автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Проблемы развития религиозного искусства Франции в 1920 - 1950-е гг.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Мамедова, Лада Адильевна
Введение.
Глава 1. Религиозное искусство Франции первой половины XX века: основные тенденции.
1.1. Общая характеристика. Религиозное искусство в художественной жизни.
1. 2. Монументально-декоративная живопись: витраж, ковёр, фреска, мозаика, живописное панно.
1. 3. Религиозная скульптура.
1. 4. Основные церковные ансамбли.
Глава 2. Католическая церковь и религиозное искусство в первой половине XX века.
2. 1. Общая характеристика.
2. 2.Роль доминиканцев в возрождении религиозного искусства. Мари-Алан Кутюрье(1897-1952).
Глава 3. Ансамбль церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грае в Асси.
3.1. История строительства.
3. 2.Проблемы стиля. Иконографическая программа.
3.3. Проблема новой иконографии: алтарный ковер
Апокалипсис» Ж. Люрса.
3. 4. Скульптурное «Распятие» Ж. Ришъе проблема влияния второй мировой войны на религиозное искусство.
3.5. Организация алтарного пространства боковых нефов (керамическое панно «Св. Доминик» А. Матисса бронзовый табернакль «Хлеба и рыбы» Ж. Брака и алтарная картина «Св. Франциск де Салъ» П. Боннара) и крипты («Распятие» и табернакль К. Мари, стенная роспись «Тайная вечеря» Л. Кижно и мозаики
Св . Тереза деЛизъе», «Св. Иосиф» Ф. Стравинского).
3.6. Старое и новое религиозное искусство: витражи центрального нефа, нартекса и крипты.
3. 7. Художники - «не-католики» в церкви: оформление баптистерия М. Шагалом и статуя «Нотр-Дам-де-Лъес»
Ж. Липшица.
3.8. Организация главного фасада церкви мозаика «Литании Богоматери» Ф. Леже).
Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Мамедова, Лада Адильевна
Прежде всего нам бы хотелось уточнить название темы. В искусстве нового времени четко различаются два вида религиозного искусства1:
1. Религиозное искусство в церкви (произведения искусства, предназначенные непосредственно для литургических целей);
2. Религиозное искусство вне церкви (произведения искусства, сделанные художниками для себя, для светского заказчика, тематически связанные с книгами Нового, Ветхого Заветов и агиографической литературой).
Именно проблемы «религиозного искусства в церкви»2, церковного искусства (некоторые исследователи употребляют термин «сакральное искусство») — предмет нашего исследования.
В начале XX века в церковных кругах обсуждаются различные пути обновления религиозной жизни. Наряду с этим вопрос о новом религиозном искусстве встает очень остро не только среди деятелей западной церкви, но и в художественной среде. В 1917 г. художник Александр Сангриа пишет книгу «Упадок религиозного
1 Употребляя термин «религиозное искусство» в данной работе мы имеем в виду христианское искусство вообще и католическое искусство в частности.
2 Уточним, что в нашей работе мы не останавливаемся на истории развития новой религиозной архитектуры, которая затрагивает совершенно иные проблемы по сравнению с проблемами церковного убранства. Это тема отдельного исследования. искусства»3 в которой показывает основные проблемы, стоящие перед религиозным искусством. Конечно, мы не можем полностью согласиться с автором книги, который рассматривает XIX век как период упадка религизного искусства и подчеркивает необходимость его возрождения в XX веке. Но безусловно к концу XIX века происходит полный разрыв между католической церковью и художниками, представителями новых направлений в искусстве. В это время религиозное искусство, игравшее основную роль в эпоху средневековья, одну из самых важных — в эпоху ренессанса и барокко, занимает второстепенное место среди других жанров изобразительного искусства и часто вообще не интересует художников. Поэтому разговор о возрождении религиозного искусства, то есть о возвращении ему той важной роли, которую оно играло в прошлом и привлечении крупных мастеров к работе над церковными заказами, совершенно правомерен.
Именно вторая четверть XX века — время создания нового религиозного искусства во Франции. Этот период завершается в начале 1960-х гг. II Ватиканским (XXI Вселенским) собором (1962 — 1965 гг.). Решения собора, изменившие традиционную литургию и структуру католической церкви, оказали огромное влияние на религиозное искусство и его роль в церковном здании. Поэтому с начала 1960-х гг. можно говорить о совершенно других проблемах, стоящих перед художниками; о совершенно ином этапе в истории религиозного искуства XX века, который не входит в область нашего исследования.
Рассматриваемый нами период можно разделить на два этапа:
3 Cingria A. La decadence de 1'art sacre. Lausanne, 1917.
1. «Новое религиозное искусство в мастерских» (1920 — 1930егг.).
В это время начинается процесс возрождения религиозного искусства. В 1920-е гг. появляются очень много разных по уровню объединений религиозных художников. Жорж Девальер и Морис Дени в 1919 г. основывают «Мастерские религиозного искусства» — своеобразное учебное заведение под патронатом Парижского Католического института, целью которого была подготовка художников непосредственно для работы в церкви. Объединение архитекторов й скульпторов «Арш» («Ковчег»), общество «Алтарные ремесленники», «Мастерская церковных скульпторов», группа «Против искусства Сан-Сюльпис», молодежно-католические движения («Союз молодых христиан», «Студенческая католическая миссия») и многие другие начинают свою деятельность во Франции. В этот период выходит много работ по современному религиозному искусству, появляются новые католические газеты и журналы («Л'Ар сакре», «Эспри» и др.), посвященные религиозному искусству.
