автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Художественная интеллигенция Литвы: организационные и творческие проблемы (1940 - середина 50-х годов)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Ауштревичюте, Раса Альбиновна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Художественная интеллигенция Литвы: организационные и творческие проблемы (1940 - середина 50-х годов)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная интеллигенция Литвы: организационные и творческие проблемы (1940 - середина 50-х годов)"

МОСКОВСКИ!! ОРДЕНА ЛЕЮША, ОРДЯЦ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗИЛМ^ИП! И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛСЦШ ГОСУДАРСТЕЛИШЛ Ж1ВЕРС1ГГЕТ пг/.етш М.Б.ЛОМОНОСОВА

Исторический факультет

На правах рукописи

АУЮТЕВП'ЮТЕ Раса Алъбтютт

ХУДОЕЕСТ В Л ШАЛ ШТИШ1ГЕ1ЩШ ЛИВ!;: ОРГАНИЗАЦИОННО И ТВОРЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМ (1940 - серодина 50-х годов)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание упвной отепони кандидата исторических наук

Москва - 1992

Работа выполнена на кафедре истории СССР советского периода исторического факультета Московского государственного ушшерсптг-та им. М.В.Ломоносова.

Научный руководитель - доктор исторических наук,

доцент Пинегкна Л.Л.

Официальные оппоненты- доктор псторпчоскг •■: науп,

профессор Зевелев А.И. кандидат исторических наук, Марцплгс З.А.

Ведущая организация - Московски!: государственный РосояКскпЛ

гуглнитарньгЛ университет, кафодра истории СССР советского периода

Защита оостоятся "^¿У и г. . 1992 г. в__ чаоо]

на заосдания специализированного совета по истории СССР К 053.05, в МГУ по адресу: Москва, Ленинские горы, 1-й корпуо гуманитарных факультетов МГУ, исторический факультет, ауд.550.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ им. А.М.Горького (Ленинские горы, 1-й корпуо гуманитарных Факуль тстов).

Автореферат разослан "¿£1" ., ■. 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета по истории СССР в МГУ . '

доцент Л.Г.Киолягянв

(ктуятгмтпсть Tmortirpf«T. На рубег.е 90-х годов XX века Советский

игсгккЖ

5 ЗТсНЛ

< ОНДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТП

t-ТДвл

■" и о пи потуши в сложный а ответственный этап своего развития. Широко развернувшиеся процессы демократпзапнг, в том число реабилитация безвинно пострадавших доятелей культуры в период культа личности Сталина, отмена ЦК партии (октябрь 1938 г.) ошибочного постановления "О куриалах "Звезда" и "Ленинград" от 14 августа 1946 г. создают условия для переосмысления важных аспектов творчества и организационной деятельности советской интеллигенции, в том числе л художественной, в условиях партийной регламентации общественной низни. Особенную значимость приобретает изучение истории интеллигенции Литви, до-недавнего времени входившей в состав Советского Сойэа, выявление обретений и потерь полувекового совместно пройденного' пути.

Необходимость всестороннего и глубокого изучения темл очевидна ire только в политическом, но я п научно-познавательном отногае-iuur, так.как процесс развития культуры Литвп, а также художественной интеллигенции, после восстановления Советской власти летом 1940 г. обрел извеегтув специфику: во-порвих, шел под сильнейшим влиянием советской культуры, опирающейся на марксистко-ленинскую концепцию классовости, партийности, народности и переживавшей в это время определенные трудности, связанные главным образом о директивным вмешательством ЦК партии в культурную кизнь; во-вторых, заметно активизировалось привлечение молодых творческих сил, что с одной оторопи било позитивным явлением, несло новые идеи, образы новых героев, но о другой - понижало художественный уровень литературы; и искусства, осложняло отношения со ,старо*, интеллигенцией буржуазной Литовокой республика; в-третьих, отрицательно

- а -

сказывались действия советских репрессивных органов (массовые

/

депортации литовского народа, ропрессии против интеллигенции ,н . др.), в-четвертых, определенное влияние оказывала подпольная бор! ба резистентов, имевзая цель восстановить независимость Литовскоз государства.

ХГРНЯЛОГАЧ^'пе иоследр^нпя; охватывают период о 1940:

/Литва была включена в Советский Союз/ до 'начала процесса десталинизации в середине 50-х годов. Зтот период для Литвы явился вр1 конем глубоких преобразовании, охвативших экономику, политику, идеологию, культуру, и тяг.олейзих пегк-акн", связанных с фамстск! оккупацией п сталинскими репреосшя. ■

11?У.,1гс?г?>рот!Т Судоствувиую по теме литерату'

ру цолесс образно разделить на три основное группы: обиепсторпче-скио работы; исторические нсследовак;1Я, раскрываетие проблему в общесоюзном плане; литовская советская историография.

К первой группо относятся 'труда А.И.Арнольдова, В.В.Горбуно ва, С.Т.Повчука, !.!.П.!'пма, Л.Н.Когана и др.^ Перечисленные работ шло»? несколько обалх особенностей, которым, на паз взгляд, состоят в следующем: преувеличение достижений культуры за года Советской власти.; недооценка отрицательных моментов директивного характера развития 'культуры; влияние в той или иной мере опро; лонных стереотипов, в частности, об обязательном превосходстве с цлялпсглческой куль тури над буржуазно;':. Суцвет венным нодостатко:.

1 Арнольдов А .'Л. Культ.^а развитого ссхупаизма. М., 197Б; Оснок марксистско-ленинской теории культуры' (год обц.ред. Л.'Л.Дриол дова). И., 1986; Горбунов В.В. Развит::,) З.П. Ленины;.! марксист ской теории культуры. М., 1930; Иолчук С.Т., Коган Л.Н. Совете: социалистическая культура: исторический опыт и современные пр лэш. М., 1979; Ким М.П. 40 лет советской культуры. И., 1957 ДР.

