автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Проблемы развития культуры Литвы (1944-1956 гг.)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Пятраускайте, Аудроне Зигмовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Проблемы развития культуры Литвы (1944-1956 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы развития культуры Литвы (1944-1956 гг.)"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ПЯгаУСШГЕ Аудрояо Зкгмовна

ПРОБЛЕМЫ ИЗШГИЯ КУЛЬТУШ ЛГШ (1944-1956 гг.)

Спецвадьность 07.00.01 - История общественных движений и политических партий

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание ученой степени навдццата исторических наук

Сайда-Петербург 1992

Работа выполнена на кафедре политической истории Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель - кандидат исторических наук*

доцент ВЛ.Бякина

Официальные оппоненты ^ доктор исторических наук,

профессор Н.Я.Олесич

кандидат исторических наук, доцент К.МЛосифоаа

Ведущее учреждение - Санкт-Петербургский институт авиационного приборостроения

Защита состоится 1992 г. в 16 часов

на заседании специализированного совета К 063.57.24 по присуждению ученой степени кандидата наук по специальности 07.00.01 в Санкт-Петербургском госуниверситете по адресу: 199034.С-Яетербург,Менделеевская дин.5, ауд.67

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им Д. М. Горького университет*

Автореферат разослан ■ ^ ■ ¿Ъи^р 1992 г

Ученый секретарь доцент

а л. начин

!•./ " | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАКЛЕ

" ! : ' Актуальность тамы.Зроблемы культуры Литвы первого послевоенного десятилетия наиболее тесно связаны с вопросами развития как всего советского государства,так и с обдей ситуацией в Литве,оказавшейся под властью тоталитарного режима. Поэтому исследования культурной жизни 1944-56 годов дают воэ-еютность проанализировать и увидеть в контексте всю общественно-политическую кизнь Литвы после второй мировой войны.

Вхоздение Литвы в СССР и последовавшая политика строительства социалистического общества - неоднозначный, тяжелый в противоречивый гтап.остЕнозиетий естественное развитие Литовского государства. Дэфсркадаи в экономической и политической областях не могли не принести больших изменений и в духовной якзни литовского народа, нашли непосредственное отря-«ние в сфере художественной культуры. Произведения литературы и искусства,созданные в послевоенные года,трагическая судьба н тяягелые тсоркеские поиски многих представителей творческой интеллигенции республики сегодня демонстрирует те негативные явления в литовской национальной культуре,которые произошли в результате строительства "нового" общества.

Культурные преобразования в Литве начались в условиях сложившегося тоталитаризма,когда в СССР уже был накоплен гигантский, в том числе и отрицательный опыт пролетарского искусства. Поэтому процесс создания литовской советской культуры шел более сложно я болезненно,чем в СССР, затронув глубинные явления духовной жизни литовского народа - его национальное самосознание и национальные культурные традиции.

Главную роль в деле создания новой советской культуры Литвы сыграла Компартия республики.До недавнего времени ее деятельность в области строительства социализме е Литве оценивалась однозначно положительно; во внимание не принимались те негативные последствия,хоторые она оказала на идеолога:- : культурную жизнь республики, на традиции и национальное самосознание литовского народа; не учитывались роковые последствия разделения единой национальной культуры народа по классовому принципу,что отразилось ка преемственности культуры, на сохранении еэ традиций.

ИдеПнс-воспитательная работа среди творческой интеллигенции Литвы,деятельность КП Литвы по созданию нового поколения литовской интеллигенции оказали прямое воздействие на ее мировоззргнио, непосредственно на творческую ее деятельность,что повлияло на состояние и дальнейшее развитие художественной культуры Литвы.

Кризис социалистической идеологии,политических и государственных институтов, процесс распддч Сотоа заставляет общество искать опоры в духовных ценностях. Не случ&Яно именно сегодня возрос интерес людей к вечнш ценностям: к истории, культуре .национальный традициям и т.д. Сегодня историю» должны по-новому, без штампов и предубеждений подвергнуть анализу пути развития советской культуры, объективно проанализировать события и явления,связанные с процессом стро-лтелъстза литовской советской культуры.

Вышесказанное свидетельствует о необходимости исследования вопросов,связанных с избранной темой, о ее актуальности в современных условиях общественного развития.

