автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Проблемы организации общества в творчестве К. Э. Циолковского

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Хорунжий, Алексей Валентинович
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Проблемы организации общества в творчестве К. Э. Циолковского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы организации общества в творчестве К. Э. Циолковского"

ОРДЕНА ДРУЕБЫ НАРОДОВ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ ПАРОДОВ

На правах рукописи

ХПРУНШЙ Алексей Валентинович

ПРОБЛЕМУ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ К. Э.ШОЖОВСКОГО

(07.00.02 - отечественная история)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени канютата исторических наук

Москва - 1992

- Района зяшоджаз! из гаЛвдрв встзрлз Рсссгг ■гагкязскаго фзкухЕпзтз щщзпа Дружба народов РоссеЕсесго 1гие-Еерсстета дрриЗы перешли

. Нзучшй рукздздгиаяь; • доктор -Есгоретесгагг еаук», доцент Ы.Г.Георпгнг,

ОфЕщпглыни огшздгкщ: локгор псюрнчзссю: СЦУЕ. ЕрОфЗССОр квкдлдат фнлаесфекпх -наук, дец&зт В^Мзлагы^ш».

Ведусая организация;

Комиссия Российской Дкадэдаг Наук- гз-разработка гэуз^агз ■ наследия К.Э.Цгалканекого

ззнигта спстонтся "е&?" 1222 г„ е ^""-чса.

ка заседании сшещалазиравспизго сонета К 0бЗ.,22Д)8 в.РоссгЕо-

еоу ТштерсЕтеге дружба народов го адресу; 1Г712Е, ^аегша, ул. ¿Ьггдгхо-^аклаа, д. 6, зал £ Ь.

С диссертанте* коаго ознакомиться е наущай би&тдогегго Российского Университета дружбы народов ( ул. Ыгигуго-^гстая, д. 6

. Автореферат разослан 'с?Ощ ^уУ» 1Э32. г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат Бсторлчесних наук,

дощент РЛ-АРСШОВ

Объем I п.л. Тирак 100 экз. Зэк. 84. Бесшгатяо'

117923, ГСП-1., 1'оокЕа, уд. ОрдковЕсшзз, 3 Издательство Российского университета другбы народов

117225, ГС3-1, ГЛоеквз, ул. Ордгзкгкшие, о -Типография ¡'здатагьстза РУДК

. ., •■ - I

' Общая характеристика работы

К.Э.Циолковский - выдающийся отечественной учеши и изо-ретагель, основополояншс теории ракетодиначихи и межпланетных ообщений, самобытный мыслитель, идеолог освоения космоса, ав-ор оригинальных проектов по улучшению низни человечества. Он оздал перспективную программу развития общества, включав;:1ую родоляение и углубление научной, технической и творческой доя-ельности кителей Земли, конкретный план, направленный на соз-аш1в оптилалышх услозий для максимальной самореализации талан-оз каздой личности, на совершенствование организации общества, также человека так вида. Одним из средств для этого он считал своение космоса и установление контроля над разрушительными илрчи природы.

Не все стороны творчества Циолковски о били поняты и прияты его современниками. В первые десятилетия XX в. он был из-естен-узкому кругу энтузиастов развития воздуХоплавашш и ра-етной техники. Б 20-е гг. Циолковский 01сазался "канонизирован" ■ редствами пропаганды как гений-самоучка, получивший признание ишь в годы Советской власти. Основной его заслугой считалось азвитие вопросов воздухоплавания. В 50-е и, особенно, в начала 0-х гг. всеобщи;! энтузиазм, вызванный первм.и успеха',ст в развили отечественной космонавтики, прочно закрепил в масспом соз-анпи образ калужского учителя, открывшего людям дорогу в кос-ос. При этом остальные стороны творческого наследия рассматри-аллсь как второстепенные и объяснялись заблуждениями оторвантго-о от кизни сакоучки. Приходится признать, что целостного, аде-ватного образа ученого в массовом сознании до сих пор не слоилось. К солалошпэ, однобокое и схематичное восприятие ого'тво-чества оказало сильное влияние и на изучение научного наслодия колдовского, оставив вне поля зрения его программу дсстянетш идеального общественного строя".

В связи с этим цель данной диссертации - исследовать содержание и историческое место взглядов Циолковского по Еопросам раз-нтия и совершенствования социальной организации человечества..

Научно-познавательная и общественно-практическая актуаль-ость изучения с этой точки зрения теоретического наследия мне-ителя определяется рядом факторов. Оно тлеет' большую ценность, • оскольку философские л социологические разработки Циолковского

I

лежали в русле европейской культурной традиции. Активное в осмысление истории отечественной социальной мысли вызывает обходимость анализа кожфетних планов Циолковского по пере ройству человеческого общества, его взглядов на формы "иде ного строя" будущего.

Утопические элементы в социальном цроекте ученого пре латают изучение указанной проблемы в рамках истории утопич шсли. Переход от однозначно положительных или отрицательн оценок роли утопии в жизни общества к пониманию ее антином ностл как.продукта утопического сознания позволяет совреме исследователя!,I полнее раскрыть роль последнего в истории н страны, показать преемственность многих вдей и представлен общественном сознании и общественной мысли, в становлении ременных социологических концепций.

