автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Проблемы современного казачества, 1980-1990-е годы
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора исторических наук Таболина, Татьяна Вячеславовна
Введение.
1. Характеристика темы
2. Источники и литература.
I. Общая характеристика современного казачества
1. Из истории
2. Объединения казаков в 1980-1990-е годы
3. Динамика противоречий в казачьем движении.
4. Казачья пресса.
П. В поисках правового поля.
Ш. Государственное становление казачества.
1. От деклараций к практике.
2. Граница и казаки
3. Государственный реестр
Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Таболина, Татьяна Вячеславовна
1. Характеристика темы
В судьбах России и Евразийского пространства в целом на протяжении веков значительную роль играли казаки - самобытные общности людей, объединенные мифом этногенетической близости, обычаями, принципом самоорганизации, особым статусом в обществе.
Казачья общность, издревле сформировавшаяся в степной части России, на фронтире (пограничье), изначально характеризовалась традициями самоуправления, восходящими к военным структурам, ор1 а-низованным на принципах демократии. Пребывая в экстремальной ситуации постоянного вызова, казаки выработали в качестве ответа специфический образ жизни и самозащиты, эффективную систему хозяйствования, органичное сочетание военного дела и земледелия, скотоводства, рыболовства, бортничества, охоты. Воин, пастух, пахарь, охотник в одном лице - казак был способен как к автономному жизнеобеспечению, так и к слаженным совместным действиям в артели, станице, отряде, войске.
Казаки были передовыми отрядами российской территориальной колонизации и по мере складывания, расширения, укрепления централизованного государства постепенно утрачивали свою вольницу, элементы автономности, превращались в одно из служилых сословий.
Политические акции Петра I и последующих самодержцев привели в конце концов к всесторонней интеграции казачества в структуру Российской империи. Наряду с гвардией и отборными частями регулярной армии, казаки проявили себя в многочисленных военных кам3 паниях и сражениях. Со временем царское правительство придало казачеству также жандармско-карательные функции.
Вместе с тем, в ХУ1-УН вв. казаки неоднократно выступали против центральной власти, а в Смутное время от казаков во многом зависел исход политической борьбы.
В революциях начала века казачьи формирования использовались для подавления волнений и разгона демонстраций. По мере нарастания общественно-политического кризиса в стране росли разногласия, шло имущественное и политическое размежевание внутри самого казачества. После Февральской революции 1917 г. на казаков пытались опереться мятежные генералы, выступавшие против Временного правительства. Однако вера казаков в прежние ценности уже значительно ослабла, и они не оказали какого-либо заметного отпора октябрьскому перевороту и большевистскому режиму. Деморализованные и разрозненные, казаки, как и в наши дни, оказались по разные стороны баррикад, трагически разделились на белых и красных.
Утверждающаяся Советская власть одним из первых своих Декретов от 10 (23) ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» юридически упразднила статус казачества как особого сословия, и в течение последующих пяти лет казачьи войска прекратили свое существование. С того же ноября 1917 г. в столице казачества Новочеркасске началось формирование Добровольческой армии. Большевики же организовывали своих сторонников, формировали военизированные отряды в Ростове-на-Дону среди «трудового казачества». В станицах проходили сходы казаков, на которых принимались решения о саморасказачивании и упразднении казачьих войск. Лидеры казачества колебались и выгадывали, пытались решать свои проблемы в начинавшейся гражданской войне: примкнули к белым, но не до конца, качнулись к красным, а когда отшатнулись - было поздно. 4
Большевики действовали решительно, применив испытанное безотказное средство - террор, возведенный в систему. Циркулярное письмо ЦК от 24 января 1919 г. «Об отношении к казакам»1 санкционировало фактическое уничтожение казачества. В то же время, многие казаки вступали в ряды Красной Армии. Ожесточенные схватки белых и красных казаков друг с другом и между собой (белые против красных, одни красные против других красных, одни белые против других белых) во многом определяли ход гражданской войны.
