автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Проблемы культуры и религии в концепции Кристофера Доусона
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кожурин, Кирилл Яковлевич
Введение.
Глава 1. Определение культуры в концепции К. Доусона
1.1. Понятие культуры.
1.2. Факторы, образующие культуру.
Глава 2. К. Доусон о динамике культурно-исторического процесса
2.1. Типы культурного изменения.
2.2. Понятие цивилизации.
2.3. Проблема прогресса культур.
Глава 3. Взаимосвязь религии и культуры
3.1. Роль религии в образовании и развитии культур.
3.2. Религиозные институты и их влияние на культуру.
3.3. Основные этапы религиозного опыта человечества.
I Глава 4. Критика К. Доусоном современной западной культуры
4.1. Истоки современного духовного кризиса.
4.2. Кризис XX столетия: анализ основных симптомов.
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Кожурин, Кирилл Яковлевич
Отличительной чертой современной культуры, современного общества в целом, как неоднократно отмечалось многими отечественными и зарубежными мыслителями, является состояние глубокого кризиса. Проблема выживания, вставшая в конце XX столетия с особой остротой, принимает глобальный характер. Но эта проблема не только политическая или же экономическая, а прежде всего духовная. Именно духовный кризис, как показывает опыт многих экономически процветающих стран, является наиболее опасным. Современная цивилизация все больше и больше игнорирует значение духовного элемента в жизни общества, тем самым подсекая корни, по которым поступают соки, обеспечивающие ее жизнедеятельность. В этой связи особый интерес представляет концепция практически неизвестного в нашей стране английского философа и историка Кристофера Доусона (1889 - 1970).
Его основной целью было показать, насколько тесно связано развитие человеческих обществ (от примитивных до уровня цивилизаций) с религиозными концепциями реальности. Именно в религии, в конечном итоге, находятся духовные основы как общества, так и индивида. Пренебрегая религиозным элементом, современная цивилизация приходит к широко распространенному чувству духовной неудовлетворенности, к ощущению пустоты и бессмысленности самой жизни, сведенной к процессу производства и потребления. При этом незадействованные духовные энергии человека, утратив связь с трансцендентным миром, находят выход в безграничной воле к власти и разрушению.
Одно из основных произведений английского мыслителя -«Прогресс и религия» - посвящено исследованию причин кризиса современной цивилизации. В нем Доусон показывает, как «религия прогресса», начиная с XVIII столетия, завладела умами, заменив собою традиционные религиозные верования и претендуя на создание единого представления о мире. Результатом этой «религии», ее порождением стал мир, всецело находящийся во власти материальных и механических сил, социальной, экономической и политической анархии, «мир Франкенштейна». Конец веры в прогресс, этой «последней великой ереси», ознаменовал появление нигилизма, угрожающего повлечь за собой гибель всего человечества. Вся история XX века - ярчайший тому пример. Немецкий историк философии А. Хюбшер отмечает: «В годы второй мировой войны, которую Доусон, — предупреждавший о ней, — вынужден был пережить, его учение о самоуничтожении европейской культуры получило ужасающее подтверждение, а его призывы оглянуться на прошлое и уразуметь принципы европейского культурного единства приобрели силу почти пророческую».1
Мы надеемся, что данное исследование не просто ознакомит с оригинальной концепцией английского мыслителя, но и прольёт новый свет на ряд проблем, поднимавшихся другими мыслителями как в нашей стране, так и за рубежом.
1 Хюбшер А. Мыслители нашего времени (62 портрета): Справочник по философии Запада XX века. М., 1994. С. 65.
Творческая биография Кристофера Доусона
В качестве эпиграфа приведем несколько отзывов о творчестве К. Доусона, по большей части высказанных при жизни английского мыслителя различными философами, социологами и историками.
Я читал последнюю работу [ныне] живущего историка и мыслителя, чьи книги я всегда читаю с рвением и принимаю близко к сердцу».
Достоинства Кристофера Доусона стали известны читателям его книг, опубликованных при его жизни. Работа Доусона всегда была и оригинальной, и искренней. Его мысли и чувства — всегда его собственные. Они никогда не были получаемы из вторых рук, и это качество делает его трактовку достойной вознаграждения. Хотя часто отдельный предмет мог рассматриваться его предшественниками, трактовка Доусона бросает на него новый свет».
А. Дж. Тойнби
Его последняя книга дала мне то, в чем я нуждался в течение сорока лет, будучи не в состоянии где-либо это найти: разумное и надежное объяснение истории средневековой философии. Я желал бы иметь такую книгу до того, как написал свою «Философию в средние века».
Э. Жильсон
Кристофер Доусон, возможно, самый мыслящий, стимулирующий и внушительный историк католической религии, который в это столетие посвятил себя общей истории цивилизации. Он более приближен к земле и более убедителен, чем Шпенглер и Тойнби. Это книга («Динамика всемирной истории» -К.К.), которую не может без вреда для себя игнорировать мыслящий историк, и она столь же современна, сколь и полезна для просвещения».
Г. Э. Барнес
По масштабу и проницательности доусоновская концепция истории стоит в одном ряду с работами Шпенглера, Нортропа и Тойнби».
Дж. Дж. Маллой
Динамика всемирной истории" - блестящий синтез исторической мысли Кристофера Доусона. Это книга, которую следует читать и перечитывать не только студентам и профессорам истории, но и всем, кто хочет получить более глубокое понимание цивилизации, ее динамики и смысла».
М. Р. П. Мак-Гуир
Он близко знаком с антропологией, социологией, психологией и с остальными отраслями наук о поведении, но он делает свое дело так, чтобы сохранить достоинства историка перед лицом всех их. Он чувствует себя дома в средневековой интеллектуальной истории -месте, не часто сильном у современных искателей целостной модели прошлого».
К. Бринтон впечатляющее проявление социологической и антропологической эрудиции. Прискорбно, что он не лучше известен за пределами Англии, где его положение историка культуры серьезно не подвергается сомнению даже критиками, не симпатизирующими его точке зрения».
Дж. Личтайм
Кристофер Генри Доусон родился 12 октября 1889 года в Харлингтон Холле (Скайптон), образование получил в Винчестере и в Тринити-колледже (Оксфорд). После окончания Оксфорда в 1911 г. он изучает экономику в Швеции в качестве частного ученика у выдающегося шведского экономиста, профессора Густава Касселя. В 1914 г. Доусон принимает католичество и в течение 12 лет читает лекции в Университи-колледже в Эксетере, где продолжает свою научную деятельность. В конце этого периода Доусон начинает писать свои первые книги. В 1930-1936 гг. он читает в том же Университи-колледже лекции по истории культуры и параллельно (1933-1934) -форвудовские лекции по философии религии в Ливерпульском университете. В 1947 и 1948 гг. он - джиффордский лектор в Эдинбургском университете (джиффордские лекции, как правило, посвящались естественной теологии), в 1943 г. становится членом Британской Академии. В 1958-1962 гг. в качестве избранного профессора римско-католических исследований читает лекции в Гарвардском университете. 25 мая 1970 года Кристофер Доусон скончался на восемьдесят первом году жизни.
