автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему:
Проблемы обновления культурной политики в Вооруженных Силах

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Фещенко, Юрий Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.10
Автореферат по философии на тему 'Проблемы обновления культурной политики в Вооруженных Силах'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы обновления культурной политики в Вооруженных Силах"

» г

РГ6 од

„,.,, гуманитарная орденов ле1пна

* » м \ м •Г' ' »

i * и октябрьской революции. краснознаменная академия

вооруженных сил

Яч правах рукописи

«5ЕЩЕНК0 Крий Пэтровнч

I

ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ культуркоя псшггша; в дюорукншх -силах

Специальность 09.00.10 Философия политики

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

МОСКВА - 1993

Работа выполнена на кафедре политологии Гуманитарной орденов Ленина и Октябрьской резолюции Краснознаменной академии Вооружённых Сил.

Научный руководитель -

Гюктор философских паук, доцент Еогапдоз В. Д.

Официальные оппоненты -

Доктор философских наук, профессор Еоспзшг Н.Д. Кандидат философских наук, доцент Лигвжаа А. С.

• Бедущан организация - Управление по работе с дичнш

составом псковского' военного округа

Запита диссертации состоится «....»............1993 года

в ... часов на заседании специализированного совета по фи-лососфским наукам (Д. 106.01.05) при Гуманитарной академии Вооруженных. Сил (103107, г. Шсква, В. Садовая, 14). •

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.

Автореферат разослан <<...» ................. 1092 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских каук

доцент Ыекькхнмн Б. Ы.

Г .ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАНТЫ

Становится все боло© очевидным, что нале общество сегодня переживает самый глубокий и опасный по свои«' последствиям кризис. Напряяйнное и треволное время проводимых и предстсяекх реформ, нараотшявзя нестабильность и перемена многих привычных .понятий, общественных структур, государственных институтов застав-ля от многое переосмыслить во всех областях ялзнедеятельности общества

Вооружённые Силы Российсю>й Седерации перехизаот тшекз сложный процесс своего реформирования я становления в новом качестве, испытывает при этом серьезные проблемы в кошлектовачии, 'организации боевой и шрадьно-психологической подготовки, поддержании высокой воинской дисциплины, социально-Оытовол запзгге военнослужащих и членов ж семей. Составной частью этих процессов является преобразования в духовной сфере api,«и и флота, осугестзляемь'о государством, другаи еубъееташ! управления з?оП сферо*.

В зтой связи чрезвычайно актуальней является избранная г качестве teim диссертационного исследования проблем» обновления культурной политики в Еоорудённых Силах. Sto объясняется и наличием целого ряда конкретных причин. которые условно уюяю разделить на две групп;;.

К первой группе причин, обусловливавших актуальность вопросов обновления культурной политики в обществе з целом, га,хно отнеоть;

во-первых, возрастание роли н опачэнил политики в яини современного обсгзства, в том числе и а области культурного рав-

ВНТИЛ;

ьо-ьторых, кэнеиение иеста и роли культуры в социальном прогрессе, расширение ей социальной фушеций.

lío второй группе причин. обус^аалтасщих актуальность проблей культурной политики непосредственно в Вооружённых Силах. мн нэяэм отнести следусг>е:

во-первых, это особая значимость духовной сферы на совре-цэннои этапе я в перспективе в деятельности Еоорузйнных Сил;

во-вторых, необходимость учета и развития духовных потребностей личности военнослужащего, укрепления нравственных начал, и особенно восстановления таких связанных понятий, как честь защитника Родины, любовь к своему Отечеству, самоотверженное вы-полненке воинского долга;

в-третьих, необходимость использования накопленного опыта разработки и осуществления 1су.-мурноП политики, творческого применения его в специфических условия» жизнедеятельности Еоорудён-ных Сил.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение научной литературы показало, ■ что принцщшалъньз положения о суижстк культурной политики, Еыполняешх ею функциях, еадачах, .принципах разработки и осуцрствлзния, противоречиях и проблемах, которые здесь возникают, и направлениях их разрешения нашли своё ограг»-пке в работах отечественных и зарубежных ученых. Однако приходится говорить дат.об отдельных нескоординированных направлениях научных г.оисков, аатрагиващих поднимаем?» в диссертационном исследовании вопроси До настоящего вреыенн они рассматривались в монографиях, диссертациях, других издаших либо на фоне обада проблем через влияние целостной культурной политики государства на повышение- уровня культуры всех членов общэства, б той число и военноелукаяда! либо через воздействие культурной политшш на

1. Сх!.Из истории партийного руководства культурным строительство« п СССР. - ы., 1983; Актуальные направления совершенствования и перестройки управления сферы культура - М. : Научно-исследовательский институт культуры, 1988; Перестройка' оОщзствеккого сознания и культурная политика ШХУ Руководитель авторского коллектива ПА.Лукин. - II: Щель, 1989; Золотарев О. В. Ключ к успеху - в духовкой сфере. Пзлиторганы и культурно-просветительная работа: диалектика руководства. -Львов, 1988; Литвинов А. а Культурная политика как социальный фактор развития личности во'»г"* социалистической армии. - 11: ВПА, 1386; Плотников С. Ы. Культурная политика как социологическая проблема// Социологические исследования. - 1979.- N1; Костижс Н. А. Культурная политика партии в условиях развитого социализма. - м.: ВПА, 1979; Клшов С. Г. Езашодействиз искусства и политики в процессе гуманизации обцэства. // Культура и процессы демократизация!. - II, 1990. Был. N2; Шталин С.»