этих работ является абстрактное теоретизировала без привлечения .фактического материала из зглзня советских народов, п том число и литовского.

Приступая ко второй группе исследований, слодует оговориться, что та свойствен!/ недостатки работ первой грушп;. Главным ко положительным результатом этих трудов является накоплений фактического материала, оценка существенных успехов советской интеллигенции в области художественной куль тури.

Б изучении истории интеллигенции советские историки в большинстве своем склонны выделить три основных периода: 1917 - первач половина 30-х гг.; конец 30-х - середина 50-х гг.; вторая половина 50-х - 80-е годи'.

Разные аспокты многогранно." истории интеллигенции Советского государства раскрыта в трудах советских исследователей, что избавляет нас от необходимости повторного со анализа в диссертации. ДоСконалыщй анализ этих работ находит место'в ряде историографических издания. Так, например, в коллективной монографии Л.М.Зак, В.С.Лельчука, В.И.Потудина "Строитедгство социализма в СССР" имо-отся раздел, посвящении.'] советской исторической литературе о формировании разных отрядов интеллигенции.-'- Тем не менее в вышеупомянутой работе проанализирована литература, вышедшая в свет уже

в'послевоенное время (со второй половины 40-х годов), поэтому

о

особую актуальность приобретает исследование'М.Е.Главацкого, в котором предпринята попытка в основних чертах раскрыть процосо развития исторического знания о формировании социалистическо интеллигенции.

* Зак.Л.М., Лелъчук В.О., Погудин В.И. Строительство социализма

в СССР (Исторический очерк). М., 1971, 0.238-253 ^ Главацний М.Е. Историография формирования'интеллигенции в СССР. Свердловск, 1987.

Историография истории советской истеллигенцпл, я том число к лятературно-худолсоственноЛ, как составная часть целого комплекса других проблем культурного строительства в СССР, рассмотрена такжо в работах Л.М.Зак.*

В коллективных монографиях, сборни:.ах статей, выкодших в опзт в конца 60-х годов, предпринята попытка по-новому подойти

к истории культуры Сойотского государства, определенное место ь,

ó ■

них уделяется вопросам советской интеллигенции." Не со всеми но-лоаонлжп авторов могло согласится, однако большинство их 'объединяет стремление постичьсущность сталинизма, разобраться в ого природе, причинах внедрения в различные, сферы социально!'; и культурной ,г.гзш1, некоторые их идеи важны дтя понимания советской культуры эпохи сталинизма.

В настоящее времл на страницах центральных периодических нал híííí помотаются статьи о методе художественного творчоства - со-

3

циалпотичоском реализме , водотся поломила по оценке пословосн-кого творчества худо.т.-гстоонно;'; интолл;:гс;гцпп \ публикуйся до- • куиентальныо материалы из ;.а:з;гл репрессированных прсдстаг.нтоло''1

1 Зад? Л.М. История изучения советской культуры; и., 1981; Она ко Изученпо истории культурного строительства в СССР (Очерки исто р:аоско.'! науки в СССР) Т.5. :.:., 1535, 0.558-587-

о

' Иного но дано. У., 1988; Нетерпки спорят. М.. 1989; Страницы истории советского общества. , 1989 и др. Лвдоешсо Л. Отлучений /'/Знамя.. 1982,' .'} 3, .V 4; ЗолотусскиЯ И. Куда к на;.: плыть? ///лгссть. 1989, Л и др. 4 Буртин ¡0. Мертвое :: япвое // Литературная газет;:. 1990, -5. пата Ерофеев В. Поминки по совотско;' литературе // ^горатурная газета. 1990. 4 пиля к др.

художественной интеллигенции, их письма, воспоминания*. Все это способствует началу нового периода в советской историографии, в том число л по теме интеллигенция, расширению источниковой базы, появлению новых подходов в исторической науке.

В Литве исследования по формированию и деятельности советской национальной интеллигенции начались со второй половины GO-x годов.

В начало 70-х годов И.Бурок явичюсом издана монография и защищена докторская диссертация по истории литовской советской интел?

лигенции. Автор утверждает, что в послевоенные годы очень важным фактором творческой деятельности литовской.интеллигещии явилась идеологическая работа КП Литвы, которая была по своему содержл-п:го-классовой, в идейном отношении пршгщтлальной и ясной, тактически довольно гибкой политикой . Тем но менее идеологически зашоренный подход на позволил автору рас крыть тему во всем ео объеме.

Деятельность писателей Литвы в послевоенныо годы раскрыта в статье, а позднее' в кандидатской диссертации и монографии Я.Ео-

о

линоно. Автор ототаивает точку зрения, что ICI Литвы, несмотря на

* U.M.Зощенко: письма, выступления, документы 1943-1953 годов // Дружба народов. 1988. J& 3; Мацкин А. Время ухода //Театр. 1990. Js I и др.

2 Eurokfrt6iu3 11. Uetuvos 13? ideologir.is df.rbna cu inteligenti-ja 1940-1965 n. Vilnius; 1972.

Бурокявнчас M. Идеологическая работа Коммунистической партии Литвы ореди янтеллягвнции в I94C-I96S годах.: Дио.докт. нет.наук. -M., 1974.

