автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Проблемы становления творческого отношения к труду крестьян в современных условиях
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы становления творческого отношения к труду крестьян в современных условиях"
ШНЕСТЕРСТБО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЗСДУНВКИ КАЗАХСТАН
Казахский ордена Трудогого Красного Ексмонз Государственный знкверсгтет таени Дль-5аре5п
На правах рукописи ЕУРЕ4ЕВ Тулеугалн Кайирханогич
ПРОБШЬ! СГАКОБЕНКЯ ТВОК-ПЕКСГО СТН022НКЯ к ТРУДУ КРЕСТЬЯН 3 С02РШШКНХ 7СШШ'
Спесильяость 03. СО. II - Соцкаяьвоя фкзсофая
Автореферат
дгссерхацск на согскалке учкюй сгегизяз лакдддаг-а ¿гдэссфекшс ка>":
Раыга выполнена на кафедре фшшсофгц Цели."' - кого сельскохозяйгтаевяого института.
Научный руководитель -
Официальные оппоненты:
Ведущая организация -
доктор философских наук, профессор ЗОРИН В.И.
член-корреспондент АН Респуйлшщ Казахстан, доктор философских наук, профессор ЫШБЕКОВ Д. К.
кандадат философских каук ИСДБАЕВ Э...
кафедра философии и пол: толопш Алма-Атинского зооветеринарного инотит; та
Защата состоятся " ■/ " 1ЭЭ2 г. в
чассг на заседаягн спецаалязироЕанного совета К.058.01.01 по нрисуждзшга ученой стенеял кандидата философских наук при Хаза, ском ордена ТрудоЕого Красного, Зяакекд государственном ушиер октете имзнз Аль-Фараби вэ адресу: 480012, г.Жша-Ата, ул.Анав гедьда, 61 Икстатут. повншзнея КЕалллфгкацки преподааатздзй. общественных наук при КазХУ им.Дль-Фараби, актовый зал.
С дзссертадией мокно ознакомиться в научной библиотека
ЯазГУ смени Азь-Фарайи. Автореферат разослан
Ученый секретарь специализированного СоЕзта, кандидат философских наук, доцент
Л/
1392 г.
В.Г.ДДШКИН
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
Актуальность теин. Развернувшаяся коренная экономическая р°-ф^яеа: переход к рыночным отношениям, развитие новых форм хозяйствования, создание условий для предпринимательской деятельности, развитие конкуренции - направлена главным образом на то, чтобы создать условия по формирована творческого отношения к труду.
Возрастание объема экономической свободы и самостоятельности открывают больаме возможности для творческой деятельности в труде. Ка передний план выходит возрождение хозяина-собственника средств производства, способствующее преодолению отчуждения человека от результатов труда. По мэре их преодоления увеличивается творческое начало в труде, которое принципиальном образом затрагивает внутренний мир человека, его ценностные ориентации, способности, потребности и интересы. Б этих условиях по новому встает вопрос о формировании творческого огнопения к труду, которое, с одной стороны, является основой активного проведения экономической реформы, с другой - следствием его. Этим и определяется актуальность теш диссертации.
Выше сказанное в равной мере относится к крестьянин, как главнецу субъекту сельскохозяйственного производстве. Отсаца усиление творческих качал в их деятельности в связи с объективными изменениями в сфере аграрных отношений требуют разработки новых лодходов как е методологическом, так и в методическом планах.
Степень разработанности.
В современной литературе имеются различные философские, социологические, экономические исследования, рассматривающие раэкые аспекты, стороны творческого отношения к труду, особенно г. контексте "коммунистического" и "социалистического" труда, а т&кге в контексте активизации человеческого фактора. В числе авторов ыо-ж называть
Ю.И.Бокань, Л.П.Буевой, Н.М.Ьлиноьа, А.Г.Здравошслова, Д.П.Кай~ долова, В.Г.ПодкаркоЕа, В.Я.Суслова, И.ИЛангля, Р.Штольберга, В.л.Ядсва и др.
Груша авторов данную проблему рассматривает з связи с изучением Еопраса творчества и его евдое. Это работы Дышлевой Я.С., Лощилка А.Н..Семенова С.Н. .Смирнова ИЛ, .Николько Б.П.,Еуг,илина А.Т. .Овчинникова В.Ф. .Французовой К-П. к др.