Религиозное искусство начинает играть важную роль в художественной жизни Франции. В 1915 г. на террасе Пайан, 1921 г. в Павильоне Марсан, в 1932 г. в музее Гальера в Париже открываются большие выставки христианского искусства. Павильон-церковь, украшенный современными произведениями искусства, привлекает внимание критиков и публики на всемирной выставке декоративных искусств и художественной промышленности 1925 г. в Париже. На международной выставке в Риме в 1934 г. представлено сакральное искусство всей католической Европы. В музее декоративного искусства в Париже с ноября 1938 г. по февраль 1939 проходит огромная выставка
Современное религиозное искусство», на которой показаны работы таких художников, как Дени, Шагал, Дерен, Утрилло, Руо, и других. Ежегодный Салон, Осенний Салон, Национальное общество, Салон французских художников создают специальные секции религиозного искусства.
Обновление католицизма проявляется в расцвете религиозно-философской мысли. Жак Маритен (1882—1973), «с чьим именем связано возрождение влияния и обновление в нашем столетии томизма - официальной философской доктрины католической церкви»4, публикует свои основные работы именно в этот период («Антимодерн» в 1922 г.; «Интегральный гуманизм» в 1936 г.). Он пытается своей философией примирить науку и религию, рациональное и иррациональное, найти место для религии в современном обществе. Под влиянием католической мистики находятся поэзия и драматические произведения Поля Клоделя (1868—1955) и романы Жоржа Бернаноса (1888—1948).
В 1931 г. кардинал Вердье начинает осуществление масштабного плана по церковному строительству в районе Парижа, получившего название «Стройки Кардинала». К началу войны заканчивается строительство более чем девяноста церковных зданий.
В 1920-1930-е гг. усиливается интерес к традиционным «церковным техникам» — искусству витража и искусству стенного ковра. В 1937 г.в Париже проходит международный конгресс искусства и техники витража, в июне 1939 г. в Пти-Пале на
4 Губман Б. JL Символ веры Ж. Маритена// Маритен Ж. Философ в мире/ Пер. Б. JI. Губмана. М., 1994. С. 135.
Елисейских полях открывается огромная выставка витража и гобелена.
В это время в церкви начинают появляться произведения нового религиозного искусства, но все же еще нельзя говорить о создании совершенно новых церквей, полностью оформленных современными художниками5. Кроме того, Ватикан не определяет свою позицию в отношении появления современного искусства в церкви, хотя начинает уделять все большее внимание проблемам религиозного искусства (например, в 1932 г. папа Пий XI произносит речь по поводу открытия новой ватиканской пинакотеки, посвященную в основном проблемам церковного искусства).
2. «Новое религиозное искусство в церкви» (1940-начало 1960-х гг.).
Послевоенные годы — время подлинного расцвета религиозного искусства. В 1951—1952 гг. проходит ретроспективная выставка религиозного искусства и две выставки Салона религиозного искусства в Париже. В церкви впервые появляется абстрактное искусство — художник Альфред Манесье делает витражи для церкви св. Михаила в Брезё в 1948 — 1950-х гг. Несмотря на сопротивление консервативных церковных кругов,
5 Часто в нашей работе мы будем говорить о «современных» художниках и о «современном» искусстве. Эти столь многозначные термины требуют уточнения. Для нас современное — не только временное понятие. Современное, новое выступает как противопоставление традиционному, старому. Говоря о современных художниках, мы имеем ввиду художников, представителей новых направлений изучаемого периода. эти витражи получают одобрение приходской комиссии религиозного искусства. Это открывает возможность появления нефигуративного искуства в церкви.
Благодаря активной деятельности доминиканцев (в частности, отца Кутюрье) возникают цельные церковные ансамбли, полностью оформленные современными художниками, такие как церковь Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Асси (Ж. Руо, А. Матисс, П. Боннар, Ж. Люрса, Ж. Ришье, Ж. Брак, М. Шагал, Ф. Леже, Ж. Липшиц и др.), церковь Сакре-Кёр в Одинкуре (Ф. Леже, Ж. Базен), капелла Чёток в Вансе (А. Матисс), капелла Нотр-Дам-дю-0 в Роншане (Ле Корбюзье). Папа Пий XII в 1947 г. публикует энциклику «Медиатор Деи» о проблемах современного религиозного искусства, где фактически разрешает работу современных художников в церкви. Это время ожесточенной борьбы за введение современного искусства в католические храмы между представителями консервативных церковных кругов («интегристами») и доминиканцами, которые выражают настроения прогрессивной части духовенства. Во многом благодаря активной деятельности доминиканцев был подготовлен переворот в сознании католического общества, проявлением * которого стали решения II Ватиканского собора (1962—1965 гг.), открывшего новую эру в истории церкви и религиозного искусства XX века.
Мы перечислили лишь малую часть событий 1920-х—1950-х гг., связанных с возникновением современного религиозного искусства во Франции. Очевидно, что исследование нового религиозного искусства исключительно важно. К сожалению, в отечественной литературе нет специального исследования, посвященного проблемам религиозного искусства Франции первой половины XX века6.
Основные зарубежные работы по истории нового религиозного искусства были написаны в середине 1950 —начале 1960-х гг. Среди них отметим книги французских исследователей Ж. Пишара, П.-Р. Регамея и Ж. Мерсье. Известный ученый, основатель журнала «Л'Ар сакре» Жозеф Пишар в своих книгах «Современное религиозное искусство»7 и «Новые церкви по всему миру»8 представляет общую картину развития религиозного искусства в Европе в первой половине века. Исследование доминиканца, отца Регамея «Религиозное искусство в XX веке?»9 посвящено в основном изучению теоретических проблем религиозного искусства, связям его с литургией, возможности появления современного искусства в католическом храме. Работы Жозефа Пишара и отца Регамея интересны ещё и тем, что они представляют собой свидетельства активных участников дискуссий второй четверти века о современном религиозном искусстве. Это -анализ религиозного искуства первой половины века, сделанный свидетелями, современниками его развития. С этой точки зрения очень важна глава, посвященная современному религиозному
6 Список основных отечественных работ по общим проблемам французского искусства первой половины XX века см. в «Библиографическом списке использованной литературы».