Не меньшую важность сегодня приобретает изучение соци ного и .философского обоснования Циолковским его технически г-^ооктов. Идеи ученого именно в этой области реализованы в иболыпей степени. Сбываются некоторые прогнозы ученого, от щиеся к перспективам развития как техники, так и сообществ родов Земли. Острота встающих перед всеми кителями планеты бальных проблем заставляет обращать самое пристальное вним на характер взаимодействия мировоззрения с естествознанием техникой, выходить за рамки отдельных культур в поисках но картины мира, новой рациональности и, в конечном счете, по, но общечеловеческих ценностей. Лрко выраженная социальная равленность всех философских исканий, научных и технически следований Циолковского, а также многие высказанные им пол ння позволяют не только лучше понять черты европейского ми; сприятия, в рамках которого сформировались взгляды ученого и увидеть предложенные им варианты решения указанных пробл

Таким образом, проблема, поставленная в данной диссер' ции, важна не только для изучения научного наследия'Циолко: го, но и для постижения истории нашей страны, отечественно: мирово« утопической традиции, а также в связи с поисками п; дальнейшего развития человечества. ;

Степень изученности жизни и деятельности Циолковского отечественной и зарубежной историографии, в целом, высока, отечественно;: наметилось четыре периода: с качала 30-х до ] ца 5С-х голов нашего века; 60-е голи; 70-е - начало 80-х п с с«: едгк! ¿^-х генов по иастоял-оо претдя.

о

Для первого характерно восприятие Циолковского как известного конструктора ракет и дирижаблей,' оторванного от жизни и в одиночку дошедшего до многих оригинальных технические идей. Немногие авторы, анализировавшие его философские взгляды, отделяли их от остального творчества и делали акцент на заблуждения ученого*.

Во второй период теоретическое наследие Циолковского стало вызывать более пристальный, постоянно растущий интерес, в особенности после первых успешных запусков космических аппаратов. В 1966 г. в Калуге были учреждены Чтения К.Э.Циолковского. Появились работы, в которых подчеркивались целостность и ори- _ гинальность его мировоззрения. В сферу внимания исследователей впервые попали социологические взгляды мыслителя, но и тогда проблема, которой посвящена данная диссертация, осталась неизученной^.

В 70-е годы интерес к большинству философских и социальных идей Циолковского угас. Лишь на исходе периода - в 1583 г. - была предпринята попытка целостного подхода к творчеству ш-слителя, вызванная интересом к мировоззренческим проблемам освоения космоса и их решешпо в рамках философской традиции ток называемого "русского космизма"^.

См.: Рышш Н.А. К.Э.Циолковский. Его жизнь, рас зты и ■ ракеты. - Л., 1931; Перельмап Я.И. Циолковский: Еизнь и технические идеи. - М.-л., 1937; Воробьев Б.Н. Циолковский. - М., 1940: Гвай И.И. 0 малоизвестной гипотезе Циолковского. - Кату-га, 1959; Брюханов В.А. Мировоззрение К.Э.Циолковского и ого научно-техническое творчество. - М,, 1959; и др.

2 См.: Шамов С.А. Философские взгляды К.Э.Циолковского: Автореф.дис. ... канд.филос. наук. - М., 1965; Кольченко И.А.. Платонов К.К. К.Э.Циолковский как мыслитель // Труды II Чтений К.Э.Циолковского. Секция "Исслед.науч.творчества л.Э.Циолковского". - М., 1958. - С.3-18; Кольченко И.А. К.Э.Циолковский как мыслитель: Автореф.дис. ... канд.филос.наук. - М., 1968; ■ Кольченко И.Л. Социологические идеи К.3. Циолковского // Труды 1У Чтении К.Э.Циолковского. Секция "Исслед.науч.творчества

К.Э.Циолковского". - 1,1., 1970. - С.24-36; и др.

3 См.: Гаврюшин Н.К. К.Э.Циолковский и атомистика // Труды УП Чтений К.г.Циолковского. Секция "Исслед.науч.творчества К.Э.Циолковского". - И., 1973. - С.36-50; Фаддеев Е.Т. К.З.Циолковский как основоположник астросоциологии // Идеи Циолковского и проблемы космонавтики. - П., 1974. - СЛ3-22; Клементьев Б.С. Проблема развития в трудах К.Э.Циолковского и совоеменность: Авторе Т-.дис. ... канд. дилос. наук. - Саратов, 197 о; дудкяиа И.А. /Дирсвоззреическко гообле:« в творчестве К.Э.Циолковского: А&-торо;:,д;"/:. ... канд.([.штос.наук. - М., 1983; а др.

В следует!;:;'; период подходы к творчеству Циолковского изменились. Его начали называть- энциклопедистом XX в. Появились работ!:, посвященные переосмыслению истории формирования мировоззрения ученого, анализу ранее не рассматривавшихся аспектов его взглядов*.

В зарубежной историографии постепенно расширился кр;т изученных сторон «изни и творчества Циолковского за счет введения в научный оборот новых данных. Здесь выделяются три периода: 30~о - 50-е годы; 60-е - первая половина 70-х годов; с серодины 70-х годов по настоящее время.

