автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Проблемы организации общества в творчестве К.Э. Циолковского
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы организации общества в творчестве К.Э. Циолковского"
ОРДЕНА ДРШБЫ НАРОДОВ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖЮ НАРОДОВ
На правах рукописи
ХОРШЯИЙ Алексей Валентинович
ПРОБШйЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ К. Э. ЩОЖОВСКОК)
(07.00.02 - отечественная история)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва - 1992
Работа E2ü¿2E£-iía яа згеЛсдра- -Естцрви Eocceb лпшчгишгх! фЕПчузЕгеха ордзна Дружба ьтзродлг Рссохйскепзэ - Ефспета дружйа-'парояЕЗ.
Леучтай pjsoEsrorrasbí доктор игторхгчегыпгх iíaya, доцект iLIJeopraess-
ОйПЦЕЕЛЬЕЫЗ 0ПДШ12КЩГ
доктор исхсряческа: паук, профессор
кандидат йшгасофсгагх кзук, взцеят В^й^ЬаЕгаьизги
Ведущая орггпшзацгшг
Комиссия Российской Лкадеиий Наук гзразраСатшз ниу^пюго
■ наследил JL3.iljiojnfijBCKaro
Защита состоятся ъу*** XS32 г.. в чао.
•fia заседает спздззлззпрсшзикаго сшниа £ 053,-22.08 г .Pcecii£c-коц Угстерсгтоте дружбы народов по гдресу: II7I2E, Москва., уд.
■ ^кяухо-г&клгд, д. 6, зал Л 3.
С диссертацией когпо оаиакокитъся в научной библиотека Российского Университета друкбк народов С ул- ¡Аоаут-Уакааа» д. 6
- Автореферат разослан IS2¿ г.
Ученый секретарь специализированного сое ai а кандидат всгоритеских наук,
ДОЦент Р.АЛРШШВ
Объегг I п.л. Тирзг ICO экз. Зэк. 84. Бесплатно'
117 923., ГСП-1„ ¿.'осква, ул. Ордконгнлдзэ, 3 Издательство Российского униЕарсптета другбы народов
117923, ГС3-1, Моеквз, ул. Ордгокккгдзе, 3 -Типография Издательства Г/ЛЛ
Общая характеристика работы •
К.Э.Циолковский - выдающийся отечественной ученый и изобретатель, основоположник теории ракетодинамикя и межпланетных сообщений, самобытный мыслитель, идеолог освоения космоса, автор оригинальных проектов по улучшению жизни человечества. Он создал перспективную программу развития общества, включавшую продолжение и углубление научной, технической и творческой деятельности кителей Зешш, конкретный план, направленна на создание оптимальных условий для максимальной самореализации талантов каждой личности, на совершенствовать организации общества, а также человека как вида. Одним из средств для этого он.считал освоение космоса и установление контроля над разрупительгая.я силрми природы.
Не все стороны творчества Циолковскои были понята и приняты его современниками. В первые десятилетия XX в. он был известен узкому кругу энтузиастов развития воздухоплавания и ракетной техники. В 30-е гг. Циолковский оказался "канонизирован" . средства',ш пропаганды ¡сак гений-самоучка, получивший признание лишь в годы Советской власти. Основной его заслугой считаюсь развитие вопросов воздухоплавания. 3 50-е и, особенно, в начато 60-х гг. всеобщий энтузиазм, вызванный первыми успехами в развитии отечественной космонавтики, прочно закрепил в масспом соз-наяии образ калужского учителя, открывшего ладя?,! дорогу в космос. При этом ост&чьные стораы творческого наследил рассматривались дсак второстепенные и объяснялись заблуждениями оторванного от йиэш! самоучки. Приходится признать, что целостного, адекватного образа ученого в массовом сознании до сих пор не сложилось. К сожалению, однобокое и схематичное восприятие его творчества оказало сильное влияние и на изучение научного наследи Циолковского, оставив вне поля зрения его программу Достяяения "идеального общественного строя".
3 связи с этим цаяь данной диссертации - исследовать содержание и историческое место взглядов Циолковского по вопросам развития л совершенствования социальной организации человечества.■
Научно-познавательная и общественно-практическая актуальность изучения с этой точки зрения теоретического наследия мыслителя определяется рядом факторов. Оно тлеет большую ценность, 1 поскольку философские и социологические разработки Циолковского
I '
лежали в русле европейской культурной традиции. Активное не осмысление истории отечественной социальной мысли вызывает обходимость анализа конкретных планов Циолковского по переу ройству человеческого общества, его взглядов на формы "идеа ного строя" будущего.
Утопические элементы в социальном проекте ученого пред] латают изучение указанной проблемы в рамках истории утопиче« мысли. Переход от однозначно положительных или отрицательны; оценок роли утопии в жизни общества к пониманию ее антиномии носи как продукта утопического сознания позволяет совремеш исследователям полнее раскрыть роль последнего в истории нал страны, показать преемственность многих идей и представления общественном сознании и общественной мысли, в становлении сс ременных социологических концепций.
