автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Проблемы развития социалистической художественной интеллигенции (на материалах Уральского экономического района)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Нечаева, Галина Андрониковна
ВВЕДЕНИЕ 3-
Глава I. МАРКСИСТСКОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: 15-
§ I. Классики марксизма-ленинизма о социальной роли художественной интеллигенции 15-
§ 2. Понятие, структура социалистической художественной интеллигенции 30-
§ 3. Роль художественной интеллигенции в развитии культуры социалистического общества 42-
Глава П. НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ УРАЛА: 76-
§ I. Предпосылки формирования социалистической художественной интеллигенции в регионе 76-
§ 2. Становление и совершенствование процесса функционирования художественной интеллигенции 97
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Нечаева, Галина Андрониковна
Проблемы развития интеллигенции как социального слоя и ее влияния на общественные процессы становятся все более актуальными. Соперничество двух мировых систем, острая идеологическая борьба, развитие научно-технической революции, проблемы совершенствования человека, необходимость реализации объективного закона возвышения потребностей - все эти факторы усиливают значение дальнейшей разработки проблем развития интеллигенции и составляющих ее социально-профессиональных групп.
Эстетизация труда, возрастание эстетического начала в его продуктах, влияние искусства на формирование творческого потенциала человека и создание гармонически развитой личности придают особую значимость субъектам художественной деятельности.
Социалистическое общество заинтересованно относится к развитию художественной культуры. О "новой приливной волне" в советском искусстве говорилось на ХХУ1 съезде КПСС, где была подчеркнута связь современных художников-профессионалов с революционными традициями в обществе, отмечены их большая роль в идейно-эстетическом воспитании трудящихся и возросшее внимание к вопросам морали, выдвинута задача создания полноценных произведений, в которых герои жили бы "заботами своей страны, жизнью, наполненной борьбой за торжество справедливости и добра"*.
Высокохудожественные произведения являются мощным средством воспитания народа в духе коммунистических идеалов. Появление новых художественных образов, достойных современника, зависит от степени совершенства каждого профессионального художника, уровня зрелости социально-профессиональной группы и составляю
I. Материалы ХХУТ съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1981, с.62. щих ее подгрупп, от эффективности деятельности региональных отрядов художественной интеллигенции.
ХХУ1 съезд КПСС поставил задачу ликвидации социальных различий е территориальном плане. Формирование социальной однородности связано с развитием культуры того или иного региона и в большой степени зависит от уровня перспективного планирования, в которое включается и художественная культура как единство художественного производства и художественного потребления.
В качестве основного звена в художественном процессе выступает современный художник, без него не представляется нормальное функционирование культуры и человеческого общества.
Партия заботится о развитии социалистической культуры, ориентирует деятелей литературы и искусства на создание высокохудожественных произведений, проникнутых духом партийности и народности. Она активно вовлекает широчайшие массы в культурное строительство, содействует раскрытию способностей и дарований т людей" .
На этапе зрелого социализма возрастает значение таких субъ- с ективных факторов, как Коммунистическая партия и социалистичес- , кое государство, трудовые коллективы и общественные организации, классы и социальные слои, группы и подгруппы.
Объективные факторы общественного развития обусловливают необходимость скрупулезного изучения такой социально-профессиональной группы, как социалистическая художественная интеллигенция.
Данное диссертационное исследование посвящается выявлению закономерностей и особенностей развития этого общественного феномена при социализме.
I. Постановление ЦК КПСС о 80-летии П съезда РСДРП.- "Правда", 1983, 5 апреля.
Методологическая основа диссертации - труды К;Маркса, Ф.Энгельса, В.ЩЛенина, постановления съездов и пленумов ЦК КПСС.
В исследовании использованы работы советских ученых М.Н; Руткевича, Л.Н.Когана, В.Р.Лейкиной-Свирской, Г.В.Бадеевой, посвященные проблемам развития интеллигенции.