Степень изученности проблемы.Советская историография располагает большим количеством исследований.посвященных вопросам теории и истории культурного строительства в стране в указанный период.* В них на основе марксистской методологии раскрыты закономерности и задачи социалистической культурной революции,определены основные этапы деятельности Компартии в этом направлении.Среди советских историков имели место расхождения по вопросам сущности и задач, социалистической культурной революции, ее периодизаций, ко в целом авторы не отходили от общейризнанных штампов, опираясь на положения классиков марксизма-ленинизма,подчеркивая руководящую и определяющую роль компартии в социалистическом культурном строительстве.

Амелии П.П. Интеллигенция и социализм.Л.,1970; Арнольдов А.

.Социалистическая интеллигенция и культурный прогресс .М., оаллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 4.963; Боголюбова Е.В. Культура к общество (Вопросы истории и теории).М.,1978; Головнев А.И. Интешациональное и няци-ональное в развитии социалистической кудьтуры.Минск,1974; Горбунов ¿.В. Ленин и социалистическая культура (Ленинская концепция формирования социалистической культуры).П.,1972;

- О -

Первая попытка обобщения истории развития советской культуры в согоных республиках бша сделана авторами сборни-кя статей "Развитие социалистической культуры в союзных рес-публиках"(!"!. ,1962),где наряду с обеими закономерностями культурного строительства,выявлялись специфические особенности развития национальных культур в условиях социализма.В сбор-кик вошла таете статья,посвященная проблеме культурного строительства в Литве.*

Вопросам истории литовской культуры советского периода посвящено и коллективное исследование "Культура Советской Литвы. 1940-1980 гг.7*"которое написано на основе фактического и статистического материала и показывает достижения республики в области культурных преобразования.В данной работе анализируются теоретические проблемы,связанные с процессом создания советской кухътууы в Литве, дяется периодизация социалистической революции,выявляется закономерности, особенности социалистического культурного строительства. Большое шимзние уделено проблемам развития литовской советской художественно? культуры, деятельности творческой интеллигенции .fio отметим: все проблемы культуры здесь рассматриваются сквозь призму классового подхода, партийности, теоретических л ел ожени?, марксизма-ленинизма.

Культурному строительству в Литве посвящали свои исследования А.Бекджюс,Я.Беликене,М.БурокяБИЧгс,Е.Балтинене и Др-Т которые изучали вопросы развития художественной культуры в республике советского периода, деятельности КП Литвы по перевоспитанию старой и созданию новой литовской интеллигенции.

t ¿Uli»' l'l.tl. IV/ Jj ^ 1 i ^ivuv, ;u.. LJ - t - ■ • -' - ,

Пахопол С.А. Обшее и особенное в к\'лътугкой' гйболк- ¡v. Кишинев,1977- Яковлев Б.Д. духовная культур развитого социализма (К методологии исследования') .Л.'Л9Ц1 v дг.

1 Бенджпк А.И.,Акеамитас П.Ю.Культура социалистической Литвы 7/ Развитие социалистической культуры в союзных геп-^ публикях.М.,1932 .С .502-541.

ТагцЬц Lietuvoi lwl1üra.««MSS0.

3

Из названных работ ввделим публикацию М.Бурокявичоса "Идеологическая работа КП Литвы среди интеллигенции в 1940-65 гг." Основное внимание в ней уделено деятельности парторганизации республики в области перевоспитания старой интеллигенции и создания литовской советской интеллигенции.Автор утверждает, что социалистическая культурная революция в республике в корне изменила всю духовную жизнь литовской интеллигенции, она решила проблему подъема всей культуры,осуществив преобразование интеллектуальной и материальной жизни ее, вооружив марксистско-ленинским мировоззрением. Работы Я.Белинене посвящены вопросам развития литовской литературы в 1940-1960 годах,а также идеологической работе КП Литвы среди писателей» По мнению историка,постоянная и всесторонняя забстл со стороны Компартии Литвы о творчестве писателей помогла идейному росту и творческой деятельности литовских советских писателей. Правда автор не отрицает и негативных моментов * культурной жизни республики этого периода,отмечая бытовавшие тенденции субъективизма, догматизма, администрирования и прЛо одновременно,как считает Я.Белинене,эти-негативные моменты не влияли на решение проблем создания литовской социалистической культуры,в частности,- литовской советской литературы.

