автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Проблемы теоретической реконструкции культурно-исторического процесса в социальном познании
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Абсалямов, Марат Бахтаевич
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
1.1. Концептуальные основания теоретической реконструкции культуры. 31
1.2. Методологические вопросы реконструкции культуры и истории . 63
1.3. Феноменология и герменевтика в познании культуры и истории.89
1.4. Содержательные признаки культуры - как методологические принципы ее исследования . 110
ГЛАВА 11.ДРЕВНЕЙШИЕ ЭТАПЫ КУЛЬТУРОГЕНЕЗА В СИБИРИ . 140
1.1. Культура и история . 140
1.2. Палеокультуры Сибири . 156
1.3. Скифский мир - как предмет реконструкции культуры. 199
ГЛАВА III.АНАЛИЗ ДУХОВНИК ФЕНОМЕНОВ КУЛЬТУР ДРЕВНЕЙ
СИБИРИ . 253
1.1. Архетипические единицы духовной культуры . 253
1.2. Миф как способ духовного бытия древней культуры .. 265
1.3. Духовная культура раннего средневековья
Сибири. 286
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы теоретической реконструкции культурно-исторического процесса в социальном познании"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении работы мы хотели бы еще раз указать на те основные проблемы, которые определили поле содержания данного исследования.
Во первых,- это проблемы связанные со спецификой социального познания в целом (ценностный характер знания, индивидуальность и неповторимость процессов и событий индивидуального бытия, социально- идеологическая детерминация познающего субъекта и т.д.).
Во вторых,- проблемы связанные непосредствено с теоретической реконструкцией культурно - исторического процесса. К ним относятся вопросы связанные с диалектикой теоретических и эмпирических форм познания, со способами структурно - содержательного представления культурного поля прошлых эпох, вопросы о формах и методах интерпретации эмпиричеких данных археологической науки.
Все эти проблемы порождены, на наш взгляд, центральной познавательной антиномией - единство и противоречие концептуальности и конкретности. "Набрасывая" сетку концепций на познаваемый предмет, мы ограничиваем многоликость культуры, получаем не конкретный, а абстрактный ее образ. В месте с тем, не производя операцию концептуализацийи, мы не сможем выяснить сущностные определения социально - культурной жизни.
Диссертант попытался решить эту проблему и выделить возможные способы конструирования. Для того, чтобы определить способы реконструирования культуры, диссертантом предложены: общая модель культурогенеза и исходный принцип методологии, который выражает концепцию синтеза строго рационалистически, феноменологических и художественно - образных форм познания.
Для автора понятно, что у каждой методологии есть границы применимости, и всякий синтез требует от исследователя осознания временной, пространственной и социумной конкретности бытия культуры, стилистической конкретности мышления и познания. Но,для него важно, что методологический синтез обладает серьезными эвристическими возможностями.
Теоретическая реконструкция культуры есть "открытая система" - это такое знание, которое должно проходить не только через тройную критику, как у Коллингвуда, но которое всегда готово к изменению и развитию на пути к истине.
Теоретическая реконструкция культуры представляется как результат диалога, где автор, вопрошая культуру, получает ответы на эти вопросы, через систематизацию и интерпретацию текстов и знаков древней культуры.
Диссертанту хотелось понять истоки нашей сибирской культуры. Он обобщил материалы своих исследований и исследований своих коллег археологов по регионам Южной Сибири. Рассмотрев эмпирические данные археологических находок через призму теории культуры, наметил пути к моделированию исторических процессов.
Диссертант попытался задавать вопрросы культуре в ценностном контексте (аксиологический аспект исследования), и нашел ответ об основе духовной жизни древних культур - в универсальности структур мифического сознания. Он попытался проследить динамику архе-типических единиц звериного стиля и Еыделить их значение в духовной культуре древней Сибири.
Список научной литературыАбсалямов, Марат Бахтаевич, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абоалямов М.Б. Татарские поселения.- Красноярск., 1988.