Особое внимание уделено произведениям эстетиков и культу-роведов - А.И.Арнольдова, С.С.Гольдентрихта, А.Ф.Еремеева, Л.А. Зеленова, Э¿В.Ильенкова, М.С.Кагана, М.Ф.Лифшица, Ю.А.Лукина, М.Ф.Овсянникова, Б.В.Павловского и других, характеризующих культуру как социальный феномен, художественную жизнь общества, искусство как общественную потребность, проблемы художественного творчества.
На наш взгляд, наиболее полное освещение в трудах исследователей социалистической художественной интеллигенции получили такие вопросы, как определение понятий "художественная интеллигенция в СССР" и "художественная интеллигенция в социалистическом обществе", социологический анализ группы.на материалах Казахской ССР, Башкирской АССР, Тюменской, Свердловской и других областей, структурирование, воспроизводство и самовоспроизводство группы.
Анализ изученных источников показывает, что социалистическая художественная интеллигенция как социально-профессиональная группа недостаточно изучена.Во-первых,нет единого понимания и определения сущности социалистической художественной интеллигенции, которые позволяли бы обозначить границы и состав группы,а, следовательно,представить структуру,выявить внутригрупповые связи, специфику функционирования, характерные черты этого социального образования.Во-вторых,отсутствует достаточно глубокий анализ социально-профессиональных подгрупп,являющихся элементами струк
- 6 туры социалистической художественной интеллигенции,
О недостаточной изученности данной социально-проф ессиональ-ной группы говорит и тот факт, что по рассматриваемым проблемам развития социалистической художественной интеллигенции существуют пока публикации лишь в виде авторефератов, брошюр, статей и тезисов. Нет ни одной монографической работы.
Изучение проблем социального развития социалистической художественной интеллигенции, а также ее социально-профессиональных подгрупп в сравнительно-историческом аспекте дает богатейший материал для обнаружения закономерностей и особенностей развития рассматриваемого социального явления, разработки проблем социально-классовой структуры зрелого социализма, осуществления научного управления процессом функционирования художественной интеллигенции, и, следовательно, наиболее эффективной реализации ее общественной роли.
Выработка критериев выделения социально-профессиональной группы художественной интеллигенции из состава интеллигенции позволяет обозначить границы, структуру группы, дать определение понятия "социалистическая художественная интеллигенция".
Предметом исследования являются закономерности возрастания роли социалистической художественной интеллигенции в культуре социалистического общества, усиление ее влияния на процесс коммунистического строительства. В диссертации исследуются социально-политические закономерности и особенности развития социалистической художественной интеллигенции регионального отряда - Уральского экономического района.
Целью диссертационного исследования является углубление представлений о социальной сущности художественной интеллигенции, о тенденциях ее развития и совершенствования, выработка рекомендаций по росту ее влияния на общественное развитие.
Для реализации поставленной цели в данной работе были выделены следующие задачи: I) выявление и осмысление взглядов классиков марксизма-ленинизма по вопросу о социальной рож художественной интеллигенции, 2) определение понятия "социалистическая художественная интеллигенция", 3) анализ и обобщение опыта формирования и функционирования социалистической художественной интеллигенции, 4) систематизация объективных и субъективных факторов усиления влияния группы на развитие культуры зрелого социалистического общества, 5) выявление и социологический анализ закономерностей формирования, функционирования и совершенствования региональной художественной интеллигенции Урала.
В целях получения достоверных эмпирических данных о художественной интеллигенции Уральского экономического района диссертантом проводились социологические обследования регионального отряда рассматриваемой группы. Автор диссертации воспользовался методикой, разработанной социологами УрГУ им.А.М.Горького при участии диссертанта; были составлены анкеты и в 1972-1973 гг. проведено анкетирование. Получено 1200 анкет с ответами.
Кроме того, с целью изучения динамики развития художественной интеллигенции было проанализировано более 2 тысяч личных дел ее представителей, работавших в 1919-1983 гг. на Урале. Ориентировочно, по подсчетам автора, в эти годы в рядах группы насчитывалось около 12 тысяч человек: от нескольких сот в 1919 г. до семи тысяч двухсот человек - в настоящее время.