Вопросы становления и развития литовской художественной культуры,проблемы деятельности творческой интеллигенции,а также анализ идеологической работы КП Литвы в создании литовской советской литературы и искусства рассматриваются также и в литовских искусствоведческих и литературно-критических исследованиях.*

Частично проблемы,связанные с избранной нами темой,осве-

1 Ма*«ко * Орет. ЦвЫу а*ги» гак

йггшлалк« м. тео*газ-отрл>пкаь[ ¡г,(965^ т&уыпеьшищ пгепя-1 йго» ¡»Лзгц'а. Ш. Ш5, Ьа,'. "*• А

щены в работах литовских историков В.Кашаускене,К.Навицкас, С.ПЬмкус и др.,ксследуюиих значение ленинской национальной политики для развития литовской советской культуры.*

Анализ имевшейся историографии по нашей проблеме показывает,что имеется большой фактический материал по вопросам развития литовской художественной культуры в первое послевоенное десятилетие.Но отличительной чертой этих работ,как правило, является тенденциозность изложения.Это связано с тем,что литовские историки события и явления анализировали, основываясь на марксистско-ленинской методологии. Идеологический диктат во всех областях общественно-политической жизни привёл советскую историческую науку к упрощению.догматической трактовке многих проблем и явлений,односторонности оценок. Исследования по вопросам истории культуры Литвы не являлись исключением: историки были вынуждены подчиняться идеологическому диктату и политстеской конъюнктуре,

Демократизация советского общества дала возможность историкам по-новому взглянуть на проблемы исторического развития страны, отказаться от догм, объективнее исследовать процессы строительства социализма. Кризис идеология марксизма породил интерес к непреходящим ценностям: национальным и общечеловеческим, духовной кизни человека. В конце 8С-х гг. в советской исторической литературе начали появляться работы,посвященные проблемам истории соэетсхэЯ культуры,вопросам развития национальных культур.*" В них проблемы культуры, раз вития духотой жизни общества рассматриваются в национальном аспекте, в традициях народа Литвы. • ¿Отметим, что этим:: работами связано появление нового взгляда на историй культуры.

к faóooskiené V. hkrnocicnolnae Xryby SoheS mckutqij icimclt'. [LKP veikla uQdoni гсъаиЬИkoi fíelaiíó.ui.W-^Om.jí, mHkas tniocionahmi) Wb-r

Щ roída ЪгуУцчЗ^ип^е. V., «fó tí

^ Абдулатипов Р.Г, Перестройка г мекнапиональнке отношения// Вопросы истории КПСС.М.,1989. ¥ 2.С.ЗУ-40; Гамзатов Г. üp-рестройкя и национальное сознание// Вопросы лнтеглтуда.Ь.. 1369. № 1.С.6Ь-90; Национальные культурные и межнациональные отношения: Круглый стол // Вопросы литературы..

* В.С.3-76; Национальный вопрос в современном политическом разлитии: Круглый стол // Раоочий класс и современник мир. M.,I932.íf 3.C.3B-5I; Истормякультуры советского общества. Всесоюзн.rmyvn.конф, Омск,и др1

В 80-е гг. движение национального возроздения активизировало возрастающий общественный интерес к вопросам истории Литовского государства,его культуры, национальным традициям,став стимулом для читовских историков,философов,культурологов и др., разрабатывающих проблемы национальной литовской культуры сегодня. Как показывают материалы Конгресса культуры Литвы (ма-1990).литовские ученые серьезно озабочены состоянием культурной жизни республики,проблемами развития национальных традиций,народных обычаев, языка и литературы,вопросами, непосредственно связанным с национальными духэвньмк ценностями литовского народа.^

Как показывает анализ историографии по теме диссертации,в литературе нет глубокого,всестороннего исследования проблем . по избранной нами теме и указанных хронологических рамках, именно этим и вызвано нале стремление к разработке указанной проблемы.

Целью исследования является комплексный анализ радвития литовской художественной культуры перзого послевоенного десятилетия; критическое переосмысление деятельности Ш Литвы по созданию новой литовской советской культурыЛа основе фактического материала мы стремились показать всю сложность и противоречивость процессов,шедших в национальном сознании литовского народа,в национальных культурных традициях под воздействием идеологической работы Компартии республики,и как отразилась эта деятельность на литовской литературе и искусстве.