I I

"О"

форш!ровани0 духовно развитой личности.* Примыкают сюда и работы, в которых предметом исследования является анализ отдельных направлений культурной политшси в условиях армии и флота? относительно саностог.тельную группу составляют исследования, анализирующие проблемы разработки и осуществления культурней по.та-тшт непосредственно в Вооруяйнных Силах.3

Грушин В. Социально-экономические аспекты развития культуры// ОСцгствешшв науки. - 1936. - N3; • Чурбанов В. Кто завтра эака-гет музшеу?// Диалог.- 1891,- N11: Авергащев С., С анкеьич С., П&бад А. Политика и культура// Советская культура - 1990.17 фэвр.: Капустин М.П. Если политика над ¡сулътурой// Кнкжнсэ обозрение.- 1988.- 23 сент. ;■ Непомнящая К. "Высокое" и "низкое" в российской и американской культурах// Общественные наука и современность. - 1992. - N5; Россия и Запад: Взаимодействие культур// Вопросы философии. - 1992. - N6 и др.

1. См.: Козырев II П. Кульгурно-поосветитсльная работа а Советский Вооруженных Силах как фактор формировать духовных потребностей воинов: Лис. ... канд. филос. наук. - М. : ВПА, 1990; Дооогова Л. Е Худолэственная культура и формивованке личности воина: Дис. ... доктора филос. наук. - Я: ВПА, 1990; Михайлов А. Н. Нравственная культура личности воина социалистической армии /философско-соцнологичеашй анализ/: Дис. ...• канд. филос. наук. - М.': ВПА, 1983; Рыжов ЕМ. Эстетическая 1сультура советского воина и пути ей формирования:. Дис.

... канд. филее, наук. - 11: ВПА, 1982; Чзрныа В. Д. Искусство как фактор формирования личности советского воина: Дис. ... 1санд. фиос. наук, -it ВПА. 1980; Чурбанов Е В. Культура и развитие личности в социалистическом обществе. - Ы.: Падагоги-• ка. 1981 и др.

2. См.: Ешпщковский 11 Г. Роль и место цувыкального искусства в . формировании духовного мира советского воина: Дис. ... канд. филос. наук.- 11: ЕПА, 1984; Игнатов ас. Роль и место советского ютоискусства в нравственном воспитании воинов социалистической армии. Дис: ... канд. филос. наук. - М.: ВПА, 1979; Платонои R II Иетодологичэские проблемы героико-патриотически} воспитания советских воинов средствами изобразительного искусства: Дис. ... ¡tonд. филос. наук. - М.: ВИЛ, 1979

и др.

3. Са.: Виницковский II Г. Воплощение и развитие ленинской концепции духовной культуры в процессе.совершенствования социализма и ого Вооругйнпых Сил. - М.: ВПА, 1989; Золотарев 0. а

достаточно глубоко отражш те или иные аспекты, указанные работы всё-таки не :даот целостного представления о культурной политик, проблемах е& разработки и осуществления. Да нередко и вообще не раскрывают эти проблемы. Особое внимание в них кон-' центрируется на незыблемости ленинских принципов проведения культурной политики, успехах в ей осуществлении благодаря руководству со стороны КШС. Кром^ того, большинство ив авторов и не придерживается какой-то определенной концепции культурной политики. Поэтому, опираясь на указанные работы, просто невозможно' выработать непротиворечивую, дающую серьезные шансы на успех научно, обоснованную программу обновления культурной политики, особенно в нынешних/столь резко изменившихся услозиях кизни страны и Вооружённых'Сил.

Таким образом, возрастающее значение культурной политики, недсстгй'йчная разработанность целого ряда её проблем, а также необходимости. выяснения и обоснования- основных направлений и уславй*' ёё обновления обусловили научный интерес и стремление автора': рассмотреть данные вопросы в диссертационном исследова<-нии.

Цель и задачи исследования. Учитывая всё многообразие знаний, составляющих научные основы и содержание культурной политики, и прекрасно понимая, что в рамках одной работы невозможно

Культурно-просветительная работа: диалектика руководства. -М.: лПА, 1090; Золотарез О. & Армия и культура. - Ы.: ГА ВС, 1932;Костиков Е А. Усиление влияния культуры и искусства на формирование личности соъетского воина - к ,1985: Культура развитого социализма и воспотакиелюинов. • - М.:' БПА, 1985; Костиков Е А., Дорогова Л. Е КШС о развитии культуры и искусства и повышении их роли в воспитании советских воинов. -К.: ВПА, 1986; Лясенков М.1С Деятельность КПСС по осуществлению культурной революции и укреплению на этой основе Вооружённых Сил: Автореферат дис. ... канд. филос. наук.- £ , 1970; Петров В.Е политическая культура советского воина и пути её формирования: Дис. ... канд. филос. наук. - 11: ВПА, 1985; «крсенкоЕ В. А. ПедЕЛюгические основы деятельности клуба по воспитанию культуры поведения советских воинов: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М., 1980 и др.

полностью и всесторонне рассмотреть все аспекты выбранной теш, автор поставил перед собой следующую цель: на основе имеющейся научной литературы, с учетом данных эмпирических исследований выработать основы целостной концепции обновления культурной политики в Сооружённых Силах Российской Федерации в условиях их реформирования.

Достюкенио поставленной цели потребовало решить следующие задачи: .

- раскрыть методологиические основы исследования культурной политики в Вооруйшшх Силах, выявить её сущность, функции и особенности;

- проанализировать систему факторов, влиящих на культурную политику в армии и на флоте;

- охарактеризовать современную ситуацию, сложившуюся в культурной сфзре в Вооруженных Силах, имеющиеся здесь противоречия и проблемы;

- обосновать суть и ссновныэ направления решения проблем обновления культурной политики п Вооружённых Силах Российской Сздерации;

- определить и раскрыть наиболее обвде условиями принципы оптимального росэния задач обновления ¡{ультурной политика в - Вооруженных Силах.