Ияевгся гакае исследования, рассматривавшие проблему творческого .отношенее к труду в связи с проблемами сельскохозяйственного труда, научно-технической революции, духовной культурой рабочего класса, изменением содаалько-профессиональноа структуры сельских тружеников, их образователы&м и квалификационным уровнями. Они в известной мерз наали отражение к в трудах казахстанских ученых-обществоведоЕ: Аяенова М.й. Аитова Н.А. .Акыакбетсва Г.Г., Амантасва 5.А..Зорина В.И.»Кшмухамедова А.Ш. .Кшгбакэва Д.К..Казьмина А.Д., Мустафина Т.Т., Такина М.М., Черняк В.А.и др.
Несмотря ка существенные продвижения в плане познания этого явления, пока остается недостигнутым целостное понимание его в единстве объективного и субъективного. Попытки некоторых ученых систематизировать факторы, которые влиязот на творческое отношение к труду в целом и у крестьян, в особенности, пока остается дискуссионными.
Следует определить наау позиция:
- творческое отношение к трупу рассматривается нами как элемент системы содаельно-оконошмескпх отношений и как-таковой имзет объективное содержание, как часть реального базиса общества;
- Формирование творческого отношения к -пуду нозет £ себе больсуо субгектианооть и как таковое относится скорее к каго-тр: ечниа отношения:.!;
~ становление творческого отношения к труду как единство ктиензго и субъективного '.срез взаимодействие базиса и нал-гройки.
Следовательно, тасчлеское отношение к труду, с одно:! сторо-л, выступает следствием изменения объекпзыас условий е ходе соводдаой экономической рефо^.лы, а с другой — основой активного е проведена.
С точки зрения автора, методологи-'.зский недостаток неното-ых работ состоит в ток, что под творческим отношением к труду снимается отношение человека к трудовому процессу, тогда как то есть от:ткзения мезду ладыги или общественные отношения (чз~ ;овеческие) по поводу процесса труда. В зтоа состоит глубинная ¡ущность творческого отношения к труду. Актуальность, новизна и седостаточкая степень изученности данной проблемы послужили автору основанием для определения в качестве объекта г.сслелоаания зферу-сельскохозяйственного труда. Предметом исследования явлд-2тел творческое отношение к труду как отношение мевду людьми по поводу трудового процесса з новых соцкально-зконо-чических условиях.
Цель,исследования. Анализ современного состояния и перспективы развития творческого отношения к труду у крестьян в условиях коренного изменения системы социально-экономических отношений.. Достижение такой цели потребовало решения следующих задач:
- определение содержания понятия "творческое отнэ-ление к труду";
- исследование проблема творческого отношения к труду к его отражение в научной литературе, поиск гричкн его дебаркации в црежявх условия.-; и протиэречйг его стснэв.-.сния;
- выявление особенностей становления творческого отношения к
труду у крестьян в условиях новых фори хозяйствовс на основе анализа era структуры и механизма;
- поиск к н^окдение путей становления творческого откоиекия а тружу в новых условиях.
Натодзлегидескке основы и методика исследования. Методологической исяовой настоящего исследования являются методы катерке ластшесхоЕ днвлекгяки: вос^эадение от абстрактного к конкретному, единство, исторического и логического, аналогии и сравнения, анализа и синтеза, индукции и дедукции и т.д.'с использованием теории творчества в пркнцщ цройдемнэсти.
3?ядгостес 'ой и кнФопмзпиоккой базой исследования послугшг катериалк к статистические данные по Республике Казахстан, результата социологических исследований, 'проведенные кафедрой фило*-софии Целиноградского сельскохозяйственного института с участие аьтора в хозяйствах Целиноградской области в I9S7-I99I годах. В работа т8Ехе использована•материалы научных конференций.