3 Bieliiiiené J. Li с-tuvo а КГ veikla, ugdant lit-turii; litt— ratürq /1944-1958/ Divert.... ist. иокэ1ц kand. - VJlr.iun,' 1270,' Idea. îreujfia gyvenisui рагаикиз /Г.К1- reikl't, U£d«nt t.-o-yl,ir.<¿ lietuviH litotatür^ I94 4-I9€0-й./, Vilnius, J97B.

некоторые чуждые совотскол демократии явления, гарантировала творческую свободу и бережно относилась к индивидуальности каждого худояшка.

Деятельность разных отрядов литовской интеллигенции d года Великой Отечестлешгой войны отчасти затронута в академических трудах по истории Литовской ССР*, также по истории культуры Литвь а положению литовских писателей на этом трудном этапе целяком ло-свякона монография К.Довейкл "Литовские писатели- в Великой Ото-чаственной войне . В ной продпринятг попнтка осветить сотрудшго во литовских писателей с войнами Советской армии, с литераторами других союзных республик, а такке выявлены основные направления в литературном творчоство военных лет.

Так1"1 образом, в центре внимания литовских советских истори ков оказались лпсь писатели, а деятельность друг:пс отрядов художественной интеллигенции отчасти затронута в специальной 'литс-ратуре по истории отдельных областей искусства.'*

С началом перестройки и заролденпем новых обаоственно-полш чеекпх движений в Литво усилился'интерес исследователей к-nopeci ру ранее установившихся исторических концепций. Проблемам нацио' пальной ссвотской интеллигенции послевоенного времени уделяют

* История Литовской ССР. Вильнюс, l'S7ñ; Lictuvos tsií iutorija. ?.«;. Vilr.ius, 1975.

2 Taryov, lictuvos lailtítra (IS40-IS30). Yilnius, 1982.

3 rovoika K. Lict.uviv, rr.cytojai Iddii.a^ur.e lúvyr.ós I:are. Vil-niuH, 1067.

4 Гаудримас Ю. [¿узьгаалзная культура Советской Литвы (1940-1960. Ленинград, 1961; Червонная С., Богданас К. Искусство Литвы. J ыинград, 1972; bic-tuvi^ -tiirybinis -tea-tras. Yilnius, 1979

И ГО. • "

пнпманко в статьях некоторые историки, литературоведа, искусствоведы.^ Илторес з основном концентрируется на деятельности писателей и эпоху сталинщины, их трагедии, выраженной в потере свободы творчества. Проблемам других отрядов художественной интеллигенции отводится значительно меньше моста. В периодических изданиях республики также появляются статьи об эмигрировавших .представителях литовской художественной интеллигенции, имена

которых до недавнего времени были вычеркнуты из истории литовской 2

культуры , проводятся.дискуссии о методо соцреализма в художоствен-ном творчестве .

Так создаются предпосылки для зарождения нового этапа в историографии литовской.художественной интеллигенции. Однако, следует обратить внимание, что в этом процессе наметилась тенденция к выявлению лишь негативных сторон ее истории и тем самым затрудняется путь к объективным оценкам художественной культуры Литвы советского периода. На смену политизированной литовской советской историографии приходит но менео политизированная литература современной Литвы. Организационная и творческая деятельность худо-дог.ественной интеллигенции республики за период с 1940 г. до "о-редшш 50-х годов о объективных научных позиций ешэ но исследована.

I líoncier.e G. Opozicija kúrybiskunui // Koajaunino tiena. - T9r5t). -•MráoliO 3; ;:ubiliu3 V. Basytojaa pokary // literatura ir nonas» - 1989. - cnusio 20; Tininis V. Evasión pasiprieñi ni:,•;>•• я ■ (I944-I953) // Paaaulia, - 1991. - ;.'r.5 etc.

^ Агввкй Y. Suerjzta poezijoa kla3ilca. Bernardas Brazdzionía // Svyturys. - 1939. - "r."7, "anosk&ité 7,. Cusriztanti nuni>r-// literatura ir nenas. -~I989- - tirzülio 17 etc.

3 Güiáutis Л. Ar jis yra: // Literatura ir иепая. - I2r;S. - з.чч-oio i, Drtlinakaiié Л. Iíaudoaa ir ruda // lulturoe i-j, -1989. - Iir.9 etc.

Цр-Ць .диссерт,а1140.н.я,0й. работа - изучить историю становления и развития советской художественной интеллигенции Литвы. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

- исследовать процессы политического размежевания в среде художественной интеллигенции Литвы ..акануне, а также в годы Великой Отечественной войны;

- определить место и роль художественной интеллигенции в развитии национальной культуры в 40^0 - 50-е годы; ,

- раскрыть как лололште.тышо, так п отрицательные стороны Советской партийной и государственной политики в области художественной куль'туры в послевоенные годы.

В основе диссертации леш:т базирующаяся ка поз-

нании действительности через категории диалектического к исторического материализма. В отом автор работы видит основу для обеспечения объективности результатов исследования.

Главную иото'г-нгко^уу) б^зу исследования составляют разнообраз ныо архивные» материалы, извлеченные из следующих фондов Государст вонного архива искусств Литва: 0.21; 34; 69;-85; 86; 97; 99; 100; 146; 152; 160; 162; 199; 2СО; 264; 282; 284; 289. -

В основном архивный материал представлен стенограмг.гамн съезд и заседаний творческих организаций, протоколами собраний худсхгст ной интеллигенция, отчетами о работе предстсвителей разных сфер худо;.:ествонцого творчества, сведения:,пг,о составе творчески:: организаций и др. Они позволили воссоздать'систему государственное руководства деятельностью художественной интеллигенции, проследить неремэкы в организационной структура творческих объединений, динамику их численного состава. Определенный интерес представляют стенограммы обсуздиний новых произведений, которые выявляют основные требования к творческой работе художественной интеллигенции.

