспективы)» (Павлодар, 2007), научно-практической конференции «И Торайгыровские чтения» (Павлодар, 2007), международной научно-практической конференции «И Потанинские чтения» (Павлодар, 2010), IV Международной научно-практической конференции молодых ученых, организованной Центром научной мысли (Москва, 2012), Международной научно-практической конференции «Наука в современном мире» (Москва, 2012). По теме диссертации опубликовано 12 работ, в том числе две статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК.
ОСНОВНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключе-ния, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и приложений, включающих фотографии памятников ученого, приветственные адресы Г.Н.Потанину в связи с его 80-летием и карта Центральной Азии и Китая с маршрутами ученого.
Во введении диссертационной работы обоснована актуальность исследования, показана степень изученности темы, сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования, обозначены хронологические и территориальные рамки работы, охарактеризованы методология и методы исследования, дана характеристика источниковой базы, показаны научная новизна и практическая значимость диссертации, представлена апробация работы.
Первая глава «Вклад Г.Н. Потанина в историко-этнографическое исследование Центральной Азии» раскрывает условия становления лич-
ности Г.Н. Потанина и сущность его сопоставительных и этнографических исследований центральноазиатских народов.
В первом параграфе «Формирование научных и просветительских взглядов Г.Н. Потанина» выявлены условия, способствовавшие становлению личности Г.Н. Потанина и формированию его научных и просветительских взглядов. Дана сравнительная характеристика его деятельности среди трех первых путешественников в Центральной Азии. Отметим, что В. А. Обручев отмечал, что путешественник Г.Н. Потанин наряду с Н.М. Пржевальским и М.В. Певцовым создал основную канву географического лика и положил начало современному землеведению Внутренней Азии. Наиболее значительными были заслуги Г.Н. Потанина в сборе этнографических материалов. В этом отношении с ним не сравнятся ни современные ему экспедиции, ни более поздние35.
Личность Г.Н.Потанина формировалась под влиянием общественной среды, в которой он жил. Обучаясь в Омском кадетском корпусе, он встречает людей, которые приобщили его к чтению литературы, поднимавшей насущные проблемы развития общества. Среди них учителя Н.Ф. Косты-лецкий, Е.И. Старков, A.A. Ждан-Пушкин и ближайший друг Г.Н. Потанина Ч. Валиханов. Уже находясь на казачьей службе, Потанин встречается с П.П. Семеновым, сыгравшим большую роль в судьбе ученого. По его совету Потанин принял участие в экспедиции астронома К.В. Струве на озеро Зайсан и записал свои первые наблюдения. По его же ходатайству, летом 1874 г. Потанин был помилован и начал уже свои самостоятельные путешествия в Центральную Азию.
Среди трех первых путешественников — исследователей Центральной Азии—Г.Н. Потанин занимает особое место. В отличие от Н.М. Пржевальского и М.В. Певцова он с самого начала ставил своей первоочередной задачей фиксировать этнографические наблюдения. Двигаясь в Западную Монголию, Потанин побывал в казахских кочевьях Восточного Казахстана и записал значительный массив устного поэтического творчества казахского народа. Он знакомился с представителями народов, изучал их язык и призывал к этому членов своих экспедиций. Видный советский ученый-географ Э.М. Мурзаев писал о Потанине: «Его интерес к человеку не был преходящим, но постоянным, органически вытекающим из научного мировоззрения и гуманизма, присущего этому мягкому, несколько застенчивому и мало практичному в быту ученому»36.
В работе рассматриваются просветительские взгляды Г.Н. Потанина, выразившиеся публицистических статьях, в составлении учебника «Родинове-
35 Обручев В.А. Путешествия Г.Н. Потанина. М., 1953. С. 183.
36 Мурзаев Э.М. Григорий Николаевич Потанин (к 50-летию со дня смерти) // Известия АН СССР. Серия географическая. 1970. № 4. 1970. С. 131.
дение», в открытии школ и сибирского университета в Томске, которое стало одним из самых значительных событий Сибири того времени. В просветительских задачах Г.Н. Потанина значительное место уделялось коренным народам Азии. Первоочередной задачей Потанин считал развитие подлинно народной школы у коренного казахского населения и формирование национальной интеллигенции, которая разъяснит массе новые цели и задачи.
Научная деятельность Г.Н. Потанина была признана его современниками. Крупным событием стал 80-летний юбилей Г.Н. Потанина в 1918 г. Создавались комитеты для организации юбилейных мероприятий, учреждались стипендии имени Г.Н. Потанина для детей из малоимущих семей и премии за лучшие научные работы. Письма и телеграммы шли в Томск со всех концов России. Чествование юбиляра стало важным событием научной и общественной жизни страны.
Во втором параграфе «Историко-сопоставительный анализ этнокультурных процессов тюркских и монгольских народов Центральной Азии» рассмотрены взгляды Г.Н. Потанина на развитие народов в контексте сравнительных характеристик этнокультурных процессов. Исследователь пришел к выводу, что в результате взаимовлияний этносов, населяющих Центральную Азию, сформировалась их историко-культурная общность. Путешествия по Азии, поездки в казахскую степь дали Г.Н. Потанину возможность сравнивать, сопоставлять культурные традиции народов, искать исторически обусловленные особенности их развития и взаимосвязи. Оставаясь всегда сторонником естественных контактов между народами и племенами, Г.Н. Потанин с интересом фиксирует факты двуязычия у казахов и казаков, выявляет общие закономерности в хозяйственно-культурном укладе казахов и алтайцев, сравнивает «киргизский быт с монгольским».