Впоследствии проводилась политика расказачивания, депортаций, передела казачьих земель. Как и все крестьянство страны, казачество подверглось насильственной коллективизации. В 1925 г. была поставлена задача на решительное «привлечение» казачества к советскому строительству на местах2.
Приближение войны с Германией заставило И. В. Сталина повернуться лицом к русским. Составной частью этого нового курса стал и пересмотр отношения к казакам. В 1936 г. практически началась государственная кампания «лицом к казачеству», в которой приняло участие высшее руководство страны. Было объявлено о возрождении социалистического колхозного казачества.
Казачьи воинские формирования геройски сражались за советскую Родину во время Великой Отечественной войны. В то же время, часть казаков увидела в Гитлере таран для сокрушения советской власти и надеялась восстановить традиционный уклад жизни. Из казаков-эмигрантов и пленных формировались казачьи части, сражавшиеся на стороне Германии. Эта трагическая страница истории борьбы казаков с советской властью закончилась их выдачей 1 июня 1945 г.3 в Лиенце англичанами (Тирольская обедня).
В послевоенный период советизация казачества продолжилась: казачьи традиции были поставлены на службу системе. На самом деле, 5 проявившейся интерес к казачеству носил в основном исторически-фольклорный характер, превращался в псевдоапологетику. Никакого реального возрождения казачьего образа жизни не происходило. Советское казачество разделило участь всего советского крестьянства.
Шел массированный отток казаков из станиц в города, где они становились маргиналами, как часть горожан первого поколения. Забывались традиции казачьего землепользования и самоуправления, лишь в фольклорных ансамблях воспроизводилась псевдоатрибутика традиционных казачьих войск, исполнялись стилизованные казачьи песни и танцы.
В конце 1980-х годов пробудился широкий интерес к подлинному казачьему прошлому, к осознанной казачьей идентификации. Казачье движение организационно оформилось и раскололось на альтернативные организации, лидеры которых добились реабилитации казачества. Постепенно обозначалась новая проблема - восстановление статуса казачества и поиск им своего места в системе новой российской государственности.
Актуальность темы исследования определяется широким спектром социальных, политических, военных, этнокультурных проблем, порождаемых движением современного казачества и неоднозначной трактовкой его в общественном мнении. Процесс возрождения казачества в целом недостаточно изучен в исторических науках.
Возникает настоятельная потребность глубже изучить это явление в контексте современного российского общества. Это представляется особенно важным во время становления новых принципов государственности в Российской Федерации и тяжелейшего экономического положения.
Кроме чисто научного интереса, работа имеет и практическую актуальность, которая определяется обострением межнациональных противоречий в ряде регионов страны, часть из которых относится к местам традиционного проживания казаков, возникновением конфликтных зон, территориальными притязаниями, появлением нового приграничья.
Указанные противоречия еще более актуализируют проблемы изучения вариантов социальной самоорганизации современного казачества. Для понимания сути данного явления в наши дни необходимы серьезные знания всей совокупности проблем этнокультурного и политического развития казачества.
Значение поставленных в диссертационном исследовании проблем приобретает особую важность в связи с обозначившимся, широко обсуждаемым и зачастую эксплуатируемым различными политическими силами «русским вопросом», сопряженностью его с «казачьим вопросом» в субъектах Российской Федерации. Обозначилось последовательное, зачастую гипертрофированное, проведение разграничения между русскими и казаками рядом политиков и экспертов, которое особенно проявилось при обсуждении проекта Концепции государственной национальной политики на Северном Кавказе. Подчас горские народы или противопоставляются казакам, или о существовании последних «забывается». Подобные подходы чреваты окончательным вымыванием русскоязычного населения из республик Северного Кавказа.