Научна? дзтссертапяи:
- обоснована исходная методологическая позиция, согласно которой творческое отношение к труду рассматривается как otroechi кекду лвдьаа (социально-экономические, надстроечные, духоввае : др.) по поводу совершенствования трудового процесса;
- доказана необходимость проводимой социальпс-окононической рефосиы через создание, прегде всего, объективных предпосылок дяя становления творческого отношения к труду;
- аргументирована приоритетность частной собственности крестьян ка зекл» и на другие средстга производства, как"реальный фактов,.обспечквадций свободное, подлинно заинтересованное cot динение вещественных к личных элементов процесса производства и на его базисе творческое отношение к труду крестьян;
- уточнены понятия "творческое отношение я тпуду" как злэ-
¡;зат базпоа обнсстш, даавдяй- объективное содвраанив; "Фотааяро-вате творческого отноаензя к тп?ду" как элекзнта надстройки,
зщего субъ-экт зной .содержание и "стшюнденгв творческого от-кодапгэд к труду" как единства объективного и субъективного;
- обосновано положение, согласно которому критерием поступательного движения человеческого общества является не сом по себе тот гли иной тип собственности (частный, сЗществзкный), а сколько степень сального преодоления отчуждения труда, развитости и сфорыироза'шости творческого отношения к труду;
- раскрыто содержание процесса реализации творческого отношения к труду, как противоречивого целого, характеризуемого через единство созидания а разрушеняя,. стихийности и сознательности, традиции и новаторства,•старого 2 нового;
- разработан механизм становления творческого отношения к труду крестьян как диалектического единства объективного « су-бьектгвного через даявххш$у "способности - дотрзбносгс: - интересы" к творчеству.
3 предлагаемой работе мы яе лргтедду&л -яз полна! охват этеа болыгай и слогной проблемы. Считаем, что полиса ослесеп:^ треоует совместных усилий яногюс исследователей (философов, эко-кожюгое,. социологов к пскхологоп). Здесь лагь драдарашта <'.с~ яытка оедшелзть намеченные проблемы в условиях вомеяежя сасзге-ш сопиааьно-зкояоьЕгчесюх отношений. Поэтоау,. средотевдеиная работа главный образом носит поисковый,. проблгудо-достзново'-жл .харакгс ■.
'Геооатическая к практическая знатосттть
- теоретические вявода работ« могут быть использованы в уг-л\'бл-а.-:яо:л изучения проблема творческого -отковзкгя к труду гоо'--щз п творческого отяозе.чия к труду крестьянства,в чагткостл:
когут бить: ; шо; разгосударствлению и спи: становлению и развит: i дванЕЕшетстн .крестьян; —олтоядктае ешлаввбаги.томиЕршррд! могут оказаться пслезяньш щ ЗЕЗддгаяЗаЕ азщзЕгпяния тщдач»уукяйшого : курс а джлосодза по 'раздел
сэдритагШ 'лвщасдрз:; ра тззие шеи угдзяш! спецкурсов л; проведении шзо ¡лгзгйгтгЕаы тщуэа in тажорчества. *■ гтгоерщда» пзйзтт. Свгаактге пхеюгеикк .диссертация излагались гг^гузыптозатзгшпшев та ^здааздпканоках лаучных я 'Научксипрагсп:-^-HeriBisixaiE^siiSaiixi'Sajioae'JsesCi ;'фактор е -аграрной политике КПСС • — -- э5ренаавэы • этак?" <■ -»Угадь. ; "Ленда. Октябрь. Казахе тан "- .-Цел:.
;T3opnsc2rro жкава's ■.?сл:з1^^.пе.рестрой1х'Ч-Целх.ш.оград»15оЗ; кг ^гаегтейзшх Harass:: Еэнаререндазх: %2гюсофок&-соцЕальные и тунгш/ЯЛ •-.«кжей револэяи: в кктеко
.летзах;182с}ПЗрайя»Ежяь :вгк:|§зркг разввзет йультура"..-Целвиогр£
¡«овунзвсааок (.сх&зззуке '^Шзздяаскоб иглшгеше:парадоксы а пвдадг:
¡.^гразип:х5"гтгЦсл1Ш2гред;1БЭ5; Г,1$дрост5'"..-Целиноград,I2S2.
Jffr&tgяктул; Яа^едаж'ва'ггмйгровелвнют жсаелававвй опуйшке зв2зэ 122 isgjaHaxjyacjar сайвш ссОвскоя .2,5 -а.я.
С&Г37КТ у па - nasi сте . iSssoe глади состоит из шаеденая, двух ;глег, йзазшаеяад, ссхшгта^жшзавзошнео'й.'литератури-.
cra-iOBH33Ct33SiEEA31S РАБОТЫ 3г/ тнвбдензп! :даггэ сагкекшзашк; .актуальности 'темы исследования, .азваааЕасоетпйаь -/«fcr^yraoii. грвзравоташосэд, •.-.овдедзлены сель к зг ^.гпзказакаиюзазза работы., ее-.теоретическое к
'Изложены iooiiox'hhe . полое t?-•.15ЖдаЗЖда332Ц,.1ЛЫИ!К!255ие1Ш гзавзгу.
