автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Проблемы контркультуры в западной цивилизации

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Черва, Юрий Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Проблемы контркультуры в западной цивилизации'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Черва, Юрий Евгеньевич

Введение.

ГЛАВА 1. Система ценностей контркультуры как фактор разрешения социокультурного кризиса.

1.1. Роль системного кризиса в формировании и развитии социокультурной системы.

1.2. Система ценностей как поряд кообразующий фактор в социокультурной динамике.

1.3. Теория контркультуры в гуманитарной науке XX века.

ГЛАВА 2. Контркультурные движения в истории развития социокультурной системы Запада.

2.1 Контркультурное движение киников и кризис античного полиса.

2.2. Контркультура раннего христианства и кризис Римской империи.

2.3. Движение Реформации и его роль в cm ановлении культуры нового типа.

ГЛАВА 3. Контркультурное движение середины XX века как оппозиция технократической цивилизации Запада

3.1. Идейные истоки и предпосылки возникновения контркультурного движения в XX веке.

3.2. Основные составляющие системы ценностей контркультуры.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Черва, Юрий Евгеньевич

Современная ситуация в мире рассматривается многими исследователями1 как кризисная. Причем это кризис глобальный, то есть затрагивающий все уровни человеческого бытия. В истории западноевропейской цивилизации это не первый системный кризис, и каждый раз во время кризиса появлялись такие социокультурные движения, которые можно характеризовать как контркультурные.

Несмотря на то, что сам термин «контркультура» появился лишь в середине XX века, основные характеристики контркультурного движения совпадают с установками различных оппозиционных течений в истории развития западной цивилизации. Изучение роли и функций контркультуры в контексте развития всей социокультурной системы может способствовать нахождению определенных выходов из сложившейся кризисной ситуации.

Актуальность темы диссертации заключается в назревшей необходимости осмысления роли контркультурных движений в социокультурной динамике, поскольку та система ценностей, которая определяла развитие цивилизации Запада, перестала удовлетворять многих членов общества. Контркультура середины XX века оказала значительное влияние на культуру Запада, представив собственную систему ценностных ориентаций, для более адекватной мотивации человеческой деятельности. По этой причине споры о ее сущности, функциях и роли продолжаются в зарубежной и отечественной науке до сих пор.

Несмотря на противоречивые оценки контркультурного движения, оно, находясь в оппозиции к технократической культуре развитых капит а-листических стран, изменила лик культуры стран Европы и Америки. Б о-лее того, основные ценностные ориентации контркультурного движения до сих пор остаются актуальными и вызывающими научный интерес.

1 См. работы: А. Д. Арманда, В.П. Брянского, П.С. Гуревича, Н.И. Лапит, Г. Маркузе, Р. Генона и др

В связи с этим необходимо отметить, что понятие «контркультура» используется в современной науке исключительно для описания молодежного оппозиционного движения середины XX века. Несмотря на значительное количество работ в отечественной и зарубежной литературе, посвященных проблемам контркультуры, до сих пор не было предпринято комплексного исследования по данной тематике, включающего в себя анализ различных исторических форм контркультурного движения. По этой причине научная новизна данного диссертационного исследования состоит в попытке расширить границы понятия «контркультура» с целью примен е-ния его в отношении подобных оппозиционных течений, появлявшихся в процессе исторического развития социокультурной системы западного типа.

Гипотеза настоящего диссертационного исследования отражена в следующих положениях:

• Культура является сложной самоорганизующейся системой, в которой динамика ее развития определяется взаимодействием порядка и хаоса. Кризисные явления высшего порядка могут выступать одновременно как деструктивный и конструктивный факторы. Системный кризис з а-трагивает все сферы человеческого бытия. Система ценностей, являющаяся стержнем любой культуры, в ситуации общего кризиса п ретерпе-вает трансформацию, влекущую за собой изменение ценностных дом и-нант. При переходе системы на новый уровень порядка решающую роль играет система ценностей, оппозиционная господствующей в обществе и представляемая контркультурными течениями.