Представление о процессах, протекающих в среде современного казачества может иметь широкое научное и практическое значение также для понимания проблем этнокультурного развития общностей, находящихся в условиях усиливающихся межэтнических контактов, особенно в иноэтническом окружении. Важно выявление роли казачьего фактора в контексте этнополитических реалий наших дней как в Российской Федерации, так и в других государствах, образовавшихся после распада Советского Союза.
Казачьи структуры начали возникать там, где казаки раньше компактно не проживали (например, Мурманск, Воркута, Нижневартовск и т. д.), что во многом является следствием насильственного переселения и миграционных процессов в советское время. Подобная тенденция объясняется во многом и стремлением обрести ту или иную новую социальную и локальную общность вместо разрушившихся старых.
В условиях распавшегося СССР, возрастает привлекательность казачества для тех, кто хотел бы сохранения сильного государства, ждет определенной защиты от непредсказуемого, но конфликтного будущего. Поэтому не только казаки вспомнили о своем родстве. И те, кто не имел казачьих предков, выразили стремление сплотиться в казачьих общинах, вступая в казачьи организации.
Не стоит преувеличивать значимость «казачьего фактора» в субъектах Российской Федерации. Но, тем не менее, проявляющаяся активность казаков в борьбе за власть и землю, а также в противодействии нерегулируемому потоку мигрантов в места компактного проживания казаков (на Кубань, Дон, в Ставрополье) делает их потенциально конфликтогенным фактором. Казаки все чаще на уровне массового сознания отождествляются с русскими, славянским и в целом русскоязычным населением, тем самым становясь катализатором негативных установок на всех «пришлых» со стороны титульных народов.
Так лидеры национальных движений республик Северного Кавказа, Казахстана и ряда других регионов высказывали мнение, что именно активизация деятельности казачества способствовала усилению эмиграции русских.
Возрастающее участие казаков в различных этнополитических и этноконфликтных ситуациях на Кавказе, в Крыму, Молдавии, Казахстане, на Дальнем Востоке создаёт и будет создавать ряд серьезных дипломатических проблем. Всё это усиливает актуальность изучения проблем современного казачества.
Цель исследования - рассмотреть основные проблемы, противоречия, которые характеризовали движение казачества в 1980-1990-е гг.
Задачи исследования. Автор ставил перед собой следующие задачи:
1. Максимально обобщить весь комплекс имеющихся материалов по проблемам движения современного казачества от начала возрождения до этапа государственного становления (конец 1980-х - 1998 г.).
2. Выделить и охарактеризовать основные этапы движения казачества в указанный период.
3. Проанализировать изменение целей, задач, установок; проследить основные направления деятельности казачьих объединений.
4. Выявить и зафиксировать различные формы организаций казаков; современную казачью периодику.
Научная новизна работы определяется почти полным отсутствием в отечественной историографии комплексных междисциплинарных исследований по теме. Диссертационное исследование впервые в комплексе вводит в научный оборот большой объем новых историко-этнографи-ческих источников (полевые, архивные материалы; публикации в центральных и региональных средствах массовой информации по казачьей тематике; казачья периодика, зарубежные и эмигрантские издания).
Новизна работы. Фактически создано новое направление в исследовании казачества в контексте этнополитической ситуации в России. Оно состоит главным образом в том, что современное движение казачества изучено на основе анализа сложного комплекса источников, в частности, впервые введенного в таком ракурсе в научный оборот оригинального этнографического материала и что особенно важно - в сочетании с привлечением современных нормативных правовых актов, а также возможностями компьютерного информационного обеспечения, развивающегося в последние годы в России.
Максимально использованы возможности новых информационных технологий. Задействованы практически все доступные для исследователя базы данных, в которых имеются сведения по казачеству. Учитывалась информация, помещаемая в сети INTERNET, базах данных Российской государственной библиотеки, других книгохранилищ страны и зарубежья, в частности, Славянского отдела Библиотеки Конгресса США, текущие материалы Государственной Думы Российской Федерации, опубликованные документы заинтересованных министерств и ведомств.