В третьем параграфе «Вклад Г.Н. Потанина в историческую этнологию тюрко-монгольских народов» нами проведен анализ этнографических исследований Г.Н. Потанина в Монголии. Данное направление исследований ученого не нашло должного отражения в историографии, хотя изучению материальной культуры монгольского народа он придавал большое значение. В путешествиях по Азии Г.Н. Потанин изучал традиционные занятия, происхождение и расселение монголов, их верования и обряды. Ученый впервые составил классификацию народностей, занимающих территорию Западной Монголии и дал подробное описание всем монгольским племенам — дархатам, тангутам, ордосцам и др.
Вторая глава «Историко-культурные и общественно-политические взгляды Г.Н. Потанина» посвящена выявлению особенностей евразийского мировоззрения ученого и рассмотрению его общественно-политической позиции в отношении Сибири и Казахстана, которая рассматривается нами в тесной связи научной деятельностью Г.Н. Потанина.
В первом параграфе «Евразийский аспект в историко-культурном мировоззрении Г.Н. Потанина» рассмотрены исторические взгляды ученого на процесс культурного обмена между Востоком и Западом. В основе «восточной гипотезы» заложена идея общности восточного и европейского средневекового фольклора, а источником для его распространения послужила легенда о сотворении мира ордосского происхождения. Автор объясняет заимствования фольклорных сюжетов древнейшими контактами представителей Европы и Азии, Великим переселением народов с Востока на Запад и локальными миграциями отдельных племен. Он писал, что «в те отдалённые времена могли быть и такие случаи, когда ордынцы, пришедшие в юго-восточную или среднюю Европу, оказались людьми высшей культуры в сравнении с туземцами»37. Исследовательский интерес подтолкнул Г.Н. Потанина к поиску и других сближений в историко-фольклорном наследии европейских и тюрко-монгольских народов.
Во втором параграфе «История освоения Сибири в трудах Г.Н. Потанина» рассмотрена деятельность Г.Н. Потанина по изучению Сибири. Обращаясь к истории Сибири, Г.Н. Потанин писал: «.. .Обоим цивилизованным мирам Старого Света (европейскому и китайскому — Г.Р.) она оставалась даже почти вовсе неизвестною, потому что пределы этой страны были обставлены такими затруднительными условиями, что проникновение в страну представляло серьёзные препятствия...»38.
Проблема освоения Сибири в понимании Г.Н. Потанина теснейшим образом связана с его общественными взглядами на ее развитие. Обозначая особый статус Сибири в географическом и культурном пространстве Российской империи, Г.Н. Потанин подчеркивал, что «главный фактор в природе, который обуславливает физиономию страны — климат. Он обуславливает флору страны и ее пейзаж, фауну и, наконец, культуру-человека»39.
Будучи молодым казачьим офицером, Г.Н. Потанин много времени проводил в омском архиве, изучая материалы по истории Сибири. В омской тюрьме Потанин, получив разрешение на работу, продолжил систематизировать свои записки и обрабатывать сибирские архивные материалы. В 1883 г. была опубликована книга ученого «Памятники сибирской истории XVIII века», в шторой автор, ссылаясь на документы XVIII в., описал
" Потанин Г.Н.Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. С. 12.
" Западная Сибирь-Алтай-Прииртышье / Заметки о Западной Сибири. В рамках программы «Этнокультурные исследования Павлодарского Прииртышья» (20012003 гг.): Сб. док. Т. 18. (Перепечатка статей Г.Н. Потанина о Зап.Сибири из журнала «Живописная Россия» 1894 г.) Павлодар. 2001. С. 31.
" Потанин Г.Н. Нужды Сибири / Г.Н.Потанин // Известия Омского историко-краеведческого музея. 1996. № 4. С. 25.
процесс колонизации Сибири40. Изучая источники первой четверти XVIII в., Г.Н. Потанин постепенно приходит к выработке своей концепции, основная суть которой заключалась в периодизации развития региона.
По мнению Потанина основной целью значительного потока людей в Сибирь был промысел дорогой пушнины. С этой целью облагалось данью аборигенное население. Отмечая большой поток «эмиграции» с европейской России в край Г.Н. Потанин писал: «Сибирь—подарок, который народная масса поднесла России»41. Правительство, заинтересованное в развитии соболиного промысла и обогащении казны за его счет признавало нежелание людей браться за соху. «.. .Увлечение соболиным промыслом было для государства выгодно. Вся добыча была обращена в государственную казну. Соболь, как впоследствии золото, был признан государственной регалией; велено было, чтоб весь соболь, уловленный в Сибири, сдавался в казну»42.