2. Абсалямов М.Б. Очерки истории культуры Сибири.- Красноярск. , 1995.
3. Абсалямов М.Б. Миф в древних культурах Сибири/У Наскальное искусство Азии.- Кемерово., 1997.
4. АбсалямоЕ М.Б. Самосознание культуры как философская проблема.- Красноярск., 1998.
5. Аверинцев С.С. Западно-восточные размышления, или 0 несходствесходного/УЕосток-Запад. М., Наука. 1988,
6. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма//!;. Ф. 1989. N3.
7. АверьяноЕ А.Н. Системное познание мира.- М., Политиздат. 1995.
8. Агаци 3. Человек как предмет фшюсофии/УЕ.Ф. 1989.N2.
9. Адо А.Д. Экология человека и проблема опосредования биологического социальным/УБ.Ф. 1987. N1.
10. Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана.1. Алма-Ата.,1978.
11. Алексеев В,П. Историческая антропология.- М.,1979.
12. Алексеев В.П. Палеоантропология земного шара и формированиечеловеческих расс,(палеолит).- М.,1978.
13. Алексеев В.П. Заселение территории Ккной Сибири человеком всвете данных палеоантропологии//Материалы и исследования по археологии, этнографии и истории Красноярского края.- Красноярск. ,1963.
14. Алексеев В.П. Возникновение человека и общества/'/Первобытноеобщество.- М.,1975.
15. Алексеев В.П. География человеческих расс,- М.,1974.
16. Алексеев H.A. Шаманизм тюркоязычных народов.- Новосибирск.,1984.
17. Антонович М.А. Единство физического и нравственного космоса
18. Феномен человека. Антология.- М.,1993.
19. Андреев И.Л. Методологические основы познания социальных явлений.- М.,1977.
20. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества.- М.Мысль.1982
21. Алексеенко Е.А. Культы кетов.- Л.,1977.
22. Алтухов В.Л. Проблемы перестройки философской науки/УБ.Ф.1987.N6
23. Алексеев В.П. Этногенез.- М.,1986.
24. Автономова Н.О. Миф: хаос и логос/ЛЗаблуждающийся разум.- М.,1993.
25. Арказянц Ц.Г. Яковлев A.A. Фрагменты из "научной теории культуры" Б.Малиновского/УВ.Ф.1983.N2.
26. Артамонов М.И. Кимерийцы и скифы в Азии//Первобытная археология Сибири.- Л.,1975.
27. Артамонов М.И. Кимерийцы и Скифы (от появления на исторической арене до 4 в. до н.э.).- -ЛГУ. ,1974.- QQ-1
28. Археология СССР с древнейших времен до средневековья в 20 т.по общей редакцией Б.А.Рыбакова.- М.,1984.
29. Археология Северной и Центральной Азии.- Новосибирск.,1975.
30. АрсеньеЕ A.C. Размышления о работе О.Л.Рубинштейна "Человек имир1'//Б.Ф. 1993. N5.
31. Афанасьев А.Н. Дерево жизни/УИзбранные статьи.- М.,1982.
32. Барг М.А. Методологические вопросы исторической науки.- М.,1970.
33. Барг М.А. Историческое сознание как проблема историографии
34. Вопрос, истории. 1983.N12.
35. Еаткин Л.М. Два способа изучать историю культуры/УБ.Ф.1986,1. N12.
36. Башля Г. 0 природе рационализма//Феномен человека. Антология.- М., 1993.
37. Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества.-М.,1979.
38. Бек X. Сущность техники//Философия техники в ФРГ.- М. .Прогресс. 1989.
39. Бердяев H.A. Избранные сочинения.- М., 1989.
40. Бердяев H.A. Философия свободного духа.- М.,1994.
41. Бердяев H.A. Человек и машина//В.Ф.1989.М2.
42. Бердяев H.A. Смысл истории.- М.,1990.
43. Берталанфи Л.Ф. История и статус общей теории систем/УОистемные исследования. Ежегодник.- М.,1973.