Што дологическую основу диссертации составляет фи-лософско-политологический подход, позволяющий не только выработать целостное представление о культурной политике (раскрыть её сувдость, содержание, противоречия и тенденции развития), но и определить конкретные проблемы, направления и принципы ей обновления, которш ыогао было бы положить в основу создания соот-ветствувдэЯ программы деятельности государства и военного руководства в области культура Автор также использовал диалектический ь'-е'изд познания, предполагающий всесторонний объективный акала культурной политгаси в ей развитии, через противоречивые взаимосвязи ей сторон, элементов, единство количественных и качественных характеристик, логического и конкретно-исторического подходов и т. д.

Теоретическую базу исследования "образуют труды отечествен-

- б -

ных и зарубежных философов, политологов, социологов и культурологов, государственных, военных и политических деятелей, работ— ников культуры и искусства, материалы дискуссий, в которых со-дерлатся принципиальные положения о необходимости и направлениях обновления культурной политики в обществе и Вооружённых Силах, противоречиях и проблемах данного процесса, имевшие принципиальное значение для оашсления .. решения сформулированных задач диссертационного исследования. В работе также широко использовались материалы периодической печати, научно-практических и научно-теоретических- конференций.

' В качестве эмпирического материала в диссертации использовались данные, социальных, и конкретных социологических исследований.

Структура диссертации. Диссертация состоит на введения, двух глаз (в первой главе - три параграфа, по второй - два), заключения .! списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, показывается степень её научной разработки, определяются' цель* и задачи работы, характеризуются методологическая основа, теоретические и эмпирические источники анализа проблемы, подчеркивается наушая новизна и практическая 8начишсть исследования, формулируются основные положения, выносвшэ на защиту, отражается степень апробации полученных результатов.

В первой главе "Методологические проблемы культурной политики в Вооружённых Силах" в первом параграфе "Судоость, функции и особенности культурной политики в армии и на флоте" автор на' основе анализа разнообразных подходов исследователей к культурной политика раскрывает ей сущность в ф::лософско-политологическом аспекте, рассматривает функции и особенности осуществления в Вооружённых Силах.

Ео втором параграфе "Система факторов, влияющих на культур-ноую политику в Вооружённых „илах" показывается значимость сиотек'лого подхода при анал1юе культурной политики, раскрывается механизм влияния экономического, социального, политического, духовного и собственно военного факторов на сё проведение, а татаэ обратное воздействие культурной политики на обсественнуа икзкь во всех многообразных формах ей проявления.

В третьем параграфе "Современная ситуация в культурной сфере в Вооруженных Силах" раскрывается противоречия,имеющие место при разработке и осуществлении культурной политики в армии и на флоте, на основе реального состояния духовной сферы Вооружённых Сил дается характеристика их содержания, причин и возможных последствий. ,

Ео второй главе "Направления и условия обновления культурной политики в Вооруженных Силах" в первом параграфе "Направления культурной политики в армии и на флоте" обосновывается суть и направления научно обоснованной деятельности по своевременному вскрытию и разрешению противоречий при разработке и осуществлении культурной политики с учётом характера её обновления в об-вззстве и Вооружённых Силах.

1Ъ втором параграфа "Условия обновления культурной политики в Воорг-ённых Силах" определяются и анализируются наиболее обдае предпосылки и принципы оптишльного и результативного решения проблем в обновлении культурной политики в армии и на флоте.

В заключении суммируются итоги исследования, делаются методологические и теоретические выводы, а такте обобщаются практические рекомендацзш, направленные на обновление культурной политики. формулируются вопросы, требущяэ дальнейшего изучения.

11. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ 1Ш0НЕНШ, ВЫЮСИШХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна диссертационного исследования состоит:

- в раскрытии сущности, функций и особенностей культурно^ подписи в Вооругйнных Силах в условиях их реформирования;

- в 4>ас1фытш1 системы факторов, влияющих на проведение культурной политики, псслэдоваяни механизма еб формирования I! реализации;

- в характеристике современной социокультурной ситуаций переливаемой обществом, ВооругЭшшмл Силами, имеющихся здесь противоречий;

- в обоснований основных проблем обновления культурной политики и направлений их реиэния в ходе реформирования Бооруяйн-ных Сил;

- в формулировке и описании наиболее общих условий и принципов эффективного решения задач обновления культурной полигики.

Исходя из содержания и научной новизны исследования, на ва-вдггу выносятся следующие осно; чые голодания:

1. Сущностное определение и результаты философско-политологического анализа содержания культурной политики, ей Функций и оеобенкостей осуществления в Вооруженных Силах.

Заслуживает внимания использование учеными различных подходов при исследовании культурной политики, в частности,,..философского и его разновидностей, политологического, социологического, конкретио-исторачаского и др.

Наиболее разработанным и распространенным подходом к изучению культурной политики является философский. относительно самостоятельный аспеотами которого ыояно считать онтологический, аксиологический п антропологический. • .

При этом в онтологическом аспекте культурная политика рассматривается ка^ часть обдай политики, без указаний е& особенностей. Аксиологическое направление исследований "признает" ва культурной политикой лиги» "положительные", «шведе "прогрессивное значение" результаты. Антропологический подход, устанавливая курс на реализация общечеловеческих ценностей, снищет вопрос об уровне развития, прогресса культуры человечества.

Применение философского аспекта позволяет характеризовать культурную политику как возникновение, дожэние, изкэнэтше и развитие. Такого рода каракгеристика сувзствеюш, по неполна, так как в данном случае происходит отвлечение от субъектов куль-туркой политики, а таклз от институтов, занятых духовным производством и рапространением его продуктов.

Этот недостаток в акачитедьнг1 ыеро компенсируется политологическим подходом. Культурная политика в этом плане характеризуется KLti одна из разновидностей обцэй политики, которую осуществляет специальные институты, в том числэ ешштш разрайоткой основополагающих полокэний о развитии культуры, а тштз распространяющие продукты культуры.