7 Pichard J. L' art sacre moderne. Paris, 1953.
8 Pichard J. Les eglises nouvelles a travers le monde. Paris, 1960.
9 Regamey P.-R. Art sacre au XXe siecle? Paris, 1952. искусству в книге Мориса Дени «История религиозного искусства»10, вышедшей в 1939 г.
Интересна опубликованная в 1964 г. диссертация Жозефа Мерсье «Абстрактное искусство в сакральном искусстве»11, в которой он прослеживает абстрактные тенденции в религиозном искусстве со времени возникновения христианства до начала 1960-х г.г., подробно изучает церковные ансамбли XX века, оформленные произведениями абстрактного искусства.
Монографии Альфреда Лероя «История религиозной живописи от истоков до наших дней»12 и «Таинство религиозного искусства»13 отца Паруссана более общие и во многом опираются на исследования Ж. Пишара. Среди не «академических» исследований подчеркнем значение для нашей работы «Путеводителя по новым церквям»14 Жака Капеллада, в котором содержится информация о французских католических храмах первой половины XX века.
Английских и американских исследователей также интересует проблема возрождения религиозного искусства в XX веке. Сборник «Послевоенные церковные здания»15 и книга Петера Хеммонда «Литургия и Архитектура»16 в основном посвящены проблемам
10 Denis М. Histoire de Fart religieux. Paris, 1939.
11 Mercier G. L' art abstrait dans l'art sacre. Paris, 1964.
12 Leroy A. Histoire de la peinture religieuse des origines a nos jours. Paris, 1954.
13 Paroissin M. E. Mystere de l'art sacre. Paris, 1957.
14 Capellades J. Guides des eglises nouvelles en France. Paris, 1969.
15 Post-war church building/ ed. by E. Short. London, 1947.
16 Hammond P. Liturgy and Architecture. London, 1961. развития новой церковной архитектуры. О современной религиозной живописи, витраже, мозаике рассказывают работа Вилсона «Христианское искусство от эпохи романтизма»17 и книга Ричарда Райтера «Церковные искусства»18. Большая роль в этих исследованиях отведена религиозному искусству Великобритании и США.
Все эти исследования были написаны до начала 1970-х гг., непосредственными свидетелями и часто активными участниками процесса создания нового религиозного искусства. Это представляет особый интерес, так как позволяет нам услышать «живые голоса» современников, но в то же время — у этих авторов не было «взгляда со стороны», часто необходимого для научного исследования. В 1970 — начале 1990-х гг. интерес к истории современного религиозного искусства в научной среде почти пропал и на протяжении долгого времени исследования религиозного искусства XX века представляли собой дебаты внутри католической церкви.
В последние годы зарубежные ученые начали проявлять интерес к современному религиозному искусству и говорить о необходимости его изучения. Вышла книга Сабины Лавернь « Религиозное искусство и современность. Великая эпоха журнала "Л'Ар сакре"»19. Это историографическая работа, в которой автор рассказывает историю журнала «Л'Ар сакре» - основной трибуны прогрессивного духовенства во второй четверти века. Сабина
17 Wilson W. Christian Art since Romantic Movement. London, 1965.
18 Ritter R. The Arts of the church. Boston, 1950.
19 Lavergne S. Art sacre et modernite. Les grandes ann<2es de la revue «L'Art sacre». Paris: Cerf, 1992.
Лавернь подробно анализирует статьи журнала, представляет дискуссии о современном религиозном искусстве и редакторскую политику «Л'Ар сакре».
Первым важным событием в истории изучения современного церковного искусства стала большая выставка «Сакральное искусство XX века во Франции», открывшаяся в Булонь-Биланкуре в 1993 г. Был издан каталог20, который по сегодняшний день остается единственной научной публикацией за последние тридцать лет, предпринявшей попытку представить картину развития нового религиозного искусства Франции во всем его разнообразии. Богато иллюстрированное издание состоит из разных по уровню статей и кратких биографических справок о французских художниках, мастерах-витражистах, скульпторах и архитекторах, работавших в области религиозного искусства во Франции. Конечно, это представляет для нас особый интерес, поскольку часто найти информацию о том или ином художнике довольно сложно и иногда просто невозможно без длительного исследования. Но все же, это первая серьезная попытка последних десятилетий осмысления истории современного религиозного искусства Франции и каталог содержит довольно много неточностей и мелких ошибок, которые практически неизбежны в начале любого исследования. Роль этой публикации огромна в привлечении интереса исследователей к истории религиозного искусства XX века. В разных французских университетах студенты и аспиранты начинают выбирать темы для своих работ из области
20 L'art sacre au ХХе siecle en France/ catalogue d'exposition en Boulogne-Billancourt. Thonon-les-Bois, 1993. истории нового церковного искусства, которые в большинстве своем ещё не закончены или не опубликованы21.