Хронологические рамки работы охватывают 1544-1256 гг., когда происходили коренные изменения в экономической, ебще-ственно-политичебкой жизни Литвы.Изучаеыый период связан с с большими изменениями в национальном сознании литовского народа,что нашло отражение в литовской художественной культуре, повлияло н'а развитие духовной жизни общества. Период интересен с точки зрения тех деформаций,которые произошли в резуль-

I

8г. Ки!кгу аауе.ко. ) Ких/п¡ска

гпепе ■ 1Г, 19& 1 ТоиЛ,иь тепТоМеТщ . ]5йзг1ои>1'н)1о1 ортдь^та}. ^

2 ¡.¡вЫ^ ки1кгоь квугейо*: г,!п>оя,>930,^и&-, -И-ЗДЛ/.

таге установленного авторитарного режима во всей общественно-политической жизни СССР.

Методологической.основой диссертации стал диалектический подход к изучению исторических событий и явлений,связанных с исследованием проблем по теме, а также соблюдение принципа историзма при их анализе и оценке.

Научная новизна исследования заключена а-том,что в ней на основе впервые вводимых материалов переосмысливается деятельность КП Литвы в области художественной культуры с точки зрения ее влияния на общее развитие литовской национальной культуры в целом, с учетом последствий,которые оказала эта деятельность на творческую и личную судьбу литовской творческой интеллигенции, в "асткости.

Материал диссертации,выводы автора помогут переосмыслить некоторые вопросы истории культуры Литви,познакомить общественность республики с нова-га исследованиями в области истории. Выдвигаемые автором положения могут быть использованы в вузовском научно-педагогическом процессе по проблемам истории культуры Литвы,политологии,для дальнейшей разработки проблемы.

Источниковой базой работы стали документы и материалы общесошных и республиканских государственных органов, решения и постановления ЦК КПСС и КП Литвы, стенографические отчете съездов и пленумов ПК КП Литвы,другие партийные документы, касающиеся темы диссертант; произведения В.И.Ленина и руководителей КП Литвы; документы творческих организаций, вузов республики,другие неопубликованные архивные материалы; данные статистических сбортков, периодической печати.

основное содашшш работы

Во введении раскрывается актуальность темы, дается анализ источниковой базы,историографический обзор литерятугс пг проблеме, определяется няучная новизна исследования к его практическая значимость.

В первой главе -"Первые преобразования в области культуры послевоенной Литвы1: вдеояогня и национальные тррдпци;:п «:=-лизируется положение,сложившееся в сОщественло-полкпгоесгсе;4. п культурной жизни Литва после ококчякия вторюЗ мировой вЛте,

раскрываются специфические условия,в которых Компартия Литвы начала культурные преобразования в республике.

Основной задачей социалистического культурного строительства под руководством паргоргчнизации республики после освобождение ее территории от фашистской оккупации стала идеологическая работа среди населения по формированию нового социалистического сознания, реологические работники партаппарата параллельно активизировали кампанию борьбы против"враж-дебной буржуазно-националистической идеологии" ео всех областях, в том числе и культурной жизни республики. Эта работа зачастую вступала в противоречие с национальны* сознанием литовского народа,его культурными традициями.

В главе рассматриваются особенности развития литовской художественной кульгуры,национальные традиции,сложившиеся в литературе и искусстве Литвы еще до начала культурных преобразований .

Автор проводит анализ деятельности Компартии Лу.гвы с точки зрения тех последствий,которая оказала эта деятельность на дальнейшее развитие национальной культуры. Руководство КП Литвы при решении проблемы преемственности культуры исходило из положения З.И.Ленина о тчм.что "создавая интернациональную культур;/пролетариат усваивает не вся национальную культуру,а берет от каждой культуры исключительно только ее последовательно демократические и социалистические элементы"^ Исходя из этого положения.перед литературными критиками и искусствоведами Литвы встала задача "разобарться в нашем литературном наследии для того,чтобы отбросить все реакционно-шовинистическое ,чтобы отобрать все подлинно прогрессидаое"

Так™ образом, при помощи руководства КП Литвы в литовской советской литературной критике и искусствознании утвердилась марксистско-ленинская точка зрения по вопросэм преемственности культурного наследия. Все достояния литовской национальной художественной культуры были пересмотрены, переоценена их значимость с точки зрения классовых интересов пролетариата. Классики литовской литературы Майронис, Кемайте, Донелайтис и др. стали критиковаться за классовую ограничент

- II -•

ность, безыдейность, идеализация проялого и т.д. Если классики литературы осуждались за склонность к буржуазному национализму, то а переоценке литовского изобразительного искусства акцент ставился на космополитические взгляды»свойственные якобы литовским живописцам прошлых лет.Так, за преклонение перед Залэдчой ¿зролей критиковались художники,объединившиеся в 30-е годы з группу "Аре". Замечательная эпоха в истории театра Литвы,связанная с именам выдающегося режиссера а.Олеки-Яилинска-са также не находила должной оценки в советской театральной критике: его творчество расценивалось как проявление ¿юряа-лизма.