Уже в Оксфорде Доусон начал заниматься специальным исследованием отношений между религией, социологией и культурой, и в этой области находится дело всей его жизни. «Он пришел тогда к осознанию глубокого, непроходимого разрыва между прошлым и настоящим, между средневековым миром, связанным воедино верой, и новым миром, испытавшим полный распад своих культурных и общественных связей и еще доныне мало сознающим их утрату. Есть немало социологов, широко охватывающих социальные связи, но нигде и никогда они не принимали во внимание социальные функции религиозной веры. Есть ученые, изучающие религии, но они ограничиваются психологической или этической стороной материала. В этой ситуации Доусон находит свою собственную и важную задачу, лежащую в пограничной зоне между социологией и философией религии. Все более настоятельно выдвигающийся вопрос о влиянии религиозности на всякое культурно-творческое общество вызывал в нем побуждение к созданию главного его труда и дал ему направление, суть которого состоит в уяснении истории, исследовании смысла современности; это один из важных путей к объяснению основ европейской культуры»1.
Немецкий исследователь доусоновской философии Ф.К. Шлагбергер выделяет несколько основополагающих влияний, сформировавших творческую индивидуальность английского мыслителя2. Во-первых, это аристотелевская «Политика», игравшая в оксфордском образовании очень большую роль (определенные отголоски этого влияния видны в доусоновской антропологии, в частности, в одной из первых работ - «Природа и судьба человека»). Затем на молодого Доусона повлиял его учитель сэр Эрнест Баркер, у
1 ХюбшерА. Указ. соч. С. 64.
2 Schlagberger F.X. Die Geschichts- und Kulturphilosophie Christopher Dawsons. Inaugural-Dissertation. Munchen, 1966. S. VI-VII. которого он в 1911-1914 гг. изучал историю. Баркеру принадлежит множество книг по политической философии, из них наиболее известная и фундаментальная посвящена политическому миру идей Византийской империи. В 1912 г. Доусон знакомится с работами Эрнеста Трёльча и с тех пор, по его собственному признанию, почти всецело посвящает себя проблеме отношений между религией и культурой. Историзм Э. Трёльча и М. Вебера имел сильное воздействие на Доусона в продолжение всей его учебы в аспирантуре. Как уже говорилось выше, в 1914 г. Доусон, выросший в англиканском окружении, переходит в римское католичество. Этот серьезный шаг явился результатом мучительных духовных поисков мыслителя, разочарованного состоянием современной культуры и не находившего удовлетворения в той чисто формальной религиозности, которую исповедовало английское общество. Именно в католицизме Доусон видел воплощение христианских идей в наибольшей чистоте и подлинности. С другой стороны, католицизм как нельзя лучше соответствовал традиционалистским симпатиям Доусона. В религиозной сфере наибольшее влияние на него оказал Блаженный Августин и вся традиция патристики, определив, таким образом, его поворот к средневековой истории. В первые годы после Мировой войны на социологические исследования Доусона сильно повлияли идеи французского католического социолога Фредерика Ле Пле (18061882), а также его английских продолжателей, группировавшихся вокруг журнала «Социологическое обозрение» (прежде всего, идеи П. Геддеса и В. Брэнфорда). Другим (правда, не столь прямым) было влияние немецких католических романтиков - Адама Мюллера (17701829) и его современного последователя Оттмара Шпанна (1878-1950)
- у которых, по мнению Шлагбергера, Доусон ознакомился с «замечательной параллельностью идей». В этом ему также в известной степени помог до 1930-х гг. ни разу не упомянутый теоретик консерватизма Эдмунд Бёрк (1729-1797). Консервативным устремлениям Доусона были близки (еще в студенческие годы) и французские писатели-рационалисты конца XIX в. М. Баррес (18621923) и Ш. Моррас, но в особенности - Шарль Пеги (1873-1914), демократическо-католический рационалист, который соединил в грандиозном личном синтезе столь разнообразные духовные течения. Наконец, последнее серьезное влияние на Доусона ( не только как на верующего католика, но и как на мыслителя) оказали традиции Оксфордского движения и прежде всего его основатель кардинал Дж. Г. Ньюмен (1801-1890), в разное время являвшийся авторитетом и образцом для многих видных деятелей английской культуры (в частности, О. Уайльд называл воззрения Ньюмена «великой школой мышления»1).
Как видим, в различное время Доусон испытывал разнообразнейЩие влияния, и с этим связана определенная трудность в однозначной характеристике его идей. Привыкшие к мышлению в «черно-белых» категориях критики и обозреватели доусоновских книг, чтобы идентифицировать идеи английского мыслителя, "использовали противоречащие ярлыки: капиталист, марксист, фашист, либерал, консерватор, реакционер. В действительности ярлык, наиболее подходящий Доусону, следовало бы начать с определения «римский
1 О роли Дж. Г. Ньюмена в интеллектуальной жизни Англии см., например: Кузмицкас Б. Философские концепции католического модернизма. Вильнюс, 1982. С. 30-31 ; Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы (конец XIX - начало XX вв.). M., 1970. С. 57-58, а также Kirk R. The Conservative Mind: From Burke to Eliot. South Bend, Indiana, 1978. P. 227-259. католик» и затем добавить такие эпитеты, как «августинианский» и «социальный плюралист»", — замечает американский историк Мак-Интайр1.
В течение своей жизни Доусон написал свыше тридцати книг и около ста пятидесяти статей. Наиболее известные его произведения: «Век богов», «Прогресс и религия», «Становление Европы», «Религия и современное государство», «По ту сторону политики», «Средневековая религия», «Религия и культура», «Религия и возникновение западной культуры», «Постигая Европу», «Динамика всемирной истории», «Кризис западного образования», «Боги революции». Основным трудом жизни Доусона являлась задуманная им пятитомная история культуры, которая должна была носить заглавие «Жизнь цивилизаций», но которая никогда полностью не была завершена. Как считает К. Скотт2, книга «Прогресс и религия» (1929) -наиболее яркое произведение - создавалась в качестве краткого изложения всего замысла. Первым томом был «Век богов» (1928), посвященный доистории (от Ледникового периода до конца II тысячелетия до н. э.), а "Становление Европы" (1932), посвященное раннему средневековью, замышлялось в качестве третьего. Второй том, написанный частично, но незавершенный, должен был называться «Возникновение мировых религий» и покрывать период с 1200 по 300 гг. до н.э. Четвертый том охватывал бы период позднего средневековья (очевидно, частью его является «Средневековая религия» (1934)). Последний том, посвященный периоду с эпохи Просвещения до современности, также остался незавершенным. Главы, относящиеся к
1 God, History and Historians. An Anthology of Modem Christian Views of History. Ed. by C.T. Mclntire. New York, 1977. P. 17.
2 Scott Ch. A Historian and His World. A life of Christopher Dawson 1889-1970. London, 1984. P. 82-83.
Французской революции, появились в посмертной публикации - книге «Боги революции» (1974). Ф.К. Шлагбергер замечает, что в джиффордских лекциях 1947 и 1948/49 гг., опубликованных под названиями «Религия и культура» и «Религия и возникновение западной культуры», а также в книгах «Постигая Европу», «Движение мировой революции» и «Кризис западного образования» дан материал для последней части задуманного труда1. Таким образом, в произведениях Доусона содержится анализ практически всей истории Европы - от Ледникового периода до наших дней. Грандиозности замысла соответствуют ясность изложения и колоссальная эрудиция автора. Основная мысль, проходящая через весь замысел, — показать, что изменения в культуре сопровождались (и были обусловлены) изменениями в религиозных верованиях человека и в духовном отношении к жизни, что культура не может сохранять свою жизненность без религии (как это выясняется из изучения Доусоном всемирной истории) и что единственный выход из существующего духовного кризиса может заключаться лишь в обращении к этому вечному источнику культурного творчества.