- У -

Периодическая печать как источник по истории литовской культуры дополнила архивные данные. Эти материалы времен фашистской оккупации и культа личности Сталина страдают яркой тенденциозностью. Мемуарная литература, содержащая в себо изрядное количество фактического материала, также явилась источником для исследуемой темы.

Н^СТ^д,_нржзна_ Д-грсрр.тядпд состоит в тем, что в ной на основе привлечения новых, малоизученных материалов проанализирована организационная ; творческая деятельность основных групп литовской художественной интеллигенции в 40-е - 50-е годы, также предпринята попытка пфовому оценить сиотему партийного руководства художественными процессами. Это позволило более объективно выделить поло.'штолънне стороны в истории культуры Литвы советского периода, также одновременно отметить ее недостатки и потери на данном'этапе исторического развития.

Резу.гьтатц диссертационного исследования имеют ттоактнчоскуи значимость. Они могут быть использованы при подготовке учебных пособий, чтении спецкуроов по иотории культуры Литвы, также по отдельным темам истории .интеллигенции.

^пррбррдд г^бо?;;. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры иотории СССР советского периода .МГУ им. М.В.Ломоносова и была рекомендована к защите. Основные положения диссертации от-раиены в друх публикациях и автореферате.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ

Р.ТРУУГ?^^,Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, а также примечаний, списка источил: зв и литературы.

V

Рр, рвяде^пр раскрыта научная и политическая актуальность

проблемы, степень ее разработанности, определены цель и конкретные задачи диссертации, проведен анализ источниковой базы, явившейся основой для изучения темы.

Нерул -Туриза диссертации - "Политическое размежевание" - рассматривает проблему в следующих исторических периодах Литвы: наг ка>гуне свержения президента А.Сметоиы, в первом году Советской власти и в годы Великой Отечественной войны. Во время их политическое размежевание литовской интеллигенции проходило особенно ярко.

3 конце 30-х годов художественная интеллигенция Литвы придерживалась разных политических взглядов, которые в момент установления Советской власти явились реаавдам Фактором' ее политического размежевания. Часть художественной интежшгвйцаг, ке создариаклая новой власти, сразуэмигрировала из стран«. Заметнее всего это отразилось на отряди писателей. Тем не менее общественность Литвы в 1940 г. еще на имела веских оснований недоверять Советскому правительству, представление об СССР было в значительной мере идеализировано, поэтому ряд мастеров художественной сферы встал, на путь сотрудничества с новой властью. Надежды на улучшение твор чоских условий усиливали положительные перемены в области культур принятие законов об.охране памятников культуры, об организации цроезощения для взрослых, о. создании Управления по делам искусств открытие новых театров, учреждение Госудгрств^нно"! Г-илармонпп и ДЭ.

Том не менее наряду с положительна* переменами в культурно!! лизни Литвы отрицательное воздействия на общественное тенге ока: вывали такие явления, как уничтожение музейных экспонатов и библ; точных фондов, закрытие ряда периодических изданий, творческих

организаций художественной интеллигенции и др. Существенный урон престижу Советской власти нанесла первая волна депортаций литовского народа 14 июня 1941 г. (вывезено 34 260 человек),^ также незаконные действия НКВД в конце июня в районг Тялыияй и городе Паневежис. Это вселяло панику и обусловило массовый отъезд интеллигенции из Литвы в' концо войны.

С нашествием фашистских войск на Литву в ионе 1941 г. определенная часть населения, в том числе представителей художественного творчества, связывала надежды на восстановление независимости Литовской Республики. Крушение этих планов такие в известной степени влияло на политические настроения литовской интеллигенции по отношению к оккупационным властям, определяло ее поведение в условиях фашистского режима и в конце войны.,

Вр второй главе'- "Творчество в условиях Великой Отечественной войны" - проанализировано развитие литовской художественной культуры в уоловиях фашистской оккупации и эвакуации.

Во время войны литовская интеллигенция встала на защиту национальной к"льтуры. Определенное место в этом заняли представители художественной интеллигенции, жившие в оккупированной республике. В первые года фашистской оккупации издание литовской художественной литературы было прервано и лишь в конце 1943 г. немецкие власти стали выдавать разрешения для.печатания книг. В года оккупации издавался литературный журнал "Куриба" ("Творчество") н литературный альманах "Варпай" ("Колокола"). Не смотря на высокие гонорары, писатели сотрудничали в них неактивно, а публиковавшие своя произведения ограничивались довоенными темами,

I Гх^пбУЗ-^ио V. Ка "<1ау411 1<}.)0 И-у^ог. 21-с;1: //

ЫЛегс^йга 1г птгпр.я. - 1959. - 16.

- гг - .

ие затрагивая ни вопроса войны, ни "нового порядка".

Развнтио литовского театрального искусства в оккупации продолжалось. Разные театры сталкивались со специфическими проблемами, чоЛцу слсобствовала идейно-художественная позиция театрального коллектива и его руководства, соотношек :е различных политических взглядов в труппе, поведение местнвх властен и др.

Творческая деятельность композиторов во время войны в Литво замерла, хотя лишь некоторые из них эвакуировались в Росслю. Созданные в это время небольшие инструментальные пьесы были невысокого художественного уровня. Исключением явился балет И.Пакальни-са "Невеста", ставший первым литовским сценическим произведением такого масштаба.

В оккупации развитие национального изобразительного искусства не было прервано, Особенно сильно демократические традиции выражались в скульптуре- В живописи не кашли моста картины-большого общественного зздчанпя» преобладали пейзажи, натюрморты, портреты. Наряду о гшюддеью графика заняла одно из ведущих мест

Таким образом, в условиях оккупации литовская художественная интеллигенция открыто но выступала против фашистского режима однако ни в одной сфере искусства не было создано произведений, прославляющих фашистскую идеологи».