С деятельностью по переоценке культурного наследия была с&яззна и борьба КП Литвы со сторонниками т.н. "теории единого потока",связывавшаяся с попытками некоторых писталей и литературных критиков положительно оценить литовское национально-освободительное движение.начавшееся в конце XIX в., и в связи с этим выявить значимость общественно-политической и творческой деятельности видных представителей литовской творческой интеллигенции. Такая позиция оценивалась как отрицание классовой борьбы и как попытка провозгласить национальное единство в условиях буржуазного строя,что, безусловно, противоречило теоретическим положениям классиков марксизма-ленинизма о революционной борьбе пролетариата', которая велась идеологически:.:'/ работниками; литовской советской историографии и в литературной критике утверждалось, что "движение национального возрождения,начавшееся в конце XIX в. в Литве, было борьбой литовской буржуазии против буржуазии других народов". Такая трактовяа_нацконально-освободительного движения в Литве искажала сущность_движения эа национальную независимость литовского народа, шесте с тем.преуменьса- . ла значение творчества таких-видных деятелей культуры Литвы, как В.Кудирка, И.Басанавичюса, ¿Ьйронис и др.

Классовыми интересами пролетариата руководствовалась КП • Литвы и при оценке творчества тех представителей литовской интеллигенции, которыз с началом советской оккупации эмигрировали за границу. Клеймо предателя легло на поэтов Бразджени-

1 тогиыпе? ьгегайгов кпШ . 1п, 'зяэ, м, р Ш.

са и Брадунаса.других деятелей культуры.И только поэтому об-пественнооть Литвы не имела возможности познакошггься с их творчеством.

Автор делает вывод,что вравдебность и отрицание творческой интеллигенции,которая оказалась после войны на Западе, принцип классового подхода,лежавший в основе деятельности КП Литвы по вопросам культурного строительства, борьба против сторонников "теории единого потока" разделил!! единую национальную культуру Литвы на два вреждуэдих лагеря: прогрессивный и реакционный, ¡ото оказало отрицательное влияние на дальнейшее развитие литовской национальной культуры и не способствовало преемственности национальных традиций.

В главе анализируются противоречия ыевду идеологической работой КПСС Литвы и национальными традициям/ литовского народа, возникающие не только при решении вопросов культурного наследия,но и в процессе создания литовской советской художественной культуры.

Политизация и сверхидеологизация жизни общества непосредственно отразились на культурной жизни Литвы. По инициативе партии создавалась новая советская литовская литература и искусство, которые должны быта стать орудием "идейного * перевоспитания масс на основе советской идеологии"Исходя из этой цели,, формировались и конкретные задачи,которые должны были выполнять работники культуры Литвы. Произведения литературы и искусства должны были пропагандировать ленинскую национальную политику, идею дружбы с русским народом, отображать революционное прошлое и героические дела советских людей в Великой Отечественной войне, б социалистических преобразованиях -'Литвы и др. Тахой социальный заказ ставил перед свобсднш развитие« художественной культуры Литвы определенные ограничения как в идейном,так и тематическом плане.

Как последствия "теории бесконфликтности" во всей послевоенная советской: литературе и искусстве стали доминировать тенденции иллюстративности, схематизма,парадности. Положение в литературе, музыке, драматургии и в изобразитель-ног! искусстве не являлось исключением. С 1944 по 1956 гг. в

1 ЦП&.Ф.17.0П.46ХН55.Л.ЗО,

литовской художественной культуре доминировали эпические произведения,воспевание успехи и достижения литовского на- -рода а социалистическом строительстве.Они в основном поверхностно изображали жизненную действительность, были далеки от реальных фактов и существующих проблей. Под давлением партийно-бюрократического аппарата, делает вывод автор, литов— екая художественная культура данного периода стала тенденциозно отображать жизнь народа»постепенно терялись его традиционные черты,национальная неповторимость - они все больше подчинялись политической конъюнктуре.