Степень разработанности темы
Кристоферу Доусону, прямо скажем, не повезло в отечественной литературе. Его имя в нашей стране известно лишь узкому кругу специалистов в западной ( и уже - в британской) философии истории и социологии да, пожалуй, еще специалистам в зарубежной медиевистике, в то время как на Западе и после смерти философа
1 Schlagberger F.X. Op. cit. S. VI. продолжают переиздавать его книги, монографии, посвященные его жизни и творчеству, защищаются диссертации по различным аспектам его философских воззрений, на основе его книг разрабатываются специальные образовательные программы. Его идеи в свое время были по достоинству оценены такими мыслителями, писателями и историками, как А. Дж. Тойнби, Т. С. Элиот, А. Л. Крёбер, Э. Жильсон, Ж. Маритен, Л. Мэмфорд, К. С. Льюис, О. Хаксли, Дж. Р. Толкиен, и многими другими. Книги Доусона еще при жизни переводились на французский, немецкий, итальянский, испанский, польский и чешский языки. В переводе на русский язык, к сожалению, появилась лишь одна статья (1994)1. Относительно отечественной критической литературы приходится говорить лишь об отдельных упоминаниях имени английского философа и историка, а также о весьма поверхностных и ни в коем случае не претендующих на полноту характеристиках его воззрений2.
На Западе появилась (в основном на протяжении послевоенного периода) несколько десятков работ, посвященных специально философии К. Доусона. Среди них три докторских диссертации, одна из которых, посвященная политической мысли Доусона («Кристофер Доусон и современный политический кризис». Нотр Дам, 1949),
1 Досон (sic!) К. Христианский взгляд на историю// Философия истории: Антология. М., 1994. - С.248-261. В 1995 г. эта антология была переиздана.
2 В частности, см. следующие книги и статьи: Араб-Оглы Э.А. Концепция исторического круговорота // Исторический материализм и социальная философия современной буржуазии. M., 1960; Вайнштейн O.J1-. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX-XX вв. Л., 1979; Гончаров И.Ю. Прогресс и культура: Критика буржуазных концепций развития культуры и культурного прогресса. Минск, 1981 ; Кон И.С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли. М., 1959; Кон И., Стам С. Провиденциализм\\ Философская энциклопедия. М., 1967. Т.4; Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Ереван, 1962; Семенов Ю.Н. Социальная философия А.Тойнби. М.,1980; Современная буржуазная философия. Учебное пособие. Под ред. A.C. Богомолова, Ю.К. Мельвиля, И.С. Нарского. М., 1981 ; Штаерман Е.М. Проблемы культуры в западной социологии\\ Вопросы философии. №1. 1967. принадлежит американцу Бруно Шлезингеру, другая - немцу Францу
Ксаверу Шлагбергеру («Философия истории и культуры Кристофера Доусона». Мюнхен, 1966), а третья (достаточно тенденциозная) - американке Энн Вулевер («Кристофер Доусон: исследование международной антидемократической мысли, 19201960». Торонто, 1969).
Подробный анализ доусоновской философии истории и социологии, а также попытка систематизировать взгляды английского философа даны в обширной статье Джона Дж. Маллоя «Непрерывность и развитие в мысли Кристофера Доусона», заключающей первое издание «Динамики всемирной истории» (Лондон, 1957). Определенный интерес представляют работы и статьи Филипа Темпла («К. Доусон, философ истории»), Джеймса Оливера («Кристофер Доусон: историк идей», а также его рецензия на «Богов революции», напечатанная в качестве вступительной статьи к этой книге), В.А. Деманта («Значение Кристофера Доусона»), Эдварда Уоткина («Кристофер Доусон» и «Дань уважения Кристоферу Доусону»), М.Д. Ноулза (Кпошкэ) («Кристофер Доусон») и другие. В художественной, импрессианистически-эссеистской форме дается краткая характеристика Доусона в книге Артура Хюбшера «Мыслители нашего времени» (русский перевод 1962, переиздание - 1994). Лучшей биографией английского философа является книга его младшей дочери Кристины Скотт «Историк и его мир: жизнь Кристофера Доусона, 1889-1970» (Лондон, 1984).
Непосредственное отношение к теме, поднятое в данной диссерации, имеют лишь две работы: Дэниела О'Коннора «Отношение между религией и культурой согласно Кристоферу Доусону: Синтез произведений Кристофера Доусона» (Монреаль, 1952), а также работа нидерландского исследователя Эдуарда ван ден Бринка «Римский католик: воззрения Кристофера Доусона на культуру и религию» (Амстердам, 1970; на голландском языке). (К сожалению, далеко не все из вышеперечисленных изданий оказались доступны при написании диссертации из-за отсутствия в библиотеках нашей страны. Издания, оказавшиеся доступными, включены в Библиографический список использованной литературы. Полный список критической и биографической литературы содержится в Приложении.)
Таким образом, тема, затронутая в диссертации, остается нераскрытой в отечественной литературе и раскрытой лишь частично — в зарубежной.
Цели и задачи исследования
Целью диссертации, помимо ознакомления с неизвестной ранее у нас в стране концепцией английского философа, социолога и историка Кристофера Доусона, является реконструкция (то есть воссоздание в полном объеме) и анализ его философии и культуры и философско-антропологических воззрений. В связи с этим ставится ряд конкретных задач: исследование теоретических и методологических предпосылок концепции К. Доусона; определение места и роли его культурфилософских и философско-антропологических воззрений в английской общественно-философской мысли конца Х1Х-ХХ вв.; анализ культурфилософского наследия К. Доусона в системе западноевропейской религиоведческой, культурологической и философско-антропологической мысли; выявление и анализ основополагающей идеи доусоновской концепции о взаимодействии и коммуникации культур как основе цивилизационного процесса; выяснение роли религии в жизни человеческих обществ и цивилизаций, описание и анализ типологии культур на основе религий, а также главных этапов религиозного опыта человечества согласно К. Доусону; исследование доусоновского анализа причин кризиса современной культуры и возможных путей его преодоления.
Научная новизна диссертационного исследования
Научная новизна исследования обусловлена актуальностью темы и заключается в следующем: впервые осуществлен анализ культурфилософского наследия К. Доусона в системе западноевропейской религиоведческой культурологической и философско-антропологической мысли (Фрэзер, Тайлор, Элиот, Тойнби, Шпенглер, М. и А. Веберы и др.); определены место и роль культурфилософских и философско-антропологических воззрений К. Доусона в английской общественно-философской мысли конца Х1Х-ХХ вв.; выявлена и подвергнута анализу основополагающая идея концепции К. Доусона о взаимодействии и коммуникации культур как основе цивилизационного процесса.
Данное диссертационное исследование, являясь первой в нашей стране попыткой описания и анализа культурфилософской концепции английского мыслителя, приобретает особую важность в связи с отсутствием переводов произведений К. Доусона на русский язык (если не считать упомянутой выше статьи в антологии «Философия истории») и в связи с полной неразработанностью отечественными исследователями темы. При написании диссертации использованы первоисточники, а также критические и биографические материалы на английском и немецком языках, что немаловажно, поскольку это дает возможность впервые познакомиться с новым именем и новым взглядом на уже известные из произведений других западных философов проблемы.