Писатели, жившие в звакуадии, развернули широкую деятельное организовывали литературные вечера, читали лекции, работали во . Всесоюзном Радиокомптето над передачами на литовском языке, издавали литовские газеты« поддерживали тесные контакта с русским;1 литераторами, активно -сотрудничали в прогрессивной сената США ц ДР.

Определенный вклад в развитие литовской зфзшзэетввнвой кулз туры в годы войны внесли Государственные Художестакзшке азсачбл!

Литовской ССР, созданныо осенью 1942 г.

Литовское музыкальное творчество в эвакуации почти не развиваюсь, так как композиторы остались в оккупированной республике.

творчество эвакуировавшихся литовских художников как и во всом советском искусства военной поры на первый план выступал плакат и'политическая сатира, например,рисунки тушью С.Кукаса, гравюры В.Юркунаса и др. В живописи и скульптуре преобладало тяготение к монументальны?.! образам. Но все произведения-литовских художников, созданные в эвакуация, были высокого художественного уровня, однако, они способствовал:! сохранению национальной художественной культуры, носили ярко выраженный антирашистокнй характер.

тур (1944 - середина 50-х гг'.)" - подробно рассмотрена организационная п общественная.деятельность основных творческих союзов художественной интеллигенции Литвы: Союза советских писателей, Союза советских композиторов, Союза советских художников, Объединений тетральных деятелей..

Пис&толп,' проводзио войну в Роосии, в июле 1944 г. вернулись в республику во главе с Временным Евро' Союза советски писателей Литовской ССР, созданным в эвакуации, которое сразу приступило к налаживали» регулярного выпуекг- периодической печати, сплоченно литераторов в одну'творческую организацию, к решению множоства битовых проблем. До декабря' 1944 г. зарегистрировалось в творческом Союзе 'свше 50 писателей. Однако часть литераторов не с попила вступать в организацию. Круг их также сузился вследствие эмиграции: по некоторым данным в 1940-1945 гг. Литву покинуло 235 писателей.*'

I Г.агЫгЛ-иЕ V.'Ыс*гп--а // 1:!'1;сга1;ига 1г пеп.^з. -

Исключением явились лишь некоторые песни военных лет. В

'Фор;.сфованио новых организационных струк-

1990. - сгчойяЛо 22.

С возвращением из эвакуации воех писателей стало необходимым создать новый руководящий орган Союза советских писателей Литвы, способный более оперативно решать многие вопросы. Поэтом: на заседании литераторов 27 сентября 1344 г. Временное Бюро бшк заменено Временным Правлением, председателем которого избран К.Корсакас. В оостав Правления'вошли не только пиоатели, провед шие войну в эвакуации, но и жившие в уоловиях фашистской оккупа ции, что Свидетельствует о доверии к этой чаоти художественной интеллигенции.

Следуя указаниям 1У пленума КП Литвы, призывавшем стимулировать активность членов Союза писателей, на заоедании Временно Правления 26 января 1945 г. была создана квалификационная комис сия для перерегистрации литераторов, которая по сути дела пров£ первую чистку рядов писательокой организации. В итоге работы К( миссия из намечавшихся 93 писателей утвердила 78 членов п 6 кш дидатов в члены творческого Союза. В таком численном соотавэ о) вотретил свой I съезд (25-27 ок ября.1945 г.), организационно олотивший литераторов и принявший Уотав.

Период о I съезда писателей Литры до Воеобиего собрания, пиоателей (1-2 октября 1946 г.) не внес существенных изменений оостав и организационную отруктуру творческого Союза - они нач лись после принятия поставленной ЦК ВКП/б) "О журналах "Звезда и "Ленинград" (от 14 августа 1946 г.) и "О репертуаре драмати-чэоких театров и мерах по его улучшению" (от 26 августа 1946г, Ооковатольная чистка рядов Союза прошла на заседании Правяенш октября 1946 г. В результате этой акции вне писательокой оргш в&цей оказалось 13 человек.

На основе конкретного материала в диссертации показано, ' вскпочоние из Союза писателей продолжались и в последующие го,

Например, в декабре 1947 г. творческая организация имела 66 членов и 5 кандидатов, а с начала'1948 г.'до 1951 г. се должны были покинуть 19 человек, определенная часть из них по политическим причинам. Многие обвинения, на нага взгляд, являлись недостаточно обоснованными.

Стремясь воссоздать объективную картину исследуемой проблемы, автор обратил внимание, что творческая организация писателе!! но тольчо испытывала потеря, но одновременно пополнялась а пошла членами. Например, за 1949-1950 гг. в творческую организацию было принято 9 человек.

Ростки демократизация общественно-политической жизни страт/, появившиеся после смерти Сталина, решения XX съездг компартии, постановление ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий" (от 30 июня 1956. г.) непосредственно отражались на жизни творческой организации писателей, способствовали восстановлению в рядах Союза репрессированных его членов. Тем не менее этот процесс в Литве, как и во всей стране затянулся надолго л многие писатели были реабилитированы лишь в конце 80-х годов.

Послевоенная театральная жизнь Литвы была отмочена реорганизацией ранее действовавших театров-и основанием новых театральных коллективов.

Определенное место в диссертации отведено Литовскому Театральному Обществу, учредительное собрание которого состоялось 13 марта

• *

1946 г. Общество должно было стать новой организацией в жизни театральной интеллигенции.республики, способствовавшей полнят это уровня советской театральной культуры. В начале 1948 г. Общество млело 140 членов, однако из-за крайне тяжелого материального положения во второй половине 40-х годов оно себя заметно не проявило и возродило свою деятельность лишь в начато "50-х голов.