44. Бертран М. Бессознательное в работе мысли/УЕ.Ф.1993.N12.
45. Брес И. Психоанализ и психология/УВ.Ф. 1993.N12. 43. Библер B.C. Диалог культур.- М.,1986.1. ООО
46. Библер B.C. Идея культуры в работах Бахтина/7 идисей.Наука. 1989.
47. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры.- М., 1991.
48. Блок М. Апология истории.- М., Наука.1986.
49. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылкии современное состояние/АЗападн, философия, итоги тысячилети -Екатеринбург. Бишкек. 1997.
50. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.-М,,1983.
51. Блюминберг X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии/УВ.Ф.1993.N10.
52. Боряз В.Н. Категории "история" и "современность" и их методологическое значение//Катег-ории исторических наук.- Л. 1988.
53. Бутанаев Б. Я. Культ богини Умай у хакасов/'/Этнография народов
54. Сибири. Новосибирск., "1984.
55. Бутанаев В.Я. Представления о небесны?; светилах в фолклорехакасов//Учен. записки ХАКНИИЯДИ сер. филолог.- 1975.
56. Байнштейн С.И. Крюков М.В. Дворец Ли-Лина и конец одной легенды//С. 3. 1973. N3,
57. Еадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея.- Л.,1976.
58. Бендель Г. Развитие организационных форм науки как объект историю- научных исследований//Методология развития научного знания.- МГУЛ982.
59. Великовский С.И. Культура как полагание смысла//0дисей 1989.1. М.,Наука.1989.
60. Бебер М. "Объективность" познания в области социальных наук исоциальной политики//Культурология £0 век,Антология,- М.,199Е
61. Вебер М. Критические исследования в области логики наук окультуре//Культурология 20век.Антология.- М.,1995.
62. Вернадский В.И. Автотронность человечества//Проблемы биогеохимии.вып.16.- М.,Наука.1990.
63. Вейдле В. Умирание искусства//Самосознание европейской культуры 20 век.- М.,1991.
64. Волков Г. Три лика культуры.- М.,1993.
65. Винградов В,Г. Петров Ю.А. Методологические проблемы теоретического познания//В. Ф. 1987.N5.
66. Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки.1. Л.,1977.
67. Волосова Е.Б. 0 проблемах познавательной специфики археологии/Методология и методика археологических реконструкций.-Новосибирск.,1994.
68. Габитов Р.М. Универсальная герменевтика Ф. Шлейермах ера//Герменевтика, история и современность.- М.,1985.
69. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.- М., 1991.
70. Гадамер Г.Г. Истина и метод.- М., Прогресс. 1988.
71. Гайденко П.П. Давыдов Ю.Н. История и рациональность.- М.,1991.
72. Гайденко П.П.Проблемы рациональности на исходе 20 в./'/В.Ф,1986.Мб.
73. Гайденко П.П. От исторической герменевтики к герменевтике бытия. Критический анализ эволюции М. Хайдеггера//В.Ф. 1987. N10.
74. Герменевтика: история и современность.- М.,Мысль.1985.
75. Генинг Г.Ф. Структура археологического познания.- Киев.,1987.
76. Гефтер М.Я. История позади? Историк - человек - лишний?1. Б.Ф. '1993. N9.
77. Гомер. Илиада. Перевод Гнедича Н.И.- Л., 1990.
78. Голан А. Миф и символ.- М./1994.
79. Гусев С.С. Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии.1. М., Политиздат. 1995.
80. Граков Б.Н. Скифы.- Киев., 1947.
81. Граков Б.Н. Скифы.- МГУ., 1971.
82. ГракоЕ Б.Н. Ранний железный век. (Культура Западной и
83. Юго-Восточной Европы).- МГУ.,1973.
84. Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии.- М.,1980.
85. Гребнев Л.Б. Тувинский героический эпос.- М., 1960.