До конца 50-х годов вш:ма;ше сосредотачивалось на его деятельности в области техники, прежде всего, в ракетодинами-ке. В 60-е и до середини ?Сг,~ годов в зарубежную историографию проникли болоэ полные ''сведения о жизни и деятельности Циолковского, Упоминая философское учение мыслителя и его социологические воззрешш, зарубежные авторы подчеркивали их утопичность в смысле невозможности воплощения в жизнь и оторванность от главного направления его деятельности - разработки ■ проектов^ технического обеспечения космической экспансии человечества2.

С серодиш 70-х годов интерес к Циолковскому усилился как в связи с созданием проектов решения экологических проб. лег,5, так и в связи о ростом внимания к истории философии в России^. Источниковая база этих исследований остается ограни-

. * См.: Лытшш В.В. Философские взгляды К.Э.Циолковского и его отношение к атеизму и религии: Авторсф.дис. ... канд.филос. 'наук. - Л., 1989; Шаронова A.A. Формирование философских взглядов К.Э.Циолковского: Автореф.дис. ... канд.филос.наук. - М., 1989; ,.!апельман В.М. "Я хочу привести вас в восторг ... от ожидающей всех судьбы": Космическая этика К.Э.Циолковского. - И.,

1991;и др.

р

СМ.! Наггег F. ВёЬёз Lüne et vrais satellites. - P., 195' ■Sourine Y. Hon dossier spoutnik. - P., 19S8; Parry A. Russia's rockets and missiles. - N.Y., 1960; etc.

• x

J см.! Dyson F. Disturbing the universe. - N.Y., 1981; Hagemeister h. V.N.Kurav'ev (108*3 - 1931) und dan "Prometheishe Denken" der frühen Sovietzoit // Murav'ev V.N. Ovladenie vrerne-nem. Moskva, 19.-4. - München, 198}. - 3.1 - 27; HcDoui^uU Vi.A. ... the heavens and 'the earth: A political history of the Space Aße. - N.Y., 1983; Hagemeister M. Nikolaj Fedorov: Studie zu leben, werk und virkunp;, - München, 1989; etc.

ченной из-за практической недоступности (до недавнего времени) созетских архивов для зарубежных ученых.

За 60 лет изучения гигчи и творчества Циолковского накоплен ценный материал, требугацп.': своего обобщения, подводешш итогов и определения дальнейших аспектов исследования. Изучены его технические разработки, поднятые учегалл проблемы космнче-ской биологии и медицины. Сделаны важные пагн к целостному по-нпканию намного наследия мыслителя, теской взаимосвязи его '"фозоззрен.-.я со всеми сторонами деятельности. Но не все аспекты этой проблемы получили освещение. л числу наименее изученных откосится тема данной диссертации.

Кроме того, в настоящее время философские и социологпче-* зкие труди мыслителя включаются в самые разные издания, зачас-сую без долевого их ког/г.ентирозания; порой Циолковскому навя-я-шаит собственные мысли, пользуясь неясностью его терминологии. 3 вырванных из контекста высказываниях ученого можно най-41 подтверждение любо!: точк! зрения: от реакционности его отдельных предложений до их конъюнктурного соответствия очередным юзунгам. Это ставит перед исследователями задачу осуществле-сия комплексного подхода к пзучешго наследия Циолковского и строгого историзма в- оценке его взглядов.

Наутая новизна диссертации состоит в определении социальны проблематики как доминанты всей деятельности Циолковского; оли историко-культурных, ф:ыгософских и научштх традиций эпохи нормировании мировоззрения мыслителя; сущности философски снований его социальных проектов. Впервые доказано, что проведения Циолковского достаточно репрезентативны для реконструк-Ш1 его социологической концепции. Результаты проведенной ре-онструкщш позволили впервые доказать, что многочисленные пла-'I общественного переустройства, выдзи,{утые мыслителем, по су-II являются единым проектом совершенствования социально;; орга-лзации человечества, который представляет собой социальную гопию. Изучено ее содержание и дана ее типологическая харак-зрпстнка в сравнении с тровой и отечественной утопической эадпцие;5.

Источнпковач основа исследования включает опубликованные архивные материал:-:: законченные работы Э. Циолковского и >дготовнтелыг:е материалы к ним, его автобиографические за-!тки и переписку; документы, освещающие жизненны.": путь Цлол-

ковского, его пздагогичоскуп г. научную деятельность; воспоминания, псрсг.пску и пи: ¡о материалы, принадлежащие перу родственников >: знакомых мыслителя.

Еолмпшство материалов о лизни и деятельности Циолковского в оригиналах (или копиях с оригиналов) содержится в Архиве Российской Академии. Наук, прежде всего, в фондах К. З.Ци лков-ского ('.>.555, On. 1-7) и Е.Н.Воробьева (O.I528, Оп.1), а также в Государственном музее истории космонавтики (Калуга). Часть материалов находится в центральных и областных архивах Российской. '.»едорации.

Особенности стиля излечения и самобытность форм деятельности ушного, вызванная, в частности, условиями его низни, скрадывает типические черт:; его м:фовоззрешш и поступков, которые были определены воздействием эпохи, что обусловило привлечете дополнительных источников: документов, характеризующих историческую обстановку, на фоне которой разворачивалась деятельность Циолковского; научных и публицистических трудов, воспоминаний и переписки отечественных и зарубежных современников Циолковского.