• Контркультурные явления имели место на протяжении всей истории развития социокультурной системы Запада. Несмотря на различия в с о-циокультурных основаниях их появления, все они обладают рядом сх о-жих характерных черт, в частности, общностью ценностных установок.

• В системе ценностей контркультуры на каждом этапе исторического развития западной цивилизации доминирующей оказывается та ценностная установка, которая наиболее соответствует социокультурной реальности.

• Контркультура XX века синтезировала в себе основные характеристики ранних контркультурных движений. Она представлена комплексом ра з-личных теоретических и практических установок, оппозиционных оф и-циально принятым.

Цель диссертационного исследования - выявить основные общие и специфические черты контркультурных дв ижений в истории культуры 3 а -пада, их взаимосвязь и степень воздействия на систему культуры в целом.

Это определило следующие задачи:

• рассмотреть современные методы исследования развития социокультурных систем;

• исследовать понятие «системный кризис» и рассмотреть его основные этапы и их характеристики;

• определить роль системы ценностей в формировании социокультурной системы;

• раскрыть характер контркультурных явлений и формы их взаимодейс т-вия с официальной культурой;

• определить типологическую принадлежность контркультурных феноменов и их участие в динамике социокультурных систем.

Объектом исследования являются кризисные явления высшего порядка и их значение в социокультурной динамике.

В качестве предмета исследования выступают процессы исторического развития и функционирования контркультурных движений в соци о-культурной системе западного типа.

В качестве основной теоретической парадигмы используется сис-темно-синергетический подход к изучению явлений культуры. С точки зрения синергетической теории самоорганизующихся систем исследуются причины системных кризисов, а также роль ценностей при переходе социокультурной системы на новый уровень порядка. В рамках системного подхода используются:

• Структурный анализ, рассматривающий контркультуру с точки зрения ее структурных элементов.

• Функциональный анализ, определяющий значение контркультуры в формировании нового типа культуры на базе существующего в состо я-нии кризиса.

• Историко-компаративный, выявляющий общие черты и различия исторических типов контркультуры.

• Геополитический анализ, позволяющий установить взаимосвязь между кризисом системы и ее экстенсивным развитием.

Настоящая диссертационная работа состоит из Введения, трех глав и Заключения.

 

Список научной литературыЧерва, Юрий Евгеньевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Barrett L.E. Soul-Force: African Heritage in Afro-American Religion. -N.Y.: Anchor Press, 1974. - 251 p

2. Bentley J. Old World Encounters: Cross-Cultural Contacts and Exchanges in Pre-Modern Times. N. Y.: Oxford Univ. Press, 1993. - 569 p.

3. Brown N. Life against death. Middletown, 1959. - 304 p.

4. Chapelle R. System Crysis and Collapse. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1983.-394 p.

5. Collins R. Weberian Sociological Theory. N. Y. Cambridge Univ. Press, 1986.-283 p.

6. Crosby A. W. Ecological Imperialism: The Biological Expansion of Europe, 900-1900. N. Y.: Cambridge Univ. Press, 1986. - 484 p.

7. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. N. Y.: Free Press, 1959. - 582 p.

8. Davis J. F. Lollardy and the Reformation in England. Birmingham: ARG 73, 1982.-384 p.

9. Davis J. Toward a Theory of Revolution // Studies in Social Movements. A Social Psychological Perspective. N. Y.: Free press, 1969. - P. 82-95.