Всё вышесказанное ещё раз подтвержает необходимость серьезного исследования нового религиозного искусства Франции, изучению которого мы посвятили первую главу нашей работы «Религиозное искусство Франции первой половины XX века: основные тенденции». В первой части этой главы мы попытались осмыслить, какое место религиозное искусство занимало в художественной жизни Франции и проследить этапы его развития. Мы подробно остановились на «почве», подготовившей создание современного религиозного искусства, представили новые художественные объединения, возникшие в 1920 — 1930-е гг. с целью возрождения религиозного искусства, и выставки, посвященные религиозному искусству. Вторая часть первой главы посвящена изучению видов искусства, связанных с оформлением церковного интерьера, таких как витраж, стенной ковёр, фреска, мозаика и живописное панно. Религиозной скульптуре мы посвятили отдельную часть первой главы, так как она занимает особое место в церковном убранстве. Если фреска, витраж, ковёр обычно рассматриваются священниками и прихожанами, как важное, но не обязательное украшение «дома Бога», то церковная статуя имеет конкретные литургические функции. В католической
21 В качестве примера назовем докторскую диссертацию «Стенная живопись в церковных зданиях Франции между 1919 — 1939 гг.», над которой работает Морис Шенебо в парижском университете (Chenebaux М. Les peintures murales dans les edifices religieux en France entre 1919 et 1939, these de doctorat en cours, Universite de Paris X). церкви XX века она часто — единственный молитвенный образ. Последовательно изучая работы разных французских скульпторов первой половины XX века в контексте художественной и религиозной жизни, мы написали краткую историю религиозной скульптуры Франции этого периода и предложили возможную периодизацию. Последняя часть первой главы представляет основные церковные ансамбли рассматриваемого периода. Мы выбрали те церкви, строительство которых имело важное значение в развитии религиозного искусства и на примере убранства которых можно лучше всего проследить основные проблемы нового религиозного искусства, такие как проблема новой иконографии, проблема старого и нового религиозного искусства и другие.
Религиозное искусство — это особый вид искусства, на который всегда сильно влияют требования и вкусы заказчика — католической церкви. Без разрешения священника, который обычно опирается на указания Ватикана и епископальных комиссий, ни одно произведение искусства не может оказаться в церкви. Поэтому мы сочли необходимым во второй главе «Католическая церковь и религиозное искусство в первой половине XX века» проследить историю взаимоотношений западной церкви и современного искусства. Используя различные документы католической церкви, мы показали постепенное движение церкви навстречу современному искусству. Также мы сочли необходимым подчеркнуть огромную роль, которую сыграл орден доминиканцев в этом процессе. К сожалению, многие исследователи, изучая такие прославленные памятники, как капелла Чёток в Вансе Матисса, капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане Jle Корбюзье плохо представляют размах той «войны», которая велась вокруг современного религиозного искусства. Часто они даже не задумываются о том, каким образом было возможно появление этих произведений в религиозной (в общем консервативной) среде. Мы пытались понять, почему почти все новые церковные ансамбли середины века были созданы под покровительством ордена доминиканцев. О жизни и деятельности доминиканца, отца Кутюрье, посвятившего всю свою жизнь борьбе за введение современного искусства в церковь, мы рассказали во второй части этой главы.
Для того, чтобы подробно изучить художественные проблемы нового религиозного искусства, мы решили в третьей главе подробно остановиться на исследовании ансамбля церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Асси (1939 - 1950). Если капелла Чёток в Вансе Матисса, капелла Нотр-Дам-дю-0 в Роншане Jle Корбюзье, -почти полностью от замысла до воплощения результат труда одного автора, то оформление церкви в Асси — уникальный пример работы целого созвездия крупных мастеров XX века, таких как Леже, Матисс, Липшиц, Люрса, Руо, Брак, Шагал и других. Изучение оформления церкви в Асси кажется нам важным еще и потому, что в ее создании отразились почти все теологические и художественные проблемы религиозного искусства XX века.
Кроме того, за последние тридцать лет не появилось ни одного крупного исследования, посвященного этой церкви, хотя все критики считают её появление самым важным событием религиозного искусства XX века. Единственная фундаментальная работа, посвященная церкви в Асси, «Современное религиозное искусство и церковь в Асси» видного американского искусствоведа
В. Рубина22 (будущего директора музея современного искусства в Нью-Йорке), была написана в конце 1950-х гг., «по горячим следам», вскоре после освящения церкви. Рубин широко использовал в своей работе над книгой статьи из разных периодических изданий времени строительства церкви. Это дало возможность хорошо проиллюстрировать ситуацию в художественной и церковной среде, на фоне которой создавался ансмбль в Асси. Это первый опыт серьезного исследования оформления церкви в Асси и, несмотря на «качественность» этой книги, нельзя считать изучение церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас законченным.
Первые две части последней главы мы посвятили истории строительства церкви и общим стилистическим и иконографическим проблемам. Изучение убранства церкви в остальных частях третьей главы строится не по хронологическому принципу. В каждой части мы рассматриваем одну из проблем религиозного искусства первой половины XX века на примере конкретных произведений церкви в Асси. Алтарный ковёр «Апокалипсис» Жана Люрса позволяет нам затронуть проблему новой иконографии; скульптурное «Распятие» Жермен Ришье — проблему влияния второй мировой войны на искусство; произведения, украшающие алтарь главного нефа и крипты — проблему организации алтарного пространства. Витражи центрального нефа и крипты дают нам возможность поговорить о проблеме старого и нового религиозного искусства, работы Марка Шагала и Жака Липшица — о проблеме работы художников-«не
22 Rubin W. S. Modern sacred art and the church of Assy. New York, London, 1961. католиков» в церкви и, наконец, мозаика Фернана Леже — о проблеме организации главного фасада.
В данном исследовании для нас было важным в первую очередь показать общие иконографические и стилистические проблемы религиозного искусства Франции второй четверти века на примере изучения ансамбля церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Асси, в работе над оформлением которой принимали участие крупнейшие художники XX века.