Первая глада "Методологические проблемы исследования старения творческого отношения труду" состоит из двух параг-ров: "Всеобщие предпосылки становления творческого отношения ПРУДУ" и "Понятие, структура и механизм развития творческого шиения к труду".
Б первом параграфе анали:лруются всеобщие предпосылки ановления творческого.отношения к труду: понятия "труд",''отнэ-яие к труду","творчество","свобода".
Общеизвестно, что труд, как основа аизкедеятельяости чеяэ— ка развивается в определенных исторических условиях. Цроисхо-дие объективные изменения в содержании и характере труда под иянием НГ? является одним из факторов формирования творческого ношения к труду. Содерзакие и характер труда являются специфи-скими формами отражения диалектики развитая производительных л и производственных отношений. Поэтому ошибки, дорущенные в нной области, не могли не сказаться на решении многих проблем Явственного труда и на формировании творческого отношения к <уду. По мнению диссертанта, ошибка состояла в том, что произош-I подмена критерия в измерении изменения содержания труда в •орону Естественного фактора. Работник стад рассматриваться грез призму вещных отношений, кис вешеподобнай функционер, об-щенщгЬ вещным сознанием. Это стало не только способом мыале-£я, но и мировоззрением лвдей. Поэтому содераачие труда стано-гтся фактором формирования творческого отношения к труду в зм случае, когда изменение содержания труда измеряется ке тать-0 уровнем механизации и автоматизации производства, но и ре-зышх общественных отношена;!, скдад.-^аодшвя по поводу трудэ-ого процесса и степенью развития субъекпюшх учесть личнос-и труженика. К последнк.' кошо отнести ал-.зичесгле и духошые
способности человека к труду-, раокрнэаадим собственно.творческий потенциал. Следовательно,- формирование творческого отношения к ТРУДУ немыслимо без" аффективного использования атих .субъективных качеств работника.' '• "
Говоря о диалектической взаимосвязи труда и творческого отношения к нему, вашо ек£еть то, как характер труда влияет; на формирование творческого.отклонил к труду. Изменение црс: -од-ственнах отношении, возникновение многообразных, форм собственности обеспечивают не только переход от превяих способов соединения человек со средствами производства, но и усиливают творческий характер труда, расширяет- ■ возможности 'для творческого отношения' к труду.
Таким образом, труд и его аспекты в услоекях зарождения' новых форм связей, леретерпезая качественные изменения, становятся предпосылкой становления ТЕорчаского отношения'к труду.
Автор провел..осмысление отношения к труду в единстве объективного и субъективного. В основе такого подхода пчлояек тезис "каков человек» такав его труд". Труд воздействует и'формирует человека в той мере, в той степени, в какой челОЕЗН находится с ним в реальном отношении и в какой форме, с ¡сак0:"; цель» осваивает его. 'Однако через отношение к труду складывается и его отношение к обществу и отдельна! членам общества, к государству и т.д.
Целостное понимание отношения к труду достигается через изучение взаимосвязей способности, потребности и интереса человека к труду. Если способность к труду отражает содержание от-, ношения к труду, то потребность к труду - его характер, а интерес к труду - единство того и другого. 3 то ке время, они взаимодействует и взаимопереходят. Они по отдельности составляют
моменты отношения к труду, и в каждом его элементе воспроизводится вся его целостность.
Следует отметить, что абсолютизация обществом и отдельными работниками того или иного аспекта отношения к труду негативно сказываюсь на формировании творческого отношения к труду. Так, например, в советском обществе долгое время била ориентация трудовой деятельности на формирование потребностей в труде вне связи со способностями и интересами. В свою очередь, это привело к снивенив творческой активности людей в труде, и на деле не стало внутренним стимулом, побуждающим начатом творческой деятельности людей. В результате этого, ее удовлетворение враталось на уровне потребления, а не созидания. Это сказывалось на снпаении заинтересованности людей в своем собственном развитии, следовательно, в развитии эбшества, совериеястЕОваюш общественных от-нслешЕй.