10. Ellul J. De la revolution aux revoltes. P., 1972. - 549 p.

11. Ellwood R. One way: the Jesus movement and its meaning. New Jersey. Prentice Hall, 1973.- 138 p.

12. Flick A. C. The Rise of the Mediaeval Church. 3rd ed. N. Y.: Free Press. 1971.-847 p.

13. Goldstone J. Revolution and Rebellion in the Early Modern World. Berkeley: Univ. of California Press, 1991. - 346 p.

14. Goodman P. Growing Up Absurd Problems of Youth in the Organized Society. N.Y.: Sanders & Bloomy, 1962. - 288 p.

15. Hanna Th. Bodies in revolt. N.Y., 1970. - 382 p.

16. Huxley A. The Doors of Perception. L.: Penguin books, 1967. 226 p.

17. Kriesberg L. Social Conflicts. 2 ed. L.: Prentice Hall, 1982. - 494 p.

18. Leary Т. The politics of ecstasy. L.-N.Y., 1970. - 315 p.

19. Led Zeppelin in Rock and Roll. СПб.: «БИС», 2001. - 424 с.

20. Mann M. The Sources of Social Power. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987.- 193 p.

21. Marcuse H. Charles Reich a negative view // New York Times, 1970. -Nov.6. P. 7.

22. Marcuse H. Counter revolution and revolt. Boston: Beacon Press, 1972. -507 p.

23. Markarian E. S. Capacity to World Strategic Management. The Forthcoming Reform of the UN System through the Prism of Evolutionary Survival Imperatives. Yerevan, 1998. - 142 p.

24. Nilsson M. P. History of Greek Religion. L.: Stanton Publishers, 1954. -762 p.

25. Parsons T. An Outline of Social System //Theories of Society, 1962. V. 2. P. 64-114.

26. Passmore D. Paradise now /Encounter, 1970. V.34, N 5. P. 5-36.

27. Recke J. Black youth in crisis / Ed. by Cashmore E., Troyna B. L. Allen & Unwin, 1982.- 176 p.

28. Reich Ch. The greening of America. N.Y.: Free Press, 1970. - 485 p.

29. Rokeach M. The Nature oh Human Values. N.Y.: Free Press, 1973. - 562 P

30. Roszak Th. The making of counterculture: Reflections on the Technocratic Society and its Youthful Opposition. N. Y.: Garden City, 1970. - 493 p.

31. Roszak Th. Where the Wasteland Ends (Politics and Transcendence in Post-industrial Society). -N. Y.: Colton Press, 1972. 385 p.

32. Salter B.G. Student militants and counter culture. Universities quart. L., 1974. V.28, N 4. P.82-127.

33. Sanderson S. Social Transformations: A General Theory of Historical Development. Oxford: Basil Blackwell, 1995. - 722 p.

34. Scott С. Music: Its Mysterious Influence in Ages. L.: Beacon Press. 1951. -657 p.

35. Simpson G.E. The Ras Tafari Movement in Jamaica in its millenial aspect // Millenial dreams in action: Comparative studioa in soc. & history. The Hague-Mouton, 1962. - Suppl.2. - P. 160-165.

36. Skocpol Th. States and Social Revolutions. Cambridge. U. K.: Cambridge Univ. Press, 1999.-514 p.

37. Smelser N. Theory of Collective Behavior. N. Y.: Preston Publishers, 1963 -639 p

38. Van Creveld M. Technology and War: From 2000 B.C. to the Present. N. Y.: Free Press, 1991.-406 p.

39. Wallerstain I. World-Systems Analysis //Social Theory Today. Cambridge: Polity Press, 1987. P. 309-324.

40. Znaniecki F. Social Actions, -N. Y.: Bedminster, 1967. 711 p.

41. Амусин И. Д. Кумранская община. М.: Наука, 1983. - 328 с.

42. Андреев M.JI. Культура Возрождения //История мировой культуры: н а-следие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций /Под ред. С.Д. Серебряного. М.: Российск. гуманит. ун-т, 1998. - 429 с.

43. Антология кинизма: фрагменты сочинений кинических мыслителей. -М.: Наука. 1984.-398 с.

44. Араб-Оглы Э., Жирицкий А. Молодежь и будущая Америка // Мировая экономика и международные отношения. 1971. -N 10. - С. 71-93.

45. Арманд А. Д., Люри Д. И., Жерихин В. В. и др. Анатомия кризисов. -М.: Наука, 1999.-276 с.

46. Асмус В.Ф. История античной философии. Учеб. пособие. М.: Высш. шк, 1965.-320 с.

47. Байчоров A.M. От «разбитого поколения» к контркультуре (Парадоксы молодежного протеста в США). Минск: Изд-во БГУ, 1982. - 142 с.