86. Гришин Ю.С. Производство в татарскую эпоху//МИА.N90. "1969.
87. Григорьянс А.Я. Философская антропология.- М., Мысль.1982.
88. Грязнов М.П. Аржан.- Л.,1980.
89. Гоготишвили Л.А. Мифология хаоса (о социально-историческойконцепции А.Ф.Лосева)//В.Ф.1993.N9.
90. Губман Б.Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций.- М., Наука.1991.
91. Губман Б.Л. Западная философия культуры 20 век.- Тверь.,1997.
92. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.- М.,1993.
93. Гумилев Л.Н. Древний Тибет.- М.,1996.
94. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства.- Петербург.,1994
95. Гумилев Л.Н. Биография научной теории или автонекролог//Знамя. 1994.N4.
96. Гумилев Л.Н. Зтносфера.- М., Экопрос.1993.- Qqquutj
97. Гумилев Л.Н. Хунну.- Петербург.,1993.
98. Гумилев Л.Н. Древние тюрки.- М.,1993.
99. Гумилев Л.Н. Панченко A.M. Чтобы свеча не погасла.- Л.,1990.
100. Гумбольд В. Язык и философия культуры.- М., Прогрес.1985.
101. Гуревич П.О. Идея форумности куль тур/У Новые идеи в философии.- М.,1992.
102. Гуревич П.О. Философия культуры.- М.,1995.
103. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующегобольшинства.- М.,1990.
104. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских возрений Франфуртскс-й школы.-М., Наука. 1977.
105. Данилевский P.S. Россия и Европа.- М.,1997.
106. Дорогами тсячилетий.- М.,1989.
107. Древние культуры Алтая и Западной Сибири.- Новосибирск. ,1978.
108. Диков H.H. Археологические памятники Камчатки, Чукотки и1. Верхней Колымы.- М.,1077.
109. Дилигенский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизации/^. Ф. 1989. N1.
110. Дульзон А.П. Чулымские татары и их язык// Учен, записки1. ТГПИ.Т9.- Томск.,1952.
111. Дульзон А.П. Сказки народов севера.- Томск., 1972.
112. Дульзон А.П. Кетский язык.- Томск.,1968.
113. Джиджян P.S. Процесс научного поиска: структура, этапы исредства/УВ. Ф. 1989. N1.
114. Евсюков В. Мифы о мироздании//Мироздание человека.- М.,1990.
115. Егоров B.K. История в настоящей жизни.- М.,Наука.1990.
116. Жуков Е.М. Очрки методологии истории.- М.,1970.
117. Западная философия. Итоги тысячилетия.- Екатерибург.,1997.
118. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20вв. Трактаты,статьи, эссе.- МГУ.,1997.
119. Зинченко В.П. Мамардалтили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного//В.Ф.1991.Н10.
120. Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений?//В.Ф.1991.N12.
121. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности.- М.,1986.
122. Зиферле Р.П. Исторические этапы критики техники//Философиятехники Е ФРГ.- М.,1989.
123. Иванов В.В. Топоров В.Н. Коментарий к описанию кетской мифологии//Кетский сборник.- М.,1969.
124. Иванов В.В. Культурная антропология и история культуры//0дисей.1989.- М. Наука.1989.
125. Иванов Н.Е. От истории культуры к истории познания//Логос.
126. Разум, духовность, традиции.- ЛГУ.,1991.
127. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М.,1991.
128. Ильенков З.В. Диалектическая логика.- М.,1984.
129. Ильенков З.В. Искусство и коммунистический идеал.- М. Искусство. 1984.
130. Ильин В.В. К вопросу о критике научности знания//Б,Ф.1986.1. N11.
131. Иорданский В.Б. Звери, люди, боги. Очерки африканской мифологии." М. Наука. 1991.
132. История первобытного общества (эпоха первобытной родовой общины).- М.,1986.
133. История Хакасии.- М.,1993.
134. Итс Р.Ф. Введение в этнографию.- ЛГУ.,1991.