Диссертантом предложена периодизация современного движения казачества. Каждый из рассмотренных этапов характеризуется определёнными особенностями, выдвижением на первый план тех или иных приоритетов (культурологических, этнических, экологических, экономических, политических), сопряженных и с общей ситуацией в стране.
В диссертации анализируется развитие движения, его особенности, противоречия и закономерности на протяжении последнего десятилетия нашей истории.
Предлагаемая работа - первый опыт целостного анализа движения казачества в 1980-1990-е годы, позволяющий выделить основные пласты формирующихся у него новых традиций и установок; его нова-ционного видения своего места в российском государстве, формирования собственной экономической и политической ниши в обществе.
Предпринята попытка изучения казачества в контексте переструктурирований, изменений, происходящих в стране. Проведены исследования казачьих объединений и на этой основе предложена их ти-пологизация.
Выявлены и классифицированы основные идеологемы, декларации, цели движения, проанализирована роль лидеров (атаманов) с учетом региональной специфики. Изучены претензии казачества к власти и власти к казачеству. Анализируется начальный этап государственного становления казачества, вхождения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Историография. Данные о современном этапе становления казачества рассыпаны по публикациям, зачастую освещающим частные вопросы, или встречаются в монографиях, посвященных тем или иным казачьим войскам.
Работа автора основывается на широком круге разнообразных источников и литературы - этнографических, исторических, этнополи-тических, социологических и др.
Подробно историография проблемы изложена во Введении. При рассмотрении общих вопросов диссертант опирался на проблемно-теоретические труды российских ученых: С. А. Арутюнова, Ю. В. Бром-лея, В. И. Козлова, В. В. Пименова, В. А. Тишкова, С. А. Токарева, Н. Н. Чебоксарова, С. В. Чешко и др.
В работе автора учитывались достижения отечественных ученых: В. В. Алексеева, Н. И. Бондаря, Н. Ф. Бугая, А. В. Венкова, С. А. Козлова, В. Ф. Мамонова, В. Н. Ратушняка, Л. И. Футорянского, исследующих процессы, протекавшие и протекающие в казачестве.
Особо необходимо подчеркнуть, что были использованы работы таких этнографов, как С. И. Дмитриева, Л. Б. Заседателева, М. С. Кашуба, Л. Н. Чижикова, М. Н. Шмелева - исследователей, которые изучали казачество в наиболее сложный период практически закрытости темы. Их работы, написанные на основе богатейших полевых материалов, стали уже классическими для этнографов, сохранив для истории и ученых данные о семейных традициях, быте, специфике хозяйственного уклада, фольклоре казаков на Кубани и Тереке.
Одним из важных источников по изучаемой теме являются полевые материалы автора 1990-1998 гг., преобладающая часть которых вводится в научный оборот впервые. В основном - это данные, полученные путем прямого наблюдения, метода неформализованного интервью и анкетного опроса представителей казачьих структур на кругах в Москве, Краснодарском крае, Оренбургской области, г. Новочеркасске, о. Сахалин. Использованы также данные Госкомстата России, открытые сводки и обзоры ФПС России, МВД России, Минобороны России (электронные версии). Изучались экспонаты, карты, хранящиеся в краеведческих музеях страны, а также экспозиции передвижных выставок, посвященные казачеству (история и эмиграция), которые проводились Российской государственной библиотекой, Центральным музеем Вооруженных Сил и др.
Анализировались публикации из фондов и новые поступления литературы по казачеству, диссертационные работы в Российской государственной библиотеке, Государственной исторической библиотеке, ИНИОНе, библиотеке Верховного Совета Российской Федерации, парламентской библиотеке Государственной Думы Российской Федерации, библиотеке Администрации Президента Российской Федерации, а также издания, хранящиеся в Музее кубанского казачества (США). Учтены сведения о книгах, периодических и продолжающихся изданиях по казачеству, поступающие в Книжную палату Российской Федерации и Минюст России.