В третьем параграфе «Общественно-политические взгляды Г.Н. Потанина» проанализированы этапы областнической деятельности ученого. Г.Н. Потанин считал несправедливым отношение правительства к Сибири только как к источнику обогащения самовластных сатрапов, что вызывает нежелание сибиряков мириться с этим положением. «Сибиряки понимают, что никакое российское правительство, как бы оно хорошо не было, не может и не имеет права управлять ими, что только в зависимости от отчизны — спасение и возрождение её, что только при этих условиях возможно её развитие и процветание»43, — писал Потанин. Размышляя о перспективах развития Сибири, Потанин видел препятствия в ее развитии в штрафной колонизации, потере молодых умственных сил из-за отсутствия университетов. Все эти препятствия устранимы, и со временем Сибирь, будет уравнена с другими областями России, хотя все же останется обособленной. «Сибирь слишком большой придаток к территории Европейской России; русские люди, обитающие на этом придатке, не могут чувствовать, что они живут в особых условиях»44, — писал Потанин.
Большие надежды Г.Н. Потанин возлагал на интеллигенцию, справедливо считая, что без нее невозможно развитие просвещения и существование гражданских, политических ведомств.
10 Потанин Г.Н. Памятники сибирской истории XVIII века. 4.1. и 2. СПб, 1882-1885. 158 с.
41 Потанин Г.Н. Избранные сочинения в трёх томах. T. II. С. 392.
42 Потанин Г.Н. Указ. соч. С. 265.
43 Захаренко A.JI. Общественно-политическое и культурное наследие Г.Н. Потанина. Хрестоматия. С. 139
44 Потанин Г.Н. Избранные сочинения в трёх томах. Т.Н. Павлодар: ТОО НПФ «Эко», 2005.С. 357.
Одним из ключевых вопросов в идеологии сибирского областничества был так называемый «инородческий вопрос». Русское общество, считал Г.Н. Потанин, должно помочь подготовить многочисленный слой образованных людей «из инородцев» с широким кругозором, тяготеющих к европейской культуре и в то же время развивающих свою собственную культуру, стремящихся к преодолению отсталости и косности. В 1917 г. Потанин публично выступил за предоставление казахам автономии. Позиция ученого по вопросу региональной интеграции Казахстана на начальной стадии автономного развития заключалась в его сближении с Сибирью.
Несмотря на разногласия с большивиками, а затем и отход от активной политической деятельности, Г.Н. Потанин способствовал появлению в Сибири региональной прессы, сибирского университета и коренной сибирской интеллигенции. Стараниями лидеров областничества Сибирь была вовлечена в преобразовательные процессы в рамках государственного управления.
Третья глава работы «Казахская тематика в труцах Г.Н. Потанина» посвящена вопросам общественно-экономической жизни казахского народа. В первом параграфе «Взгляды Г.Н. Потанина на социально-экономические изменения в казахском обществе во второй половине XIX—начале XX вв.» отражены взгляды ученого на перемены в казахской степи, приведшие к ломке традиционной структуры в обществе в конце рассматриваемого периода. С сочувствием он относится к положению самой бесправной категории населения — джатаков (обедневших скотоводов), обращал внимание на тяжелое положение егинши, вынужденных ежегодно арендовать землю, отмечая их полную зависимость от богатых скотоводов. «Кроме тягостной платы в пользу скотоводов мешает улучшению земледелия их бродячая жизнь — успехи земледелия несовместимы с бродячей жизнью.. .»4S. В поиске выхода из сложившейся ситуации, Потанин предложил зачислить джатаков в войсковое сословие и разрешить наравне с казаками пользоваться земельными угодьями.
Видя произвол, который зачастую творило казачье войско в казахской степи, Потанин предлагал расформировать его, а в случае необходимости ввести воинскую повинность для всех сословий и инородцев. Если сохранятся казачьи подразделения, представители коренного населения на общих правах могут содержать скот, заниматься хозяйством и обучать детей в одних школах с детьми казаков.
Предложения Потанина не нашли отклика не только у властей, но и среди казачьего населения. Г.Н. Потанин резко осуждал действия колониальной администрации, направленные на поддержание розни и вражды между народами. Он неоднократно фиксирует факты заимствования русским населением обычаев казахов. «Казахи заимствовали у киргизов и обычаи;
45 История Казахстана в русских источниках XVI-XX веков. Т. VII. С. 84.
не говоря уже о простых казаках, которые любят по-восточному, ездят верхом по-киргизски, мы укажем на казачьих офицеров, которые ведут жизнь, костюмируются и меблируют комнаты а ля киргиз»46. Одним из непременных условий решения повседневных хозяйственных задач для казаков было знание ими обычаев казахов и их способов ухода за скотом.
Г.Н. Потанин призывал правительство оказать помощь земледельцам — облегчить ввоз железа и устранить монополию мельников, которые вначале скупали «киргизский хлеб за плату, а затем смолов, продают его им же за плату»47. Ученый изучал такжепромыслово-предпринимательскую деятельность казахов. Большой интерес представляет его статья «О рыбном промысле на Цзайсане и на Черном Иртыше», в которой дается описание рыбной ловли казахами рода кожембетов и содержатся статистические сведения о развитии рыболовства в крае. Отмечая необходимость развития просвещения в степи, Потанин отмечал, что движущей силой в этом процессе должны стать представители казахской интеллигенции. Первостепенной задачей в развитии просвещения казахов должно стать развитие народной школы, так как без образования народ не примет тех нововведений, которые требуются на новом этапе цивилизации.