Необходимая репрезентативность достигается, таким образом, за счет 11% выборки и охвата анализом основных социально-профессиональных подгрупп и коллективов художественной.интеллигенции.
Наряду с этим использовались интервью, непосредственное наблюдение за процессом труда, большое значение придавалось экспертным оценкам.
Необходимый материал диссертант получила также в процессе своей работы в методической комиссии по воцросам воспитания художественной интеллигенции Свердловского ГК КПСС,
Научная новизна полученных диссертантом результатов заключается в следующем: во-первых, в диссертации более полно и четко, по сравнению с тем, что имеется в научных публикациях других авторов, выявлена сущность социалистической художественной интеллигенции, которая проявляется в создании художественных образов в соответствии с требованиями метода социалистического реализма, принципами партийности, народности искусства и в соответствии с коммунистическими идеалами; во-вторых, впервые в систематизированном виде расэдыто значение объективных факторов, обусловливающих возрастание роли художественной интеллигенции в культуре социалистического общества, сформулированы основные закономерности воздействия социалистической художественной интеллигенции на развитие культуры в условиях развитого социализма; в-третьих, впервые в социологическом аспекте рассмотрен процесс становления, формирования и развития социалистической художественной интеллигенции Уральского региона, проведен анализ динамики ее развития в целом по группе и крупнейшим социально-профессиональным подгруппам за 1919-1983 гг., позволивший автору выявить некоторые основные закономерности и особенности развития, наметить пути совершенствования рассматриваемого социального феномена; в-четвертых, на основе изучения научных работ и проведенных исследований диссертант дает свое определение понятия "социалистическая художественная интеллигенция", что позволяет очертить границы группы, выделить ее из общего состава интеллигенции, представить структуру и рассмотреть внутригрупповые связи.
Решая поставленные задачи, мы пришли к следующим выносимым на защиту результатам: I) проанализированы взгляды классиков марксизма-ленинизма на социальную роль художественной интеллигенции, на основе которых автором обосновано и дано определение понятия "социалистическая художественная интеллигенция", позволяющее обозначить границы группы, представить ее состав и проанализировать структуру.
Под социалистической художественной интеллигенцией в диссертации понимается социально-профессиональная группа в состав которой входят работники, занимающиеся непосредственно общественным умственным трудом по созданию художественных образов;
2) раскрыты такие основные функции социалистической художественной интеллигенции в культуре социалистического общества, как отражение окружающего мира, создание художественных образов в соответствии с методом социалистического реализма и коммунистическими идеалами, а также эстетическая, пропагандистская, воспитательная, культуроведческая, гедонистическая, коммуникативная;
3) выявлены некоторые основные закономерности и особенности возрастания воздействия группы на развитие культуры социалистического общества, к которым мы относим следующие: усиление участия социалистической художественной интеллигенции в формировании научного мировоззрения, в совершенствовании общественных отношений, в борьбе с буржуазной идеологией: активизация деятельности, направленной на совершенствование социалистического образа жизни, формирование единого высокого морального климата общества, создание гармонически развитой личности, а также на пополнение художественными ценностями мировой культуры, растущее влияние социалистической художественной интеллигенции на совершенствование производственных отношений, проявляющееся в создании художественных образов в технической сфере и формировании нового типа работника;
4) проанализированы и систематизированы объективные факторы усиления роли социалистической художественной интеллигенции в культуре социалистического общества, такие как: развитость материальной и духовной культуры, реализация объективного "закона т возвышения потребностей", интернациональный характер социалистической художественной культуры, объективная потребность в укреплении единства социалистического и мирового искусства, необходимость совершенствования социалистического образа жизни, повышение уровня эстетической культуры масс, совершенствование эстетических отношений в труде, в быту; возрастание роли марксистско-ленинской художественной критики; усиление борьбы с буржуазной идеологией; необходимость дальнейшего пополнения художественными ценностями мировой культуры.
Эти и другие объективные факторы являются важными стимулами развития социалистической художественной интеллигенции. Взятые в комплексе и порознь, они воздействуют на сознание художника, в большей степени обязывают его включиться в борьбу за прогресс культуры, за улучшение жизни, за "очеловечение человека".