3 диссертации рассматривается соотношение творчества и творческого отношения к труду. Позиция диссертанта такова, что творчество как оссбий вид деятельности получает свое развитие, свои направленность и действенность в творческом откс-пении к труду. Следовательно, последнее есть способ существования и реализации творчества в труде, который в конечном итоге приводит к изменению процесса труда. Если творчество атрибутивная характеристика сущности человека, то творческое отношение к труду есть практическая реализация гтой сугдостп между лвдьмл по поводу трудоеого процесса. Таким образом, меяду ними суцбствует устойчивая связь, которая выражает изменение и развитие деется»-нссти человека в процессе труда.
Автором прослеживается взаимосвязь я авапиаыиъашз »-ор-ческого отношения к труду и свобода. Подчеркивается вгжкпсхь свободы труда д.::-: развитая творческого отижс'шл к труд. Ос-
решается внимание на современное состояние их в связи с измен ннем социально-экономических отношении. Анализируются трудное становления экономической свободы как основы творческой актив кости ладей в труде.
Во втором-параграфе первой главы предпринята попытка ра смотреть творческое отношение к труду, его структуру и механи развитая. Переосмысливается молившееся состояние трактовки д пятая "творческое отношение к труду". Обзор имеющейся литерат гь: и исследовании дает основание полагать, что а них г больпш стае случаев творческое отношение к труду рассматривается в к тексте "коммунистического труда". При атом ссылаются на гзвес • ;-э З.М.Леннна о кокмуяистяческом труде. Диссерт
ст других исследователей творческое отношение к тру ^сслгатрпзапт каа .лгггвясе деятельнзст"ое отяоиеиие кеаду яг .ли яо поводу процесса труда, направленное на разреезкие объев Т2В1ШХ противоречий и создание косого. Талое определение nasi лязт расскотреть творческое отношение к труду как отношения иезду дадьми по поводу совершенствована процесса труда, внес ние нового, через разрешение соцшально^акоя"л?пческих, .тахнип: технологических, экологических и других, противоречии.
Радикальная je^opaa направлена против человека "винтика1 "исдолшиеля", челагекагфунксиа, человека как частичного раб! нтлеа, отчухдезнэго как от средатв, так и от результатов свое: ■труда.
3 диссертационной работе анализируется структура творч& кого отношения к труд-. По жешоз дасрертента представляется :елесообрагкнм рассмотрение «то структуры через диалектику п :.;-::тнекого и репродуктивного, созидания и разрушения, нового :: стяхайкоста и сознательности в трудовой, деятельно
Репродуктивное и продуктивное в творческом отношении к труду выступают в единства и составляют взаимодейству^дуи сторо-ЯУ его. Они жарактеризувт внутреннее состояние творческого отношения к труду, его устойчивость и изменчивость, его направленность. Следовательно, они а творческом отношении к труду определяют внутренние особенности действующего субъекта, его способности в разрешении объективных противоречий.
Созидание и разрушение в творческом отношении к труду составляют яе только сторону его, но и авполнявт функцию, которое характеризует содержание его направленности. Отсюда следует положение о том, что творческое отношение к труду бывает не толь— ;:о долсзитзлькки, но к отрицательным, ¿'то ясно проявляется сегодня, ¿:сгда происходит смена ценостных ориентиров а оо'пестве»-кой жизни. Эааат полсотсдышк тогда, когда разрушение старым отношений, связей одновременно сопровождается созиданием нового, новых отношений, связей. При отрицательном доминирует разрушение над созиданием, когда отрицается асе и вся. Поэтому актуальным является вопрос о нахождении тутей оптимального сочетания между созиданием и разрушением, поиски момента преемственности мевд старым и новым з творчеЬком отнесении к труду.
Дальнейший анализ структуры творческого отношения к труду подводит диссертанта к мысли о том, что в качестве следующего элемента является стихийность а сознательность. Стихийность в творческом отношении к труду возникает тогда, когда лройлеьяше ситуации не предвидится субъектом труда, а андвягзатся заася деятельностью при отсутствии момента опережения, прогноза. Ооь-нательяость возникает то??а, когда отношение базируется ::а нси-5кнен2и закономерностей общественных стеовенпй и т.д. При стихийности усиливается риск. Он воявяает э результате оквааскаИ
хозяйственной ситуации от предусмотренных, заранее запланирован ных мер. Возникают условия, требуищие от субъекта нестандартна действий и решений производственных задач.