В приложении к нашей работе мы сочли необходимым представить краткое описание убранства основных доминиканских построек первой половины XX века во Франции и важные тексты католической церкви, связанные с проблемой нового религиозного искусства, которые никогда не публиковались в отечественной литературе.
Современное католическое искусство — тема малоизученная, поэтому большое значение для нашего исследования имела работа в архивах с неопубликованными материалами23, беседы с прихожанами и священниками.
Мы надеемся, что наша диссертация — лишь начало большого исследования религиозного искусства Франции XX век
23 См. список основных архивов в «Библиографическом списке использованной литературы».
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы развития религиозного искусства Франции в 1920 - 1950-е гг."
Заключение
Появление церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Асси стало кульминационной точкой в развитии современного религиозного искусства. Она стала первой церковью XX века, в создании которой объединились знания священника, выработанная им иконографическая программа с мастерством и индивидуальностью самых крупных художников. В работе над церковью в Асси были поставлены практически все «вечные» вопросы, волновавшие духовенство в первой половине XX века: Как соотнести задачи религиозного искусства и индивидуальность, творческое «я» художника? Нужно ли быть верующим человеком, чтобы создать произведение религиозного искусства? Как объединить традиции и новаторство в одном произведении? Какой степенью независимости обладает художник, работающий над произведением религиозного искусства? Влияют ли требования иконографической программы на качество художественного произведения?
Благодаря возникновению церкви в Асси, огромному интересу к её убранству в европейских художественных кругах, религиозное искусство перестало восприниматься как особый вид искусства, которое идёт по своему собственному пути и никак не связано с развитием современных художественных тенденций. Священники стали всё чаще и чаще обращаться к крупным мастерам для украшения церковных зданий.
Второй Ватиканский собор (1962—1965 гг.) открыл новую страницу в истории церкви и религиозного искусства, начав реальный диалог с современным миром. Проблема введения современного искусства в церковь была решена — Ватикан чётко определил свою позицию, пригласив художников новых направлений к сотрудничеству. Но реформа литургии и новое понимание места церкви в обществе изменило отношение духовенства к церковному убранству.
1960 — 1980-е гг. — время создания строгих церковных зданий, лишенных богатого декоративного убранства. Основную роль начинает играть архитектор, который призван создать пространство гостеприимного «божьего Дома». Согласно новым представлениям, церковь не должна сильно отличаться от окружающей архитектуры, в ней должно быть что-то «домашнее», привычное прихожанам. Практически единственной важной работой художника в послесоборных церквях становится скульптурное оформление престола, место объединения верующих и духовенства. Остальные элементы убранства — витражи, стенные ковры, мозаика — теряют свои литургические функции и становятся обычной частью декора. Идеал католической послесоборной церкви — раннехристианская община с совместной молитвой и равной ролью духовенства и мирян. Современная церковь, согласно епископу Беккету, «должна быть чем-то вроде самой большой комнаты в доме, где собирается вся семья. В такой церкви христиане собираются, чтобы встретится с Богом и встретится с другими верующими под покровительством Бога»1
Этот период характеризуется развитием церковной архитектуры и появлением интересных церковных зданий, таких как церковь Сан-Жан-де-Шанталь в Кот д'Ор, переделанная
1 Цит. по: Debuyst D. L'art chretien contemporain de 1962 a nos jours. Paris: Nouvelles editions Mame, 1988. P. 18.
199 архитектором Жаком Приоло из железнодорожного депо в 1968 г. и им же построенная церковь Сан-Жозеф в Крейе (1968); церковь архитектора Жана Коса Сан-Француа-де-Луван-ла-Нёф в Ломе (1984) и другие.
В конце 1980-х — 1990-х гг. в католической среде предпринимаются попытки вернуть церковному убранству «литургическую» роль. Часто в современных католических храмах можно увидеть около алтаря репродукции известных православных икон, таких как «Владимирская Богоматерь» или «Троица» Рублёва. Это показывает назревшую в католической церкви необходимость в создании подлинного молитвенного образа.
В последние годы католическая пресса проявляет огромный интерес к религиозному искусству, идут горячие дискуссии о различных возможностях церковного убранства. В этом контексте обращение к опыту послевоенного религиозного искусства вполне оправдано. Именно в этот период были выявлены основные проблемы религиозного искусства XX века, которые вновь становятся актуальными в современном католическом мире.
Список научной литературыМамедова, Лада Адильевна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1. Батракова С. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо. М., 1996.
2. Кантор А. Изобразительное искусство XX в. М., 1973. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. Сб. статей/ Под ред. В. Ванслова и Ю. Колпинского. М., 1969 (1 изд.), 1973 (2 изд.).
3. Полевой В. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира М.,1989. Полевой В. Искусство XX в. 1901-1945. М., 1991. Современное западное искусство. XX век: проблемы и тенденции. М., 1982.
4. Турчин В. Авангардисткие течения в современном искусстве Запада. М., 1988.
5. Турчин В. По лабиринтам авангарда. М., 1993. Шукурова А. Архитектура Запада и мир искусства XX в. М., 1990. Amishai-Maisels Z. Depiction and interpetation. Oxford, New York, Seoul, Tokyo, 1993.
6. Arnason H. History of modem Art. New York, 1977.
7. Bessey M. Art of the XX century. New York, 1976.
8. Bonnefoi G. Les annees fertiles 1940 1960. Paris, 1988.
9. Chastel A. L'image dans le miroir. Chroniques artistiques 1950 1970. Paris:1. Gallimard, 1980.
10. Major European Art Movements. 1945 1960. New York, 1977. Read N. A concise history of Modern Art. London, 1974.
11. Французское искусство первой половины XX века
12. Алпатов М. В. Матисс. М.,1969.