На наш взгляд, при определении понятия "культурная политика" целесообразно исходить не из перечисленных, взятых порознь аспектов, а из философско-политологического подхода, в котором философский и политологический аспекты выступают как его стороны, моменты.

Опираясь на названные подходы в анализе культурной политики, диссертант полагает, что наибольшие возможности в познании сущности, содержания культурной политики, а также проблем ей осуществления открывает понимание ей как определенного способа деятельности субъектов в сфере духовной ¡кивни.

Следует при этом подчеркнуть, что сущностные черты культурной политики обусловлены тем, что она представляет соб^л деятельность особого, а иыенно управленческого вида Отсюда такие её наиболее общие свойства, присущие всякого, рода управленческой деятельности, как организационная приоритетность и опосредствованный характер. Эти свойства проявляются во всем содержании культурной политики, во всех её элементах, в том числе и в целях.

Пз вдли при разработке и осуществлении культурной политига! автор обращает ссобоэ внимание, поскольку они слукат исходны« иошнтом в определении её сущности и содержания. Становится очевидна; что в отличие от культурной деятельности (работы),. целй которой состоят з непосредственном преобразовании общества илй человека, цели культурной политики как бы "сопрововдаиг" ¡культурную деятельность, состоят в том. чтобы установить согласованность неаду индивидуальными работами, оптимизировать культурную деяте. ыюсть и тем самым обеспечить её высокую эффективность. Эта цель и обусловливает предназначение культурной политики в общество и армии: она заключается в обеспечении оптимального и эффективного функционирования и развития системы духовной яйзни лвдей.

Однако культурная политика "обслуживает" и цели функционирования и развития, всей системы духовной эошни, а точнее говоря, культурной деятельности. Поэтому и функции культурной подигккм, по мнению автора, токе следует разграничить на непосредственные (I группа), связанные с реализацией собственных целей культурной политики, и опосредствованны« ( II группа), связанные с реализа-

цией целей всей системы функционирования и развития духовной лизни военнослужащих.

К первой группе функций культурной политики а?тор относит упорядочивающую функцию, адаптивную или функцию самосохранения, выражающую общто стратегию культурной политики, а также социоре-гулятивную, псзволягсую координировать, стимулировать и мотивировать культурную политику.

Вторая группа функций культурной политики включает в себя следующие: военно-профессиональную; культурно-воспитательную; творческого, эстетического, художественного развития личности; формирования общественного мнения.

Исторический анализ культурной политики предполагает использование, наряду с перечисленными подходами к ей определению - конкретно-исторического, позволяющего раскрыть сущэствен-ныэ особенности культурной политики применительно к данному обществу, к к-нкретной сфере деятельности: Он предполагает такяэ исследование её содержания не только в переливаемый период, но и в предшествующий, из которого развивается её современное состояние. ■ ,

Так, по сравнению с культурной политикой в обществе в целом культурная политика в Вооружённых Силах обладает следующими особенностями.

Во-первых, она очень тесно связана с повседневной жизнедеятельностью войск, боевой и морально-психологической подготовкой, ратным трудом.

Во-вторых, она имеет более централизованный и детализированный характер в силу повышенной регламентации воинской деятельности и вытекающих отсюда ограничений в духовной жизни воен-нослугкащих.

Диссертант считает, что, обновляя культурную политику в Вооружённых Силах, необходимо также учитывать особенности культурной политики как деятельности, с^лзанной с особой сферой кизни обшэства.

Ео-первых, культурная политика, как никакая другая деятельность, связана с творческой деятельностью, эмоционально-нравственной сферой, наиболее хрупкой и тонкой областью ззю-недеятельнссти военнослужащих.

Во-вторых, она имеет дело о весь (/л специфическими средствами воздействия на личность военнослужащего - духовными, художественными ценностями, которые в отличие от материальных , требует определенных усх.0В5!й для их восприятия, и в частности, под-готовленлости аудитории, времени и места, творческого воображения, учета "человеческого материала" и т. п.

Опираясь на все эти положения, автор определяет культурную политику в Вооружённых Силах как деятельность субъектов руководства Вооруженными Силами, а такие специально созданных для этого институтов, направленную на регулирование процессов в области культуры в армии и на флоте, оптимальное функционирование и развитие духовной панн в интересах развития личное!., воен-нослузгащзго, удовлетворения его разнообразных потребностей, 'обеспечения боеспособности и боеготовности воинских частей.

Чрезвычайно важным для обнрвл-эния содержания культурной политики является понтжние того, что она изменяется посредством самой га деятельности. А следовательно, развитие культурной по-ЛГГ1ПС1 является результатом глубокого проникновения объективного и субъективного, опрэдмзчешюй деятельности (созданных ранее и наследуемых условий) и "гивой" дзятельпости людей.

2. Рсстоытпе системы Факторов, влияющее на проведение культурной похитит» в Вооружённых Силах. Пэрвейсим методологическим требованием снстегшого подхода к анализу !сультур:юй политики является рассмотрение её в тесной связи с развитием общества Представляет интерес выделение основных сфер кизнедеятельности, а именно: материально-производственной (экономической), социь зной, политической и духовной, которые в своей совокупности составляют систему факторов, детерминирующих 1сультурную политику.

Вэлнейжм фатгором, определяюздм разработку и осуществление культурн 1 политики, является экономический. При раскрытии роли и места данного фактора автор уделяет особое внимание сдед/юздми проблемам экономических отношений в области культурного развития: реформирования отношений собственности, финансирования, преобразования хозяйственных механизмов регулирования культурной деятельности, развития материально-технической базы сферы ку^ь-

туры, экономической зашиты граждан, организаций, учреждений и предприятий культуры в условиях рыночных отношений.