Постепенно диссертантом был создан единственный в своем роде постоянно пополняемый компьютерный банк данных по современному казачеству, который содержит более 8000 единиц информации. Здесь находит отражение и ситуация внутри казачьих структур. Учтены и дэкументы по казачеству из архива автора, интенсивно собиравшегося особенно последние десять лет. Данный архив включает документы казачьих организаций, обращения, заявления из всех регионов, в которых функционировали и продолжают действовать объединения казаков. Учтены материалы из архива текущей казачьей периодики (многие издания перестали выходить и уже стали уникальными, например, «Казаки Сунжи», «Грозненский казак»).
Использовались также книги, брошюры, информационные бюллетени, листки, издаваемые в регионах и практически отсутствующие в книгохранилищах Москвы. В исследовании учитывались и публикации по казачеству зарубежных исследователей.
Для характеристики демографических и социальных параметров казачества, оценки взаимоотношений с мигрантами из бывших союзных республик и из российских регионов, использованы данные региональных статуправлений, опросов, проводившихся в субъектах Федерации. Отмечены результаты, полученные Госкомстатом России в процессе микропереписи, проводившейся в Российской Федерации в 1994 г.
Практическое значение работы заключается в том, что проанализированные данные и выводы могут быть полезны для анализа современного движения казачества, освещения деятельности общественных объединений казаков, углубленного понимания этапа формирования государственного становления казачества и связанного с ним комплекса экономических, социальных, геополитических, политических, культурных, образовательных, конфессиональных проблем.
Сведения, приводимые в работе, могут быть полезны при проведении этнографических экспедиций, в коллективных трудах по проблемам казачества, учтены при организации этносоциологических опросов, в преподавании некоторых разделов курсов этнографии, политологии в вузах.
Материалы и выводы исследований автора могут быть использованы при чтении лекций, подготовке учебников, справочных изданий, в музейной работе, составлении аналитических материалов, разработке концепций, рекомендаций и экспертных заключений для властных структур.
Часть материалов и данных уже широко применяется аналитиками и практиками на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, чему способствовало создание, составление и публикация под нашей редакцией единственного, не имевшего аналогов издания по казачеству - Информационного бюллетеня Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации (ГУКВ), в котором помещены аналитические статьи о деятельности казачьих структур в стране, попытках формирования государственной политики по отношению к казачеству, а также впервые в комплексе приведены соответствующие федеральные, региональные нормативные правовые акты, открытые документы заинтересованных министерств и ведомств.
Апробация работы. Данное исследование обсуждалось на совместном заседании Отдела этносоциологии и Отдела русского народа Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.
Основные положения работы опубликованы в монографии автора о современном казачестве, выпусках «Неотложной этнологии», издаваемой Институтом этнологии и антропологии РАН, разделах коллективного сборника, выпущенного Московским Центром Карнеги, ряде статей.
Диссертация состоит из Введения, 3 глав, Заключения и 4 приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы современного казачества, 1980-1990-е годы"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования можно прийти к следующим выводам:
1. Потомки казаков - это формирующаяся общность, которая по аналогии с другими этническими и социально-политическими группами, стремится приспособиться к новой геополитической реальности, найти свое место в современном российском государстве;
2. Попытка проведения государственной политики по казачеству выявила множество труднорешаемых в наше время проблем в формировании стратегии конструктивного взаимодействия государства с казачьими структурами (в том числе, юридических, экономических, организационных, информационных);
3. Современный опыт государственного становления казачества показывает, что дальнейшее развитие казачьих структур, взявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы, во многом будет зависеть от определения и правового обеспечения их экономического статуса;
4. Политиками всех направлений и уровней осознана необходимость планомерной работы с казаками. Представители практически всех политических движений и объединений начали отрабатывать возможные варианты сотрудничества с лидерами (атаманами) на перспективу, с учетом предстоящих выборов в Государственную Думу Российской Федерации 1999 г. и президентской избирательной кампании.