13. Анри Матисс: статьи об искусстве.Переписка. Записи бесед. Суждения современников/ Сост. и прим. Е. Георгиевская. М., 1993.
14. Апчинская Н. Марк Шагал: портрет художника. М., 1995. Арагон JI. Анри Матисс. Роман. М., 1978 (1 изд.), 1981 (2 изд.). Барская А., Костеневич А. Французская живопись. Вторая половина XIX XX вв. Л., 1991.
15. Бернар Бюффе. Ретроспектива. 1947 — 1989. Каталог выставки. М., 1990.
16. Боннар П. Альбом/ Вступ. ст. А. Костеневич. М., 1976.
17. Герман М. Анри Матисс: диалог с XX веком. Спб.: Образование,1997.
18. Дьяков Л. Эжен Делакруа. М., 1973.
19. Жадова Л. Фернан Леже. М., 1970.
20. Зубова М. Н. Графика Матисса. М., 1977.
21. Калитина Н. Бернар Бюффе//Творчество. 1991. N 5. С. 29-30.
22. Киселева О. Возрождение искусства шпалеры во Франции в первойполовине XX века и творчество Жана Люрса. Автореф. дисс. насоискание учен, степени канд. искуствоведения. Спб.: Академияхудожеств., 1995.
23. Костеневич А. От Моне до Пикассо. Французская живопись второй половины XIX — начала XX вв. в Эрмитаже. Альбом. JL, 1989.
24. Ле Корбюзье Ш. Э. Архитектура XX века/ Пер. с фр. под ред. В. Топуридзе. 2 изд. М., 1977.
25. Ле Корбюзье Ш. Э. Путешествие на Восток. М., 1991. Ле Корбюзье Ш. Э. Творческий путь/ Вступ. ст. и научная ред. О. Швидковского. М., 1970.
26. Матисс Анри. Живопись. Скульптура. Графика. Письма./ Кат. выставки, Москва-Ленинград 1969; вступ. ст. А. Щергиной. Л., 1969.
27. Матисс. Сб. статей о творчестве. М., 1958. Проблемы искусства Франции XX в. Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1989». Вып. XXII/ Под ред. И. Даниловой. М., 1990.
28. Раздольская В. Искусство Франции второй половины XIX века. Л., 1981.
29. Савко Р. Французская живопись конца XIX —начала XX вв. М., 1986.
30. Сагалович М. По следам Фернана Леже. М., 1983.
31. Соловьев Н., Турчин В., Фирсанова В. Современная архитектура1. Франции. М., 1981.
32. Стародубова В. Бурдель. М., 1970.
33. Турчин В. Одилон Редон//Творчество. 1990. N 12. С. 29-30.
34. Шагал. Возвращение мастера. Альбом-каталог/ Сост. М.1. Бессонова. М., 1988.
35. Эсколье Р. Матисс. М., 1979.
36. Эрн Ш. Последние работы Ле Корбюзье. М.,1975.
37. Яворская Н. Пьер Боннар. М., 1972.
38. Яворская Н. Современная французская живопись. Очерки/ Под ред. JL Алёшиной. М., 1977.
39. Bengy J. Bazaine. Catalogue d'exposition, Grand Palais. Geneve, Paris, 1990. Biver P. L'dcole troyenne de peinture sur verre. Paris, 1935. Cassou J. Chagall. Miinchen, 1966. Cassou J. Braques. Paris, 1956.
40. Catalogue of the Rouault Retrospective Exhibition, Museum of Modern Art, New-York, 1953/ Foreword of J. Maritain.
41. Chausse V. Marguerite Hure ou la passion du vitrail// La revue de la ceramiqueet du verre. N 99, mars-avril 1998. P. 40-43.
42. Connick C. J. Adventure of light and colour. New York, 1937.
43. Couturier M. A. Leger et le Moyen Age// Fernand Leger: La forme humain dansl'espace. Montreal, 1945.
44. Dagen P. L'art en France au XXe siecle. Paris, 1998.
45. Derouet C. Fernand Leger, une correspondance d'affaires. Les Cahiers du Musee National de Г Art moderne, coll. Hors-serie-Archives, ed. Centre Georges Pompidou, Paris, 1996.
46. Dorival B. Les etapes de la peinture franchise contemporaine. V. 1-3. P., 194346.
47. Hirsch P. Jean Lur<?at et la tapisserie. Paris, 1946. Hodin J. Manesier. Neuchatel, 1972.
48. Hope H. The Sculpture of Jacques Lipchitz. New York, 1954. Huyghe R. La peinture actuelle. Paris, 1945.
49. Marc Chagall. Message Biblique. Nice, Paris, 1973.
50. Marchand A. L'art apres la guerre// Cahiers de l'art sacre, 7, 1946.
51. Maritain J. Chagall// Scjlection, N 6, 1929.
52. Maritain J. Reponse a Jean Cocteau, Paris, Stock, 1926.
53. Mathey F. Le vitrail fran?ais: tendances modernes. Paris, 1958
54. Maurice Denis (1870—1943), catalogue de l'exposition du Musee des Beaux1. Arts de Lyon, 1994.
55. Perrot F. Le vitrail fran^ais contemporain. Lyon, 1984. Rewald J. Pierre Bonnard. New York, 1948. Roy C. Jean Lur?at. Geneve, 1956.
56. Schneider P. Matisse. Exposition du centenaire. Grand Palais. P., 1970. Schneider P. Matisse. P., 1984—1993. Schwob R. Chagall et l'ame juive. Paris, 1931.