Реализация сложных проблем, свободный, творческий труд по способностям и по потребностям преобразуют самого художника, его образ жизни, интересы, духовные запросы. Усиливается значимость и роль таких субъективных факторов художественной деятельности, как приобщение творцов искусства к идеалам коммунизма; партийность, патриотизм и интернационализм; овладение художником марксистско-ленинским учением об общественном развитии; укрупнение
I. Ленин В .И. Полн, собр. соч., т.1, с.101. масштаба мышления художника; потребность художника-творца в защите подлинно человеческого общества, развивающейся коммунистической цивилизации; следование принципу народности, искусства, методу социалистического реализма; органическая потребность в утверждении высоких нравственных ценностей социализма; стремление служить трудящимся и своим трудом умножать успехи в борьбе за коммунизм; сплоченность вокруг Коммунистической партии. Наконец, высокий профессиональный уровень, развитые способности к труду по созданию художественных образов (талант), ориентация на самый развитый художественный вкус; потребность внести свой вклад в сокровищницу мировой культуры и другие;
5) выявлены материальные, социальные и политические предпосылки формирования социалистической художественной интеллигенции Урала, показано, что решающее значение в ее становлении сыграла победоносная социалистическая революция, благодаря которой на позиции пролетариата сначала встает самая передовая часть старой интеллигенции. На этапе переходного периода от капитализма к социализму создаются новые кадры, формирующиеся из способных к художественной деятельности трудящихся; победа социалистических общественных отношений приводит не только к созданию собственных кадров художественной интеллигенции, но также коренным образом меняет положение художника в обществе;
6) сформулированы и раскрыты основные закономерности и выявлены особенности функционирования и развития социалистической художественной интеллигенции Уральского региона: рост количественного состава, коренное изменение социально-классовых источников формирования группы, рост квалификации, развитие художественного таланта, рост образовательного уровня за счет комплектования группы специалистами с высшим и средним образованием, увеличение численности социалистической художественной интеллигенции за счет коренных.жителей Урала, рост удельного веса женщин в составе группы, удовлетворенность творчеством по созданию художественных образов, активизация общественной деятельности;
7) показаны профессионально-подразделяющая структура социалистической художественной интеллигенции, динамика развития группы и основных составных ее социально-профессиональных подгрупп;
8) в социологическом аспекте показана диалектика развития художественного таланта в условиях Уральского региона;
9) в адрес руководства коллективов, союзов, учреждений и организаций культуры высказан ряд рекомендаций по улучшению работы художественной интеллигенции: а) совершенствовать работу по комплектованию группы за счет молодежи, женщин и других социальных групп путем формирования общественного престижа на научной основе, пропаганды достижений искусства, усиления шефства над коллективами художественной самодеятельности, народными промыслами; б) планировать воспитательную работу, опираясь на научную теорию воспитания и в соответствии с требованиями ХХУ1 съезда. партии, Пленумов 1982-1984 гг., особенно - Июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС; в) изучать потребности художника в целях усиления целенаправленного воздействия на его творчество; г) предусмотреть мероприятия по усилению связей между социально-профессиональными подгруппами; д) совершенствовать работу секций художественной критики при творческих союзах, способствовать профессиональному росту критиков; е) сохранять архивы организаций как материал научного прогнозирования развития художественной интеллигенции.
Апробация -работы
Автор участвовал в Уральских социологических чтениях (Оренбург, 1980 г,); в конференциях по проблемам социалистического образа жизни (УПИ им.С,М.Кирова, 1978-1984 гг.); в Свердловской областной научно-практической конференции "Актуальные проблемы ускорения научно-технического прогресса в свете решений ХХУ1 съезда КПСС"(1981 г.); во Всесоюзной конференции "Развитие социальной структуры советского общества"(Таллин, 1981 г.); в республиканской конференции "Совершенствование общественных отношений и социалистического образа жизни в условиях развитого социализма в свете решений ХХУ1 съезда КПСС"(Свердловск, 1982 г,); в межвузовской научно-теоретической конференции "Теоретическое наследие К.Маркса и современность"(Алма-Ата, 1983 г.).