В Приложении впервые у нас в стране публикуется полная библиография книг и статей К. Доусона, а также критической и биографической литературы о нем, что во многом облегчит работу будущих отечественных исследователей его творчества.
Методология и источники исследования
При написании диссертации использован метод логико-исторического анализа, привлечены возможности сравнительного и проблемного методов. Этот подход требует всестороннего рассмотрения предмета исследования в контексте культурфилософской мысли XX века, выяснения теоретических источников доусоновской концепции в предшествующей традиции и обеспечивает воссоздание в полном объеме оригинальной философии культуры английского мыслителя.
Из всего обширного наследия К. Доусона необходимо было выявить его культурфилософскую концепцию и философско-антропологические воззрения. Для этого приходилось просматривать работы разных лет и, сопоставляя их, делать окончательные выводы относительно всего характера доусоновской философии.
Источники, использованные при написании диссертации, можно разделить на пять групп.
К первой группе относятся произведения самого Кристофера Доусона (на языке оригинала). Это прежде всего «Динамика всемирной истории» (1957), «Религия и культура» (1948), «Становление Европы» (1932), «Христианство и новый век» (1931), «Историческая реальность христианской культуры» (1960), «Постигая Европу» (1952), «Кризис западного образования» (1961), «Средневековая религия» (1934), «Боги революции» (1974), «Средневековые эссе» (1953), «Обновление цивилизации» (1943), а также отдельные статьи (список произведений Доусона, использованных нами при работе, см. в конце диссертации).
Ко второй группе относится критическая литература, непосредственно посвященная Доусону. Это статьи Дж. Оливера, Дж. Маллоя, А. Хюбшера, журнальные рецензии (на английском языке) и докторская диссертация Ф. К. Шлагбергера (на немецком).
К третьей группе принадлежит мемуарно-биографическая литература. К сожалению, в нашем распоряжении оказался лишь один источник этого рода - уже упоминавшаяся книга Кристины Скотт.
Четвертую группу составляют произведения мыслителей, так или иначе повлиявших на воззрения К. Доусона, а также произведения современных ему философов и социологов, с воззрениями которых он находит определенную близость. Сюда относится достаточно обширный список имен (Блаженный Августин, Дж. Вико, Э. Бёрк, Ж. де Местр, Ф. Ле Пле, Э. Трёльч, М. и А. Веберы, О. Шпенглер, В. Зомбарт, А. Дж. Тойнби, Э. Жильсон, Ж. Маритен, М. Шелер, А. Л. Крёбер, Флиндерс Петри, Н. Я. Данилевский и др.).
И наконец, в пятую группу входят работы общего характера, посвященные философии культуры, философии религии, философии истории и философской антропологии, а также работы, посвященные отдельным аспектам этих философских дисциплин или тем их представителям, идеи которых так или иначе перекликаются с идеями К. Доусона (на русском, английском и французском языках).
Научно-практическая значимость
Проведенные в данном диссертационном исследовании описание и анализ философии культуры К. Доусона, а также его философско-антропологических воззрений, устраняют досадный пробел в отечественной истории философии. Поставленная в работе научная проблема имеет актуальное значение. Для разработки целей и задач работы привлечена широкая источниковедческая база, оригинальные тексты на английском языке. Практическая значимость диссертации заключаются в возможности использования наработанных материалов в курсах по философии, социологии и культурологии.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Библиографического списка использованной литературы и
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы культуры и религии в концепции Кристофера Доусона"
Заключение
Подводя итоги проведенному нами исследованию концепции Кристофера Доусона, можно сделать следующие выводы. Доусоновская философия культуры предстает как своего рода антропология культуры. Это вытекает не только из понимания культуры как продукта специфически человеческой деятельности, но и из самого определения как образа жизни общества, частичного приспособления человека к своему природному окружению и экономическим потребностям. В основе этого определения лежит доусоновская философская антропология, находящая известную близость с немецкой философской антропологией XX века (М. Шелер, Э. Ротхакер). Подобная близость объясняется не прямым влиянием, но общностью теоретических источников, а также общностью духовной ситуации первой четверти века. Для различных представителей религиозно-философской антропологии характерна концептуализация такого образа человека, который бы демонстрировал связь человека с Богом, что отражается в стремлении отождествить духовность с так называемой открытостью человека миру, а последнюю истолковать в смысле его открытости Богу. В философии Доусона человек предстает как разумное животное, изнутри ограниченное условиями своего сознания, а извне - зависимостью от не-человеческих сил, выходящих за пределы его животного существования.
Подобным же образом формируются и развиваются культуры, включающие в себя как материальную, так и духовную стороны. Критикуя абсолютизацию какого-либо одного фактора в истолковании происхождения и развития культур, Доусон говорит о единстве материального и духовного начал. Так же, как в человеке объединены животные функции с высшей интеллектуальной деятельностью, в каждой культуре мы сталкиваемся с четверной общностью (раса, или генетический фактор; окружающая среда, или географический фактор; занятие, или экономический фактор; и наконец, характерная только для человеческого вида, мысль, или духовный фактор, благодаря которому человек (и культура в целом) преодолевает слепую зависимость от материального окружения, характеризующую низшие формы жизни). Чем примитивнее культура, тем в большей степени на нее будут влиять материальные факторы, в то время как более высокий уровень развития подразумевает мощное влияние духовного фактора. Но на каком бы уровне не находилась культура, она, прежде всего, является духовной общностью мировоззрения, норм поведения и ценностей, основанных на общности религиозных верований и общем образе мысли.
Другой специфической чертой доусоновского понимания культуры является подчеркивание динамического характера всякой живой культуры. В этом пункте английский мыслитель существенно расходится с близкими ему по духу сторонниками теории локальных (эквивалентных) культур О. Шпенглером и А. Дж. Тойнби, настаивавшими на замкнутости и непроницаемости друг для друга культур, а также рассматривавшими примитивные (первобытные) культуры в качестве статических. Доусон, утверждая, что всякая культура динамична, выдвигает свою теорию перекрестного опыления культур, лежащего в основе их динамики. Пять типов культурного изменения, выделяемых Доусоном, несут на себе отпечаток его определения культуры и отражают влияние четырех основных культурообразующих факторов. Из этих типов наиболее важными оказываются два: 1) случай двух различных народов, обладающих каждый своим собственным образом жизни (культурой) и социальной организацией и смешивающихся друг с другом обычно в результате завоевания (но иногда - и в результате мирного контакта); 2) случай народа, изменяющего свой образ жизни благодаря усвоению новых знаний или верований, или же благодаря некоторому изменению в своем взгляде на жизнь и в своей концепции реальности.
Развитие и обогащение культур происходит за счет культурного изменения. На примитивном уровне это изменение обусловлено взаимодействием общества с природой, «ответом» на ее «вызов» (мысль, высказанная Доусоном задолго до выхода в свет первых томов «Исследования истории» А. Дж. Тойнби), но как только общество выходит за пределы своего географического окружения, расширяет поле своей коммуникации (это может произойти и в случае прихода другого народа и последующего смешения с ним), изменение становится более разительным и более глубоким, обеспечивая возможность поступательного развития. Сложность состава и сложность уровня развития являются (в отличие от «просто» культуры) признаками цивилизации. Уровень цивилизации характеризуется способностью изменения за счет собственных внутренних возможностей, а не только за счет взаимодействия с окружением. В своем развитии цивилизации проходят три стадии: стадию оплодотворения и роста, стадию прогресса, или процветания, и стадию зрелости. В отличие от Шпенглера характерной чертой последней стадии Доусон считал не упадок, но синкретизм, появление нового культурного синтеза, который в будущем может дать рождение новой, молодой культуре.