Не меньшую важность сегодня приобретает изучение социал ного и .философского обоснования Циолковским его технических Г-^оеу.тов. Идеи ученого именно в этой области реализованы в и ибилыпей степени. Сбывается некоторые прогнозы ученого, отно щиеия к перспективам развития как техники, так и сообщества ; родов Земли. Острота встающих перед всеми кителями планеты г. бальных проблем заставляет обращать самое пристальное внимаю на характер взаимодействия мировоззрения с естествознанием и техникой, выходить за рамки отдельных культур в поисках ново} картины мира, новой рациональности и, в конечном счете, подал но общечеловеческих ценностей. Лрко выраженная социальная наг равленность всех философских исканий, научных и технических г следований Циолковского, а также многие высказанные им полоне ния позволяют не только лучше понять черты европейского миров сприятия, в рамках которого сформировались взгляды ученого, н и увидеть предложенные им варианты решения указанных проблем.
Таким образом, проблема, поставленная в данной диссертации, важна не только для изучения научного наследия'Циолковск го, но и для постижения истории нашей страны, отечественной и мирово'* утопической традиции, а также в связи с поисками путе; дальнейшего развития человечества. ;
Степень изученности жизни и деятельности Циолковского в отечественной и зарубежной историографии, в целом, высока. В отечественно;: наметилось четыре периода: с начала 30-х до конца 50-х годов нашего века; 60-е голи; 70-е - начало 80-х годот с с-?: ['С-х годов по настоящее 1гн::ля.
о
Для первого характерно восприятие Циолковского как известного конструктора ракет и дирижаблей/ оторванного от жизни и в одиночку дошедшего до многих оригинальных технические идей. Немногие авторы, анализировавшие его философские взгляды, отделяли их от остального творчества и делали акцент на заблуждения ученого1.
Во второй период теоретическое наследие Циолковского стало вызывать более пристальный, постоянно растущий интерес, в особенности после первых успешных запусков космических аппаратов. В 1966 г. в Калуге были учреждены Чтения К.Э.Циолковского. Появились работы, в которых подчеркивались целостность и оригинальность его мировоззрения. В сферу внимания исследователей впервые попали социологические взгляды мыслителя, но и тогда проблема, которой посвящена данная диссертация, осталась неизученной^.
В 70-е годы интерес к большинству философских и социальных идей Циолковского угас. Лишь на исходе периода - в 1583 г. - была предпринята попытка целостного подхода к творчеству мыслителя, вызванная интересом к мировоззренческим проблемам освоения космоса и их решению в рамках философской традиции так называемого "русского космизма"^.
См.: Рыттн Н.А. К. Э. Циолковский. Его ялзнь, рас лн и ■ ракеты. - Л., 1931: Перелитая Я.К. Циолковский: ытзнь и технические идеи. - 1,1.-Л., 1937; Воробьев Б.Н. Циолковский. - М., 1940: ГваП И.И. О малоизвестной гипотезе Циолковского. - Калуга, 1959; Брюханов В. А. Г.'лровоззрение К. Э.Циолковского и его научно-техническое творчество. - М., 1959; и др.
^ См.: Шамов С.А. Философские взгляды К.Э.Циолковского: Автореф.дис. ... канд.филос.наук. - М., 1965; Кольченко И.А., Платонов К.К. К.Э.Циолковский как мыслитель // Труды П Чтения К.Э.Циолковского. Секция "Исслед.науч.творчества К.Э.Циолковского". - М., 1968. - С.3-18; Кольченко И.А. К.Э.Циолковский как мыслитель: Автореф.дис. ... канд.филос.наук. - М., 1968; • Кольченко И.А. Социологические идеи К.Э.Циолковского // Трудн
1У Чтений К.Э.Циолковского. Секция "Исслед.науч.творчества К.Э.Циолковского". - И., 1970. - С.24-36; и др.
3 См.: Гаврюшин II. К. К. 3. Циолковский и атомистика // Труды УП Чтений К. с*.Циолковского, Секция "Исслед. науч. творчества К.Э.Циолковского". - Ы., 1973, - С.36-50; £>оддееЕЕ.Т. К.З.Циолковский как основоположник аотросоциологии // Идеи Циолковского и проблемы космонавтики. - М., 1974. - С.13—22; Клементьев Б.С. Проблема развития в трудах К.Э.Циолковского и современность: Авторе-!'.дис. ... канд.ятлос.наук. - Саратов, 1978; дудкияа И.А. "¡ирозсззренческие проблем в творчестве К. а. Циолковского; Автореф.дис. ... канд.филос.наук. - М., 1983; и др.
В следуютп:1. период подходы к творчеству Циолковского изменились. Его начали называть- энциклопедистом XX в. Появились работ):, посвящешше переосмыслению истории формирования мировоззрения ученого, анализу ранее не рассматривавшихся аспектов его взглядов'''.
Б зарубежной историографии постепенно расширился кр;т изученных сторон кизни и творчества Циолковского за счет введения в научный оборот новпх данных. Здесь выделяются три периода: ЗО-о - 50-е годи; 60-е - первая половина 70-х годов; с ' серодшш 70-х годов по настоящее время.