При анализе социального фактора автор придерживается основополагающих идей на социальную политику как мошнум предпосылку культурного развития различных слоев населения, высказанных в tpaOoTax ,А. И. Арнольдова, С. Н. Артанонекого, Э. А. Еаллера, JLR Когана, Л. К Кругловой, И. А. Лукияа, Э. А. Орловой и др. Следует подчеркнуть, что переходное состояние нааего общества характеризуется все большим расслоением его членов по социальному признаку. Поэтому при проведении культурной политики нужно учитывать тенденции и механизмы развития социальных отноиений, анализировать критерии и пределы социальной дифференциации. Особое внимание в .диссертации уделено наименее изученному срезу социальной структуры общества - национальным отношениям, а таю© проблеме совершенствования образа жизни, одним из составляющих которого является, культурно-познавательная деятельность.

Существенным показателем влияния политической сферы на проведение культурной политики является наличие правовой свободы и других политических условий для культурной политики. В ходе осуществления глубоко продуманной, обоснованной политической линии наше общество должно на деле почувствовать политик государства и его органов, направленную на развитие культуры. Автор исследует ряд функций государства, . других субъектов политики, посредством которых оказывается влияние на проведение культурной политики и на состояние культура

В диссертационном ■исследовании раскрывается влияние на культурную политику различных элементов духовной сферы, а имэн-но: духовной деятельности, духовных потребностей и духовного потребления. .

На проведение культурной политики в арыш! и на флоте существенное влияние оказывает особенности войскового организма, и в частности: объективная ограниченность некоторых духовных потребностей Еоеннослудащях, бедность по сравнению с "гражданской гдакью" арсенала средств разрешения противоречий, возникающих при проведении культурной политики,и т.д.

Исследование всей сово!супностн факторов, детерминирующих" разработку и осуществление культурной политики, позволило опре-

- 13 -

делить противоречия, направления и условия ей обновления.

3. Характеристик^ современной социокультурной ситуации переживаемой обществом, Еоору.тйнн№м Силам?, и имеющихся здесь противоречий. вилософско-политологический анализ культурной по-лзггики диктует необходимость учета реальней ситуации, сложш-пейся в культурной сфере. Речь идет, таким образом, о проникновении в диалектику культурной жизни общественной практики.

Следует отметить, что в современной ситуации в духовной сфере, с одной стороны, слсзились в основных чертах ебядаз представления о принципах и путях обновления культуры. С другой, заметно снижается доля свободного времени населения и вбеннослу-гаЕцга, расходуемого на культурную деятельность, зачетно падает посещаемость культурно-досуговых учреждений. В молодежной армейской среде зачастую процветает антикультура.

Создавшаяся культурная ситуация не получила научно-аналитической оценки в политике. Более того;, последняя сказалась непоследовательной, противоречивой. Одна из причин такого состояния в духовной сфере - затушевывание имеющихся здесь противоречий и проблем.

К числу основных противоречия и проблем культурной политики автор ртнссит следующие.

Во-первых, несоответствие медду огромным культурным потенциалом, илеюоцаюя в Вооружённых Силах, и далеко не полным использованием .этого богатства в интересах 1сультуряого развития военнослужащих и членов хос семей. Поэтому одной из проблем обновления культурной политики является разумное использование ссего потенциала культуры в целях культурного раавития военное луяшзих, а тагаз преодоление стоящих на дэлком пути препятствий.

Во-вторых, противоречие иэяду возросшая задачами по духовному развитию личности военнослужащих и недостаточным уровнем развития материальной базы культурно-досуговых учреждений. Стеку да, одной из проблем обновления культурной политики является определение и создание -оптимальных политических и материальных условий для нормального - функционирования армейских и флотских учреждений культуры.

В-третьих, противоречие гюяду яироким характером воздействия 1сультурнс-й политики на личность воекносдугащего и зани-

- 14 - ,

жэнными установками на восприятие культурных ценностей .кичныы составом Вооружённых Сил, сформированными в основном до воинской службы. В этой связи необходима тщательно разработанная программа приобщения армейской и флотской молодели к классическому и современному высокопрофессиональному искусству, включая традиционные и народные его виды, которое бы духовно обогащало, форми-ров&чо правильное представление о прекрасном в жизни, ратном ' {руде, быте и т. п.

В-четвертых, противоречие меаду сущаствукздэй острой необходимостью обновления культурной политики в области межнациональных отношений и состоянием данной работы. Стремление народов России к самостоятельности в духовной жизни требует уделять проблемам культурной политики в области межнациональных отношений самое пристальное внимание. .

В-пятых, противоречие шяду уровнем квалификации руководителей культурно-досуговых учреждений и современными требованиями, предъявляемыми к руководству учреждениями культура Непрофессиональный подход к разработке и осуществлению культурной политики в армии и на флоте, отсутствие четкой системы подготовки и переподготовки субъектов руководства культурой в Вооруженных Силах, особенно культурно-досуговых учреждений, требует уделить этим проблемам первостепенное внимание.

В-' четых, противоречие меяиу объективными требованиями к взаимодействию культурно-досуговых учревдений армии и флота с местными творческими союзами, "гражданскими" учреждениями культуры, ^ интеллигенцией е целях обогащения содержания и форы, деятельности но культурному развитию военнослужащих и низким качеством данного взаимодействия. В частности, слабо развиты постоянно действующие формы культурно-шефской работы, недостаточное внимание уделяется отдаленным гарнизонам и т. д. В этих условиях необходим поиск новых форм решения проблем культурного шефства над Вооружёнными Силами.