По видам все источники составляют несколько групп: делопроизводственная документация, научные и публицистические труди, мемуары и эпистолярий.

Сущностно-содержательный анализ и историко-типологичес-кий метод изучения привлеченных источников предопределили постановку общих и конкретных задач диссертации: обосновать критерии и выделить периоды жизни Циолковского, дав анализ его деятельности; выяснить место и роль социально"; проблематики в его творчестве; показать истоки и процесс формирования философы: ": системы мыслителя, ее главные положения, выявить философские основатш социального проекта; провести его реконструкцию; дать типологическую характеристику и раскрыть содержание предложенного Циолковским плана достижения человечеством . "идеального строя жизни"; дать оценку его социальной утопии и показать ее место в мировой и отечественной утопической традиции.

Хронологические рамки диссертационного исследования, вытекающие из стоящих перед ним задач, ограничены годами жизни Циолковского и охватывают период с 1857 но 1935 гг.

Структура паботи определяется ее целью и задачам:. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка использованных источников и литератур».

Практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке к издашпо сборника (Теософских к социологических трудов и.Э.Циолковского, а так.у.о тома социологических работ в Собран;"! ого сочинешп':. Кроме того, получение выводы позволяют обосновать необходимость и наметить новые направления дальнейшего изучения творческого наследия Днолков-ского. -Наконец, результаты исследования используются авторе:: в курсах по истории отечественной наук:: и соцпалыю-утоплчсскол мысли.

Аттообаыия работ--:. Основные результаты исследован:«! олуб-ликсланы в статьях и изложены автором на: Ч Всесоюзной школе молодых ученых :: специалистов (Усть-Нарза, ¿стония, 1966); П выездной шсоле-семпнаре молодых историков наугд М!1КТ АН СССР (1368); лл1>ХПУ Научно-теоретических конференциях молодых уче-. !шх и спэш:атсстов УдН (1966-1969); ЕуЖУ Чтениях и.б.цнолко-вского (Калуга, 1586-1990). Результаты исследования легли в основу научно-популярных выстуиле:п::: на Круглом столе журнала "Знание - с: л а" (1991) :: в программе "Ойкуг.ена" радиостанции "охо Москвы" (!Й.С6 и I4.ce.ic9i).

Основное содержание :: выводы диссертации

Во взэченнн обоснована акг/альнссть поставленной проблем; определены ее научная новизна, степень изученности з отечественно;': и зарубе:.-:ной историографии, цель и задачи исследования; охарактеризованы источники, хронологические рамки и структура диссертации.

1-лздая глава содержит характеристику историографии и документальной основы решешш рассматриваемых в ней проблем, анализ деятельности и езглядов Циолковского, их оценку и обобщение.

В первой главе - ""л:знъ и творчество К. Э. Циолковского" -определен критерий и дана периодизация якзненного пути ученого, проведен сущнсстно-содержаталышй анализ каддого из периодов, выяснены место и рать-социальной проблематики в творчество мыслителя.

Изучение материалов, относящихся к биографии Циолковского, показывает, что наиболее логичным критерием для перио-

дпзацнл его жизни является 1:з::о;:с-:пю социального статуса. Оно, с'одной стороны, отражаю наиболее ва7;::..з вехи в жизнн ученого, а с другой, зо многом предопределяло возможности Циолковского и тег.: самым - формы его деятельности. 3 таком случае в его аизна могло выделить четыре основнпх периода: - 1857-1873 годи - детство к юность; 1573-1880 год:: - активное систематическое самообразование (заменившее будущему мыслителю студенческие годи); 1880-1921 годы - самостоятельная трудовая деятельность (преподавание в гимназии и научные изыскания); 1521-1935 годы - пенсионный период (продолжение активной научно-исследовательской работы).

В первый период закладывались основа будущей личности Циолковского. Он находился на попечении своей семьи, которая, естественно, оказала основное влияние на формирование характера пальчика. Большую рель в его судьбе сыграла глухота и вы-звашшо ею ограничения в возможных сферах приложения своих сш Познания Циолковского в это время были на общем гимназическом уровне, но уже определились и его предпочтения, тяга к естественным наосам. Осознанна" необходимость углубления знаний побудила юношу предпринять шаги, направленные на продолжение своего образования.

Во второй период сформировались основные черты его личности. Он усвоил тот комплекс идей, которыми жила интеллигенция России; приобрел основательные знания по различным естественнонаучным дисциплинам. От усвоения материала Циолковский перешел к первым самостоятельным исследованиям. Маргинальный социальный статус будущего ученого - он пользовался известной самостоятельностью, но продолжал находиться на-иждивении семьи - подтолкнул его к началу трудовой деятельности: Циолковский добился учительского звания.