До конца 50-х годов внимание сосредотачивалось на его деятельности в области техники, прежде всего, в ракетодинами-ке. В 60-е и до соредини?0:~;; годов в зарубежную историографию проншелп более полнее"сведения о жизни и деятельности Циолковского. Упоминая философское учение мыслителя и его социологические воззрения, зарубежные авторы подчеркивали их утопичность в смысле невозможности воплощения в жизнь и оторванность от главного направления его деятельности - разработки • проектов технического обеспечения космической экспансии человечества^.
С оередшш 70-х годов интерес к Циолковскому усилился .как в связи о созданием проектов решения экологических цроб-. лем, так и в связи о роста; внимания к истории философии в России^. Источниковая база этих исследований остается ограни-
. См.: Лыткин В.В. Философские взгляды К.Э.Циолковского и ого отношение к атеизму и религии: Автореф.дис. ... канд.филос. 'паук. - Л., 1989; Шаронова A.A. Формирование философских взглядов К. Э.Циолковского: Автореф.дис. ... канд.филос.наук. - М., 1989; „!апельман В.М, "Я хочу привести вас в восторг ... от ожидающей всех судьбы": Космическая этика К.Э.Циолковского. - М., 1991;и др.
2
СМ.: Harzer F. БеЪёа Lüne et vrais satellites.- P., 1957 ■Sourine Y. Mon dossier cpoutnik. - P., 1958; Parry A. Russia's rockets and missiles. - N.Y., 1960; etc.
^ СМ.! Dyson P. Disturbing the universe. - N.Y., 1981; Hagemeister К. V.N.Murav'ev (1085 - 1951) und dan "Prometheishe Denken" der frühen Sovietzeit // Nurav'ev V.N. Ovladenie vreme-nem. Moskva, 19.-4. - München, 1905. - 3.1 - ?.7\ McDou^ull W.A. ... the heavens and 'the earth: A political history of the Space Aße. - N.Y., 1935; Hagemeister M. Hikolaj Fedorov: Studiei zu leben, werk und Wirkung. - Manchen, 1909; etc.
ченно?! из-за практической недоступности (до недавнего времени) советских ар:спзов для зарубежных ученых.
За 60 лет изучения низчи и творчества Цполкозского накоплен ценный материал, требующий своего обобщзтм, подведения итогов и определения дальнейших аспектов исследования. Изучены его технические разработки, поднятые ученым пробле:п: коегдгче-ской биологии и медицины. Сделаны вгшные пагп к целостному по-нимашво научного наследия мыслителя, тесно;': взаимосвязи его мировоззрения со Bcei.ni сторона-"! деятельности. Но не все аспекты этой проблемы получили освещение, л числу наименее изученных относится тема данной диссертации.
Кроме того, в настоящее вреыл философские и социологаче-' ские труды мыслителя вкяэтаятся з самые разные издания, зачастую без должного их ко:.?.:ентировашп; порой Циблковскоглу навязывают собственные мысли, пользуясь неясностью его терминологии. В вырванных из контекста высказываниях ученого мс;кно найти подтверждение любой точки зрения: от реакционности ого отдельных предложений до их конъюнктурного соответствия очередным лозунгам, ото ставит перед исследователями задачу осуществления комплексного подхода к изучения наследия Циолковского и строгого историзма в оценке его взглядов.
Научная новизна диссертации состоит в определении социальной проблематики как доминанты всей деятельности Циолковского; роли историко-культурных, философских и научных традиций эпох:: з «орм:грованип г.пгровоззрения гаслителя; сущности философских оснований его социальных проектов. Впервые доказано, что про::з-зедегсш Циолковского достаточно репрезентативны для реконструк-цш его социологической концепции. Результаты проведенной ре-сонструкщш позволили впервые доказать, что многочисленные пла-гы общественного переустройства, выдвинутые мыслителем, по су-ч: являются единым проектом совершенствования социальной организации человечества, который представляет собой социальную топлю. Изучено ее содержание и дана ее типологическая харак-еристика в сравнении .с тдаровой и отечественной утопической радицией.
Нсточниковач основа исследования включает опубликованные архивные материалы: законченные работы Э.Циолковского и здготовительные материалы к ним, его автобиографические эа-зтки н переписку; документы, освещающие жизненный путь Циол-
конского, его пэдагопгческуи i: научную деятельность; воспонп-нашш, переписку и пи:¡о материалы, иркнадлеяа5цпе перу родственников и знакомых г.;;:сл;:теля.
Нолылшство материалов о гхзни к деятельности Циолковского в оригиналах (ни: копиях с оригиналов) содержится в Архиве Российской Академии Наук, прежде всего, в фонд,ах К. З.Ци лков-ского (',>.555, Оп. 1—7) и Е.Н.Воробьева (O.I528, Оп.1), а такие в Государственно:.: музее истории космонавтики (Калуга). Часть материалов находится в центральных и областных архивах Росси;';-ско?. '.»er.opajv'-H.
Особенности стиля изложешш 51 самобытность форм деятельности ученого, вызванная, в частности, условиями его жизни, скрадывает тпп::чсск5:е черты его м:фовоззрекпя и поступков, которые были определены воздействием эпохи, что обусловило привлечение дополнительных источников: документов, характерпзую-щ::х историческую обстановку, на фоне которол разворачивалась деятельность Циолковского; научных и публицистических трудов, воспоминании к переписи: отечественных и зарубежных современников Циолковского.