135. Кант И. Критика способности суждения.- М.,1994.
136. Казютинский В.В. Философские основания науки. /7В.Ф.1983.N4.
137. Катанов Н.Ф. Качинская легенда о сотворении мира/'/Изв. ОАИЗ.1984.- т.12, вып.2.
138. Кассирер Э. Лекции по философии культуры//Культурология 20век.- М.,1995.
139. Квиркелия O.P. Радзиловский В.В. К вопросу об этапах исследования археологических источников/УМетодология и методика археологических реконструкций.- Новосибирск.,1994.
140. Келе В.Ж. Коваль-зон М.Я. Теория и история//Проблемы теорииисторического процесса.- М. Политиздат. 1981.
141. Кемеров В.Е. Методология обществознания: перспективы и проблемы//!. Ф. 1983. N12.
142. Кестлер Л. Дух в машине/7Е.Ф.1993.1т
143. Кенд зюро Я. Философия истории.- М. Прогресс.1969.
144. Клейн Л.О. Археологическая типология.- Л.,1991.
145. Клод Леви-Стросс Первобытное мышление.- М.,1994.
146. Клод Леви-Стросс Структура мифа//В.Ф.1970.N7.
147. Ключевский В.О. Сочинения.- М.,1989.
148. Киссель M.Â. Коллингвуд Р.Дж. История и философия/'/Коллингвуд Р.Дж. Идея истории.- M.198Q.
149. Кимеев В.М. Шорцы. Кто они?- Кемерово.,1989.
150. Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири.- М.,1951.
151. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории.- М.Наука.1980.
152. Коршунов A.M. Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическаяроль знаков.- МГУ."1974.
153. Коршунов A.M. Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М. Политиздат.1988.
154. Кнабе Г.С. Понятие энтелехии и история куль туры//В.ФД993. N5
155. Кураев В.И. Лазарев Ф.В. Основания научного знания: рефлексия и рациональность//В.Ф. 1986. N5.
156. Крутова О.Н. Человек и история.- М. Политиздат.1982.
157. Кругликов В.А. Образ "человека культуры".- М. Наука.1988.
158. Культура Возрождения и общество.- М. Наука.1986.
159. Культура и общество: Возникновение новой парадигмы.,в 2 ч.-Кемерово.1995.
160. Кызлэсов Л.Р. Таштыкская эпоха.- М., 1967.
161. Ларичев Е.Е. Сотворение вселенной. Солнце, луна и небесныйдракон.- Новосибирск.,1989.
162. Левич А.П. Научное постижение времени//Б.Ф,1993.N4.
163. Левинае 3. Философское определение идеи культуры//Глобальныепроблемы и общечеловеческие ценности.- М.Прогресс.1990.
164. Лобок A.M. Антропология мифа.- Екатеринбург.,1997.
165. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма.- М.,1993.
166. Лосев А.Ф. Античная философия истории.- М.Наука.1977.
167. ЛосеЕ А.Ф. Бытие, имя, космос.- M.,1993.
168. Либеров П.Д. К истории скотоводства и охоты на территории
169. Северного Причерноморья в эпоху раннего железза//МИА.53.1. ООП W
170. История скотоводства в Северном Причерноморье.- М.,1975. 154. Лубо-Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины.- М.,1975,
171. Мамардашвили М. Как я понимаю философию.- М.,1990. 168. Мамардашвили М. Наука и культура//Методологические проблемы историко-научных исследований.- М.Наука.1982.
172. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.- М.Мысль.1993.
173. Марков Г.Е. Кочевники Азии.- М.,1976.
174. Малюгин В.Е. Природа человека.- Красноярск.,1989.
175. Малахов B.C. Концепция исторического понимания Г.Г.Гадамера//Историко-философский ежегодник.1987.-М.,1987,
176. Мареев С.Н. Формальные и содержательные системы в научномпознании//В.Ф.1986.Мб.
177. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2 изд. т.34.173« Марксистско-ленинская теория исторического процесса.- М,Наука. 1983.
178. Мартынов А,И. К вопросу о культе солнца, огня и растительныхсил природы у людей татарской культуры//Изв. лабор. архе-ологич. исслед.- Кемерово.1974.
179. Мартынов А.И. Проблемы археологии степей Евразии.- Кемерово. ,1987.
180. Мартынов А.И. Лесостепная татарская культура.- Новосибирск. 1987.
181. Мартынов А.И. Алексеев В.П. История и палеоантропологияскифо-сибирского мира.- Кемерово.,1986.
182. Мартынов A.M. Абсалямов М.Б. ' Татарские поселения.- Красноярск. ,1987.
183. Марсадолов Р.С. К вопросу о семантике кургана Аржан/УСкифосибирский мир.- Кемерово.,1989.
184. Мелюкова А.И. Яценко И.Б. Скифская проблематика в трудах
185. Б.Н. Гракова/УРанний железный век.- МГУ.1977.
186. Меркулов И.П. Генезис научных теорий как логика развитияab hoc гипотез//В.Ф.1983.
187. Методологические проблемы истории философии и общественноймысли.- М.наука.1977.
188. Методология и методика археологических реконструкций.- Новосибирск. ,1994.
189. Методы естественных наук в археологических реконструкциях.1. Новосибирск.,1995.
190. Математические методы в археологических реконструкциях.- Новосибирск. ,1995.
191. Методологические проблемы археологии Сибири.- Новосибирск. Наука. 1988.
192. Методологические проблемы историка-научных исследований.-М.наука.1982.
193. Мелетинский Е.М. Аналитическая помология и проблемы происхождения архетипических сюжетоБ/УВ.Ф.1991.N10.
194. Межуев В.М. Культура и история.- М.,1977.
195. Миллер Г.Ф. История Сибири.- М:Л.1937.
196. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры, в Зт.- М.1. Прогресс.1994.
197. Миронов Б.H. История и социология.- Л.Наука.1984.
198. Моисеев Н. Человек и ноосфера.- М.,1990.
199. Мочанов Ю.А. Древнейшие этапы заселения человеком северовосточной Азии.- Новосибирск.1977.
200. МотрошилоЕа Н.В. Феноменология//Современная западная философия.- М.,1978.
201. Мыльников Б.П. К вопросу о методике реконструкции культурно-хозяйственного комплекса неолитических племен нижнего Амура//Методология и методика археологических реконструкций.- Новосибирск.,1994.
202. Налимов Б.Б. Размышления о путях развития философии//^. Ф. 1993. N9.
203. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического/УБ.Ф.1991.№3.
204. Новые направления в социологической теории.- М.Прогресс.1978.
205. Никитин А.Л. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся вселенная?//В.Ф.1991.N8.
206. Нуйкин A.A. Биологическое и социальное в эстетических р-еакциях//Б.Ф.1993.N7.
207. Ортега-и-Гасет X. Положение науки и исторический разум//Чтотакое философия.- М.,1991.
208. Ортега-и-Гасет X. Размышления о технике//В.Ф.1991Лй0.
209. Ортега-и-Гасет X. История как система//В.ФЛ996.Ш.
210. Островский А.Б. Этнологический структурализм Клода Леви
211. Отроса/УК. Леви-Строс. Первобытное мышление.- М.,1994.
212. Окладников А.П. Открытие Сибири.- М.,1979.
213. Окладников А.П. Абрамова S.A. Первоначальное освоение палеолитическим человеком Сибири и Дальнего Востока/УПервобыт-ный человек и природная среда.- М.,1974.
214. Окладников А.П. Мартынов А.И. Сокровища Томских писаниц.- М.1. Искусство.1972.
215. Ойзерман Т.И. Исторические судьбы плюрализма философскихучений//В.Ф.1991.N12.
216. Ойзерман Т.И. Проблема культуры в философии марксизма//В.Ф.1991.М7.