Изменчивость экономической ситуации учит крестьянина искусству риска. Не рисковать, не делать ошибки Есе больше становитс: опасным. Успех возможен в том случае, когда риск становится экономическим поведением крестьянина.,Становление частной.собственности заставляет крестьян не только считаться с ближайшими интересами, но и позволяет задуматься над отдаленным будущим. Недооценка этого весьма важного положения, ведет к известной дезориентации в понимании правильного соотношения стихийности и сознательности, роли каждого из них в творческом отношении к
труду.
'В диссертации анализируется механизм развития творческого гтаозеяня к Диссертант влагался обнаружить связь иенду
структурой и механизмом творческого отноагезвя к труду. По мнениг автора связь состоит в том, что изменение структурных элементов качественно сказывается на механизме развития творческого отяо-шеянд к труду, на развития споссоности, потребности и интереса к творчеству.-
■ Способность к творчеству позволяет не только производить каслительную операцию, но и заработку нового отношения, связи и действия. Она объективно базируется на натгчии знаний, умений и навыков. Способность к творчеству формируется с помощью социальных институтов ооцзстЕа. От того, как будет поставлена система сбу?ен2я и воспитания заьпсиг -формирование способности к твор-честзу.
5 увгзчвах преяне:: систем ■ обучение и.вссдЕтаа^я.Скяи
ставнтдрол^ не ка «Ьцнир» • ,:оеобаэстя :: творчеству, а на :: ^сс^шиак ис.:з.'.::::гелы:ости и послушания, на ус-
эение основных идеологических лозунгов и, в.-.-збше, на приучение правилам социального доведения.
С позиции диссертанта формирование потребности в творчества значает форкировагаге у личности потребности в 'свободе, риске, зедпратамательстве и т.д. Поэтому в основе их ленат другие пЬт-?бнос-г, сформированные в ходе деятельности человека, горыиро-ание потребности в творчестве зависит: от степени развитости зей наличной системы ее потребностей; от дашостнвх факторов,"* зторие выступает в виде единства объективного и субъективного, зе это позволяет личности обнаружить свое мастерство, свою ин-' КЕИДуальЕЗсть в труде.
Способности и потребности в творчестве еще не определяет? зализациы творческих сил в труде, поскольку, о:и в своем здин-гве носят потенциальный характер. Актуализация их Езалмодепст— гя осуществляется через интересы к творчеству. Иначе говоря, их йалектика снижается в интересе к творчеству. Интерес к твэрчзс-ву связывает, соединяет их в единый механизм и выражает напраг-°нность творческого отношения к труду.
Глава вторая "Особенности становления творческого отноие-ия к труда у крестьян в современных условия?:" включает два па-аграфа: "Условия и форш реализация творческого отношения к руду у крестьян" я "Дути совершенствование та о г. ¿еского стносе-ия к труду в условиях экономической реформы".
Первый паоагпат начинается с анализа форм собственности, отэрке склаааваятся в условиях перехода сельского хозяйства к пику. Диссертант обращает внимание на те пробл<мц, которые мо-аат развитию частно;: собственности е сельском хозяйстве. Ь;..ос-е с тек, отмечает положительную тендекщ-: в згой сфере. Число торснниксн ведения частной собственности па з;>\:ля с кэли:-^
днем увеличивается. Сейчас в Казахстане насчитывается 2310 крестьянских хозяйств. Их численность, как говорится, кала, ко желающих вести самостоятельное дело на земле с каждым днем ста-носится больше. Несмотря на их малочисленность б хозяйствах производительность труда в 3-3 раза выше, чем в хозяйствах совхозов и колхозов.
Изменение той. привычной, среда, дамоатаг принудительной системы привлечения к труду в новых условиях создают благоприятные. условия дая крестьянина, его творческого отношения к труду.-
Вмьсте с тем, нельзя не сказать в каких условиях приходится самостоятельно решать ту или иную производственную задачу.Здесь серьезную опасность составляет монополизм совхозов и колхозов. Они по-существу, по сей день контролируют экономическую, финансовую ситуацию в крестьянских хозяйствах, устанавливают цены на производила продукции, держат их х; рели просителя техники,удобрений е других средств производства. Сохранение экономического бесправия, отсутсние возмовностк самостоятельного существования крестьянских хозяйств объясняется тем, что они продолгхаит находиться внутри превшей организационной структуры производства колхозов и соехозое, которые, е свою очередь, замкнуты на государственно-ведомственной системе планового управления.