Во втором параграфе «Этнографические и фольклорные исследова-ния казахов» раскрыта деятельность Г.Н. Потанина по сбору казахского фольклора. Первую свою поездку в Казахстан Г.Н. Потанин совершил в 1863— 1864 гг. с экспедицией К. Струве и уже тогда начал формироваться его особый стиль научного исследования. Были собраны сведения о быте и традициях казахов, записаны этнографические наблюдения. В 1888 г. была опубликована его «Программа по сбору и систематизации этнографических материалов», активизировавшая собирание этнографического материала. Уже в первый же год существования отдела, Потанин сделал в РГО сообщение, посвященное казахским легендам и тем самым, содействовал активизации этнографических исследований. Фольклорные материалы, собранные Г.Н. Потаниным в казахской степи — Баянауле, Кокчетаве и Кар-карапы — включают эпосы, сказки, поверья, родословные казахских племен, песни и позволяют разносторонне и полно раскрыть огромное значение его деятельности не только для научного собрания и русской публики, но и для самих казахов.
В третьем параграфе «Г.Н. Потанин и передовые представители казахского народа» особое внимание обращено на отношения Г.Н. Потанина с Ч. Валихановым. Благодаря влиянию Ч. Валиханова, Г.Н. Потанин рано понял, что единственная стезя для своего самовыражения — научные из-
46 Валиханов Ч.Ч. // Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5. Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии. 1985. С. 286.
47 История Казахстана в русских источниках ХУ1-ХХ веков. Т. VII. С. 333.
ыскания, причем не в тиши кабинетов, а путешествуя и изучая народы в экспедициях и поездках. Среди задач, которые Валиханов ставил на встречах с членами сибирского землячества в Петербурге, была организация целой системы распространения европейской науки. Г.Н. Потанин, увлеченный идеями своего товарища, проводил большую просветительскую работу и призывал многих сибиряков возвращаться на родину и обучать инородцев. Высоко оценивая значение деятельности Ч. Валиханова, Г.Н. Потанин взялся за сбор и опубликование его трудов.
Среди представителей казахского народа, с кем Потанин был хорошо знаком, был этнограф и казахский общественный деятель Муса Шорманов. Являясь надежным информатором ученого, М. Шорманов помог записать Г.Н. Потанину образцы казахского фольклора и шежире (родословие). Высокую оценку деятельности Г.Н. Потанина, как ученому и другу казахского народа дал видный государственный деятель, депутат I Государственной Думы Алихан Букейханов. В творческом наследии А. Букейханова есть группа материалов, которые посвящены отдельным личностям, известным людям, с кем ему довелось общаться. По рекомендации А. Букейханова летом 1913 г., находясь уже в преклонном возрасте, Потанин совершил поездку в Центральный Казахстан, где записал 27 сказок. Дня Алихана Букейханова, ставившего своей основной целью получение для Казахстана статуса автономии, было важно иметь среди своих сторонников в России человека просвещенного, с прогрессивными устремлениями и хорошо знающего потребности казахского народа. Г.Н. Потанин поддержал казахскую делегацию на областническом съезде в Томске в 1917 г. Оценивая деятельность алашор-динцев, Г.Н. Потанин писал: «Киргизское движение ничего не заключает в себе опасного для государства. Это здоровое национальное движение»48.
Анализируя исторические свидетельства его современников, можно с уверенностью сказать, что Г.Н. Потанин был высоко оценен видными деятелями казахского народа и был прав, когда предрекал, что именно казахская, свободомыслящая, чуждая национализму и клерикализму казахская интеллигенция пробудит казахский народ к духовной жизни.
В заключении подведены основные итоги диссертационного исследования. В свете сегодняшних реалий изучение научного наследия Г.Н. Потанина приобретает большую общественную значимость. Анализ массива опубликованных и неопубликованных источников, научно-исследовательской и публицистической литературы о Г.Н. Потанина позволил сделать следующие выводы:
1. Анализ научной и общественной деятельности Г.Н. Потанина позволил высветить масштаб его личности и выдающийся вклад в формирование востоковедческой науки. Сюда можно отнести собранный самим уче-
" Сибирская жизнь. 1917. 14 ноября.
ным уникальный фольклорный и этнографический материал, организацию больших и малых экспедиций, составление программ сбора материала, подготовку и издание книг, привлечение к сбору корреспондентов из числа политических ссыльных и представителей казахского народа.
2. Научные и просветительские задачи у Потанина взаимосвязаны. Формирование мировоззрения исследователя проходило под влиянием преподавателей корпуса, русских ученых и политических ссыльных. Г.Н. Потанин воспринял их идеи о воздействии просвещения на жизнь общества и в течение всей жизни он проводил свою линию в этом направлении, стремясь не столько учить народ, сколько изучать его, знать его стремления и способности.