Исходя из' теоретической разработки сущности, функций и особенностей культурной политики, противоречий и проблем её осуществления, автор формулирует выводы, составляющие сердцевину обновления культурной политики в Вооружённых Силах. Они связаны с необходимостью:

- обеспечения приоритета общечеловеческих духовных ценностей как условия возвращения культуры на магистральный путь мирового культурного процесса, при этом, разумеется, правомерно воплощение в культуре специфических интересов различных социальных,- национальных и других групп и слоев общества;

- уважения и поощрения самобытности и равноправия культур всех проживахщих в России народов, расширения и совершенствования их свободного взаимодействия и взаимообогащекия;

- создания условий для свободного выбора населением 1суль-турных ценностей и видов культурной деятельности;

- законодательного и материального обеспечения государством свободы творчества художника, поощрения обществом таланта во всех проявлениях его неординарности и инициативы;

- беспрепятственного соревновательного развития различных потоков, стилей, стал, методов в литературе и искусстве, в гума-' питарных науках, поддержания открытости отечественной культуры всем гуманистическим идеям 'прошлого и современности;

- изливания монополии государства,,, ведомств, организаций и учреждений во всех областях культуры, создания условий для пво^ бодкой культурной деятельности при одновременном возрастании рол: государства как гаранта доступности культурных ценностей и культурной деятельности для всех граждан.

4. Обоснование основных направлений обновления культурной политики в Вооруейнных Силах. Сормулировка рассматриваемых направлений является результатом, анализа системы противоречий при разработке и осуществлении культурной политики и выбора наиболее благоприятных тенденций её обновления. Данные направления связаны как с обеим процессом обновления культурной политики в обществе, так и с юзнкретпыми условиями, средствами, способами его осуществления в Взоружйнных Силах.

Представляется, что наиболее ватными направлениями- обновления (культурной политики являются следующие.

Во-первых, переосмысление целей и зад^ч культурной политики в ВооругЛнных Силах на период их реформирования и на последующую перспективу. Здесь на первый план выдвигается задача изкнвания тех болезненных и трагических явлений в области культуры, которые принесла тоталитарная, затем авторитарно-бюрократическая по-

- 16 -.

литическая система, отвращения к жизни тех богатейших духовных ценностей, которые были созданы человечеством и остались актуальными до. конца XX века. В диссертационном исследовании формулируются к раскрываются пути, способы возвращения отечественной культуры в лоно мирового культурного развития.

Однако общечеловеческих ценностей не достичь и не утвердить беа уважения ценностей национальных. Отсюда особое место в реа-' Ливадии данного направления обновления культурной политики автор отводит вопросам формирования и развития российской, и в частности Русской идеи. Особое значение приобретает ' возрождение Русской идеи у личного состава Вооруженных Сил России. Поэтому одной из главных целей культурной политики является обеспечение всеми доступными способами и средствами духовного, морально-психологического, ратного, подвижнического энтузиазма, столь нужного сейчас нашей Родине, россиянам для возрождения своей республики.

Во-вторых, выработка, поиск новых форм и методов культурно- досуговой работы. Речь идет, конечно же, не о повальном отказе от существующих форм и методов работа Требуется другое: коренное повышение эффективности и качества их использования. Следует откровенно пригнать, что известная часть культурных мероприятий еще не всегда дифференцирована по своей направленности и содержанию, ''ередко рассчитана на "абстрактного" военнослужащего. В частности, еще мало используется "камерные" формы работы, в которых принимает участие не массовая аудитория, а небольшой круг военнослужащих, не создаются условия для занятий с групповыми, а также с одиночными ("неорганизованными") посетителями, приходящими в культурно-досуговые учреждения просто отдохнуть, пообщаться в культурной среде. .

В-третьих, совершенствование взаимодействия, укрепление связей работы по культурному развитию военнослужащих с жизнью частей (кораблей), решением учебно-боевых задач.Оэ мнению автора, при разработке и осуществлении культурной политики недопустимо одно ей направление делать приоритетным в ущерб другому. Безусловно, предназначение армейских и флотских учреждений культуры - в культурном обслуживании войск. И вместе с тем формирование художественной культуры не может яедяться самоцелью, ко

- 17 - "

соприкасаться с проблемами повышения боевой готовности частей и подразделений. В диссертационном исследовании выделяются в этой связи основные пути влияния культурной политики на позьогепие военно-профессиональной шстивкости.

В-четвертых, созергонствование содержания культурной политики в области кегшациопальных относений. Многонациональный характер воинских коллективов какладнзает особый отпечаток на деятельность армейских и флотских учрэадений культуры, различных творческих союзов и объединений, проводящих культурную политику. 1&териальпая база, уровень технической оснагэнностн, еозмотглости з организации встреч с деятелями культуры к искусства, их произведениями позволяют превратить клубы и Дека офицеров з подлинные центры интернационального обгззнкя ео:шоз. При этом необходимо соблюдать чувство меры, постоянно иметь в езду, что. с одпой стороны, основное содержание культурных нерэприятий в области кэгзйщиоттадыпя отношений должно кйть . •змош'.ональнсе, худогест-гзшюэ ЕсздеПствиэ, а с другой стороны, око долото матшальпо упгткзатъ слоягость и болезненность национальных отнесений.

В-ппиа, гаучангл полгапедшрго сбыта осуществления культурной политики п армиях других страя. Анализ доступной автору лггературы по дазпс?.!у вопросу показывает, что целостной системы 1^льтурпо-восшггательноЯ деятельности а арших зарубежных государств шт. Еиесуе с тем состояние катериадьпо-тохшгчеекой базы, 125тодшгэскоэ обеспечение,' дифференциация ¡культурного сбслуяива-пия военное лугэгзег ипострашшх .армй заслуятзяг вкиыглия и иву- ■

В-сэстых, опора при разработке культурной политики па ¡•достижения паута, пепольговаш-л научных регаиэндаций. Прездэ всего это должно лырагэтьса в усилении зшогэгага к разрабсисе не-тодологичесшвс проблем культурной политика, содержании рекомендаций ученых; и последовательном внедрении га в практику. В платности, необходтю Оолэе обстоятельно исследовать спецкфжсу осущзстзлония !?ультурной полтггага в орупш ,1 па даото, выработать нэтоды и форма практической реализация позой ¡етщетда развития :?ультуры.