По видам все источники составляют несколько групп: делопроизводственная документация, научше и публицистические труды, мемуары и эпистолярий.
Сущностно-содеркательныИ анализ и историко-типологичес-кий метод изучешм привлеченных источников предопределили постановку общих i: конкретных задач диссертации: обосновать кри-Tepim и выделить периоды жизни Циолковского, дав анализ его деятельности; выяснить место и роль социально:"; проблематики в его творчестве; показать истоки и процесс формирования фило-софск "; системы мыслителя, ее главные положения, выявить философские основания социального проекта; провести его реконструкцию; дать типологическую характеристику и раскрыть содержание предложенного Циолковским плана достижения человечеством . "идеального строя жизни"; дать оцежу его социальной утопии и показать ее место в мировой и отечественно!! утопическол традиции.
Хронологические рамки диссертационного исследования, вытекающие из стоящих перед ним задач, ограничены годами жизни Циолковского и охватывают период с 1857 но 1935 гг.
Структура работы определяется ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примоча-ний и списка использованных источников и литератур».
Практическое значение. Результаты исследования могут быть использова:--::: при подготовке к нздан:т сборгшса п'нлософскпх к социологических трудов К. Э.Циолковского, а также тома социологических работ в Собрана: ого сочинении. Кроме того, получение выводы позволяют обосновать необходимость и наметить новые направления дальнейшего изучения творческого наследия Цпа7:н.оз-ского. Наконец, результаты исследования используется автором в курсах по истор:"! отечественно;"! наук:: и социально-утопической мысли.
Апообапня работ::. Основные результат:: ::сследова!!ия опубликованы в статьях и изложен;; автором на: Ч Всесоюзно:' ¡лкате молодых ученых и специалистов (Усть-Нарва, Эстония, 1266); П выездной' пкале-семпнаре молодых историков наугл ККВГ АН СССР (I9SS); ХлИ-ХПУ Научно-теоретических конТ.сренцнлх молодых ученых и специалистов УДН (ISb&-IGG9); 7SC-1TJ Чтениях К. ô.Циолковского (Катета, I98S-I99C). Результаты исследования легли в основу научно-популярных внступлеш::: на Круглом столе журнала "Знание - сила" (1991) и в программе "Ойкумена" радиостанции "Зхо Москвы" CiS.CG и I4.C6.I29I).
Основное содержание :: выводы диссертант
Во введении обоснована актуальность поставленной проблемы; определены ее парная новизна, степень изученности в отечественной и зарубежной историографии, цель и задачи исследования; охарактеризованы источники, хронатогпческие ра'жи и структура диссертации.
Каждая глаза содержит характеристику историографии и документальной основы решения рассматриваемых в ней проблем, анализ деятельности и взглядов Циалковского, их оценку и обобщение.
В первой главе - "Гдзнь и творчество К.Э.Циолковского" -определен критерий и дана периодизация жизненного пути ученого, проведен сущностно-содержателышй анализ каждого из периодов,. выяснены место и роль-социальной проблематики в творчестве мыслителя.
Изучение материалов, относящихся к биографии Циолковского, показывает, что наиболее логичным критерием для перио-
дпзацкк его жизни является Ез:.:акс-:глг социального статуса. Оно, с "одно:; сторон:-:, отражало наиболее вазгп-з вехи в жизни ученого, а с другой, во многом предопределяло возможности Циолковского и тек самнл - форма его деятельности. 3 таком случае в ого кизил могло выделить четыре основных периода: - 1857-1873 годи - детство и юность; 1873-1830 год:: - активное систематическое самообразование (заменившее будущему мыслителю студенческие годи); 1880-1921 годы - самостоятельная трудовая деятельность (преподавание в гимназии и научные изыскания); 1921-1935 годы - пенсионный период (продолжение активно!: научно-исследовательской работы).
В первый период закладывались основы будущей личности Циолковского. Он находился на попечении своей семьи, которая, есестзенно, оказала основное влияние на формирование характера мальчика. Большую роль в его судьбе сьирала глухота и вызванные ею ограничения в возможных сферах приложения своих сил. Познания Циолковского в это время были на общем гимназическом уровне, ко уже определились к его предпочтения, тяга к естественным наукам. Осознанна" необходимость углубления знании побудила юношу предпринять шаги, направленные на продолжение своего образования.
Бо второй период сторнировались основные черты его личности. Он усвоил тот комплекс идей, которыми жила интеллигенция России; приобрел основательные знания по различным естественнонаучным дисциплинам. От усвоения материала Циолковский перешел к первым самостоятельным исследованиям. Маргинальный социальный статус будущего ученого - он пользовался известной самостоятельностью, но продолжал находиться на иждивении семьи - подтолкнул его к началу трудовой деятельности: Циолковский добился учительского звания.
В третий период средства для низни и проведения экспериментов давала Циолковскому педагогическая деятельность в различных училищах и гимназиях. В это время он занимался исследованиями в области естествознания и техники, разрабатывал свою филос офско-э тпче с кую систему и основанный на ней проект социального переустройства. Общественная направленность изысканий Циолковского в различных областях науки, возникшая у юноши под воздействием идей пореформенной демократической интеллигенции, псяучида в этот период теоретическое обоснование з созданном им
учения о счастливом будущем человечества. Го'а: с 1917 по 19X1 стали временем наиболее активно:'! работ-' мыслителя над проектом идеального общества и попыток его пропаганды с целью внедрения в хизнь.