В третий период средства для »изни и проведения экспериментов давала Циолковскому педагогическая деятельность в различных училищах и гимназиях. В это время он занимался исследованиями в ойг^сти естествознания и техники, ррчрабатывал свою фнлософско-этич8скую систему и основанный на ной проект социального переустройства. Общественная направленность изысканий Циолковского в различных областях науки, возникшая у юноши по. Бездействием идей пореформенной демократической интеллигенции получила в этот период теоретическое обоснование з созданном ;

учении о счастлнзом будущем человечества. Голы с 1917 по 1921 стали временем наиболее активной работ'' мыслителя над проектом идеального общества и попыток его пропаганды с цель».внедрения в жизнь.

В четвертый период пенсия, назначенная Циолковскому, поз-ваниа ему уделить практически все внимание научно;: работе и пропаганде своих философских и социальных идей.

Епзнь и творчество Циолковского представлял? собой гркн': пример бескорыстного служешгя народу, Родине :: всему человечеству. "Основной мотиз моей газ ни, - писал он, - сделать что-нибудь полезное для люде;;, ...продвинуть человечество хоть немного вперед"*. Такая целевая установка сложилась по;; вл::яш:см идейно;: атмосферы, в которой происходило формирование его провоз зрения.

С демократэтескл настроенными ;"401шмп тоге гпемо'п: Цполко-вского роднят: идея долга интеллигенц:::: перед народом; решимость посвятить свою жизнь улучшешз его положенил; убежденность в том, что есть липь два основных пути такого служения. Один - пропаганда передовых иде:': и непосредственное участие в освободительном движении. Второй - научное поприще, занятия ес-тествешпми наукам:! с целью обогатить человечество и облегчить положение народа при по?.:о^1 новых открыт;;;: и изобретен;*" (попыткой совместить оба пути объяснен феномен Н. Л. Кибальчича).

Недут Циолковского привел к тому, что реализация его потребности в общественно полезней деятельности проходила в сфере науки и изобретательства. 3 традициях эпох;:, научные исследова-Ш1Я послужили мыслителю основой для собственного философского учения, приведшего к созданию проекта социального переустройства. Доминанта творчества Циолковского - стремление приблизить человечество к счастью - из расплывчатого желания превратилось в артикулированную потребность, обретя черты детально проработанного проекта. Ему были пряло или косвенно подчинены все научные и технические исследования Циолковского.

Исследование жизни и деятельности ученого показывает, что , проект социального переустройства занимал центральное полсаенпе в его творчестве. Следовательно, без изучения этих планов певез-

* Циолковский К.Э. Первая модель чисто металлического аэроната из волнистого железа. - Калуга, 1913. - СЛ.

можно адекзатное восприятие наследия Циолковского, точное определение жеста и рели его технических т: естественнонаучных работ. ¿да понимания сущности проекта мыслителя следует рассмотреть его оетюсофско-этическую систему.

Во второй главе - "<>-:лоссхТ;скпе ос-то?-' социального ппоекта" •- рассмотрен:-: историко-культурные и общественно-политические условия формирования мировоззрения Циолковского, идейные влияния, обусловившие его обращение к социально:: проблематике к предопределившие подходы к решению многих проблем; изучены процесс формирования и основные положения философско-этического учения мыслителя; определен характер его планов общественного переустройства.

Эволюция мировоззрения и сущность доктрины Циолковского не раз становились предметом изучения в отечественно:: историографии. Тем не менее,' система философских взглядов шелителя столь многогранна к синтетична, что говорить о ее полной изученности -аио. бы преждевременно. Одной из наименее изученных является проблема соотношения социальных проектов Циолковского с его мировоззрением.

Собственная ф:ы;ософская система была для мыслителя не конечной целью, но лишь основанием для решения социальных вопросов. Полученные Циолковским выводы, как и сами подходы к проблемам общества, в значительной степени обусловлены мировосприятием ученого. Оно сформировалось в рамках христианской (европейской) культуры, в наибольшей степени способствующей появле-шзо проектов совершенного социума, и связанной с ней классической. (нкотонпанской) -картиной мира. Принадлежность Циолковского к этой культурной' традиции доказывает сравнительный анализ структуры и содержания его работ с творчеством его современников и предтеч (от £ж.Локка и И.Ньютона до Э.Геккеля и В.Куас-сока).

Становлонне мировоззрения шелителя проходило под влия-ш:ем взглядов литераторов и публицистов революционно-демократического направления (Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, П.Л.Лавров и др.). Важную роль сыграл здесь и Н.Ф.Федоров, введший Циолковского в з^уг актуальной для того времени естественнонаучной и общественной проблематики. Ученый стал приверженцем позитивизма, переосмысленного с позиций общественного утилитаризма. Он считал, что всякая социальная наука имеет право на суцество-

ванне лишь в то:,: случае, когда она опирается на выводы естественных наук. Созданная им философская система полностью удовлетворяла этим требованиям.

В свое": эволюции Циолковский не остановился на позитивизме. В его учении немало черт, свидетельствующих о его близости ■ к неокантианству. Подобная эволюция характерна для мыслителей и учешх конца XIX - качала XX вв. (А. С.Даппо-Данилезского, Н.И.Карееза и др.).

Это вновь подтверждает историческую обусловленность сформировавшегося у Циолковского мировоззрения. За оригинальностью ответов мыслителя на поставленные им зопросы сбывается закономерность само:*: ::х постановки, обращения к проблемам, волновавших многих современников Циолковского (А.А.Богданова, Н.З.Бугаева, В.И.Вернадского, П.П.Иванпцкого и других анарнпстов--биокосмистов, Н.И. :й:бальчича, Д.К.Менделеева, H.A.Морозова, В.Н.Муравьева, Н.А.Роккоза, H.A.Умова, А.И.Шаргея (Ю.Кондр-.тю-ка) и др.).