Не, несмотря на больвке деформации, процесс развития национальной культуры ч исследуемый период не остановился: помимо кизксхудсжественных произведений в указанный период создавались к такие работы, которые вопли в золотой фонд литовской культуры (Б.Струсгк "Лзс богов", "Казимерас Свлега"", "Курорт на взморье"; стихотворения П.Ширвиса и Э.Межелайтиса; ' опера 3.Клавы "Пиленая"; картиныА.Кмуйдзинавичюсаи др.).Та-т< образом, автор утверждает, что национальные традиции оказались нагного сильнее и живучее, чец идеологическая работа партийно-бюрократического аппарата Литвы .Несмотря на отрица- • тельные явления в культурной жизни республики,ее глубинна* основа,нациснальныэ корни оставались не тронуты.

Бо втотх?й главе -"Коммунистическая партия Литвы и интеллигенция республики: проблема взаимоотношений" рассмотрены вопросы, связанные с идеологической работой партийного эппа-, ■' рата среди творческой интеллигенции: проблемы, связанные с ■' перевоспитанием старого буржуазного поколения литовской интеллигенции к с воспитанием новой, советской. Названия "буржуазная" и "советская" »часто встречащкеся в работе, имеют не классовый, а исторический характер, т.е. определяют не социальное происхождение представителей интеллигенции,а принадлеж- I ность к той или иной исторической эпохе. ■ I1

Проблема перевоспитания старой буржуазной интеллигенции была са,-.:ой сложной из проблем культурных преобразований,как в Союзе,так и в Литве. К сожалению, руководство КП республики, реиая этот вопрос,не избежало тех негативных явлений,которые были свойственны послереволюционным преобразованиям культуры России. Более того, на ее культурные преобразования не-

- 14 -

посредственно повлияла послевоенная политика центрального партийного аппарата по вопросам дальнейшего развития советской литературы и искусства и по отношению к деятелям советской культуры.

В главе рассматриваются особенности литовской интеллигенции старого поколения и идеологическая работа КП Литвы с ее представителями. Мероприятия по идейно-воспитательнсй работе среди работников культуры в основном сводились к следующему: организация марксистско-ленинской учебы; ттрздставители старого.поколения творческой интеллигенции привлекались к активной общественно-политической и культурно-просветительной работе; велась борьба с различндаи проявлениями пережитков буржуазно-националистической психологии. Партийное руководство республики, нукно отметить, старалось не применять насильственных мер по отношению к представителям буржуазной интеллигенции, особенно в первые послевоенные годы: как заявил первый секретарь ЦК КП Литвы А.Снечкус, "... арестовав их, мы лишимся своей интеллигенции".* Но попытки более мягко решить данную проблему центральное партийное правительство расценивало,как проявление "буржуазно-националистических'тенденций" в работе ЦК КП Литвы.2

Процесс идеологического перевоспитания литовской творческой интеллигенции проходил сложно и болезненно; именно в этом процессе непосредственно столкнулись социалистическая

идеология и национальное сознание,особенно обостренное у интеллигенции. В-этом процессе довольно примитивная идейно-воспитательная работа столкнулась с мировоззрением, духовными ценностями # идеалами лвдей»составлявших интеллектуальный потенциал общества Литвы,что тагосе болезненно, отразилось на обшем развитии ее культуры.

Под политическим,идеологическим давлением со стороны партийного аппарата, а в некоторых случаях и под угрозой физической расправы, писатели, композиторы, художники и др. деятели- культуры старого поколения были вынуждены в той ига иной степени подчиняться диктату и выполнять определенный социаль-

1 ЦПА.Ф.17,0п.8 .Д.314.Л .20.

^ Там же Л.17. .

ный заказ, создавая произведения.отвечающие требованиям социалистического культурного строительства. По мнению автора, деятельность- КП Литвы по перевоспитанию литовской буржуазией интеллигенции привела к тому,что многие из представителей художественной интеллигенции республики были вшувдены изменить своим сложившимся взглядам и творяеским принципам. А это отрицательно отразилось не только на их произведениях, но и на самой культурной жизни республики: наблюдались такие негативные явления, как ложь, двуличие, обман, которые были чужды национальны* традициям литовской художественной культуры.