217. Ойзерман Т.Н. Существуют ли универсалии в сфере культуры?./^. Ф. 1989. N2.
218. Палеоантропология Сибири.- М.,1980.
219. Памятники истории и культуры Красноярского края.,вып.1,1. Красноярск.,1989.
220. Первобытная археология Сибири.- Л.,1975.
221. Переписка В.И.Вернадского с Е.П.Личковым 1940-1944,- М.Наука. 1879.
222. Переписка П.А.Флоренского и В.А.Кожевникова//В.Ф.1991.М6.
223. Переводчикова Е.В. Язык звериных образов. Очерки искусства.
224. Евразийских степей скифской эпохи.- М.,1994.
225. Перловский А. Колчан сердечных стрел.- Красноярск.,1995.
226. Пондпуло А.Г. От этнографии описания к этнографии - диалогу//0дисей.1991.- М.,1991.
227. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев.1. Л.,1969.
228. Понимание как философско методологическая проблема (материалы круглого стола)//В.Ф.1986.NN7,8,9.
229. Пронштейн А.П. Данилевский И.Н. Вопросы теории и методикиисторического исследования.- М.,1986.
230. Принцип противоречия в социальном познании,- Алма-Ата.,1982.
231. Прянишников З.Н. Растения полевой культуры.- М.,1936.
232. Плутарх. Сравнительные жизнеописания.- Новосибирск,,1991.
233. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека.- М.,1987.
234. Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опытреконструкции скифской мифологии.- М.,1977.
235. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры.- М.,1985.
236. Ракитов А.И. Историческое познание.- 1982.
237. Рашковский Е.Б. Историк как свидетель, или об источниках исторического познания//В.Ф.1998.N2.
238. Рабан К. Разрывы в метафоре:табу, фобия, фетишизм//В.Ф.1983, N12.
239. Рогов E.H. Атлас истории культуры России.- М. ,1993,
240. Роговин М.С. Изменения семантико-логической структуры психологических исследований//В.Ф.1983.N11.
241. Ростовцева Т.А. Об объективности оснований социального познания/./Проблемы объективности в социальном познании.1. Красноярск.,1988,
242. Ростовцева Т.А. Философия и миф/./'Философия и сознание.1. Красноярск.,1996.
243. Рикер П. Человек как предмет философии//В.Ф.1989.М2.
244. Рикер П. Существование и герменевтика//Феномен человека. Антология.- М. Высш. Школа.1993.
245. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифскоевремя.- М:Л.,1953. £41. Руденко С.И. Искуство Алтая и Передней Азии (середина 1тыс. до н.э.).- М.,1951.
246. Рузавин Г Л.Герменевтика и проблемы интерпретации, пониманияи объяснения//Б.Ф.1983.N12.
247. Русский космизм (антология философской мысли).- М.,1993.
248. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М. Наука.1994.
249. Самопознание европейской культуры XX века.- М.,1991.
250. Сербиенко В,В. Оправдание культуры. Творческий выбор Г.ФедотоЕа//В.Ф.1993.М8. £47, Семенова С.Г. Русский космизм//Русский космизм.- М.,1993. £48. Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание.-М.,1983.
251. Скифский мир.- Кемерово.,1989.
252. Смоляк A.B. Шаман: личность, функции, мировозрение (Народы
253. Нижнего Амура).- М.,1991. £51. Смирнова Н. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы//Обществен. науки и современность, 1995.N1.- U1Ü
254. Снисаренко А.Б, Третий пояс мудрости,- Л,,1989,
255. Соловьев B.C. Соч. в 2 т.- М.Мысль. 1988.
256. Соловьев С.М. Собр. соч. в 12 т.- М. Мысль.1988.
257. Соловьев З.Ю. Прошлое толкует нас.- М.,1991.
258. Стеблева И.Б. Перловский А. Поэзия древних тюрков.- М.1993. 257'. Степанянс М.Т. Восточные концепции "современного человека" вконтексте мировой культуры//Историко-философский ежегодник 1990.- М.Наука.1990.