Б четверти!! период пенсия, назначенная ¡Жолковскому, позволила ему уделить практически все внимание научно;: работе и пропаганде своих философских и социальных где::.
Епзнь и творчество Циолковского представляют собо": г? к::': пример бескорыстного слу::;еш:я народу, Родине :: ьсому человечеству. "Основной мотив моей г.лзни, - писал он, - сделать что-нибудь полезное для людеЛ, ...продвинуть человечество хоть немного вперед"'''. Такая целевая установка слог.глась под злглнпем идейно;'! атмосферы, в которой происходило формирование его "иро-возьрения.
С демократически настроенными ¡-чеными тоге гпемо'гп Жолковского роднят: идея долга интеллигенции перед народом; решимость посвятить свою згдзиь улучшен:по его поло:кен:'л; убежденность в том, что есть лезь два основных пути такого сдумонпя. Один- пропаганда передовых идей и непосредственное участие в освободительном двихеиип. Второй - научное поприще, занятия ес-тественн"'.?/! науками с целью обогатить человечество и облегчить положение народа при помощи новых открыт:;;: и изобретен;*'1 (попыткой совместить оба пути объяснен феномен Н.л.1й:бальчича).
Недут Циолковского привел к тому, что реализация его потребности в общественно полезной деятельности проходила в сфере науки и изобретательства. В традициях эпохи, научные исследования послужили мыслителю основой для собственного философского учения, приведшего к созданию проекта социального переустройства. Доминанта творчества Циолковского - стремление приблизить человечество к счастью - из расплывчатого келания превратилось в артикулированную потребность, обретя черты детально проработанного проекта. Ему были прямо или косвенно подчинены все научные и технические исследования Циолковского.
Исследование жизни и деятельности ученого показывает, что . проект социального переустройства занимал центральное полоненпе в его творчество. Следовательно, без изучения этих планов невоз-
т
Циолковский К.Э. Первая модель чисто металлического аэроната из волнистого железа. - Калуга, 1913, - С.1.
мокно адекватное восприятие наследия Циолковского, точное определение госта и рели его технических и естественнонаучных работ. для понимания сущности проекта мыслителя следует рассмотреть его философско-этпческуэ систему.
Во втопо" главе - "^илоссйские ос-'овы оот'ального проекта" - рассмотрен;: историко-культурные и общественно-политические условия формирования мировоззрения Циолковского, идейные влияния, обусловившие его обращение к социальной проблематике и предопределившие подходы к решению многих проблем; изучены процесс формирования и основные положения философско-этнческого учения мыслителя; определен характер его планов общественного переустройства.
Эволюция мировоззрения и сущность доктрины Циолковского не раз становились предметом изучения в отечественно!: историографии. Тем не менее,' система философских взглядоз мыслителя столь многогранна и синтетична, что говорить о ее полной изученности ашо бы преждевременно. Одной из наименее изученных является проблема соотношения социальных проектов Циолковского с его мировоззрением.
Собственная философская система была для мыслителя не конечной целью, но лишь основанием для решения социальных вопросов. Полученные Циолковским выводы, как к сами подходы к проблемам общества, в значительной степени обусловлены мировосприятием ученого. Оно сформировалось в рамках христианской (европейской) культуры, в наибольшей степени способствующей появлению проектов совершенного соцкума> и связанной с ней классической (ньютонианской) -картиной мира. Принадлежность Циолковского к это!': культурно;! традиции доказывает сравнительный анализ структуры и содержания его работ с творчеством его современников и предтеч (от ды.Локка и И.Ньютона до Э.Геккеля и В.Куас-сака).
Становление мировоззрения мыслителя проходило под влиянием взглядов литераторов и публицистов революционно-демократического направления (Н.Г.Чернышевский, Д.И.Ппсарев, П.Л.Лавров и др.). Вагдую роль сыграт здесь и Н.Ф.Федоров, введший Циолковского в круг актуальной для того времени естественнонаучной и общественной проблематики. Ученый стал цркверженцом позитивизма, переосмысленного с позиций общественного утилитаризма. Он считан, что всякая социальная наука имеет право на существо-
ванне л:тпь в то:.: случае, когда она опирается на выводи естественных наук. Созданная им философская система полностью удовлетворяла этим требованиям.
В свое": эволюции Циолковсхий не остановился на позитивизме. В его учении немачо черт, свидетельствующих о его близости ■ к неокантианству. Подобная эволюция характерна для гтелнтелей и ученых конца НХ - начата XX вв. (А.С.Лаппс-Данилевского, Н.И.Кареева и др.).
Это вновь подтверждает историческую обусловленность сформировавшегося у Циолковского мировоззрения. За оригинальностью ответов мыслителя на поставленное им вопроси скрывается закономерность самой их постановки, обращения к проблемам, волновавших многих современников Циолковского (Л.А.Богданова, Н.З.Бугаева, В.Ц.Вернадского, П.И.Иваннцкого к других анархистов--биокосмистов, Н.И.Кибальчича, Д.И.Менделеева, H.A.Морозова, В.Н.Муравьева, Н.А.Роккова, Н.А.Умова, А.И.Шаргея (Ю.Кондр-.тгс-ка) и др.).