Автор диссертации согласен с выводами А.А.Шароновой, выделившей в эволюции мировоззрения Циолковского три осноеных периода: становление его философских взглядов, завершившееся з конце XIX в. (1898 г.); оформление основных положений учения Циолков-зкого (1898-1925 гг.); работа ученого над синтезом своих представлений в единую завершенную систему - "космическую философию" [1925-1935 гг.)1. В последние два периода эволюционировали лишь щей Циолковского по отдельны,т незначительным вопросам, в то зремя как общие положения его учения оставались неизменными, .'¡целитель лишь искал возможно более убедительной и обоснованной фгументации для их изложения. Следовательно, философский фунда-1онт социального проекта не менялся.

Зашплаясь в первый период естественнонаучными исследова-шями, Циолковский следовал традициям своей эпохи, набирая ба-■ак, необходимый, по его мнению, для решения философских проб-' :егл. Установившаяся в науке картина мира позволяла Циолковскому крепиться в убеждении, что естествознание дает возможность кай-и основгаге законы мира не только природного, но и социального, о есть научиться контролировать его, открыв принципы оптималь-ого общественного устройства. Поэтому в анализе Циолковским со-иальных проблем номотетический подход преобладает над идпогра-ическш.

хСм.: Ьлронова A.A. Указ.соч. - С.10-16. тт

Первые попытки приложения сзо;;х пау"Ч!п.:х Познани:': к мировоззренческим вопросам были связаны у мыслителя с критикой христианства. Она привела его на рубеке двух веков к созданию собственно;; фплософско.; систем;. Подразделяя фшософи» на метафизику, гносеологию и отику, Циолковский считал, что две первые части имеют инструментальный характер и служат в его учечи подготовил'; для созда;г/я истинной морали, которую следует "...извлечь из естественных начел вселенной, из се общих законов и. сделать се ... убедительной и приемлемой все:ли людьми""''.

ллрактернзуя своп, философские взгляды, Циолковский писал, что он "...остался сторонником моханистическгос воззрений 13-го столетие" ;: что его принципом всю ю;знь был "монизм - единство"". Отвечал в принципе поло:;штельно на вопрос о познаваемости мира, мыслитель подчер;сизал постоянную неполноту человеческих знаний. Тем по менее, дач;о на современном ему уровне развития науки, по мнению Циолковского, мо::сно было составить хотя бы самое приблизительное представление об общем плане мирового развита с тем, чтобы превратить человечество в субъект эволюции, дав ему обосновашгую т)огра-.-.:у действии и откр!гв перед ним перспективы, по ограниченные временем. Для этого ученый специально останавливался па критике теории тепловой смерти Вселенной, доказывая со несостоятельность.

Ценностные нормативы, па которых построен социальны;; проект Циолковского, были обоснованы им в оригинально;! философской системе, которую принято называть учением о "Монизме Вселенной" - по названию одной из немногих опубликованных работ на эту тему. Мыслитель доказывал, что всюду во Вселенной действуют одни и те яо законы природы. Значит, и нормы нравственности, основанные ш. знании этих законов, также будут одинаковы везде, в любом уголке космоса и для любых разум'шх существ. Их цель, согласно "Монизму", - обеспечить "атома;.!", составляющем всякий организм и чувствующим все то, что он переживает, возможность не испытывать мученин при новых переселениях. )!ля этого необходимо добиться того, чтобы в мире остались только высшие, совершенные

* Циолковский К. ;>пп:а пли естественные основ;.: нравственности, 8 января 1903-19-6 гг. // Архив РАН. - v.355. - Оп.1. - Д.372. - Л.9.

2 Циолковский К.'-). Чопты из мое;; г.изни, январь 19 :'о г. // Архив РАН. - Ф, 555. - Оп.2. - Л.12об.

и счастливые ("блаженные") существа. Одно из условий их "бла-жества" - совершенный общественный стро"'- и следование принципам "истинного себялюбия (эгоизма)", то есть соблюдение интересов "атома".

Циолковский считал, что большинство космических цшзилиза--ций давно спразилссь с этой задачей. Земле же выпала трудная'и почетная миссия - самой пройти весь мучительный путь эволюции, чтобы, выражаясь современным языком, обогатить вселенский генофонд. Если же человечество не справится с этой задачей, то смысла в его дальнейшем существовании не будет, и его постигнет судьба других неудавшихся экспериментов - безболезненное уничтожение. Следовательно, Циолковский доказывал, что сделать жизнь лучше, разумнее и богаче не только возможно в принципе, но и настоятельно необходимо. Совершенствование общественного строя, таким образом, становилось главной предпосылкой предлагавшегося Циолковским своеобразного пути решения эсхатолопг.з-ских проблем.

Инструментальный характер созданного Циолковским учения не позволял ему ограничиваться теоретическим решением проблем нравственности, заставляя доводить до конца - до создания практических рекомендаций по совершенствованию человечества•-свой опыт восхождения от естественных нар: к философии и социологии. Его проект "идеального строя жизни" стал логическим завершением мировоззренческих исканий Циолковского.