259. Сунчугашев Я.И. Памятники орошаемого земледелия в древней
260. Хакасии.- Красноярск.,1989.
261. Тавризян Г.М. Человек в условиях научно-технической цивилизации/./Проблемы и противоречия буржуазной философии 60-70 годов.- М.Наука.1983.
262. Тарле Е.В. Соч. в 12 т.- М.,1959.
263. Тайлор З.Б. Первобытная культура.- М. ,1989.
264. Тереножкин A.M. Памятники предскифского периода на Украине,1. КСИМК, вып.47.- М.,1952.
265. Тейяр де Шарден П. Феномен человека.- М.,1987.
266. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.- М.,1965.
267. Токарев С.А. Мелетинский Е.М. Мифы народов мира,- М.,1980.
268. Токарев С.А. Ранние формы религии.- М.,1990.
269. Тойнби А.Дж. Постижение истории.- М.Прогресс.1991.
270. Традиционное мировозрение тюрков Южной Сибири.- Новосибирск. ,1988.
271. Тиваненко А.Б, Древние святилища Восточной Сибири.- Новосибирск, ,1989,4 si- a4o
272. Тимофеев И.О. Проблема концептуализации историко-научногознания//Методология развития научного знания.-МТУ.1982.
273. УледоЕ А.К, Социологические законы.- М.Мысль.1975.
274. Человек и социокультурная среда.- М. ,1991.
275. Членова Н.Л. Происхождение и ранняя история племен татарскойкультуры.- М.,1987.
276. Чучин-Русов А.Е. Культурно-исторический процесс: форма и содержание/ /В.Ф.1996.N4.
277. Феноменология и ее роль в современной философии. Матерриалыкругл. стола//В,Ф.1992.N9.
278. Федоров-Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии.1. М. ,1987.
279. Федоров Ю.М. Сумма антропологии.- Новосибирск.,1996.
280. Флоренский П.А. Богословские труды.- М.,1977.
281. Флоренцев Н.А. Троянская война и поэма Гомера.- М.Наука.1991.
282. Франкфорт Г. В предверии философии,- М.Наука.1984.
283. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь.- М.,1983.
284. Философия и история культуры.- М.Наука.1985.
285. Философия и культура,.- М,Наука.1987.
286. Философия религия и культура, (критический анализ совр.бурж. философии).- М.Наука,1982.
287. Философская культура и синтез социального знания.- Тюмень., 1992.
288. Шеллер М. Формы знания и образование//Избр. произв.- М.,1994.
289. Шеллер М, Феноменология и теория познания//йзбр. произв.1. М.,1994
290. Шеллер М. Избранные произведения.- М.!Тниснс".1994.
291. Шелестов Д.К. Историческая демография.- М.,1987.
292. Шелинг В.И. Введение в философию мифологии//Соч. в 2 т.1. М.,1989.
293. Шпенглер 0. Закат Европы.- Новосибирск.,1993,
294. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса.- М.,1983.
295. Штоль Г. Мифы классической древности, в 2 т. Факсимильноеиздан.- М.,1973.
296. ШкуратоЕ В.А. Историческая психология на перекрестках человеческознания//Одисей.1991.- М.Наука.1991.
297. Хамидов А.Л. Категории культуры,- Алма-Ата.,1992.
298. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме//Время и бытие.- М.,1993.
299. Хобнер К. Критика научного разума//В.Ф.1996.N1.
300. Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири исопредельных территорий.- Омск.,1979.
301. Юнг К.Г. К феноменологии духа в сказке//Культурология1. ХХвек.- М., 1995.
302. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество//Оамосознаниеевропейской культуры XX век.- М.,1991.
303. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.,1991.
304. Ясперс К. Философская вера,- М.,1992.
305. Ясперс К. Цели и истоки истории.- М., 1991.1. О А О