Диссертант имеет восемь публикаций общим объемом 2,8 п.л.:
1. К вопросу о формировании социалистической художественной интеллигенции на Урале. Статья. - Сборник ученых трудов, вып."25. Свердловский юридический институт, - Свердловск, 1973г. - с.145-156.
2. Формирование кадров художественной интеллигенции на Среднем Урале. Статья. - Сборник ученых трудов, вып.32. Свердловский юридический институт, - Свердловск, 1973, - с.212-227.
3. Об источниках формирования художественной интеллигенции. Статья. - Классы и слои в развитом социалистическом обществе.-Свердловск: УрГУ им.А.М.Горького, 1975, - с.140-148.
4. Духовные потребности художественной интеллигенции. Тезисы Ш-х Уральских социологических чтений. - Оренбург, 1980, -с.58-60.
5. ХХУ1 съезд КПСС и образ жизни художественной интеллигенции. В соавторстве с Т.Б.Багировой. - Свердловская областная научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов "Актуальные проблемы ускорения научно-технического прогресса в свете решений ХХУ1 съезда КПСС". Тезисы докладов. - Свердловск: НТО, 1981, с.57-58.
6. Развитие социальных потребностей художественной интеллигенции как условие совершенствования образа жизни. Тезисы конференции: Социалистический образ жизни и всестороннее развитие личности. - Свердловск: УПИ, 1981, с.1-2.
7. Динамика развития художественной интеллигенции театра. Тезисы Всесоюзной научной конференции "Развитие социальной культуры советского общества".-Таллин 21-23 октября, 1981, с.47-49.
8. Роль художественной интеллигенции в развитии социалистического образа жизни. Тезисы докладов и выступлений к республиканской конференции: Совершенствование общественных отношений и социалистического образа жизни в условиях развитого социализма в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. - Свердловск, 1982, с. 5657.
Список научной литературыНечаева, Галина Андрониковна, диссертация по теме "Теория научного социализма и коммунизма"
1. Проблемы воспроизводства интеллигенции в условиях зрелого социализма и 1фитика антимарксистских позиций.- М.: АН СССР, Ин-т философии, 1979, с.20.
2. Щиглик А.И. Творческие союзы в СССР. М.: Юрид.науки, 1970.
3. См., например, Лукин Ю.А. Художественная культура развитого социализма. М.: Искусство, 1977, с.22.
4. Философский словарь под ред.Фролова И.Т. Изд-е 4-е М.: Политиздат, 1980, с.405.
5. Коган л.н. Устетика коммунистического труда и производства.-М.: Высшая школа, 1966, с. 13.
6. Продовольственная программа СССР на период до 1990 г. и меры по ее реализации. Материалы майского(1982 г.)Пленума ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1982, с.106-107.
7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.-М.: Политиздат, 1978, т.П, с.29-33.
8. Стенографический отчет.Усъезд художников СССР-М.,1979,с.377.
9. Словарь русского языка, с.729.
10. Маркс К.»Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.З, с.392.
11. Зеленов Л.А. Методологические проблемы эстетики.
12. Еремеев А.Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике,с. 142
13. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь,с.430.2. Там же, стрДЗЗ.
14. Овсянников М.Ф.Что изучает эстетика, с.57-59.
15. Очерки истории Свердловска.- Свердловск: кн.изд-во,1958,с.75; Календарь-Справочник Свердловской области. 1969.-Свердловск: Ср.-Ур. кн.изд—во, 1969, с.66-67.
16. Искусствовед Павловский Б.В. не случайно употребляет термин "крепостная интеллигенция".
17. См.например: Дергачев A.A. Книги и судьбы. Страницы литературной жизни Урала.-Свердловск.Ср.-Ур.кн.изд-во, 1973.
18. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.23, с.127.
19. Писатели, художники, композиторы Удауртии, с.109.художественного профиля (табл.1).