З-седьиж, перестрогав планирования по культурному развитию военноелуягзя. Задача сгг,эстэппья псу:: в отом отнегэнки состо-

*

ит в изучении разви^чя духовной культуры как управляемого-процесса и выработке рекомендаций по е.го регулированию., С этой точки зрения важным объектом исследования является процесс формирования духовных потребностей. При этом отмечается, что планирование развития культуры не должно иметь ничего общего ки с манипулированием людьми, ки со стандартизацией их духовной жизни. В диссертационном ксслэдох .нии выделяется различные формы и этапы ,планирования работы по культурному развитию военнослужащих, в частности обтай прогноз, план-прогноз,, план-директива. В иссле-• дован:ш также предлагался основные компоненты единого комплексного плана духовного воспитания военнослужащих.

В-восьмых, прогнозирование возможных путей развития культурной политшси, тенденций изменения содержания, ближайших и отдаленных результатов влшния культуры на военнослужащих. Отмечается, что прогнозирование в культурной политике должно своевременно и адекватно реагировать на сложные, неоднозначные проблемы осуществления культурно-воспитательного процесса в условиях реформирования Вооруженных Сил, перехода к прохождению воинской службы по контракту, противоречивость общественных процессов в различных регионах России, где проходит воинскую службу личный состав армии и флота Следует отметить, что прогнозирование культурной политики сегодня невозможно такта без прогноза дея- . тельности государства в области культурного развития.

Назиачные основные направления обновления культурной политики по своему содержанию включают в себя важнейшие цели обновления культурной политики в Вооруженных Силах, актуальные, на взгляд' автора, и сегодня, и в перспективе. Каждое т них, в свою очередь, предполагает осущзствление ряда иер, изложенных в исследовании, а также наличие определенных условий.

5. Определение основных условий и принципов обновления культурной политики в армии и на флоте. Данные условия и принципы стали выводами из проведенного исследования и представляют собой важнейшие предпосылки успешного решения задач в дела преобразования культурной политики.

Во-первых, дальнейшее развитие, обновление культурной политики, повышение ев эффективности невозможны Сев наличия соответствующей материально-технической базы. В диссертационное

исследовании отмечается, что существующий и не до конца преодолевшей остаточной принцип выделения средств на культурные нуяды привел к тому, что сфера инфраструктуры культурной ,-кизяи оралась на задворках практической политюси. Автор предлагает конкретные меры по существенному улучшению материально-технической базы культуры.

Во-вторых, достаточное финансирование деятельности армейских и флотских учр-Лкдений культуры. Отмечается, что многие армейские и флотские учреждения культуры в новых условиях хозяйствования главный упор делаэт на зарабатывание денег. В итоге меркантильная ориентация на прибыль деформирует критерии кино -и видэоптсаза, концертной и театральной деятельности, организации досута военнослужащих, ведет к коммерциализации культурной политики. Для коренного улучшения финансовой деятельности куль-турно-досуговых учреядений в диссертационном исследовании определяется ряд мер по её совершенствован!''!

В-третьих, обеспечений культурной работы внс-скопрофз-ссио-нальными кадрами, являющаяся непосредственной проводниками культурной политики в Еойсках. Проводится анали подготовки кадров для армейских и флотских учреждений культуры в стенах Гума-тггарной академии Вооругйкных Сил, а тагоз система перелодготог-ки и повышения их квалификации в войсках и на флотах на базе ок-рутагах и гарнизонных Домов офшоров. По результатам анализа проблем подготовки кадров работникоэ культуры Вооружённых Сил автор делает ряд выводов, которые необходимо реализовать в ходе обновления культурной политики.

В-четвертых, гуманизация и гуманитаризация всей системы образования и воспитания в государстве, в том числе и подготовки военных кадров. Лишь тогда, когда в накем сознании утвердится понимание того, что человек есть высшая ценность, может наступить духовное' обновление общества Пришло в ре мл не только в стране, но и в армии р«ыить вопрос о целостной гуманитарной политике государства, внеся в зшсонодательни? органы соответствующее документы для рассмотрения. Гуманитаризация подготовки офи-цэрсгага кадров предполагает обязательное включение в курс обучения знаний по культуре и искусству. В диссертации исследуется в зтом отношении опыт военно-учебных заведений ряда зарубежных

государств.

В-пятых, наличие свободного, времени для удовлетворения культурных потребностей военнослужащих. Как показывает: даннш социологических исследований и собственная практическая деятельность автора, свободное время плодотворно используется в тех воинских коллективах, где "разработаны комплексное планы культурного развития личного состг. • а за период воинской службы. , - В-шестых, достаточно высокий уровень демократизации в армии и на флоте. Важно, чтобы в культурной политике в полную меру за" работали демократические рычаги. Однако, на практике ей обновление во многом задерживается применением командно-нажимного метода со стороны определенных структур. Доверие к людям, терпимрсть к непривычному, плюрализму интересов, поддериса талантов - важнейшие условия, обеспечивающие преодоление отчуждения людей от духовных ценностей человечества.

В-седьмых, компетентность управления, её научное обоснование. Управление духовными процессами предполагает определенна соответствующих нормативов удовлетворения культурных потребностей различных категорий военнослужащих, а также соблюдение научно обоснованных принципов культурной политики.

Автор формулирует и дает характеристику основным принципам ■ культурной политики, а именно: ■

- неразрывного единства задач культурного строительства о целями и задачами обновления общества, реформирования Вооружённых Сил;

- сочетания общих перспективных целей развития культуры с конкретными задачами управления ею на каждом исгоричзсюом этапе;

- общечеловеческого подхода к ресению задач культурного строительства, взаимовыгодного культурного обмена;

- бережного и внимательного отношения к культурному наследию проилого;

- вовлечения широких масс в культурное строительство, научно-техническое и художественное творчество;

- строгого учета специфики культуры и творческой деятельности работников, создающих культурные ценности;

-• координация усилий всех субъектов, осуществляющих культурную политику.