3. При сравнительном анализе этнокультурных процессов тюркских и монгольских народов Г.Н. Потанин обращает внимание на идентичность целого ряда особенностей их культурного взаимодействия, сравнивая культурно-историческиетрадиции различных народов и находясь в постоянном поиске взаимосвязей между ними. Материалы, собранные исследователем в Центральной Азии уникальны в плане освещения им жизни тюркских и монгольских племен народов.
4. «Восточная гипотеза» Г.Н. Потанина рассмотрена нами в контексте евразийства с приведением примеров сопоставимости фольклора централь-ноазиатских народов. Историко-культурные взгляды ученого соответствовали выдвинутым им просветительским, цивилизационным задачам программы исторического развития человечества.
5. Общественно-политическая позиция Г.Н. Потанина складывалась на рубеже 60-70-х гг. XIX в., когда между Европейской Россией и Сибирью складываются новые социально-экономические отношения и наиболее прогрессивные деятели выступают против дискриминационной политики самодержавия по отношению к Сибири. Анализ общественно-политических взглядов Г.Н. Потанина как одного из идеологов областнической концепции показал, что для исследователя было важно заявить о проблеме неравных отношений центра и окраин и необходимости коренных перемен для Сибири. Он рассматривает Сибирь в качестве «области», которая положит начало возрождению всей России.
6. При рассмотрении хозяйственной деятельности и материальной культуры казахов Г.Н. Потанин обращал особое внимание на перемены в Степи, которые, по его мнению, должны было идти без насильственной ликвидации основ традиционного существования этого народа.
7. Рассмотрены этнографических исследований Г.Н. Потанина в Казахстане, его экспедиционные поездок в казахскую степь в 1895 и 1913 гг. показывает выдающуюся рать ученого в изучение и сохранение фольклора казахского народа: им было записано большое количество поверий, сказок и обычаев.
8. Взаимоотношения и сотрудничество Г.Н. Потанина с передовыми представителями казахского народа — Ч. Вапихановым, М. Шормановым, А. Букейханом и А. Ермековым. стали важным фактором становления будущей казахской интеллигенции. Анализируя многочисленные исторические свидетельства той эпохи, можно сделать вывод о достойной оценке роли Г.Н. Потанина представителями казахской интеллигенции XX в.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, рекомендованных ВАК:
1. Особенности исторического развития Сибири в оценке Г.Н. Потанина. // Известия Алтайского гос. ун-та. № 4. 2012. С.185-188. (0,3 пл.)
2. Евразийский аспект в фольклорном наследии Г.Н. Потанина // Вестник Томского государственного университета. История. № 3.2012. С. 84-86. (0,5 п.л.).
Статьи:
3. К вопросу освоения Сибири в трудах Г.Н. Потанина // VII Сатпаев-ские чтения: Материалы международной научной конференции молодых ученых. Павлодар, 2007. Т. 15. С. 111-117. (0,4 пл.).
4. Вопросы колонизации в работах Г.Н. Потанина. // Материалы международной научно-практической конференции «Этапы модернизации государственно-правовых систем стран СНГ (опыт, реалии, перспективы)». Павлодар, 2007. С. 323-327. (0,3 пл.).
5. Этнокультурные параллели казахов и алтайцев в трудах Г.Н. Потанина // Материалы республиканской научно-практической конференции «II Торайгыровские чтения». Павлодар, 2007. Т. 1. С.38^4.(0,4 пл.).
6. Культурно-этнические процессы в казахском обществе в иссле-дованиях Г.Н. Потанина. // Материалы международной научно-практической конференции «Аймауытов тагылымы», посвященной 120-летию Ж. Аймаутова. Павлодар, 2007. Т. 3. С. 209-215. (0,4 пл.).
7. Об этнических процессах кочевых народов в трудах Г.Н. Потанина (историко-сопоставительный анализ). // Материалы международной научно-практической конференции «Тюркские языки и XXI век». Павлодар, 2008. С. 101-107.(0,4 пл.).
8. Трансформация этносоциальной структуры казахов во второй половине XIX в. // Журнал «Поиск». Серия гуманитарных наук. 2008. № 4. С.141-144.(0,3 пл.).
9. Г.Н.Потанин и его современники — исследователи Центральной Азии //«Высшая школа». 29 марта. С. 219-224. (0,4 пл.).
10. Вклад Г.Н.Потанина в историческую этнологию монгольского народа // Материалы международной научно-практической конференции «II Потанинские чтения». Павлодар, 2010. С.275-280. (0,3 пл.).
11. Просветительская деятельность Г.Н. Потанина. // IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых, проводимая Центром научной мысли. Сборник научных трудов. М.: Изд-во «Перо» 2012. С.82-85.(0,25 п.л.).
12. Г.Н. Потанин и казахстанская тематика // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука в современном мире» (31 мая 2012): Сборник научных трудов. М. Изд-во «Спутник +», 2012. С.22-27. (0,4 п.л.).