Всякая культура, хотя и основывается на особенном самобытном процессе культурного творчества, являющегося делом отдельных народов, стремится к тому, чтобы стать сверхкультурой на расширяющейся области социальной коммуникации, доминировать и поглощать другие, менее развитые и менее могущественные культуры, объединяя их в «ойкумену» - международное и межкультурное общество. Совершенно естественно, что здесь мы уже не можем говорить об общности происхождения, географического окружения или же деятельности как основе общности цивилизации. Данный уровень развития подразумевает духовную общность составляющих цивилизацию народов. Наиболее ярким примером этого процесса могут служить мировые культуры, соотносящиеся с мировыми религиями. С подобным пониманием цивилизации связана и доусоновская концепция прогресса. Выступая против идеи «Прогресса», со времен Просвещения ставшей религией для среднего европейца и выродившейся в XX веке в вульгарно-материалистическую концепцию «общества массового потребления», Доусон говорит о прогрессе как о духовном совершенствовании человека и человечества, ибо именно в сфере духа происходит преодоление своей конечности как культурой, так и человеком. В соответствии с христианским пониманием истории Доусон утверждает, что этот процесс духовного роста протекает в органичном единстве с историей. Целью истории является не развитие новой формы экономического общества, но создание нового, высшего человечества, столь же превосходящего человека, сколь сам человек превосходит животное. Такую возможность может обеспечить только религия или же ориентированная на духовные ценности философия.
Религия рассматривается Доусоном в качестве первопринципа, лежащего в основе каждой культуры, первопринципа, без которого само существование культуры просто немыслимо. Культура без религии, по его мысли, подобна телу без души, а общество, утратившее свою культуру, есть бесформенное сборище индивидов, толпа, масса. Религия является динамической силой в культуре. Только религиозные изменения по-настоящему революционны и могут способствовать прогрессу человеческих обществ. Вся история человечества - прямое тому доказательство. В отличие от многих философов культуры XX столетия Доусон говорит об объективном характере религиозного опыта и выделяет два источника подобного опыта: внешний (в большей степени характерный для первобытных и архаических религий) и внутренний (связанный с приходом мировых религий). Именно в сосредоточении на своем внутреннем мире, с которым ассоциируется опыт трансценденции, Доусон видит один из предельных и абсолютных источников исторической религии во все времена и во всех культурах. Представления о душе и о божественной силе, от которой зависит жизнь человека, встречаются, по мнению Доусона, в том или ином виде во все века и у всех народов. При этом религия была призвана осуществлять связь между жизнью общества и жизнью природы теми божественными силами, которые управляют жизнью природы и человека. Отношение между культурой и религией в концепции Доусона - всегда двусторонне. С одной стороны, определенный образ жизни влияет на подход к религии, а с другой -религиозное отношение оказывает влияние на образ жизни. Хотя мы можем объяснить любую из исторических религий как продукт процесса социального обусловливания, мы не можем исключить и противоположной альтернативы - распростанения и преобразования социального образа жизни религиозными силами.
В различных культурах мы встречаемся с особыми религиозными органами, призванными осуществлять связь между земным и божественным мирами. Доусоновская типология культур строится на основе выделенных им религиозных органов: жречества (священства), пророчества и царской власти. Подробно рассматривая различные типы культур, привлекая обширный фактический материал, Доусон приходит к выводу о религиозном происхождении практически всех человеческих институтов (семьи, государства, образования и т.д.), а также производства.
Предвосхищая (на 20 лет) концепцию «осевого времени» К. Ясперса, Доусон в основу своей схемы всемирной истории кладет историю развития религиозных концепций реальности и выделяет следующие стадии религиозного опыта человечества: 1) первобытную; 2) эпоху великих архаических культур, характеризующуюся открытием возможности кооперации с силами природы (с VI - IV тысячелетий до н. э.); 3) эпоху, связанную с приходом мировых религий и нового понимания трансцендентной реальности (с середины I тысячелетия до н.э.); 4) современную эпоху, связанную с развитием научного знания и с процессом секуляризации культуры (с конца средневековья).
Большое место в концепции Доусона занимает анализ новоевропейской культуры и причин ее современного кризиса. Основной причиной кризиса культуры является, по мнению английского философа, процесс ее секуляризации, начавшийся еще в эпоху Возрождения, но приобретший необратимый характер в XVIII столетии и постепенно охвативший весь мир, поставив под угрозу само существование цивилизации. Единственной возможностью преодоления современного кризиса является обращение человека к своим духовным корням, находящимся за пределами его природного существования, обращение, которое может быть осуществлено или через религию, или через метафизические философские системы.
Таким образом, понимание духовного фактора в качестве определяющего лежит в основе всех теоретических построений Кристофера Доусона - от философской антропологии и философии культуры до концепции всемирной истории. Но уникальность позиции Доусона как философа и историка состоит в том, что, пытаясь объяснить происхождение и развитие культуры, он не ограничивался каким-либо одним причинным объяснением, абсолютизируя его, но осознавал всю сложность образующих культуру факторов и последовательно проводил эту мысль во всех своих работах. Хотя на первый план у него постоянно выходит духовный фактор, он никогда не исключает возможности обусловливания культуры материальными; хотя во все исторические эпохи человеческий образ жизни способен руководствоваться и воодушевляться духом религиозной веры, всегда остается фундаментальный дуализм между порядком культуры (являющимся частью природного порядка) и принципом веры (выходящим за пределы природы и находящим свой центр за пределами человеческого мира). Осознание подобного дуализма необходимо для дальнейшего плодотворного развития человечества, просто для его выживания.
Список научной литературыКожурин, Кирилл Яковлевич, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Источники1. Работы К. Доусона
2. Dawson Ch. Christianity and the New Age // Essays in Order. By Jacques Maritain, Peter Wust, Christopher Dawson. With a general introduction by Christopher Dawson. Gen ed. Christopher Dawson, J.F.Burns. New York: Macmillan, 1931. - P. 155-243.
3. Dawson Ch. The Crisis of Western Education. With a specific programs for the study of Christian culture by John J. Mulloy. -New York: Sheed & Ward, cop. 1961. VI, 246 p.
4. Dawson Ch. The Dynamics of World History. Ed. by John J. Mulloy. London: Sheed & Ward, 1957. - XIV, 489 p.
5. Dawson Ch. The Gods of Revolution: An Analysis of French Revolution. / Introd. by Arnold Toynbee; Appreciation by James Oliver. New York: Minerva press, 1975. - XVII, 173 p.
6. Dawson Ch. The Historic Reality of Christian Culture. A way to the renewal of human life. New York: Harper and br., 1960. -124 p. - (Religious perspectives. Vol.l).
7. Dawson Ch. The Judgement of the Nations. London: Sheed &1. Ward, 1943.-V, 154 p.
8. Dawson Ch. The Making of Europe. An introduction to the history of European unity. London: Sheed & Ward, 1948. - XXVI, 254 p.