Опираясь на изрядное количество архивных материалов и мем; ной литературы диссертант приходит к выводу, что в порвое посл< военное десятилетие театральную жизнь Литвы осложняли но только материальные проблемы, но и острая нехватка творческого пер< нала, так как некоторые актеры погибли во время войны, некотор: покинули страну. Трудное положение усугубляли репрессии по отн шешпо к театральной интеллигенции, гонения на некоторых талант лишх мастеров сцены. Например, актер Вильнюсского драматичоск театра, поэт К.Инчюра восемь-лет провел в ствляиокои лагере, в ной 1946 г. пять актеров Шяуляйского драматического театра был задержаны органами госбезопасности и т.д. Солистов оперной тру пы репреосии заметно коснулись в феврале 1948 г. Но исключено, что .тол;у способствовало постановление ЦК. ВКПСб)о? 10 февраля 1948 г. "Об опере "Великая дружба" В.Мурадели"! Так, 12 феврал 1948 г. был арестован заслуженный артист Лит.ССР А.Кучингио, < лиот А.Шлейнио и др.

Для пополнения театральны-, коллективов новыми акторами о< давались драматические студии: в Каунасском (1944 г.), Зильнш ском (1945 г.), Шяуляйском (1946 х\) драматических театрах. В Паневежском драматическом театре о первшс,Днг^ его основания работала студия во главе, с Ю.Нкльтиниоом. Росту профеосиональ го мастерства литовокого театра способствовал Московский госу ственный институт театрального искусства им. А.Луначарокого, котором 23 июня 1947 г. была ооновада литовская национальная дня. ..

С наступлением мирных дней ожила .деятельность литовоких композиторов, 15 фев"«.та 1945 'г. СНК Лит. ССР ооадал Оргиомиз Сорза советоких композптовров, а в мае на должнооть отвотствс ного секретаря Оргкомитета был назначен А.Кленицкпс,чфактИче(

гоордтгировавзпй всо организационные проблемы.

Война внесла определенные изменения в состав Союза советских композиторов Литвы. Весной и летом 1944 г.эмигрировали из страны Зывзпе члены Оргкомитета К.Банайтис, Ю.Гакдяляо, Я.Качинскас, секретарь организации В.Якубенас и др. В начале 1946 г. Союз объединял '¿2 члена.

IIa качественный состав музыкальных учреждений Литвы негативное глкянпо оказали постановления ЦК ЗКИ (б) по вопросам литературы и искусства (1946-1948 гг.)'. Так, художественный руководитель и дирижер хора Государственной Филармонии А.Илъчижас, ее дирогзр М.Штейманас в конце 1945 г. были отстранены от занимаемых должностей. Репрессии коснулись композиторов Ю.Нндр-'-Пядлецкиса, К.Сл.-поса, В.Паулаускаса и др. Том но менее за счет принятия новых 'иенов количественный состав Союза советских композиторов республики с начала до середины 50-х годов оставался неизмененным -объединял 25 музыкантов.

D начало августа 1944 г. уполномоченный Союза советских художников Лптвн Б.Ю|ркунас, вернуа'лнисл из эвакуации, основал и. Вильнюсе временнхй Организационный комитет по дела:.! художников, а месяц спустя, когда прибывшие остальные члены Правления Союза во главе с председателем Д.Вайне;':кпто приступили к своим обязанностям, Оргкомитет бил лнкв:тд:гр' .ган.

Руководство творческого Союза- художников в трудное послевоенное время помогало ;::.: решать матерплъныо проблемы. В январе 1945 г. Сил основан лудожоотгонный фонд Лит.ССР, в системе которого работали комбинат:; "Искусство" в Каунасе (с 1345 .г.), в Вильнюсе и Клайпеде (с 1945 г.).

Численный состав Союза советских художников Литвы резко сократился вследствие гааапгтекого террора, действий советских ре-

проссивных органов, эмиграции. Если в 1940-41 гг. организация объединяла 150, то в конце 1944 г. - 75 художников. Kají свидетельствуют архив!ше документы, часть художников медлила с регист цпой в Союзо. Кроме того, послввоенньго 'постановления ЦК ВКП(б) г вопросам литературы и искусства прямым образом влияли на чистку ого рядов. В диссертации показано, что причины исключения из организации были разными, но основными являлись недостаточно высокий профессиональный уровень, также,регрессшпо отношению-к художникам. Однако нередко под формальным прикрытием "низкого худ жеотвонного уровня" за продолами творческого Союза,оказывались' талантливые члены, такие.как Л.Гудинас, В.Шлейвите, Ю. Веноанно И ДР. . ;. ■ '•''■■'.

Тем не менее количественный состав Союза художников респуС ки постепенно увеличивался, чему способствовала подготовка hobi художественных кадров е Вильнюсском' государственном художоснпо! ном институте, Каунасском государственном художественном инсти-та прикладного искусства, также в Каунасском и Тяльшяйогом тех никумах прикладного искусства, студиях рисования Вильнюса и Каунаса.

В чатдартрГ;, гда,во - "Творчеотво в ,1944 - середине 50-х го дов" - анализируется творческая ситуация, слояяв'ваяся в Литве после войны,раскрыты проблеш, с которыми столкнулись основные отряды художественной штеллэтенцяи. . .