Подписано в печать 24.04.2013 Печать офсетная. Бумага для множительных аппаратов Формат 60x90 1/16. Усл. печ. л. 1,2. Заказ № 77. Тираж 100 экз. Типография Алтайского государственного университета 656049, г. Барнаул, Димитрова, 66
Текст диссертации на тему "Историко-культурная общность центральноазиатских народов в научном наследии Г.Н. Потанина"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет»
На правах рукописи
04201358774
Рахимжанова Гульнара Хисматовна
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ НАРОДОВ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ Г.Н.ПОТАНИНА
Специальность 07.00.09. - историография, источниковедение и методы исторического исследования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель: д.и.н., профессор, В.Н. Владимиров
Барнаул - 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. ВКЛАД Г.Н. ПОТАНИНА В ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.............................................................................28
§1.1. Формирование научных и просветительских взглядов
Г.Н. Потанина.........................................................................................28
§1.2. Историко-сопоставительный анализ этнокультурных процессов
тюркско-монгольских народов в трудах Г.Н. Потанина......................43
§1.3. Вклад Г.Н. Потанина в историческую этнологию
тюрко-монгольских народов..................................................................60
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ
И ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ Г.Н. ПОТАНИНА.............................74
§2.1. Евразийский аспект в историко-культурном мировоззрении
Г.Н. Потанина.........................................................................................74
§2.2. История освоения Сибири в трудах Г.Н.Потанина......................88
§2.3. Общественно-политические взгляды Г.Н.Потанина..................100
ГЛАВА 3. КАЗАХСКАЯ ТЕМАТИКА В ТРУДАХ Г.Н. ПОТАНИНА..113 §3.1. Взгляды Г.Н. Потанина на социально-экономические изменения в казахском обществе во второй половине XIX -
начале XX века.....................................................................................113
§3.2. Этнографические и фольклорные исследования казахов
в трудах Г.Н. Потанина........................................................................125
§3.3. Г.Н. Потанин и передовые представители казахского народа... 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................152
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.........................................157
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ...............................................173
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................174
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Интеграционные процессы, заметно усилившиеся в последнее десятилетие на евразийском пространстве, способствуют росту интереса исследователей к становлению и развитию межкультурных связей этносов, проживающих на этой огромной территории. Новые государства на территории Евразии сначала начали стремительно отдаляться друг от друга, затем, осознавая свою историко-культурную общность и общие экономические интересы в условиях глобализации, снова начали сближаться, что привело к логическому результату — образованию Таможенного Союза.
В формировании историко-культурной общности двух народов — казахского и русского большая заслуга принадлежит передовой научной интеллигенции, которая в процессе целенаправленного изучения Центральной Азии не только расширяла географические горизонты этой части ойкумены для научного сообщества, но и вносила значимый конкретный вклад в сближение двух народов.
В этой связи трудно переоценить значение научного наследия Григория Николаевича Потанина (1835-1920), учёного-путешественника, который одним из первых начал заниматься историко-географическим изучением Центральной Азии. Вплоть до второй половины XIX в. Центральная Азия оставалась для российских ученых-историков неизведанным краем. Целенаправленного изучения этого региона не было, если не считать одиночек-энтузиастов, зачастую не имевших серьёзных научных знаний и подготовки. Несмотря на то, что Русское Географическое Общество (РГО) время от времени оказывало им помощь, результаты этих поездок были малоизвестными и незначительными. Отрицательную роль для изучения Азии сыграла европоцентристская концепция, отвергавшая наличие государственности и своей собственной истории у кочевых народов.
В середине XIX в. в российском научном сообществе всё чаще стало высказываться мнение о необходимости проведения экспедиций в Центральную Азию. Поэтому РГО ставит одной из своих задач исследование Туркестана, Монголии, части Китая. Попутно снаряжались поездки в казахскую степь и в Среднюю Азию.
Одним из главных преимуществ Г.Н. Потанина перед коллегами-учеными, изучавшими Центральную Азию, было то, что он, сын казака, родился и вырос в этой среде, хорошо знал быт кочевого народа, его традиции и обычаи. Он свободно владел казахским языком, дружил с видными представителями степной элиты того времени, такими, как Чокан Валиханов, Муса Шорманов и другие, что не могло не сказаться на качестве собранных им источников. Даже позднее, будучи вдали от Казахстана, Потанин внимательно следил за переменами, происходившими в Степи. Внимание ученого привлекали торговля, скотоводство, песенное творчество, прикладное искусство и многие другие аспекты культурно-хозяйственной деятельности народа.
Научное наследие Г.Н. Потанина обширно и многогранно, поэтому не ограничено печатными трудами. Несмотря на то, что к нему уже на протяжении полутора веков обращаются исследователи разных отраслей знаний, оно все же изучено не в полной мере. Далеко не все результаты исторических исследований ученого введены в научный оборот.
Наше обращение к исследованиям Г.Н. Потанина продиктовано стремлением представить свое видение некоторых исторических процессов, вошедших в сферу интересов выдающегося ученого. Важнейшей задачей, на наш взгляд, является более полное вовлечение в научный оборот казахской тематики в трудах Г.Н. Потанина. С этой задачей сопряжены и другие вопросы исследования, связанные со сравнительно-сопоставительным анализом этнических процессов казахского и монгольского народов, «евразийским» аспектом в научном наследии учёного и взаимоотношениями Г.Н. Потанина с представителями
передовой казахской интеллигенции, степной элиты. Необходимо отметить, что в процессе взаимовлияния двух этносов — казахского и русского — на казахской земле появилась новая историко-культурная общность.