Автор диссертации согласен с выводами А.А.Шароновой, выделившей в эволюции мировоззрения Циолковского три основных периода: становление его философских взглядов, завершившееся в конце XIX в. (1898 г.); оформление основных положений учения Циолковского (1898-1925 гг.); работа ученого над синтезом своих представлений в единую завершенную.систему - "космическую философию" (1925-1935 гг.)'1'. В последние два периода эволюционировали лишь идеи Циолковского по отдельна,! незначительны?.! вопросам, в то время как общие положения его учения оставались неизменны:;®. ГЛыслитель лишь искал возмогло более убедительной и обоснованной аргументации для их изложения. Следовательно, философский фундамент социального проекта не менялся.'
Занимаясь в первый период естественнонаучными исследова-шшми, Циолковский следовал традициям своей эпохи, набирая ба-гая, необходимый, по его мнению, для решения философских проб-' лем. Установившаяся в науке картина мира позволяла Циолковскому укрепиться в убеждении, что естествознание дает возможность найти основные законы i.nipa не только природного, но к социального, то есть научиться контролировать его, открыв принципы оптимального общественного устройства. Поэтому в анализе Циолковским социальных проблем номотетически:": подход преобладает над идиогра-фкческш.
"''См.: баронова A.A. Указ.соч. - С. 10-16. тг
Первые попытки приложения сво;:х научных Познани!: к мировоззренчески.! вопросам были связан:: у мыслителя с критикой христианства. Она привела его ¡га рубеже двух веков к созданию собствен!!«."; философской системы. Подразделяя философию на метафизику, гносеологию и этику, Циолковский считал, что две первые части имеют инструментальный характер и служат в его уче-чи подготовкой для создания пстипноЛ морали, которую следует "...извлечь из естественных начал вселенной, из се общих законов и сделать ее ... убед::тсльной и приемлемой всеми людьми""''.
ллракторизуя свои философские взгляд;:, Циолковский писал, что он "...остался сторонником механнстическзс воззрений 19-го столетия" что его прищепом всю жизнь был "монизм - единство""'. Отвочач в принципе положительно на вопрос о познаваемости мира, мыслитель подчер:слзал постоянную неполноту человеческих знаний. Теп не менее, даче на современном ему уровне развития науки, по мнению Циолковского, можно било составить хотя бы самое приблизительное представление об общем плане мирового развита с тем, чтоб'! превратить человечество в субъект эволюции, дав ему обосновашгую програгл.ту действий и открыв перед щщ перспективы, не ограниченные временем. Для этого ученый специально останавливался на критике теории тепловой- смерти Вселенной, доказывая се несостоятельность.
Ценностные нормативы, на которых построен социальный проект Циолковского, были обоснованы км в оригинальной философской системе, которую принято называть учением о "Монизме Вселенной" - по названию одной из немногих опубликованных работ на эту тему. Мыслитель доказывал, что всюду во Вселенной действуют одни и то жо законы природы. Значит, и нормы нравственности, основанные на знании этих законов, также будут одинаковы везде, в любом уголке космоса и для любых разумных существ. 11х цель, согласно "!.1ош:зму", - обеспечить "атомам", составляющим всякий организм и чувствующим все то, что он переживает, возможность не испытывать мучегапЧ при новых переселениях. Для этого необходимо добиться того, чтобы в миро остались только высшие, совершению
^ Циолковский К. 0. 'Лика шш естественные основы нравственности, В января 1903-192« гг. // Архив ГЛН. - ','.555.*- Оп.1. - Д. 372. - Л. 9,
2 Циолковский К. I). Черт;; из моей лизни, январь 1У.й г. // Архив РАН. - С'. 555. - Оп.2. - Д.12об.
и счастливые ("блаженные") существа. Одно из условии их "бла-жества" - совершенный общественный стрс*"- и следование принципам "истинного себялюбия (эгоизма)", то есть соблюдение интересов "атома".
Циолковский считал, что большинство космических цивилиза--ций давно справилось с этой задачей. Земле же выпала трудная'и почетная миссия - самой пройти весь мучительный путь эволюции, чтобы, выражаясь современным языком, обогатить вселенский генофонд. Если же человечество не справится с этой задачей, то смысла в его дальнейшем существовании не будет, и его постигнет судьба других неудавшихся экспериментов - безболезненное уничтожение. Следовательно, Циолковский доказывал, что сделать жизнь лучше, разумнее и богаче не только возможно в принципе, но и настоятельно необходимо. Совершенствование общественного строя, тагам образом, становилось глазной предпосылкой предлагавшегося Циолковским своеобразного пути решения эсхатологии-ских проблем.
Инструментальный характер созданного Циолковским учения не позволял ему ограничиваться теоретическим решением проблем нравственности, заставляя доводить до конца - до создания практических рекомендаций по совершенствованию человечества свой опыт восхождения от естественных наук к философии и социологии. Его проект "идеального строя жизни" стал логическим зазершеш:ем мировоззренческих исканий Циолковского.