3 главе рассматривается деятельность КП Литвы по созданию козой советской художественной интеллигенции Литвы. Этот вопрос непосредственно касается проблемы подготовки кадров для литовской советской культуры,пот ому что она решалась в послевоенные годы двумя путями: велась "кропотливая работа над представителям«! старой буржуазной интеллигенции, очищая ее от враждебных элементов",« с другой стороны заботливо воспитывалась "молодая,преданная советской власти, литовская интеллигенция".*

Автор анализирует процесс восстановления сети среднеспэ-" циального и высшего образования в Литве в послевоенные годы, вопросы создания новых средних специальных и высших художественных учебных заведений в республике,подготовка молодых творческих работников в республиканских и союзных вузах» Отмечается,что в-этот период творческий потенциал литовской художественной культуры получил значительное пополнение молодыми и талантливая! людьми,' которые способствовали дальнейшему развитию литовской национальной культуры.

Однако в работе исследуются и негативные, явления, с вязанные с деятельностью партийного аппарата республики по идейному воспитанию молодых творческих работников: жесткий идеологический контроль со стороны парторганизаций и кафедр марксизма-ленинизма вузов над преподавательской деятельностью, ' контроль над творческой деятельностью молодых работников культуры со стороны парторганизаций .нетерпимость к лаэбым отклонениям от метода социалистического реализма и др. Обста-

1 ЦПА.ЗЛ7.0п.46ХП55.Л.27.

ноЕка идеологического диктата,патлтЛный контроль, необходимость выполнения определенного социального заказа,как отмечает азтор, создавали много трудностей для творческой деятель- -HocTi! молодых писателей, поэтов,композиторов и худо«2:иков, усугубляя творческие поиски путей самовыражения. Поэто:/у неслучайно в произведениях молодых творческих работников деии-нкровали шаблонность и гхематигы, тематика, герои к здеи произведений литературы и искусства были переполнены стереотипами, которые не оставляли к места для г,:геР., взглядов, выражающих мироощущение самого тзорца.

Тем не менее автор делает вывод,что несмотря нэ сугубо идеологизированные формы Боепитания молодого поколения творческой интеллигенции республики,которые ограничивали развитие свободной творческой деятельности молодых работников культуры и не способствовали проявлению их творческой инициативы, послевоенное поколение литовской художественной интеллигенции в дальнейшем значительно способствовало развитии литовской национальной культуры: именно оно дало целую плеяду замечательных мастеров литовской литературы к искусства. По предположению автора, наблагоприятные условия для свободного творчества в какой-тс мере может быть даже способствовали их созреванию как творческих индивидуальностей.помогли глубже осознать проблемы национальной культуры Литвы,

В главо затрагиваются также вопросы деятельности творческих союзов республикиганализируется их деятельность в области материального обеспечения творческих работников, по увековечиванию памяти классиков литовской литературы и ввда-юшихся мастеров литовского искусства и др.,а также рассматривается их роль в процессе развития национальной культуры в целом.

Творческие союзы Литвы были созданы по инициативе Компартии Литвы и соответствовали образцу аналогичных организаций Союза. Поэтому уже изначально эти организации в большей степени являлись нз столько союзами творческих работников, сколько послушнш инструментом е руках партийно-бюрократического аппарата,при помощи которого выполнялись определенные директивы и решения КП Литвы по осуществлению задач культурных преобразований.

- 17 - •

Творческие союзы республики,следуя указаниям партийного руководства,выполняли не только роль одного гз воспитателей художественной интеллигенции, но и роль цензора произведений. Именно на заседаниях правлений творческих союзов произведения литературы и искусства проходили первую провер-^ з художественном и в политической отношениях. Система творческих союзов стала непосредственным отражением всей ад-иинистрчтивно-ксманднсЯ системы,которая сложилась в общественно-политической жизни СССР; она препятствовала свободному творчеству, развитию национальной культуры Литвы. Ко некоторые аспекты ее деятельности,капример,работа по увековечиванию памяти лучших представителей литовской культуры, по со-хракенк»? ее истор'.тоескмс памятников .пропаганде национальной художественней культуру за пределами республики, по укреплению культурных связей с другими народами, способствовали как сохранению з какой-то степени национальных традиций,так и дальнейшему их развитию.

3 заключении исследования подводятся итоги работы, делаются выводы и обобщения.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи:

1. О некоторых особенностях проведения культурной революции в Литве // Идейно-воспитательная работа КПСС: Опыт. Уроки. Перспективы (1917-1990 гг.). Деп'.в ИНДОН 27.06.90 г.,

42247;

2.Культурные традиции в свете нового мышления: Опыт анализа (На материалах Литвы)// Новее мышление: сущность, тенденции и против оречт я формирования „Цеп .в ИШОН 08.10.91, * 45410.