Для планов преобразований и, в особенности, представлешгй Циолковского о будущем обществе характерен типичный для утопий нормативно-ценностный подход, при котором "... образ будущего строится произвольно, в соответствии с представлениями футуролога если не о наилучшем, то, во всяком случае, предпочитаемом мире""'". Это дает основание говорить не просто о проекте "идеального строя", но о социальной утопии К.Э.Циолковского.

Третья глава - "Социальная утопия К.Э.Циолковского" -посвящена планам мыслителя по совершенствованию социального устройства человечества. Он но успел создать обобщающего труда, где он свел бы воедино все свои взгляды по этому вопросу^.

1 Баталов Э.Я. В мире утопии. - М., 1989. - С.27. о

Источники свидетельствуют, что Циолковский неоднократно предпринимал попытки дать обобщенное изложение своих представлений, но эти планы остались нереализованное!, (См.: Аэхзгв РАН. - Ф.5э5. - Оп,I. - Д.387. - Л.Ш-П4сб; :\Л&. - Л.З-Ь; Д.4Й7. - Л.1-15 и др.). 12

Однако имеющиеся материалы позволяют реконструировать проект мыслителя, раскрыть ого основные положения и дать его типологическую характеристику.

Б наследии ученого можно найти литературные фантазии, популярно I! доступно описывающие общество будущего, социально-политические труды и философские сочинения с обоснованием этических нормативов.

Циолковский не раз обращался к анализу современного ему общества, чтобы уяснить, с чего следует начинать преобразования. Главными "двигателями прогресса" он считал "гениев", то есть одарошшх люден во всех областях человеческой деятельности. Он считал, что существующее общественное устройство не спс собствуот их выявлешш и использованию с максимальной отдачей. В то же вромя, оценка состояния человечества и изучение прошлы социальных экспериментов убедили Циолковского в том, что непре одолимых препятствий для реализации ого проекта не существует.

Более всего его интересовали "общественные установления" капиталистического общества - частная собственность и связанный с ней крут проблем. Ученый! считал, что на данном этапе она наиболее соответствует свойствам человека и, в то же время, способствует отысканию "двигателей прогресса". Следовательно, при разумной политике, направленно!! на ограничение негативных последствий частной собственности, она могла бы послужить осно вой для достижения "идеального строя". В целом, он предлагал начинать с создания очагов будущего общества в рамках существующего, а затем силою убеждающего примера распространить тако! устройство на весь мир.

Практически все предложения ученого по улучшению жизни общества направлоны на выполнение двух основных условий: устранение социальной ригидности и установление меритократии. В работах Циолковского, посвященных развитию и конкретизации указанных требований, можно выделить несколько основных тем: вопросы социальной структуры будущего общества и обеспечения ее мобильности; пробломы форм собственности, политического устройства и совершенного законодательства; возможные способы внедрения в жизнь ого проекта. Кроме того, часть работ он посвятил свойством человека и их возможному влиянию на социальное устройство.

Ячейкой будущего общества Циолковсглй видел общину, построенную на началах ого фшюоофско-этичсгжой системы. В проекте»

мыслителя мы видим общество с постоянно обновляемой иерархической стратификацией, состоящее из свободных общинников. Они обладают самыми широкими возможностями: от превращения в отрубника-единоличника до восхождения, согласно свои,! свойствам, на высший уровень социума благодаря периодическим переизбрания!,! достойнейших в общины более высокого уровня.

Соответственно такой структуре решался вопрос о собственности. Основной ее формой в проекте является общинное владение землей и всем на ней произведенным. Кроме общественной ("общинной"). Циолковский предусматривал собственность личную и интеллектуальную. В правах на них км допускался широкий спектр отклонений в зависимости от уровня общества.

Как неоднократно подчеркивал ученый, огромную роль в улу шении жизни человечества, увеличении его могущества и богатства должна сыграть наука, чей потенциал помог бы снять многие из имущественных противоречий. Однако решение всех социальных вопросов без насилия могло бы быть достигнуто лишь при постоянном поиске общими усилия™ все более совершенных законов, регламентирующих жизнь человека, и добровольном их исполнении.

К вопросу о законах общества будущего Циолковский обращался неоднократно, выделяя три группы законов: индивидуальные, • общественные и специальные. Он считал, что "... основою законов должно быть ... усовершенствование человечества и ликвидирование несовершенных форм жизни"1.

Оригинальность учения мыслителя о "Монизме Вселенной" объясняет самобытность многих конкретных предложений, а также масштаб постановки проблемы, не ограничивающийся рачками земкого шара. В далеком будущем ученый предусматривал расселение • зеловечества в космическом пространстве, его вхождение в иерар--' шо миров разумных существ, изменение человека как вида.

Вместе с тем, рассмотренный проект вполне характере« для звоей эпохи как по содержанию, так и по времени своего появления. Циолковский приступил к его созданию в 1915 г., выработав этические нормативы и доказав для себя бесконечность сущоство-зания Вселенной. К 1916 г. сложились основные контуры общества 5удущего в видении ученого. Открытость для коммунитарннх экспо-' эиментов, небывалая социальная мобильность России в 1917-1921гг.