48. Балагушкин Е.Г. Религиозно-мистические влияния в молодежной контркультуре //Контркультура и социальные трансформации. М.: Наука, 1990.-С. 106-120.

49. Баткин JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М.: Наука, 1989.-272 с.

50. Бережной Н.М. К проблеме комплексного изучения человека // Философские науки, 1991. -№7. С.

51. Бицилли П.И. Элементы средневековой культуры. СПб.: МИФРИЛ, 1995.-244 с.

52. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 2. -М.: Наука, 1980. -384 с.

53. Бранский В.П. , Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеоло-гия. СПб.: Политехника, 2001. - 159 с.

54. Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтар. сказ, 1999.- 703 с.

55. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. 2 -е, испр. изд-е. -М.: Интрада, 2001.-543 с.

56. Василев Г. Без демаркационной линии. Интеллигенция, «контркультура» и революция. М.:Прогресс, 1976. - 375 с.

57. Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб.: Лань, 1999.-479 с.

58. Вебер М. Исследования по методологии науки Ч. 1. М.: ИНИОН, 1980.- 202 с.

59. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М: Прогресс, 1990. 808 с.

60. Вебер М. Социальные причины падения античной культуры // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 202-281.

61. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 576 с.

62. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. -150 с.

63. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. - 366 с.

64. Гладков П.В. Альтернативные ценности в современном американском обществе (к вопросу о переоценке феномена контркультуры) // Контркул ь-тура и социальные трансформации. М., 1990. - С. 42-51.

65. Глускина JI.M. Проблемы кризиса полиса.//Античная Греция. Т. 2. М.: Наука, 1983. С. 5-21.

66. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996. -288 с.

67. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. Инфантилизм как тип мировосприятия социальная болезнь. Критический анализ. -М.: Наука, 1980.-264 с.

68. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Андреев и сыновья, 1992.-418 с.

69. Доватур А.И. «Политика» и «Политии» Аристотеля. М.; JI.: Наука, 1965.-390 с.

70. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя, 2000. - 506 с.

71. Дюрант В. Жизнь Греции. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. 704 с.

72. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Метод социологии. -М.: Юрист, 1991. С. 42-96.

73. Ерасов Б. С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов. 3-е изд. М.: Аспект Пресс, 1998. - 591 с.

74. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Прогресс, 1993. 254 с.

75. Исаева В.И. Принципы межполисных отношений конца V середины IV века до н.э. // Античная Греция. Т.2. С. 70-84.

76. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х кн. Кн. 1. -СПб.: ООО «Петрополис», 2000. 368 с.

77. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.-205 с.

78. Каган М.С. Философия культуры. СПБ.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.

79. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. -544 с.

80. Каутский Г. Происхождение христианства. М.: Политиздат, 1990. -463 с.

81. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре Античного Рима. М.: Индрик, 1994. 528 с.

82. Кнабе Г.С. Представления римлян о пространстве и времени / Культура Древнего Рима. Т. 2. -М.: Наука, 1983. 397 с.

83. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. 229 с.

84. Ковалев С.И. Греция (история античного общества) // Греция. Эллинизм. Рим. Л.: Наука, 1936. С. 42-95.

85. Конев В.А. Онтология культуры. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. - 195 с.

86. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М.: Щит-М, 1999.

87. Кошеленко Г.А. Древнегреческий полис // Античная Греция. Т. 1. 423 с.

88. Кудрявцев О.В. Запустение Эллады в период империи, его причины и значение. ВДИ, 1953. № 2.

89. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб., 1998. -612 с.

90. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. - 640 с.

91. Лапин Н. И. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. -М.:ИФРАН, 1994.-243 с.

92. Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме.// Ценности социальных групп и кризис общества: Сб.ст. / Отв. ред. Н.И. Лапин. М.: ИФАНН, 1991.-С. 5-29.

93. Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психоделический опыт: Руководство на основе «Тибетской книги мертвых». Львов: Инициатива-Ника Центр; Киев: Вист, 1998.-228 с.