Выход из этой ситуации автором видится в следующем;
1) Необходимо создать рынок средств производства.
2) Организовать юридическую слукбу для разрешения конфликтных ситуаций производственного и окоиомического взаимодействия коллективов, как самостоятельны: юридических лиц.
3) Организовать независимый крестьянский банк и страховке компании для' поддержания 'хозяйственного риска к самостоятельна творческих решений. Такие организационные мери дол..ш способствовать развитию крестьянских хозяйств, чтобы обеспечить их
лЕК:Ж<аааов фуялдазлирэвзнае,. вгряяг с трддЕцгошэ суг-есгвуицг» ¿зркша зшзяйсгвэЕанЕн, ' развптла жзяяуренцш «езду eekz.
Ш условиях новых форм гэзяйствсЕгпяя, танзуреяют пргзгана слугить 'кехангзком ргалззацпа творческого дотекцпалз иргстьянгаа з труде. От того, как пойдет ясядуреяцая будет гавгееть развгтгз творческого отношения к труду у крестьян.
В дг.сс ертацконкой работе доказывается влиянае Еондурезгрл на становление творческого отиопгная к труду у крестьян.. Автор шриходхт к .выводу, что зеоняурегщия как регулятор рыночных отно-:иен1пч. трданалЕЕо "затрагивает тзконошнексге зетереси ярестьяя, побуздает их .тс 'творчеству. Она, лсбувлая подлинную трудовую сой-тязаиеяыюсть .меэд .субьеетакп труда, ломает старке отношения к труд;;, фэрщгрует новые. Она обращает вштлт аргжзводнтеля-на качество выпускаемой продукции, ва его конкурентоспособность з мгрэЕШ рынке. Ллл нее ваанкм становится нз столько сал аняова-■ сгонный процесс в труде, а сшлысо его кзкиертеекга результат. внразаадпйея в зоякретпых экояо:.гг7£С1СЗ показателях.
Вазсге о .тем, а параграфа сбрзшается гшканге ira cootBoae» вне конкуренции л '"вочиалилзгавсюго соретвокшет"» Jteroj) csr» ностьа разделяет такую постановку вопроса, где "сопкая^стлчес» iras соревяовакре" рассматривается 1сак "ггрлднтск авишшетратявяо-командной' -системы, результат додаеяа идеологией з солютео2 действий объективных ■эхонокетеезшх законов, ... тормоз possess» ¡нового и îocsosinie передового^ кетод внеэкономических, внешешго-бшг, внетоЕаршгх, ■ полптгзгровашшх и еубъекпЕЖстышх воздействий на ход объеютвинх ¡экономических процессon"
•А Ши-ашкоэ Н.1Е. 'Яяшггэкояошчегаий аспект теорта я яршиага ■ соревнования. Автореферат. Алма-Ата, 1"ЭаЭ. О.ь.
Во втором папагройе -анализируются пути, способы совершенствования творческого отношения к труду у крестьян в новых условиях. Обосновывается мысль о том, что становление'крестьянина как главного субъекта творческого отношения к труду во многом зависит от того, как пойдет, процесс возрождения крестьянках ценностей, духовной• культуры, традиции. В'них залоазк огромный заряд созидаяля, творческого отношения к труду. К сожалели», эти духовные основа трудовой философии у крестьянина за года коммунас тического режима были сильно расшатана. Лдашгшсь своих корней, исторической опоры, гуманистических нравственных идеалов, они оказались "винтиком" в руках системы. Автор считает, что именно возрождение духовных основ крестьянского труда является источником развития творческого отношения к труда-.
В работе рассматривается участие студентов седьхозвуза в научно-исследовательских работа:, поскольку участий вх в та",;;;: раоотах автор, считает неойходашх условием формировашм творческого отношения к труд;-1 у оудуших специалистов сельского -сшД 1ст-ва. По результатам исследования. научно-исследовательской. работой зангааатся не более 33 % из осиего контингента. Прачек оольша- -половина из нед начинают запасаться научно-исследовательской ре» ботой на станшях курсах. Е то Ее время в связи с переходу к рыл ку широкое распространение пояэчаат оргаиизаезя студенческих учебно-научно-дрогзводстЕенни:; отрядов (СУ11П0). Такач форма организации студенческого .труда рогдает у еех чувство ответственности, самостоятельности и творчества в труде.