57. Stoullig C. Manessier. Catalogue d'exposition, Grand Palais. Geneve, Paris, 1992.
58. Zack L. Retrospective 1892 1980. Catalogue d'exposition. Orleans, Musee des Beaux-Arts, Mars-Mai 1988.
59. Zervos C. Fernand Leger, ceuvres de 1905 a 1952. Paris, 1952. Религиозное искусство
60. Дворжак M. Очерки по искусству средневековья. М., 1934.
61. Мамедова JI. История исчезновения и обретения сокровищ Матисса, Шагала, Леже.// Русская коллекция. Сентябрь-октябрь,N 9-10 (19-20). М.,1998.
62. Религия и искусство. Материалы научной конференции, Государственный институт искусствознания/ Под ред. И. Ильина. М.: ГИТИС, 1998.
63. Amishai-Maisels Z. Gaugin's Religious themes. New York, London, 1985.
64. Arnaud d'Agnel H. L'art religieux moderne. Grenoble: ed. B. Arthaud, 1936.
65. Aubert M. Les Chantiers du Cardinal. Paris, 1943.
66. Audincourt// L'Art sacre, N 3-4, 1951.
67. Barotte R. Notes// Paris-presse, 11 octobre 1960.
68. Bazaine J. Notes sur lapeinture d'aujourd'hui. Paris: ed. du Seuil, 1953.
69. Billot M. La chapelle de Vence. Journal d'une creation. Les Editions du Cerf,1993.
70. Bourniquel C., Guichard-Meili J. Les createurs et le sacre. Paris: ed. du Cerf, 1956.
71. Brilliant M. L'art chretien en France au XXe siecle. Paris: ed. Bloud et Gay, 1927.
72. Capellades J. Guide des eglises nouvelles en France. Paris: ed. du Cerf, 1969. Cardot J., Novarina M. L'eglise d'Assy et les artistes. Palais de l'lnstitut, Paris, 1996.
73. Causse F. La commande des vitraux de l'eglise des Breseux Manessier// Histoire de l'art, N 28, decembre 1994.
74. Charlier H. A propos du Christ de l'eglise d'Assy// Ecrits de Paris, septembre, 1951. P. 50-55.
75. Charlier H. Notes// L'Art sacre, N 4, octobre 1935.
76. Chatton E. Nouveaux signes du sacre. Le vitrail contemporain. Fribourg, 1986. Christ-Janer A., Mix Foley M. Modern church architecture. New York, Toronto, London, 1962.
77. Cingria A. La decadence de l'art sacre. Lausanne, 1917.; deuxieme ёёШоп: preface de P. Claudel. Paris, 1928.
78. Cingria A. Le Vatican et l'art religieux moderne. Geneve: Bibliotheque internationale, 1933.
79. Couturier M. A. Deux eglises savoyards// L'Art sacre. N 29, mai 1938. P. 117121.
80. Debuyst D. Le renouveau de l'art sacre, de 1920 a 1962. Paris: Nouvelles editions Mame, 1991.
81. Denis M. Histoire de l'art religieux. Paris: Ed. Flammarion, Paris, 1939. Denis M. Journal, 3 vol. Paris, 1957.
82. Denis M. Nouvelles theories sur l'art moderne, sur l'art sacre 1914 — 1921. Paris: L. Rouart et J. Watelin, 1922.
83. Devemy J. Visites a Bonnard// L'Art sacre, 1-2, 1950. P. 8-9. Dictionnaire des eglises de France. Paris, 1966.
84. Doncoeur P. Esth<3tique moderne et l'art sacre. La chapelle de Ronchamp// Etudes, octobre 1955. Petit J. Le Corbusier: Ronchamp. Paris, 1957. Dorival B. L'eglise d'Assy ou la resurrection de l'art sacre// Medicine de France. 18, 1950. P. 29-32.
85. Elgar F. L'eglise d'Assy, une magnifique tentative manquee// Carrefour. 313, septembre, 1950. P. 9.
86. Finsen H. La chapelle de Vence. Cat. d'exposition, Copenhague, 1993. Fosca F. La vie et l'oeuvre de Maurice Denis. Les relations du peintre avec Geneve// La Tribune de Geneve, 26 novembre 1943.
87. Foucart B. Du spirituelle dans l'art contemporain// Connaissance des arts, v. 492, 1993. P. 34-41.
88. Foucart B. La peinture religieuse en France 1820-1860. Paris, 1988. Foucart B. La resurrection de la peinture religieuse// Connaissance des arts, v. 417, 1986. P. 78-85.
89. Froger P. L'art bafoue// Courrier de l'ouest. N 1, 1951.
90. Gamboni D. Louis Rivier (1885-1963) et la peinture religieuse en Suisseromande. Lausanne, 1985.
91. Gillet L. Les vitraux de Notre-Dame de Paris// L'Epoque, 17 decembre 1938.
92. Girard X. Matisse. La chapelle du Rosaire 1948-1951. Paris, 1992.
93. A. Gleizes. Art mural, art sacre// L'atelier de la Rase, Lyon, mars 1953.
94. Gleizes A. L'Homocentrisme ou le retour a l'homme chretien. Paris, 1937.
95. Grand P. M. L'art religieux// Le monde, 15 mars 1964.
96. Guy M. Nos eglises en beton// L'Artisan Liturgique, octobre-decembre 1927.
97. Hammond P. Liturgy and Architecture. London, 1961.
98. Mamedova L. Les vitraux d'un peintre et le renouveau de l'art sacre// La revue de la ceramique et du verre. N 112, mai-juin 2000.