Список научной литературыТаболина, Татьяна Вячеславовна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"
1. Балакшин П. Финал в Китае. Возникновение, развитие и исчезновение Белой Эмиграции на Дальнем Востоке. Сан-Франциско, Париж, Нью-Йорк: Сириус, 1958. Т. 1.; 1959. Т. 2.
2. Бетелл Н. Последняя тайна. М.: Новости, 1992.
3. Бондарь Н. И. Основные тенденции развития кубанского казачества в XIX в. // Вопросы общественно-политических отношений на Северо-Западном Кавказе в XIX в. Майкоп: Адыгейский институт экономики, языка, литературы и истории, 1987. С. 15-34.
4. Бондарь Н. И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед. Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1990. С. 132-174.
5. Бондарь Н. И. Узловые проблемы казачества // Проблемы развития казачьей культуры. Материалы научно-практической конференции п. Тульский, 7 июня 1997 года. Майкоп, 1997. С. 11-17.
6. Боярский В. И. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства. М.: Граница, 1992.
7. Бреэре И. Казаки. Исторический очерк / Перевод с франц. В. В. Каледин. М.: Воениздат, 1992.
8. Бугай Н. Ф. Казачество России: проблемы возрождения // Обозреватель. 1993. №28. С. 22-26.
9. Бугай Н. Ф., Гонов А. М. Кавказ: народы в эшелонах (20-60-е годы). М.: ИНСАН, 1998.
10. Возрождение казачества: надежды и опасения / Под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. Научные доклады. М.: Московский Центр Карнеги, 1998. Вып. 23.
11. Галигузов И. Ф., Баканов В. П. Станица Магнитная. От казачьей станицы до города металлургов. Магнитогорск: Челябинский государственныйуниверситет, Магнитогорский государственный музыкально-педагогический институт им. М. И. Глинки, 1994.
12. Герман У. История казачества в германоязычной литературе // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1993. № I. С. 69-76.
13. Государственное становление казачества (1996-1998 гг.). Информационный бюллетень Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации / Отв. ред. Т. В. Таболина. М., 1998. № 3.
14. Гордеев А. А. История казаков. Первоначально издано: Париж, 1968-1971. М.: МГП «Страстной бульвар», 1991-1993. 4.1-4.
15. Гусев Б. И., Кудряшов А. Ф. Волжское казачье войско 1560-1998. История и современность. Самара, 1997.
16. Дагестан: нижне-терское казачество / Научный доклад. М.: Российский научный фонд, Московское отделение, Институт гуманитарно-политических исследований, 1995.
17. Дорофеев В. А. Методология и методика социологических исследований проблем казачества. Учебно-методическое пособие. Барнаул: АГУ, 1995.
18. Дорофеев В. А. Отношение казачества к государственной службе // Социологические исследования. 1998. № 7. С. 67-81.
19. Заседателева Л. Б. История сложения и специфика культурно-бытового уклада Терского казачества (середина XVI начало XX в.) // Современное состояние казачьей песенной традиции и проблемы ее изучения. М., 1983.
20. История казачества Азиатской России в 3 т. / Гл. ред. В. В. Алексеев. Екатеринбург: УрО РАН, 1995.
21. Казаки на службе России. Информационный бюллетень Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации / Отв. ред. и сост. Т. В. Таболина. М., 1997. № 2.
22. Казачество: мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества первоначально издано в Париже. Ростов-на-Дону: Книжное издательство, 1992.
23. Казачий словарь-справочник / Сост. Г. В. Губарев, ред. изд. А. И. Скрылов. Репринт Сан Ансельмо, Калифорния, США, 1968. М.: ТО «Созидание», 1992. Т. 1-3.
24. Козлов А. И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика, теория). Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1995.
25. Крицкий Е. В. Казачество и межэтнические отношения // Социологические исследования. 1995. № 6. С. 60-67.
26. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани / Отв. ред. К. В. Чистов. М.: Наука, 1967.