94. Лортц Й. История церкви: Рассмотренная в связи с историей идей. М.: «Христианская Россия», Т. 1. 2000 511 с.

95. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979.

96. Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса: ОБШ Богомыслие, 1994. - 326 с.

97. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Наука, 1979.-239 с.

98. Маккена Т. Пища богов. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1995.-302 с.

99. Мамфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 80-112.

100. Маринович Л. П. Греческое наемничество и кризис полиса. М.: Наука. 1975. -212 с.

101. Маринович Л.П. Греки и Александр Македонский. (К проблеме кризиса полиса). М.: Наука, Восточная литература, 1993. - 287 с.

102. Маркарян Э. С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000, -128 с.

103. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и «новый консерватизм». М.: Прогресс, 1981. - 274 с.

104. Мережковский Д.С. Реформаторы: Лютер, Кальвин, Паскаль /Под ред и с предисловиями Темиры Пахмусс. Брюссель: «Жизнь с Богом» и «La Presse Libre», 1990. - 307 с.

105. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.:Наука, 1987. - 188 с.

106. Морозова Т.Л. Образ молодого американца в литературе США. М.: Искусство, 1969. - 182 с.

107. Набок И. Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л.: Знание, 1989.

108. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса). М.: АГРАФ, 1996. -244 с.

109. Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. М.: ПЕРСЭ, 2001.

110. Нахов И. М. Киническая литература. М.: Наука, 1981. 319 с.

111. Нахов И. М. Очерк кинической философии / Антология кинизма. М.: Наука. С. 5-52.

112. Нахов И.М. Философия киников. М.: Наука, 1982. 294 с.

113. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1910. -419с.

114. Оргиш В. П. Истоки христианства: культурно-исторический генезис. Минск, 1991,-279 с.

115. Пикус Н.Н. Греция в первой половине IV в. до н.э. // История Древней Греции / Под ред. В.И. Авдиева, А.Г. Бокцанина, Н.Н. Пикуса. М.: Наука, 1992.

116. Поснов М. Э. История христианской церкви (до разделения церквей 1054 г.). Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. - 614 с.

117. Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М., - JL: Наука, 1950. 326 с.

118. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV первой половины XV в. - М.: Наука, 1977. - 272 с.

119. Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология реформации. М.: Наука, 1988. 304 с.

120. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб.: Наука, 1997.-533 с.

121. Риккерт Г.Науки о природе и науки о культуре.// Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. - С. 69-104.

122. Савицкая Т. «Новый век»: философская концепция и культурная реальность.// Культура в современном мире. М., 1993,- С.4-25.

123. Сагатовский В. Н. Диалог или взаимные обвинения?// Философские науки, 1989. № 12.

124. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. СПб.: СОЮЗ, 1998. - 560 с.

125. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1989. - 336 с.

126. Седов Е. А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем.// Общественные науки и современность, 1993, № 5.

127. Сергеев B.C. История Древней Греции. М.: Наука, 1948. 635 с.

128. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат, 1992. 543 с.

129. Султанова М.А. Феномен контркультуры в западном сознании // Контркультура и социальные трансформации. М., 1990. - С. 62-71

130. Тюменев А.И. История античных рабовладельческих обществ. М.; JI. Наука, 1935.-695 с.

131. Уайт Л. Государство-Церковь: его формы и функции // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - 728 с.

132. Утченко С. JI. Цицерон и его время. М.: Прогрес, 1986. 216 с.

133. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.

134. Франк С. А. Духовные основы общества М.: Культура, 1992. 317 с.

135. Франк C.JI. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М.: Новое время, 1991. С. 175-210.

136. Фролов Э. Д. Панэллинизм в политике IV в. до н. э.// Античная Греция. Т. 2. М.: Наука, 1983. С. 36-59.

137. Фролов Э.Д. Греческие тираны (IV в. до н. э.). JI.: Наука, 1972. 226 с.

138. Фролов Э.Д. Младшая тирания.// Античная Греция. Т. 2. М.: Наука, 1983.-С. 99-126.

139. Штомпель О. Н. Социокультурный кризис. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1999.- 182 с.

140. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. -527 с.