Для планов преобразований и, в особенности, представлений Циолковского о будущем обществе характерен типичный для утопий нормативно-ценностный подход, при котором "... образ будущего строится произвольно, в соответствии с представлениями футуролога если не о наилучшем, то, во всяком случае, предпочитаемом мире"'1. Это дает основание говорить не просто о проекте "идеального строя", но о социальной утопии К.Э.Циолковского.
Третья глава - "Социальная утопия К.Э.Циолковского" -посвящена планам мыслителя по совершенствованию социального устройства человечества. Он не успел создать обобщающего труда, где он свел бы воедино все свои взгляды по этому вопросу^.
1 Баталов Э.Я. В мире утопии. - М., 1989. - С. 37.
2
Источники свидетельствуют, что Циолковский неоднократно предпринимал попытки дать обобщенное изложение своих представлений, но эти планы остались нереализованными, (Си.: Архив РАН. - 0,5о5. - Оп. I. - Д.387. - Л.Ш-1Х4об; Д.402. - л.3-1 о; Д.457. - Л.1-15 и др.). 13
Однако имеющиеся материалы позволяют реконструхфовать проект мыслителя, раскрыть ого основные полояения н дать его типологическую характеристику.
В наследии ученого модно найти литературные фантазии, популярно и доступно описывающие общество будущего, социально-политические труды и философские сочинения с обосноваш.эм этических нормативов.
Циолковский не раз обращался к анализу современного ему общества, чтобы уяснить, с чего следует начинать преобразования. Главными "двигателями прогресса" он считал "гениев", то ость одаренных людей во всех областях человеческой деятельности. Он считал, что существующее общественное устройство не способствует их выявлению и использованию с максимальной отдачей. В то ¡ко время, оценка состояния человечества и изучение прошлых социальных экспериментов убедили Циолковского в том, что непреодолимых препятствий для реализации его проекта не существует.
Более всего ого интересовали "общественные установления" капиталистического общества - частная собственность и связанный с ней круг проблем. 'Учений считал, что на данном этапе она наиболее соответствует свойствам человека и, в то яе время, способствует отысканию "двигателей прогресса". Следовательно, при разумной политике, направленной на ограничение негативных последствий частной собственности, она могла бы послужить основой для достижения "идеального строя". В целом, он предлагал начинать с создания очагов будущего общества в рамках существующего, а затем силою убеждающего примера распространить такое устройство на весь мир.
Практически все предложения ученого по улучшению кизни общества направлены на выполнение двух основных условий: устранение социальной ригидности и установление меритократии. В работах Циолковского, посвященных развитию и конкретизации указанных требований, мокно выделить несколько основных тем: вопросы социальной структуры будущего общества и обеспечения ее мобильности; проблемы форм собственности, политического устройства и совершенного законодательства; возможные способы внедрения в аизнь ого проекта. Кроме того, часть работ он посвятил свойством человека и их возможному влиянию на социальное устройство.
Ячейкой будущего общества Циолковский видел общину, построенную на началах его фштосо{ско-э?кчсско'! системы. В прооктг.
мыслителя мы видим общество с постоянно обновляемой иерархической стратификацией, состоящее из свободных общинников. Они обладают самыми широкими возможностями: от превращения в отрубника-единоличника до восхождения, согласно своим свойствам, на высший уровень социума благодаря периодическим переизбраниям достойнейших в общины более высокого уровня.
Соответственно такой структуре решался вопрос о собственности. Основной ее формой в проекте является общинное владение землей и всем на ней произведенным. Кроме общественной ("общинной"), Циолковский предусматривал собственность личную и интеллектуальную. В правах на них им допускался широкий спектр отклонений в зависимости от уровня общества.
Как неоднократно подчеркивал ученый, огромную роль в ул} «пении низни человечества, увеличении его могущества и богатства должна сыграть наука, чей потенциал помог бы снять многие из имущественных противоречий. Однако решение всех социальных вопросов без насилия могло бы быть достигнуто лишь при постоянном поиске общи,та усилиями все более совершенных законов, регламентирующих жизнь человека, и добровольном их исполнении.
К вопросу о законах общества будущего Циолковский обращался неоднократно, выделяя три группы законов: индивидуальные, • общественные и специальные. Он считал, что "... основою законов должно быть ... усовершенствование человека .. и ликвидирование несовершенных форм жизни"1.
Оригинальность учения мыслителя о "Монизме Вселенной" объясняет самобытность многих конкретных предложений, а также масштаб постановки проблемы, не ограничивающийся рамками земного шара. В далеком будущем ученый предусматривал расселение геловечества в космическом пространстве, его вхождение в иерар--' ого миров разумных существ, изменение человека как вида.
Шесте с тем, рассмотренный проект вполне характерей для ;воей эпохи как по содержанию, так и по времени своего появле-шя. Циолковский приступил к его созданию в 1915 г., выработав этические нормативы и доказав для себя бесконечность сущвство-¡ания Вселенной. К 1916 г. сложились основные контуры общества >удутцего в видении ученого. Открытость для коммунитарннх экспе-' 1Иментов, небывалая социальная мобильность России в 1917-1921гг.