9. Dawson Ch. Medieval Essays reprint, [from. 1954]. [New York]: Freeport, Books for libraries press, [1968]. - VII, 271 p.
10. Dawson Ch. Mediaeval Religion The Forwood Lectures, 1934 -and other essays. - London: Sheed & Ward, 1934. - VII, 195.
11. Dawson Ch. The Modern Dilemma: the problem of European unity.- London: Sheed & Ward,1932. 113 p. - Essays in Order, no. 8.
12. Dawson Ch. Prevision in Religion // The Sociological Review, Vol. XXVI, No. 1, January, 1934. P. 41-54.
13. Dawson Ch. Progress and Religion. An historical enquiry.- London New York: Sheed & Ward, 1929. - XVII, 254 p.
14. Dawson Ch. Religion and Culture. Gifford Lectures. Delivered in the University of Edinburgh in the year 1947. London: Sheed & Ward, 1948. - V, 225 p.
15. Dawson Ch. The Renewal of Civilization. London: National Peace Council, 1943. -11 p. - [Peace Aims Pamphlet, no. 20].
16. Dawson Ch. A Reply to Father Msurillo // Thought, Vol. XXXI, No. 120, Spring, 1956. P. 159-160.
17. Dawson Ch. The Rights of Man // The South Atlantic Quaterly, Vol. LIV, No. 2, April, 1955. P. 194-206
18. Dawson Ch. Understanding Europe. London and New York: Sheed & Ward, 1952.-IX, 261 p.1.. Критическая и биографическая литература
19. Хюбшер А. Мыслители нашего времени (62 портрета): Справочник по философии Запада XX века / Пер. с нем. И.А.Саца. Общ. редакция проф. А.Ф.Лосева. М.: Изд-во ЦТР МГП ВОС, 1994. - 312 с.
20. Mulloy J.J. Continuity and Development in Christopher Dawson's Thought. A note by John J. Mulloy // Dawson Ch. The Dynamics of World History. Ed. by John J. Mulloy. La Salle, Illinois, 1978.-P. 413-468.
21. Oliver J. Christopher Dawson: appreciation by James Oliver // Dawson Ch. The Gods of Revolution. P. XIII - XVII.
22. Oliver J. Christopher Dawson: the histirian of ideas. By James Oliver // Scott Ch. A Historian and His World. P. 212 215.
23. Schlagberger F.X. Die Geschichts- und Kulturphilosophie Christopher Dawsons. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Philosophischen Fakultat der Ludwig -Maximilians Universität zu München. - München., 1966. - IX, 284, [62] S.
24. Scott Ch. A Historian and His World: a life of Christopher Dawson, 1889 1970. - London: Sheed & Ward, 1984. - 240 p., 8. p. of plates.1. Литература
25. Августин Блаженный. О граде Божием: В 22 кн., 4 т.: Перевод. / Блаженный Августин. [Репринт, изд.]. - М.: Изд-во Спа-со-Преображен. Валаам, ставропигиал. монастыря, 1994. - (Памятники церковной письменности).
26. Араб-Оглы Э.А. Концепция исторического круговорота // Исторический материализм и социальная философия современной буржуазии. Сборник статей под общ. ред. чл. корр. АН СССР Ю.П.Францева. -М.: Соцэкгиз, 1960. С. 153 - 197.
27. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П.С.Гуревича. М.: Издательская группа "Прогресс" -"Политика", 1992. - 608 с.
28. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философ.-методол. анализ соврем, зарубеж. концепций. Л.: Просвещение, 1967. - 268 с.
29. Баумер Ф.Л. Апокалиптика 20-го столетия // Вестник истории мировой культуры. 1957, N 2. С. 33 - 47.
30. Бердяев H.A. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л.: Лениздат, 1991. - С. 7 - 242.
31. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М.: Рудо-мино, 1993. - 143 с.
32. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Вступит, статья А.Аник-ста. Л.: Худож. лит., 1973. - 568 с.
33. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. Изд. 2-е, дополненное / Пер. Е.М.Лысенко. Примечания и статья А.Я.Гуревича. -М.: Наука, 1986. 256 с. - (Памятники исторической мысли).
34. Богомолов A.C. Английская буржуазная философия XX века. М.:1. Мысль, 1973.-317 с.
35. Бокль Г.Т. История цивилизации в Англии. / Пер. А.Н.Буйницко-го. 4-е изд. Ф.Павленкова. СПб., 1906. - XIV, 628, XXIV с.
36. Бондаренко Ю.Я. Критический анализ учения А.Дж.Тойнби о роли религии в жизни общества: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филос. наук. М., 1980.
37. Брагинская Н.В. Царь // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С.А.Токарев. М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1997. - Т. 2. К - Я. - С. 614 - 616.
38. Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. М.: Наука, 1993. -Том 2. Избранные статьи. - 751 с. - (Из истории отечественной мысли).
39. Вайнштейн О. JI. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX XX вв. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979.- 270 с.
40. Валери П. Об искусстве: Сборник. Пер. с фр. 2-е изд. - М.: Искусство, 1993. - 507 е., 8. л. ил.
41. Вебер А. Германия и кризис европейской культуры // Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. - С. 281 - 296. -(Лики культуры).
42. Вебер А. К вопросу о социологии государства и культуры // Там же. С. 497 - 539.
43. Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. - 704 с. - (Лики культуры).
44. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; Предисл. П.П.Гайденко. М.: Прогресс, 1990. - 808 с. - (Социологич. мысль Запада).
45. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Пер. и комментарии А.А.Губера. Под общей ред. и со вступ. статьей
46. Джамбаттиста Вико", с. III XXVI. М.А.Лифшица. - Л.: Гослитиздат, 1940.-XXVI, 620 с.
47. Гараджа В.И. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. 2-е изд., дополненное.- М.: Аспект Пресс, 1995. 351 с.
48. Гончаров И.Ю. Прогресс и культура: Критика буржуазных концепций развития культуры и культурного прогресса / Ред. С.Н.Артанов-ский. Минск: Наука и техника, 1981. - 182 с.
49. Григорьян Б.Т. Философская антропология // Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. - С. 188 - 214.
50. Губман Б.Л. Концепции локальных цивилизаций: Пособие к авторскому курсу "Человек и культура в Западной философии XX века" для слушателей ФПК ОНО. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1994. - 35 с. -(Университет - учителю).
51. Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М.: Наука, 1991.- 189, 2. с. - (Сер. "История и современность").
52. Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история. Учеб. пособие для филос. фак. гос. ун-тов. М.: Высш. школа, 1988.- 188, [2] с.
53. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры / Пер. с нем. яз. Составл., общ. ред. и вступит, статьи А.В.Гулыги и Г.В.Рамишвили.- М.: Прогресс, 1985. 451 с. - (Языковеды мира).
54. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Сост., послесловие и комментарии С.А.Вайгачева. М.: Книга, 1991. - 574 с. - (Историко-литературный архив).
55. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта: Пер. с англ. / Послесл. П.С.Гуревича.; Рос. АН, Ин-т философии. М.: Наука, 1993. - 431, 1. с. - (Мыслители XX века).
56. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда, метод социологии / Пер. с фр. и послесловие А.Б.Гофмана. М.: Наука, 1990.575 с. (Социологическое наследие).
57. Жильсон Э. Философ и теология: Пер. с фр.. М.: Гнозис, 1995.- 189, [3] е.: ил.
58. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика / Предисловие и комментарии А.Г.Аствацатурова. СПб. : Аксиома, Новатор, 1996. - XL, 232 с. - (Памятники и история европейского романтизма).
59. Зворыкин A.A. Из истории развития теории культуры на Западе // Вопросы философии. 1982. N 10. С. 99-104.
60. Зомбарт В. Буржуа: пер. с нем. / Ин-т социологии. М.: Наука, 1994. - 443 с. - (Серия "Социологическое наследие).
61. Ивашева В.В. Английская литература XX век. Часть первая. Английская литература 1917 1945 гг. - М.: Просвещение, 1967. -476 с.
62. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX XIV вв. / Сост. С.Н.Григорян и А.В.Сагадеев. - М.: Соцэкгиз, 1961. - 632 с.
63. Кимелев Ю.А. Проблемы культуры в современном зарубежном религиоведении: Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1989. - 188 с. - (Проблемы религии и атеизма за рубежом / АН СССР, ИНИОН).
64. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. -М.: Наука, 1985. 143 с.
65. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1989.-289, 1. с.
66. Кимелев Ю.А. Философия истории. Системно-исторический очерк // Философия истории: Антология: Пособие для студентов гуманит7 вузов/Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А.Кимелева. М.: АО "Аспект1. Пресс", 1994.-С. 3-19.
67. Кимелев Ю.А. Философский теизм: Типология современных форм. -М.: Наука, 1985.- 143 с.
68. Кирхоглани C.B. Вопросы религии в философии истории Арнольда Тойнби. (Критич. анализ). Автореф. дис. на соиск. учен. степ.канд. филос. наук. Л., 1977.
69. Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892.
70. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. и комментарии Ю.А.Асеева. Статья М.А.Кисселя. М.: Наука, 1980. - 485 с.- (Памятники исторической мысли).
71. Кон И.С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли. (Критич. очерки философии истории эпохи империализма).- М.: Соцэкгиз, 1959. 403 с.
72. Кон И., Стам С. Провиденциализм // Философская энциклопедия: в 5-ти т. / Гл. ред. Ф.В.Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1967. - Т. 4. "Наука логики" - Сигети. - С. 377.
73. Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая: Опыт культурологического анализа. Антология художественных переводов. СПб.: Центр "Петербург, востоковедение", 1994. - 544 с. - (Orientalia).
74. Леонтьев К.Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872- 1891). М.: Республика, 1996. - С. 400-431.
75. Ле Пле Ф. Основная конституция человеческого рода. С очерком жизни и деятельности автора. 2., Х1Л1, 232, IV с.
76. Любивый Я.В. Критический анализ философии культуры Томаса Элиота. Киев: Наукова думка, 1982. - 108 с.
77. Манхейм К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и анг. -М.: Юрист, 1994. 700 с. - (Лики культуры).
78. Маритен Ж. Философ в мире / Пер. с фр., послесл., коммент. Б.Л.Губмана. М.: Высш. шк., 1994. - 192 с. - (Б-ка философа).
79. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Критический очерк. Ереван, 1962. - 179 с.
80. Маркарян Э.С. Очерки истории культуры. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1969. - 228 с.
81. МестрЖ., де. Петербургские письма 1803 1817: Пер. с франц. - СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. - 336 с. - (Свидетели истории).
82. Местр Ж., де. Рассуждения о Франции. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. - 216 с. - (История политической мысли).
83. Мучник В.М. В поисках утраченного смысла истории: (Генезис и эволюция ист. взглядов А.Дж.Тойнби) / Под ред. Б.Г.Могиль-ницкого ; Том. гос. ун-т им. В.В.Куйбышева. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1986. - 199, 2. с.
84. Мюллер М. Сравнительная мифология // Летописи русской литературы и древности, издаваемые Николаем Тихомировым. Том V. -М., 1863. С. 3- 122.
85. Ортега-и-Гассет X. "Дегуманизация искусства" и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп. -М.: Радуга, 1991. -639 с. (Антология литературно-эстетической мысли).
86. Работы Э.Жильсона по культурологии и истории мысли: Рефе-ратив. сборн. Вып.2. -М.: ИНИОНАНСССР, 1987. -Вып.1.1987.-260 с.
87. Работы Ж.Маритена по культурологии и истории мысли. Выпуск 2. Сборник переводов и рефератов. М.: ИНИОН РАН, 1992. - 170с.
88. Семенов Ю.Н. Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии. Критический очерк американских и английских теорий. М.: Наука, 1965. - 297 с.
89. Семенов Ю.Н. Социальная философия А.Тойнби: Критический очерк. М.: Наука, 1980. - 200 с.
90. Сидорина Т.Ю. Человечество между гибелью и процветанием (философия кризиса в XX веке). М.: Изд-во МГУП "Мир книги", 1997.-242 с.
91. Смирнова О.М. Критический анализ философии культуры Альфреда Вебера: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. (09.00.03). М., 1985. - 24 с.
92. Соловьев B.C. Русская идея / Пер. с франц. Г.А.Рачинского. -М.: Путь, 1911.-51 с.
93. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. Ю.А.Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с. - (Мыслители XX в.).
94. Спенсер Г. Сочинения Герберта Спенсера. Полные переводы, проверенные по последним английским изданиям. Под общ. ред. Н.А.Рубакина./ Пер. Н.С.Тютчева. Киев - СПб. - Харьков: Южно-русское книгоиздательство Ф.А.Иогансона, б.г.. - VI, 337с.
95. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, И.Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М.: Искусство, 1989. - 269, 3. с.
96. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. - 573 с. - (Библиотека атеистической литературы).
97. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. / Сост. Огурцов А.П.; Вступ. ст. Уколовой В.И.; Закл. ст. Рашковского
98. Е.Б. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
99. Тойнби А.Дж. Христианское понимание истории // Философия истории: Антология: Пособие для студентов гуманит. вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А.Кимелева. М.: АО "Аспект Пресс", 1994.-С. 220-230.
100. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. И.Е.Киселевой. М.Ф.Носовой. М.: Прогресс, культура ; СПб.: Ювента, 1995. - 477, 1. с. - (Историческая библиотека: ИБ).
101. Токарев С.А. История зарубежной этнографии: Учеб. пособие.- М.: Высш. школа, 1978. 352 с.
102. Толстов С.П. Расизм и теория культурных кругов // Наука о расах и расизм. Сб. ст. (Труды НИИ антропологии МГУ, вып. IV). М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1938. - С. 137-170.
103. Трельч Э. Историзм и его проблемы: Логич. проблема философии истории: /Пер. с нем./Послесл. Л.Т.Мильской /. М.: Юрист, 1994. - 719 с. - (Лики культуры).
104. Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы ( конец XIX начало XX в.). - М.: Наука, 1970. - 432 с.
105. Философия и современнные философско-исторические концепции: (Критический анализ). М.: АН СССР, ИФАН, 1990. - 142 с.
106. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов: / Сборник / / Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм и др.; /Сост., общ. ред. и пре-дисл. А.А.Яковлева/. М.:Политиздат, 1989. - (Б-ка ате-ист.лит.). - С. 94 - 142.
107. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1983. - 703 с. -(Б-ка атеист, лит.).
108. Хейзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. снидерл. / Общ. ред. и послесл. Г.М.Тавризян. М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992. - 464 с.