Освещается такие положительный опит по формкрозаяпю творческого отношения к груду у будущих специалистов сельского хс-зяйстиа. Речь идет о знедрзяяг- -.несгарса "Основы пропузесиокад; -ном творчества" в ГОН ооихлтчо с Ишювацаожю-игучнда цект--м »Чайезтт'-.О.:" кз г.Ил. Ососенкссть курса состоит а т:«
что обучение построено на разрешении конкретных проолем кат. противоречий. Он позволяет студентам учиться решать произволеч^-?ен!ме задачи, моделировать технические, экономические проолсмп сеяьскохсряйствеяяого производства.
Автор, одий из путей совераенствовишя творческого отаоав~ яия к труду у крестьян еидит в развитии рационализаторства изобретательства. Они являются объекмвкша показателями его. Однако их творческий потенциал в силу различных причин реализуется далеко не полностью.
Б нынешней слоеной экономической обстановке происходит сншенне участия их в научно-техническом творчества. Показателен тот факт, что только за 1950 год число участвуздях в расаоналгза^ торстве и изобретательстве по Целиноградской области сократилось ка 21,5 % и составляет зсого 13 человек на тысячу работает:.
В диссертация на основе с оцпалоггчесют материалов азучаот» ся причины, тормозящие факторы их развития, предлагается ах совершенствование как показателя творческого отношения к труду.
В заключения автор приходит к сздддаш выводам:
1) В обшеиетодологвческом плана глубинной основой, предопределявшей творческое отношение к труда, выступает характер способа соединения вещественных элементов с лгчностяыи фактором процесса труда.
2) Частная собственность является реальным условием становления творческого отношения к труду.
3) Преодоление отчуждения труда есть форма становления творческого отаопеюм к труду.
Б заключении даются основные выводы и практические рекомендации.
По теме дЕсс'ртации опубликованы следу кж работы:
1. Изменение содержания сельскохозяйственного труда как условие активизадаг •человеческого фактора //Человеческий фактор в аграрной политике КПСС на современном этапе. Часть П.(Тезисы докладов).- Умань: IS87, 0,3 п.л.
2. Изменение содержания сельскохозяйственного труда и формирование личности сельского труженика ноеого типа У/йепин.Октябрь.
Казахстан.- Целиноград, 1987, 0,3 п.л.
3. Становление творческого характера сельскохозяйственного труда //Формирование творческого мышления Е условиях перестройки. «Патлнпград, 1983, 0,3 п.л.
4. Изменение содер?лгшя и характера сельскохозяйственного труда ' как фактор формирования творческого отношения к труду //ёи-
лософско-социатьнпе z гуманистические проблемы научно-технической революции в системе АПК. - Целиноград, 1988, 0,3 п.л.
5. Социально-экологические аспекты сельскохозяйственного труда -//Фдлоссфско-соцЕальные и гуманистические проблемы научно-технической ревсшздии в системе АПК. - Целиноград, 1988,0,3п. л.
6..О противоречиях формирования творческого отноаения к труду //Цроблемкость как форма развития культуры. - Целиноград, 1989, 0,3 п.л.
7. Выбор профессии как условие формирования творческого отношения к труду //Проблемы сельской мыюдеаи. - Уфа, 1920, 0,3п.л,
8. Свобода как условие развития творческого отношения к труду // Крестьянин-хозяин: возможен ли? - Целиноград, 1990, 0,3п.л.
9. Культура как основа формирования творческого от:шиею!я к труду //'Социалистическая культура: социальное и национальное.
). Ц\-. i совершенствования теопчоского отношения к труду //Творческое мышление: парадоксы и парадигмы развития. - Целиноград, 1991, 0,3 п.л.
Г. Методические рекомендации по изучении социологическими средствами проблемы сокращения текучести и повышения квалификации работников сельского хозяйства в условиях научно-технического прогресса. - Целиноград, 1990, 2,7 п.л. (коллектив авторов).
.2. Роль традиции в социальном творчестве //Мудрость. - Целиноград, 1992, 0,3 п.л.
Отпечатало ООП, Целиюгрпдсваго управления сгетгвггкг сгр. . о?.. > £. эаяаз & %у/ тарах,!.-