1 1 ¡панковский Общественный строй. 191? - окт. 1918 г.
/ Архив ?АН. - ч.ГпгЗ. - ОпЛ. - Д.387. - Л. 122.
заставила его особенно активно работать над своим проектом. В дальнейшем мыслитель намеревался обобщить свои работы, занимался поиском наиболее убедительного изложения и проработкой деталей "идеального строя".
По уровню, на котором он был создан, проект Циолковского относится к литературно-теоретическим утопиям. Социальный идеал, лежащий в его основе-, определяет его принадлежность к социалистической утопии*. По роли утопического идеала в общественной жизни и его социокультурному наполнению утопию Циолковского 'можно охарактеризовать соответственно как прогрес-систскую и технократическую.
"Идеальный строй" Циолковского имеет черты, свойственные утопической традиции, сформировавшейся в рамках европейской культуры (от Платона до Т.Мора, Т.Кампанеллы и более поздних авторов). Он близок большинству социалистических утопий ИХ в. в их неприятии насилия, ориентации на общечеловеческие ценности, на 1..ораль как движущую силу преобразований, на неодолимое воздействие истины, убеждающего примера (А.де Сен-Си?,гон, Ш.Фурье и др.). Утопия Циолковского отражала взгляды части российской интеллигенции, сформировавшейся в последней трети XIX в., но именно в первой трети XX в. сыгравшей главную роль в-расцвете отечественной утопической традиции Ш.А.Морозов, А.А.Богданов, А.В.Чаянов, Ф.М.Богданов, В.Д.Никольский и др.).
В заключении подведены итоги и сформулированы основные выводы исследования. Избранный автором критерий позволил дать принципиально новую периодизацию жизненного пути К.Э.Циолковского. Сущностно-содержательный анализ деятельности ученого в каждый из периодов показал, что центральное место в ней занимала социальная проблематика. Без ее изучения невозможно целостное восприятие образа Циолковского и полноценное изучение его жизни и творчества.
Мировоззренческая эволюция и взгляды Циолковского вполне закономерны для его эпохи, хотя оригинальность форм изложения в его трудах скрадывает это. Принадлежность мыслителя к! европейскому типу культуры, а также общественно-политическая-
Социалистическая утопия - понятие классификационное, применяемое для выделения определенного типа проектов. Включает в себя реакционную социалистическую, консервативную социалистическую и критически-социалистическую утопию. К последнем относится проект Циолковского.
1С
сййтгпсЕзЗ; ж Fcccsi этого Ережна во кнппяг ггредопредвлзлц . еш ссдзсгг г-резежэ флгософскзх ir соцпаянзпс проблем..
Дгг егдандя научно сбсспавашах этических нормативов он 1фздЕгашсг'-сп2тггосхшзсензгг от естествозЕэшя к фшэссфш.чго гзотпгэзерЕО привело Цголковсваго пг завершению этих поискав -газзданхдэ собсгвзннзга проекта улучшения организации общества.,
ОбхлЗщагщзго- труда ЦютгеобсяиЭ иэ оставет, но пзлеапл цргелг "йдэзльнпго строя кизнз'г so шоягестзв- отдельных работ. Разстатрупцал згего проекта. позволила. определить его как со-пгаяьгуп утепли и дать е-з ттгологпческуа характеристику.
Восприятие сспгальпой утопии Циолковского как единой пдзггоутщпг, цзлсстдаго объекта изучения позволяет предложить еовнЗ круг Есаледазгталъсшгх задач~ дальнейшее изучение проекта. "идеального стооя" раскроет проявление в нем пяти основных
норглатнзпой, когнитивной (прогяостичес-доЗ), козструкгЕзпой и компенсаторной. Представляется такке ЕБрспеативннм соотнесение проекта Циолковского с аналогичными ему отечественными и зарубежными утопиями.
Зглзатгниэ направления исследования позволят создать аде-:г."гг:~Г: сбраз гкедитедя, посвятившего своя еезнь решению проб-лгщы совершенной организации общества.
По теме диссертации опубликовано:
1. Хорунзил А.З. Условия максимальной самореализации таланта в трудах л. З..Циолкобского // Социокультурные предпосылки .ЕашектлвЕсстд научной деятельности- Всесоюзная шкода молодых ученых и специалистов. Тезисы докладов / ИИЕТ АН СССР, BHÜL -I.L, IS83. - C.II4-U8.
2. Хорукзлл AJ3. К. З..Цнсшкобский о перспективах развития человечества. - 12 .с. - депонировано в ИЕЕОН АН СССР В 38555 ст 27.05.1989 г.
3. Xopyftni": A.B. л.Э.Циолковский о перспективах развития человеческого общества // Труды XIüü Чтений л. З.днолковскоп. Секция: 'Исследование научного творчества 3. Циолковского и история авиации и космонавтики". - !,!., 1990. - C.29-J8.
4«. Хорунний А.З. Представления К.Э.Циолкозско~э о будущем общественном устройстве человечества // Труды ХХЕУ и ХлУ Чтений л. о. Циолковского. Секция "'/.сследовакие научного творчества К.3.Циолковского и история авиации и космонавтики". - М.,1991. - С.101-115.