109. Чесноков Г.Д. Критика буржуазных культурологических теорий циклического развития. М.: Знание, 1973. - 64 с.
110. Чесноков Г.Д. Современная буржуазная философия истории. Критический очерк. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1972. -207 с.
111. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С.Гуреви-ча; Общ. ред. Ю.Н.Попова. М.: Прогресс, 1988. - С. 31 - 95.
112. Шпенглер О. Закат Европы. Том I. Образ и действительность. М. - Пг.: Изд-во Л.Д.Френкеля, 1923. - 445 с.
113. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы / Пер. с нем. и примеч. И.И.Маханькова. М.: Мысль, 1998. - 606, 1. е., 1 л. портр.
114. Шпенглер О. Человек и техника//Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. - С. 454 - 494. - (Лики культуры).
115. Штаерман Е.М. Проблемы культуры в западной социологии // вопросы философии. N 1. 1967. С. 163 - 176.
116. Щербаков А.И. Западноевропейская философия истории: Учебное пособие. Краснодар: Кубанский государственный ун-т, 1997.- 172 с.
117. Элиаде М. Космос и история: Избранные работы / Пер. с франц. и англ. Общ. ред. И.Р.Григулевича, М.Л.Гаспарова. М.: Прогресс, 1987. - 312 с.
118. Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К.Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.
119. ЯсперсК. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. -М.: Политиздат, 1991. 527 с. - (Мыслители XX в.).
120. An Arab Philosophy of History: Selections from Prolegomena oflbn Khaldun of Tunis (1332 1406) / Translated and arranged by Charles Issawi. - Repr. - London: Murray, 1958. -XIII, 190 p. - (Wisdom of the East ser.).
121. Arnold M. Culture and Anarchy. Ed. with an introduction by J.Dover Wilson. London - New York.: Cambridge univ. press, 1961.-XL, 241 p.
122. Barker E. Political Thought in England 1848 to 1914. 2d edition reprint.. London - New York - Toronto: G. Cumberlege, Oxford University Press, [1950]. - VIII, 232 p.
123. Bagby Ph. Culture and History. Prolegomena to the comparative study of civilizations 2nd print.. Berkeley and Los Angeles: Univ. of California press, 1963. - X, 244 p.
124. Contemporary British Philosophy: Personal statements: /In 4 ser./ / Ed. by H.D.Lewis. London: Allen and Unwin; Atlantic Highlands (N.J.): Humanities Press. Ser.4 / G.E.M.Anscomble et al. - 1976. - 347 p.
125. Dürkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Le systeme totemique en Australie. 4-e ed. Paris: Presses universitaires de France, 1960. - 648 p.
126. Eliot T.S. Notes towards the Definition of Culture. Repr. - London; Boston: Faber & Faber, 1979. - 124 p. - Faber paperbacks.
127. Farquharson A. Enquiries into religion and culture by Chrisropher Dawson (book review) // The Sociological Review, Vol. XXV, No. 3, October, 1933. P. 278.
128. God, History and Historians: an anthology of modern
129. Christian views of history. Ed. by C.T.McIntire. New York: Oxford univ. press, 1977. - 477 p.
130. L'histoire et ses interpretations. Entretiens autour d'A. Toynbee. Sous la direction de R.Aron. Paris - La Haye, Mouton & co., 1961.-237 p.
131. Idzerda S.J. The Historic Reality of Christian Culture. By Christopher Dawson (book review) // The Catholic Historical Review, Vol. XLVI, No. 3, October, 1960. P. 324-325.
132. An Introduction to the History of Sociology. Abridged edition. Edited by Harry Elmer Barnes. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1948. - XI, 485 p. - (Phoenix books).
133. Kirk R. The Conservative Mind: From Burke to Eliot. Sixth revised edition. South Bend, Indiana: Gateway Editions, Ltd., 1978.-468 p.
134. Kirk R. Eliot and His Age: T.S.Eliot's Moral Imagination inthe Twentieth Century. New York: Random House, 1971. - XII, 462p.
135. Kroeber A.L. Anthropology. Race, language, culture, psychology, prehistory. New ed., rev.. New York: Harcourt, Brace and co., [1948]. - XII, 856, XXXIX p.
136. Rroeber A.L. Communication in The American Anthropologist, V. 53, N2, April-June 1951.-P. 279 283.
137. Kroeber A.L. The Nature of Culture. Chicago: The University of Chicago Press, 1952. - VIII, 438 p.
138. Loewith K. Meaning in History. The theological implicationsof the philosophy of history traced through the works of Burckhardt, Marx, Hegel a.o.. [4th impr.]. [Chicago]: The University of Chicago press, [1957]. - VIII, 259 p.
139. Maritain J. On the Philosophy of History. Ed. by Joseph W. Evans. New York: Ch. Scribner's sons, 1957. - XII, 180 p.
140. Metz R. A Hundred Years of British Philosophy. Translated by J.W.Harvey, T.E.Jessop, Henry Sturt. Ed. by J.H.Muirhead. [2d impr.]. London: Allen & Unwin; New York: Macmillan, [1950]. -829 p.
141. Oppenheimer F. Tendencies in recent German sociology // The sociological Review, Vol. XXIV, No. 1, January, 1932. P. 1 13; No. 2, April - July, 1932. P. 125 - 137; No. 3, October, 1932. P. 249 - 260.
142. Petrie W.M., Flinders. The Revolutions of Civilization. -London New York: Harper, 1911. - XI, 135 p., ill., 1 diagr.
143. The Philosophy of History in Our Time: an anthology selected, and with an introduction and commentary by Hans Meyerhoff. Garden City (N.Y.): Doubleday, 1959. - VIII, 350 p.
144. Sorokin P.A. Modern Historical and Social Philosophies. -New York: Dover Pbulications, Inc., 1963. XI, 345 p.
145. Sumner W.G. and Keller A.G. The Science of the Society, (vol. 4. By W.G.Sumner. A.G.Keller and Maurice Rea Davie). With a bibliography. 4 vol. New Haven, Conn., 1927. - [Philip Hamilton McMillan Memorial Publication Fund].
146. Swinny S.H. Sociology: Its Succeses and Its Failures // The Sociological Review: Journal of the Sociological Society, Vol. XI, No. 1,1919. London, 1919. - P. 1 -10.
147. Toynbee A.J. A Study of History. Volume XII. Reconsiderations. London - New York - Toronto: Oxford262
148. University Press, 1961. V, 740 p.
149. Toynbee and History. Ed. by M.F.Ashley Montagu. Boston (Mass.): Sargent, cop. 1956. - XIV, 385 p.
150. Walsh W.H. Philosophy of History. An introduction. New York: Harper, 1960. - 176 p.
151. Wellbye R. Sociology and Reform: A Discussion of the Relation which should exist between Sociological Science and the Demand for a new Social Order//The Sociological Review, Vol. XXV, No. 1, January April, 1933. - P. 25 - 40.
152. Winch P. Othmar Spann// The Encyclopedia of Philosophy. Editor in Chief Paul Edwards. London: Collier - Macmillan Limited - New York: The Macmillan Company & The Free Press, 1967 - Vol. 7. Psychology to Spirito. - P. 516.
153. Wissler C. An Introduction to Social Antropology. New York: H.Holt and Co., 1929.-X, 392 p. - [Part of the "American Social Science Series"].1. П р и л о ж е ii и е