1 Циолковский ¡', Р. Общественный строй. 1917 - окт. 1918 г.

Ч Архив г Л К. - '-...Ъо. - Оп.1. - Д. 387. - Л. 122.

заставила его особенно активно работать над своим проектом. В дальнейшем мыслитель намеревался обобщить свои работы, занимался поиском наиболее убедительного изложения и проработкой деталей "идеального строя".

По уровню, на котором он был создан, проект Циолковского относится к литературно-теоретическим утопиям. Социальный идеал, лежащий в его основе, определяет его принадлежность к социалистической утопии1. По роли утопического идеала в общественной жизни и его социокультурному наполнению утопию Циолковского можно охарактеризовать соответственно как протрес-систскую и технократическую.

"Идеальный строй" Циолковского имеет черты, свойственные утопической традиции, сформировавшейся в рамках европейской культуры (от Платона до Т.Мора, Т.Кампанеллы и более поздних авторов). Он близок большинству социалистических утопий XIX в. в их неприятии насилия, ориентации на общечеловеческие ценности, на мораль как движущую силу преобразований, на неодолимое воздействие истины, убеждающего примера (А.де Сен-Симон, Ш.Фурье и др.). Утопия Циолковского отражала взгляды части российской интеллигенции, сформировавшейся в последней трети XIX в., но именно в первой трети XX в. сыгравшей главную роль в расцвете отечественной утопической традиции (Н.А.Морозов, А.А.Богданов, А.В.Чаянов, Ф.М.Богданов, В.Д.Никольский и др.).

В заключении подведены итоги и сформулированы основные выводы исследования. Избранный автором критерии позволил дать принципиально новую периодизацию жизненного пути К.Э.Циолковского. Сущностно-содержательный анализ деятельности ученого з каждый из периодов показал, что центральное место в ней занимала социальная проблематика. Без ее изучения невозможно целостное восприятие образа Циолковского и полноценное изучение его жизни и'творчества.

Мировоззренческая эволюция и взгляды Циолковского вполне закономерны для его эпохи, хотя оригинальность форм изложе-' кия в его трудах скрадывает это. Принадлежность мыслителя -к 1 европейскому типу культуры, а также общественно-политическая.

т

Социалистическая утопия - понятие классификационное, применяемое для выделения определенного типа проектов. Включает в себя реакционную социалистическую, консервативную социалистическую и критически-социалистическую утопим. К последним огнлсится проект Циолковского.

з:ш- в Fcccibs злого врегсенц но keoeci гфадспрадвлзпз.. сгй ешссоог к psseitEo фзгссзофсклх Н" сщкальннх прсйгет»

Дее создания научна обоспшашшх зшчесют: нориатпвоз он прздцппст' спгг тюсзшяенЕя от естествознания к фшюесфии.что sssd^cssubo вызвало Цгсшазвскпго ir завершении этих пснскоз -сссдаддз собственного щэсекта улучшения организации общества.

ОСхяЗптЕйцего- труда ДгсяЕозсяяЭ егэ оставил. но пзлозил прязкт "идеального строя гизни'г зо множестве отдельных работ. Рс~спетруюз5И этого проекта позволила определить его как. со-П"™гг,~л угсгспэ и дать ее типалогпческуи характеристику.

Восприятие социальной утопии Циолковского ¡сак единой отетрукциа, целостного объекта изучения позволяет предложить пзбнй круг псследозгтшкских, задач» Дальнейшее изучение проекта. "ппсатъпсго строя" раскроет проявление з кем пяти ссповных

ксрмгтизпой, когнитивной (прогностической), конструктивной п компенсаторной. Представляется такте гврспеяпяЕЕИ! соотнесение проекта Циолковского с аналогичными ему отечественными я зарубежными утопиями.

Тзезенеез направления исследования позволят создать аде-яззгпЕй образ .'¿кслзтеля*. посвятившего свою низнь резепию проб-лггш саверггниой организации общества.

По тк.тз диссертации опубликовано:

X. XqpyEsU A.B. Условия максимальной самореализации таланта з трудах л.З.Цлслковского // Социокультурное предпосылки эффективности научной деятельности: Всесоюзная таола молодых ученых н специалистов. Тезисы докладов / йИЕТ АН СССР, ВКШ. -IL, IS88. - СЛ14-П8.

2. Хоруншш A.J3. Х.З..Циаяхозский о перспективах развития человечества. - 12 .с. - Депонировано в КНИОН АН СССР Je 36555 от 27.05»1969 г.

3. Хорунжий A.B. К.Э.Циатковский о перспективах развития челозеч'еского общества // Труды XXili чтений л. Э,Циолковского. Секция: "Исследование научного творчества л. 3. Циолковского и история авиации и космонавтики". - М., 1990. - C.29-J8.

4. Хсруннкй A.B. Представления К.Э.Циолковско-э о будущем общественном устройстве человечества // Трудн ХЛУ и ХХУ Чтений гС. Ъ. Циолкозского. Секция "Исследование научного творчестза ¿.3.Циолковского а история авиации л космонавтики". - М. ,1991. - СЛ01-П5.