С окончанием войны литераторы Литвы ■ жили -.настроениями ов( бодного творчества.Существенный перелом в работе Сбюза оовет! шоателой республики произошел .на Всеобщем собрании литератор состоявшемся 1-2 октября I94G г, Анализ стенограммы вышоупомя того собрания, а также более поздних, материалов пйказиваот, ч жэсгкая регламентация .стала основным методом руководства твор

честном, подчеркивая прежде всего идеологическую функцию произведений. Это привело к потере эмоционального воздействия литературы, ее неправдободобности. Свободное развитие творческой мысли тормозилось четким ограничением проблематики произведений, литературный процесс осложняло кеквате1>;гц1:ров.анкче редактирование.

На основе протоколов, стенограмм собрашп! и съездов писателей, маториалов периодической печати исследуемого периода автор раскрыл, как переданы, начавшиеся в СССР по.сле смсрти Сталина, отразились на литературном творчестве. 3 1953 г. и Литве, ¡гак ir во всей стране,, была развернута борьба с парадностью в поэзи, со схематизмом •и иднлпчностьп в прозе и догматизмом d теории, наметившаяся еше в конце 1952 г. II съезд Сою.за советских писателей Литвы (август 1954 г.) особенно подчеркнул необходимость поднятия художественного уровня литературы, возрождения творческих дискуссий и т.д. II Всесоюзный съезд советских писатели (декабрь 1954 г.) также свидетельствовал о поло.лнтолъкых сдвигах в писательски?: организациях страны.

Тем но менее тюложлтольныо перемены 50-х годов но затрагивали самой сущности литературной жияни: не изменились принципы партийного руководства творческими Союзами; оставалась возможность прямого вмешательства в творческие процессы; литература, как и прежде, выражала г'осподствуваую идеолог ию; существовал единственный метод

художественного творчества - социалистический реализм. Таким обра» •

зом, о иногообекакаой ::руцозг:ой "оттополью" начинался новый период в старой литературной эпохе. . ■ ,

Пород театральными коллективами республики, свыше трех лот • работавшими в условия?:, оккупации, после войны встали новыо задачи. В целом они были обзпмя дал всей театральной интеллигенции страны, но вместе с .тем каждый геатр сталкивался со <етс1»>г$пчеснима пробле-

- -¿о -

маг.и, связанными с ого традициями, опитом и др.

В Литво, кап и во всей стране, постановление КЦ ВКП (б) "О роисртуаро драматически театров и мера;; по ого'улучшению" (от 26 августа 1946 г.), следовавши за ним приказ Комитета по дела? искусств при СГЛ СССР (от II сентября 1946 г'.) на доле оборнулце: обеднешшм театрального репертуара. Желание застраховаться приводило к копиросшшю общепрцзпааых сноктаклей. Из истории театр, били штоснош периоды,'связанныо с творчеством режиссеров Л.Ол ки-иилпискаса, Ц.Чехова, Л.Якшявпчюса, изымалось все, что могло напомнить о Вс.МоЛархольдо, И.Вахтангове. До серодшш 50-х годо театры Литвы не ставили, кромо незначительных исключений, проиэ ведении из наследия литовской драматургии. Ропорт?;ар театров не родко пополнялся пьесаш, поставлошшми -наспех по случаю разню знаменательных дат. • '

В диссортации показано,что при. общей тенденции'к ниволирох шш творчества театров большое ^наченЗао оказывали субъективные торы: мастерство актерской труппы, талантливость раглссепов и ; При наличии настоящих мастеров, сцены,. напркыор .Б.Даугуветиса, ] нявичюса, И.Нильтшшса, удав'алось впечатляющими образам еопло' произведения дата сомнительного художественного уровня.

В 1952-1953 тг. появились первые' признак: отрад:шх пером театральной кпзни страны. Вопросы улучшения литовской соватско драматургии стати -подшибаться на страницах пародических издал роспуйлики. К середине 60-х годов новые- событи.. в жизни стршш создавали условия для обогащения театрального репертуара: биж включены новые пьесы литовских -.оветсклх авторов,, поело'длиты го перерыва возвращены ■ классические произведения зарубе^т ; «атургеа. Там но менее приказная система составления театралы репертуара была сохранена. Это но способствовало кре-зленка т; к зя инициатива - театральной антолжгекщш.

- 21 -

Известная часть литовских композиторов о окончанием ила надеждами свободного творчество. Тем не моноо поотяновчяння К ВКП(б) по вопросам литературы и иокусотаа, хотя и нэ 5.,асаГ":и:п1-я непосредственно музыкальных произведений, продвекачи серьезны0 змененил и в этой оферо. I съезд советских композиторов рсспу^-лки (январь 19-18 г.) начал кампанию борьбы о формализмом в му-ыкалькси творчество, а после принятия постановления' ЦК РлЛ(б) Об рнере "Великая дружба" В.'.'урадоли", в музыкальных учроядччя-Тл итвы прошли собрания, на которых воироо о формалиячч запил 1СН0ИЮ0 место. Таким образом, с 19ФЧ. г. в' музыкальной жизни ус;;-гплгсь негативные тенденции: изъятие из репертуара произвол0!;!!''!, гричпелешшх к разделу "формрлистичгских", пс:тусст?"Мшоа улпг~~-¡::о :.уз1л;п.7Ъпого языка и др.