99. Manessier A. Temoignage// Un artisan de l'art sacre: le chanoine Lucien Ledeur de Besan9on. Dijon, 1977.
100. Matisse Henri: La Chapelle de Vence, Journal d'une creation. Paris, Houston, Geneve, 1993.
101. Pichard J. Les 6glises nouvelles a travers le monde. Paris: Ed. des Deux-Mondes, 1960.
102. Pichard J. Querelle autour de Christ// Le Figaro, 25 fevrier 1961.
103. Post-war church building/ Ed. by E. Short. London, 1947.
104. Regamey P. Alerte aux colosses// Temoignage chretien, N 73, 19 octobre 1945.1. P. 2-5.
105. Regamey P. R. Art sacre au XXe siecle? Paris: Ed. du Cerf, 1952.
106. Rinuy P.-L. La sculpture dans la «querelle de l'art sacre»// Histoire de l'art, N28, d6cembre 1994. P. 6-8.
107. Ritter R. The Arts of the church. Boston, 1950.
108. Roger-Marx C. La chapelle-musee Assy// Le Figaro litteraire. N 227, le 26 aout, 1950. P. 8.
109. Roger-Marx C. La peinture contemporaine est sans Dieu ni dieux// Le Figaro Litteraire, 28 aout 1948.
110. Roulin E. Nos eglises: liturgie, architecture, mobilier, peinture, sculpture. Paris, 1938.
111. Rubin W. Modern sacred art and the church of Assy. New York, Londres: Columbia University Press, 1961.
112. Savart C. A la recherche de l'art dit de Saint-Sulpice// Revue d'histoire de la spiritualite, N 52, 1976.
113. Thubert E. La sculpture aux Salons// La douce France, N 23, juin-juillet 1920. P. 219.
114. Wilson W. Christian Art since Romantic Movement. London, 1965. Церковь и искусство
115. Антонова О. Католицизм и искусство. XX век. М., 1985. Антонова О. Современное зарубежное искусство о христианском гуманизме. М., 1989.
116. Батуева JI. Критический анализ современных католическихконцепций религиозного искусства. Автореф. дисс. на соисканиеучен, степени канд. философских наук. М.: МГУ, 1974.
117. Гергей Е. История папства. М., 1996.
118. Григулевич И. Папство: век XX. М., 1981 (2 изд. доп.).
119. Губман Б. JI. Символ веры Ж. Маритена// Маритен Ж. Философ вмире/ Пер. Б. JI. Губмана. М., 1994.
120. Казанова А. Второй Ватиканский собор. М., 1973.
121. Католическая философия сегодня/ Под ред. Э. Деменчонка. М.,1985.
122. Ковальский Я. Папы и папство.М., 1991.
123. Кречников А. Н. Методология современного неотомизма. М.:1. МГУ, 1993.
124. Besson M. A propos d'art religieux// Semaine catholique, 1933. Bilan d'une querelle// L'Art sacre. N 9-10. 1952.
125. Cassou J. Paris: Controversy and Quintessence// Art News. April 1951. Charriere F. Son Excellence Monseigneur Marius Besson Eveque de Lausanne, Geneve et Fribourg. Fribourg, 1945.
126. Commission episcopale de Pastorale et de Liturgie. De quelques principes directeurs en matieres d'art sacre. Textes des Eveques de France// L'art sacre. N 9-10, 1952. P. 29-30.
127. Constantini C. Dell'Arte Sacra deformatica// Osservatore Romano. June 10, 1951. P. 1.
128. Constantini C. Signore no amato il decoro della tha casa// Fede e Arte. No 2, 1954. P. 34. P. 33-63.
129. Couturier M.-A. Art et catholicisme. Montreal, 1945.
130. Couturier M.-A. Art et liberte spirituelle. Paris, 1958.
131. Couturier M.-A. La verite Ыеззёе. Paris: Plon, 1984.
132. Couturier M.-A. L'Evangile est a l'extreme. Paris: Ed. du Cerf, 1970.
133. Couturier M.-A. Se garder libre, Journal (1947-1954). Paris, 1962.
134. Dieu et l'art dans une vie. Paris, 1965.
135. Dumont C. Ou en est notre art religieux. Geneve, 1944.
136. Gilber A. La religion et la guerre. Paris, 1949.
137. Guerrisi M. L'arte religiosa e la crisi del gusto contemporaneo// Fede ed Arte. I, N3,aoQt 1953.
138. Pere Couturier au Quebec 1940-1941: un vent de liberte //Revue d'Art canadien. V. 14, No 1-2, 1987. P. 151-158.
139. Malraux A. De l'art et des masses// Liberte de l'esprit. N 22, juin 1951. P. 178. Marcel G. Lettre ouverte// Table ronde, juillet 1951. Maritain J. Art et scolastique. Paris, 1920.
140. Pie XII. Allocution aux artistes// L'Art sacre. N 5-6. 1951. P. 22-23.
141. Pie XII. Encyclique «Mediator Dei»// Acta Apostolicae Sedis. XXXIX. 1947.
142. Regamey P. R. La querelle de l'art sacre. Paris, 1951.
143. Regamey P.- R. La Querelle des vitraux// L'Art sacre. No 38, Fevrier 1939. P.49.53.
144. Regamey P.- R. Rome, 1950// L'Art sacre. N 5-6, 1951. P. 22-26. Scortesco P. Saint Picasso peignez pour nous. Paris, 1953. Steinmann J. Leon Bloy, Paris: ed. de Cerf, 1955.1. Периодические издания
145. Archives de l'eglise Notre Dame de Toutes-Grace en plateau d'Assy.
146. Bibliotheque du Saulchoir, Fonds des Archives Couturier, Paris.
147. Bureau d'architecture Novarina-Thepenier, Thonon-les Bains.
148. Centre de documentation. Musee Departemental de la Tapisserie, Aubusson
149. Centre International du Vitrail, Chartres.
150. Service de documentation, Musee National Fernand Leger, Biot.