Наряду с названными, автор дает характеристику и таким принципам, как диалогичность, региональное самообеспечение; конструктивность.

iii,практические рекоменда1щ

Исследование поставленных в диссертации проблем позволило сформулировать ряд практических рекомендаций, имеющих своей цельп ддльнейпее изучение и обновление культурной политики в хо-„ дэ реформирования Вооружённых Сил.

Эти рекомендации объединены в четыре основные группы.

Первая группа - предложения и рекомендации по дадьнейпеху исследования наиболее актуальных направлений культурной пояити- • ¡си: продолжить анализ имевдкся противоречий и проблем, особенностей осуществления культурной политик;! в Вооружённых Силах, ей эффективности; исследовать' пути повызетш результативности всех средств, форм и методов культурно-досуговой работы в духовном развитии личности военноелуявдрго в современных условиях; проанализировать систему подготовки и переподготовки ■ кадров для кулътурно-досуговых учреждений; изыскать действующий на постоянной основе с участием научных кадров механизм выработки рекзний, касающихся функционирования духезной сферы; исследовать последствия реализации контрактного принципа фор1Лфоваи:».я Воору-: данных Сил в деятельности органов культуры.

Вторая группа практические рекомендации, содержащие в се- ' бе конкретные меры по обновлению культурной политики. Предлагается: а) значительно укрепить кзтериально-техничес^то базу кулътурно-досуговых и других учреждений культуры. Пересмотреть нормы снабжения культурным имуществом, техническини средствами пропаганды в сторону увеличения и модернизации имеющихся; б) во йсех военно-учебных заведениях организовать более гдубогле, фундакен-тальное изучение гем, специальных курсов, 'сряаанных с духовной отечественной и мировой культурой, этикой российского офицера; в) предусмотреть выпуск специального пресс-бюллетеня военно-социологической информации в виде приложения к журналу "Армия и

- 22 - ,

культура" о культурно? развитии военнослужащих, шире использовать для зтого возможности военных газет и журналов,, на страницах которых офэрмлять отрывные талоны "обратной связи" для проведения оперативного опроса личного состава о проблемах, путях, 4 способах осуществления культурной политики в армии и на флоте. В этих же целях предлагается провести в масштабе Вооружённых Сил России конкуре на лучлу» огакиаацию' и осуществление культур-гно-досуговой работы; г) осуществить модернизацию деятельности культурно-досуговых учреждений, предоставить им полную хоз" расчетную самостоятельность; д) предусмотреть систему подготовки руководителей армейских и флотских учреждений на общзакздеми-ческом уровне; е) периодически проводить мероприятия по обмену передовым опытом культурно-досуговой работы. В этих целях провести Всеармейскую научно-практическую конференцию, а в журнале "Армия и культура" ввести соответствующий раздел.

Третья группа - методические предложения и рекомендации. Предлагается: разработать комплексную программу духовного развития военнослужащих с учетом передовой технологии её внедрения; усовершенствовать планирование и прогнозирование культурных процессов в армии и на флоте; подготовить и опубликовать ряд крупных научных работ, методическую и справочную литературу по методике организации культурной деятельности в войсках.

Четгертая группа - рекомендации и предложения, охватывающее сферу государственно-правового регулирования культурной политики и направлений сё обновления в переходный период развития российского обпэства и его Вооружённых Сил. Автор считает- необходимым: согласовать усилия законодательной к исполнительной власти по прагаической реализации Закона о культуре; разработать Положения о Лриах офицеров, клубах, библиотеках, войсковых музеях в целях обеспечения »к оптимального функционирования; активизировать деятельность средств массовой информации по освещению проблем проведения культурной политики в Вооружённых Силах- С этой целью предлагается Главному управлению по работе с личным составом предусмотреть и согласовать со Всероссийской телерадиокомпанией дни и часы специальных программ для воинов армии и флота, создав для этого специальный отдел; законодательно закрепить кал Федеральную собственность все здания армейских и

флотских учреждений культуры, находящиеся на территории Российской Федерация. -

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ

Практическая акач-таость диссертации. Проведенное исследование создает основу для комплексной оценки реальных основных факторов, определяющих осуществление культурной политшсн, их более сффзктивного использования, выбора из альтернативных вариантов обновления культурной политики наиболее оптимального. Положения и выводы диссертации могут Оыть положены в основу выработки об-сэй и гуманитарной политики в обществе и его Вооружённых Силах, использованы в учебно-педагогической, научно-исследовательской и' практической деятельности военных кадров.

3 теоретическом плапэ- работа представляет интерес в ¡стест-вэ определенной философсто-политологцчосгай основы изучения проблэы, связанных с обновлением культурной политики, опредедэ-га:эм её прищэтоз, футшлй, целей и задач, улучшением условий для её осупэствлэнкя.

Апробация работа Основные полошим и выводы диссертации излагались автором а выступлении перед руководителями учреждений 1ЧГЛ)Туры Цэсгавсгого вбеппого округа в ццэ 1992 года, в научном еообгэшш ва вафэдро политолога» Гумакэтзрпой академии ВооругДп-тшх Сил. Честь штерналов,- зспэее« в диссертации, была апроб'л-розапа в процесса преподавания ¡суреов "Политология" и "Военная поягтогогия" а Гуштггарпой акадилт Еоорукёппых Сил в 1991 -1093 ГГ.

Публикация по тома исследования:

- 1йнцэтц!з обпозлешт гсультурнсЛ полотая в обществе и её особенности в ЕооругЗннах Сигзх. - То«с:с.: ТБК&'С, 1989. - 0.5* п. л.

- Про&Езиы обновления 1сультурксЛ полгряс! в Вооружённых Силах в современных условиях// Сборник научных статей. - !1: ГА ЕС, 1С9& - 1 п. л. /в печати/.