В диссертации показано, что полежительш;.! 'перемены, уцтапе'ся в, г музыкальной жизни, с'тршш с начала Г>0-:с годов, наплп зтражепио и в Литве. В ими 1954-г. состоялся II съезд композиторов и. музыковедов Литии, «а котором открыто выражались оомшмшч ю повод;' слепого слодоваякл иартийиим директив?.!!. После ртего- *-глканского Форумя композиторов зачетно увеличилось- внггпп:п> г. .юлодым композиторам, утихла ътг.зтлкня борьбы о формализмом, музыкальная культура- Литвы ' нопо.'пплпсь попели сценическими пронзав-¡^К'.гммп. Л таком полочонин Солг советских композиторов "пТ-ны п '.•ле 1956 г. вотрот;:?1 сп<г'< ;и съезд, котори!' спидл? »»льет №рпл «югРОСсал1Я7оЯ "оттепели" в жизни худокестАешюЯ интеллигент.:

Б диссертации оналпзпруе.тся влияние поолепоенчнл тв^рчагпг.и уоловн.'! на результат!; труда лпгомкпх худ6^«:.ч:?т>. Так, ! стггд;"^ ] 940 !•. в сблз:; с пг-аидтвом ноотанопдонпя- 1иС П'-СП (б) "О -урпгу.ах "Звезда" и "Лошшг'рад" состоялось собрл-л'ио члр.чглО.иза совп?С1Г.гх худо?ашк.ов. Лвтлн, на котором внирилпоь' т<»ндаипяя V пчс\пгггзлк:п' идеи в художественном ткорчпотг.е, иоаит'гцлй-'упргч^'ямп. Одчлко о

Литва в перина послевоенные' годы еще сохранялась относительная толерантность в художественных взглядах, также при оценке творчс го наслодня. Например, произведения М.К.Чюрлениса в 1947 г. бшп вклйч.-'лн в экспозицию .Вильнюсского художественного музея. Тем не меноо в жизнь художников постепенно вторгались явления приказнм управления творчеством, усилившиеся после принятия постановлен!» ЦК ВКП(б) ."Об оперо "Великая дружба" В.Ыураделк".

Тенденция некомпетентного вмешательства в творческие пфоце( ярко проявившаяся ¡та обсуждении деятельности Союза совотоких ху; никсв республики в ЦК КП Литвы 20 января 1Э49 г. и на У1 съоздо К'[ Литвы (февраль 1949 г.) выразилась в усилении борьбы с форма лизмом, космополитизмом и низкопоклонствим пород Гдпадо.м в иску В условиях, неблагоприятных для свободной творческой мысли многие художники но забросили работы, но количество создаваемых произведений не всегда соответствовало .их качеству, Зто особенн 'проявилось в живописи. Под влиянием однобокого понимания'оо сие фики заметно снизился уровень художественного мышления, ~тилист ческого разнообразия. Создавались шаблонные'композиции, отмечен коньюктурной помпезностью. , ' ; '

К середине 50-х годов положительные одввги оказались на ра витие литовского советского искусства. Более смолыуп сталовялис осуждения негативных.явлений в искусотвэ, что отразилось На II съезде Союза советских художников Литвы, проходогдаом ва. прело -1956 г. Тем не менее решения съезда .не затрагивали коренных вох сов творчаской деятельности художников, которая,,кшс"И прежде, тавалась зависимой от партийныхдиректив:.. '

Э^клу^ер^е подводит итоги исследования. .Ооновным критерий! политического размежевания, художественной интеллигенции Литвы ] момент' установления Советской власти явились разные"' «оллт'йчеок) взгляды, которых.она придерживалась в конце 30-х годов.

- ¿о -

Во прег.и войны часть представителей художественной -нтсллигон-ции, япваая в условиях ^ааястской оккупации, продолжала творчество. Тем не менее она не создача произведений, прославлтешх фашизм, но приняла участия в пропаганде фашистской идеологи;!. То часть художественной интеллигенции, которая провела войну в Рпсст, своим творчеством, также непосредственным участием в бо.чх вклп-ч::лась в борьбу протиз "коричнево." чу.'.а;".

После войны организационная доя-олъность художественно!! интеллигенции Литвы была отмечена рядом положительных моментов. Тем не менее очень скоро с своем творчестве она столкнулась о трудностями, что и вся татолллгенция страны. В Лнтвэ эти процесс!! имели свою специфику по следующим основным причинам: во-первых, ллтг-а оказатась в роставо СССР в апогее сталинизма, которой о полно."! силой развернулся в республике послу войны и приводил к резким переменам в творческом процессе; во-вторых, явные лроти лопочи:: между требованиями "оптимистического" искусства и реалиям;; пос-.о-военной жизни порождали у художников виутренго разногласия; в-третьих, худ'ожнпси Литвы издавна в своем творчество обращались 1: народному искусству, пропитанному, романтизмом, глубокими психологическим;! размышлениями, потому обожающий образ "человека-борца" многим. был далек от внутреннего настроя.

В послевоенные годы был доуорм.тромн процесс развития национального искусства. Тем не меное мног;:-? произведения но укладывались з ра/кл пропагандистского искусства, но отражали стремл'Шы

» '

•художественной интеллигенции выстоять в трудных условиях. С отоД точил зрения некоторые произведения художественной Пптрллтггоьт.нл Литв:.' послевоенного времен« остается лгиь дотпцамн своей эпохи, ¿другие жо входя" п "золотой уонд" литовской культуры, оставаясь подлинными ее достояниями.

хсновта

_________тоцртан.ия ДЛ.ДДОртпДЕЦ ОТТУТОНЦ. п следугагх

I. Ау.атривачюто P.A. Посодчо.окие настроения художественной № •геллигинцпи Литвы накануне и в ходе Великой Отечественной

ни. М., 1992. - 45 о. Рукопись депонирована в 1ПШОН АН СО 24 .12.91.£45789.

Ауптревичюто P.A. Творчеотв'о литовской художественной инт гонции п условиях Галикой Отечественно!! войны. М., 1992. 32 о. Рукопиоь депонирована в ШШОП АН CCCP.24.I2.0I.K4570