Под историко-культурной общностью мы понимаем систему культурного взаимодействия народов, населяющих те или иные территории. Этническая история, представляющая отдельное научное направление, изучает все существующие типы этнических и этнографических историко-культурных общностей. Исторические и этнокультурные особенности различных этносов Центральной Азии включают в себя всё многообразие формирующихся и развивающихся историко-культурных общностей.
Научное наследие Григория Николаевича Потанина по праву занимает особое место в российской и казахстанской исторической науке. Нам представляется важным, опираясь на богатый эмпирический материал, собранный путешественником, представить общность народов Центральной Азии, процессы их взаимодействия и развития. На наш взгляд, понятие «историко-культурная общность» в контексте данного исследования хорошо отражает совокупность культурологических, географических, общественно-политических и мировоззренческих взглядов и концепций ученого.
Нельзя не признать некоторую противоречивость фигуры Г.Н. Потанина. В советской историографии его упрекали в отходе от либеральных взглядов, в увлечении узкорегиональными идеями обустройства страны. Утверждалось также, что Г.Н. Потанин был непостоянен в выражении своих интересов, увлекаясь то политикой, то наукой. На многие годы он стал «фигурой умолчания». Понятно, что восстановление исторической памяти невозможно без объективного освещения и оценки места и роли тех ученых, взгляды которых шли вразрез с позициями официальной власти. Историческая наука, являющаяся в какой-то мере субъективной,
подобно другим гуманитарным наукам, позволяет уловить понимание незаурядной личности в контексте определенного времени и определенной исторической эпохи. Феномен Г.Н. Потанина можно изучать в разных научных направлениях. Выдвинутые им концепции не теряют своей актуальности и в наше время.
Историко-географическое изучение Г.Н. Потаниным Центральной Азии намного обширней в сравнении с исследованиями других русских путешественников XIX в. В отличие от них он собрал образцы богатейшего фольклора тюрко-монгольских народов, позволившие ему выработать впоследствии концепцию цивилизационного развития, основная суть которой заключалась в признании равноценности историко-культурного наследия азиатских и других народов. Он также оставил обширный материал по истории и этнографии азиатских народов. Восток воспринимался Г.Н. Потаниным как необходимое звено мировой культуры. Благодаря его путешествиям раздвинулись границы стран, и в-русской общественной среде узнали о казахах, монголах и других народах Азии. Обращаясь к вопросу о контактах тюрко-монгольских народов, отметим, что сопоставительный анализ их этнокультурных процессов дает возможность выявить особенности территориальной организации, этносоциальной и хозяйственно-культурной структуры общества. Известно, что этнокультурные процессы являются непременным аспектом всех национальных процессов в широком смысле. В результате этнических и этнокультурных процессов претерпевают различные изменения этнические общности1. В своих изысканиях Г.Н. Потанин, используя метод сопоставления, выявил определённые тенденции к взаимодействию народов и межэтнической интеграции.
Взаимоотношения Г.Н. Потанина с видными представителями казахского народа, о которых мы упоминали выше, — одно из значимых
1 Абдулина А.Т. Современные этнокультурные процессы в среде сельского населения Жетысу:автореф. дне. канд. ист. наук. Алматы, 1998.
звеньев жизни и деятельности ученого. Благодаря контактам с казахской интеллигенцией, Г.Н. Потанину удалось собрать большой фактический материал по истории и культуре казахов. Исследование темы в контексте русско-казахских отношений дает возможность еще раз проследить динамику их развития. Неоценим вклад Г.Н. Потанина в дело собирания, изучения и публикации устного поэтического творчества казахского народа. Ученый всегда решительно выступал против различных теорий о неполноценности духовной культуры народов Центральной Азии2. Научное наследие Г.Н. Потанина отличается своим разнообразием, содержательностью и глубиной научного поиска. Комплексный анализ его научных и общественно-политических взглядов позволяет подчеркнуть масштаб его уникальной личности и его выдающийся вклад в историко-культурное изучение Центральной Азии.
В XIX в. отличительной чертой исторических процессов на территории Казахстана явилось изменение его общественно-политического статуса. Казахская степь окончательно стала частью Российской империи. Этот исторический момент был переломным для казахов, так как был связан с кризисом традиционной системы власти. Происходило постепенное сращивание остатков местной ханской прослойки с российской администрацией. В то же время надо отметить, что колонизация Степи происходило не безболезненно, противостояние местного населения переселенцам выливалось в кровавые побоища. В то же время местное население было дружелюбно настроено к тем, кто уважал его суверенные права, традиции и обычаи.
Григорий Николаевич Потанин еще при жизни был особо почитаем в казахской среде, которая считала его своим. Особое отношение к Г.Н. Потанину в Казахстане выражено в увековечивании его имени, открытии памятников и школ. В 2010 году общественность двух стран
История Казахстана в русских источниках ХУ1-ХХ веков.ТУП. Алматы: «Дайк-Пресс», 2006. С.7.