27. Куракеева М. Ф. Казаки Верхней Кубани и Зеленчуков. Черкесск: КЧИГИ, 1994.
28. Куракеева М. Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск: КЧИГИ, 1996.
29. Куценко И. Я. Кубанское казачество. 2-е изд., доп. Краснодар: Книжное издательство, 1993.
30. Лазарев А. В. Донские казаки в гражданской войне 1917-1920 гг.: историография проблемы. М.: ИЭиА РАН, 1995.
31. Лакер У. Чёрная сотня. Истоки русского фашизма. Вашингтон: Проблемы Восточной Европы, 1994.
32. Лиенц казачья голгофа / Сост. Е. Я. Шипулина. Монреаль, 1996.
33. Мамонов В. Ф. История казачества России. Екатеринбург, Челябинск: Институт гуманитарных исследований, 1995. Т. 1.
34. Назаров М. В. Миссия русской эмиграции. Ставрополь: Кавказский край, 1992.
35. Никитин Н. И. Начало казачества Сибири. М.: Институт Российской истории РАН, 1996.
36. Объединения казаков и их правовое обеспечение. 1990-1996 гг. Информационный бюллетень Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации / Отв. ред. Т. В. Таболина. М., 1996. № 1.
37. Омелъченко И. JI. Терское казачество. Владикавказ: Ир, 1991.
38. Павловский С. В. Возрождение казачества: пути и проблемы // Известия ЦК КПСС. 1991. № 8. С. 133-135.
39. Плеханов А. М. Отдельный корпус пограничной стражи России. Краткий исторический очерк. М.: Граница, 1993.
40. Польская Е. Б. Это мы, Господи, пред Тобою. 2-е изд. Невинномысск, 1998.
41. Российская эмиграция в Турции, Юго-Восточной и Центральной Европе 20-х годов (гражданские беженцы, армия, учебные заведения) / Руковод. автор, колл. Е. И. Пивовар. М.: Историко-архивный институт РГГУ / Max-PlankInstitut fur geschichte, Gottingen, 1994.
42. Сагнаева С. К. Материальная культура уральского казачества конца XIX начала XX века (развитие этнических традиций). M., 1993.
43. Сагнаева С. К. Состояние и перспективы развития межнациональных отношений в городе Уральске Казахской ССР. Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии». М.: ИЭиА РАН, 1991. № 11.
44. Сагнаева С. К. Российское казачество. Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии». М.: ИЭиА РАН, 1992. № 28.
45. Семёнов В. Г. Из истории Оренбургского казачьего войска. Б.м. Оренбург., 1992.
46. Смирнов H. Н. Слово о забайкальских казаках: исторический очерк хроника. Волгоград: Волгоградский комитет по печати, 1994.
47. Стефан Д. Русские фашисты: Трагедия и фарс в эмиграции 1925-1945. М.: Слово/Slovo, 1992.
48. Таболина Т. В. Возрождение казачества: 1989-1994. Истоки. Хроника. Перспективы. М., 1994.
49. Таболина Т. В. Панорама современного казачества: истоки, контуры, типо-логизация. Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии». М.: ИЭиА РАН, 1994. № 58.
50. Таболина Т. В. Кубанские казаки: какие мы разные. По материалам опроса.
51. Тишков В. А. «О российском казачестве» // Свободная мысль. 1995. № 12. С.101-103.
52. Тоёкава Коити. Оренбург и оренбургское казачество во время восстания
53. ХУН-Х1Х вв.). Элиста: Союз казаков Калмыкии, 1992. Экспресс-отчёт об итогах социологического исследования: «Донское казачество: социальный, политический, экономический портрет». Ростов-на-Дону, 1992.
54. Экспресс-отчёт об итогах социологического исследования: «Кубанское казачество: социальный, политический, экономический портрет». Краснодар, 1992.
55. Якаев С. Н. Одиссея казачьих регалий: Кубанское казачество за рубежом. Краснодар, 1992.