отметила 175-летие Ч. Валиханова и Г.Н.Потанина. Было акцентировано внимание на необходимости совместного изучения архива ученого и отмечено, что «труды таких ученых, как Ч. Валиханов и Г.Н. Потанин, противостоят мифологизации истории и манипуляции историческими фактами в угоду конъюнктуре сегодняшнего дня3.
Степень изученности темы. Круг вопросов, затронутых в диссертационном исследовании обширен, поэтому литература охватывает три исторические эпохи: дореволюционную, советскую и постсоветскую. Анализ литературы о Г.Н. Потанине показал, что в историографии его научная и общественно-политическая деятельность рассматривались чаще всего раздельно, что значительно нарушало восприятие его законченного образа. Многие авторы уделяли большое значение изучению лишь областнических взглядов ученого, что значительно упрощало содержание его научного наследия. До сих пор недостаточно изучены этнографические исследования Г.Н. Потанина.
В дореволюционной историографии работы Г.Н. Потанина обычно рассматривались в контексте изучения деятельности РГО. Безусловно, их ценность заключалась в абсолютной достоверности фактов, которые авторы получали, что называется, «из первых рук». Но современники Г.Н. Потанина, отдавая дань уважения его научным исследованиям, больше внимания уделяли его биографии, общественному служению и личным качествам.
В 1876 г. в Русском энциклопедическом словаре, издававшемся И.Н. Березиным, дается небольшая биографическая справка о Г.Н. Потанине, в которой была представлена его поездка по Восточному Тарбагатаю. К этому времени он еще не прославился как исследователь Монголии и Китая. Однако уже в экспедиции К. Струве на Зайсан в 1863 г.
3Арын Е.М. С Азией в сердце // Сборник материалов международной научно-практическойконференции, посвященной 175-летию Г.Н.Потанина. Павлодар: Изд-во Павлодарского гос. ун-та, 2010. С. 8.
он собрал ценный материал, представляющий хозяйственную жизнь призайсанских казахов. Летом 1864 г. Г.Н. Потанин совершил также поездку в верховья Бухтармы, к старообрядцам. В 1867 г. К.Струве и Г.Н. Потанин подробно описали свое путешествие, приложив сведения, обнаруженные в Омском архиве о горах Ирен-Хабырга и материалы о торговле казахов в XVIII в.4
Обращает внимание на себя определенная идеализация Г.Н. Потанина его соратниками по общественной деятельности. В 1894 г. в журнале «Восточное обозрение» вышла статья Н.М. Ядринцева «Жизнь и деятельность Г.Н. Потанина», в которой его соратник по областничеству дал обстоятельную биографическую характеристику ученого. Правда, значительную часть статьи составляет описание общественной деятельности Г.Н. Потанина, включая участие в студенческих выступлениях в 60-х годах и ссылку в Вологодскую губернию5.
Среди современников Г.Н. Потанина следует назвать видного деятеля народничества М. Бакунина, который сыграл большую роль в биографии ученого. Он помог Потанину в организации отъезда в Петербург, снабдив его деньгами и рекомендательными письмами. В одном из своих таких писем он высоко характеризует личные качества Потанина и положительно отзывается о прогрессивных взглядах будущего ученого 6. В досоветский период о биографии Г.Н. Потанина появилась информация в Малом энциклопедическом словаре 1903 г. и в Большой энциклопедии: словаре общедоступных сведений по всем отраслям знания в 1904 г.
С выходом в 1899 г. в свет книги «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе», ставшей по сути революционной в
4Потанин Г.Н. Путешествие на озеро Зайсан (зимой 1863-1864г.) // «Записки РГО». Т.1. Санкт-Петербург, 1867. С. 429^62.
5Ядринцев Н.М. Жизнь и деятельность Г.Н.Потанина // Восточное обозрение. 1894. №46. С. 2.
6Бакунин М.А. О молодом Потанине: Из письма // Бакунин М.А. Собрание сочинений и писем, 1828-1876. Т.4. М., 1935. С. 298-299.
российской научной среде, стали публиковаться статьи, содержащие критическую направленность в отношении автора «восточной гипотезы». М.К. Азадовский отмечал: «Исследования Потанина принято считать, как и работы Стасова, наиболее крупным выражением методологической нечеткости и произвольных сближений. Действительно, обычные ошибки представителей теории заимствования у Потанина часто имеют гипертрофированную форму, особенно это сказывается в пренебрежении к историческому анализу и в произвольных этимологиях, но в основном, его построения в сущности мало чем отличались от большинства компара-
п
тивистских сближений сопоставлений» .
Пытаясь найти объяснение непризнанию «восточной гипотезы», Н.С. Смирнова пишет: «Г.Н. Потанин для большинства фольклористов и ориенталистов конца XIX — начала XX в., стоящих на либеральных позитивистских позициях, оставался чужеродным явлением, что и порождало соответствующую критику его «восточной гипотезы»8. Сдержанной критике подверглись взгляды Г.Н. Потанина со стороны Вс. Ф. Миллера, утверждавшего, что истоки русского эпоса нужно искать в иранском мире9. В числе работ, содержавших наиболее обстоятельный анализ «восточной гипотезы» можно назвать рецензию Л. Максимова на книгу, опубликованную в «Этнографическом обозрении. Отдавая должное проделанной работе по сбору �